Распоряжение Правительства РФ N 2129-р от 20.09.2020 – 1. Современные тенденции и перспективы развития туризма в

Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.02.2019 2019-02-19

Статья просмотрена: 8271 раз

Библиографическое описание:

Шатько, Е. А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации / Е. А. Шатько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56526/ (дата обращения: 04.06.2020).

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования состояния туризма на современном этапе. В статье проанализированы основные проблемы и перспективы развития въездного и выездного туризма в России.

Ключевые слова: развитие туризма, туристический поток, въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм.

На современном этапе развития туризм является одной из наиболее важных и динамично развивающихся сфер, приносящих доход нашей стране. Его развитие важно для формирования валового внутреннего продукта и валового национального продукта. Развитие сервиса и туризма имеет большое значение для государства в целом.

Во-первых, туризм оказывает стимулирующее влияние на другие сектора экономики, во-вторых, создает значительное количество рабочих мест, в-третьих, способствует межнациональному и межкультурному общению. Но самое главное он влияет на сохранение и развитие культурного потенциала.

Так как туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, а также существенным звеном инновационного развития страны, наше государство старается разработать наиболее выгодную концепцию социально-экономического развития Российской Федерации.

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества [3].

Наша страна располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие России позволяет развивать практически все виды туризма: рекреационный туризм, культурно-познавательный, деловой, спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический и т. д.

На современном этапе развития стали более доступными для иностранных туристов, а также и для россиян, такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, г. Нижний Новгород, г. Самара и другие территории [1]. Однако, несмотря на это, туристский импорт (ввоз в страну туристских впечатлений) по-прежнему превышает туристский экспорт (вывоз из страны туристских впечатлений). Это в свою очередь свидетельствует о том, что вывозится из страны денег больше, чем поступает.

Рис. 1. Число въездных и выездных поездок

На рис. 1 представлены сведения о количестве человек прибывших в Российскую Федерацию и выехавших из Российской Федерации с целью туризма с 2015 по 2017года. Стоит отметить, что количество человек выезжающих из Российской Федерации намного превышает количество человек въезжающих в Российскую Федерацию.

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, является неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристической державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны [5].

Основными проблемами развития внутреннего туризма в Российской Федерации считаются:

  1. Проблема средств размещения. Сюда относят недостаточное количество средств размещения ориентированных на массового туриста, а также высокую стоимость действующих средств размещения.
  2. Транспортная проблема. Инфраструктура для путешествий автотранспортом отсутствует: дороги низкого качества, придорожных кафе, гостиниц, стоянок и т. п. мало. А те предприятия, которые имеются, оказывают низкий уровень сервиса, но при этом устанавливают высокие цены. Стоимость транспортных услуг (авиа и железнодорожного транспорта) также высокая.
  3. Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма. Это обусловлено низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее.
  4. Низкий уровень сервиса. Проблема низкого уровня сервиса в большей мере с недостатком квалифицированных кадров.
  5. Низкий уровень «культуры отдыха». «Культура отдыха» подразумевает готовность населения принимающих регионов, а также работников туристской сферы к взаимодействию с туристами, обменом опытом, проявлением доброжелательности и гостеприимства, проявлению такта и толерантности, а также уважительное и бережное отношение туристов к посещаемым ими объектам и территориям, быту и обычаям местного населения, укладу их жизни. Не во всех регионах России местное население адекватно реагирует на приезд отдыхающих, в некоторых случаях открыто выражая свое недовольство. Зачастую причиной тому служит поведение туристов и ущерб, который они наносят окружающей среде, а также недопустимая манера поведения отдыхающих [5].

Внутренний туризм имеет положительную тенденцию роста. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие по стране выросло. Несмотря на то, что внутреннему организованному турпотоку эксперты предсказывали нулевой рост в 2018 году, эти прогнозы не сбылись: в итоге он вырос в среднем на 8–10 % [6].

Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма. Необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения работодателей, являющихся спонсорами социальных туристских программ или компенсирующих своим работникам часть затрат на туристские услуги на территории Российской Федерации.

Туризм выполняет также важную функцию по восстановлению здоровья населения. В этой связи особое внимание следует уделять развитию лечебно-оздоровительного туризма, совершенствованию его материально-технической базы, подготовке и привлечению кадров в эту сферу и активному продвижению лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками [7].

Несмотря на то, что Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма, она продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям. Поэтому на развитие данной отрасли стоит выделять как бюджетные средства, так и привлекать частные инвестиции. Россия должна стремиться к выходу на мировой рынок.

Как в России будут развивать туризм

На матчи чемпионата мира по футболу в Калининград иностранные туристы приезжали по паспорту болельщика. С 1 июля они смогут приезжать по электронной визе

/Александр Губский/ Ведомости

Вклад туризма в ВВП России – 3,5%, но есть задача увеличить долю как минимум до 6% в среднесрочной перспективе, заявил замминистра экономического развития Сергей Галкин на конференции «Ведомостей» «Туризм в России» в мае. Также к 2035 г. Россия должна войти в топ-10 туристических направлений по рейтингу Всемирной туристской организации ООН (United Nations World Tourism Organization, UNWTO), сказал он.

Пока Россия на 16-м месте в этом рейтинге с 24,6 млн иностранных туристов в 2018 г. То есть, хотя в России прошел чемпионат мира по футболу, ее место в рейтинге не изменилось и турпоток вырос на 0,66% (годом ранее в России побывало 24,4 млн туристов). Это несмотря на то, что каждый 10-й иностранный болельщик в августе – декабре 2018 г. вернулся в Россию, использовав безвизовый въезд по паспорту болельщика Fan ID, как подсчитал Сбербанк (всего иностранцы получили 843 000 Fan ID, по данным Минкомсвязи). Правда, стоимость платных услуг, оказанных гостиницами и прочими местами размещения, выросла значительно: на 12,86% до 248,2 млрд руб. В целом внутренний туристический рынок Минэкономразвития оценивает в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев.

Стратегия для туризма

Рядом с Россией в рейтинге UNWTO Малайзия (15-е место, 25,8 млн иностранных туристов) и Канада (17-е место, 21,2 млн иностранных туристов). На 10-м месте, куда стремится Россия, – Великобритания с 35,1 млн туристов.

Достичь амбициозных целей, по задумке министерства, должна помочь стратегия развития туризма до 2035 г. Министерство также готовит дорожную карту ее выполнения. Стратегию развития в России до 2035 г. анонсируют 10 июня, обещала вице-премьер Ольга Голодец (цитата по «Интерфаксу»). Туризм – двигатель развития экономики, подчеркнула она.

По дорожной карте на поддержку отрасли в ближайшие шесть лет может быть выделено около 100 млрд руб., рассказывал ранее «Ведомостям» федеральный чиновник.

Минэкономразвития рассматривает разные виды поддержки отрасли, говорил Галкин: это кредиты по сниженной процентной ставке, возможно, специальный налоговый режим по аналогии с ТОРами. Малый и средний бизнес в туризме смогут получать кредиты по ставке 8,5%. Но, воплощая новую стратегию, «важно не размазать деньги тонким слоем», а сконцентрироваться на приоритетных туристических направлениях, отметил замминистра. Поэтому Минэкономразвития предлагает развивать конкретные точки притяжения. Пилотные проекты, согласно дорожной карте, должны быть отобраны уже к июлю, а через год будет выбран основной пул проектов.

Предварительный список проектов еще формируется, говорит федеральный чиновник. Пока формируются группы туристических регионов – например, в проект «Две столицы» помимо Москвы и Санкт-Петербурга войдут Московская, Ленинградская и Новгородская области, Кронштадт, перечисляет он, в проект «Большая Волга и Каспий» – сразу три региона: Волгоградская, Нижегородская и Астраханская области, а в «Балтику» – Калининградская область. Разумеется, включены уникальные территории – Байкал, Алтай, Камчатка. Где-то достаточно снять барьеры и помочь с продвижением, где-то нужны серьезные вложения в инфраструктуру, объясняет чиновник.

Точки притяжения

Для создания точек притяжения будет запущена специальная структура – Центр развития туризма, знает федеральный чиновник. У центра будет два основных направления – подготовка проектов развития приоритетных туристических территорий, а также маркетинг и продвижение. Перед тем как развивать проекты, нужно будет провести масштабное исследование спроса, чтобы точно знать, какие объекты где нужны и кто в них приедет, еще до того, как начинать проектировать, рассказывает он. Работа собственно над проектами – это создание федеральной команды, которая поможет разработать проект, сделает его финансовую модель, поможет с поиском инвесторов и федеральным софинансированием. И продвижение – для кого-то нужно только оно, где-то оно понадобится только по завершении проекта, продолжает чиновник.

В Россию – по электронной визе

Калининградская область станет вторым регионом России, въезд в который будет разрешен по упрощенной схеме: с 1 июля иностранцы смогут въезжать в область по электронным визам (позволяют получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство). Они будут действовать в течение 30 дней с момента оформления и позволят пребывать в регионе до восьми дней. Первым регионом, где действуют электронные визы, стал Дальний Восток: с августа 2017 г. там начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину.
В дорожной карте запланировано расширение применения электронных виз. Министр экономического развития Максим Орешкин вместе с руководителями регионов попросил президента России ввести механизм электронных виз в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота.

В Центр развития туризма планируется преобразовать одно из подведомственных учреждений Федерального агентства по туризму (Ростуризм), знает чиновник Ростуризма. У самого Ростуризма в новой схеме будет роль центра компетенций по отраслевой повестке и точки входа для региональных проектов и общественных инициатив, говорит он.

Читайте также:  Виза в Никарагуа для россиян в 2020 году: где находится это страна и цены для отдыха в ней

Сейчас качество проектов в регионах оставляет желать лучшего, хотя, безусловно, есть и хорошие проекты и команды, но не везде, поясняет федеральный чиновник, и это замкнутый круг: нет проектов – нет инвестиций. Поэтому отбор и проработка проектов должны проходить при поддержке рыночных экспертов в разных областях, только тогда можно упаковать хороший окупаемый проект, а не зарывать госинвестиции в землю, заключает он, и федеральный центр готов выделять финансирование на такую упаковку.

Многие региональные команды, к сожалению, пока не умеют работать с инвесторами, согласен председатель Ассоциации отельеров Крыма и гендиректор Mriya Resort & Spa Грант Бабасян. Поскольку у них нет компетенций, то инвестору приходится все делать самому: искать площадку, договариваться о строительстве, получать разрешительную документацию. А хорошо бы, чтобы был алгоритм, как работать с инвестором, и чтобы, когда появится компания, готовая вложить 100 млн руб. в туристическую отрасль, за ней закрепляли менеджера от государства, который решал бы ее проблемы, считает Бабасян. Сейчас хорошо только тем инвесторам, которые кого-то знают во власти.

Важность туризма понимают многие регионы, говорит вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков. В условиях небольших инвестиций в промышленный сектор надеяться на быстрый рост региональных экономик не приходится, ведь, даже если приступить к реализации огромных инвестиционных проектов прямо сейчас, эффект будет в лучшем случае через 3–5 лет, замечает Исаков. И в таких условиях при эффективных инвестициях в туристический сектор увеличения потока и небольшого эффекта для экономического роста можно ожидать достаточно быстро, считает он. Но далеко не все из тех регионов, которые это понимают, что-то активно делают, констатирует Исаков. В некоторых власти даже хотят помогать инвестору, но не знают, как это делать, объясняет Бабасян. В регионах дефицит компетентных кадров – как в индустрии, так и в органах власти, добавляет он.

Главной точкой роста станет развитие внутреннего регионального туризма, уверен Бабасян. Платежеспособные туристы, повидавшие мир, теперь готовы остаться в России. Поэтому в стратегии должно быть заложено развитие уровня именно межрегионального туризма, говорит он.

Компетенции и финансирование

Опрошенные «Ведомостями» регионы признают, что поддержка федерального Центра развития туризма пришлась бы кстати. В Калининградской области есть несколько крупных проектов, передал через представителя министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Это проект водных маршрутов Е-70, «Музейный квартал», «Русская Балтика», который связан с освоением всего побережья. Их оценка командой проектного офиса позволила бы более точно просчитать эффективность. Проектный офис был бы хорошей институциональной поддержкой, потому что экспертиза региональных проектов очень важна, объясняет он.

Владивостоку очень нужна поддержка в создании туристических объектов, ответил «Ведомостям» представитель администрации города, нередко нужен взгляд со стороны, из столичного или даже зарубежного проектного офиса, «лишь бы такой взгляд был грамотным, гармоничным, учитывающим местные условия и согласованным с местным сообществом».

У Приморского края есть запрос на такой центр, передал через представителя директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков: «У нас есть целый ряд успешных кейсов по привлечению иностранных инвесторов, и в этом наш уровень компетенций достаточно высок, но когда мы говорим о привлечении федерального финансирования, безусловно, методологическая поддержка была бы важна».

Но важно и само финансирование из федерального бюджета, признают регионы. Оно даже важнее, потому что это тот завершающий этап, без которого задуманные проекты в принципе не получатся, говорит Ермаков. Эти пункты должны идти друг за другом: сначала компетенция, которая влечет за собой помощь в поиске финансирования, заключает он. Финансирование нужнее, согласен представитель администрации Владивостока, «если есть средства, мы на местах сможем найти компетентных специалистов» для разработки концепции того или иного объекта, проектировщиков (даже в других регионах) и исполнителей. Нужна помощь в финансировании строительства обеспечивающей инфраструктуры, признает представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Это даст возможность для инвестиционного развития курортных территорий и создания уже за счет частных капиталовложений новых предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края. У Приморского края тоже в первую очередь запрос на софинансирование создания транспортной и инженерной инфраструктуры крупных инвестиционных проектов, «поскольку это ложится тяжелым бременем на привлекаемых нами инвесторов», такие расходы непонятны иностранным партнерам, «поэтому мы хотели бы переложить это на бюджет, в том числе федеральный».

Самый главный туристический объект, которому нужны средства и проекты для развития во Владивостоке, – Владивостокская крепость, второй – парк Минного городка. «Есть и другие предложения», – отмечает представитель городской администрации. Краснодарский край уже предлагает пакет проработанных инвестиционных проектов, заявил представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. В Единую систему инвестиционных предложений включено 29 инвестпроектов санаторно-курортной и туристической отрасли на общую сумму более 30,4 млрд руб. А также 20 земельных участков для строительства, уточнил он.

Распоряжение Правительства РФ N 2129-р от 20.09.2020 – 1. Современные тенденции и перспективы развития туризма в

Библиографическая ссылка на статью:
Порошина О.В. Перспективы развития внутреннего туризма в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9530 (дата обращения: 08.02.2019).

Туристская сфера способная оказывать стимулирующее влияние на развитие многих отраслей экономики, являясь катализатором социально-экономического развития туристских территорий. В условиях экономической нестабильности туризм становится для многих регионов перспективным источником дополнительных доходов в бюджет. На высших уровнях власти признана необходимость развития внутреннего туризма. По данным Всемирной туристской организации, российскими туристами ранее вывозилось порядка 50 миллиардов долларов за рубеж, и необходимо приложить все усилия для того, чтобы часть этих денег оставалась внутри страны.

На развитие внутреннего туризма оказывают влияние особенности функционирования международного туризма. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), начиная с 2010 года, наметился тренд увеличения международных туристских прибытий в среднем на 5% в год[1].

Любые тенденции функционирования международной отрасли туризма нельзя рассматривать в отрыве от современных реалий экономической турбулентности (от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный). К основным факторам функционирования туристского рынка в условиях новых правил игры мировой экономики можно отнести следующие:

– повышения уровня давления политических факторов на сферу туризма

– рост конкуренции между крупными игроками туристского рынка с целью расширения зон влияния;

– развитие туристского рынка в условиях обострения противоречий между его игроками;

– повышение уровня неопределенности в среде функционирования рынка туризма;

– снижение уровня безопасности международного туризма вследствие обострения угрозы терроризма, эпидемий и природных катаклизмов;

– условия жесткой конкуренции провоцируют расцвет рисковых форм ведения туристского бизнеса, основанных, прежде всего, на демпинге цен, что порождает высокую закредитованность хозяйствующих субъектов.

Эти и другие условия в ближайшей перспективе могут привести к кардинальным изменениям на международном туристском рынке. Однако, даже в условиях геополитической нестабильности, международный туризм показывает уверенный рост.

Российский рынок туристских услуг пережил в 2014 г. непростой этап развития. Многие его субъекты показали свою нежизнеспособность в условиях быстро меняющихся политических и экономических условий и были вынуждены уйти с рынка. В ежегодном докладе ЮНВТО содержится следующая оценка: «В 2014 г. туризм в России оказался развивающимся рынком, «уронившим» свои показатели». В целом, по результатам 2014 г. российские туристы сократили свои траты на путешествия на 6% по отношению к 2013 г.

Парадокс сложившейся, на первый взгляд негативной ситуации в том, что благодаря сокращению заграничных турпоездок, сформировались самые благоприятные условия для развития российского рынка туристских услуг на основе переориентации российских граждан с выездного туризма на внутренний. По словам заместителя министра культуры Анны Маниловой, положительный эффект от западных санкций для развития внутреннего туризма составил более 20%.

Данные Росстата подтверждают переориентацию российских граждан на внутренний туризм (табл. 1, рис. 1). Статистика основана на данных Пограничной службы ФСБ России. По итогам 2014 г. число поездок российских граждан за границу по отношению к 2013 г. сократилось на 15% (табл. 2) – с 54,1 млн. до 45,9 млн. По служебным целям за тот же период выехало на 10% меньше россиян — 927 тыс. вместо 1 млн. На протяжении 2010-2013 гг. наблюдался стабильный прирост числа поездок россиян за границу, однако в 2014 г. тенденция резко изменилась. По мнению экспертов, негативные факторы только еще начали влиять на туристский рынок. Спрос на внутренний туризм подскочил на 30% и продолжает расти.

Таблица 1 – Поездки российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию, тыс. чел. [1]

39304

43707

47806

54064

45882

20102011201220132014
Число поездок российских граждан за границу всего

Из них по целям:

служебная1344143311951032927
туризм1260514496153321829217612
частная2289025101283933179824534
Число поездок иностранных граждан в Россию всего2227224920281683079132421
служебная44325475620158176263
туризм21342336257026652583
частная1369614863169561987521002
Источник: Росстат

Рисунок 1 – Поездки российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию, тыс. чел.

Рост числа поездок иностранных граждан в Россию сохранился, однако темпы его замедлились. Если в предыдущие годы темп прироста поездок иностранцев в Россию сохранялся на уровне 10-12%, то в 2014 г. составил только 5%. Причины всё те же – нестабильная политическая обстановка. Интересно, что общее количество поездок в России с целью туризма снизилось на 3%, а по служебным причинам, напротив, повысилось на 8%.

Однако, в данной ситуации турбулентность экономики оказывает положительное влияние и на развитие въездного туризма. Низкий курс рубля спровоцировал повышение привлекательности цен на отдых в России для иностранцев. Показательный пример: обвал рубля в декабре вызвал небольшой туристический бум: количество поисковых запросов на авиаперелеты в Россию в конце года выросло на 27%, а зарубежные СМИ сообщали о пике популярности зимних путевок и автобусных туров. Сообщалось, что интерес к поездкам в Россию особенно вырос в Финляндии, Китае, Белоруссии и Казахстане.

Таблица 2 – Динамика числа поездок российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию, % [1]

Утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года!

Одним из принципов, который необходимо учитывать при решении задач развития туризма является обеспечение его безопасности!

Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия).

Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.

Стратегией, в частности, предусматривается комплексное развитие и благоустройство туристских территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов, обходов крупных городов, железных дорог и участков водных путей).

Разработчики Стратегии учли важнейший фактор и условие развития туризма – Безопасность!

Учтена также и непосредственно безопасность туристов, особенно при занятии ими активными и экстремальными видами туризма, организация их информирования, страхования, поиска, спасения и оказания помощи. А еще, что не менее важно, – комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объектов туристской, обеспечивающей и транспортной инфраструктуры, территорий, курортов и туристских кластеров, подготовка персонала этих объектов.

Для туристической отрасли Безопасность – многогранная задача, охватывающая практически все аспекты туристской деятельности.

Она в различных вариациях входит в компетенцию сразу множества федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, владельцев объектов и территорий, а также различных профессиональных объединений, союзов и ассоциаций.
Это ставит на повестку необходимость организации их четкого межведомственного взаимодействия и информационного обмена. При этом важны согласованность действий всех вовлеченных в этот процесс структур, их координация и контроль.

Отрадно, что обеспечение безопасности в сфере туризма определено (и это впервые!) в качестве одного из важнейших принципов реализации Стратегии! В Стратегию включен специальный раздел № 14 “Обеспечение безопасности в сфере туризма”.

Хотя отдельные, специфические моменты в части обеспечения безопасности различных направлений туристской деятельности и перевозок нашли свое отражение и в других разделах Стратегии.

Минэкономразвития России уже разработан проект плана реализации Стратегии, в котором дана детализация и конкретизация положений Стратегии.

Стоит напомнить также, что в Санкт-Петербурге в рамках 23-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO) состоялось заседание Координационного совета по развитию туризма в РФ под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец. Координационным советом по предложению Ольги Юрьевны сформированы 12 рабочих групп. Их ближайшей задачей станет доработка проекта плана мероприятий по реализации Стратегии. А в последующем эти группы будут осуществлять разработку предложений по совершенствованию законодательного и нормативного правового регулирования в сфере туризма по основным направлениям, организовывать мониторинг, осуществлять меры по координации и взаимодействию. Рабочим группам пределен срок (до 4 октября 2019 года) для рассмотрения проекта плана мероприятий реализации Стратегии, по его дополнению и корректировке.

И очень важное – с учетом рекомендаций Ассоциации “Безопасность туризма” была также создана Рабочая группа по безопасности в сфере туризма. В соответствии с регламентом работы Координационного совета председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь назначен руководителем рабочей группы «Безопасность в сфере туризма».

Эта рабочая группа на сегодня фактически уже сформирована и приступила к исполнению возложенных задач.

Ближайшее установочное заседание рабочей группы по безопасности в сфере туризма в полном составе намечено на 4 октября 2019 года, которое состоится на базе Правительства Российской Федерации.

А перед этим, исходя из жестких сроков, на базе Минэкономразвития России и Ассоциации “Безопасность туризма” пройдут рабочие встречи и обсуждения с участием отдельных её членов и экспертов предложений в план мероприятий по реализации Стратегии.
________________________________________
Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, скачать >

научная статья по теме СФЕРА ТУРИЗМА В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СФЕРА ТУРИЗМА В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Сфера туризма в России: современное состояние и тенденции развития

специалист ректората, Тюменский государственный нефтегазовый университет (625000, Россия, г.Тюмень, ул.Володарского, 38; e-mail: neno-86@mail.ru)

Аннотация. В статье представлен анализ современного состояния въездного и выездного туризма, дана характеристика показателей объема платных услуг, распределения номерного фонда, численности работников коллективных средств размещения, объема инвестиций в основной капитал в разрезе федеральных округов. Определена роль и перспективы развития развлекательного и дело-вого туризма в российских регионах.

Abstract. The article presents an analysis of the current state of inbound and outbound tourism, the characteristic indicators of the volume of paid services, the distribution of the number of rooms, number of employees of collective accommodation facilities, the volume of investment in fixed assets by federal districts. The role and prospects of development of recreational and business tourism in the Russian regions.

Ключевые слова: туризм, туристские услуги, деловой туризм, развлекательный туризм, федеральные округа.

Keywords: tourism, tourist services, business tourism, leisure tourism, federal district.

Сфера туризма играет важную роль в экономике различных стран, поскольку позволяет обеспечить прирост доходов за счет туристов, положительно сказывается на развитии инфраструктуры, создает дополнительные рабочие места. Туристская отрасль в России находится в стадии развития и имеет огромный потенциал роста. Это связано с богатым культурным и природным наследием. Так, на территории Российской Федерации находятся 26 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Страна богата как природными, так и антропогенными достопримечательностями, активно развиваются такие виды как паломнический, пляжный, оздоровительный, активный и экстремальный туризм.

В настоящее время главным ориентиром развития туризма в России выступает утвер-

жденная Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) [6]. Целью данной программы является повышение конкурентоспособности рынка туризма в России, рост степени удовлетворенности потребителей от предоставления качественных туристских услуг.

Анализ статистических данных свидетельствует о сокращении потока туристов в Россию на 10,5% в 1-ом полугодии 2015 года по сравнению с 1-ым полугодием 2014 года. Однако, численность приехавших в РФ с туристическими целями возросла на 4,2%, а число служебных командировок сократилось на 9,6%. Динамика численности приезжавших иностранных граждан представлена на рисунке 1.

Всего Туризм Служебная

■ 1-е полугодие 2014 года ■ 1-е полугодие 2015 года

Рис. 1. Численность въезжавших иностранных граждан на территорию РФ в 1-ом полугодии 2014 и 1-ом полугодии 2015 года, чел.

Следует отметить, что анализ направлений прибытия иностранных туристов показывает, что в 1-ом полугодии 2015 года по сравнению с

аналогичным периодом предыдущего года наблюдалось перераспределение туристических потоков с западных на восточные страны. Так,

более всего – на 30% и более – снизились потоки туристов из таких стран, как Канада, Литва, Нидерланды, Турция, Польша, Швеция, Чехия. При этом значительно возросло число как служебных, так и туристических поездок из стран Китай, Корея, Куба, Египет, Таиланд, Филиппины.

В абсолютном значении наибольшее число прибывших в Россию в 2014 году было из стран СНГ – Украина, Казахстан, Узбекистан и пр. С целью туризма лидируют страны Китай, Германия и США (таблица 1).

Десятка стран-лидеров по въезду в Российскую Федерацию в 2014 году

По количеству въехавших По количеству въехавших с целью туризма

место страна число въехавших, чел. место страна число въехавших, чел.

1 Украина 9 842 990 1 Китай 409 817

2 Казахстан 4 215 161 2 Германия 349 481

3 Узбекистан 2 353 140 3 Соединенные Штаты 162 102

4 Польша 1 823 143 4 Турция 134 702

5 Финляндия 1 446 169 5 Соединенное Королевство 134 314

6 Таджикистан 1 202 260 6 Израиль 108 175

7 Китай 1 125 098 7 Италия 107 072

8 Азербайджан 1 021 204 8 Франция 94 941

9 Молдова 923 625 9 Корея,республика 82 494

10 Армения 794 098 10 Финляндия 68 618

Резкая девальвация курса рубля привела к значительному сокращению числа поездок российских граждан за рубеж – общее число поездок в 1-ом полугодии 2015 года в сравнении с

1-ым полугодием 2014 года снизилось на 27,1%, с туристической целью – на 33,9%, а со служебной на 20,3%. Динамика численности туристов из России представлена на рисунке 2.

Всего Турнзгл Служебная

■ 1-е полугодие 2014 года 1-е полугодие 2015 года

Рис. 2. Численность выезжавших российских граждан за рубеж в 1-ом полугодии 2014 и 1-ом полугодии 2015 года, чел.

Наибольший спад спроса на туристские услуги – 50% и более – наблюдался по таким странам, как Греция, Индия, Иордания, Испания, Канада, Мальдивы, Мексика, Словакия и Тунис. Десятку стран по количеству российских туристов, посетивших территорию иностранного государства, возглавляет Финляндия, а с туристической целью – Турция (таблица 2).

Согласно статистических данных Федерального агентства по туризму, в 2014 году в Российской Федерации было оказано услуг на сумму 147,5 млрд. руб. Лидерами среди округов стали Центральный федеральный округ (40,2 млрд. руб.), Приволжский федеральный округ (26,3 млрд. руб.) и Уральский федеральный округ (22,3 млрд. руб.) (рисунок 3) [7]. Низкое зна-

чение объемов оказания туристских услуг в Крымском федеральном округе (0,32 млрд. руб.), прежде всего, связано с поздним включением данного показателя в статистическую базу 2014 года.

В 2014 году объем платных услуг коллективных средств размещения (КСР) на территории Российской Федерации составил 175,7 млрд. рублей. Наибольший объем платных услуг в денежном выражении был представлен в Центральном федеральном округе (58 млрд. руб.), наименьший – в Крымском федеральном округе (2,8 млрд. руб.) (рисунок 4).

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 10-1

Десятка стран-лидеров по выезду из Российской Федерации в 2014 году

По количеству выехавших По количеству выехавших с целью туризма

место страна число въехавших, чел. место страна число въехавших, чел.

1 Финляндия 4 799 142 1 Турция 3 278 405

2 Турция 4 380 558 2 Египет 2 565 726

3 Казахстан 3 560 089 3 Греция 1 016 083

4 Абхазия 3 285 377 4 Испания 982 256

5 Египет 2 994 984 5 Таиланд 933 759

6 Украина 2 675 832 6 Германия 820 096

7 Китай 1 923 473 7 Китай 766 306

8 Эстония 1 844 472 8 Италия 747 379

9 Польша 1 663 730 9 Объединенные Арабские Эмираты 597 373

10 Германия 1 535 410 10 Кипр 549 177

Рис. 3. Объем платных туристских услуг в 2014 году в разрезе федеральных округов, %.

Рис. 4. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2014 году в разрезе федеральных округов, %.

Необходимым условием успешного функционирования туристского бизнеса является наличие необходимой инфраструктуры – коллективных средств размещения, персонала, номерного фонда, сопутствующих услуг и пр.

Общая площадь номерного фонда в Российской Федерации составляет 13130,6 тыс. кв.

метров (по данным за 2014 год). Половина номерного фонда РФ расположена в двух федеральных округах – Центральном и Южном. Наименьшая доля – всего 4% находится в крупнейшем Дальневосточном федеральном округе (рисунок 5).

Рис. 5. Распределение номерного фонда в 2014 году по фед

В 2014 году численность работников в коллективных средствах размещения, без учета микропредприятий, составила 399,1 тыс. чел. При этом 23% сотрудников работают в коллек-

тивных средствах размещения Центрального, 17% – Южного, а 17% – Приволжского федеральных округов (рисунок 6).

Рис. 6. Численность работников коллективных средств размещения в 2014 году в разрезе федеральных округов, %.

Распределение численности работников туристических фирм несколько иное – 29% трудятся в Центральном, 17% – в Приволжском и 12% в Южном федеральных округах. Общая численность работников туристических фирм в анализируемом периоде составила 45,4 тыс. чел.

Объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие КСР (гостиниц, прочих мест для временного проживания) в 2014 году составил 75,9 млрд. рублей, львиная доля которых была инвестирована в развитие гостиничных комплексов Краснодарского края (рисунок 7). По Крымскому федеральному округу данных по инвестициям нет.

Рис. 7. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие КСР в 2014 году, в разрезе федеральных округов, %. Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 10-1

Таким образом, наблюдается значительная дифференциация туристского бизнеса в российских регионах. Наиболее развитыми являются Центральный, Южный и Приволжский федеральный округа. Однако, развитие туристской отрасли в России сдерживается рядом факторов, включающих в себя недостаток кадров, слабую инфраструктуру, слабый маркетинг и т.д.

Согласно исследованию, проведенному российским стратегическим консультантом Strategy Partners Group, который входит в группу компаний ПАО «Сбербанк России», наибольшим потенциалом для развития туризма обладают следующие регионы [3].

а) развлекательный туризм: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Самарская область, Ростовская область. Итого 27 регионов страны.

б) деловой туризм: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Красноярский край, Свердловская область, Омская область. Итого 20 регионов страны.

При этом не следует забывать, что влияние туристской отрасли на экономику региона и страны имеет значительный мультипликативный эффект. Развитие туризма оказывает положительное влияние на занятость населения, рост доходов, развитие смежных отраслей. По прогнозам Strategy Partners Group, при наихудшем сырьевом сценарии развития российской экономики туристс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Экономика и экономические науки»

ЛАШИНА М.В., ЛЕОНЕНКО Е.А., ЩЕРБАКОВА Е.Г. — 2015 г.

Проблемы и перспективы развития туристической деятельности в РФ

К наиболее значимым проблемам туристической отрасли в РФ, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относят:

  • – недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;
  • – неудовлетворительная работа транспортных предприятий;
  • – высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.
  • – отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию;
  • – бедность ассортимента предлагаемых услуг;
  • – поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; – ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом;
  • – слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти [44. 106].

Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает:

  • – формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы;
  • – развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;
  • – укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
  • – развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке;
  • – разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;
  • – возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды;
  • – проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Для страны, стремящейся максимально полно использовать существующий разнородный туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития существующих туристских регионов с целью повышения экономической эффективности предлагаемых мер.

В стране, в настоящее время в целом, постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния развития сферы туризма в Российской Федерации, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков (табл. 13).

Конкурентные преимущества и проблемы туристической деятельности в РФ на внутреннем и въездном туристских направлениях

Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты

Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов

Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места

Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан на душу населения

Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках

Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов

Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров

Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с использованием автотранспорта

Составлено по: 16, 36.

К конкурентным преимуществам следует отнести, прежде всего, богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов. Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем туристские предпочтения, как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

  • – недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;
  • – высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
  • – препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
  • – в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
  • – сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием
  • – остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно-безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока [44 c. 109].

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

  • – совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • – развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

создание новых приоритетных туристских центров;

рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

  • – совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
  • – обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Таким образом, несмотря на развитие туристической отрасли в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику нашей страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Добавить комментарий