Что такое кибуц в Израиле: современное состояние и туристические маршруты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое кибуц в Израиле: современное состояние и туристические маршруты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Израильские кибуцы в теории.
Интересно, что идея их создания была принесена в Землю Обетованную с России, вместе с волной иммигрантов в период с 1904 по 1914 гг. Это было связано с серией жесточайших еврейских погромов, прокатившихся по всем губерниям Российской империи, и антисемитскими настроениями, преобладавшими в тогдашнем обществе. Переселенцы-энтузиасты взяли как шаблон, идеи европейских и русских революционеров-социалистов, дополненные духом национального возрождения, религиозной моралью и идеологией Аарона Гордона.
Что представляют собой кибуцы сейчас
После образования государства Израиль, движение поначалу замедлилось, а потом и вовсе пошло на спад, с начала нового тысячелетия, начало сокращаться и количество таких поселений. Молодёжь покидает кибуцы, переселяясь в города, получая престижную работу, но связи с ними не теряет, часть заработанных ими денег перечисляется общине. В представлении многих, кибуцы, это своеобразные трудовые лагеря, где установлена рабочая повинность и используются традиционные, «дедовские» методы обработки земли и выращивания урожая. Но это не так. Это достаточно развитые сельскохозяйственные предприятия, с современным оборудованием, проживанием в комфортных условиях, но по собственным укладам.
Заключение
Репатриация в Израиль — процесс очень сложный. Он может потребовать огромного количества документов, а также нередко бывает так, что требуются и материальные вложения. Не меньше требуется потратить на процесс оформления документов и времени — один только процесс доказательства наличия еврейских корней может занять немало времени и сил. Однако если поставить себе цель иммигрировать в Израиль — это возможно.
А вот попасть жить в кибуцы сложнее. Большинство из них закрыты для иммигрантов, и если туристов они на праздниках встречают радушно, то к новым жителям, приехавшим из другой страны, могут относиться настороженно. Это можно пояснить тем, что жители кибуц сложно принимают все новое и опасаются нередко, что иностранцы «принесут» с собой собственную культуру, уничтожая национальную культуру евреев. Впрочем, учитывая, что в современных кибуцах отсутствует нередко идеологическая составляющая, то переезд в такие поселения вполне возможен!
Политика и образование общин
Идейно общинное поселение было связано с сионистским движением, которое проповедовало «национальное возрождение» путем социальных преобразований. Они касались не только изменений в общественных отношениях, но и в поведении каждого человека.
Дегания не только положила начало кибуцному движению, но и стала оплотом формирования Ха-Шомер, организации еврейской самообороны, которая была создана специально для защиты всех поселений от враждебно настроенных арабов и бедуинов.
Основные законы и идеи общины были исследованы одним из членов Дегании О. Леблом еще в 1920 годы и до сих пор сохраняют свое значение. В эти годы также получил распространение язык иврит, на нем выпускались книги и газеты. Вторая аллия закончилась к началу Первой мировой войны.
Участие кибуцев в программе «Первый Дом на Родине»
Кибуцы Израиля для репатриантов делают многое. Значительная часть этих переселенцев сначала переезжает именно в такие коммуны. Людям, привыкшим к иному образу жизни и другому окружению, адаптироваться на новом месте достаточно сложно. Особенно непросто семьям с детьми, когда человек разрывается между необходимостью приспосабливаться к жизни в новой стране и заботой о близких, которым тоже необходимо адаптироваться. Именно для таких репатриантов в свое время и была создана программа «Первый Дом на Родине».
Особый настрой жителей кибуцев и специфическая форма общественной организации этих поселений помогают репатриантам значительно легче пройти адаптационный период. В последнее время в программу принимают и несемейных людей в возрасте от 28 до 45 лет.
Почему в Израиле новые репатрианты вынуждены первое время работать на рабочих специальностях
Все просто. Представьте себе свою нынешнюю работу. Представили? Теперь подумайте, смогли бы вы ее выполнять с той же эффективностью, если бы не знали языка, на котором сейчас общаетесь. Ну как?
В любой стране мира человек, не знающий местного языка, ограничен в своих возможностях по трудоустройству на специальности, требующие общения.
Причем в Израиле ситуация куда проще, чем во многих других странах. Здесь подавляющее большинство населения знает английский. Много русскоязычных (процентов 25-30, наверное). Страна настолько пестрит выходцами из всех уголков мира, что здесь очень терпимо и даже тепло относятся к тем, кто только осваивает иврит и говорит с ошибками. Здесь можно найти работу в русскоязычной, в англоязычной компании. А также в ивритоязычной, если ваш иврит еще далек от идеала. 🙂
Пока ваши возможности общения с работодателем, коллегами, клиентами малы, вы можете работать только на простых, не требующих разговоров специальностях. То есть для вас доступны рабочие места у конвеера, на упаковке, сортировке и тому подобный физический монотонный труд. Который (смотрите выше пункты 2 и 3) весьма уважаем и нормально оплачивается.
Не зная необходимого языка, вы НЕМОЙ. Приходится отложить до поры до времени свой набор дипломов о высшем образовании и опыт работы директором (дизайнером, продавцом, врачом, юристом, бухгалтером, …). Прежде чем занять приличествующую должность, вы идете на языковые курсы и учитесь разговаривать, параллельно работая на какой-нибудь фабрике (например, разливая по банкам кокосовое масло). Это очень раскрывает мозг, бодрит и возрождает к новой жизни. 🙂
Наша самая первая (“подготовительная”) работа в Израиле
Мы репатриировались в Израиль три с половиной месяца назад. По программе “Первый дом на родине” поселились в кибуце Эйн-А-Шофет. Ближайший к нам город – хайтековский Йокнеам Илит (местная “Силиконовая долина”). До него 9 км. До Хайфы – 25 км. До Средиземного моря – 20 км.
На работу мы устроились сразу же по приезду.
Первой (временной) была работа на фабрике по расфасовке продуктов питания неподалеку от Эйн-А-Шофета. Пошли туда, чтобы не простаивать, пока найдем работу по душе в кибуце.
Израильские кибуцы: что это такое
Изначально израильские кибуцы представляли собой сельскохозяйственные коммуны. Это — небольшие сообщества, где каждый из членов выполняет определенную, предписанную ему работу. Деньги члены кибуца не получают, но взамен могут пользоваться абсолютно всеми благами, которые предоставляет им кибуц. Отсутствие прямого денежного оборота — это именно то, что радикально отличает кибуцы от множества других подобных сообществ. Кибуцы могут быть общинными (это традиционная форма), обновленными, а также городскими. Помимо этого, кибуцы могут быть как религиозными, так и нерелигиозными. Впрочем, синагоги пристуствуют в каждом кибуце. Организация кибуцев представляет собой нечто вроде модели коммунизма, реализация которой оказалась возможна благодаря небольшому размеру сообществ, а также слаженной работе их членов. В некоторых случаях, члены кибуцев могут получать часть денег на руки — чтобы иметь возможность что-либо покупать вне территории кибуца. Само собой, в функционировании кибуцев не обходится и без проблем, например, довольно часто актуализируется квартирный вопрос. Тем не менее, желающих попасть в кибуц всегда хватает.
Попасть в кибуц: как это возможно
Если вы хотите попасть в кибуц, то вам придется пройти несколько этапов на этом пути, но все возможно: главное — захотеть. Всего в Израиле, в настоящее время, функционирует более двухсот пятидесяти кибуцев. Для начала, вам следует выбрать те кибуцы, которые интересуют вас более всего, взвесив все плюсы и минусы, за и против, а также собрав все необходимые преимущества, принципиальные для вас.
Вы подаете заявку в секретариат со всеми необходимыми документами, затем вы три года числитесь как кандидат в члены кибуца: это своего рода испытательный срок. Уже после этого, ваша кандидатура одобрится или не одобрится на собрании кибуца.
Роль в истории Израиля
Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами активистов заселения за границей, создали в Земле Израильской высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжёлые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооруженных нападений соседей-арабов. Однако сплочённость коммун, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьёзный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, мошавам).
Когда вследствие арабских беспорядков (1936-39) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, кибуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (стена и башня). В 1936-47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцев. Кибуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в 1943 году.
Виды кибуцев
Вслед за изменениями в обществе и изменением разных законов, затрагивающих существование кибуцев, их уклад и формы их участия в экономике Израиля, с 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трёх следующих статусов:
- общинный кибуц (традиционная форма);
- обновленный кибуц (только частичное обобществление);
- городской кибуц.
Матерь кибуцев
Несмотря на попытки удержаться в рамках социалистических идей, за последние годы кибуцное движение стало более капиталистическим и религиозным. Но в то же время кибуцы для израильтян остаются символом народного подвига. Именно эти сады в пустыне были фундаментом государства Израиль. Дгания-Алеф, самый первый кибуц, начал свой путь в 1910 году. И до сих пор при любой перемене ветра все взгляды устремляются к нему — выстоит ли, выдержит ли давление современного мира идея столетней давности?
Кибуцы в Израиле
Некоторые считают, что коммуны — это утопия, несбыточная мечта. Ведь чтобы общество функционировало, ему нужна жесткая рука государства. В сегодняшней статье мы расскажем об истории кибуцев, как в них живут сейчас, их плюсы и минусы. Дочитайте статью до конца и сделайте свой вывод: коммуны умирают или же несбыточная мечта воплотилась где-то в уголках Израиля.
История кибуцев
Чтобы сложилась полная картинка о том, что такое кибуцы, откуда и зачем они появились, как развивались и как живут сейчас, следует начать с их истории. Если она вам неинтересна, можете пропускать этот блок и переходить к следующим частям.
История зарождения общины, как ни странно, началась в России. В период с 1904 по 1914 годы в Российской империи преобладали антисемитские настроения, проходили массовые насильственные акции против евреев и их религии. Все это вызвало большой поток иммиграции евреев, часть которых позже и обосновала кибуцы.
Аарон Гордон оказал большое воздействие на развитие идеологии. Он считал, что именно сельскохозяйственный труд станет залогом возрождения еврейского народа на исторической родине. Эмигранты-евреи подхватили эту идею и стали ее реализовывать.
Так и начала формироваться община, которая связывает людей схожими взглядами и ценностями. Первая община была создана в 1909 году на территории Палестины. Изначально коммуна называлась «кибуц Дгания».
Строй кибуца можно было назвать в шутку первобытно-общинным: там пользовались общими орудиями труда, все были заняты на сельскохозяйственных работах и делили урожай поровну. У них даже сложились характеристики коммуны:
- общее имущество, которое доступно для всех поселенцев;
- отказ от наемной работы;
- равенство в социуме и на работе.
Однако основатели коммуны столкнулись с проблемами. Земли, которые они выкупили, оказались неплодородными. Да и климатические условия только ухудшали ситуацию. Поэтому евреи, которые хотели присоединиться, проходили жесткий отбор. Его проводила Всемирная сионистская организация. Житель коммуны должен был быть здоровым, физически подготовленным, отличаться устойчивым характером и настроем, так как за тяжелую работу жители не получали никакую награду.
Первая община была создана в 1909 году на территории Палестины
Физическая сила нужна была, чтобы возделывать почву: на ее обработку у первых жителей уходили годы. Без хорошего здоровья мало кто выдержал бы такое скудное питание: прокисшие каши, неочищенное растительное масло и консервы, иногда не хватало даже воды. Моральный настрой был важен, чтобы вытерпеть спартанские условия проживания и продолжать верить в идеологию.
Еще одна проблема, с которой столкнулись переселенцы — соседство с арабами и турецкими правителями. С ними периодически происходили стычки. А так как жители коммуны находились вдали от городов, рассчитывать приходилось только на самих себя.
Несмотря на все трудности, община продолжала расти. В первом десятилетии существования появились 8 кибуцев. В общей сложности — 288 человек. К 1948 году число кибуцев увеличилось до 176, а количество жителей возросло до 47 400.
В конце 40-х годов рост коммуны замедлился, так как 14 мая 1948 года образовалось государство Израиль. Еще в 1947 году в ООН приняли решение о разделе Палестины на еврейскую и арабскую части. Кибуцы стали основой для формирования Израиля: обеспечили его сельхозпродукцией и помогли отстоять независимость государства.
Правила общины
Если вы планируете поселиться в кибуцах Израиля, важно знать их правила. Они регулируют их собственную политику и отношения между жителями. Не зная этих правил заранее, вам может не понравиться жизнь в коммуне, кроме того, вы можете вызвать неодобрение соседей.
Вот основные правила:
- каждый должен принимать участие в коллективных работах, кроме детей и стариков;
- пожилые люди живут за счет трудоспособных участников, так как пенсионеры уже сделали вклад в развитие поселения;
- дети жителей кибуцев до совершеннолетия получают образование и все необходимое за счет всей коммуны;
- женщины после достижения совершеннолетия должны участвовать в развитии общины, однако они могут быть заняты только на легких работах;
- распределение и организация труда действует на принципах самоуправления;
- каждый член общины может рассчитывать на равные права, условия жизни и медицинское обслуживание;
- жизнь поселенцев подчинена строгой дисциплине;
- все жители свободны в части вероисповедания и политических убеждений;
- все производственные, бытовые, организационные, просветительные и материальные вопросы решаются сообща.
Эти правила были разработаны еще в 20-х годах прошлого столетия. Есть коммуны, в которых до сих пор их придерживаются, в других их соблюдают, но только частично.
Узнайте свои шансы на получение гражданства Израиля!
Ответьте на 4 простых вопроса в тесте и получите бесплатную консультацию специалиста по гражданству
Также действуют религиозные коммуны. В них принимают только представителей своей религии. Там обязательно посещение синагоги, да и на быт жителей большое влияние оказывает традиционный уклад. Поэтому, прежде чем поселиться в кибуце, убедитесь, что моральные нормы и ценности, по которым живут поселенцы, схожи с вашими.
На консультации в центре «Герцль» мы расскажем все о процессе репатриации на Святую землю: как найти доказательства еврейского происхождения, пройти проверку в консульстве и получить документы в Израиле. Мы также помогаем нашим клиентам и после получения гражданства в решении любых возникающих вопросов. Для записи на консультацию звоните по телефону 8 (800) 600-34-42.
Как живут сейчас
Теперь давайте вернемся в наше время и посмотрим, каково жителям общины сейчас. В 2021 году насчитывается около 274 общин и более 115 500 жителей в них.
Кибуцы в 2021 году — это развитые сельскохозяйственные предприятия с современным оборудованием, проживанием в комфортных условиях, но с собственным укладом.
Сейчас существует три вида общественного устройства кибуц:
- традиционная;
- городская;
- сочетающая общественную и частную собственность.
Немного видоизменились характеристики и правила общины Израиля. Как мы и говорили, в каждом кибуце действуют свои нормы. В 2021 году преобладают следующие:
- услуги предоставляются по номеру члена кибуца, ему соответствует индивидуальный счет;
- коммуны могут быть религиозными и нерелигиозными;
- отсутствует контроль за тем, что делает человек в своей жизни, семье, доме;
- управление передано в руки общего собрания — действует принцип самоуправления.
Законы внутри общин могут доминировать перед общегосударственными. Например, в некоторых кибуцах люди работают по 12 часов в день, а дети начинают трудиться с 12 лет.
В кибуцах любят и всегда отмечают детские праздники. Практически все жители водят своих малышей в детские сады. Там они дышат свежим воздухом, общаются друг с другом, развиваются, учатся новому.
Подростки ходят в школу на территории коммуны. Но чтобы получить высшее образование, им придется покинуть общину
Подростки ходят в школу на территории коммуны. Но чтобы получить высшее образование, им придется покинуть свою семью, общину и поступить в любой израильский или зарубежный вуз. Как мы уже писали в правилах в предыдущем разделе, образование своих членов оплачивает община. После окончания учебы студенту не обязательно возвращаться. У него есть возможность построить свою жизнь за пределами кибуцев. Также дело обстоит и после армии: молодые люди могут не возвращаться после службы.
Иногда молодежь решает поселиться в городе, и чтобы не терять связь с общиной, перечисляет ей часть своей зарплаты.
Жители общины живут в отдельных домах или квартирах. Взрослые возделывают поля, работают на предприятиях или трудятся в городских заведениях: в ресторанах и больницах, на фабриках. Во втором случае все заработанные деньги перечисляются в общественную кассу.
Из этой общественной кассы оплачивается содержание территорий, коммунальные услуги и другие обязательные платежи. Остаток средств распределяют между членами общины. Как правило, поселенцам выделяется небольшая часть на карманные расходы или ссуда. В большинстве же случаев покупки можно записать на счет общественной кассы, а наличными или кредитными картами жители пользуются очень редко.
Раньше в кибуцах в принципе отсутствовал денежный оборот. Однако с развитием общества жители коммуны пришли к выводу, что деньги все же нужны: на электричество, современные технологии для обработки земли, оплату налогов за каждого жителя и т. д.
Также с появлением товарооборота остались общие столовые и прачечные, которыми пользуются по желанию. Кроме того, в общих столовых члены кибуца отмечают праздники. Но в основном каждый сам решает, чем ему питаться в собственном доме: фастфудом из ближайшего города или зерновыми культурами, которые вырастила община. Поначалу такая самостоятельность создавала ряд проблем: пожилые люди уже не могли сами о себе позаботиться, а молодые — еще не научились.
На данный момент практически исчезла идеологическая составляющая общества кибуцев. Их жители пользуются всеми благами цивилизации: кто-то уезжает, на их место приезжают иностранцы или люди другой веры. Из коммун, где все едино (и труд, и деньги, и мировоззрение), они постепенно превращаются в современные общества, где у каждого свои финансовые средства, цели и ценности.
Кибуцы в Израиле в 2022 году: традиции и инновации
Кибуц – это уникальный вид сельскохозяйственной общины, своеобразная визитная карточка Израиля. Высокий уровень жизни, социальный престиж, взаимопомощь и поддержка, уверенность в завтрашнем дне – все это обеспечивают членам своей общины кибуцы в Израиле.
Общество социальной справедливости
В начале ХХ века многие еврейские репатрианты мечтали о создании общества социальной справедливости и были готовы на любые лишения, чтобы воплотить эти мечты на практике.
Первый кибуц создали переселенцы из Российской империи в 1909 году. Им пришлось столкнуться с огромными трудностями, но благодаря упорству, взаимовыручке и хорошей организации труда юные идеалисты преодолели все невзгоды и сделали то, что ранее считалось невозможным: создали в безводной пустыне передовое сельскохозяйственное производство.
Опыт новаторов взяли на вооружение другие переселенцы. К началу Первой мировой войны в стране было 8 кибуцев, к моменту обретения Израилем независимости – более 170, в 80-е годы ХХ века – более 250.
Благодаря кибуцам в стране в сравнительно короткие сроки было создано высокопродуктивное сельское хозяйство. Государство Израиль смогло не только обеспечивать собственное население продовольствием, но и экспортировать сельхозпродукцию.
Не все кибуцы были сельскохозяйственными. В первой половине ХХ века организовывались также рабочие коммуны. В наши дни кибуцы трансформировались в соответствии с новыми экономическими реалиями, и сейчас лишь часть из них специализируется на сельском хозяйстве. Есть общины, которые совмещают труд на земле с выпуском промышленных товаров и даже инновационными научными разработками. Некоторые коммуны полностью перешли на работу в сфере туризма, есть также городские кибуцы.
Первоначально главным законом коммун было равенство. Частной собственности и права наследования не существовало, земля, дома и все средства производства принадлежали общине, все важные решения принимались коллегиально. Жители кибуца питались в общих столовых и получали одинаковую зарплату независимо от качества выполняемой работы, а для поездок в город брали общественные автомобили.
Сейчас многие общины изменили правила: земля и средства производства остались общественными, но жители кибуцев могут иметь в частной собственности дома, машины и бытовую технику, а зарплата стала дифференцированной.
Рассуждая о том, что такое кибуц в Израиле, многие жители постсоветских стран сравнивают коммуны с советскими колхозами. Но это не совсем корректно: кибуцы были добровольными объединениями граждан, в то время как колхозы возникли под мощным давлением государства и все аспекты жизни и работы в них жестко контролировались.
Пройдите социологический опрос!
Современные израильские коммуны – это высокотехнологичные предприятия с высокой эффективностью производства.
В стране 274 кибуца, в которых проживает менее 2 % ее населения, но при этом коммуны производят до 40 % сельскохозяйственной продукции Израиля.
Например, Кибуц Йотвата получает самые высокие в мире надои молока и обеспечивает качественными молочными продуктами почти половину израильского рынка. Кроме того, в Йотвате разводят и выпускают в заповедник Хай-Бар животных вымирающих и исчезающих видов.
Кибуц Sde Eliahu известен уникальными экологическими разработками, не имеющими аналогов в мире.
Условия проживания в кибуцах Израиля формируются внутренними законами, которые превалируют над общегосударственным законодательством. Степень религиозности общин различается, но в большинстве коммун до сих пор действует 12-часовый рабочий день и дети принимают участие в общественном производстве с 12 лет.
Уровень жизни и социальной защищенности в общинах очень высокий. Качество образования в детских садах и школах кибуцев выше, чем в целом по стране. Молодежь обучается в любых вузах Израиля и за рубежом до статуса бакалавра на средства коммуны.
После службы в армии молодые люди имеют право выбирать – остаться им в кибуце или уехать. Лечение в любых клиниках страны полностью оплачивает кибуц. Пенсионеры живут безбедно и обеспечиваются всей необходимой социальной и медицинской помощью.
Вступить в кибуц может любой гражданин Израиля в возрасте до 35 лет. Испытательный срок составляет 1 год, после чего решение о приеме выносится старейшинами.
В число явлений, которые в кибуцах можно назвать уникальными, входят архитектура (особая разновидность конструктивного функционализма зданий и их пространственной планировки), а также обширный список технологических разработок.
Например, в кибуце Изреэль был создан робот для чистки бассейнов, который сейчас используется во всем мире. В кибуце Хацерим был изобретен метод капельного орошения. Кибуц Лохан известен как одна из лучших эко-деревень мира. В кибуце Дан выпускаются автоматизированные системы контроля солнечных панелей.
Для знакомства с социальным и технологическим опытом кибуцев ежегодно приезжают волонтеры из разных стран.
Репатриация
Репатриация – это возвращение людей определенной национальности или имеющих этнические корни на историческую родину. Репатриация в Израиль носит название «алия». Евреи активно переселялись на землю пращуров с начала ХХ века – вначале из США, Российской империи и Европы, позже из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Последняя большая волна репатриантов хлынула в страну с территории Советского Союза после его распада. Государство поддерживает репатриантов и предоставляет им разнообразные льготы, но для приезжих, воспитанных на русских и постсоветских традициях, адаптация в Израиле часто оказывается нелегким процессом. Кибуцы принимают участие в программах, которые помогают переселенцам из других стран ассимилироваться в израильское общество.
О том, как сегодня разрешается вопрос о репатриации, какая помощь при этом оказывается государством и о других важных вопросах темы расскажет статья “Алия 2022 : все самое важное о репатриации в Израиль“.
Программа «Первый дом на родине»
«Первый дом на родине» – программа экономической и социальной поддержки, которую проводят кибуцы Израиля для репатриантов. Значительная часть переселенцев начинает жизнь на новой родине именно в сельскохозяйственных коммунах, и это значительно ускоряет и облегчает приспособление к непривычным условиям.
Кибуцы по программе в Израиле принимают семьи с детьми и одиноких репатриантов в возрасте 28-45 лет. Первый этап адаптации продолжается 6 месяцев.
Переселенцам предоставляется квартира с льготами по оплате (учитывая высокие цены на аренду жилья в Израиле, это существенное подспорье). Они проходят 5-месячный курс изучения иврита с погружением в языковую среду и принимают участие в культурных мероприятиях коммуны.
Переселенцы могут устроиться на работу в кибуце или ближайшем населенном пункте. Детей устраивают в образовательные учреждения общины – ясли, детский сад или школу. Там они ежедневно находятся до 16.00 и даже на каникулах занимаются в кружках и секциях, не требуя заботы родителей.
Медицинское обслуживание неработающим переселенцам первые 6 месяцев предоставляется бесплатно.
В дальнейшем время проживания в кибуце на льготных условиях можно продлить еще на полгода – пока не закончится срок выплаты государственной субсидии. Но около 50 % репатриантов остаются в кибуце еще на год и более на условиях временных жителей, арендующих жилье и услуги.
Заключение
Кибуцы – уникальная разновидность коммун, жизнь в которых строится на принципах социальной справедливости. Жители кибуцев занимаются сельским хозяйством, высокотехнологичным производством или обслуживанием туристов. Жизнь на природе, взаимопомощь, социальная защищенность, бесплатное образование и медицина – список преимуществ, которыми пользуются члены кибуцев, достаточно велик.
Кибуцы в Израиле: условия проживания в 2022 году, отзывы
Идеи социалистического равенства владели обществом в начале прошлого века. И Россия стала одной из немногих стран, решившихся на изменение строя и жизненного уклада. После образования государства Израиль, именно из России приехали молодые евреи, решившие на новой земле воплотить в жизнь идеи социализма. Так возникли уникальные общественные поселения – кибуцы. С тех пор прошло почти полтора века. Однако интерес к этим коммунам не только не пропал, но и активно возрастает. Многих иностранцев волнует, как сегодня живут члены кибуци в Израиле.
Кибуцы на карте Израиля
С начала прошлого века количество кибуцев на территории Израиля выросло многократно. В 1910 году выходцы из России организовали всего одну коммуну, члены которой стремились на практике реализовать идеи всеобщего равенства. Успешный опыт подстегнул дальнейшее развитие движения. Общины начали возникать по всей стране.
Уникальность сочетания религии, социалистических идей равенства и капиталистического способа зарабатывания на жизнь неустанно привлекают внимание к этим поселениям со стороны иммигрантов. Многие возвращенцы желают начать свою жизнь в стране именно с такой коммуны. Поэтому число поселений неустанно растет.
На карте хорошо видно, сколько кибуцев в Израиле существует на сегодняшний день. По официальным данным на 2019 год он насчитывает на своей территории 267 коммун. Эти общественные поселения можно встретить практически в каждой части страны.
Место расположения во многом влияет на вид деятельности объединения. Раньше основным направлением было сельское хозяйство, поэтому израильские кибуцы сравнивались с советскими колхозами. Но сегодня члены общин зарабатывают не только выращиванием фруктов и овощей, они активно развивают туризм и даже управляют серьезными промышленными предприятиями.
Как попасть в кибуц в Израиле русскому?
Начиная с 1990 года в Израиле действует программа адаптации для репатриантов. Благодаря государственной инициативе агентство «Сохнут» предлагает вновь прибывшим в Израиль воспользоваться предложением «Первый дом на родине». Суть его состоит в том, чтобы обеспечить переселенцам максимально комфортное вхождение в общество.
Для русских, украинцев и других репатриантов из бывших стран СНГ участие в программе оборачивается возможностью не заботиться о жилье и быте в первое время после переезда, а посвятить себя изучению иврита. Такие условия предоставляет возвращенцу кибуц. Жить на его территории и пользоваться всеми благами коммуны можно первые полгода жизни в Израиле. В это время кибуц берет на себя все заботы о новом члене общества. По желанию переселенца время проживания в коммуне можно продлить еще на 6 месяцев.
Планируя переезд из России в Израиль, будущие граждане страны могут сами выбрать подходящий для проживания кибуц из списка, который предоставляет агентство «Сохнут». Он может располагаться, как на юге, так и на севере Израиля. Регион своего проживания в стране репатриант имеет возможность определить самостоятельно.
Участники программы могут воспользоваться следующими благами:
- Отдельная жилплощадь с мебелью и техникой;
- Прохождение курса иврита в ульпане;
- Детский сад, школа для детей;
- Бесплатное медицинское обслуживание;
- Магазины с дешевыми продуктами и столовые с недорогим питание;
- Экскурсии, праздничные и культурные мероприятия;
- Помощь в поиске работы.
Еще одним способом попасть в кибуц является туристическая поездка. Многие россияне интересуются жизнью на Ближнем Востоке, а кибуцы позволяют не только окунуться в атмосферу современного еврейского общества, но и предоставляют возможность заниматься популярным сегодня эко-туризмом или воспользоваться отдыхом на побережье Мертвого моря и спа-процедурами. Правда, такие визиты носят кратковременный характер, но дают возможность изучить внутреннее устройство коммуны.
Популярностью у россиян пользуются и обычные экскурсии, которые организуют многие кибуцы. Например, поселение Йотвата, расположенное на границе с Иорданией, на юге пустыни Арава. Эта коммуна сегодня представляет собой крупнейшую в стране молочную ферму, поставляющую на рынок 60% от общего объема продукции.
Во время экскурсии посетители могут:
- ознакомиться с внутренним устройством и работой фермы;
- Посетить местный зверинец с травоядными и хищными животными;
- Погулять по заповеднику;
- Увидеть развалины древнеримской крепости;
- Поучаствовать в мастер-классе по изготовлению мороженого.
Жизнь в кибуцах Израиля
Жизнь в кибуцах разительно отличается от жизни остальной части страны. Можно сказать, что эти израильские кооперативы представляют собой сохранившиеся с прошлого века островки социализма. Члены кибуцев и сегодня придерживаются основных законов и правил совместного проживания:
- Общественное управление;
- Коллективный труд, направленный на развитие и преумножение общественного блага;
- Равность прав и условий жизни;
- Равное распределение материальных благ между членами общины;
- Свобода религиозных и политических взглядов;
- Обучение детей в школах и высших учебных заведениях за счет кибуца;
- Бесплатное медицинское обслуживание;
- Полное пожизненное обеспечение пожилых членов коммуны.
Все члены общества живут в отдельных домах или квартирах. Дети посещают детские сады и школы. Подростки имеют возможность за счет коммуны обучаться в израильских университетах или получать дипломы иностранных учебных заведении. При этом кибуци не требует обязательного возвращения студента в поселение.
Взрослые члены общины могут возделывать поля или работать не только на предприятиях внутри колхоза, но и трудиться на городских предприятиях, ресторанах, больницах. Однако, если работник является членом кибуцы, вся его зарплата подлежит перечислению в общественную кассу.
Из общих средств оплачивается содержание территорий, коммунальные услуги, производятся другие общественно важные платежи. Остаток средств распределяется между членами коммуны. Чаще всего, жители кибуцы не используют на территории кредитные карты или наличные деньги. Любые покупки можно записать на счет. Из кассы выделяются лишь суммы на карманные расходы или одобренные обществом ссуды.
Временно проживать на территории кибуцы могут лица, не имеющие гражданского статуса, но стать полноправным членом общины может только гражданин Израиля. При этом одного желания претендента мало. Членство утверждается общим собранием жителей коммуны.
Условия жизни в кибуцы на сегодняшний день во многом зависит от выбранной им форсы общественного устройства:
- Традиционная;
- Сочетающая общественную и частную собственность;
- Городская.
Но, независимо от формы устройства, уровень жизни в кибуцах достигает высокого уровня.
Отзывы о кибуцах Израиля
Все израильские кибуцы разные. Они отличаются между собой:
- Климатическими условиями;
- Территорией;
- Формой управления;
- Величиной капитала.
По отзывам жителей коммун и туристов список лучших кибуцев выглядит следующим образом:
Сдот Ям. Один из богатейших кооперативов, имеющий капитал 3,4 млрд. шекелей. Расположен на берегу средиземного моря. Основной доход приносят дивиденды по акциям завода по производству искусственного мрамора. Жители кибуца заняты в сфере рыболовства, сельского хозяйства, управления туристическо-гостиничным бизнесом.
Хацерим. Состояние этой общины оценивается в 1,25 млрд. шекелей. Кибуц основан на юге страны. Зарабатывает на водной промышленности, владеет акциями предприятия по выпуску оросительных систем «Нетафим». Жители занимаются выращиванием и экспортом сельскохозяйственных культур.
Мааган Михаэль. Находится на побережье Средиземного моря. Имеет капитал в 835 млн. шекелей. Жители общины заняты разведением и реализацией различных пород промысловой рыбы.
Йотвата. Колхоз на юге пустыни Арава располагает состоянием в 700 млн. шекелей. Является крупнейшим поставщиком молочной продукции в стране.
Изреэль. Расположен на севере страны, в Изреельской долине. Владеет капиталом в480 млн. шекелей. Жители кибуца заняты птицеводством, животноводством. Кроме того, община владеет швейной фабрикой и заводом по производству фильтров для бассейнов «Митроникс».
Рамат Йоханан. Находится в северной части страны, вблизи Хайфского залива. Состояние кибуца составляет 250 млн. шекелей. Основной доход община получает от выращивания мандаринов и авокадо, а также от деятельности завода «Пальрам», специализирующегося на выпуске изделий из пластика.
Оксана поделилась своими впечатлениями от экскурсии по кибуцу Йотвата: «Это было неожиданно и безумно интересно. Своими глазами я увидела воплощение идей коммунизма, хотя ожидала попасть в обычный советский колхоз. Огромная территория, плантации финиковых пальм, чистая и ухоженная молочная ферма. Вокруг доброжелательные люди и ощущение спокойствия и комфорта».
Юля и Николай приехали в Израиль по программе «Первый дом на родине» и поселились в кибуце Гева: «Мы живем здесь уже 9 месяцев. Ребенок ходит в детский сад, а мы с мужем старательно изучаем язык. Мы очень рады, что воспользовались программой. В кибуце нас все опекают, помогают во всем. Очень доброжелательные соседи, я чувствую, как мой иврит улучшается при общении с ними».
Ольга с семьей приехала в качестве репатрианта в кибуц Эйн Ашофет: « Для меня переезд в кибуц – скорее плюс, чем минус. Я получила жизнь на природе, возможность сэкономить на переезде в другую страну, мягкую эмиграцию, спокойствие и безопасность, погружение в языковую среду, возможность изучить традиции и культуру Израиля».
Николай с супругой начали свою жизнь на израильской земле с кибуца Изреэль: «Мы прожили год в кибуце. Он помог нам адоптироваться в новом для нас обществе. Кибуц отлично подходит тем, кто не рискует броситься головой в чужую среду, а хочет совершить мягкую посадку без лишних стрессов и волнений. Теперь мы выучили язык и переехали в город, потому что оказались не готовы к уравнительной системе распределения доходов. Мы готовы работать и знать, сколько мы действительно стоим».
Александр поделился впечатлениями от туристической поездки в кибуц Эйн-Геди, расположенный на берегу Мертвого моря: « Мы приехали в кибуц и поняли, что попали в Эдем. Сравнить его можно с колхозом-миллионером, в котором жителям предоставляются бесплатные коттеджи на берегу моря. Вокруг ущелья, заповедник и заросли экзотических тропических растений. Зашли в магазин в поисках продуктов и были поражены, насколько цены ниже тех, к которым мы привыкли в Иерусалиме. Жаль, что жителем этого рая может стать только гражданин страны, потому что у нас возникло стойкое желание остаться там навсегда».
Заключение
Кабуци в Израиле остаются уникальными поселениями, которые уже почти полтора века придерживаются социалистических принципов общественного труда и равного уровня жизни всех членов коммуны. Члены кибуцы не волнуются о завтрашнем дне, пользуются благами коллективных доходов и высокого уровня жизни. Поэтому многие репатрианты, планирующие начать свою жизнь в Израиле с этой общины, активно интересуются условиями проживания в 2022 году.
Кибуц в Израиле
Для большинства обывателей понятие кибуц в Израиле отождествляется с понятием колхоза в СССР. На самом деле сходство лишь частичное.
Само слово «кибуц» происходит от слова «квуца» – группа.
Все имущество коммуны принадлежит ее членам, а не государству. И хотя для большинства кибуцев основная сфера деятельности связана с сельским хозяйством, современный кибуц это группа энтузиастов, членов которой объединяет желание жить по своим, особым правилам, отличным от устоявшихся канонов городской жизни. Выбор направления производства товаров или услуг тоже определяется самостоятельно.
Помимо кибуцников в общине могут проживать и работать волонтеры и наемные рабочие из разных стран. Им есть чему поучится у израильтян. По прошествии какого то времени волонтеры увозят с собой на родину israel experience, израильский опыт.
Часто население кибуца составляет всего 50 – 100 человек. В Элифазе проживают всего 20 семей. Но возможность самим определять свой жизненный уклад в быту и направление в работе, многократно умножают потенциал коммуны. А общность, близких каждому из кибуцников целей и интересов, самореализация позволяют добиться впечатляющих успехов. Примеров тому множество.
Новым репатриантам, приезжающим в Израиль по программе “Первый дом на Родине”, кибуцы помогают адаптироваться в новой, незнакомой стране. Для них открыты курсы по начальному изученю иврита – ульпаны.
Многие известные в Израиле люди провели детство и юность в кибуце. Среди них много высокопоставленных военных.
Актриса Сигурни Уивер (х/ф “Чужие”) , легендарный гитарист Боб Дилан (Аллен Цимерман), вокалист Duran Duran, Саймон Ле Бон в различные периоды своей жизни тоже жили в кибуцах.
На современном рынке товаров и услуг трудно найти свою нишу, а тем более составить достойную конкуренцию всемирно известным производителям. Однако многие кибуцы, даже пережив не раз трудные времена, сегодня лидируют в своей сфере. Так, овощи и фрукты, выращенные в жарком и засушливом климате пустыни Израиля без применения вредных химических удобрений, можно найти в супермаркетах многих стран мира.
В начале кибуцного движения члены коммун страдали от болезней и тяжелого труда. При этом они находились в тяжелом материальном положении. Не хватало даже еды и одежды. Для поездки в город на складе хранились всего несколько комплектов приличной одежды и обуви.
Но трудности были не только в быту. Кибуц Хацерим 50 лет назад, оказавшись в тяжелом экономическом положении из-за неплодородной почвы, не сдался. Положение было настолько серьезным, что поднимался вопрос о перенесении всего поселения в другое место. Благодаря упорству кибуцников Хацерим сегодня имеет птицеферму, плантации, разводит скот и производит оборудование для полива. Населяют коммуну около 1000 человек. Именно Хацерим стал полигоном для испытаний первых разработок капельного орошения компании «Нетафим».
По оценкам журнала Forbesего его сегодняшний капитал составляет 1,25 млрд шекелей!
И это далеко не единственный преуспевающий кибуц в Израиле.
Состояние кибуца Сдот-Ям, занимающегося производством мраморных плит, – 3,4 млрд шеек.
Мааган-Михаэль – 835 млн. шекелей. Владеет заводом Пальсан, работает в сфере водных технологий.
Йотвата – 700 млн шекелей. Выпускает молочные продукты.
Изреэль – 480 млн шек.
Рамат – Йоханан – 250 млн шек.
Мааварот – 240 млн шек.
Ревивим – 230 млн шек.
Шамир – 227 млн шек.
Саса – 220 млн шек.
Объединение кибуцев Израиля владеет частью активов компании «Тнува», монополиста на рынке молочных продуктов Израиля.
Всего за несколько десятилетий упорного труда энтузиастов и применения передовых технологий пустынные земли превратились в процветающие хозяйства с миллионным оборотом.
Известно, что около 60% территории страны Израиль занимают каменистые безжизненные земли пустыни Негев. Раскаленный воздух в течении 5 – 6 месяцев в году, нехватка воды, низкая влажность воздуха вот примерное описание климата юга Израиля. Не редки случаи вторжения полчищ саранчи с Синайского полуострова.
Тем не менее, на карте Вы легко найдете кибуцы в долине Арава, у самой границы с Иорданией, вдоль шоссе № 90, связывающего центр страны с курортным городом Эйлат.
Основная стратегия кибуцев юга Израиля – повышение урожайности при снижении затрат на электроэнергию, орошение и расход воды, производство электроэнергии альтернативными методами, сокращение ее расходования.
Эйлот, Элифаз, Йотвата, Грофит, Кетура, Яель, Лотан, Самар, Неот Смадар представляют собой зеленые оазисы посреди безжизненной горной пустыни.
Добиться такого успеха в немалой степени позволяют достижения в области капельного орошения компании Нетафим. Ее разработки систем и технологии полива известны далеко за пределами Израиля. Производством этого оборудования занимаются тоже кибуцы – Магаль, Йифтах и Хацерим.
Современные разработки компании “Нетафим” очень надежны, экономичны и стабильны в работе. Капрельницы имеют систему самоочистки, обеспечивают равномерность подачи воды при различном давлении на входе.
“Нетафим” производит трубы, коннекторы, фитинги, капельницы и капельные линии, спринклеры, эмиттеры, системы водоснабжения и дозирования, оборудование для теплиц и аквариумов, фильтры, клапаны, счетчики воды, устройства автоматики, средства для управления и мониторинга процесса.
Эта продукция активно используется в сельском хозяйстве, теплицах, ландшафтном поливе и горнодобывающей промышленности.
Помимо передовых технологий орошения в кибуцах юга Израиля очищают и применяют для полива воду, используемую для бытовых нужд. Очистка происходит естественным образом с помощью прудов и насаждений тростника. Очищенную воду используют для полива финиковых пальм.
В кибуцах выращивают финики, помело, бананы, дыни, авокадо, манго, чеснок, гранат, картофель, цитрусовые и даже цветы – розы, лилии, тюльпаны.
Интересен способ выращивания клубники в Израиле. Чтобы ягоды не теряли товарный вид от соприкосновения с землей во время роста, клубнику высаживают в узких и длинных желобах, установленных на высоте около метра. Таким образом плоды свободно свисают вниз, не касаясь земли.
Возле кибуца Йотвата находится Arava Experimental Station, станция изучения и развития южной Аравы. Она занимается исследованиями в области развития сельского хозяйства в условиях климата юга пустыни Негев. Одно из направлений ее работы – изучение возможности полива фруктовых деревьев и овощей частично опресненной водой.
Хороший экологический фон, отсутствие насекомых – вредителей и отсутствие болезней растений в пустыне позволяют ученым получать в ходе экспериментов достоверные данные.
Не менее важный вопрос для поселений это электроэнергия, ее экономное расходование и производство альтернативными, экологически чистыми методами.
На крышах домов города Эйлат можно заметить водонагреватели и стройные ряды солнечных батарей. Воду для бытовых нужд нагревают электричеством только зимой.
Зима в Эйлате и кибуцах юга Израиля мягкая. Самая низкая температура зимой ночью + 9, а днем около + 20 градусов. В домах нет никаких обогревателей.
В кибуце Кетура (Qetura) компанией Arava Power Company установлена электростанция, полностью обеспечивающая потребности поселения в электричестве.
В кибуце Самар (Samar), что в 20 километрах от Эйлата построена новейшая электростанция. В ней не используют привычные панели солнечных батарей, она работает по другому принципу.
Установлена высокая башня в виде тюльпана. Несколько десятков сферических зеркал – гелиостатов, поворачиваясь в течение дня вслед за Солнцем, фокусируют лучи на верхушке башни. Большое количество тепла нагревает газ и приводит в движение турбину.
Наряду с производством электричества большое внимание уделяется ее экономному расходованию.
В условиях жаркого климата, когда температура воздуха достигает 45 градусов, а лето фактически начинается в начале апреля и заканчивается в ноябре, много электроэнергии уходит на охлаждение бытовых и производственных помещений. Для примера, затраты на электричество в летние месяцы в одной обычной квартире составляют в среднем около 200 долларов.
Часто вместо кондиционера используют desert cooler (desert– пустыня, cooler– охладитель), довольно простое устройство, использующее физическое свойство воды поглощать тепло при испарении. Первые модели которого появились еще сто лет назад. Сам же принцип на Востоке известен давно. В Иране, например, сохранившиеся до наших дней старинные здания, имеют одну или несколько квадратных башен с жалюзями и штырями, на которые вешали мокрую ткань.
В кибуце Неот Смадар, жители сами построили Дом искусств – целый дворец. В его мастерских занимаются работами по металлу, дереву, изготавливают витражи, керамику. Эти изделия можно приобрести здесь же в магазине. Кроме мастерских в дворце есть ресторан, зал для проведения собраний, бухгалтерия. Вокруг строения разбит сад, цветут розы, растет виноград.
Башня построена из термоизоляционного материала. В верхней ее части установлены устройства, разбрызгивающие воду. Сухой воздух, поступая сверху в башню, увлажняется и по специальным желобам поступает в помещения. Таким образом, затраты на охлаждение сведены к минимуму.
В кибуцах Неот Смадар, Элифаз и Лотан строят жилые дома из глины и соломы. В таких помещениях зимой тепло, а летом прохладно. Материал, используемый для их постройки, является экологически чистым и обладает отличными термоизоляционными свойствами. Домики оснащены кондиционерами, душевыми и кухнями.
Большая часть таких домиков предназначена для сдачи в аренду любителям экотуризма, тишины и экзотики. Это еще одна статья доходов кибуцев.
Необычная природа Востока, красивые горные пейзажи, тишина и дружелюбная атмосфера, относительно низкая стоимость аренды жилья, возможность посетить интересные места и близость к Эйлату и Красному морю для многих туристов представляют большой интерес.
Кибуцы в Израиле 2019 году: условия жизни, их особенности
Одно из самых развитых и передовых государств современности – Израиль – создавалось и строилось в основном идеалистами. В начале ХХ века эти территории еще не имели развитого общественного устройства, и можно было создавать уклад с чистого листа. Это привлекало молодежь, пропитанную новыми идеологиями. Она хотела построить государство по собственным принципам и была готова не только трудиться ради этого, но и идти на жертвы ради идеи хорошей жизни в Израиле. Так появились новаторские формы организации труда и распределения доходов. И самым ярким их примером стали кибуцы в Израиле.
Как возникали и развивались кибуцы
Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.
В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.
Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.
Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.
В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.
Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.
Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.
В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.
Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.
С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.
Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.
Как живут кибуцы сейчас
Жизнь в кибуцах Израиля сегодня с материальной точки зрения кардинально отличается от жизни первопроходцев. Современные кибуцы – это высокоразвитые предприятия в различных областях деятельности, в том числе и сельскохозяйственной. Трудом членов этих коммун бесплодные ранее земли превращены в цветущие сады.
Доходы кибуцев позволяют им обеспечить прекрасное здравоохранение и содержание в старости своим членам.
Дети членов кибуцев обучаются за счет коммуны до степени бакалавра, то есть среднее и высшее образование является для них бесплатным. При необходимости кибуцы оплачивают лечение и образование за границей.
Впрочем, в разных кибуцах правила могут отличаться. В укладе таких поселений вообще произошли серьезные изменения.
Так, в некоторых кибуцах произошло неполное обобществление. Дома, а кое-где и земля находятся в частной собственности членов общин и могут переходить по наследству. Есть даже такие кибуцы, где зарплаты их членов не равны, а зависят от трудового участия.
Различаются поселения и по степени ортодоксальности: строгость соблюдения религиозных правил в различных кибуцах разная. Изменилась и специализация кибуцев, в частности, появились коммуны, занимающиеся приемом и обслуживанием отдыхающих.
Но, независимо от устройства кибуцев, уровень жизни в таких поселениях очень хороший и существенно превосходит средний уровень жизни в странах СНГ.
Дети членов кибуца, несмотря на то, что всю свою жизнь содержались на средства общины, после службы в армии имеют право сделать выбор: становиться ли им членами коммуны или уйти и строить жизнь самостоятельно. Никакого крепостничества там нет.
Стать членом кибуца может человек в возрасте до 35 лет. Нужно пройти своеобразный испытательный срок, год прожить и проработать в кибуце. После этого сам человек и старые члены коммуны принимают окончательное решение.
Что такое репатриация
Обычно термином «репатриация» обозначают процесс возвращения пленных, эмигрантов, беженцев и ссыльных на родину. В Израиле репатриация называется «алия» и имеет отличительную черту – большинство евреев, возвращающихся в обетованную землю, там не родились и не воспитывались, многие из них недостаточно хорошо владеют ивритом. Государство заботится о таких переселенцах и всячески помогает им освоиться на новом месте жительства. До сих пор кибуцы играют важную и заметную роль в этом процессе.
Участие кибуцев в программе «Первый Дом на Родине»
Кибуцы Израиля для репатриантов делают многое. Значительная часть этих переселенцев сначала переезжает именно в такие коммуны. Людям, привыкшим к иному образу жизни и другому окружению, адаптироваться на новом месте достаточно сложно. Особенно непросто семьям с детьми, когда человек разрывается между необходимостью приспосабливаться к жизни в новой стране и заботой о близких, которым тоже необходимо адаптироваться. Именно для таких репатриантов в свое время и была создана программа «Первый Дом на Родине».
Особый настрой жителей кибуцев и специфическая форма общественной организации этих поселений помогают репатриантам значительно легче пройти адаптационный период. В последнее время в программу принимают и несемейных людей в возрасте от 28 до 45 лет.
Программа предлагает проживание в кибуцах в течение полугода с правом остаться там еще на такой же срок. В этот период все основные расходы несет государство. Дети посещают детские учреждения кибуцев, славящиеся высочайшим качеством образования даже внутри Израиля.
По окончании первого года можно остаться еще на один в качестве жителя на правах арендатора жилья. Кибуцы по программе в Израиле предлагают прекрасные условия. В частности, дети заняты в детских садах и школах до 16.00 даже во время каникул. В это время они занимаются в различных кружках и секциях. Более подробно читайте об этой программе на сайте «Еврейского агентства».
Израильские кибуцы. Хроники погибающей утопии
Попытки построить коммунизм в отдельно взятом поселении не оставляются человечеством с тех самых пор, как люди отошли от первобытно-общинного строя. Одной из недавних и притом очень долгоживущих таких попыток стали кибуцы в Израиле. Насколько кибуцы следуют коммунизму в марксистском понимании, в каком состоянии находятся, и что ждёт их в будущем — об этом в статье Rudy Meinhof.
Коммуны принято считать в лучшем случае явлением временным и неэффективным. А в худшем — несбыточной утопией. Якобы без жесткого государства люди не способны эффективно организовать свою жизнь.
Однако это не совсем верно. Человеческая история богата на примеры успешной самоорганизации, просуществовавшей не один десяток лет. Одним из примеров такой модели являются израильские кибуцы.
МЕЧТА, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Кибуцы первоначально возникли как идея в головах еврейской молодежи. Поселения, основанные на принципах внутреннего самоуправления, коллективного владения имуществом, равенством в работе и отдыхе – это была мечта и надежда на национальное возрождение.
Почвой для таких идей стала удачная комбинация двух концепций. С одной стороны, сионизма и библейских принципов, с другой – утопического социализма. Голда Меир, ставшая впоследствии одной из известнейших женщин в Израиле, так говорила о своем отношении к социализму:
Я не знала, что такое диалектический материализм и кто, собственно, такие Гегель, Кант и Шопенгауэр, но я знала, что социализм — это демократия, право рабочих на приличную жизнь, восьмичасовой рабочий день и конец эксплуатации. И я понимала, что тираны должны быть свергнуты, но никакая диктатура — в том числе и пролетарская — меня не привлекала.
Кибуцы планировалось основать в Палестине, исторической родине евреев. Но перед отправкой будущие поселенцы проходили жесткий отбор, контролируемый Всемирной сионистской организацией. Для того чтобы отправится осваивать новые территории, недостаточно было обладать просто отменным здоровьем. Требовалась специальная подготовка, без которой поселенцы бы попросту не выжили. Но даже этого было мало. Ключевым фактором был моральный настрой и идейная подготовка поселенцев: ведь за изнуряющий труд они не получали никакого вознаграждения извне.
Условия жизни в первых кибуцах были на грани выживания. На выкупленных участках оказалась неплодородная почва, и на ее обработку уходили годы. Ко всему этому ощущался дефицит самых необходимых ресурсов. Питание было скудное и состояло в основном из прокисших каш, неочищенного растительного масла и консервов. Иногда доходило до того, что питьевую воду между людьми раздавали по чашкам.
Непростым для кибуцев было и соседство с арабами. Последние временами были враждебно настроены к евреям. К тому же кибуцы расположены вдали от городов, и рассчитывать в случае угрозы поселенцы могли только на самих себя.
Но все эти трудности не остановили евреев. Первое сельскохозяйственное поселение было основано уже в 1909 году. А к 1920 г. в 12 кибуцах насчитывалось более 800 человек. Через десять лет население 29 кибуцев составляло 3,9 тыс. человек.
Хижина в одном из первых кибуцев
ОСНОВЫ КИБУЦКОЙ ЖИЗНИ
В 1920-е годы член кибуца “Дгания” написал “Закон квуцы”. Этот свод не был законом в привычном понимании этого слова. Скорее, это была попытка описать и задать некий вектор развития поселенческого движения.
- общая обязанность трудиться;
- коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;
- коммунистическая жизнь при равных условиях жизни в квуце;
- равенство прав в хозяйстве и во всей жизни коммуны;
- обязанность каждого отвечать за свои поступки, внимание и чуткость к членам коллектива;
- дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;
- свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т.д.;
- отказ от использования наемного труда в хозяйстве квуцы;
- общественное воспитание и питание детей до достижения ими возраста работоспособности;
- обеспечение по старости и неработоспособности;
- открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;
- равная обязанность всех членов квуцы (мужчин и женщин) работать в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т.д.);
- проникновение членов квуцы в хозяйственные проблемы (объема хозяйства, его отраслей, образования и повышения квалификации);
- постоянное стремление к увеличению производства;
- расширение квуцы в рамках ее хозяйственных возможностей.
Но и эти правила могли иметь свои исключения. Например, в некоторых кибуцах отсутствовала практика общественного воспитания детей. Такое различие внутреннего устройства кибуцев связано с развитой системой прямой демократии. У кибуца не было единого центра, и многие элементы быта поселенцы решали самостоятельно.
Кибуц Кфар-Блюм, 1945
В целом, поселенцы не придерживались какой то конкретной идеологии. Средний возраст основателей первых кибуцев не превышал восемнадцати лет. И уже по этой причине они не могли углубленно изучить идеи либертарного социализма и анархо-синдикализма, которым более всего симпатизировали. Пробелы в теории компенсировались практикой. Новые правила создавались в процессе труда и ведения общего быта.
С изменением количества кибуцев и численностью поселений видоизменялась и внутренняя организация. Однако существовали некоторые основы, которых были принципиальны и неизменны:
- Общность всего имущества
- Смена деятельности, постоянная ротация кадров
- Бесплатное потребление общественных благ
КИБУЦЫ И ГОСУДАРСТВО
Государство Израиль создано в 1948 году. Оно дало огромный толчок не только к объединению еврейского народа, но и к развитию кибуцев. Прежде всего была увеличены территории обрабатываемых земель. К тому же выданные участки оказались гораздо лучше приспособлены для ведения хозяйства. Новому государству кибуцы понадобились для решения собственных экономических и сельскохозяйственных проблем. И вскоре с помощью инвестиций в кибуцы Израиль добился своего. К 1960 г. доля кибуцев в общей стоимости сельскохозяйственной продукции составила 31%.
Экономическая поддержка государства серьезно помогла кибуцам, которые остро испытывали необходимость в материальной поддержке. Однако у этой помощи была и обратная сторона. Израиль воспринимал кибуцы как одну из своих сельскохозяйственных структур. Это шло вразрез с представлениями самих поселенцев. Основатели кибуцев считали себя пионерами освоения земель Палестины, и потому подчинялись Израилю с большой неохотой. Например, кибуцы негативно встретили программы по принятие в кибуцы новых поселенцев с семьями и без серьезных мировоззренческих убеждений.
Возникали и идеологические конфликты. Кибуцы изначально строились убежденными идеалистами на фундаменте левых принципов. В некотором смысле поселенцы рассчитывали, что Израиль как государство будет разделять левую риторику кибуцев. Но несмотря на то, что в политике Израиля долгое время доминировали сионистские рабочие партии, страна не стремилась перенимать “кибуцкий путь” развития.
Но идеологические несогласия не препятствовали экономическому сотрудничеству. Особенно популярны среди кибуцев были займы у государства. Пик займов пришел на 1980-е гг, когда кибуцы активно направляли средства для улучшения жизни своих членов. Однако резкое повышение реальных ставок займов поставило кибуцы в прямую зависимость от Израиля. Общая задолженность составила более 6 млрд долларов, и поскольку поселения не имели иного дохода кроме сельского хозяйства, выплатить такой долг они были не в состоянии.
Решением кризиса стало списание долгов, но это не прошло бесследно для многих кибуцев. Часть предприятий кибуцев были переданы Израилю, который стал менять политику ведения хозяйства. Одним из новшеств стало введение различной заработной платы для работников.
Вмешательство государства привело не только к тому, что кибуцы лишились прежней экономической автономии, но и к тому, что часть их поселений превратилась из коммун в обычные предприятия, функционирующие на рыночных принципах.
КИБУЦЫ И КАПИТАЛИЗМ
Изначально западные экономисты весьма скептично воспринимали идею кибуцев. В качестве аргумента приводилась концепция “экономического человека”, выведенная Адамом Смитом. Согласно этой идее, каждый человек стремится прежде всего к личному обогащению и совершает любые поступки, преследуя какую-либо выгоду. Какие материальные выводы преследовали поселенцы кибуцев? Экономически намного целесообразней было остаться в Европе. А если и переселяться, то остаться в крупном городе. Но чего уж точно нельзя назвать выгодным, так это бесплатно осваивать заброшенные земли в спартанских условиях.
Однако поселения были основаны. Ценой огромных усилий, но кибуцникам удалось превратить почти безжизненные земли Палестины в плодородные поля и цветущие сады. Концепция “экономического человека” здесь провалилась.
Изначально поселенцы негативно относились к капитализму как экономической модели. Целью кибуцного движения было построение бесклассового общества, основанного на равенстве в труде. И пускай эти устремления были локальны, на какой-то момент кибуцам действительно это удалось. Однако со временем вокруг кибуцев возник капиталистический мир в виде государства, торговых компаний и переселенцев из Европы с крупным капиталом. Так как полная изоляция была невозможна, кибуцы торговали с городами Израиля. Стремление к развитию вынуждало поселения все больше ориентироваться на рынок, и эта тенденция постепенно изменила экономический вектор части кибуцев.
Другой причиной в изменении курса стали разногласия в самих поселениях. Поселенцы все меньше верили в построение коммун, уделяя внимание более насущным вопросам вроде улучшения благосостояния. Еще одним поводом для разногласий стали споры о целесообразности следования идеям социализма. К середине 50-х годов у жителей кибуцев ухудшилось отношение к советской модели социализма, в связи с антисионисткой политикой СССР и поддержкой арабских государств. В странах социалистического лагеря также вспыхивали случаи бытового антисемитизма.
Следующим этапом стала “промышленная революция” в кибуцах. К 1973 году промышленные предприятия существовали в большинстве поселений. Тогда же массо стал практиковаться наемный труд, некогда запрещенный из-за убеждений первых поселенцев. Но постепенно стремясь повысить заработок и качество жизни кибуцы все больше ориентировались на производство товаров для торговли с зарубежными компаниями.
Процесс интеграции с капитализмом не останавливается и сегодня. Из 273 кибуцев более половины уже перешли на полностью рыночные отношения и приватизацию некогда коллективной собственности. Секретарь кибуца Дгания Шай Шошани объяснил рыночные реформы необходимостью:
“Можно сохранить этот миф и все лучшее, что его окружает и даже его развивать. Но чтобы сам этот миф выжил, необходимо было принять радикальное решение”
Можно ли сказать что рынок полностью интегрировал в себя некогда автономные коммуны? Трансформация коснулась не все поселения. Сохранились и традиционные коммуны, где все заработанные средства поступают в общую казну, и потом равномерно распределяются между участниками сообщества. Но сохранившие прежний уклад жизни кибуцы самоизолировались от внешнего мира. Они почти не принимают новых жителей, ведут умеренную торговлю. Стараясь сохранить коммунистический уклад жизни, они из новаторов постепенно стали консерваторами.
КИБУЦЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Что такое кибуцы сегодня? Если спросить об этом самих израильтян, то они вряд ли дадут однозначный ответ. За годы своего существования кибуцное движение получило самую неоднозначную оценку в обществе. Одни гордятся кибуцами, считают их честными тружениками и основателями Израиля. Другие воспринимают поселения только как утопию, неудавшийся эксперимент который должен подойти к концу. Большинство сходится в одном: влияние кибуцев на страну падает. На проведенном в Израиле социологическом опросе более 70% граждан отметили, что сегодня вклад кибуцев в жизнь страны существенно ниже, чем в прошлом столетии.
Современный кибуц
Неоднозначен взгляд на изменившиеся кибуцы и самих поселенцев. Одни кибуцники видят в массовой приватизации и переходе к рынку новые возможности. Другие сожалеют, что идея кибуцев как коммун уходит в прошлое:
“Я до сих пор верю, что это правильно. Когда люди работают вместе, когда они друг с другом, а не каждый сам за себя. Ведь человек живет один раз на этой земле, и на мой взгляд ужасно построить эту единственную жизнь только ради доллара или шекеля”.
Но возрождение коммун в массовом порядке маловероятно. В сегодняшнем Израиле нет идеи, способной дать альтернативу капитализму и неолиберальному глобализму. Напротив, кибуцники отмечают отток молодежи из поселений в крупные города.
Также не стоит ожидать скорого краха кибуцев. Они по прежнему необходимы Израилю, и государство выделяет им материальную помощь. Некоторым кибуцам так же помогают волонтеры из других стран. Эта поддержка хоть и не компенсирует отток людей, все же существенно облегчает жизнь поселенцам.
Наиболее реалистичный сценарий дальнейшей судьбы таких объединений — продолжение демонтажа коллективных и социальных элементов кибуцев. Реформированные кибуцы станут по своей сути обычными сельскими поселениями, где каждый трудится в своей отрасли внутри или вне кибуца. Где легально предпринимательство, свободна покупка и продажа имущества.
КИБУЦКИЙ ОПЫТ
Какие выводы можно сделать из опыта кибуцев? Вывод первый — эффективная самоорганизация возможна. Кибуцы были основаны во многом на чистом энтузиазме, без серьезной помощи извне в тяжелейших условиях. Недостаток ресурсов вдоволь компенсировался самоотдачей и мотивацией людей.
Однако чистого энтузиазма и готовности работать становится недостаточно, когда речь идет о длительном комфортном проживании. Второй вывод можно сформулировать примерно так: необходимо найти оптимальный баланс между сохранением идентичности коммуны и адаптацией к окружающему миру. Для устойчивого развития нужна прочная экономическая опора. В кибуцах, занятых преимущественно сельским хозяйством этой опоры не было.
В начале ХХ века основатели кибуцев сделали жесткий упор на сельское хозяйство как основу жизни поселения. Тогда это было рационально. Однако уже к середине столетия сельское хозяйство перестало играть такую большую роль в социальной и общественной жизни. Работа в поле из почетной постепенно становилась однообразной и бесперспективной для молодежи. И поскольку серьезной идейной мотивации оставаться в кибуцах не было, новые поколения поселенцев стали перебираться в израильские города. Большинство кибуцев не смогло вовремя мягко адаптировать свою систему. Но когда руководство поселений решилось на перемены, оно пустилось в другую крайность. Оно поддержало приватизацию, наемный труд, общий доступ к благам — словом все, что было фундаментом кибуцев.
Третий вывод – не стоит питать иллюзий. Да, при определенных условиях и государство и крупные корпорации могут оказать ощутимую поддержку условной зарождающейся коммуне. Однако любая оказанная помощь делается в их собственных интересах, а вовсе не ради создания свободного бесклассового общества, которого так жаждут противники капитализма. Поэтому условным коммунарам стоит рассчитывать только на самих себя, как бы очевидно это не звучало. Когда государство будет заинтересовано, оно может создать условия, разрушающие коммуну. В случае израильских кибуцев это была приватизация и отделение предприятий в пользу частных собственников.
Израильские коммуны все больше часть истории, а не нынешней реальности. Но как бы не хотелось неолибералам, ставить точку в этом эксперименте рано. Капитализм с его недостатками не является эталоном лучшего мира, а тяга человечества к справедливости неистребима. И значит попытки поиска и создания альтернативы будут продолжаться. А опыт израильской самоорганизации может хорошо помочь будущем строителям альтернативы капитализму.