Фото Пантеона в Риме (57 фото)

Римский Пантеон

Пантеон — архитектурно-исторический памятник античности, одна из значимых достопримечательностей Рима. Задуман как храм всех древнеримских богов, однако после падения Римской империи был переосвящён в католический храм святой Марии и Мучеников.

Загадочная история Пантеона

Пантеон — самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Когда, как и кем он был построен точно неизвестно. Предполагается, что строительство храма было закончено в 27 году до нашей эры под покровительством римского государственного деятеля Марко Випсанио Агриппы. После нескольких пожаров Пантеон сильно пострадал и в 124 году нашей эры при императоре Адриане был перестроен и приобрел современный вид.

Хотя новый храм сильно отличался от первоначального здания, император Адриан хотел воздать должное Агриппе и оставил на фасаде здания оригинальную надпись с бронзовыми буквами:

Латинская надпись «М.AGRIPPA.L.F.COS.TERTIVM.FECIT» дословно переводится как «Марко Агриппа, сын Луция, построил во время своего третьего консульства».

После падения Римской империи Пантеон был заброшен в течение нескольких столетий и только в 608 году византийский император Фока передал его папе римскому Бонифацию IV, который посвятил античное сооружение святой Марии и всем Мученикам. В период объединения Италии (1871—1894) Пантеон служил крепостью для королей.

Существует еще одна теория, согласно которой Пантеон построен в Средние века. Сторонники этой версии оспаривают почти 2000-й возраст храма, поскольку античное сооружение отлично сохранилось до наших дней, а ведь оно построено из кирпичей и бетона, эксплуатационный срок которых намного короче.

Легенды

Пантеон окутан удивительными историями и легендами. Одно поверье гласит, что сооружение было построено на том месте, с которого вознесся на небеса легендарный Ромул — основатель Рима. В другом поверье говорится, что окулюс, отверстие в куполе, был создан дьяволом, спасающимся от храма Бога. Еще одна легенда сообщает, что Кибела, древнегреческая божественность, почитаемая как Великая Мать богов, появилась во сне Агриппе, чтобы просить о строительстве храма.

Пантеон – архитектурный шедевр Рима

Римский Пантеон является революционным зданием в древнеримской архитектуре. Его особенность заключается в идеальных пропорциях: внутренний диаметр купола соответствует высоте храма, и в результате этого сооружение имеет сферическую форму. Создателем Пантеона считается сирийский архитектор и инженер Аполлодор из Дамаска.

Античный храм состоит из большой ротонды, накрытой полусферическим куполом, и 16 коринфских колонн, поддерживающих фронтон. Как и прежде, большая часть здания облицована мрамором, но за многолетнюю историю Пантеона коснулись изменения снаружи и в некоторых местах виднеется кирпичная кладка.

Как наиболее сохранившийся пример римской монументальной архитектуры, Пантеон оказал огромное влияние на западную архитектуру. Построено много знаменитых зданий, которые отражают структуру Пантеона с портиком и куполом: церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Милане, базилика Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе, церковь Гран Мадре ди Дио в Турине, университет Томаса Джефферсона в Филадельфии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и другие.

Купол Пантеона

На сегодняшний день полусферический купол римского Пантеона диаметром 43 метра является самым большим в мире куполом, построенным из бетона без арматуры. Для его строительства архитекторы использовали очень легкий раствор, но все равно купол получился очень тяжелым. Чтобы удержать такую огромную полусферу потребовалось увеличить толщину стен до 6 метров.

В центре купола находится окулюс — круглое отверстие диаметром 9 метров, так называемое око Пантеона. Воздух и свет внутрь храма попадают только через это отверстие, так как окон в здании нет. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в полу предусмотрены специальные дренажные каналы, которые собирают воду.

Что внутри

Внутреннее убранство Пантеона не менее великолепное, чем снаружи, хотя за долгие века исчезло много статуй и позолоченных бронзовых украшений. С 15 века храм начали обогащать фресками. Самой известной из них является «Благовещение» Мелоццо да Форли.

В храме есть семь ниш, размещенных парными колоннами, которые первоначально служили для поклонения божествам, связанных с культом планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу. Когда Пантеон освятили в христианскую базилику, эти ниши использовали для установки алтарей и гробниц известных людей.

Захоронения в Пантеоне

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и все церкви, стал местом погребения выдающихся людей. Здесь покоятся священники, известные деятели культуры, и даже короли: Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает гробница живописца Рафаэля Санти.

Полезная информация

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия

Пантеон расположен в центре города, рядом находится вся туристическая инфраструктура итальянской столицы: различные кафе, рестораны, магазины, экскурсионные бюро, достопримечательности и отели Рима.

На площади перед Пантеоном находится еще одна достопримечательность — египетский обелиск, который был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до нашей эры. По указу папы Клемента XI обелиск установили в уже существовавший фонтан перед Пантеоном в 1711 году.

Как добраться

Поскольку ближайшая станция метро Cavour находится в 2 км от Пантеона, удобнее добираться на автобусе.

На автобусе доехать до одной из следующих остановок:

  • Rinascimento — № 30, 70, 81, 87;
  • Argentina — № 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87;
  • Corso/Minghetti — № 62, 63, 83, 85.

Часы работы

  • с понедельника по субботу — с 9:00 до 19:30;
  • воскресенье — с 9:00 до 18:00;
  • праздничные дни — с 9:00 до 13:00.

Выходные дни: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

Вход в Пантеон бесплатный.

Среди других бесплатных достопримечательностей Рима также стоит выделить мемориальный комплекс Витториано на площади Венеции, построенный в честь Виктора Эммануила II – первого короля объединенной Италии. На его территории находятся музеи и смотровая площадка.

Римский Пантеон: история, легенды, фото

В самом центре Рима, недалеко от площади Навона, возвышается величественный римский пантеон, о котором сам Микеланджело говорил, как о творении ангелов, а не людей. Посещение Пантеона – уникальный опыт ! Это удивительное сочетание красоты, техники и гармонии. Обязательный этап программы посетителей вечного города.

Римский пантеон – история

Для начала, что означает Пантеон? Название происходит от греческого пан (все) и теон (божественный), так как храм посвящен всем римским богам.

Задуманный в 27-25 гг до н.э. консулом Агриппой по воле императора Августа, римский пантеон впоследствии не раз перестраивался. После двух пожаров, в 80 и 110 н.э. храм возобновили в той форме, в которой он дошел до наших дней, во времена императора Адриана (128 г н.э.) в расцвет Римской империи. Несмотря на отличия от оригинального сооружения, Адриан пожелал увековечить память архитектора Агриппы надписью на латыни:

«Построен Марко Агриппа, сыном Лучо, трижды консулом».

Благодаря раскопкам мы знаем, что изначально храм был почти квадратным, больше широким, чем длинным, выполненным в греческом стиле и посвященным семи римским богам. Современное здание ниже первого почти на шесть метров. Тут нечему удивляться, так как античный Рим находится прямо под ногами – на глубине 5-10 м под землей. В частности, довольно заметны работы над фасадом храма, частично расположенным под землей.

Если верить Кассио Дионе Коччейано, храм назвали Пантеон из-за подобия его купола небесному своду – жилищу богов.

Также известно, что Агриппа проектировал династический храм, посвященный богам – защитникам рода Юлии, Марсу и Венере, со статуей Октавиана Августа в центре. Внутри Агриппа установил статую божественного Юлия, а снаружи, на портике, статую Октавиана и рядом – свою, в честь их дружбы.

Храм был украшен Дионисом из Афин, но разрушен в результате пожара в 80 г н.э., а также пострадал в нескольких войнах, пока в 123-125 гг не был выстроен заново по приказу Адриана.

Hимский пантеон отличался от других храмов. В то время как внутри других храмов разрешалось быть только священникам, римский пантеон был открыт для публики, которая стала участвовать в церемониях. Это новшество затем переняли в римском храме Исиды, впустив верующих внутрь, а после и современные христианские церкви.

В 7 в. храм переделали в церковь Святой Марии, что гарантировало его безопасность и сохранность, хоть исчезли и некоторые элементы декора.

Пантеон – легенды

Hимский пантеон окружен историями и легендами. Прежде всего они касаются места, на котором он стоит. Говорят, именно отсюда Ромула, легендарного основателя Рима, после смерти орел забрал на небо к богам.

Или Цибела, древнегреческая богиня, Мать богов, которая якобы явилась к Агриппе во сне с просьбой построить храм.

Или христианские легенды, которые более простые и менее романтичные, чем языческие. Гласят, что римский пантеон стал христианской церковью Святой Марии и мучениц в 608 – дар византийского императора Фока папе Бонифацию IV. На церемонии в честь освящения нового храма в него на 28 повозках перевезли останки множества мучениц. Они должны были прогнать семь демонов – семь языческих божеств, обитавших в храме. Так, в центре купола раньше не было отверстия: его пробил дьявол, убегая, выбив золотую шишку, закрывавшую отверстие.

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект. Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Читайте также:  Зарплаты футболистов в России в 2020 году в месяц и за год

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру.

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

10 занимательных фактов о римском Пантеоне, о которых не знают даже бывалые туристы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Это не первый Пантеон на этом месте

Современному Пантеону без малого 2000 лет — он был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне здания можно увидеть надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Так почему же строили Пантеон при Адриане, а почести отдали Агриппе?

Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе, однако позже оно сгорело. На этом же месте император Домитион построил еще один Пантеон, но через некоторое время в него ударила молния, и оно снова сгорела. Современное здание было построено уже так основательно, чтобы никакие костры его не взяли. Более того, Адриан приказал закончить возведение нового, третьего Пантеона к 100-летию первого здания, что некоторое время вызывало разногласие среди историков по поводу точной даты появления Пантеона.

Окулюс действительно без стекла и никогда не закрывается

Круглое отверстие в 8,2 метра в диаметрев потолке, которое также называют окулюсом, является единственным источником света в Пантеоне. Это отверстие ничем не закрыто. Интересно, что 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч света от солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. Когда правитель заходил в главный храм города, будучи освященный со всех сторон ярким сиянием солнца, это как бы еще раз подчеркивало его статус как избранца богов.

Естественно, открытое окно в потолке означает также, что внутрь здания может попасть дождь. Но и этот момент был продуман при строительстве — в мраморном полу под окулюсом проделаны 22 небольших отверстия, которые выполняют дренажную функцию, так что вода в помещении не застаивается.

Когда-то Пантеон был покрыт бронзой

При строительстве купол Пантеона задумывался быть центром города, его должно было быть видно отовсюду. Поэтому купол покрыли тогда медными листами, которые сияли на солнце. Однако в Средние века листы эти постепенно разобрали, причем сами же римляне. Так, например, самым известным примером этого стал эпизод, описанный самими Папой Римским Урбаном VIII, который был членом богатого семейства Барберини. В 1631 году он приказал забрать листы с Пантеона, чтобы отлить из них пушки для Ватикана, прокомментировав это: «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (‘quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini’).

1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире

Так как здание Пантеона представляет собой единое целое сооружение, в котором стены переходят в потолок без какой-либо границы, Пантеон считался в течение 1300 лет самым большим куполом в мире. Он больше даже купола собора Святого Петра в Ватикане (43,3 против 41,47 метров в диаметре).
Затем в 1436 году закончилось строительство собора во Флоренции и пальма первенства перешла уже к нему.
В свое время, чтобы собрать всю конструкцию купола, архитектор распорядился использовать разные материалы у основания и в куполе Пантеона. Так, чем выше стены, тем легче становится строительный материал — кирпич и бетон сменяются пемзой и туфом, плюс сам окулюс также значительно облегчает вес конструкции. А чтобы удержать такой вес, стены Пантеона пришлось сделать очень толстыми — почти 6 метров в толщину.

Впрочем, Пантеон и сегодня считается если не самым большим в мире, то по крайней мере самым большим неармированным бетонным куполом в мире.

У Пантеона идеальные пропорции

Высота Пантеона внутри составляет 43,2 метра, и ширина помещения внутри равна точно такому же расстоянию, что делает все здание гармоничными и целостным, согласно учению знаменитого римского архиктора Витрувия. Окулюс, будучи 8,2 метра в диаметре, также идеально по пропорциям вписывается в это пространство.

В Пантеоне есть несколько гробниц

Пантеон является местом успокоения нескольких именитых личностей Италии. Так, здесь можно увидеть гробницы первых двух королей единой Италии нового времени, Виктора Эммануила II и его сына Умберто I, похороненного рядом со своей супругой Маргарите Савойской (в честь которой, кстати, названа современная пицца Маргарита).

Кроме того, здесь же похоронен знаменитый архитектор и художник Рафаэль Санти. На его мраморной гробнице можно прочесть эпитафию: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Когда-то у Пантеона была звонница

В начале 1600-х Папа Римский Урбан VIII приказал пристроить к Пантеону две звонницы по бокам фасада. Сами римляне не одобрили такое решение, согласно историческим записям, в народе их стали называть не самым уважительным образом («задница с ушами» или «уши задницы»), так что когда в конце XIX века их убрали, возмущения это не вызвало.

Колонны были вывезены из Египта

На входе в Пантеон стоит 16 массивных 60-тонных колонн, каждая из которых в свое время была вывезена из Египта. Сначала их протащили 100 км к Нилу, затем погрузили на баржи и перевезли на кораблях в Средиземное море. Там их доставили в порт Остии, снова погрузили на баржу и по Тибру доставили в Рим, чтобы установить перед куполом для поддержки портика.

Название Пантеона взято из греческого языка

Слово «Пантеон» означает «храм всех богов», где ‘pan’ означает “все”а ’theos’ означает боги«. Считается, что в храме в свое время были представлены все главные божества древних римлян, и по кругу можно было принести богам по очереди Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и Юноне.

Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов

Тот самый флорентийский собор — Санта-Мария-дель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».

В нашей статье “Исчезающая Италия” можно увидеть снимки культового фотографа, на которых он запечатлел жизнь вокруг себя такой, какой ее видят только настоящие итальянцы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Пантеон в Риме: история, любопытные факты, фото, как посетить

Пантеон (Pantheon) – это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название “Pantheon” означает «Храм всех Богов». С греческого “пан” переводится как “все”, а “теон” – “божественный”.

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как “Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание”.

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117–138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Читайте также:  За сколько минут заканчивается регистрация на самолет

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов – передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш – вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы – это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 – в это время меньше всего туристов.

Пантеон в Риме: это надо знать

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон — что это и где

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже — место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)
Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492
Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работы
С 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Официальный сайт: [urlspan]http://www.pantheonroma.com[/urlspan]

Заказать необычную экскурсию можно по ссылке .

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием Древнего Рима. Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

Купол Пантеона и его космологический дизайн

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире и непревзойдённой жемчужиной архитектуры! Поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании.

Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. Фото: Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Во II веке быстро набирали популярность философские идеи Платона:

  • Единое (лат. panthevm, др.-греч. πάνθειον читается как пантеон) является основой всякого бытия;
  • Оно первоначало всего — всех идей, вещей, явлений, свойств, и, одновременно — ничто.
  • Вселенная имеет форму шара, потому что в шаре заключаются все другие фигуры и идеи.

«Это шарообразное тело имеет душу; она живет в центре его; оттуда её действия распространяются по всему телу; она производит все движения во вселенной, она причина порядка во вселенной, источник всей космической жизни; действия души вселенной проявляются особенно в движениях звездного неба и планет. Душа вселенной, говорит Платон, есть существо среднее между чистым разумом (духом) и материальными существами; в ней находятся все элементы чисел и размеров; она – вместилище математических законов, проявляющихся в стройном движении космоса.» (Источник: Платон о Вселенной )

Идеи Платона объясняют космологическую функцию не только купола с отверстием, но всего здания. Отсюда и его название (по Кассию Диону).

Поток воздушного света через окулус открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по апсидам и позолоченному куполу — получался своеобразный планетарий. Есть день в году, когда луч падает прямо перед входом. Одни утверждают, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, другие — в день весеннего солнцестояния (23 марта), третьи — в день летнего равноденствия (23 июня).

Сколько всего было Пантеонов?

Сегодняшний Пантеон — третья версия храма, построенного на этом месте!

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э., но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построил (или восстановил) в 125 г. римский император Адриан.

Кто же построил Пантеон в Риме?

Это объясняет надпись над входом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры. А его датой создания принято считать 126 год, т.е. уже II век. Как это возможно?

Иператор Адриан на архитектурных сооружениях, которые создавал во время своего правления, никогда не писал своего имени, за исключением храма, посвящённого Траяну, его отцу. Может ли данная надпись служить доказательством, что римский Пантеон был построен Марком Агриппой и только восстановлен при Адриане?

Всё-таки, историки на вопрос «Кто был архитектором Пантеона в Риме?» отвечают: предположительно Апполодор родом из Дамасска. Он был любимцем Траяна, строителем моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и др.. Но участие в работе мог принимать и сам Адриан. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Император не простил ему обиды. Он сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства

Размеры купола Пантеона:

  • диаметр — 43 метра,
  • высота от основания купола — 22 метра над его основанием,
  • окулус (отверстие) — 8.8 метров.

Он больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 г).

Нет никаких внешних доказательств поддержки кирпичной арки внутри купола, кроме как в самой нижней части. Метод строительства до сих пор не был определен. Однако, специалисты говорят, что два фактора способствовали его успеху:

  1. превосходное качество строительного раствора, используемого в бетоне,
  2. тщательный отбор и классификация заполнителя, который варьируется
    • от тяжелого (базальт и травертин) в фундаменте здания и нижней части стен,
    • через кирпич и туф (камень, образованный из вулканической пыли),
    • до самой легкой из пемзы по направлению к центру свода.

Кроме того, верхняя треть барабана стенок, видимая снаружи, совпадает с нижней частью купола, видимой изнутри, и помогает удерживать тягу с помощью внутренних кирпичных арок. Сам барабан укреплен огромными кирпичными арками и опорами, установленными друг над другом внутри стен, толщиной 6 метров.

Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg: , CC BY-SA 3.0, Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Читайте также:  Что делать, если опаздываешь на самолет?

Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда. Они поддерживают портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями.

Для сравнения: колонны Исаакиевского собора в Петербурге имеют высоту 17 м, диаметр 1,85 м и весят по 114 т.. Многие считают, что высечь колонну таких размеров из гранита, доставить её на место и установить невозможно даже с использованием современной техники. Однако, колонны стоят. (Читайте статью Как же всё-таки сделали колонны Исаакия.)

Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.

План Пантеона в Риме (Автор: Georg Dehio/Gustav von Bezold — This image is taken from Georg Dehio/Gustav von Bezold: Kirchliche Baukunst des Abendlandes. Stuttgart: Verlag der Cotta’schen Buchhandlung 1887-1901, Plate No. 1. Due to its age, it is to be used with care. It may not reflect the latest knowledge or the current state of the depicted structure., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=522888)

Высота Пантеона в Риме — 43 метра. Архитектурный стиль — древнеримский.

Кто похоронен в Пантеоне в Риме

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных персон в итальянской истории. Здесь покоится прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль и его невеста.

Могила Рафаэля в Пантеоне и любовный треугольник

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0, Link

Пантеон в Риме: 7 интересных фактов

Любые факты истории сооружения и жизни этого античного здания интересны. О многих Вы уже узнали. Перечислим их.

  1. Единственный храм античных времён, дошедший до наших дней без изменений; его возраст подтверждает уровень пола (ниже земли).
  2. Современный Пантеон в Риме стоит на месте сгоревшего одноимённого храма, построенного Марком Агриппой за 2 века до того.
  3. Метод строительства купола Пантеона специалисты не могут разгадать, поэтому существует много версий (в т.ч. «инопланетная»).
  4. Купол Пантеона является самым большим бетонным неармированным куполом в мире уже 2 тысячи лет.
  5. Архитектура Пантеона воплощает идеи философской школы Платона и символизирует Вселенную, созданную Единым Божественным Началом.
  6. Могила всемирно известного художника Возрождения Рафаэля находится в Пантеоне.
  7. С 609 года нашей эры каждый день в нём проходят католические службы.

Больше интересных фактов читайте в статье Купол Пантеона в Риме: в поисках правды

Пантеон в Риме: история переделок

Ещё к интересным фактам можно отнести всю историю переделок архитектурного памятника. Хотя размер и форма здания остались в неизменном виде, древние римляне его видели всё-таки другим. Исчезла бронзовая квадрига и скульптурные группы, украшавшие храм. Наружные стены храма были облицованы мрамором, фрагменты которого хранятся в Британском музее. Да и интерьер храма выглядел несколько иначе: его украшали золотой купол, позолоченые двери и статуи древнеримских богов. Сейчас здесь христианский алтарь, фрески святых и другие символы веры.

В 1270 году над портиком была пристроена колокольня в романском стиле, которую снесли по приказу папы Урбана VIII в XVII веке. Вместе с ней сняли и бронзовые скульптуры, украшавшие фасад. Бронза пошла на переплавку для пушек замка Сант-Анджело в Риме и изготовления винтовых колонн алтаря в соборе Св. Павла в Ватикане.

Пантеон в Риме с колокольнями Бернини. (Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/rimskii-panteon-chego-my-uje-ne-uvidim-5b828efbe9d9d000a9547687)

Тот же папа поручил архитектору Бернини, основоположнику высокого барокко, пристроить две колокольни вместо одной. В народе этот проект прозвали «ослиные уши Бернини». Просуществовал он до 1883 года, когда было принято решение восстановить первоначальный облик.

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм — преображение совершает архитектура, воплотившая философию Платона.

Это — храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни? Или ежедневные религиозные мессы яфляются фактором долголетия Пантеона в Риме?

Пантеон в Риме: фото и видео

Надпись на фронтоне Пантеона в Риме. Image by Julie Bouchard from Pixabay

Окулус ротонды Пантеона в Риме. Image by A. H. from Pixabay

Панорама римского Пантеона внутри

Интерьер Пантеона в Риме

Пантеон в Риме: фото внутри

Римский Пантеон: фото внутри

Главный алтарь Пантеона в Риме

Пантеон в Риме с высоты полёта дрона

Пантеон в Риме внутри

А как Вы думаете, что является причиной столь долгой жизни Пантеона в Риме? Напишите в комментариях.
Забирайте статью на стену в социальных стях, чтобы не потерять.
Добавляйте в закладки.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Пантеон или Храм Всех Богов, Рим (Pantheon, Rome)

Пантеон – одна из главных и значимых достопримечательностей Рима имеющая довольно солидный возраст более чем две тысячи лет и это единственное античное сооружение города не превратившееся в руины и сохранившееся в своем более-менее первозданном виде давних времён.

Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра – вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр – 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию – морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.

В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы: «Quod non Barbari Fecerunt Barberini” – “Что не сделали варвары, сделал Барберини”. Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название “ослиные уши Бернини”. В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.

Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись “Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой”. Над гробницей установлена статуя “Мадонна на скале”, заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто в 1524 году.

В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

И ещё несколько фотографий из интерьера Пантеона.

Добавить комментарий