Авиакомпании напомнили об овербукинге

Овербукинг: за и против

Имеют ли авиакомпании право не исполнять договор перевозки из-за того, что самолет оказался переполненным по их же вине? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден – сама его постановка вызвала бурную реакцию читателей.

Публикация «В Воздушный Кодекс хотят внести запрет на овербукинг», опубликованная в среду, вызвала целый ряд читательских откликов. Значительная их часть, если обобщить, сводится к тому, что экспертные оценки, приведенные в статье, поддерживают позицию авиакомпаний и в целом оправдывают практику продажи одного места двум пассажирам, которую авторы откликов считают мошеннической.

Аргументы, выдвинутые защитниками овербукинга (никоим образом не аффилированными с какими-либо авиакомпаниями), основаны на рациональных экономических расчетах. По мнению этих экспертов, приведённому в упомянутой выше статье, овербукинг является необходимым элементом бизнеса воздушных перевозок, и его полный запрет приведет в лучшем случае к удорожанию авиабилетов, а в худшем — к уходу с рынка ряда авиакомпаний, поскольку маржинальность их бизнеса упадет ниже нуля. Достаточно вспомнить, к примеру, что по данным, которые приводил в 2015 году «Аэрофлот», на рейсы не являются до 15 процентов забронировавших места пассажиров.

Законопроект, который вызвал столь противоречивые отзывы и который Госдума планирует рассмотреть на будущей неделе, к сожалению, не содержит никаких экономических расчетов, демонстрирующих то, как его принятие отразится на индустрии пассажирских авиаперевозок. Более того, один из авторов законопроекта Олег Нилов («Справедливая Россия»), в беседе с «Экспертом» признал, что такие детальные расчеты при подготовке документа не проводились. Мотивацией депутатов, по словам Нилова, было, скорее, общее ощущение порочности практики, когда неисполнение гражданско-правового договора, каковым является договор перевозки, не влечет за собой никаких последствий для стороны-нарушителя.

Овербукинг о двух концах

Споры вокруг практики продажи «двойных» билетов на авиарейсы идут уже не первый год. В 2015 году Министерство транспорта представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга. В феврале 2021 года такую же попытку предпринял «Аэрофлот», объяснив свою инициативу тем, что её реализация позволит снизить стоимость авиабилетов. Ранее за легализацию овербукинга высказывались авиакомпании S7 и Utair.

Все без исключения эксперты авиационной отрасли, равно как и практикующие в области защиты прав потребителя юристы, соглашаются с тем, что проблема обоюдоострая и не имеет однозначного решения. Об этом свидетельствует сам факт того, что уже более пяти лет лоббисты гражданской авиации безуспешно пытаются окончательно легализовать овербукинг, но правительство и законодатели не решаются на такой шаг, понимая, что официальное разрешение дважды продавать одну услугу может вызвать серьезную социальную напряженность. Действительно, потенциально проблема овербукинга затрагивает едва ли не всё взрослое население России — за 2019 (последний до пандемии) год, авиатранспорт перевез 110 млн пассажиров.

В результате правительству приходится маневрировать между двух огней, по-прежнему оставляя овербукинг в «серой» правовой зоне: официально он не запрещен, но никаких законодательных норм, которые регулировали бы права пассажиров и обязанности перевозчиков в подобных конфликтных ситуациях, не существует. Понятно, что в отсутствие правового регулирования бизнес (и авиационный здесь не исключение) старается выжать максимальную прибыль за счет потребителей, при этом объясняя это заботой об их же, потребителей, интересах.

Единственное, чем сегодня регулируются взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров в России, это Монреальская конвенция 1999 года, к которой наша страна присоединилась в 2017 году (то есть, уже после того, как Минтранс предложил легализовать овербукинг). Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность авикомпании за ущерб из-за задержки рейса составлял 1875 рублей за каждый час (но не более половины от стоимости билета), то по новым правилам верхний предел компенсации поднялся до более чем 330 тысяч рублей.

Специалисты в области защиты прав потребителей, впрочем, сетуют на то, что формальные требования конвенции бывает крайне сложно исполнить на практике, если речь идет об обычном пассажире, не ориентирующемся в юридических тонкостях.

«Пассажир мало что может сделать, если авиакомпания откажет ему в перевозке, и он захочет самостоятельно решить возникшую проблему. Ему придется идти в суд, но это требует времени, дорого, а главное — не дает никаких гарантий, что суд встанет на сторону истца», — поясняет Андрей Лухин, юрист, специализирующийся на защите интересов авиапассажиров.

Неудобства, а часто и драматические ситуации, с которыми сталкиваются граждане из-за такой, ничем не регулируемой, практики, многократно перевешивают выгоду перевозчиков, полагает целый ряд экспертов. Да, овербукинг действительно является частью экономики коммерческих пассажирских авиаперевозок. Но в отличие от Европы и США, где он четко регулируется, в России оставшийся «за бортом» пассажир полностью зависит от наличия или отсутствия доброй воли авиакомпании, и не может полагаться на защиту закона.

Пассажир? А чем докажешь?

С тем, что пассажир беззащитен перед авиакомпанией, согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

«Сейчас даже просто доказать факт овербукинга в суде пассажир не имеет возможности — доступ к этой информации имеют только те, кто видит перед собой список бронирования. Никто не станет проводить такие расследования на основании частной жалобы пассажира», – указывает он.

Максимум, на что может ссылаться в судебном иске оставшийся без места пассажир — на бездействие перевозчика, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а также на норму об ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения (статья 120 того же ВК).

Все эксперты признают, что в вопросе овербукинга есть «две правды», каждая из которых может быть обоснована теми или иными аргументами, поэтому единственный вариант его решения — вывод овербукинга из тени в область его четкого регулирования — в первую очередь в интересах пассажиров.

Пока же, согласно приказу Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года (в редакции от 5 октября 2017 года) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”», авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру, которого она не смогла отправить по расписанию:

  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления более двух часов;
  • прохладительные напитки при ожидании более двух часов;
  • горячее питание при задержке более четырех часов; далее — каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании более восьми часов в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставку от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • хранение багажа.

Очевидно, что все эти «утешительные призы» мало что меняют для пассажира, который приехал в аэропорт, чтобы попасть в точку назначения, а не чтобы утолять жажду, голод и ночевать, пусть даже за счет авиакомпании. «Напрашивается компромиссный вариант: не ставить овербукинг вне закона, а четко отрегулировать эту практику, как это делается в западных странах, — говорит Андрей Лухин. Но тут же добавляет, что с точки зрения потребителя это слабое утешение: большинству пассажиров опоздание к месту назначения вообще невозможно компенсировать материально — если человек, к примеру, опоздал на какое-то важное мероприятие. Лухин считает несостоятельным оправдание использования двойного бронирования мест ссылками на то, что запрет овербукинга приведет к сильному росту цен на авиабилеты. «Полный запрет продажи двойных мест не должен привести к сильному росту цен на билеты. Стоимость тех двух-трех мест, которые авиакомпании сейчас продают дважды, будет разделена на общее число мест в салоне самолета — то есть, разница составит доли процента», – уверен юрист.

Палку не перегибать, практику — отрегулировать

Кирилл Янков полагает, что запрещать овербукинг как таковой — значит перегибать палку. Разумнее было бы так отрегулировать эту практику, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы.

«Проблема усугубляется тем, что нехватка мест может быть вызвана не только преднамеренным овербукингом, — говорит Янков. — Бывает, что авиакомпания заменяет самолет на менее вместительный по техническим причинам, или приоритетную посадку на борт предоставляют пассажирам, не улетевшим предыдущим рейсом, из-за чего часть “плановых” пассажиров в самолет не попадает. Но для пострадавших причина, по которой они не смогли улететь, никакой роли не играет.»

Законопроект, предложенный группой депутатов, причины отказа пассажиру в перевозке, не связанные с овербукингом, тоже учитывает — в предлагаемом пункте 4 статьи 108 Воздушного Кодекса. Как полагает Янков, это пример правильного подхода — попытка регулировать проблему экономическими инструментами, а не запретами, чем грешит предлагаемая поправка к статье 103 ВК.

И всё же, полагает эксперт, необходимо повысить материальную ответственность авиакомпаний перед пассажирами. Если компенсации за невылет будут весомыми, некоторые пассажиры, по мнению Янкова, добровольно согласятся подождать до следующего рейса, пропустив на посадку тех, кто в самом деле спешит.

Ваши права при овербукинге: как не остаться за бортом?

Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.

Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.

Зачем авиакомпании продают больше билетов, чем нужно?

Для справки:

Овербукинг или сверхбронирование — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик принимает на себя больше обязательств по предоставлению услуг, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.

Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.

Для справки:

При переизбытке пассажиров и отсутствии желающих остаться за бортом добровольно, сотрудники авиакомпании случайным образом определяют тех, кто никуда не полетит.

Но «случайный» выбор делается среди тех клиентов, которые покупают наиболее дешевые билеты, и тех, кто приобретает билеты в последнюю очередь.

Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.

Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.

История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет. Видео, как пассажира United Airlines заставили покинуть самолет, смотрите здесь.

Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.

Что авиакомпания должна сделать, если на всех мест не хватает?

Для справки:

Овербукинг не означает полный отказ от перевозки. Но означает, что авиакомпания по своей инициативе изменяет с пассажиром договор, отказываясь от исполнения заключенного договора на изначально оговоренных условиях.

В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке». Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.

Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом. К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране. На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.

Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.

  • Поправки в соответствующих законах пока не приняты.
  • На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации. Технические сбои подведены под форс-мажор, а в этом случае авиакомпания никому ничего не должна. Сложность заключается в том, что пассажир может и не подозревать, что является жертвой маркетинга. Его могут попросту не пустить в самолет, уверяя, что, якобы, произошел технический сбой и система «не видит» факта покупки билета.
  • Теоретически, если пассажира снимают с рейса российской авиакомпании, ему положены все те компенсации, которые он бы получил в случае задержки или отмены данного рейса.

Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль.

Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.

И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.

Какие законы на вашей стороне?

Это Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила.

Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелет. Если самолет задержан или вылет отменен по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию.

  • В соответствии со ст. 120 Воздушного Кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Величина штрафа не может быть более 50 % провозной платы.
  • Кроме того, оплате подлежат траты пассажира – например, если пришлось жить в гостинице в ожидании следующего самолета. Авиакомпания обязана при задержке рейса на срок более 2 часов действовать согласно Федеральным авиационным правилам. И логично, что те же компенсации должны быть предоставлены и в случае овербукинга.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» предусматривает, что:

  • При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.
  • Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
  • Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
  • Соберите доказательства (билеты, чеки. Запишите адреса, телефоны свидетелей. Возьмите у представителей а/к в аэропорту справку, что вас не посадили на рейс, что вы вылетели на час/день позже).
  • Напишите претензию в двух экземплярах в адрес руководства авиакомпании.
  • В претензии опишите ситуацию и ваши требования.

ВАЖНО! В случае, если вас высадили из самолета, и вы автоматически опоздали на другой рейс, или мероприятие, которое намеревались посетить в месте назначения, то авиакомпания обязана компенсировать вам и этот ущерб.
Как моральный, так и материальный (стоимость билетов на самолет, поезд, концерт, спектакль).

  • Один из экземпляров, с печатью и подписью принявшего лица, оставьте себе.
  • Если в добровольном порядке авиакомпания не удовлетворила ваши требования — жалуйтесь в Роспотребнадзор, подайте иск в суд.

Внимание! Обязательно подайте жалобу в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Росавиация ведет статистику жалоб пассажиров, и причин, вызывающих эти жалобы. Если авиакомпании уверяют, что овербукинга нет, а имеет место банальный технический сбой, но при этом большой процент потребителей жалуется в Росавиацию именно на систему овербукинга — так или иначе, надзорным органам придется разбираться с этим явлением.

Это зависит от того, в аэропорту какой страны вы стали жертвой овербукинга, а также является ли авиаперевозчик российской или зарубежной авиакомпанией.

Для отечественных компаний такую практику наши суды считают нарушением прав потребителей, особенно если перевозчик заранее при бронировании не сообщил о возможности отказа в посадке на самолет из-за недостатка мест. И могут присудить компенсацию.

В тоже время, для иностранных авиакомпаний, правила которых допускают овербукинг, это может считаться добросовестной практикой.

Овербукинг вне закона: за «лишних» пассажиров будут штрафовать

Так называемой овербукинг (намеренная продажа большего числа авиабилетов, чем мест в самолете) останется вне закона. Точку в этой многолетней дискуссии поставил Минтранс на закрытом совещании с участием представителей нескольких крупнейших российских авиакомпаний. За все случаи овербукинга бизнес будет нести строго регламентированную финансовую ответственность. Однако вместо штрафов в пользу государства будут введены значительные денежные компенсации не попавшим на борт пассажирам. Их размеры соответствуют международной практике. Изменения в воздушное законодательство планируется внести уже до конца этого года. Участники авиарынка в целом согласились с позицией Минтранса в том, что желание максимально загрузить самолеты не должно приводить к ущемлению прав пассажиров.

В мире в случае овербукинга все разногласия с пассажиром чаще всего удается решить за счет повышения класса обслуживания, начисления бонусов на карту лояльности или выплаты денежной компенсации на месте. Но в России эта практика никак не урегулирована, что фактически делает пассажиров в подобных ситуациях бесправными. Воздушный кодекс РФ устанавливает право авиакомпаний единолично, собственными правилами определять сроки осуществления воздушной транспортировки. Это позволяет недобросовестным перевозчикам уходить от ответственности в случаях возможного овербукинга.

Курирующий гражданскую авиацию заместитель министра транспорта России Александр Юрчик в конце июля провел закрытое совещание по вопросу правого урегулирования ситуаций, связанных со случаями отказа пассажирам в перевозке по причине продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна. В совещании приняли участие представители Росавиации, нескольких крупнейших авиакомпаний, а также общественных организаций, представляющих интересы пассажиров и авиакомпаний.

Как рассказали источники «Известий» в авиационной отрасли, Минтранс отказался от предложений авиаперевозчиков провести легализацию овербукинга. Вместо этого будут внесены в законодательство положения об ответственности авиакомпаний в части компенсационных выплат пострадавшим пассажирам. Крупные штрафные санкции в пользу государства к авиакомпаниям применяться не будут, поскольку эта мера могла бы привести к росту цен на авиабилеты. По данным источников «Известий», соответствующие изменения в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила Минтранс рассчитывает подготовить и успеть провести через весь законодательный цикл уже до конца 2018 года.

Окончательный размер компенсаций еще будет уточняться. Согласно предварительно достигнутым на совещании договоренностям в зависимости от дальности полетов (менее 1500 км, от 1500 км до 3500 км, свыше 3500 км) компенсация пассажиру составит от $200 до $400 на международных рейсах и от 8 тыс. до 20 тыс. рублей на внутренних линиях. Помимо компенсации, по выбору пассажира ему должны будут немедленно на месте вернуть деньги за авиабилет или предложить другое удобное время вылета. Кроме того, пассажиру будут предлагаться дополнительные бонусы, такие как повышение класса обслуживания в самолете, оплата номера в гостинице, питание и другое.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» не предоставили комментарий об официальной позиции министерства по вопросу овербукинга.

Представитель российской авиакомпании, входящей в топ-5, на условиях анонимности подтвердил «Известиям», что было решено урегулировать проблему овербукинга в интересах пассажиров. Авиакомпании будут обязаны автоматически предоставлять компенсацию не улетевшим пассажирам, что сделает разрешение спорных вопросов более простым и быстрым. Сейчас пассажиру вообще могут не предоставлять компенсацию, так как понятия овербукинга в законодательстве не существует.

Вместе с тем российские авиакомпании на протяжении многих лет отстаивают свои права на овербукинг. Умышленная перепродажа мест рассматривается перевозчиками как инструмент повышения доходности рейсов. По словам президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, для авиакомпаний овербукинг — это способ увеличить загрузку бортов, поскольку по статистике в России от 5 до 15 пассажиров не приходит на рейс.

— Но при этом важно не нарушать права пассажиров. В случае овербукинга прямая обязанность авиакомпании — немедленно вернуть деньги пассажиру или отправить ближайшим рейсом, — заявил Владимир Тасун. — Вопрос компенсации может рассматриваться, если это необходимо.

В группе S7 «Известиям» рассказали, что в диалоге с Минтрансом выступали за то, чтобы в случае овербукинга компенсировать пассажиру издержки не деньгами, а бонусами, например, милями или повышением класса обслуживания. Кроме того, перевозчик выступал против штрафных санкций в случае отмены рейса за три месяца до вылета.

Заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что помимо вопросов компенсации в законодательстве необходимо будет учесть еще несколько аспектов.

— Авиакомпании следует обязать заблаговременно информировать пассажиров о случаях перебронирования их билетов и заранее предлагать варианты урегулирования ситуации, — заявил «Известиям» Илья Зотов. — Кроме того, в законе нужно указать категории пассажиров, которым нельзя будет отказать в перевозке ни при каких обстоятельствах. Например, нельзя разделять членов одной семьи, организованные группы, инвалидов с сопровождающими. В ситуацию с овербукингом не должны попадать беременные женщины, дети без сопровождения, престарелые люди.

По мнению эксперта в сфере авиационного права и экономики Сергея Детенышева, компенсация пассажирам может выражаться как в выплатах денежных средств, так и в повышении уровня обслуживания, размещении в отелях высокого класса, бонусных билетах и в иных формах. При определении размера компенсации имеет смысл изучить результаты влияния соответствующих европейских мер на экономику и производственную статистику авиакомпаний ЕС.

— Полностью запретить овербукинг экономически нецелесообразно, это пойдет в ущерб пассажирам, так как расходы авиакомпаний на избыточное резервирование и их потери из-за низкой загрузки рейсов неизбежно выразятся в росте цен на билеты, — подчеркнул Сергей Детенышев.

При этом эксперт отметил, что имеет смысл ограничить овербукинг, установив баланс между ценой билета и соблюдением прав пассажиров на перевозку в оговоренные сроки. Единственным вариантом достижения баланса является следование международной практике установления заметных дополнительных компенсаций пассажирам за отступление от первоначальных условий договора по причине овербукинга.

Овербукинг является общемировой практикой, сложившейся 50 лет назад и связанной с особенностями технологии работы гражданской авиации. Он может носить как технический, так и коммерческий характер. К техническому относится вынужденная замена самолета на другой тип меньшей вместимости. К коммерческому — умышленная продажа большего количества билетов, чем количество мест в самолете, с учетом средней статистики возвратов билетов и неявки пассажиров на рейс. Это позволяет авиакомпаниям повысить загрузку рейсов и тем самым снизить стоимость перевозки для пассажиров.

Как российские авиакомпании используют овербукинг, и на что стоит рассчитывать пассажирам

9 апреля на рейсе United Airlines из Чикаго в Луивилль произошел овербукинг. Компании потребовалось высадить 4 пассажиров прямо с борта, чтобы посадить своих сотрудников. Один из пассажиров отказался, и полиция выволокла его из самолета силой. Это уже превратилось в самый ужасный PR скандал в авиаиндустрии за последние годы. Видео и подробности читайте на Медузе.

Овербукинг подразумевает продажу большего количества мест, чем есть на самолете. Авиакомпании знают, что определенное количество пассажиров не является на рейс и продают больше билетов, чтобы больше заработать. Овербукинг легален в США и Европе. У пассажиров есть право на компенсацию (но не всегда), у авиакомпаний – снять любого человека с рейса.

В России овербукинг практикуется, но в Воздушном кодексе о нем ни слова. Последние новости о законе, в котором хотели прописать права и обязанности при овербукинге, датируются январем 2016. Российские авиакомпании не обязаны предоставлять компенсации и получить ее можно через суд.

Статистика Департамента Транспорта США по овербукингу

В России нет достоверных данных о том, как часто случается овербукинг. В США снимается с рейсов (добровольно или против своей воли) 6 пассажиров из каждых 10 000.

Я попросил Романа Гильманова, CEO Compensair, компании, которая добивается выплат пассажирам от авиакомпаний, рассказать о правах пассажиров:

Авиакомпания имеет обязательство перевезти вас в пункт назначения, а не просто вернуть деньги. Вы можете требовать от нее предоставления места на ближайшем рейсе. В случае, если авиакомпания европейская, то даже рейс из России можно отнести к воздушному пространству ЕС, а значит есть возможность получить компенсацию.

В России особенно на что-то рассчитывать не стоит. Как минимум до момента, пока Монреальская конвенция не вступит в силу.

Что касается ЕС, если вам предложили ваучер на сумму близкую или равную возможной компенсации, то нет необходимости что-то еще требовать. Фактически это значит, что вам уже выплатили компенсацию. Если же все, что предоставили это ваучер на обед и билет на следующий рейс, то безусловно стоит подать заявку на получение компенсации.

Также крайне важно собрать косвенные доказательства овербукинга. Таким доказателство может служить, например, новый билет, справка от сотрудников авиакомпании или чеки, подтверждающие нахождение в аэропорту после взлета самолета. В данном случае это важно, так как овербукинг не фиксируется в базах данных и доказать его может быть несколько сложнее.

Как же российские авиакомпании практикуют овербукинг? Что делать, если на вашем рейсе случился овербукинг? Как “Аэрофлот”, S7 и другие разрешают такие проблемы? Я попросил подписчиков телеграм-канала “лайфхаки.тревел” рассказать свои истории.

Самый упоминаемый вариант – овербукинг в эконом-классе и посадка в бизнес на том же рейсе или билет в бизнес-класс на следующем. В случае, если рейс нескоро, вам оплатят отель и трансфер. С билетом в бизнес-класс, конечно, у вас будет доступ в бизнес-залы. Таких историй много:

В 2015 овербукинг был с моим коллегой на рейс “Аэрофлота” в Ростов из Шереметьево. Отправили следующим рейсом через 5-6 часов, поселили в отеле. Класс повысили до бизнеса. – Иван

Попал на овербукинг один раз в жизни. В 2014 году на рейсе Пулково – Домодедово с авиакомпанией “Россия”. Вылет в будний день в 8 утра. Предложили вылететь “Аэрофлотом” в Шереметьево на 1.5 часа позже с апгрейдом в бизнес. Дали посадочный, с ним меня пустили в бизнес-зал.- Роман

Вот история с S7:

Я попадал один раз на овербукинг с S7 на рейсе из Москвы в Нижневартовск. Посадили на свободное место в бизнес. Из минусов-рейс задержали минут на 20, так как ждали дополнительное питание для незапланированных пассажиров бизнес-класса. Я и еще двое, как я понял.

Статуса у меня никакого не было. На стойке регистрации, когда я оформлялся, девушка долго что-то смотрела в компе, потом куда-то звонила, я услышал слово “овербукинг”, и потом мне выдали посадочный с местом в бизнесе. Я точно помню, что не в последний момент подошел. Где-то за час-полтора до вылета. – Александр

Иногда может пригодиться карта программы лояльности:

Года 3-4 назад был овeрбукинг на рeйс “Аэрофлота” в Гонконг. Дeмонстрация карточки часто лeтающeго пассажира рeшила вопрос (хватило базового “Аэрофлот-Бонус”), на зeмлe остался тот, у кого eе нe было. Дeнeг и бизнeс-класс лично мнe нe прeдлагали. – Михаил

Российские авиакомпании могут не предлагать вам никакой компенсации, но я получил две истории об “Аэрофлоте”, расщедрившимся на 200 $/€ при вылетах из России:

В прошлом году летел инструктором в детский лагерь в Латвию “Аэрофлотом“. Нас было 60 человек, билеты групповые, при регистрации (были там за 3 часа, проходили ее постепенно) случайным 8 людям отказали в регистрации. Часа два озвучивались разные опции: “у вас неправильный билет”, “нам заменили самолет”, “у нас сейчас нет менеджера, который мог бы с вами поговорить”.

Затем бОльшая часть группы улетела, а оставшихся вписали на рейс S7 через 6 часов, дали талоны 500 рублей на питание и ваучеры на 200$ на следующий рейс “Аэрофлотом”. Рядом с нами была пожилая дама, которая не поместилась на этот рейс S7, чем закончилась ее судьба – не знаю.

Получение ваучеров на 200$ потребовало долгих переговоров, среди не посаженных на рейс была неистовавшая директор лагеря, возможно без нее бы их не было. – Алексей

Летела “Аэрофлотом” из Москвы в Дели в 2011 или 2012 году. Поздно пришла на рейс (не очень поздно, но, видимо, достаточно). Предлагали отель на сутки, пересадили в бизнес того же рейса на день позже и дали ваучер на 200 евро на билеты “Аэрофлота”. В целом, я не расстроилась, ибо никаких планов они не поломали. – Оксана

“Победа” не даст денег, но в остальном поступит цивилизованно:

В марте 2016 летел из Питера в Екатеринбург “Победой”. Билет купил за 6-7 часов до вылета. При попытке пройти регистрацию, девушка на стойке вызвала менеджера и произнесла «Кажется, это он».

Менеджер попросил подождать конца регистрации. Через пару минут выяснилось, что на рейс не попадают шесть человек, включая меня. Началась ругань, тыканье в билеты, угрозы судами и прочая стандартная ерунда, которая творится на стойках Победы (при мне всегда так, но обычно это происходит из-за споров о правилах провоза багажа).

Несколько человек после вылета самолета оформили возврат денег, а меня и еще одного пассажира пригласили в офис Победы. Он сказал, что ему необходимо попасть в Екатеринбург рано утром, так что попросил билет на ближайший возможный рейс. Ему предложили место в самолете Уральских Авиалинии, чем он и воспользовался.

Когда очередь дошла до меня, то я заявил, что хочу есть, спать и билет на следующий возможный рейс. К моему удивлению, все это предоставили. Пока менеджер оформлял документы, я отправился в одну из пулковских кафешек с ваучером на ужин. После этого за мной заехал автомобиль компании и отвез в Park Inn by Radisson Pulkovskaya. Билет мне достался на аналогичный рейс ровно через сутки. Кроме того, пообещали завтрак и обед в отеле.

Утром следующего дня завтрак прошел без эксцессов, а вот при попытке пообедать мне сказали, что авиакомпания не оплатила мое питание, в том числе и шведский-завтрак, который я уже употребил. Пожрал нелегально, так сказать. Вечером на большой машине вместе с экипажем Победы, который жил в этом же отеле, меня увезли в аэропорт. Ну и да, со второго раза я улетел.

Небольшие итоги. “Победа”:
– не выплатит вам ни копейки, если вы пострадаете от овербукинга. Только возврат денег/билет на другой рейс.
– готова подобрать вам подходящий рейс другой авиакомпании.
– готова дать ваучеры на питание в аэропорту, оплатить проживание в отеле и заняться вашей доставкой от/до.

Менеджеры победы спокойные, рассудительные и порядочные чуваки. За сутки они звонили мне раз пять, иногда просто спрашивали — все ли ок.

Сотрудник мне в курилке сказал, что для “Победы” овербукинг обычная практика, просто в этот день все пассажиры решили полететь. Сказал, что очередность определяется временем покупки билета. Условно говоря, мы были 143,144,145 пассажирами и т.д. Если ты покупаешь вечером в день вылета, то попадаешь в самый конец списка. – Илья

Но бывают и невеселые случаи:

Летел из Шереметьево в Симферополь в декабре Nordwind Airlines. На стойке регистрации меня и еще одного человека встретил быдловатого вида мужик, в “пацанской” форме объяснивший нам, что мы никуда не полетим и что он сейчас все порешает и что мы полетим ближайшим рейсом.

Больше я его не видел. Ждал я рейса около часа, после чего начал звонить везде, куда только мог дозвониться. К счастью, через полчаса я увидел сотрудников авиакомпании (других) и обратился за помощью к ним.

Они побежали со мной к стойке Аэрофлота, где “договорились” что меня повезет именно он, но только без багажа. Багаж они пообещали “передать своими силами”. Когда я отказался, мне объяснили, что либо я лечу без багажа, либо не лечу вообще.

Я полетел. По прилету багаж обнаружен не был, в службе розыска о нем не слышали. Опять начались звонки. Два дня я ждал багаж, после чего плюнул и поехал домой в другой город. Оттуда я дозвонился до Шереметьевской службы розыска, которая мне сообщила что мой багаж лежит у них и никуда не летал. Багаж, кстати, не был зарегистрирован, так как я его отдал представителям нордвинда прямо перед стойкой, потому я изрядно потратил нервов, описывая свой рюкзак, вспоминая что и в каком порядке там лежало, просто чтобы его а) нашли б) поверили что он и правда мой. Получил я его в итоге после Нового года.

Услугами Nordwind Airlines больше не воспользуюсь под дулом пистолета. – Игорь

В конце марта Россия приняла Монреальскую конвенцию, которая регулирует ответственность авиакомпаний перед пассажирами и устанавливает размеры компенсаций. Теперь снова слово Роману Гильманову. Я спросил его о том, как изменятся права пассажиров в России с принятием Монреальской конвенции?

Точной информации о размере компенсации пока нет. Дело в том, что Монреальская конвенция обозначает только верхний предел компенсации и верхнюю границу срока давности (это чуть более 5 000 евро и 6 лет). При этом страна участник конвенции должна на основе конвенции создать регламенты с точным описанием сумм компенсаций, сроков давности, порядка расчета и получения компенсации.

Например, в ЕС, сумма компенсации хоть и приличная (250-600 евро), но далека от верхней границы в 5 000 евро.

При овербукинге же фактически просто рассчитывается время задержки прибытия в конечный пункт, как и в случае с задержкой и отменой рейса. Также аналогичным образом влияет расстояние между аэропортом вылета и прилета. У нас на сайте также есть калькулятор и таблица для расчета. – Роман Гильманов, CEO Compensair

Как не стать жертвой овербукинга?

От овербукинга никто не застрахован. Но есть несколько способов гарантировать себе место с высокой вероятность даже на перебронированном рейсе:

«Аэрофлот» придумал, как легализовать овербукинг

«Аэрофлот» придумал, как легализовать формально запрещенный в России овербукинг: как пишут «Ведомости», нацпер предложил разрешить российским авиакомпаниям продавать билеты по специальным тарифам, которые будут подразумевать возможность изменения условий договора воздушной перевозки в одностороннем порядке. Изменять предлагается дату, время, маршрут (не путайте его с пунктом назначения) и класс обслуживания.

То есть, купили вы билет в бизнес-класс на прямой рейс из Москвы в Москву на 8 марта, но полетите 9-го с 10-часовой пересадкой в Красноярске в экономе. Правда, при этом вам выплатят компенсацию до 30 тысяч рублей, но только в некоторых случаях. Например, если вас уведомили об изменении условий перевозки минимум за две недели, то компенсация не полагается. Объясняем, почему это хорошо (и нет, ничего не опровергали, читайте внимательно):

Фактически предлагаемые условия позволяют легализовать два явления, которые практикуют российские авиакомпании, включая «Аэрофлот». Во-первых, это овербукинг, при котором часть пассажиров летит одним из следующих рейсов без какой-либо компенсации. Во-вторых, это отмена рейсов из-за низкой загрузки, когда авиакомпания не хочет гонять полупустой самолет, а предпочитает «распихать» всех на свободные места на следующих рейсах.

Сейчас пассажир в этих случаях может только вернуть деньги за билет и никуда не лететь, либо пытаться купить по «последней цене» билет другой авиакомпании. При этом впоследствии он теоретически может отсудить у авиакомпании свои убытки и моральный вред, поскольку дата и время прибытия являются существенными условиями договора перевозки. И если по вине авиакомпании вы не успели, например, на рейс другого перевозчика из аэропорта назначения, пропустили концерт, свадьбу и т.п., то все это можно в разумных пределах компенсировать через суд, правда, довольно долго и муторно.

При этом сегодня пассажиров при овербукинге «выкидывают» с рейса фактически по случайному принципу: в России нет принятой за рубежом практики, когда авиакомпания ищет среди пассажиров добровольцев, готовых полететь позднее за компенсацию (например, мне в США Delta предлагала ваучер номиналом $500 за 4-часовое ожидание рейса Анкоридж-Сиэтл). Как нет и компенсаций. При этом овербукинг легко без нарушения закона реализовать, например, формальной заменой борта на борт меньшей вместимости. Предлагаемые «Аэрофлотом» изменения в Воздушный кодекс и ФАП как раз позволят пассажиру выбирать: платить меньше и лететь на «птичьих правах» или же заплатить дороже за гарантированное место на борту.

«Аэрофлот» заявляет, что это позволит снизить стоимость билетов в среднем на 2%. На практике это, скорее всего, будет означать, что билеты по недорогим тарифам типа (условно) «Бюджет» и «Оптимум» будут стоить столько же, но станут «негарантированными», а чтобы точно получить место или компенсацию при невозможности улететь запланированным рейсом, нужно будет купить (условно) самый дорогой возвратный тариф «Максимум»: примерно так же, как это было с появлением безбагажных тарифов. Соответственно, бизнес-путешественники, которым важно конкретное время прибытия, станут платить больше. «Инициатива, по сути, состоит в создании еще одной тарифной опции наряду с другими, уже существующими», – комментирует пресс-служба авиакомпании. То есть, это может быть что-то типа тарифа «Гарантированный Максимум» или «Оптимум-точно-улетишь» и пр.

И, что немаловажно, в предложении «Аэрофлота» регламентируется размер компенсаций за задержку прибытия в аэропорт назначения. Здесь «сетка» выплат напоминает Регламент ЕС 261/2004, но с другими интервалами. В частности, если вы прибудете с задержкой от 2 до 6 часов, получите 100% от оплаченного тарифа (без сборов), но не более 12 тыс. рублей. Если задержка составит 6-12 часов, то 200% от тарифа, но не более 20 тыс. И, наконец, при задержке более 12 часов вам дадут 300% оплаченного тарифа, но не более 30 тыс. рублей. Даже с учетом того, что во многих билетах «Аэрофлота» размер сборов уже стал больше размера тарифа, это все равно лучше, чем нынешнее ничего. Некоторые эксперты считают, что новые условия позволят авиакомпании просто так выкидывать с рейса пассажиров, купивших билеты заранее по низкой цене, чтобы продать их дороже накануне вылета, однако не стоит забывать, что выкинутого пассажира все равно обязаны перевезти, просто другим рейсом.

Boeing 737-800 «Аэрофлота»

Нацпер уже, впрочем, открестился от инициативы, заявив, что в актуальной повестке такая инициатива не рассматривается: дескать, она прорабатывалась в период пандемии как одна из инициатив по приданию пассажирам большей уверенности в периоды массового изменения расписания, возможных изменений типов воздушных судов, неопределенности со сроками снятия ограничений. Однако важно понимать, что предложение «Аэрофлот» направил в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта 11 февраля 2021 года, то есть, две недели назад. А в АЭВТ заявили, что рассмотрение инициативы отложено до конца февраля для сбора мнений всех авиакомпаний, а в Минтрансе – что до полноценного восстановления авиасообщения. То есть, под «актуальной повесткой» «Аэрофлот», похоже, имеет в виду состояние на 26 февраля, а 27-го она запросто поменяется. Не надо стесняться, «Аэрофлот». Хорошая же инициатива-то.

Почему авиакомпании отказывают авиапассажирам в посадке и какие права имеют путешественники при овербукинге?

Пассажиры у выхода на посадку в самолет в аэропорту. Фото: avianews.com

Довольно часто в соцсетях можно видеть разгневанные сообщения авиапасажиров о том, что их не пустили на рейс. Чаще всего это происходит из-за овербукинга (overbooking) — ситуации, когда проданных билетов оказывается больше, чем мест в салоне самолета.

В Украине и Европе авиапассажиры защищены в таких ситуациях и имеют довольно обширные права. Они зафиксированы в Воздушном кодексе Украины, который имеет статус закона, и регуляции ЕС №261/2004.

Европа и Украина

Пассажир любой украинской авиакомпании или авиакомпании ЕС, а также любой авиакомпании, вылетающей из ЕС, которого не пустили на борт самолета из-за нехватки мест, имеет право на получение компенсации в размере:

  • 250 евро для рейсов дальностью до 1500 км
  • 400 евро для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км
  • 600 евро для рейсов дальностью свыше 3500 км

Эту компенсацию могут выдать не сразу или не упомянуть о ней вообще. Однако это не лишает пассажира права потребовать деньги и получить их в дальнейшем, написав письменную жалобу в адрес авиаперевозчика.

Авиакомпания имеет право уменьшить компенсацию на 50%, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки до его пункта назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени:

  • на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км
  • на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 к
  • на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км

Помимо выплаты компенсации, авиакомпания обязана переоформить пассажиру билет на другую дату или вернуть полную стоимость авиабилета. В случае, если пассажир решит лететь в более позднее время, авиакомпания обязана обеспечить его напитками и питанием, а также гостиницей в случае длительного ожидания следующего рейса.

США

Правила для авиакомпаний в США предусматривают, что пассажира могут снять с рейса и направить его следующим самолетом.

Если новый рейс прибывает не более чем на один час позже по сравнению с временем прилета в конечную точку в первоначальном билете, авиакомпания может не платить компенсацию.

Если новый рейс прибывает позже в пределах одного-двух часов для маршрутов в пределах США и в пределах одного-четырех часов для международных маршрутов — авиакомпания должна заплатить пассажиру компенсацию, которая составляет 200% от размера тарифа в одну сторону, но не более $ 675 .

Если же альтернативный рейс прибывает на более чем два часа позже по сравнению с изначальным для маршрутов в пределах США и более чем на четыре часа позже для международных маршрутов — авиакомпания должна заплатить пассажиру компенсацию, которая составляет 400% от размера тарифа в одну сторону, но не более $ 1350 .

Также пассажир может отказаться от перелета и получить деньги за билет по вынужденной процедуре возврата, однако авиакомпания все равно обязана выплатить компенсацию в качестве покрытия причиненных пассажиру неудобств.

Из-за чего возникает овербукинг?

Многие авиакомпания во всем мире продают больше мест, чем есть в самолетах. Это нормальная практика, которая допускается правилами в ряде стран.

Так авиакомпании поступают по ряду причин:

1. Ряд билетов продаются по дорогим гибким тарифам. В последний момент пассажир может отказаться от перелета. В результате авиакомпания может не успеть продать освободившееся место, а из-за правил гибкого тарифа вынуждена будет вернуть путешественнику всю или большую часть заплаченных денег.

В случае, если на рейс не явится пассажир по тарифу, не предусматривающему возврат билета, авиакомпания все равно заработает на таком клиенте, но если продаст его билет еще раз — сможет заработать в двойне.

2. Некоторые пассажиры прибывают в аэропорт, регистрируются и даже сдают багаж, однако теряются в кафе или магазинах, в результате не приходят на посадку вовремя. Именно поэтому часто в аэропортах можно слышать объявления, когда сотрудники у выхода на посадку просят срочно явиться конкретных пассажиров по имени.

3. Из-за технических проблем или сложностей с ротацией воздушных судов авиакомпания может поставить на рейс меньшее воздушное судно, чем изначально планировалось. В результате возникает непредвиденный овербукинг, когда формально авиакомпания не продавала больше билетов, чем мест в самолете, однако не все пассажиры смогут улететь.

Что происходит в случае овербукинга?

Если авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете, а все пассажиры явились на посадку, авиаперевозчику дешевле пересадить пассажиров из эконом-класса в бизнес-класс, где могут быть свободные места, чем отказывать им в перелете. Именно поэтому некоторые путешественники могут сталкиваться с бесплатным апгрейдом (upgrade) в бизнес-класс у выхода на посадку.

В случае если мест нет ни в одном из классов, чтобы усадить всех пассажиров, представители авиакомпании могут объявить о поиске волонтеров, которые согласятся добровольно не лететь. Если же таких волонтеров не находят, авиакомпания может снять пассажиров с рейса по своему усмотрению.

Однако конкретная политика поведения при овербукинге зависит как от каждой конкретной авиакомпании, так и от персонала в конкретном аэропорту.

Если персонал одной авиакомпании действительно может искать добровольцев и сразу выплачивать компенсацию у выхода на посадку, то сотрудники другой могут снять лишних пассажиров по своему усмотрению, ничего не упомянув о положенной компенсации.

В таком случае пассажиру нужно быть готовым написать письменную жалобу в авиакомпанию и фиксировать все дополнительные расходы, например, на гостиницу и питание, если авиаперевозчик не предоставит полагающиеся по законодательству услуги на время вынужденного ожидания следующего рейса, чтобы потом можно было возместить потраченные деньги в претензионном порядке.

Овербукинг: почему в самолетах не хватает мест и как решить проблему

В авиакомпании могут заявить, что на рейсе больше нет свободных мест, и предложить полететь следующим. Почему такое происходит?

Нередко путешествия связаны с неприятными ситуациями и дополнительными тратами. Одним из ярких примеров является овербукинг: авиакомпания заявляет, что вы не можете лететь из-за отсутствия свободных мест. Почему пассажиры сталкиваются с овербукингом? И как избежать подобного инцидента? Рассказываем в материале РЕН ТВ.

Предновогодний “сюрприз”

В начале января пассажирка авиакомпании S7 Дарья Курынова сообщила, что купила билет на рейс в Самару 31 декабря, но не смогла улететь, потому что ей не хватило места. В S7 объяснили, что такая ситуация могла возникнуть из-за того, что на рейс забронировано больше пассажиров, чем мест в самолете.

“Это может произойти по разным причинам, например из-за технических сбоев в системе бронирования, из-за замены типа самолета или по другим причинам”, – заявили в компании.

В S7 заверили, что в подобных случаях эксперты проводят проверку и вносят необходимые корректировки, а также извинились перед Дарьей за инцидент.

Позднее сотрудники Западно-Сибирской транспортной прокуратуры начали проверку деятельности авиакомпании “Сибирь” (S7 Airlines) из-за систематических задержек рейсов и неоднократных отказов пассажирам в перевозке по причине отсутствия свободных мест. В прокуратуре подчеркнули, что только в 2021 году авиакомпания нарушила права не менее 30 пассажиров авиарейсов.

Лишние билеты

Зачастую авиакомпании продают больше билетов, чем реальных мест в самолете, для подстраховки. Ведь порядка 10 процентов мест порой остаются свободными, и, чтобы извлечь выгоду, на продажу выставляются лишние билеты.

“Не все люди приходят на регистрацию: кто-то опаздывает, кто-то отказывается лететь по каким-то причинам. Поэтому на каждый рейс всегда продается на трипять билетов больше, то есть так называемый безубыточный рейс”, – объяснил заслуженный пилот России, бывший летный директор “Внуковских авиалиний” Юрий Сытник.

Раньше, по словам пилота гражданской авиации Олега Башмакова, билеты продавались только в Центральной авиационной кассе, а сейчас билеты можно приобрести на разных ресурсах в интернете и этот процесс сложно проконтролировать.

“Есть основные агенты, которые закупают какой-то процент мест и потом их перепродают. А как это регулируется?” – отметил пилот.

Технические сбои

Вместе с тем столкнуться с овербукингом пассажиры могут из-за технических сбоев: проблемы с самолетом могут повлечь замену в самый последний момент. Соответственно, если другой самолет окажется меньше, то не всем пассажирам хватит мест.

“Самолеты даже одной конструкции, одного типа, могут иметь разное количество кресел. Например, должен был полететь А321, а полетел А320”, – говорит эксперт.

Погодные условия

Нередко самолеты заменяют в связи с погодными условиями. Например, по время снегопада, когда рейс задержался, самолет не вернулся, а вместо него пустили другой, свободный.

“Потому что или 200 человек будут ждать, или пять человек останутся и улетят в другой день. Ведь компании неинтересны эти пять человек, которые спешат, у которых есть дела, где-то родители ждут. Где вот эта сердечность? Где это отношение к людям, как это было когда-то, что каждый переживал за каждого и каждый мог войти в положение другого?” – подчеркнул Сытник.

Как не пострадать от овербукинга

Эксперты советуют регистрироваться на рейс онлайн и заранее. Тогда не нужно будет стоять в очереди и можно успеть занять место. Если стойки регистрации не избежать, то лучше приезжать в аэропорт пораньше.

Кроме того, специалисты рекомендуют сохранять посадочный талон при отмене или задержке рейса. На него должны поставить специальную отметку, которая впоследствии поможет получить компенсацию.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]