Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 – Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
“Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г., 29 июня 2015 г., 2 марта, 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 5 февраля, 18 апреля, 4 июня 2018 г., 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г., 1 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. памятки для туристов, пользующихся услугами туристических компаний

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

24 ноября 1996 года

Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

Определяются такие понятия, как туризм, тур, туристская путевка и т.п.

В качестве туристской деятельности рассматривается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Декларируется, что государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Закон устанавливает права и обязанности туриста во время совершения путешествия.

Предусмотрено, что реализация туристских услуг осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Определены существенные условия подобного договора.

Установлены правила обеспечения безопасности туризма.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 3 декабря 1996 г. N 231, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49 ст. 5491

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением абзаца сорок четвертого пункта 4, пункта 6 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном в статье 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 – Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Принят
Государственной Думой
4 октября 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
14 ноября 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм международный – туризм выездной или въездной;
туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор);
турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент);
заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
Абзац 24 – Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)
экстренная помощь – действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Особенности осуществления туристской деятельности, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
(в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
охрана окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
нормативного правового регулирования в сфере туризма;
разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)
содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
развития научных исследований в сфере туризма;
классификации объектов туристской индустрии;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также – реестр);
информационного обеспечения туризма;
создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
оказания государственных услуг в сфере туризма;
взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации.

Читайте также:  Посольство Индии в Москве - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Федеральный закон 132-ФЗ
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

Купить Федеральный закон 132-ФЗ — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку “Купить” и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО “ЦНТИ Нормоконтроль”

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 г. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 г.

Графическая копия документа размещена в первоначальной редакции (без учета изменений)

  • Изменение №11 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №14 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №15 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №16 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №17 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №18 для Федеральный закон 132-ФЗ
  • Изменение №19 для Федеральный закон 132-ФЗ

Оглавление

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма

Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации

Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности

Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров

Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей

Глава III. Права и обязанности туриста

Статья 6. Права туриста

Статья 7. Обязанности туриста

Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов. (Утратила силу)

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов

Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов

Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма

Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма

Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления

Статья 12. Объединения туристов

Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации

Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Глава VII. Безопасность туризма

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов

Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора

Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора

Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора

Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии

Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям

Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора

Статья 17.7. Учет и отчетность

Глава VIII. Международное сотрудничество

Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма

Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации

Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности

Глава IX. Заключительные положения

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Закон о туристской деятельности в новой редакции

В настоящее время туризм является одной из важнейших отраслей современной экономики, которая направлена на удовлетворение потребностей людей и повышение уровня и качества жизни. При этом, стремительно развивающийся бизнес требует особого контроля от государства. В 1996 году правительством РФ был принят Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который описывает существующие классификации видов туризма, а также характеристику тур-продуктов, как основы всей туристской деятельности. В действующем законе уделяется особое внимание защите прав и интересов туристов на территории РФ и гражданских лиц, временно пребывающих за пределами России.

Что представляет собой закон?

Туристическая деятельность стремительно развивается с каждым годом. Граждане зачастую подразумевают под этим понятием выезд заграницу, посещение новых стран, достопримечательностей, проведение экскурсий, а также полноценный отдых и развлечения. В области хозяйственных взаимоотношений туристическая деятельность определяется как производственно-обслуживающий процесс по предоставлению гражданам различных видов услуг. Туризм включает в себя организацию путешествий на территории РФ и за ее пределами. Помимо этого, туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг, которые предоставляются операторами.

Последние изменения в ФЗ оч астной детективной деятельности в РФ подробнее тут:

Широкое понятие туристической деятельности является проявлением социальной политики мировых организаций, государства РФ и отдельных предприятий. Основная цель — выполнение обязанностей по обеспечению отдыха и перевозке человека заграницу.

Организация заграничного отдыха граждан РФ, а также оплата туристических услуг регламентируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Настоящий закон был принят госдумой 4 октября 1996 и одобрен советом федерации. Законодательный акт описывает принципы государственной политики в отношении установленных правовых основ единого туристического рынка РФ. Федеральный Закон №132 контролирует возникающие отношения в процессе реализации туризма, а также регламентирует права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.

Новый ФЗ 164. Подробности тут:

Согласно ФЗ, каждый человек имеет право на отдых и путешествие заграницу. Данный законопроект также устанавливает правила использования туристических ресурсов на территории РФ и за ее пределами.

Федеральный закон «Об основах туристической деятельности» состоит из 9 глав, а именно:

  • гл. 1 — разъясняет понятие туристической деятельности;
  • гл. 2 — описывает принципы создания благоприятных условий для развития туризма, а также регулирования деятельности на территории РФ;
  • гл.3 — регламентирует права и обязанности граждан;
  • гл. 4 — диктует нормы по формированию, продвижению и реализации туристических услуг на рынке;
  • гл. 5 — регламентирует правила объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • гл. 6 — описывает туристические ресурсы на территории РФ;
  • гл. 7 — разъясняет правовые основы обеспечения безопасности туристов и финансовой ответственности туроператоров;
  • гл. 8 — регламентирует международное сотрудничество туроператоров;
  • гл. 9 — регулирует вступление в силу приведенных нормативно-правовых актов.

Последняя редакция закона проведена 28.12.16.

Ответственность туроператоров по 132 ФЗ

Согласно ФЗ №132, туроператор несет ответственность за предоставленные услуги, а именно:

  • прибытие граждан РФ в страну или местность, согласно договору оказания возмездных услуг;
  • размещение туристов и предоставление необходимых условий для проживания;
  • качество питания;
  • перевозку туристов в стране временного пребывания (обеспечение трансфером, билетом на авиа перелет);
  • предоставление экскурсий, гида, переводчика;
  • составление маршрута путешествия согласно требованиям;
  • иные услуги по договору.

Согласно статье №17 ФЗ-132, туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В случае причинения морального или физического ущерба, гражданам возвращается полная стоимость услуги, а также компенсируется размер нанесенного вреда.

По закону, положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором, не способны ограничить право туриста на предъявление требований к турфирмам. Таким образом, организаторы путешествия в полном объеме несут ответственность по всем требованиям туристов согласно договору о реализации туристского продукта. Страховая компания и банк не гарантируют исполнение обязательств со стороны оператора.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.

Согласно статье №1, оказание экстренной помощи туристам дополнено обязанностью по перевозке граждан на территорию РФ из другой страны. Эти и другие услуги предоставляются международными объединениями туроператоров. Помимо этого, последняя редакция статьи дополнилась новыми актуальными понятиями:

  • электронный билет — туристическая путевка, составленная на основании оплаченных услуг по договору с оператором. Документ является официальным и котируется в других странах;
  • детский туризм — предоставление отдыха детям, не достигшим совершеннолетнего возраста. Путешествие представляет собой организованную группу туристов под руководством взрослого, временно исполняющего обязанности попечителя;
  • система указателей по ориентированию туристов в новой местности или стране —
    сведения по:

  • архитектурным зданиям, отелям;
  • навигация по улицам и адресам;
  • техническим приспособлениям, необходимым для туристов в новой стране.

Изменения в статье №6 касаются организации фонда «Турпомощи». Согласно последним данным, операторы обязаны оплачивать страховые взносы в резервный и компенсационный фонды персональной ответственности:

  • 50 000 руб. – для туроператоров, с клиентской базой менее 10 тыс. туристов;
  • 100 000. руб. – к оплате организаций, которые ежегодно отправляют заграницу менее 100 тыс. туристов;
  • 300 000 руб. – к оплате туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного отдыха за год составляет более чем 100 тыс.;
  • 500 тыс. рублей – для организаций, которые предоставляют услуги заграничного отдыха более 500 тысячам граждан РФ.

Скачать закон о туристской деятельности в РФ

Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регламентирует основные составляющие туристического труда на рынке, а также возможность реализации услуг за пределами РФ. Законопроект направлен на защиту прав и интересов туристов.

Скачайте ФЗ о туристической деятельности в РФ здесь:

Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 – Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора

125252 г.Москва, ул. Зорге, 18

+7 (495) 774-37-38
+7 (495) 795-31-91
+7 (495) 795-30-99
+7 (495) 760-42-20
info@santour.ru

Оказание туристских услуг – это предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Большинство норм Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Работа в Индии для русских и других граждан стран СНГ + отзывы

Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы. Первая группа – акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):
– Гражданский кодекс Российской Федерации;
– Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”;
– Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и др.

Вторая группа – акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):
– Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”;
– Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 “О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту”;
– постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 “Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта”;
– постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 “О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации”;
– постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 “О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации”;
– Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142;
– Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310, и др.
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), лежащих в основе сертификации туристских услуг:
– ГОСТ 28681.0-90 “Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения”;
– ГОСТ Р 50644-94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов”;
– ГОСТ Р 51185-98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” и др.

ГОСТ Р 50690-2000 “Туристские услуги. Общие требования”, введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”: экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, т.е. проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности – это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.

Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Таможенный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ, глава 48 “Страхование”; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 371 “О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации”; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 “О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации”.

Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.
Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ.

Основными актами о сотрудничестве государств – участников СНГ в области туризма являются:
– Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. “О сотрудничестве в области туризма”;
– рекомендательный законодательный акт от 29 октября 1994 г. “Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма”;
– Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. “Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ” и др.

Следуя рекомендациям и развивая положения указанных актов, Правительство РФ заключило соглашения о сотрудничестве в области туризма с рядом правительств государств – участников СНГ.

Повышению значимости туризма способствуют также программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира.

1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.

2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.

3. Хартия туризма и Кодекс туризма, одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса.

4. Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами.

5. Директива Совета Европейского экономического сообщества “О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все” (Люксембург, 1990 г.) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран – членов общего рынка, касающиеся путешествий и отпусков.

6. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области.

7. Заявление ВТО в области предотвращения организованного *-туризма (Мадрид, Испания, и Сент-Винсент, Балле-д’Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что *-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям в медицинской и социальной сфере, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного *-туризма, для защиты детей от * эксплуатации в туризме.

8. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определила, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех социальных слоев. Декларация установила критерии для определения социального туризма.

9. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов.

10. Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров.

По материалам книги О.В. Кузнецовой – “Настольная книга туриста. Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила. Практическое пособие”

Анализ российского законодательства о туризме Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубарева Елена Алексеевна

Текст научной работы на тему «Анализ российского законодательства о туризме»

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТУРИЗМЕ

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Человек не может постоянно работать, ему необходим отдых, поэтому государство должно создавать определенные условия для обеспечения отдыха. Право на отдых, закрепленное п.5. ст.37 Конституции РФ, является одним из важнейших прав и принадлежит человеку от рождения.

Одной из разновидностей отдыха является туризм. Туризм сейчас активно развивается, что можно объяснить в частности, улучшением материального благосостояния россиян. Как мы все помним «Спрос рождает предложение». К сожалению, далеко не все туристские предложения отвечают необходимым требованиям. Это порождает массу скандалов, связанных с обманом туристов, например, в начале июня 2006 года российские туристы отправились отдыхать в Турцию по путевкам компании «Лук-тур». Вместо того чтобы наслаждаться отдыхом, 500 россиянам пришлось обивать пороги турецких отелей, где для них не оказалось места, хотя номера были забронированы и оплачены. Только вмешательство российского МИДа разрешило проблему: все обманутые отпускники были

обеспечены жильем, а по истечении времени отдыха вернулись на родину.

Складывается такая ситуация, при которой явно ощущается недостаток законов, регулирующих деятельность в данной сфере. В то же время законов на уровне субъектов Федерации в этой сфере достаточно много (на данный момент нам известно более 40 таких законов). К сожалению, на федеральном уровне есть лишь один закон о туризме, это приводит к тому, что субъекты РФ, восполняя правовой вакуум, устанавливают собственные формы и способы государственного контроля за туристской деятельностью. Это далеко не всегда соответствует нормам федерального законодательства.

Во избежание противоречий законодательства и дублирования законов (например, ответственность туроператора прописывается и в гражданском кодексе, и

в федеральном законе «об основах туристской деятельности», и в федеральном законе «о защите прав потребителей»), было бы целесообразно кодифицировать законодательство о туризме. Такие предложения появились уже более 8 лет назад. В 1999 году, к.ю.н. Н.И. Волошин выдвинул такую мысль, предложив при этом примерную структуру кодекса. На его взгляд кодекс должен состоять из следующих частей:

Глава 1. Общие положения. Статьи: цели Кодекса и правовые основы туристского обслуживания, сфера применения Кодекса, основные понятия, туристские организации, оказывающие туристские услуги, лицензирование туристской деятельности и сертификация туристских услуг.

Глава 2. Основные виды туристских услуг. Статьи: услуги по проживанию, питанию, транспортные услуги, культурно-массовые услуги, физкультурнооздоровительные услуги, обслуживание на туристских маршрутах, экскурсионное обслуживание, дополнительные туристские услуги и порядок их оказания.

Глава 3. Безопасность, медицинское обслуживание туристов, охрана окружающей среды. Статьи: обеспечение безопасности и страхование туристов, медицинское обслуживание туристов, природоохранные меры и экологическая дисциплина в процессе туристского обслуживания.

Глава 4. Гарантии и ответственность. Статьи: права потребителей туристских услуг, гарантии по безопасности услуг, оказываемых туристу, ответственность туристской организации, информация о путешествии, ответственность гражданина.

Заключительные положения. Несколько слов о правовом обеспечении туристских связей между странами СНГ.

Согласитесь, что кодификация законодательства о туризме облегчит жизнь огромному количеству людей, как туристов, так и работников туристской сферы (число которых постоянно увеличивается).

Как ни печально, но за те годы, что прошли с момента выдвижения предложения о кодификации законодательства, не было сделано никаких шагов для достижения этой цели, что объективно говорит о сложности задачи. Чтобы не быть

голословными в данном утверждении мы предлагаем рассмотреть лишь часть проблем, которые возникнут при решении данного вопроса.

Итак, прежде чем приступить к кодификации законодательства необходимо провести систематизацию законов, понять какие из положений могли и должны быть включены в кодекс.

Под системой законодательства о туризме мы предлагаем понимать совокупность законов, в той или иной мере регулирующих отношения в сфере оказания туристских услуг. Понятно, что такая задача предполагает работу с огромным массивом законодательных актов. В данной работе рассмотрим лишь основные законодательные акты, например, Гражданский кодекс РФ.

Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть

предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.

Читайте также:  Виза в Россию для граждан Ботсваны - Как получить дешево?

Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И здесь встает вопрос, – какой вид договора из перечисленных в ГК РФ следует заключать на рынке туристских услуг?

Обратимся к закону. Статья 128 ГК рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 779-783, объединенные в главу 39 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК). Далее в этой статье говорится, что правила главы 39 ГК “применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по

обучению, туристическому обслуживанию и иных. “. Следовательно, это договор возмездного оказания услуг.

В договоре, как нам известно, закрепляются права и обязанности сторон, ответственность сторон. Последний пункт, на наш взгляд, представляет наибольший интерес. Подписывая подобный договор, убедитесь, что в нем нет следующих фраз:

1. «Туроператор не несет ответственности за возможное неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг, заказанных туристом».

Именно к этой группе относится наибольшее количество претензий. Разница между заказанными и фактически оказанными услугами колеблется от незначительной до полностью неприемлемой. Например, к незначительной можно отнести отсутствие кондиционера в номере, а к существенной – отсутствие забронированного и оплаченного номера в отеле.

2. «Туроператор не несет ответственности за возможное несвоевременное информирование туриста об изменениях в программе тура».

В основном туристы указывают на то, что уведомления об изменениях были даны слишком поздно или не даны вообще. Диапазон вариантов изменений колеблется от замены аэропорта и времени вылета до замены отеля или даже места отдыха.

В этой связи специалисты не советуют подписывать договор, в котором, например, предусмотрена возможность замены выбранного отеля «равнозначный» неизвестно какой. За такой формулировкой часто скрывается следующая схема. Агенты продают туристу места в именитом отеле, заведомо зная, что он давно уже заполнен. В итоге туристу предлагают поселиться в другой гостинице, которая, как ему объясняют, еще лучше и дороже. Видя ее расценки в прайс-листах своего туроператора, турист соглашается, ведь она действительно дороже. На деле же получается, что туриста поселили в простаивающий отель, цены на номера в котором специально завышены вашей же фирмой, организовавшей турпутевку туристу.

Поэтому, если в договоре идет речь о возможной замене отеля, турист должен заранее продумать два-три устраивающие его варианта и внести их в договор. Кроме

того, турист сам может связаться с популярным отелем, назвать своего туроператора и поинтересоваться, есть ли бронь.

3. «Туроператор не несет ответственности за предоставление недостоверной или

неточной информации о туре».

Чтобы сделать правильный выбор турфирмы, а также туруслуг, потенциальный турист должен иметь всю необходимую и достоверную информацию обо всех деталях тура. Турфирма не всегда добросовестно исполняет возложенную на нее законом обязанность, иногда умалчивая о каких-либо особенностях. Среди таких особенностей может оказаться отсутствие трансфера или удаленность места проживания от пляжа.

Газета «Комсомольская Правда» приводит отзыв разочарованного туриста: «Пока дойдешь до моря, аборигены замучат. Хватают за руки, навязывают ненужные сувениры. Еще одна серьезная неприятность: как выяснилось, «Боракай Тропикс» не только стоит далековато от кромки прибоя. У этой гостиницы нет и своего пляжа. А шелковистый песочек у теплых волн весь поделен между отелями классом повыше. Море-то общее. Купайся, сколько душе угодно. А вот присесть в тенек под зонтиком-грибочком уже не моги. Охрана по полотенцам моментально определяет чужаков и несется прогонять, размахивая дубинками». Такие вот «особенности».

Поэтому турист должен получить достоверные сведения о том, где находится его отель. Если агент не сможет четко ответить на этот вопрос, то необходимо менять агента.

Договор, заключаемый при покупке турпродукта, – это соглашение между туристом и турфирмой. Данный договор должен содержать в себе существенные условия, указанные в законе, и четкие положения относительно ответственности турфирмы перед клиентом. Если договор нечеткий – это весомый аргумент в пользу того, чтобы подыскать другого проводника в мире путешествий.

Трудовой кодекс РФ нас интересует, в первую очередь, как регулятор трудовых правоотношений. Фактически во включении некоторых положений в трудовой кодекс заинтересованы не столько туристы, сколько работники данной сферы.

В силу того, что основные требования, предъявляемые к работникам данной сферы, были прописаны в положении о лицензировании туристской деятельности ,отмененном 1 января 2007 года, то на наш взгляд, необходимо прописать основные требования, предъявляемые к работникам среднего и высшего руководящего звена, в кодексе о туристской деятельности.

Основным законом в туристской сфере является федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями). С введением в действие Федерального закона о туризме многие животрепещущие вопросы туристской деятельности получили правовое закрепление. В ст. 1 этого закона даются определения используемым в нем понятиям. Ниже мы обратимся к некоторым из них.

В феврале 2007 года были утверждены поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности». Так, например, поправки были внесены в статью 4.1, которая называется «Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров»:

«В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта» (далее также – финансовое обеспечение). Как было сказано выше, с 1 января 2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Создание реестра, таким образом, является неким аналогом института лицензирования, который не оправдал себя и требовал замены. Немаловажно и то, что часть сведений о туроператорах, внесенных в реестр, является общедоступной посредством публикаций не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, либо размещения информации в сети Интернет на сайте Федерального Агентства по туризму. На этом сайте, любой желающий сможет найти следующую информацию о туроператоре:

■ полное и сокращенное наименование фирмы-туроператора;

■ адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

■ идентификационный номер налогоплательщика;

■ размер финансового обеспечения, номер, дата, срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

■ адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Иные сведения могут быть предоставлены лишь по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Глава Ростуризма Владимир Стржалковский на собрании Ассоциации туроператоров России напомнил, что главным новшеством закона стало установление с 1 июня 2007 г. финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или страховки. “Размер финансовой гарантии составит 5 миллионов рублей для операторов, отправляющих россиян за рубеж, и 500 тысяч рублей для компаний, занимающихся внутренним туризмом”, – пояснил

В.Стржалковский. Причем, с 1 июня 2008 года размер финансовой гарантии для операторов, отправляющих туристов за рубеж, увеличится до 10 миллионов рублей. Именно в пределах этих сумм турист (заказчик) сможет подать требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Законом установлен не только размер финансового обеспечения, но и срок, который согласно ст. 17.3 закона о туризме не может быть менее года. При этом финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действии финансового обеспечения.

Еще одним нововведением является то, что отныне туристы все претензии смогут предъявлять только к туроператору, а не к туроператору и турагентству, как это было ранее.

Справедливости ради стоит отметить, что после принятия поправок многие турфирмы стали говорить о монополизации туристского рынка. Это не совсем верно. Если туроператор не может обеспечить безопасность нахождения нашего туриста за границей, то такой туроператор не очень-то и нужен. Ведь по замыслу законодателя договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Также не стоит забывать и о Федеральном Законе от 17 декабря 1999 года, № 212 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и

дополнениями),в соответствии с которым ответственность продавца также наступает в любом случае, кроме случаев, когда нарушение обязательств произошло вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Продавец также отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Естественно, здесь перечислены не все (даже основные) нормативно-правовые акты. Существуют различного рода приказы, инструкции, например приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения».

Уже на примере вышеперечисленных актов мы можем увидеть, что в туристское законодательство придется включить нормы из огромного количества законов. Возникает вопрос, по какому из оснований законодательство должно быть систематизировано? Разумно будет предположить, что в систему должны быть включены все акты, которые в той или иной степени регулируют туристскую деятельность. Исходя из вышесказанного и на основе проведенного анализа основных законов, мы предлагаем следующую систему законодательства о туризме:

■ ФЗ «Об основах туристкой деятельности»;

■ ФЗ «О защите прав потребителей»;

■ Лесной кодекс и другие.

Можно предложить и другие подходы по формированию кодекса. Например, центральным будет Федеральный закон о туризме, недостающие положения могут быть урегулированы нормами, заимствованными из других законодательных актов.

В заключении хотелось бы сказать о том, что проблема с законодательным

обеспечением в данной сфере является действительно актуальной и требующей решения. Лишний раз это может подтвердить факт проведения 13 июля 2006 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Конференции на тему «Правовая защита российских граждан за рубежом». В конференции приняли участие депутаты Госдумы РФ, Мосгордумы, представители общественных организаций, ведущих страховых компаний, представители туриндустрии. Участники конференции считают первоочередным и рекомендуют туроператорам и страховым компаниям:

1. Внести предложения по включению соответствующих изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», в другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав российских граждан за рубежом, а также вопросы страхования выезжающих за рубеж, с целью обеспечения своевременной и качественной правовой (юридической) защиты.

2. Сформировать рабочую группу, основной целью деятельности которой будет разработка предложений по внесению изменений в вышеуказанное действующее законодательство РФ. Создать рабочую группу при Комитете Государственной Думы по международным делам, так как проблема защиты

прав российских граждан за рубежом видится намного шире и включает не только права туристов, но также и всех наших соотечественников, нуждающихся в ней за пределами Российской Федерации.

1. Конституция РФ М.: Издательство Айрисс-пресс, 2006 г.

2. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской

деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями)

3. Сапрыкин С.Ю. Комментарий к поправкам к закону об основах туристской

деятельности – М. ГроссМедиа: РосБух, 2007 г.

4. Гражданский Кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. Официальный текст. _ М.: ИКФ Омега _Л, 2006 г. – 416 стр.

5. Федеральный Закон от 17 декабря 1999 г. № 212 ФЗ «О защите прав

потребителей» М.: издательство Тандем, 2006 г.

6. Н.И. Волошин « Туристская деятельность как предмет правового регулирования» Экономика и право. – 1999. – №11. – С. 55-59.

7. Газета «Заутра» – завтра делаем мы» «Договор с турфирмой: как вычислить «кидалово»?» 01.07.2006 г.

8. Поправки в закон о туризме приведут к росту капитализации туркомпаний и выходу операторов на “белый” финансовый оборот – Ростуризм. «Прайм – Тасс. Агентство экономической информации» 09.02.2007 г.

VI. КУЛЬТУРА, МОДА, ДИЗАЙН

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ МОЗАИКИ В СТИЛЕ МАРКЕТРИ Богданов И.В.

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Добавить комментарий