Главный символ Риги — Домский собор: история, описание, концерты и посещение
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) — важнейшее здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Кто не бывал в нем, не видел города. Название, данное собору, является производным от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). Это самое крупное сооружение Средневековья, возведенное церковью в Прибалтике и дожившее до наших дней.
В текущий момент Собор принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии и отвечает не только духовным, но и культурным запросам жителей республики.
История
Главный собор столицы — символ и уникальная достопримечательность. Заложен 25 июля 1211 года во время торжественной церемонии, проводимой епископом Альбертом Буксгевденом , основавшем город. Строительство велось под неусыпным вниманием пастыря немецкими и нидерландскими мастерами. Несмотря на стремление епископа, возведение Храма длилось несколько десятилетий. Собор строили с использованием нового строительного материала — кирпича.
Главенствующим направлением архитектуры того времени была готика. Собор возводили весь XIII век, потом несколько раз перестраивали, поэтому пристройки выполнялись уже в стиле барокко. Считают, что возведение хоровой части нефа с крестовыми сводами закончилось к 1226 году, так как по историческим записям в тот год папский посланник епископ Модены Вильгельм вел здесь консилиум.
Основываясь на мнение ученых известно, что Рижский Домский собор изначально планировался как строение типа базилики, но потом его построили как храм с огромным залом.
В конце XIV- начале XV веков внутреннюю часть расширили, пристроив западные нефы и боковые капеллы. Приподняли центральную часть зала. Здание превратили в базилику, как было задумано изначально. Также в высь устремилась башня с восьмиугольным шпилем. С этого времени она становится в Риге высочайшей, что отмечено на картах того времени, в том числе на космографии Себастиана Мюнстера (1559 г.).
Собор получил значительные повреждения в результате пожара 1547 года, после него в 1595 году была сооружена новая крыша с пирамидальным шпилем и двумя галереями, на башню установили знаменитого петушка, особенностью которого стало окрашивание в различные цвета. Одна сторона была выкрашена золотой краской, другая- черной. По положению петушка судили об успехе торговли и наблюдали за ветром.
В 1766 году шпиль перестроили в стиле барокко. Длина куполообразной иглы вместе с петушком стала 96 метров.
Кроме этих двух направлений в архитектуре собора встречаются Ренессанс, романский стиль, югендстиль.
Заметно расположение уровня пола ниже брусчатой мостовой. Связано это с тем, что на протяжение веков для защиты от разлива Даугавы улицы постоянно подсыпали. Во время реставрационных работ в середине XX века на Домской площади был снят культурный слой, составивший 2 м.
Реставрационные и перестроечные работы в храме проводились много раз. Так работы, проводившиеся в 1881-1914 годах, оставили нам здание в том виде, который известен сейчас. Каждая сторона башни собора украшена часами, а купол башни по-прежнему венчает золотой петушок.
Интересные факты и легенды
Основателя Риги, епископа Альберт, скончавшегося в 1229 г., захоронили в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Местоположение могилы не известно до сих пор. Поэтому живо предание о подземном ходе из алтаря собора, заканчивавшемся в подземелье с огромными драгоценностями. План подземелья и ключи от хода хранятся в Ватикане.
Существует также версия, что в под собором зарыт клад рыцарей ордена тамплиеров, спасшихся после уничтожения из Франции. В благодарность за помощь жителями Прибалтики они построили множество замков и зданий на территории Латвии. На поиски клада направлялось множество исследователей, в том числе и знаменитая немецкая организация «Аненербе». Но поиски оканчивались провалом.
Также клад искали после великой Отечественной войны. Возможно, сильнейшие наводнения Даугавы, случавшиеся в 1709 и 1744 годах, затопили проход к нему.
Во время реставрации в 2011 году были обнаружены скрытые фрески, покрытые штукатуркой времен Реформации. Фрески являют собой сюжеты «Коронация Девы Марии»и изображение библейских пророков Даниила и Иезекииля. Может быть, они скрывают тайну тамплиеров. Во всяком случае ученые не исключают такую возможность.
Собор хранит могилы богатых горожан, которые уносили с собой на то свет богатства, нажитые при жизни. При раскопках 2006 года в подвалах были обнаружены 38 захоронений и золотые шведские и русские монеты, но крупный клад так и не был найден.
Рядом с копией картины Рафаэля«Преображение Христа», созданной в 1819 году в Риме Германом Боссе, расположена золотая церковная мышь. О ней существуют две легенды:
- Одна из них о том, что строителям, ремонтировавшим в храме, не оплатили труды, они посмеялись и оставили мышку как намек на выражение: «Беден, как церковная мышь».
- Вторая гласит, что это память о наводнении в начале XVIII века, когда поднявшаяся вода затопила все вокруг, по церкви плавали доски, а на них — мыши. Ординар с отметкой, насколько высоко поднялась вода в 1709 году, находится в дальнем конце церкви, с правой стороны.
Состояние на сегодняшний день
В текущее время ведутся крупнейшие за все время работы по реставрации, которые субсидирует Европейский фонд регионального развития и Латвийская Евангелическо-лютеранская церковь. Их окончание планируется к 2021 году.
За 800 лет собор пережил многое и нуждается в аккуратном восстановлении: крыша собора, знаменитая башня, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений, все это включено в план предстоящих работ. Несмотря на строительные леса, окружающие здание, в храме продолжаются службы и проводятся культурные мероприятия.
Где расположен?
Официальный адрес нахождения Главного собора Прибалтики: площадь Гердера, 6, Рига, Латвия.
Наряду с тем, что в соборе сохранено огромнейшее количество культовых сокровищ, особой притягательностью служит знаменитый орган, служащий эмблемой Латвии во всем мире. Домский орган — один из известнейших исторических инструментов на планете. Это огромнейший корильон, построенный немецким мастерами в 1883-1884 году. Он пришел на смену прежнему, прослужившему 300 лет, начиная с 1603 года.
Размеры органа: ширина инструмента составляет 11 м, а высота 25 м. В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м. Центральная часть органа отделана фигурами ангелов, причудливых животных и цветочными гирляндами.
Знаменитый венгерский композитор Ференц Лист для органа Домского собора написал специальную композицию «Восхваляя Бога». Акустика Домского собора помогает слушать звуки органа с постоянным удовольствием. В 1981-1984 годах нидерландская фирма органов «Flentrop Orgelbouw Zaandam» проводила реконструкцию органа.
Музеи в архитектурном ансамбле
Во внутреннем дворе здания находится галерея, имеющая длину 118 м. Она предназначалась для шествий церковнослужителей из кафедрального собора в монастырские помещения.
В Крестовой галерее в настоящее время расположен музей истории города Риги и мореходства, основанный еще в 1773 году. Также там хранится голова Саласпилского идола и первый золотой петушок с башни собора.
Расписание концертов
В соборе можно заблаговременно приобрести билеты на концерты органной музыки, которые проводятся еженедельно по пятницам.
Расписание ближайших концертов:
- Пятница, 25 января, в 19:00 час. Концерт «Жемчужины немецкого барокко».
- Пятница, 1 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки «Колыбельная песня от трио NYX».
- Пятница, 8 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки «Калейдоскоп старинной музыки».
- Пятница, 15 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки. Квартет «3+1».
- Пятница, 22 февраля, в 19:00 час. Концерт гитариста Марча Аузиня «Покой».
Отели, находящиеся поблизости
Столицу Латвии посещает множество туристов, которые могут остановиться в отелях, находящихся поблизости с Главным собором столицы:
- Отель Garden Palace — в историческом центре Риги, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Отель Grand Poet by Semarah — в центре Риги, через дорогу от Бастионной горки.
- Гранд-отель Kempinski Riga — в Риге (регион Видземе), в 100 м от Латвийской национальной оперы.
- Отель Pullman Riga Old Town — в самом центре исторического района и занимает помещение бывшей конюшни барона Мюнхгаузена XVIII века.
- Отель Grand Palace — The Leading Hotels of the World — в центре Старого города Риги, всего в 100 метрах от Рижского замка.
- Отель Roma — в самом центре Старого города Риги, в 200 метрах от памятника Свободы.
Расписание посещений
Собор работает ежедневно. Вход бесплатный.
- Понедельник: 9:00–18:00.
- Вторник: 9:00–18:00.
- Среда: 9:00–17:00.
- Четверг: 9:00–18:00.
- Пятница: 9:00–17:00.
- Суббота: 9:00–18:00.
- Воскресенье: 9:00–18:00.
Билеты необходимо приобрести для посещения музея истории и мореходства.
Каждый гость столицы Латвии, побывавший в Домском соборе, увозит незабываемые впечатления о витражах и органе на всю оставшуюся жизнь. Желание послушать впечатляющую музыку органа, манит сюда обратно. Кафедральный сбор, ставший символом все Прибалтики, сегодня служит людям, как и много веков подряд. В тишину центрального зала люди приходят помолиться и провести время наедине с Богом.
Домский собор в Риге и органный концерт
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms) — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии.
Является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади).
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксхевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение.
Сегодня общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составляет 96 метров.
Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле.
Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма
От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века
В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Архитектурный ансамбль собора включает также Крестовую галерею и Домский монастырь, на территории которого расположен старейший городской музей — Музей истории Риги и мореходства.
Построенная в XIII веке Крестовая галерея — выдающийся образец архитектуры ранней готики. Сначала она соединяла Домский собор с монастырем — резиденцией совета высшего духовенства, или Домского капитула.
В Крестовой галерее можно осмотреть экспонаты Музея истории Риги и мореходства
пушки и их принадлежности
каменные декоры и фрагменты ковки с исчезнувших рижских строений, копию памятника Петру I
материалы археологических раскопок, включая найденную в Домском саду каменную голову — предположительно ливского идола
в нишах над арками расположены гербы родов, обществ и корпораций Риги
Здесь же расположен памятник епископу Риги Альберту Буксхевдену.
Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор.
Недалеко от входа в собор размещен механизм старых часов с башни.
Пройдя далее, справа можно увидеть старый символ Риги, венчавший куполообразный шпиль Домского собора, — фигуру петушка.
Однако петушок на Домском соборе служит не только символом, но и флюгером — он поворачивается головой к ветру. Петушок весит 86 килограммов, его высота — около 0,5 метра, ширина — около 1,3 метра. Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая — черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли. Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в здании собора. С декабря 1985 года башню Домского собора украшает точная копия старого флюгера.
В период Рождественских праздников собор красиво украшен
В самом центре собора расположена Крестильная чаша Св. Мейнхарда конца 12 века.
Она установлена здесь с 2009 года
Никого не оставят равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания. Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.
Но главной достопримечательностью Домского собора является, без сомнения, его орган.
Орган, установленный в 1883–1884 годах, был изготовлен фирмой «E. F. Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.
Впечатляющий сооружение высотой в 25 метров включает в себя 6 768 металлических и деревянных труб длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5×6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире.
Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599–1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко.
Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор
Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, конструкциям и красоте интонировки он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и входит в число самых крупных органов Европы.
Специально для этого органа писали произведения Франц Лист, Макс Регер, а концертировали за ним самые выдающиеся органисты мира.
Нам повезло и мы попали на маленький концерт (Сoncerto Piccolo) в 12.00 по 20 минут (стоимость билета 10 евро).
Отличительные черты органа — многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента. Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.
Домский Кафедральный собор был и остается тем местом, куда люди приходят для встречи с Богом, но, в то же время, собор является и одним из лучших в Европе концертных залов, где можно насладиться волшебными звуками органа, которые проникают прямо в душу, помогают ей стать прекраснее и звучать вместе с прекрасной музыкой.
Домский собор в Риге
Если вам посчастливится побывать в Риге, ваше внимание непременно привлечет самый узнаваемый символ латвийской столицы – Рижский Домский собор (Rīgas Doms).
Крупнейший кафедральный собор Прибалтики, Домский собор – один из ведущих духовных и культурных центров Латвии.
Собор является главным храмом Евангелическо-Лютеранской церкви; здесь проходят концерты органной и духовной музыки.
Он находится в самом сердце Риги – на Домской площади. Архитектурный ансамбль собора включает также Крестовую галерею и Домский монастырь, на территории которого расположен старейший городской музей – Музей истории Риги и мореходства.
Удивительно, но факт: Домский собор расположен ниже уровня земли. Если раньше в собор поднимались по ступеням, то сейчас, чтобы подойти к северному порталу здания, нужно спуститься по 16 ступеням вниз.
Такая метаморфоза вызвана борьбой горожан с разливами Даугавы – ежегодно они подсыпали гравий на улицы города, и собор «опускался» все ниже.
Название собору дали два латинских выражения – Domus Dei (Дом Бога) и сокращенный вариант D.O.M. от Deo Optimo Maximo (Всеблагому Величайшему Богу).
История создания собора
Строительство собора началось 8 столетий назад, в 1211 году, по указанию рижского епископа Альберта (Альбрехта фон Буксхевдена). Храм должен был символизировать успехи в завоевании Ливонии.
Торжественная церемония закладки собора в честь Святой Марии на месте сгоревшего рыбацкого поселка ливов состоялась 25 июля, в день святого Якоба.
Здание возводилось местными строителями под руководством приглашенных немецких и голландских мастеров. Главный священник не жалел средств и лично контролировал ход строительства. Однако строительство растянулось на долгие десятилетия.
Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор.
В связи с этим существует легенда о подземном ходе из алтаря собора, ведущем в подземелье с несметными сокровищами. План подземелий и ключ от хода находятся в Ватикане.
Претерпев значительные изменения первоначального плана, собор в целом был достроен к 1270 году. Внутреннее убранство храма было уничтожено после периода Реформации и пожара 1547 г. В этом же году была построена башня собора.
Спустя полвека ее надстроили и воздвигли деревянный шпиль, переживший 4 удара молнии и простоявший до 1766 г.
Примерно 200 лет назад, в конце XVIII века, собор обрел свой нынешний вид. После очередной перестройки башни в 1776 г. над ней был выстроен небольшой куполообразный шпиль в стиле барокко, увенчанный петушком.
Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая – черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли.
Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в Крестовой галерее.
Благодаря многократным перестройкам в облике Домского собора органично сплелись элементы различных архитектурных стилей – романского, раннеготического, барокко, ренессанса и модерна (югендстиля).
А вы знаете какие достопримечательности Риги следует обязательно посетить? Читайте нашу статью.
Планируя поездку в Ригу, обязательно следует побывать и в Сигулде. В этой статье рассказывается об этом интересном месте со старыми замками и Национальным парком.
Интерьер собора
Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма.
Скромное внутреннее убранство храма выполнено в готическом стиле. Никого не оставляют равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания.
Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.
От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века.
Северный вход собора украшает «Райский портал» с живописным изображением коронования Марии.
Орган Домского собора
Настоящая гордость и подлинное украшение Домского собора в Риге – его орган, ставший своеобразной музыкальной эмблемой Латвии.
Домский орган – один из наиболее ценных исторических инструментов в мире. На момент создания он являлся крупнейшим в мире, а сегодня входит в число самых крупных органов Европы.
Первый орган был построен в 1603 г., прослужив почти три столетия. В 1883-1884 году немецкие мастера из Людвигсбурга изготовили и установили новый орган, звучание которого можно слышать и сегодня.
Его размеры не могут не впечатлять: ширина инструмента составляет 11 м, а высота сопоставима с девятиэтажным домом (25 м). В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м.
Уникальную художественную ценность имеет проспект – многоярусное обрамление центральной части органа. Он выполнен в стиле раннего барокко (маньеризма) и относится к 1599-1601 гг.
Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор.
Как и сам храм, орган неоднократно перестраивался и реставрировался. В начале XX века был снесен нижний балкон, а трубы с него перенесены на самый верх инструмента. В 1962 г. был заново создан ряд труб, утраченных в годы Второй мировой войны.
В 1980-х гг. голландские специалисты провели реставрацию органа, вернув два балкона с установленными на них пультами управления. В настоящее время проводится реставрация проспекта, и внутри собора стоят леса.
Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист специально для органа Домского собора написал композицию «Восхваляя Бога».
Отличительные черты органа – многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента, звук ветра и волн.
Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.
Современное состояние собора
Сегодня жемчужина Риги находится под угрозой разрушения. Собор входит в список 100 мировых памятников, находящихся на грани исчезновения.
Виной такого состояния – изношенность конструкций за 800 лет существования собора, нарушения технологии при проведении реставрационных работ. Здание постепенно оседает, башня собора отклонена от вертикали на 63 см. Из-за деформации башни с нее были сняты колокола.
Сейчас Домский собор стоит в строительных лесах: с 2011 года началась масштабная реставрация всего архитектурного комплекса, рассчитанная на 10 лет.
Как посетить Домский собор
Найти собор очень просто: он находится в самом центре Риги, на Домской площади, 1. Здание – одна из высотных доминант этой части города. Ориентиром может служить золотой петушок, венчающий шпиль Домского собора.
Он выполнял двойную роль – защищал от зла и отпугивал лукавого, а также служил флюгером, показывая направление ветра многочисленным парусникам в порту.
Время работы собора
В мае-сентябре Домский собор открыт с 9 до 18 часов, в остальное время года – с 10 до 17 часов. Службы проводятся в воскресные дни, а также в дни крупных церковных и государственных праздников.
В помещении собора действует также музей, посвященный жизни старого города, который можно посетить за символическую плату (3EUR), идущую на содержание музея и проведение реставрационных работ. Дети до 10 лет проходят бесплатно.
Концерты в Домском соборе
В концертном зале Домского собора проходят концерты органной музыки. Их расписание можно посмотреть на официальном сайте Домского собора – http://www.doms.lv.
Билеты стоимостью от 7 до 15 евро продаются в кассе собора, о них лучше позаботиться заранее.
Ежегодно в начале июля здесь проходит Международный фестиваль органной музыки «Rīgas Doms». Поклонники классической музыки получат истинное наслаждение от выступлений ведущих органистов мира.
В декабре на площади перед Домским собором разворачивается традиционный Рождественский базар, на котором можно приобрести оригинальные сувениры и подарки.
Если у вас длительный отдых в Латвии, то можно воспользоваться паромом Рига-Стокгольм-Рига и за два дня еще и прокатиться до Швеции и обратно.
Обязательно посетите Юрмалу и ознакомьтесь с её достопримечательностями с помощью нашего материала, там действительно очень красиво.
Одно из многих доступных развлечений — это посещение аквапарка, находится он совсем недалеко от Риги, узнайте больше в этой статье: https://vpribaltike.com/latviya/yurmala/mesta-yurmali/livu-akvapark-v-yurmale.html
Видео из Домского собора в Риге
Домский собор – место, которое не хочется покидать: здесь в полной мере ощущаешь притягательное очарование города, здесь задумываешься о самом главном, здесь переливаются яркими красками витражи, здесь звучит великая музыка, трогающая самые сокровенные струны души.
Считаете статью полезной? Подписывайтесь на обновления во Вконтакте, Facebook, Одноклассниках, Google+ или Twitter.
utvamu
Рижский Домский собор — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).
Бах – Фантазия соль минор. Орган Домского собора
Главной достопримечательностью Домского собора является его орган, установленный в 1883-1884 годах. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века (порядка 280 лет). На момент постройки нового органа он был самым большим в мире.
Орган Домского собора
В 1594 году правители торгового города Риги, входившего в Ганзейский союз, решили построить большой орган. Собрали большую по тем временам сумму денег – 5685 талеров и 3 марки. Бургомистр города подарил дубовые балки большой толщины.
Бах – Токката и фуга ре минор. Орган Домского собора
Ответственную работу поручили немецким мастерам, имен которых история не сохранила. Декоративную резьбу создал Якоб Раб из Данцига. Через 7 лет орган был готов. Инструмент получился огромным, он имел целых два проспекта – малый и большой. Проспекты были украшены превосходной деревянной резьбой и увенчаны тремя башенками с фигурками тогдашних правителей Риги.
Бах – Прелюдия соль минор. Орган Домского собора
Периодически органу пытались придать более современный вид. Примерно во второй половине 17-го века к проспекту приложился резчик по дереву Х. Зирах, дополнив его растительным орнаментом в стиле барокко.
Бах – Трио соната соль мажор мажор. Орган Домского собора
Спустя сто лет проспект был подновлен Х.А. Конциус, который оставил после себя ряды маленьких труб и боковые басовые башни, украшенные резьбой в стиле рококо.
Peteris Sipolnieks – Five Contrasts, from “Rīgas Doma lielās ērģeles” (Melodiya, 1974)
В 1881 году церковная администрация подписала с немецкой фирмой WALKER & Co из Людвигсбурга контракт о постройке нового инструмента. Немцы отнеслись к культурному наследию очень уважительно и, хотя инструмент был построен заново, его внешний вид почти не изменился.
Alfreds Kalnins – Fantasy for organ (The Organ Of Riga Dom)
Орган высотой в три этажа включает в себя 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м. Примерно половина труб изготовлена из дерева – сосны, клена, дуба, груши, яблони. Остальные из металла: сплавов олова и свинца. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну — для ног. Играть на нем очень сложно, обучение органиста длится много лет. На пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. С изобретением электричества работу помощника органиста, мявшего меха, выполняет электромотор.
Martin Mans – Toccata Festiva (The Organ Of Riga Dom)
Орган способен передать звук любого инструмента, а также человеческого голоса, морской волны, ветра.
Бах – Страсти по Матфею. Заключительный хор. Орган Домского собора
Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Ференц Лист и Макс Регер. Специально для этого органа Ференц Лист написал хорал “Восхваляя Господа”.
Фото Рижского Домского собора
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Прогулки по Риге. Часть 4. Домский собор
Продолжаю свои фотопрогулки по Риге, начатые еще до Нового года. Так, в один из дней мы посетили Домский собор – прослушали органный концерт, после которого погуляли по храму и по его внутренему дворику, где сейчас расположились экспонаты выставки об истории Риги и Домского собора. Вот об этом и будет мой сегодняшний пост.
Домский собор – крупнейшее и старейшее культовое сооружение в Латвии. Его строительство было начато в 1211 году епископом Альбертом. На протяжении многих веков собор неоднократно достраивался и перестраивался и свой окончательный внешний вид получил к концу 18 века. Поэтому в его внешнем облике и интерьере переплетены многие архитектурные стили соответствующие различным культурно-историческим эпохам в течении которых велось строительство собора. Тут и готика, и романский стиль, и барокко.
Более подробно об истории и современной жизни храма можно почитать на сайте собора, я же лишь добавлю, что после реставрации в начале 60-х годов прошлого века собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР органов, был преобразован в концертный зал. Ныне храм принадлежит Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но помимо богослужений здесь проводятся и концерты органной музыки, афиша которых так же представлена на сайте Домского собора.
Внутри собора..
Алтарная часть
Рождественская ель
Знаменитый орган Домского собора. Он был создан фирмой “E. F. Walcker & Co” в 1883-1884 г. и заменил собой прежний инструмент, работавший с конца XVI века (порядка 280 лет).
Кафедра с очень красивой резьбой
Знаменитые витражи Домского собора были установлены в готических оконных проемах в конце 19 века.
На витражах с северной стороны изображены важные события в истории Домского собора и города Риги – закладывание первого камня собора, провозглашение свободы вероисповедания в 1525 году. На витраже с южной стороны когда-то была изображена жизнь Иисуса Христа, но эти витражи были утрачены во время Второй мировой войны.
В соборе есть настоящий детский уголок. Возможно, здесь занимают детей, пока их родители, дедушки, бабушки присутствуют на богослужении.
Из собора можно пройти во внутренний дворик и пройтись по Крестовой галерее, где сейча располагаются экспонаты выставки об истории Риги и Домского собора.
Старинный циферблат часов башни Домского собора
Как я выяснила уже теперь – это дворик Домского монастыря, который был пристроен к Домскому собору в 13 веке. Почти квадратный в плане двор (клуатр) с трех сторон опоясывает внутренняя галерея с крестовыми сводами. Отсюда и пошло название – Крестовая галерея. А эта выставка – часть экспозиции Музея истории Риги и мореходства, который находится в здесь же, в ансамбле Домского собора. (Правда, в сам музей мы не заходили, оставив его посещение на следующий раз).
Фрагменты декора собора
Часовенка
Это уже экспонаты из военной истории Риги
Флюгер башни Домской церкви. Мастера Х.Фогель и Х.Крайзер, 1595 год. Кованная медь. Этот флюгер украшал башню Домской церкви до 23 апреля 1985 года. С декабря 1985 года ее украшает точная копия старого флюгера.
В Крестовой галерее представлены гербы различных семей, которые участвовали в строительстве собора и в его приходской жизни.
Еще виды внутреннего дворика. (Декабрь на дворе, а трава зеленая. Листочков на деревьях только не хватает и была бы настоящая весна)
Памятник епископу Альберту
Вот такое состоялось знакомство с Домским собором.
Ну и еще несколько видов собора с Домской площади..
На этом рассказ о Домском соборе заканчиваю, но это не последняя часть фотопрогулок по Риге. Впереди еще Собор Петра и взгляд на Ригу с высоты его смотровой площадки, а так же небольшая прогулка по улочкам Старой Риги. Так что продолжение следует. А предыдущие части можно посмотреть здесь:
Домский Cобор в Риге, Латвия
В самом сердце Старой Риги находится её самая большая площадь – Домская, в самом центре которой высится символ города Риги – Домский Собор с его знаменитым на весь мир органом. Туристы со всего мира приезжают в Ригу, чтобы своими глазами увидеть эту прекрасную площадь и красивейший во всей Балтии Домский Cобор.
В этой статье расскажем о Домском Соборе, а о Домской площади и её достопримечательных местах читайте здесь.
Рижский Домский Собор (латышское название Rīgas Doms, немецкое – Dom zu Riga) основан в 1211 году, как кафедральный собор епископа Альбрехта. За свою историю собор многократно перестраивался и реставрировался. Сегодня его архитектура объединяет поздний романский стиль, готику и барокко.
Ни одно из зданий Риги по возрасту, масштабам, величию и посещаемости не сравнится с Домским Собором. Это крупнейший средневековый храм Балтии. Первое, что нам довелось увидеть, приехав в Ригу это именно Домский Собор, и он с первых минут очаровал нас своим величием и скромной ненавязчивой красотой. Да, в архитектуре собора вы не найдете ничего эдакого и вычурного, но это не делает его менее очаровательным, совсем даже наоборот, его строгий стиль и грация притягивают как магнит.
Такое интересное название собора – Домский, происходит от латинских выражений – «Domus Dei», что в переводе означает «Дом Господен». В настоящее время собор является кафедрой архиепископа Латвийской Евангелическо-лютеранской церкви, а также церковью Домской общины и символом духовной жизни Латвии.
С каждой из четырех сторон башни собора находятся городские часы, а купол башни украшает золотой петушок.
Арочный центральный вход в Домский Собор
В историческом центре Риги, так называемом старом городе, Домский Собор вместе с храмом Святого Петра создают неповторимый силуэт города. Пики башен двух величайших соборов возвышаются над остальными строениями и видны с многих точек города. Всё это создает «картину» потрясающей красоты.
Вид на старый город и Домский Собор со смотровой площадки церкви Святого Петра
Домский Собор является не только самым большим, но и самым культовым зданием Латвии. Именно в нем хранится немало художественных и исторических ценностей, самым известным из которых, конечно же, считается знаменитый орган.
Внутреннее убранство Домского Собора
Выставочный экспонат механизма старых башенных часов
Орган Домского Собора
Конечно же, основной достопримечательностью Домского Собора является его старинный орган. Этот знаменитый орган, установленный в 1884 году, имеет 6 700 труб и является одним из крупнейших органов в мире.
Впечатляющий своими размерами орган имеет высоту в 25 метров, а его металлические и деревянные трубы длину от 13 мм. до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну педаль для ног.
В Домском Соборе проводятся концерты органной музыки. Расписание и цену входного билета можно узнать на официальном сайте Домского Собора. Цена билета колеблется от 10 до 12 евро за человека.
Время от времени орган закрывают на профилактику. Так что если вы желаете услышать звучание одного из крупнейших органов мира, то заранее уточняйте даты и время проведения концертов. Нам не повезло, во время нашего приезда в Ригу орган бал закрыт на профилактику и нам так и не удалось послушать звучание этого исторического органа.
Алтарь Домского Собора
Не менее значимым в соборе является алтарь. Алтарь Домского Собора изготовлен в 1896 году по эскизам В. Неймана. Алтарь трёхчастный, выполнен в готических формах. Среднюю часть алтаря составляет крест, а по его краям располагаются четыре резные деревянные фигуры евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Знаменитые Домские витражи
Существующие в настоящее время витражи изготовлены в конце 19 – начале 20 веков, в период, когда в ансамбле церкви проходила реставрация. Реставрация была проведена на деньги от пожертвований.
На одном из витражей в настоящее время можно видеть Мадонну с младенцем на руках и представителей рода Тизенгаузенов. Также на витражах изображены епископ Альберт и первые строители Домского храма.
В ансамбле Рижского Домского Собора расположен один из старейших музеев Латвии – Музей истории Риги и мореходства. Музей был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля. В музее собраны экспонаты связанные с историей, культурой и бытом Риги, а также ценная коллекция по истории латвийского мореходства. Вход в музей платный, 3 евро взрослый билет. Официальный сайт музея истории Риги и мореплавства: http://www.rigamuz.lv/km/index.php.
Справа от центрального входа в Домский Собор установлен памятник немецкому философу-просветителю, писателю и фольклористу Иоганну Готфриду (Johans Gotfrids Herders), 1744-1803 гг.
Иоганн изучал богословие в университете Кенигсберга (1762-1764 гг). С 1764 по 1769 годы был учителем Домский школы, преподавал естественные науки, математику, французский язык, стилистику и историю. Развивал идею непрерывного прогресса в истории человечества и прогресса общества к гуманизму, с особым акцентом на здравый смысл и справедливость.
Полезная информация о Домском Соборе
Месторасположение и адрес Домского Собора: Домский Собор расположен в старом городе Риги на Домской площади, по адресу: Herdera laukums 6, Centra rajons, Riga, LV-1050, Латвия.
Часы работы Домского Собора:
Открыт для осмотра,
С 1 июля до 30 сентября: понедельник, вторник, суббота и воскресенье с 9:00-18:00, по пятницам и по средам до 17:00, по четвергам до 17:30.
С 1 октября до 30 июня: каждый день с 10:00-17:00.
Официальный сайт Домского Собора: http://www.doms.lv/index. На этом же сайте, в разделе «Музыка» можно найти время профилактики органа и афишу концертов.
В соборе проходят богослужения на латвийском языке и организуются концерты органной музыки.
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →
При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.
Домский собор в Риге: витражи, орган и родовые гербы.
Именно с началом строительства собора в 1211 году название “Рига” зазвучало в Европе все шире, хотя сам город был заложен на десять лет раньше прибывшим сюда из Бремена епископом Альбрехтом (Альбертом) фон Буксгевденом. Потому что к 1200 году папа римский постановил торговать только в устье речки Риги (Ридзене – лат., рукав Даугавы, обмелевший к концу 19 века и засыпанный).
Впрочем, здесь и раньше жили люди, о чем свидетельствуют хроники Генриха Латвийского. Голландские купцы и мореходы ходили сюда торговать по Даугаве. Но с началом строительства Домского собора (название от «Domus Dei» – «Дом Бога» и «D.О.М.»: Deo Optimo Maximo – «Всеблагому Величайшему Богу») сюда стали переселяться рыцари Ордена меченосцев, который позже вошел в Тевтонский орден. Так что собор не являлся городской церковью, а был храмом ордена. А главной церковью Риги был собор Св.Петра. Но это уже другая история, а мы пока заглянем все же в Домский.
1.
Вот он – один из главных и старейших символов Риги. Сейчас собор является главным храмом Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Поэтому здесь нет роскошества, присущего католическим или иным христианским церквям с позолотой икон, богатством фресок или изумительной лепниной, как, например, в костеле святых Петра и Павла в Вильнюсе. Но зато в Домском соборе – совершенно грандиозные витражи высотой с двухэтажный дом, установленные здесь в конце 19 века в готических проемах окон.
А на заглавном снимке – фрагмент центрального витража в алтарной (восточной) части, изображающий Иисуса Христа. На нижнем снимке витраж еле виден в самом конце. Идет служба, в частности, недавнее экуменического богослужение в честь 95-летия Латвии. Вход в собор со стороны башни (с запада). А под сводами – витраж розеточного типа, который следом покажу вблизи. Входим.
2.
3.
4.
Это – кафедра собора, с которой 18 ноября, в 95-летие Латвии, выступал с проповедью вот уже на протяжении 20 лет бессменный глава лютеранской церкви республики Янис Ванагс.
Кафедра украшена резными деревянными фигурами Христа и его апостолов. С мечом – Св. Павел.
5.
6.
слева от входа в собор фигурки, по всей видимости, членов Братства Черноголовых – объединения иностранных купцов и судовладельцев Ливонии (на территории нынешних Эстонии и Латвии) с середины XIV века до 1940 года. Братство было основано как военно-торговая организация. Например, во время 25-летней Ливонской войны таллинские “черноголовые” участвовали во многих сражениях и помогали защищать город от русских войск, осаждавших Таллин в 1570–71 и 1577 годах.
7.
Справа от входа в Домский, на одной из колонн красуется герб Братства, покровителем которого являлся чернокожий Св.Маврикий. Отсюда участники организации и стали называться “черноголовыми”.
8.
а вообще старинных замысловатых родовых гербов представителей в основном немецкой знати в соборе хватает.
Ниже, например, три вариации одного и того же герба двух баронов и одного кёнига (как разобрал) Остзейского рода фон Менгденов – понятно, с разными датами рождения и смерти.
9.
10.
11.
12.
есть в соборе и надгробные плиты, которые находятся в нефах прямо на полу или вмонтированы в стены. А есть и целые усыпальницы. Это – слева от алтаря, в северной части собора.
13
14.
а вот за такой, словно кладбищенской, решеткой в уголке покоится один из епископов Ливонии.
15.
ангелочек с символической эпитафией.
16.
левее и выше усыпальницы с ангелочком – витраж с изображением самых почитаемых учеников Христа: апостолами Петром и Павлом.
Апостол Петр часто изображается с ключами в руках, а апостол Павел — с обнаженным мечом. Ключи — знак прощения грехов на пути к вратам в Царствие Небесное. Право, данное Христом своим ученикам, а через них — священникам.
Меч у апостола Павла – это Слово Божие (Еф 6. 17), проникающее до глубин человеческого сердца. Это – оружие воина Христова, отвоевавшего у темных духов души грешников и обративших их к Богу.
17.
Ниже – три витража алтарной, закругленной части части храма. На левом из них – Христос со своими учениками, в центре, судя по всему, Сын Божий после Воскрешения (крупно – на заглавном снимке), а на третьем – Мария Магдалина вместе с Богородицей, пришедшие через некоторое время после Распятия в Эфес к Иоанну Богослову для того, чтобы помогать ему в его трудах.
Если я ошибаюсь, пусть меня поправят священнослужители или разбирающиеся в этих тонкостях люди.
18.
19.
20.
А теперь разворачиваемся на 180 градусов и оказываемся лицом ко входу в собор. Движемся к его главному достоянию – органу, самому большому в странах Балтии и в бывшем Союзе.
21.
Орган изготовлен мастерами компании «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург и установлен в течение двух лет – в 1883-1884 годах. Прежний инструмент работал с конца XVI века.
Высота нынешнего инструмента – 25 метров (!), в нем 6 768 труб и трубочек (длиной от 13 мм и до 10 м) из сосны, ели, клена, дуба, бука, груши, а также из сплава олова и свинца.
22.
У Домского органа четыре клавиатуры для рук и одна – для ног. На пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных механизмов. Шесть мехов подают воздух. Самый большой из них – 2,5 × 6 м. В 19 веке рижский орган был крупнейшим в мире.
Большая часть фасада органа изготовлена еще в 1599—1601 годы мастером Якобом Раабом в стиле раннего барокко. Правда, трубы проспекта старинного инструмента давно не звучат. Нынешний орган Валькера соорудили за прежним корпусом. Ференц Лист к освящению инструмента написал произведение для органа „Nun danket alle Gott”.
В 1981-1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» отреставрировала орган. А сейчас идет реставрация проспекта органа, поэтому здесь и сооружены строительные леса. Тем не в щадящем режиме органные концерты проходят по средам, пятницам и субботам в 12 или 19 часов, цена билета от 7 евро.
23
Во время репетиции знаменитая органистка Евгения Лисицына исполняет Токкату Ми мажор Баха:
А пока звучит Бах, продолжим экскурсию. Вот еще несколько интересных гербов:
24.
Удалось прочитать: Теодор Хейнрих фон Драйлинген, 1702-1766.
25.
а вот доктор медицинских наук (если по нашему) Николай де Химсел. Насколько я понял, получил он ученую степень в Лондоне, а вот прожил всего 33 года.
26.
надпись под этим гербом трудно разобрать, зато следующая очень хорошо различима:
некая Магдалена фон Бройцен:
27.
28.
в этой же части, справа от алтаря – еще один витраж: с посохом, скорее всего, апостол Иаков — покровитель паломников, а со свитком – Иоанн Креститель.
29.
балкон для хора, а под ним двери, ведущие в монастырские пенаты, которые некогда примыкали к собору, а теперь в них находится музей истории Риги и мореходства.
30.
31.
и еще несколько витражей из северного портала собора. На них изображены значимые события из жизни самого Домского собора и Риги. А в южной – витражи, на которых были запечатлены сцены из жизни Христа, не уцелели во время Второй мировой.
32.
21 сентября 1525 года магистр ордена Вальтер фон Плеттенберг провозгласил свободу вероисповедания.
33.
видимо, еще один магистр встречается с городской знатью, даруя им еще какие-то свободы.
34.
а здесь – Дева Мария с ребенком славит разные поколения Тизенгаузенов – один из первых крупных австрийских родов в Риге.
35.
и, наконец, еще один витраж со знаковым событием – епископ Альбрехт (Альберт) закладывает первый камень в основание Домского собора.
36.
Сейчас ежедневно в соборе служат службу. По воскресеньям – в 12:00, в остальные дни – в 8:00. Особое богослужение для семей с детьми проводится в первое воскресенье месяца в 17:00.
И еще об одном событии, о котором нельзя не упомянуть. Вчера, около 18 часов вечера по рижскому времени, в гипермаркете, что в пяти минутах ходьбы от нашего дома и куда мы все постоянно ходим, обвалилась практически вся крыша и передняя стена. На утро пятницы известно о шести погибших. Двое из них – спасатели, которых погребли блоки перекрытий, рухнувшие уже во время спасательных работ. Более 30 человек ранены, под завалами еще остаются люди – взрослые и дети.
Соболезнования родным и близким погибших и всем пострадавшим.
Да, если бы я вчера к вечеру не забыл, что дома не осталось чая, то примерно ко времени ЧП я вполне мог отправиться в магазин или отправил бы в него за покупкой старшего сына.