Обучение в Израиле: как работает система образования в 2020 году

Как устроена система образования в Израиле

Израиль на сегодня входит в тройку стран-лидеров по количеству образованного населения – их число составляет здесь 49,9 % граждан (по данным Организации экономического сотрудничества и развития OECD за 2017 год). Система образования в Израиле известна современными подходами к процессу обучения на всех уровнях. Выпускники израильских высших учебных заведений – квалифицированные специалисты, не имеющие проблем с трудоустройством в самые престижные организации по всему миру.

  1. Общая информация о системе образования в Израиле
  2. Образование для дошкольников
  3. Обучение в израильских школах
  4. Особенности высшего образования в Израиле
  5. Популярность израильских вузов
  6. Сколько стоит обучение в университете
  7. Поступление и учеба в израильских вузах для мигрантов
  8. Итоги
  9. Высшее образование в Израиле: Видео

Общая информация о системе образования в Израиле

В Израиле каждый ребенок может посещать школу одного из таких типов:

  • государственную;
  • государственно-религиозную;
  • религиозную;
  • арабскую.

Сама система имеет 3 обязательных уровня:

  • Начальный – с 1-го по 6-й классы, возраст – 6–12 лет. Правильнее сказать, что образование израильтян начинается еще до школы – по закону ребенок должен начать посещать детское дошкольное учреждение с 3 лет.
  • Средний – с 7-го по 9-й классы, 12–15 лет.
  • Старшая школа – с 10-го по 12-й классы, 15–18 лет.

После школьного обучения можно пойти учиться дальше – в университет.

Образование для дошкольников

Детей в Израиле отдают в дошкольные учреждения уже с 3 месяцев. Ясли в большинстве своем частные, и оплачиваются родителями. Цена составляет в среднем около 650 евро. Во многих случаях ясли -“мишпахтон” – организоваются прямо на дому. В таких заведениях небольшие группы и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Распространены детские сады в Израиле для русских. Чаще всего это частные двуязычные садики, где говорят на русском и иврите.

В государственный детский сад в Израиле начинают ходить с 3 лет. Время пребывания в учреждении– приблизительно до 14:00, далее по желанию родителей можно отдать ребенка в “продленку”. Полноценного питания нет – желательно брать из дома хороший тормозок.

Альтернатива – опять же частный сад. Но стоимость его в разы выше, поэтому тут дело за личным выбором каждой семьи.

С 5 лет дошкольное образование в Израиле обязательно должно проходить в государственном учреждении (ириевский сад или “ган хова”). Здесь детей ждет подготовка к школе: занятия для обучения азам чтения, письма, математики, естествознания.

Обучение в израильских школах

Одним из отличий израильских школ от российских является возможность выбора 25 % предметов индивидуально на совете школы, кроме программы, утвержденной государством. Каждое заведение имеет право самостоятельно назначать те методы и средства обучения, которые считает нужными.

Основные предметы – математика, английский, история, география, информатика, иудаика – обязательны в государственных общеобразовательных учреждениях.

В классы детей распределяют по уровню их знаний. Ученикам начальной школы задание на дом не дается, их цель – научиться запоминать то, что преподается на уроке.

В старшей школе ученики получают полное среднее образование и аттестат зрелости – “багрут”. Профилированные школы в Израиле могут начинаться с “хативы” (средней школы) или “тихона” (старшей).

Они есть следующих типов:

  • общеобразовательные (академические), широкого профиля;
  • профессиональные;
  • сельскохозяйственные;
  • военные;
  • искусств;
  • науки и технологии;
  • религиозные – “йешива”, интернатного типа.

Для получения “багрута”, дающего право на поступление в вуз, ученики сдают выпускной госэкзамен по обязательным предметам.

Свои особенности имеет учеба в Израиле для русских детей. Здесь есть школы на русском языке: все они частные и являются вечерним заведением в дополнение к обычному ООЗ на иврите.

Особенности высшего образования в Израиле

В вузах Израиля, как и в школах, студенты имеют довольно большую, хотя и не полную, свободу выбора в плане изучения тех или иных дисциплин. В каждой специальности есть набор необходимых кредитов для изучения: например, невозможно выбрать предмет “разработка программы маркетинга предприятия”, не изучив перед этим предмет “введение в маркетинг”.

Большая часть времени уходит на самостоятельное освоение дисциплин, подготовку презентаций. Кроме того, учащиеся посещают семинары, лекции, лабораторные занятия. По окончании семестра сдают экзамены.

Из высших учебных заведений в стране, которые имеют право присваивать академические степени, насчитывается:

  • 9 государственных университетов,
  • приблизительно 50 академических колледжей (среди них и государственные, и частные).

В госучреждениях студенты платят лишь небольшую часть реальных затрат на обучение, поскольку образование субсидируется государством: 10 % ВВП идет на поддержку вузов. В среднем стоимость обучения составляет около 10 тысяч долларов США.

Три ступени высшего образования:

  • бакалавриат: 3 года в университете, 4 – в колледже,
  • магистратура: 2 года,
  • докторантура: 4 года.

Интересующимся, как поступить в израильский вуз, лучше всего для начала обратиться в сам университет: там можно подробно узнать условия зачисления абитуриентов, стоимость обучения и другие важные подробности. Довольно большое внимание при поступлении уделяется психометрическому тесту, по которому оценивают навык владения английским языком, а также направленность мышления будущего студента.

Популярность израильских вузов

Старейшие университеты Израиля были сформированы еще до окончательного становления государства. Три вуза, основанные до 1948 года, сегодня являются одними из лучших в мире:

  • Еврейский университет в Иерусалиме;
  • Израильский технологический институт – Технион;
  • Научно-исследовательский институт им. Х. Вейцмана.

По академическому рейтингу университетов (ARWU, Academic Ranking of World Universities) мира в 2019 году эти израильские заведения, а также Тель-Авивский университет, входят в 200 мировых лидеров. В тысяче передовых вузов мира также три других израильских высших учебных заведения:

  • университет им. Бар-Илана в Рамат-Гане;
  • Хайфский университет;
  • университет Давида Бен-Гуриона в Негеве.

Главной особенностью университетов Израиля является их направленность на науку. Некоторые вузы могут включать весь комплекс специальностей, деятельность других сосредоточена на более специфичных отраслях.

Сколько стоит обучение в университете

Конкретно стоимость обучения зависит от вуза и выбранной специальности, однако во всем в Израиле с начала 2000-х годов сохраняется высокая цена за образование: выше, чем в целом по Европе. Иностранцам, интересующимся, сколько стоит обучение в Израиле, стоит учесть, что для граждан других государств стоимость будет выше, чем для израильтян, на 25 %.

В лучших вузах цена за обучение в год на бакалавриате может достигать:

  • 12 000–15 000 шекелей (2 800–3 500 евро) – гуманитарные факультеты;
  • 16 000–25 000 шекелей (3 700–5 900 евро) – факультеты социальных или естественных наук;
  • от 25 000 шекелей – на медицинском факультете.

Стоимость обучения в магистратуре может достигать 50 000 шекелей за год (12 000 евро).

Официально возможность бесплатного образования в Израиле отсутствует. Но имеются различные программы поддержки, предусматривающие полную или частичную компенсацию стоимости учебы.

На такую помощь могут рассчитывать:

  • новые репатрианты – молодежь, возвращающаяся в Израиль благодаря наличию еврейских корней;
  • студенты, проявившие себя в науке, искусстве;
  • абитуриенты из малоимущих семей, включая иностранцев.

Также поддержку могут получить иностранные студенты, имеющие степень бакалавра и отличную успеваемость. Им предоставляется стипендия, которая частично покрывает медицинскую страховку, год обучения в магистратуре университета Израиля и языковые курсы иврита.

Для иностранных студентов существуют программы стажировок и учебы по обмену, например проект МАСА (подробности – на сайте Еврейского агентства ).

Поступление и учеба в израильских вузах для мигрантов

Мигранты, окончившие школу за рубежом, и поступающие в вуз в Израиле, должны свой аттестат перевести на иврит и передать в приемную комиссию после нотариального заверения документа. Далее будет приниматься решение о соответствии аттестата израильским стандартам.

Обычно в связи с тем, что полное среднее обучение длится в еврейских школах 12 лет, абитуриенту из СНГ нужно после школы еще 1–2 года отучиться в университете у себя на родине, чтобы его аттестат соответствовал “багруту”.

Что касается требований к знаниям языков (английский, иврит), их уровень должен быть довольно высоким при поступлении: не ниже В1 – иврит и А2 – английский. В дальнейшем студент обязан усовершенствовать языки до С1 и В2 соответственно.

Перед поступлением в университет мигрант может пройти подготовительные языковые курсы:

  • интенсивные – ульпан – примерно 2 месяца до начала учебы;
  • углубленные – для тех, кто начинает с нуля, – длительностью около полугода;
  • СЭЛА – годовой курс подготовки.

Поступающие на англоязычные программы в вузах Израиля предоставляют международные сертификаты (TOEFL, IELTS).

Самую актуальную информацию по вопросам подготовки абитуриентов-иностранцев, в том числе и украинцев, к учебе в израильском университете и участии в программе СЭЛА, а также стипендиальным программам для новых репатриантов, предоставляет управление по делам студентов в Израиле ( сайт Управления ).

Еще одно условие для поступления – сдача психометрического теста. На его основании, с учетом оценок в аттестате, определяются подходящие для абитуриента специальности и факультеты.

Недоступно для иностранцев обучение в медицинских университетах Израиля. На некоторые специальности может потребоваться дополнительно пройти интервью (например, медфакультет в университете им. Бен-Гуриона), представить примеры работ (художественное направление в Тель-Авивском университете) либо сдать экзамены.

Итоги

Система образования в Израиле во многом особенная. Здесь среднее образование обязательно для всех и длится с 6 до 15–18 лет. Довольно жесткие требования к поступлению в израильский вуз и высокая стоимость образования – факторы, которые могут негативно повлиять на желание учиться после школы.

Однако качество образования, диплом, котирующийся во всем мире и отсутствие проблем с дальнейшим трудоустройством являются теми плюсами, благодаря которым университеты Израиля из года в год наполняются лучшими как местными, так и иностранными абитуриентами.

Высшее образование в Израиле: Видео


Особенности обучения в Израиле для граждан России в 2020 году

С момента создания Израиля задача дать его гражданам качественное образование является в этом государстве одной из приоритетных. Она успешно решается: дипломы местных университетов признаны во всех странах мира, а приобретённые знания дают возможность выпускникам занять достойное место в обществе. Образование в Израиле стараются получить не только его жители, но и студенты из других стран, в том числе россияне. Для них обучение здесь привлекательно ещё и потому, что на Земле обетованной проживает большое число наших бывших соотечественников, что позволяет не чувствовать себя здесь чужими.

Жизнь в Израиле

Те, кто планирует надолго оказаться в этой стране, должны помнить, что проживание здесь имеет свою специфику. Прежде всего, это связано с тем, что Израиль находится в кольце недружественных государств, поэтому мерам безопасности здесь уделяется повышенное внимание. Однако к этому можно привыкнуть довольно быстро, на повседневной жизни граждан это не слишком сказывается.

Уровень жизни в Израиле высок, поэтому чтобы получить возможность пользоваться имеющимися здесь благами, практически все граждане трудятся, причём многие сразу в нескольких местах. В стране развита система социальной защиты, и те, кто потерял работу или ещё не нашёл её после переезда сюда на ПМЖ, могут быть уверены, что государство их поддержит. Также здесь очень высокий уровень медицины, благодаря чему страна занимает одно из первых мест по продолжительности жизни своих граждан.

Образовательная система Израиля

В современном мире очень высока конкуренция, поэтому чтобы занять в нём достойное место, человек должен обладать глубокими знаниями и навыками в выбранной сфере деятельности. Система образования в Израиле построена таким образом, что граждане страны в процессе обучения в школе и вузе получают возможность максимально развить свои способности и получить ту профессию, которой они больше всего соответствуют.

Дошкольное воспитание

Как только ребёнок начинает самостоятельно передвигаться, ему предоставляется возможность общаться со своими сверстниками. Дошкольное образование он получает в яслях, а затем в детском саду, которые бывают государственными и частными.

Они располагаются в специально построенных для этого зданиях, где малыши имеют возможность ежедневно (кроме пятницы) находиться с 7.00 до 16.00 часов. Здесь им предоставляется трёхразовое питание и обеспечивается возможность дневного сна. Ясли рассчитаны на детей до трёх лет. В каждой группе от 15 до 20 ребят.

Семейные детские сады

Те родители, которые хотят, чтобы их ребёнку уделялось больше внимания, имеют возможность отдать его в семейный детский сад. Организовать его может практически любая женщина, являющаяся гражданкой страны. Для этого ей необходимо лишь получить соответствующее разрешение. Количество детей в таком садике не превышает пяти человек. Стоимость пребывания в нём находится в пределах 1500 шекелей, однако родители, имеющие низкие доходы, могут воспользоваться системой скидок.

Школьное образование

Школы в Израиле бывают четырёх типов.

  1. Государственные. Их большинство, обучение ведётся по программам Министерства просвещения страны.
  2. Государственно-религиозные. В этих заведениях углублённо изучается иудаизм.
  3. Религиозные. Это частные школы, многие выпускники которых в будущем становятся служителями культа.
  4. Арабские. В них ходят дети палестинцев.

Каждый житель страны имеет право на то, чтобы получить бесплатное среднее образование. Внести определённые суммы придётся за учебники, а также за возможность посещать дополнительные занятия в кружках, если на это есть желание ребёнка. Ежегодные затраты в этом случае не превышают 1000 шекелей. Если ребенок воспитывается в неполной семье, эти расходы берёт на себя государство.

Занятия в израильских школах, как и в российских, длятся с сентября по июнь. В течение года у учащихся бывают каникулы, которые по времени совпадают с крупными религиозными праздниками. Школьное образование в стране состоит из трёх ступеней: начальной, промежуточной и средней. При этом каждую из них следует проходить в отдельном учебном заведении.

Читайте также:  Сколько Стоит Поменять Фамилию В Паспорте После Замужества 2020 Году — Ведущий Юрист

Начальное

Этот период обучения занимает шесть лет: дети приходят в школу после садика в шестилетнем возрасте и заканчивают её в двенадцатилетнем. С первых же классов здесь начинается углублённое знакомство с ивритом, в результате все получившие начальное образование ребята свободно изъясняются на этом языке, а также умеют читать и писать. Кроме того, здесь проходят:

  • английский язык;
  • математику;
  • природоведение;
  • правила дорожного движения.

Помимо этого, каждый ребёнок за время пребывания здесь получает возможность научиться играть на одном или нескольких музыкальных инструментах. Израильскую начальную школу от аналогичных заведений в других странах отличает то, что оценки ученикам в ней не ставятся, домашних заданий здесь нет.

По окончании третьего класса в начальной школе предусмотрен экзамен, в ходе которого определяется степень одарённости каждого ребенка. Те, кто его успешно сдаст, получают возможность продолжить учёбу в заведениях для детей с повышенными способностями. Там они будут иметь возможность углублённого изучения предметов, к которым имеют склонность.

Промежуточное

Учёба в такой школе занимает три года, и в ней продолжают своё образование подростки в возрасте от 12 до 15 лет. К тем предметам, которые изучались в первых классах, добавляются второй иностранный язык, а также география, история, естествознание и право.

В школах этой ступени существуют советы, в которые, помимо преподавателей, входят и родители. Компетенция данного общественного органа довольно широка. В частности, он имеет право вводить в программу учебного заведения дополнительные предметы. Оценка знаний производится по 100-балльной системе. Если выясняется, что уровень подготовки детей в одном классе слишком разнится, то они могут быть разбиты на две и больше групп, и один и тот же материал будет подаваться по-разному. Делается это для того, чтобы все дети успевали, и в классе не было отстающих. После окончания учёбы выпускник получает аттестат, дающий право на продолжение обучение в выбранном заведении.

Среднее

Все учебные заведения третьей ступени в Израиле специализированные, дети поступают в них исходя из своих способностей и того, кем они хотят стать. Средние учебные заведения бывают следующих типов.

  • Общеобразовательные гуманитарной и естественной направленности. Специальность они не дают, но позволяют подготовиться к поступлению в один из университетов страны.
  • Профессиональные. В них наряду с общими знаниями, можно получить рабочую специальность.
  • Сельскохозяйственные. Они работают по принципу интернатов и выпускают специалистов в области агрономии.
  • Военные. Готовят младший офицерский состав для Армии обороны Израиля, а также специалистов для обслуживания военной техники.
  • Иешивы. Это учебные заведения религиозной направленности, где основное внимание уделяется вопросам иудаизма.

В 11 и 12 классах школы учащиеся имеют возможность сдать экзамен на аттестат зрелости. Этот документ не является обязательным, однако без него будет невозможно в будущем получить высшее образование.

Экзамены нужно сдавать по следующим предметам:

  • ивриту;
  • знанию Торы;
  • английскому языку;
  • математике;
  • литературе;
  • гражданскому праву.

Для тех, кто вовремя не смог окончить среднюю школу, в Израиле имеются вечерние учебные заведения. Подготовка в них длится четыре года, причём в течение двух последних слушатели должны посещать уроки только три раза в неделю.

Высшее образование

В стране каждый второй гражданин имеет диплом университета. Высшее образование в Израиле, как и в других развитых странах, является необходимым для тех граждан, которые хотят добиться успеха в выбранной ими сфере деятельности. Его система в стране такая же, как и в США. Она состоит из трёх уровней.

  1. Бакалаврат. Чтобы стать обладателем степени бакалавра, потребуются 3 года обучения в университете.
  2. Магистратура. Право на диплом магистра получат те, кто после окончания бакалаврата ещё 2 или 3 года проучатся в университете и успешно сдадут экзамены.
  3. Докторантура. Она приравнивается к аспирантуре в нашей стране, считается законченной после защиты диссертации, на что уходит от двух до четырёх лет.

Чтобы получить право на обучение в университете, абитуриент должен не только иметь аттестат зрелости, но и пройти психометрический тест. Он проводится Центром экзаменов и статистики страны и состоит из 165 заданий. В процессе тестирования проверяется умение абитуриента логически мыслить, решать математические примеры, а также оценивается степень владения им и английским языком.

Минимальное количество баллов, которое можно набрать в результате сдачи теста – 200, максимальное – 800. Как правило, для поступления достаточно 400 баллов, однако, чем престижнее вуз, тем выше проходной балл. Повторять сдачу теста можно каждые 6 месяцев. Полученные результаты действительны в течение 7 лет.

Особенности учебы в Израиле

Учебный год

Он начинается 1 сентября, а заканчивается в конце июня. Язык преподавания – иврит, однако во многих университетах курсы читаются и на английском. Расписание занятий составляется на шесть дней недели, суббота – выходной. Помимо аудиторных лекций и семинаров, программы всех учебных заведений рассчитаны на то, что значительные объёмы материалов студенты должны усваивать самостоятельно.

Программы для репатриантов

Каждый год в Израиль приезжает много молодых евреев, которые хотели бы здесь не просто обосноваться, но и получить диплом престижного вуза. Страна готова им в этом помочь. Высшее образование для репатриантов организовано таким образом, что за первые три года обучения им не нужно будет платить. Более того, они могут получить финансовую помощь, которая предназначена для покупки учебников и вспомогательных материалов.

Чтобы иметь возможность воспользоваться такими льготами, абитуриент из числа репатриантов должен поступить в вуз не позднее трёх лет после переезда на ПМЖ. Программы обучения составлены на иврите, поэтому студенты должны знать этот язык в достаточном объёме для прослушивания лекций и подготовки письменных работ.

Льготы для военнослужащих

Те, у кого не хватает средств для оплаты образования, могут воспользоваться льготами, предоставляемыми Армией обороны Израиля. Потребуется заключить контракт на прохождение службы, в этом случае возможность получить образование в одном из вузов на уровне бакалаврата будет предоставлена бесплатно.

Порядок поступления иностранцев в вузы

Стать студентами израильских университетов стремятся многие россияне, так как, во-первых, в них дают глубокий объём теоретических и практических знаний, а, во-вторых, дипломы этих заведений котируются во всём мире.

Обучение в Израиле для русских доступно в любом университете этой страны. При этом поступление в вуз для репатриантов из РФ имеет свои особенности.

Установленные требования

Для приехавших на учёбу россиян, так же как и граждан любой другой страны, существует единственное ограничение – они не смогут получить профессию врача. Обучение на медицинских факультетах доступно только гражданам страны.

Подтверждение школьного аттестата

Образование в Израиле имеет существенные отличия от российского. Чтобы аттестат, полученный по окончании школы в РФ, здесь можно было бы использовать для поступления в местный университет, к нему необходимо приложить справку об окончании специальных курсов. Как правило, их продолжительность составляет 12 месяцев. Здесь изучают иврит, историю Израиля и профильные предметы. После окончания сдаётся экзамен, результат которого учитывается при зачислении.

Уровень владения ивритом и английским языком

Важным условием при поступлении в вуз является знание абитуриентом языков. Преподавание в израильских университетах ведётся на иврите и английском, поэтому владение ими для поступающих является обязательным. Соответствующую подготовку следует пройти заранее. Проверка знаний проводится в ходе сдачи психометрического теста.

Популярные университеты страны

В Израиле имеется десять вузов, в каждом из которых могут обучаться молодые люди из других стран. Одним из самых престижных является находящийся в Иерусалиме Еврейский университет, лучшие выпускники которого работают в ведущих компаниях мира. Тель-Авивский университет больше ориентирован на гуманитарные науки, его выпускники имеют хорошие перспективы сделать успешную карьеру на государственной службе. Тех же, кто склонен к точным наукам, больше привлекает находящийся в Хайфе Технион, готовящий не только специалистов для практической работы, но и научные кадры. В функционирующем при Технионе исследовательском институте молодые учёные под руководством опытных наставников делают свои первые шаги в науке.

Медицинское образование в Израиле считается очень престижным, поэтому количество абитуриентов, желающих поступить на соответствующие факультеты университетов, не иссякает. Так как учиться на них могут только местные граждане, многие иностранцы ради этого получают израильский паспорт.

Оформление студенческой визы

Заниматься получением разрешения на въезд следует уже после того, как получено уведомление о зачислении в вуз. Чтобы получить визу, в консульство следует направить:

  • заполненную анкету;
  • справку о зачислении;
  • 2 фото 5×5 см;
  • бумаги, подтверждающие финансовую состоятельность.

Все документы следует перевести на иврит и нотариально заверить. Перед подачей бумаг необходимо уплатить консульский сбор.

Стоимость учебы

Получение образования в израильских вузах обходится довольно дорого. Учёба для русских студентов, как и для представителей других стран, будет стоить на 25% дороже, чем для граждан Израиля. За один год бакалаврата необходимо будет внести от 3 до 17 тысяч долларов США. Год магистратуры обойдётся ещё дороже. Размер оплаты напрямую зависит от вуза: чем он престижнее, тем дороже.

Помимо необходимости оплачивать учёбу, студенту потребуются средства на жильё и питание. Съём комнаты будет стоить 400-500 долларов США, если же речь идёт об отдельной квартире, то эту цифру следует минимум удвоить. На продукты питания в месяц также будет уходить не менее 500 американских долларов. Поэтому многие студенты сразу же после поступления в вуз начинают работать и делают это на протяжении всей учёбы.

Получение стипендий

Студенты из других стран права на стипендию не имеют. В отдельных случаях она предоставляется соискателям докторской степени, но при этом всех затрат не покрывает.

Дальнейшее трудоустройство в стране

Лица, закончившие высшие учебные заведения, сами занимаются вопросами трудоустройства. Как правило, работа в Израиле ими находится через знакомых или же путём направления резюме в организации, имеющие свободные вакансии. Кроме того, на последних курсах вузов на наиболее перспективных студентов выходят представители предприятий, где нужны молодые специалисты, так что договориться о месте работы во многих случаях можно ещё в процессе учёбы.

Заключение

Отзывы русских студентов, окончивших израильские вузы, говорят о том, что система образования в этой стране рассчитана на тех, кто действительно хочет учиться. В этом случае есть гарантия, что в университете человек получит необходимый объём знаний, которые помогут ему пробиться в жизни.

Обучение в Израиле: как работает система образования в 2020 году

Школьное образование в Израиле длится в течение 12 лет. За это время человек может изучить несколько предметов и даже получить специальность, позволяющую устраиваться на работу. Обучение в школах Израиля интересует в основном репатриантов, у которых есть маленькие дети. Хочется знать, на что делают акцент школы Израиля и как организована система образования на начальных этапах.

Организационный процесс учебы и система разделения школ

Не все школы придираются к посещаемости учеников, хотя отставание от программы может стать проблемой во время сдачи тестов на аттестат зрелости. Тем не менее, у учеников достаточное количество официальных каникул. Учебный год начинается с первого сентября и заканчивается либо 30 июня (для начальных классов), либо 20 июня (с 7 по 12 класс). А вот остальные каникулы больше приурочены к религиозным праздникам. Обычно, это три недели в апреле на Песах, во время праздника Суккот (осенью) и в дни Хануки (в декабре).

Существует в Израиле несколько типов школ. Большинство из них – бесплатные, но есть и частные заведения.

Школы Израиля делятся на:

  • Государственные учреждения;
  • Религиозные государственные школы;
  • Ортодоксальные религиозные школы – те, в которых разрабатывается собственная программа с религиозным уклоном, а еще девочки с мальчиками учатся раздельно;
  • Школы с уклоном в искусства, науку или технику. Обычно их программа рассчитана на 7-12 классы. Могут быть частично платными.
  • Частные учреждения, которые полностью оплачиваются родителями. Такие школы должны быть одобрены министерством просвещения.
  • Арабские школы – те, в которых учатся дети-палестинцы на арабском языке.

Записаться в школу несложно, эту процедуру делают родители-репатрианты ребенка. Достаточно знать следующие факты:

  • Запись ведется в отделах образования местных советов или муниципалитетов. Именно там могут предоставить всю информацию о школах, в которые можно записать ребенка с данного района.
  • В первый класс идут дети, достигшие шестилетнего возраста до определенной даты по еврейскому календарю. Об этом также можно узнать в отделе образования.
  • Запись ребенка в школу ведется только по районам. Существуют и межрайонные школы, которые обладают специальным уклоном и туда можно записаться всем без исключения.
  • Репатрианты направляются в классы по возрасту ребенка. Но по желанию можно и записаться на класс ниже, чтоб подтянуть программу. Особенно это касается учеников-репатриантов выпускных классов.
  • Чтоб перейти с 8 класса дальше в тихон, требуется сдать специальный психотест на определение степени мышления и интеллекта ребенка. Если это ребенок-репатриант, то сдача психотеста может происходить на русском языке. На основе этого тестирования и результатов успеваемости психолог с учителем решают вопрос о дальнейшем обучении.

Школы Израиля условно делятся на несколько частей-этапов:

Начальная школа (бейт сефер йесоди).

В ней учатся дети от 6 до 12 лет, что соответствует 1 – 6 классу. Если школа государственная, то уроки продолжаются до часу дня с 8 утра, а если религиозная, то детей отпускают в 2 часа дня. При этом детям не ставят оценок и не задают домашнее задание. Обязательными предметами являются:

  • Иврит (чтение, письмо и развитие речи);
  • Английский язык;
  • Природоведение;
  • Математика;
  • Музыка;
  • Искусство (общее между рисованием и трудом);
  • Правила дорожного движения.
Читайте также:  Как сделать польский шенген самостоятельно

В четвёртом классе детям начинают преподавать ТАНАХ (Священное Писание иудеев) и программирование. А вот уже в третьем классе ученик сдает экзамен, который проходит в два этапа. Главной целью экзамена является отбор специальной одаренной группы и перевод ее на обучение по особой программе.

Промежуточная школа

Это программы на 7-9 класс. К ним добавляются такие предметы, как:

  • история;
  • география;
  • гражданское право;
  • второй иностранный язык.

Иногда включают еще несколько предметов в зависимости от выбора ученика. Оценки ставят по сто балльной системе. Продолжается разделение на группы по успеваемости. В них предметы учатся на разной степени нагрузки.

Полные средние школы (хатива эльона)

Самые престижные полные средние школы проводят вступительные экзамены. Для поступления в остальные заведения потребуется предыдущий аттестат. Сами школы делятся на несколько видов:

  1. Общеобразовательные. Обычные школьные предметы. Иногда можно выбрать уклон в науку или в гуманитарную сторону.
  2. Профессиональные. Школы, в которых возможно получение рабочих специальностей и после окончания устроится на работу, например, младшим инженером.
  3. Сельскохозяйственные школы-интернаты. Делается уклон в сторону агрономической работы.
  4. Военные школы-интернаты. Заведения, в которых готовят людей для работы в Оборонной Армии Израиля.
  5. Религиозные (иешивы). С уклоном на изучение иудаизма и Торы. Выпускники могут работать переписчиками Торы или разбираться с кошерностью питания, обе профессии являются высокооплачиваемыми.

Документация по окончании школы Израиля

Аттестат зрелости выдается на основе тестов в одиннадцатом или двенадцатом классе. Ценность аттестата зависит от:

  • Количества сданных предметов, из которых 7 обязательных;
  • Степени и глубины изучения предметов (базовая, средняя и глубокая степень изучения).

Сам аттестат содержит в себе среднее арифметическое между школьной оценкой и той, которая получена на экзамене. Максимальная оценка аттестата зрелости в Израиле – 100 баллов. Репатрианты имеют льготы в виде облегченной сдачи экзаменов по гуманитарным предметам. Остальные экзамены можно сдать на родном языке или в устной форме.

Если ученик не сдал тест, то есть возможность пересдать позже. Если ребенок вообще не может посещать школу, то можно записаться на вечернее обучение. Обучение проходит в течение 4 лет, а последние два года с уклоном на выбранную специальность и три раза в неделю. После такой программы можно стать: программистом, парикмахером, кондитером.

Школьное образование для репатриантов

Среднее образование в школах Израиля — бесплатное для всех граждан страны. При этом доплатить придется только за учебники или за посещение дополнительных занятий. А ученики из одаренных групп могут получать занятия бесплатно. Классы организовывают путешествия, которые оплачиваются родителями, а также потратить деньги придется на фонд школы.

В любом случае, сумма редко превышает одну тысячу шекелей в год. При этом министерство абсорбции и министерство просвещения помогают малоимущим семьям и репатриантам.

Репатрианты по приезду сразу должны записаться в школу. Там возможна организация дополнительных занятий, особенно по новым предметам, вроде ТАНАХ или иврита. Иногда собирают адаптационные классы, рассчитанные на репатриантов. А также есть возможность получения направления на летний ульпан для школьников с 12 лет для изучения языка. Совет или поддержку можно получить в консультационной психологической службе, такая есть при каждой школе в Израиле. Иногда они помогают разобраться со способностями и наклонностями ребенка.

После того, как среднее образование в Израиле получено, выпускники призываются на обязательную службу в армии. Конечно, некоторые из них берут отсрочку, но в большинстве случаев 18-летних абитуриентов почти нет. Отсрочка дается и репатриантам, которые готовятся к поступлению в ВУЗ. Но для Израиля служба в армии – почетное дело. Школы Израиля охотно принимают новичков на любом этапе обучения.

Обучение в Израиле: как работает система образования в 2020 году

Происходящее в израильских школах может шокировать привыкшего к российским реалиям человека. В этих образовательных заведениях дети занимаются жонглированием, учатся фотографии, создают карикатурные рисунки, поют и играют на музыкальных инструментах. Интересный момент — отсутствие излишнего официоза: к учителю можно обращаться по имени; только недавно была введена норма, знакомая всем российским школьникам: когда учитель входит в кабинет, ученик должен встать. Однако преподаватели отнюдь не оказываются обойденными вниманием: раз в семь лет они имеют право взять оплачиваемый отпуск на целый год.

Общая картина

Что-то сказать о школьниках Израиля тяжело: каждый человек индивидуален. Одни занимаются изучением святых писаний и нацелен на изучение теологии, другие отдают предпочтение естественным наукам и планируют стать учёными и инженерами, а третьи тяготеют к изучению истории и языков. Суммарно в Израиле живёт порядка восьми миллионов человек, из которых примерно четверть еще не достигла возраста окончания школы.

Разница между социальными классами здесь крайне ощутима: элитный район может показаться раем, бедный — настоящим трущобным адом. Естественно, и уровень образования меняется от одного места к другому. Влияет и религиозный менталитет: дети из ортодоксальных иудейских семей подчас даже не рассматривают такой вариант, как поступление в высшее учебное заведение. В противовес, другие ребята еще в незрелом возрасте задумываются о будущем, а в старших классах иногда уже дистанционно учатся в ВУЗах.

Радость – на первом месте

Анализируя все учебные заведения, можно выделить кое-что общее, а именно — установку на позитивный настрой. В Израиле считают, что ребёнок должен чувствовать себя предельно комфортно: никакого перенапряжения. Выражается подобное в отказе от классического акцента на теоретической подготовке: на уроках играют, смотрят визуальные картинки, иллюстрирующие те или иные концепции, разговаривают. Очень сильно внедрены технологии: используются социальные медиа и видео, происходят виртуальные игры.

Интересный момент: ученики изучают (причем на практическом уровне) правила дорожного движения, ввиду чего около школ вы можете увидеть школьников, регулирующих пешеходные переходы. Кроме того, ребята занимаются проектной деятельностью, которая может иметь влияние на их судьбу в дальнейшем. Также школьники в Израиле участвуют в археологических раскопках, самостоятельно изготавливают кукол для театра, придумывают и рисуют комиксы, практикуют гимнастику, хореографию… Продолжать перечень можно бесконечно. Самое главное: за все факультативы не нужно платить.

Звучит очень красиво, не правда ли? Однако подобный подход к обучению далеко не всегда приводит к действительно хорошим результатам. Да, дети веселы и заинтересованы, только вот действительных знаний они получают достаточно мало. Отсутствие систематичности (той самой, которая неизменно вызывает зевоту у российских учеников) приводит к тому, что основная масса детей имеет только отрывистые познания по всем предметам. Подчас акцент ставится только на итоге, в результате чего на уроках той же математики дети решают почти одинаковые задачи и при выходе из шаблона мгновенно теряются — пытаются угадать ответ, но не придумать алгоритм.

Образовательные трудности

Образовательная израильская система отчасти схожа с американской: здесь принято разбираться со специализацией очень рано. Уже в двенадцать лет ребёнок должен решить, что именно он будет изучать на углубленном уровне, куда будет поступать… Едва ли в таком возрасте можно наверняка определиться с будущей профессией, из-за чего дети, которые пытаются «перестроиться» в старших классах, подчас изучают какой-либо предмет в экстренном порядке.

«Игровой» подход, на который ставится акцент в начальной школе, подчас приводит к маленьким трагедиям в средних и старших классах. Ребёнок, который не привык учиться систематически (да и, по большому счёту, не привык учиться вовсе: он привык развлекаться) оказываются выкинутым из реальности из-за колоссального количества посыпавшихся на голову заданий. Из-за этого родители для исправления ситуация нанимают репетиторов, иногда по нескольким предметам сразу, поскольку ребёнок не может подготовиться к экзаменам в вуз без помощи со стороны. Однако даже частные преподаватели не всегда разрешают проблемы: статистика говорит о том, что многие школьники попросту проваливаются на летних выпускных экзаменах (впрочем, они имеют возможность пересдачи по прошествии полугода).

Реформация

Ввиду всего вышесказанного несколько лет назад в Израиле задумались о некоторой реформации системы образования. Занялись повышением квалификации учителей за счёт введения дополнительных курсов, увеличили заработную плату и нагрузку. На данный момент преподаватели могут заниматься с отстающими учениками в специальных группах; выделили и отлично успевающих детей, способности которых нужно развивать. Группы небольшие: примерно по 5-7 человек, — что позволяет добиваться больших успехов.

Школьные учебники переводятся в электронный формат: отныне ребёнку не придётся таскать с собой тонны «макулатуры»; достаточно будет одной электронной книги, вмещающей в себя все необходимые пособия.

Перемена наметилась и в области дисциплины: как уже было сказано выше, в Израиле дети чувствует себя вольготно и свободно; конечно, дружеские отношения — это хорошо, только подчас ученики позволяют себе откровенно развязное поведение, а вот наказать их нельзя. Учителя не знают, как повлиять на таких детей; последние, заметим, отлично знают свои права. Преподаватель не имеет в своем «арсенале» никаких средств «борьбы»: позволяющего себе хамство школьника нельзя даже выставить из класса. Оттого и ввели обычную норму вежливости, упомянутая в начале текста: теперь ученики должны вставать в момент, когда преподаватель заходит в кабинет. Появились занятия, на которых ребятам напоминают о морали, правилах хорошего тона и ведения разговора.

Доверительная атмосфера

Ученик никогда не услышит от учителя даже самых мягких оскорбительных слов. Подобное здесь — нонсенс: считается, что специалист должен выяснять причины проблемы и помогать ребёнку с ней справиться, а не пытаться воздействовать на его самолюбие злыми словами. Например, если мальчик с трудом пишет, это не значит, что он ленился в начальных классах; это означает, что нужно помочь ему развить необходимый для жизни навык. Контакт здесь поддерживается и с родителями, которых школа уведомляет обо всём; даже о домашних заданиях, которые отправляются прямиком на электронную почту.

Подобный подход приводит к положительным результатам: любая проблема мгновенно выявляется. Если ребенок неусидчив, то с ним общается специалист, выявляющий корень проблемы (например, т.н. гиперактивность). Активно занимаются с детьми психологи. При этом и между взрослыми и детьми зачастую складываются доверительные отношения, близкие к дружеским. Если у ученика что-нибудь случилось, то он спокойно может рассказать об этом преподавателю и спросить совета.

Контролируется не только здоровье, но и социальная сфера. Например, если кто-нибудь из школьников ни с кем не подружился, то учитель старается акцентировать на его достоинствах, что привлекает к маленькому человеку внимание всего коллектива. Не допускаются распри на любой почве: расовой, национальной, социально-классовой и т.д. Учитель старается сделать коллектив действительно сплоченным и дружным.

На подобном акцентируют не только в школах: сплоченность здесь стараются формировать всюду. Отправляя ребёнка в какое-либо государственное заведение — например, в детский сад или ясли, — родитель может быть уверен в том, что с его чадом там ничего не случится. Детские сады принимают детей от трёх лет, а для тех, кому исполнилось пять, данные учреждения и вовсе являются обязательными. При этом вражда здесь практически отсутствует: дети большими группами гуляют на детских площадках, часто ходят друг к другу в гости, что поощряется и родителями. Пригласить тридцать гостей на день рождения здесь — вполне естественный и нормальный шаг.

Резюмируя, можно заметить, что школы во всём мире являются крайне консервативными; однако в Израиле стараются не останавливаться на одном месте: реформы происходят как внутри, так и снаружи. Власти заботятся о будущем страны, воплощенном в виде подрастающего поколения.

Система высшего образования в Израиле. Краткий обзор состояния и перспектив развития

«Наша главная цель – содействовать развитию системы высшего образования, обеспечив ей уровень наиболее признанных университетов мира, а также гарантируя равные возможности самореализации для всех студентов.
Система высшего образования в Израиле включает в себя разные типы учебных заведений и предусматривает возможность свободного перехода студентов из одного вуза в другой.
Израильская система высшего образования разработала специальную программу материальной поддержки для малоимущих студентов».

«Израиль 2028. Стратегия и видение». Комиссия Брандта, авторы А. Горовиц, З. Тадмор, 2008 г.

Система высшего образования в Израиле во многом отражает те ценности, на которых построено израильское общество. Имеется в виду как стремление к высокому академическому уровню, так и доступность высшего образования для всех слоев населения.

В данном докладе использованы материалы новейшего исследования профессора Ури Кирша «Стратегия высшего образования в Израиле: доступность, высокий уровень при ограниченных ресурсах», июнь 2010 г., Израильский технологический институт.

Темы, которые мы собираемся затронуть, касаются процессов развития системы высшего образования в Израиле, появления новых типов вузов, места израильских университетов в международных рейтингах, и, наконец, профиля израильского студента.

Развитие системы высшего образования в Израиле

Фундамент системы высшего образования был заложен в 20-е годы ХХ века, когда Технион в Хайфе (1924 г.) и Еврейский университет в Иерусалиме (1925) открыли для желающих свои двери. Прирост населения, а также экономическое и социальное развитие привели к постоянно возрастающему интересу к получению высшего образования среди молодежи.

С 1949 по 1976 гг. в стране было открыто 6 новых университетов: Институт им. Вейцмана (1949 г.), Бар-Иланский университет (1955 г.), Тель-авивский университет (1956 г.), Хайфский университет (1963 г.), Университет им. Бен-Гуриона (1969г.) и, наконец, Израильский Открытый Университет (ОУИ) (1976 г.), который занимает особое место в этом списке. Именно он воплощает те принципы доступности и высокого качества, о которых мы упомянули в начале статьи. В отличие от классических вузов, для поступления в ОУИ не требуется аттестат зрелости или какие-либо вступительные экзамены. ОУИ является единственным университетом в Израиле, который издает учебные пособия и работает по принципу дистанционного обучения. Филиалы ОУИ разбросаны по всей территории Израиля, обеспечивая возможность получения академического образования жителям любых районов страны.

Читайте также:  Как получить гражданство канады россиянину 2020

С провозглашением Государства Израиль в 1948 году в стране насчитывалось 1600 учащихся высших учебных заведений. В 1960-м году число студентов выросло до 11-ти тысяч. С 1960-го года рост числа учащихся в вузах составлял 14% в год. Так, в 1970-м году в вузах уже обучались более 35-ти тысяч студентов. По последним данным ЦСБ Израиля за период с 1990 по 2008 год процент поступивших в вузы вырос в два раза (если в 1989-90 гг. число студентов составляло 80,748 человек, то в 2007-8 учебном году число студентов выросло до 220,000, а число поступивших выросло до 46,000 человек). На сегодняшний день это число выросло до полумиллиона. Так же постоянно увеличивается поток студентов, обучающихся на вторую степень (во избежание неясностей следует особо почеркнуть, что система израильского высшего образования построена по трехступенчатому принципу: первая степень ВА (бакалавр), вторая степень – магистр (МА) и третья степень – доктор (PhD)).

Рост и развитие новых типов вузов (1990–2008 гг.)

Израиль занимает сегодня одну из верхних ступеней мирового рейтинга по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64 лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭCР).

Увеличение потока репатриантов, а также экономический рост, привели к возрастающей потребности в образовании и к расширению сферы деятельности системы высшего образования. Эти процессы способствовали увеличению числа различных типов учебных заведений цель которых – предоставить альтернативные решения, отвечающие требованию доступности высшего образования по всей стране. По закону все научные степени, полученные в университетах и других учебных заведениях, равноценны. Университеты обязаны принимать на обучение на степени магистра и доктора на абсолютно равных основаниях выпускников всех университетов и других высших учебных заведений.
Наиболее бурный рост числа вузов зафиксирован в период с 1990 по 2008 г. Если в 1989–90 учебном году число вузов в Израиле составляло 21 (среди них 8 университетов, 6 академических колледжей и 7 педагогических колледжей), то 2007-8 учебном году число академических колледжей выросло до 34-х, а педагогических – до 24-х.

Таким образом, общее число вузов выросло до 66-ти, увеличившись более чем в три раза. При этом число университетов оставалось неизменным.

Бесспорно, этот процесс отражает динамичное развитие израильского общества и его растущую потребность в высшем образовании. Наряду с этим, столь стремительный рост числа вузов требует постоянного совершенствования методов объективного контроля качества образования, ответственность за который несет Совет по высшему образованию.

Рейтинг израильских университетов

Обладающий малой площадью и немногочисленным населением, лишенный многих необходимых природных ресурсов и обремененный нуждами обороны, Израиль с момента образования государства в 1948-ом году прошел долгий и плодотворный путь. С 1950-го года население страны и валовой внутренний продукт на душу населения увеличились почти в пять раз в реальном исчислении. Ни одно объяснение такого экономического роста не будет полным, если не принимать во внимание израильскую динамичную и эффективную систему научно-исследовательской деятельности.

У Израиля долгая история достижений в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Сегодня Израиль занимает одну из верхних ступеней по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64-х лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Данные международных рейтингов системы высшего образования за последние годы указывает на ряд впечатляющих достижений Израиля. Три израильских вуза (Еврейский университет в Иерусалиме, Тель-Авивский университет и хайфский Технион) занимают почетное место в первой сотне лучших университетов мира. Таков результат классификации Шанхайского академического рейтинга и Times Higher Education Supplement (THES).

В нескольких отраслях Еврейский университет и Технион занимают в международной таблице 25-30-е места. Согласно Шанхайскому академическому рейтингу ста лучших университетов мира в области компьютерных наук, Институт им. Вейцмана занял в 2010 году 12-е место, Технион – 15-е место, Еврейский университет в Иерусалиме – 21-е место и Тель-Авивский университет – 31-е место.

Женщины в израильских высших учебных заведениях

Доля женщин среди израильских студентов постоянно растет. Уже в конце 1980-х годов женщины составляли более 50% общего числа студентов, и эта тенденция продолжалась в 90-ые годы. Кроме того, в тот же период было зафиксировано увеличение процента женщин, обучающихся на степени выше степени бакалавра. В 2005 году процент женщин, обладательниц степени бакалавра (ВА), составлял 57%. На тот же 2005 год процент женщин, обладательниц степени магистра (МА) равнялся 60% (по сравнению с 27% в 1970 году). Еще более стремительный рост наблюдается среди женщин, обладательниц докторской степени (PhD). В 1970 году лишь 20% израильских женщин удостоились докторской степени. В 2005 году этот показатель вырос до 51%.

Студенты-арабы в израильских высших учебных заведениях

Особая ситуация сложилась среди арабского населения Израиля. Разрыв в успеваемости начинается уже в средней школе: в 2004-ом году лишь 82% 17-летних арабских юношей и девушек посещали школу, тогда как среди евреев эта цифра составляла 92%.

Однако процент студентов высших учебных заведений среди арабов постоянно растет. В 1991-ом году после окончания школы в высших учебных заведениях учились всего лишь 10,7% арабских выпускников средних школ, к 2002-му году их доля возросла до 18,8%.

В начале 90-х во всех высших учебных заведениях Израиля учились 5000 студентов-арабов. К 2005-му году их число более чем утроилось. Более того, самые впечатляющие показатели были отмечены среди арабских женщин – учащихся высших учебных заведений. Этому процессу во многом способствовало открытие середине 90-х годов академических колледжей на периферии, что обеспечило доступность академического образования для этого сегмента населения.

И всё же, процент студентов-арабов, получивших степень бакалавра, остается весьма низким – лишь 11,4% в 2005-ом году, хотя доля арабской молодёжи в возрасте 20-24-х лет среди израильской молодёжи в целом составляет около 20%.

Из общего числа студентов университетов в 2004-ом году студенты-арабы последнего курса на степень бакалавра составляли 10,1% по сравнению с 6,7% в 1990-ом. В академических колледжах с 1997-го по 2005-й гг. доля студентов-арабов выросла с 3,5% до 5,6%, а в педагогических колледжах – с 15,6% до 30,4%.

В последнее время в университетах стало больше студентов-арабов, продолжающих учиться на степень магистра – с 3,6% в течение 90-х до 5,1% в 2004-ом году.

Взгляд в будущее

Как мы могли убедиться на основании приведенной выше статистики, в системе высшего образования Израиля наблюдается устойчивая положительная динамика, для поддержания которой необходимо уделить особое внимание следующим направлениям:

  • Усовершенствование и модификация системы преподавания в вузах, что означает разработку новых программ и использование новейших технологий в процессе преподавания.
  • Реформа высшего образования – унификация системы израильских академических степеней в соответствии с признанными в мире стандартами.
  • Укрепление статуса гуманитарных наук

К сожалению, прагматизация образования привела к падению интереса к гуманитарной сфере. В сентябре 2010 года израильское правительство разработало национальный план повышения статуса гуманитарных наук, согласно которому студенты, обучающиеся на степень бакалавра, независимо от выбранного направления, должны будут включить в курс обучения обязательный блок гуманитарных наук. Для реализации этой программы и привлечения студентов на гуманитарные факультеты Совет по Высшему образованию планирует выделить 12 млн. долларов.

Поощрение преподавания точных и естественных наук

С целью сохранения лидирующего статуса Израиля в области науки и технологии необходимо повышать уровень преподавания точных и естественных наук в средних школах. Реализация этого плана приведет к увеличению числа студентов, изучающих естественные и точные науки в вузах.

Привлечение студентов к академической учебе в региональных и периферийных колледжах за счет повышения стипендий и помощи в оплате жилья.

Автор: Софи Коцер,
Лектор Открытого университета Израиля,
2011 г. Тель-Авив

Президент читает сказки

Доктор Борис Крайних, детский психолог, работающий в иерусалимских начальных школах, в беседе с “РГ” заметил, что без присутствия рядом с детьми взрослых или старших детей процесс обучения невозможен.

Однако “занять ребенка”, то есть, отвлечь его от бесконечного сидения перед телевизором, реально, если предложенная “удаленка” будет интереснее или необычнее по тематике и форме телепередачи.

Как сообщает газета “Гаарец”, Объединение израильских психологов раскритиковало решение минобразования относительно дистанционного обучения малышей, независимо от того, посещают ли они детский сад или учатся в младших классах школы. По мнению этих специалистов, психология дошкольников и младших школьников требует непосредственного, а не опосредованного общения.

“На удаленке” учитель не в состоянии отслеживать моменты беспокойства обучающегося и оперативно на них реагировать, – считают эти специалисты. – Отсутствие психологического комфорта у маленьких детей делает бессмысленным любое обучение”.

Еще в начале апреля против закрытия школ и детсадов на карантин выступал министр образования раввин Рафи Перец, бригадный генерал, бывший главный раввин ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), отец 12 детей. По его словам, коронавирус не распространяется в учебных заведениях, и в сложившейся ситуации нет каких-либо серьезных причин приостанавливать там занятия.

В то же время удачной “удаленкой” – занимательной, но отнюдь не образовательной- оказались сказки, которые президент Израиля Реувен Ривлин с небольшими перерывами читал онлайн для маленьких граждан своей страны. После этих передач Ривлина стали называть “национальным дедушкой”.

Согласно договоренностям между профсоюзом учителей и министерством финансов, учителя работают из дома.

“Нередко это сложнее, чем преподавание в классе”, – убеждена генеральный директор Объединения (профсоюза) учителей Яффа Бен-Давид. С ней согласен учитель физики школы уровня “тихон” (10-12-е классы) в Реховоте Ицхак Харари. По его мнению, обучение в режиме “удаленки” “всегда сложнее”. Если же школа предлагает подобный путь овладевания знаниями по циклам естественных и точных наук обычным школьникам, то Харари сомневается в результативности.

В беседе с “РГ” он так обосновал свое мнение: “Концентрация внимания школьников даже старших классов при прохождении практически любых разделов быстро рассеивается, если у них нет ощущения присутствия преподавателя или других учеников. Дистанционное обучение школьников требует специальных методик, которые пока не выработаны”.

И действительно, на заседании Парламентской комиссии по образованию, обсуждавшей дистанционное обучение, была признана неэффективность такого способа преподавания.

Несколько раз бравшая слово на этом заседании Яффа Бен Давид выразила протест представителям минфина и минобразования, которые готовы оплачивать педагогам уроки “по удаленке” только в половинном размере. И это при том, что в конце мая у выпускников с опозданием может начаться подготовка к экзаменам на получение “багрута” (“аттестата зрелости”). Летом планируется сокращение отпуска педагогам, ибо в июле ученикам средних классов (с 7-го по 9-й) предпишут девять дней обязательных занятий в стенах школы.

“Казначейство готово наплевать на трудовой договор, – подчеркнула в своем выступлении лидер профсоюза учителей, – но мы не будем работать бесплатно”.

С учетом того, что Всеобщая федерация трудящихся Израиля обычно поддерживает требования учителей, фактически Яффа Бен-Давид пригрозила объявлением всеобщей забастовки.

Мнения родителей оказались неоднозначными. Елена Романова, врач больничных касс “Маккаби” в Иерусалиме, считает, что онлайн-уроки лучше, чем отсутствие занятий вообще. Она убеждена, что “учителям необходимо приобрести опыт дистанционного преподавания в разных возрастных группах и выработать свой стиль, который, конечно же, будет отличаться от обучения в классных стенах”.

Супруг Елены, Михаил, учитель физкультуры и тренер по каратэ, сомневается, что “удаленка принесет какие-то стабильные знания школьнику и не выродится в карикатуру на сам процесс обучения”. Правда, по его мнению, для студентов, уже определившихся с профессией, и по сути взрослых людей, подачи лекций и проведение консультаций в режиме видеоконференций “вполне приемлемы”.

Профессор Института науки имени Хаима Вейцмана в Реховоте Реувен Куприянов не только проводит видеоконференции со своими студентами, но и консультирует аспирантов и докторантов, граждан других стран, которые по причине пандемии коронавируса не имеют возможности посетить научного руководителя.

Исходя из своего опыта, профессор Куприянов выразил такую точку зрения: “Консультационная модель вполне успешно используется в дистанционном образовании в высшей школе не только в случае форс-мажорных ситуаций. Однако и в этом варианте она полностью не заменяет традиционные лекции, семинары и экзамены”.

Что же касается школ, а тем более детских садов, то использование “удаленки” полноценным учебным процессом назвать нельзя.

Психометрические экзамены для поступающих в высшие учебные заведения, отложенные в связи с карантином, планируется провести с 31 мая по 4 июня. Таким образом не будут нарушены предписания минздрава относительно количества людей в одной аудитории и расстояния между экзаменующимися.

Добавить комментарий