Радиация в самолете во время полета не выдумка?

Радиация в самолёте

Чем необъяснимее явление, тем больше оно порождает загадок, домыслов, мифов. Такова человеческая природа – если он не может что-то полностью объяснить, то начинает додумывать, очень часто выдавая свои размышления за реальные факты. В полной мере это правило срабатывает с таким явлением, как радиация.

Большинство людей знают о ней только то, что она очень опасна, и от нее можно заболеть или умереть. Дальше объем знаний некоторых из них не позволяет думать логически и обоснованно, что и приводит к появлению различных легенд и мифов о радиации.

Одним из распространенных сегодня мифов считается легенда о полетах на самолетах. Согласно мнению многих людей, летать очень опасно, так как человек, во время этого процесса, получает очень большую дозу радиации.

Примечательно то, что в этом мифе есть довольно-таки большая доля правды – человек действительно облучается больше, нежели в своей повседневной жизни, непосредственно на поверхности Земли.

Научные и любительские обоснования

Доступность различных приборов, позволяющих измерить уровень радиации в том или ином месте, позволили провести ряд исследований этого вопроса, которые совершили как ученые, так и обычные люди, использующие самолеты в качестве транспортного средства.

Исследования уровня радиации в самолете показали, что она превышает установленную норму иногда в десять раз. Нормой считается 0.20 мкЗв/час, тогда как показания на приборах, использованных в самолетах, фиксировали значения, иногда доходящие до отметки 3.00 мкЗв/час и более. Подтвердить достоверность этого факта могут многочисленные фотографии и видеозаписи, сделанные десятками людей на борту самых разных самолетов, и доступных сегодня на просторах интернета.

Примечательно то, что повышенную дозу облучения человек может получить на абсолютно любом воздушном судне – будь-то американский Боинг, или отечественный ТУ. Как бы не отличались внешне и по своей оснащенности самолеты, все равно их конструируют по единому принципу, используя одни и те же компоненты.

Возникает вопрос – с чем связан повышенный уровень радиации на самолете?

Связан он, прежде всего, с тем, что во время полета самолет поднимается в верхние слоя земной атмосферы, которая является естественным щитом от воздействия космической радиации на поверхность нашей планеты. Естественно, часть лучей достигают ее поверхности, поэтому вся планета имеет свой уровень радиоактивного фона. Но именно он не опасен для человека и других живых существ, так как все организмы родились, выросли, эволюционировали при нем, а значит, считают естественным и, возможно, необходимым условием их существования и развития. Однако чем меньше защитный слой, тем больше уровень радиации. Это давно доказанный и известный факт. Поэтому не удивительно, что человек, который находится на борту летящего самолета, получает повышенную дозу облучения.

Показанный выше график объективно показывает ситуацию на борту самолета с радиацией. Из этого рисунка можно сделать несколько интересных выводов. Прежде всего, чем ниже находится самолет во время полета, тем меньше доза радиации. Второй вывод – наибольшее излучение получают люди во время основной части перелета. Смотря на график, можно предположить, что первые и последние двадцать минут оба воздушных судна занимались тем, что взлетали или заходили на посадку. То есть, их высота полета была меньше оптимальной.

Тем не менее, космическая радиация – не единственный способ получить дозу облучения на борту самолета. Один из ученых, проводивший подобные замеры, случайно обнаружил, что во время грозового разряда, если он произошел в непосредственной близости к самолету, показания дозиметра радиации увеличиваются не в десять, а в сотню раз. Конечно, грозовой разряд явление достаточно кратковременное, но тем не менее.

Как обезопасить себя во время полета?

Прежде всего, стоит знать, что доза облучения, полученная человеком во время единоразового перелета, сопоставима с уровнем радиации, которая воздействует на людей во время нахождения в рентген-кабинете. Обычно такие процедуры не рекомендуют проходить чаще, чем раз в полгода. Поэтому первая рекомендация – постараться снизить количество раз, когда человек использует самолет в качестве транспортного средства. Еще один вывод из этого факта – наибольшей опасности подвергаются пилоты и другие члены экипажа, так как они вынуждены летать постоянно.

Основным источником радиации в этом случае является солнце. И это подтвердили многочисленные исследования. Рекомендуется всегда выбирать затемненную сторону во время перелета. Естественно, желательно узнать и о погодных условиях, чтобы постараться не попасть в грозу во время путешествия.

Учитывая тот факт, что неокрепшие организмы хуже переносят радиоактивность, рекомендуется реже брать в полеты маленьких детей и не летать в состоянии беременности.

Ну а удостовериться в полученной информации всегда можно благодаря современным, очень компактным и удобным дозиметром RADEX ONE, который выпускает наша компания.

Радиация в самолете! Какая доза облучения в полете?

Популярность авиа-перелетов растет с каждым годом. Вместе с этим, растет количество информации о том, что радиация в самолете во время полета наносит существенный вред здоровью человека. Так ли это, я решил проверить на личном опыте, захватив на борт самолета высокоточный дозиметр RadiaScan-701 (средняя стоимость прибора составляет 18 000 руб). Какую дозу радиации можно получить в самолете? Как часто можно летать? Ответы на эти и другие вопросы, вы найдете в данной статье.

Чем опасна радиация в самолете?

Радиация – это поток элементарных частиц, движущихся со скоростью света. Они не имеют ни запаха, ни цвета, их невозможно почувствовать, увидеть или услышать.

Фюзеляж самолета не обладает анти-радиационной защитой. Такие меры существенно увеличивают стоимость и вес самолета. К тому же, слои свинца снизят его полезную нагрузку, что сделало бы перелеты слишком дорогими и убыточными для авиакомпаний.

Невидимое облучение повреждает клетки организма. В первую очередь страдают нуклеиновые кислоты ДНК и РНК, что приводит к генетическим мутациям. В обычных клетках изменения приводят к раковым заболеваниям, а в половых – к отклонениям у будущих поколений.

Ионизирующее облучение опасно для детей и подростков, организм которых активно растет. Но больше всего вреду подвержены беременные женщины, так как на ранних стадиях положения, даже малые дозы излучения могут привести к генетическим отклонениям и непоправимому ущербу для здоровья малыша в будущем.

У взрослых от излучения преимущественно страдают ткани, которые быстро обновляются и растут. Это – костный мозг, где вырабатываются иммунные клетки, кожа, слизистые оболочки, половая система и весь желудочно-кишечный тракт. Есть люди, которые, в силу особенностей своего организма, намного сильнее восприимчивы к радиации во время полетов. Стоит учитывать особенности своего организма и консультироваться по этому поводу с врачом.

Кому нельзя или не рекомендуется летать?

  1. Беременные женщины.
  2. Дети и подростки.
  3. Пожилые люди.
  4. Люди с обострением хронических заболеваний.
  5. Персоны после инсульта, тяжелых операций/болезней и с ослабленным иммунитетом.
  6. Люди прошедшее обследование с помощью КТ (если с момента обследования прошло менее 3 лет).

Какая радиация во время полета в самолете?

Первую дозу радиации человек получает еще в аэропорту, во время прохождения контрольно-пропускных пунктов. Но дозы от сканирования всего тела и рентгена багажа невелики (в 1000 раз меньше дозы одного рентгена или эквивалентна нескольким минутам полета на высоте 11 км), поэтому ими можно пренебречь. В то же время, Роспотребнадзор напоминает, при дозе одного исследования 0,3-0,4 мкЗв, таких проверок должно быть не более 20 в год. Любой человек может отказаться от прохождения сканирования, в таком случае досмотр будет проходить в специальной комнате. Женщин досматривают инспектора женского пола, а мужчин – мужского.

В самолете вид радиационного излучения может быть разным, но зачастую преобладают Гамма-лучи. Точно определить тип волны можно только с помощью специальных дозиметров. Например от Альфа-излучения может защитить обычный лист картона. Бета-волны остановит стекло. От Гамма-излучения можно укрыться только за толстым слоем тяжелых металлов, например свинца. Поток нейтронов нейтрализует вода, бетон или полиэтилен. По закону сохранения энергии, легкие ядра воды или полимеров хорошо гасят энергию нейтронов, эффективнее чем такой же толщины броневая сталь.

Почему и откуда в самолете берется радиация?

Главной причиной, почему в самолете во время полета есть радиация, является низкая плотность атмосферы на высоте 10-12 км. К примеру, на уровне моря плотность воздуха составляет – 1,225 кг/м3, на высоте 5 км – 0,736 кг/м3, на 12 км – 0,312 кг/м3, на 20 км плотность уже совсем мала, всего – 0,089 кг/м3. Соответственно, чем выше летит самолет, тем меньше концентрация атомов кислорода и ниже сопротивление излучению.

Что влияет на величину дозы радиации во время полета на самолете?

  1. Высота над уровнем моря.Чем выше крейсерская высота полета, тем выше доза облучения.
  2. Время в пути. Чем дольше по длительности перелет, тем выше суммарная доза накопленной радиации.
  3. Широта. Маршруты перелетов вблизи полюсов связаны с повышенным риском получения высокой дозы облучения, по сравнению с полетами возле экватора.
  4. Гроза. Попадание в грозовой фронт увеличивает суммарную дозу радиации. Так как вспышки молний являются источником Гамма-излучения.

Дозы радиации во время полета

Вы до сих пор думали, что космическому облучению подвержены только космонавты? Это далеко не так. Количество накопленной людьми радиации измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 1000 мЗв = 1 000 000 мкЗв.

На земле доза облучения варьируется от 0,08 до 0,15 мкЗв/ч, в зависимости от региона. Радиация во время полета удваивается каждые 1500-2000 метров над уровнем моря. В среднем, от природных источников излучения человек получает дозу – 2,4 мЗв в год (разброс значений от 1 до 10 мЗв). В течении жизни 200-800 мЗв. К примеру, доза радиации полученная при компьютерной томографии (КТ) всего тела, составит – 10 мЗв.

При перелете из Москвы в Ереван на высоте 11 км доза облучения составляла 2,25-2,57 мкЗв/ч , что превышает норму более чем в 20-25 раз. Таким образом, за 6 часов полета туда и обратно, человек получит суммарную дозу радиации до 20 мкЗв, что равняется одному рентгену на современном аппарате.

Читайте также:  Как получить гражданство финляндии гражданину россии в 2020 году: процедура оформления

Но вот перелет через Атлантику выглядит уже куда менее безопасным. К примеру, при перелете из Лондона в Нью-Йорк туда и обратно, человек получит дозу радиации эквивалентную 4 рентгенам. И эта цифра может быть кратно увеличена солнечными вспышками или попаданием в грозовой фронт. Аналогичный перелет из Москвы в Нью-Йорк уже будет равен 5-6 рентгенам грудной клетки.

Доказано, что пилоты и стюардессы за год получают большую дозу радиации чем работники атомных электростанций. Из-за риска более высокого воздействия комического излучения английский Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) классифицирует членов экипажа авиакомпаний как – работников в условиях радиационного излучения.

Радиация кратно усиливается при перелетах через полюса

От солнечной и космической радиации нас защищает озоновый слой, атмосфера и электро-магнитное поле земли. Магнитосфера планеты неравномерная, самая большая толщина магнитного слоя у экватора, постепенно снижающаяся к полюсам.

Озоновый слой, который практически на 99% защищает землю от солнечной радиации, отсутствует на южном и северном полюсе. К тому же, плотность атмосферы там низкая. Вот почему северные сияния случаются именно на Севере, а не в Индии или Мексике.

Таким образом экипаж самолета и все пассажиры, летящие через полюса, остаются беззащитными перед вредным воздействием облучения. Такие маршруты значительно сокращают время в пути и расходы на топливо, однако подвергают здоровье пассажиров опасности. Ниже представлен график сравнения радиации в самолете над тропиками и Арктикой, на разной высоте.

Менее опасными считаются полеты в районе экватора. Там озоновый, атмосферный и электро-магнитные слои имеют максимальную толщину, что хорошо защищает землю от потока частиц.

Еще одним мощным источником Гамма излучения во время полета является гроза. Именно поэтому летчики стараются обойти стороной грозовые фронта, во избежание получения повышенной дозы радиации.

Как снизить вредное воздействие радиации от полета?

  1. Отдавайте предпочтение перелетам на короткие дистанции (1-3 часа).
  2. Выбирайте рейсы и направления вблизи экватора и подальше от северного или южного полюса.
  3. Не летайте после тяжелой болезни и при ослабленном иммунитете. Иммунитет наша единственная защита от свободных радикалов, если он не работает – урон для здоровья может быть фатальным.
  4. Желательно отказаться от полетов на год-два после КТ (компьютерной томографии). Дело в том, что доза радиации, полученная во время КТ, равна 3-5 годовой дозе излучения из естественных источников.
  5. Старайтесь кушать много свежих фруктов, овощей, ягод, орехов и семян после длительных перелетов. Это поможет быстрее вывести радионуклиды.
  6. Если полет все же отменить нельзя, старайтесь пить много воды, желательно минеральной и без газа.

Популярные мифы про радиацию в самолете

Бытует мнение, что ночью летать безопаснее, так как нет солнечного излучения. Однако радиационный фон не зависит от времени дня или ночи. Космическая и солнечная активность стабильна на протяжении всего времени суток.

От облучения также не спасает алкоголь, как многие привыкли думать. Единственная положительный эффект от него может наблюдаться для спокойствия нервной системы.

Пилоты получают такую же дозу радиации как и пассажиры – это не так. Кабина пилотов имеет дополнительные слои защиты, ведь вредное воздействие облучения может отразиться на работоспособности пилотов и судьбе всего рейса.

Выводы

Радиация во время полета в самолете – это реальность, и об этом широкая общественность должна знать. Осведомлен – значит вооружен! Оборудовать авиалайнеры противорадиационной защитой экономически не выгодно. Такую роскошь может позволить себе только президентский борт.

По статистике, пилоты и стюардессы больше подвержены онкологическим заболеваниям. Годовая доза радиации сотрудников авиакомпаний выше чем у работников АЭС и моряков атомных подводных лодок.

По возможности, лучше ограничить свое время пребывания в воздухе или выбрать альтернативный тип транспорта. Зрелый и молодой организм прекрасно справляется с воздействием радиации, но беременные женщины, дети и старики больше подвержены вредному воздействию излучения. Иммунитет может не справиться с нагрузкой, что приведет к генетическим поломкам и тяжелым заболеваниям.

Облучение при перелете на самолете

В современном мире люди привыкли экономить свое время. Вместо путешествий на поезде или автомобиле, они отдают предпочтение перелетам на воздушных суднах. Это значительная экономия личного времени. Но так ли этот выбор безопасен для здоровья человека?

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.

Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Какая радиация в самолете? Самой критичной считается высота 12 000 км. На ней человек получает дозу радиации мощностью 3,5 мкЗв/ч. При этом предельный показатель облучения человека не превышает 0,1-0,2 мкЗв/ч.

На высоте 8500 м воздействие радиоактивных лучей снижается. Человек получает облучение мощностью до 2 мкЗв/ч. Этот показатель также негативно сказывается на его здоровье.

Вредно ли летать на самолете: последствия облучения

Радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. На борту встроены специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения этих показателей.

Важно! Согласно инструкции пилота воздушного судна при повышении уровня радиации, ему необходимо снизить высоту полета.

Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена. Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов.

Исключение составляют работники воздушного судна: бортпроводники, пилоты, технический персонал. Они практически постоянно находятся под воздействием негативного излучения. Поэтому им приходиться проходить медкомиссию каждый раз, приходя на работу.

Врачи не рекомендуют летать с детьми. Их организм еще не может бороться с радиацией. Беременным также лучше воздержатся от полетов. Изменение радиационного фона негативно сказывается на здоровье мамы и ее будущего малыша.

  • физический износ организма за короткое время;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • нарушение работы сердечнососудистой системы.

С такими заболеваниями в реальной жизни может столкнуться каждый. Но риск их развития велик у тех людей, которые постоянно находятся под воздействием радиации.

Популярные мифы

Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.

Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.

Общие советы

Если нет альтернативы полету на самолете, перед ним нужно проконсультироваться с врачом. Многие люди страдают от перепадов давления. Из-за космического излучения на большой высоте симптомы усугубляются.

Также беременным нужно проконсультироваться с гинекологом. Как правило, врачи запрещают женщинам совершать полеты уже на 8-ом месяце беременности.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Уровень и доза радиации во время перелета в самолете

Современный человек привык экономить время, поэтому многие сменили поезда и автомобили на перелеты авиатранспортом. Но появилась новая проблема: радиация в самолете. Опасно ли это для пассажиров?

Радиация в полете

Как понять, действительно ли во время полета повышается радиационное излучение или это миф, выдуманный журналистами? И есть ли что-то, о чем молчат авиакомпании?

Авиамаршруты проходят сегодня через территории всех стран мира. Чтобы полеты происходили безопасно и самолеты не сталкивались, воздушное пространство каждого государства разделено на специальные коридоры.

На высоте до 8000 м проложены маршруты для коротких рейсов. А вот для длительных — в верхних коридорах, от 10 000 до 12 000 м. Чем выше проходит полет, тем меньше воздушное судно защищает оболочка земного шара. Она разжижается, и космические лучи свободно могут проникать через нее.

Именно из-за этого повышается радиационный фон на борту самолетов, которые поднимаются выше 8000–9000 метров.

Зависимость дозы излучения от времени полета

Но это не единственная причина повышения радиации. Ее фон может измениться при попадании самолетов в грозовые облака, когда происходит выброс гамма-лучей. Вот поэтому летчики всегда стараются в полете, если есть возможность, обойти грозовой фронт стороной.

Читайте также:  Поездка в Израиль самостоятельно: как организовать

Аналогичная ситуация происходит и при воздействии солнечных лучей: радиационный фон может также повышаться.

Специалисты и обычные пассажиры неоднократно проводили испытания: замеряли уровень радиации в самолете во время полетов на разной высоте. И полученные результаты действительно впечатляют:

  1. На земле показатели дозиметра составляли около 9 мкР/ч.
  2. Когда самолет достигал высоты 2000, дозиметр показывал около 34 мкР/ч.
  3. Подъем на высоту 8000 м и больше приводил к тому, что показания поднимались до уровня 125 мкР/ч. Данная цифра является довольно высокой, поэтому даже индикатор на приборе загорался красным светом, предупреждая о большой дозе радиации.
  4. После посадки авиалайнера показания изменялись до нормы в 8–9 мкР/ч.

Чтобы полностью разобраться в этом вопросе, необходимо знать, каков допустимый порог.

Норма — от 10–12 мкР/ч. Такую дозу получают постоянно все жители планеты. Конечно, сюда не входят зоны с повышенным радиационным фоном — Чернобыль и другие подобные места, где деятельность человека привела к катастрофам.

Например, в Припяти радиационный уровень — от 60 до 400 мкР/ч. Рядом с саркофагом доза облучения составляет 500–800 мкР/ч.

Опасны ли подобные условия для людей?

Так как облучение в самолете — факт доказанный, те, кому приходится пользоваться авиатранспортом, беспокоятся: что нужно делать, чтобы защититься?

Согласно заверениям медиков, радиационное излучение, полученное на борту воздушного транспорта неопасно, так как не является высоким. Его можно сравнить с походом во флюорографический кабинет, в котором рентгеном просвечивают грудную клетку. Поэтому нечастые перелеты безопасны, беспокоиться не стоит.

Кроме того, важен в данном случае и такой параметр, как рейс. Если он проходит близко к одному из полюсов планеты, есть повод для беспокойства: там действие частиц сильнее. Это как раз тот факт, который умалчивают все авиакомпании из-за своей выгоды.

Источники радиоактивного излучения для человека

Дело в том, что в районах, приближенных к полюсам, отсутствуют сильные ветры, поэтому можно сэкономить топливо. Более того, рейсы в таком случае получаются короче, что тоже экономически выгодно. Один из примеров — рейс Сидней — Чили: через полюс его длительность сокращается едва ли не в два раза.

Вся приведенная выше информация — серьезный повод, чтобы задуматься о смене транспорта тем, кто летает на длительные расстояния довольно часто. Минимум два раза в месяц: постоянные перелеты все-таки опасны.

А как же летчики? Ведь им приходится совершать рейсы регулярно, и если они длительны, радиация в самолете для них рискованна.

Кабина пилотов защищена намного лучше, чем остальная часть самолета — это факт, о котором не говорят авиакомпании. Летчики проводят в воздухе очень много времени и, таким образом, максимально уменьшаются возможные риски для их здоровья.

Последствия облучения: чем чреваты частые полеты?

Врачи провели исследования и выяснили, что именно у стюардесс чаще всего диагностируют меланому и другие онкологические заболевания — рак кожи и груди. Это и есть реальные последствия влияния радиации при перелетах. Стюардессам приходится постоянно находиться в салоне самолета, поэтому на них воздействует такой же уровень радиации, как и на пассажиров.

Кроме риска возникновения онкологических заболеваний, постоянные перелеты воздействуют на работу всего организма человека. Во время полета происходят следующие изменения:

  1. Нарушается работа кардиоваскулярной системы, что ведет к быстрой утомляемости.
  2. Физически организм изнашивается намного быстрее.
  3. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы.

Но есть один факт, способный нарушить утверждения врачей о воздействии радиации в полете. Хотя, кажется, что частые перелеты вредны из-за того, что человек часто подвергается излучению, это не означает облучения.

Как радиация влияет на здоровье человека

Например, жители Корнуолла живут в местности, где из-за радона уровень радиации постоянно в три раза превышает норму. Но они чувствуют себя хорошо.

Вывод: организм адаптируется, привыкает к новым условиям и не поддается их вредному воздействию. Доказательством этому служат и жители чернобыльской зоны: они проживают на зараженной территории более 30 лет, выращивают овощи-фрукты для себя и не умирают от рака. Причем это не молодые люди, а женщины и мужчины, давно преодолевшие пенсионный рубеж.

Приведенные примеры отвергают утверждение, что облучение, полученное при полете на самолете, может стать причиной различных проблем со здоровьем. Соответственно, если соблюдать все правила безопасности, отправляться в авиапутешествия могут даже пожилые люди и беременные женщины — при перелетах ничего им не грозит.

Реальная угроза

Таковая существует. Опасность может представить радиация в том случае, когда самолет попадает в грозу: каждый пассажир или член экипажа получает дозу, равную той, что бывает при томографическом исследовании. Для жизни это неопасно, но неприятные ощущения могут иметь место: тошнота, недомогание, легкое головокружение.

После подобной ситуации лучше всего некоторые медицинские процедуры не проходить. Речь идет о рентгене и МРТ.

Угрозу могут представлять и вспышки на солнце.

Раз в 11 лет от звезды выделяется радиация пикового уровня, в настоящее время данные процессы максимально активны, происходит сильный коронарный выброс веществ

До нашей планеты лучи надвысоких энергий долетают в кратчайшие сроки. Тем, кто в этот момент будет находиться в воздухе, можно только посочувствовать. Они будут подвержены ощутимому воздействию радиации.

Насколько действенным будет это воздействие, невозможно предсказать. Но если влияние будет неоднократным, могут развиться различные очень серьезные заболевания.

В настоящее время пока еще нет исследований данного явления и особенностей его влияния на человека. Но зато есть факты: в 2003 году на Солнце были зафиксированы вспышки. Пассажиры рейса Чикаго — Пекин попали под поток излучения, и все ощутили сильное недомогание.

Обычно рейсы, не проходящие через полюс, подобным излучениям практически не подвержены, поэтому считаются безопасными. Хотя, как подтверждает данный факт, во время солнечной активности возможны и такие случаи.

Популярные мифы

Узнав о возможной опасности, человек старается принять меры. Но иногда такая забота о себе может принести только вред:

  1. Есть мнение, что если превышены дозы радиации, то их выводит из организма алкоголь. Если перелеты частые, есть риск приобрести вредную привычку и причинить своему организму еще больший вред.
  2. Некоторые говорят, что лучше всего летать ночью, когда солнце спрятано за горизонтом. И солнечное излучение, и космические лучи могут влиять и днем, и в ночное время. Ночной перелет только нарушит привычный график жизни, что особенно вредно для сердечников и гипертоников.

Рекомендуем посмотреть видео:


Поэтому излишние переживания лучше всего оставить и передать заботу о себе в руки специалистов авиакомпаний. Именно они, заботясь о здоровье своих сотрудников и пассажиров, проводят мониторинг прогнозов солнечной активности. На основе полученных данных затем в высоту полетов и вносятся поправки.

Радиация в самолете во время перелета: о чем молчат перевозчики

Облучение при перелете на самолете: с чем оно связано

Вопросом, влияет ли излучение из космоса на воздушные судна, задается NASA. Ведь в атмосферу Земли постоянно попадают субатомные частицы: они заполняют межзвездное пространство и словно бомбардируют планеты. Молекулы же воздуха выполняют защитную роль, поэтому здоровью людей излучение не угрожает. Зато на высоте атмосфера становится разреженной, и уровень радиации увеличивается.

Уровень радиации в полете

Журналисты раздувают шумиху вокруг значений, которых достигает радиация при продолжительном полете на самолете. Некоторые даже рекомендуют беременным женщинам отказаться от путешествий по воздуху. В результате появляются советы поменьше лететь самолетами после 50 лет и в целом подыскать альтернативы.

Чтобы оценить обоснованность опасений, нужно знать о допустимом пороге:

    Нормой считается фон в 10—20 мкР/ч. Находясь на земле, вы получаете подобную дозу постоянно. Губительных последствий для организма нет. Каков уровень в местах с радиационным загрязнением? В районе Припяти он достигает 50—400 мкР/ч, что безопасно при кратковременном пребывании. Значения повышаются у саркофага: возле него можно находиться в течение пары часов, ведь излучение составляет 500—700 мкР/ч.

Какие же значения достигаются в салоне самолета? Чтобы ответить на вопрос, один из пассажиров провел эксперимент. Он путешествовал с дозиметром, чтобы лично вычислять фон на борту «Боинга».

На земле показатели составили 8 мкР/ч, что соответствует нормам. Когда лайнер взлетел и набрал высоту, значения выросли до 33 мкР/ч на высоте 2 000 м. В пиковой точке дозиметр показывал 125 мкР/ч, причем индикатор переключился на красный, предупреждая об опасности.

После посадки доза вернулась в норму, в среднем же фон составил 117 мкР/ч.

За похожим экспериментом, предназначенным установить уровень радиации в самолете во время перелета, вы проследите, посмотрев видео:

Безопасно ли летать в подобных условиях? Медики заверяют, что риска нет, ведь общее излучение, полученное за несколько часов, сопоставимо с дозой от рентгеновского просвечивания грудной клетки. Тем, кто редко поднимается на борт лайнеров, опасаться нечего, но остальным следует учесть важные нюансы.

Научные и любительские обоснования

Пассажиры авиарейсов повторяли эксперимент: в некоторых случаях уровень излучения достигал 400 мкР/ч. Значения недостаточно, чтобы при разовом полете организм мог ощутить воздействие. Подозрения авиапутешественников вызывает то, что кабина пилотов защищается значительнее, чем остальные части. На самом деле это связано с тем, что экипаж летает постоянно, поэтому риск вреда здоровью не сопоставим.

Ученые же, отвечая на вопрос, какую дозу радиации получают пассажиры при полете в самолете, акцентируют внимание на продолжительности рейса и маршруте полета. Чем ближе последний проходит к полюсам планеты, тем сильнее действие частиц. В этих точках линии магнитного поля Земли близки к вертикальным, что облегчает проникновение космического излучения. Подробно это иллюстрирует фото:

Авиакомпании предпочитают прокладывать маршруты ближе к полюсам: продолжительность полета оказывается меньше, а отсутствие сильных ветров позволяет сэкономить топливо. Если вы соберетесь лететь из Чили в Сидней, то дорога пройдет через Южный полюс.

Читайте также:  Получение иностранным гражданином вида на жительство в РФ (с учетом изменений в законодательстве с 1 ноября 2020 года)

Правда, беспокоиться нет причин, если путешествия по воздуху — редкость. Тревожиться следует бизнесменам, поскольку за 10—14 лет постоянных перелетов они получают ощутимые дозы.

Свое экспертное заключение дает Майк Локвуд, профессор университета в Рэдинге. В интервью для BBC он объясняет, что причин для паники нет, но чувство безопасности может быть ложным, если в силу профессии вы поднимаетесь на борт 2 раза в неделю.

Вредно ли летать на самолете: реальные последствия облучения

Медики выясняют реальные последствия облучения: согласно исследованиям, среди стюардесс чаще встречаются случаи меланомы и онкологических заболеваний, в частности рака молочной железы и кожи. При частых перелетах повышается также риск нарушений работы кардиоваскулярной системы, возникают жалобы на быструю утомляемость. Даже 2 путешествий в месяц на регулярной основе достаточно, чтобы имеющиеся хронические заболевания дали о себе знать. Если вы страдаете от недугов, заранее проконсультируйтесь с врачом, чтобы уменьшить неприятные проявления.

С другой стороны, среднестатистическому пассажиру не о чем волноваться: во время полета доза будет меньше, чем ежедневно получают жители Корнуолла. Из-за газа радона, содержащегося в тех местах, излучение в 3 раза превышает стандарты, но жалоб на самочувствие у обитателей нет. При соблюдении правил безопасности могут летать даже беременные женщины и пожилые люди.

Если самолет попадает в грозу или солнечную вспышку

Несмотря на ошибочность большинства мнений об опасности радиации, в некоторых случаях угроза реальна даже при редких перелетах. При попадании лайнера в грозовое облако путешественники получают дозу, сравнимую с воздействием при томографическом снимке тела. Хотя опасности для жизни нет, учитывайте этот аспект при дальнейшем проведении медицинских процедур.

Угрозу представляют и вспышки на Солнце. Уровень радиации, которую испускает звезда, варьируется, причем пиковые значения достигаются раз в 11 лет. Также процессы проходят и по более длительным фазам, причем сейчас активность достигла максимальной. Фаза, начавшаяся в 1920 г., сопровождается сильными коронарными выбросами веществ. Лучи надвысоких энергий быстро достигают Земли, и находиться в этот момент в воздухе — не лучшая идея.

Локвуд говорит, что силу действия предсказать невозможно, но неоднократное влияние повышенной радиации приведет к развитию болезней. Хотя ученые не исследовали явление до конца, они располагают фактами: в 2003 г. из-за вспышек пассажиры на рейсах, пролегавших севернее линии, соединяющей Чикаго с Пекином, получили ощутимые дозы. Обычно маршруты, не проходящие через полюса, безопасны, но из-за солнечной активности пострадали все, кто находился в воздухе.

Популярные мифы

Когда речь идет о том, что делать для защиты, когда летишь на самолете, упоминается миф, будто алкогольные напитки помогают вывести дозу. Но даже при частых перелетах вы рискуете обзавестись вредной привычкой, а не предотвратить вред организму.

Другое ошибочное мнение гласит, будто полеты ночью безопаснее, но космические лучи или вспышки на Солнце влияют одинаково в любое время суток. Зато дискомфорт, доставленный нарушенным графиком, даст о себе знать. Особенно ему подвержены те, кто страдает от гипертонии или в прошлом перенес инфаркт.

Общие советы: как обезопасить себя при постоянных перелетах

Снизить риски практически не в ваших силах, но многие авиакомпании мониторят прогнозы солнечной активности и вносят поправки в высоту полетов. Когда самолет опускается ниже, повышенная концентрация молекул азота и кислорода служит естественной защитой. Правда, искать «безопасные» места на лайнере не следует: воздействие излучения распределяется равномерно.

Вы можете и обратить внимание на модель воздушного судна: производители используют в строительстве углеродное волокно. Оно эффективнее отражает излучение, чем металлы, к тому же меньше весит.

В ваших силах также мониторить прогнозы солнечной активности и планировать путешествия, следя за маршрутом. Чем удаленнее он от полюсов планеты, тем лучше.

Что еще имеет значение при постоянных перелетах

На нынешний день факты, которыми располагают ученые, свидетельствуют: если вы не попали несколько раз в грозовое облако или зону с лучами надвысоких энергий, риск развития рака в результате полетов составляет 0,01—0,5 %.

Чтобы оценить оправданность путешествий по воздуху, подумайте о возможностях, которые они открыли: увидеть дальние страны, встретиться с родными, получить хорошую работу. Если вы считаете, что плюсы не перевешивают увеличение вероятности рака на 0,5 %, подыщите альтернативы. Но для многих полеты стали необходимой частью жизни, и отказываться от них из-за незначительного риска не следует.

О чем действительно стоит задуматься

Пока пассажиры волнуются из-за небольших доз радиации, они не обращают внимания на серьезную, но банальную опасность. Она возникает из-за разницы часовых поясов, или джетлага. При частой смене ритма жизни нагрузка на организм повышается, что вызывает следующие явления:

    инфаркты; инсульты; ухудшения памяти; заболевания репродуктивной системы.

Чтобы предупредить неприятные явления, давайте себе отдохнуть после полета. Даже если вы запланировали короткий отпуск, несколько часов релаксации пойдут на пользу.

На высоте повышается и риск тромбоза сосудов: малоподвижное пребывание в кресле сказывается на циркуляции крови. Во избежание неприятных симптомов почаще вставайте, гуляйте по проходу. Если необходимо занять свое место, по возможности шевелите ногами. Разрешается и принять аспирин перед полетом на самолете, ведь тот разжижает кровь.

Также повышается риск инфекционных заболеваний. Хотя системы кондиционирования воздуха в самолете справляются с задачами, вы будете находиться в закрытом пространстве с большим количеством людей. Если рядом сидит больной, вероятность заразиться составляет 80 %: иммунная система, ослабленная перелетом, вас подведет.

Какую дозу радиации получает пассажир при длительном перелете и опасно ли это ?

На высоте естественный уровень радиации от космических лучей и излучения Солнца выше, чем на поверхности земли, т. к. слабее экранирующее действие атмосферы. В салоне пассажирского самолёта на эшелоне экспозиционная доза составляет порядка 100-200 мкР/ч, что в среднем в 10 раз выше, чем на поверхности Земли.

Нахождение человека в течение нескольких часов и даже суток при таком уровне экспозиционной дозы абсолютно безопасно. Делая ренгеновский снимок или проходя флюорографию в поликлинике, вы получаете бОльшую дозу, чем на трансатлантическом перелёте.

Дозу радиации вы получаете только в дневное время (если за освновной источник радиации считать Солнце). Поэтому, для тех кто часто летает на большие расстояния, можно посоветовать летать ночными рейсами (при почих равных)..

Прямо как в том анекдоте, когда Политбюро решило отправить космонавтов на Солнце, а чтобы они не сгорели, посоветовало лететь ночью ..

Комментарии

А что можно посоветовать пилотам и стюардессам , которые летают на износ?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Шапочки из фольги (ТМ)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Выходить на пенсию и отдыхать дома. Пореже валяться на солнышке на пляже и не рваться в горы повыше..

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Не заморачиваться. Этим можно пренебречь.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

У стюардесс и отпуска соответствующие, почти два месяца.

В данный момент в России стюардесса должна иметь за плечами 20 лет официальной работы, из которых 10 лет – бортпроводником по полной ставке.

Многие оказываются списанными на землю в 30 лет, а многие даже в 25. Виной всему здоровье, которое часто портится до этого возраста от постоянных перелетов и отсутствия графика.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

На самом деле, здесь большой вопрос: 100–200 мкР/ч — это на высоте 10–12 тыс. м. снаружи, или именно в салоне самолёта?
Вот в вашей же новости на картинке указано, что 200–250 мкР/ч снаружи.
Теперь вспоминаем, что салон самолёта отделяют от наружной среды каркас и обшивка самолёта, утеплитель, пластиковые панели салона, или многослойное стекло иллюминаторов, багажные полки, всякие кабели… Всё вместе даёт защиту от внешней радиации, так на вскидку, эквивалентную нескольким миллиметрам алюминия.
И я вот сомневаюсь, что после прохождения этой защиты от тех 200–250 мкР/ч останутся 100–200 мкР/ч, а не 10–20 мкР/ч, например.

Обычно в публикациях данный вопрос обходят стороной.

Дозу радиации вы получаете только в дневное время (если за основной источник радиации считать Солнце).

Пожалуй, в большей степени источник — галактические космические лучи, а не солнечные (плюс вторичные частицы из атмосферы).

Поэтому, для тех кто часто летает на большие расстояния, можно посоветовать летать ночными рейсами

Неверно. Можно посоветовать избегать летать над полярными широтами.

Хотя опять же с учётом защиты от радиации корпусом самолёта скорее всего пофиг.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Предлагаю не верить не мне и не Вам, а верить приборам – согласны ?

“Американские исследователи провели эксперимент, в рамках которого бизнесмен Тони Филлипс на протяжении недели совершил несколько перелетов между различными штатам США. В дополнение к своему обычному багажу мужчина возил с собой пару датчиков, замеряющих уровень радиации на борту самолетов.

Как поясняют исследователи, источником излучения внутри самолетов являются космические лучи, которые проникают в атмосферу Земли и. Таким образом, чем большую высоту набирает самолет, тем большую дозу облучения рискуют получить его пассажиры.

Это подтверждает и данный эксперимент: при перелете из Рено в Финикс самолет, на котором летел Тони Филлипс, поднимался на высоту порядка 12 километров, а самолет из Вашингтона в Чикаго летел на максимальной высоте в 8,5 километра. В первом случае Тони Филлипс получил дозу радиации, сравнимой с одним рентгеновским снимком в кабинете стоматолога. Подобная однократная доза, безусловно, не является критической для человека. Однако, как поясняют ученые, доза радиации имеет свойство накапливаться. В результате те, кто вынужден часто пользоваться услугами авиакомпаний (например, бизнесмены, совершающие деловые поездки по стране на самолетах), за короткий период времени могут получить облучение, сравнимое с 20 рентгеновскими снимками грудной клетки или 100 стоматологическими рентгеновскими снимками.

Добавить комментарий