Фото собора Святого Марка (76 фото)

Интересные факты о Соборе Святого Марка в Венеции

Кафедральный Собор Святого Марка в Венеции, известный как Базилика Сан-Марко, – одна из самых известных и прекрасных церквей мира. Этот собор возвышается над площадью Святого Марка (Piazza San Marco) с 828 года. Он был освящен в 1094 году, а с 1807 года служил резиденцией архиепископа Венеции. Освящение Собора Святого Марка произошло в тот год, когда хорошо запрятанные мощи Святого Марка были предположительно обнаружены вновь. После нескольких дней интенсивных молитв дожжа Венеции Витали Фальера (Vitale Falier) мощи чудесным образом появились внутри колонны. Продолжите чтение этой статьи, чтобы узнать интересные факты о Соборе Святого Марка.

Венецианский Кафедральный Собор Святого Марка носит название «Базилика Сан-Марк». Это самая известная церковь во всей Венеции.

Базилика Сан-Марко – один из самых известных примеров византийской архитектуры.

Собор расположен на площади Святого Марка, в районе Сан-Марко, рядом с Дворцом Дожжей.

Первоначально собор служил «часовней» венецианских правителей, а с 1807 года он стал резиденцией Патриарха Венеции, архиепископа римско-католической епархии Венеции.

Собор Святого Марка получил прозвище «Церковь из золота» (Chiesa d’Oro) не только благодаря своему богатому убранству и обилию позолоченных византийских мозаик, а также благодаря особому статусу собора, как символа венецианского богатства и власти.

Первоначально Собор Святого Марка представлял собой временное здание во Дворце Дожжа, которое было построено в 828 году.

В 832 году был построен новый Собор Сан Марко, располагавшийся на том же месте, что и ныне существующий. Этот собор был сожжен во время восстания 976 года и был восстановлен в 978 году.

Собор был восстановлен в 1063 году, при дожже Доменико Контарини (Domenico Contarini), на том же месте, что и более ранний. Строительство было закончено в 1096 году.

Собор был освящен 8 октября 1094 года.

Работы по оформлению интерьера Собора Святого Марка продолжались до начала 19-го века.

Экстерьер Собора делится на три части – нижнюю, верхнюю и купола.

Размеры Собора Святого Марка составляют 76,5 (вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) достигает 43 метров.

Первоначально архитектура собора представляла собой комбинацию византийских и романских стилей, но последовательные дополнения и усовершенствования в течение нескольких веков привели к тому, что современная базилика – это смесь византийского, готического, ренессансного и мавританского стилей.

Фасад собора длиной около 52 метров имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса. Центральная арка больше, чем остальные четыре, но все они украшены замысловатой мозаикой.

Знаменитая квадрига — фигуры четырех бронзовых коней – была установлена на Соборе в 1254 году.

В 1204 году в юго-западном углу собора появилась скульптурная композиция «Тетрархи», представляющая взаимозависимость четырех правителей.

Интерьер Собора Святого Марка в основании напоминает греческий крест. Рукава креста разделены аркадами на три нефа и перекрыты сводами.

Мраморный пол Собора полностью выложен мозаикой с геометрическими узорами и изображениями животных.

Верхняя часть интерьера Собора украшена яркой мозаикой из золота, бронзы и различных камней.

Стены и потолки Собора Святого Марка выложены позолоченной мозаикой, которая охватывает площадь около 8 000 квадратных метров.

Считается, что Собор был построен по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов (ныне разрушенной) и церкви Святой Софии в Стамбуле.

Португалия – европейское государство, расположенное на территории Пиренейского полуострова. На западе и юге оно граничит с Атлантическим океаном, а на севере и востоке – с Испанией. Одной из самых интересных особенностей этой страны является разнообразие её ландшафтов – от гор, засушливых равнин и.

Тасмания – австралийский остров и штат с одним и тем же названием. Тасмания расположена приблизительно в 240 километрах к югу от восточной части Австралии. Территория Тасмании состоит из острова Тасмания и других окружающих островов. Около 37 % площади острова занимают заповедники, Национальные.

Парагвай (официальное название «Республика Парагвай») – это маленькая страна в сердце Южной Америки, не имеющая выхода к морю. Она граничит с Аргентиной на юге и юго-западе, Бразилией на востоке и северо-востоке и Боливией на северо-западе. Парагвай и Боливия – две единственные страны в Южной.

Собор Святого Марка (Сан Марко)

Собор Святого Марка, он же Базилика Сан-Марко — главный собор Венеции и, возможно, один из самых известных соборов Италии. Он находится на площади Сан-Марко в южной части города. Собор Святого Марка представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Старом Свете. Впрочем, он настолько уникален, что его собственный архитектурный стиль вышел далеко за рамки одного стиля. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов наравне с другими достопримечательностями Венеции.

История Собора Святого Марка началась в 829 году, когда мощи евангелиста Марка были перевезены в Венецию из Александрии. Дело в том, что в то время в Александрии мусульмане начинают сносить христианские церкви для того, чтобы построить на их месте мечети. Венецианские купцы, узнав об этом, крадут мощи святого Марка и тайно вывозят их в Венецию.

После перенесения мощей святой Марка замещает святого Федора на «должности» небесного покровителя города и на гербе Венеции с тех пор красуется крылатый лев — знак апостола Марка.

Самая первая базилика, построенная для хранения мощей, была уничтожена пожаром в IX веке. В 1094 году был достроен и освящен новый собор, который мы видим и сейчас. С тех пор он несколько раз достраивался, вносились изменения во внешнюю отделку, богато украшались внутренние своды собора, однако, в своем плане он не перестраивался.

Собор Святого Марка играл огромную роль в жизни Венецианской республики. Здесь короновали дожей Венеции, отсюда же они выступали перед горожанами. На площади перед собором благословляли войска и проносили стяги поверженных врагов.

Сегодня собор Сан Марко — действующий религиозный центр не только Италии, но и всей Европы, благодаря расположенным здесь христианским реликвиям: мощам Святого Марка, главе апостола Иакова Младшего и мощам мученика Исидора.

Архитектура собора Сан Марко

Собор Святого Марка построен по образу сразу двух христианских храмов: константинопольской церкви Святых Апостолов и стамбульского Софийского собора. Базилика Сан-Марко имеет вид греческого креста. Ее украшают 5 куполов: один над перекрестием, остальные — над концам креста.

Порталы центрального (западного) фасада, выходящего на площадь Сан-Марко, украшены потрясающими по красоте и богатыми мозаиками XVIII века. Собор достраивался много веков подряд, благодаря чему здесь собраны образцы различных архитектурных стилей: помимо классической греческой базилики с романским фасадом, здесь выделяется мраморное оформление фасадов, барельефы, колонны, относящиеся в различным стилям, готические башенки главного фасада и готические стрелы. Даже скульптуры коней, установленные над фасадом, неприемлемые в византийской архитектуре, смотрятся здесь вполне уместно.

Алтарь

«Золотым алтарем» (Пала д’Оро) называют алтарный образ главного алтаря Собора Святого Марка. Алтарный образ — это художественное произведение (картина, икона, мозаика), устанавливаемое за алтарем католических храмов. Размеры Пала д’Оро составляют 3,34 на 2,51 метра. Миниатюрные картины (иконы) алтаря представляют собой изображения на эмали (всего 250 штук), вставленные в готическую раму из позолоченного серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных камней. Часть эмалей были привезены из Константинополя во время четвертого похода крестоносцев. Сам алтарь помещён в мраморную дароносницу.

Мозаики

Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов этого вида искусства. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты.

Мозаикой украшены не только стены, но и своды собора и даже полы, которые благодаря золотистым мозаикам имеют уникальный мерцающий эффект.

Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцен из жития апостола Марка и Иоанна Крестителя. Фактически, по мозаикам собора Святого Марка можно изучать Библию. И это делает внутреннее убранство собора совершенно уникальным

Будьте внимательны, подсветка мозаик собора включается только с 11:30 до 12:30 (для их сохранности), в остальное время в соборе довольно темно. Лучше всего их разглядеть можно со второго этажа собора Святого Марка, а для этого нужно купить билет в музей.

Режим работы

Время работы собора Святого Марка для посетителей и всех его достопримечательностей зависит от сезона. Их два: высокий с 16 апреля по 28 октября и низкий с 29 октября по 15 апреля.

Собор Святого Марка открыт

  • по будням с 09:30 до 17:00 (последний вход в 16:45);
  • по выходным с 14:00 до 17:00 (последний вход в 16:45).

Музей собора открыт ежедневно с 09:35 до 17:00.

Доступ к алтарю (Пала д`Оро):

  • по будням с 09:35 до 17:00 (последний вход в 16:45);
  • по выходным с 14:00 до 17:00 (последний вход в 16:45).
  • по будням с 09:35 до 17:00 (последний вход в 16:45);
  • по выходным с 14:00 до 17:00 (последний вход в 16:45).

Кампанила (колокольня) работает по своему графику:

  • 1 октября — 31 марта: с 09:30 до 17:00 (последний вход в 16:45)
  • 7 — 24 января: всегда закрыта на ремонтные работы
  • 1 — 15 апреля: 09:00 — 17:30 (последний вход 16:45)
  • 16 апреля — 30 сентября: 8:30 — 21:00 (последний вход в 20:45)

Правила поведения

Не стоит забывать, что собор Святого Марка это действующий католический храм, в который регулярно приходят верующие и совершаются мессы, поэтому здесь приняты соответствующие нормы поведения. Кроме того, в соборе, как и во всей Венеции, огромное число туристов, поэтому есть ограничение по времени нахождения в соборе.

  • посещение длится не более 10 минут;
  • одежда должна быть соответствующей (плечи и колени закрыты);
  • вход с багажом запрещен (вход в камеру хранения с северного фасада);
  • фото и видеосъемка запрещены;
  • необходимо соблюдать тишину.

Вход в сам собор Святого Марка бесплатный. Стоимость осмотра отдельных сокровищ собора:

  • Вход в музей собора Сан Марко — 5 евро, дети — 2,50 евро.
  • Вход к Пала д`Ора (миниатюрный образ алтаря собора) — 2 евро, дети — 1 евро.
  • Вход в сокровищницу — 3 евро, дети — 1,50 евро.
  • Вход на кампанилу (колокольню) — 8 евро, дети — 4 евро.
Читайте также:  Оломоуц, Чехия: всё о городе, достопримечательности с фото

Собор Святого Марка, Венеция: фото, история собора, архитектура

Величественная Базилика Святого Марка является главным собором города, а с 1807 года и резиденцией патриарха в Венеции. В древние времена строение служило часовней при дворе дожей. Папа Бенедикт XVI назначил Франческо Моралья, уроженца Генуи, Патриархом Венеции 31 января 2012 года и 25 марта того же года он начал свое служение в качестве епископа. Собор расположен на площади Сан-Марко рядом с дворцом дожей и открыт для посещения паломниками и туристами ежедневно, за исключением редких дней, когда доступ ограничивается по объективным причинам. Строение вобрало в себя лучшие тенденции римско-византийского архитектурного стиля с элементами готики.

История возведения собора

История базилики Святого Марка началась в 828, когда одиннадцатый дож Джустиниано Партечипацио, решил построить церковь в честь святого Марка рядом с дворцом. Она была перестроена в 978. Пожары, вспыхнувшие во время бунтов 976 года, уничтожили постройку. Но прототипом собора в его нынешнем величии стала базилика 11 века.

Фото Собора Святого Марка — вид сверху

Возведение базилики было инициировано дожем Доменико Контарини в 1063 году, продолжено строительство было при его преемнике Доменико Селво, а завершение пришлось на времена правления тридцатого дожа Витале Фальеру. Базилика была освящена в 1094 году. В 1231 году собор пострадал при пожаре вновь, но работы по его реставрации велись непрерывно и к 1617 году храм обрел алтарь.

Собор Святого Марка в Венеции

Основным назначением храма было хранение мощей евангелиста Марка, вывезенных из Александрии венецианскими купцами в 828 году. Купцы видели явную необходимость в спасении христианской святыни от опасности, вызванной активным разрушением мусульманами церквей и строительством мечетей. Боясь таможенного досмотра, купцы надежно скрыли мощи Марка в партии свиного мяса. С момента размещения мощей, Святой Марк стал небесным покровителем Венеции. Свидетельством этого служит крылатый лев – символ города и знак апостола.

Все латинские надписи собора содержат:

  • библейские отрывки, написанные на свитках пророков;
  • средневековые тексты в стихотворной форме, посвященные к Святому Марку и написанные специально для храма.
  • молитвы или призывы, которые можно найти на арках, куполах или сводчатых потолках;
  • описательные тексты, иллюстрирующие отдельные сцены;
  • имена пророков и святых рядом с каждым отдельным изображением.

Колокольня Святого Марка

Колокольня Святого Марка — квадратная в сечении башня, достигающая, вместе с венчающим ее шпилем, высоты 99 метров. Некогда башня служила маяком для моряков. Дата начала ее возведения относится к двенадцатому веку. Позднее она была перестроена, покрыта медью, и в своем нынешнем обличии, с добавлением звонницы и шпиля, радует глаз. Из пяти оригинальных колоколов в настоящее время остался в первозданном состоянии только самый большой. Остальные были утраченные осенью 1902 года и были заменены. Все они — дар Папы Пия X.

Колокольня Святого Марка

14 июля 1902 года башня внезапно рушится. Причиной обрушения стала некачественная кладка. Ущерб казался непоправимым. Благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелел угловой фрагмент базилики. В основании колокольни сохранился балкон, постройки середины 16 века, украшенный мрамором и бронзой. Городской совет принимает решение о восстановлении постройки в первозданном виде. Восстановительные работы начались 25 апреля 1903 года, а спустя девять лет, в 1912 году, новая колокольня была открыта. Здание венчает воссозданная медная фигура Архангела Гавриила, почти полностью перестроенная по образцу 1822 года.

С колокольни можно обозреть панораму великолепной Венеции. Колокольня, в основании которой лежит фундамент римского периода девятого века, построенная в период между двенадцатым и четырнадцатым веком, после реконструкций и реставраций предстает в практически не изменившемся виде. Лаконичная гармония римской архитектуры встречает приезжающих в Венецию. Несмотря на попадание молний и пережитых землетрясений, колокольня продолжает радовать приезжих и жителей города.

Колокольня Святого Марка

Посетить башню стремились все путешественники, начиная с глубокой древности. Слишком уж привлекателен вид на город и порты. Пропуск давался крайне осмотрительно, дабы избежать попытки использования высотных наблюдений в разведывательных целях. Во времена Галилео Галилея башня использовалась в качестве обсерватории для изучения неба. На верхней площадке в 1609 году размещался телескоп.

Мозаики в византийском стиле

При доже Доменико Сельво в 1071—1084 зародилась основа мозаичного убранства собора. Мозаичные изображения — первая ассоциация с Собором Святого Марка. Мозаики на золотом фоне покрывают более 8000 квадратных метров стен, сводов и купол базилики. Византийский след в архитектурном дизайне прослеживается в естественной интеграции элементов отделки.

Мозаика внутри Собора Святого Марка

Мозаичный декор развивался в течении восьми веков. Мозаики базилики содержат изображения жития библейского ветхозаветного и новозаветного Святого Марка, аллегорические фигуры, события из жизни Христа, Богородицы и других святых. В оформлении преобладают теплые цвета. В зависимости от интенсивности освещения, мозаичные изображения предстают перед прихожанами в различном цвете, поражая воображение поразительными эффектами.

Мозаика внутри Собора Святого Марка

Помимо эстетического наслаждения, внутреннее убранство собора хранит наиболее значимые свидетельства духовных исторических событий. Послания древних зодчих, выраженные в свойственных различным историческим периодам художественных тенденциях, бережно восстанавливаются по мере необходимости, и предстают перед взором ценителей искусства в качестве бесценных артефактов прошлого. Несомненным украшением собора является и пол, набранный из фрагментов различных форм и размеров многоцветного мрамора. Среди разнообразных геометрических мозаик представлены изображения представителей животного и растительного мира.

Музей Святого Марка

Музей Святого Марка был основан в конце 19 века. Внутри музея собраны реликвии различного назначения и происхождения, но так или иначе принадлежащие Собору. В музее есть персидские ковры, облачения для богослужений, иллюстрированные рукописи с текстами литургий, фрагменты древних мозаик, отделенными во время реставрации девятнадцатого века, гобелены с историями об Иисусе, шитые шелком и серебром, полотна с житием святых. Среди наиболее важных экспонатов можно рассматривать колесницу, некогда красовавшуюся в центре главного фасада.

Расположение:
Адрес Собора: Piazza San Marco, 328, 30100 Venezia VE, Италия
Официальный сайт Собора Святого Марка

Музей Святого Марка на карте Италии

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Собор святого Марка – нетипичный для Италии храм и символ Венеции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.

В то время было сделано много дополнений, поскольку здание базилики стало резиденцией патриарха Венеции. Из Константинополя привезли алтарный образ «Пала д’Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.

В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.

Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.

Под собором святого Марка есть статуя крылатого льва (он был символом этого святого), который держит книгу с цитатой «покойся с миром, Марк, мой евангелист». В центре балкона базилики можно увидеть четыре бронзовые лошади, которые были установлены примерно в 1254 году. При этом стоит отметить, что сегодня можно увидеть разве что бронзовые копии этих статуй а оригиналы хранятся в музее святого Марка, находящемся в соборе.

Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь — интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.

Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.

А ещё, собираясь в этот удивительный итальянский город, стоит узнать про 10 нераскрытых тайн древней Венеции, о которых рассказывают не всем туристам .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка (Basilica San Marco) находится на одноименной площади рядом с Дворцом дожей и представляет собой великолепный архитектурный образец византийского стиля. Собор известен на весь мир и является обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Венеции.

Помимо того, что данный собор является прекрасным творением архитектуры с интересной историей, в нем хранятся мощи евангелиста Святого Марка, для поклонения которым сюда приходят многие верующие.

Здесь также хранится большое количество произведений искусств, привезенных из Константинополя, а внутреннее убранство собора и многочисленные мозаики не оставят равнодушными даже искушенных туристов.

Читайте также:  Достопримечательности Переславль-Залесского с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, туристическая карта

Собор Святого Марка также является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения Собора Святого Марка

История возникновения Собора Сан Марка берет свое начало с 828 года, когда, согласно легенде, двумя венецианскими купцами Рустико и Буоно из Константинополя были вывезены мощи апостола Марка.

Мощи святого были перевезены специально для того, чтобы уберечь их при грядущем разрушении христианских соборов мусульманами. Апостол Марк и по сей день является хранителем Венеции.

Кстати говоря, о данной легенде повествует мозаика на одной из стен базилики.

Строительство базилики

Сразу же после того, как мощи апостола Марка оказались во владении Венеции, началось строительство базилики Сан Марко, которое завершилось в 832 году при доже Джованни Партечипацио. К сожалению, в скором времени базилика полностью сгорела из-за пожара, но уже к 1063 году на ее месте построили новую.

Для строительства собора Святого Марка использовалось лиственное дерево, которое на тот момент применялось повсеместно в Венеции в силу своих свойств. Дело в том, что лиственница способна сохранять длительное время свои первоначальные качества даже при контакте с водой.

Архитектура Собора Святого Марка

Красивейшие мраморные декоративные элементы, колонны и статуи – собор Святого Марка просто создан для восхищения.

Фото: Vladislav Gajic / Shutterstock.com

Фасад

Форма и архитектура собора Святого Марка отличается своеобразием: собор построен в виде греческого креста и имеет 5 куполов. Общая площадь базилики составляет 4000 квадратных метров, а высота — 43 метра.

Интерьер

Внутреннее убранство собора выполнено в полном соответствии с принятым в то время венецианским стилем.

Основная часть базилики украшена изысканной романской резьбой, выполненной в начале 13 века, а внутреннее убранство изобилует живописными мозаиками того же времени. Действительно, данный собор является хранителем не только мощей святого, но и шедевров искусства.

Фото: And_Ant / Shutterstock.com

К сожалению, мозаики сохранились до наших дней не полностью и многие из них были заменены картинами Тинторетто и Тициана.

Иконы в этом соборе также выполнены в виде мозаики и воспроизводят сцены из жизни Святого Марка. Многочисленные мозаичные картины на потолке базилики повествуют о сценах из Ветхового Завета.

Фото: mary416 / Shutterstock.com

При входе в реликварий, где хранятся мощи святого, привлекают внимание огромные бронзовые двери, украшенные львиными головами.

Золотой алтарь

Можно бесконечно восхищаться убранством собора и великолепными мозаичными работами, буквально пронизывающими стены базилики, но самой ценной его частью является алтарная часть. Здесь хранится самая настоящая венецианская сокровищница и святыня святынь – знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro).

Ювелирное богатство алтаря превосходит все мыслимые границы. Алтарь состоит из 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом и украшенных различными драгоценными породами камней.

Как добраться до Собора Святого Марка

Если вы запланировали посещение собора Святого Марка в Венеции, то вам не придется его долго искать. Базилика располагается на одноименной площади, недалеко от знаменитого Дворца дожей.

Добраться до базилики можно:

  • пешком от Пьяццале Рома или или ж/д вокзала Санта Лючия примерно за 40 минут (следуйте указателям);
  • на водном трамвае №№ 1, 51, 2 от Piazzale Roma или ж/д вокзала Santa Lucia.

Часы работы

Базилика Сан Марко открыта:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.30 до 17.00 часов в будни и с 14.00 до 16.30 в воскресенье и праздники;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.30 до 17.00 часов в будни и с 14.00 до 17.00 в воскресенье и праздники.

Часы работы музея:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.45 до 16.45 часов;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.35 до 17.00 часов.

Золотой алтарь и Сокровищницу можно посмотреть:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.45 до 16.45 часов и с 14.00 до 16.30 в воскресенье и праздники;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.35 до 17.00 часов и с 14.00 до 17.00 в воскресенье и праздники.

Уточняйте информацию на официальном сайте: расписание может меняться.

Стоимость посещения

Вход в собор Святого Марка бесплатный по состоянию на 2020 год.

Посещение музея, Золотого алтаря и сокровищницы платное:

  • билет в St. Mark’s Museum: 5 Евро для взрослых и 2,50 Евро для детей от 6 до 18 лет;
  • билет в Pala d’oro: 2 Евро для взрослых и 1 Евро для детей от 6 до 18 лет;
  • билет в Tesoro: 3 Евро для взрослых и 1,50 Евро для детей от 6 до 18 лет.

Посмотреть точную стоимость билетов можно на официальном сайте Собора Святого Марка www.basilicasanmarco.it.

Посетите также

Конечно, знакомство с Венецией следует начать с посещения именно площади Сан Марко, на которой вы можете осмотреть не только собор, но и знаменитый Дворец дожей, расположенный поблизости.

Дворец дожей известен как резиденция венецианских дожей и является центральным зданием Венеции. Помимо интересного архитектурного исполнения, дворец славится огромным количеством произведений искусства, хранящихся в его стенах, и исторической значимостью его залов.

Фото: Don Mammoser / Shutterstock.com

Во дворце Дожей проходили не только трибуналы и заседания первых представителей власти, но и вершилось правосудие.

Из Дворца дожей вы сможете выйти на печально известный Мост Вздохов, соединяющий великолепный дворец с тюрьмой, куда отправляли осужденных после вынесения приговора. Кстати сказать, в этой тюрьме также был заключен Казанова – единственный узник, которому удалось сбежать из этого страшного места.

Экскурсии по Венеции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Венеция: мозаики собора святого Марка

Величественный храм Святого покровителя города и личная церковь Дожей, правителей Венеции, Сан-Марко поражает великолепием отделки и богатством, хранящихся в нем сокровищ. Роскошные уникальные мозаики храма созданные в XII-XIII веках не оставят никого равнодушными. В 1987 году собор Святого Марка вошел в число объектов всемирного наследия Юнеско.

Содержание:

И стория Собора

Прекрасный собор, который туристы видят сегодня, это третье религиозное сооружение, располагающееся на этом месте. В 828 году здесь появилась небольшая капелла Дожей, где хранились мощи Святого Марка доставленные из Александрии. В 976 году она сгорела дотла во время народного восстания и была отстроена вновь. В 1063 году заложили новую базилику в форме греческого креста. Она повторяла план «церкви Двенадцати апостолов» в Константинополе. Тридцатью годами позже, в присутствии императора Генриха IV, церковь торжественно освятили.

Образовавшаяся в IX веке, к началу XI века Венеция стала самым богатым и могущественным торговым городом. Корабли Республики бороздили просторы Адриатики. Победоносный флот сражался с норманнами и сарацинами. Венецию называли «республика Serenissima» (Яснейшая) или «республика Святого Марка». В 1075 году дож Доменико Сельво выпустил официальный указ, обязывающий возвращающиеся в гавань корабли привозить в дар Святому Марку заморские диковины. Нескончаемый поток подношений Святому хлынул в Венецию.

  • Собор построен для хранения мощей евангелиста Марка

Среди даров были и прекрасные колонны различных ордеров из редкого мрамора, порфира, гипса и яшмы Восточной и Малой Азии. Они умело, интегрированы мастерами в гармоничной архитектонике собора и придают необходимую легкость и изящество, внушительной приземистой громаде фасада, смягчая ощущения надежности и непоколебимости налетом шарма и кокетства. Таким образом, была решена практическая задача: создание устойчивого сооружения на зыбкой песчаной почве острова. И вторая эстетическая: предание внешней привлекательности.

Фасад и квадрига Лисиппа

Фасад собора можно визуально разделить на три горизонтальных уровня. Нижний уровень образованный пятью входными вратами-порталами с арками и колоннадами. Средний уровень — это терраса, ограниченная изящной балюстрадой, где разместилась четверка лошадей. Верхний уровень венчают пять куполов.

Каждый камень, предмет, украшение базилики, мозаика или скульптура это целая история, часто полная самых неожиданных событий. Например, квадрига коней, которую крестоносцы забрали из ипподрома в Константинополе.

  • Мозаики фасада рассказывают об обретении венецианцами мощей Святого

Происхождение бронзовых с позолотой и серебрением лошадей остаётся неизвестным. Возможно, это работа скульптура Лисиппа IV века до н. э. Известно, что квадрига поражала жителей средневековой Венеции мастерством скульптора. Вот как писал о ней : «Красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художик предал такое сходство с живыми, что кажется, ты слышишь их топот и ржание».

Множество квадриг украшало арки античных городов, но четверка из Венеции, единственная из сохранившихся до нашего времени. Хотя и она покидала город на некоторое время. В 1797 году полки Наполеона вошли в Венецию , и в ознаменовании этого события император Франции установил квадригу на Триумфальной арке Парижа. Но уже через 18 лет скульптуру вернули на свое законное место. Сейчас ее оригинал хранится в музее собора, а на фронтоне находится копия.

  • Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в 1265 году

Крестовые походы начала XIII века принесли Венеции богатство и процветание. Трофеев отданных в дар собору Святого Марка была настолько много, что некоторым не нашлось места внутри его стен. Их разместили снаружи.

Скульптурная группа из красного порфира высотой 130 сантиметров датируются III-IV веком, и была доставлена в Республику после разграбления венецианцами Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода. Тетрархи — четыре правителя, а точнее два Цезаря и два Императора, обнявшись, символизируют единение и стабильность. Выбора скульптором материала порфира, жёсткого и трудного в обработке, также усиливает эффект незыблемости власти. До сих пор неясно, какая из двух тетрархий послужила вдохновением для создания этой группы.

«Тетрархия» или «четырехвластие» была основана императором Диоклетианом в 293 году, дабы разрешить кризис Римской империи III века. Диоклетиан назначил военачальника Максимилиана сначала Цезарем, младшим соправителем, а потом и Августом, отдав ему в управление Западную часть империи, оставить себе Восточную. Чуть позже было решено добавить каждому Августу по Цезарю. Предполагалось, что после 20 лет правления Август должен отречься от престола, а власть переходила далее к Цезарям.

Читайте также:  Автобус 746: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

  • Недостающая ступня хранится в Археологическом музее Стамбула

Все четыре фигуры одеты в одинаковые платья и практически не отличаются друг от друга, не неся никаких индивидуальных черт, а лишь выражая сам концепт тетрархи. В 1960 году, во время раскопок в Стамбуле, у дворца Мирелейон, был обнаружен недостающий фрагмент ноги фигуры. Это находка еще раз подтвердила версию о происхождении группы.

Популярная легенда, однако, говорит, что четыре фигуры это воры, застигнутые святым покровителем собора в момент, когда они собирались утащить скрытые внутри сокровища. Обращённые Святым в камень, они были замурованы горожанами в каменную кладку собора на углу той самой сокровищницы, которую собирались ограбить.

Две изящно декорированные колонны недалеко от тетрархов, также попали в Венецию из Константинополя. Когда-то они украшали базилику Святого Полиевкта, а позже были вывезены кораблем из города Акки откуда и получили свое название «колонны Aкки». Тонкие узоры в виде крылатых пальметт, павлинов, гроздей винограда характерных для иранского искусства и выполненные с точностью и изяществом, завораживают. Как и для тетрархов, места внутри собора колоннам не хватило.

А теперь поднимите взгляд к фигуре, венчающий единственный портал собора, обращенный к морю. Это Святой Христофор. Моряки, подплывающие со стороны лагуны, видели его еще издалека. Древнее поверье гласит, что взглянувшего на образ Христофора в течение дня не коснется никакое зло.

  • Святой покровитель моряков

Мозаики и история обретения мощей Святого Марка

«Вот храм Святого Марка. Он украшен россыпью колонн из яшмы, мрамора, порфира богатый данью полу мира причудлив и могуч собор. Восточный каменный узор и минарет, ввысь устремленный и купола скорей мечеть, чем церковь, где перед Мадонной нам надлежит благоговеть». Строки из байроновского «Паломничества Чайльд-Гарольда» прекрасно отражают суть первого впечатления производимого базиликой. Действительно, смешение стилей причудливо сплетающихся в удивительную гармонию целого очевидно.

Мозаики, непременный атрибут византийских храмов, островерхие башенки заставляют думать о готике. А вот обратно вогнутые арки над двумя крайними порталами явно указывают на арабское влияние, напоминая о египетской Александрии, где принял мученическую смерть Святой покровитель собора и первый епископ христианской общины в городе, Марк Евангелист, иудей-христианин из Иерусалима.

Все пять порталов храма объединены общей тематикой мозаик жизни Святого покровителя и обретения его мощей. Рассматривать мозаики нужно справа налево. Мозаика над правым порталом изображает перенесение тела Святого Марка на корабль. Она была создана в 1660 году неизвестным мастером по наброску Пьетро Веккиа.

  • Венецианские купцы воруют мощи святого Марка

31 января 828 года святые мощи Марка Евангелиста были тайно выкрадены двумя венецианскими купцами Буоно да Маломокко и Рустико да Торчелло из храма в египетской Александрии. Что же послужило мотивом такому поступку? Поклоняясь в Александрии своему Святому, в посвященной ему церкви, венецианцы узнали от монаха Стаурацио и священника Теодоро о том, что церкви грозит разрушение.

Арабский губернатор Александрии приказал использовать мраморные колонны и плиты храма для возведения нового дворца в Вавилоне. По легенде, укрыв мощи Святого в корзине, под кусками свиного мяса, предприимчивым купцам удалось обмануть бдительность мусульманских таможенников и погрузить ценный груз на корабль.

История продолжается в мозаике над вторым порталом справа. Ее сюжет, прибытие мощей апостола Марка в Венецию. Успешно и чудесным образом преодолев испытания морского путешествия, мощи Святого были доставлены в Венецию, где их торжественно принял дож Джустиниано Партичипацио.

  • Вторая фреска фасада собора

Для хранения мощей немедленно была выстроена первая роскошная церковь, дом Святого Марка. Кстати, из-за того что мощи были доставлены в Венецию в плетеной корзине, он иногда почитается как покровитель корзинщиков.

Мозаики над двумя порталами слева также повествуют об обретении мощей. Вторые врата слева украшены сюжетом «Дож и венецианская Синьория встречают мощи Святого Марка». Это работа 1729 года Леопольда даль Поццио. Над крайним порталом изображена процессия переноса мощей в собор. Эта единственная из внешних мозаик, сохранившаяся с XIII века. Мозаика примечательна тем, что благодаря ей можно представить, как выглядел собор Святого Марка 8 столетий назад.

  • Встреча мощей святого Марка

В Средневековье мощи были сильнейшим социальным и экономическим инструментом, привлекая пилигримов и купцов. Поэтому каждой подобной обретённой реликвии оказывалось всяческое почитание и уважение. Мощи Святого Марка играли же особую роль для города. Именно Святой Марк крестил жителей Венеции.

  • Торжественный перенос мощей в собор

Позднее Апостол Марк стал изображаться и на эмблеме города. Ее можно увидеть над центральным порталом. На тёмно-синем, усеянном звёздами фоне, непоколебим и могуществен, застыл грозный крылатый лев. Так в христианстве принято изображать Марка Евангелиста.

Лев символ силы Евангелиста, а крылья его указывают на духовную возвышенность. Одной лапой он опирается на раскрытую книгу, где читается фраза «Мир тебе о, Марк Евангелист, здесь найдет покой тело твое». Фигура Марка Евангелиста с золотым нимбом над головой венчает главный портал собора.

Притвор, вход в дом Святого Марка

Приглушенный свет дня в притворе окутывает посетителей покрывалом, отделяя от внешнего мира. «Притвор» или «Нартекс» пристроили к собору в XIII веке. Обычно в нартексе собирались грешные и кающиеся люди, кому не разрешено было вступать в сам храм. Из нартекса они могли слушать проводимые богослужения.

Мозаики нартекса по ветхозаветным сюжетам выполнили венецианские мастера. Панно раскрывают перед зрителями значение пришествия в мир Мессии и готовят зрителей к созерцанию евангельских сцен внутри самого храма. Этот цикл работ, является одним из лучших примеров мозаичного искусства во всем мире.

Первыми здесь появились мозаики дальней части храма, апсиды. Они создавались неизвестными мастерами, по канонам христианской иконописи. Позже свою лепту внесли и местные художники, а в дальнейшие века мозаики реконструировались и реставрировались. Ведущие художники эпохи, такие как Тинторетто и Тициан создавали картоны, для набора новых мозаик.

Интересна техника, использованная для работы. Поверх золотой фольги выкладывали муранскую стекломассу, и сияние золота сквозь прозрачное стекло было видно даже в темноте храма, что придает ему атмосферу таинственности, загадочности, величия и роскоши.

  • Центральный вход в собор

В литургических одеждах с распростертыми руками, встречающий верующих Святой Марк изображён на золотой мозаике центрального входа. Святой приглашает и пилигримов, и странников, и просто прохожих зайти в дом Божий для размышления или отдыха. Молитва рядом гласит «О, Марк, отпусти грехи тех, которые сложив руки, взывают к тебе. Твоим заступничеством и милосердием Божиим да будут они спасены». Эта мозаика датируется 1545 годом. Согласно новейшим исследованиям автором сюжета является Тициан.

Мозаики, мягкое золото Собора

Задержитесь ненадолго у самого входа, чтобы охватить и осознать открывающуюся картину. Смешение стилей от византийского до классики XIX века. Блеск золотых мозаик, ритмичность элегантных колонн некоторые из которых украшали ещё первую базилику, накрывают с головой. В сгустившемся сумраке нефа после полумрака нартекса. Четыре мощных контрфокса, на которых покоится главный купол и шесть тонких колонн с золотыми верхушками, делят внутреннее пространство храма на центральный неф и два боковых.

Собор в плане, это греческий крест, то есть его основные нефы или вертикальные перекладины креста, равны по длине трансептам, горизонтальным нефам. Такая организация пространства создает ощущение погружения в особый мир, сверхъестественный, освещаемый мягким отблеском мерцающего золота, отделенный от мира привычного и знакомого.

Атмосфера божественности собора поддерживается и его иконографической концепцией. От нартекса, главного входа к апсиде, его дальней части, последовательно развертываются истории о ветхозаветных пророчествах, логически завершаясь мозаиками, описывающими воплощение этих пророчеств, «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение» и «Крещение Господне».

Они были набраны по наброскам великого Тинторетто и заменили предыдущие работы с подобными сюжетами. Один из теоретиков искусства в восторге писал так: «Ни один город не имел столь прославленной Библии, храм-книга, сверкающий подобно Вифлеемской звезде».

  • Внутри собор светится волшебным золотым светом

Работы над изображениями в храме не прекращались в течение восьми веков, хотя большая, значительная их часть была готова в XIII-XIV веках. Стены и своды собора покрыты в общей сложности более чем 4 тысячами квадратных метров цветного стекла. Преобладающие теплые оттенки, использованные в оформлении храма, в том числе золото, освещённое рассеянным светом, проникающим сквозь окна, придают собору торжественность и загадочность.

Баптистерий, крестильня Собора

Базилика Святого Марка является действующим местом поклонения. В связи с этим доступ к некоторым частям храма ограничен. Закрытой зоной, где проводится таинство Крещения, является и баптистерий, вход в который находится в правой стене. Баптистерий возвели в XIV веке при доже Андреа Дантоло. В тот период баптистерий являлся отдельным от храма помещением, и попасть в крестильную капеллу можно было через портал, обращенный к морю.

Как и весь собор, баптистерий привлекает изумительными мозаиками византийской традиции, но уже с ощутимым готическим налетом. Они посвящены служению Иоанна Крестителя, от благовещения его отца Захарии до смерти Крестителя, по приказанию царя Ирода.

  • Каменная купель закрыта бронзовой крышкой

Купол над купелью был добавлен позже, при Якопо Сансовино, выдающемся скульпторе и архитекторе эпохи высокого Возрождения, возглавлявшем строительные работы в соборе с 1529 года. Блестящие мозаики купола изображают Иисуса, отправляющего апостолов крестить народы со словами: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Все сюжеты имеет ярко выраженную дидактическую функцию, словно краткая Библия в картинках для готовящихся принять Крещение. Крестильная купель была создана учениками Якопо Сансовино в XV веке. Алтарь установлен на гранитной плите финикийского происхождения. По легенде с нее проповедовал Иисус. В полумраке у стен разместились каменные гробницы некоторых дожей. Тут покоиться Андреа Дандоло, здесь же расположено захоронение и архитектора Якопо Сансовино.

Добавить комментарий