Площадь Дурбар в Катманду
Площадь Дурбар является религиозным и культурно-историческим центром Катманду, а также Памятником Мирового Наследия с 1979 года. Именно в этой части города находятся самые впечатляющие архитектурные сооружения.
Площадь Дурбар представляет собой комплекс исторических зданий, дворцов, двориков, храмов, как буддистских, так и индуистских, которые были построены в 12 – 18 веках. На площади короновали Непальских королей и устраивали различные религиозные фестивали. Во время землетрясения в 1934 году многие архитектурные памятники были разрушены, после чего восстановлены.
Площадь Дурбар на самом деле включает в себя три смыкающихся площади. Сама Дурбар, со стороны которой находится вход во дворец Хануман Дхока и несколько храмов. С юга – площадь Басантапур, служившая ранее стойлом для королевских слонов, а сейчас вмещает множество сувенирных прилавков. Площадь Макхан Толе в северной части Дурбар когда-то была главной дорогой города. Она плавно перетекает в одноименную улицу, по которой вам будет любопытно погулять.
На площади Дурбар, Катманду
Достопримечательности площади Дурбар
Ашок Бинаяк – небольшой золочёный храм, один из четырех самых значимых храмов посвящённых Ганешу в долине Катманду. Постоянный поток паломников самостоятельно наносят себе тикку из специального дозатора, а затем звонят в колокольчики. Расположен храм на вершине Мару Толе, окруженный руинами бывших храмов. Точный возраст Ашок Бинаяка неизвестен, а вот его позолоченая крыша была установлена в 19 веке. Напротив храма установлена статуя ваханы Ганеша (ездовое животное).
Маджу Дэвал – храм Шивы, возведенный в 1690 году матерью Бхупатиндры Маллы, короля Бхактапура. После землетрясения в 2015 от храма осталась одна охристая девятиступенчатая платформа. Храм был известен своей резьбой по дереву, изображающей эротические сцены, а также внутри находился знаменитый Шивалингам. У храмовой лестницы, с восточной стороны, находился маленький храм Камы Дэвы – бога любви и желания.
Вход в храм Шива Парвати, расположенный в нескольких метрах от разрушенного Маджу Дэвала, охраняют каменные львы. Храм был построен в конце 18 века Бахадур Шахом, сыном Притви Нарайан Шаха. Белые изображения Шивы и его супруги видны из верхнего окна храма. В кирпичных стенах появились трещены, которые сдерживают скобами от разрушения.
Храм Шивы и Парвати, Катманду
Трайлокья Мохан Нараян – величественный 5-этажный храм-пагода, посвящённый Вишну (Нараяну), возвышался на площади перед дворцом богини Кумари. Храм был полностью разрушен землетрясением 2015 года. Единственное что уцелело – это статуя прекрасного Гаруды, преклонившего колени перед храмом, установленная супругой короля Притхвибендры Маллы вскоре после его смерти.
На стыке площадей Дурбар и Басантапур, напротив храма Трайлокья Мохан Нараян, находится трёх-этажное строение из красного кирпича с невероятно замысловатой, искусной резьбой на окнах. Это Кумари Бахал (дом живой богини Кумари). Здание было построено в стиле буддийских вихар в 1757 г. королём Джая Пракаш Маллой. Внутренние стороны здания образуют внутренний дворик, называемый Кумари Чоук. Окружённый великолепными резными балконами и окнами, двор является, возможно одним из самых красивых в Катманду, а может и во всем Непале. Вход в него открыт только для индуистов. За большими желтыми воротами, справа от Кумари Бахала, находится огромная колесница, на которой ежегодно во время проведения фестиваля Индра Ятра богиню Кумари провозят по городу.
Гаддхи Байтак – белое неоклассическое здание, построенное в 1908 г. в период правления династии Рана на восточной стороне площади Дурбар, использовалось как зал для государственных приёмов. Во время землетрясения оно утратило значительную часть своего элегантного фасада и запланировано на реконструкцию. Построенное как часть дворца Хануман Дхока в 1908 году, Гаддхи Байтак сильно контрастирует с традиционной непальской архитектурой, которая доминирует на площади. Говорят, что здание было создано по образцу Национальной галереи Лондона после визита премьер-министра Юнга Бахадура в Европу.
Храм Бхагвати, находящийся у северо-западного угла Гаддхи Байтака, был построен королём Джагатом Джайей Маллой как святилище бога Нараяны. Но в 1766 г. мурти (божество) было украдено. Через 2 года, после завоевания долины Катманду Притхви Нарайан Шахом, в храме было установлено изображение богини Бхагавати. В апреле каждого года изображение перевозят в долину Нувакот (65 км на север) и возвращают обратно через несколько дней. Храм является частью двора дворца Хануман Дхока. После землетрясения 2015 года храм сильно пострадал, но основная структура сохранилась. На первом этаже расположились многочисленные магазинчики, торгующие тибетскими тханками и неварскими паубхами (аналог тханки).
На площади Дурбар в Катманду
Храм Кришны восьмиугольной формы был построен королём Пратапом Маллой в 1648-49 годах, как считают, в ответ на великолепный храм Кришны в Патане, построенный королем Сиддхинарсингхом. Храм был разрушен во время землетрясения 2015 года. Внутри храма находились изображения Кришны и двух богинь, которые, согласно надписи на санскрите, были созданы по образу царя и двух его жен. Это место любят Садху, которые позируют на камеру.
Сето (Белый) Бхайрава
Ужасная маска-лицо Белого Бхайравы скрыта за решеткой в разрушенном землетрясением
павильоне напротив Колонны короля Пратапа Маллы. Огромная маска датируется 1794 г. – периодом правления Рана Бахадур Шаха, третьего короля династии Шах. Каждый сентябрь на несколько дней на праздник Индра Ятра открываются ворота, за которыми скрыта маска. В остальное время вы сможете увидеть маску, только заглянув через решетку. Во время Индры Ятры лицо Бхайрава покрывают цветами и рисом. Через ужасный рот разливается пиво в начале праздника, а мужчины борются за право выпить этот благословенный напиток.
Храм Джаганнатх, известный эротической резьбой на подпорках его крыши, является наистарейшим храмом в северной части площади Дурбар. Пратап Малла утверждал, что это он построил храм во время своего правления, но возможно, что возведение храма может относиться к 1563 году (правление Махендры Маллы). Храм имеет трехъярусную платформу и два этажа. С трех сторон есть двери, но открывают только центральную.
Статуя Черного Бхайравы (Кала Бхайрава) на площади Дурбар в Катманду
Кала (Черный) Бхайрава
За храмом Джаганнатх находится статуя Кала Бхайравы — шестирукого божества в ожерелье из человеческих черепов, растаптывающего своими ногами демона. Божество представляет разрушительную инкарнацию Шивы. Согласно существующему поверью, тот кто солжёт перед этой статуей, немедленно истечёт кровью. Датируется VI – VII в. н.э.
Храм Дегуталеджу – трёхэтажный храм-пагода, являющийся частью Хануман Дхоки, был построен королём Шивой Синг Маллой. Дегуталеджу – иное проявление богини Таледжу – покровительницы королевской династии Малла.
Храм Индрапур
Восточнее Кала Бхайравы стоит таинственный храм Индрапур, история появления которого неизвестна. Внутри храма находится лингам, который указывает на храм Шивы. С южной стороны стоит божество Гаруды, а название храма указывает на то, что он посвящён богу Индре. Внутри храма и на торане (фронтон над входными дверьми) нет никаких изображений, которые подсказали бы о происхождении храма. Недавно отреставрированный храм, возможно, является одним из древнейших культовых строений не только в долине Катманду, но и в Непале.
Храм Какешвар был построен в 1681, но множество раз подвергался реконструкции. В 1934 году после сильного землетрясения он был серьёзно повреждён. Храм соединяет в себе стиль Невари в нижней части и индийский стиль Шикхара в его верхней части. Вершина шпиля по форме напоминает сосуд для воды.
Храм Таледжу на площади Дурбар, Катманду
Храм Котилингешвар Махадев построен в 16 веке в период правления короля Махендры Маллы. Храм построен в стиле гумбадж, состоит из 3 уровней и увенчан куполом в виде колокола. Статуя быка с запада от храма указывает на то, что храм посвящен Шиве.
Махендрешвар — храм Шивы, находящийся в северном конце площади Дурбар, был построен в 1561 г. во время правления короля Махендра Малла. Храм стоит на широком двухуровневом цоколе. Над его шпилем возвышается золотой зонт. Перед храмом установлено маленькая статуя быка Нанди, а в северо-восточном углу — божество Кам Дэва (Камы).
Храм Таледжу — это самое великолепное строение, расположенное на северо-восточном краю площади, открытое только для индуистов в период ежегодного фестиваля Дасаин. Храм был воздвигнут в 1564 году королём Махендрой Маллой. Культ поклонения богине Таледжу Бхавани (покровительницы королевской династии Малла) пришёл в Непал из южной Индии. Также в её честь были построены храмы в Патане и Бхактапуре. Храм стоит на двенадцати-ступенчатом основании и возвышается более чем на 35 метров, господствуя над всей площадью Дурбар. Восьмая ступень образует стену вокруг храма, на которой возвышаются 12 миниатюрных храма. Внутри стены есть ещё 4 маленьких храма, с красиво украшенными вратами.
Великий колокол
Севернее храма Шива Парвати возвышается колокол, установленный в 1797 г. Рана Бахадур Шахом (сыном Притхви Нарайан Шаха). Звон колокола прогоняет злых духов, но его можно услышать только во время пуджи, проводимой в храме Дегуталеджу. Напротив Великого Колокола находится очень богато украшенный угловой балкон из великолепной меди и слоновой кости, откуда члены королевского двора могли наблюдать за праздничными мероприятиями, происходившими на площади Дурбар.
Колонна Короля Пратап Маллы на площади Дурбар в Катманду
Колонна Короля Пратап Маллы
На площади Дурбар, заполненной голубями, возле храма Джаганнатх стоит каменная колонна известная как Пратап Дхваджа. На ней возвышается статуя знаменитого короля Пратап Маллы (1641-1674), сидящего со сложенными ладонями в окружении двух жён и пяти сыновей. Его взгляд направлен на личные покои, находящиеся на третьем этаже храма Дегуталеджу. Колонна была установлена в 1670 г. Пратап Маллой и являлась предшественницей подобных колонн в Патане и Бхактапуре.
Башня Басантапур (башня Катманду)
В южной части площади Басантапур над музеем Трибхуван возвышается когда-то девятиэтажная башня-пагода Басантапур (или башня Катманду). Деревянные подпорки вдоль фасада башни, поддерживающие её главную крышу, особенно те, которые смотрят на площадь Басантапур, украшены резьбой по дереву, изображающей эротические сцены. К сожалению, верхние ярусы обрушились во время землетрясения в 2015 году и сейчас башня закрыта для посетителей.
Фестивали
Помимо великолепных храмов и святынь, еще одной интересной достопримечательностью Дурбар является проведение различных фестивалей, во время которых жители города собираются на этой площади и отмечают свои вековые традиции.
Площадь Дурбар в Бхактапуре
Площадь Дурбар в Бхактапуре больше аналогичной в столице, однако менее переполнена храмами и вовсе не загружена жителями и туристами из всех трех королевских городов долины Катманду. Но она вовсе не планировалась таким образом. В былые времена она была переполнена храмами и историческими зданиями, но разрушительное землетрясение 1934 года уничтожило многие из них, и сегодня только голые цоколи указывают на место, где когда-то стояли известные монументы. Большинство зданий на площади Дурбар были построены в 15 – 17 веках, когда она стала резиденцией королевской династии. Площадь Дурбар в значительной степени восстановила свою былую славу благодаря широкомасштабному проекту реставрации, финансируемую немецким благотворительным фондом в 1970-х годах.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
В 1979 году площадь была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Окруженная великолепной архитектурой, она наглядно демонстрирует высокое мастерство художников и ремесленников невари на протяжении нескольких столетий.
Сохранившийся комплекс буддийских пагод и индуистских храмов сосредоточен вокруг Дворца 55 окон. Деревянные скульптуры встречаются повсюду на этой площади – стойках, тимпанах, воротных, дверных и оконных проемах, все выглядит красиво и органично. Больше всего выделяются следующие сооружения:
Королевский Дворец
Королевский Дворец, основанный в период правления короля Якша Маллы (1428—1482 гг.), впоследствии перестраивался последующими королями, в особенности Бхупатиндра Маллой. Как и в старинных дворцах Катманду и Патана вход разрешён только в отдельные части Королевского Дворца. Ранее дворец был знаменит девяносто девятью великолепными дворами, из которых осталось только полдюжины. Остальные были разрушены землетрясением 1934 года.
Западная часть дворца, известная прежде как Малати Чоук, была переделана под художественную галерею. Вход в галерею охраняют фигуры Ханумана — бога обезьян и Нарасингхи (Нарасимха, Нрисимха, неп. Нарасингха — воплощения бога Вишну в образе человеко-льва особо почитаемое приверженцами вайшнавизма). В галерее представлена прекрасная коллекция индуистской и буддистской художественной росписи, манускриптов (рукописей) на пальмовых листьях, тханок, металлических, каменных и деревянных изделий.
Храм Шива Парвати
В 70 м от западного входа на Дурбар сквер стоит очень маленький храм Шива Парвати, известный резьбой, изображающей эротические сцены.
Статуи Уграчанди и Бхайрава
Рядом с Сундари Чоук на стене здания можно увидеть статуи грозного Бхайравы (справа) и Уграчанди (страшного воплощения Дурги). Бога и богиню украшают гирлянды из человеческих голов.
Чар Дхам
В западной части Дурбар Сквер расположены четыре храма. Это накренённый храм Рамешвар, посвящённый Шиве и храм Бхадри, где поклоняются Нараяне (Вишну). Перед ними расположился большой храм Кришна (Джагхарнатх). Вдалеке от них стоит храм Шивы, построенный в стиле шикхара в1674 г. королём Джитамитра Маллой. Вместе четыре храма называют Чар Дхам, подобно четырём гималайским святыням. Колонна короля Бхупатиндра Маллы. Из королей династии Малла, правящих в Бхактапуре, король Бхупатиндра Малла был самым выдающимся. Он оказал огромное влияние на развитие искусства и архитектуры города. Напротив Таледжу Чоука стоит колонна с восседающим на её вершине коленоприкланённым королём, обратившим свой взор к великолепным воротам своего дворца. Установленная в 1699 г., она справедливо считается самой красивой колонной среди подобных ей (установленных в Патане и Катманду).
Храм Ватсала Дурга и Колокол Таледжу
Возле статуи короля Бхупатиндра Маллы, прямо перед Королевским Дворцом стоит богато украшенный тонкой деревянной резьбой каменный храм Ватсала (Деви) Дурга, возведённый в 1672 г. королём Джагат Пракаш Маллой. Этот храм, построенный в стиле шикхара, имеет некоторое сходство с Кришна Мандиром в Патане. Перед храмом находится большой колокол Таледжу посвящённый богине Таледжу, установленный королём Джая Ранджит Маллой в 1737 г.
Чьясилин Мандап
Рядом с храмом Ватсала Дурга находится привлекающий внимание водный резервуар, далее возвышается Чьясилин Мандап. Этот восьмиугольный храм был одним из прекраснейших строений на площади до землетрясения 1934 г. Заново храм был отстроен в 1990 г. в том же облике с использованием его оригинальных компонентов (фрагментов, деталей). Золотые Ворота и Дворец Пятидесяти Пяти Окон.
Золотые ворота
Золотые ворота, называемые Сун Дхока, — одно из самых прекрасных проявлений зодчества во всей долине. В центре позолоченной тораны (арки) изображена десятирукая богиня Таледжу. Ворота ведут во Дворец Пятидесяти Пяти Окон, построенный в XVII в. королём Бхупатиндра Маллой. Балкон верхнего этажа с 55 окнами является шедевром искусства резьбы по дереву.
Нага Покхари
В северо-восточной части королевского дворца находится Нага Покхари, королевский водный резервуар, сооружённый в XVII в. и использовавшийся для ежедневного ритуального купания божества богини Таледжу. По периметру его окружают каменные наги (змеи), а посреди резервуара возвышается колонна с головой нага. Вода в резервуар поступает из водосточной трубы в форме макары (мифического морского чудища), из пасти которого выглядывает голова козла.
Храм Пашупатинатх
Храм Пашупатинатх, или храм Якшешвар Махадев, посвящён Шиве и является точной копией храма Пашупатинатх в Катманду. По легенде, королю Якша Малле, именем которого и назван храм, во сне явился Шива и приказал построить рядом с дворцом копию храма Пашупатинатх. Построенный королём Якша Маллой в 1475 г. (по др. источникам в 1482 г.), храм на сегодняшний день является самым старым на площади. Землетрясение 1934 года частично разрушило строение. Позднее здание было восстановлено, получив второе рождение.
Храм Сиддхи Лакшми
У юго-восточного угла Королевского Дворца находится, датируемый XVII в., храм Сиддхи Лакшми, также известный как Лохан Дега, или Каменный Храм. По обеим сторонам храмовой лестницы стоят статуи мужчины и женщины, тянущие за руки нехотя идущих детей и держащих на поводу собак. За ними следуют лошади, носороги, кимпуруши (существа полубожественной природы с головой человека и телом льва) и верблюды.
Храм Фасидега
В центре второй части Площади Дурбар расположен большой белый храм Фасидега, посвящённый Шиве. Храм возвышается на шестиуровневой платформе, откуда открывается восхитительный вид на всю долину.
Тадхучен Бахал
Тадхучен Бахал или Чатур Варна Махавихара — это отреставрированный монастырь, датируемый 1491 г. Именно здесь зародился культ поклонения богине Кумари. Во внутреннем дворике, на восточной стороне подпорок крыш можно увидеть необычную резьбу, изображающую муки грешников.
Бхактапур
Бхактапур (Bhaktapur) – очень древний город Непала, входящий в тройку королевских городов в долине Катманду. Богатейшее культурно-историческое наследие и большое количество святынь по-настоящему оправдывает его название, которое переводится как «Город преданных» или «Город святых».
Расположение
Город Бхактапур находится в 16 км к востоку от столицы Непала и является центром одноименного округа в районе Багмати. Территория города расположена на высоте 1300-1400 м, с севера и запада ограничена рекой Маногара, с других сторон окружена горами.
История города
Удобное расположение Бхактапура в Непале на пересечении караванных путей из Тибета, Китая и Индии ускорило накопление городом богатства. В XIV веке он становится столицей непальского королевства и активно процветает. Бурно развивается ремесленное мастерство (резьба по дереву, камню и металлу, гончарное и ткацкое производство, ювелирное мастерство). В XVII в. Бхактапур утрачивает свое влияние, но остается культурной столицей Непала, в которой можно окунуться в его древние традиции и обычаи.
В конце 2015 года в городе произошло страшное землетрясение, унесшее тысячи жизней горожан и уничтожившее множество архитектурных памятников. Тем не менее, Бхактапур по-прежнему остается удивительным местом, в котором можно прогуляться по оживленным улицам, увидеть творения уличных мастеров и окунуться в атмосферу древнего неварского городка.
В Бхактапуре умеренный климат со среднегодовой температурой +18,4°C. Самыми теплыми месяцами являются июнь и июль, когда столбики термометров показывают +25…+27°C, холоднее всего в декабре и январе – в это время температура держится на уровне +10°C. Осадки в Бхактапуре достаточно обильные, в год их выпадает 1249 мм. Особенно много дождей наблюдается с середины июля по конец сентября.
Достопримечательности Бхактапура
Город очень богат интересными местами и памятниками архитектуры. Находясь в Бхактапуре, обязательно посетите:
- Храм Даттатрея. Построенный в XV веке по указу короля Якши Малла, трехэтажный квадратный храм посвящен богам Брахме, Вишну и Шиве. Это одно из важнейших мест поклонения вишнуитов и буддистов. Охраняют его 2 борца Малла.
- Сад Шивы. Скромный по размерам сад на горе в Южном Непале. В саду размещены статуи некоторых божеств индуистов, в том числе самая высокая в мире статуя бога Шивы высотой 44 м, именуемая Кайлашнатх Махадев. Она выполнена из меди, цемента, цинка и стали и занимает 32 строчку среди самых больших статуй планеты. Сад ежедневно посещает около 5 тыс. человек, а в дни национальных праздников и фестивалей гостей – еще больше.
- Королевский водный резервуар Нага Покхари. Был сооружен в XVII веке для проведения ритуальных купаний богини Таледжу. Резервуар представляет собой бассейн с кирпичными стенами и каменной выкладкой, по периметру установлены скульптуры змей из камня, а в центре – колонна с головой кобры. Отсюда и название резервуара Нага Покхари, в переводе означающее «кобра», которая очень почитается в индуистской религии.
- Колокол Таледжу. В народе его именуют «лающий колокол». Находится в храме Ватсала-Дурга на площади Дурбар. Колокол установили в 1737 году с целью отпугивания злых духов. Сейчас звон колокола Таледжу можно услышать ежедневно утром.
- Площадь Дурбар сквер. Это настоящая городская сокровищница с расположенными на ней памятниками непальского зодчества и скульптуры. На площади находятся дворцы и храмы, внесенные в список природоохранных объектов ЮНЕСКО – королевский дворец Якша Маллы, храмы Чар Дхам и Чьясилин Мандап, Золотые ворота, ведущие ко Дворцу 55 окон и др. Площадь Дурбар – это особенно почитаемое место в Бхактапуре, въезд на любом транспорте на нее запрещен.
- Дворец 55 окон. Был построен в XV веке во время правления короля Якши Малла. На балконе здания размещены 55 окон с удивительной резьбой по дереву, которые и дали название дворцу. Вплоть до 1769 года это была официальная резиденция короля Непала.
- Золотые ворота Сун Дхока. Они были построены при короле Ранджита Малле и являются входом во Дворец 55 окон. Ворота удивительно красивы и богато украшены тонкой работы мифическими существами. В центре Золотых ворот – скульптура 10-рукой богини Таледжу, окруженная змеями.
- Пагода Ньятапола. Это самый высокий храм Бхактапура, в переводе его название означает «пятиэтажный». Посвящена Пагода тантрической богине процветания Сидхи Лакшми. Во время землетрясения храм не пострадал. На вершину можно подняться по лестнице, и с высоты 30 м увидеть площадь Таумадхи Толе.
- Площадь горшечников. Очень известное место в Непале, поскольку именно здесь можно взглянуть, как изготавливают горшки традиционным способом, познакомиться с мастерами и увидеть их творения. Изготовление глиняных изделий – очень почетное ремесло в стране, поскольку такая посуда часто используется как в повседневных, так и в религиозных целях и праздничных торжествах.
- Монастырь Намо Будда. Монастырь наряду со ступами Сваямбунатх и Боднатх входит в число трех самых важных мест поклонения буддистов в Непале. В окрестностях Намо Будды создали целый монастырский комплекс, включающий храмы, монастырскую школу, колледж, школу тибетского искусства и даже клинику.
- Площадь Даттатрея. Название площади происходит от одноименного святилища, расположенного на ней. Также на площади есть святилище Бхисмена, Национальный музей резьбы по дереву и Музей латуни и бронзы.
Что привезти из Бхактапура?
Присмотритесь к удивительным по красоте и очень долговечным керамическим изделиям, в том числе фигуркам животных и божеств, глиняным кувшинам, фаянсу.
Проживание и питание
В Бхактапуре есть несколько недорогих отелей (например, Bhaktapur Paradise Hotel), но в основном здесь гостевые дома. У туристов популярностью пользуются Shiva Guest House1 & 2, Peacock Guest House, Bhadgaon Guest House и Pagoda Guest House с замечательным рестораном с видом на площадь и пагоду. А из ресторана Layaku открывается неповторимая картинка Королевского дворца. В городе стоит попробовать молочный продукт джу-джу дхау в глиняных мисках, напоминающий по вкусу сливочный йогурт. В кафе и ресторанах города его часто подают с медом.
Как добраться от Катманду до Бхактапура?
Из Катманду от остановки Bhaktapur bus stand, находящейся в 2 км от района Тамель, в Бхактапур регулярно отправляются рейсовые автобусы. Они привезут вас к главным воротам в город. Цена за вход в историческую часть города Бхактапура составляет 1100 непальских рупий ($10,7).
Площадь Бхактапур Дурбар
Площадь Бхактапур Дурбар ( Непал Бхаса : Деванагари: ख्वप लायकू, Прачалит Непальский алфавит : ) – королевский дворец старого королевства Бхактапур , расположенный на высоте 1400 метров над уровнем моря. [1] Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Площадь Бхактапур Дурбар расположена в нынешнем городе Бхактапур , также известном как Кхвопа, [1], который находится в 13 км к востоку от Катманду . Хотя комплекс состоит как минимум из четырех отдельных площадей (площадь Дурбар, площадь Таумади, площадь Даттатрея и площадь Гончар), [2] вся территория неофициально известна как площадь Бхактапур Дурбар и является очень посещаемым местом в долине Катманду.
Подробную информацию и изображения можно найти на: https://www.bhaktapur.com/
СОДЕРЖАНИЕ
Основные достопримечательности [ править ]
Основными достопримечательностями этого места являются:
Нге Ньяпа Джхья Лаайку (дворец с 55 окнами) [ править ]
‘ Дворец из пятидесяти пяти окон ( Нге Ньяпа Джхья Лаайкоо , Деванагари: ङेङापा झ्यः लायकू, Прачалит) был построен во время правления короля Маллы Бхупендра Малла, который правил с 1696 по 1722 год нашей эры, и не был завершен до 1754 года нашей эры. его сына Ранджита Маллы. [3]
Храм Ватсала [ править ]
Храм Ватсала был каменным храмом, посвященным богине Ватсала Деви, который имел множество великолепных резных фигур. Он был наиболее известен своим серебряным колоколом, известным местным жителям как «колокол лая собак», так как когда в него звонили, собаки в окрестностях лаяли и выли. Колоссальный колокол был повешен королем Ранджитом Маллой в 1737 году нашей эры и использовался для ежедневного комендантского часа. Он звонил каждое утро, когда поклонялись богине Таледжу. Несмотря на то, что Храм был полностью разрушен землетрясением 2015 года в Горкхе , колокол остался нетронутым.
Статуя Бхупатиндры Маллы [ править ]
Статуя короля Бхупатиндры Маллы во время культа можно увидеть на колонне, обращенной к дворцу. Из множества статуй на площади эта считается самой великолепной.
Храм Ньятапола [ править ]
Ньятапола на языке невари означает пять историй – символ пяти основных элементов. Это самая большая и самая высокая пагода Непала, когда-либо построенная с таким архитектурным совершенством и художественной красотой. Считается, что фундамент храма шире основания. Храм открыт для посещения один раз в год – во время Дашайна . Храм посвящен богине Шиддхилакшми. Эти статуи, выстроенные по обеим сторонам лестницы, построены как хранители храма и обитающей там богини, которые мы можем видеть в пяти слоях от основания храма. Говорят, что строительство этого храма заняло три поколения. Храм известен как «Панч Тале Мандира».
Храм Бхайрава Натх [ править ]
Храм Бхайраб Натха посвящен Бхайраве , самому жестокому проявлению Господа Шивы .
Лун Дхвакха (Золотые ворота) [ править ]
” Lun Dhwākhā “, Деванагари: लुँ ध्वाखा, Prachalit: , (Золотые ворота) “считается самым красивым и богато украшенным образцом такого рода во всем мире. Дверь увенчана фигурой индуса. богиня Кали и Гаруда (мифический грифон) и сопровождаемая двумя небесными нимфами. Она украшена чудовищными чудовищами и другими индуистскими мифическими существами. Перси Браун, выдающийся английский искусствовед и историк, описал Золотые Ворота как «самое прекрасное произведение искусства во всем Королевстве; они помещены как драгоценный камень, сверкающий бесчисленными гранями в красивом окружении». Ворота были воздвигнуты королем Ранджитом Малла и являются входом в главный двор дворца из пятидесяти пяти окон. [4]
Львиные ворота [ править ]
Великолепные и красивые ворота были построены ремесленниками, чьи руки, как говорят, после завершения строительства были отрезаны завистливым царем Бхадгауном, так что больше нельзя было воспроизвести такие шедевры. [4]
Мини-храм Пашупати [ править ]
Храм святого бога Шивы, мини- Пашупати , как полагают, был построен прямо перед дворцом после того, как о нем мечтал король Бхадгауна. [4]
Храмы [ править ]
Храм эротических слонов – слева перед входом на площадь находится хити (фонтан). За несколько шагов до этого, но на другой стороне дороги, всего в 100 метрах от входа, находится крошечный храм Шива-Парвати с двойной крышей с эротической резьбой на стойках. На одном из них изображена пара совокупляющихся слонов в миссионерской позе: Киси (слон) Камасутра. [5]
Уграчанди и Уграбхайраб – Возле главных ворот в западном конце можно полюбоваться парой многоруких статуй ужасного бога Уграбхайраба и его двойника Уграчанди, грозного воплощения супруги Шивы Парвати. Статуи датируются 1701 годом нашей эры, и говорят, что несчастному скульптору впоследствии отрезали руки, чтобы он не смог воспроизвести свои шедевры. У Уграчанди восемнадцать рук с оружием, и она находится в положении, когда случайно убивает демона (буйвола). У Бхайраба двенадцать рук, и бог и богиня украшены гирляндами из человеческих голов.
Храм Рамешвар – первый храм, который можно заметить справа от ворот, – это Рамешвар, перед храмом Гопи Натх, который выполнен в стиле Гум Баджа. Это открытый храм с четырьмя колоннами, посвященный Шиве. Название Рамешвар происходит от того, что это был Рам как воплощение Вишну, у которого был построен оригинальный храм Махадева в храме Рамешвар в Южной Индии. [5]
Храм Бадринатх – небольшой храм к западу от храма Гопи Натх, местный известный как Бадри Нараян, посвящен Вишну и Нараяну. [5]
Храм Гопи Натх – стиль двух пагод с двумя крышами – это храм Гопи Натха, примыкающий к храму Рамешвар, в котором находятся три божества Баларам, Субхадра и Кришна. Божеств трудно увидеть, так как дверь в основном остается закрытой. Храм также известен как Джаганнатх, что является еще одной формой, принятой Вишну. В Двараке, также известной как Храм Кришны, слева направо находятся три божества: Сатьябхама, Кришна и Радха. Их изображения высечены в камне. В месяц Мангсир (ноябрь / декабрь) божества помещают в паланкин и возят по городу. [5]
Храм Кедарнатх – построенный из терракоты храм в стиле Шикара – это Храм Кедарнатха (Шивы). [5]
Статуя Ханумана – вход в Национальную художественную галерею окружен фигурой Ханумана, бога обезьян, который появляется в тантрической форме как четырехрукий Хануман Бхайраб. Хануману поклоняются за его силу и преданность. [5]
Храм Ватсала Деви – прямо перед дворцом, рядом со статуей короля и рядом с колоколом Таледжу находится храм Ватсала Деви. Этот храм в стиле шикхара полностью построен из песчаника на трехступенчатом постаменте и имеет сходство с храмом Кришны в Патане. Он посвящен Ватсала Деви, форме богини Дурги. Храм был первоначально построен королем Джитамитрой Маллой в 1696 году нашей эры. Структура, которую можно увидеть сегодня, однако, была реконструирована королем Бхупатиндрой Маллой и восходит к концу 17 или началу 18 века. За храмом находится водный источник, называемый дхунге дхара, а рядом с ним стоит Чайслин Мандап. [5]
Макет [ править ]
На площади Дурбар находится Дворец с 55 окнами, построенный королем Джитамитрой Малла и являвшийся домом для королевской семьи до 1769 года. В настоящее время это национальная галерея. Рядом находятся Золотые ворота, ведущие во двор Мулчок, где находится храм Таледжу. Этот храм, как и другие в главных городах долины Катманду, посвящен богине Таледжу Бхавани и включает в себя святыни как Таледжу Бхавани, так и Кумари. Вход в храм ограничен, а живую богиню фотографировать строго нельзя.
Площадь Дурбар окружена впечатляющей архитектурой и ярко демонстрирует навыки художников и мастеров невари из нескольких стран. Изначально королевский дворец располагался на площади Даттарая, но только позже был перенесен на площадь Дурбар.
Воздействие землетрясений [ править ]
Площадь Дурбар сильно пострадала от землетрясения в 1934 году и поэтому кажется более просторной, чем другие площади в Катманду и Патане . [6]
Первоначально к этому месту было пристроено 99 дворов, но сейчас осталось только 6. До землетрясения 1934 года здесь было 3 отдельные группы храмов. В настоящее время площадь окружена постройками, уцелевшими после землетрясения. [6]
25 апреля 2015 года еще одно сильное землетрясение повредило многие здания на площади. Главный храм на площади Бхактапура лишился крыши, а храм Ватсала Деви, известный своими стенами из песчаника и пагодами с золотыми крышами, также был снесен. [7]
Достопримечательности Бхактапура
Площадь горшечников Площадь Даттарея Площадь Дурбар сквер Золотые ворота Сун Дхока Королевский водный резервуар Нага Покхари Колокол Таледжу Пагода Ньятапола Храм Даттатрея Дворец 55 окон Монастырь Намо Будда Сад Шивы
На сайте собраны достопримечательности Бхактапура – фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть в Бхактапуре, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Бхактапура.
Площадь горшечников
Площадь горшечников – это одна из известных площадей Непала, которая расположена в городе Бхактапур. Площадь характеризуется тем, что здесь изготовляют горшки традиционным способом, как и 500 лет назад. Туристы здесь могут не просто наблюдать, как лепят и обжигают глиняные горшки, но и сами смогут попробовать слепить любое изделие из глины.
На сегодняшний день изготовление глиняной посуды является экстраординарным ремеслом Бхактапура, и играет роль живущего культурного наследия Непала. Глиняные экспонаты, созданные на колесе гончара, являются главным образом посудой, используемой в религиозных, культурных и ежедневных целях.
Чтобы сделать горшки, гончары используют черную глину, специальный тип глины, вырытый возле Бхактапура. Глина, смешанная с песком и водой, помещается в центр деревянного колеса гончара. Гончар использует палку, чтобы вращать колесо к идеальной скорости так, чтобы он мог использовать обе руки для формирования изделий, которые позже сушат на солнце, и, в конечном счете, вставляют традиционную духовку, чтобы испечь их. На площади горшечников можно увидеть, как сотни горшков сушатся на солнце.
Координаты: 27.67213000,85.43003000
Площадь Даттарея
Площадь Даттарея, расположенная в городе Бхактапур, Непал, является одним из популярнейших среди туристов мест. Площадь названа в честь святилища Даттарея, расположенного на ней.
Многократно реконструированное святилище было построено в 1427 году из ствола одного дерева, как и знаменитое святилище Кастха-мандал в Катманду, и считается одним из старейших в городе. Оно посвящено трем божествам: Шиве, Брахме и Вишну. Внутри постройки можно увидеть символы божеств.
Также на площади расположено святилище Бхисмена, посвященное одному из героев древнеиндийского эпоса, здание бывшего монастыря Пуджари, в котором сейчас находится Национальный музей резьбы по дереву, и Музей латуни и бронзы.
Координаты: 27.67336700,85.43547300
А какие достопримечательности Бхактапура вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Площадь Дурбар сквер
Площадь Дурбар сквер по праву можно назвать сокровищницей Бхактапура. На ней можно увидеть множество шедевров традиционного непальского зодчества и скульптуры.
В 14-17 веках, когда город был столицей непальского королевства, площадь стала превращаться в место строительства дворцов и храмов, которые ныне внесены в список ЮНЕСКО. Это место настолько почитаемо, что въезд на площадь на любых транспортных средствах строго запрещен.
Здесь можно увидеть более 10 храмов и дворцовых комплексов, включая королевский дворец короля Якша Маллы середины 15 века, храмовый комплекс Чар Дхам, состоящий из четырех храмов, посвященных Шиве и Нараяне, восьмиугольный храм Чьясилин Мандап, отреставрированный в 1990 году, а также величайшее творение непальского зодчества – Золотые ворота, ведущие во Дворец пятидесяти пяти окон и много других не менее привлекательных памятников всемирного значения.
Координаты: 27.67218800,85.42845600
В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Бхактапуре только по фотографиям.
Золотые ворота Сун Дхока
Золотые ворота признаны не только одним из величайших явлений непальского зодчества, но и одним из самых прекрасных произведений архитектуры во всем мире. Они расположены на площади Дурбар, которая внесена в список наследия ЮНЕСКО.
Золотые ворота, известные также как Сун Дхока, были построены при короле Ранджита Малле и являются главным входом во Дворец пятидесяти пяти окон, построенный в 17 веке. Они представляют собой позолоченную арку, богато украшенную резными фигурами мифических существ.
В центральной части ворот можно увидеть фигуру богини Таледжу с десятью руками, окруженную, как ореолом, змеями. А у ее ног расположились человек-птица Гаруда и богиня Кали, сопровождаемые двумя нимфами.
Координаты: 27.67217900,85.42839200
Королевский водный резервуар Нага Покхари
Королевский водный резервуар Нага Покхари, сооруженный в 17 веке, является местом проведения ритуального купания богини Таледжу. Он находится во Дворце пятидесяти пяти окон, который расположен на площади Дурбар.
Нага Покхари, что в переводе означает “кобра”, играет важную роль в индуистской религии. По традиции, на пятый день после новолуния в месяц празднования фестиваля Shraavana the Nag Panchami Панчами, жители города помещают над дверями своих домов изображения кобры, просят ее защитить дом от злых духов и оставляют в определенных местах блюда с угощениями.
Резервуар представляет собой небольшой бассейн, выложенный камнем и обнесенный кирпичными стенами, по периметру которого расположены каменные скульптуры змей. В центре резервуара из воды возвышается колонна, увенчанная головой кобры. Вода в бассейн поступает через водосточную трубу, сооруженную в форме головы крокодилового демона – макары, из открытой пасти которого торчит голова козла, из которой и льется вода.
Координаты: 27.67233100,85.42861400
Колокол Таледжу
Колокол Таледжу, созданный в 1737 году, в народе получил название “лающий колокол”, благодаря чему он стал известен во всем мире. Он находится на террасе храма Ватсала-Дурга, расположенного на дворцовой площади Дурбар.
Он был установлен при короле Ранджит Малла и звонил каждый вечер для отпугивания злых духов. Свое прозвище колокол получил не просто так. Тональность его звона определенным образом влияет на собак, так что все псы в округе начинают заливаться лаем.
Сейчас звон колокола можно услышать каждое утро. Другой колокол, также посвященный богине Таледжу, но гораздо больших размеров, расположен перед самим храмом.
Координаты: 27.67209300,85.42839400
Пагода Ньятапола
Это самый высокий храм в городе, название которого переводится как «пятиэтажный». Храм не пострадал во времена землетрясений.
Пагода посвящена тантрической богине Сидхи Лакшми – богине процветания, изображение которой таинственно скрыто внутри храма. Лакшми – проявление богини Дурги. Никто, кроме жрецов, не может видеть образ богини. Каменная лестница, которая ведет к храму, украшена различными каменными скульптурами: борцов, слонов, львов, грифонов, богинь Багхини в образе тигра и Сингхини в образе льва. На нижнем ярусе сидят раджпутские борцы Джаямел и Пхатту.
Храм был возведен непальским королем Маллой Бхупатиндра в 1702 году. Пятиэтажный храм с пятиуровневой крышей, который стоит на площади Таумадхи Толе, достигает в высоту более 30 метров. Поднявшись по лестнице, можно выйти на вершину храма.
Координаты: 27.67137400,85.42939800
Храм Даттатрея
Храм Даттатрея – высокий и квадратный храм, который построил в 1427 году король Якша Малла. Документы гласят о том, что здание храма было построено из одного ствола дерева. В то время все важные структуры города были построены именно из дерева.
Храм посвящен Даттатрея – смешанным воплощениям богов Брахмы, Вишну и Шивы, хотя Гаруда на верхней колонне и традиционное оружие Вишну на столбах указывают на сильное влияние Вишну. Храм является важнейшим местом поклонения для вишнуитов и буддистов.
Храм представляет собой трехэтажную постройку, построенную на специальной основе над землей. На этой основе вырезаны некоторые эротические сцены. Переднюю часть храма, которую достроили позже, охраняют два борца Малла.
Координаты: 27.67303900,85.42668300
Дворец 55 окон
Дворец 55 окон построил Якши Малла в XV веке. Свое название здание получило благодаря 55 окнам, размещенными на балконе, который считается настоящим шедевром искусства резьбы по дереву. Дворец до 1769 года являлся официальной королевской резиденцией.
Золотые ворота, построенные королем Ранджитом Маллой, – вход в главный внутренний двор дворца 55 окон. Ворота считаются одними из самых красивых и богато украшенных ворот такого типа во всем мире. Ворота украшены демонами и божествами необычайно тонкой работы. На воротах изображены золотые фигуры Ханумана, Нарасингх Нараян и Бхайрава.
Сейчас во дворце находится Национальная картинная галерея со старинными образцами буддистского и индуистского искусства (портреты королей, каменные скульптуры, мандалы и танка, старинные манускрипты, картины). Галерея открыта ежедневно, кроме вторника.
Координаты: 27.67218100,85.42839700
Монастырь Намо Будда
Намо Будда является одним из трех наиважнейших мест паломничества буддистов в Непале наряду со ступами Сваямбунатх и Боудханатх. Как в прошлые века, так и в настоящее время многие великие гуру и мастера различных буддистских школ и традиций посещали это священное место.
Намо Будда – это благодатное природное окружение, чистота, гармония, спокойствие и уединение, удивительные закаты и восходы солнца на фоне гряды снежных гималайских вершин, и посему – идеальное место для совершенствования в медитациях и для духовных практик самадхи.
В настоящее время в окрестностях ступы создан монастырский комплекс, включающий монастырь Трангу Таши Янгтсе традиции Карма Кагью, ретритный центр, храм Будды Амитаба, монастырскую школу и колледж, школу традиционного тибетского искусства, клинику.
Координаты: 27.57044000,85.58222800
Сад Шивы
Сад Шивы – это небольшой сад на горе в Южном Непале, который является важным центром паломничества в стране, поскольку в нем размещены несколько статуй индуистских божеств, в том числе наивысшая статуя в мире бога Шивы – Кайлашнатх Махадев. Она представляет собой стоящего бога Шиву со скипетром и коброй на шее.
Сад Шивы находится на границе наименьшего непальского округа Бхактапур и Каврепалончок, в двадцати километрах на юго-восток от столицы Непала – Катманду. Его создание началось в 2004 году, когда на этом месте задумали поставить статую бога Шивы. Ее проектировали несколько лет и завершили полностью только в 2011 году. Она сделана из меди, цемента, цинка и стали. На сегодняшний день эта 44-метровая статуя является самым высоким памятником Шивы в Непале, а также она находится в списке самых высоких мировых статуй на 32 позиции.
Около пяти тысяч людей ежедневно посещают статую Шивы и его сад, больше всего посетителей во время непальских национальных праздников и фестивалей, а также на выходных.
Координаты: 27.64604100,85.47416400
Самые популярные достопримечательности в Бхактапуре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Бхактапура на нашем сайте.
Отправиться на отдых в Бхактапур
Далее отправляемся
Достопримечательности Непала
Храм Кришны, Патан, Непал Непальские Гималаи, Покхара, Непал Озеро Фева, Покхара, Непал Река Кали-Гандаки, Покхара, Непал Национальный парк Сагармата, Катманду, Непал Национальный парк Читван, Читван, Непал
Интересные города мира
Достопримечательности мира
Марин-Драйв, Мале Атоллы, Мальдивы Вокзал Виктория, Мумбаи (Бомбей), Индия Остров Саона, Ла Романа, Доминиканская республика Пирамиды в Гизе, Каир, Египет Большой Сфинкс, Каир, Египет Рынок Чатучак, Бангкок, Таиланд
ТУРЫ.ru
Станислав Просмотров 2 323, Комментариев 3, Суммарная оценка 30, Средняя оценка 5.00 Все отзывы автора
«Непал. День шестой. Бхактапур и площадь Дурбар.»
В 11 часов утра к отелю подъехал Нарайян. Я попил с ним кофе на веранде отеля, полюбовался в последний раз на панораму долины и гималайских предгорий, и мы отправились в Бхактапур. Город находится в 15 километрах от Катманду, но практически он сливается со столицей Непала. Город внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Бхактапур один их трех королевских городов долины Катманду. Он берет свое начало в VII веке, и назывался тогда Хопо. В XII веке город получил свое настоящее имя – Бхактапур. Он славится Королевским Дворцом, древними храмами богов Шиву и Вишну, их жен Парвати и Лакшми, королевскими купальнями. Это один из городов долины Катманду, который сохранил облик древнего города. Бхактапур – это уникальные шедевры храмового архитектурного зодчества, старинные двухэтажные дома с резными окнами и дверями ( дерево ), очень узенькие улочки, мощеные камнем, и жители города, которые сидят на древних террасах, на ступеньках храмов, спешат по своим делам. В центре Бхактапура запрещено движение автотранспорта и поэтому мы спокойно гуляем по древним улочкам города, где нет шума, гама, смога и зловония от современного автотранспорта. Мы реально попали в прошлые века, и здесь мало что напоминает современную цивилизацию. Одежда, особенно на женщинах, разных расцветок, но каких-то блеклых цветов. И вообще, все вокруг необыкновенно серо и убого. Женщины одеты в некое подобие юбок, в шаровары, на плечи у них накинуты большие платки. Подростки и молодые мужчины одеты в куртки с капюшонами, на головах многих национальные непальские шапочки. Пожилые и старики обматывают голову шарфами или большими платками. На одной из улиц нам встретилась процессия индусов, совершавших свой обряд. В эту толпу на свое несчастье затесался человек, который оскорбил их или своим видом, или поведением ( а может быть это был просто пьяный ). Его с такой силой вышвырнули из толпы, что он упал на землю и забился в конвульсиях. Прохожие совершенно безучастно проходили мимо этого человека, и никто не попытался ему помочь. На улице выставлены лотки, с которых торгуют фруктами и овощами, много небольших торговых лавочек ( назвать их магазином язык не поворачивается ) и никаких тебе супермаркетов! По мере продвижения к центру города, где находится Дворцовая площадь, появляются лотки с товаром, ориентированным на туристов. Это сувенирная и религиозная продукция из дерева, металла, глины – статуэтки индуистских богов и священных животных, аватары Вишну, манифестации Шивы, ритуальные маски, тханки, открытки с видами Бхактапура и его храмов, рисунки и фотографии Гималайских восьмитысячников. Все это необыкновенно красочно и привлекает внимание туристов. Первым святилищем на нашем пути стал храм Даттатрея, посвященный богу Вишну ( полагают, что Даттатрея – это аватар Вишну ). А вообще-то Даттатрея – божество, воплотившее в себе признаки главных богов индуизма – Брахмы, Шивы и Вишну. Это древний деревянный храм с трехярусной крышей. Вход в него охраняют скульптуры двух атлетиков – Пхатта Мала и Пхатта Джайя. Сила каждого из них в 10 раз больше силы человека, поэтому храм находится под надежной защитой. Этот храм служит местом паломничества для индуистов. Площадь Даттатрея, где расположено еще несколько индуистских храмов, была когда-то главной площадью города. Второе ее название – площадь Тачупал Толе. Около десятка древних зданий, окружающих эту площадь, в прошлые времена были индуистскими монастырями ( матхами ), один из которых Пуджари Матх, славится окном с резным изображением павлина. Это шедевр древнего резного зодчества по дереву. Напротив храма Дататтрея находится храм Бхимасен, а между ними стоит каменный столб со скульптурой мифического священного льва. Еще одной достопримечательностью площади является древний водный резервуар Бхимсен Покхари. В наше время воды в нем нет. Тут же расположена мастерская резьбы по дереву, где несколько непальцев трудятся над изготовлением дверей и окон. И если Патан славится своими мастерами по изготовлению скульптур из меди, то Бхактапур известен в мире своими мастерами резьбы по дереву и гончарами. Здесь даже есть площадь ( мне не удалось там побывать ), где выставлены шедевры гончарного искусства Бхактапура. Этот отрезок нашего путешествия по Бхактапуру заканчивается на площади Таумадхи, где стоит удивительное архитектурное сооружение – пятиярусная пагода храма Ньятопола. В долине Катманду три таких уникальных храмовых сооружения. Храм Ньятопола в Бхактапуре, храм Кумбешвар в Патане и храм Панча Мукчи Хануман в Катманду на площади Дурбар. Храм расположен на пятиярусном постаменте, который символизирует пять стихий – вода, земля, огонь, ветер, небо. На каждом ярусе установлены скульптуры охранителей храма. На первом ярусе находятся атлетики Джатта Мхая и Пхатта Мхая, на втором слоны, далее львы, гаруды и, наконец, богини Багхини и Сангхини. Охранители каждого яруса обладают десятикратной силой по отношению к нижележащему ярусу, поэтому храм Ньятопола находится под необыкновенно сильной защитой. Может быть это и спасло храм от разрушения во время сильного землетрясения в 1934 году. Он посвящен богине Сидхи Лакшме, супруге бога Вишну. Ее изображение находится внутри храма и доступно только его служителям. Наш гид рассказал нам, что богиня Сидхи Лакщме наслала на людей мор, засуху и неурожаи, и люди погибали. Тогда бог Шива в образе Бхайрава попросил Сидхи Лакшму прекратить эти безобразия и пообещал за это воздвигнуть храм в ее честь. Так появился храм Ньятопола, а рядом с ним находится деревянный 3-х ярусный храм Бхайравнатх. Оба эти храма относятся к основным достопримечательностям Бхактапура, а для индуистов
они являются очень сильными святилищами. Во время ритуальных праздников у этих храмов собирается море паломников, а сейчас здесь разрозненные группы бхактапурцев. Как и в Катманду и Патане их любимое занятие – сидеть на ступеньках храмов. Из любопытства я прошел во внутренний двор одного из домов на площади и обнаружил здесь небольшой храм, спрятанный внутри этого двора от посторонних глаз. Можно предположить, что таких храмов в городе великое множество. Третьей площадью Бхактапура является Дворцовая площадь, или площадь Дурбар. Здесь расположен Королевский Дворец. Как архитектурное сооружение, Дворец славится 55-ю окнами, оформленными искусной резьбой по дереву, причем рисунок каждого окна ни разу не повторяется. Это настоящие шедевры искусства резьбы по дереву. Во внутренний двор Дворца можно войти через Золотые Ворота, украшенные скульптурами богов и демонов филигранной работы, что ставит их ( Ворота ) в ряд лучших в мире художественных произведений такого рода. Помимо этого, Дворец славился своими великолепными 99-ю дворами. Сейчас их осталось только шесть, так как остальные были разрушены землетрясением 1934 года. В одном из уцелевших дворов расположен Национальный Музей изобразительных искусств. Вход в него охраняют гаруды и барельефные изображения богов Ханумана и Нарасимхи. Индуистские храмы расположены в разных частях площади Дурбар. В отличие от Катманду и Патана, Бхактапур чисто индуистский город – здесь нет ни одного святилища, посвященного Будде. Шедевром индуистского храмового зодчества служит храм Ватсала Дурга, построенный в стиле шикхара. Вход в храм охраняют слоны на первом уровне и гаруды на втором. Это необыкновенно изящное храмовое сооружение, выполненное из камня. Душа радуется при виде такой лепоты. Перед храмом стоят два колокола, один из которых называется «колокол Таледжу». Я не нашел пока ответа на вопрос – почему на каждой площади Дурбар есть колокол Таледжу. Вероятно, это как-то связано с тем, что богиня Таледжу патронирует королевские династии Непала. Рядом с храмом Ватсала Дурга находится деревянное святилище – копия храма Пашупатинатх, расположенного в г. Деопан. Не меньшее впечатление на меня произвели два небольших храма, и я приложил максимум усилий, чтобы узнать, каким божествам они посвящены. Каменный храм на пятиярусном постаменте, воздвигнут в честь богини Сидхи Лакшми, а второй белый храм Фасидега, расположенный практически рядом, посвящен богу Шиве. Храм стоит на шестиуровневой платформе и с нее открывается чудесная панорама долины Катманду. Очень жаль, что погода не позволила увидеть гималайские восьмитысячники. Они прекрасно видны при безоблачном небе и высокой прозрачности атмосферы. В этом я убедился, просматривая фотоальбом «Непал. Долина Катманду. Горы. Люди. Храмы и фестивали». Фотошедевр на русском языке мы с женой купили при осмотре пагоды Сваямбунатх. Но все-таки я на одно мгновение увидел эту божественную красоту, когда при вылете из Катманду наш самолет поднялся над пеленой облаков и при его развороте в течение двух-трех секунд были видны белоснежные гималайские вершины. Потрясающе красивое зрелище! Нам удалось посмотреть малую толику древнего архитектурного зодчества непальцев в Бхактапуре, но и эта толика оставила сильные впечатления. Где-то здесь на площади Дурбар остались неотождествленные на фото каменный храм Парвати, орнаментированный эротическими сценами, храмы Рамешвар ( посвященный Шиве ), Бхадри ( посвященный Вишну ) и Джагхарнатх ( посвященный Кришне ). Мы посетили три главных города долины Катманду, три ее древние столицы. Дело в том, что в XIV долина Катманду была разделена между тремя братьями ( после смерти их отца ) на три самостоятельных королевства. Столицами этих королевств стали Катманду, Патан и Бхактапур. Каждый из королей пытался доказать свое могущество и превосходство над своими братьями-королями путем создания Королевских Дворцов, храмов, монастырей, площадей, королевских купален. Не знаю, удалось ли им поразить друг – друга, но мы поражаемся великолепием творений древних зодчих. По крайней мере, я в восторге от всего увиденного в древних столицах Непала.
(“Архитектура городов мира. Прогулки с фотоаппаратом”)
Бхактапур � один из самых древних и хорошо сохранившихся городов на территории Непала, находящийся в 15 км к юго-востоку от столицы страны Катманду. Само слово �Бхактапур� означает �город преданных�, или �город святых�, но у него есть и другие поэтичные названия � �город сказок�, �город мастеров�. Любое из этих сравнений в полной мере применимо к этому удивительному непальскому городу.
Улица в Бхактапуре (Непал)
Бхактапур был основан в 1197 г. королём Ананда Дев на месте более ранних поселений. В 14-16 вeках Бхактапур � являлся столицей княжества и был цветущим городом на традиционном торговом сообщении между Тибетом и Индией. С той далёкой поры в городе осталось огромное количество шедевров древней непальской архитектуры и скульптуры, ныне тщательно оберегаемых и охраняемых государством. В целях сохранности этих уникальных памятников движение автотранспорта в центральной части Бхактапура резко ограничено, что делает прогулки по нему необычайно приятными и спокойными. Возвышаясь посреди плодородных полей долины, город выглядит как Катманду примерно пол столетия назад.
Вот несколько городских “зарисовок”:
Жилой дом в Бхактапуре (Непал)
Одно из интереснейших достопримечательностей Бхактапура � площадь Дурбар, находящаяся в самом центре города. Строения на этой площади являются, пожалуй, самыми изысканными архитектурными произведениями долины Катманду и представляют собой самое лучшее из средневекового искусства Непала. Большинство зданий на площади Дурбар были построены в 15 – 17 веках, когда она стала резиденцией королевской династии.
Площадь Дурбар (дворцовая) в Бхактапуре
Каменный храм Батсала Деви.
Храм, богато украшенный тонкой резьбой, является ярким примером архитектуры стиля Шикхара в Непале. Построенный по принципу индийской шикхары, он тем не менее отличается от нее целым рядом особенностей. Храм, лишенный окружающих помещений �мандапа�, поставлен на уступчатое основание. Нижние этажи окружены характерными для этого типа непальского храма аркадами с восьмигранными колоннами. У колонн сложно разработанная капитель. Силуэт башни имеет несколько вытянутый, остроконечный характер. На террасе храма установлен бронзовый колокол (1737 г), называемый “Колоколом лающих собак”. Когда он звонит, все собаки в округе заливаются лаем. Этот колокол, сделанный при короле Ранджит Малла, использовался для вечернего звона во время его правления. Сейчас в него звонят каждое утро в честь Богини Таледжу.
Храм Батсала Деви (Бхактапур)
Храм был построен в конце 17 в. во время правления Джагата Пракаша Малла. Царь бы поэтом, как и его современник Пратапа Малла в Катманду, и некоторые из его стихов высечены в камне на полу храма.
Дворцовая архитектура Непала отличается размахом, роскошью и богатством деревянной резьбы и украшений как колонн и обширных интерьеров, так и дверей, окон, карнизов и т. д. Наиболее известен так называемый Дворец пятидесяти пяти окон в Бхактапуре (закончен в 1697 г.) с эффектными �золотыми воротами� главного двора, заключенными в красно-кирпичном пилоне, с большим золоченым килевидным тимпаном над ними и изящной венчающей металлической крышей.
Золотые ворота во “Дворце 55 окон”
Над проходом расположены резные барельефы богини Кали и человека-птицы Гаруды, сопровождаемые двумя прекрасными нимфами. По мнению некоторых историков и искусствоведов, Золотые ворота являются лучшим образцом подобного творчества не только в Непале, но и во всём мире. Ворота были построены во время правления короля Ранджита Маллы.
Сам дворец 55 окон был построен во время правления короля Якши Маллы в первой половине XV века. Значительной перестройке он подвергся позже в конце XVII века, когда правил неутомимый Бхапатиндра Малла. Помимо обычной для того времени архитектуры, дворец, построенный из красного кирпича, славится уникальным балконом с 55 окнами, закрытыми резными деревянными ставнями, считающимися уникальным шедевром непальских мастеров. Напротив дворца расположена впечатляющая статуя на высокой колонне, изображающая всё того же короля Бхапатиндру во время молитвы. Считается, что эта статуя производит наибольшее впечатление из всех статуй многочисленных непальских правителей.
Металлическая позолоченная фигура сидит на львином троне под остроконечным церемониальным зонтом и повернута прямо к золотым дверям дворца. Восходя к древним прототипам, к буддийским стамбха, подобные непальские колонны служили как бы зримым утверждением власти феодального правителя. Аналогичные колонны устанавливались на центральных площадях непальских городов и несли на своей массивной круглой лотосовидной капители условно трактованную металлическую скульптуру, изображавшую князей Малла (нередко с семьей), а иногда � просто религиозные символы.
Следующие фотографии сделаны во внутренних дворах дворца:
В северо-восточной части королевского дворца находится Нага Покхари, королевский водный резервуар, сооружённый в XVII в. и использовавшийся для ежедневного ритуального купания божества богини Таледжу. По периметру его окружают каменные наги (змеи), а посреди резервуара возвышается колонна с головой нага. Вода в резервуар поступает из водосточной трубы в форме макары (мифического морского чудища), из пасти которого выглядывает голова козла.
Нага Покхари
Выйдя из дворца, вернемся вновь на площадь Дурбар.
Храм Фасидега
Узкая мощенная кирпичом дорожка от площади Дурбар ведет к площади Таумадхи. Здесь расположено два самых важных храма города: Ньятапола и Бхайравнат.
Храм Бхайравнат
Этот храм был изначально построен как одноэтажная пагода во время правления короля Джагат Джиоти Малла, и впоследствии перестроен в трехэтажный в 1718 г. королем Бхупатиндра Малла. Храм известен своим художественным великолепием. Он посвящен Бхайраву – богу Ужаса.
Если вы где-либо на открытке увидите пагоду Непала, наверняка это будет Ньятапола, наиболее узнаваемый символ Бхактапура и самая высокая пагода страны.
Храм Ньятапола
Храм посвящён таинственной тантрической богине Сидхи Лакшми, чьё изображение скрыто внутри храма, и только жрецы могут лицезреть его. Храм был воздвигнут во время правления короля Бхупатиндра в 1702 году. 30 метровая пагода Ньятапола является не только самым высоким храмом Непала, но и одним из лучших примеров традиционной храмовой архитектуры невари. Храм как будто парит над крышами Бхактапура, на фоне заснеженных вершин Гималаев. Построенное здание оказалось настолько прочным, что землетрясение 1934 года вызвало лишь незначительные повреждения. Стройное здание с пятью уменьшающимися кверху квадратными крышами поставлено на каменное пирамидальное основание, которое в свою очередь разделено на пять уступов, посередине прорезанных входной лестницей, украшенной большими каменными изваяниями на каждом ярусе.
Пять уровней символизируют собой пять основных элементов природы – воду, землю, огонь, ветер и эфир. Внизу расположены статуи легендарных силачей Джаймела и Патту, о которых говорят, что своей силой они превосходили десяток обычных людей. Над ними стоят два слона, еще выше два льва, далее два грифа и на верхнем ярусе лестницы два божества � Багини и Сингини. Считается, что каждая пара фигур в десять раз сильнее, чем пара, расположенная на ярус ниже. Посему храм имеет надежную защиту. Но всех их превосходит богиня Лакшми, обитающая внутри храма, который и был воздвигнут в честь неё. Видеть богиню воочию могут только служители храма, но 108 деревянных распорок крыши украшены её изображениями в различных ипостасях.
Еще одна площадь Бхактапура – Тачупал Толе . Это первоначальная (историческая) площадь города и место королевского величия вплоть до XVIв. Южнее этой площади лабиринт узких улочек, дорожек, проходов и дворов тянется к прибрежным гхатам. На площади находится высокий храм Даттатреи, возведённый в 1427 г.
Храм Даттатреи
По преданию, он был построен из цельного дерева, подобно другим значимым зданиям долины. Первый этаж храма прямоугольный, к квадратному второму этажу был пристроен большой эркер (что-то среднее между выступающим окном и балконом). Храм, посвящённый Даттатрее � триединому божеству, сочетающему в себе Брахму, Вишну и Шиву, является важным местом паломничества для шиваитов, вишнуитов (вайшнавов) и буддистов.
В сеобщая история искусств. Том2. Искусство Индии и юго-восточной Азии.
Материалы из статей могут быть использованы только со ссылкой на сайт-источник.