Бизнес и налоги в Кыргызстане – как открыть малый бизнес, какой подоходный налог, транспортный, НДС и другие косвенные налоги

Законодательство Кыргызской Республики

База данных “Законодательство Кыргызской Республики” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

  • общегосударственные
  • местные

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: “Бишкек”, “Каракол”, “Маймак” и “Нарын”), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 357. Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога в отношении деятельности, подлежащей обложению согласно настоящей главе, взамен:
1) налога на прибыль;
2) налога с продаж.

2. Субъект малого предпринимательства, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее в настоящей главе – налогоплательщик), обязан:
1) вести налоговый учет в соответствии с кассовым методом учета;
2) применять контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) уплачивать налоги, не указанные в части 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Если иное не установлено настоящей статьей, налогоплательщик не освобождается от обязанностей налоговых агентов в случаях, установленных настоящим Кодексом.

4. Налогоплательщик удерживает и уплачивает с заработной платы наемных работников фиксированную сумму подоходного налога на каждого наемного работника, исчисленную исходя из минимального расчетного дохода, определяемого в соответствии со статьей 163 настоящего Кодекса.

Статья 358. Порядок применения упрощенной системы налогообложения

1. Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать систему налогообложения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщик, намеренный применять упрощенную систему налогообложения, обязан подать заявление в налоговый орган как плательщик единого налога по месту налоговой регистрации:
1) для вновь зарегистрированных субъектов – в течение 5 дней со дня, следующего за днем налоговой регистрации;
2) для действующих субъектов – до 1 декабря текущего года.

3. В случаях несоответствия условиям, установленным настоящей главой, налогоплательщик переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов с 1 января следующего календарного года.

4. При превышении регистрационного порога по НДС налоговое обязательство по НДС возникает в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

5. При добровольном выходе из упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан проинформировать об этом решении налоговый орган не позднее чем за один месяц до выхода из данной системы налогообложения. В этом случае снятие с учета в качестве плательщика единого налога вступает в силу с первого числа следующего года.

6. Налогоплательщик, который в соответствии с частью 5 настоящей статьи снят с учета в качестве плательщика единого налога, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через 3 года после снятия его с такого учета.

Статья 359. Налогоплательщики

1. В целях налогообложения субъектом малого предпринимательства являются организация или индивидуальный предприниматель, если одновременно соблюдены следующие условия:
1) объем дохода за год не превышает размер регистрационного порога по НДС;
2) организация или индивидуальный предприниматель не является налогоплательщиком НДС.

2. Право перехода на упрощенную систему налогообложения для налогоплательщиков определяется исходя из размера их валовой выручки, подсчитанной за предыдущий год кассовым методом, а для вновь зарегистрированных налогоплательщиков – исходя из прогнозных данных налогоплательщика.

3. Упрощенная система налогообложения на основе единого налога не распространяется:
1) на субъекты, уплачивающие налог на основе патента;
2) на субъекты, оказывающие финансовые, страховые услуги;
3) на инвестиционные фонды;
4) на профессиональных участников рынка ценных бумаг;
5) на налогоплательщиков акцизного налога;
6) на субъекты общественного питания;
7) на субъекты курортно-оздоровительной сферы.

Читайте также:  Как получить гражданство Доминики за инвестиции в 2020 году: безвизовые страны для владельцев паспорта

Статья 360. Объект налогообложения

Объектом обложения налогом является предпринимательская деятельность, осуществляемая налогоплательщиком.

Статья 361. Налоговая база

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, базой обложения налогом является выручка от реализации товаров, работ, услуг.

2. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 358 настоящего Кодекса, налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС.

Статья 362. Ставки налога

1. Налогоплательщик уплачивает налог по ставкам в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:
1) для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы, для торговли – 4 процента;
2) для остальных видов деятельности – 6 процентов.

2. Налогоплательщик, осуществляющий несколько видов деятельности, исчисляет и уплачивает налог отдельно по каждому виду деятельности по ставкам, установленным для этих видов деятельности.

Статья 363. Налоговый период

Налоговым периодом для единого налога является один квартал.

Статья 364. Порядок исчисления налога

Налогоплательщик исчисляет налог самостоятельно в соответствии с порядком, установленным статьей 37 настоящего Кодекса.

Статья 365. Представление налоговой отчетности. Порядок и срок уплаты налога

1. Налогоплательщик обязан представлять:
1) ежеквартальный налоговый отчет не позднее дня, следующего за 15 числом месяца, следующего за отчетным кварталом;
2) единую налоговую декларацию не позднее дня, следующего за 1 марта года, следующего за отчетным.

2. Налогоплательщик обязан производить уплату единого налога ежеквартально не позднее дня, следующего за 15 числом месяца, следующего за кварталом.

НДС при импорте товаров из Киргизии в Россию

Где содержатся правила импорта в Россию из Киргизии?

Ввоз товаров (импорт) на территорию РФ сопровождается начислением и уплатой НДС. Однако применяемый для этих процедур порядок может быть разным. От чего это зависит? От того, из какой именно страны осуществляется ввоз.

В отношении правил обложения НДС страны делятся на две группы:

  • входящие в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и подчиняющиеся положениям договора об этом союзе (подписан в Астане 29.05.2014);
  • все прочие, при ввозе из которых налог начисляется согласно таможенному законодательству.

Евразийский экономический союз образован пятью государствами:

  • Россией;
  • Арменией;
  • Белоруссией;
  • Казахстаном;
  • Киргизией, вошедшей туда позже всех (в августе 2015 года).

То есть импорт из Киргизии в 2019 году подчинен правилам Договора о ЕАЭС, и описание порядка начисления НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, надо искать в нем, точнее, в приложении № 18 к этому договору.

Особенности исчисления и уплаты налога при ввозе из ЕАЭС

Что же отличает процедуру обложения НДС товара, ввозимого из стран ЕАЭС? Особенностей здесь несколько:

  • Налог рассчитывается и уплачивается не в момент ввоза, а после оприходования товара у покупателя или наступления срока очередного лизингового платежа, если речь идет о предмете лизинговой сделки (п. 19 раздела III приложения № 18 к договору о ЕАЭС).
  • Платить НДС надо не на таможне, а в налоговый орган.
  • Расчет суммы причитающегося к уплате налога осуществляет импортер, определяя налоговую базу для него на дату принятия товара к учету или на дату платежа, указанную в договоре лизинга.
  • Процесс расчета отражается в отчетных документах особых форм, составляемых по окончании каждого из месяцев, в которых имел место импорт. Если в каких-то месяцах ввозных операций не было, то нулевую отчетность сдавать не нужно. Однако когда импорт осуществляется в каждом месяце, то отчетность по ЕАЭС-НДС приобретает характер ежемесячной.
  • Для уплаты налога и составления отчетности по нему установлен особый срок, отличный от срока, действующего для обычного НДС. Он соответствует 20-му числу месяца, наступающего за месяцем осуществления импорта (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Однако в части взаимодействия с ИФНС применяется правило для смещения этого срока при совпадении его с выходным днем на более позднюю дату, соответствующую ближайшему буднему дню (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В налоговую базу для расчета ЕАЭС-НДС включается стоимость самого товара, указанная в сопроводительных документах, а также акциз (если товар подакцизный). При необходимости пересчета стоимости товара в величину, выраженную в российских рублях, курс для пересчета берется на дату принятия товара к учету (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если цена в сопроводительных документах не указана, то базой становится учетная стоимость товара.

Предмет договора лизинга подлежит обложению налогом по частям (по мере наступления срока осуществления лизинговых платежей, предусмотренного договором лизинга). Причем платеж, осуществляемый в инвалюте, для целей обложения налогом также пересчитывается в российские рубли по курсу, но определить этот курс следует на дату платежа, указанную в договоре лизинга, вне зависимости от того, когда и в каком именно размере на самом деле осуществлен платеж (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Величина применяемой для расчета налога ставки зависит от вида ввозимого товара (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Для 2018 года ее размер в России составит, соответственно, либо 20%, либо 10% (ст. 164 НК РФ).

От обложения ЕАЭС-НДС освобождаются товары:

  • не облагаемые НДС в соответствии со ст. 150 НК РФ (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС);
  • являющиеся давальческим сырьем (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС);
  • купленные у российского поставщика, но доставляемые покупателю через территорию страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895).

Применение спецрежима (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) или освобождения, предусмотренного ст. 145 НК РФ, не избавляет импортера от уплаты ввозного НДС и подачи отчетности по нему (п. 13 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Отчетность по НДС при импорте из стран ЕАЭС

В состав отчетности, формируемой при ввозе товаров из стран ЕАЭС, входят (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • заявление о ввозе товаров, составленное по форме, утвержденной протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009 (приложение № 1);
  • декларация, сформированная на бланке формы КНД 1151088, утвержденном приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@ (приложение № 1).

Оба отчета могут быть поданы в налоговый орган как на бумаге, так и электронно. При подаче на бумаге заявление в отличие от налоговой декларации, составляемой в двух экземплярах (для ИФНС и для налогоплательщика), формируется в четырех экземплярах (подп. 1 п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Такое количество экземпляров бумажного заявления объясняется тем, что оно предназначено:

  • для самого заявителя;
  • его поставщика — члена ЕАЭС;
  • налогового органа, перед которым отчитывается заявитель;
  • налогового органа, перед которым отчитывается поставщик.

То есть подав 4 экземпляра этого документа в ИФНС на бумаге, плательщик налога обратно получит всего 3 экземпляра, содержащих отметку налогового органа, из которых 2 ему надлежит отправить своему поставщику — члену ЕАЭС.

При обнаружении ошибки в данных, внесенных в заявление, возможна подача его уточненного варианта (п. 21 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если допущенная в заявлении ошибка влечет за собой необходимость уточнения декларации, то корректируется и декларация.

При последующем изменении стоимости товара в сторону увеличения в обоих отчетных документах (заявлении и декларации) отражается не новая стоимость, а сумма ее увеличения. Подать эти документы в ИФНС следует за тот месяц, в котором согласован факт роста стоимости (п. 24 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Пакет обязательных документов к ЕАЭС-отчетности

В качестве обязательной составной части отчетности по НДС Договором о ЕАЭС (подп. 2-8 п. 20 раздела III приложения № 18) предусматривается представление документов, подтверждающих факт уплаты начисленного налога и данные, попавшие в отчетность:

  • Банковские выписки или документы на уплату налога. Их можно не подавать, если у налогоплательщика имеется переплата по ЕАЭС-НДС.
  • Товаросопроводительные документы. Они могут отсутствовать в случае, когда оформление их продавцом не предусмотрено по законодательству его государства.
  • Счета-фактуры. Они нужны, если продавец их выписывает согласно законодательству своей страны.
  • Договор поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
  • Информационное сообщение, оформляемое в случае участия в процедуре импорта трех сторон (при транзитных операциях или посреднических сделках). В него включаются сведения о третьем лице сделки (его идентификационный номер, наименование, место нахождения, реквизиты заключенного с ним договора, номер и дата спецификации). Не является обязательным, если все необходимые сведения указаны в договоре поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
  • Посреднический договор, если он имеет место.
  • Договор на приобретение товара, покупаемого третьим участником поставки. Нужен, когда есть третий участник и налоги платит конечный покупатель, а не посредник.
Читайте также:  Типичная норма жилплощади на 1 человека в 2020 году

Таким образом, набор подтверждающих документов может различаться в зависимости от конкретной ситуации, сопровождающей поставку. Но он в любом случае должен давать необходимую информацию о данных, внесенных в заявление и, соответственно, в декларацию.

Подтверждающие документы в ИФНС можно подать как в виде заверенных бумажных копий, так и в электронной форме. Документы, продолжающие действовать, повторно предоставлять не требуется.

Когда берем ЕАЭС-НДС к вычету

Налог, возникающий при ввозе в РФ товаров из стран ЕАЭС, можно взять в вычет. Однако для этого недостаточно выполнения условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (т. е. принятия товара на учет, предназначенности его для операций, облагаемых НДС, и уплаты налога).

Необходимыми моментами для возможности осуществления этой процедуры в силу обязательности оформления становятся также (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180):

  • наличие подписанного налоговым органом заявления о ввозе;
  • принятие ИФНС декларации, отражающей данные по нему.

То есть процедура принятия ЕАЭС-НДС в вычеты оказывается более сложной, чем при импорте товара из стран, не входящих в этот союз. Напомним, что в последней ситуации достаточно наличия ГТД с отраженной в ней суммой уплачиваемого налога и подтверждения факта его уплаты.

Лица, пользующиеся освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ, и спецрежимники, для которых факт импорта приводит к обязанности уплачивать ввозной налог, вычетами воспользоваться не могут, поскольку не являются плательщиками обычного для РФ НДС. Им придется такой налог включать в стоимость приобретенного товара (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бухучет ЕАЭС-НДС

Бухгалтерский учет НДС, образующегося при ввозе из стран ЕАЭС, достаточно прост. Здесь задействуется всего три проводки:

  1. Дт 19 Кт 68 — начислена сумма, отраженная за соответствующий месяц в заявлении и декларации;
  2. Дт 68 Кт 51 — уплачен налог;
  3. Дт 68 Кт 19 — ввозной НДС взят в уменьшение обычного российского НДС.

Последняя из них становится возможной только при соблюдении всех необходимых для применения вычета по ЕАЭС-НДС условий. Сумма, сопровождающая эту проводку, в обычной квартальной декларации по НДС попадет в строку 160 раздела 3, специально предназначенную для отражения налога, возникающего при импорте из стран ЕАЭС.

Итоги

Киргизия входит в число стран, заключивших договор о ЕАЭС. В соответствии с этим документом начисление, уплата НДС и отчетность по нему осуществляются по особым правилам. В том числе это:

  • наличие нюансов в определении налоговой базы;
  • существование иной обязательной отчетности (заявления о ввозе и налоговой декларации особой формы);
  • другой получатель платежа (налоговый орган, а не таможня);
  • отдельный срок для осуществления платежей по налогу и подачи отчетности по нему;
  • возникновение дополнительных условий для принятия НДС к вычету.

Бухучет операций с ЕАЭС-НДС не сложен и осуществляется с использованием всего трех проводок.

Какие налоги и сборы платят в Кыргызстане

Налогоплательщиками являются не только граждане, но и предприниматели и организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут платить налоги в рамках общего или специального налогового режима.

Общий налоговый режим предполагает уплату обязательных государственных и муниципальных налогов. К государственным относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог за пользование недрами и налог с продаж (НсП). К местным налогам относятся налог на имущество и земельный налог.

К специальным налоговым режимам относят налог на основе добровольного патента, упрощенную систему налогообложения на основе единого налога, налоги на основе налогового контракта, налоговый режим в свободной экономической зоне (СЭЗ), налоговый режим в Парке высоких технологий (ПВТ).

Физические лица – граждане и не граждане Кыргызстана, а также лица без гражданства – платят три вида налогов: подоходный налог, налог на имущество и земельный налог.

Подоходный налог – это вид обязательного платежа, который платят все, исходя из своих доходов. Подоходным налогом не облагаются пенсии, определенные виды материальной помощи, стипендии, алименты, страховые премии, доходы инвалидов и участников Гражданской войны, Великой отечественной войны, вдовы военнослужащих. Полный перечень лиц, которые не платят подоходный налог, указан в Налоговом кодексе.

Плательщики походного налога имеют право на вычеты. То есть уменьшить сумму, на которую налагается налог. При этом законодательством предусмотрены стандартный, социальный и имущественный вычеты.

К стандартному вычету относятся персональный вычет в 650 сомов, вычет в 100 сомов на каждого члена семьи, которого содержит налогоплательщик, десять процентов от суммы отчисления по государственному социальному страхованию и не более 8 процентов от налогооблагаемой базы на вычеты из-за отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Имущественный вычет предполагает, что при оплате расходов на образование своего ребенка вы можете получить скидку в десять процентов на налогооблагаемую базу подоходного налога.

Имущественный вычет помогает тем, кто взял ипотечный кредит. Они могут получить скидку при вычислении суммы подоходного налога, равную сумме выплат процентов по кредиту. Но показатель не должен превышать 230 тысяч сомов в год.

Все граждане Кыргызстана платят подоходный налог в размере 10 процентов от суммы своих доходов.

Если человек хочет узнать подробнее о том, какие налоги он должен платить, то можно зайти на сайт Государственной налоговой службы: www.sti.gov.kg. Там есть вся исчерпывающая информация.

Кроме налогов все граждане Кыргызстана делают отчисления в Социальный фонд. Стоит отметить, что пенсионная система Кыргызстана базируется на принципе солидарности. Это означает, что суммы уплаченных страховых взносов направляются на текущее финансирование пенсионных выплат пенсионерам и инвестирование средств пенсионных накоплений.

Другим принципом построения пенсионной системы является страховой принцип. Размер пенсии каждого застрахованного лица зависит от накопленных страховых взносов
на личном страховом счете, тем самым обеспечивая возвратность уплаченных страховых взносов при наступлении страховых случаев.

В Кыргызстане работодатель платит 27,25 процента от всех доходов, начисленных в пользу работника. При этом 17,25 процента платит работодатель, а 10 процентов – работник. Из этих десяти процентов восемь идут на создание базовой и страховой частей пенсии, а два процента – на накопительную часть. Средства накопительных частей инвестируются Социальным фондом в различные инструменты, которые приносят дополнительный доход.

На пенсию в Кыргызстане мужчины выходят в 63 года при страховом стаже в 25 лет, женщины – в 58 лет при страховом стаже в 20 лет. После этого им начисляется пенсия в зависимости от стажа и сделанных отчислений. Выплачивают им и деньги их накопительной части.

Для того чтобы государство хорошо развивалось, строились дороги, школы, детские сады, всем гражданам в полном объеме и в срок нужно платить налоги. А для того, чтобы обеспечить себе достойную старость, нужно делать отчисления в Социальный фонд.

Налогообложение малого бизнеса

Актуально 2018 год:

Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

  1. Упрощенная налоговая система (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Патентная налоговая система (ПНС).

Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

  • отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
  • нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
  • предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

УСН (Упрощённая система налогообложения)

Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:

  1. По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
  2. По доходам. Ставка – 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод – разность доходов и расходов).
Читайте также:  Канарские острова, виза для россиян на Тенерифе в 2020: документы, сроки и цены

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

Объект обложения в рамках этой методики признан вмененный доход. То есть, некая определенная посредством статистических вычислений сумма, определяющая фиксированную к получению выручку в той или иной отрасли, по регионам. База определяется посредством умножения этой фиксированной величины на ставку налога (15%) и уточняющие, корректирующие коэффициенты. Они устанавливаются в зависимости от:

  • местонахождения точки;
  • запланированного и фактического уровня инфляции;
  • иных, влияющих на бизнес факторов.

ЕНВД зачисляется в бюджет поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, то есть, до 25 апреля, июля, октября и января.

На ЕНВД выгодно перейти динамично развивающимся компаниям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. Практика показывает, что лица, изначально использовавшие УСН, по мере развития переводят обложение на ЕНВД. Это позволит существенно сэкономить на услугах бухгалтера.

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей.Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.

ЕСХН по закону необходимо начислить и заплатить дважды в год – авансовый платеж за полугодие – до 25 июля текущего года, полный расчет произвести за год, до 31 марта следующего года.

ПНС (Патентная система налогообложения)

Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть – одна треть от суммы – в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая – две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.

Применение ПНС строго ограничено по величине выручки (до 60 миллионов рублей в год) и численности сотрудников (до 15 человек).

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

  1. Торговый сбор (ТС). Он существует не во всех регионах, с 01.07.2015 введен в городе Москва, но планируется постепенное расширение списка субъектов Федерации, где будет взиматься ТС. Данный платеж зависит от территориального местонахождения торговой точки. Рассчитывается и перечисляется поквартально. Например, для центральных округов – 60 000 рублей в квартал, для Южного – 30 000 рублей и т. п. Хотя теоретически ТС увеличивает налоговые нагрузки на средний и малый бизнес, фактически этого можно избежать. Допускается вычесть ТС из суммы налога по принятому налогоплательщиком режиму налогообложения. Например, из величины УСН. Но для того, чтобы реализовать это право, надо уплатить ТС до последнего числа месяца текущего квартала. Общие сроки уплаты – до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.
  2. Страховые взносы в Пенсионный фонд. ИП платит их в заранее известной, зафиксированной сумме, порядка 20 000 рублей в год, учредители ООО – со своих сотрудников, и со своих зарплат, если они приняты в качестве генерального директора или на иные руководящие посты. Эти суммы также разрешается вычитать из стандартных налогов, снижая, таким образом, сумму к уплате. Но для этого взносы следует произвести до окончания текущего периода.

Пострадавший малый и средний бизнес освободили от налогов и взносов за II квартал

Госдума в третьем чтении приняла закон о списании налогов и взносов для пострадавшего от коронавируса бизнеса. Речь идёт не о переносе срока уплаты или рассрочке платежа, а о полном списании: за II квартал 2020 года платить совсем не придётся.

Кому спишут налоги и взносы

Порядок предоставления новой льготы регулирует проект Федерального закона № 959325-7. Налоги спишут следующим категориям:

  1. Организации и ИП, которые входят в реестр субъектов МСП по результатам налоговой отчётности за 2018 год и работают в отрасли из перечня наиболее пострадавших от коронавируса.
  2. Некоммерческие организации, которые входят в реестр социально ориентированных и с 2017 года получают государственные субсидии и гранты.

Срок подачи сведений за 2018 год для включения в реестр субъектов МСП продлили: отчётность можно подать до 30 июня 2020 года. Если вас включат в реестр, вы получите право на все меры господдержки для малого и среднего бизнеса.

От каких платежей за II квартал освободят

Освобождение от уплаты налогов и взносов автоматическое — для этого не придётся подавать никаких заявлений в налоговую. ФНС сама уведомит налогоплательщиков, что им не нужно платить налоги.

Будьте внимательны: если льгота на вас не распространяется, но не уплатите налог, вас ждут штрафы и блокировка счетов.

Если льгота на вас распространяется, не забывайте про НДС и НДФЛ за сотрудников: эти налоги нужно уплатить в общем порядке.

Налоги на доходы

Период списания

Налог на прибыль

Ежемесячные авансовые платежи, которые нужно заплатить во II квартале 2020 года.

Авансовые платежи за 4 месяца, 5 месяцев и 6 месяцев 2020 года, за вычетом ранее начисленных авансов за период 3 месяца.

Авансовые платежи за первое полугодие, за вычетом авансовых платежей за I квартал.

ЕСХНАвансовые платёж за полугодие 2020 годаУСНАвансовый платёж за полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму авансового платежа за первый кварталЕНВДНалог за второй квартал 2020 годаНДФЛ за себя для ИП, нотариусов, адвокатов и других специалистов частной практикиАвансовый платёж за первое полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму платежа за I кварталПСНИз срока, на который приобретён патент, исключаются все календарные дни, выпавшие на апрель, май и июнь 2020 года.

Для всех налогов, кроме ЕНВД и патента, есть общее правило: авансовые платежи засчитываются при дальнейшем расчёте суммы платежа и уплаты налога. Например, при расчёте авансового платежа по УСН за 9 месяцев, сумму авансового платежа за полугодие нужно считать уплаченной и уменьшить на неё платёж за 9 месяцев.

Имущественные налоги

Налог на имущество организаций и физлиц, транспортный и земельный налог тоже списаны. Льгота касается части налога, начисленной за период владения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

От налога освобождаются только те объекты, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской или уставной деятельности.

Страховые взносы

На выплаты работникам за апрель, май и июнь будет действовать нулевой тариф по страховым взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ. Единый тариф 0 % распространяется как на выплаты в рамках предельной базы, так и сверх неё. В итоге платить взносы не придётся.

Пострадавших ИП не освободят от страховых взносов за себя, но снизят их сумму. Фиксированный платёж на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составит 20 318 рублей вместо 32 448 рублей. Разница — 12 130 рублей, то есть ровно один федеральный МРОТ.

Добавить комментарий