Русские общины в зарубежных странах

Russian-World.info – Русский язык и русский мир от А до Я

Всемирный совет русских (vsr.land.ru) Русские диаспоры – Русская диаспора за рубежом
25,1 миллиона русских живут за пределами России. Это равно всему населению Узбекистана. Русское зарубежье рассыпано по десяткам стран мира, распылено на сотни общин расположенных в отдельных городах. Нередко эти общины не связаны ни с Большой Родиной, ни между собой.

Русская нация создала великую культуру. Русским языком на планете владеет и пользуется полмиллиарда человек. Это один из международных языков. Но в результате разобщенности та часть русских, которая проживает за рубежом, постепенно ассимилируется с местным населением. Русские начинают забывать свой язык, великое культурное наследие.

О русской диаспоре в Википедии

Российская диаспора – статья в Википедии
Российская диа́спора или Русская диаспора — выходцы из России и Союза ССР, а также их прямые потомки, не являющиеся гражданами РФ и признающие свою духовную или культурно-этническую связь с РФ или любым из её субъектов. При этом отнесение тех или иных лиц к русской диаспоре не зависит от их национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Численность русской диаспоры в мире превышает 25 миллионов человек. В первую очередь в неё входят российские граждане, постоянно проживающие вне России – около 1,2 миллионов граждан РФ состоит на учёте в консульских учреждениях за рубежом; однако это число вбирает только 15-20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть, число сограждан за рубежом составляет до 8-10 миллионов человек.

Другая группа — это выходцы из РФ, чьи корни находятся в России. Десять-пятнадцать лет назад назывались цифры 35-40 миллионов человек. Но часть их в последние пятнадцать лет вернулась в Россию

Русские общины в разных странах мира

Самые “русские” государства в мире (www.fresher.ru/2016/08/27/)
По разным оценкам, русскоязычная диаспора в мире насчитывает от 25 до 30 миллионов человек. Но точно подсчитать количество русских, проживающих в различных странах крайне сложно, поскольку неясно само определение «русский».
Русские в Германии, Аргентине, США, Израиле, Латвии и Кахастане

Русское зарубежье – раздел портала “Россия в красках” (ricolor.org/rz/)

Русские общины за рубежом – 80 ссылок в каталоге Mail.ru

Русская диаспора в мире – многопрофильный портал, включающий каталог ссылок и другие полезные ресурсы по русскому зарубежью (rdiaspora.narod.ru)

Русская диаспора в интернете – коллекция ссылок и ресурсов (towns.narod.ru/diaspora-ru.html)

Русский архипелаг: Диаспоры постсоветского пространства
Поскольку Российскую Федерацию невозможно считать ни моноэтническим, ни монокультурным государством, поскольку она суть, после распада СССР, фрагмент крупнейшего в мире геокультурного образования с особой историей формирования «государствообразующей нации», диаспоральная политика Москвы не может строиться по типу еврейской, армянской, венгерской и даже китайской моделей.

Международный диаспоральный опыт должен быть учтен и по возможности переработан, но он не может быть буквально применен по отношению к полиэтническому, полирелигиозному и многокультурному миру, которым являются Россия и ее диаспора.

Русский век (www.ruvek.ru) – портал для соотечественников, проживающих за рубежом
На Программу поддержки соотечественников за рубежом Россия ежегодно выделяет более 400 миллионов рублей, сообщил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ Владимир Литюшкин

Русская диаспора на Западе (20.11.2007, www.materick.ru)
Владимир ВИДЕМАН, Лондон-Берлин. Доклад на 1-м Форуме русскоязычной диаспоры Великобритании

Настоящая русская субкультура пришла в Германию лишь с четвертой волной, накатившей после поднятия Железного занавеса. С начала 90-х в объединенной уже Германии стали появляться русские издания, теле- и радиопрограммы, клубы, рестораны, магазины и турагентства.

В настоящее время русскоязычная диаспора составляет здесь порядка 4 миллионов человек, являясь второй по величине в мире после американской. Докатилась эта волна и до других европейских стран, в том числе до Великобритании, где, по оценкам специалистов, проживает в настоящее время до полумиллиона русскоговорящих.

Диаспора – не для русских (2007) (www.rosbalt.ru)
Кого считать соотечественниками? и как их считать? В прежней концепции отношений Москвы и диаспоры все было понятно – соотечественниками были те, кто нуждался в поддержке, вернее те, кто ее просил. В новой концепции взаимодействия с зарубежными русскими – как партнерами воссоздания Русского мира – возникает множество вопросов о содержательном аспекте статуса «российский соотечественник».

Дело в том, что принятая в мире и отрегулированная международными нормами диаспоральная модель расселения у русских наблюдается только в отдельных странах, где преобладает «экономическая» и «бытовая» эмиграция. Однако русское население в этих странах не настолько многочисленно, чтобы структурировать полноценную общину. По отношению же к основной массе зарубежных русских классический подход «метрополия – диаспора» вообще неприменим.

Национальные диаспоры Европы встретились в Люксембурге (www.kommentarii.ru)
18 мая 2008 года в Люксембурге завершился круглый стол, посвященный взаимодействию российской диаспоры с другими этническими диаспорами Европейского союза. Это мероприятие проводилось для того, чтобы обсудить актуальные вопросы сохранения своей культурной, духовной и языковой самобытности с представителями других этнических меньшинств ЕС.

Россия-Харбин-Австралия: сохранение и утрата языка на примере русской диаспоры, прожившей XX век вне России.

Русские диаспоры в мире

Русская диаспора одна из самых больших и распространённых в мире. Её численность на сегодня составляет около 25 — 40 млн. человек, разбросанных по всему свету за пределами Российской Федерации. Впервые начала образовываться в середине XIX века, когда часть дворян создала небольшую этническую общину в Париже.

Русская диаспора в странах мира

Особое расширение русская диаспора получила во время волнений и разрушения Российской Империи, а также в период Гражданской войны и в первые годы становления Советского Союза. В последующие 50 лет русская диаспора за границей практически не росла, т. к. мигрировать из СССР в то время было проблематично.

Второй этап стремительного роста пришёлся на период «оттепели» в СССР. Однако наибольшее число мигрантов присоединилось к диаспоре в 90-х и 2000 годах, когда Союз развалился, а экономическая, политическая и криминогенная обстановка в стране оставляла желать лучшего. А также наблюдался значительный прирост новых переселенцев в 2011 году. Начиная с 2014 года, русская диаспора постоянно увеличивается из-за возросшего количества мигрантов из России.

Но не совсем понятно, кого относить к русской диаспоре – этнических русских или просто бывших граждан РФ, относятся ли к этой диаспоре потомки мигрантов из Империи, а также переселенцы из других стран бывшего СССР (особенно Украины, Беларуси и Казахстана).

Русские диаспоры в Австралии и Новой Зеландии

Первый подданный Российской Империи, который поселился на постоянной основе в Австралии (точнее, в Тасмании) был белорус, которого арестовали в Англии в 1804 году и отправили на каторжные работы в австралийские колонии. После отбытия срока заключённый остался жить в стране на постоянной основе.

Карта Австралии и Новой Зеландии

Считается, что именно он был прародителем русской диаспоры на территории Австралии. Однако по данным колониальных властей Австралии, в 1820 году на континенте жило уже 4 русскоязычных семьи, состоящих из бывших заключённых, поэтому точно нельзя выявить прародителя русской диаспоры.

Массовый поток переселенцев из Российской Империи (позже СССР и РФ) и подконтрольных ей территорий начался в конце XIX века. Первая волна миграции продолжалась 25 лет с 1880 по 1905 год. В этот период в основном переезжали русские евреи с территории Прибалтики и Юго-Западных районов Империи, спасаясь от волны антисемитизма, которая захлестнула Европу в это время.

На 1901 год – это год объявления Австралийским Союзом своей формальной независимости от Британской короны, число русских в стране составило около 3,5 тысячи человек.

Волны миграции были и в период Русско-Японской войны 1905 года, беспорядков и Революции на закате Российской Империи и во времена СССР. В основном это были лица несогласные с текущим политическим курсом государства, дезертиры и контрреволюционеры. Перемещение на Зелёный материк продолжается и сейчас.

Сегодня в Австралии живёт около 30 тыс. человек из стран бывшего СССР, а также около 60 тыс. человек являются потомками русских переселенцев.

Сегодня в Австралии есть 3 газеты на русском языке и две телепрограммы.

Если говорить о русской диаспоре в Новой Зеландии, то она более многочисленная в соотношении к местному населению, чем в Австралии (20 тыс. русских на 4,6 млн коренных обитателей в Новой Зеландии и около 30 тыс. русских на 30 млн жителей Союза). Первые мигранты из России в Новой Зеландии появились где-то в середине XIX века (точных данных нет).

Сегодня большая часть этнической общины сосредоточена в Окленде и Веллингтоне. В стране имеется русский культурный центр в Крайстчерче.

Русские в Китае

Первые упоминания о русских на территории Китая относятся к XIV веку. Основной же пик пришёлся на время строительства Китайско-Восточной железной дороги, Русско-Японской войны и в период беспорядков и свержения монархии в России. Но много русских стали гражданами Китая не совсем по своей воле, т. к. ранее Российская Империя контролировала часть северных провинций Поднебесной, а после прихода к власти Советов, эти земли вышли из состава России и какое-то время находились под контролем оккупационных властей Японии, а позже Китая. Однако многие русские покинули данную местность.

Но также некоторые русские эмигранты рассматривали Китай в качестве транзитной зоны для миграции в Австралию, США, страны Южной Америки. В пиковый период число русских переселенцев в Поднебесной составило 125 тысяч человек. Однако из-за очень низкого уровня жизни в стране, различных беспорядков, голода и «Культурной революции» многие мигранты перебрались в другие края или вернулись на родину, из-за чего их число к 1953 году сократилось до 20 тысяч человек. А также большой вклад внесло пренебрежительное отношение китайцев к иностранным переселенцам, которое прослеживалось вплоть до 80-х годов прошлого века.

Сегодня в Китае на постоянной основе проживает около 15 — 20 тысяч русских. Китай может стать в обозримом будущем привлекательной страной для перемещения россиян, т. к. промышленность и бизнес развиваются стремительными темпами. Кроме того, в Поднебесной сейчас очень хорошо относятся к нашим соотечественникам.

Есть телеканал, который круглосуточно вещает на русском языке, несколько газет, а также русская версия знаменитой китайской газеты «Жэньмин Жэбао», открываются русские школы и школы для адаптации в местной среде.

Наиболее «излюбленными» территориями поселения россиян являются Шанхай, Харбин, Далянь.

Русские в странах Южной Америке

Наибольшее количество русских в Южной Америке в 2020 году сосредоточено на территории Аргентины и незначительная часть в других странах – Бразилии, Боливии, Уругвае. Первые и вторые волны миграции в Южную Америку – это были немцы, евреи, а также представители различных славянских национальностей, которые не хотели служить в русской армии и/или были преследуемыми в России по каким-либо причинам. К концу второй волны (приблизительно 1905) количество выходцев из России в Южной Америке составляло около 160 тысяч человек (150 тысяч из которых жили в Аргентине).

Во время третьей волны иммиграции сюда из России поехали сезонные работники в основном крестьяне, которые впоследствии и остались здесь на постоянное место жительства. Как раз в это время в стране стали активно строиться православные храмы и церкви, к концу третьей волны русское население Южной Америке варьировалось от 180 до 220 тысяч человек.

С появлением первых беспорядков в Российской Империи и началом Октябрьской революции, поток эмигрантов серьёзно возрос.

Четвёртая и пятая волна носит уже менее глобальный характер, они идут и сейчас, начиная с 1917 года. В 4 волну в Южную Америку уезжали бывшие узники фашистских концлагерей, их число составило всего около 10 тысяч человек.

Пятая волна приходится на годы перестройки, развал СССР и современный период. В первом случае миграция носила больше нелегальный характер, т. к. официально граждане Союза отправлялись на заработки. Сегодня в Южной Америке проживает около 320 тысяч человек русских (из них 300 тысяч в Аргентине).

Русские во Франции

Во Франции живёт одна из самых больших русских диаспор в мире, которая насчитывает приблизительно 500 тысяч человек. Определённая часть эмигрантов и их потомков – это русские евреи, которые по разным обстоятельствам и причинам поселились во Франции.

А также в стране достигался пик русской иммиграции в 1,5 млн человек. Со временем большая часть переселенцев разъехалась в соседние государства, или вернулась на родину.

Впервые перемещение во Францию из России возникло в начале-середине XIX века, и продолжается по настоящий день. Первыми переселенцами во Францию из Империи были русские аристократы, которые любили отдыхать в Ницце. А в начале XX века французы ощутили стремительный прирост населения благодаря русской эмиграции, которая в период с 1905 по 1930 года составила 1,5 млн человек.

Основная часть переселенцев была сконцентрирована в Париже и других крупных городах страны. В 30-х был даже введён термин «русский Париж». Для эмигрантов организовывались различные школы на русском языке, кружки по интересам и русские газеты. К сожалению, адаптацией переселенцев к французскому обществу никто всерьёз не занимался.

В военный период часть русских постаралась перебраться в США, некоторые были отправлены в концлагеря во время нацистской оккупации Франции. После разгрома стран Оси, часть русских заключённых концлагерей осталась на постоянное место жительства во Франции и других странах Европы (чаще всего при помощи не очень законных методов). Во времена СССР, вплоть до начала Перестройки сколько-нибудь крупной эмиграции во Францию не отмечалось. В данное время жизнь русских во Франции имеет свои трудности.

При Перестройке, во время развала СССР и в последующие периоды наблюдался серьёзный прирост перемещения русских в страну.

Русские в США

Самая большая русская диаспора находится в Соединённых Штатах Америки и составляет по разным данным от 3 до 3,5 млн человек, это более 1% от общего населения Штатов. Эксперты условно подразделяют русскую эмиграцию в США на следующие этапы:

  • Самый первый этап – это освоение «Русской Америки» — территории на побережье Тихого океана, простирающеюся от Аляски до Центральной Калифорнии. Началось приблизительно в конце XVIII века. По сути в этот период времени малочисленные русские колонисты строили поселения на данной земле, но со временем деньги в казне Российской Империи закончились и «Русская Америка» была продана и поделена между Испанией (в будущем Мексикой) и США. Кто-то из поселенцев решил вернутся домой, кто-то остался жить в Америке, впоследствии ассимилировавшись с местными;
  • Вторая волна – это уже непосредственная эмиграция граждан Российской Империи в Штаты. В первую очередь она была связана с тяжелой экономической ситуацией, преследованием определённых национальных меньшинств, гражданской войной и различными ограничениями, которые накладывало правительство и православная церковь. В этот период в Штаты переселилось до 100 тысяч русских эмигрантов;
  • Третья волна – относительно небольшая и не слишком значительная, которая длилась с 30-х до 80-х годов прошлого века. Она состояла из политэмигрантов и различных беженцев, которые искали укрытия в США от Советской власти. Одни из самых знаменитых эмигрантов этой волны – это Владимир Зворыкин – изобретатель телевизора, который родился и вырос в Советском Союзе, но в последствие уехал в Штаты для самореализации;
  • Четвёртая волна – это самая масштабная волна русской эмиграции в Америку в истории. Её начало приходится на середину 80-х (времена так называемой Перестройки) и 90-е и 2000 годы, в это время произошёл развал СССР, а границы полностью открылись. Большинство ехало в США за новыми возможностями, т. к. разваливающаяся экономика постсоветских стран не сулила ничего хорошего для дальнейших жизненных перспектив.
Читайте также:  Иммиграция в Австралию: трудоустройство, образование, уровень жизни

Иммиграция русских, украинцев, белорусов в Штаты продолжается и по сей день. Она особенно набрала обороты в 2014 году из-за нестабильной политической ситуации между Украиной и Россией, экономической нестабильности в регионе. Самые крупные русские общины находятся в Нью-Йорке, Чикаго и Майами.

Сегодня русский эмигрант может без проблем прожить в Штатах, даже если он плохо говорит на английском языке. В этом случае главное поселится поближе к крупной русской общине в Нью-Йорке или Чикаго, т. к. вы сможете найти работу, где не требуется знание английского, а также получите доступ к услугам для русских эмигрантов, не говорящих на английском. Однако, ваши условия жизни в таком случае будет не намного лучше, чем на родине.

Русские общины в зарубежных странах

Многомиллионная диаспора русских разбросана по всему миру и считается одной из самых распространенных численных общин. Сегодня много людей переезжают из страны в страну, но потребность в сохранении своей национальности, языка и культуры все же остается.
Что такое русская община

Диаспорой называют часть народа, которая проживает на территории другой страны, но при этом стремится не потерять свои вековые традиции, язык и обряды. Главная задача общины — сохранение самобытности, культуры своего народа. Русские в мире берегут свои традиции, а многие считают организацию общин гражданским долгом.

Расселение и численность русских в странах мира

Миграция сильно увеличилась на постсоветском пространстве, продолжается она и сейчас. По данным разных источников, в среднем цифра людей с русскими корнями по всему миру (приблизительно в 91 стране) насчитывает около 30 млн. Численность русских в мире изучается многими учеными.

Соотечественники, проживающие на территории других государств, создают общины. Диаспоры имеют сильные отличия в развитии в зависимости от отношения правительства к русским эмигрантам, законодательства страны, сплоченности людей и их борьбы за свои права.

Часто употребляют словосочетание «русскоязычная диаспора», поскольку иммигрант из бывших стран СССР после распада страны использует русский, как свой родной язык, но часто является гражданином других стран постсоветского пространства (к примеру, украинец, белорус, казах).

Русские этнические слои населения в США

Очень большая диаспора находится в США. В среднем насчитывают более 3 млн. жителей из России и других стран СНГ, которые живут в самых крупных городах страны. Эмигрант в большинстве случаев выбирает город-мегаполис, например, Чикаго, Нью-Йорк, Сан-Франциско:

  • первым американским городом, где предпочитают проживать русские эмигранты, считается Нью-Йорк. Именно в нем находится известный большим количеством переселенцев из бывшего СССР район Брайтон-Бич. Здесь расположены многочисленные российские бары, рестораны, магазины и рынки;
  • большая группа русскоговорящего населения проживает в одном из самых крупных городов Америки — Чикаго, штат Иллинойс;
  • около 600 000 эмигрантов находятся в Лос-Анджелесе, где врачи, инженеры, представители культуры и бизнеса ведут активную общественную жизнь, организовывают многочисленные сообщества;
  • самая старая русская диаспора в США, образовавшаяся в период революции в начале XX века, находится в Сан-Франциско, где проживает 70 000 русских.

Самая большая волна эмиграции выпадает на 80-90 годы прошлого столетия. Именно с 1990 года государство ограничило количество въезжающих человек со стран СНГ до 60 000 за один год. В странах Северной Америки русскими часто называют всех граждан бывшего СССР.

Русские общины в Северной Америке

Кроме США многие предпочитают эмигрировать в Канаду для комфортной жизни в Северной Америке. В стране есть диаспоры, русские театры, клубы, имеются периодические издания на русском языке. Самыми крупными общинами считаются сообщества в Монреале, Оттаве, Ванкувере, русская община Канады. Организации очень активны, и в них можно получить бесплатную юридическую помощь, записаться на языковые курсы, посетить различные культурные мероприятия.

Русские общины в Южной Америке

Как правило, самые большие волны эмиграции совпадают с крупными событиями в стране. Наибольшее число людей выехало в Южную Америку в годы революции, гражданской войны и во время перестройки. В Аргентине находится крупная русская диаспора, насчитывающая около 300 000 человек. Большое количество переселенцев находится в Бразилии, Уругвае, с 30 годов люди начали приезжать также в Парагвай. Многочисленный поток русских был причиной политических, экономических кризисов.

Иммигранты представляли собой большое число военных, инженеров, ученых, которые создали общины. Русские за рубежом оберегают культуру, культурную связь со своей родиной, национальный интерес. В столице Аргентины существует Институт культуры России, а также функционирует радио, транслирующее русскую классическую музыку.

Русское население в Европе

Европейский образ жизни очень привлекателен для переселенцев из России, потому здесь большая диаспора, которая активно функционирует:

  • среди европейских государств наиболее привлекательным для эмиграции считается Германия. В государстве большое количество библиотек, школ, садиков, а также православных церквей;
  • русские корни имеют около 30000 граждан, живущих в Великобритании. Для переезда люди чаще всего выбирают столицу. В стране существует много организаций, где каждый житель с русскими корнями может узнать все о своей культуре;
  • крупная группа эмигрантов находится в Латвии. Согласно статистике, до 40% жителей страны разговаривают на русском языке. Численность русскоязычного населения в государстве больше, чем в любой другой стране мира. В столице находится 43 школы, где дети получают образование на родном русском языке.

Русские в Европе все больше поселяются в Польше, Португалии, а процент соотечественников растет с каждым годом.

Русские в азиатских странах

Одним из мощнейших азиатских государств является Китай. Развитая экономика, передовые технологии привлекают российского гражданина. Главным барьером для переселенца будет китайский язык. Волна переезда в восточное государство возобновилась в 80-90 гг. Сегодня правительство мирового экономического гиганта – Китая – открывает двери для иностранных граждан.

Привлекательной страной для жизни считается туристический теплый Таиланд. Много фрилансеров работают там удаленно и остаются жить навсегда, постепенно организовывая общины.

Русская диаспора в странах Океании

Невероятная красота стран Океании и высокий уровень жизни привлекает множество мигрантов со всего мира. В Австралии можно встретить россиянина, работающего на самых разных должностях. Государство активно привлекает трудовые квалифицированные трудовые ресурсы, потому проблем с трудоустройством у специалиста не будет. Существуют требования к языку, к опыту работы.

Русская диаспора в Австралии насчитывает около 30 000 эмигрантов. Условия проживания в стране очень комфортные, здесь низкий уровень преступности. В больших городах организовывают общины, русские клубы, центры культуры, магазины с пельменями и прочими традиционными товарами. В Новой Зеландии также есть общества, самые большие из них сосредоточены в Окленде и Веллингтоне.

Есть ли русские общины в Африке

Среди стран Африки гражданин России чаще всего выбирает для переезда ЮАР. До перестройки русской общины практически не существовало, но после волны эмиграции постепенно образовалась диаспора, и она продолжает функционировать. В стране действуют культурные центры, рассматриваются вопросы религии, впервые в ЮАР была открыта православная церковь, а также школа.

Где в мире русские общины более активны и многочисленны

Российская диаспора занимает 2 место на планете по численности после китайской. Сегодня в списке желаемых стран для проживания находятся США, Германия, Канада, Испания. В Европе многочисленная диаспора находится в Германии. Русские общины в США по разным данным включают несколько миллионов переселенцев.

Очень активное общество находится в Аргентине. Большой поток населения за рубеж после распада СССР приняло на себя государство Израиль. Сегодня в стране около 1 миллиона эмигрантов, основная часть из которых — евреи. Также высокий процент русскоязычных жителей, активная диаспора в Латвии.

Род занятий членов русских диаспор

При переезде в иное государство важны многие факторы для успешной миграции:

  • знание языка;
  • наличие образования;
  • опыт работы.

На начальном этапе многие переселенцы соглашаются на низкоквалифицированные должности, но со временем, с исчезновением языкового барьера и адаптацией на новом месте, многие россияне находят работу по специальности. Существуют бесплатные программы обучения для переквалификации.

Среди российской диаспоры много представителей интеллигенции, деятелей культуры. Люди постепенно осваиваются, через несколько лет получают ВНЖ. Пенсия в каждом государстве оформляется согласно законодательству, а пенсионером становятся в разном возрасте, но позже, чем в России.

Русские общины в борьбе с дискриминацией

Во многих странах присутствует дискриминация по этническому признаку. Сообщества помогают исправить ситуацию, объединить выходцев из других стран. Особенность такого процесса в том, что отчуждение чувствуется на рынке труда, в сфере образования и медицины. Отсутствие гражданства становится причиной отказов в приеме на работу, разочарований и дискриминации. Диаспора создана для решения таких проблем, для защиты прав человека, для его безопасного нахождения в чужой стране.

Мировой процесс миграции неизбежен, но в тех странах, где правительство не притесняет права иностранцев, часто адаптация проходит намного легче. Поселенец в любой стране будет чувствовать себя увереннее, зная о поддержке соотечественников.

Международные связи русских общин

Отношения с гражданами России за рубежом играют важную роль в политике, экономике, в развитии культуры и науки. Главными принципами считаются укрепление этнокультурного наследия, самоорганизация соотечественников за границей, оказание им помощи и поддержки.

Люди создают сообщества и укрепляют международные связи, чтобы защитить себя в новом мире, где важно знать свои юридические права и вовремя обратиться за помощью в трудной ситуации.

Русские общины в зарубежных странах

20 и 21 мая Российский дом науки и культуры в Берлине стал местом проведения региональной конференции организаций российских соотечественников стран Европы «Русскоязычные диаспоры Европы за сотрудничество». Оргкомитету конференции, возглавляемому председателем КСОРС Германии Ларисой Юрченко, удалось привлечь к участию в конференции руководителей национальных координационных советов российских соотечественников из 35 стран.

Масштабным было и представительство официальных гостей из России – руководители и руководящие сотрудники Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ, Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москва, Комитета во внешним связям Правительства Санкт-Петербурга, фонда «Русский мир», Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Общественной палаты РФ и Московского дома соотечественников.

Работа с нашими зарубежными соотечественниками находится сегодня в постоянном поле зрения многих российских правительственных и неправительственных структур, поддерживающих зарубежную диаспору общей численностью около 30 миллионов человек; на данную работу выделяются значительные средства из российского госбюджета.

Постоянно проходят мероприятия, адресованные соотечественникам на различных уровнях – от национальных, региональных конференций до всемирных конференции и всемирных конгрессов. Последний из них, шестой по счёту, прошёл в минувшем году. «После шестого конгресса многие российские структуры словно встрепенулись», – констатировал на конференции в Берлине директор ДРС МИД РФ О. С. Мальгинов.

На самом деле «встрепенуться» прошлось российским структурам в этом отношении гораздо раньше, ведь отворачиваться от сотрудничества с собственной зарубежной диаспорой опрометчиво и недальновидно.

Собственно, родоначальником концепции работы с соотечественниками зарубежья является бывший мэр Москвы Ю. М. Лужков, разбивший всех зарубежных «наших» на две категории: тем, которым следует помогать, поскольку они радеют за Россию, и тем, которых лучше игнорировать, поскольку они ориентированы исключительно на те небольшие блага, которые могут получить от своей прежней родины, – скромную российскую пенсию, родительские субсидии и т. д.

Причисляемые ко второй категории давно сделали для себя выбор в пользу своей новой родины, следуя принципу «Где хорошо, там и родина». А вот в среде людей, относящихся к первой категории, сформировались те, кто активно и безотказно участвует в большинстве проводимых Россией акций – от съездов соотечественников-бизнесменов до съездов молодых соотечественников.

Здесь, в первую очередь, стоит упомянуть КСОРСы, объединяющие в своих рядах множество организаций соотечественников, но далеко не все. К примеру, общегерманскому КСОРСу просто не под силу следить за деятельностью почти 500 русских объединений, действующих в стране. Многие из которых, например, Землячество российских немцев, находящееся на финансировании МВД Германии, не спешат причислять себя к российским соотечественникам.

Стоило бы порассуждать здраво, оправдывает ли себя в целом явно завышенная ставка на нашу зарубежную диаспору, на каких направлениях сотрудничества с ней стоит концентрироваться, а на каких нет.

Читайте также:  Петршинский или Петршин холм в Праге и петршинская смотровая башня, фуникулёр, как добраться

Бесполезны иллюзии о том, что зарубежные соотечественники способны влиять на политическую обстановку в собственных странных, ведь путь в высшие эшелоны власти в странах пребывания оказывается, как правило, для них закрыт. Случаи избрания наших соотечественников в зарубежные парламенты, правительственные структуры исключительно редки. Привлекать соотечественников к участию во внутриполитической жизни России через организацию голосований на выборах плохо удаётся в силу их инертности. К примеру, из почти 600 тысяч русскоязычных, состоящих на консульском учете в РЗУ Германии, в голосовании последнего периода на выборах в России принимали участие лишь 20 тысяч человек. Аналогичная картина во Франции и других европейских странах.

Способны ли наши соотечественники стать силой, которая бы отстаивала интересы России в стране пребывания? Им этого никто не позволит сделать. Наряду с этим они представляют порой значительный электорат на выборах в национальные парламенты, и это прекрасно осознают некоторые политические партии и движения. Например, «Альтернатива для Германии», активно продвигающая свои идеи в среде наших зарубежных соотечественников.

Способны ли российские соотечественники занять ключевые позиции в важных секторах экономики стран проживания? Вряд ли, ведь им не под силу выдерживать конкуренцию с национальными концернами, уже давно поделившими между собой рынок.

Так в каких же сферах возможно и наиболее оправдано сотрудничество с нашими зарубежными диаспорами? Их сразу несколько. К ним относится распространение русского языка (на необходимость поддержания которого настоятельно обращал внимание участвовавший в работе берлинской конференции исполнительный директор фонда «Русский мир» В. В. Кочин), популяризация русской культуры, формирование положительного имиджа России в среде зарубежной общественности, сохранение российского исторического наследия за рубежом, противоборство антироссийской пропаганде. Одним словом, речь может идти о гуманитарной сфере.

Из этого исходят и сами наши зарубежные соотечественники. На конференции в Берлине из их уст прозвучала озабоченность в связи с падением интереса к русскому языку, подчёркивалась необходимость консолидации русских общин Европы, противоборства антироссийским кампаниям в зарубежных СМИ. Остаются актуальными вопросы сохранения культурной идентичности зарубежных русских, защита их прав от дискриминации со стороны местных властей и политиков.

На берлинской конференции, прошедшей за несколько дней до выборов в Европейский парламент, была сформулирована стратегия и тактика европейских КСОРС до 2021 года. К числу своих приоритетных задач эти «боевые » отряды наших зарубежных соотечественников относят: продвижение русского языка и связанное с этим сохранение русской идентичности; активное участие молодых соотечественников в консолидации русских общин; формирование пула русскоязычных бизнесменов, заинтересованных в развитии деловых отношении с российскими предпринимателями; поддержка и продвижение русской культуры.

Промежуточную оценку этой деятельности входящих в региональный общеевропейский КСОРС объединений соотечественников, безусловно, удастся определить уже в ближайшем будущем – на запланированной на осень текущего года Всемирной конференции соотечественников, в повестке дня которой будут превалировать два основных пункта: оценка деятельности и возможностей женских объединений зарубежных соотечественников и план организационной работы, связанной с празднованием 75-ой годовщины Победы над фашизмом.

Русские общины в зарубежных странах

По разным оценкам, русскоязычная диаспора в мире насчитывает от 25 до 30 миллионов человек. Но точно подсчитать количество русских, проживающих в различных странах крайне сложно, поскольку неясно само определение «русский».

Трудности терминологии.

Когда мы говорим о русской диаспоре, то невольно возвращаемся к риторическому вопросу – кого считать русскими: или это исключительно россияне, или к ним присоединяются граждане бывших республик СССР, или в их число также входят потомки переселенцев из Российской империи?

Если к русским за рубежом причислять только выходцев из Российской Федерации, то вопросов возникнет не меньше, так как в их число попадут представители многочисленных национальностей, проживающих на территории России.

Используя термин «русский» как этноним мы сталкиваемся с одной стороны с проблемой национальной идентичности, а с другой – интеграции и ассимиляции. Скажем, сегодняшний потомок иммигрантов из Российской империи живущий во Франции может ощущать себя русским, а родившийся в семье переселенцев 1980-х годов, напротив, назовет себя полноценным французом. Учитывая расплывчатость термина «русская диаспора» и еще не устоявшееся понятие «российская диаспора», часто употребляют другое словосочетание – «русскоязычная диаспора», куда включают тех, для кого русский язык является объединяющим началом. Впрочем, и здесь не обходится без спорных моментов. Например, по данным на 2008 год о своем русском происхождении заявили около 3 млн. жителей США, но при этом русский язык является родным лишь для 706 тыс. американцев.

Русскоязычная диаспора в Германии считается самой большой в Европе. Учитывая различные данные, в среднем она составляет 3,7 млн. человек, большая часть из которых – русские немцы. В семьях, прибывших в Германию 15-20 лет назад русский язык все еще является родным, хотя некоторые из иммигрантов используют помесь русского и немецкого языка, и лишь немногие свободно владеют немецким. Любопытно, что встречаются случаи, когда переселенцы уже начавшие использовать немецкий язык, вновь возвращаются к более привычной русской речи.

Сейчас уже в каждом крупном городе Германии открыты русские магазины, рестораны, бюро путешествий, есть даже русскоязычные адвокатские конторы и медицинские учреждения. Самые большие русские общины сосредоточены в Берлине, Гамбурге, Штутгарте, Дюссельдорфе и Франкфурте-на-Майне. Однако наибольшая концентрация русскоязычного населения в земле Баден-Вюртемберг.

Крупнейшая русская диаспора Южной Америки находится в Аргентине. По неофициальным данным ее количество достигает 300 тыс. человек, из них около 100 тыс. в той или иной степени владеют русским языком.

Историки насчитывают 5 волн эмиграции из России в Аргентину. Если первая была «еврейской», вторая – «немецкой», то последние три называют «русскими». Волны «русской эмиграции» совпали с переломными моментами истории России – революцией 1905 года, гражданской войной и перестройкой.

В начале XX столетия из России в Аргентину выехало много казаков и старообрядцев. Их компактные поселения существуют до сих пор. Большая колония старообрядцев находится в Чоэле-Чоэле. Сохраняя традиционный образ жизни, старообрядческие семьи по-прежнему имеют в среднем по 8 детей. Крупнейшая колония казаков находится в пригороде Буэнос-Айреса – Шварцбальде и состоит из двух поселений.

Русские аргентинцы бережно сохраняют культурную связь со своей исторической родиной. Так, в столице действует Институт Русской культуры. В Аргентине также работают радиостанции, передающие исключительно русскую музыку – Рахманинова, Чайковского, Прокофьева.

По оценкам экспертов русский язык занимает в Соединенных Штатах седьмое место по распространенности. Русскоязычное население росло в стране неравномерно: последняя и самая мощная волна эмиграции в США захлестнула республики СССР на рубеже 1980-90-х годов. Если в 1990 году американские власти насчитывали около 750 тыс. русских, то на сегодняшний день их число превышает 3 млн. человек. С 1990 года для граждан СССР была введена квота – не более 60 тыс. иммигрантов в год. Нужно отметить, что В США «русскими» принято называть всех тех, кто приехал сюда из стран СНГ и имеющих различные этнические корни – русские, украинские, еврейские, казахские. Здесь как нигде проявляется двойственность ситуации, когда этническая идентификация и родной язык обозначают не одно и тоже.

Многочисленная русскоязычная диаспора находится в Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Хьюстоне. Но все же большинство иммигрантов предпочитает селиться в Нью-Йорке, где в значительной степени сохранилась связь с русской историей, традицией и культурой.

Не известно сколько бы сейчас было представителей русскоязычной диаспоры в Израиле, если бы на рубеже 1980-90-х годов правительство США не убедило израильские власти принять основной поток иммигрантов из СССР у себя. Советское руководство также поспособствовало этому процессу, упростив репатриацию евреев в Израиль.

За первые два года в Израиль прибыло около 200 тыс. переселенцев из СССР, но к началу XXI столетия количество эмигрантов из России уменьшилось до 20 тыс. человек в год.

Сегодня русскоязычная диаспора в Израиле насчитывает около 1,1 млн. человек – примерно 15% населения страны. Это второе после арабов национальное меньшинство. Диаспора преимущественно представлена евреями – этнически русских в ней не более 70 тыс. человек.

Латвию можно назвать страной, где русских больше всего приходится на душу населения – 620 тыс. человек, что составляет примерно 35% от общего количества жителей страны. Русскоязычную диаспору в Латвии еще называют «диаспорой катаклизмов», так как русские здесь остались после распада СССР. Интересно, что жители древнерусских земель селились на территории современной Латвии еще в X-XII веках, а в 1212 году здесь было основано Русское подворье. Позднее в страну активно переселялись старообрядцы, спасаясь от гонений.

После распада СССР Латвию покинуло около 47 тыс. русскоязычного населения, хотя ситуация очень быстро стабилизировалась. Согласно данным социологического центра Latvijas fakti сейчас русским языком владеют 94,4% жителей страны.

Большая часть русскоязычного населения Латвии сосредоточена в крупных городах. К примеру, в Риге почти половина жителей относит себя к русской диаспоре. Фактически весь крупный бизнес в Латвии контролируется русскими, не удивительно, что в первую десятку рейтинга богатейших людей Латвии входит шестеро русских.

Русские в Казахстане это большей частью потомки ссыльных людей XIX – первой половины XX столетия. Активный прирост русского населения Казахстана начался в период столыпинских реформ. К 1926 году русские в Казакской АССР составляли 19,7% от общего числа населения.

Интересно, что на момент распада СССР русских и других европейцев в Казахстане было около 6 млн. человек – это больше половины жителей страны. Однако вплоть до настоящего времени наблюдается постоянный отток русскоязычного населения. Согласно официальной статистике русским языком в стране владеют 84,4% населения, но русскими себя считают около 26% – примерно 4 млн. человек, что составляет самую большую русскоязычную диаспору в мире.

Епископ Южноамериканский Иоанн: «Мы всегда смотрели в сторону Родины, надеясь однажды вернуться»

Епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (Берзинь) родился и вырос в семье православных латышей в Австралии, изучал богословие в Джорданвилле, служил на Святой Земле, став своим для единоверцев Зарубежной Церкви. Сегодня владыка несет служение среди православных Южной Америки, где приходов РПЦЗ насчитывается меньше двух десятков. Мы беседуем с владыкой Иоанном о жизни в эмиграции, русских за рубежом и сохранении своей идентичности.

Епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (Берзинь) (в центре)

– Вы родились в семье православных латышей. Сохранилась ли в семье память о том, как ваши предки приняли Православие?

– В XIX столетии существовало народное движение в Латвии и Эстонии, тяготевшее к Православию. Архиереем в прибалтийских землях в то время был владыка Иринарх, с кафедрой в Риге. Он и принимал местных жителей в православную веру. Правда, нравилось это не всем: местные немецкие бароны через свои контакты в Санкт-Петербурге активно мешали этому процессу. Они добились того, чтобы Иринарха устранили с Рижской кафедры! Жители Латвии, принимавшие Православие, страдали от немецких баронов, даже попадали за это в тюрьму. Но люди все равно крестились в Православную веру, и одним из деятелей на этом поприще был и владыка Филарет Черниговский, уже в наши дни прославленный в лике святых. И мои предки также участвовали в этом движении и приняли Православие.

Жители Латвии, принимавшие Православие, попадали за это в тюрьму

Мой дедушка, например, хотел учиться в семинарии. Он не подходил по возрасту, что препятствовало в то время возможности учиться в духовном заведении. Но местный священник из снисхождения сделал моему деду удовлетворяющее семинарию свидетельство о рождении. И дед поступил, успешно учился. А узнали о подлоге уже во время учебы. Деда хотели отчислить, но, благодаря коллективной петиции от друзей и знакомых моего предка самому Государю, деду удалось продолжить учебу. Император его помиловал. Правда, священника, оказавшего моему дедушке эту услугу, на два месяца сослали в монастырь.

Мои предки до принятия Православия были лютеранами. Но вот насколько они были убежденными лютеранами – вопрос открытый. Люди искали чего-то глубже. Лютеранство не удовлетворяло их духовные нужды, поэтому они и выбрали для себя Православие.

– Вы выросли в Австралии. Как протекало ваше детство? Семья жила среди русскоязычного населения?

– Нельзя сказать буквально, что мы росли в каком-то русскоязычном анклаве в Австралии. Это был временный лагерь в горах, в местечке Айленд Бенд, где строился знаменитый гидрокомплекс Сноуи (система водохранилищ и гидроэлектростанций в Австралии, расположен в горах Сноуи – В.Б.). Ныне он не существует. Основателем был гениальный инженер, ценивший беженцев. Он понимал, что среди беженцев очень много образованных людей, которых Австралия почему-то не ценила. А этот инженер, наоборот, искал самородков среди приезжих и грамотно использовал их потенциал. И беженцы, задействованные в работах на гидрокомплексе, были людьми совершенно разных национальностей. Среди них были и русские, но не так уж много.

Храма у нас в городе, конечно же, не было. Это был рабочий лагерь для строителей дамб и их семей. Мы ездили за 100 километров от дома, в Куму, по субботам – в ближайшее место, где был «community hall», общественный зал, который верующим выделили для совершения богослужений. Родители занимались покупками, а бабушка водила меня на службу. В итоге мы переселились со временем в этот город. Помню, что священники приезжали два раза в месяц и совершали у нас службы. Раз в месяц – русский батюшка, раз в месяц – серб. Состав верующих также был неоднородным: были русские, украинцы, сербы. Мы – латыши.

Мы ездили за 100 километров от дома – в ближайшее место, где был «community hall»

Я тогда мало что понимал в богослужении. Дома родители говорили по-латышски, русского языка я еще не знал. Русский я освоил только в семинарии, гораздо позже.

Читайте также:  Турция планирует разрешить въезд для гражданам РФ по внутренним паспортам

– Получается, что вы росли и среди эмигрантов из стран бывшей Российской Империи, и из Советского Союза. Можете описать, как строились взаимоотношения между соотечественниками тогда, и сравнить их с тем, что видите среди русских общин сегодня? Что особенного бросается в глаза, контрастирует?

– В детстве и юности, как я уже сказал, русского языка я не знал, а потому жил некоторыми идеалами. Поэтому сравнить трудно. Родился я в эмиграции, в Австралии, служил в Америке и Европе, но то, что я вижу, например, в Южной Америке. Понимать стараюсь, но не могу. Кажется, здесь люди больше занимаются политикой. Если читать автобиографические труды владыки Афанасия (Мартоса) и другие источники, здесь всегда досаждали архиереям. Сейчас в Латинской Америке раскол среди приходов Русской Зарубежной Церкви. И, слава Богу, все злые, ядовитые люди ушли в раскол. Поэтому меня не так мучают с внецерковными вопросами, как мучили моих предшественников. Здесь какой-то другой дух. И другие времена, другое поколение.

Ну, а как сейчас обстоит духовная жизнь в Австралии, я не могу сказать. Тяжело сравнивать Южную Америку XXI столетия с Австралией середины XX века.

Сейчас в Латинской Америке раскол среди приходов Русской Зарубежной Церкви. И все злые, ядовитые люди ушли в раскол

– Как сегодня относятся к России жители Латинской Америки? Знакомы ли они с историей и культурой нашей страны?

– Люди тут достаточно изолированы в этом отношении. Они мало понимают, что происходит за пределами континента. «Мы далеко от всего и живем в своем мире», – примерно так мыслят жители стран Южной Америки. Они открыты к диалогу с людьми, всегда радушно принимают иностранцев, беженцев, переселенцев. Но вряд ли их интересует то, что происходит в России, например.

При этом в Аргентине есть языковые особенности. Русских по-испански называют «ruso». Но в Аргентине, если говорят «ruso», то имеют в виду. еврея из России, потому что первыми эмигрантами из России были евреи, бежавшие от погромов в конце XIX – начале XX столетия. Поэтому здесь нужно всегда всё уточнять. Даже если сказать, что я – «ruso ortodoxo», т.е. русский православный, аргентинцы могут подумать, что перед ними ортодоксальный иудей, потомок переселенцев из Российской Империи. Поэтому, чтобы правильно обозначить свою идентичность, нужно обязательно сказать, что ты христианин: «cristiano ortodoxo ruso».

– Насколько хорошо осведомлены потомки русских эмигрантов в Латинской Америке о том, что происходит в России? Многие ли из них сохранили традиции предков? Многие ли из них говорят на русском языке? На каком языке вы чаще общаетесь с прихожанами?

– Есть те, кто интересуется. Это, как правило, люди, сохранившие веру и связь с Церковью. Раскольники Агафангела, насколько я понимаю, также имеют связь с Россией. Они завязывают деловые связи с исторической Родиной, посылают своих детей учиться в русские школы при посольстве России, но признавать Русскую Православную Церковь при этом не хотят.

Опять же, русские традиции сохраняются в семьях тех эмигрантов, кто имеет связь с Православной Церковью, то есть посещает богослужения и как-то держится за веру по жизни. Например, отец старосты нашего кафедрального собора в Буэнос-Айресе – Игорь Николаевич Андрушкевич, один из выпускников Русского кадетского корпуса в Сербии. Это известный историк, мыслитель, писатель. Он действительно сохраняет традиции, преемственность. Есть, конечно, и другие люди. Андрей, сын Игоря Николаевича, – наш староста, церковный активист. Кстати, его мама – аргентинка. Но эта женщина стала православной и научилась говорить по-русски.

Интересно, что все зависит от подхода. Объяснить это можно примерно так: те русские, которые бережно относятся к русскому языку, говорят довольно хорошо. Я все время подчеркиваю, что я латыш. Делаю это для того, чтобы не думали, будто русские говорят как я, с акцентом. Я говорю по-русски как иностранец, усвоил язык, находясь в среде эмигрантов. Но русские люди моего поколения говорят на родном языке чисто. Надо сделать очередную оговорку: если разговаривают и бережно относятся к языку, то говорят чисто. А вот те эмигранты из России, что приехали позже, в позднесоветский период, например, уже приобретают местный акцент, употребляют испанские слова.

Детей у нас на приходах мало. Между собой они разговаривают по-испански, но со мной разговаривают по-русски. Проповеди я, конечно, говорю на русском языке. И всем приходится меня слушать, ведь мой испанский не очень хорош.

– Сколько человек в Латинской Америке исповедуют Православие? Сколько приходов вы окормляете?

– Немного. Крошечное меньшинство. Самая крупная юрисдикция здесь представлена Антиохийским Патриархатом: сирийцы, ливанцы, палестинцы составляют их основу. У них в Южной Америке четыре епархии, у нас – всего одна. И приходы в Южноамериканской епархии я могу разделить на живые и полуживые. Вся моя епархия – это всего лишь 13 приходов на всю Южную Америку.

Мы здесь малочисленны еще и потому, что во время примирения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом большинство приходов в Латинской Америке ушло в раскол. Единственное место в мире, где раскол Агафангела имеет такие масштабы, находится у нас, в Южной Америке. Причин этой трагедии я до сих пор не могу понять. Мне кажется, здесь какой-то особенный дух, причем не только среди русскоязычных эмигрантов, а вообще среди населения. Здесь царит идея о том, что Латинская Америка – некое забытое всем миром место, которое никому не нужно. Что ж, рассуждают местные, значит, и нам никто не нужен. Такой здесь менталитет. Параллельные ситуации, кстати, можно наблюдать и среди православных сербов, и среди католиков. У них здесь тоже имеются раскольнические течения.

– Ведете ли вы миссионерскую деятельность? В Латинской Америке лидирующие позиции занимает Католическая церковь. Не возникают ли из-за этого проблемы?

– Мы стараемся просто сохранить то, что есть, и воссоздать то, что развалилось. А миссионерствовать мы уже не в состоянии.

Мы стараемся сохранить то, что есть, и воссоздать то, что развалилось

Католиков в наших краях большинство. Но те католики, с которыми мы общаемся, относятся к нам очень благожелательно. Однако есть и такие люди, которым абсолютно непонятно, что же такое Православие. Даже католические священники, не сталкивавшиеся с православными по жизни, не очень в курсе, кто мы такие, чем живем и как верим. Но в целом отношение благожелательное. Например, нынешний Папа Римский Франциск в бытность архиепископом в Буэнос-Айресе очень хорошо относился к православным.

– Вы также окормляете единоверческие приходы. Как произошло ваше знакомство со старообрядцами?

– Настоящее знакомство произошло в США, когда эрийские поморцы (представители одного из беспоповских старообрядческих согласий – В.Б.) в 1983-м году присоединились к Зарубежной Церкви. Они приезжали в Джорданвилль, я помогал им с переводами богослужебных книг с церковнославянского на английский. Меня всегда считали любителем церковного Устава. А таковые люди в Церкви, как правило, всегда сочувствуют старообрядцам. В общем, из этих двух факторов у меня как-то и сложилось с ними общение именно в тот момент.

Позже, когда развалился Советский Союз, я служил в Иерусалиме. Барьеров уже не было, и я каждый год ездил в Латвию. Там я тоже общался со старообрядцами, помогал, как мог, устроил им паломничество на Святую Землю. А в Православной Церкви Латвии меня по разным причинам не особенно жаловали. Поэтому, приезжая на историческую Родину, я всегда останавливался у старообрядцев, которые были мне рады. У нас был с ними общий дух и общий язык.

Еще я дружил с покойным епископом Даниилом (Александровым). Он при жизни окормлял единоверцев в РПЦЗ. Наше общение складывалось гармонично. Когда владыка Даниил болел, я был его помощником. А когда он скончался, меня назначили духовно окормлять единоверцев.

– Сильно ли обособлены старообрядческие общины – я имею в виду всех старообрядцев, проживающих за рубежом, – от русских диаспор?

– В Южной Америке довольно много старообрядцев проживает в Боливии и Бразилии. Живут они также в Аргентине и Уругвае, но здесь их гораздо меньше. Принадлежат они к часовенному согласию. На континент прибыли из Китая, а до этого их общины проживали в России, на Алтае и в Забайкалье. И в Южной Америке они поселились подальше от цивилизации. Они хотят сохранить свою самобытность. Считаю, что эту позицию нужно уважать, поэтому я к ним не лезу. Даже если бы и захотел – к ним очень трудно попасть! В общем, старообрядцы в Южной Америке живут замкнуто, вдалеке от всех. А вот в Австралии все наоборот. Старообрядцы живут среди других представителей русской диаспоры. Возможно, причина в том, что они принадлежат к поповскому согласию. У них много смешанных с православными браков. Отношения совсем другие.

В Соединенных Штатах, в штате Орегон, кстати, тоже живут старообрядцы часовенного согласия. Они приехали из Бразилии в 1960-х годах. Поселились в деревне и живут довольно замкнуто. Но, например, наши старообрядцы – присоединившаяся к Русской Церкви община поморцев из Эри – сохраняют свои традиции, держат культуру наонного знаменного пения, и при этом живут в полной открытости для всех приходящих.

– За рубежом проживает немало русских людей. Они – представители совершенно разных волн эмиграции. Можете ли вы сказать, что в зарубежье эти люди чем-то объединены?

– Соотечественники при Церкви – вполне объединены. А про людей нецерковных скорее можно сказать, что они разобщены. И каждая из волн эмиграции абсолютно разная.

И каждая из волн эмиграции абсолютно разная

Первая волна эмигрантов была после революции в России. В основном это были белогвардейцы, люди церковные. Вторая волна случилась после Второй мировой войны. Беженцы, военнопленные. Немцы, например, забрали с собой многих в качестве, буквально, рабов для себя. И первая волна не особенно принимала вторую. Но у них был один общий признак: и те, и другие уехали из своих стран в Аргентину невольно.

Моя семья – это семья беженцев. Трудно оценить, к какой из волн эмиграции мы относились. Но нас отличало то, что мы всегда смотрели в сторону Родины, надеясь однажды вернуться. Старались сохранить свои традиции. Третья эмиграция произошла в советский период. Тогда уехать из СССР могли только евреи. Этой возможностью пользовались все, кто мог отыскать у себя еврейские корни. Среди них были и православные. Но эмигранты той волны обладали совсем другой психологией.

Четвертая волна эмиграции произошла в постсоветский период. Но это были совершенно другие люди. Они добровольно уехали из России. И они не смотрят обратно. Им не нужна Россия. Неудивительно, что они небрежно относятся к русскому языку, а их дети этого языка уже могут не знать и не понимать.

Те люди, что приезжают сегодня. им не нужна церковная жизнь. Храмов они не строят

Война не пощадила никого. Верующие люди, оказавшиеся в Южной Америке, стали строить церковную жизнь как могли, на новом для себя месте. Те люди, что приезжают сегодня. им не нужна церковная жизнь. Храмов они не строят. У них другая психология.

– Как сегодня живет русская диаспора в Латинской Америке? С какими сложностями сталкивается? Есть ли какие-то положительные примеры самоорганизации?

– Существуют русские клубы. Они открываются по инициативе российского правительства. Есть организации соотечественников, Русские дома. Мы занимаемся только верующими, которые приходят к нам в храмы. Считаю, что заниматься соотечественниками – не наша область. Возможно, такая позиция у нас связана и с отсутствием сил для выполнения подобных задач. В прошлом Русская Церковь в эмиграции занималась организацией русских школ вместо того, чтобы заниматься катехизацией. Это все прекрасно, но это не церковное дело. Языком, культурой, идентичностью должна заниматься не Церковь. Мы должны заниматься Евангелием.

– Что, на ваш взгляд, русские люди привнесли в культуру стран Южной Америки за последнее столетие?

– Честно говоря, мы здесь настолько малочисленны, что не можем влиять на общество. Были, конечно, среди эмигрантов люди, ставшие известными. Но чтобы было русское влияние на общество, культуру Латинской Америки… Я бы не сказал.

Языком, культурой, идентичностью должна заниматься не Церковь. Мы должны заниматься Евангелием

– Какие действия предпринимает Русская Православная Церковь за рубежом для консолидации соотечественников из России и потомков эмигрантов?

– Мы занимаемся церковной жизнью. И есть определенное число людей, которые к нам приходят. С внебогослужебной жизнью сложно. Буэнос-Айрес, например, громадный город, больше Москвы. Все живут далеко от храма. Добираться непросто. После службы мы собираемся, разговариваем. Каких-то специальных программ на этот счет не существует.

– В рассказе вы упомянули старосту собора в Буэнос-Айресе – потомка белоэмигрантов. Кого еще из носителей духа дореволюционной России вы застали, будучи архиереем на кафедре в Буэнос-Айресе? Что особенно запомнилось, и чему нам стоило бы у них поучиться?

– Главная их заслуга в том, что они сохранили веру. Есть среди них и те, кто сохранил свою русскость. Сильные традиции дают свои плоды. Смотрите: в семье Андрушкевича жена, аргентинка, приняла Православие. Есть среди потомков эмигрантов те, кто сохранил веру. А есть те, для которых Православие – это просто идентичность. Они ведь русские – «значит, православные»: так они рассуждают. Но вера не имеет для них особого значения.

Я бы привел в пример всех своих прихожан, потомков эмигрантов. Они сохранили веру, несмотря на все трудности. Их за это можно только уважать.

Добавить комментарий