Детали регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком в 2020 году

Детали регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 02-07-10/3362 Об учете земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), наряду с правом собственности выделяют вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ и статье 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Бухгалтерский (бюджетный) учет земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, регулируется Инструкцией N 157н в следующем порядке.

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 0 108 55 000 “Непроизведенные активы, составляющие казну”.

Таким образом, земельные участки, в отношении которых государственный орган уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 “Непроизведенные активы, составляющие казну”.

Пунктом 71 Инструкции N 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 “Земля – недвижимое имущество учреждения” на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

В отношении земельных участков, права пользования на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом – основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков), является, по мнению Департамента, Свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков – иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Таким образом, результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции N 157н, субъект учета (учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Учитывая изложенное, при вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры государственной регистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

В части вопроса, касающегося отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщаем.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57).

В соответствии с пунктом 275 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной и месячной# об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее – Инструкция N 191н) и пунктом 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее – Инструкция N 33н) в случае проведения реорганизации в форме присоединения, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации.

При реорганизации учреждений в форме присоединения, отчетным годом учреждения-правопреемника является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 3 Инструкции N 191н, пункт 3 Инструкции N 33н).

Таким образом, в бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели бухгалтерской отчетности присоединяемого учреждения (с начала года в котором проведена реорганизация путем присоединения), показатели по счету 0 103 11 000 “Земля – недвижимое имущество учреждения” включаются в формируемую правопреемником отчетность на общих основаниях. При этом в период оформления государственной регистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 103 11 000 “Земля – недвижимое имущество учреждения”, списанию с балансового учета не подлежат.

Директор Департамента бюджетной методологии и
финансовой отчетности в государственном секторе
С.В. Романов

Обзор документа

Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так, земельные участки, в отношении которых госорган уполномочен принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 “Непроизведенные активы, составляющие казну”.

Результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

При вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры госрегистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

По вопросу отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщается следующее. В бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели такой отчетности присоединяемого учреждения, показатели по счету 0 103 11 000 “Земля – недвижимое имущество учреждения” включаются на общих основаниях. При этом в период оформления госрегистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 0 103 11 000, списанию с балансового учета не подлежат.

Право бессрочного пользования земельным участком

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2020 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2020 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ , а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ .

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ .

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

Читайте также:  Лучшие пляжи острова Ко Чанг в Тайланде: подробное описание пляжей, отзывы и фото отелей острова

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

Как оформить договор на право бессрочного постоянного пользования земельным участком и его прекращение в 2020 году

Оформить право постоянного пользования землей могут не все предприятия и организации, а только те, которые подконтрольны государству. Перечень участников земельных отношений, которые могут претендовать землю в постоянное пользование является закрытым и прописан в нормах Земельного кодекса РФ.

Общие положения

Правом бессрочного постоянного землепользования могут обладать только привилегированные категории собственников. Такие земли могут использоваться:

  • центрами, сохраняющими историческое наследие бывших президентов РФ;
  • органами государственной и местной (администрациями, муниципальными управлениями) власти;
  • предприятиями, управляемыми государством (заводами, фабриками, исследовательскими институтами);
  • учреждениями социального назначения (школами, ВУЗами, детскими садами, больницами, музеями и т.д.).

БП ЗУ

Граждане и частные организации к этим категориям не относятся, соответственно не могут получить землю в постоянное пользование. Для них действуют иные нормы. Например, в ст. 39.10 ЗК РФ закреплен порядок получения частными предприятиями или физическими лицами земельной территории на безвозмездной основе, но на установленный срок. Или ст. 39.5 ЗК РФ о безвозмездной передаче земельного надела на основании государственных программ таких как:

  • поддержка молодых либо многодетных семей;
  • инвалидов;
  • развитие жилых территорий;
  • поддержка детей-сирот.

Лица, обладающие правом БП земельным наделом

Государственные программы дают возможность перевести ЗУ в частную собственность по окончанию срока для пользования, а также при постройках на земельном наделе. А уже с законным имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению, например получить кредит под залог земельного участка.

Оценка права БП

Налоговым кодексом РФ установлена норма об оплате за бессрочное пользование (БП) земельным участком. Для расчета суммы земельного налога нужно знать инвентарную стоимость земли. Кадастровый паспорт содержит эти сведения.

Ст.394 НК РФ указывает размер налоговой ставки, которая составляет 0,3 % от общей кадастровой стоимости для земель:

  • сельскохозяйственного;
  • садово-огороднического назначения;
  • под индивидуальное жилищное строительство.

Для остальных же предусмотрена ставка 1,5 % от кадастровой цены ЗУ.

Возможно ли наследование?

В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.

Если же на таком участке нет построек, то передать его по наследству будет еще сложнее: только при оформлении права собственности на эту территорию.

Еще один вариант решения проблемы — это договориться с администрацией о продолжении права БП уже на наследника, потому как для него действует переуступка прав аренды.

Порядок предоставления

Собственник участка, в данном случае местная администрация, выносит решение о предоставлении либо об отказе. Для территорий, передаваемых в бесплатное пользование, торги не проводятся. Такими вопросами занимается специальное подразделение в местных органах самоуправления называемое комитетом по управлению муниципальным имуществом.

Порядок переоформления полномочия БП

Возможные причины отказа администрации предоставить территорию земли в бессрочное постоянное пользование:

  1. заявитель направил не все необходимые документы;
  2. указаны ошибочные или недостоверные сведения;
  3. заявитель не является уполномоченным лицом организации;
  4. ЗУ не может быть передан (изъят из оборота, не является собственностью администрации);
  5. кадастровый учет земли сделан с ошибкой;
  6. по этому участку идет судебное разбирательство или уже вынесено решение суда.

Для того, чтобы предоставить надел в БП, комитет должен сначала выяснить информацию об учёте земли в Росреестре. В зависимости от этого порядок предоставления и оформления будет немного различаться.

Наличие данных об участке в РосреестреЗУ есть в базе РосреестраЗУ нет в базе Росреестра
Что нужно для оформления?направить заявление в комитет с пакетом документов
  • согласовать с администрацией;
  • поставить на учет в кадастр;
  • провести межевание;
  • получить схему с указанием местонахождения участка;
  • пройти государственную регистрацию права публичной собственности;
  • составить заявление о предварительном согласовании от юридического лица.

В случае принятия администрацией положительного решения юридическое лицо самостоятельно проводит мероприятия по кадастровому учету и межеванию участка. Решение о согласовании действует 2 года с даты подписания.

Процесс оформления права БП территорией состоит из направления в районный или городской комитет по управлению имуществом следующих необходимых документов:

  • заявления в установленной законом форме от юридического лица;
  • подтверждения прав уполномоченного лица;
  • выписки из Росреестра;
  • паспорта на ЗУ;
  • выписки из ЕГРЮЛ о действительность организации.

Направление заявки можно сделать через местный МФЦ.

Как переоформить?

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

Кадастровый паспорт ЗУ

Обратите внимание: зарегистрировать земли с находящимися на них строениями можно было до 1 марта 2018 года. Для регистрации дачных участков, гаражных кооперативов и подсобных хозяйств временные границы не установлены.

Юридические лица, владеющие землей на праве БП, также могут претендовать на оформление её в частную собственность или же арендовать. Порядок оформления при этом будет общий, а не упрощенный.

Документы

В условиях постоянно меняющихся политических, экономических, социальных норм документы о подтверждении прав на землю должны меняться в зависимости требований закона.

Виды документов

Среди документов, позволяющих определить статус собственника земельного участка, выделяют два вида:

  1. правоустанавливающие;
  2. правоудостоверяющие.

Взаимосвязь между этими видами можно отследить по схеме:

Связь между правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами

К правоудостоверяющим документам относятся, те, которые указывают на факт возникновения или перехода права. Например:

  • постановление, решение либо распоряжение о выделении ЗУ муниципальными органами;
  • акты, составленные государственными органами о передаче земельной территории;
  • свидетельство о наследовании ЗУ;
  • судебный акт;
  • гражданско-правовое соглашение, устанавливающее право собственности лица (купля-продажа, мена, дарение, приватизация).

Без правоудостоверяющих документов, которые должны быть подкреплены правоустанавливающими, гражданин не сможет совершить ни одну операцию с имуществом.

Записи кадастрового учёта основаны на правоустанавливающем документе, тогда как правоудостоверяющий (свидетельство) является результатом регистрирования.

Основные требования

Оформление и структура документов на ЗУ установлена специальными регламентами. Например, документы, выданные в Советском Союзе, являются действующими и не ограничены по сроку давности как устанавливающие факт передачи земли в бессрочное пользование. Провести имущественную сделку по таким бумагам не получится, так как они теряют свою юридическую силу и требуют переоформления в Росреестре.

Основное требование для документов на это совокупность правоустанавливающих и правоудостоверяющих фактов, а также соответствие учетных записей в них. Изменения оформляются в соответствии с требованиями регламента. Для перерегистрации земельного участка потребуются план межевания и акт о согласовании границ. При проведении межевания возможно увеличение размеров участка, если позволяет близлежащая свободная территория.

Сроки

Срок действия документов устанавливается для того, чтобы знать в течении какого периода времени они будут юридически дееспособными. Действующий регламент установил необходимость менять документы с внесенными изменениями каждые 5 лет. За это время государственный кадастровый учет проводит ревизионные работы.

Для собственников же срок имеет значение при проведении имущественных сделок. Если последнее обновление документации было больше 5 лет назад или не проводилось вообще, то предстоит процедура перерегистрации.

Важно: план межевания участка не имеет срок давности, но чтобы его подтвердить нужна перерегистрация с добавлением информации.

Срок действия правоустанавливающих документов признается регламентом бессрочным и не подлежит проведению перерегистрации.

Юридическая сила старых документов

На основании Закона о государственной регистрации прав документы старого образца являются действительными и на сегодняшний день. Обменивать их на новые не нужно. Это правило действует только для тех документов, которые являются основанием имущественного права гражданина или организации на ЗУ.

При утрате документов нужно обратиться в Росреестр за восстановлением либо получением выписки из кадастра, что равно по юридической силе оригиналу свидетельства. Если сведения в Росреестре не найдены, то нужно сделать запрос в архив муниципалитета через главу администрации. Истребование данных происходит не бесплатно.

Кадастровый паспорт — Росреестр

Выписка из архивных данных вместе с приложенным актом о земельном участке будут являться основанием для обращения в Росреестр за регистрацией территории. Постановка участка на кадастровый учет облагается государственной пошлиной. Законом установлен 20-дневный срок, чтобы получить документы и зарегистрировать участок в Кадастровой палате.

Договор на БП

Форма договора о бессрочном постоянном использовании ЗУ выглядит следующим образом:

Договор на БП землей

Приватизация ЗУ находящегося в БП

На законодательном уровне закреплено право собственников, получивших землю на приватизацию этого объекта недвижимого имущества. В частности правовое регулирование осуществляется Законом №178 о приватизации, а также ФЗ №122 о государственной регистрации. Основываясь на этих положениях, земельная территория должна быть либо арендована, либо приватизирована.

Сроки для приватизации участков полученных ранее в бессрочное пользование не ограничены. Единственное ограничение это оформление такого участка в собственность с помощью упрощенного порядка, так называемой «дачной амнистии», возможно было до 1 марта 2018 года. После этой даты приватизировать по упрощенной системе уже не получится.

Правом на приватизацию обладают те лица, которые получили ЗУ в БП и начали на нем возведение дома. Наследники таких собственников не смогут приватизировать землю. Им остается либо выкупать, либо арендовать участок.

Если на земельной территории уже стоит дом, то собственнику для приватизации необходимо направить заявление в местную администрацию с требованием передать часть территории, находящейся под его постройками.

Образец заявления на приватизацию ЗУ

Рассмотрение и принятие решения о возможности приватизации конкретного ЗУ занимает примерно 14 дней. При положительном ответе наступает следующий этап: оформление необходимой документации.

Приватизация участка, полученного в садовом товариществе после 1 марта 2018 года, происходит путем направления заявления в администрацию района. В заявлении указываются все данные о ЗУ и цель его дальнейшего использования собственником. Участок, выделенный индивидуально проходит регистрацию через Росреестр со всеми необходимыми документами.

Обратите внимание: с 2019 года предъявление кадастрового плана не требуется для оформления земли в собственность.

Вопрос с приватизацией участка бессрочного пользования можно решить самостоятельно либо с помощью доверенного лица. Для этого потребуется юридическое подтверждение в виде доверенности на представителя. Им может быть, например:

  • Председатель садового товарищества;
  • Сотрудник юридической компании.

Порядок приватизации разделяется на два вида в зависимости от попадания под действие «дачной амнистии» или нет.

Когда происходит оформление?Приватизация до 1 марта 2018После 1 марта
Согласование с муниципальным образованием, являющимся собственникомСогласие администрации не требуетсяТребуется согласие
Регистрация в Росреестретребуетсянеобходима

Подготавливая пакет документов в администрацию района для приватизации ЗУ нужно убедиться, что в нём присутствуют:

  1. Заявление от заинтересованного лица, получившего ранее этот участок на праве БП;
  2. Свидетельство, подтверждающее это право, а также на строения;
  3. Кадастровый план, в случае нахождения участка на учете ;
  4. Технический паспорт на дом и любую другую постройку;
  5. Документ, подтверждающий личность заявителя.

Для заявителей, подпадающих под действие «дачной амнистии» при обращении в Росреестр потребуются только паспортные данные гражданина и документ о предоставлении земельного надела в его пользование.

Прекращение права БП

Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:

  • добровольному отказу собственника;
  • принудительному изъятию.

Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.

Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУПри добровольном отказе

(ст.53 ЗК РФ)

При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ)
Инициатор прекращениясобственникадминистративный орган
Основание прекращениязаявление о добровольном отказенеиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства
Кто выносит решение о прекращенииисполнительный комитет местной администрациисудебный орган
Перечень документов
  • заявление;
  • решение о выделении участка;
  • план межевания;
  • кадастровый паспорт;
  • государственный акт на право пользования
  • заявление о государственной регистрации прекращения БП;
  • копия решения об изъятии;
  • или копия вступившего в законную силу судебного акта об изъятии
Срок рассмотрения30 дней с даты подачи документовв течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу
Действия уполномоченного органа
  • регистрация заявления;
  • подготовка проекта прекращения права;
  • согласование и подписание проекта;
  • выдача решения заявителю
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии
Особенностиадминистративный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела
  • такой порядок не применяется к участкам являющимися собственностью федерации и безвозмездно переданной муниципалитету либо субъекту РФ;
  • решение об изъятии может быть обжаловано в суде

До принудительного изъятия надела административный орган проводит стадию досудебного рассмотрения дела, которая состоит из двух этапов:

  1. назначение административного наказания (штраф), а также требование восстановить плодородие почвы за определенный срок;
  2. возбуждение судебного процесса за невыполнение предписаний по содержанию ЗУ.

Заявление о прекращении права БП землей

Досудебное урегулирование предоставляет собственнику возможность устранить административные нарушения и сохранить право бессрочного постоянного землепользования.

Важный момент: даже при вынесении судебного решения об изъятии бывший собственник обязан возместить причиненный ущерб земле.

Правом на БП ЗУ обозначается передача определенной территории владельцу на неограниченный временной промежуток. Правовое регулирование такими действиями закреплено нормами Гражданского, а также Земельного кодекса РФ.


Особенности права постоянного бессрочного пользования земельным участком в 2020 году

В Российской Федерации после изменения законодательства СССР, осталось большое количество пользователей земель, которые не имели на тот момент права пользования.

Ведь участки предоставило им государство, и после прекращения действия законов к неприватизированным землям возникла масса вопросов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Поэтому, чтобы на законных основаниях распоряжаться территорией, необходимо получить право бессрочного пользования земельным участком.

Это законная процедура, которая осуществляется любым желающим человеком, который подаст заявку в государственные органы.

Что это такое

Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.

Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.

Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.

Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами .

Но в некоторых случаях это не может состояться без участия государственных служащих, уполномоченных заниматься передачей имущества человеку.

Каким субъектам предоставляется по Земельному кодексу РФ

После того, как Земельный кодекс был изменен, нужно учитывать, что получить право бессрочного пользования могут только юридические лица, среди которых:

  • местные и государственные органы власти;
  • бюджетные организации;
  • предприятия государственной формы владения;
  • центры президентского наследия.

Вышеперечисленные организации могут не оформлять права собственности, и просто осуществлять деятельность на земле, без необходимости ее получать во владение.

С физлицами ситуация немного другая, поскольку государство активно движет эксплуататоров участков переоформить юридический статус.

Для этого разработана процедура дачной амнистии, которая позволяет приватизировать их гражданину.

Что же до земель, которые могут быть переданы юридическим лицам в данный момент, то ограничений мало, и решение остается на совести властей.

Но есть и ограничения, которые не позволяют передать некоторые участки в бессрочное использование:

  • государственные заповедные зоны;
  • земли лесного фонда;
  • территории, принадлежащие водному фонду;
  • земли, где произошла радиационная авария и на момент передачи они заражены;
  • стратегически важные для государства.

Эти земельные объекты могут находиться в распоряжении только государства, и ни в бессрочное пользование, ни в аренду, они сдаваться не могут.

Правда особые случаи все же имеются, к примеру, это военные действия или чрезвычайные ситуации.

Кому могут отказать

Как и любую недвижимость, для земель проводится кадастровая регистрация, чтобы подтвердить право на их эксплуатирование.

А вот касательно ухода за ними работает и государство и субъект, которому дано право хозяйствования, ведь участки, которые эффективно работают, более востребованы.

Но сами детали применения земельного ресурса, будь-то строительство или садово-огородная деятельность, гражданином определяются самостоятельно. Но при этом государственные структуры часто отказывают в передаче участка.

Причин для этого есть несколько, и они могут быть следующими:

  • у заявителя нет гражданства России;
  • запрос делается несовершеннолетним;
  • земля ранее была изъята из оборота;
  • субъект хозяйствования уже ведет деятельность или имеет намерения эксплуатировать участок не по назначению;
  • желание не основано на законодательстве.

Даже один из пунктов станет причиной, по которой человеку откажут в переоформлении участка, и у гражданина возникнут проблемы с уже имеющимся правом.

Чтобы все же оформить землю в собственность, гражданин должен обратиться в администрацию для вынесения такого постановления, после чего регистрирует землю в кадастровом органе.

Новоявленный владелец обзаводится номером и выпиской из ЕГРН, а составление плана участка и все технические детали становятся заботой кадастрового инженера.

Чтобы избежать проблем с соседями, следует согласовать участок с ними, а заодно и установить размеры, а также границы земель.

При отсутствии нормального контакта с ними, необходимо обращаться в суд. Юридические лица тоже могут получить отказ в дальнейшем использовании участка:

  • если они портили его, ухудшали состояние почвы или ресурсов, расположенных на ней;
  • земля применялась не по назначению;
  • санитарные нормы, утвержденные на государственном уровне нарушались;
  • из-за строительных работ, проводимых хозяйствующим субъектом, экологическая обстановка сильно ухудшилась;
  • иные ситуации, при которых наносится вред земле.

Законные основания

Все особенности получения земель в бессрочное пользование прописаны в законодательных актах, причем основанием является Земельный Кодекс Российской Федерации .

Некоторые положения также находятся в Гражданском кодексе, к примеру статья 216 говорит о том, что лица, не имеющие статуса собственника могут иметь вещные права.

А в статье 268 оговаривается, на каких основаниях можно получить право на бессрочную эксплуатацию земель. Нюансы использования и владения таким объектом прописаны в статье 269 ГК РФ.

Статья 20 Земельного кодекса полностью оговаривает перечень юридических лиц, имеющих право на процедуру передачи участка, а также момент, связанный с правом переоформления.

Тогда юрлица заключают договор аренды, но в пункте 2 уже указано, что физические лица не могут запрашивать земли для бессрочного хозяйствования.

Правда это не будет касаться тех людей, которые получили право на использование участков до принятия нового кодекса в 2001 году, и они могут продолжать на них работать.

Видео: по данной теме

Основания для прекращения пользования земли

Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.

Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.

Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.

Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.

Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности .

К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.

Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.

Как осуществляется переоформление

Процедура, связанная с переоформлением договоренностей относительно участка, не требует большого количества документации, и отличается простотой.

Чтобы мотивировать граждан, государство упростило процесс до максимума, и установило небольшие сроки, которые он занимает.

При прохождении через участок коммуникаций, в том числе ж/д путей, проводов электропередач, труб и прочих узлов, владелец может не производить оформление, поскольку это будет достаточно сложно.

Ведь потребуются некоторые специфические документы, на их сбор потребуется долгое время, но смысла в этом нет ни для государственных властей, ни для самого собственника.

В случае, когда на участке нет никаких предметов из перечисленных, процедура должна состояться, и первым шагом будет составление заявления с указанием намерений взять землю в аренду, или приобрести ее, содержание при этом должно быть лаконичным и точным .

С ним следует отправиться в местный орган, занимающийся данными решениями, а документы должны быть предоставлены только характеризующие личности или организацию, подтверждающие льготу, а также свидетельствующие об оценке участка.

На протяжении месяца власти будут изучать пакет бумаг, и принимают окончательное решение о признании прав на распоряжение землей или нет, а сразу после формирования ответа, его направляют обратившемуся лицу.

При положительном решении, администрацией сразу устанавливается определенная сумма, которая должна быть уплачена за аренду, либо выкуп территории.

В дальнейшем нужно будет только перечислить деньги и получить договор аренды, либо купли-продажи с последующим зачислением в собственность, в зависимости от сделки и того, какой переход прав запрашивался.

Если у человека есть льготы, он может снизить стоимость земли, но нужно предъявить документы, в которых это будет доказано.

Желательно уточнить у администрации, есть ли для определенной категории преференции при переоформлении участка, и если это так, то на их сбор нужно будет потратить некоторое время, но в итоге можно получить выгоду.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком на данный момент доступно только юридическим лицам, и граждане не могут получить право на такую форму эксплуатации.

Но если они сделали это раньше, то могут продолжать эксплуатацию, но главное — не нарушать правил, ведь при фиксации таких фактов, власти могут отказать в дальнейшем сотрудничестве.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Регистрация права собственности на земельный участок в 2020 году

Статью подготовил специалист по сопровождению сделок с недвижимостью Рожков Вадим Алексеевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Земельная собственность 2020

Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

Так, право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может быть зарегистрировано в порядке, установленном ст.25.2. Закона о регистрации. Данный порядок известен всем как «Дачная амнистия», он освободил правообладателей земельных участков от необходимости обращения в уполномоченные органы по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Государственная регистрация права собственности в 2020 году проводится на основании ранее выданных документов, как правило, это государственные акты или свидетельства на землю, выданные местными администрациями.

В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок в силу п.7 ст.25.3. Закона о регистрации распространяется также и на собственников объектов недвижимости (например, индивидуальных жилых домов, садовых домиков, гаражей и др.), находящихся на земельных участках с вышеназванными видами разрешенного использования, при приобретении права в порядке наследования или по иным основаниям, например, на основании договора об отчуждении. В этом случае право собственности актуального собственника индивидуального жилого дома, садового домика или другого объекта недвижимости на земельный участок регистрируется в ЕГРП на основании документа, устанавливающего или удостоверяющего право любого прежнего собственника объекта недвижимости на земельный участок. Есть еще одна особенность по данной категории дел: правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок предыдущего собственника подлежит обязательному представлению на государственную регистрацию только в том случае, если право данного лица на земельный участок ранее не было зарегистрировано в ЕГРП. При наличии в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) предыдущего собственника объекта недвижимости актуальному собственнику достаточно обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В случае отсутствия у гражданина каких-либо документов на земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, такой гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно. Данное право предусмотрено п.4 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Закона № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона №1305-1 «О собственности», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания. Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» и может быть реализовано только при отсутствии возможности получения земельного участка в собственность по иным основаниям и иному порядку, установленным законодательством Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, – с администрацией соответствующего муниципального образования.

Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет 350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2000 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

Другим необходимым условием государственной регистрации права собственности или договора аренды земельного участка является наличие сведений о таком земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, поскольку п.1.2. ст.20 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственной прав на объект недвижимости, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Заработная плата 2020
Затраты 2020
Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
Заявление на отпуск 2020
Земельная доля 2020

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации – обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации – обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования – обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет – до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе “Порядок переоформления для граждан”) с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Похожие статьи

Данная статья расскажет вам о том, что может послужить поводом для отказа от права собственности…

Добавить комментарий
Не забываем поделиться: