Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в редакции от 02.08.2020) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ ст 2 (ред. от 24.04.2020)

Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

  • О совете
  • Члены совета
  • События
  • Пресс-центр
  • Документы
  • Проекты
  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Документы

  • Поручения Президента
  • Нормотворческие инициативы
  • Заявления
    • Заявления Совета
    • Заявления Председателя Совета
    • Заявления членов Совета
  • Экспертные заключения
  • Обращения и ответы
  • Рекомендации
  • Реестр протоколов

Важно

Новости RSS

Видео

Нормотворческие инициативы

  • Главная
  • Документы
  • Нормотворческие инициативы
  • Проект закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”
Содержание
  • 1. Проект закона
  • 2. Пояснительная записка к проекту федерального закона
  • 3. Перечень актов, подлежащих признанию утратившим силу, и финансовое обоснование
Документы
Проект закона

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

(о пребывании, проживании и трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территорию Украины, и упрощении оснований приобретения ими гражданства Российской Федерации)

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; 2010, N 21, ст. 2524; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст.2321; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4081; N 52, ст. 6965) следующие изменения и дополнения:

1) часть 1 статьи 5 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Срок временного пребывания гражданина Украины и лица без гражданства, вынужденно покинувших территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом 2013 – 2014 г.г., составляет один год со дня въезда в Российскую Федерацию, но не позднее 1 сентября 2015 года.».

2) статью 8 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«Гражданину Украины и лицу без гражданства, проживавшему на территории Донецкой и Луганской областей, вынужденно покинувшему территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом и прибывшему в Российскую Федерацию, получившему временное убежище в Российской Федерации, по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Часть 2 настоящей статьи к данным лицам не применяется.».

3) пункты 11 и 12 части 4 статьи 13 изменить на следующие:

«11) ходатайствующих о признании либо признанных беженцами на территории Российской Федерации, – до отказа в предоставлении статуса либо соответственно до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) ходатайствующих о предоставлении временного убежища либо получивших временное убежище на территории Российской Федерации, – до отказа в предоставлении временного убежища либо соответственно до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища».

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст.1828, 1829) следующее изменение:

Читайте также:  Как получить визу в Канаду самостоятельно для россиян и не только

часть 7 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона принимаются иностранные граждане и лица без гражданства: 1) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей;

2) проживавшие на территории Донецкой и Луганской областей, вынужденно покинувшие территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом, прибывшие в Российскую Федерацию и получившие временное убежище в Российской Федерации.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

Российской Федерации В.Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона

По данным ФМС России, к середине августа 2014 г. на территории Российской Федерации находятся более 700 тыс. граждан Украины и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территорию Украины из-за вооруженного конфликта. В связи с неопределенностью дальнейшего развития ситуации в Восточной Украине подавляющее большинство из них не обращались за предоставлением статуса беженца или временного убежища.

До настоящего времени не решены законодательно вопросы продления срока разрешенного пребывания указанных лиц на территории Российской Федерации и беспрепятственности трудоустройства, что существенно затрудняет их самостоятельное обустройство и реализацию социальных прав.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Поскольку в соответствии с данным федеральным законом срок пребывания на территории Российской Федерации лицам указанной категории не продлевался, после 3-месячного пребывания в России они должны будут выехать за пределы Российской Федерации, что бессмысленно и негуманно.

Учитывая сложности в предоставлении пострадавшим гражданам временного убежища (массовое обращение граждан, нехватка бланков и др.), а также неопределенность перспектив разрешения вооруженного конфликта в Восточной Украине, предлагается законодательно определить срок законного пребывания на территории Российской Федерации всех жителей Украины, вынужденно покинувших ее территорию, в один год со дня въезда в Российскую Федерацию, но не позднее 1 сентября 2015 года (в том числе так называемых беженцев «на месте»). Одновременно это уменьшит нагрузку на подразделения ФМС России по продлению огромному количеству иностранных граждан срока пребывания на очередные 90 дней.

В целях создания условий для скорейшего обустройства лиц указанной категории, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, получивших временное убежище в Российской Федерации и пожелавших остаться в России на постоянное проживание с сохранением гражданства Украины, им предлагается выдавать виды на жительство по упрощенным основаниям, аналогичным участникам Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, – без получения разрешения на временное проживание, а также без подтверждения наличия жилого помещения и законного источника средств к существованию, как предусмотрено п. 23 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.

Упрощенный порядок трудоустройства иностранных граждан через приобретение патента возможен только при работе у физических лиц, в то время как значительная часть прибывающих из Украины переселенцев являются квалифицированными специалистами в сфере тяжелой промышленности. В связи с этим, уже на стадии обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца либо временного убежища целесообразно законодательно разрешить им работать в России без получения разрешения на работу у любых работодателей, а также независимо от наличия у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Это позволит гражданам обеспечивать себя самостоятельно и быстрее адаптироваться к новым условиям проживания, не допуская деморализации, независимо от возможной задержки в предоставлении статуса по объективным причинам. Кроме того, это уменьшит возможную нагрузку на бюджет, связанную с компенсацией проживания лиц указанной категории и предоставлением социальной помощи нуждающимся в ней.

Учитывая наиболее полное соответствие переселенцев из Украины потребностям демографического и социально-экономического развития Российской Федерации, а также отсутствие необходимости их социальной адаптации и интеграции, в целях взаимной поддержки культурно и духовно наиболее близких россиянам граждан Украины предлагается упростить основания приобретения ими гражданства Российской Федерации.

Часть малообеспеченных граждан указанной категории, окончательно решившая остаться на постоянное проживание в Российской Федерации, желают приобрести гражданство Российской Федерации и компенсировать за счет государства расходы на переселение путем участия в Государственной программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Однако ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и п.п. 40, 42 Госпрограммы увязывают возможность приобретения ими российского гражданства, а также компенсации государством расходов на переезд и выплату «подъемных» с наличием регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Проживая в пунктах временного размещения либо преимущественно в съемном жилье, переселенцы из Украины, как и другие участники Госпрограммы, в подавляющем большинстве случаев не в состоянии оформить регистрацию по месту жительства, что выталкивает их на теневой рынок оборота государственных документов.

Предлагается исключить требование о наличии регистрации по месту жительства из вышеназванных положений Федерального закона и Госпрограммы.

Между тем, неопределенность перспектив разрешения вооруженного конфликта в Украине не позволяет большинству пострадавших граждан осознанно принять окончательное решение о своем переезде на постоянное проживание в Россию либо возвращении в Украину. Во всяком случае, значительное количество переселенцев сохраняют надежду на возвращение в Украину в ближайшее время. Это не позволяет им участвовать в Госпрограмме, поскольку их добровольный отказ от участия в Госпрограмме и возвращение в Украину в течение 2 лет со дня въезда в Россию влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов на оформление документов о правовом статусе на территории России (п. 29 Госпрограммы).

Поэтому в целях обеспечения прав значительного количества пострадавших граждан предлагается установить иностранным гражданам и лицам без гражданства из числа лиц, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, вынужденно покинувшим территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом, прибывшим в Российскую Федерацию и получившим временное убежище в Российской Федерации, самостоятельное основание приобретения гражданства Российской Федерации, аналогичное участникам Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, – без вида на жительство, законного источника средств к существованию и определения уровня владения русским языком, что предусмотрено новой ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Перечень актов, подлежащих признанию утратившим силу, и финансовое обоснование

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

Реализация федерального закона не потребует расходов из федерального бюджета.

Обзор от 20.08.2018 г. проекта изменений в 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”

МВД России предложило очередные изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Проект изменений опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов. К сожалению, на данный момент он уже не доступен для общественного обсуждения, поэтому высказать свои мысли и предложения гражданам уже не удастся. Согласно сводке поступивших предложений, в общественном обсуждении принял участие один человек. Это была небезызвестная Маргарита Симоньян. Чего и следовало ожидать, все ее предложения касались сотрудников СМИ, и не были поддержаны автором законопроекта.

Итак, какие же изменения, а конкретно – упрощения, предлагаются:

🔹 срок действия РВП может отличаться от 3 лет, в зависимости от основания (устраняется пробел в законе для некоторых оснований);

🔹 без учета квоты РВП может быть выдано иностранному гражданину:

✔️ родившемуся в РФ (на данный момент в РФ либо в РСФСР. Не стоит думать, что это не упрощение. Просто читайте дальше);

✔️ состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ (“постоянную” регистрацию, “прописку”), – в том субъекте РФ, где “прописан(а)” супруг(а) (на данный момент регион регистрации супруга значения не имеет. Это скорее не упрощение, а меры по ограничению потока мигрантов Московский регион);

✔️ инвестору (размер инвестиций до сих пор не установлен Правительством РФ); военнослужащему (РВП будет выдаваться на срок службы); участнику Госпрограммы и членам его семьи; несовершеннолетнему, а также совершеннолетнему недееспособному или ограниченно дееспособному, получающему РВП совместно с заявителем, которому квота не нужна (на данный момент все так же);

✔️ являющемуся гражданином государства, ранее входившего в состав СССР и завершившему обучение на русском языке по очной или очно-заочной форме в федеральной государственной образовательной организации высшего образования на территории Российской Федерации (нововведение, очень даже положительное. Потому что гражданство можно получить в упрощенном порядке “по образованию”, а вот РВП без квоты по такому же основанию – нет. Единственный минус – это касается только граждан бывших союзных государств. Гражданин, например, Дании не сможет получить РВП без квоты по этому основанию);

✔️ гражданину Украины или лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории Российской Федерации (нововведение, позволяет “украинцам” или бывшим “украинцам” – ЛБГ, имеющим ВУ или статус беженца, получить РВП без учета квоты);

Читайте также:  Визовый центр, консульство Италии в Москве: контакты

🔹 вид на жительство, минуя РВП либо ранее 1 года проживания по РВП, может быть выдан:

✔️ иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР (на данный момент такой иностранный гражданин может только получить РВП без учета квоты);

✔️ иностранному гражданину, не достигшему возраста восемнадцати лет, родившемуся на территории Российской Федерации, родитель (родители), которого являются иностранными гражданами и постоянно проживают на территории Российской Федерации (на данный момент, если ребенок родился до получения родителями (одним из родителей) ВНЖ, ему нужно сначала получить РВП, прожить по нему полгода, и только потом можно подавать заявление о выдаче ВНЖ);

✔️ иностранному гражданину, имеющему родителей (родителя), усыновителя, опекуна, попечителя, сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на данный момент можно получить РВП без учета квоты на основании ребенка – гражданина РФ либо нетрудоспособного родителя, но без необходимости наличия “постоянной” регистрации у ребенка либо родителя. Новая норма упростит получение ВНЖ иностранцам, родители которых трудоспособны, а также трудоспособным иностранным гражданам, имеющим дееспособных детей – граждан РФ. Кроме того, добавлены лица, заменяющие родителей в отдельных случаях);

✔️ иностранному гражданину, признанному НРЯ (на данный момент срок действия ВНЖ НРЯ – 3 года без возможности продления. Проектом снимаются эти ограничения. Кроме того, помимо документа, подтверждающего обращение с заявлением о выходе из гражданства, можно будет предоставлять документ о невозможности выхода);

✔️ незаконно депортированному с территории Крымской АССР, родственнику незаконно депортированных и членам его семьи (на данный момент все так же);

🔹 вид на жительство, минуя РВП либо ранее 1 года проживания по РВП, но не на пятилетний срок и/или без возможности продления может быть выдан:

✔️ ВКС и членам его семьи; иностранному гражданину, признанному беженцем или получившему временное убежище, одновременноявляющемуся участником Госпрограммы, и членам его семьи (на данный момент все так же);

✔️ иностранному гражданину, осуществляющему не менее шести месяцевдо дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в установленном порядке по профессии (специальности, должности), включенной в перечень Минтруда (нововведение, по аналогии с пунктом “и” части второй статьи 14 62-ФЗ. При подаче нужно будет предоставлять трудовой либо гражданско-правовой договор. Норма упростит получение ВНЖ и в дальнейшем гражданства законно трудящимся мигрантам профессий (специальностей, должностей), ценных для государства. ВНЖ будет выдаваться на 3 года, а аннулироваться будет в случаях, установленных законом для всех обладателей ВНЖ, а также еще в двух случаях: 1) если в течение тридцати рабочих дней со дня расторжения трудового или гражданско-правового договора иностранный гражданин не заключит новый трудовой или гражданско-правовой договор по профессии (специальности, должности), включенной в перечень Минтруда; 2) если по истечении двух лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации).

В случае принятия и подписания этого законопроекта, планируется вступление его в силу по истечении ‎девяноста дней после дня его официального опубликования (вполне вероятно, с начала 2019 года).

Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002

Федеральный закон N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года

Одобрен
Государственной Думой
10 июля 2002 года

Скачать файл в формате MS Word

Сохраните у себя!

Федеральный закон N 115-ФЗ

  • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию
    • Глава III. Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации
    • Глава IV. Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации
    • Глава V. Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
    • Глава V.1. Передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
    • Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
    • Глава VI.1. Содержание иностранного гражданина в специальном учреждении
    • Глава VII. Заключительные положения

Миграционное законодательство

  • Проект Федерального закона от 25.02.2019
  • Федеральный закон N 28-ФЗ от 07.03.2017
  • Федеральный закон N 154-ФЗ от 05.07.2010
  • Федеральный закон N 109-ФЗ от 18.07.2006
  • Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002
  • Федеральный закон N 62-ФЗ от 31.05.2002
  • Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996
  • Федеральный закон N 114-ФЗ от 15.08.1996
  • Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993
  • Постановление Правительства РФ N 1252 от 26.09.2019
  • Постановление Правительство РФ № 595 от 15.05.2019
  • Постановление Правительства РФ N 667 от 30.05.2017
  • Постановление Правительства РФ N 889 от 11.11.2010
  • Постановление Правительства РФ N 397 от 07.05.2009
  • Постановление Правительства РФ N 9 от 15.01.2007
  • Постановление Правительства РФ N 50 от 02.02.2005
  • Постановление Правительства РФ N 413 от 16.08.2004
  • Постановление Правительства РФ N 532 от 28.08.2003
  • Постановление Правительства РФ N 335 от 09.06.2003
  • Постановление Правительства РФ N 273 от 12.05.2003
  • Постановление Правительства РФ N 241 от 24.04.2003
  • Постановление Правительства РФ N 199 от 07.04.2003
  • Постановление Правительства РФ N 167 от 28.03.2003
  • Постановление Правительства РФ N 754 от 11.10.2002
  • Постановление Правительства РФ N 1158 от 25.11.1995
  • Постановление Правительства РФ N 470 от 04.07.1992
  • Приказ Минюста России N 100, МИД России N 7509, ФМС России N 375, ФСБ России N 271 от 19.05.2014
  • Приказ ФСБ РФ N 562 от 8.11.2012
  • Приказ МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 27.12.2003
  • Распоряжение Правительства РФ N 2129-р от 20.09.2019
  • Распоряжение Правительства РФ № 2021-р от 10.09.2019
  • Распоряжение Правительства РФ № 2173-р от 06.09.2019
  • Указ Президента РФ N 347 от 18.07.2019
  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019

Кому нужна виза в Россию?

  • Для граждан Австралии
  • Для граждан Австрии
  • Для граждан Албании
  • Для граждан Алжира
  • Для граждан Анголы
  • Для граждан Афганистана
  • Для граждан Африки
  • Для граждан Бангладеш
  • Для граждан Бахрейна
  • Для граждан Бельгии
  • Для граждан Бенина
  • Для граждан Болгарии
  • Для граждан Ботсваны
  • Для граждан Буркина-Фасо
  • Для граждан Бурунди
  • Для граждан Великобритании
  • Для граждан Венгрии
  • Для граждан Вьетнама
  • Для граждан Габона
  • Для граждан Гаити
  • Для граждан Гамбии
  • Для граждан Ганы
  • Для граждан Гвинеи-Бисау
  • Для граждан Гвинейской Республики
  • Для граждан Германии
  • Для граждан Греции
  • Для граждан Грузии
  • Для граждан Дании
  • Для граждан Демократической Республики Конго
  • Для граждан Джибути
  • Для граждан Доминиканской Республики
  • Для граждан Европейского союза
  • Для граждан Египта
  • Для граждан Замбии
  • Для граждан Зимбабве
  • Для граждан Индии
  • Для граждан Индонезии
  • Для граждан Иордании
  • Для граждан Ирака
  • Для граждан Ирана
  • Для граждан Ирландии
  • Для граждан Исландии
  • Для граждан Испании
  • Для граждан Италии
  • Для граждан Йемена
  • Для граждан Кабо-Верде
  • Для граждан Камбоджи
  • Для граждан Камеруна
  • Для граждан Канады
  • Для граждан Катара
  • Для граждан Кении
  • Для граждан Кипра
  • Для граждан Китая
  • Для граждан Кот-д’Ивуара
  • Для граждан Кувейта
  • Для граждан Лаоса
  • Для граждан Латвии
  • Для граждан Лесото
  • Для граждан Либерии
  • Для граждан Ливана
  • Для граждан Ливии
  • Для граждан Литвы
  • Для граждан Лихтенштейна
  • Для лиц без гражданства
  • Для граждан Люксембурга
  • Для граждан Мавритании
  • Для граждан Мадагаскара
  • Для граждан Малави
  • Для граждан Малайзии
  • Для граждан Мали
  • Для граждан Мальты
  • Для граждан Марокко
  • Для граждан Мексики
  • Для граждан Мозамбика
  • Для граждан Монако
  • Для граждан Мьянмы
  • Для граждан Намибии
  • Для граждан Непала
  • Для граждан Нигера
  • Для граждан Нигерии
  • Для граждан Нидерландов
  • Для граждан Новой Зеландии
  • Для граждан Норвегии
  • Для граждан Объединенных Арабских Эмиратов
  • Для граждан Омана
  • Для граждан Пакистана
  • Для граждан Палестины
  • Для граждан Польши
  • Для граждан Португалии
  • Для граждан Республики Конго
  • Для граждан Руанды
  • Для граждан Румынии
  • Для граждан Саудовской Аравии
  • Для граждан Северной Кореи
  • Для граждан Сенегала
  • Для граждан Сингапура
  • Для граждан Сирии
  • Для граждан Словакии
  • Для граждан Словении
  • Для граждан СНГ
  • Для граждан Судана
  • Для граждан США
  • Для граждан Сьерра-Леоне
  • Для граждан Танзании
  • Для граждан Того
  • Для граждан Туниса
  • Для граждан Туркменистана
  • Для граждан Турции
  • Для граждан Уганды
  • Для граждан Филиппин
  • Для граждан Финляндии
  • Для граждан Франции
  • Для граждан Хорватии
  • Для граждан Центральноафриканской Республики
  • Для граждан Чада
  • Для граждан Чехии
  • Для граждан Швейцарии
  • Для граждан Швеции
  • Для граждан Шри-Ланки
  • Для граждан Эритреи
  • Для граждан Эстонии
  • Для граждан Эфиопии
  • Для граждан Ямайки
  • Для граждан Японии

Новости


Рейтинг Trustpilot
RuVisa.online Рейтинг: 4 из 5 на основании 4
отзывов trustpilot.com

С момента вступления в силу Федерального закона от 25. 07. 2002 г. №115-фз «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществлена передач

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

С момента вступления в силу Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществлена передача МИД России функций по оформлению приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства ФМС России.

Работа по оформлению приглашений строится в соответствии с действующими международными соглашениями о взаимных поездках граждан, Конституцией РФ, Федеральными Законами от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ от 08.10.2007 года № 655, от 24.03.2003 г. № 167, Приказом ФМС РФ от 30.11.2012 г. № 390, совместными приказами МИД России, ФСБ России, МВД России и ФМС России, указаниями ФМС России и УФМС России.

Административный регламент ФМС России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

В качестве приглашающей стороны могут выступать:

юридические лица, в уведомительном порядке вставшие на учет в ФМС России или его территориальном органе;

Читайте также:  Средняя зарплата в польше для украинцев, белорусов и россиян в 2020 годах

филиалы иностранных юридических лиц, в уведомительном порядке вставшие на учет в ФМС России или его территориальном органе, в случае приглашения данными филиалами иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

граждане Российской Федерации;

иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации;

иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, осуществляющие трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в порядке, определенном статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, в случае приглашения ими членов своей семьи .

Физические лица могут подать ходатайство о выдаче приглашения только с частной целью въезда на территорию России и правом оформления иностранному гражданину в консульском отделе Посольства Российской Федерации однократной или двукратной визы сроком действия до девяносто дней. В случае оформления приглашения на въезд иностранного гражданина или лица без гражданства с целью въезда «разъединенная семья» и правом получения в консульском отделе Посольства Российской Федерации многократной въездной визы обязательно предоставление копии документов, подтверждающих близкие родственные отношения граждан государств Латвийской Республики, Литовской Республики и Туркменистана с приглашающим. При оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию граждан Алжира, Анголы, Афганистана, Бангладеш, Вьетнама, Грузии, Индии, Ирака, Ирана, КНР (Китай), КНДР (Корея), Ливана, Непала, Нигерии, Пакистана, Руанды, Сирии, Сомали, Турции, Чад (Наджамена), Шри-Ланка, Эфиопии, Кот-д-Вуар из третьей (другой) страны, обязательно предоставление копии вида на жительство в этой стране.

Приглашение иностранному гражданину, желающему получить въездную визу в консульском отделе Посольства Российской Федерации в государстве пребывания-члене Европейского союза, оформляется только при предоставлении документов подтверждающих право его нахождения в этом государстве (вид на жительство, разрешение на работу, годовая учебная виза).

Оформленное приглашение является основанием для выдачи иностранному гражданину визы, либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом Российской Федерации или международным договором. Началом процедуры приема и регистрации документов на оформление приглашения является обращение гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина либо в территориальный орган Федеральной Миграционной Службы России по месту жительства приглашающего лица, подтвержденному соответствующим документом с отметкой о регистрации, либо в электронном виде – на портал

Для оформления приглашения физическое лицо, предъявляет документ, удостоверяющий личность, и представляет следующие документы:

ходатайство о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию (приложение 2);

Копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (копии страниц документа, содержащие установочные данные иностранного гражданина), срок действия которого не должен истекать ранее, чем через 6 месяцев с даты окончания предполагаемого срока пребывания.

В случае, когда совместно с приглашаемым лицом следуют члены семьи, внесенные в его документ, удостоверяющий личность, – копии соответствующих страниц документа, удостоверяющего личность.

В случае если приглашение оформляется в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника, срок действия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина, не должен истекать ранее даты окончания предполагаемого срока пребывания.

В случае если приглашение оформляется в целях обучения в образовательных учреждениях или в связи с осуществлением иностранным гражданином трудовой деятельности, в том числе для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, и членов их семей, срок действия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина, не должен истекать ранее, чем через 1,5 года с даты начала предполагаемого срока пребывания

гарантийное письмо приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации;

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение обязательств, указанных в настоящем пункте.

квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения (приложение 4);

Приглашающей стороне, за исключением российских граждан, достигших пенсионного возраста или обучающихся в высших учебных заведениях, необходимо предоставить сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих обеспечить выполнение гарантий, из расчета установленный Правительством Российской Федерации прожиточный минимум для одного приглашенного человека на месяц пребывания в стране.

Заполнение бланка ходатайства о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию и заявления о постановке юридического лица на учет в УФМС Росси по Саратовской области производится на русском языке, от руки или с использованием технических средств (пишущих машин, компьютеров). Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

При заполнении бланка заявления использование сокращений и аббревиатур не допускается.

Ответственность за правильность перевода на русский язык фамилии и имени (имен) приглашаемого иностранного гражданина возлагается на приглашающую организацию.

Срок предоставления государственной услуги составляет 20 рабочих дней с даты подачи приглашающей стороной ходатайства (с приложением всех необходимых документов).

Срок предоставления государственной услуги по ходатайству о привлечении, поданному приглашающей стороной для оформления приглашения высококвалифицированному специалисту, не должен превышать 14 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

Срок предоставления государственной услуги по ходатайству, поданному в отношении членов семьи высококвалифицированного специалиста, въезжающих на территорию Российской Федерации совместно с ним, не должен превышать 14 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

Выданное приглашение действительно в течение срока, указанного в приглашении. Продление срока действия приглашения не допускается.

За выдачу приглашения взимается государственная пошлина в размере 500 рублей за каждого приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства.

  • Главная
  • О компании
    • Миссия
    • Обращение к клиентам
    • Команда
    • Практика
  • Услуги
    • Административные дела
    • Уголовные дела
    • Гражданские дела
    • Европейский суд
    • Кадровый аудит
    • Трудовые споры
    • Строительный подряд
    • Раздел имущества
    • Образцы исков
  • Цены
  • Задайте вопрос
    • Ответы по семейному праву
    • Ответы по трудовому праву
    • Ответы по строительным спорам
  • Новости
    • Справочники
    • Семинары
    • Радиопередача
  • Контакты

Изменения в ст. 8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» упрощающие получение вида на жительство тем, кто прибыл в РФ в экстренном, массовом порядке

25 марта 2016 года в ГД РФ принят в первом чтении Федеральный закон О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» упрощающий получение вида на жительство гражданам Украины.

На территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке прибыло и находится на ней более 1 миллиона граждан Украины, из которых около 325 тысяч обратились за предоставлением убежища в Российской Федерации. С заявлением об участии в Государственной программе обратилось около 120 тысяч граждан Украины, получивших временное убежище на территории Российской Федерации.

Принятие предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать своевременному освобождению пунктов временного размещения, что позволит оптимизировать расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по социально-бытовому обустройству лиц, находящихся в таких пунктах.

Анализ возрастных групп участников Государственной программы из числа рассматриваемой категории граждан Украины (120 тысяч) показывает, что подавляющее большинство из них (70% или порядка 84 тысяч человек) находится в возрасте от 18 до 60 лет, то есть, относятся к трудоспособному населению.

Получение вида на жительство трудоспособной частью рассматриваемой категории лиц после трудоустройства позволит им арендовать жилое помещение, зарегистрироваться по месту пребывания и воспользоваться ипотечным кредитом для покупки собственного жилья.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 2.1 раздела II протокола заседания рабочей группы по вопросам оказания поддержки лицам, вынужденно покинувшим территорию Украины и временно размещенным на территории Российской Федерации, от 23 июля 2015 г. № 2.

Проект федерального закона направлен на установление возможности получения в упрощенном порядке вида на жительство иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — иностранный гражданин), прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получившими на территории Российской Федерации статус беженца или временное убежище и ставшими участниками Г осу дарственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, переселившимися совместно с ними в Российскую Федерацию.

Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит получить вид на жительство в Российской Федерации указанной категорией иностранных граждан без оформления разрешения на временное проживание, а также без соблюдения условия о сроке проживания в Российской Федерации и пятилетием сроке действия такого вида на жительство. Вид на жительство будет выдаваться на срок действия свидетельства участника Государственной программы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 8 Федерального закона

«О правовом положении иностранных граждан

в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в статью 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст. 3032; 2006, №30, ст. 3286; 2010, №31, ст. 4196; 2012, №47, ст. 6397; № 53, ст. 7645; 2014, № 16, ст. 1828) следующие изменения:

1) пункт З1 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

«3) иностранным гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получившим на территории Российской Федерации статус беженца или временное убежище и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию.»;

2) дополнить пунктом З4 следующего содержания:

«З4. Вид на жительство иностранному гражданину и членам его семьи, указанным в подпункте 3 пункта З1 настоящей статьи, выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий