Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2020 году

Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году

​В 2020 году планируется незначительное реформирование системы оказания Жилищно-коммунальных услуг населению государства. Основная задача проводимой реформы – улучшение качества оказываемых услуг на территории Российской Федерации. Но вместе с улучшениями, также ожидаемы изменения тарифов и условий оплаты потребленных ресурсов.

  • Оплата услуг ЖКХ
  • Платежные квитанции
  • Индивидуальные счетчики отопления
  • Общедомовые собрания
  • Установление тарифов
  • Индексация стоимость услуг ЖКХ в 2020 году
  • Модернизация ЖКХ

Оплата

На сегодняшний день населению доступны следующие способы оплаты услуг ЖКХ. А именно:

  • в кассе любого банка;
  • онлайн банкинг;
  • стационарный терминал самообслуживания;
  • отделение почты.

От выбранного способа зависит скорость обработки обращения, а также стоимость услуги оплаты. Как показывает практика, когда приходит время платить за услуги, в каждой из этих инстанций образовываются большие очереди, что не комфортно для населения.

Поэтому в 2020 году Сбербанк России планирует добавить еще одну возможность перевода средств в счет оплаты ранее потребленных ресурсов ЖКХ. Это будет возможность оплаты услуг напрямую с карты на кассе магазинов, которые являются партнерами Сбербанка России.

Платежные квитанции

Для того чтобы оплатить услуги, человеку необходимо дождаться все квитанции, которые поступают отдельно в отношении потребленного газа, света, воды и отопления. С одной стороны это неудобно для населения, поскольку приходят все квитанции в разное время и, дабы не бегать несколько раз в банк, человек ждет самый последний документ и, только после этого идет оплачивать услуги. С другой стороны, это возможность для коммунальных служб накручивать платежи.

С целью создания более прозрачной системы расчета платежей, планируется ввести единую квитанцию, которая будет содержать подробные расчеты потребленных ресурсов и их стоимость.

Преимущество общей квитанции еще и в том, что для ее формирования создается отдельная служба, которая дополнительно осуществляет контроль правильности расчета объема использованных ресурсов.

Индивидуальные счетчики отопления

Больше всего денег требует оплата отопления в зимнее время. При этом на сегодняшний день расчет осуществляется с учетом показаний общедомового счетчика и квадратуры конкретной квартиры. В 2020 году граждане смогут оборудовать индивидуальные счетчики внутри квартиры. Это позволит правильно рассчитывать количество тепла, потребленного конкретной квартирой, а также даст возможность сэкономить на оплате расходов на отопление общих территорий дома (подъезд, коридор). Предварительные расчеты показывают, что это позволит снизить размер оплаты на 10-15% с каждой квартиры.

Общедомовые собрания

Общедомовое собрание – главный способ принятия решения по вопросам, касающимся управления конкретным домом. Согласно старым правилам, для принятия решения необходимо получение положительных голосов от 50% квартир +1. На практике достаточно сложно собрать всех жильцов, а также доказать в дальнейшем, что голосование проведено с учетом всех правил.

В 2020 году будут действовать новые правила, позволяющие систематизировать порядок проведения общедомовых собраний и принятия решений на них. Так, будут действовать следующие правила:

  1. Сбор жильцов проводится только по повесткам. Каждый жилец, получивший вызов, передает корешок общедомовому управлению, подтверждая свое ознакомление с запланированными сборами.
  2. Проведение общественного обсуждения, то есть оглашение порядка дня и высказывание мнения каждым из участников собрания.
  3. Голосование. Увеличено количество вариантов проведения голосования. Это можно сделать лично на собрании, передать письменный ответ управлению дома или же, проголосовать на сайте Государственной информационной системы (только после предварительной регистрации).

Эти правки помогут гарантировать прозрачность принятия решения, а также одинаковый доступ граждан к общедомовому управлению.

Установление тарифов

На сегодняшний день тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются с учетом только времени года и субъекта Федерации. В 2020 году планируется ввести больший список факторов, которые будут влиять на начисление оплаты за водоснабжение, водоотведение и отопление. Будут учитываться:

  • возраст оборудования;
  • инфраструктура;
  • характеристики местности;
  • запасы природных ресурсов;
  • рыночная цена;
  • рельеф местности;
  • погодные условия.

Расчет будет более сложным, но с другой стороны, он будет более справедливым для населения. Для некоторых субъектов Федерации это повлечет снижение стоимости услуг, но будут и те, для кого цена будет значительно выше.

Индексация

Законом предусмотрено, что индексация может проводиться отдельно государственными властями, а отдельно субъектами Федерации с учетами индивидуальных условий, действующих в областях. Так, в 2020 году планируется проведение разовой индексации только услуги поставки горячей воды. Индексация будет проводиться с 1 июля на 2,95%. По сравнению с прошлым годом это выгодно, поскольку в 2019 году было две индексации, направленные на рост стоимости всех коммунальных услуг.

Возможно увеличение/снижение стоимости услуг на территории отдельных областей по решению локальных муниципалитетов.

Модернизация

На протяжении последующих четырех лет запланирована замена коммуникаций ЖКХ, износ которых составляет более 60%. Это позволит снизить сопутствующие затраты, связанные с растратой ресурсов по пути до квартир/домов.

Еще одно преимущество, которое станет доступно населению уже с осени 2020 года – отсутствие банковской комиссии за оплату коммунальных услуг.

Теперь переводить деньги на счет поставщиков услуг можно будет полностью бесплатно. Это позволит ежемесячно экономить около 100 рублей. Правда, нет гарантии, что эта разница не будет включена в стоимость коммунальных услуг, которые насчитываются отдельно каждой квартире.

Как рассчитать размер коммунальных платежей

При оплате услуг ЖКХ нередко возникают трудности при установлении стоимости услуг и правильности расчеты платежей. Собственникам квартир и частных домов следует самостоятельно отслеживать потребление оплачиваемых ресурсов. Расчет коммунальных платежей осуществляется с учетом тарифов, установленных в регионе, и показателей приборов учета.

Что входит в коммунальные платежи

Жилищно-коммунальная деятельность предусматривает обеспечение комфортных условий для жизни граждан в многоквартирных и частных домах. Контролируют данный процесс управляющие компании (УК), заключающие договоры на поставку необходимых ресурсов.

Прежде чем говорить о расчете оплаты коммунальных услуг, нужно рассмотреть, что входит в их перечень:

  • водоснабжение, а также водоотведение;
  • газ;
  • электричество;
  • отопление помещения.

Дополнительно нужно изучать платежи за содержание имущества, обслуживание домофона, лифта, консьержа, капитальный ремонт – все это также входит в оплату ЖКХ.

Обратите внимание! За поступление и обеспечение жильцов необходимыми ресурсами отвечает управляющая компания, соответственно, сами жильцы должны лишь своевременно вносить плату за указанные выше услуги.

Расчетом оплаты коммунальных услуг занимается УК

Также необходимо понимать, что общая коммуналка (газ, вода, электроэнергия и отопления) обеспечивается во всех домах, но дополнительное обслуживание может различаться. Например, не во всех многоквартирных домах имеется консьерж или домофон, что предполагает оплату за обслуживание.

Виды платежей

Платежным документом, отражающим перечень оплачиваемых услуг, является квитанция, которая поступает в адрес собственника жилья ежемесячно. При этом подробный расчет оплаты ЖКХ не входит в этот документ. Там лишь указываются виды услуг с указанием норм потребления и показаний счетчиков. Перед оплатой нужно уточнить, соответствуют ли выставленный счет действительности.

Говоря непосредственно об общей квитанции на оплату коммунальных услуг, следует обозначить, какие виды платежей должны входить в рассматриваемый документ:

  • тарифы за водоснабжение и водоотведения, последние показатели счетчиков, либо средняя стоимость за месяц;
  • отопление (в некоторых домах оно рассчитывается только в отопительный период и опирается на показатели тарифов, а в некоторых круглый год в едином установленном размере);
  • газовое обеспечение и обслуживание, предполагающее также средний показатель, либо результаты снятия счетчика;
  • электроэнергия, которая отражается в виде показателей кВт за месяц;
  • капитальный ремонт;
  • обслуживание общедомового имущества.

При наличии дополнительного обслуживания управляющая компания также выставит счета на оплату согласно тарифам.

Обратите внимание! Квитанция должна содержать сведения о плательщике, квадратуре помещения и номер лицевого счета. Кроме того, обязательно указание тарифов и справочной информации, иначе платежный документ не может считаться верным.

Отдельно следует сказать о каждом виде платежей, поскольку они имеют свои особенности расчета оплаты и установления средних показателей потребления и тарифов.

За жилищные услуги

В эту категорию входят платежи, касающиеся содержания общедомового имущества. Здесь не предусмотрено показателей счетчиков. Управляющая компания устанавливает тарифы относительно обслуживания домофона, уборки, содержания имущества, вывоза мусора и так далее. При этом стоимость должна определяться по нормам, установленным регионом.

Стоимость жилищных услуг также подтверждается договорами с поставщиками таковых. Например, обращение с ТКО, то есть вывоз мусора, обеспечивается соответствующей компанией города, с которой УК заключает договор, обговаривает цену, а далее на основании соглашения выставляет счет собственнику жилья.

За коммуналку по нормативам

В перечень коммунальных платежей входит оплата тех услуг, у которых она зависит либо от количества их потребления, либо от средних нормативов. Если у собственника жилья отсутствуют приборы учета, то УК выставляет счет по средним показателям.

Например, учет потребляемого количества воды в квартире не предусмотрен ввиду отсутствия счетчиков. УК определяет среднее количество потребление – 5 кубов горячей воды в месяц, независимо, потребляется по факту данное количество или нет. Соответственно, оплата происходит по тарифу региона за 5 кубов. Собственник при этом может потратить горячей воды меньше или больше, размер оплаты останется неизменным. Тот же принцип действует при определении стоимости света и газа.

За коммуналку по показания счетчиков

Следующая категория платежей – по показаниям приборов учета потребления коммунальных ресурсов. Размер предусмотренной платы за ЖКХ определяется согласно фактически использованному количеству газа или света. Отсюда формируется соответствующий платеж.

Например, за месяц счетчик на электричество показал потребление 160 кВт. Следовательно, указанное количество электроэнергии будет оплачено согласно тарифу. При этом в следующем месяце показатель может отличаться. Данный вид платежей более удобный и правильный, но действует только при наличии в квартире счетчиков.

Расчет размера платежей за ЖКХ

Определение стоимости услуг ЖКХ осуществляется по специальным формулам, применяемым с учетом выше представленных видов платежей. Следует подробно рассмотреть процесс установления размера коммунальных платежей на примере конкретных видов услуг.

Газоснабжение

Расчет стоимости потребляемого газа осуществляется по формулам, которые будут отличаться с учетом факта наличия или отсутствия у собственника жилья счетчиков.

Применяются следующие формулы для расчета:

  • Q*T*N – вариант при отсутствии счетчиков. Q –количество кубов потребленного газа, T – стоимость одного куба, N – норматив. Пример расчета следующий: 8 кубов газа, стоимость одного куба – 7 рублей, действующий норматив равен 5. Таким образом, 10*7*5 = 350 руб. Так определяется стоимость газа за месяц по средним показателям. Количество потребление фактического значения не имеет.
  • Q*T – вариант при наличии счетчиков в квартире. Пример расчета: 4 куба газа и стоимость одного куба – 7 рублей. Таким образом, 4*7 = 28 руб. То есть независимо от количества людей в квартире и нормативов, собственник оплатит фактически использованный газ.

Газоснабжение оплачивать выгоднее по показаниям прибора учета потребления, на практике средние нормативы всегда выше фактических.

Электричество

При расчете оплаты за электричество также действует принцип средних нормативов либо показаний счетчиков. При этом нужно учесть, что нормативы определяются согласно количеству проживающих в квартире людей. Например, на одного человека предусмотрено 65 кВт. В квартире живет пять человек. При отсутствии счетчиков расчет будет следующий: 65*5*4 (стоимость одного кВт) = 1 300 руб. за месяц.

Читайте также:  Аэропорт Тегель - как добраться, инфраструктура

Другой пример расчета по показаниям счетчика: 157 КВт за месяц согласно прибору учета (количество жильцов не имеет значения). Следовательно, 157*4 = 628 руб. за месяц пользования электричеством. Данный вариант также считается более экономичным, поскольку предполагает оплату фактически потраченных ресурсов.

При оплате по счетчику есть возможность сэкономить

Водоснабжение

Здесь порядок расчета оплаты коммунальных услуг будет отличаться, поскольку водоснабжение требует установления стоимости сразу нескольких услуг: горячей и холодной воды, водоотведения.

Первый пример расчета предусматривает отсутствие счетчиков в квартире: средний показатель потребления холодной воды – 7 кубов, горячей воды – 2 кубов на одного человека; стоимость куба составляет 19 и 80 руб., соответственно, водоотведение – 20 руб. за куб; в квартире проживает три человека. Расчет следующий:

  • горячая вода: 2*3*80 = 480 руб.;
  • холодная вода: 7*3*19 = 399 руб.;
  • водоотведение: (7+2)*3*20 = 540 руб.

В итоге окончательная стоимость водоснабжения составит общую сумму выявленных показателей, а именно: 480+399+540 = 1 416 руб. за месяц.

Второй пример расчета предполагает наличие счетчиков: за один месяц было использовано 10 кубов холодной воды и 5 кубов горячей воды, стоимость куба по тарифу составляет также 19 и 80 руб., водоотведение – 20 руб. Количество проживающих в квартире не имеет значения:

  • горячая вода: 5*80 = 400 руб.;
  • холодная вода: 10*19 = 190 руб.;
  • водоотведение: (10+5)*20 = 300 руб.

Таким образом, водоснабжение по приборам учета будет стоить 890 руб., что существенно меньше в сравнении со средними показателями.

Отопление

Порядок расчета оплаты за отопление включает несколько вариантов (только в сезон или круглый год, с наличием счетчика и без него)

Данный вид услуг предусматривает самый сложный порядок определения их стоимости. Существует несколько формул для расчета платы за отопление, к которым относят следующие варианты:

  • В случае отсутствия счетчиков и получения отопления только в сезон: S*T*N, где S – площадь квартиры, T – тариф, N – норматив. Пример: площадь равна 70 кв.м, норматив – 0,02 Гкал, тариф – 1 800 руб., следовательно, 70*0,02*1800 = 2 520 руб.
  • При отсутствии счетчика, но круглогодичном отоплении. Формула будет отличаться: S*T*N*k (коэффициент периодичности, составляющий 0,5). Данные можно использовать из первого примера, следовательно, 70*0,02*0,5*1800 = 1 260 руб.
  • В случае наличия счетчика и сезонной оплаты. Формула следующая: V1*(S/S1)*T, где V1 – общее потребление ресурса, S1 – общая площадь квартир. Например, 5 000 кв.м. – общая площадь, тариф – 1 500 руб., площадь квартиры – 70 кв.м., общедомовой потребление – 120 Гкал. Следовательно, 120*(70/5000)*1500 = 2520 руб.
  • При наличии счетчика и постоянной оплаты услуги. Здесь потребуется определить Vm – средний объем на один кв.м., что осуществляется по формуле V (объем за год)/12/5000 (общая площадь). Например, 720 Гкал/12/5000 кв.м. = 0,012. Следовательно, 0,012*70 (площадь квартиры)*1500 (тариф) = 1 260 руб.

Также возможен пример при наличии счетчиков и в квартире, и в доме. Здесь потребуется умножить Vm на общий показатель Гкал за месяц, например, 1,512*15000 = 2 268 рублей. Однако такая система используется редко.

Особенности расчета

Главная особенность расчета размера платы за получение коммунальных услуг – это установление правильных тарифов и норм потребления. Не следует думать, что расчеты управляющей компании всегда верны. Тарифы находятся в общем доступе так же, как и правила расчета платежей.

Также особенностью выступает то, что тарифы действуют на протяжении полугода, изменений быть не может, что также позволяет в любой момент пересчитать и определить стоимость коммунальных ресурсов.

Где можно быстро рассчитать платежи ЖКХ

Чтобы применять формулу расчета стоимости коммуналки, необязательно самостоятельно производить расчеты. Достаточно иметь показания счетчиков и стоимость услуг по общим тарифам, поскольку на сайте Антимонопольной службы РФ есть доступ к специальному калькулятору. С его помощью можно определить размер платежей по адресу квартиру.

Таким образом, определить размер оплаты за коммунальные услуги можно самостоятельно, для чего достаточно знать действующие тарифы и нормы потребления услуг ЖКХ, либо пользоваться счетчиками потребления ресурсов, что также упрощает задачу контроля над суммой платежей.

Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 февраля 2020 г. N 4361-ОГ/04 О правилах расчёта собственниками помещений размера платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах

Вопрос: Конституционный Суд РФ Постановлением от 10.07.2018 г. N 30-П признал, что невозможность учета показаний ИПУ тепла при определении размера платы за отопление в МКД, в котором есть ОДПУ тепла, но не все помещения в нем оснащены работающим ИПУ тепла, – не соответствует Конституции РФ. При этом КС РФ предписал Правительству РФ предусмотреть порядок определения платы за комуслугу по отоплению в упомянутых МКД с учетом показаний ИПУ тепла.

Согласно позиции Минстроя РФ (в письмах от 22.02.2019 г. N 5956-ОГ/04 и от 20.03.2019 г. № 9703-ОО/06), необходимость учета показания ИПУ тепла в целях расчеты платы за отопление в тех МКД, где не все помещения оборудованы ИПУ тепла, применима исключительно к МКД с централизованной открытой системой теплоснабжения. А в тех МКД, где приготовление услуги по отоплению производится с помощью ИТП и без отбора теплоносителя (закрытая система), плата за отопление должна рассчитываться либо без учета показаний ИПУ, либо с их учетом, но только если такие ИПУ есть во всех помещениях такого МКД (формулы 18 и 18.1 Приложения № 2 к Правилам № 354).

Однако, согласно ч.ч. 8, 9 ст. 29 Закона № 190-ФЗ о теплоснабжении, с 01.01.2013 в РФ запрещен ввод новостроек с подключением к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд ГВС с отбором теплоносителя, а с 01.01.2022 года такое использование централизованного теплоснабжения тотально запрещено. Итак, с 2013 г. все новостройки в РФ уже оборудованы ИТП, через два года ИТП должны быть в 100% МКД в стране.

Таким образом, без внесения изменений в упомянутые формулы 18 и 18.1 правовая позиция КС РФ будет уничтожена, что является нарушением ФКЗ о Конституционном Суде РФ.

В связи с этим, прошу пояснить, намерено ли Правительство РФ вносить поправки в формулы 18 и 18.1 с тем, чтобы плату за отопления в МКД можно было определять с учетом показаний ИПУ тепла даже в тех МКД, которые оборудованы ИТП, и в которых не 100% помещений оснащены ИПУ тепла.

Ответ: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение от 01 февраля 2020 года N 132207 по вопросу исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П и сообщает.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П было разработано и принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме”.

Указанным постановлением в Правила внесены изменения, которыми установлена возможность расчёта собственникам помещений размера платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии (далее – индивидуальный прибор учёта). Ранее Правилами предусматривалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учёта в многоквартирном доме выходил из строя, то остальные индивидуальные приборы учёта не использовались для расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению. Это нарушало права собственников помещений, оборудованных работоспособными индивидуальными приборами учёта.

Установлено также, что собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление (демонтировали приборы централизованного отопления), и собственники помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрены приборы отопления, смогут включать в плату за коммунальную услугу по отоплению только оплату отопления мест общего пользования. До принятия указанного постановления собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счёт обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Р.Н. Сорокин

Обзор документа

Минтруд разъяснил изменения, которые были внесены в конце 2018 г. в правила предоставления коммунальных услуг и касались отопления.

Собственники помещений теперь могут рассчитывать плату за отопление по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах (МКД), которые оснащены коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. Ранее предусматривалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в МКД выходил из строя, то остальные индивидуальные приборы учета не использовались для расчета платы за отопление. Это нарушало права собственников помещений, оборудованных работоспособными индивидуальными приборами учета.

Кроме того, собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление (демонтировали приборы централизованного отопления), и собственники помещений, в которых технической документацией на МКД не предусмотрены приборы отопления, могут включать в плату за отопление только оплату отопления мест общего пользования. Ранее собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2020 году

С 2020 года в сфере ЖКХ заработают новые правила. Будет изменен порядок поверки счетчиков, появится единый платежный документ, а тарифы подведут под «эталон».

Рост тарифов
С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет в среднем на 4%. В зависимости от региона подорожание составит от 2,4% – в Ненецком автономном округе, до 6,5% – в Чечне.

Читайте также:  Италия : для туристов нужен Шенген, который можно получить в 9 городах России

Для снижения нагрузки на семейный бюджет некоторым категориям населения положены льготы по оплате коммуналки. На федеральном уровне – участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям труда СССР, РФ, инвалидам, чернобыльцам и т. д. Местные власти расширяют этот список за счет включения в него детей-сирот, многодетных семей, ветеранов. Кроме того, в регионах предусмотрены субсидии для граждан, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определенную долю дохода в расчете на одного члена семьи.

Льготы и субсидии не назначаются автоматически. В зависимости от оснований их получения следует обращаться с подтверждающими документами в МФЦ, на портал Госуслуги, в отделения соцзащиты или по месту работы, сообщает портал о жилищном праве pravovdom.ru.

Переход к эталонным тарифам
Правительство утвердило план перехода к эталонным тарифам на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Проект нормативно-правового акта по установлению эталонов должны будут подготовить ФАС, Минэкономразвития и Минстрой в августе этого года, говорится на сайте «МК Краснодар».

Эта мера призвана защитить интересы потребителей и избежать перекосов в оплате «коммуналки». По подсчетам регуляторов, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении.

Федеральная антимонопольная служба предлагает устанавливать эталонные расценки на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет. Таким образом местным властям и ресурсникам запретят увеличивать тарифы для населения выше установленного предела.

Изменится порядок поверки счетчиков
С сентября 2020 года официальным подтверждением поверки бытовых счетчиков станет запись об этом в электронной базе. Бумажные свидетельства о проведении метрологических работ продолжат выдавать лишь по желанию владельцев приборов, юридического значения они иметь не будут.

После поверки прибора учета специалист должен будет в течение суток занести ее результаты в реестр Росстандарта. Без передачи сведений в федеральный информационный фонд результаты метрологических работ будут недействительны.

Доступ к данным о поверке счетчиков будет открыт и для их владельцев. Можно будет посмотреть результаты, введя заводской номер прибора учета. Также из записи в реестре можно будет узнать о сроке следующей поверки конкретного счетчика.

Новый порядок поможет защитить граждан от мошенников, навязывающих «плановую» поверку или замену счетчика и выдающих при этом фиктивные бумажные свидетельства, – приводят мнение экспертов «Аргументы и факты».

Единая платежка для всех услуг
Пока правительство не поддержало законопроект о единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Однако работа над единой платежкой продолжается, и эксперты не исключают, что законопроект может быть принят осенью 2020 года.

Инициаторы нововведения считают, что с появлением единой квитанции россиянам будет проще оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а властям — контролировать рост тарифов. В перспективе это поможет снизить долги граждан за ЖКУ, отмечают эксперты. Еще один плюс — единый документ сэкономит не только время на платежи, но и стоимость самих квитанций.

В платежном документе нового образца напротив каждой строки появится QR-код с информацией о расчетном счете поставщика. В новую квитанцию планируется включить оплату за все коммунальные услуги, в том числе вывоз мусора, а также за управление, содержание и текущий ремонт дома, взнос за капремонт, сообщает «Российская газета».

Внедрение «умных» счетчиков
На 2020 год запланировано массовое внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям. Первое время на такие устройства начнут заменять те счетчики, чей срок эксплуатации уже подошел к концу. Новостройки будут оснащаться интеллектуальной системой автоматически.

Стоят такие аппараты дороже, чем привычные устройства. По оценкам экспертов, цена на них стартует от 10 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от фирмы-производителя. В частном секторе замену должен произвести поставщик электроэнергии, а на предприятиях и промышленных объектах – ПАО «Россети», говорится на сайте РиаНовости.

Отмена банковской комиссии при оплате услуг ЖКХ
Депутаты планируют запретить банкам брать комиссию за платежи по ЖКХ. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму до конца февраля, сообщают «Известия».

Сейчас комиссия при оплате услуг ЖКХ для граждан составляет 0,5−2%.
Между тем эксперты опасаются, что тотальный запрет приведет к тому, что банки будут брать еще большие комиссии с управляющих компаний, а те станут закладывать эти суммы в итоговые платежки.

– Потребителям надо быть готовым к тому, что финансово-кредитные организации как-то компенсируют выпадающие от комиссий за ЖКХ доходы. Например, увеличат какие-нибудь совсем другие платежи: сделают на 100 руб. дороже обслуживание карт, или услугу sms-оповещения о платежах, или незаметно ухудшат условия по бонусным программам, – считают эксперты.

Как рассчитать субсидию?

Мы расскажем, как рассчитать субсидию на ЖКХ в 2020 году. Это можно сделать самостоятельно, потому что формула расчета и тарифы находятся в свободном доступе.

Как рассчитать субсидию на квартплату?

Перед тем, как считать деньги, нужно понять, кому предоставляется субсидия. Финансовая помощь для оплаты ЖКУ выделяется не только гражданам РФ, но также гражданам Киргизии и Беларуси. Главный критерий – низкая платежеспособность семьи. То есть сумма в квитанции не должна быть больше, чем 22 процента от общего семейного дохода. Местные власти имеют право изменять эту цифру федерального стандарта. Например, в Москве сумма оплаты ЖКУ не должна превышать 10 процентов от общего дохода.

Чтобы ответить на вопрос, как рассчитать субсидию в 2020 году, нужно знать следующие данные:

  • региональный стандарт (тариф) ЖКУ;
  • максимально допустимый процент оплаты ЖКУ;
  • общий доход семьи.

Ниже приведем необходимые данные в таблице расчета субсидии на ЖКУ. Это региональный стандарт ЖКУ. Указанные данные актуальны для Москвы.

Данные для расчета субсидии

Количество членов семьиСтандарт 1Стандарт 2Стандарт 3Стандарт 4
для одиноко проживающих граждан5 007,144 304,904 787,034 164,65
на одного члена семьи, состоящей из 2-х человек3 848,733 401,853 708,663 312,60
на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек3 565,963 182,923 445,903 106,42

Стандарт 1 разработан для категории людей, которые снимают жилье по договору найма. Стандарт 2 подходит тем, кто снимает жилье по договору социального найма, то есть кто уже имеет определенные льготы. Стандарт 3 рассчитан для собственников жилого помещения, которые должны платить взносы на капитальный ремонт. Последний – стандарт 4 – рассчитан для собственников, которые не обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт.

Данные о максимально допустимом проценте оплаты ЖКУ и региональном стандарте ЖКУ для Вашего региона уточняйте в местных органах власти.

Формула расчета субсидии и примеры расчета

Эта формула расчета для тех семей, у которых доход каждого члена семьи выше прожиточного минимума.

Формула расчета субсидии

РС=РСЖКУ * n – (МДП:100) * ОДС
РС – размер субсидий
РСЖКУ – региональный стандарт ЖКУ
n – количество членов семьи
МДП – максимально допустимый процент оплаты ЖКУ
ОДС – общий доход семьи

Давайте для примера рассчитаем, сколько могут выплатить семье из 4 человек, проживающих в Москве.

Итак, региональный стандарт возьмем из таблицы (например, стандарт 3) – 3 445,90 рублей. Максимально допустимый процент оплаты в Москве, как было сказано, 10 процентов. Общий доход – 75 000 рублей.

РС= 3 445,90*4 – (10:100)* 75 000= 6 283,6 рублей.

Ниже в таблице расчета субсидий на квартплату приведена формула для тех людей, чей доход ниже прожиточного минимума.

Формула расчета субсидии при доходе ниже прожиточного минимума

РС=РСЖКУ * n – (МДП:100) * ОДС*ПК
РС – размер субсидий
РСЖКУ – региональный стандарт ЖКУ
n – количество членов семьи
МДП – максимально допустимый процент оплаты ЖКУ
ОДС – общий доход семьи
ПК – поправочный коэффициент, рассчитывается по формуле СДЧС:ВПМ
СДЧС – средний доход на одного члена семьи
ВПМ – величина прожиточного минимума в РФ

Если семья уже имеет льготы или социальную помощь, то величина поправочного коэффициента для нее нужно вычислять так. ПК = СЖКУс:СЖКУб. СЖКУс – это стоимость жилищно-коммунальных услуг с учетом скидки. СЖКУб – это стоимость жилищно-коммунальных услуг без учета скидки. Остальная формула остается такой же.

Как рассчитать субсидию на ЖКХ калькулятором?

Если Вы не хотите вникать в подробности, как рассчитать размер субсидии, можно воспользоваться специальным калькулятором. Такие сервисы существуют на многих сайтах. Чтобы их найти, достаточно вписать соответствующий запрос в поисковике. Мы опишем стандартные сведения, которые нужно будет ввести в калькулятор.

  • Нужно ввести регион проживания. Калькулятор сам определит действующие тарифы для Вашего места проживания.
  • Нужно ввести количество членов семьи, причем указать, сколько в семье детей и пенсионеров, если таковые имеются. Помните, что по законодательству дети – это люди до 18 лет. А пенсионеры – люди, получающие не только трудовую, но и социальную пенсию.
  • Еще одно необходимое сведение – траты на коммунальные платежи. Посмотрите в последней квитанции ЖКУ итоговую сумму к выплате. Это и нужно ввести.
  • Общий доход семьи. Нужно учитывать всех членов семьи, зарегистрированных по указанному адресу. Если супруг или супруга живут раздельно, то их доходы все равно считаются совместно. В сумму дохода входят не только зарплаты, но и пособия по безработице, выплаты по инвалидности, стипендии и т.д.
  • Нужно указать, имеются ли долги за ЖКУ. Если такие долги есть, то в выплате субсидии откажут.

Помните, что окончательная сумма расчета будет указана в социальных службах. После того, как нуждающийся представит все документы, а отдел социальной службы проверит их подлинность.

Субсидии на оплату ЖКХ в связи с коронавирусом

Правительство до конца года запретило начисление штрафов и пеней за неполную и несвоевременную оплату коммунальных услуг.

Под данный мораторий попадают:

  • оплата газа;
  • электроэнергия;
  • тепло;
  • водоснабжение;
  • канализация;
  • вывоз бытовых отходов;
  • взносы на капитальный ремонт.

Стоит отметить что и отключение услуг для неплательщиков не планируется.

Отдельно для собственников жилья в Москве и Московской области остановлена оплата взносов на капитальный ремонт с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Что изменится в ЖКХ: единая платежка, тарифы, комиссии

23.01.2020 в 18:49, просмотров: 115427

С 2020 года в сфере ЖКХ заработают новые правила. Ряд положений начнут действовать уже весной, какие-то обретут силу летом, другие вот-вот примет Госдума. Тарифы по традиции вырастут. Впрочем, российские потребители давно свыклись с тем, что «коммуналка» вытягивает из их кошельков все больше и больше денег. В среднем по стране каждая семья отдает на нее около 10% своего дохода. С учетом общей депрессивной ситуации в экономике миллионам людей оплата услуг ЖКХ становится не по карману, а очередная платежка — словно ножом по сердцу. Наступивший год готовит жильцам много сюрпризов: будет изменен порядок поверки счетчиков, появится единый платежный документ (ЕПД), а тарифы подведут под «эталон». Каждая коммунальная новинка имеет свои плюсы и минусы. Чего больше — мы разбирались вместе с экспертами в сфере ЖКХ.

Читайте также:  Документы на греческую визу: перечень для различных типов виз

Тариф по лету повышают

С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет в среднем на 4% — что, кстати, выше плановой годовой инфляции в 3%. В зависимости от субъектов Федерации подорожание составит от 2,4% до 6,5%. То есть для некоторых регионов коммунальный тариф возрастет вдвое по сравнению со средним уровнем инфляции. Стоит ли удивляться, что пока тарифы растут, увеличивается общая задолженность населения за услуги ЖКХ. На конец первого полугодия 2019-го (более свежих данных пока нет) долг потребителей составил 547,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го прирост составил 4%.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: «Чтобы нивелировать рост коммунальных тарифов, необходимо дотировать население по-крупному — скажем, на 25% от полной суммы платежки. Конечно, помогать надо не всем, а семьям с низкими подушевыми доходами или с высоким уровнем долговой нагрузки. Льготы по оплате коммунальных услуг пригодились бы сильно закредитованным домохозяйствам, тем, чей доход меньше 2 размеров МРОТ на человека, а также одиноким пенсионерам. Нужна государственная система льгот. Только в таком случае местные власти будут заинтересованы лучше контролировать обоснованность тарифов управляющих компаний: особенно если будут стимулы в виде зависимости сумм трансферов в местные бюджеты от суммы экономии. Разработка и внедрение таких механизмов позволят решить серьезные вопросы, касающиеся уменьшения долговой нагрузки населения за услуги ЖКХ».

Заплатим по «эталону»

Правительство утвердило план перехода к эталонным тарифам на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Данные мероприятия рассчитаны с сентября 2019-го по август 2020 года. ФАС, Минэкономразвития и Минстрой будут исполнителями этой «дорожной карты». После августа 2020 года ими должен быть подготовлен проект нормативно-правового акта по установлению эталонов.

Напомним, в августе 2018 года Владимир Путин поручил правительству осуществить переход на «эталонный» принцип формирования тарифов с целью защиты интересов потребителей и избежания перекосов в оплате «коммуналки». По подсчетам регуляторов, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении.

Федеральная антимонопольная служба предлагает устанавливать эталонные расценки на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет. Таким образом местным властям и ресурсникам, которые регулярно заявляют о том, что работают на грани рентабельности, хотят связать руки и запретить увеличивать тарифы для населения выше установленного предела. Как в таком случае изменятся суммы в платежках и станет ли процесс начисления платы более прозрачным? Независимые эксперты сомневаются в пользе стандартизации предоставляемых коммунальных услуг и выведения универсального «эталона».

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Эталонные тарифы, с одной стороны, призваны сократить разрыв в стоимости одних и тех же услуг у аналогичных поставщиков ресурсов. С другой стороны, пока непонятно, насколько корректно будут рассчитаны «эталоны» и будут ли учтены региональные особенности и отличия различных организаций, предоставляющих соответствующие услуги».

На поверку становись!

С сентября изменится методика фиксации данных о потреблении ресурсов, а также актуализация этих сведений. Сведения о проведенной поверке приборов учета сразу будут включать в единый госреестр. Бумажные же свидетельства будут носить дополнительный характер. Напомним, каждому потребителю после установки счетчиков необходимо следить за их корректной работой и состоянием. Во избежание неточности показаний или поломки устройства необходимо проводить специальную процедуру — поверку. По истечении срока, указанного в технической документации, также необходимо проводить поверку устройства. Коммунальные службы могут предупреждать о необходимости проведения процедуры заранее. Но возникает вопрос: снизит ли данная новация риск мошенничества, когда поверка навязывается под предлогом требований законодательства? Ведь уже сейчас развелось немало аферистов, которые пудрят мозги одиноким старушкам, разводя их на приобретение более дорогих приборов учета.

Наталья Тарасова, адвокат: «Изменение порядка поверки счетчиков — положительное нововведение, так как это позволит сократить число случаев мошенничества, когда граждан принуждают к смене счетчиков под предлогом истечения срока их действия. Теперь потребители смогут ссылаться на запись в реестре Росстандарта. Если граждане будут знать точную дату следующей поверки счетчиков, то у мошенников будет меньше возможностей для обмана населения».

Единая платежка для всех услуг

Пока правительство не поддержало законопроект о единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Однако работа над единой жировкой продолжается — и эксперты не исключают, что законопроект о введении ЕПД может быть принят уже весной 2020 года.

Переход от нескольких платежных документов, которые получают жильцы сегодня, к одной жировке — идея, с одной стороны, здравая. Но с другой — остается слишком много вопросов, связанных с реализацией задумки. Одна случайно проскочившая неверная цифра может привести к серьезной путанице и к последующим переплатам за потребленные ресурсы. Минимизировать ошибки получится лишь в том случае, если водоканалы, теплоснабжающие организации, электроэнергетики, газовики соберутся в один пул и решат объединить платежи по всем коммунальным услугам в единый документ, который будет приходить к собственникам квартир, а напротив каждого ресурса в квитанции будет указан отдельный расчетный счет. Насколько реально такое единение — большой вопрос.

Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Если потребитель, к примеру, в летний период не пользовался в своей квартире рядом услуг, так как проживал на даче, их можно не оплачивать. ЕПД упрощает решение подобной задачи. Но главная сложность заключается в техническом исполнении этого плана. В существующей редакции законопроекта ничего не сказано о том, кто будет выпускать единую платежку».

Счетчик с умом

На 2020 год запланировано массовое внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям. Первое время на такие устройства начнут заменять те счетчики, чей срок эксплуатации уже подошел к концу. Новостройки будут оснащаться интеллектуальной системой автоматически. Между тем стоят такие аппараты дороже, чем привычные устройства. По оценкам экспертов, цена на них стартует от 10 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от фирмы-производителя.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Тема потерь, которые несут энергокомпании, на слуху уже не первый год. После установки «умных» счетчиков у некоторых домохозяйств могут появиться новые издержки. Управляющие компании, скорее всего, при замене уже выработавших свои сроки счетчиков и установке новых захотят переложить свои затраты на плечи потребителей, что уже мы видели, и не раз. Однако в постепенном переходе на «умные» счетчики есть и положительные моменты. Они автоматизируют процессы снятия показаний и контроля потребления ресурсов как для рядовых потребителей, так и для организаций».

Банкам дадут по рукам

Некоторые коммунальные новации еще рассматриваются Госдумой, но поскольку они поддерживаются «Единой Россией» — практически наверняка обретут силу закона. В частности, депутаты планируют запретить банкам брать комиссию за платежи по ЖКХ. Выбрать, какой банк берет меньше комиссии, граждане могут и сейчас, хотя и мало кто из потребителей это в реальности мониторит: платят там, где привыкли. Между тем эксперты опасаются, что тотальный запрет приведет к тому, что банки будут брать еще большие комиссии с управляющих компаний, а те станут закладывать эти суммы в итоговые платежки. Такие нарушения ФАС уже выявляла, причем комиссии для управляющих компаний сферы ЖКХ доходили в ряде случаев до 7%, то есть явно имел место сговор УК и банка. Потребителям надо быть готовым к тому, что финансово-кредитные организации как-то компенсируют выпадающие от комиссий за ЖКХ доходы. Например, увеличат какие-нибудь совсем другие платежи: сделают на 100 руб. дороже обслуживание карт, или услугу sms-оповещения о платежах, или незаметно ухудшат условия по бонусным программам.

Вячеслав Максименко, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка»: «Подобные решения, как отмена комиссии при оплате ЖКХ, являются ощутимыми и значимыми для общества. Это нововведение может привести к незначительному повышению цен на ЖКУ, в большей степени потому что банки, которые вынуждены будут отказаться от практики взимания 0,5–2,0% от коммунальных платежей, пересмотрят размер взимаемых комиссий по другим операциям. Ясно, что банки так или иначе будут искать способы не работать за просто так. Текущая инициатива призвана в первую очередь устранить наиболее одиозные случаи, когда, например, из-за недобросовестной конкуренции клиенты управляющих компаний были вынуждены платить драконовские комиссии за социально-значимые ЖКХ, в том случае если оплата совершалась не через тот банк, с которым у УК было заключено партнерское соглашение».

Как следует из анализа, который «МК» провел с помощью экспертов, некоторые нововведения положительно скажутся на добросовестных плательщиках, другие же, напротив, могут привести к неразберихе в платежках и спровоцировать рост стоимости услуг ЖКХ. При любом раскладе все вышеназванные новации так или иначе отразятся на стоимости и качестве «коммуналки». Вероятнее всего, ориентироваться в платежках, отслеживать начисленные суммы и доказывать ошибки станет проще благодаря «умным» счетчикам и новому порядку поверки устройств. В то же время потребителям придется смириться с тем, что тарифы продолжат расти и подорожание будет значительно выше уровня прогнозируемой инфляции, так как создать единую платежку и уравнять всех под один «эталон» вряд ли удастся.

РЕЙТИНГ ПРОБЛЕМ В ЖКХ

( III КВАРТАЛ 2019 ГОДА)

– Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт дома

– Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

– Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории

– Проблемы, возникающие в связи с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

– Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг

– Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах

– Общее имущество в многоквартирном доме

– Проблемы с приборами учета

Источник: НП «ЖКХ Контроль»

Заголовок в газете: Коммуналка по-новому
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28177 от 24 января 2020 Тэги: ЖКХ, Инфляция, Электроэнергия, Общество, Власть, Экономика Персоны: Владимир Путин Организации: ЖКХ Единая Россия Правительство РФ Минэкономразвития Места: Россия

Добавить комментарий