Как иммигранты становятся гражданами России

Как иммигранты становятся гражданами России

Активные миграционные процессы являются составной частью сосуществования мирового сообщества государств. Процесс переселения коснулся и Российской Федерации. На получение российского гражданства надеются сотни тысяч женщин и мужчин, приезжающих ежегодно на российскую землю. Пройдя комплекс бюрократических процедур, некоторые иммигранты становятся гражданами России.

Определение понятий

Мировой миграционный процесс состоит из двух направлений. Иммиграция — это приток населения из иностранных государств. Обратный процесс называется эмиграцией. Следует отметить, что один и тот же человек является участником обоих процессов. Для принимающей его страны он будет являться иммигрантом, а для страны, гражданство которой он имеет, эмигрантом. Следят за внешней миграцией населения специальные службы.

В России функцию надзорного органа в сфере международного переселения выполняет Федеральная миграционная служба РФ (ФМС РФ).

Причины миграционных процессов

Исследователи называют экономические причины решающим фактором в принятии человеком решения о переезде в другую страну. К ним относятся следующие явления:

  • нестабильная экономика в стране;
  • отсутствие у большинства населения постоянной работы;
  • большая разница в экономическом и социальном развитии государств, которая побуждает население развивающихся стран перебираться в ведущие мировые державы.

Значительное влияние на мировые миграционные процессы оказывают политические и социальные процессы внутри страны. Из государств, где преследуют граждан по политическим, религиозным или расовым признакам, происходит активный отток населения.

Приток иммигрантов в страны Европы, и Россию в том числе, связан со множеством вооружённых конфликтов в странах Азии, Африки и Восточной Европы.

Основные способы добровольной иммиграции

Иммиграция в РФ носит добровольный и вынужденный характер. К последней относится переселение беженцев из стран, где происходят вооружённые столкновения на почве политической и социальной нестабильности, а также перемещение населения работоспособного возраста из экономически отсталых регионов мира.

Существует несколько видов добровольной иммиграции в нашу страну. К ним относятся:

  • воссоединение с близкими родственниками;
  • получение образования в российском учебном заведении;
  • заключение официального брака с гражданином России;
  • работа или инвестиции в предприятия, расположенные на территории РФ;
  • иммиграция лиц, занятых в области науки, искусства и других видах деятельности, востребованных в нашей стране;
  • участие в государственной программе переселения соотечественников.

Переезд к родственникам-гражданам России

В результате распада Советского Союза многие семьи были разделены государственными границами. В России существуют специальные условия, направленные на получение гражданства близкими родственниками её подданных.

Необходимо отметить, что близкими родственниками считаются родители и дети, родные братья и сёстры, а также бабушки и дедушки.

При этом семья гражданина, получившего РВП (разрешение на временное проживание), может ввезти в русское государство свою семью. Иммигрант должен указать паспортные данные — имя, фамилия, адрес — родственника, у которого он будет проживать.

Брак с российским гражданином

Россия поддерживает институт брака и семейные ценности. Заключив брак с гражданином нашей страны, иностранец получает право на упрощённую процедуру получения РВП.

В российском законе отмечается, что иностранный участник официального брачного союза должен предоставить в соответствующие государственные органы полный пакет необходимых документов, дополненный свидетельством о браке, паспортом супруга и справкой, подтверждающей его регистрацию по месту жительства второй половины.

Получить российское гражданство человек, пребывающий в официальном браке с россиянином, может по истечении трёх лет.

В ситуации, когда иммигранты становятся российскими гражданами в результате заключения фиктивного брака, довольно трудно доказать вину иностранного гражданина. Уголовной ответственности за это действие в российском законодательстве не предусмотрено. Но брак, признанный судом недействительным, и все полученные в его результате привилегии аннулируются с момента заключения.

Учёба в российском ВУЗе

Ежегодно в российские учебные заведения поступают тысячи иностранных граждан. Для получения разрешения на временное проживание студент, прибывший из-за границы, должен предоставить в миграционную службу справку с места учёбы, подтверждающую факт его зачисления в учебное заведения и содержащую информацию о форме и длительности обучения, выбранной специальности.

По истечении срока обучения иностранец может остаться в стране работать, продлив миграционные документы в установленном законодательством порядке.

Если в течение трёх лет он получал официальную заработную плату, с которой начислялись страховые пенсионные взносы, то процедура приобретения гражданства РФ для него будет проходить в упрощённом порядке.

Легальная работа

Большинство иммигрантов приезжают на территорию России в поисках работы. Чтобы легально устроиться на работу, иностранный гражданин должен получить патент, который позволит трудиться на частное лицо, или оформить разрешение на работу, дающий право трудоустраиваться в крупные компании. Российские законы предусматривают следующую процедуру получения легальной работы:

  • при пересечении границы РФ необходимо указать, что целью прибытия является трудовая деятельность;
  • в течение месяца необходимо оформить регистрацию и рабочий патент.

Процедура оформления патента содержит ряд платных мероприятий, затраты на которые довольно высоки. Но, оплатив все положенные по закону процедуры, иностранец может не опасаться преследования со стороны МВД и органов миграционного контроля.

Для получения патента следует:

  • пройти медицинскую комиссию;
  • оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС);
  • заполнить заявление установленного образца;
  • сдать тест на знание русского языка, истории и культуры;
  • получить заверенный нотариусом перевод паспорта;
  • провести дактилоскопическую экспертизу;
  • оплатить месячный налог по патенту;
  • предоставить четыре фотографии.

На фотоснимках должно быть чёткое изображение лица анфас без головного убора и очков. Следует уточнить, что гражданин может остаться в головном уборе, если его религиозные убеждения не позволяют появляться в общественных местах с непокрытой головой.

В этом случае должен хорошо просматриваться овал лица, не закрытого платком. Человек, постоянно носящий очки, должен быть изображён на снимках в этом аксессуаре.

После получения патента человеку даётся два месяца на официальное оформление на рабочем месте и предоставления в государственные органы подтверждающих документов. Иностранный работник обязан ежемесячно вносить налог по патенту, просрочка которого влечёт за собой аннулирование документа. Максимальный срок разрешения на работу составляет 12 месяцев. Не позднее чем за 10 дней до истечения этого срока необходимо подать заявление на продление документа.

Бизнес и инвестиции

Развитие экономики — важная государственная задача. Иностранные граждане, вкладывающие свои средства в этот процесс, пользуются рядом льгот при получении гражданства или вида на жительство. Естественно, существуют условия для получения права их использования. К ним относятся:

  1. ИП должен три года отчислять взносы в Пенсионный фонд и платить налоги, итоговая сумма которых должна составлять не менее 1 млн руб.
  2. Инвестировать можно в довольно крупные работающие компании, уставной капитал которых составляет минимум 100 млн руб. В этот случае минимальный размер инвестируемых средств составит 10 млн руб. При этом юридическое лицо должно в течение трёх лет выплатить в казну государства не менее 6 млн руб. в виде налогов и страховых взносов.

Спортсмены, учёные, творческая интеллигенция

Для представителей творческих профессий, учёных и спортсменов, представляющих страну на международном уровне, предусмотрены льготные условия оформления ПМЖ в России. Срок ожидания решения по этому вопросу сокращён для них до одного года.

Переселение соотечественников

Привлечение в Россию бывших соотечественников или граждан, относящихся к народам, проживающим на её территории, является социально значимым государственным проектом. Иностранные граждане, входящие в установленные законом категории, при иммиграции в российские регионы могут рассчитывать не только на упрощённую схему получения гражданства, но и на социальную поддержку в виде финансовой и консультативной помощи. К ним относятся:

  • проживающие за границей представители российских народов;
  • прямые потомки бывших российских подданных;
  • люди, имевшие гражданство СССР и проживающие в бывших союзных республиках;
  • лица, ранее являвшиеся гражданами РФ.

Следует отметить, что размер социальных пособий зависит от региона, в который происходит миграция. Льготы также распространяются на всех членов семьи возвращающегося соотечественника. К ним относятся: родители, дети, братья и сёстры и их потомки.

Перечисленные способы иммиграции в Россию предусматривают упрощённую процедуру получения гражданства. Для других категорий иностранных граждан действует система квот и более продолжительные сроки каждого этапа оформления гражданства.

Этапы получения гражданства

Переезд в другую страну и получение её гражданства предусматривает отказ от этого статуса на родине. Перед принятием этого решения следует уточнить все бюрократические нюансы у специалистов дипломатического представительства России.

Необходимо учесть, что легализация пребывания на российской территории потребует финансовых затрат, к которым нужно быть готовым.

Если решение принято, то необходимо переходить к действиям. Процесс происходит в несколько этапов.

  1. Пересечение российской границы, во время которого иностранному гражданину выдаётся визовый документ и миграционная карта. Эти два документа, подтверждают законность пребывания иностранца в РФ.
  2. Подача заявления в органы ФМС. Это событие должно произойти не позднее чем через 7 дней после прибытия в страну.
  3. Получение РВП, которое предоставляет право легально проживать на российской территории в течение трёх лет. Заявление для получения этого документа подаётся в органах миграционной службы и подкрепляется следующими документами: паспорт; 4 фотографии 3,5*4,5 см; миграционная карта; документ, подтверждающий оплату государственной пошлины; медицинская справка об отсутствии у заявителя заразных заболеваний. Несовершеннолетние дети включаются в заявление родителя. Для их регистрации в государственные органы предоставляется полный пакет описанных выше документов. Продление разрешения на временное проживание необходимо совершать каждые три года.
  4. Оформление вида на жительство является предпоследней ступенью в процессе оформления гражданства РФ. Многие иммигранты многие годы живут в стране по этому документу, имея возможность выезжать за её пределы; получать любую работу, не оформляя специального разрешения; получать российскую пенсию по старости. Получить ВНЖ можно в территориальном органе ФМС после подачи заявления и необходимого пакета документов (паспорт, РВП, справки о доходах и состоянии здоровья, информация о постоянном месте жительства, оплата государственной пошлины). Решение о предоставлении или продлении ВНЖ принимается в течение 6 месяцев. Документ оформляется на срок до пяти лет.
  5. Подавать заявление о присвоении российского гражданства можно по истечении пяти лет после получения ВНЖ. Состав полного пакета документов и тонкости получения этого статуса следует уточнить в органах ФМС. Это объясняется постоянным обновлением и совершенствованием миграционного законодательства в России.

Способов получить легально российское гражданство достаточно много. Важно понимать, что прохождение пошагового процесса легализации обеспечит спокойное существование иммигранта и его семьи на российской земле.

Как иммигранту получить российское гражданство

На днях Росстат опубликовал данные об иммиграции в Россию в текущем году, из которых следует, что на постсоветском пространстве среди тех стран, откуда к нам переезжают на жительство, лидирует Узбекистан, а из государств за пределами бывшего СССР – Китай. По мнению экспертов, российское гражданство привлекательно только для жителей бедных азиатских стран.

Даже из Украины, Белоруссии и Молдовы сейчас едут в основном в Европу. Чтобы восполнить убыль населения, чиновники ищут русских по всему миру и недавно заманили в Приморье староверов из Боливии. Однако миллионы годами живущих в России мигрантов хотят, но не могут получить гражданство из-за бюрократических преград и вынуждены оставаться нелегалами.

В борьбе за российский паспорт 33-летний Максим Баннак дошел до Европейского суда по правам человека, где жалобу Баннака зарегистрировали минувшим летом. Мужчина родился в Германии и по праву рождения стал гражданином этой страны. Однако его мать оставалась гражданкой России, и Максим Баннак на этом основании также получил российский паспорт. Однако в 2008 году выданный г-ну Баннаку документ аннулировали из-за того, что при получении немецкого гражданства он не отказался от российского, а двойное гражданство российский закон допускает только «в особых случаях». Все суды в России мужчина проиграл. В кельнском отделении Правозащитного союза Германии «НИ» сообщили, что счет подобным случаям идет на десятки. Правда, интерес у живущих за рубежом детей российских граждан зачастую корыстный – российский паспорт позволит не платить за визу в поездках по СНГ, для немца же многократная виза в одну только Россию стоит 110 долларов.

По данным Росстата, в первом полугодии нынешнего года российское гражданство либо вид на жительство в нашей стране (статистика не разделяет эти две категории) получили 159 тыс. человек. Эмигрировали из России на порядок меньше – 15,1 тыс. человек. Только в США, Канаду и Финляндию уехало больше эмигрантов, чем приняла Россия оттуда. В пользу нашей страны баланс даже с Израилем, Германией и Грецией. Однако больше половины притока иммигрантов приходится на среднеазиатские республики бывшего СССР. Лидируют Узбекистан (28,6 тыс. человек) и Киргизия (19,9 тыс.). Почти 30 тыс. человек переехали жить в Россию из стран Закавказья (лидер – Армения, которую покинули 15 тыс. граждан). 1,6 тыс. человек переселились в Россию из бывших советских прибалтийских республик. Из стран дальнего зарубежья больше всего иммигрантов из Китая (3 тыс.) и Германии (1,9 тыс.).

Получить российское гражданство стремятся, прежде всего, жители государств Средней Азии, говорит «НИ» бывший замдиректора Федеральной миграционной службы, президент фонда «Миграция 21 век» Вячеслав Поставнин: «Гражданам Киргизии или Казахстана иногда проще получить гражданство благодаря двусторонним договорам, чем разрешение на работу». Завлабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская оценивает «НИ» число потенциальных переселенцев из республик бывшего СССР в шесть млн. человек, в том числе 1,5 млн. этнических русских. При этом из славянских Украины и Белоруссии большого притока не будет: почти все желающие переселиться из этих стран в Россию это уже сделали. Ведущий научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Никита Мкртчян подтверждает «НИ», что уезжающие из Украины, Белоруссии, Молдовы и прибалтийских республик стремятся главным образом в страны Евросоюза, а не в Россию.

Потребность России в переселенцах, по словам Жанны Зайончковской, составляет миллион человек в год: из-за демографической ямы трудоспособное население страны к 2025 году сократится на 14 млн. человек, а за счет занятости пенсионеров и домохозяек можно закрыть лишь треть этой бреши. Остальное могут заполнить только иммигранты – по 700 тыс. трудовых мигрантов в год или по миллиону с учетом стариков и детей.

Такой приток был зафиксирован в Россию лишь однажды – в 1994 году. В тот год только из Казахстана переехали в Россию 236 тыс. человека, а из Украины – 138 тыс. С тех пор число переселенцев сокращалось с 867 тыс. в 1995 году до 119 тыс. в 2004-м. Зайончковская говорит, что на приток иммигрантов влияли поправки в законы о гражданстве и об иностранцах. Когда законы ужесточали, россиянами или обладателями вида на жительство в России становились меньше людей, когда смягчали – больше. В 2007 году закон смягчили, и иммиграция подскочила до 286 тыс. человек и с тех пор остается примерно на том же уровне.

Возвращение русского зарубежья

Надежды на переезд в Россию всех этнических русских из республик бывшего СССР не оправдались, рассказывает «НИ» бывший замдиректора ФМС завкафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольга Воробьева: из 25 млн. в Россию вернулись лишь треть – примерно восемь млн. Большинство обустраивались на новом месте своими силами – пособия на переезд и беспроцентные ссуды на покупку жилья появились в конце 90-х и полагались лишь получившим статус вынужденных переселенцев.

Теперь многих русских из бывших советских республик уже не привлечешь. По словам демографа Мкртчяна, старшее поколение не поедет, потому что постарело, их дети – потому что обжились в тех странах и связывают свое будущее с ними, а не с Россией. Кроме того, в Казахстане и Азербайджане существенно улучшилась экономическая ситуация, и уровень жизни многих граждан этих республик близок к российскому.

С прошлого года начала действовать программа по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию. Соотечественниками считаются живущие за рубежом представители «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации». Чиновники решили не просто пополнить Россию гражданами, но и заселить соотечественниками те территории, где населения не хватает. Более половины (55,7%) заявок на участие в программе поступило из Казахстана и Узбекистана, однако в поисках соотечественников российский МИД добрался до Латинской Америки и минувшим летом переселил в Приморье общину староверов из Боливии.

Участники программы получают субсидию на перевоз имущества, право беспошлинно ввезти личные автомобили, а местные власти должны предоставить переселенцам жилье. В обмен на это переселенцы должны прожить на новом месте минимум два года. По данным Минрегионразвития, к середине этого года по программе переселения соотечественников в Россию переехали 44,2 тыс. человек. Однако треть из них выбрали в качестве нового места жительства Калининградскую область, в то время как в программе участвуют 32 региона. Ехать в отдаленные поселки в Сибири и на Дальнем Востоке переселенцы не хотят.

Срок за паспорт

Получить российское гражданство иммигрант может в общем порядке или в упрощенном. Под упрощенный порядок подпадают те, у кого хотя бы один из родителей проживает в России и является ее гражданином, граждане бывшего СССР, не получившие после распада страны никакого другого гражданства, родившиеся на территории РФ до распада СССР, выпускники российских вузов, супруги граждан России, прожившие в браке не меньше трех лет, а также ветераны Великой Отечественной войны, постоянно проживающие на территории РФ. К гражданам Казахстана, Киргизии и Белоруссии российское законодательство еще мягче – чтобы получить российский паспорт, им в соответствии с договорами между этими странами и Россией достаточно отказаться от прежнего гражданства.

Остальным же для получения гражданства нужно пять лет законно жить и работать в России. Для большинства мигрантов это оказывается невозможным, говорит Жанна Зайончковская: устроиться на работу по трудовому договору сложно, а получить временную регистрацию по месту проживания – еще сложнее, так как владельцы сдаваемых квартир боятся, что зарегистрированного мигранта потом не удастся выселить. В результате из приблизительно 5-7 млн. постоянно проживающих в России иностранцев получать гражданство удается единицам. Директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель рассказывает «НИ», что «по общей процедуре» гражданство ежегодно получают не более ста человек – менее 0,1% от общего числа становящихся гражданами России. В ФМС подтвердили, что за семь месяцев этого года в общем порядке гражданство получили 50 человек, тогда как в упрощенном – 31,6 тыс. человека, а в соответствии с международными соглашениями – 41,7 тыс. По оценке г-на Мукомеля, стать российскими гражданами хотели бы треть гастарбайтеров, по оценке г-жи Зайончковской – половина мигрантов хотели бы жить и работать в России, имея вид на жительство или российский паспорт.

Несколько лет назад в число льготных категорий для получения вида на жительство и затем гражданства включили высококвалифицированных специалистов. Однако для них Россия не слишком привлекательна. По словам Никиты Мкртчяна, счет привлеченных специалистов идет на сотни. По данным Росстата, из переселившихся в Россию в прошлом году 175,6 тыс. человек старше 14 лет ученые степени кандидата или доктора наук имели только 252 человек (менее 0,2%). Основным мотивом переезда (61,2% случаев) стали семейные обстоятельства. 2,1 тыс. человек переехали в Россию из-за обострения межнациональных отношений (лидер – Киргизия, откуда уехали 718 человек), 282 – из-за разгула преступности, 308 – из-за «несоответствия природно-климатическим условиям».

Читайте также:  Как купить автомобиль в Японии на аукционе самому в 2020 году

Но есть и переселенцы, которые для российских властей нежелательны. Демограф Мкртчян говорит «НИ» о негласных рекомендациях как можно реже предоставлять гражданство России выходцам из Китая. В ФМС существование негласных рекомендаций не комментируют. Жанна Зайончковская предупреждает, что в отличие от республик бывшего СССР такие страны, как Китай, Вьетнам, Индия и Пакистан представляют практически неограниченный источник мигрантов, многие из которых захотят остаться в России на постоянное место жительства. Однако, как считается, принимать большое количество представителей других культур «рискованно».

За патент можно не платить, регистрацию не продлевать, работать без трудовых документов: Путин подписал Указ для мигрантов на период ограничений из-за коронавируса

Президент РФ Владимир Путин подписал Указ №274, который решает некоторые проблемы мигрантов, связанные с ограничениями из-за коронавируса. В частности, иностранным гражданам не нужно будет продлевать регистрацию, на работу можно устраиваться без разрешительных документов, а РВП, ВНЖ и другие статусы в РФ аннулировать не будут.

Указ Путина для иностранных граждан на период карантина из-за коронавируса

Название документа — Указ «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Документ был подписан президентом в субботу, 18 апреля. Он затрагивает вопросы проживания и пребывания мигрантов в РФ на период ограничений, связанных с коронавирусом — с 15 марта по 15 июня.

Суть Указа в следующем: если на 15 марта вы находились в России на законных основаниях, то есть, у вас было РВП, ВНЖ, патент, разрешение на работу, действующий миграционный учет, виза и т.д., то до 15 июня включительно эти документы и статусы как бы «замораживаются».

То есть, если 15 марта вы проживали в РФ, например, по РВП, то следующим днем вашего проживания в РФ по РВП для миграционных органов будет считаться 16 июня. Разберем каждый пункт документа.

Не нужно продлевать регистрацию и миграционный учет в период ограничений из-за коронавируса

Если по состоянию на 15 марта у вас была действующая регистрация или миграционный учет (МУ), но срок после этой даты истек или истекает, то штрафовать за просрочку вас не будут. Период с 15 марта по 15 июня просто не будет учитываться. Обращаться в эти три месяца в миграционные органы для продления учета/регистрации не нужно. После 16 июня вы сможете продлить регистрацию — штрафовать вас не будут.

Речь идет только о тех гражданах, у которых МУ или регистрация заканчиваются в период с 15.03 по 15.06. Если же регистрация у вас истекла, например, еще в феврале и вы ее не продлили, то после 16 июня к вам будут применены санкции.

ВНЖ, РВП аннулировать не будут в случае задержки за границей дольше 6 месяцев из-за коронвируса

Напомним, что нахождение за границей дольше 6 месяцев в году приводит к аннулированию РВП, ВНЖ. Когда Россия закрыла границы, многие обладатели данных статусов находились за пределами РФ и не смогли вернуться в страну вовремя. В связи с этим иностранные граждане переживали, что теперь их лишат РВП/ВНЖ.

В Указе четко говорится, что ни РВП, ни ВНЖ аннулировать не будут, если мигранты не имели возможности въехать в РФ в период с 15 марта по 15 июня.

Например, обладатель РВП выехал за границу в феврале. В марте Россия перерыла границы. Срок пребывания иностранного гражданина за границей превысил 180 дней, но вернуться в РФ он не смог из-за перекрытия границ/отсутствия авиарейсов. Период с 15 марта по 15 июня засчитываться не будет. Это значит, что «в глазах» миграционных органов в течение этих трех месяцев человек как будто находился в России. Аннулировать статус не будут. Штрафов и иных наказаний также не будет.

Граждане с депортацией/выдворением могут оставаться в РФ до 15 июня

Если по иностранному гражданину было вынесено решение о депортации, выдворении, то сроки добровольного выезда на период с 15 марта по 15 июня «замораживаются». До 15 июня включительно можно оставаться в РФ.

Продлеваются сроки действия всех миграционных документов: виз, РВП, ВНЖ и других

На указанный период приостановлены сроки действия документов, которые дают право на легальное пребывание и проживание в России:

  • виз;
  • разрешений на временное проживание;
  • видов на жительство;
  • миграционных карт;
  • удостоверений беженца;
  • свидетельств о рассмотрении ходатайства о признании беженцем;
  • свидетельств о предоставлении временного убежища;
  • свидетельств участников Госпрограммы;
  • разрешений на работу;
  • патентов;
  • разрешений на привлечение и использование иностранных работников.

Если один из вышеперечисленных документов истекает в период с 15 марта по 15 июня, то его действие будет автоматически продлено.

Обратите внимание, что продление будет применяться только к тем документам, которые на 15 марта были действующими. Если, например, срок действия РВП закончился в феврале и на 15 марта вы уже нелегально находились в России, то продлевать статус не будут, а после 16 июня применят санкции.

Не будут аннулировать визы, патенты, РНР, РВП, ВНЖ

В течение всех трех месяцев в отношении мигрантов не будут выносить решения о:

  • нежелательности пребывания, депортации, выдворении;
  • аннулировании виз;
  • аннулировании патентов и разрешений на работу;
  • аннулировании РВП и ВНЖ, статуса беженца, временного убежища, свидетельств участника Госпрограммы.

Разрешено устраиваться на работу без патентов и разрешений на работу

В Указе Путина говорится, что в период действия ограничений из-за коронавируса мигранты смогут работать в России без оформления специальных разрешительных документов. То есть до 15 июня работодатели имеют право нанимать на работу иностранцев:

  • которые не указывали в миграционной карте цель визита «Работа»;
  • у которых нет разрешения на работу;
  • у которых нет патента.

Страдания по гражданству

Какие же страдания соотечественников облегчит новая миграционная политика? Зачем им оставаться “нелегалами поневоле” из-за немилосердного закона о гражданстве? Кому было выгодно годами терзать людей, оставляя без правового статуса? Не раз на эту тему я выступала в “Российской газете”, пытаясь спасти от абсурдности буквоедства хоть одну человеческую судьбу.

Сколько “круглых” столов провел наш “Форум переселенческих организаций”, который реализует проекты по президентским грантам с повесткой “Собирание народа в России”, “Полюби соотечественника, Родина!”… Может, нас услышат. Или уже услышали.

В документе о поручениях, который каждый интересующийся может прочесть на cайте Kremlin.ru, есть такой тезис: “…Необходимо организовать широкую информационную кампанию с разъяснением параметров реформы, целевой аудиторией которой должны быть не только иностранные граждане, но и граждане Российской Федерации…” Широкая кампания о миграционной реформе, надеемся, еще впереди, а мы для начала решили представить мнения уважаемых ученых, правозащитников и экспертов – практиков. Не просто о мигрантах речь – о судьбе России, которая испытывает острые демографические проблемы.

Человеческий “капитал” дороже денег

Сергей Рязанцев, член-корреспондент РАН, директор Института социально-политических исследований РАН:

Совершенно согласен с главным посылом документа: “точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы”.

Усилия государства должны быть направлены на то, чтобы люди хотели приехать в Россию и остаться у нас жить. Разумно декларировать, что мы собираем в России русских и приглашаем добропорядочных людей разных национальностей приезжать к нам работать, делать бизнес, учиться… Чтобы реализовать такую политику, нужна самостоятельная гражданская структура – министерство миграции и натурализации.

Пока, к сожалению, в предложенных мерах доминирует силовой аспект.

Ввести дактилоскопию и единые информационные платформы, конечно, необходимо, но есть риск, что силовая компонента снова похоронит идею о том, что мигранты – это драгоценный человеческий капитал, демографические и трудовые ресурсы страны.

Чем меньше мигрантам придется общаться с чиновниками, тем меньше будет коррупции и произвола. Свои документы человек должен подавать в электронном виде, это позволит избавиться от очередей и даже ликвидировать коррупцию!

Это серьезный шаг вперед, что вид на жительство станет основным миграционным статусом, а РВП – разрешение на временное проживание, как лишняя ступенька на пути к гражданству (да еще выдается это РВП в узких рамках квот), теперь отомрет. Однако нужно заранее задуматься: а что будет с людьми, которые сейчас живут со статусом РВП? Считаю, что им надо дать вид на жительство автоматически! Кроме того, хорошо бы давать вид на жительство студентам, завершившим обучение в России, – это прекрасный демографический, интеллектуальный и трудовой ресурс для страны.

Предлагается установить три способа приема в гражданство РФ: общий, упрощенный и особый. В общем порядке дополнительно предлагается введение комиссионного способа оценки претендентов на гражданство. Предварительная оценка будет даваться некой комиссией, созданной на уровне субъекта, а решение будет приниматься в миграционном Главке МВД России и в его территориальных органах. На мой взгляд, просто неразумно решение вопроса о гражданстве, которое во многом определяет судьбу человека, полностью отдавать во власть полицейским чиновникам. Сомневаюсь также, что инвесторам и бизнесменам должен давать гражданство (в особом порядке) только президент РФ. Мне вообще кажется, что этой категории иностранцев гражданство РФ должно даваться не в особом порядке, а в виде упрощенной процедуры при соблюдении четких условий: создание рабочих мест, покупки недвижимости в России, инвестициях в производство.

В документе отмечено, что меры по ограничению допуска иностранных граждан на рынок труда не применяются к гражданам государств – членов Евразийского экономического союза. А применяются ли такие меры по отношению к иностранным гражданам, имеющим вид на жительство в России? Что будет с этими людьми? Это просто необходимо конкретизировать, иначе “зависнут” в правовом вакууме сотни тысяч нужных нам людей.

Я вчитывался в документ, но не нашел ни слова о бесплатных курсах русского языка для мигрантов! А ведь это необходимое условие их успешной интеграции!

Не потерять свое лицо

Ольга Воробьева, профессор кафедры демографической и миграционной политики МГИМО:

Мигрантов большинство нашего населения не любит, а жить без них комфортно, как мы привыкли, увы, не получится: стройки опустеют, в мусоре города утонут, супермаркеты закроются.

Главная причина конфликтов с мигрантами, думаю, в том, что у нас отсутствует внимание к самой сложной составляющей миграционной политики – интеграционной. В связи с интенсивным наплывом мигрантов из стран с далекой культурной дистанцией возрастает тревога общества в том, что мы часто видим: это не мигранты адаптируются к нашим условиям, традициям и обычаям, а российское население рискует окончательно потерять свое этнокультурное лицо вместе с языком и исторически сложившимися религиозными предпочтениями. Вот это реальная опасность, но разве только мигранты тут виноваты?

Пусть ГУВМ оправдает надежды

Вячеслав Поставнин, эксперт, бывший заместитель директора ФМС России:

Сразу хочу отметить: поручения президента по реализации Концепции миграционной политики, на мой взгляд, выглядят более содержательными и конкретными, чем сама новая концепция, принятая в 2018 году.

К сожалению, в документе я не нашел упоминания о такой тревожной проблеме, как усиление эмиграции россиян на Запад, а также ничего не сказано о важности взаимодействия с НПО, помогающими выживанию мигрантов.

И самое главное: надо создавать все условия для безбарьерного возвращения в Россию репатриантов, прежде всего русских.

Читаю в Поручении… ссылки на ключевую роль полицейского ведомства в реализации привлекательной миграционной политики. Все это уже было в 2001 году, когда после заседания Совбеза было принято решение передать ФМС в систему МВД. “Хотели как лучше…” Но в 2008 году, когда стало совершенно ясно, что у полиции свои ответственные функции и не ее это дело – привлекать в Россию мигрантов, ФМС вновь стало самостоятельным органом. Увы, не секрет, что миграция – Клондайк для коррупции, и, когда дела в миграции пошли совсем уж плохо, в 2016 году вновь наступили на те же грабли: ФМС ликвидировали и дело спасения миграции вновь было взвалено на плечи МВД. Этому ведомству можно только посочувствовать.

Но все же хочется надеяться, что Поручения президента сможет достойно выполнить тот сильный, самоотверженный коллектив ГУВМ (Главного управления по вопросам миграции МВД России), который сумел сохранить верность лучшим традициям миграционной службы 90-х годов. Ведь ФМС создавалась с миссией помогать мигрантам, сотрудники той службы были убеждены, что возвращающиеся репатрианты жизненно необходимы России.

Это мудро и справедливо, что в Поручениях сказано об укреплении властной вертикали. Хочется надеяться, что ГУВМ, которое до сих пор имело только организационно-методические функции,

будет теперь иметь и властные функции, как в свое время имел начальник ФМС: его распоряжения неукоснительно исполнялись миграционными органами “на земле”. Важно еще, что будут увеличены штаты сотрудников в центре и в тех регионах, где наибольшее количество мигрантов.

Статистика открывает смыслы

Ольга Чудиновских, кандидат экономических наук, заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

Разумным и своевременным представляется предложение об упорядочении т.н. миграционных режимов и, в частности, идея отказаться от института разрешения на временное проживание. За время существования РВП эта система ничем не доказала своей пользы, задачи, которые ей приписывались, можно решать и другими, более гибкими средствами.

Смущает меня тезис о предоставлении иммиграционных преференций в основном лицам, близким нам по ментальности и культуре, хорошо владеющим русским языком. На мой взгляд, этот постулат со временем надо пересмотреть. Мы не можем и не должны стремиться “стянуть” в Россию всех, кто подходит под это определение. Да и потенциал такой миграции очень ограничен. Не следует забывать, что для граждан стран, где живет население, “владеющее русским языком и близкое нам по ментальности и культуре”, есть и другие миграционные маршруты. Например, в страны ЕС. Если мы будем продолжать настаивать, что нам в качестве постоянных мигрантов нужны только похожие на нас, то это может завести страну в тупик.

Селективность миграционной политики, по-моему, должна основываться не на этнокультурные фильтрах, а на человеческом капитале мигрантов: знаниях, желании работать и возможности активно участвовать в развитии России. Отсутствие внятных иммиграционных (на постоянное жительство) каналов для мигрантов, которые не подходят под вышеприведенное определение (хотя русским владеют многие), сужает возможности России увеличивать свое население. Вопросы стимулирования притока “близких” по языку и ментальности нужно решать посредством специальной репатриационной программы, имеющей свою целевую аудиторию.

Очень важным (и особенно близким мне в силу профессиональных интересов) является поручение, связанное с информационно-аналитическим обеспечением миграционной политики. В последние годы положение дел в этой области стало почти критическим. Невозможно проводить политику без количественных ориентиров и если нельзя проверить на цифрах, как работают принятые меры. Причем речь идет не только о мониторинге трудовой миграции в интересах бизнеса, о чем, кстати, сказано и в Поручениях. Статистика дает ответы на многие вопросы, связанные с интеграцией, с влиянием мигрантов и их потомков на самые разные стороны жизни российского общества.

Если удастся создать цифровую платформу и объединить данные, собираемые разными ведомствами, то мы сможем получать очень разнообразную и интересную статистику, с большим числом переменных.

Вклад правозащитников в реформу

Александра Докучаева, заместитель директора Института стран СНГ:

Миграционная реформа, изложенная в Поручениях, – это давно ожидаемые изменения, о которых неоднократно делались предложения правозащитниками.

Поручения президента указывают на необходимость комплексной реформы законодательства и правоприменительной практики для снятия давно известных, острых проблем в регулировании миграции и предоставлении гражданства.

Хорошо, что инициаторы Поручений видят необходимость:

– устранения лишней ступени – РВП – для тех, кто приезжает для постоянного проживания в России;

– проведения иммиграционной амнистии для соотечественников, давно проживающих в России без правового статуса;

– выдачи по результатам процедуры установления личности документа, который будет признаваться как удостоверение личности при решении всех вопросов легализации в России вплоть до приобретения гражданства и давать право выезда из страны;

– наведения порядка, системности, ясности, целесообразности, справедливости и соразмерности наказания в процедурах депортации и запрета на въезд в Россию;

– выстраивания вертикали в управлении вопросами миграции и гражданства и создании внесудебных механизмов обжалования решений по отказам в получении того или иного статуса или гражданства.

При этом остались за рамками Поручений вопросы (на мой взгляд, требующие безотлагательного решения):

– признания гражданства РФ по рождению за бывшими гражданами СССР, родившимися на территории РСФСР;

– отмене принятых ранее решений о депортации и запрете на въезд в Россию лиц, имеющих устойчивые семейные связи с гражданами России и не совершивших опасных для общества правонарушений;

– регистрации по месту пребывания и проживания мигрантов, не имеющих собственного жилья в России.

Подготовка миграционной амнистии

Владислав Звычайный, председатель НКО Союз организаций “ЦСИ”, экс-начальник УФМС России по Приморскому краю:

В Поручении президента по реализации Концепции меня особо порадовал абзац, в котором говорится о мероприятиях, касающихся, на мой взгляд, подготовки миграционной амнистии. Вот он:

“IV. Дополнительные меры по обеспечению проведения реформы

15. Одновременно с введением в действие нового миграционного законодательства важно предусмотреть положения, предоставляющие возможность иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, но не представляющим серьезной опасности для Российской Федерации, не выезжая из Российской Федерации, оформить легальный статус без привлечения к ответственности”.

Я думаю, что после разработки механизма миграционной амнистии будут утверждены “пилотные” субъекты для того, чтобы набраться практики и учесть ошибки при работе по всей России. Такими регионами могут стать наиболее подготовленные либо особо нуждающиеся в легализации трудовых мигрантов регионы (например, наш Приморский край).

По-прежнему я уверен, что эффективное и скорейшее прохождение миграционной реформы в стране возможно при наличии необходимой материальной базы (инфраструктуры), созданной, в т.ч., на основе государственно-частного партнерства.

И, конечно, со временем в стране должно быть создано самостоятельное миграционное гражданское ведомство, ответственное за весь сложнейший комплекс проблем в сфере миграции.

Читайте также:  Мечети Афганистана

Миллион человек уже выдворены из России

Татьяна Котляр, правозащитник (г. Обнинск):

Конкретные предложения по реализации Поручений президента могут дать правозащитники, имеющие опыт эффективной работы с мигрантами. Таких экспертов-практиков, не понаслышке знающих, что происходит с мигрантами “на земле”, необходимо включить в рабочую группу при администрации.

Вот наши самые наболевшие проблемы:

Невозможность мигранту зарегистрироваться в съемном жилье. Регистрация зависит не от съемщика, а от хозяина жилья. Мы давно предлагаем иностранных граждан ставить на учет в администрации муниципального образования. В администрации должны знать, кто живет в их поселке или городе. Тогда исчезнет фиктивная регистрация.

Можно сколько угодно приглашать переезжать в Россию соотечественников, носителей русского языка, студентов на учебу. Но в России для полиции, во власть которой отдана вся проблема миграции, мигрант – подозрительная личность, потенциальный правонарушитель.

По действующим законам любому иностранному гражданину за два незначительных правонарушения (например, не там перешел улицу) можно запретить въезд в Россию. Взять штраф и можно выдворить (по суду!) из России с запретом на въезд на много лет. Миллион человек уже выдворены из России.

Соотечественники-переселенцы постоянно подвергаются унижениям со стороны миграционной полиции.

Сейчас человек, имеющий вид на жительство, в любой момент может быть лишен правового статуса за два незначительных правонарушения (например, не там перешел улицу).

Сложившаяся система очень взяткоемкая. Боюсь, если будут созданы комиссии по предоставлению российского гражданства, то паспорта будут давать только за взятку.

Цифровизация против “помогаек”

Вероника Светличная, переселенка из Донбасса:

Одной из главных задач реформирования является цифровизация, усиление системы государственного миграционного контроля посредством компьютеризации, использования информационных технологий. Готовы ли миграционные органы к таким переменам?

Приведу пример по хорошо знакомому мне региону: прием документов в так называемых “окошках” областного УВМ производится без компьютеров, специалисты просто проверяют бумажные носители, представленные мигрантом, без проверки в базах и т.д. А все проволочки крадут драгоценное время, которое для переселенца строго регламентировано: у него истекает срок легального нахождения, действия РВП и т.п. Сотрудники миграционных органов часто манипулируют тем, что происходит сбой в компьютерной системе, миграционные органы никогда не несут ответственности за затягивание и невыполнение сроков, тогда как мигрант зависим от всех обозначенных в документах дат и обязательно будет наказан.

Запутанность миграционных правил в немалой степени способствует возникновению коррупционных схем, толкающих приезжих в руки “помогаек”, которые, в отличие от простого мигранта, легко входят в любые кабинеты без очереди, тем самым эти очереди и создают. Законопослушные переселенцы, по своей неосведомленности, обращаются в многочисленные юридические фирмы, которые обещают квалифицированную помощь. Но чаще всего эти фирмы обманывают переселенцев, втягивая их в нарушители, торгуют регистрациями, создают схемы с поддельными документами. И не стоит делать вид, что государственные органы об этом не знают, ведь их сотрудники нередко являются главными действующими лицами таких схем по выманиванию денег у доверчивых.

Вот бы вместо рейдов по выяснению, “ночевал ли сегодня мигрант по месту регистрации”, провести рейды по фирмам “помогаек”, установив четкие правила о предоставлении юридических услуг негосударственными организациями в сфере миграции. Они настолько обнаглели, что зазывают жертв солидными вывесками на своих офисах, смело размещают в интернете яркую рекламу.

Важнейший вопрос: что будет с правилами регистрации по месту пребывания? Что делать тем, кому негде зарегистрироваться?

Интересно было бы узнать, существует ли такое понятие, как план по выявлению нарушений миграционного режима? Если это так, то мигранты навсегда останутся “удобным ресурсом” по выполнению нормативов, ведь поймать запуганного мигранта значительно легче, чем раскрыть реальное преступление.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Россия для мигрантов: Имеют ли русские право быть недовольными?!

Миграционные потоки накрывают Россию. Внутри страны оппозицией активно ведётся лоббирование интересов мигрантов. Затрагивают ли эти процессы национальные интересы русских?

Количество мигрантов в России снова начало расти. Нам говорят, что без них невозможно обойтись ни в экономике, ни при решении демографических проблем. Ущемляют ли миграционные потоки права коренных жителей?

Для начала – несколько впечатляющих цифр.

Цифры миграционных потоков

Официально в России на учёт за 2018 год было поставлено более 17,7 млн мигрантов и лиц без гражданства. Из них 3 млн приехало для туризма, 5 млн – для работы, 0,5 млн – для учёбы, 2,6 млн – частная причина, около 1 млн – по иной причине. Остальные, видимо, въехали по неизвестной для миграционной службы причине.

В Центральный федеральный округ прибыло 6,7 млн мигрантов. Из них в Москву – 3,5 млн, в Московскую область – 1,6 млн человек. Почти 3,8 млн попали в Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург и его область «пополнили» 3,3 млн мигрантов). Огромные цифры, несмотря даже на то, что более 13 млн было снято с учёта в России в прошедшем году.

Интересно, что из прибывших патенты оформили лишь 1,6 млн, а получили разрешение на работу всего 130 тысяч человек. То есть лишь 10% мигрантов официально заплатили деньги за своё пребывание и работу в России.

Теперь о получивших гражданство в 2018 году. Таких было 269 тысяч человек. Из них выходцев из Украины – 83 тысячи (а поставлено на миграционный учёт более 1,7 млн), из Казахстана – более 45 тысяч (почти 0,7 млн), из Таджикистана – почти 36 тысяч (более 2,3 млн), из Армении – более 27 тысяч (при 0,6 млн), из Узбекистана – 21 тысяча (поставлено на миграционный учёт 4,5 млн), из Молдавии – более 17 тысяч (около 0,5 млн), из Азербайджана – более 12 тысяч (при 0,6 млн), из Киргизии – почти 9 тысяч (из почти 0,9 млн), из Белоруссии – около 5 тысяч (при 0,5 млн), из Грузии – 2,5 тысячи (при почти 50 тысячах), из Туркменистана – почти 1 тысяча (из около 100 тысяч). Гражданство РФ получили и 6,5 тысяч лиц без гражданства (поставлено на миграционный учёт более 23 тысяч).

Также в Россию въехали 1,8 млн китайцев и сотни тысяч корейцев и вьетнамцев.

Фото: Free Wind 2014 / Shutterstock.com

Кроме этого, в нашей стране проживают и «привилегированные» мигранты, у которых есть вид на жительство. Их – более 800 тысяч. Из этого числа 230 тысяч человек из Украины, более 68 тысяч из Азербайджана, более 76 тысяч из Армении, 32 тысячи из Белоруссии и т. д.

Напомним, что вид на жительство разрешает мигранту трудоустройство без оформления разрешительных документов, пользование социальными правами наравне с гражданами России, ведение предпринимательской деятельности, а также даёт возможность получить гражданство РФ.

В 2018 году мигрантов въехало в Россию на 2 млн больше, чем в 2017 году. В 2016 году их было ещё меньше – 14,3 млн. А вот до этого несколько лет подряд мигрантов прибывало примерно по 17 млн (в 2015 году – 17,1 млн, в 2014-м – 17,2 млн, в 2013-м – 17,3 млн).

За первое полугодие 2019 года есть рост миграции из Таджикистана – 1,3 млн человек за полгода – и Узбекистана – 2,4 миллиона. И общее их число будет колебаться между 17 и 18 миллионами.

Полезны ли мигранты?

Мигранты в основном устраиваются на неквалифицированную работу. Этот факт предлагается воспринимать как положительный для экономики страны. И одновременно он подаётся как безальтернативный. Мол, русское население не хочет работать по этим профессиям. При этом подобный посыл власть, да и лоббисты мигрантов никогда не проверяли на практике. Разве у нас занимаются системно внутренней трудовой миграцией? Разве у нас есть такие государственные программы?

Теперь по поводу эффективности.

Федеральная налоговая служба собрала в государственную казну в 2017 году налогов только с доходов физических лиц (НДФЛ) 3,3 трлн рублей. По данным Росстата на 2017 год, официально работающих граждан в России было 71,8 млн человек. Получается, что каждый работающий гражданин РФ отчисляет в казну минимум 46 тысяч только НДФЛ. Согласно заявлениям главы ФМС, мигранты принесли России за 2015 год, купив патенты на трудовую деятельность, 29 млрд рублей.

Нам скажут, что это не все доходы, которые дали стране мигранты. Они же работали и приносили своим трудом пользу России. Да, но заработанные деньги в большинстве своём они вывезли из России. В отличие от граждан нашей страны.

Фото: www.globallookpress.com

Каждый из 17 млн мигрантов вывез из РФ хотя бы по нескольку десятков тысяч рублей заработка, то есть в общей сложности никак не меньше 1-2 триллионов рублей. Странная прибыль для России?! В результате налаженной внутрироссийской трудовой миграции эти триллионы остались бы внутри нашей экономики.

Не лучше обстоят дела и в очень важной области интеграции мигрантов в наше общество.

Так, в 2016 году заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД Москвы Михаил Трубников, выступивший на круглом столе «Профилактика и противодействие насилию в отношении женщин», озвучил несколько цифр.

Если брать общую статистику и разделить на количество изнасилований, то 75% приходится на приезжих. Из них 90% – это выходцы из стран Азии: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.

В целом же со времён девяностых этническая преступность выросла в четыре раза.

В этом году заместитель секретаря Совета безопасности РФ Александр Гребенкин в интервью «Российской газете» сказал следующее:

Нарушителей миграционного законодательства на начало этого года насчитывалось 2,4 миллиона человек – то есть практически это каждый четвёртый иностранец, находящийся в России.

Проблемы налицо. И они совершенно неизбежны в этой сфере при таком наплыве трудовой и преступной миграции. Никакие правоохранительные органы не в состоянии с ними справиться.

Сдавать квартиры только гражданам России – ксенофобия?

Но не только от собственно мигрантов будет испытывать неудобства коренное население России. Доморощенные «борцы за свободы» уже взяли под своё покровительство массово прибывающих в нашу страну трудовых «гостей». Либералы и всевозможные оппозиционеры готовятся создавать дополнительное давление на русское население.

Например, если вам не нравится агрессивный мультикультурализм и многомиллионная экспансия мигрантов, то уже сегодня вас обвинят во всех смертных демократических грехах. Радикально оппозиционная «Новая газета» видит дискриминацию мигрантов уже в том, что вы не хотите им сдавать свою собственность (квартиру, комнату, дом или дачу).

Фото: www.globallookpress.com

Газета поместила целое обвинительное расследование в отношении лиц «славянской национальности», не желающих сдавать свою жилплощадь иностранным мигрантам. Статья в газете так незамысловато и называется – «Славянское гнездо». Иметь славянское гнездо в местах исторического проживания русских – в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах – это плохо, это дискриминация, это ксенофобия. Ведь в объявлениях о сдаче квартиры, в этих, как утверждает «Новая газета», «дискриминационных объявлениях встречаются такие словосочетания: “только гражданам РФ”, “только россиянам”, “только славянам”» (статья «Славянское гнездо»).

Ведь, с точки зрения западного либерала-мультикультуралиста, всё это – ксенофобия. Россия должна быть открыта для любого мигранта из любой части мира. А сдавать квартиру «только гражданам России» – это недемократичный моветон, дискриминация, с точки зрения интернациональных борцов за свободу мигрантов.

Ох уж эти недемократические «славянские» арендодатели! Они, видите ли, не желают сдавать свою собственность иностранцам или тем, кому, как кажется оппозиции, нужно сдавать квартиры. Белоснежные свободолюбцы прямо требуют прекратить подобное «безобразие» и грозят всем не подчиняющимся статьёй о «дискриминации» (КоАП РФ, статья 5.62. «Дискриминация») и штрафами. Это у них называется свободой, только у них она слишком однобокая.

В любом бизнесе, в любых межличностных отношениях у человека есть право выбора партнёра, с которым ему будет комфортно, в том числе и в смысле культурных стереотипов поведения.

Либералы нам готовят этакую мультикультурную диктатуру. При ней завтра ксенофобией будет непредоставление мигранту своей квартиры. А послезавтра уже будет нужно оправдываться за браки между русскими и за свою традиционную сексуальную ориентацию. Сегодня же западные культуртрегеры хотят вмешиваться даже в такую сугубо индивидуальную сферу – кому сдавать свою собственность в аренду, а кому – нет.

Кстати, никакой закон о дискриминации ничего подобного не требует. Не секрет, что права гражданина и негражданина РФ пока разнятся, и здесь нет никакой дискриминации или ксенофобии. А вот агрессивное навязывание диктатуры мультикультурализма обязательно приведёт к межнациональным конфликтам, как показывает опыт Европы.

Западный мультикультурализм нам в России совершенно не нужен.

Фото: www.globallookpress.com

Новая миграционная политика

Государство отчасти чувствует определённую проблему и пытается её каким-то образом ввести в общегосударственные рамки, но пока не осознаёт опасности должным образом. И не готово сокращать объёмы миграции под давлением крупных экономических игроков, получающих на мигрантах сверхприбыли.

В прошлом, 2018 году была принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Документ важный, но достаточно декларативный.

Причины необходимости принятия больших масс мигрантов в ней обусловлены «в основном экономическими и социальными факторами», а также сохранением «исторических и культурных связей народов государств – участников Содружества Независимых Государств».

При этом указывается, что интенсивность миграционных потоков за последние пять лет (2012–2017) увеличилась на 10% и что наблюдается диспропорция в размещении мигрантов в трёх регионах: Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.

В документе очень странно трактуется польза от миграционного притока. Якобы он «компенсировал естественную убыль населения». Убывают-то в нашей стране в основном русские, а приезжают на их место представители других народов. Является ли для России, Русского мира и русского народа это естественной «компенсацией»? Конечно, нет. Компенсация и замещение – разные вещи. Убыль русского населения миграция замещает новым населением, а не компенсирует.

Говорится в концепции как о заслуге, что за пять лет «в гражданство Российской Федерации принято более 1 млн человек», причём только половина из них – в рамках программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. То есть можно предположить, что только половина из них – собственно русские.

Насколько это способствует декларируемой цели миграционной политики «поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе» и особенно защиты и сохранения «русской культуры, русского языка… составляющих основу её культурного (цивилизационного) кода»? Сомнительно, что такой способ восполнения убыли русского населения укрепляет Россию.

Это тем более странно, что в самом документе утверждается, что

основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство.

Остаётся ли миграционная политика в реальной миграционной практике «вспомогательным средством» для роста «естественного воспроизводства» граждан РФ? Скорее, нет. Миграция, это «вспомогательное средство», уже давно заменяет «естественное воспроизводство» граждан России. И становится основным.

Фото: Dmitry Vorona/ Shutterstock.com

Все ли эти многомиллионные массы мигрантов, как пишется в концепции, «способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества» и «способны успешно интегрироваться в российское общество»?

По-моему, абсолютно риторический вопрос.

Способны ли миллионы среднеазиатов, сотни тысяч китайцев, корейцев, вьетнамцев «успешно интегрироваться», то есть ментально измениться и стать русскими по культуре, языку и поведению? Каждый гражданин России, ежедневно сталкивающийся в своей личной жизни с мигрантами, подтвердит их неспособность к культурно-цивилизационной интеграции. Подавляющего большинства трудовых мигрантов.

Именно поэтому замещение убывающих русских и не является полноценным. Россия перестанет быть Россией при такой миграционной политике.

Чем же тогда ограждается декларируемый в концепции «приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на её территории»? Да, собственно, пока ничем. Нас, русских, не спрашивают, нужны ли нам эти многомиллионные толпы мигрантов. Ведь подавляющее большинство граждан России не получает от их нахождения в нашей стране никаких преференций, а вот социальные неудобства и культурный дискомфорт получают существенные.

Нужны ли мигранты России

Современная Россия – демократическая республика. В теории это как бы акционерное общество. Все граждане – акционеры России. Они все вместе составляют Верховную власть страны.

Современная массовая выдача гражданства происходит без всякого выяснения мнения граждан, без всякого желания «акционеров». Акции коренного населения при даровании мигрантам гражданства размываются. Чем дальше так будет продолжаться, тем больше влияние коренных граждан в такой системе будет падать. А приезжие, так как они инокультурны, будут более организованны и станут жить замкнутыми этническими анклавами. Рано или поздно это приведёт к тому, что они будут требовать себе дополнительных прав. Пойдут в политику отстаивать свои культурные требования. Так же, как это происходит в европейских странах, где мэром Лондона уже был индиец, где депутатами могут быть турки, арабы, африканцы и другие вчерашние мигранты.

Фото: www.globallookpress.com

В Европе тоже всё начиналось с завоза трудовых мигрантов, которые были нужны большим корпорациям как дешёвая сила, а европейским политиканам – как масса, которая нивелирует европейские народы для лучшего вхождения в единообразный Европейский союз. Но агрессивно навязываемый мультикультурализм провалился даже в Европе. А продолжающаяся миграция создаёт всё новые и более взрывоопасные прецеденты. Выход из создавшейся ситуации выглядит всё менее оптимистично и мирно.

Нужно ли нам идти по европейскому пути? Нужно ли продолжать наращивать многомиллионную миграцию?

Мы, слава Богу, ещё не дошли до геркулесовых европейских столбов, но явно переусердствовали с трудовой миграцией, которая во многом становится не такой уж и трудовой в нашей стране. Наркоторговля, этническая преступность, теневая экономика, коррупционные связи, покупка гражданства РФ, межнациональные столкновения, распространение безработицы среди мигрантов – это реальность нашей жизни.

Пора наводить в этой сфере порядок. И прежде всего – с количеством и качеством трудовой миграции.

Нужно планомерное и системное замещение мигрантов коренным населением. Необходимо развивать внутрироссийскую трудовую миграцию. Запрещать в отдельных отраслях экономики наём иностранцев и потихоньку замещать либо местной внутрирегиональной миграцией, либо русской из стран СНГ. Там, где пока не можем обойтись без трудовой миграции, необходимо улучшать контроль, как правоохранительный, так и финансовый.

Огромные средства уходят в теневую экономику, в чёрный нал, вывозятся из страны. Россия недополучает большие средства, но получает огромную коррупцию. Экономию от мигрантов имеют в основном крупные бизнес-структуры, миграционные лоббисты и криминальные миграционные лидеры, которые поставляют своих соотечественников на этот рынок трудовых услуг. Нужно умерить аппетиты первых, расследовать деятельность вторых и пересажать третьих, если они виновны в криминале.

Читайте также:  Как продлить срок действия загранпаспорта, если он закончился - в 2020 году если он просроченный

Фото: www.globallookpress.com

Могут сказать, что многие правоохранители, которые по долгу службы обязаны контролировать трудовую миграцию, сами коррумпируются. Да, это огромная проблема. Проблема, которая также вопиет о том, что такие мощные массы мигрантов невозможно эффективно контролировать. Слишком много там криминала и коррупционных соблазнов. Необходимо снижение количества приезжих, особенно в больших мегаполисах. Культурное поведение, принятие местных правил должны требовать именно правоохранительные органы. Ситуации, когда местным жителям становится невозможно жить в тех районах, где много мигрантов, – это социальная и гуманитарная катастрофа.

Особый вопрос – контроль за покупкой мигрантами гражданства РФ. Думаю, здесь особенно много коррупционной составляющей. Закрытые диаспоральные общества массово покупают гражданство и затем будут стремится во власть – устанавливать свои порядки. Как это было в девяностые годы с нашими преступными сообществами, делегировавшими во власть своих криминальных представителей.

Тактическая погоня за дешёвой рабочей силой в стремлении к сиюминутным успехам в экономике, которые к тому же не видны, может в долгую, для стратегического цивилизационного развития России стоить очень дорого. Критически дорого.

Пора принимать меры. Они должны быть спокойными, продуманными, но системными и неотвратимыми.

Русским иммигрантам очень тяжело получить гражданство РФ. Кто и по какой причине отказывает русским переселенцам в праве жить на родине?

Кто и по какой причине отказывает русским переселенцам в праве жить на родине?. Если спросить: нормально ли это — депортировать русских переселенцев из России?
Русским иммигрантам очень тяжело получить гражданство РФ

Кто и по какой причине отказывает русским переселенцам в праве жить на родине?

На недавних парламентских слушаниях, посвященных миграционной политике, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России (ГУВМ) Ольга Кириллова предупредила: «Я выступаю как адвокат тех мигрантов, которые приезжают в Россию…» Непривычно слышать такие слова от руководителя миграционного ведомства, тем более что теперь этот руководитель — генерал полиции.
Ведь не секрет, что миграционные чиновники и мигранты (в основном в Россию едут наши соотечественники) находятся между собой, увы, почти что в состоянии вражды. Часто немилосердное законодательство неизбежно порождает конфликты между ними: мигранты обвиняют чиновников в бесчеловечности и во взяточничестве, а чиновники считают, что мигранты их без конца обманывают, хитрят.

Все причастные к теме миграции люди пережили шок, когда ровно два года назад произошла внезапная ликвидация Федеральной миграционной службы и передача ее дел в МВД. До сих пор никто не может объяснить, почему кадровый состав миграционной службы был сокращен на 30 процентов и почему ГУВМ МВД было лишено тех властных полномочий, которые имела гражданская служба. Если раньше приказ директора ФМС из Москвы беспрекословно исполнялся в регионах, то теперь руководство ГУВМ может только рекомендовать или просить принять правильные решения, а распоряжаются судьбами мигрантов начальники региональной полиции.

Но вот парадокс: именно сейчас, когда гремучая проблема миграции передана в МВД, от руководства нового ГУВМ то и дело слышишь забытые с советских времен слова о «человеческом факторе». Однако в регионах, «на земле», любой рьяный чиновник может оправдать свою чрезмерную жестокость ссылкой на закон: «Мы просто исполнители»…

Если спросить: нормально ли это — депортировать русских переселенцев из России? — здравомыслящий человек ответит, конечно, отрицательно (Прошу не подозревать меня в шовинизме, «русскими» я называю всех представителей «коренных национальностей», у которых нигде нет своей территории, точнее, Родины, кроме России).

Наше законодательство не ведает такого понятия, как «репатриация». Уму непостижимо: русский человек, возвращаясь домой в Россию, становится де-юре «иностранцем». И мы к этому юридическому лукавству привыкли, соответственно с репатриантами обращаемся, и потому истории изгнания соотечественников из России повторяются с унылым постоянством. Я уже много-много раз писала о таких трагедиях на страницах «РГ».

Но сейчас мне предстоит рассказать историю необычную. О депортации, которая не состоялась. Ее отменило руководство ГУВМ МВД, решившись взять на себя ответственность за разумное разрешение абсурдной ситуации.

Чиновница утешала Тимофея: «Да что ты волнуешься? Мы тебя знаем как облупленного: какой ты нелегал?»

История, о которой пойдет речь, происходит сейчас в старинном городе Борисоглебске, который в 90-е называли «столицей бегущей империи». После распада Союза сюда, в Воронежскую область, «понаехали» многие тысячи наших соотечественников из бывших республик. «Первооткрывателями» Борисоглебска стали дизайнеры из Душанбе. Их возникший еще в советское время кооператив с загадочным названием «ХОКО» оказался весьма востребованным в городе, где множество церквей давно ожидали реставрации. Щедрая в то время администрация Борисоглебска выделила «хоковцам» большой кусок земли в центральной части города. Раньше там размещалась воинская часть, теперь выросли жилые дома. Более четырехсот комфортабельных квартир построили за прошедшие годы новожители. Приезжая к «хоковцам», я никогда не уставала удивляться, как они умеют поддерживать друг друга в тяжелой ситуации. Каждый раз думаю: «ХОКО» принимает соотечественников так, как должно было бы принимать их государство, если бы наше государство умело заботиться о людях».

И вдруг недавно из Борисоглебска пришло письмо с криком о помощи, потом начались тревожные звонки «хоковцев»: русскую семью депортируют из России!

В 1994 году, почти четверть века назад, семья Тимофея Партненко продала квартиру в Вильнюсе, оформила выезд через миграционный департамент Литвы и поселилась в Борисоглебске, сначала в вагончике. Хоть в Литве их никто не обижал (в отличие от Латвии и Эстонии русские жители Литвы без проблем получали национальные паспорта), но неудержимо тянуло на Родину.

В «ХОКО» они быстро стали своими: Тимофей горячо брался за любую работу на стройке, а его жена Жанна — преподаватель английского языка, увлеченно занималась созданием Дома детского творчества. В 1995 году у них родилась дочь Лидия. Свидетельство о рождении было выдано ей Борисоглебским загсом. Это стало для девочки единственным документом, по которому она закончила школу и финансовый техникум. «Ни в какую заграницу, — как пишет Тимофей, — моя дочь никогда не выезжала».

В 2001 году «ХОКО» выделило семье трехкомнатную квартиру. В строительстве этого дома Тимофей сам участвовал.

Так шла их настоящая жизнь, трудная, но полная смысла. Однако параллельно шла другая жизнь — бумажная, она с точки зрения чиновников гораздо важнее жизни настоящей. И до чего же трудно соединить жизнь бумажную и подлинную. Вот иллюстрация: прописаться в фактически собственной квартире Партненко не могли, так как закон разрешает пресловутую прописку, именуемую ныне регистрацией, только одному собственнику, а члены его семьи, раз не имеют пока российского гражданства, пусть регистрируются где попало, купив, разумеется, фиктивную регистрацию, а потом при проверке их еще оштрафуют за то, что живут, понимаете ли, не там, где прописаны. Но вот семья Партненко наряду с другими «хоковцами» получила постоянную регистрацию в Центре приема и обустройства вынужденных переселенцев (есть такой центр у «ХОКО»). Этот заветный адрес: улица Терешковой, 20 — спас тысячи переселенцев от необходимости покупать адреса в «резиновых квартирах».

За то время, что «хоковцы» живут в Борисоглебске, миграционное законодательство столько раз менялось, что уже не только переселенцы, но и сами работники миграционной службы были не в состоянии разобраться в паутине противоречивых законов и инструкций. Из письма Тимофея: «При попытке продления вида на жительство в 2004 году мы столкнулись с полной некомпетентностью майора внутренней службы Прокофьевой Марины Петровны: документы у нас брали, а через несколько месяцев возвращали назад без объяснения причин. При этом рекомендовали написать все заново и опять ждать результата».

Зачем же девочка, родившаяся в России и никогда не проживавшая в Литве, должна становиться ее гражданкой?

Мария Петровна привыкла действовать «по-свойски», она утешала Тимофея: «Да что ты волнуешься? Мы тебя знаем как облупленного: какой ты нелегал? Прописку имеешь, трудовая книжка у тебя в порядке, налоги платишь…» Так шли годы. Около десяти лет Тимофей и Жанна жили без единого действующего документа.

Как такое могло быть? У главной виновницы, у майора Прокофьевой, теперь не спросишь. Ее давно уволили за должностные преступления. Переселенцы вспоминают, что она многим судьбы покалечила, но сама ушла невредимой — ее муж и сын занимали солидные должности.

В 2014 году Лидии исполнилось 18 лет. Родители были уверены, что уж теперь-то хоть ей дадут российское гражданство. Все трое написали отказ от гражданства Литвы, а также обратились в суд за подтверждением факта своего постоянного проживания в России. Суд подтвердил этот факт. Но все их усилия были напрасны. Отказ от гражданства не приняли — это серьезная процедура, которую нужно долго оформлять. И справка из суда о 20-летнем постоянном проживании в России, оказалось, ничего не значит.

Отказали Лидии в гражданстве, посоветовали всем троим ехать в Москву, в посольство Литвы, получать новые литовские паспорта. И дочь, как ни странно, тоже обязали получить не российский, а литовский паспорт.

Они ничего не могли понять, душа протестовала: зачем же девочка, родившаяся в России и никогда не проживавшая в Литве, должна становится ее гражданкой? Но в миграционной службе их убедили, что это облегчит потом получение гражданства РФ. Эта логика не умещается в сознании, но наш закон действительно требует совершить такой вот кульбит на пути к российскому паспорту. Процедура превыше всего.

Партненко смирились, с надеждой поехали в Литовское посольство. Вернувшись с новыми паспортами, сразу поспешили в свою миграционную службу. И вдруг — удар: им заявили, что теперь необходимо выехать за пределы России, чтобы въехать обратно и начать как новоприбывшие иностранцы процедуру легализации с самого начала: встать на миграционный учет, получить РВП (разрешение на временное проживание) — это займет минимум год, если, конечно, удастся сразу получить квоту, потом — ВнЖ (вид на жительство) — это минимум пять лет. Нужно будет дважды проходить полное медицинское обследование (перед получением РВП, а потом ВнЖ). Представлять подтверждение своей кредитоспособности, множество разных справок, включая справку об отсутствии судимости. Даже от Лидии потребуется такая справка — из Литвы…

Но просто убийственным для них стало требование обязательно выехать из России, а потом въехать. Это знаменитое правило «девяносто на сто восемьдесят», которое наши законодатели позаимствовали у цивилизованных стран, предусматривает, что иностранец, не имеющий определенного правового статуса, не может больше 90 дней за полгода находиться на территории страны, он обязан выехать, пожить где-то до истечения три месяца , а потом имеет право въезжать. На Западе это правило применяют к временным трудовым мигрантам, чтобы усилить контроль за ведением миграционного учета и бороться с нелегальной миграцией. Но у нас это правило применяют без разбора — как к гастарбайтерам, так и к приехавшим на ПМЖ соотечественникам.

Чиновники считают, что это очень просто: выедьте, потом въедьте, чего, мол, вам это стоит. Пока не было войны с Украиной, некоторые сердобольные чиновники советовали переселенцам: да вы просто пересеките границу, постойте хоть два часа на нейтральной полосе и ступайте к пограничникам, главное — получить новую миграционную карту. Теперь все осложнилось. Переселенцев через три месяца заставляют выезжать в «свой» Узбекистан, «свой» Казахстан и так далее. И по три месяца жить в стране, где уже нет своего жилья и все связи давно потеряны. В случае с Партненко еще пришлось бы добывать въездную визу… Никаких исключений закон не предусматривает. Чиновникам кажется, что за первые три месяца пребывания можно собрать все требуемые справки, отстоять все больше разбухающие очереди в миграционку… Большинство переселенцев не успевают, конечно, легализоваться за отведенные законом 90 дней. И вынуждены «пересекать границу» парализованные старики на колясках, кормящие матери с новорожденными младенцами… Сколько же тратится впустую денег, нервов, невозвратных дней жизни, наконец…

«Выедьте и въедьте…» Но страшнее всего не эти испытания, а страх, что тебя не впустят обратно в Россию. Сколько трагедий разыгрывается то и дело на границе, когда пограничники, изучив свою таинственную базу «запретников», сообщают мигранту, что для него въезд в Россию закрыт. На три, пять или даже на десять лет. За что и почему, пограничник тебе может и не сказать, выясняй, мол, в российском суде… Между тем нарушения, за которые карают отлучением от России, часто выражаются в том, что человек не там перешел улицу или ехал, забыв пристегнуть привязные ремни… Партненко определенно не дали бы вернуться. Они опасные правонарушители, сколько лет живут нелегалами…

Итак, с 2014 года над Партненко навис дамоклов меч изгнания. Неприятности коснулись и дирекции «ХОКО»: им пригрозили штрафом 800 тысяч рублей. Да, такой огромный штраф предусматривает закон за одного-единственного работника-нелегала. «Хоковцы», всегда ценившие Тимофея и как работника, и как человека, были вынуждены его уволить. Ему пришлось перебиваться случайными заработками.

Ушла с работы и Жанна. Сказалось длительное нервное напряжение, врачи поставили страшный диагноз: скоротечный рак. Нужна была срочная операция в Воронеже. Для нее, иностранки, лечение могло быть доступно только за плату. Потребовались большие деньги — 170 тысяч рублей. Тимофей сумел быстро собрать эту сумму: сочувствующих ему людей в Борисоглебске хватало. К сожалению, операция не помогла. В августе 2016 г. Жанна умерла, так и не дождавшись российского гражданства.

Никогда не писавший ранее жалоб, Тимофей в отчаянии отправил резкое письмо президенту РФ. С этого начался новый этап борьбы нелегала за право жить в России. В этот раз дело уже дошло до суда — 27 октября 2017 года Борисоглебский городской суд постановил:

«…учитывая … характер совершенного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность — признание вины и раскаяние, считаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа без применения дополнительного вида наказания в виде административного выдворения за пределы РФ».

Хотелось бы спросить уважаемую судью Строкову О. А. — о какой же вине подсудимого, и особенно — подсудимой, идет речь? Неужели Тимофей и его дочь Лидия раскаялись в том, что посмели родиться русскими и потому во что бы то ни стало хотят жить в России?

Из письма Тимофея: «Пока я не пытался добиться получения документов для легализации, была работа, где меня ценили, я построил практически из ничего жилье, вырастил дочь, которая получила образование и могла бы приносить пользу моей любимой России, но вместо этого теперь только и слышу от официальных лиц, что меня в наручниках вместе с дочкой отправят сначала в СУЦВИГ, а затем в Литву и сделают невъездными. В Литве у нас ничего нет, языка мы не знаем и существовать там не сможем. К тому же дочь недавно вышла замуж за гражданина России: как можно разлучать молодую семью?! Мне и моей дочери страшно. Выходит, что вся наша жизнь была посвящена борьбе стать гражданами своей страны-России, а другой жизни у нас нет».

Послесловие

Письмо Тимофея я лично вручила генералу Кирилловой О. Е. Это было как раз в то время, когда в СМИ наперебой рассказывали о депортации 67-летней колымчанки Галины Горенюк. Дикая, абсурдная история — мы не могли не вспомнить о ней, обсуждая с начальником ГУВМ трагедию в Борисоглебске. Вкратце перескажу: До распада Союза Горенюк уехала с мужем в Украину, а затем вернулась уже в новую Россию в свой родной поселок Клепка, к своему единственному родственнику — брату. Там она прожила 15 лет по советскому паспорту, даже получая по нему пенсию, поскольку сохранилась прежняя клепковская прописка. Обнаружив такое страшное беззаконие, Ольский суд Магаданской области приговорил «нелегалку» к штрафу и принудительному выдворению в Украину, где у нее не осталось ни жилья, ни знакомых. Депортация прошла по высшему разряду: два судебных пристава сопровождали опасную преступницу самолетом, пролетевшим через всю страну — от Колымы к украинской границе, в город Белгород. Потом ее возвращали обратно на Колыму, поскольку этот вопиющий случай дошел до президента, и он распорядился срочно решить проблему с гражданством Горенюк. Российский паспорт ей вручал губернатор Магаданской области.

Заключая наш разговор, Ольга Евгеньевна Кириллова сказала: «Знаете, когда мне стало известно об этой несчастной пенсионерке с Колымы, которую могли просто выбросить на границе, и неизвестно, что бы с ней случилось, я два дня не находила себе покоя. Не понимаю, что происходит с людьми. Души деревенеют, глаза слепнут… у судий, у наших миграционных чиновников. Мы должны срочно помочь Тимофею и его дочери. Не будем же мы ждать, пока в их трагедию вмешается лично президент».

Вскоре в Воронежское территориальное отделение миграционной службы из ГУВМ ушла рекомендация принять у Тимофея и Лидии Партненко документы на выдачу разрешения о временном проживании без выезда и без требования справки об отсутствии судимости.

Тимофей сообщил мне на днях, что его пригласили в Борисоглебскую миграционную службу и очень любезно проконсультировали, какие документы нужно представить.

Кажется, что обе безобразные истории заканчиваются благополучно. Но можно ли считать, что это happy end? Сколько подобных трагедий разыгрывается прямо сейчас, в разных концах страны. И многим ли повезет обратить на себя внимание сильных мира сего?

Ключевой вопрос

На упомянутых парламентских слушаниях, посвященных миграционной политике, депутат Константин Затулин, автор многих законопроектов, касающихся гуманизации миграционного законодательства, заявил: «Должна быть разница в подходах к иностранной рабочей силе и к соотечественникам как репатриантам, — сказал он. — Но мы все время упираемся в самими же собой созданные барьеры… Это же издевательство над смыслом этих законопроектов… Это же лицемерие, которое мы сами производим. Да, мы даем соотечественникам гражданство, какой-то части дали гражданства, но все это происходит самым затянутым, самым уродливым, самым диким способом. Спрашивается, кому мы это, зачем мы это устраиваем?» В свою очередь я хотела бы повторить мой наивный вопрос: нормально ли это — депортировать русских переселенцев из России? Впрочем, я задам его не риторически, а вслух. Дело в том, что завтра, 17 апреля, в администрации президента проводится специальное заседание СПЧ «Собирание соотечественников во благо России». Приглашены правозащитники, ученые и те ответственные лица, от которых зависит решение давно наболевших проблем, мешающих репатриантам без мук возвращаться на Родину. Может быть, наконец нас услышат?!

Добавить комментарий