Статистика по высшему образованию в стране

Образование в цифрах: 2019

Краткий статистический сборник содержит основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального, высшего образования, профессионального обучения и дополнительного образования в Российской Федерации. Представлены ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР. В сборнике использованы данные Росстата, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федерального казначейства, ОЭСР, а также собственные разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Содержание

Наглядно об образовании: 2018

1. Уровень образования населения
1.1. Уровень образования взрослого населения: 2015
1.2. Удельный вес взрослого населения, имеющего основное общее образование и ниже (МСКО 0, 1 и 2), в общей его численности по странам: 2017
1.3. Удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование (МСКО 6, 7 и 8), в общей его численности по странам: 2017
1.4. Удельный вес населения в возрасте 25–34 лет, имеющего высшее образование (МСКО 6, 7 и 8), в общей численности населения данной возрастной группы по полу и странам: 2017
1.5. Охват образованием населения в возрасте 5–29 лет по странам: 2017

2. Финансирование образования
2.1. Государственные расходы на образование
2.2. Государственные расходы на образование по отдельным уровням бюджетной системы
2.3. Государственные расходы на образование по подразделам классификации расходов бюджетов
2.4. Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов по странам: 2018
2.5. Государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту по странам: 2018
2.6. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося по подразделам классификации расходов бюджетов
2.7. Объем платных услуг населению в системе образования
2.8. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования
2.9. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг образования

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
3.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
3.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
3.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
3.4. Образовательные организации высшего образования
3.5. Организации, осуществляющие подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре
3.6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения
3.7. Организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей
3.8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

4. Численность и состав обучающихся
4.1. Численность обучающихся по уровням образования и странам: 2017
4.2. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
4.3. Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
4.4. Средний размер класса (наполняемость класса) по странам: 2018
4.5. Подготовка квалифицированных рабочих, служащих
4.6. Выпуск квалифицированных рабочих, служащих по предметным областям и отдельным укрупненным группам профессий
4.7. Подготовка специалистов среднего звена
4.8. Выпуск специалистов среднего звена по предметным областям и отдельным укрупненным группам специальностей
4.9. Численность студентов, прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
4.10. Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по научным областям
4.11. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров
4.12. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
4.13. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и программам высшего образования (МСКО 5, 6, 7 и 8), по странам: 2018
4.14. Численность слушателей, завершивших обучение по программам профессионального обучения
4.15. Численность учащихся организаций дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей
4.16. Численность слушателей, завершивших обучение по дополнительным профессиональным программам

5. Персонал организаций, осуществляющих образовательную деятельность
5.1. Численность обучающихся в расчете на одного учителя (преподавателя) по странам: 2018
5.2. Удельный вес женщин в общей численности учителей (преподавателей) по странам: 2018
5.3. Воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
5.4. Учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
5.5. Преподаватели образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
5.6. Мастера производственного обучения образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
5.7. Профессорско-преподавательский состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
5.8. Педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения
5.9. Педагогические работники организаций дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей
5.10. Профессорско-преподавательский состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным профессиональным программам

6. Материально-техническая база образовательных организаций
6.1. Основные фонды образования
6.2. Ввод в действие мощностей образовательных организаций
6.3. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных образовательных организаций
6.4. Здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования: техническое состояние, благоустройство и доступность для инвалидов: 2017
6.5. Оснащенность учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
6.6. Обеспеченность студентов общежитиями
6.7. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся в образовательных организациях: 2017

7. Цифровые компетенции студентов
7.1. Навыки работы с прикладными программами у студентов в зависимости от уровня образовательных программ и места проживания: 2017
7.2. Навыки работы с цифровым оборудованием у студентов в зависимости от уровня образовательных программ и места проживания: 2017
7.3. Навыки коммуникации в цифровой среде и работы с цифровой информацией у студентов в зависимости от уровня образовательных программ и места проживания: 2017
7.4. Цифровые компетенции у студентов программ среднего профессионального и высшего образования и занятых в экономике: 2017
7.5. Основные и углубленные цифровые компетенции у студентов программ среднего профессионального и высшего образования: 2017
7.6. Использование интернета для обучения и самообразования студентами программ среднего профессионального и высшего образования: 2017
7.7. Интернет-активность студентов программ среднего профессионального и высшего образования в России и странах – членах Европейского союза: 2017

Методологические комментарии

Россия в международных рейтингах

1. Население в цифровой реальности

1.1. Доступ к интернету в домашних хозяйствах

1.2. Доступ к интернету в домашних хозяйствах

по странам: 2016

1.3. Соотношение тарифов на услуги доступа к интернету

Рейтинг стран мира по уровню образования

Информация об исследовании

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.
Наиме­нова­ние:Education Index (Индекс уровня образования).
Направ­ление исследо­вания:Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания:Образование.
Дата исследо­вания:1980 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания:Регулярно (раз в несколько лет).
Органи­зация исследо­вания:Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP).
Сайт исследо­вания:http://hdr.undp.org/
Связанные исследо­вания:Рейтинг эффективности национальных систем образования
Послед­нее исследо­вание:Education Index 2019.
Текст статьи:Насто­ящий доку­мент подго­товлен совместно с предста­витель­ством Программы развития ООН в России. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 26.05.2020.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Два указанных измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже рейтинговую таблицу по странам), где первое место соответствует высшему значению этого показателя, а последнее — низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики ЮНЕСКО на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют в статистике большинства государств. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один-два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран и территорий мира с подтверждённой оценкой уровня образования их населения, упорядоченных по Индексу уровня образования. Текущие данные представлены по состоянию на 2018 год (опубликованы в 2019 году).

Рейтинг образования в мире: список лидирующих стран

Образование является неотъемлемым процессом воспитания и обучения человека с малых лет. Индекс образования в мире определяется по ключевым показателям социального развития. Статистические данные ежегодно приводят информацию, где указан рейтинг государств, занимающих лидирующие позиции в мире по уровню предоставляемого обучения. Чтобы узнать, в каких странах получать образование престижно, какие системы считаются лучшими, а также какие государства самые грамотные, рекомендуется рассмотреть мировые рейтинги.

Список стран по уровню грамотности

Согласно уровню грамотности населения страны определяется степень образованности народа. По последним информационным данным список стран по грамотности выглядит так:

  • Эстония, Куба, Германия и Латвия занимают высокие позиции, индекс составляет 99,8%;
  • Барбадос, Словения, Белоруссия, Литва, Украина и Армения занимают следующие ступени по степени грамотности населения – индекс равен 99,7%;
  • Казахстан и Таджикистан обладают индексом 99,6%;
  • Азербайджан, Туркмения и Россия также не отстают, обладают достойным индексом – 99,5%;
  • Венгрия, Кыргызстан и Польша по статистике имеют индекс 99,4%;
  • Молдавия и Тонга замыкают список лидеров, их индекс – 99,2%.

На данный момент уровень грамотности в странах мира считается высоким: лишь 17% населения до сих пор остаются малограмотными. Большая доля по статистике приходится на молодежь в возрасте 15-24 лет.

Рейтинг стран мира по уровню образования: топ-10

Программа развития ООН занимается исследованиями, направленными на выявление современного уровня образования. Исследования проводятся каждый год, они предоставляют следующие данные с индексами:

  1. Австралия – 0,939.
  2. Дания – 0,923.
  3. Новая Зеландия – 0,917.
  4. Норвегия – 0,916.
  5. Германия – 0,914.
  6. Ирландия – 0,910.
  7. Исландия – 0,906.
  8. США – 0,900.
  9. Нидерланды – 0,897.
  10. Великобритания – 0,896.

Далее в рейтинге идут страны Европы, Япония, страны СНГ. Последние места распределены между Гвинеей, Эфиопией, Суданом, Мали, Чадом, Эритреей, Нигером. Именно в регионах Центральной Африки наблюдается низкий образовательный уровень: это связано с низким уровнем социального развития. У государства не хватает финансов, чтобы обеспечить достойные места для обучения детей и молодежи.

Бюджетные расходы на развитие образования в разных странах

Чтобы высчитать уровень расходов на образование, статисты используют соотношение частных и государственных расходов, выраженных в процентах от ВВП. В данный момент наиболее развитые страны отличаются тем, что контроль над образованием держит само государство, что обеспечивает его должный уровень. Качественное образование не зависит от расходуемых средств – оно основывается на квалифицированных кадрах и надлежащей системе.

Наибольшее количество средств на обучение расходует республика Восточный Тимор – здесь тратят из бюджетных средств около 14% от ВВП. Далее идет Королевство Лесото в Южной Африке – государство тратит на учебу 13%: здесь грамотность среди женщин, выше, чем среди мужчин. Следом за Лесото располагается Куба, расходующая 12,9 % от ВВП, что неудивительно, ведь образование на Кубе бесплатное для всех – иммигрантов и коренного населения.

Республика Бурунди в Восточной Африке расположилась на 4 позиции – власти расходуют на обучение 9,2% от ВВП: здесь образование считается обязательным с детского возраста (7 лет). Замыкает пятерку лидеров Молдова – государство расходует 9,1% средств из бюджета. Последующие позиции занимают Дания, Мальдивы, Джибути, Намибия и Кипр с уровнем расходов от 8,7 до 7,9%. Последнее место принадлежит ОАЭ.

Рейтинг качества образования в странах мира: подборка лучшей десятки

Долгое время считается, что получение диплома в европейском учебном заведении открывает ворота во многие сферы жизни. Сегодня ситуация мало изменилась, но появились конкуренты у стран Европы по качеству предоставляемого обучения. Рейтинг выглядит так:

  1. На первом месте располагаются Япония и Южная Корея: ученики посещают школу 7 дней в неделю.
  2. Далее по списку идет Сингапур – развивающаяся в экономическом плане страна, которая славится сильным развитием дошкольных заведений.
  3. На третьей позиции Гонконг, где начальное, среднее и высшее образование не уступает мировым лидерам в этой сфере.
  4. Четвертую строчку заняла Финляндия.
  5. На пятой позиции разместилась Великобритания с университетами мирового уровня.
  6. Шестую строчку занимает Канада – здесь отмечается высокий уровень знаний выпускников колледжей.
  7. Нидерланды обосновались на седьмой позиции из-за того, что объем инвестиций в сферу недостаточен.
  8. Ирландия находится на восьмом месте: школьники и дошкольники могут обучаться бесплатно.
  9. На девятой строчке Польша.
  10. Замыкает десятку лидеров по качеству образования в мире – Дания.

Согласно списку можно сделать вывод: в данной сфере лидерами становятся азиатские страны, зона Скандинавии также не отстает, а Европа продолжает давать качественное обучение молодежи.

Лучшие системы образования в мире: список стран

Качество обучения в стране определяется не только количеством средств из бюджета, но и эффективностью системы образования. Для понимания ситуации был подготовлен топ-10 стран, где самые лучшие системы обучения:

  1. США.
  2. Швейцария.
  3. Дания.
  4. Великобритания.
  5. Швеция.
  6. Финляндия.
  7. Нидерланды.
  8. Сингапур.
  9. Канада.
  10. Австралия.

Если сравнивать предложенные ранее рейтинги, то Финляндия, Великобритания, Нидерланды и Сингапур не только обладают хорошими и эффективными образовательными системами, но и высоким уровнем качества обучения. Австралия, Дания, США и Нидерланды также вошли в рейтинг лучших стран по уровню образования в мире.

Самые престижные университеты мира

Получить успешную и перспективную специальность можно в самых престижных вузах мира. Студенты данных учреждений получают дипломы международного образца. Топ-10 самых востребованных институтов:

  1. Гарвардский университет, Кембридж (США).
  2. Массачусетский институт технологий, Кембридж (США).
  3. Стэндфордский университет в Калифорнии (США).
  4. Калифорнийский университет в Беркли (США).
  5. Кембриджский университет (Великобритания).
  6. Оксфордский университет (Великобритания).
  7. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (США).
  8. Йельский университет, Нью-Хейвен (США).
  9. Принстонский университет (США).
  10. Мичиганский университет, Энн-Арбор (США).

Из топа видно, что лучшими и престижными в мире образования заведениями стали институты Америки и Великобритании.

Уровень образования для иностранных студентов: рейтинг лучших стран

Актуальным остается вопрос качества предоставляемого образования для иностранных студентов. Большинство выпускников школ с разных уголков мира стремятся поступить в престижные заведения, но не каждому это удается.

Среднее образование

Чтобы не дожидаться окончания школы в своей стране, многие подростки завершают среднее образование в другом государстве – это делается для возможности привыкнуть к новой среде, а также для повышения шансов на поступление в институт за рубежом. Лучшее среднее школьное образование для иностранцев представлено в таких государствах:

  • Финляндия – между учащимися царит равноправие, а школьники считаются самыми начитанными подростками;
  • Швейцария – среднее образование ориентировано на подготовку к поступлению в вуз, для иностранцев распространены занятия на английском языке, потому что с переводом работают мало;
  • Сингапур – учеба отличается напряженностью, каждый школьник достигает успехов самостоятельно;
  • Нидерланды – в школах делают упор на развитие личности;
  • Эстония – ежегодно правительство выделяет средства на модернизацию отрасли.

Рейтинг образования в средней школе для приезжих дополняют Бельгия, Новая Зеландия, Ирландия, Канада, а также Катар. Самые лучшие школы в мире традиционно находятся в Великобритании.

Среднее образование в Финляндии

Высшее образование (бакалавриат)

По мнению специалистов, получить лучшее образование за границей иностранцам можно в таких странах:

  1. Великобритания – сюда приезжает каждый четвертый студент, отправляющийся на обучение за рубеж. Для поступления необходим высокий уровень английского языка.
  2. Нидерланды – студент может выиграть грант и покрыть частично расходы на обучение.
  3. Германия – большинство программ в университетах на немецком языке будут бесплатными.
  4. Чехия – отличается разнообразием учебным программ.
  5. Канада – особенностью считается высокий процент поступающих по сравнению с США.

Австралия, Новая Зеландия также рады видеть иностранцев в своих учреждениях. Обучение за границей считается бесценным опытом, дающим билет во многие направления и сферы жизни.

Магистратура

Чтобы получить степень магистра в англоязычных странах, потребуется 1-2 года. При этом выбор выпускника зависит от его образования. Учебный процесс может проходить в сфере бизнеса и управления, естественных наук, менеджмента и гуманитарных наук. Организация магистратуры во многих государствах подразумевает бесплатное обучение. К таким странам относят государства Европы – Германию, Испанию, Италию, Францию, Чехию, Швейцарию, Швецию. Американские лидеры также не отстают – получить степень магистра можно в Канаде и США.

Аспирантура

Она подразумевает подготовку научных кадров при университете. После получения полного высшего образования иностранный студент может поступать на дальнейшее обучение – здесь ему придется самостоятельно работать над заданным исследованием и писать соответствующую работу.

Хорошим уровнем обучения в аспирантуре может похвастаться Англия, Германия, Финляндия, Канада, Польша и Китай – эти страны самые образованные в мире. Для поступления обучающемуся необходимо подать заявку, рекомендательное письмо, заявку на получение стипендии. Также необходим сертификат о прохождении теста на знание языка, копия диплома, загранпаспорт. Из этого следует, что главным условием поступления всегда будет знание языка.

Популярные направления обучения у иностранных студентов

Наиболее популярными специальностями среди иностранных студентов в мире считаются:

  • медицинские направления – кардиохирургия, биомедицина;
  • информационные технологии – область информатики, программисты, компьютерные тестировщики, системные архитекторы;
  • инженерное дело – технические направления в сфере строительства, программирования, знаний;
  • экономические специальности – маркетинг, основы ведения бизнеса: студенты стремятся изучать эти профессии, чтобы организовать достойную карьеру, работать в сфере банков, открыть свое дело;
  • юриспруденция – юридические факультеты также востребованы в мире;
  • искусство – многие иностранные выпускники школ приезжают обучаться на факультеты балета, художественного рисования, театральные специальности.

На медицинских факультетах зачастую обучаются студенты из Африки — большое их количество отмечено в российских вузах, несмотря на то, что обучение считается дорогим. Русские студенты уезжают за границу для обучения на юриста, педагога, врача.

Стоимость высшего образования в разных странах

Рейтинг стран по уровню образования свидетельствует о том, что самым лучшим государством является Австралия, при этом плата за один год обучения там обойдется в 16 тысяч долларов. Наглядная таблица поможет узнать, где учеба считается элитной, а где можно без проблем получить высшее образование:

СтранаСтоимость обучения в год, тысяч долларов
США25
Великобритания20
Канада19
Германия16
Нидерланды12
Чехия10
Китай4

Из-за невысокой стоимости учебы Китай занимает лидирующие позиции по обучению приезжих студентов.

Лучшие условия для поступления, обучения и проживания студентов

Согласно недавним исследованиям, самая образованная страна в мире – Канада. Здесь есть отличные условия для проживания, обучения и поступления выпускников школ. Иностранным студентам предоставляется небольшая финансовая помощь, премия за успехи в учебе. По отзывам людей, учившихся в Канаде, здесь также разрешают дополнительно подрабатывать. Проживают студенты в канадских семьях – это помогает лучше адаптироваться к новым условиям.

Также в топ стран по условиям для студентов попали Австрия, Германия, Норвегия и Чехия. В этих государствах департамент обучения предоставляет бесплатное образование по многим направлениям.

Где лучше получать образование россиянам

В течение многих лет у россиян, уехавших на обучение за рубеж, целью являются языковые направления. Несколько стран, где рекомендуется получать образование гражданам России:

  • Ирландия;
  • Великобритания;
  • Канада;
  • ОАЭ;
  • Китай;
  • Германия;
  • Австрия.

Специалисты рекомендуют проявить профессионализм и уезжать на учебу по специальным программам. Например,Work and travel, программы по обмену – так студент быстрее адаптируется к новым условиям. Для иностранцев также доступен дистанционный тип обучения, когда нет необходимости посещать здание университета. Для этого нужно оформить соответствующие документы.

Какое образование наиболее престижное

Согласно истории, всегда наиболее престижным считалось образование в университетах Англии. Традиции не изменились, но поступить в эти вузы до сих пор проблематично – идет высокий конкурс на места. Официальные сайты институтов всегда предоставляют перечень документов для подачи заявки, но если хочется получить престижное образование, то стоит обратить внимание на такие страны:

  1. Англия. Поступить в Оксфорд или Кембридж не так просто, но при обучении там для ребенка открывается масса возможностей.
  2. США. Гарвард и Стэнфорд принимают на бакалавриат или в магистратуру, но борьба за место характеризуется высокой конкуренцией.
  3. Сингапур. Национальный университет страны, которая попала в рейтинг образования в мире, отличается сильнейшим исследовательским центром и мощными курсовыми предметами по архитектурному, инженерному, химическому и факультету психологии.
  4. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха – одно из самых передовых учреждений в мире. Есть высокий шанс на зачисление, обучение относительно недорогое.
  5. Университет в Торонто (Канада) на 10% состоит из приезжих студентов, которые пробуют свои силы в антропологии, биологии, математике, астрономии.

В каждом заведении есть преподаватели, прошедшие аттестацию, типа ВАК в России, и получившие ученую или докторскую степень.

Получение образования по специальностям, наиболее востребованным в мировой практике

Международные исследования утвердили несколько специальностей, которые будут популярными и востребованными в ближайшем будущем, получить их можно при обучении в определенных вузах:

  • врач и фармацевт – Йельский университет в США;
  • инженерное дело – Стэнфорд и Массачусетс;
  • менеджер по продукции – Гарвард;
  • финансовый аналитик – Гарвард и университет Чикаго;
  • управленец – Кембридж.

Педагогика, преподавание литературы, обучение младших классов, прочие гуманитарные профессии сегодня менее востребованы.

Согласно предоставленной информации, можно сделать несколько выводов и оценить уровень образования в разных странах. На лидирующих позициях по многим показателям находятся Великобритания, США, Нидерланды, Германия, Сингапур. Обучаясь в этих государствах, можно не только получить перспективную профессию, но найти новых друзей и единомышленников.

Уровень образования в мире — рейтинги стран и сравнения

До начала промышленной революции формальное образование и достижения в области технологий для основной массы людей значения не имели. Однако ускорение научно-технического прогресса заставило пересмотреть отношение общества к знаниям и к образованию. Приспособиться в современном мире, где ежегодно появляются новые разработки и технологии, стало возможным только с помощью образованности и интеллекта. Именно поэтому очень важно иметь представление о рейтинге стран по уровню образования, чтобы знать, в каких государствах обучение специалистов проводится на высшем уровне.

Что такое индекс уровня образования в странах мира?

Более ста лет назад мир серьёзно задумался о всеобщем доступе к школьному образованию. Нужно отметить, что за последние несколько десятков лет в этом направлении достигнуты существенные успехи. Однако в эпоху, когда технологические инновации стремительно опережают уровень образования, требуется не только удвоение усилий, но перестройка всего учебного процесса под изменчивый нестабильный мир.

Современным миром в силах управлять только образованные люди

Организация Объединённых Наций периодически предоставляет обществу так называемый Индекс развития человеческого потенциала. Публикация этого документа содержит три ключевых индекса.

  1. Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index).
  2. Индекс уровня образования (Education Index).
  3. Индекс уровня доходов (Income index).

Как высчитывается EI и на что влияет?

Индекс уровня образования высчитывается на основе двух главных показателей. Первый — ожидаемая продолжительность обучения. Второй — средняя продолжительность обучения.

Ожидаемая продолжительность обучения — это некоторое количество времени, нужное человеку для получения конкретного уровня образования. Средняя продолжительность обучения берётся из среднестатистического показателя населения с законченным образованием. Обычно этот показатель составляет 25 лет и выше.

Индекс уровня образования (Education Index) – это ключевой показатель благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни.

Уровень грамотности взрослого населения, а также совокупная доля учащихся граждан отображается индексом образования. По уровню грамотности вычисляется общий процент людей, владеющих навыками чтения и письма. Совокупная доля учащихся позволяет определить процент людей, получающих воспитание или образование на всех уровнях.

Индекс уровня образования в странах мира представляет собой комбинированную величину Программы развития Организации Объединённых Наций. Является одним из наиболее значимых коэффициентов социального развития человека в различных странах мира, считается одной из ключевых величин для определения Индекса человеческого развития.

Индекс помогает рассчитать достижения государства с точки зрения имеющегося уровня образования населения по двум ключевым направлениям:

  1. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса).
  2. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).

Рейтинг стран по уровню образования на 2019 год

Индекс уровня образования стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Считается, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше.

Рейтинг стран мира составляется именно на основе индекса уровня образования. Последний такой рейтинг был подготовлен в конце 2018 года. Согласно официальным данным, ТОП-35 стран мира по индексу уровня образования выглядят следующим образом:

РЕЙТИНГСТРАНАИНДЕКС
1Германия0.940
2Австра­лия0.929
3Дания0.920
4Ирландия0.918
5Новая Зелан­дия0.917
6Норвегия0.915
7Велико­британия0.914
8Исландия0.912
9Нидер­ланды0.906
10Финлян­дия0.905
11Швеция0.904
12Соеди­нён­ные Штаты Америки0.903
13Канада0.899
14Швей­цария0.897
15Бельгия0.893
16Чехия0.893
17Словения0.886
18Литва0.879
19Израиль0.874
20Эстония0.869
21Латвия0.866
22Польша0.866
23Южная Корея0.862
24Гонконг0.855
25Австрия0.852
26Япония0.848
27Грузия0.845
28Палау0.844
29Франция0.840
30Беларусь0.838
31Греция0.838
32Россия0.832
33Сингапур0.832
34Словакия0.831
35Лихтен­штейн0.827

Если говорить о лидерах «антирейтинга», то это преимущественно слаборазвитые страны Африки и Азии. Из-за плохой экономической обстановки, отсутствии доступа населения к высококачественным образовательным услугам, показатель уровня образования здесь довольно низкий:

165Гаити0.433
166Папуа — Новая Гвинея0.430
167Бурунди0.424
168Кот-д’Ивуар0.424
169Афгани­стан0.415
170Сирия0.412
171Пакистан0.411
172Гвинея-Бисау0.392
173Сьерра-Леоне0.390
174Маври­тания0.389
175Мозамбик0.385
176Гамбия0.372
177Сенегал0.368
178Йемен0.349
179Цент­рально-Афри­кан­ская Респуб­лика0.341
180Гвинея0.339
181Судан0.328
182Эфиопия0.327
183Джибути0.309
184Чад0.298
185Южный Судан0.297
186Мали0.293
187Буркина Фасо0.286
188Эритрея0.281
189Нигер0.214

Другой рейтинг, основанный на исследованиях «Universitas21», отметил наиболее развитыми странами в области образования:

  • Соединённые Штаты Америки,
  • Швейцарию,
  • Данию,
  • Финляндию,
  • Швецию,
  • Канаду,
  • Нидерланды,
  • Великобританию,
  • Сингапур,
  • Австралию.

Главные критерии университетского рейтинга «Universitas21», в целом охватывающего 50 стран мира, — это результативность и эффективность образования. Если сравнить эти показатели с теми, что отмечались 2 года назад, некоторое падение уровня образования показали Украина и Сербия, Испания и Греция, Болгария и Турция.

Существует рейтинг индекса образования стран, в котором учитываются 4 параметра — ресурсы, экология, коммуникации, ВВП на душу населения. Вычисления, правда, носят ориентировочный характер. Так вот по этому рейтингу от «Universitas21» ТОП-10 стран выстраивается следующим образом:

  • Сербия,
  • Великобритания,
  • Дания,
  • Швеция,
  • Финляндия,
  • Португалия,
  • Канада,
  • Швейцария,
  • Новая Зеландия,
  • Южная Африка.

Как видно из этого рейтинга, несколько стран с низким экономическим развитием заметно подтянулись по индексу образования населения. К примеру, Южная Африка, занимающая 10 позицию, Китай на 16 позиции, Индия на 18 позиции, а Сербия и вовсе оказалась на 1 месте.

Рейтинг по отдельным направлениям

Среднее образование

Если рассматривать только область среднего образования, здесь лидирующие позиции занимают:

  • Великобритания,
  • Финляндия,
  • Швейцария,
  • Канада,
  • Нидерланды.

Среднее образование высокого уровня получают британцы

Среднее образование Великобритании действительно отличается высоким качеством. Выпускники британских школ имеют неограниченные возможности для продолжения учёбы в любых вузах мира.

Финляндия — серебряный призёр. Среднее образование в этой стране, образовательная система в целом построены на принципах школы СССР. Умелое совмещение теории и практики, высокая квалификация преподавательского состава дали свой результат — среднее образование Финляндии на второй позиции мирового рейтинга.

Швейцарское среднее образование — это беспроигрышная подготовка к более высоким достижениям. Обладателям швейцарского аттестата о среднем образовании можно не переживать. Дорога в престижные учебные заведения по всему миру открыта.

Школы Канады отличает своеобразная черта: здесь качество образования практически однородно для любого учреждения. Нет таких резких разбросов, как, например, это наблюдается в системе среднего образования США. Поэтому выпускники любой канадской средней школы имеют высокие шансы на поступление в университеты.

Нидерландское среднее образование по качественным показателям ничем не уступает британскому. При этом стоимость учёбы в нидерландских школах в два раза меньше, чем в британских. Аттестат о среднем образовании нидерландского образца котируется во всём мире.

Высшее образование (бакалавриат)

Рейтинг системы высшего образования возглавляют 5 наиболее благополучных стран мира. Там, где есть ресурсы на образование, где реально нуждаются в специалистах высокого класса, денег на учёбу не жалеют. Поэтому вновь первая строчка остаётся за Великобританией. Далее по убыванию — Германия, США, Австралия, Швеция.

Британским университетам не требуется лишняя реклама. Учебные заведения с долгой историей, высокими показателями образования всегда претендуют на первые роли. Ценность британского диплома сомнений не вызывает.

Германия готова предоставить гражданам бесплатное высшее образование и это, пожалуй, один из важных моментов, который выводит страну на вторую позицию рейтинга. Многообразие образовательных программ и признаваемые во всём мире дипломы.

Вузы США предлагают гибкий подход к системе обучения. Студентам предлагается богатый выбор образовательных программ. Есть множество университетов, где практикуется дистанционное образование.

В вузах США очень гибкий подход к обучению

Австралийские институты — это целая сеть учреждений высшего образования, где есть все возможности получить степень бакалавра. Австралия привлекает иностранных студентов высоким качеством учёбы и перспективой хорошей карьеры.

Шведская система бакалавриата предлагает множество программ обучения. Преподавание ведётся на английском языке. Швеция славится прекрасно оборудованными университетскими аудиториями. В стране работает много исследовательских центров.

Магистратура

Германия стабильно удерживает первые позиции в рейтинге стран, где будущим магистрам обеспечены лучшие условия обучения. Этому есть масса причин, начиная от возможности бесплатной учёбы и заканчивая достойными стипендиями.

Студенты первой российско-германской магистратуры после лекции Гунтрама Кайзера

Австрия ненамного отстала от соседней Германии. Здесь также предлагается достойное образование за приемлемые деньги. Не исключается возможность бесплатной учёбы. Условия обучения позволяют совмещать учёбу и работу.

Магистратура США — хорошая база для получения образования в самых разных областях. Набор образовательных программ впечатляет. Вместе с тем американский вариант привлекателен интересными перспективами трудоустройства после обучения.

По рейтингу магистратуры Великобритания несколько уступает другим странам. Однако положение на четвёртой позиции не снижает значимости британского диплома. Напротив, совместно с британской стажировкой диплом магистра приобретает ещё более высокий статус.

Пятое место мирового рейтинга магистратуры занимает Франция. Высшее образование здесь можно получить при условии небольших расходов. К тому же для студентов не исключается вариант обеспечения стипендией. Хорошие условия для исследовательской деятельности и обширный выбор специализаций.

MBA (Магистр делового администрирования)

Собственно, родина MBA — это США, а потому вполне естественно, что именно Штаты и занимают первое место. На территории США функционирует множество школ бизнеса, где студентов обеспечивают качественным образованием в области делового администрирования.

Китайская школа MBA уже составляет конкуренцию США

Следом за американцами спешит завладеть студенческим рынком Великобритания. Вторая позиция в рейтинге подтверждает способность британской высшей школы бизнеса конкурировать на равных в этой сфере. Хорошие школы, профессиональная подготовка, опытные учителя.

Третье место в области образования MBA уверенно держит Австралия. Страна также готова предложить большое количество бизнес-школ разного уровня. Образование здесь отлично сочетается с доступной практической базой. Открыты возможности для трудоустройства.

Основам европейского бизнеса учат высшие школы Франции. Не просто так французское высшее образование в области MBA занимает четвёртое место рейтинга. Здесь хороший выбор престижных школ бизнеса, каждая из которых обучает в полном соответствии с европейскими стандартами.

Наконец, Канада — пятая позиция рейтинга и все необходимые навыки администрирования бизнеса после окончания учёбы в любом из вузов. Канадское образование обходится дешевле, чем в США и даже в Европе. В Канаде после учёбы проще закрепиться — остаться работать по специальности.

Аспирантура

Первыми в образовательной сфере для аспирантов оказались Соединённые Штаты. Америка предоставляет множество университетов, массу исследовательских программ, хорошо оснащённые лаборатории. Для аспирантов в США присутствует важный фактор — поддержка со стороны крупного бизнеса в виде грантов и стипендий.

Вторыми в рейтинге выступают австралийцы. Австралия славится прекрасной научно-исследовательской базой. Особенно ценным видится австралийский потенциал для тех аспирантов, кому интересны естественные науки.

Фундаментальным подходом и контактами с видными учёными привлекает Германия. Третье место рейтинга по причине выраженной финансовой поддержки проектов в области технических и естественных наук.

Новая Зеландия получила в рейтинге четвёртое место как страна, где гарантирована международная карьера. Аспирантура Новой Зеландии — это высокий уровень подготовки, исследований, обучения.

Пятое место отошло Великобритании. Этого вполне достаточно, чтобы лишний раз подтвердить высокий уровень научной базы, степень квалификации преподавательского состава.

Направление обучения

Достаточно трудно выделить конкретную страну, чтобы поместить её в рейтинг с учётом направления обучения. Большинство стран из ТОП-списка обеспечивают выбор практически по всем направлениям. Официального рейтинга по направлениям обучения не существует. Есть некие рекомендации со стороны университетского бомонда. На основе этих рекомендаций и создаются рейтинги.

Будущее нации: рейтинг стран по уровню образования

Программа изучения социальных процессов ООН подразумевает глобальное исследование развития человечества. Основное направление – уровень знаний.

Развитие страны во многом зависит от грамотности населения и качества образования. Подобные выводы делались еще в XIX веке, сегодня ничего не изменилось. Тем не менее, в мире есть территории, где жители не имеют возможности окончить школу. О получении диплома ВУЗа речи не идет. Представляем список стран по уровню образования на 2019 год.

Понятие индекса образования

Существует несколько показателей социального развития населения, одним из которых является уровень образования в стране. Изучением вопроса занимается ООН согласно созданной в 1980 году программе – ПРООН. Цель – вычисление индекса развития человеческого потенциала (ИЧР), складывающегося из нескольких показателей:

  • уровня ВВП;
  • ожидаемой средней продолжительности жизни;
  • индекса образования.

Последний параметр отражает процент грамотного населения и рассчитывается по сложной схеме. Изучением вопроса занимаются международные эксперты, представители ООН, работники института статистики ЮНЕСКО. При проведении переписи населения в анкете присутствует вопрос об уровне знаний человека, собранная информация поступает в базу данных.

Карта мира по ИЧР на 2018 год. Чем интенсивнее цвет синего, тем выше индекс

Развитие личности – сложное понятие, которое подразумевает право на долгую достойную жизнь, просвещение, политические свободы и гарантию прав человека. Понятие ИЧР было разработано экономистом из Пакистана в 1990 году. В том же году опубликован развернутый доклад организации по теме человеческого развития, в котором впервые изменился взгляд на данную тематику. С этого года оценка социального развития ставилась не только по уровню национального дохода, но и по качеству развития медицины и обучения.

Индекс образования (Education Index) складывается не из субъективных оценок экспертов, а согласно реальным показателям.

Как высчитывается EI и на что он влияет?

Для вычисления используют два вида статистических отчетов по темам:

  1. доля обучающихся в школах, детских садах, колледжах, ВУЗах;
  2. доля грамотных взрослых граждан страны.

Оценка уровня грамотности на планете по возрастам

Полученная из разных источников информация сравнивается, высчитываются средние баллы по каждому из пунктов. Дополнительно учитывается средняя и ожидаемая продолжительность обучения граждан.

Показатели суммируются, при чем первый берется в соотношении 1/3, второй – 2/3. В итоге складывается индекс страны по уровню образования, выраженный цифрой от 0 до 1. Отметим, что ожидаемая продолжительность жизни граждан и уровень жизни согласно ВВП на душу населения стандартизируются одинаково.

В итоге среднее геометрическое трех показателей представляет собой Индекс человеческого развития (ИЧР). Лидер списка за последние 10 лет – Норвегия.

Важно! Ряд стран, достигших развития, не собирают статистику по уровню просвещенности населения. Для них уровень грамотности по умолчанию равен 99%. На деле это означает, что каждый гражданин получает доступ ко всем этапам образования. Детские сады и школы есть в каждом населенном пункте, а получение степени бакалавра или специалиста ничем не ограничено.

Норвегия занимает 1 место в рейтинге ИЧР на 2019 год, но не является лидером по уровню образования

Рейтинг заведений по специальностям обучения

Получение специальности и диплома о высшем образовании не гарантируют человеку высокую зарплату. Об этом часто забывают жители развивающихся стран. К выбору профессии следует подходить осознанно. Хорошее образование, полученное сегодня, – это вклад в будущее.

Ряд специальностей требуют повышения качества знаний в течение жизни, поскольку технологический процесс не стоит на месте. Врачи, юристы, управленцы, инженеры должны регулярно самосовершенствоваться.

Поговорим о самых распространенных сегодня направлениях обучения. Сравним зарубежные и российские программы.

Юридическое образование

Профильное изучение юридической деятельности которое подразумевает совокупность знаний о государстве, его законах, управлении.

В России подразделяется на:

  • среднее специальное;
  • высшее.

Оценка качества университетов мира в области юриспруденции от Право.ру

В западных странах этапы подготовки схожи, существуют курсы переквалификации и довузовского обучения. Согласно рейтингу Право.ru, основанному на исследовании дипломов юристов ведущих иностранных компаний, топ-5 стран выглядит так:

  1. США (Columbia Low School, Harvard Low School, Georgetown University);
  2. Великобритания (King’s College, Oxford University, BPP Low School);
  3. Германия (Hamburg University);
  4. Нидерланды (Leiden University);
  5. Франция (Universite de Paris).

В России ведущими ВУЗами по качеству юридического образования признаны МГУ, МГЮА, МГИМО.

Экономическое образование

Соискатели профессий с экономическим уклоном встречаются в мире все чаще. В основе обучения лежат данные о современном состоянии экономики и анализ усилий, которые смогли бы улучшить курс.

В развитых странах система экономического профильного обучения поддерживается государством и продвигается при помощи общественных организаций. По этой причине наиболее перспективными признаны ВУЗы:

  • Harvard University (США);
  • University of Chicago (США);
  • Massachusetts Institute of Technology (США);
  • Princeton University (США).

Университет Гарварда выпускает лучших в мире экономистов

Ценится в мире экономические дипломы, предоставляемые Сингапуром, Великобританией, Южной Кореей.

Техническое образование

Технический прогресс не стоит на месте. В рейтинге самого перспективного технического обучения представлены ВУЗы из следующих стран:

  • США;
  • Великобритания;
  • Япония;
  • Сингапур;
  • Китай.

Учитываются образовательные учреждения, на базе которых изучается промышленное машиностроение, авиакосмическая отрасль, инженерное дело. По данным портала «Мое образование» лучшими техническими университетами России признаны:

  1. МИФИ;
  2. МГТУ имени Баумана;
  3. ИТМО;
  4. ГУАП;
  5. МАИ.

МИФИ – лучшая платформа для обучения в России по технической специальности

Естественные науки

Изучение природы сегодня актуально как никогда ранее. Поддержку получают программы защиты флоры и фауны, поиска безопасной экологической модели для различных территорий и зон. Молодежь интересуется проблемами окружающей среды и старается выбрать для этого лучшие университеты. В мировом рейтинге стран представлены:

  1. США;
  2. Великобритания;
  3. Германия;
  4. Китай;
  5. Австралия.

Лучшим университетом в 2018 году признан Гарвардский.

Медицинское образование

Развитие медицины в стране – один из видов поддержки населения, обеспечения достойного качества жизни. Ряд развивающихся стран имеют программы обучения студентов за рубежом в лучших образовательных учреждения мира с целью получить поколение квалифицированных специалистов. Наиболее рейтинговые учебные заведения расположены в:

  • США;
  • Великобритании;
  • Швеции;
  • Австралии;
  • Германии.

По данным портала «Мое образование» лучшими медицинскими ВУЗами в России считаются:

  • МГМУ имени Сеченова;
  • РНИМУ имени Пирогова;
  • СибГМУ;
  • ПСПбГМУ;
  • СЗГМУ имени Мечникова.

Лучший российский ВУЗ для будущих работников медицинской сферы – МГМУ им. Сеченова

Гуманитарное образование

Гуманитарные науки включают в себя филологию, лингвистику, психологию, изучение религий, антропологию и так далее. В данном направлении активно продвигаются университеты США, Канады, Великобритании, Германии, Австралии и Гонконга.

Основные уровни образования в России

Процесс обучения специальностям в России долгое время не развивался. Кардинальные перемены произошли после Октябрьской революции 1917 года, когда доступ к просвещению, культуре стал свободным, бессословным. Советская власть ставила перед собой проблему ликвидации безграмотности.

С тех пор система пережила несколько реформ. В современном виде, как и в советские годы она делится на следующие уровни:

  • общий (включая дошкольный и три уровня общего);
  • профессиональный.

Общее образование

Данный уровень обязателен для всех, доступен. Каждый ребенок последовательно преодолевает этапы, получая знания. Цель – формирование личности, нравственных убеждений, развитие специфических способностей.

Школа “Президент” в поселке Жуковка под Москвой

Общее школьное обучение разделено на три этапа:

  • начальный (4 класса);
  • основной (5 классов);
  • средний (2 класса).

Переход от одного этапа к другому возможен лишь после аттестации.

Профессиональное образование

Получение профессии в России – добровольный выбор человека. Профессиональное обучение делится на:

  • среднее;
  • высшее.

Для удовлетворения потребностей граждан существуют государственные и частные колледжи, институты, академии, университеты. Дипломы высшей степени классифицируют согласно сроку обучения:

  • бакалавр (4 года);
  • специалист (5 лет);
  • магистратура (2 года дополнительно).

Третий уровень профессионального обучения предполагает защиту степеней аспиранта, ординатора.

Рейтинг по отдельным этапам образования

Уровень образования в странах мира может значительно отличаться. Общественные организации проводят исследования, стараясь выявить качество образования на разных этапах. Предлагаем ознакомиться с рейтингами.

Среднее образование

По данным OECD PISA, организации, изучающей качество школьного образования в мире, рейтинг стран в 2015 году выглядит следующим образом:

  1. Сингапур;
  2. Япония;
  3. Эстония;
  4. Тайвань;
  5. Финляндия;
  6. Макао;
  7. Канада;
  8. Вьетнам;
  9. Гонконг;
  10. КНР.

Исследования за 2018 год проведены, результаты будут опубликованы в декабре 2019 года. Участие в программе оценки грамотности принимали тысячи детей.

Последние результаты исследования от OECD PISA

Высшее образование (бакалавриат и магистратура)

Наиболее высокий уровень высшего образования имеют жители развитых стран. Список, представленный ниже, основан на данных U21 Ranking of National Higher Education Systems и обновляется ежегодно.

  • США;
  • Швейцария;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Сингапур;
  • Канада;
  • Нидерланды;
  • Финляндия;
  • Австралия.

Результатами обучения становятся научные исследования, публикации, дальнейшее трудоустройство выпускников, востребованность профессии на рынке труда. Учащиеся со степенью бакалавра иногда стараются окончить магистратуру.

MBA (Деловое администрирование)

Получение степени MBA в школах бизнеса – возможность повысить степень знаний. Ряд учреждений предлагают программу сроком в 1 год, которая пользовалась популярностью, но в итоге уступила первое место стандартным программам продолжительностью в 2 года.

Только в США степень MBA получает 12 тысяч студентов. Наиболее перспективными в этом направлении считаются школы Америки и Великобритании.

Аспирантура

По данным рейтинга, который составлялся THE (Times Higher Education) за 2018 год на основании совокупного балла по пяти параметрам, лучшими университетами мира по качеству аспирантуры признаны:

  • Oxford;
  • Cambridge.

Список лучших стран для учебной эмиграции

Тем, кто рассматривает переезд за границу с целью начать или продолжить обучение, следует обратить внимание на ВУЗы Великобритании, США. Требования к студентам высокие.

США – лучшая страна для учебной эмиграции

В Европе также стоит рассмотреть учебные заведения Франции, Германии, Нидерландов. В Азии популярностью пользуются системы образования Гонконга, Сингапура.

ТОП-13 стран по уровню образования

Вернемся к теме доступности и качества обучения в мире. Признано, что этот фактор способен объединить нацию, заставить граждан работать на благо государства. Топ-13 стран по уровню образования 2018 года представлен в таблице.

МестоСтранаИндекс
1Австралия0,939
2Дания0,923
3Новая Зеландия0,917
4Норвегия0,916
5Германия0,914
6Ирландия0,910
7Исландия0,906
8Соединенные Штаты Америки0,900
9Нидерланды0,897
10Великобритания0,896
11Швейцария0,891
12Канада0,890
13Словения0,886

Россия получила комбинированный индекс 0,816 и заняла 34-ю строчку.

Сравнение показателей высшего образования в России и в странах мира Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лелюх Елена Михайловна

Сравнение Индекса образования по странам (Топ-50 стран). Сравнительный анализ показателей образования в России и в странах мира: численность студентов высших учебных заведений на 100,000 жителей страны (на фоне численности населения); Брутто-коэффициент охвата третичным образованием населения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лелюх Елена Михайловна

COMPARISON OF INDICATORS OF HIGHER EDUCATION (TERTIARY EDUCATION) IN RUSSIA AND IN COUNTRIES IN THE WORLD

Comparison of Education Index by countries (Top-50). Comparative analysis of Russian education indicators versus countries around the world education indicators: Number of students in tertiary education per 100,000 inhabitants (compared to population); Gross enrolment ratio by tertiary education .

Текст научной работы на тему «Сравнение показателей высшего образования в России и в странах мира»

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И В СТРАНАХ МИРА

Елена Михайловна Лелюх

Менеджер по стратегическому медиа планированию; Коммуникационная группа Target Media. Тел. +79262665658; Эл. почта: lelukh_em@mail.ru

Сравнение Индекса образования по странам (Топ-50 стран). Сравнительный анализ показателей образования в России и в странах мира: численность студентов высших учебных заведений на 100,000 жителей страны (на фоне численности населения); Брутто-коэффициент охвата третичным образованием населения.

Ключевые слова: индекс уровня образования, высшее образование, международные сравнения.

Elena M. Lelyukh

Strategic and Media Planning Specialist; Communication group Target Media. Tel.: +79262665658; E-mail: lelukh_em@mail.ru

COMPARISON OF INDICATORS OF HIGHER EDUCATION (TERTIARY EDUCATION) IN RUSSIA AND IN COUNTRIES IN THE WORLD

Comparison of Education Index by countries (Top-50). Comparative analysis of Russian education indicators versus countries around the world education indicators: Number of students in tertiary education per 100,000 inhabitants

Keywords : education index, tertiary education, international comparisons.

Высокая роль образования в повышении уровня жизни, в развитии человека, в помощи занять свое место в обществе признается во всем мире. Образование служит не просто способом передачи знаний, оно аккумулирует в себе культурное наследие нации, способствует расширению возможностей человека, формирует его нравственные идеалы.

Известен такой важный индекс международных сопоставлений, как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (Human Development Index (HDI)), разработанный специалистами ООН. Он является составным и используется для ранжирования стран по уровню человеческого развития. Именно на основе сравнений данного показателя по странам можно сделать вывод о том, на каком уровне своего развития находится страна (очень развитая, развивающаяся и т.д.). Это, безусловно, один из самых важных показателей, применяемых для международных сопоставлений. В данной статье мы не будем останавливаться на нем подробно. Однако стоит отметить, что, помимо средней продолжительности жизни и уровня ВВП на душу населения, одним из его компонентов является Индекс уровня образования (Educarion Index). Это еще раз подтверждает, что уровень образования играет огромную роль в развитии любой страны, на то место, которое она занимает в мире, на ее репутацию среди других членов международного сообщества. Образование – важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого прогресса.

Данная тема, будучи столь актуальной, не могла остаться без внимания других авторов. Однако практически все работы носят в большей степени описательный характер. Но есть и работы, основанные на анализе показателей международной статистики в области образования. Например, статья Карпенко О.М., Бершадской М.Д. и Вознесенской Ю.А., опубликованная в журнале «Социология образования» 2008 года (№6, с. 4-20). В данной работе проводятся сопоставления данных образовательной статистики разных стран. Так же стоит отметить аналитические доклады, подготавливаемые Агранович M.JI., Ковалевой Г.С., Поливановой К.Н. и Фатеевой А.В. «Российское образование в контексте международных индикаторов». В докладах по показателям, применяемым в международной статистике, проводится сравнение российской системы образования с национальными образовательными системами, однако только 55 стран мира.

Целью данной работы является общий сравнительный анализ некоторых показателей образования в странах мира и в России, с акцентом на третичное образование, что соответствует высшему образованию по российской классификации.

Предметом исследования в данной работе являются такие статистические показатели, как Индекс уровня образования, и статистические показатели, характеризующие высшее образование, а именно: численность студентов в высших небных заведениях на 100,000 жителей; Брутто-коэффициент охвата третичным образованием.

I Источники информации и международные классификации

Основными источниками информации выступают:

* Данные по образованию Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics);

* Доклады о человеческом развитии (Human Development Report), опубликованные для Программы развития ООН (UNDP);

* МСКО 1997 (Международная стандартная классификация образования) / ISCED (International Standard Classification of Education)

В каждой стране (группе стран) существует своя классификация национальных учебных программ. В связи с этим существовала сложность оценки и сравнения показателей в международном контексте.

В1997 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята Международная стандартная классификация образования (МСКО), которая служит инструментом, способствующим не только сбору и изложению статистических данных по отдельным странам, но и в масштабе международных сопоставлений.

В табл. 1 представлена характеристика уровней МСКО и соответствующие ей уровни российской системы образования.

II Сравнение Индекса образования по странам

Индекс уровня образования или Education Index — показатель уровня образования в странах мира, индекс Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

В состав индекса входят два основных показателя, которые показывают уровень образования ее населения:

1, Индекс грамотности взрослого населения (вес 2/3)

2, Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (вес 1/3)

Далее происходит сведение данных по приведенным выше показателям в итоговом индексе, стандартизованные значения которых находятся в интервале от 0 до 1. Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше,

Сравним далее Индекс образования по странам (рис, 1),

Рассмотрим первые сто показателей, В Топ-5 стран по значению индекса образования входят: Австралия, Да-

Таблнца 1. Ступени МСКО и российские аналоги

Название ступени образования MCKO/ISCED Название ступени в Российской системе образования

МСКО 0 – допервичное образование Дошкольное образование

МСКО 1 – первичное образование Начальное образование

МСКО 2 -первый уровень среднего образования (вторичного) Основное общее образование

МСКО 3 – второй уровень среднего образования (вторичного) Полное общее образование

МСКО ЗА – подготовительные программы для осуществления обучения по программам уровня МСКО 5А Начальное профессиональное образование

МСКО ЗВ – подготовительные программы для осуществления обучения по программам уровня МСК0 5В

МСКО ЗС – программы, которые обеспечивают прямой выход на рынок труда, продолжение обучения по программам МСКО 4. другим программам МСКО 3

МСКО 4 – послесреднее образование Среднее профессиональное образование

МСКО 5 – первый уровень так называемого третичного образования (tertiary education). Делятся на два типа: 5В (более профессионально ориентированные) и 5А (программы готовят к последующему переходу к следующей ступени или к занятию профессией, требующей высоких профессиональных навыков и качеств) Высшее профессиональное образование (бакалавры, специалисты, магистры)

МСКО 6 – второй уровень третичного образования. Программы готовят к получению ученой степени Послевузовское образование (аспирантура, докторантура)

а г а Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1111111111 limits* t Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эла и Армения показали рост более 100%, а такие страны, как Корея и Финляндия увеличили свои показатели менее чем на 10%.

Так же стоит отмстить, что не все страны, попавшие в Топ-2 5, имеют численность населения более 1 миллиона человек (Гренада, Исландия и Барбадос). Специальный Административный район Китая Макао, вьшесснкый отдельным пунктом, так же насчитывает в своем составе чуть более 0,5 миллиона человек В пятерке стран, где на 100,000 человек населения приходится более 5000 общающихся на третичном уровне, Куба, Венесуала, Корея, Россия и Гренада.

Для оценки охвата высшим образованием используется показатель, представляющий собой отношение численности студентов к численности населения в соответствующем возрасте (брут-то-козф фициент охвата).

Рассмотри дальшебрутто-коэффициент охвата населения третичным образованием. Для представления данных так же был отобран Топ-25 стран по проценту охвата в 2009 году (рис.3).

Если сравнивать предыдущие стра-ны-лидеры и данные, представленные на рисунке 3, то можно отмстить, что из рейтинга выбыли такие страны, как Гренада, Монголия, Кыргыстаи, Китай (Макао), Чили, Эстония, Румыния и

Армения. Остальные 17 стран рейтинга не покинули

Для Рсссии данный показатель с 2004 года остается практически неизменным и колеблется ог72.1% до 75.9%. Практически на одном уровне по значениям показателей с Россией находятся Дания и Австралия. Из ближайших географических соседей по Значениям показателя рядом находится Беларусь. Украина же опережает Россию на 5 позиций. США и Финляндия характеризуются ростом показателей, которые к 2009 году достигли порядка 90%. По мимо всего прочего, на значение данного показателя несомненно оказывает влияние такой фактор, как доступность высшего образования. При оценке доступности высшего образования (третичного) так же необходимо учитывать не один параметр (социальное равенство в образовании, тендерный паритет, достигнутый уровень образования молодежи и т.д.). Подобное исследование было проведено ранее Карпенко О.М. и Бершадсюй М Д (1). Ссылаясь на результаты, полученные авторами, можно отметить, что ориентировочное место России в глобальном рейтинге доступности высшего образования соответствует 12 месту между Германией и Бельгией. Тогда как Финляндия и США входят в первую четверку.

В современных условиях развили

Рис, 3. Брутто коэффициент Охвата третичным очарованием (%)

России, $анять достойное моего в мире, развиваться изнутри, повышать иител-легауальиый потенциал становится особенно актуально. И внимание широко -то круга заинтересованных лиц и органов управления сосредоточено на модернизации, улучшении системы сбра-Зования. Один из приоритетных нащю -нальиых проектов нацелен именно на ‘лго и проходит под лозунгом «Качественное образование». «Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эф фосгив-ной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, юторая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – Это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Образование стремятся сделать более доступным и «выровнять» условия его получения (высокоскоростной доступ к глобальным информационным ресурсам и тд). Но результаты нельзя оценить сразу. Поэтому должно пройти какое-то время, прежде чем станет понятно, куда мы движемся, влияют ли реформы и некие преобразования, производимые

в сфере образования, на рейтинг- нашей страны среди членов международного сообщества.

На данный момент, среди остальных стран лафа, Россия входит в Топ-50 стран по значению Индекса образования, вТоп-25 стран по числу студентов на 100,000 населения страны, и в Топ-2 5 стран по объему Брутто -коз ффициен-та охвата третичным образованием. Это не самые плохие показатели. По оценкам на 2011 год, среди рейтинга Человеческого развития БЬссия занимает 6 6 место и отнесена к странам с высоким уровнем развития.

1. Экономика образования 2008, №2. Журнал. «Рейтинг стран по доступности высшего образования». Карпенко О.М., БершадскаяМ.Д. с. 15-16

2. Социология образования 2008, №6. Журнал «Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики». Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. с. 1

3. Доклады о человеческом развитии, опубликованные для Программы развития ООН 2009,2011

4. МСКО 1997 (Международная

стандартная классификация образования)

5. http://www.rost.ru/ -сайт Национальных приоритетных проектов

6. http://stats.uuls.imesco.org – Данные по образованию Института статистики ЮНЕСКО

7. Q»t слов ПА, Егорова Е. А. Статистический анализ состояния и проблем российского образования // Научно -практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». №4,2006

8. Отелов ПА., ЕгороваЕ.А. Состояние и проблемы российского образования //Научный и общественно политический журнал «Наука и образование» № 4(44),- Як., Академия наук РС(Я),2006

1. Education Economics 2008, #2. Journal “P^ting of countries on higher education availability'”. Karpenko O.M., BershadM.D.p 15-16

2. Education Sociology 2008, #6. Journal “Level education indicators in the World: analysis of international statistics data”. Karpenko O.M., Bershad MD., Vosnesenskaya U. A. p. 1

3. Human Development Report 2009,

Экономика, Статистика и Информатика 5 №6(2), 2011

4. ISCED (International Standard Classification of Education) 1997

Читайте также:  Как добраться до Самуи? Выбираем лучший способ по цене и времени
Добавить комментарий