III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методические рекомендации по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства 1 в Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” 2 . В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи 3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам 4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту 5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания 6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 7 .

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” 8 .

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение 9 , а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона N 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

– фамилия, имя, отчество (при наличии);

– гражданство (подданство) (при наличии);

– наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

– адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

– миграционная карта (при наличии) и ее копия;

– документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

1 Далее – “иностранные граждане”, если не оговорено иное.

2 Далее – “Федеральный закон”.

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее – “Федеральный закон N 115-ФЗ”.

Читайте также:  Миконос: богемный отдых на райском острове

4 Высококвалифицированный специалист – иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств – членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

6 Далее – “Уведомление”.

8 Далее – “Федеральный закон N 163-ФЗ”.

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

Обзор документа

Подготовлены методические рекомендации по постановке иностранцев и лиц без гражданства на учет по месту пребывания. Речь идет в т. ч. об обучающихся в учебных заведениях.

Разъяснено, кто и как подает в миграционное подразделение МВД уведомление о прибытии иностранца. По общему правилу это обязана сделать принимающая сторона. Последней может выступать образовательная организация, если иностранный студент проживает в общежитии вуза.

Как изменился миграционный учет иностранных граждан

С 8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный Закон 163-ФЗ, который внес ряд поправок в порядок учета иностранных граждан, регламентированный Федеральным законом 109-ФЗ.

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП).

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

Читайте также:  Какая виза нужна в Словению - в 2020 году

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

Иностранные граждане при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, представленного принимающей стороной.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или посредством почтового отправления, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, копию миграционной карты (для временно пребывающего иностранного гражданина).

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, в санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на туристскую базу, в детский оздоровительный лагерь, больницу либо в иное учреждение здравоохранения или социального обслуживания, а также в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства администрация соответствующей организации или учреждения обязана в течение одних суток уведомить УФМС России по г.Москве о прибытии иностранного гражданина путем передачи уведомления.

Основанием для постановки на миграционный учет является:

  1. Факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;
  2. Факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;
  3. Факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

Основанием для снятия с миграционного учета является:

  1. Постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;
  2. Выезд иностранного гражданина из Российской Федерации;
  3. Смерть иностранного гражданина в Российской Федерации;
  4. Вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
  5. Факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

  1. на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
  2. на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
  3. на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
  4. на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  5. на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
  6. на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные Федеральным законом от 18.07.2006г. «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Снятие с учета по месту пребывания иностранного гражданина в 2020 году

В настоящее время все чаще на территорию Российской Федерации пребывают иностранные граждане с целью трудоустройства, обучения и дальнейшего проживания.

Однако их нахождение в России строго регламентировано Законом и имеет определенные сроки, в течении которых они обязаны покинуть страну в случае отсутствия документов на пребывание.

Основания для снятия иностранного гражданина с миграционного учета

Российским Законодательством предусмотрено несколько оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета:

  • Он регистрируется по новому месту проживания
  • Закончилось право пользования жилым помещением
  • Прекращение действия РВП или миграционной карты
  • вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной
  • в случае смерти иностранца или признания его на территории России без вести пропавшим

Важно! Снятие с миграционного учета должно быть отражено в документах иностранца, в РВП либо ВНЖ

Способы снятие с учета иностранных граждан

Существует два способа снятия с учета иностранцев:

  1. 1.По месту проживания

Этот метод предполагает, что до момента переезда человек отправляется в паспортный стол или в местное отделение ФМС по текущему месту регистрации, чтобы заполнить бланк о снятии с регистрационного учета.

Представитель ФМС принимает пакет документов, после чего ставит в паспорте соответствующую отметку, а также на руки передает адресный листок, который в дальнейшем требуется передать в орган, где будет происходить регистрация по новому адресу.

  1. По месту прибытия («по запросу»)

Человек имеет право переехать на новый адрес, не выписываясь с предыдущего. В этом случае при посещении паспортного стола или отделения ФМС он прописывается по новому адресу и вместе с тем снимается с неактуального регистрационного учета.

Если гражданин использует метод «по запросу», ему будет предложено заполнить форму о регистрации на новый адрес, а также заполнить поля отрываемого талона, который находится в нижней части бланка. Это и будет прошением гражданина о снятии с предыдущего места прописки. Этот талон в течение 2-х недель по почте отравляется в отделение ФМС с предыдущего места жительства.

Важно! Если производится одновременно и выписка, и вписка, в паспорт сразу вносятся две соответствующие отметки.

Снятие иностранца с учета по месту пребывания

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется:

а) после получения от территориального органа Министерства внутренних дел РФ по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания;

б) после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации;

в) после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.

Важно! При получении документов, сотрудник федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Документы, необходимые для снятия с учета

Наименование документаЧто необходимо предоставить и куда
отрывная часть уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.Для снятия с учета по месту пребывания в случае смерти иностранного гражданина принимающая сторона должна представить в орган миграционного учета
Если указанный выше документ по каким-либо причинам отсутствует или непригоден для использования (например, из-за его утраты или порчи), то для снятия с миграционного учета по месту пребывания умершего иностранного гражданина заинтересованное физическое или юридическое лицо должно представить в орган миграционного учета письменное заявление на бумажном носителе в произвольной форме о его снятии с учета по месту пребывания, а также копию свидетельства о его смерти
Решение судаДля снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина, временно пребывавшего в России, в случае вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим принимающая сторона должна представить в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Если указанный выше документ по каким-либо причинам отсутствует, то для снятия с миграционного учета по месту пребывания иностранного гражданина, признанного вступившим в законную силу решением суда безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное физическое или юридическое лицо должно представить в орган миграционного учета письменное заявление на бумажном носителе в произвольной форме о его снятии с регистрационного учета по месту пребывания, а также заверенную в установленном порядке копию вступившего в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим

Штрафные санкции за просроченные документы

В случаях, когда иностранец нарушает Законодательство Российской Федерации, не соблюдая правила регистрации и снятия с учета вовремя, для него существуют меры пресечения.

1.За нарушение правил миграционного учета предусмотрена административная ответственность в размере от 2-5тыс.рублей

2.Если данное нарушение произошло в г.Москва, г.Санкт-Петербурге, Московской области, то штраф составит от 5-7 тысяч рублей

3.Депортация происходит уже в крайней мере, она может быть как в контролируемой высылке, так и выезде из страны за свой счет в определенный срок

4.Применятеся депортация, как правило, при многоразовых нарушениях в регистрации иностранца и снятии его с учета

Ответы на часто возникающие вопросы

1.Вопрос №1:

В каких случаях необходимо производить снятие с учета иностранного гражданина?

Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа снятия с учета: по месту проживания и по месту прибытия. В случае, если снятие происходит про месту пребывания, в федеральную миграционную службу поступают сведения о новом месте регистрации. Это происходит послу того, как иностранец прошел пограничный контроль и пересек границу. В случае, если иностранец умер или без вести пропал, так же происходит снятие с учета или же в случаях, когда выявлен факт нарушения в оформлении или наличии фиктивных документов о регистрации

2.Вопрос №2:

Что делать, если потерял миграционную карту?

В случае утери миграционной карты, которая еще действует, вам необходимо обратиться в федеральную миграционную службу с заявлением о выдаче дубликата, предоставив документ, удостоверяющий личность. Сотрудник фмс по базе проверяет действительность вашей миграционки и должен выдать копию. В случае, если ее действие уже прекратилось, дубликат вам никто не даст. Если необходимо срочно выехать на границу, а миграционная карта утеряна, как правило, органы таможенного контроля лояльно относятся к данной ситуации, так же проверяя про базе ваш въезд.

Нововведения в миграционном законодательстве: снятие иностранцев с миграционного учета

29 июля 2018 года Президентом РФ был подписан ФЗ-257 «О внесении изменений в ст. 8 и 23 ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”».

В соответствии с новым законом уже с 10 августа граждане России и работодатели мигрантов, которые выступают в роли принимающей стороны, обязаны не только заниматься постановкой иностранных граждан на миграционный учет, но и самостоятельно снимать их с учета.

В каких случаях необходимо снимать иностранцев с миграционного учета

Чтобы понять, в каких ситуациях требуется снять иностранных граждан с миграционного учета, обратимся к ст. 23 ФЗ-109, согласно которой регистрация аннулируется автоматчики, если:

  1. Иностранец оформил новую регистрацию.
  2. Мигрант выехал за пределы страны.
  3. Выявлена фиктивность регистрации.
  4. Иностранный гражданин умер.

Также стоит отметить, что в скором времени к этому списку оснований для аннулирования регистрации добавится еще один пункт – убытие иностранца из места пребывания.

Таким образом, на сегодняшний день снимать иностранных граждан с регистрации необходимо в случаях, когда мигрант уволился, перешел на другую работу, а также поменял адрес проживания в РФ.

Прежде всего, эти изменения коснутся тех граждан России, которые регистрируют мигрантов на свою жилплощадь. Однако данное нововведение крайне важно и для работодателей мигрантов, которые регистрируют сотрудников на адрес своей организации в случае, если по адресу работодателя расположены жилые помещения, где иностранцы фактически проживают, или же поставили иностранных рабочих на миграционный учет в арендуемой организацией квартире.

Важно! Нарушение данного закона будет грозить штрафами:

  • Для граждан России – от 2 000 до 5 000 тысяч рублей.
  • Для юрлиц – от 400 000 до 500 000 тысяч рублей.

Снятие иностранцев с миграционного учета: что ждет работодателей иностранцев

Напомним, раньше работодатель мог поставить иностранца на миграционный учет по своему юридическому адресу, однако, как мы уже сообщали ранее, с 8 июля 2018 года в соответствии с ФЗ-163, если у организации работодателя в действительности нет жилых помещений для проживания иностранцев, регистрировать иностранных работников на адрес компании теперь нельзя.

Если же у организации есть жилые помещения, работодатель может регистрировать там своих работников, однако теперь работодателю придется также позаботиться и о снятии иностранного сотрудника с миграционного учета в случае его увольнения.

Если же ваши работники зарегистрированы в квартире, ответственность за их постановку на миграционный учет лежит на арендодателе (собственнике квартиры, где проживают иностранные граждане), поэтому если мигрант съезжает, собственник квартиры теперь обязан самостоятельно снять иностранца с миграционного учета и аннулировать его регистрацию.

Таким образом, может получиться, что у вашего иностранного работника не будет на руках действующей регистрации.

А это, в свою очередь, грозит серьезными проблемами и для работодателя, и для самих иностранцев, ведь работникам будут грозить штрафы и депортация, а работодатель запросто может потерять сотрудников.

Что теперь работодателям мигрантов делать с регистрацией сотрудников?

Чтобы избежать проблем и неприятностей, связанных с нововведениями в законе, работодатели иностранцев могут поступить следующим образом:

  1. Арендовать квартиру для работников и по договору аренды самостоятельно делать и продлять регистрации своим иностранным работникам, а также снимать их с учета в случае увольнения.
  2. Помочь работникам найти квартиру с арендодателем, который будет ставить иностранцев на миграционный учет и продлевать регистрации, а также снимет рабочих с миграционного учета в случае их переезда.
  3. Предложить иностранным сотрудникам заселиться в общежитие или хостел, которые обязаны самостоятельно делать регистрации всем своим постояльцам и снимать их с учета в случае выезда.
  4. Готовиться к поиску новых работников, в случае если старые сотрудники не могут оформить миграционный учет легально.

Снятие иностранцев с миграционного учета: как снимать иностранных граждан с миграционного учета?

Несмотря на то, что закон уже вступил в силу 10 августа, точные сроки обязательного снятия с миграционного учета иностранных граждан пока не установлены. Кроме того, на сегодняшний день также нет ни регламента, ни бланков уведомления о снятии иностранцев с миграционного учета.

Однако известно, что осуществляться процедура будет через МФЦ, МВД или же почту России.

Специалисты компании «ЗаШтатом» рекомендуют работодателям мигрантов во избежание проблем с регистрацией и снятием их с миграционного учета на ближайшее время (до выхода официальных разъяснений нового закона) поселить работников в общежития и квартиры, где принимающая сторона обязана самостоятельно делать регистрации, продлевать учет и снимать с регистрации иностранцев.

Если же у организации работодателя есть жилые помещения, где живут работники, то теперь, помимо постановки и продления миграционного учета, работодатель обязан снимать иностранных сотрудников с учета в случае увольнения, поскольку пока ваша организация является принимающей стороной для иностранного гражданина – именно вы несете за него юридическую ответственность и рискуете получить штраф.

Мы будем следить за развитием событий и держать вас в курсе всех изменений в миграционной сфере.
13.08.2018

Срок постановки на миграционный учет по месту пребывания

Обязанность по соблюдению срока представления или направления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, т. е., обязанность по соблюдению срока, в течение которого следует оформить постановку на учет по месту пребывания, по общему правилу российским законодательством возложена на принимающую иностранного гражданина сторону.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства (далее в статье – иностранных граждан) предусмотрены лишь два исключения, когда указанное уведомление представляется непосредственно самим прибывшим к месту временного пребывания иностранным гражданином, т. е., соответствующая обязанность возлагается непосредственно на него самого.

Все подробности данного вопроса изложены в статье:

Общие сроки, в течение которых необходимо осуществить постановку на учет по месту пребывания

В соответствии с общим правилом, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено или направлено в орган миграционного учета (т. е., в подразделение по вопросам миграции МВД России) не позднее семи рабочих дней со дня его фактического прибытия в место пребывания.

Если же иностранный гражданин прибыл для временного пребывания в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, в санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях и др., то уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Но в рассматриваемом случае принимающей стороной выступает администрация соответствующей организации (учреждения), а значит, именно на ее сотрудников и возлагаются все обязанности по осуществлению миграционного учета иностранных граждан по месту пребывания, а значит, и по соблюдению сроков, в течение которых необходимо оформить регистрацию по месту пребывания.

Но, как это часто бывает, из общего правила (в данном случае закрепленного п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») имеются весьма существенные исключения, которые мы и рассмотрим ниже.

Исключения, увеличивающие сроки, в течение которых необходимо зарегистрироваться по месту пребывания

Указанные далее исключения носят характер, своего рода, льгот для граждан определенных иностранных государств, так как значительно увеличивают сроки, в течение которых в орган миграционного учета должно быть направлено уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, т. е., для них значительно увеличены сроки, в течение которых необходимо зарегистрироваться по месту пребывания.

В этой связи можно выделить четыре категории иностранных граждан:

Граждане государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе (заключен в гор. Астане, 29 мая 2014 г.), прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию России, а также члены их семьи, на взаимной основе, освобождаются от обязанности регистрации по месту пребывания (от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда в страну (часть 6 статьи 97 указанного Договора).

На день написания данной статьи в Евразийский экономический союз входили следующие иностранные государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Граждане Украины в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г. освобождаются от необходимости оформления регистрации по месту пребывания в течение 90 дней со дня въезда в Россию при наличии у них миграционной карты с отметкой, проставленной при въезде на территорию России органами пограничного контроля (абзац 2 статьи 1 указанного Соглашения).

Именно для граждан Украины в настоящее время действуют наиболее льготные и весьма привилегированные условия для временного пребывания на территории России (по сравнению с гражданами всех иных иностранных государств).

Граждане Республики Казахстан в соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан от 7 июня 2012 г. освобождаются от необходимости оформления регистрации по месту пребывания, если срок их пребывания не превышает 30 дней с момента въезда в страну и при наличии у них миграционной карты с отметкой, проставленной при въезде на территорию России органами пограничного контроля.

Граждане Республики Беларусь в соответствии со статьей 3 Соглашения между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников союзного государства от 24 января 2006 года освобождаются от необходимости оформления регистрации по месту пребывания в течение 90 дней со дня въезда в Россию.

Добавить комментарий