Система высшего образования в китае 2020

Система высшего образования в китае 2020

  • О журнале
  • Редсовет и редколлегия
  • Требования к материалам для публикации
  • Этика редакции
  • Подписка
  • Порядок рецензирования
  • Архив
  • Диалоги
  • Школьный автобус
  • Кафедра
  • Трудовая книжка
  • Переплёт
  • Личностный потенциал
  • Schools’n’skills
  • Global
  • Учить учителей
  • Персонализация
  • Футурама
  • Рулевое колесо

Современный Китай стал страной с наиболее масштабной системой высшего образования в мире. Но одновременно с проведением курса на развитие массового высшего образования Китай также формирует кластер элитных университетов, цель которых — выход на ведущие позиции в рейтингах лучших вузов мира. Становление китайской высшей школы в качестве международного образовательного лидера превращается в весомый фактор геополитического влияния китайского образования, культуры и жизненных ценностей, в первую очередь — на сопредельные страны.

Ключевые слова: Доступность, равенство возможностей, справедливость, массовое образование, элитные университеты, конкурентоспособность, рейтинги, функции, ценности.

По данным Министерства образования КНР, в 2018 г. на всех видах программ обучалось 19 239 студентов из России. По этому показателю РФ занимает 6-е место среди экспортёров студентов в КНР [28].

Нормативно-правовые основы формирования системы высшего образования. Принятые в конце ХХ в. «План мер по возрождению образования в XXI веке» и совместное решение ЦК КПК и Госсовета КНР «Об углублении реформы образования и всестороннем содействии продвижению качественного образования» заложили основу правового регулирования современной системы национальных вузов. Все государственные вузы были разделены на две основные категории: центрального (категория «А») и местного (категории «Б/В») подчинения. Находящиеся под управлением центральных ведомств университеты превращались в площадки апробации различных моделей организации обучения для повышения качества образования с ориентиром на достижение лучших мировых стандартов. К местным отнесены вузы, непосредственно подчиняющиеся органам управления субсуверенного уровня. Они финансируются из средств соответствующих бюджетов провинций и городов центрального подчинения. Их образовательные программы в первую очередь направлены на удовлетворение потребностей социально-экономического развития и образовательных запросов населения на местах. В то же время перед их руководством поставлена задача по мере возможностей адаптировать передовой образовательный опыт к местным условиям и повышать качество высшего образования с учётом потребностей региональных предприятий и населения. В ходе реформы системы управления высшим образованием в КНР постепенно сокращалась доля университетов, непосредственно подчиняющихся Министерству образования КНР и центральным ведомствам, и увеличивался удельный вес вузов, находящихся под управлением субсуверенных органов. Так, в 2017 г. в подчинении центральных органов управления находилось 114 университетов (или 9,17% от числа вузов, реализующих программы бакалавриата), в том числе под юрисдикцией Министерства образования КНР осталось 76 университетов (6,11%) [21].

Параллельно общему высшему образованию в стране развивается его неакадемический сектор — высшее профессиональное образование, в рамках которого реализуются 2-3-годичные программы специализированной подготовки (так называемые программы чжуанькэ). В 2017 г. насчитывалось 1 388 высших профессиональных колледжей, предлагавших программы чжуанькэ, за год их число выросло на 29 [32]. Количество вузов для взрослых (предоставляющих возможность получить высшее образование гражданам, вышедшим из студенческого возраста), наоборот, из года в год сокращается. Это означает, что в настоящее время почти половина молодых китайцев получают высшее профессиональное или общее высшее образование до выхода на рынок труда. В последние годы КНР активно развивает сегмент поствузовского образования, т. е. программы магистратуры и докторантуры . В 2017 г. в 578 университетах и 237 исследовательских институтах обучалось 2,64 млн человек, из них 362 тыс. — в докторантуре, остальные — на ступени магистратуры [32].

Развитие массового высшего образования поддерживает неуклонный рост инвестиций в систему образования, прежде всего из центрального бюджета (рис. 3). В 2018 г. объём инвестиций в систему образования был увеличен на 8,39 % — до 4,61 трлн юаней, в том числе на нужды высшего образования было направлено 1,2 трлн [18].

В 2018 г. только из бюджетной системы (прямые расходы бюджетов всех уровней, средства государственных фондов, доходы от бизнес-проектов, реализуемых вузами совместно с органами управления) было инвестировано в систему образования 3,7 трлн юаней [18].

Реформа многоуровневой структуры высшего образования. К настоящему времени в стране полностью сформировалась трёхуровневая структура подготовки квалифицированных кадров: 1) исследователи послевузовского уровня (магистранты и докторанты); 2) студенты бакалавриата; 3) студенты неакадемических образовательных организаций и программ (чжуанькэ). Структурная реформа начиналась с изменения соотношения между численностью обучающихся по программам бакалавриата и краткосрочной подготовки чжуанькэ. До недавнего времени последние программы не давали возможности выпускникам продолжить обучение на более высоких уровнях образования, поэтому на обыденном уровне они рассматривались как «второсортное образование». После введения в 2014 г. прикладных программ бакалавриата и магистратуры постепенно стала создаваться более сбалансированная структура секторов академической и неакадемической подготовки молодых специалистов (см. табл. 1).

Таблица 1.
Численность получающих образование по программам бакалавриата и специализированной подготовки чжуанькэ в 2017 г. (млн чел.) [32]

Система высшего образования в КНР сильно сегментирована по качеству образования, что частично отражает значительную дифференциацию социально-экономического развития регионов. В то же время она является результатом государственной политики, нацеленной, с одной стороны, на увеличение числа организаций высшей школы и рост охвата высшим образованием выпускников полной средней школы, а с другой — на повышение глобальной конкурентоспособности китайского высшего образования и его репутационных позиций в международных рейтингах университетов. С середины 1990-х гг. в стране были приняты и реализовывались две долгосрочные программы по поддержке перспективных вузов — проект 211 и проект 985 [1].

Проект 211. Название проекта состояло из двух частей: «21» — краткое обозначение XXI века, «1» — от 100, что означало предполагавшееся число охваченных проектом вузов. Проект 211 был запущен в 1995 г. после публикации соответствующего решения Госсовета КНР и был нацелен на развитие исследовательского потенциала отобранных университетов. В 2017 г. их было 117, главным образом они специализируются на дисциплинах и программах, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития страны. На долю университетов, отобранных в проект 211, приходилось около 70% бюджетного фондирования научных исследований. В них сосредоточена подготовка 80% докторантов. Их доля в подготовке специалистов с высшим образованием составляла 66%. Проект 211 состоял из трёх частей: улучшения общих условий управления вузами; формирования ключевых дисциплин; создания системы общественных услуг высшего образования. Вторая и третья фазы проекта 211 отдавали приоритет формированию ключевых дисциплин [1].

Проект 985. Начало проекту положил документ Министерства образования КНР 1998 г. Проект был нацелен на повышение репутации китайского высшего образования, поддержку развития университетов мирового уровня, способных вносить весомый вклад в национальное и региональное развитие. Первоначально в 2003 г. он охватывал 9 лучших национальных университетов. В 2009 г. их сотрудничество было формализовано как Лига С9, позиционирующаяся как китайский эквивалент Лиги плюща в США.

Таблица 2.
Список университетов С9 и их позиции в ведущих мировых рейтингах, 2018 г. [3]

В 13-м пятилетнем плане КНР (2016−2020) были намечены дальнейшие направления развития национальной системы образования в рамках стратегии построения экономики знаний [29]. В качестве официальных целей стратегии строительства университетов и дисциплин мирового класса были выделены:

  • продвижение университетов и учебных дисциплин, обладающих соответствующим потенциалом, в число высоко котирующихся на мировом уровне;
  • ускорение развития системы управления высшим образованием и модернизация возможностей управления;
  • повышение уровня инноваций в подготовке кадров, научных исследований, социальных услуг и культуры в структурах высшего образования;
  • трансформация институтов высшей школы в важный источник исследовательских и технологических инноваций, передовых идей и культуры, основы по воспитанию талантливых граждан во всех сферах [34].

Проект «Университеты и дисциплины мирового класса» предусматривает механизм регулярной оценки качества достижений университетов (каждые 5 лет), по результатам которой те вузы, деятельность которых признана неудовлетворяющей установленным параметрам, могут быть исключены из проекта. Проект также предусматривает возможность инициатив университетов, позволяющих им относить себя к той или иной группе, исходя из их отличительных характеристик и функций. В целях реализации проекта провинциальные правительства могут проводить слияния и реорганизации вузов, находящихся в их подчинении, чтобы по меньшей мере два провинциальных университета могли к 2030 г. войти в рейтинги лучших вузов мира. Одновременно проект ставит перед вузами-участниками задачу оптимизации учебных курсов и содержания учебных дисциплин, в том числе благодаря возможности активного привлечения к преподаванию известных национальных и зарубежных учёных и специалистов.

Первоначально для участия в проекте было отобрано 42 вуза, которые планировалось трансформировать в университеты наивысшего мирового уровня. Из них 36 университетов относились к категории «А», а 6 — к категории «В/Б». Приоритет отдавался вузам, которые были близки к тому, чтобы стать вузами мирового уровня, или были признаны ведущими по конкретным дисциплинам, важным для национальной безопасности, способным поддерживать региональное развитие и промышленность, а также новым и междисциплинарным предметам. Еще 95 университетов были выделены как ведущие по дисциплинам мирового уровня. Всего 137 университетов отвечали первоначальным критериям проекта «Университеты и дисциплины мирового класса» (4,7% от числа вузов в стране). Из 42 вузов 33 находились в подчинении Министерства образования КНР, 4 — Министерства промышленности и информационных технологий, 1 — АН КНР, 3 — провинциальных правительств, 1 являлся военным университетом.

Реализация проектов создания группы элитных университетов способствовала их быстрому продвижению в мировых образовательных рейтингах. Так, в рейтинге университетов развивающихся стран Emerging Economies University Rankings в 2019 г. КНР была представлена 72 вузами, заняв первое место по этому показателю, значительно опередив Россию (35 вузов). При этом четыре первые строчки в рейтинге заняли вузы Китая [14]. В рейтинге лучших вузов мира Times Higher Education World University Rankings 2019 г. в состав топ-100 глобальных образовательных лидеров вошли два университета КНР — университет Цинхуа и Пекинский университет. При этом университет Цинхуа улучшил свои позиции, поднявшись с 25-го на 22-е место [30]. Из отобранных в проект 42 вузов семь университетов входили в топ-200 рейтинга мировых университетов Times Higher Education 2018, 26 — в топ-1000, у остальных 9 не было международного рейтинга [16]. Успешное продвижение ведущих китайских вузов в международных образовательных рейтингах, по мнению ряда экспертов, во многом обусловлено развитием активных связей с зарубежными университетами. Так, университет Цинхуа сотрудничает с Йельским университетом по магистерским программам по экологии и инжинирингу, Пекинский университет — по нанотехнологиям, а шанхайский университет Цзяотун — биоинформатике [23].

В феврале 2019 г. было объявлено о планах правительства КНР создать трансграничную зону высшего образования и исследований, объединяющую Гонконг, Макао и 9 городов на юге провинции Гуандун. По замыслу, к 2035 г. в этой зоне будут сосредоточены лучшие университеты, ведущие компании и современные порты. Зона должна стать конкурентом Силиконовой долины и ведущим мировым инновационным хабом. Спецификой проекта «Университетское пространство Гуанчжоу — Гонконг — Макао» должен стать сплав науки и промышленности. Образцом создания платформы инновационного климата в этом районе выступает Южно-Китайский политехнический университет, который, будучи участником проекта «шуан и лю», активно подключился к реализации других стратегически важных национальных проектов («Один пояс, один путь», «Китайское производство 2025»). Университет за пределами своего кампуса уже открыл 500 студенческих инновационных площадок, аффилированных с крупными и малыми предприятиями, а в Гуанчжоу открывает международный кампус с участием ряда университетов-лидеров, в котором совместные коллективы учёных займутся междисциплинарными исследованиями по актуальным научным направлениям науки о жизни [35, с. 83].

Система образования в Китае!
презентация к уроку

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов: Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни. Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали. Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами. Современная образовательная система. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Система образования в Китае1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Система образования в Китае Подготовил: студент 1 курса магистратуры Бочаров А.А. ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 2019 год

Система образования в Древнем Китае Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов: Сян . Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни. Сюй . Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали. Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами.

Система образования в Древнем Китае Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Китайское письмо Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности. Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

Экзамены для чиновников В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось , что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Современная образовательная система Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения.

Система дошкольного образования в Китае С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа: Частные. Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством. Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков. Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.

Система дошкольного образования в Китае Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. Воспитатели контролируют даже детские игры . По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Школьное образование Начальный (6 лет). В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам.

Режим дня Уроки начинаются в 7.00 утра . Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. При поступлении в школу каждый ребёнок обязан сдать несколько тестов. Содержание вступительного экзамена хранится в тайне .

Среднее образование Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения . Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании. В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства.

Среднее обучение Средний (3 года). На данной ступени дети проходят углублённые программы по точным наукам, знакомятся с информатикой, изучают иностранные языки, узнают больше о политике и государственном устройстве родной страны. После окончания обязательного девятилетнего обучения школьник может не переходить в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище . Старший (3 года). В отличие от первых двух этапов, обучение в старших классах платное. На эту ступень обучения переходят только те дети, которые желают поступить в ВУЗ.

Среднее обучение Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы . Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие.

Поступление в вуз Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу. Единый государственный экзамен действует с 1978 года. Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен , лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа , где они получают рабочую профессию .

Цель общеобразовательных школ в КНР Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны . Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный ). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям . В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

Система высшего образования в Китае В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ . Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться.

Система высшего образования в Китае Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Система высшего образования в Китае Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

Система высшего образования в Китае Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года , по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет . Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру , где 2–3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Система высшего образования в Китае На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство . В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране.

Аспирантура В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования: Бакалавриат (4 года); Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов. Докторантура (2-4 года).

Аспирантура Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний. Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках.

Заключение Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада , где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося : либо ориентация на вузовское образование , либо на профессиональное . Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся.

Спасибо за внимание! Источники: https://mychinaexpert.ru/sistema-obrazovaniya-v-kitae / https :// edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-kitae.html http:// fb.ru/article/249932/sistema-obrazovaniya-v-kitae-opisanie-razvitie https ://yandex.ru/images/search?text= образование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до.

Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[<"type":"media","view_mode":"media_larg.

Проект к вариативному блоку.

Доклад по самообразованию.

Логопедическое сотрудничество с воспитателями детского сада.

Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании.

Образование в Китае — что собой представляет и чем отличается от европейского?

Базовые принципы системы обучения в Китае были заложены в 1949 году, когда к власти пришла Коммунистическая партия. Были закрыты частные учебные заведения, но количество учащихся в государственных гимназиях увеличилось. Это позволило повысить уровень грамотности населения до 22% от общего числа за 7 лет, ранее этот показатель составлял около 10%.

Позднее было введено обязательное обучение, при котором плата за первые 9 лет не взималась. Сегодня более 10% государственного бюджета идет на развитие высшего образования в Китае.

Образование в Древнем Китае

Упоминания о школах, обучающих молодое поколение, датированы 3 тысячелетием до нашей эры. Были заведения гражданского типа, где старшие члены общин передавали молодым знания об охоте, ремесле, религии. Такие заведения носили название Сян.

Военные учреждения Сюй готовили кадры для государственной службы. Помимо тактики ведения боя, учащимся преподавали письмо, счет и основы философских учений.

Начало глобальных перемен в системе произошло при жизни Конфуция. Количество учебных заведений в Китае, в том числе и частных, многократно увеличилось. Но никакой общепринятой программы не было, но базовые предметы всегда оставались неизменными:

  • мораль;
  • история;
  • письмо;
  • музыка;
  • счет.

Школы в Китае были ориентированы на мальчиков, но это было необязательным правилом. Девочки из обеспеченных семей также могли их посещать.

«До 5 века до н.э. получить образование могли только дети из семей, принадлежавших к высшим слоям общества»

Важнейшим предметом в то время было письмо: умение работать с иероглифической системой высоко ценилось. Это позволяло выпускникам претендовать на престижные позиции. Экзаменационный отбор для кандидатов в чиновники оценивала не только навык письма, но и умение аргументировать свою позицию и грамотно рассуждать.

Дошкольное образование

Отправная точка в китайском образовании представлена как коммерческими, так и государственными детскими садами. В коммерческих заведениях больший акцент идет на раскрытие внутреннего потенциала ребенка и его творческих способностей. Второй вариант позволяет лучше подготовиться к дальнейшей учебе. Помимо этого, детей учат основам сельского хозяйства, выполнять такие несложные бытовые задачи, как ремонт одежды или уборка дома.

Очень большое внимание уделяется дисциплине. Строгое следование нормам и правилам прививается китайцам с детства. В некоторых заведениях воспитатели устанавливают некоторое подобие казарменного положения. По мнению министерства, такие методы воспитания позволяют детям приносить, в дальнейшем, наибольшую пользу обществу.

Школьное образование в Китае

Китайская система ставит своей целью создание будущего представителя рабочего класса, либо человека готового поступать в университет. Базовое обучение в Китае делится на 3 стадии и продолжается, суммарно, 12 лет:

  • 6 лет начальной школы;
  • 3 года — средней;
  • и столько же — старшей.

Для зачисления на учебу кандидаты сдают тесты и вступительные экзамены. Содержание и принцип испытаний заранее неизвестен. На основании результатов происходит выбор уровня школы и класса.

Китайские ученики очень серьезно подходят к учёбе. Строжайшее соблюдение дисциплины и большой объем домашних работ начинаются с первых лет.

«В КНР каникулы начинаются дважды: 2 летних месяца (с июля по август) и 1 — зимний (с середины января до 20-х чисел февраля)»

Начальная школа

В первых 6 классах школьники обучаются китайскому языку, а также основным понятиям о естественных науках. Особое место уделяется физическому воспитанию — уроки физкультуры проходят ежедневно. С 3 года обучения к основным предметам добавляется иностранный язык.

Последние 2 года в начальной школе отличаются тем, что дети начинают работать под началом у мастеров на фермах или мастерских. Каждую неделю они направляются на какие-нибудь общественно-полезные работы. Это помогает ученикам стать самостоятельнее и ответственнее.

«Изучение китайского языка осложнено наличием множества его разновидностей. В большинстве школ изучается пекинский диалект в качестве универсального языка общения внутри страны, а также местные разновидности»

Неполная средняя школа

В средних классах школьники углубленно осваивают естественные и точные науки, начинают изучение информатики. В программу все в большей степени входят «политические» предметы об истории партии и государственном устройстве КНР. На этом этапе обучения появляется элемент соревнования, когда ученики стремятся получить звание лучшего в классе. Школьная программа очень насыщенная — ежедневно проводится 8-9 уроков. После ученики посещают факультативные занятия и секции.

Полное среднее образование

После 9 лет школы китайские дети принимают решение о дальнейшей судьбе, ведь обязательное бесплатное образование заканчивается на этой ступени. Либо ученик остается еще на 3 года на платной основе в старших классах, либо делает выбор в пользу обучения по профессии средних специальностей.

Помимо материальной составляющей, для продолжения учёбы нужно продемонстрировать высокий балл на экзамене. Выбор технической или академической специальности позволяет сделать выборку доступных учебных заведений для школьника.

Самые престижные и популярные гимназии Китая

Каждая семья старается дать своему ребенку наиболее престижное образование в своем городе для облегчения ему дальнейшего роста и поступления в ВУЗ. В некоторых платных учебных заведениях уровень дисциплины и нагрузки даже выше, чем в государственных.

  • Школа имени 1 Октября в Пекине;
  • Школа при Народном Университете. Также находится в столице;
  • Шанхайская школа при педагогическом ВУЗе.

Из русских школ стоит выделить школу при дипломатической миссии РФ в Пекине. Здесь преподают лучшие в Китае русскоязычные педагоги.

Коммерческие учебные заведения организуют универсальные школы с китайским языком для иностранцев, где они могут получить экспресс-курс.

Необходимые документы для зачисления в китайскую школу

Для того чтобы получить разрешение на учебу каждый иностранец должен предоставить письменное поручительство опекуна, который берет на себя ответственность за поведение школьника. Некоторые школы берут эту роль на себя.

Для въезда на территорию Китая необходимо иметь загранспаспорт с открытой студенческой визой, которая получается после подписания контракта с выбранным учебным заведением.

«Опекуном может быть как гражданин республики, так и человек, имеющий официальное трудоустройство или вид на жительство»

Система высшего образования в Китае

Система подготовки специалистов высокого уровня делится на 2 направления:

  • Специализированные ВУЗы, выпускающие бакалавров, магистров и докторов по более чем 800 специальностям.
  • Колледжи, с образовательными программами на 2 и 4 года. После них студенты становятся либо специалистами среднего уровня, либо бакалаврами.

ВУЗы страны считаются одними из самых престижных на Азиатском континенте. Прием в них осуществляется на основании результатов школьных экзаменов. Обучение может проходить на 2 языках: китайском и английском.

Все университетское образование в Китае предоставляется на платной основе. Для доступа студентов из малообеспеченных слоев населения разработана система государственных кредитов на образование, которые пользуются высоким спросом. Также поступить в ВУЗ можно на контрактной основе, заключив договор с одним из предприятий, участвующих в программе. После завершения обучения студент обязан отработать по контракту несколько лет на благо компании.

Бюджетные места существуют, но они распределяются между победителями национальных и международных соревнований и олимпиад. Существуют специальные бюджетные места для детей из малообеспеченных семей, но конкурс крайне велик.

Аспирантура

Студенты, получившие образование бакалавра в колледже или ВУЗе, могут претендовать на поступление в аспирантуру, однако, сфера должна совпадать с темой будущей диссертации.

Учеба в магистратуре длится от 2 до 3 лет, и состоит не только из посещений лекций, но и из подготовки самостоятельных проектов, публикаций в научных изданиях. По итогам учебного года студент получает баллы, оценивающие его работу в этот период. При наборе определенной суммы баллов, предоставляется допуск на написание выпускной работы, для которой применяются жесткие условия уникальности и актуальности.

У студентов есть возможность получить грант на обучение в аспирантуре, если специальная комиссия признает тематику их научной работы важной для дальнейшего развития государства и науки.

Стоимость обучения в Китае

Окончательная сумма за обучение в высшем учебном заведении Китая будет зависеть от его специализации и престижа. Сначала нужно оплатить регистрационный взнос, который варьируется от $90 до $200. За обучение придется отдать около $3300–9000.

Проживание для иностранных студентов

Правительство Китая крайне заинтересованно в студентах из других стран. Согласно специальной правительственной программе, к 2020 году более 500 тысяч иностранцев должны обучаться в университетах Китая.

У иностранных студентов есть несколько вариантов размещения: классическое студенческое общежитие, самостоятельная аренда квартиры или проживание в составе местной семьи.

Почти все китайские образовательные учреждения располагают комфортными общежитиями, оценить которые можно по фото заранее, поэтому это самый популярный выбор студентов. Стоимость проживания за 12 месяцев варьируется от $400 до $1500. Обычно это отдельные комнаты для одного-двух студентов с собственной ванной комнатой, небольшой кухней с холодильником, телевизором и интернетом.

Съемная квартира, даже в крупных мегаполисах, обойдется в разы дешевле, в районе $250–300 в месяц. Для начала самостоятельной аренды требуется получить разрешение на проживание вне кампуса от администрации учебного заведения. За утаивание информации могут вынести штраф или даже отчислить.

Большинство учебных заведений или образовательных программ имеют контрактную договоренность с определённым кругом семей, куда и «подселяют» студентов. Как минимум один член в семье говорит по-английски, студенту предоставляется отдельная спальня, приемы пищи и удобства уже включены в цену размещения. Но «гостю» не разрешается приводить кого-либо в квартиру без подтверждения от принимающей стороны, делать компрометирующие семью фото, использовать стационарный телефон для звонков за границу и курить, если не было согласованно иного. В случае конфликтных ситуаций администрация университета поможет найти новую семью для размещения примерно за 10 дней.

Лучшие ВУЗы Китая

Выпускные дипломы китайских вузов признаются в большинстве стран мира, что делает получение образования в этой стране выгодной инвестицией. В рейтинге лучших образовательных учреждений мира входят следующие ВУЗы Китая:

  • Пекинский университет;
  • Университет Джао Тонг в Шанхае;
  • Фундань;
  • Цингау;
  • Университет транспортных коммуникаций в Шанхае является одним из лидеров в инженерном направлении.

Образование, полученное в этих университетах, ценится по всему миру.

Заключение

Рост экономики, победа над безграмотностью коренного населения и авторитет китайских специалистов формируют позитивный облик КНР. Все больше отраслей бизнеса сотрудничают со странами Востока, поэтому высшее образование, полученное в азиатских странах, скоро будет так же высоко котироваться, как и классическое английское.

Изменения в системе для подачи на правительственный грант в Китай 2020

Те из нас, кто хочет поехать по правительственному гранту на обучение в Китай обязательно столкнутся с необходимостью подачи заявки через систему CSC.

Не так давно, после октябрьских праздников в Китае, произошло масштабное обновление системы для подачи на правительственный грант в Китай. Рассмотрим ключевые изменения, которые принесло нам это обновление.

Все три типа грантов в одном интерфейсе

Теперь Тип А, Тип В и тип С, находятся в одном месте, таким образом очень просто выбрать нужный тип и начать процедуру подачи.

Тип А — подача через аккредитованные учреждения, посольства КНР и тп. В странах СНГ чаще всего таким учреждением выступает Министерство Образования и Науки. При этом подача на стипендию MOFCOM осуществляется через экономический отдел посольства КНР, данная стипендия также относится к типу А.

Раньше нужно было выбрать тип непосредственно при создании анкеты, теперь перед созданием.

Тип В — подача в вузы напрямую. В основном доступна для Postgaduate программ, то есть магистратуры и PhD. Однако встречаются и Undergraduate (бакалавриат) программы в рамках инициативы Belt and Road (Пояс и Путь).

Особого удобства это не добавляет, но в связи с тем, что возможна ситуация одновременной подачи на разные типы, отслеживать такую подачу — стало гораздо удобнее.

Тип С — разного рода дополнительные стипендии, например за хорошую успеваемость, или высокие баллы по HSK.

Следует отметить, что с одного аккаунта все таки по-прежнему можно подать только на один тип гранта.

И так же по прежнему, вам понадобится Agency No, чтобы выбрать нужный вуз.

Подача на тип В возможна в три вуза с одного аккаунта

Теперь можно подавать по типу В сразу в три вуза с одного аккаунта, что конечно же упрощает процедуру подачи. Раньше для каждого вуза нужно было создавать новый аккаунт, исключение грант типа А, где можно и раньше было выбрать три вуза.

При этом можно отзывать все заявки сразу (Withdraw all Submitted Applications), либо по отдельности. По прежнему заявку можно отозвать только до тех пор, пока она не изменила статус.

Если попытаться добавить четвертый вуз, то выйдет сообщение об ошибке.

Вводить персональные данные нужно только один раз

При подаче заявок на тип В в три вуза не придется вводить персональные данные три раза, достаточно будет сделать это один раз в специальном разделе (Edit personal details).

Редактировать их можно до тех пор, пока доступны для редактирования все три заявки, как только хотя бы одна из них сменит статус, возможности отредактировать персональные данные уже не будет.

Увеличился список документов доступных для загрузки

Добавлена возможность подгрузить список публикаций, отдельно сертификаты по английскому и китайскому языку, при подаче на тип А возможно подгрузить два письма о предварительном зачислении (Pre-Admission Notice).

Новый тип рекомендаций — Reference Provider

По прежнему можно загрузить рекомендательное письмо от профессоров или доцентов, однако теперь также появилась возможность не загружать письмо, а предоставить специалистам из CSC право связаться с рекомендателями и получить от них рекомендацию по вам.

Можно заполнить карточку рекомендателя и специалисты из CSC или из вуза могут связаться с ним и запросить на вас рекомендацию.

Заключение

Таким образом следует отметить положительное изменение в сторону удобства для тех, кто подает заявку, а также отрицательные для нас изменения в сторону большего контроля за подачей заявок. Ограничение числа вузов для подачи, в том случае, если система будет отслеживать паспортные данные и введет санкции за создание мультиаккаунтов, приведет к увеличению конкуренции в топовые вузы.

Тем, кто не хочет рисковать и подавать в больше чем три вуза — по прежнему рекомендуем распределять свой интерес между топовыми и нет вузами.

Узнайте про стипендии на обучение

Обязательно подписывайтесь на нашу страничку в вк , чтобы всегда быть в курсе новых возможностей обучения в Китае!

По вопросам подачи и за консультациями по образованию в Китае обращайтесь по телефонам:

+7(996) 350-4335 (ТГ, What’s Up)

Или пишите на электронную почту: info@studycn.ru

Также, если в статье вы нашли какое-либо несоответствие или неточность, пожалуйста отправьте нам сообщение на электронную почту.

Система образования КНР

Система образования в Китае формировалась на протяжении тысячелетий. Еще во времена династии Ся(2070-1765 год до н. э) образование было в почете и в основном заключалось в умении читать и записывать иероглифы. В настоящее время китайская система образования считается одной из лучших и дипломы ВУЗов Поднебесной ценятся во всем мире.

Китай можно охарактеризовать одним словом- конкуренция. Китайцы с детства понимают необходимость и цену образования, так как знания- это единственный способ выбиться в люди из многомиллиардной армии конкурентов за место под солнцем.

Начальное образование

Оно начинается еще с детского сада. В дошкольных образовательных учреждениях КНР дети привыкают к дисциплине и получают необходимые навыки и умения для жизни в обществе. Китайцы посещают детские сады с 3 до 6 лет. Затем они сдают специальный экзамен в школу. Содержание и способы экзамена никому не известны, поэтому родители делают все возможное, чтобы их ребенок был максимально подготовлен к поступлению в школу. Все пытаются попасть в престижную школу, и в возрасте 6 лет китайцы познают один из важнейших уроков в жизни- если хочешь чего-то добиться, ты должен быть лучшим!

Школьное образование

Школьное образование в Китае проходит на протяжении 12 лет и делится на 3 части, а именно:

  • Начальная школа (6 лет)
  • Средняя школа (3 года)
  • Старшая школа (3 года)

В начальной школе ученик получает общие знания об обществе и мире. В начальной школе закладываются основы гражданской сознательности прививается чувство патриотизма. Также во время обучения в начальной школе учащиеся проходят трудовую практику.

В среднюю школу также сдается экзамен, и он, как и в начальную, тоже тайный. Чтобы поступить в престижную школу родители и дети буквально «объявляют охоту» на уже поступивших учеников, чтобы выяснить детали экзамена. В отличии от российских школ, в Китае три ступени школьного образования- это отдельные учебные заведения, хотя есть и такие, в которых есть и начальная, средняя и старшая школы. Несмотря на усердные занятия в начальной школе, в престижную среднюю без репетиторов поступить крайне тяжело. Потому, что часто требования, предъявляемые к ученикам, выходят за рамки начальной школы. В средней школе ученики получают более основательные знания по естественным и социальным наукам, активно изучают иностранные языки. В средней школе ученики и их родители делают серьезный выбор: поступать в старшую школу, либо идти по пути среднего образования. Что касается среднего образования- оно в Китае бесплатное и после окончания есть распределение.

Обучение в старшей школе платное. Однако есть возможность получить грант или стипендию. Перед началом обучения в старшей школе ученики сдают тест, по результатам которого, их распределяют по двум направлениям гуманитарному и техническому. По окончании старшей школы ученики сдают гаокао(аналог российского ЕГЭ). Обязательные предметами на гаокао это: математика, китайский язык и иностранный язык. По баллам, полученным на гаокао, абитуриенты зачисляются на первый курс университета.

Но есть и путь по которому сдача гаокао необязательна. Это иностранный ВУЗ. Выпускники школ сдают специализированный экзамен по иностранному языку (TOEFL, ТРКИ и тд) и общий общеобразовательный экзамен (SAT, AСT, внутренние экзамены в российских ВУЗах). Подготовка к поступлению за рубеж начинается с момента поступления в старшую школу. Обучение ведется в меньших группах и соответствует Западному образцу. Еще один важный момент- это преподаватели-иностранцы, и многие дисциплины ведутся на английском языке. Из-за огромного стресса, который ученик испытывает весь период обучения перед гаокао, многие граждане Поднебесной выбирают обучение за рубежом.

Высшее образование

Шесть китайских ВУЗы входят в ТОП-100 высших учебных заведений мира (The World University Rankings). Поэтому престиж китайского высшего образования не вызывает сомнений. Диплом китайского ВУЗа- это ключик не только для ворот в киатайские компании, но и в крупные транснациональные корпорации.

Высшее образование построено по Западной модели и представлено:

  • Бакалавриатом
  • Магистратурой
  • Аспирантурой

Обучение на бакалавриате длится 4 года, студенты защищают дипломные работы и получают первую степень. Далее бакалавр либо начинает трудовую деятельность, либо идет в магистратуру. Обучение преимущественно платное, но есть и бюджетные места.

В магистратуре студенты обучаются два года и при обучении в магистратуре они обязаны посещать семинары и лекции, публиковать свои статьи в научных сборниках. К защите выпускной работы очень подходят очень основательно. Главный критерий-уникальность, работы, содержащие больше 15% плагиата, к защите не допускаются. Магистратура открывает путь к аспирантуре.

Аспирантура в китайском ВУЗе считается очень престижной потому, что Китай лидер во многих научных областях. Аспирантура может быть платной и бесплатной. Гранты можно получить от правительства и компаний. Длительность обучения 3-4 года. Защита диссертации в Китае открывает двери не только китайских компаний и НИИ, но и мировых.

РАСПП объявляет конкурс на бесплатное образование в Китае. Хочешь обучаться в Китае и учить язык бесплатно? РАСПП исполнит твои желания!

От тебя нужно всего 2 вещи: диплом о высшем образовании и желание поехать в Китай на год и обучать китайский язык.

Особенности китайской системы образования

Китайская Народная Республика (КНР) – страна, которая динамично развивается. Как свидетельствуют современные прогнозы, это государство еще длительное время будет находиться в авангарде мировой политики и экономики. В связи со стремительным прогрессом и созданием новых рабочих мест спрос на высококвалифицированных специалистов здесь постоянно увеличивается. Поэтому образование в Китае отвечает современным мировым стандартам.

  1. Какими достоинствами обладает учеба в КНР
  2. Китайская образовательная система
  3. Особенности дошкольного образования
  4. Специфика школьного образования
  5. Система высшего образования
  6. Выбор университета
  7. Правила поступления в китайские вузы для иностранцев
  8. Список необходимых документов
  9. Прохождение подготовительных курсов
  10. Экзамены в китайские вузы
  11. Китайские языковые школы
  12. Сколько стоит обучение в вузах Китая
  13. Известные гранты и стипендии
  14. Система оценивания
  15. Студенческая жизнь
  16. Где можно найти работу по окончании китайского вуза
  17. Итоги
  18. Особенности учебы в Китае: Видео

Какими достоинствами обладает учеба в КНР

Среди преимуществ китайского образования следует выделить:

  1. Высокое качество образовательных услуг. В учебных заведениях страны активно внедряются инновационные преподавательские методики. В 1998 году был принят Закон КНР «О высшем образовании», который вывел китайские вузы на мировой уровень. В Китае введены академические квалификации, которые признаются во всех странах.
  2. Широкие возможности для трудоустройства. Для иностранцев, получивших профессиональное образование в Китае, адаптировавшихся к жизни в китайском обществе, хорошо владеющих китайским языком, всегда есть перспектива устроиться в одну из местных или международных компаний.
  3. Приобщение к колоритной китайской культуре. В КНР проживают представители около 56 этнических групп. У студентов есть возможность познакомиться и с их обычаями и традициями.
  4. Перспективу выиграть грант или получить стипендию. В первую очередь это касается талантливых личностей, поддержку которых практикует государство.

Кроме того, учеба в Китае для русских и других иностранцев обойдется гораздо дешевле, чем на территории Соединенных Штатов Америки (США) или Европы.

Китайская образовательная система

Современная система образования в КНР подобна той, которая существует на территории Российской Федерации. С 3 до 6 лет дети посещают детские сады, с 6 до 11 лет – начальную школу, с 12 до 14 лет – среднюю школу, с 15 до 18 лет – старшие классы.

По окончании школы можно поступить в вуз, профтехучилище или колледж. Кстати, в профтехучилища и колледжи принимают как после старших классов, так и на базе средней школы.

Особое место занимает инклюзивное образование в Китае. Для детей с ограниченными возможностями разрабатываются и внедряются специальные образовательные программы, нацеленные на обучение и интеграцию в общество.

В течение последних двух десятилетий было проведено большое количество экспериментов, направленных на обучение детей с инвалидностью в обычных классах. Это один из примеров инновационного способа организации инклюзивного образования в государстве.

Особенности дошкольного образования

В КНР функционируют как государственные, так и частные детские сады. В государственных дошкольных заведениях упор делается на подготовку детей к школе, приучение их к труду, прививание строгой дисциплины. Каждый частный детский сад в Китае сориентирован на применение индивидуального подхода к воспитанникам, развитие их творческих способностей, ознакомление с достижениями науки, искусства.

Утро в детском саду начинается с поднятия государственного флага. Весь день четко расписан, поскольку любая свободная минута в КНР классифицируется как безделье. Все игры детей находятся под строгим контролем воспитателей.

На почетном месте – вопросы аккуратности и личной гигиены. Пристальное внимание уделяется тому, насколько тщательно дети моют руки перед едой. В некоторых детских садах воспитанники самостоятельно убирают посуду со своих столов после приема пищи. Считается, что такой подход способствует воспитанию детей в духе трудолюбия.

Специфика школьного образования

В младшей и средней школе дети обучаются бесплатно, старшие классы платные. Программа младшей школы сориентирована на изучение китайского языка, математики, природоведения, истории, музыки.

Могут проводиться занятия по этике. Предусмотрена практика производственного характера, в ходе которой ученики приобщаются к труду на фермах, в мастерских.

В средней школе изучаются китайский и иностранный языки, математика, информатика, география, история. Есть лекции по политической грамотности. По окончании средней школы сдается экзамен в тестовой форме.

Выпускники, планирующие поступать в вузы, должны продолжить обучение в старших классах, перед зачислением в которые нужно выбрать базовый профиль – академический или профессионально-технический.

Система оценивания в китайских школах 100-балльная. Учебный день длится около 10 часов. Первая половина дня посвящена изучению основных предметов, а вторая – дополнительных. Даже на каникулах все работают над выполнением домашних заданий.

В учебных заведениях установлена строгая дисциплина. Входные ворота открывают только два раза в день. За 12 прогулов возможно даже отчисление ученика из старших классов (так как они не входят в систему обязательного среднего образования).

Система высшего образования

Как и в России, высшее образование в Китае трехступенчатое:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Поступить на бакалаврскую программу можно по окончании старших классов школы или профтехучилища. Длительность обучения на бакалавриате – 4 года (для медицинских специальностей – 5 лет).

Поступление в магистратуру возможно лишь на базе диплома бакалавра. Продолжительность обучения на магистерской программе варьируется в диапазоне 2–3 лет в зависимости от выбранной студентом специальности.

Чтобы получить докторскую степень в Китае, нужно проучиться 3–4 года и защитить научную диссертацию.

Есть возможность пройти дистанционное обучение в КНР. Многие вузы предлагают своим студентам онлайн-курсы, обучающие мобильные приложения, сайты с видеоуроками.

Правительство страны работает над созданием специального Открытого университета КНР, где можно будет повышать квалификацию в онлайн-режиме.

Выбор университета

Дипломы китайских вузов котируются в 64 государствах. Большинство учебных заведений имеет узкую специализацию. В числе лучших университетов:

  1. Университет Цинхуа (Пекин). Основан в 1911 году. В его структуре 16 институтов и 56 факультетов.
  2. Китайский народный университет (Пекин). Функционирует с 1937 года. Состоит из 23 институтов.
  3. Университет иностранных языков (Шанхай). Год основания 1949. Объединяет 20 факультетов и 5 исследовательских институтов.
  4. Университет иностранных языков (Далянь). Основан в 1964 году. Имеет 20 школ и факультетов, 21 исследовательский центр.
  5. Ляонинский университет (Шэньян). Работает с 1906 года. Состоит из 21 колледжа.
  6. Южнокитайский университет технологий (Гуанчжоу). Создан в 1952 году. В составе 23 факультета.
  7. Гонконгский университет (Гонконг). Год основания 1911. Объединяет 10 факультетов.
  8. Национальный тайваньский университет (Тайвань, Тайбэй). Существует с 1928 года. В состав входят 11 колледжей и 4 исследовательских центра.

Среди популярных вузов – Пекинский университет языка и культуры, Китайский океанологический университет, Пекинский педагогический университет и другие.

Правила поступления в китайские вузы для иностранцев

Популярность китайских высших учебных заведений среди иностранных абитуриентов с каждым годом растет. Поэтому вопрос о том, как поступить в китайский вуз, является одним из актуальных.

Следует указать, что прием документов в высшие учебные заведения КНР проводится дважды в году. Чтобы начать обучение с первого семестра, нужно подавать документы с марта по июнь, со второго – с октября по декабрь.

Список необходимых документов

В перечень официальных бумаг, которые следует предоставить приемной комиссии, входят:

  • заявление абитуриента;
  • копия паспорта;
  • цветные фотографии 30×40 мм;
  • оригинал и копия аттестата о среднем образовании и приложения к нему с оценками (документ следует перевести на китайский/английский и заверить в нотариальной конторе);
  • сертификат HSK (Hanyu Shuiping Kaoshi), подтверждающий знание китайского языка. Возможна учеба в Китае без знания языка: можно выбрать англоязычную программу и в процессе обучения осваивать китайский. Но в таком случае понадобится сертификат TOEFL, подтверждающий знание английского;
  • рекомендательные письма (с предыдущего места учебы, работы);
  • мотивационное эссе;
  • резюме;
  • справка из банковского учреждения, подтверждающая платежеспособность;
  • портфолио для поступающих на творческие специальности.

Если абитуриент зачислен, вуз высылает ему уведомление про прием, визовое приглашение JW201 или JW202, а также форму для прохождения медкомиссии.

Все эти документы вместе с заграничным паспортом (должен быть действительным еще как минимум полтора года), двумя цветными фотографиями (размер бумажных фото 33×48 мм, цифровых – между 354×472 и 420×560 пикселей), полисом медицинского страхования, квитанцией об оплате образовательных услуг понадобятся при оформлении студенческой визы.

Срок действия визы распространяется на весь заявленный период учебы.

Прохождение подготовительных курсов

В китайских высших учебных заведениях иностранные абитуриенты имеют возможность пройти подготовительные курсы, направленные на изучение китайского и английского языков. При желании можно выбрать не один из них, а записаться на обе программы.

Подготовительные курсы рассчитаны на 12-24 месяца. После успешного их окончания абитуриент получает допуск к освоению дисциплин по выбранной им специальности.

Экзамены в китайские вузы

Раз в году Министерство образования Китая проводит Национальный вступительный экзамен по высшему образованию – Гоакао. В него включены три основные дисциплины (английский язык, математика, китайская литература) и две дополнительные на выбор абитуриента (естественные и гуманитарные науки).

По результатам Гоакао можно поступить на бакалаврскую программу. Также в Китае предусмотрена возможность пройти обычное вступительное тестирование в конкретном университете, которой пользуются иностранные абитуриенты.

Китайские языковые школы

В КНР работает множество языковых школ, в которых иностранцы разных возрастных категорий могут пройти языковые курсы и заодно ознакомиться с особенностями китайской культуры. Программы многих из них включают также экскурсии по достопримечательностям Китая .

Согласно отзывам многих слушателей китайских языковых школ, в 2019 году к числу лучших из них следует отнести:

  1. Mandarin House. Имеет центры на территории Гуанчжоу, Пекина, Шанхая. Предлагает различные программы: «Деловой китайский», «Разговорный китайский», «Интенсив-курс китайского». Предоставляет возможность посетить молодежный летний лагерь. Минимальный срок обучения – 7 дней. Цена стартует от 290 долларов за курс.
  2. Хайнаньскую языковую школу. Находится на территории города Хайкоу. Предлагает курсы для представителей всех возрастных групп. Для слушателей из России школа укомплектована русскоговорящим персоналом. Обучение в течение 30 дней стоит около 450 долларов.
  3. «Омейда». Расположена в городе Яншо. Специфика школы – обучение слушателей в мини-группах, максимум по 5 человек. Все студенты имеют возможность ежедневно проходить языковую практику в паре с китайским партнером. В свободное от занятий время организовываются турпоходы, горные, речные, велосипедные прогулки. Минимальная длительность курса 7 дней. Стоимость обучения за этот период – от 215 долларов.

Для детской аудитории на территории КНР функционируют языковые лагеря. Туда можно отправиться на зимних или летних каникулах. В стоимость путевки включено проживание, питание, обучение, досуг.

Сколько стоит обучение в вузах Китая

Если взвесить все плюсы и минусы китайского образования, можно сделать вывод, что неоспоримым достоинством является относительно невысокая его стоимость (в сравнении с США, Германией, Великобританией, Францией и другими западными странами). Год обучения в среднем обойдется в 3-8 тысяч долларов. Все зависит от выбранного высшего учебного заведения, специальности, академической программы.

Расходы на аренду жилья составят от 200 до 300 долларов в месяц.

Проживание в Пекине, Шанхае и других мегаполисах с учетом аренды жилья, питания и других трат обойдется в 700-800 долларов в месяц, в маленьких городах эта сумма будет приблизительно в полтора раза меньше.

Многие университеты КНР предоставляют студентам-иностранцам комнаты в общежитиях. Правительство страны, частные фонды и сами вузы практикуют присвоение стипендий и грантов талантливым студентам, обеспечивая тем самым для них бесплатное обучение в Китае.

Известные гранты и стипендии

Талантливые россияне, украинцы, казахстанцы и граждане других стран имеют возможность претендовать на получение таких популярных стипендий и грантов:

  1. Стипендии правительства КНР. Программа распространяется на 94 китайских высших учебных заведения государственной формы собственности. Сумма материальной помощи зависит, как правило, от образовательной ступени заявителя, составляет от 270 до 300 долларов ежемесячно.
  2. Chinese Culture Research Fellowship Scheme. Программа подходит магистрам и докторантам, которые хотят изучать китайскую культуру и язык. Продолжительность обучения полгода. Сумма ежемесячной материальной помощи – до 470 долларов.
  3. China/UNESCO the Great Wall Fellowship Scheme. Рассчитана на магистров и докторантов англоязычных образовательных программ, которые получили рекомендации от фонда UNESCO. Размер стипендии – до 400 долларов ежемесячно.

Следует отметить, что гранты и стипендии не всегда покрывают расходы на образование в 100-процентном объеме. Они могут обеспечивать частично бесплатное обучение.

Система оценивания

В университетах КНР действует буквенная система оценивания знаний. Всего используется 5 оценок. Их значение приведено в таблице ниже:

Оценка китайской системыЗначение
АОтлично
ВХорошо
СУдовлетворительно
DЗачет
FНезачет

Перед окончанием бакалавриата, магистратуры и докторантуры студентам необходимо написать и защитить дипломные проекты: для бакалавров – на 50-70 страниц, для магистров – на 100-120 страниц, для выпускников докторских программ – как минимум на 300 страниц. Работы выполняются на одном из двух языков – китайском или английском.

Студенческая жизнь

Учебный год в Китае начинается 1 сентября. Первый (осенний) семестр продолжается до конца января. С конца января до конца февраля студенты уходят на зимние каникулы.

С начала марта до начала июля длится второй (весенний) семестр.

Летом учащиеся отдыхают 2 месяца.

Учеба в университете подразумевает посещение лекционных, семинарских занятий, выполнение письменных домашних работ. Чтобы перейти на следующий курс, студент должен сдать экзамены, набрать нужное количество кредитов. При наличии многих пропусков без уважительных причин студенты не допускаются к сдаче сессии.

Иностранные граждане, обучающиеся в китайских вузах, не имеют права работать официально по студенческой визе во время учебы. Вслед за нарушением данного условия последует ряд проблем: отчисление из университета, лишение визы и депортация из КНР. Работодатели также понесут наказание в виде штрафов.

Но многие иностранцы устраиваются на подработку неофициально, получая заработную плату в конверте. К таким видам деятельности относятся съемки в рекламных роликах, репетиторство и тому подобное. Главное, чтобы работа не становилась причиной пропусков занятий и низкой успеваемости.

Где можно найти работу по окончании китайского вуза

Талантливые и успешные выпускники, владеющие китайским языком, могут рассчитывать на трудоустройство на территории КНР. Любая местная компания заинтересована в привлечении перспективных работников.

Многие выпускники предпочитают уехать в Европу с целью поиска работы. И это вполне реально, ведь китайские дипломы котируются на территории европейских государств.

Но европейские компании отдадут предпочтение выпускнику китайского вуза лишь в том случае, если он будет иметь длительный опыт работы по специальности или внушительный список профессиональных достижений. В остальных ситуациях европейцы предпочитают брать на работу своих выпускников.

Граждане РФ, окончившие китайские университеты, могут вернуться на родину и найти работу в местной фирме или же в филиале китайской компании. Многие корпорации КНР имеют представительства на территории России.

Выпускники докторантуры всегда могут построить академическую карьеру. Перспективных ученых охотно берут на преподавательские должности и в китайских и в иностранных университетах.

Итоги

В КНР развитию образовательной сферы правительство уделяет много внимания. Связано это со стремительным ростом экономики, науки, техники в стране и возрастающим спросом на высококвалифицированные кадры. Учебные заведения в Китае охотно открывают свои двери и для иностранцев. А последние стремятся приехать на учебу в страну (в том числе и по обмену) в связи с высоким качеством и доступной стоимостью местных образовательных услуг.

Развитие электронного обучения в Китае дает возможность получать образование дистанционно. Около 30 вузов страны предоставляют образовательные услуги для студентов-заочников в интернете (к примеру, посредством общения преподавателей и студентов в Skype). Китайские дипломы котируются во многих странах мира, а выпускники университетов КНР могут рассчитывать на трудоустройство в Китае, Европе, странах СНГ.

Особенности учебы в Китае: Видео


Читайте также:  Делаем фото на визу во Францию по всем требованиям: актуальный список на 2020 год
Добавить комментарий