Фотографии Маньпупунёра

Топ-10 самых впечатляющих снимков плато Маньпупунер 2018 года

Плато Маньпупунер из года в год притягивает к себе путешественников со всей нашей необъятной родины. Так, в 2018 году столбы выветривания своими глазами увидел блогер “с головой медведя”. Эльнар Мансуров снял ролик, в котором рассказал, как лучше всего добраться до восьмого чуда света и запечатлел красоты этого магического места. Отметился Маньпупунер и на российских фестивалях. Фотограф из Татарстана Владимир Кочкин в марте побывал на плато и воспользовласся возможностью снять знаменитые столбы. Фотография попала на ХII международный фестиваль дикой природы The Golden Turtle («Золотая черепаха»). Также снимок опубликовали в выпуске британского журнала Digital Photographer.

В итоге за 12 месяцев мансийские болваны заняли свое прочное место в инстаграмах жителей нашей страны.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

  • Подписка

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 18+

АДРЕС РЕДАКЦИИ: «Комсомольская правда в Коми», ул. Первомайская, 149, каб. 322, Сыктывкар,167031 Контактные телефоны: редакция 8-922-277-30-22, 8-922-277-36-53, телефон рекламной службы 8-922-277-36-60

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

  • Беларусь
  • Бишкек
  • Казахстан
  • Молдова
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Донецк
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курск
  • Липецк
  • Магадан
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сахалин
  • Севастополь
  • Северный Кавказ
  • Смоленск
  • Сыктывкар
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Чита
  • Чукотка
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль

Sergey Dolya Сергей Доля

Страница Виртуальных Путешественников

  • О себе
  • Рекламодателям
  • Архив

Подписаться на рассылку

  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK
  • Instagram
  • Youtube

Легенда о Маньпупунёре

Легенда о Маньпупунёре гласит, что однажды великаны решили украсть прекрасную дочь вождя — Аим. Брат Пыгрычум отправился спасать ее. Для этого добрые духи дали ему волшебный щит. Когда великаны были готовы вот-вот схватить Аим, Пыгрычум вытащил щит, и солнечный свет, отразившись от него, превратил великанов в камень.

Это легенда народа Манси, который живет на территории северного Урала. Само слово Мань-Пупу-Нёр (ударение на последний слог) переводится как «малая гора идолов».

У геологов другое мнение на счет происхождения этих останцев – а это именно они.

Раньше на этом месте была гора, в которой были пустоты или пещеры. В какой-то момент снизу в эти пустоты Земля выдавила магму (лаву), которая заполнила эти пустоты, как мягкое мороженное заполняет вафельный рожок. Со временем, дождь, ветер, мороз и жара разрушили гору и она рассыпалась, превратившись в груду камней, а вот лава – она твердая – она осталась. Продолжая аналогию – вафельный стаканчик раскрошился, а замороженное мороженое осталось практически в первозданном виде, повторяя своей формой все изгибы пещеры.

Маньпупунер – далеко не единственные останцы в России и уж тем более на нашей планете. Еще останцы называют «столбами выветривания» или «кекурами» и их очень много на Чукотке, дальше востоке и в Якутии.

Добраться до Маньпупунера непросто. Я сюда попал только с третьей попытки вертолетом из Преми с группой от компании «Северный Урал». Крайне их рекомендую.

  • 16 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 400 жетонов
  • Социальный капитал326
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 400 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • Маньпупунер – самая крутая достопримечательность России
  • Ворота Отортена
  • 16 комментариев
  • Оставить комментарий
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка

Почему только с третьей попытки?

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Ссылка

Опечатка “Преми”- Перми
Почем нынче вертолет до пупов, Сергей?

Столбы выветривания Маньпупунер: одно из семи чудес России

Как только не называют это красивое и загадочное место Северного Урала: Маньпупунер, Мань-Пупыг-Нер, Болвано-Из, мансийские болваны… Туристы обычно называют их кратко – «Пупы». Столбы выветривания Маньпупунер считаются одним из семи чудес России.

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Происхождение и легенда названия

В переводе с языка манси «маньпупунер» означает «Малая гора идолов». И дейсвтительно, всего этих останцев семь. Шесть столбов выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. Их высота от 30 до 42 метров. Все они имеют причудливые очертания.

Для манси это место издавна считалось святым, ходить сюда они запрещали. По одной из легенд каменные столбы были в древности семью великанами-самоедами, которые шли через горы с целью уничтожить вогульский народ. Но, поднявшись на плато, их вожак-шаман увидел перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-нер. В ужасе он бросил свой барабан на вершину (она теперь так и называется Койп — «барабан») и все семеро великанов окаменели от ужаса. С тех пор так и стоят они на этом горном плато.

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Как образовались?

Находясь здесь, действительно трудно поверить, что эти загадочные столбы образовались всего лишь из-за разрушения гор. Тем не менее это так. Столбы образовались за многие миллионы лет в результате выветривания Уральских гор. Окружавшие их слабые породы разрушились, а эти, оказавшиеся более твердыми породы выстояли и образовали это чудо природы. Столбы плато Маньпупунер в 2008 году были признаны одним из семи чудес России. В ходе голосования за них было собрано более полутора миллионов голосов!

Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдаленности и труднодоступности. В радиусе сотни километров нет никаких населенных пунктов. По этой причине случайные люди, склонные к вандализму, сюда, к счастью, не добираются. Поход на Маньпупунер для неподготовленных людей доступен только при заброске и выброске на вертолете. В случае пешего похода доступен только опытным, хорошо подготовленным туристам. Пеший маршрут занимает обычно около двух недель.

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Пропуск, погода и одежда

Погода в этих северных горах очень холодная и непредсказуемая. Часты туманы, в которых сложно разглядеть столбы выветривания и легко заблудиться. Сами столбы выветривания находятся на территории Печоро-Илычского заповедника и для их посещения, во избежание проблем, нужно получать разрешение из его администрации.

Для этого нужно написать заявление на имя директора заповедника. В заявлении необходимо указать предполагаемые сроки поездки, список участников группы, паспортные данные и контактные данные. В заповеднике выдадут пропуск, взяв за него экологический сбор.

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Северный Урал – суровый край, и поэтому собираясь в зимнее путешествие к Мансийским болванам, прежде всего нужно позаботиться о защите себя от экстремально холодных температур и ветра, который здесь бывает очень сильный. Особое внимание следует обратить на ветрозащитный (штормовой костюм), теплую экспедиционную куртку и обувь, которая должна быть достаточно тёплой и защищена от попадания снега внутрь.

Как добраться?

Территориально столбы выветривания Маньпупунер находятся в Троице-Печорском районе республики Коми, в междуречье рек Печора и Ичотляга. Добраться до них очень сложно, поскольку они находятся в отдаленной труднодоступной местности. Имеющие большие деньги могут заказать вертолетный тур (правда, погода далеко не всегда благосклонна к туристам). Остальным же придется долго идти пешком.

Для пеших туристов есть два варианта маршрута – со стороны республики Коми и со стороны Свердловской области. В республике Коми нужно сначала попасть в районный центр Троице-Печорск. До него ходит поезд из Сыктывкара. Затем на автотранспорте до поселка Якша, где договориться о заброске вверх по Илычу на моторной лодке (почти 200 километров). После этого предстоит пройти пешком еще 38 километров. Помощь в заброске в поселке Якша можно получить в администрации Печоро-Илычского заповедника.

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Поход на Маньпупунер со стороны Свердловской области куда более длинный и тяжелый. Сначала нужно доехать до города Ивдель (можно доехать на автобусе или поезде из Екатеринбурга). В Ивделе на базе МЧС можно договориться с заброской на автомобиле повышенной проходимости до реки Ауспии. Доехав, нужно идти вдоль реки Ауспии на запад около 20 километров, затем подняться на печально известный перевал Дятлова и идти по хребту в северном направлении еще 75 километров. Идти непросто, поскольку горы сложены курумами. В хорошую погоду столбы видны еще издалека. Они стоят на небольшом хребте, который параллелен главному.

Читайте также:  Кредиты в США: процентная ставка по ипотеке в 2020 году

Маньпупунёр

Уральские горы. более 200 млн лет назад они горделиво высились на молодой планете Земля и были свидетелями многих грандиозных событий. В течение долгих тысячелетий вода и ветер постепенно разрушали их. И сегодня Уральские горы — одни из самых низких в мире. Но остались на Урале такие места, где природа не смогла совладать с камнем. Одно из них известно нам под названием Маньпупунёр.

Первым делом под воздействием окружающей среды разрушались мягкие горные породы, а более крепкие смогли дойти до наших дней. Геологи называют их останцами. На Маньпупунёре останцы представляют собой огромные каменные столбы высотой от 30 до 42 м.

Место это поистине мистическое, ведь Столбы выветривания, как еще называют останцы, настолько древние, что еще манси в период язычества поклонялись им, да и в переводе с их языка Маньпупунёр означает «малая гора идолов». Манси, в отличие от геологов, знают истинное происхождение каменных столбов.

Легенда

Легенда гласит, что однажды великаны решили украсть прекрасную дочь вождя — Аим. Брат Пыгрычум отправился спасать ее. Для этого добрые духи дали ему волшебный щит. Когда великаны были готовы вот-вот схватить Аим, Пыгрычум вытащил щит, и солнечный свет, отразившись от него, превратил великанов в камень.

Столбы выветривания

Всего на Маньпупунёре 7 каменных изваяний. Столбы имеют причудливую форму и под разным углом могут напоминать то голову лошади, то действительно фигуру великана. Говорят, что каменные изваяния даже меняют свое местоположение. На самом деле, конечно, их просто легко спутать из-за их меняющейся формы.

Главным недостатком, но и главным преимуществом Маньпупунёра является его труднодоступность. Находится эта гора далеко от жилых мест, и потому дойти до нее можно либо пешком, либо на вертолете. Но эти же препятствия делают Маньпупунёр бесконечно сказочным местом.

Древнейшие каменные изваяния высотой с 15-этажный дом сами по себе могут поразить воображение, а если прибавить к этому необитаемость данного места, то можно представить, какая первозданная тишина и чистота встретит путешественников на этом величественном плато. Здесь как никогда понимаешь, что время — это всего лишь условность.

Как добраться

Так как же добраться до Маньпупунёра? Если вы подготовленный турист и длительные пешие походы вам только в радость, то смело отправляйтесь до Маньпупунёра по земле. Сегодня бывалые путешественники освоили несколько путей, как со стороны Коми, так и со стороны соседней Свердловской области. Это очень популярное направление для спортивного туризма, и в социальных сетях часто можно натолкнуться на приглашения отправиться в групповой поход до мансийских болванов.

Если вы не любите походы и с трудом переносите консервы и песни под гитару, то вот вам гораздо более дорогостоящий, менее романтический, но не менее захватывающий способ добраться до Столбов выветривания. Это полет на вертолете. Такой способ и более щадящий к местной экосистеме. Дело в том, что на плато Маньпупунер растет редкий белый мох. И нерадивые туристы безжалостно вытаптывают его, а между тем растет он всего по 5 мм в год! Подлетая к Маньпупунёру, вы сможете насладиться завораживающей панорамой уральской тайги.

Полета на вертолете стоит от 30 000 рублей за человека на декабрь 2019 г.

Если эти способы вам все же не подходят, то можно воспользоваться обычным транспортом. Здесь всего-то надо:

  • Сначала добраться до Сыктывкара
  • затем уехать из Сыктывкара на поезде или машине до Троицко-Печорска
  • из Троицко-Печорска добраться на попутной машине до поселка Якша
  • из Якши преодолеть 200 км на моторной лодке
  • и немного пройтись пешком — около 40 км,

но зато Маньпупунёр откроется вам в своем величии сполна.

Всем, кто отправляется до плато пешком, нужно понимать, что идти придется по тайге, и с собой нужно непременно иметь защиту от кровососущих насекомых, а также хорошую ветро- и влагозащитную одежду. Лучше идти в июле, так как в августе уже начинаются затяжные дожди.

Гостиницы и рестораны на Маньпупунёр? Не, не слышали

Ясно, как божий день, что тем, кто отправится к каменным истуканам пешком, придется спать в палатках. И поесть, особенно ближе к плато, будет негде. Если вы забудете провиант дома, придется вам питаться подножным кормом или охотиться на местную дичь, что с первого раза почти всегда получается плохо.

Если же вы полетите на вертолете, то в пунктах отправления, конечно, можно будет найти гостиницу или в крайнем случае попроситься на ночлег к добрым хозяевам.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика ? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю – сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.

Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.

А это же вот тут, рядом.

Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».

Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.

Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.

Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.

А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.

В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

Читайте также:  Куда поехать и где лучше отдохнуть в Болгарии?

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».

Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.

Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.

У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).

Читайте также:  Визовые центры Испании в России - официальный сайт, адрес, схема проезда

Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.

Ну и еще о легендах …

Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)

Мансийские предания.

Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

Старожильческое русское население и былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

Как попасть на плато Маньпупунёр?

Слышали ли вы когда-нибудь о плато с необычным названием Маньпупунёр? Находится оно в труднодоступной части Печоро-Илычского заповедника (Республика Коми), охраняется ЮНЕСКО и включено в список семи чудес России. На языке народа манси «Маньпупунёр» значит «малая гора идолов». Народ коми также называет это место горой идолов, что на их языке звучит как «Болвано-из». Ну а в народе плато стали именовать «мансийскими болванами». Так что же это за прекрасная гора с идолами, чем она знаменита и как добраться до загадочного Маньпупунёра? Отвечаем на все вопросы!

Чем знаменито плато Маньпупунёр?

Печоро-Илычский заповедник на Северном Урале был создан в 1930-е годы отнюдь не для охраны плато Маньпупунёр. В первую очередь, охранные мероприятия были связаны со стремительным сокращением популяции соболя. А вот в конце XX века ЮНЕСКО внесло девственные леса Коми, а с ними и хребет Маньпупунёр в список всемирного наследия, чем и обеспечило мировую славу российскому Маньпупунёру.

Чем же примечательно это загадочное плато? На плоскогорье Маньпупунёр высятся 7 одиночных каменных столбов. Высота их меняется от 30 до 42 метров, а это величина 10-этажного дома. В общем, идолы Маньпупунёра — настоящие великаны! Официально это чудо природы на плато Маньпупунёр называют «Столбами выветривания». Столбы считаются геологическим памятником и природной достопримечательностью всемирного значения.

Как появились Столбы выветривания? Несмотря на все местные легенды, ученые объясняют происхождение столбов на вершине плоскогорья эрозионными процессами. 200 миллионов лет назад гора Маньпупунёр была значительно выше. Однако ветер, солнце и осадки постепенно уносили с собой кусочки горной породы. В результате от вершины горы остались лишь 7 одиноко стоящих столбов. Народ манси считает, что на Маньпупунёре находится настоящее место силы. Когда-то здесь проводили обряды и на плато разрешалось подниматься только шаманам. А вот легенда народа коми гласит, что великаны на вершине плато — это окаменевшие разбойники.

Где находится плато Маньпупунёр?

В Уральских горах на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, почти на границе с Ханты-Мансийским автономным округом. Рядом с плато протекают реки Печора и Илыч, которые и дали название заповеднику. Точнее место и не определишь, ведь на 100 км вокруг нет ни одного населенного пункта. Поэтому, как вы понимаете, добраться до плато та еще задачка!

Скажем сразу, дорога на плато длинная и сложная. Но даже если вы готовы ее преодолеть, увидеть Столбы выветривания можно только в составе организованной группы через аккредитованного заповедником туроператора. Кроме того, здесь ограничивается не только число групп, но и количество туристов в каждой из них. Такие уж суровые правила посещения установило руководство Печоро-Илычского заповедника. Поэтому даже если вы сможете самостоятельно добраться до места, то по дороге на плато придется пересекать кордоны заповедника, где у вас обязательно проверят документы. Ну а без пропуска вас ждет огромный штраф и выдворение с территории заповедника.

Как добраться до плато Маньпупунёр?

Посещать плато можно круглый год, но удобнее всего добираться до него зимой и летом. В межсезонье дорогу сильно усложняют дожди и паводок, что делает некоторые тропы недоступными, а выходящие из берегов реки непроходимыми. К Маньпупунёру ведет несколько официально разрешенных маршрутов, которые можно преодолеть на абсолютно разных видах транспорта. Исключение составляют автомаршруты — они были закрыты в 2004 году.

На чем можно добраться до плато Маньпупунёр?

  • вертолет — самый быстрый, комфортный, но и дорогой вид транспорта;
  • снегоходы — менее дорогой, относительно быстрый и комфортный способ добраться до плато;
  • лыжи —только если вы очень хороший, нет, даже профессиональный лыжник.
  • идти пешком — если вы не только обладатель хорошей физической формы и любитель походов, но и отчаянный экстремал.

Пешие и лыжные маршруты на плато доступны от района трехречья в ХМАО, где сливаются реки Большая Сосьва, Котлия и Луцоулья, и с территории Свердловской области — от истока реки Печоры через гору Отортен и перевал Дятлова. При этом, как вы помните, для прохода по маршруту нужно получить разрешение Печоро-Илычского заповедника, а сделать это официально можно только присоединившись к организованной туристической группе.

На вертолетах на плато Маньпупунёр

Как правило, профессиональных спортсменов, готовых пешком или на лыжах идти до плато единицы. Большинство туристов предпочитает добраться до места назначения быстро и удобно. В теплое время года, кроме пешего маршрута, единственный вариант увидеть Столбы выветривания — прилететь сюда на вертолете. Для этого достаточно присоединиться к нашему путешествию по Северному Уралу — «Загадки дикого края».

В этой поездке вы не только посетите плато Маньпупунёр, но и увидите другие загадочные и знаменитые места Урала:

  • таинственный перевал Дятлова и гору смерти Холат-Чахль;
  • каменную арку «Золотые (или Царские) ворота» — удивительный геологический памятник и священное место для народа манси;
  • подземные пещеры с ледяными гротами;
  • устрашающие бараки советского ГУЛАГа (ИвдельЛАГа);
  • затерянную в лесах и удаленную от цивилизацию деревню манси — Тресколье.

Зимой на снегоходах на плато Маньпупунёр

Зимой у туристов, собирающихся взглянуть на каменные столбы на плато Маньпупунёр, к вертолету и маршрутам на своих двоих добавляется еще один быстрый и удобный вид транспорта — снегоход. Снегоходную экспедицию на плато мы назвали «К истокам мансийских легенд». И действительно, те затерянные места, которые мы посетим во время этого путешествия, окутаны многочисленными легендами и загадками.

Правда, в экспедицию мы не берем детей, а за руль снегохода садим только опытных водителей. Ведь в поездке вам придется взбираться на горные перевалы, управлять снегоходом вне проложенных дорог по пересеченной местности и путешествовать в условиях большого перепада дневных температур! Но за все трудности в пути вы будете вознаграждены не только прекрасными пейзажами и интересными рассказами, но и гостеприимством манси и, что немаловажно, горячей баней.

Добавить комментарий