Собор Святого Вита – архитектурный шедевр в стиле готики

Собор Святого Вита – архитектурный шедевр в стиле готики

Обновлено: 15 Май, 2019

Собор Святого Вита – знаковая достопримечательность Праги, гордость и национальный памятник государства Чехия. Он доминантой возвышается посредине III двора Пражского града, и благодаря почти 100-метровой высоте прекрасно виден даже с противоположного берега речки Влтавы.

«Кафедральный собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха» – именно так звучит официальное название знаменитой во всём мире достопримечательности Праги. Много веков подряд здесь проводились крестины, коронации, свадьбы королей Чехии, здесь же размещён мавзолей королей Богемии и архиепископов Праги.

Историческая справка

История собора Святого Вита в Праге имеет очень древние корни, пожалуй, она началась даже раньше, чем работы по возведению этого сооружения.

До того, как в конце IX века правящие князья здешних земель стали насильственно насаждать христианство, на этом месте было капище Святовита. Святовит был языческим божеством войны, и почитался местным населением как верховный бог.

Поскольку христианство приживалось очень плохо, в первые годы X столетия князь Вацлав пошёл на хитрость: там, где раньше было капище Святовита, соорудил ротонду Святого Вита. Логика таких действий заключалась в следующем: поклонялись Святовиту – станут молиться Святому Виту.

Справка! Вит (290–303) – юноша, о жизни которого не сохранилось достоверных сведений. По старинной легенде, будучи в Риме, Вит изгнал бесов из одного из знатных горожан. Когда Вит не захотел молиться римским богам, его казнили.

Князя Вацлава, убитого в 935 году, похоронили в ротонде Св. Вита. Уже через пару лет он был канонизирован и стал первым, глубоко почитаемым в Чехии святым. Ротонду (диаметр 13 м), как место, где был похоронен Св. Вацлав, в 1060–1096 годах переделали и достроили в базилику. Помимо уже названных Св. Вита и Вацлава, новую святыню посвятили ещё и Св. Войтеху.

Справка! Войтех (955–997) – второй епископ Праги, за своё ревностное служение Церкви пользовавшийся уважением в Чехии, Польше, Венгрии и Германии.

Новое грандиозное культовое строение на месте бывшей ротонды решил возвести король Чехии Карл IV Люксембургский, мечтавший превратить Прагу в лучший европейский город. Кстати, руины стен и фундамента ротонды сохранились до настоящего времени.

Строительство собора Святого Вита было непростым и длилось на протяжении 6-и веков: началось в середине XIV столетия, а завершилось лишь в середине ХХ. За это время было много событий: помешавшие строительству Гуситские войны, уничтоживший часть здания пожар, проходившее с грабежами и разрухой Восстание сословий, артиллерийские обстрелы во время войны за Австрийское наследство и даже удар молнии, разрушивший купол башни-колокольни. В Интернете есть много статей, рассказывающих об истории строительства религиозной святыни, а сейчас просто назовём архитекторов, благодаря которым она существует:

  • фламандец Матьё Арасский – успел создать проект и в 1344 году заложить фундамент собора на том месте, где была ротонда;
  • Петер Парлежр из Швабии – в 23 года возглавил строительные работы;
  • Сыновья Петера Парлежа – Ян, Пётр и Вацлав Парлежр – продолжили работу отца;
  • Мастер Петрилк закончил башню-колокольню и Золотые ворота;
  • Бенедикт Рейт работал с 1566 года по 1561;
  • Ворцлав Песина и Йозеф Краннер разработали план по завершению строительства и провели ремонт уже существовавших частей здания (с 1844 по1866 год):
  • Йосеф Моцкер занимался реконструкцией в 1873-1899 годах;
  • Камил Гильберт – последний архитектор, закончивший возведение собора Святого Вита в 1929 году.

Архитектура и экстерьер

Оценить масштабность сооружения получится только издали. Площадь очень плотно застроена, что делает невозможным охватить взглядом целиком и получить полное фото собора Святого Вита в Праге. Размеры здания, конечно, поражают: длина 124 м, а башни имеют высоту от 82 до 96,5 м.

Совет! Если вы впервые отправляетесь на экскурсию к храму Св. Вита, обязательно подходите к нему с главного входа в Пражский град. Здание появляется перед взором совершенно неожиданно, изумляя своей грандиозностью и мощью!

Не стоит спешить заходить внутрь, сооружение нужно обойти вокруг. Живописные фасады выглядят словно каменные кружева, в которых переплелись ветки, листья, цветы. А выразительные фигуры химер и гаргулий, украшающих водостоки – это стражники, отпугивающие злых духов.

Сейчас зайти внутрь пражского собора Святого Вита можно через один из трёх входов, которые обустроены на западном фасаде. Двери центрального входа изготовлены из бронзы и покрыты рельефными изображениями на тему возведения этого культового сооружения, а на боковых вратах отображены события из жизни князя Вацлава и Св.Войтеха.

Над центральным порталом расположено очень красивое витражное окно-роза (диаметр 10 м), демонстрирующее сюжеты о создании мира.

С двух сторон от витража, над боковыми входами, вверх на 82 м устремляются величественные парные башни.

С южной стороны обустроен главный парадный портал, который используется священниками верховного сана только в особо торжественных случаях – Золотые ворота. Ворота так названы из-за уникальной мозаики над арками, сложенной из кусочков покрытого золотом стекла и разноцветной смальты. Для создания такого творения венецианские мастера изготовили более 1 000 000 небольших мозаичных плиток 33-х цветовых оттенков.

Золотые ворота

В центре мозаичной картины – Иисус Христос, свершающий Страшный суд, и взывающие о милости заступники чешской земли. С правой стороны картины – спасшиеся верующие, а с левой – отправленные в ад безбожники.

Нельзя не упомянуть оригинальное ограждение перед Золотыми воротами собора Святого Вита в Пражском Граде. На решётке можно рассмотреть 12 стилизованных архитектурных композиций, демонстрирующих различные промыслы для всех знаков Зодиака. Сюжет действительно уникальный, ведь Церковь всегда была против астрологии.

Со стороны южного фасада кафедрального собора находится Южная колокольная башня. Венчает башню, достигающую в высоту 97 м, сияющий чешский лев на шпиле высотой 3м.

На высоте второго яруса, скрытые изящными позолоченными решётками, находятся колокола. Отлитый в ХVI веке «Зигмунд» («Сигизмунд») – самый большой и тяжёлый колокол в Чехии, его высота 2 м, а вес находится в пределах 14 — 16 т. «Зигмунд» звонит лишь в самые большие праздники и в особо исключительных случаях (например, во время приезда в Прагу Папы Римского). Другие старинные и значимые колокола: «Вацлав» (4500 кг) и «Иоанн Креститель» (3500 кг).

Совет! Отправляйтесь на экскурсию в воскресный день, к 9:45 или к 11:59, когда над Пражским Градом раздаётся звон колоколов. Звук набата буквально завораживает и заставляет замереть от восторга.

Ещё выше находятся удивительные часы 1597 года. У этих часов 2 циферблата, которые располагаются друг над другом: по верхнему надо смотреть часы, а по нижнему – минуты.

На Южной колокольне, на уровне 56 м, обустроена смотровая площадка. К площадке ведёт очень узкая и длинная винтовая лестница, имеющая около 300 ступеней (по подсчётам туристов от 287 до 298). С площадки открываются ошеломительные панорамные виды Праги с её домами, крытыми красной черепицей.

Совет! Для посещения кафедрального собора Святого Вита в Чехии постарайтесь выбрать хороший погожий день, ведь в плохую погоду никого на башню не пускают.

В полной мере величие храма Святого Вита в Праге удаётся постичь, оказавшись внутри.

Помещение огромное, имеет форму латинского креста 124 х 60 м. Красивый арочный свод поддерживают 28 мощных колонн высотой 33 м. Эти колонны отделяют от основного пространства 17 капелл – маленьких помещений для молитв. Вдоль всех внешних стен здания, на высоте 14 м, обустроен трифорий – галерея с бюстами монархов, архиепископов и создававших это здание архитекторов. Есть в помещении и орган, который хотя и считается лучшим в Европе, звучит лишь в большие церковные праздники.

Отдельно нужно сказать о красочных витражах, большинство из которых были созданы в начале ХХ века лучшими чешскими художниками (в их числе и знаменитый Альфонс Муха). Считалось, что поскольку религиозное сооружение – святое место, то и свет там должен быть особенным. Поэтому и устанавливали витражные окна: поступавшие через них солнечные лучи преломлялись, разделяя окружающий мир и мир Святой.

Совет! В огромном каменном здании всегда холодно, даже когда на улице самые жаркие летние дни. Отправляясь на экскурсию, позаботьтесь о том, чтобы не замёрзнуть.

Главный алтарь, изготовленный в XIX веке по проекту мастеров Краннера и Мокера, установлен в восточной части помещения. Основа алтаря – престол, декорированный небольшими скульптурными портретами ветхозаветных пророков.

Перед алтарём, за ренессансной решёткой, находится беломраморный саркофаг (1589 год, скульптор Молин), на крышке которого высечены рельефные портреты Максимилиана II, Фердинанда I и Анны Ягеллонской. Это лишь часть усыпальницы, большинство склепов стоят в подземелье, в крипте.

Вниз в крипту ведут ступени, которые находятся рядом с капеллой Святого Креста. В крипте есть16 захоронений, в числе прочих именитых персон здесь покоятся Карл IV и его жёны, Вацлав IV и Рудольф II. Сохранившиеся руины романской ротонды Святого Вита в Праге также находятся здесь, в крипте.

Над криптой, где с Х века стояла ротонда с гробницей Св. Вацлава, соорудили часовню. Её не зря называют сосредоточением лучших шедевров готического искусства. Стены святилища расписаны очень красивыми фресками с изображением сцен из Библии и декорированы золотом. Блеск 1345 самоцветов (агат, сердолик, аметист, яшма, халцедон), из которых на стенах выложены мозаики, служит символом небесного Иерусалима.

У правой стены часовни установлена гробница Св. Вацлава, а в центре – его статуя в боевых доспехах.

Саркофаг Святого Яна Непомуцкого размещён рядом с алтарём, но он прекрасно виден от самого входа. Этот уникальный памятник в начале XVIII столетия создал знаменитый Фишер фон Эрлах из Вены. Для своего творения, ставшего настоящим шедевром барочного искусства, мастер использовал 2 т чистого серебра.

Напротив надгробия обустроена капелла Св. Яна Непомуцкого.

Практическая информация

Храм Святого Вита находится по адресу: III. Nadvori 48/2, Pražský hrad 119 01 Praha 1, Чехия.

В летний туристический сезон (с 1 апреля по 31 октября):

  • понедельник-суббота (включительно) – с 9:00 до 17:00;
  • воскресенье с 12:00 до 17:00.

В зимний сезон (с 1 ноября до 31 марта):

  • понедельник-суббота (включительно) – с 9:00 до 16:00;
  • воскресенье с 12:00 до 16:00.

Нужно учесть, что последний заход возможен за 20 минут до закрытия.

Совет! Постарайтесь побывать у этой достопримечательности Праги до 12 дня, когда туристов ещё не так много.

Святыня закрыта для посетителей во время религиозных служб, которые начинаются в такое время:

  • с понедельника по четверг (включительно) и в субботу – в 7:00;
  • в пятницу – в 7:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 8:30 и 10:00.

Изменения в рабочем графике и время служб в праздники можно посмотреть на официальном сайте кафедрального собора: https://www.katedralasvatehovita.cz/en.

На небольшое пространство, которое располагается у самого входа с западной стороны храма, можно пройти бесплатно и взглянуть на его интерьер. Чтобы иметь возможность действительно рассмотреть всё, что есть интересного (а интересно всё без исключения) внутри собора Святого Вита, придётся покупать билет. Но невозможно приобрести билеты только в храм Святого Вита, поскольку для туристов предусмотрены экскурсионные маршруты по Пражскому Граду. Остаётся лишь выбрать экскурсию, исходя из того, что ещё хочется посмотреть его на территории.

Есть 2 экскурсии и, соответственно, 2 типа билетов. В таблице их стоимость указана в чешских кронах.

Пражский Град – маршрут АПражский Град – маршрут В
для взрослых350250
для школьников и студентов от 6 до 26 лет, а также для людей старше 65 лет175125
семейный билет (1-5 детей до 16 лет и 1-2 взрослых)700500
дети до 6 летбесплатнобесплатно

Чтобы подняться на обзорную площадку Южной башни нужно покупать отдельный билет за 150 крон для туристов любого возраста.

Билеты продаются в информационных центрах Пражского Града, которые располагаются во 2-м и 3-м двориках. Центры открыты ежедневно в такое время:

  • в летний сезон с 9:00 до 17:00;
  • в зимний сезон с 9:00 до 16:00.

Билеты действительны 2 дня (день приобретения и следующий), возвращению не подлежат.

Совет! Если вы впервые в Праге, в соборе Святого Вита, – обязательно купите аудиогид (есть на русском языке). Запись длится около 3-х часов, и вы сможете самостоятельно выбирать тему, по которой хотите узнать больше. Цена – 350 крон за 3 часа и 450 – в сутки.

Цены и расписание на странице приведены на май 2019.

Как вести себя туристам

Поскольку храм – действующий, на его территории нужно соблюдать определённые правила.

  1. Делать фото в соборе Святого Вита разрешено, но только без вспышки и штатива.
  2. Для мужчин оптимальным вариантом одежды будут классические брюки и рубашка с длинными рукавами. Для женщин – платье или юбка, закрывающие колени, блузка с длинными рукавами. Женщины обязаны быть в головнях уборах, а мужчины – снять их.
  3. В храме запрещено громко разговаривать, трогать инвентарь, сидеть на полу, курить, разговаривать по телефону, есть и пить.
  4. Туристы должны придерживаться маршрута экскурсии, чтобы не создавать пробок и не блокировать вход/выход в здание.

Если придерживаться этих рекомендаций, экскурсия в собор Святого Вита пройдёт не только интересно, но и комфортно.

Прогулка по Праге с посещением Собора Святого Вита:

Автор: Ирина Ковалёва

Обновлено: 11 Мар, 2020 Пещерный храм Абу-Симбел, состоящий из двух отдельно стоящих…

Обновлено: 8 Июл, 2019 Самой интересной и значимой архитектурной достопримечательностью города Кёльна…

Обновлено: 13 Фев, 2019 Собор Святого Стефана – главный религиозный объект в…

Обновлено: 6 Ноя, 2019 Из любого уголка Готического квартала, занимающего значительную часть…

Собор Святого Вита

Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.

Собор святого Вита: по страницам истории

Это колоссальное сооружение не имеет аналогов во всем мире не только по своей готической архитектуре, но прежде всего – по своей истории. Собор святого Вита в Праге начал строиться в середине XIV века и был закончен к XX веку. Историки выделяют несколько этапов его легендарного возведения.

  • I этап: 1344-1419 гг. Инициаторами строительства собора выступили архиепископ Эрнест и король Чехии Карл IV. Храм изначально замышлялся как место для коронации, фамильный склеп и королевская сокровищница. Из-за гуситских войн строительство было остановлено.
  • II этап: 1490-1510 гг. Чешский король Владислав Ягеллон хотел закончить строительство великого собора и поручил его Бенедикту Рейту, талантливому архитектору, однако процесс был приостановлен из-за нехватки средств.
  • III этап: 1556-1593 гг. Были предприняты новые попытки достроить собор святого Вита, которые привнесли в архитектурный ансамбль собора элементы барокко.
  • IV этап: 1873-1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер представил программу по окончанию строительства собора. Он лично возглавлял ремонтные работы и сумел избавиться от элементов барокко. После смерти Краннера новому архитектору Йозефу Мокеру пришлось заканчивать реконструкцию. Наконец в 1929 году строительство легендарного собора, длившееся почти 600 лет, было закончено.
Читайте также:  Конец апреля: куда поехать отдыхать на море

Особенности готической архитектуры

Кафедральному собору Праги присущи все черты типичного готического архитектурного стиля. От остальных готических сооружений он отличается внушительными размерами и другими особенностями:

  • длина главного нефа составляет 124 метра;
  • длина поперечного нефа – 60 метров;
  • высота Большой южной башни – около 97 метров;
  • высота каменных неоготических башен – 82 метра;
  • высота внутреннего свода – 33 метра;
  • круглое окно в виде розетты – 10 метров.

Три портала собора украшены каменными, а также бронзовыми скульптурами и рельефами. Уникальная особенность – это гаргульи из Средних веков, которые по легенде отпугивают злых духов, а на практике являются водостоками.

Внутреннее убранство

Наибольшее внимание в соборе привлекают необыкновенной красоты цветные витражные окна. Ведь в Средневековье считалось, что свет в храме должен быть особенным, неземным. Когда лучи солнца попадают на окна – собор как будто загорается радужными цветами. Над витражами работали десятки чешских художников, в числе которых был известный Альфонс Муха.

Собор Святого Вита – это католический собор, а также королевская усыпальница и место хранения коронационных регалий, так как до 1918 года здесь проходили коронации чешских королей. В храме захоронены десятки королевских персон и их родственников. Тела императоров и королей находятся в мавзолее Габсбургов и в крипте.

Также в отдельном боковом помещении размещаются семейные капеллы, которые создавались за счет местных дворян. В те времена было большой привилегией иметь свое место для молитв, причем обустроить свою капеллу меценаты должны были самостоятельно, пригласив художников и скульпторов. Покупались даже святые мощи и ценные реликвии для обустройства собственных капелл.

Информация для туристов

Режим работы:

  • с ноября по март: Пн – Сб – 9:00 – 16:00 (воскресенье – 12:00 – 16:00);
  • с апреля по октябрь: Пн – Сб – 9:00 – 17:00 (воскресенье – 12:00 – 17:00).

Цена билетов:

  • Южная башня – смотровая площадка – 150 крон;
  • экспозиция «Сокровища Собора святого – 250 крон;
  • «Пражский град — круг B» – 250 крон;
  • «Пражский град — круг А» – 350 крон.

Как добраться до собора Святого Вита в Пражском Граде

Адрес: III. nádvoří 48/2, Pražský hrad.

Как доехать:

  • На трамвае №22 – до остановки «Pražský hrad».
  • На метро: до станции Malostranská, далее подниматься по старой замковой лестнице.

Свои достопримечательности Прага свято хранит и чтит: в этом городе кафедральный собор является настоящей святыней для местных горожан. Увидев его величие и красоту, оценив его культурно-историческое наследие, туристы прекрасно понимают жителей Праги. А вечером можно отдохнуть у изумительно красивого поющего фонтана. Он также не менее любим и почитаем.

Собор святого Вита в Праге

Кафедральный собор Святого Вита, построенный в готическом стиле позднего Средневековья, является самой большой чешской католической церковью и, по совместительству, резиденцией главного священнослужителя города.
Он находится в самом сердце Праги — дворцовом комплексе Пражский град, имеет статус архитектурного памятника и считается воплощением культурной и духовной жизни Чехии. Это действующий костел, на территории которого по сей день регулярно проводят римско-католические службы.

История собора

Собор святого Вита (полное название Кафедральный Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха) — яркий пример средневековой готической архитектуры, который является местом упокоения чешских архиепископов и правителей. Храм посвящен трем главным святым покровителям Чехии — Вацлаву, Виту и Войтеху.
Вацлав являлся заступником страны и основателем храма, в нем же и захоронен. Был коварно убит своим братом Болеславом в 936 году. Согласно старой чешской легенде, он пригласил Вацлава в свою крепость на крестины сына. После пира, когда брат молился перед костелом, Болеслав набросился на него с мечом. Князь сумел отбить нападение и хотел укрыться в церкви. Но он успел лишь схватиться за кольцо на ее вратах, когда его настигли двое наемников Болеслава, которые, пронзив копьем, убили Вацлава.
Кольцо было впоследствии перенесено из крепости Стара Болеслав в Парижский град и помещено в дверь капеллы святого Вацлава как дань памяти и уважения. Кольцо это можно увидеть на прежнем месте и по сей день, оно долгие годы является одной из главных достопримечательностей Праги.

Вит был выходцем из состоятельной сицилийской семьи и в юном возрасте посвятил себя служению христианству. С помощью силы своей веры он лечил людей и обращал их в богослужение. Во времена преследования христиан его не раз предавали пыткам и убили в 303 году. Вит был причислен к лику святых, а его мощи, которые считаются оберегом Чехии, были переданы храму в дар от восточнофранкского короля Генриха I. Его правая рука была помещена в ротонду при строительстве.
Святой Войтех, также известный как Адальберт Пражский, был вторым епископом Праги и покровителем всей Чехии. Родился в 955 году и был с самого своего рождения подвержен болезням. Уповая на исцеление, младенца положили на алтарь Девы Марии. Чудо случилось и в благодарность за спасение мальчика отдали на попечение церкви Римского Престола. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с язычеством и был убит его приверженцами в 997 году.

Первоначально, в 925 году на территории храма богемским полководцем Вацлавом была построена небольшая ротонда, которую в последствии посвятили святому Виту. Строительство было приурочено значимому для Чехии событию: получение от германского правителя священной «руки» Вита помогло стране избавиться от гнета и поборов, наложенных Римской Империей.

В начале XI века Пражская епархия преобразовалась в епископство, в связи с чем было принято решение построить на прежнем месте большой костел. Его строительство взяло свое начало во второй половине века, во времена правления князя Спытигнева II. Идейным вдохновителем возведения храма был на тот момент будущий король Карл IV, который задался целью сделать Прагу лучшим европейским городом.
По его приказу в церковь со всей страны были привезены сокровища и драгоценности, которые сделали собор самым богатым хранилищем королевских реликвий. Строительство началось в 1344 году и продолжилось несколько столетий.

Его первым архитектором стал француз Маттиас, привнесший идею построить храм в стиле французской готики. В 1352 году он скончался и успел завершить работу лишь над аркадами и галереями. После него начал работать известный архитектор Петр Парлерж, который по началу во всем придерживался проекта своего предшественника. Так были возведены южные ворота и северная часть хора.
Далее он начал добавлять к первоначальному плану здания дополнительные элементы. Его решетчатые своды, резные деревянные притолоки, колонны, карнизы и оконный ряд привносят в общую атмосферу церкви динамичность и утонченную выразительность.

Во время 40-летней работы над возведением собора, Парлерж параллельно занимался постройкой церквей и Карлового моста. После его смерти в 1399 году были достроены только хор и поперечный нерф. Его работу продолжили сначала его сыновья — Йоханнес и Венцель, а потом архитектор Петрилк. Под его руководством было завершено строительство большей части Южной башни собора и Золотых ворот.

В начале XV века массовые недовольства народа казнью известного чешского реформатора Яна Гуса разожгли Гуситские войны. Начавшееся в 1419 году иконоборческое движение гуситов продолжилось до середины столетия и стало причиной приостановки строительства. В ходе боевых действий храм был частично поврежден, пострадало также большое количество скульптур, картин и барельефов.

В 1541 году собор подвергся повреждениям от пожара, который был учинен в Малостранской Ратуше. По сухой траве пламя перекинулось с жилых зданий на территорию Парижского града и охватило собор. Жертвами пожара стало внутреннее убранство собора, часть крыши и несколько десятков человек, находившихся в то время внутри.

В следующем веке, по причине долгого восстановления повреждений от пожара и войны, работа продвинулась лишь наполовину. В конце XV века король Владислав Ягеллон подписал указ о продолжении строительства и доведения его до конца. Новым архитектором был назначен Бенедикт Рейт, который все-таки не смог завершить работу над строительством по причине критической нехватки средств.
Следующие несколько столетий привнесли в конструкции лишь несколько поверхностных изменений. Здание начало постепенно приобретать элементы барокко и ренессанса, был достроен шпиль Южной башни и возведен орган северного трансепта.

В первой половине XIX столетия Европу охватила идея завершения замороженного строительства важных архитектурных сооружений. В связи с этим была организована втреча именитых и талантливых европейских архитекторов, на которой Йозеф Краннер и Вацлав Песина разработали проект окончания строительных работ в храме.

Основной работой общины было доведение постройки собора до логического завершения и приведения здания в гармоничное единство стиля. Именно поэтому, в 1861 году, под руководством Йозефа Краннера началась масштабная реконструкция храма с удалением не вписывающихся в готический стиль аляповатых элементов.

После него за работу взялся архитектор Йозеф Моккер, при котором в 1873 году было начато возведение двух башен и западной части главного здания. После его смерти за работу взялся Камил Гильберт, которому удалось привнести облик храма архитектурную гармонию.

Костел строился долгих 600 лет, став отображением поэтапного развития европейской культуры, живописи и архитектуры. В общем стиле и отдельных элементах видно влияние каждого из архитекторов, приложивших руку к его созданию. Официальное окончание работ над постройкой основного здания датируется 1929 годом. В этот же год было произведено освящение и торжественное открытие церкви.

Что посмотреть в соборе

Собор святого Вита — это один из величайших готических храмов Европы. Основное строение дополнено двумя каменными башнями, высота которых составляет 82 метра (Западная башня) и 95,5 метров (Южная). Фасад западной стороны украшен статуями четырнадцати чешских правителей и большим окном-розеттой. К зданию также относится памятник кардиналу Фридриху Шварценбергу, который с 1850 года занимал должность пражского архиепископа.

На 14-метровой высоте храм опоясан арочной колонной галерей, украшенной двумя десятками бюстов членов королевского семейства, архиепископов и архитекторов, приложивших руку к строительству костела. Эта композиция, называемая трифорием, была создана в 1971 году мастерской Парлержа и являлась на то время уникальной для Европы.

Во второй половине XV столетия к основному зданию был пристроен королевский молитвенный зал авторства Януша Шписса. С 1557 по 1561 года Бонифац Вольмут занимался изготовлением специальной музыкальной гробницы, выполненной в ренессансном стиле.

Здание собора выстроено в форме латинского креста с 30-метровым сводом. Его знаменитые скульптурные композиции имеют не только декоративное, но и историческое значение. Проходы по бокам хора декорированы статуями, изображающими побег Фридриха Пятого и галереей на тему массового разграбления собора в 1619 году. Еще одна уникальная особенность — водостоки, декорированные фигурами средневековых горгулий, которые по легенде защищают церковь от злых сил.

Отдельного внимания заслуживает библиотека собора — хранилище редких средневековых рукописей, самой ценной из которых является Евангелие, датированное XI столетием. Еще одна гордость храма — орган, отделанный в стиле рококо, имеющий статус одного из самых красивых и древних в Европе. В церкви часто проводятся службы под аккомпанемент органной музыки, которой высокие своды здания придают особую акустику.

Внутреннее убранство костела представляет собой редкое собрание памятников искусства и культуры. Главными достопримечательностями собора являются украшенные фресками и росписью часовни, красивейшие витражи и хранилище редких драгоценностей. Резные стены с позолотой и проникающий сквозь десятиметровые окна-розетты дневной свет создают в помещении иллюзию воздушности и возвышенности.

Готические соборы средневековья: 6 шедевров Европы, которые нужно знать

Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».

Читайте также:  Полуостров Крым поселок Рыбачье: где находится на карте, описание пляжей, цены на жильё, отзывы туристов, как добраться

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work , CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид),
  • историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

  • базилики Святого Петра в Риме,
  • базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
  • собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
  • кафедрального собора Севильи.

Миланский собор Дуомо. Италия By Jiuguang Wang — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья

Готические соборы средневековья возводились в основном в период с конца XII по начало XVI века. Шестёрку самых известных «долгостроев» мы назвали в этой статье.

А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.

Если вспомнить неоготику, то можно назвать «свежий» долгострой — не законченная церковь Саграда ла Фамилия (арх. Антонио Гауди). С начала строительства прошло более 120 лет.

Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Собор Святого Вита

Собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta)

Собор Святого Вита – храм, украшающий исторический центр чешской столицы; доминанта Пражского града. Это один из самых знаменитых долгостроев Европы: подлинная средневековая готика органично сочетается в нем с элементами барокко и искусными неоготическими стилизациями. У путешественников, побывавших в западноевропейских храмах вроде собора Парижской Богоматери, складывается стойкое представление об эффектном, но мрачноватом искусстве Средневековья. Пронизанный светом собор Святого Вита полностью разрушает этот стереотип. Оказывается, готика может не только напоминать о ничтожности человека, но и вдохновлять его, давать новые силы.

Сэкономь на путешествии!

История собора Святого Вита

Как это характерно для многих религиозных сооружений, собор Святого Вита возник не на пустом месте. Примерно за 4 века до него был построен компактный круглый храм в романском стиле, позднее – более просторная базилика, в которой короновали монархов первой чешской династии Пржемысловичей. Перед новым зданием, заложенным в 1344 году, ставились не менее серьезные задачи: собор должен был стать местом для коронации и упокоения царственных особ, а заодно – главной сокровищницей страны.

Собор Святого Вита Восточная часть собора Неоготические элементы собора соседствуют с барельефами XX века

Начинал работу над проектом известный фламандский архитектор Маттиас из Арраса, но из-за его смерти задачу перепоручили немецкому специалисту Петеру Парлержу, определившему архитектурный облик всего исторического центра Праги. К числу его работ принадлежит Карлов Мост и церковь Всех Святых в столице, а также множество небольших храмов в Чехии и Германии. Новый мастер был опытным скульптором, поэтому он сделал акцент на объемном декоре собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни. Ему не удалось завершить начатое, слишком масштабен был замысел. В последующие столетия строительство продвигалось крайне медленно по финансовым причинам или из-за военных действий.

В XV – XVI веках работу над собором Святого Вита продолжили архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут. Благодаря их стараниям была построена северная часть собора с башней, что позволило в еще незавершенном храме проводить богослужения и совершать торжественные церемонии.

Строительство собора закончилось только в начале XX веке. Западную часть достроили по проекту Петера Парлержа чешские зодчие. Основные работы по оформлению храма завершили к 1929 году.

Название собора

Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Значение храма для современной Чехии

Каждая новая эпоха добавляла собору Святого Вита свои характерные черты. Новый всплеск патриотических чувств в XIX веке заставил чехов в очередной раз вернуться к вопросу завершения строительства. Группа архитекторов, знатоков готики, спроектировала западную часть здания в максимально приближенном к оригиналу варианте. Яркие витражи в северной части собора появились уже в ХХ веке. Наконец, только в 1929 году, строительство было официально завершено. Сейчас это крупнейший музейный и религиозный центр столицы, органный зал с великолепной акустикой, хранилище чешской истории и символ сплоченности нации. Здесь до сих пор проводятся важные церемонии, такие как прощание с Вацлавом Гавелом, первым президентом Чехии.

Элементы фасада собора Святого Вита Интерьер собора Святого Вита

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Читайте также:  Средняя и минимальная зарплата в Польше по профессиям

Интерьер собора Святого Вита

Величие здания постигается в полной мере, когда гости оказываются внутри. Высокие своды, стрельчатые арки и окна, сохранившиеся со Средних веков, таинственные галереи в боковых нефах, отделенных от основного пространства мощными колоннами, – все это можно рассматривать часами. Свет проникает внутрь собора через красочные витражи, выполненные по мотивам библейской истории. Самые поздние из них изготовлены мастерами по эскизам Альфонса Мухи, крупнейшего чешского художника эпохи модерн. В верхних ярусах по периметру храма проходит балкон с бюстами: для истории запечатлены не только монархи и деятели церкви, но и архитекторы, участвовавшие в строительстве.

Надгробие Яна Непомуцкого из серебра Потолок собора Святого Вита Круглое окно-розетта

Королевские регалии

Собор Святого Вита по-прежнему остается хранилищем королевских сокровищ, хотя Чехия уже давно перестала быть монархией. Сокровищницей готического искусства называют капеллу Святого Вацлава, построенную во времена Карла IV Петером Парлержем (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронной палате тщательно оберегается от посторонних глаз золотая корона Святого Вацлава, состоящая из 4 геральдических линий, украшенных крупными камнями – кроваво-красными шпинелями и рубинами, бездонно-синими сапфирами и темно-зелеными изумрудами. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942). Шедевр ювелирного искусства, слегка перенасыщенный драгоценностями, был создан в XIV веке, более скромная держава с рельефами из истории царя Давида и Адама и скипетр – несколько позднее. На обозрение реликвии выставляются не чаще раза в десятилетие, но в утешение туристам экспонируются точные копии монарших регалий. Увидеть их можно в Зале заседаний сейма, в Старом королевском дворце, расположенном прямо у южной стены собора.

Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора Святого Вита считают одним из самых красивых в Европе.

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура Святого Вацлава в боевых доспехах.

Витраж работы Альфонса Мухи

В капеллах хора можно увидеть надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Святой Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлержа. В часовне Яна Непомука установлено надгробие из серебра весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Пространство храма разделено надвое трифориумом. Этот балкон-галерея делит собор Святого Вита по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Перед главным алтарём, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители увидят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других правителей Чехии.

Собор Святого Вита включен в число достопримечательностей, которые обязательно осматривают во время экскурсий по Пражскому граду.

Королевская гробница Крипта собора Святого Вита Площадь перед собором

Информация для туристов

Собор открыт для гостей с 9 до 18 часов в разгар туристического сезона, с апреля по октябрь. С ноября по март он закрывается раньше, в 16 часов. В воскресенье визитеров ждут с полудня. Вход в собор Святого Вита свободный, но осмотреть все капеллы и потайные комнаты можно только в рамках платной экскурсии по Пражскому граду. Знакомство с так называемым «малым округом» стоит 250 чешских крон, «большим» – 350. В храме проводятся концерты органной музыки по особому расписанию, уточнить которое можно на официальном сайте.

Как добраться

Пражский Град закрыт для транспорта, поэтому туристам приходится много ходить пешком. Чтобы попасть в собор Святого Вита, удобнее всего выйти на трамвайной остановке 22-го маршрута «Пражски Град». Трамвай в Праге – основной вид общественного транспорта наравне с метро, в часы работы храма он ходит строго по расписанию в среднем раз в 10 минут. От остановки нужно пройти около 300 м на юг, свернув на восток сразу за Картинной галереей Пражского града. Если останутся силы после осмотра собора, можно за 150 крон посетить этот интересный музей с полотнами Тициана и Рубенса.

Собор святого Вита в Праге

Собор святого Вита в Праге

  • Tweet
  • Share 0
  • +1
  • Email
  • VKontakte

Непревзойдённый собор святого Вита является ярчайшим символом Праги, культурным достоянием чешского народа и духовным центром страны. Увидеть великолепные башни грандиозного готического собора можно не только из Пражского града, но и из многих других мест города. Здесь короновались правители Богемии, здесь же находится королевская усыпальница и хранилище монарших регалий. Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит полное официальное название храма) является великим шедевром готической и неоготической архитектуры.

Собор не сразу строился…

Строительство величественного собора заняло почти 600 лет! Началось оно еще в середине XIV века на месте уже существовавшей ранее церкви. По одной из легенд, первый храм здесь заложил сам святой Вацлав в 925 году. Это была ротонда, то есть круглое здание с куполом, выполненная в романском стиле. Вацлав посвятил церковь святому Виту, так как части его мощей, а именно десницу, ему подарил германский король Генрих I. Уже в XI веке, ротонду заменила базилика, то есть здание в форме прямоугольника. Она также была романской, и в ней было три нефа – вытянутых помещения, разделённых колоннами. Но она была снесена, и на её месте в 1344 году началось строительство более крупного собора. Инициировал это император Карл IV, добившийся от Папы Римского создания пражского архиепископства. Кстати, и сейчас собор святого Вита является резиденцией архиепископа Пражского.

Первым архитектором храма был французский мастер Матьё Аррасский. Он составил общий план собора, но довольно скоро скончался. Его дело продолжил молодой архитектор Петер Парлерж, который также прославился строительством Карлова моста и многих других легендарных сооружений в Праге. Два сына Парлержа подхватили от отца архитектурную «эстафету». А после работу над строительством собора святого Вита продолжил мастер Петрилк. К началу гуситских войн в 1419 году многие части храма были уже готовы, в том числе и башня высотой в 96,5 метра. Но смутные времена стали причиной большого перерыва в строительстве. Более того, многие украшения собора пострадали от военных действий.

В последующие века возведение храма то начиналось, то вновь приостанавливалось. За собор брались разные архитекторы, привнося в готический образ элементы других стилей, даже таких, как барокко. По разным причинам полностью завершить строительство собора святого Вита не получалось. Только во второй половине XIX века за здание снова взялись серьезно. Архитектор Йозеф Краннер занялся ремонтом сооружения. Он убрал многие барочные элементы, восстановив по мере возможностей изначальный готический стиль. К заслугам Краннера относят восстановление единства всей храмовой композиции.

Последним архитектором, занимавшимся главным храмом чешской столицы стал Камил Гильберт. Но не только его стараниями удалось завершить эпопею строительства. В облике храма обращают на себя внимание работы скульптора Войтека Сушарды и выдающегося художника Альфонса Мухи. Официальной датой окончания строительства собора святого Вита стал 1929 год – это событие приурочили к тысячелетию со дня смерти святого Вацлава.

Собор святого Вита снаружи

Грандиозность собора святого Вита поистине поражает! С южной стороны находится парадный вход, которым раньше пользовались во время коронаций правителей или же при проведении свадебных церемоний – так называемые Золотые ворота. Над входом красуется великолепная мозаика с изображением Страшного Суда, работы неизвестных венецианских мастеров. Чтобы создать этот шедевр, были использованы около миллиона кусочков цветного стекла! Сами Золотые ворота закрыты интересной решёткой. Она покрыта металлическими фигурками, изображающими средневековые ремёсла – занятия для разных знаков зодиака.

Расположенная левее от этого входа колокольная башня была спроектирована Петром Парлержем, а построена уже его сыновьями. Это одна из старинных частей собора. Купол башни выполнен в барочном стиле, но он прекрасно вписывается в общий готический образ. На башне есть необычные часы – с двумя циферблатами, на каждом из которых всего по одной стрелке. На одном циферблате показываются часы, а на другом – минуты. Восхищает своим изяществом и резная позолоченная решётка. Внутри башни находятся колокола, самый большой из которых весит 18 тонн и носит имя Зигмунд. Другие крупные колокола также имеют свои имена: Вацлав, Иоанн Креститель, Йозеф. Они были водружены на колокольню после крупного пожара 1541 года, уничтожившего старые колокола и повредившего часовой механизм.

С западной стороны собора святого Вита расположены три входных портала, украшенные замечательными барельефами. Над центральным входом изображён процесс строительства храма. Барельефы слева рассказывают о жизни святого Вацлава, а справа – святого Войтеха. Рассматривая фасад, можно увидеть необычные водостоки в виде химер и горгулий.

Над входными порталами возвышаются классические готические башни. Их высота достигает 80 метров. Между ними размещено 10-метровое окно-розетта. Это витраж, созданный в 1921 году. Её автор, живописец Франтишек Кисела, изобразил легенду о создании мира.

Если обходить собор по часовой стрелке, то с северной стороны вы попадёте на достаточно узкую улочку. Восточная часть собора святого Вита – это внешняя стена полукруглого деамбулатория. Выйдя снова на южную сторону, вы увидите крытый коридор, соединяющий собор со старым королевским дворцом.

Собор святого Вита: интерьер

Внутри собора царит уникальная атмосфера, которая создается во многом благодаря уникальному оформлению и архитектурным решениям. Свет в собор будто льется из крупных верхних окон. А благодаря цветным витражам с библейскими сюжетами у находящихся в храме создается ощущение, что здесь они находятся будто в особом измерении. Благодаря продуманному освещению и особым сетчатым сводам, центральный неф высотой 33,5 метра создаёт впечатление устремлённости ввысь.

Главный алтарь собора святого Вита расположен в восточной части помещения. А перед ним находится королевская усыпальница. Она состоит из двух частей: надземный Мавзолей и подземная Крипта. В Мавзолее расположен мраморный саркофаг, сделанный в 1564 году и окружённый красивой кованой решёткой в стиле ренессанс. На плите саркофага виднеются рельефные изображения императора Фердинанда II, его жены и сына. А по бокам можно увидеть образы других монархов, погребенных в Крипте.

Среди известных исторических личностей, упокоенных в крипте собора святого Вита: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II, гуситский король Иржи из Подебрад и многие другие правители, а также святые. Кроме того, в подземелье сохранились остатки первоначальных строений: древней ротонды и базилики.

Капеллы собора святого Вита

По всему периметру собора святого Вита расположено 19 капелл. Это боковые ниши-пределы, многие из которых когда-то использовались для закрытой молитвы членов знатных семейств. Каждая из них интересна своим оформлением, а во многих хранятся христианские святыни.

В нашей экскурсии по Пражскому граду мы заглянем в каждую из этих капелл, обращая внимание на самые интересные художественные, исторические и религиозные сокровища собора. А также узнаем самые яркие истории и предания, связанные с собором и людьми, которые его посещали или в нем упокоены.

Особого внимания в соборе святого Вита заслуживают удивительные цветные витражи, старинные ковчеги, старинный орган XVIII века и множество драгоценных религиозных предметов. Кроме того, в соборе находятся мощи множества святых, в том числе святых Вита, Вацлава (Вячеслава), Войтеха, католических святых Сигизмунда и Яна Непомуцкого и многих других, в том числе почитаемых православными.

В соборе святого Вита можно увидеть прекрасные скульптуры и живописные полотна. А сюжеты и герои, которые на них изображены, позволят нам совершить настоящее путешествие по векам чешской истории и, конечно, вспомнить важнейшие события библейской истории. Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха полон интереснейших деталей, которые можно изучать действительно долго и увлечённо.

Удивительные истории о соборе святого Вита

С собором святого Вита связаны удивительные истории, многие из которых мы рассказываем в нашем аудиогиде по Пражскому Граду. Приведем лишь некоторые из них.

В Коронной палате в соборе святого Вита хранятся коронационные регалии чешских монархов, в том числе и легендарная золотая корона святого Вацлава, усыпанная драгоценными камнями. В Праге существует поверье, что каждый, кто наденет корону, не имея на то законного права, умрет, не прожив и года. Говорят, что в XX веке действие этого проклятья испытал на себе известный немецкий нацист протектор рейха Гейдрих, который «примерил» корону в ноябре 1941 года, а через шесть месяцев погиб в результате покушения на него.

Также рассказывают, что знаменитый писатель Карел Чапек, известный скептик и ангостик, неожиданно для всех в конце своей жизни попросил на целую ночь оставить его в соборе святого Вита. Всю ночь писатель провел в молитве. Буквально через неделю после этого он скончался. Мы не знаем, о чем он молился, но говорят, что смерть спасла его от репрессий фашистов, которые вскоре оккупировали Прагу.

Как посетить собор святого Вита

При планировании визита в Пражский Град учитывайте, что туристическое посещение собора святого Вита платное. Бесплатно можно осмотреть только переднюю часть собора, оформленную в неоготическом стиле. Доступ в историческую часть собора (включая капеллу святого Вацлава, королевские усыпальницы и др.) возможен только по билетам Большого (A) или Малого (B) круга. Подробнее о билетах можно узнать на странице с описанием аудиогида по Пражскому граду.

Добавить комментарий