62-ФЗ от 31.05.2002 – Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ
“О гражданстве Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 мая 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 3, 18, 26 июля 2019 г., 18 марта, 24 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом определяются принципы гражданства Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Исключаются положения о гражданстве республик в составе Российской Федерации и о почетном гражданстве.

Сокращается перечень оснований для приобретения гражданства (исключены основания приобретения гражданства в порядке регистрации и в результате его признания).

Прием в гражданство осуществляется в общем, либо упрощенном порядке.

По сравнению с ранее действовавшим порядком ужесточены требования приема в гражданство. В соответствии с новым Законом постоянный срок проживания на территории РФ до подачи заявления должен составлять пять лет непрерывно (ранее – всего пять лет или три года непрерывно). Также необходимыми условиями являются: наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком и отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением некоторых случаев).

Определяются основания отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Одним из оснований отклонения заявления является отсутствие законного источника средств к существованию. Основанием для отказа о выходе из гражданства может являться отсутствие иного гражданства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 5 июня 2002 г. N 100, в “Парламентской газете” от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2031

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 544-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.

Комментируемый Закон действует более 10 лет. За это время накоплен большой опыт в правовом регулировании отношений гражданства, применении норм Федерального закона, получили разъяснения его отдельные положения, формируется судебная практика. Однако сложности с его применением остаются, что в большинстве своем связано с пониманием норм комментируемого Закона, чему посвящено настоящее издание.

Ванюшин Ян Леонидович, кандидат юридических наук, доцент, работал в составе секции по совершенствованию законодательства о гражданстве и миграции Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, участвовал в подготовке проекта Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о гражданстве”, подготавливал правовые заключения для территориальных органов ФМС России. Автор 40 работ по вопросам российского гражданства, миграции, деятельности органов внутренних дел и органов ФМС России.

Сенникова Светлана Михайловна, заместитель начальника УФМС России по Челябинской области, полковник внутренней службы, опыт работы в сфере гражданства более 15 лет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2002 года №62-ФЗ

О гражданстве Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 11.11.2003 г. №151-ФЗ, 02.11.2004 г. №127-ФЗ, 03.01.2006 г. №5-ФЗ, 18.07.2006 г. №121-ФЗ, 01.12.2007 г. №296-ФЗ, 04.12.2007 г. №328-ФЗ, 01.10.2008 г. №163-ФЗ, 30.12.2008 г. №301-ФЗ, 28.06.2009 г. №127-ФЗ, 12.11.2012 г. №182-ФЗ, 02.07.2013 г. №169-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 02.07.2013 г. №299-ФЗ, 20.04.2014 г. №71-ФЗ, 20.04.2014 г. №72-ФЗ, 04.06.2014 г. №142-ФЗ, 23.06.2014 г. №157-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 31.12.2014 г. №507-ФЗ, 01.05.2016 г. №124-ФЗ, 29.07.2017 г. №243-ФЗ, 27.12.2018 г. №528-ФЗ, 27.12.2018 г. №544-ФЗ, 03.07.2019 г. №165-ФЗ (вступ. в силу 02.10.2019 г.), 18.07.2019 г. №188-ФЗ (вступ. в силу 17.10.2019 г.), 26.07.2019 г. №232-ФЗ, 26.07.2019 г. №236-ФЗ)

Читайте также:  Cистема образования в Ирландии

Принят Государственной Думой Российской Федерации 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Российской Федерации 15 мая 2002 года

Глава I. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание – проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации – территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации – порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации – порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства – приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года №142-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

8. Форма и порядок подачи уведомлений, указанных в частях третьей, четвертой и двенадцатой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Читайте также:  Перевод документов для визы в Канаду: особенности и требования

62-ФЗ от 31.05.2002 – Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Лекция 4 Конституционное право (на 1 сентября 2012 г.)

1. Конституционное право и его источники.

2. Понятие и юридические свойства конституции. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.

3. Основы конституционного строя.

4. Основы правового статуса личности в РФ личные (гражданские), политические, экономические, культурные и социальные права.

5. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма.

6. Система органов государственной власти

7. Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации.

8. Правительство Российской Федерации.

9. Правовой статус судебной власти.

10. Местное самоуправление.

См. Приложение статус и полномочие Совета Федерации

В

Конституционное право – ведущая отрасль права, которая определяет и закрепляет основы конституционного строя государства и общества.

Конституция любого государства дает представление кому в стране принадлежит власть и возможности власти, в каких формах она осуществляется, ее влияние на социальную и экономическую сферы, что характеризует конституционный строй страны.

Конституция закрепляет конституционный статус личности – основные права и свободы человека и гражданина.

В Конституции находит отражение разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Определяется система государственных органов, их правовое положение.

Поэтому конституционное право РФ можно определить как отрасль права, состоящую из совокупности конституционно-правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и их компетенцию.

Предметом регулирования конституционного права являются общественные отношения по организации и осуществлению государственной власти и взаимоотношения государственной власти с личностью. Поэтому эту отрасль права называют еще государственным правом.

Метод регулирования общественных отношений, учитывая природу отношений, которые регулируются конституционным правом, основывается на императивных началах.

Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации.

К источникам конституционного права, содержащим конституционно-правовые нормы, относятся также федеральные законы (федеральные конституционные законы и федеральные законы), принимаемые на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

К источникам конституционного права относят также и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ (указы и распоряжения), Советом Федерации (постановления), Государственной Думой (постановления), Правительством (постановления).

Источниками отрасли конституционного права являются регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам конституционного права относят также: договоры (международные договоры, договоры с субъектами РФ), конституции республик и уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ и НПА исполнительной власти субъектов, правовые акты представительных органов местного самоуправления.

К источникам конституционного права относят также Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, который не является законодательным органом, но, осуществляя конституционный контроль, КС принимает решения о неконституционности правовых актов, которые утрачивают юридическую силу.

Конституция представляет собой единый юридический документ или совокупность законов, обладающих высшей юридической силой на территории государства и закрепляющих основы конституционного строя государства, форму государства, взаимооотношения власти и граждан, основные права и свободы граждан.

Конституция государства является не только юридическим, но политическим и идеологическим документом.

Первой в истории писанной конституцией стала принятая в 1787 году (вступила в силу в 1789 году) Конституция США, действующая до настоящего времени.

Первыми европейскими конституциями были Конституции Польши 1791 г. и принятая в том же году Конституции Франции.

Первой Конституцией России была Конституция РСФСР 1918 года. Затем в 1925, 1937 и 1978 годах принимались Конституции, когда Россия была одной из республик в составе СССР.

Действующая Конституция России принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу. 12 декабря 1993 года считается днем принятия Конституции РФ.

Юридические свойства конституции – ее признаки как правового акта, ее особенность в ряду НПА: закон, обладающий высшей юридической силой и прямого действия; отличается особым порядком ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок; является основным источником права; закрепляет основы государственного строя, правового статуса личности.

Общая характеристика Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы

(Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) и двух разделов. Раздел первый содержит девять глав:

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (ст. 1-16).

Глава 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ст.17-64).

Глава 3 ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО (ст.65-79)

Глава 4 ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ст.80-93)

Глава 5 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ст.94-109).

Глава 6 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (110-117)

Глава 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (ст.118-129)

Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (ст.130-133)

Глава 9 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ (ст.134-137).

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения»

Термин «основы конституционного строя» является новым для российского конституционного права.

Основы конституционного строя России закреплены в главе первой Конституции РФ и к ним относят: демократизм, республиканская форма правления, народный суверенитет, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, социальное государство, светскость государства, равенство граждан страны, суверенность государства.

Основы конституционного строя, согласно ст. 16 Конституции РФ, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация. Никакие субъекты в РФ, даже если они называются республиками и принимают свои конституции, не обладают качеством государственного суверенитета.

Конституционный Суд неоднократно обращался к вопросу о понятии суверенитета.

В частности, в постановлении от 7 июня 2000 года № 1-П по делу о поверке конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Суд отметил, что суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3,4,5, 67 и 79 Конституции РФ, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

«Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации».

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей.

Основы правового статуса человека и гражданина установлены Конституцией РФ. Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Институт конституционного статуса личности получил закрепление в главе второй Конституции РФ. В него включают: гражданство, общую правоспособность, принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности.

Принципы правового статуса личности:

– неотчуждаемость прав и свобод;

– ограничение пределами свободы других лиц;

– равенство перед законом и судом;

– равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности;

– непосредственное действие конституционных прав и свобод;

– гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;

– приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;

– равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

Гражданство Российской Федерации(ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы гражданства Российской :

Равенство прав граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Сохранение гражданства РФ за гражданином Российской Федерации, проживающим за границей.

Приоритет международного законодательства над национальным.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

– оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

– один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

– один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

– оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Федеральный закон от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение гражданства РФ

В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве основания приобретения гражданства РФ являются:

  • а) рождение;
  • б) прием в гражданство России;
  • в) восстановление в гражданстве РФ;
  • г) иные основания, предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором РФ.

Закон также указывает в качестве оснований приобретения гражданства – выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ (ст.17 Закона о гражданстве) – а именно при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором России лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

Процедура приобретения гражданства регламентирована Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г., утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 №1325 (в ред. от 06.08.2014).

В России появились новые условия приема в гражданство – владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором России или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Рассмотрим основные положения порядка приобретения гражданства.

  • 1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
    • – оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (независимо от места рождения ребенка);
    • – один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
    • – один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
    • – оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

    Ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

    Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». Мы их рассмотрим далее.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке (натурализация) при условии, если указанные граждане и лица:

    • а) проживают на территории России со дня получения вида на жительство до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 13 Закона о гражданстве. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года;
    • б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство нашей страны;
    • в) имеют законный источник средств к существованию;
    • г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором России или Федеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
    • д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства России.

    Владение русским языком подтверждает либо документ об образовании, либо свидетельство об изучении русского языка на территории иностранного государства, либо сертификат о прохождении специального тестирования, выданный образовательной организацией, действующей по специальному разрешению Министерства образования и науки РФ. От предоставления подобных документов освобождаются мужчины после 65 лет и женщины после 60, недееспособные граждане и инвалиды.

    Часть 2 статьи 13 Закона о гражданстве говорит о том, что срок проживания на территории РФ, установленный пунктом «а» части первой, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: гражданство государственный политический юридический

    • а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
    • б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
    • в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ;
    • г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для России;
    • д) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;
    • е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство нашего государства без соблюдения условий, предусмотренных частью первой данной статьи.

    Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом о гражданстве 2002 г. были определены следующие особенности приема в гражданство в упрощенном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

    • – имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;
    • – имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

    В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    • · ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России;
    • · ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, – по заявлению родителя;
    • · ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

    Ветераны ВОВ, имевшие гражданство СССР, могут стать гражданами России при соблюдении только одного условия – если они дадут обязательство соблюдать Конституцию и федеральные законы. Данное условие исключается при принятии в гражданство детей и недееспособных лиц, чьи родители или опекуны, имеющие российское гражданство, подают заявление о приеме их в гражданство РФ.

    Одним из способов приобретения российского гражданства является и восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет при сохранении всех остальных условий.

    Существует и такой способ приобретения гражданства как оптация (выбор гражданства). Он имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или иного государства. Различают позитивную оптацию, т.е. сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация – отказ от бывшего гражданства и получение нового.

    О гражданстве РФ. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ 2020 год. Последняя редакция

    • Артикул: 00804130
    • Обложка: Мягкая обложка
    • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
    • Город: Москва
    • Страниц: 48
    • Формат: А5 (148×210 мм)
    • Год: 2020

    Документ продается с актуализацией на дату продажи!
    Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
    В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
    Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Содержание
    Глава I. Общие положения
    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
    Статья 3. Основные понятия
    Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
    Статья 5. Граждане Российской Федерации
    Статья 6. Двойное гражданство
    Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
    Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
    Статья 9. Гражданство детей
    Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
    Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
    Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
    Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации
    Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
    Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
    Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
    Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
    Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
    Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
    Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
    Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
    Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
    Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
    Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
    Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
    Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
    Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
    Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
    Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
    Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
    Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
    Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
    Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов
    Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
    Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
    Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка
    Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
    Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
    Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
    Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
    Глава VIII.1. Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации
    Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы
    Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации
    Статья 41.3. Условия приема в гражданство Российской Федерации
    Статья 41.4. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации
    Статья 41.5. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации
    Статья 41.6. Полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона
    Статья 41.7. Принятие решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации
    Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации
    Статья 41.9. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации
    Глава IX. Заключительные положения
    Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
    Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
    Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Добавить комментарий