Как получить компенсацию за овербукинг: пошаговая инструкция

Как получить компенсацию за овербукинг

Опытные путешественники не понаслышке знают, что такое овербукинг. А других такая ситуация может застать врасплох. Не все догадываются о том, что наличие документов и оплаченного билета на руках – еще не гарантия того, что вас пустят на борт. Заявление о том, что в самолете попросту закончились свободные места, звучит по меньшей мере странно.

Что такое овербукинг и каковы его причины?

Овербукинг – стратегия сбыта авиабилетов, при которой авиаперевозчик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг, которые он заведомо не сможет выполнить в полном объеме. Стратегия рассчитана на то, что не все обязательства придется выполнять. Проще говоря, на рейс продают больше билетов, чем может вместить транспортное средство. Почему возможная такая ситуация?

  1. Авиакомпания зарегистрировала количество пассажиров, которое превышает допустимое самолетом. Подобные ситуации не редки и широко распространены как среди иностранных перевозчиков, так и среди российских.
  2. Случился сбой по техническим причинам. Если у самолета непосредственно перед вылетом находят серьезную неисправность, то его заменяют на другой. Не у всех самолетов совпадает количество посадочных мест, поэтому кому-то придется ждать другого рейса.
  3. Авиакомпания в срочном порядке должна отправить другого пассажира. Им может быть сотрудник компании, владелец VIP-карты и другие лица.

Зачем авиаперевозчик продает больше билетов, чем есть посадочных мест?

Впервые овербукинг возник в 1950-е годы в Соединенных Штатах Америки. В то время маркетинговая политика авиакомпаний предусматривала возможность отказа от билета в любой момент без наложения штрафа. Такой подход положительно сказывался на имидже компаний, но породил некоторые проблемы. 10% пассажиров не приходили на посадку, а затем возвращали деньги за билет в полном объеме. Таким образом, в рейс вместо пассажиров отправлялись пустые места, что вело к серьезным финансовым убыткам.

Чтобы уменьшить финансовые потери и заполнить все места, был придуман метод овербукинга. Основная цель этого метода – продать билетов на рейс больше, чем есть мест на самом деле, рассчитывая на то, что несколько пассажиров могут не явиться на рейс. Благодаря этой стратегии компаниям удается компенсировать убытки. Существенный минус овербукинга – риск, что на рейс придут абсолютно все пассажиры, которые приобрели билеты.

Проверка рейса

Не пустили на борт самолета из-за нехватки мест? С помощью специальной формы проверьте можете ли вы претендовать на получение компенсации до 600 евро по Регламенту № 261/2004. Обратите внимание, что проверить можно все перелеты в течение последних 3-6 лет.

Как авиакомпания выбирает пассажиров, которые останутся за бортом?

Как правило, при овербукинге сотрудник авиакомпании рассказывает о сложившейся ситуации пассажирам и предлагает добровольно сдать билеты в обмен на дополнительные компенсации и обязательство отправить пассажира в нужное место ближайшим авиарейсом.

Если желающие отсутствуют, то «счастливчик» определяется случайным образом. Но обычно выбор падает на тех пассажиров, кто приобрел самые недорогие билеты и зарегистрировался в последний момент.

Что делать, если вас не пустили в самолет?

  1. Скоординируйтесь с другими пострадавшими. Попробуйте найти тех, кто попал вместе с вами в такую же ситуацию. Возьмите у них контактные данные. Коллективная жалоба может помочь быстрее добиться компенсации за отмену рейса.
  2. Получите доказательства. Обязательно возьмите у представителя авиакомпании справку, что вас не допустили на рейс. Если вы во время ожидания совершали какие-либо покупки, то сохраните чеки. Это сделает ваши требования более обоснованными.
  3. Требуйте компенсацию ущерба. В зависимости от времени ожидания следующего рейса, вы можете потребовать предоставить горячее питание, воду, номер в отеле и трансфер до него.

Какая положена компенсация и как ее получить?

Чтобы получить компенсацию за овербукинг, нужно:

  1. Написать претензию в адрес руководства авиакомпании.
  2. К претензии приложить: чеки, копию посадочного талона и паспорта.
  3. Если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию, то подавайте иск в суд.

Еще один вариант – попробовать добиться выплат, заручившись поддержкой специального онлайн-сервиса Compensair. В этом случае вам понадобится всего лишь несколько минут, чтобы заполнить онлайн-заявку. Комиссия составляет 25% от суммы компенсации (компенсация выплачивается только в случае благоприятного разрешения ситуации). Сервису удается выиграть до 98% судебных дел.

Сумма предусмотренных денежных компенсаций в разных странах различается:

Евросоюз. От €250 до €600 в зависимости от времени задержки рейса и дальности перелета.

США. Если время ожидания длилось менее часа, то компенсация ущерба не полагается. При ожидании от часа до двух возмещается стоимость билета в двукратном объеме, но не больше $675. Если время ожидания составило более двух часов – четырёхкратная стоимость, но не свыше $1350.

Россия. 21 августа 2017 года РФ присоединилась к Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозок. Согласно регламенту ЕС 261/2004 выплаты за задержку рейса составляют от €250 до €600. Однако чтобы добиться выплаты, нужно будет обратиться в суд.

На внутренние рейсы конвенция не распространяется: ст. 120 Воздушного Кодекса РФ гласит, что за задержку рейса авиаперевозчик должен уплатить 25% минимального размера оплаты труда за каждый час ожидания, но не свыше 50% стоимости билета.

Как избежать овербукинга?

К сожалению, 100% гарантию того, что вы не попадете под овербукинг, вам никто дать не сможет. Но есть несколько советов, следуя которым вы сможете максимально себя обезопасить:

  • Заранее зарегистрируйтесь на рейс в интернете. Если такой возможности нет, то заблаговременно приезжайте в аэропорт. При равных условиях, кто первый получил билет на рейс, тот и прав.
  • «Горящие» путевки чаще оказываются «под ударом». Если в ваши планы не входит ожидание, то старайтесь их не покупать.

Прибыв 17 июля 2018 года в аэропорт Шереметьево терминал F для посадки на рейс SU 0274 (Москва-Пхукет) согласно электронному билету №5552149219490, купленному мною 29.05.2018 года по стоимости 36866= (Тридцать шесть тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей, не улетел в Пхукет по причине непрофессиональной и некачественной организации услуги по регистрации пассажиров сотрудниками аэропорта Шереметьево.
Я прибыл в аэропорт в 16 часов, простояв в многочасовой очереди прошел регистрацию в 17.50, затем отстояв вторую очередь и пройдя паспортный контроль в 18.40 мне и еще 10 пассажирам сообщили, что самолет уже улетел.
В процессе прохождения всех таможенных процедур я несколько раз обращался к сотрудникам аэропорта Шереметьево с просьбой беспрепятственно организовать мой проход на рейс, но получал отказы. Также сотрудники аэропорта Шереметьево уверяли меня и других не улетевших на данном рейсе пассажиров, что самолет не улетит без зарегистрированных пассажиров.
Прошу вас разобраться в данной ситуации. Мое перемещение по аэропорту Шереметьево подтверждено камерами видеонаблюдения.
Как быть в данной ситуации?

Если Вы понимаете, что не сможете пройти предполётные процедуры в разумное время до вылета, то необходимо обратиться к персоналу аэропорта с просьбой предоставить услугу по коммерческой посадке (оплачиваете данную услугу, как «опаздывающий пассажир»), предъявляете Квитанцию об оплате услуги персоналу на регистрации и к Вам прикрепляется сотрудник, который проводит Вас мимо всех очередей до стерильной зоны. К сожалению даже сдача багажа не решает вопрос. Грузчики точно знают номер грузового контейнера, где лежит Ваш чемодан и снимают его с самолёта. Понимая, что летом аэропорт работает с запредельной нагрузкой, необходимо приезжать в аэропорт за «неразумное время» — аж за 5 часов с тем, чтобы потратить их на стояние в очередях и спокойно наблюдение, как другие пассажиры опаздывают на свои рейсы. Альтернатива — использование VIP — зала ожидания за дополнительную плату.

В аэропорт Дюссельдорфа я приехала за благовременно,самолет должен был вылететь в Москву в 14-35 1 июля 2019 г.,к стойке регистрации я подошла одной из первых,но и это не спасло меня,на рейс меня не зарегистрировали,хотя билет был приобретен в апреле месяце,В представительстве Аэрофлота мне предложили улететь в Мюнхен и уже от туда лететь в Москву,выбора мне не представили и мне пришлось проделать весь этот путь,2 перелета и 7 -ми часовое ожидание в аэропорту Мюнхена.На дорогу вместо 3-х часов ,мне потребовалось более 15, я на пенсии,было очень трудно и обидно за такое отношение.

Здравствуйте, Вы можете направить заявку на компенсацию — Аэрофлот единственная российская авиакомпания, которая соблюдает европейский регламент в части компенсаций за овербукинг и задержку/отмену рейса.

Столкнулись с отменой рейса из-за коронавируса и авиакомпания вместо денег предлагает ваучер или отсрочку? Поможем вернуть деньги за билет!

В соответствии с решением Европейской комиссии от 18.03.2020 авиакомпании должны предложить пассажирам денежный возврат средств, если рейс был отменен из-за вспышки коронавируса.

Овербукинг: что делать, если вы остались за бортом

Как быть, если вам внезапно не хватило места в самолете, на который у вас куплен билет? Как избежать этой ситуации и что делать, если она все же произошла? Насколько реально получить от авиаперевозчика компенсацию за пропущенный рейс и что для этого потребуется?

Что такое овербукинг

Овербукинг — это «сверхбронирование», когда пассажиров с билетами оказывается больше, чем мест в самолете. Такое происходит нередко, особенно на популярных направлениях в разгар сезона. Причины могут быть разными.

Самая распространенная — авиакомпания продала слишком много билетов. Иногда это происходит по ошибке, в результате сбоя в системе бронирования, но гораздо чаще — сознательно: по статистике, от 5 до 10% пассажиров с билетами не приходят на рейс, и у авиакомпании велик соблазн продать эти места еще раз и получить дополнительную прибыль. Овербукинг практикует большинство авиакомпаний, хотя пассажиры об этом часто не подозревают: обычно в самолете действительно остаются свободные места из-за опоздавших и не приехавших, и кресел хватает на всех. Но иногда, вопреки статистике, на регистрацию приходят все обладатели билетов, или компания неправильно рассчитывает потенциальное количество неявившихся пассажиров. Тогда и начинаются проблемы.

Еще одна причина овербукинга — замена самолета на другой, с меньшим количеством кресел, например, в случае технической неисправности. И наконец, иногда авиакомпании нужно срочно отправить этим рейсом другого пассажира — например, собственного сотрудника, владельца VIP-карты, обладателя дорогого билета с открытой датой или (из личного опыта автора статьи) пару чиновников городской администрации, которым внезапно захотелось на море. Более того: если перед самым вылетом появится человек, которому нужно срочно улететь и который готов купить билет по самому дорогому тарифу, некоторые авиакомпании не откажутся продать ему билет, даже когда уже точно известно, что лишних мест в самолете нет. Он просто полетит на месте кого-то другого.

Что делать, если именно вы не попали на рейс

Разумеется, перевозчик обязан вернуть вам деньги за билет или посадить на следующий самолет, собственный или конкурентов, хотя последнюю опцию предлагают далеко не все. Если в эконом-классе следующего рейса мест тоже нет, вас могут посадить в бизнес-класс без доплаты. Либо могут предложить рейс с вылетом из другого аэропорта с оплатой трансфера. Но это удобно, только если вы летите по популярному направлению, куда самолеты отправляются каждый час. А что делать, если следующий самолет только через сутки?

Большинство западных авиакомпаний стараются сразу загладить вину перед пострадавшими пассажирами: оплачивают им отели и питание, компенсируют все расходы из-за задержки, дарят мили в двукратном размере или ваучеры на следующие перелеты. Что еще более важно, законодательство многих стран обязывает выплачивать пассажирам внушительные компенсации. Так, в Евросоюзе установленная сумма составляет от 250 до 600 евро в зависимости от времени задержки, не считая расходов на новый авиабилет, а при необходимости — на гостиницу и еду. В США за двухчасовое ожидание полагается компенсация в размере двукратной стоимости билета, за более длительное — четырехкратной.

Читайте также:  Загранпаспорт без военного билета: 2 альтернативы документа в 2020 г.

К сожалению, в России на добровольные компенсации от авиакомпаний рассчитывать не приходится. Формально овербукинг в нашей стране и не разрешен, и не запрещен: такого понятия в Воздушном кодексе просто нет. Эта неопределенность приводит к тому, что авиакомпаниям никто не мешает заниматься овербукингом, при этом права пассажиров в этой ситуации не защищают никакие законы и нормативы. Так что от «легализации» овербукинга пассажиры бы только выиграли: такой закон давал бы авиакомпаниям не только права на продажу дополнительных билетов, чем они и так занимаются, но и обязательства перед пассажирами.

Формально овербукинг в нашей стране и не разрешен, и не запрещен: такого понятия в Воздушном кодексе просто нет.

Впрочем, можно попытаться решить проблему через суд. Воздушный кодекс РФ предусматривает компенсацию пассажиру в размере 25% МРОТ (но не более 50% от стоимости билета) за каждый час задержки, если она произошла по вине перевозчика. Овербукинг вполне может квалифицироваться как такая задержка.

Если вам не повезло и в самолет не посадили именно вас — не тратьте время на споры с сотрудниками — это все равно уже бесполезно, лучше займитесь сбором доказательств. Обменяйтесь телефонами с другими пострадавшими или, если их нет, просто со свидетелями происходящего. Сохраните все билеты, посадочные талоны и чеки (в том числе по затратам, произошедшим из-за задержки). Возьмите у представителей авиаперевозчика официальную справку, что вас отказались посадить в самолет по причине отсутствия мест или попросите сделать соответствующую отметку на посадочном талоне.

Далее — напишите претензию руководству авиакомпании. Обязательно в двух экземплярах: второй, с печатью и подписью принявшего лица, останется у вас в качестве еще одного доказательства, на случай если перевозчик откажется удовлетворить ваши требования в добровольном порядке.

К сожалению, на практике сложно будет доказать в суде, что имел место именно овербукинг: авиакомпании не любят в этом признаваться

Если претензия не помогла — обращайтесь в суд. Также можно подать жалобы в Роспотребнадзор и Федеральное агентство воздушного транспорта. К сожалению, на практике сложно будет доказать в суде, что имел место именно овербукинг: авиакомпании не любят в этом признаваться, зачастую объясняя отказ в посадке «сбоями в системе».

Чего ждать от Монреальской конвенции

Весной этого года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, которая расширяет пределы и размер ответственности перевозчиков. После того как соответствующие поправки в Воздушный кодекс будут внесены, авиакомпаниям все-таки придется выплачивать компенсации пострадавшим пассажирам. По нормам Монреальского кодекса максимальная выплата за задержку рейса составляет до 380 000 руб. Это верхняя граница: реальные суммы определяет сама страна-участник конвенции, и обычно они значительно ниже. К сожалению, все это коснется только международных рейсов: внутренние по-прежнему будут регулироваться российским законодательством.

Как минимизировать риски

Самый надежный способ — зарегистрироваться онлайн на сайте авиакомпании, если есть такая возможность. Если нет, стоит приехать в аэропорт пораньше: часто при овербукинге в самолет не попадают именно те, кто подошел к стойке регистрации последним. Впрочем, на выбор, кто останется за бортом, влияют и другие параметры: например, обладатели более дорогих билетов обычно имеют преимущества перед теми, кто купил промо-тариф со скидкой. Иногда, но не всегда, помогает наличие карты лояльности авиакомпании.

Официально утвержденная система компенсаций решила бы и эту проблему. В странах, где за отсрочку вылета предусмотрены крупные выплаты, среди пассажиров довольно легко найти добровольцев, которые не слишком спешат и не прочь заработать, посидев пару часов в зале ожидания до следующего рейса. Но в условиях, когда у пассажиров нет никаких гарантий, желающих уступить место немного.

Как получить компенсацию за овербукинг: пошаговая инструкция

Весной на компанию United Airlines, авиаперевозчика из Америки, обрушилась волна негатива. Причиной стал ролик, который демонстрирует, как мужчину чуть ли не выталкивают из самолета. Авиакомпания решила, что мужчина с билетом должен уступить место сотруднику компании, которому не хватило места на борту. Это и есть одна из разновидностей овербукинга. Но овербукинг компенсация должна проводиться по определенным правилам, которые продиктованы в законе.

Получите до €600 компенсации от авиакомпании в случае:

  • Задержки рейса
  • Отмены рейса
  • Отказа в посадке
  • Пропущенной пересадки

Компенсацию можно получить за перелеты в течениe последних 6 лет

  1. Особенности овербукинга
  2. Как поступить, если вас не пускают на рейс
  3. Какие варианты компенсации предусмотрены
  4. Как получить компенсацию
  5. Будет ли увеличен размер компенсаций
  6. Как улететь вовремя, обезопасив себя от отказов

Особенности овербукинга

Вопрос, что такое овербукинг в самолете, имеет простой ответ: слово переводится как сверхбронирование. Это означает, что на рейс купило авиабилетов больше пассажиров, чем вмещает воздушный транспорт. Неприятная ситуация может возникнуть по некоторым причинам, которые невозможно предотвратить и полностью исключить:

  1. Авиакомпании продают много билетов, но такого количества мест в самолете нет. В Америке впервые начали практиковать подобные сценарии. Специалисты говорят, что примерно 10% людей не могут улететь тем рейсом, на который приобрели билет, в результате чего салон остается наполовину пустым. Авиакомпании решили реализовать как можно больше билетов, чтобы не работать себе в ущерб. Решение может себя оправдать, и все пройдет без проблем, но конфликты тоже не исключены.
  2. Сбой по техническим причинам. Если перед вылетом выясняется, что самолет неисправен, то его могут заменить другим воздушным судном. В ситуации, когда на новом борту меньше мест, многие люди не смогут вылететь этим рейсом.
  3. Авиакомпании нужно в срочном порядке отправить другого человека. Обычно такими людьми оказываются владельцы VIP-карты. Место выбирается в случайном порядке, поэтому не исключено, что «подвинут» именно вас.

В таких ситуациях можно рассчитывать на возмещение ущерба. Неприятность возникла не по вашей вине, поэтому компания должна выплатить указанные в законе суммы.

Как поступить, если вас не пускают на рейс

Вам нужно сразу же найти тех пассажиров, которые тоже оказались за бортом воздушного транспорта. Обменяйтесь контактами, чтобы получить компенсацию от авиакомпании на более выгодных условиях, ведь вместе вы многого добьетесь. Нужно обратиться в организацию, которая продавала билеты, чтобы отстоять свои права. Если там ничего не выйдет, можно написать коллективное заявление в суд, от рассмотрения которого судьи не откажутся.

Нужно собрать доказательства того, что вас не пустили на рейс. Для этого проследите, чтобы на вашем билете поставили печать, подтверждающую отказ в перелете. Разговоры с персоналом обязательно записывайте. Если вы, во время ожидания, тратили какие-либо деньги на основные нужды, сохраните чеки, которые это докажут.

В зависимости от того, на какое время запланирован рейс, требуйте, чтобы вам была предоставлена гостиница и трансфер до нее. Помимо этого, по закону вы имеете право требовать компенсировать те расходы, которые касаются питания и связи. Самостоятельно оплачивать вы их не должны по закону.

Какие варианты компенсации предусмотрены

Если авиакомпания отказала пассажиру в посадке на рейс, то она будет искать выгодные условия для того, чтобы человек отказался от своей брони. Обычно предложено возвращение полной стоимости билета или изменение маршрута перелета. Только в таком случае следующий вылет обойдется без лишних и непредвиденных растрат.

Если пассажир делает выбор в пользу второго варианта, то перевозчик обязан предоставить ему полную поддержку во время ожидания рейса в аэропорту. Сюда входит компенсация расходов на питание, оплата мобильной связи, проживание в отеле на одну ночь или более, если в этом есть необходимость. Помимо этого, авиакомпания должна позаботиться о транспорте, который доставит человека в гостиницу и обратно в аэропорт.

Если сотрудники аэропорта отказываются от подобного требования, то это является прямым нарушением закона. Вам необходимо обратиться к начальству, чтобы решить возникший вопрос. Если такой поступок не дал результатов, то идите в суд, чтобы отстаивать свои права.

Как получить компенсацию

Чтобы получить компенсацию за отказ в посадке на борт, обратитесь к перевозчику, составив письменное заявление по установленным правилам. Также можно отправить заявку в режиме онлайн. Составляя заявление, приложите к нему ксерокс паспорта и копию посадочного талона.

Обычно рассмотрение заявки длится три месяца. Можете воспользоваться сервисами в интернете, чтобы добиться возмещения растрат. Некоторые из них дают возможность бесплатно проверить, попадает ли рейс под компенсацию. Также вы сможете загрузить документы и отправить заявку. Рассчитать самостоятельно сумму, которую можно вернуть можно через специальную форму.

Денежная компенсация зависит от того, сколько времени пришлось ждать новый рейс. Нередко подобных перелетов приходится ждать несколько часов подряд. За это можно получить крупную компенсацию от организации. Вот цифры, на которые можно ориентироваться.

Сумма при отказе в посадкеРасстояние
250 евроДо 1500 км включительно
400 евроЛюбой рейс от 1500 до 3000 км

Рейсы в пределах ЕС более 1500 км600 евроБолее 3500 км (без пунктов в ЕС)

Эти цифры считаются основными, поэтому именно такие компенсации ожидают пассажиров при отказе в посадке на самолет. Вы можете требовать свои деньги по закону, поскольку авиакомпании должны следовать установленным правилам.

Будет ли увеличен размер компенсаций

В 2017 году Российская Федерация стала частью Монреальской конвенции. В результате размеры компенсаций увеличиваются, но необходимо внести правки в Воздушный кодекс. Данный момент еще обсуждают в Госдуме.

Конвенция способна защитить пассажиров, если рейс был отменен. Помимо этого, предусмотрены компенсации по утере багажа или смерти человека. Рассчитывается компенсация на основе прав заимствования. Условная единица сейчас равна 80 рублям.

В случае отказа при посадке на рейс рассчитывать на максимальные выплаты ущерба не стоит. Страны принимают регламенты и составляют судебную практику самостоятельно.

Как улететь вовремя, обезопасив себя от отказов

Абсолютной гарантии от подобной проблемы не существует. Помните о правилах, которые способны обезопасить вас от непредвиденной ситуации:

  • регистрацию на рейс лучше осуществлять в интернете заранее, поскольку тот человек, который получил посадочный талон одним из первых, гарантировано попадет в салон самолета;
  • если вы хотите зарегистрироваться у стойки авиакомпании, то исключите опоздания, поскольку ваша неторопливость может стать причиной возникновения проблемы;
  • вне зависимости от того, в какой стране вы находитесь, сохраняйте свой посадочный талон, если вам отказали в посадке на самолет.

Простые советы помогут предотвратить неожиданные ситуации, которые выбивают из колеи. Необходимо руководствоваться действующим законодательством, чтобы получить компенсацию от авиакомпании, отказавшей в посадке на рейс.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Овербукинг в авиакомпаниях: что это, как получить компенсацию

Многие пассажиры уверены, что вылет на запланированном рейсе состоится, если в кармане есть билет на самолет и уже пройдена регистрация в зале вылета. Но некоторым туристам приходится сталкиваться с понятием овербукинга, вследствие которого перевозчик не допускает пассажира на борт.

В статье мы рассмотрим, что значит овербукинг, его причины и варианты, как действовать при овербукинге и получить денежное возмещение, какие правила овербукинга действуют в авиакомпаниях России.

Что такое овербукинг

Овербукинг – это ситуация, когда авиакомпания продает на рейс больше билетов, чем есть свободных мест в самолете.

Перевозчик до последнего момента не знает, попадут ли все пассажиры на выбранный рейс или некоторым придется отказаться от запланированного перелета. Ситуация проясняется только после прохождения регистрации на рейс всех пассажиров.

Авиакомпании допускают овербукинг по одной простой причине: многие путешественники покупают на самолет дешевые билеты невозвратного типа. Если по каким-либо причинам пассажиру придется отказаться от перелета на выбранную дату, он уже не сможет вернуть билет, но зато его место займет другой путешественник, который также купил билет на тот же рейс.

Проще говоря, авиакомпании продают авиабилеты в большем количестве, чем вмещает авиалайнер, стараясь не допускать свободных мест в салоне, по причине которых перевозчик может понести убытки.

Виды овербукинга

Овербукинг в авиакомпаниях бывает двух видов.

Виды овербукинга:

  1. Плановый – когда компания сознательно продает больше билетов на самолет, чем есть свободных мест в салоне, стараясь исключить недогруз с последующими убытками для рейса.
  2. Технический – сбой в системе при продаже авиабилетов или замена авиалайнера для вылета. Например, билеты продавались на самолет вместимостью 200 посадочных мест, но накануне вылета перевозчику пришлось заменить лайнер на другую модель с меньшей вместимостью.

Законен ли овербукинг в авиации России

На сегодняшний день овербукинг в авиации России не регулируется законодательной системой. Такая практика легально работает только в странах Европы и США. Российское правительство с 2015 года планирует создать закон, который бы мог регулировать действия перевозчика при овербукинге, но окончательная версия законопроекта пока не принята.

Можно ли избежать овербукинга

При желании пассажир может избежать овербукинга в аэропорту отправки, выполняя некоторые советы опытных путешественников.

Как избежать овербукинга:

  1. В аэропорт нужно прибыть заблаговременно, чтобы успеть пройти регистрацию на рейс одним из первых. Как правило, компании отказывают в перелете пассажирам, которые зарегистрировались на самолет позже всех.
  2. По возможности регистрируйтесь на рейс заранее через интернет.
  3. Покупайте билеты в менее востребованные направления, выбирайте правильные даты и время вылета, например, ночное время, когда рейсы менее загружены.
  4. Старайтесь не покупать билеты на рейсы в утренние часы. Как правило, они самые загруженные.

Как вести себя при овербукинге авиабилетов

Многие пассажиры не знают, как вести себя при овербукинге в аэропорту. Если такая ситуация случилась, действовать нужно по плану.

Как действовать при овербукинге:

  1. Подойдите к стойке регистрации и попросите специалиста поставить в авиабилете отметку, подтверждающую отсутствие свободных мест в самолете.
  2. Сохраняйте все документы на авиарейс и чеки о понесенных расходах, связанных с невылетом.
  3. Попробуйте договориться с представителем компании о возможности вылета по тому же направлению на ближайшем рейсе.
  4. Если вы все же решили отказаться от перелета в другой день, составьте документ-претензию с требованием выплаты компенсации и отправьте ее в офис авиакомпании.

При овербукинге на чартерном рейсе пассажиру нужно обратиться в агентство, где был оформлен турпакет. Сотрудники туристической компании обязаны подыскать другой рейс для вылета в выбранное направление или переоформить путевку на другую дату, без доплат со стороны пассажира.

Если путешественник решил отказаться от перелета, он может расторгнуть договор с туристической компанией и потребовать полной компенсации затраченных средств на турпакет.

Другие полезные статьи по теме:

Положена ли компенсация при овербукинге

Многие авиакомпании, не желающие портить репутацию при овербукинге, предлагают пассажирам, для которых не осталось мест в самолете, альтернативные решения сложившейся проблемы.

Что может предложить перевозчик:

  • изменить класс обслуживания;
  • предложить перелет на ближайшем рейсе по аналогичному направлению;
  • при ожидании вылета следующего рейса в течение нескольких часов компания должна предоставить пассажиру питание и напитки, а также доступ в зал ожидания или в комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми;
  • если длительность ожидания рейса сутки и более, перевозчик должен оплатить трансфер до отеля и в обратном направлении, а также проживание в номере.

Пассажиры, столкнувшиеся с овербукингом в аэропорту отправки, также имеют право на получение материальной компенсации за несостоявшийся вылет.

Размер выплат и как получить

Сумма выплат за предоставленные неудобства зависит от стоимости билета, направления рейса и индивидуальных правил перевозчика.

Компенсация при овербукинге:

  1. При сдаче авиабилета с отказом от перелета перевозчик компенсирует его полную стоимость, даже если билет был куплен по невозвратному тарифу.
  2. Если пассажир обменивает билет на другой рейс, он также может получить компенсацию, размер которой определяется в индивидуальном порядке и зависит от разных нюансов.

Для получения компенсации за овербукинг пассажиру нужно подать в офис перевозчика письменную претензию, приложить к документу авиабилет с отметкой о невылете по причине отсутствия свободных мест в самолете.

Если перевозчик по каким-либо причинам отказывается выплачивать компенсацию за овербукинг, пассажир вправе решить этот вопрос в судебном порядке.

Особенности овербукинга в авиакомпаниях России

В странах Евросоюза проблема с овербукингом на авиарейсах решается на законных основаниях. При несостоявшемся перелете пассажиры получают компенсацию в установленном размере – от 250 до 600 евро, что зависит от удаленности населенного пункта, куда был запланирован перелет.

В США пассажирам авиарейсов, не вылетевших по причине овербукинга, выплачивают компенсацию, размер которой зависит от времени ожидания следующего рейса. Максимальная сумма компенсации – 1350 долларов.

В России проблема овербукинга еще не рассматривается на законных основаниях, поэтому каждый перевозчик регулирует подобные ситуации на собственное усмотрение. В среднем выплаты за ожидание следующего рейса составляют 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более чем 50% от стоимости авиабилета.

Самые выгодные условия для пассажиров, не вылетевших на выбранном рейсе по причине овербукинга, предлагает российский авиаперевозчик Аэрофлот. В случае отсутствия свободных мест в эконом классе компания может предложить пассажиру перелет в классе бизнес без доплат. Дополнительно пострадавших при овербукинге пассажиров поощряют бонусными милями на счет и скидкой на следующий перелет по любому выбранному направлению.

Ваши права при овербукинге: как не остаться за бортом?

Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.

Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.

Зачем авиакомпании продают больше билетов, чем нужно?

Для справки:

Овербукинг или сверхбронирование — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик принимает на себя больше обязательств по предоставлению услуг, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.

Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.

Для справки:

При переизбытке пассажиров и отсутствии желающих остаться за бортом добровольно, сотрудники авиакомпании случайным образом определяют тех, кто никуда не полетит.

Но «случайный» выбор делается среди тех клиентов, которые покупают наиболее дешевые билеты, и тех, кто приобретает билеты в последнюю очередь.

Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.

Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.

История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет. Видео, как пассажира United Airlines заставили покинуть самолет, смотрите здесь.

Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.

Что авиакомпания должна сделать, если на всех мест не хватает?

Для справки:

Овербукинг не означает полный отказ от перевозки. Но означает, что авиакомпания по своей инициативе изменяет с пассажиром договор, отказываясь от исполнения заключенного договора на изначально оговоренных условиях.

В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке». Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.

Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом. К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране. На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.

Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.

  • Поправки в соответствующих законах пока не приняты.
  • На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации. Технические сбои подведены под форс-мажор, а в этом случае авиакомпания никому ничего не должна. Сложность заключается в том, что пассажир может и не подозревать, что является жертвой маркетинга. Его могут попросту не пустить в самолет, уверяя, что, якобы, произошел технический сбой и система «не видит» факта покупки билета.
  • Теоретически, если пассажира снимают с рейса российской авиакомпании, ему положены все те компенсации, которые он бы получил в случае задержки или отмены данного рейса.

Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль.

Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.

И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.

Какие законы на вашей стороне?

Это Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила.

Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелет. Если самолет задержан или вылет отменен по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию.

  • В соответствии со ст. 120 Воздушного Кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Величина штрафа не может быть более 50 % провозной платы.
  • Кроме того, оплате подлежат траты пассажира – например, если пришлось жить в гостинице в ожидании следующего самолета. Авиакомпания обязана при задержке рейса на срок более 2 часов действовать согласно Федеральным авиационным правилам. И логично, что те же компенсации должны быть предоставлены и в случае овербукинга.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” предусматривает, что:

  • При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.
  • Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
  • Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
  • Соберите доказательства (билеты, чеки. Запишите адреса, телефоны свидетелей. Возьмите у представителей а/к в аэропорту справку, что вас не посадили на рейс, что вы вылетели на час/день позже).
  • Напишите претензию в двух экземплярах в адрес руководства авиакомпании.
  • В претензии опишите ситуацию и ваши требования.

ВАЖНО! В случае, если вас высадили из самолета, и вы автоматически опоздали на другой рейс, или мероприятие, которое намеревались посетить в месте назначения, то авиакомпания обязана компенсировать вам и этот ущерб.
Как моральный, так и материальный (стоимость билетов на самолет, поезд, концерт, спектакль).

  • Один из экземпляров, с печатью и подписью принявшего лица, оставьте себе.
  • Если в добровольном порядке авиакомпания не удовлетворила ваши требования — жалуйтесь в Роспотребнадзор, подайте иск в суд.

Внимание! Обязательно подайте жалобу в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Росавиация ведет статистику жалоб пассажиров, и причин, вызывающих эти жалобы. Если авиакомпании уверяют, что овербукинга нет, а имеет место банальный технический сбой, но при этом большой процент потребителей жалуется в Росавиацию именно на систему овербукинга — так или иначе, надзорным органам придется разбираться с этим явлением.

Это зависит от того, в аэропорту какой страны вы стали жертвой овербукинга, а также является ли авиаперевозчик российской или зарубежной авиакомпанией.

Для отечественных компаний такую практику наши суды считают нарушением прав потребителей, особенно если перевозчик заранее при бронировании не сообщил о возможности отказа в посадке на самолет из-за недостатка мест. И могут присудить компенсацию.

В тоже время, для иностранных авиакомпаний, правила которых допускают овербукинг, это может считаться добросовестной практикой.

Как получить выплату за отказ в посадке на рейс при овербукинге

Те, кто летает редко, вряд ли слышали о таком, что такое овербукинг в самолете. Случаи, когда пассажирам отказывают в перелёте при наличии купленных билетов, скрыты от глаз большинства. Но иногда такие случаи вызывают яркий отклик негодований и обсуждаются в СМИ. Для клиентов, попавших в затруднительное положение, существует овербукинг компенсация.

  1. Что такое овербукинг
  2. Получение выплаты при овербукинге
  3. При нахождении в аэропорту
  4. При предварительном уведомлении
  5. Компенсации при овербукинге
  6. Европа
  7. США
  8. Россия
  9. Другие страны

Что такое овербукинг

Понятие «Овербукинг» имеет английское название. Если переводить дословно, Overbooking обозначает «Сверхбронирование», где сверх значит излишнее. Это понятие означает, что по направлению куплено мест больше, чем вмещает салон самолёта. На практике это случается по следующим причинам:

  1. Продажа лишних билетов. Когда компания продает билетов больше, чем существует мест на борту. Такие случаи стали известны с 50-х годов прошлого столетия в Америке. Специалисты по маркетингу произвели анализ случаев невылета пассажиров. Как оказалось, они составляют 10% от всех перелетов. Авиакомпании анализируют процент отказов от перелета и в целях компенсировать финансовые потери намеренно подают билетов больше, чем есть мест на борту самолёта. По статистике в большинстве случаев такой подход разумен, но неблагоприятные ситуации все же возникают.
  2. Отмена по техническим причинам. Все самолёты перед вылетом проходят обязательную проверку. Если в самолёте находят неисправность, для вылета представляют другой. Новый самолёт может иметь меньше мест, чем назначенный первоначальным рейсом. В таком случае кто-то из отправляющихся не может вылететь.
  3. Замена пассажира. Авиакомпания может передать уже купленное место другому пассажиру. Это происходит когда кому-то нужно улететь очень срочно. Обычно это владелец VIP карты или сотрудник авиакомпании.

Получение выплаты при овербукинге

Когда по причине нехватки мест вы столкнулись с невозможностью лететь вашим рейсом, следует придерживаться определенной инструкции, которая будет зависеть от того, когда вы узнали об обстоятельствах.

При нахождении в аэропорту

  1. Найдите тех, кто пострадал вместе с вами. Добиться компенсации и хороших условий для размещения вместе будет проще. Обменяйтесь друг с другом контактами и переходите к действиям.
  2. Обзаведитесь доказательствами. Убедитесь, что на ваш авиабилет сотрудники авиакомпании поставили отметку о том, что вам было отказано в регистрации на рейс по причине нехватки мест в салоне авиатранспорта. Сделайте запись видео разговора с сотрудником аэропорта. По записи должно быть понятно, что вам отказывают в перелёте по вашему рейсу. Запишите информацию о времени, когда вам отказали в вылете.
  3. Сохраните у себя квитанции и чеки, подтверждающие ваши необходимые затраты, вызванные невозможностью полететь своим самолётом. Это необходимо для того, чтобы документально подтвердить ваши требования.
  4. Обратитесь в авиакомпанию. Для этого вы можете посетить офис лично, отправить письмо на почту, воспользоваться e-mail сервисом или оформить заявку на официальном сайте перевозчика. Вместе с заявлением необходимо передать копию паспорта, документы, подтверждающие ваши расходы и копию авиабилетов на рейс с отметкой об отказе в регистрации. Срок рассмотрения заявления может занимать до трёх месяцев. Авиакомпания может сразу возместить убытки.

В случае отказа доказать вину компании и получить компенсацию можно в суде.

При предварительном уведомлении

Если авиакомпания сообщила об изменении условий задолго до отправления рейса, вы можете получить бронь на новый рейс или согласиться на компенсацию. Если вы решили получить выплату, вам необходимо также собрать доказательства и обратиться в компанию с заявлением, выбрав удобный способ.

Компенсации при овербукинге

В случаях, когда рейс задерживается, пассажир вправе получить от авиакомпании новый авиабилет или компенсацию. Выплата компенсаций возможна, в том числе для российских авиакомпаний, вылетающих из стран еврозоны.

Размер выплатыРасстояние
250 ЕвроОт 1 500 километров и меньше
400 ЕвроВсе направления в пределах Евросоюза с расстоянием более 1 500 километров и все направления от 1 500 до 3 500 километров
600 ЕвроВсе направления с любым пунктом в Евросоюзе, если они более 3 500 километров.
Направление или компанияАвиакомпания перевозчик из ЕвросоюзаКомпания перевозчик не из Евросоюза
Из не Евросоюза в не ЕвросоюзНетНет
Из не Евросоюза в ЕвросоюзДаНет
Из Евросоюза в не ЕвросоюзДаДа
Из Евросоюза в ЕвросоюзДаДа

Вы можете посчитать размер вашей компенсации с помощью следующей онлайн формы.

Европа

При овербукинге по европейским законам авиакомпания производит поиск желающих вылететь по своему направлению другим направлением или вернуть себе полную стоимость билета. Какой будет выплата в случае овербукинга, каждая авиакомпания решает сама.

В случаи, если на предложения авиакомпании не найдется согласный пассажир, авиакомпания сама выберет лишнего пассажира. Размер компенсации составляет 250-600 Евро. Помимо компенсации пассажир может изменить рейс или получить возврат билета, а в случае, если самолёт опоздает в аэропорт прибытия больше чем на 3 часа, ему положены дополнительные выплаты.

По Американским правилам, если на рейс пришло больше пассажиров, чем есть доступных мест на борту, авиакомпания ищет добровольцев и предлагает им заменить рейс или согласиться на выплату компенсации. Обычно в виде компенсации в Америке предлагают бесплатную еду, проживание, номер в отеле и специальный ваучер на сумму 500$. Данный ваучер можно использовать для оплаты будущих рейсов.

Если на предположение никто не соглашается, авиакомпания перевозчик выбирает пассажиров по своему усмотрению. По американскому законодательству в случаях овербукинга рйеса пассажиру положена выплата размером до 1350$. Сумма выплаты компенсации зависит от времени, на которое опоздает самолёт в аэропорт прилёта.

Россия

Ни в одном из российских кодексов нет определений овербукинга. Авиаомпания перевозчик, осуществляя излишнюю продажу билетов на рейсы, действует на свой риск.

В случаях овербукинга в России, авиакомпания не имеет права требовать отмены полета. Когда случается овербукинг на рейсе, российские авиакомпании предлагают пассажирам полететь более высоким классом по тому же направлению. В случаях овербукинга в России, если разобраться, компания предлагает пассажиру полететь по нужному направлению на измененных и более выгодных условиях договора, как замечают юристы. Такие предложения в большинстве случаев принимаются клиентами авиакомпании.

Другие страны

Овербукинг имеет мировую практику. В каких-то странах правила на случаи перегрузки мест закреплены в законодательстве, а в некоторых могут быть только включены в политику корректной авиакомпании.

В странах Азии правила для пассажиров, которые действуют при овербукинге рейса, довольно размыты. Все зависит от конкретной компании. Для того чтобы четко понимать условия компенсаций, необходимо изучить правила вашей авиакомпании. Это можно сделать на официальном сайте или, обратившись к менеджеру продаж.

В Индии существует правила овербукинга, по которым авиакомпания имеет обязанность уведомить об изменениях условий рейса за две недели. При отказе в посадке на рейс клиентам, купившим билеты на борт, предлагают получить возврат полной стоимости билета или выбрать другой рейс для полета. Существует случаи, когда авиаперевозчик информирует клиента в период от 13 дней до 1 дня. Если клиент выбрал перелет альтернативном рейсом, авиакомпания должна осуществить вылет не позднее, чем за два часа по сравнению с вылетом по изначальному времени. Если клиентом компании не была получена компенсация и не было предложено вылететь другим рейсом в разумный срок, авиакомпания представляет компенсацию. Авиакомпания перевозчик возвращает своему клиенту полную стоимость авиабилетов и выплачивает сумму от 5 000 – до 20 000 рупий. Сумма выплаты зависит от длительности перелета. Если при овербукинге новый рейс задерживается более чем на два часа, пассажиров кормят. Когда новый рейс откладывается на сутки, авиакомпания предполагает гостиницу, еду и напитки.

Китайские авиакомпании имеют устоявшуюся практику выплат в случаях овербукинга. Размер выплат зависит от времени задержки. В случаях, когда рейс задерживают на время от 4 до 8 часов, пассажирам предлагают выплату в размере 200 юаней, а когда вылет задерживают более чем на 8 часов, клиентам авиакопании платят 400 юаней. Выплаты в Китае поддерживает большинство компаний. Но существую такие авиакомпании, которые выплачивают минимальную сумму или не платят вовсе. Для того чтобы не стать пассажиром такой авиакомпании, необходимо перед покупкой билета внимательно читать правила для клиентов.

Условия компенсаций и порядок их получения во всех странах довольно похожи. Основные правила можно узнать в каждой конкретной авиакомпании. Овербукинг, хорошо это или плохо, решать вам.

Добавить комментарий