Убежище и помощь беженцам в России

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

Временное убежище в РФ в 2020 году

Несмотря на то, что Россия – не самая развитая страна мира, политическая и экономическая ситуация во многих других государствах заставляет людей бежать в РФ и искать здесь пристанища. Иностранцы могут претендовать на временное убежище в РФ и некоторые привилегии, гарантированные им на основании их нового статуса. В данной статье мы расскажем, что такое временное убежище, когда оно предоставляется, как получить свидетельство о его предоставлении, куда обращаться, какой срок действия документа, какими правами наделен его обладатель, и почему могут отказать в предоставлении убежища.

Что подразумевает под собой статус временного убежища

Важно! Статус временного убежища – не то же самое, что политическое убежище. Во втором случае решение о признании статуса принимается по Указу Президента РФ в связи с преследованием человека на Родине за его убеждения и общественно-политическую деятельность.

Под предоставлением временного убежища подразумевается наделение иностранного гражданина (или апатрида) правом на временное пребывания в России из соображений гуманности. Это такой же статус как “беженство” и “вынужденное переселение”, но правовое положение обладателей свидетельства о предоставлении убежища отличается от положения беженца и переселенца.

Статус обладателя права на временное убежище в РФ может быть присвоен в связи с тем, что не имеется достаточно оснований для признания его беженцем, а вернуться в родную страну он не может из страха преследования. Предоставление убежища – отсрочка депортации за границу.

В каких случаях может быть предоставлено временное убежище в РФ

Не все иностранцы и апатриды, которых не признали беженцами, могут претендовать на временное убежище в России – статусом человек наделяется только в следующих случаях:

  1. Если не имеется достаточно оснований для присвоения человеку статуса беженца, но из соображений гуманности его нельзя депортировать за границу. К примеру, выяснилось, что заявителю угрожает реальная опасность из-за его принадлежности к определенной профессии (чаще всего такое случается с сотрудником спецслужб).
  2. Если специалисты ГУВМ МВД нашли достаточно причин для присвоения человеку статуса беженца, но заявитель отказывается о получения соответствующего свидетельства – все, на что он претендует – временное убежище. То есть, имеются опасения в том, что человек будет подвержен преследованиям в родной стране по причине расовой, религиозной, этнической принадлежности и т.д.

Куда обращаться, чтобы получить временное убежище в РФ

Важно! Порядок подачи заявления на временное убежище в РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274.

Чтобы подать ходатайство и разъяснить обстоятельства дела, иностранные граждане и апатриды должны обращаться лично в территориальные отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД (бывшее ФМС). Подача бумаг в другие ведомства невозможен.

Подача заявления на временное убежище в РФ

Чтобы претендовать на временное убежище в РФ, необходимо, прежде всего, подать соответствующее ходатайство – существует унифицированная форма документа (см. Приложение №1 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81). Если в Россию прибыла целая семья, заполнить документ должен каждый член семьи, которому уже исполнилось 18 лет. Дети будут упомянуты в ходатайстве родителя или законного представителя. Далее следуют процедуры:

  1. Индивидуальный опрос каждого совершеннолетнего заявителя, заполнения анкеты и опросного листа сотрудниками ГУВМ МВД.
  2. Фотографирование, дактилоскопия – сканирование отпечатков пальцев каждого заявителя.
  3. Заявитель получает справку о приеме ходатайства (см. Приложение №2 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81).
  4. Ходатайство находится на рассмотрении в течение 3 месяцев устанавливается личность заявителя, проверяется правдивость предоставленной информации.
  5. Принимается решение о предоставлении статуса или об отказе в его предоставлении – в любом случае, заявителю высылается уведомление в течение 3 дней после принятия решения.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

Если ходатайство о предоставлении временного убежища в РФ одобрено, заявителю выдается свидетельство (см. Приложение №3 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81) – с этого момента данный документ является удостоверением личности иностранца/апатрида на территории РФ.

Важно! После получения свидетельства о временном убежище, иностранец обязан немедленно сдать свой паспорт и иные удостоверения личности на хранение ГУВМ МВД и встать на миграционный учет в обычном порядке.

Можно ли продлевать статус временного убежища в РФ

Важно! Срок действия свидетельства о предоставлении временного убежища истекает через 1 год.

Продлевать статус временного убежища можно несколько раз по окончании срока его действия, однако, для этого нужны веские основания. Если обстоятельства, из-за которых заявителю требовалось убежище, устранены, в продлении статуса будет отказано. Обращаться следует опять же, в отделение ГУВМ МВД.

Экспертное мнение к вопросу о том, какими правами обладает иностранец, получивший в России временное убежище

Эксперты Министерства внутренних дел РФ дают пояснение относительно прав обладателей свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации – их правовой статус практически совпадает с тем, что присваивается беженцам, однако, имеются отличия.

Лица, получившие временное убежище, могут претендовать на бесплатные услуги переводчика, юридическую консультацию, проезд к центру временного расположения, жилье, питание, услуги коммунального хозяйства и предметы первой необходимости. Им предоставляется право на посещение поликлиник, на содействие в получении профессионального образования, на зачисление детей в школы и детские сады. Иностранцы могут подать заявление на получение банковского займа или ссуды и искать работу – для трудоустройства не требуется разрешение на работу.

Отличие от беженцев заключается в том, что лицам, получившим временное убежище, не полагается единовременное денежное пособие. Материальная помощь им не предоставляется.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1О беженцах
Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274О правовом положении лиц, получивших статус временного убежища
Приказ Федеральной миграционной службы от 19.08.2013 № 352О статусе временного убежища

Типичные ошибки

Ошибка: Лицо, получившее право на временное убежище в России полагает, что его не могут лишить данного статуса, пока не истечет срок его действия.

Комментарий: Гражданин может быть и лишен статуса временного убежища, если были устранены причины для выдачи свидетельства, если человек легализовал свое пребывания в РФ и может получить гражданство, и если он выехал на ПМЖ за рубеж. Также свидетельство аннулируется в следующих случаях: заявитель был осужден за уголовное преступление, иностранец сообщил о себе ложные сведения или представил поддельные документы, обладатель свидетельства участвовал в хранении/продаже наркотиков.

Ошибка: Гражданин ожидает истечения года для того, чтобы получить назад свои документы и лишиться временного убежища в РФ.

Комментарий: Если не имеется причин для того, чтобы продолжать жить в России как во временном убежище, можно подать заявление об отказе от данного статуса, вернуть документы и уехать.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить временное убежище в РФ

Вопрос №1: Могут ли меня депортировать, если сотрудники правоохранительных органов обнаружат, что у меня нет свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ? Я подал ходатайство, но оно все еще находится на рассмотрении.

Читайте также:  Заявление на смену паспорта через сайт Госуслуги

Ответ: После приема ходатайства, Вам должны были выдать справку о приеме у Вас заявления – этот документ является основанием для законного пребывания на территории России, носите бумагу с собой.

Вопрос №2: На протяжении какого срока статус временного убежища является действительным?

Ответ: Статус временного убежища является действительным в течение 1 года, однако, при необходимости статус можно продлить.

Статус беженца в России: как получить в 2020 году, какие документы нужны?

На фоне мировых политических и военных конфликтов Россия продолжает оставаться государством, открытым к приему пострадавших в этих условиях людей. Однако не всех иностранных граждан правительство готово безоговорочно принять под свою защиту и предоставить им убежище. В настоящей статье будет рассмотрено, как можно получить статус беженца в России в 2020 году, разрешено ли его продлевать и какие документы нужны для этого.

Определение

Для того чтобы жить на территории другой страны в указанном выше качестве, надо однозначно понимать этот термин. А также следует разобрать, что дает статус и с помощью каких документов можно его приобрести.

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются, у людей с этими статусами разное гражданство. В первом случае приезжие не являются подданными РФ, им просто приходится пребывать в чужом государстве некоторое время в связи с обстоятельствами. А во втором россиянин переезжает из одного региона государства в другой.

Не все иностранцы, на родине которых идут военные действия, стремятся получить в России статус беженца. Некоторых морально унижает такое определение. Из-за беспочвенных заявлений на эту тему проблемы возникают у целых семей, включая несовершеннолетних.

Дело в том, что от положения, в котором формально находится иностранный гражданин, зависит период его временного проживания в Российской Федерации.

Заграничные гости имеют право находиться на территории страны только 90 дней, а срок пребывания беженцев не настолько ограничен.

Со статусом связаны также льготы и социальные дотации. Мигрантам, сбежавшим от боевых действий, в РФ предоставляется пособие, с помощью которого проще освоиться на новом месте.

Важные нюансы

Итак, беженцами называются люди, подвергавшиеся на родине дискриминации и враждебному отношению, и поэтому вынужденные на время перебраться в другую, более безопасную страну. Данный статус невозможно принять из-за пустяка. Например, нельзя стать беженцем в России, поругавшись со своими близкими на Украине.

Но если в адрес одного человека или всей семьи постоянно происходят угрозы на расовой, религиозной или политической основе, то это может послужить поводом к оформлению необходимых документов.

Для приобретения статуса беженца требуется веское основание. К таковым относится притеснение по следующим признакам:

  • расовому;
  • национальному;
  • социальному;
  • религиозному.

Биография людей, подающих прошение в ФМС, детально проверяется.

Как предоставляется статус?

Не так давно властей беспокоила ситуация с непрекращающейся нелегальной миграцией в Россию из восточных стран. Обычно это проблема затрагивала мегаполисы, особенно Москву и Санкт-Петербург, но в последнее время иностранцы стали прибывать и в Крым.

Чтобы сделать обстановку в больших городах более спокойной и не допустить явного противостояния между коренным населением и мигрантами, в том числе беженцами, властям пришлось ввести более жесткие правила пребывания в стране.

Как было сказано выше, приобрести статус, который дает определенные льготы, может далеко не каждый иностранец, въехавший в РФ. В противном случае, работники УФМС просто не смогут систематизировать непрерывный миграционный поток.

Согласно российскому законодательству, обращаться за убежищем вправе:

  • граждане других государств, планирующие переехать или уже прибывшие в РФ;
  • лица, лишившиеся родного подданства, находящиеся в России;
  • люди без гражданства, легально живущие в РФ.

Кому отказывают?

Иностранцы, которые просят предоставить им статус беженца, могут получить отрицательный ответ. Но это не относится к приезжим, сбежавшим от реальной военной угрозы, им помощь оказывают всегда.

На положительное решение не вправе рассчитывать преступники (в том числе военные) и подозреваемые, обязанные нести уголовную ответственность. Среди них могут быть как отдельные люди, так и участники организованных криминальных сообществ.

Отказом УФМС отвечает и на обращение мигрантов, имеющих невыполненные обязательства перед родной страной. К примеру, статус беженца вряд ли получит человек, призванный на военную службу.

У сотрудников миграционного отдела обязательно возникнут вопросы к тем, кто после пересечения российской границы не обращается в нужные инстанции в определенный срок. И если выяснится, что приезжий игнорировал законы страны без уважительных причин, у него возникнут сложности не только с оформлением статуса, но и с пребыванием в России.

Не стоит рассчитывать на получение свидетельства беженца и тем, у которых есть близкие, например, супруги с российским гражданством. Откажут и иностранцам, кому уже выданы бумаги, на основании которых можно проживать и трудоустраиваться в России.

Заявка на получение статуса беженца будет одобрена только если мигрант, скрывающийся от войны, соблюдает сроки пребывания в РФ и подачи необходимых документов.

Явиться в отдел ФМС по этому вопросу нужно следует в течение суток после пересечения границы. Если приезжий оказался в РФ незаконно, ему нужно как можно быстрее посетить миграционную службу.

У любого человека случаются экстренные ситуации. К примеру, если сириец или украинец просрочил время подачи заявления по уважительной причине, работники госорганов могут пойти ему навстречу.

Порядок получения статуса

Иностранный гражданин, приехавший в Россию по причине обострения военного конфликта, может называться беженцем только первые три года. В этот период мигрант беспрепятственно находится и работает в стране.Работники ФМС забирают у приезжего внутренний национальный паспорт и выдают специальное удостоверение. Это не означает, что переселенец никогда не сможет вернуться на родину, просто ему понадобится время, чтобы получить обратно иностранное удостоверение личности.

Физическому лицу, претендующему на статус беженца, нужно подать соответствующее ходатайство в миграционную службу. Это можно сделать как в местном, так и в центральном ФМС. Если иностранец еще не уехал из родного государства, ему нужно будет решать вопрос через посольство или консульство.

При пересечении границы с РФ потенциальному беженцу понадобится предъявить несколько справок, и назвать конкретную цель въезда в страну. Недавно в специальную анкету была введена отдельная графа для данной категории приезжих. Если мигрант уверен, что ему положен такой статус, лучше это указать.

В настоящее время ситуация с беженцами очень напряженная. За последний год границу между Россией и Украиной пересекли 2 000 000 человек. Причем приезжают в РФ не только представители юго-востока соседней страны, но и других ее областей, а также граждане Сирии. Иными словами, беженцы прибывают на российскую территорию огромным потоком, поэтому пограничники передают часть своих обязанностей миграционной службе.

Ходатайство в 2020 году оформляется в письменной форме и только на государственном языке.

Лица старше 18 лет составляют и предъявляют заявление сами, а данные несовершеннолетних указываются в прошении родителей.

Кандидаты должны быть подготовленными к специальному опросу. Сотрудник ФМС вправе провести серьезное интервью с приезжим для полного выяснения причин соискания иностранцем убежища в РФ.

Анкетирование завершится быстро, если мигрант предъявит документ, подтверждающий необходимость для него статуса беженца. Все справки нужно перевести с иностранного языка на русский. Здесь можно столкнуться с основной проблемой – люди бегут из зоны военных действий, не задумываясь о переводе документации. К тому же некоторые бумаги могут просто сгореть при пожаре, а восстанавливать их иностранцам некогда.

В 2015 году российским правительством была введена ускоренная процедура присвоения статуса беженца для украинских граждан. Чтобы получить удостоверение, им необходим лишь внутренний паспорт.

При обращении в ФМС требуется сдать не только документы, но и фотоснимки, и отпечатки пальцев. Претендент получает справку о том, что его ходатайство взято на рассмотрение. Документ имеет юридическую силу 5 дней, и его можно считать лишь подтверждением факта приема бумаг, а не ответом. В случае отказа в предоставлении статуса иностранец должен получить уведомление об этом.

Время, отведенное на анализ документации, зависит от многих факторов. Бывает и такое, что заявку рассматривают не один месяц. Но учитывая обстановку в горячих точках, сотрудники УФМС стараются дать ответ как можно быстрее.

На что могут рассчитывать обладатели этого статуса?

Нередко люди, у которых вполне терпимая политическая обстановка на родине, приезжают в РФ и пытаются добиться признания себя беженцем из-за выплат и льгот. В самом деле, такое положение дает ряд преимуществ, но они не настолько велики, как может представляться иностранным гражданам.

Пока заявление рассматривается, претенденту выплачивается разовое пособие. За счет него шикарно жить не получится, но можно приобрести продукты питания. Размер выплаты зависит от населенного пункта. Как утверждают беженцы, в некоторых регионах сумма составляет 100–150 рублей, а в других 400–450 руб. в день на одного человека. Есть области, где выдается по 800 рублей в сутки.

Денежное довольствие этой категории лиц невелико, но они вправе получить временную жилплощадь.

Она не является самой комфортной, но зато у семей есть где ночевать и пережидать сложный жизненный период.

До получения свидетельства беженца претендентам на статус может понадобиться и медицинское обслуживание. Поэтому они вправе встать на учет в поликлинике по адресу пребывания.

Первое обследование не нужно оплачивать, и если в каком-то городе за него требуют денежные средства, следует сразу обратиться в правоохранительные органы или местную администрацию. После осмотра беженцу вручается сертификат, на основе которого возможно дальнейшее получение экстренной помощи.

Что делать после рассмотрения заявки?

Изучив представленные бумаги, сотрудники ФМС дают кандидату положительный или отрицательный ответ. В первом случае приезжий получает удостоверение, а свои основные документы на определенное время сдает в миграционную службу. В России он может пользоваться уже перечисленными льготами, а также бесплатным проездом в некоторых частях страны.

Как поступить беженцу, если понадобится срочно выехать за границу? Ему потребуется специальный проездной билет. Этот документ заменяет человеку удостоверение личности за пределами РФ.

Для трудоустройства не нужно оформлять патент или разрешение. Беженцы могут получить работу в любом населенном пункте, в зависимости от профессиональной подготовки.

Как получить статус беженца в России?

«Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем»
Всеобщая декларация прав человека, ст. 14, п.1

Иллюстрация Эзры Смит

Рассказываем о том, кто считается беженцем и что делать, если вы хотите обратиться за убежищем в России

В 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев, а в 1993 приняла закон «О беженцах». Таким образом, Россия взяла на себя обязательства по защите этой категории лиц.

Кто такие беженцы?

Согласно Конвенции ООН 1951 года, вы являетесь беженцем, если находитесь за пределами страны своей гражданской принадлежности или не имеете определенного гражданства и:

— имеете вполне обоснованные опасения, что можете подвергнуться преследованию на почве расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к социальной группе или политических убеждений в стране исхода;

— не можете или не решаетесь вернуться на родину в связи с этими опасениями;

— не имеете возможности или не желаете получить от своей страны необходимую защиту вследствие таких опасений.

Куда обращаться для получения статуса в России?

Для получения убежища в России следует обратиться в региональные подразделения Управления по вопросам миграции МВД России с заявлением о предоставлении статуса беженца.

Иллюстрация Эзры Смит

Когда обращаться за убежищем?

Как можно скорее после прибытия в Россию. Хотя по закону обратиться за убежищем можно в любое время, на практике многих привлекают к административной ответственности раньше, чем они успевают запросить статус. Например, если истек срок визы или нет регистрации по месту пребывания.

Прежде чем обращаться за статусом беженца, важно знать, что:

— у каждого есть право на доступ к процедуре. То есть не существует каких-либо оснований для отказа в приеме обращения за статусом беженца, даже если вы нарушили режим пребывания в стране или у вас нет удостоверения личности;

— за искателями убежища также закреплены: право на помощь представителя не за счет государства, на бесплатные услуги переводчика, на направление в Центр временного размещения, бесплатное проживание, питание и медпомощь в этом центре.

Хотя оснований для отказа в приеме обращений нет, и ФЗ «О беженцах» не требует от беженца наличия паспорта, на практике при обращении за убежищем в МВД просят предъявить следующие документы:

— ходатайство о признании беженцем, с указанием причин, по которым пришлось покинуть родину;

— две фотографии, сделанные на момент подачи ходатайства, в черном-белом или цветном исполнении, размером 35:45 мм;

— национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства (вместе с переводом).

Из каких этапов состоит процедура подачи ходатайства о получении статуса беженца?

— идентификация личности заявителя, которая предполагает снятие отпечатков пальцев и фото, а также проверку по базам данных ФМС, ФСБ и МВД;

Читайте также:  Автобус 892: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

— собеседование с заполнением анкеты и опросного листа;

— также возможно проведение последующего индивидуального собеседования и дополнительных собеседований, что, однако, происходит крайне редко;

— рассмотрение ходатайства, во время которого заявитель может предоставить дополнительные документы, обосновывающие сказанное им в ходе собеседования; Состоит из двух этапов:

  1. Предварительное рассмотрение обращения (в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства);
  2. Рассмотрение ходатайства по существу (в течение 3 месяцев со дня принятия решения о рассмотрении по существу)

— на период рассмотрения ходатайства заявителю выдается свидетельство сроком на 3 месяца, которое дает право на легальное пребывание на территории России; Удостоверение личности на эти три месяца беженец обязан сдать на хранение в миграционную службу;

— решение о признании беженцем вручается в течение 3 дней с момента его принятия.

Если вам отказали в доступе к процедуре или по итогам рассмотрения ходатайства не предоставили убежища, вы имеете право обжаловать действия и бездействия должностных лиц в вышестоящие органы и/или в суд.

Ссылки на важные документы:

  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Конвенции ООН о статусе беженцев
  3. Федеральный закон «О беженцах»
  4. Административный регламент МВД РФ по рассмотрению ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища

Памятку подготовила волонтер «Гражданского содействия» Мария Данилкина

Беженцы в Москве

Беженцы в Москве распределяются так же, как и в других регионах страны. Процедура носит заявительный характер. Приезжий письменно ходатайствует о предоставлении убежища, при необходимости в присутствии переводчика.

Остаться в Москве сложно. Как иммигранту закрепиться в столице, какие потребуются документы и кому откажут в статусе беженца?

Преимущества получения статуса беженца

Что даёт законность проживания в Москве беженцам? В первую очередь, легальность нахождения в столице и в пределах РФ. Приезжий имеет право на следующее:

  • Социальную помощь государства.
  • Предоставление жилья из специального жилфонда.
  • Пособие по беременности и родам.
  • Содействие в проезде и перевозе багажа к месту проживания.
  • Медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами.
  • Профессиональное обучение и трудоустройство.
  • Содействие в открытии ИП.

Статус беженца действителен три года. На это время иммигрант сдаёт свой паспорт в ГУВМ. Взамен получает удостоверение личности — свидетельство о временном предоставлении убежища на территории РФ. «Паспорт беженца» схож с общегражданским паспортом РФ, но его отличает синий цвет.

Для отъезда из Москвы в пределах РФ или для выезда за рубеж необходимо написать заявление в службу миграции. Взамен государственный орган выдаст проездной талон беженца.

Статистика показывает, что Россия наиболее дружелюбная страна для беженцев из разных стран

Обязанности беженцев в России

Вынужденные переселенцы обязаны соблюдать Конституцию и общее законодательство РФ. При переезде в другой район Москвы или регион страны беженец обязан сняться с временной регистрации и в семидневный срок зарегистрироваться по новому месту пребывания (выходные и праздничные дни в этот период не входят).

Каждый приезжий, вне зависимости от возраста, обязан ежегодно проходить медицинское освидетельствование, установленное регламентом ГУВМ МВД. При необходимости беженцам будет оказана профилактическая медицинская помощь и вакцинация. После получения гражданства или окончания срока действия «паспорта беженца» приезжие обязаны освободить жилую площадь специального жилфонда.

Откуда переселяются беженцы в Москву

Согласно статистике, на начало 2020 года в РФ поставлено на учёт 16,5 млн мигрантов. Это на 2 млн больше, чем годом ранее. Около 1,2 млн приезжих зарегистрировано в Москве.

Всего в столице проживает почти 10 млн мигрантов, но только половина из них имеет официальный статус. Из числа беженцев на территории РФ находится 80 тыс. человек.

Миграционная служба Москвы зарегистрировала с 2014 года 3311 заявлений о предоставлении убежища. Основная волна вынужденных переселенцев пришлась на 2014-й, в разгар войны на Украине. Значительная часть беженцев осела в приграничных регионах: Ростовской и Воронежской области.

За пять лет военного конфликта потоки украинских переселенцев уменьшились. В данный период вновь преобладает количество беженцев из Киргизии и Таджикистана. В основном это русскоязычные граждане, притесняемые коренным населением.

Москва привлекательна для переселенцев инфраструктурой и возможностью быстро найти высокооплачиваемую работу. В связи с популярностью столицы, у беженцев квоты на вынужденных переселенцев небольшие и быстро заканчиваются.

Квоты для беженцев

Ежегодно правительство РФ утверждает для Москвы не более 2000 миграционных квот, в том числе и для вынужденных переселенцев. Увеличенный в два раза лимит (4000 квот) предусмотрен для Московской области.

Что касается льгот для украинцев, то с июля 2018 года они утратили особый статус. Теперь они получают убежище в Москве по общей миграционной квоте. Для жителей ДНР и ЛНР возможно получение гражданства и паспорта России по упрощенной схеме в 2020 году.

О получении гражданства РФ в упрощенном порядке гражданами ДНР и ЛНР, узнайте в видео.

Как получить статус беженца

Вынужденные переселенцы могут ходатайствовать о предоставлении убежища следующим образом:

  1. Подать заявление в диппредставительстве РФ на территории сопредельного государства.
  2. Обратиться к сотруднику погранслужбы прямо на российском КПП.
  3. Подать ходатайство на территории РФ в региональное отделение ГУВМ МВД по месту нахождения.

В любом случае соискателю предстоит пройти ряд процедур:

Как получить статус беженца в России?

  • Заполнить анкету.
  • Сдать биометрию (отпечатки пальцев).
  • Пройти интервью и заполнить опросный лист.
  • Отдать свой паспорт.
  • Получить справку о передаче документов представителям РФ.
  • Получить свидетельство о рассмотрении ходатайства.
  • Пройти медицинскую комиссию.

Всего будет три анкетирования и одно собеседование. Если беженец не владеет русским языком, его будет сопровождать предоставленный переводчик. На рассмотрение обращения о предоставлении убежища уходит не более пяти дней.

Важная информация. В ожидании рассмотрения ходатайства соискатель вправе проживать в центре временного содержания либо в арендуемой квартире или комнате. После определения статуса дальнейшее пребывание на территории РФ согласовывается с ГУВМ МВД.

Получение денежного пособия и проживание

После рассмотрения первичного ходатайства комиссия выносит решение, оставить беженца в РФ или нет. Если ответ положительный, то государство окажет приезжему материальную помощь. Для этого он должен написать заявление в миграционную службу о финансовой помощи и приложить к нему следующие документы:

  • Справку о сдаче паспорта в ГУВМ МВД.
  • Свидетельство о временном предоставлении убежища на территории РФ (если уже выдано).
  • Свидетельство о рождении ребёнка.
  • Пенсионное удостоверение.
  • Удостоверение об инвалидности.

Денежные средства перечисляются из Федерального казначейства РФ. Суммы выплат делятся на два типа:

  • Ежедневные выплаты — это сумма в 800 рублей. Деньги не выдаются на руки иммигранту, а перечисляются на счёт центра временного содержания.
  • Единовременная выплата — 100 рублей. Для пенсионеров и инвалидов величина пособия — 150 рублей.

Выплаты прекращаются, если приезжий получает статус РВП (разрешение на временное проживание), нарушает российское законодательство, лишается статуса беженца или уезжает за пределы РФ.

Пункты приема беженцев в Москве для проживания

Чтобы получить жильё после ЦВС, переселенцы могут обратиться в один из пунктов помощи для беженцев. Это организации, которые оказывают помощь в расселении иностранных граждан. Как правило, первым домом для приезжих становятся общежития или муниципальные гостиницы.

Перечень пунктов в Москве:

  • Единый комплексный центр помощи беженцам — г. Москва, ул. Суздальская, вл. 8б.
  • Координационный штаб при поддержке Общественной палаты РФ.
  • Дети под обстрелом: сообщество режиссера Алексея Смирнова (8-800-775-41-18).
  • Ассоциация адвокатов России за права человека (8-495-968-30-44).
  • Благотворительный Фонд помощи Святителя Василия Великого (8-800-500-30-57).
  • Штаб помощи при отделе по благотворительности Русской православной церкви (8-800-200-41-98).

Сотрудники помогут подобрать оптимальное жильё, учитывая количество детей в семье. Пункты обеспечивают психологическую помощь, консультации, помощь с медикаментами, документами, работой, проездом и питанием.

Могут ли отказать в предоставлении жилья

В предоставлении московского жилья могут отказать по причине отсутствия свободной жилплощади на балансе. Скорее всего, переселенцу предложат перебраться из Москвы в другой регион, где для него найдётся жилплощадь. В таком случае беженец получит направление на проживание в иной субъект РФ.

Прохождение медицинского освидетельствования

Прибывшие беженцы и лица в РВП и ВНЖ статусе обязаны проходить медицинское освидетельствование один раз в год. Оно включает в себя следующее:

  • Осмотр врачом-терапевтом (врачом-педиатром для несовершеннолетних).
  • Проведение реакции Вассермана (RW).
  • Определение антител классов М, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 (Human immunodeficiency virus HIV 1) в крови.
  • Определение антител классов М, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2 (Human immunodeficiency virus HIV 2) в крови.
  • Флюорографию легких для граждан старше 18 лет.
  • Очаговую пробу с туберкулином (пробу Манту) для детей младше восьми лет.
  • Пробу с аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении для детей старше восьми лет.

По окончании медицинского освидетельствования врачом-терапевтом (педиатром) оформляется медицинский сертификат о результатах (в двух экземплярах) с печатью медицинского учреждения. Срок действия сертификата — один год. Медицинские справки имеют силу три месяца.

Некоторые анализы могут быть платными. Для тех, кто получает РВП или ВНЖ, медкомиссии платные.

Заполнение анкеты и опросного листа

При первичном ходатайстве о предоставлении убежища анкету помогает заполнять сотрудник миграционной службы. Далее, ведомство назначает соискателю конкретную дату для заполнения ещё одной анкеты. С каждым членом семьи будет проведена индивидуальная беседа.

В анкетные разделы вносятся сведения со слов соискателя. Сотрудники ведомства снимут ксерокопии с документов эмигранта. Затем беженцу назначается третья встреча.

В этом случае будут сверяться полученные сведения всех членов семьи с характером ходатайства. Если какие-либо факты возможно подкрепить документально, то это приветствуется миграционной службой.

Собеседование

После третьей встречи иммигранту назначается интервью. Это собеседование является ключевым для приезжего. Проводит его старший сотрудник регионального отделения ГУВМ МВД.

Во время встречи соискатель должен обосновать анкетные сведения и ходатайство об убежище. От приезжего потребуется детально изложить мотив отъезда с родины и указать причины невозможности возвращения.

Подробные факты из жизни очень важны. Изложенные сведения фиксируются на бумаге. В конце встречи иностранцу дают ознакомиться с опросным листом и подписать его.

Получение удостоверения беженца

В случае положительного исхода встречи приезжему выдают свидетельство о принятии ходатайства к рассмотрению. Выданный документ позволяет официально находиться в стране до получения окончательного ответа на просьбу об убежище. В процессе рассмотрения (примерно три месяца) иммигрант получает ещё одно свидетельство, благодаря которому можно обратиться за материальной помощью и в пункт социальной помощи.

Во время ожидания необходимо пройти медосмотр и получить сертификат о результатах обязательного медицинского освидетельствования. Его необходимо отнести в ГУВМ МВД. По истечении трех месяцев (на практике дольше) соискателя приглашают на получение «паспорта беженца».

*При получении паспорта беженца, иммигрант сдаёт свои национальные документы в ГУВМ МВД. Их можно получить для отъезда из РФ.

Срок действия статуса беженца

Удостоверение действительно 3 года. Несмотря на ограниченный срок действия, документ возможно продлить ещё на один год. В период использования «паспорта беженца» его можно обменять по следующим причинам:

  • Произошли изменения личных сведений.
  • Обнаружилась ошибка в документе.
  • Удостоверение утратило надлежащий вид.
  • Не осталось свободного места для внесения дополнительной информации.

В преддверии окончания срока действия документа беженец должен подать ходатайство на РВП, затем на ВНЖ и далее на гражданство.

Кому могут отказать в присвоении статуса беженца

Согласно пятой статьи правовой нормы N 4528-I «О беженцах», государство вправе отказать иностранному лицу в предоставлении статуса беженца по следующим причинам:

  • Соискатель нарушил законодательство РФ и преследуется законом.
  • Лицу уже отказывали раньше, а обстановка в его стране осталась неизменной.
  • Соискатель получил отказ в любом другом государстве, где действует Конвенция ООН в отношении беженцев, а законодательство той страны не противоречит правовой базе РФ.
  • Заявитель обладает гражданством третьей страны, которым имеет право воспользоваться.
  • Лицо прибыло из третьей страны, где могло быть признано беженцем.
  • В случае преследования на родине за преступления.
  • Соискатель незаконно прибыл на территорию РФ.
  • Предоставляемые личные сведения недостоверные.
  • Иностранец состоит в браке с гражданином РФ.

Во всех остальных случаях вынужденный переселенец имеет большие шансы остаться в РФ и даже в Москве.

Итоги

Россия может признать иностранца беженцем, если на это есть весомые аргументы. Но чтобы остаться в Москве, помимо доводов, потребуется везение. Власти столицы неохотно принимают беженцев, ссылаясь на множество пустеющих регионов РФ.

Узнайте о юридических основах статуса беженца в видео.

Глава представительства УВКБ ООН Ванно Нупек о проблемах беженцев в России

Генсек ООН Антониу Гутерриш обратился к международному сообществу с экстренным призывом выделить дополнительные $500 млн для помощи беженцам из Сирии. Глава представительства Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в России Ванно Нупек — сам бывший беженец из Камбоджи — в интервью “Ъ” сказал, что у организации есть постоянная потребность в увеличении финансирования, поскольку ситуация с беженцами становится все хуже. Россия, по его словам, занимает лишь 42-е место в списке доноров УВКБ.

— Россия по линии ООН тратит более $2 млн в год на помощь беженцам, из них почти половина идет на содействие возвращению домой сирийцев. Четверть суммы направляется непосредственно в УВКБ. По вашему мнению, этих денег достаточно?

Читайте также:  Какие документы нужны для получения гражданства РФ по программе переселения?

— Мы наблюдаем беспрецедентное число вынужденно перемещенных лиц. Их более чем 70 млн по всему миру, причем подавляющее большинство — 80% — проживают в наименее развитых или развивающихся странах.

На данный момент Россия занимает 42-ю строчку в списке доноров УВКБ ООН, ежегодно направляя $2 млн в бюджет агентства на протяжении уже более чем десяти лет. Мы благодарны России за ее последовательный вклад в программы УВКБ ООН.

Однако, учитывая нынешнюю ситуацию с вынужденно перемещенными лицами по всему миру, есть постоянная потребность в увеличении финансирования. Одна из моих задач как главы представительства УВКБ ООН в России это как раз привлечение дополнительных средств. Так что, конечно, я заинтересован в увеличении вклада России в наш бюджет, в том числе в виде пожертвований от частных лиц.

— А кто вам дает больше всего денег? США?

— Да, США. Но стоит отметить, что, по данным МВД, с 2014 года Россия потратила 18 млрд руб. на прием, обустройство и медицинскую помощь украинским беженцам. Мы лишь оказываем юридическую помощь обращающимся беженцам из Украины и других стран, в остальном российские власти все делали самостоятельно. Если сравнивать с другими странами, я, в частности, говорю о качестве центров временного размещения, куда прибывали украинские беженцы, все делалось по высшим стандартам.

Как граждане России относятся к беженцам

Кроме того, хочу подчеркнуть, что в критические моменты Россия также выделяла дополнительные средства, которые позволили УВКБ ООН удовлетворять самые насущные потребности беженцев, в основном сирийцев в Иордании и Ливане, а также в других частях света. Этот свидетельствует о приверженности России защите беженцев и работе УВКБ ООН в условиях, когда гуманитарные потребности продолжают расти.

На 2020 год бюджет УВКБ ООН, сформированный на основе предварительных подсчетов, составляет $8,6 млрд при растущей потребности в гибком финансировании, для того чтобы мы могли реагировать на текущие и новые чрезвычайные ситуации, а также развивать гуманитарные программы по всему миру.

— Мировое сообщество осознает степень серьезности проблемы, на ваш взгляд?

— В последние годы произошли некоторые позитивные изменения: мировое сообщество приходит к пониманию необходимости всеобщего участия в поиске долгосрочных решений для беженцев, о чем свидетельствует принятие Генеральной Ассамблеей ООН Глобального договора по беженцам в 2018 году. Однако многие конфликты остаются неразрешенными, а вдобавок к существующим появляются новые.

Многие страны, принимающие беженцев, по-прежнему испытывают нехватку ресурсов для того, чтобы справиться с их притоком или не могут предложить варианты долгосрочных решений.

Некоторые из программ УВКБ ООН остаются в значительной степени недофинансированными (например, в случае с Суданом или Бангладеш), что ограничивает их эффективность.

Наша деятельность требует не только финансирования, но и экспертных знаний и политической поддержки. В этих областях мы также рассчитываем на Российскую Федерацию. В прошлом году мы подписали Меморандум о взаимопонимании с МЧС России. Высококвалифицированный опыт и материально-техническая поддержка со стороны ведомства будут очень полезны для урегулирования чрезвычайных ситуаций.

— Как вы оцениваете итоги первого Глобального форума по беженцам, состоявшегося в декабре в Женеве?

— Форум собрал широкий круг участников для мобилизации действий с целью решения проблем, с которыми сталкиваются беженцы. Это мероприятие стало отражением общей готовности укреплять международное сотрудничество и солидарность, но для достижения успеха будет иметь решающее значение последовательная поддержка со стороны всех государств, не ограниченная исключительно финансовой помощью. Благодаря этому мы будем продвигаться к достижению четырех целей Глобального договора по беженцам: ослабление нагрузки на принимающие страны; расширение возможностей беженцев, включая их самодостаточность; расширение доступа к возможности переселения в третьи страны для самых уязвимых групп; помощь в создании безопасных и достойных условий в странах происхождения для последующего возвращения беженцев.

— На сайте УВКБ сказано, что по данным на 31 декабря 2019 года в самой России чуть более 220 тыс. лиц, подпадающих под компетенцию УВКБ ООН. Что это за люди? Какие действия по отношению к этим людям должны быть предприняты Россией с точки зрения УВКБ?

— Примерно 42 тыс. из них — это лица, получившие временное убежище (в основном из Украины), 487 — это беженцы. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории РФ также находилось 178 тыс. лиц без гражданства. Если они действительно являются лицами без гражданства, то они потенциально подпадают под компетенцию УВКБ ООН.

Что касается просителей убежища и беженцев, мы работаем над тем, чтобы им был обеспечен доступ к справедливым процедурам получения убежища и долгосрочным решениям. Интеграция в принимающие сообщества является одним из самых важных аспектов деятельности.

— Около 500 беженцев — это как-то совсем мало.

— Да, общий показатель невелик. Вместе с тем из тех, кто подал документы на получение статуса беженца, 40–50% получают удовлетворительный ответ. Это не так уж плохо по сравнению с другими странами. Но при этом к нам обращаются лица, испытывающие проблемы в подаче обращения за убежищем, мы и сотрудничающие с нами юристы работаем с МВД России над такими случаями.

— А беженцев из Сирии много?

— По разным причинам российские власти предоставляют сирийцам временное убежище, а не статус беженцев, так что они числятся среди упомянутых мной 42 тыс.

— А откуда в России так много лиц без гражданства?

В российские граждане примут вдвое быстрее

— Причины здесь могут быть самые разные, но большинство таких случаев возникло после распада СССР. Мы высоко ценим предпринимаемые Россией шаги по сокращению безгражданства. Ситуациям безгражданства не должно быть места в XXI веке. В рамках глобальной кампании #IBelong мы полны решимости положить конец безгражданству к 2024 году во всем мире, и пример России по разработке законодательства о гражданстве, безусловно, является одним из тех, который следует глубже изучить и извлечь из него уроки. Но у нас есть данные переписи населения с ее спецификой, как я уже говорил. Предполагаю, что сейчас в России лиц без гражданства намного меньше.

— Как вы оцениваете помощь России беженцам с Донбасса?

— Во время прибытия больших потоков в 2014–2015 годах мы посещали приграничные регионы, отметив высокие стандарты качества приема и размещения. УВКБ ООН также предложило свою помощь, но у российского правительства уже есть достаточно ресурсов, чтобы адекватно реагировать на эту ситуацию.

— Как в УВКБ в целом оценивают политику России в отношении беженцев? Вы недавно благодарили российские власти за их усилия в этой сфере, но ведь в России сейчас статус беженца очень сложно получить.

— Мы отмечаем усилия, которые российское правительство предпринимает для развития системы предоставления убежища. В качестве одного из основных направлений, Концепция государственной миграционной политики, утвержденная президентом Владимиром Путиным в октябре 2018 года, предусматривает дальнейшее развитие механизмов предоставления помощи лицам, ищущим убежища, в соответствии с международными обязательствами России.

Наша задача заключается в том, чтобы помочь российскому правительству в достижении этих целей. Беженцы — самая уязвимая категория. В отличие от мигрантов, они не могут вернуться домой.

Мы работаем все вместе, с МВД и неправительственными организациями, чтобы обеспечить выполнение законодательных положений в полном объеме, внося дальнейшие поправки в законодательство с целью заполнения оставшихся пробелов и приведения его в полное соответствие с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года.

— А с какими сложностями сталкиваются заявители на получение статуса беженца в России?

— Трудно попасть в страну, непросто собрать пакет документов и осуществить необходимые переводы на русский язык, нужные кабинеты могут работать один день в неделю и всего по несколько часов и так далее. Мы работаем над улучшением и упрощением этих процедур совместно с МВД и в последнее время произошли заметные сдвиги. Шаг за шагом система улучшается. Но все это отчасти объясняет, почему только около пятисот человек сейчас имеют статус беженца. И я всегда говорю нашим партнерам из МВД: у вас не так много беженцев, а значит, есть возможность сделать максимум в плане их условий пребывания, интеграции в общество и так далее.

— Возможно ли контролировать то, как в стране налажена работа с беженцами? Откуда поступает информация о России (сами жалобы беженцев, сообщения организаций, отчеты властей) и как проверяется ситуация?

— Система и механизмы работы с беженцами определяются законодательством государства, и Россия приняла свой первый федеральный закон о беженцах в 1993 году сразу после присоединения к Конвенции. Точно так же существуют механизмы контроля, и это является прерогативой компетентных государственных органов. Как УВКБ ООН, мы должны контролировать применение международных документов, касающихся защиты беженцев.

Находясь в непосредственном контакте с нашими подопечными, мы можем видеть и в определенной степени оценивать их потребности и поддерживать связь с органами власти с целью нахождения долгосрочных решений.

— Согласно Конституции России, всем детям должно предоставляться бесплатное образование. Однако в ряде регионов (в частности, в Москве) НКО «Гражданское содействие» приходится поддерживать беженцев в судах, чтобы дать возможность детям получить образование.

— Право на образование гарантируется Конституцией и рядом других законодательных актов России. В частности, федеральный закон об образовании устанавливает, что иностранные граждане имеют равные с российскими гражданами права на получение дошкольного, начального и среднего образования. Для просителей убежища и детей-беженцев школа дает возможность получить языковые компетенции и является способом интеграции в принимающее общество. Школа является одним из основных инструментов адаптации для детей-беженцев в принимающей стране.

— А как с этим, по вашей оценке, на практике?

— На практике все, конечно, не так просто. В процессе нашей работы мы встречаемся с беженцами и просителями убежища, для которых доступ к дошкольным и школьным учреждениям затруднен. В некоторых случаях это связано с требованием предоставить документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания, однако это не так просто для этой категории иностранцев.

Для тех, кто не владеет русским языком и не имеет возможности изучать его в государственных учреждениях, это становится препятствием для получения доступа к образованию. Мы ощущаем нехватку государственных программ в этом плане, а потому увеличение господдержки на этом направлении было бы уместно. В то же время во многих случаях дети беженцев и просителей убежища зачисляются в школы благодаря активной поддержке государственных учреждений и НКО.

Доступ к образованию, практические механизмы реализации этого права должны быть максимально простыми и доступными. Как и право на работу, с реализацией которого тоже возникают серьезные проблемы.

Как я уже говорил, в России не так много беженцев, а потому есть шанс сделать все как надо.

Беженцы хотят учить язык и интегрироваться, они хотят работать и сами себя обеспечивать. И если упростить административные барьеры, то эти люди смогут вносить важный вклад в жизнь общества, у многих из них высокие навыки и опыт работы, им только надо дать шанс реализовать себя. Все бюрократические процедуры должны быть как можно более простыми и понятными. Мы видим положительные сдвиги, но еще есть над чем поработать.

— В России все привязано именно к регистрации по месту жительства. В результате беженцы, не имеющие регистрации, не могут обратиться за медицинской помощью, нужны документы о регистрации и при обращении в миграционные службы. Правомерны ли такие условия?

— Как УВКБ ООН, мы исходим из положений Конвенции 1951 года. Лица, ищущие убежище, не должны подвергаться наказанию в любой форме за незаконное пребывание, за нарушение правил пребывания при условии, что эти лица незамедлительно связываются с соответствующими государственными органами. Конвенция призывает государства содействовать местной интеграции беженцев, что включает в себя доступ к здравоохранению, образованию, рынку труда и так далее. Следовательно, то, как государства обеспечивают местную интеграцию, какую систему они создают для этого, должно определяться местными законами, однако наиболее важным является доступ к основным правам и их полное соблюдение.

Мир охвачен миграционной эпидемией

Действительно, многим просителям убежища и беженцам иногда бывает сложно, порой даже невозможно встать на миграционный учет по объективным причинам. Ведь никто не приглашал их в страну, у них может не быть жилья или кого-то, кто готов их зарегистрировать. Наша рекомендация по этому вопросу такова: необходимо рассмотреть возможность отказа от требования о миграционном учете для просителей убежища и беженцев, поскольку они уже «зарегистрированы» в определенном территориальном органе МВД, либо автоматически ставить их на учет по месту регистрации в качестве беженца или имеющего временное убежище. Здесь возможны различные варианты, и мы уверены, что законотворцы и правоохранительные органы смогут найти наиболее эффективный и сбалансированный подход, который будет учитывать интересы как государства, так и положение просителя убежища.

Добавить комментарий