По Руси Великой: Борисоглеб (ФОТОпутешествие)
Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси?
Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси?
Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси?
Борисоглеб
Часть 1. Монастырь
В 30 верстах от Ростова Великого, на границе громадного лесного массива стоит Борисоглеб – внезапно лесная дорога поворачивает, огибая древние стены и башни, за стенами – целый город храмов и палат, вокруг – небольшие домики монастырской слободы.
Преп. Сергий родился всего верстах в 15 отсюда и, конечно, знал это примечательное и скорее всего издревле обжитое, но пустовавшее место на холме в излучине реки Устье – одновременно и труднодоступное, и хорошо защищенное, и вполне пригодное для жизни.
Поэтому, вскоре после устроения Троицкого монастыря, он послал сюда одного за другим двух своих духовных чад – монахов Феодора и Павла (родом они, возможно, были из Новгорода и, скорее всего, были родными братьями; сейчас они почитаются как местночтимые святые).
Новый монастырь был освящен в честь первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1363 году преподобный Сергий сам пришел сюда и благословил молодую обитель. Благословение было исполнено – и вот, лесная обитель, пережив века, доныне принимает паломников и интересующихся ее древностями.
В XVI веке царскими почестями и боярскими вкладами обитель разбогатела. В 1520-х годах при игумене Феофиле и по проекту известного тогда ростовского каменных дел мастера Григория Борисова обитель была обстроена каменными храмами, а потом и стенами. Кирпич для масштабной стройки делали на месте – благо, залежи глины находились неподалеку. Строили с молитвой и на века.
В XVIII веке монастырь уже не был богатым, поэтому все древние здания уцелели практически в первозданном виде. Так выглядела обитель в начале XX века, когда ее посетил знаменитый фотограф, изобретатель цветной фотографии Прокудин-Горский.
Фото начала XX века. Работа Прокудина-Горского
«Лицо» монастыря — надвратные храмы. Они очень разные. Величественный, серьезный Сергиевский над Южными воротами и изящный, ликующий Сретенский – над Северными. Оба храма богато украшены каменной резьбой, но несколько по-разному.
Надвратный Сретенский храм. XVII век
Надвратные храмы – и духовные, и боевые сооружения. В Сергиевском храме впервые в России был применен метод строительства, до этого не встречавшийся – две фланкирующие башни по обе стороны от ворот. Потом этом метод применили и в Сретенском.
Надвратный Сергиевский храм. XVI век.
Сохранился монастырь на удивление хорошо – даже дубовым воротам несколько столетий. Только вот фрески, когда-то покрывавшие стены изнутри, выцвели от времени.
Фреска свт.Алексий, митр. Московский
Когда-то обитель была меньше. Каменные стены XVI века расширили его неравномерно, так что большинство зданий оказалось в северо-восточном углу новых мощных стен. Такая вот необычная черта… А еще, пройдя по Сергиевской церковью, можно попасть в узкий проход в стене, сделанный так, что в него может попасть только пеший…
Не стоит город без святого. Таким подвижником, прославившим Борисоглеб, стал прп. Иринарх Затворник. (1548-1616).
Уроженец села Кондакова (это примерно 30 км по дороге от Борисоглеба на Углич) Илья (таково его мирское имя), пришел сюда в 30-летнем возрасте. Из 38 лет, проведенных потом в монастыре, 30 он прожил в затворе, приняв строгий пост, нося на теле тяжелые вериги. Монах Иринарх стал молитвенником за всю Русь, переживавшую страшное время смуты. Даже хозяйничавшие на Руси и, судя по всему, захватившие обитель после осады поляки уважали его.
В 1612 г. прп. Иринарх благословил воеводу Пожарского и гражданина Минина на битву за освобождение страны.
Многим приходящим старец открывал их тайные грехи, говорил поучения по Евангелию и увещевал жить по заповедям Божиим.
В послании к Коринфянам ап. Павел писал, что претерпевал гонения и был в опасности от лжебратий (2 Кор 11:26). Да, праведник бывает гоним всегда. За два года до кончины, гонения от своих пришлось претерпеть и старцу Иринарху. Новый игумен приказал выгнать его из затвора. При насильственной «операции» старцу сломали руку. Так поступать с подвижником не позволяли себя даже захватчики-иноземцы…
Крошечная келья, где молился прп.Иринарх, примыкает к восточной стене монастыря.
Вериги преподобного, находящиеся сейчас в обители были найдены в наше время в музее Углича. Мощи святого находятся в Борисоглебском соборе, в западной части которого пристроен придел в честь Илии Пророка, именем которого был назван прп.Иринарх от рождения.
Главный и самый древний монастырский храм находится на холме, и поэтому кажется стоящим вровень с остальными высокими храмами. У его алтаря – могила Ростовского архиепископа Тихона (+1503) и блаженного чтеца Алексия Стефановича (+1781), продолжателя подвига прп.Иринарха.
Собор свв.Бориса и Глеба (1520е гг.)
Самое необычное здание обители – звонница. Она напоминает Новгородскую и Ростовскую, но совершенно самобытна, удивительна. Хотя построена она в XVII веке, ее ополовиненное окошко скорее напоминает модерн XX-го. На звоннице установлены работающие башенные часы, а крыльцо и стены украшены изразцами и каменной резьбой.
Вообще, о древнерусских украшениях стоит сказать отдельно – тем более в Борисоглебском монастыре их в достатке. Умели наши предки сочетать украшение с благородством и даже аскетизмом. Это красота – на украшательство, а гармония архитектуры и пластики, посвященных молитве.
С 1997 года возрождена соблюдавшаяся до 1917 г. традиция – каждое лето устраивать Крестный ход из Борисоглебской обители на родину преподобного Иринарха в село Кондаково, где сохранился источник (колодец) его имени. Ход проходит (с 2004 г.) не по кратчайшей автодороге, а через села, где сохранились восстановленные или разоренные храмы.
Каменное кружево Боисоглеба
Территорию монастыря делят сейчас монастырь и музей. И потому сюда могут придти и те, кто хочет помолиться на месте подвигов многих знаемых и незнаемых предков, и те, кто хочет познакомиться с древнерусским искусством.
Борисоглебский монастырь удивителен еще и тем, что здесь все сохранилось, и при этом все не настолько выбелено и ухожено, как в некоторых нынешних обителях. Поэтому представляется более живым, естественным, природным.
Борисоглеб – Благовещенский храм с монастрской трапезной, Сретенская церковь, Собор.
Когда едешь в любом направлении от Борисоглеба, повсюду видны маковки храмов – то восстановленных, то заросших деревьями. Значит, нам еще предстоит вернуться, чтобы увидеть, что там – вокруг, совсем рядом с нами…
Часть 2. Вокруг Борисоглеба
Край между двумя духовными центрами центральной Руси – Ростовом Великим и Борисоглебом – был просвещен и освящен под их влиянием. Заселялись земли густо, и из-за многолюдства храмы стали возникать один на 2-3 селения, а порой даже по соседству, так что от одного и сегодня бывает виден вдали второй, а то и третий.
Сначала деревянные, потом каменные, они похожи по архитектуре то на Успенский собор Ростовского кремля, то на монастырские церкви Борисоглеба. Даже во времена классицизма, когда в столицах господствовало увелечение древним Римом с его арками и ротондами, здесь почти не строилось храмов, похожих на столичные, предпочтение отдавалось древним образцам. Образцом же большинства колоколен являлась скорее всего звонница Троице-Сергиевой Лавры. Вокруг храмов располагались скромные сельские погосты.
Особенность этой земли еще и в том, что, заселенная с незапамятных времен, она бережно сохранила еще дославянские — мерянские, финно-угорские – названия, ласкающие слух своей таинственностью, непонятностью. Речки Ишня и Могза, деревня Согилó, села Малая Шугорь, Вёска… Да и русские названия – сочные, былинные: Уславцево, Вощажниково, Никола-Березняки, Бóрушка. Фактически, всем селам этих краев многие сотни лет, а части из них, видимо, и больше тысячи.
В некоторых местах близ Борисоглеба уже раскопаны древние поселения и могильники IV-VII веков. Как раз неподалеку от Борисоглеба, недалеко от таких раскопок, стоит село Павлово. По преданию, еще в то время, когда часть русичей крестилась, а часть еще была в язычестве, здесь принял мученическую кончину от рук языческих жрецов христианин по имени Павел.
В Павлове – Тихвинский храм. Надо сказать, что времена меняются, а события повторяются. Настоятель Тихвинского храма священник Николай Немиров вместе с псаломщиком Алексием Воскресенским приняли мученическую кончину за веру от рук единоплеменников-безбожников в 1937 году.
Тихвинский храм с.Павлово
Никола-Березники – ныне маленькое село по дороге, ведущее от Борисоглеба на север-запад. Небольшая Никольская церковь в нем – увы, пример мерзости запустения на святом месте. Давно упали главы, обрушились своды трапезной и колокольни. И только печальная св.мц. Параскева с единственной уцелевшей росписи смотрит на картину раздора и запустения. Такое впечатление, что ей хочется сойти с грозящей обрушением стены…
От Николо-Березников видно Вощажниково, известное по письменным источникам с XIII века – уже как большая вотчина ростовских князей. В XVII веке отсюда в Москву поставляли рыбу из прудов и мед, воск которого дал название селу. Потом это крупное, широко раскинувшееся село стало волостным центром, главным поселением большой округи, вотчиной графов Шереметевых. В селе сохранились старые каменные дома: до революции здесь были и школа, и больница, и богадельня.
Соответственно, здесь мы видим не просто храм, а целый церковный ансамбль, сегодня восстанавливающийся после страшного запустения.
Самый древний храм – Рождества Богородицы (конца 17-начала 18-го века) с колокольней (19 век); рядом – храм Живоначальной Троицы (18 век), ворота и часовни. Храмы в Вощажникове были первыми возвращены Церкви после периода запустения, Троицкая церковь долго оставалась единственной действующей приходской церковью на много километров вокруг. А Рождественский храм, уже радующий свежими куполами, к службе пока еще не приспособлен.
Вощажниково. Троицкий храм
Вощажниково Храм Рождества Богородицы
На кладбище Вощажникова – еще одна небольшая Преображенская церковь.
Всего 2 км на север – река Могза и над ней – старинное Уславцево. Люди здесь, как и везде на нашем пути, жили с глубокой древности, в селе сменилась не одна деревянная церковь. Некогда Богоявленский храм, построенный в 1804-1806 гг. на средства князя Шереметьева, был великолепно украшен древними, в основном XVI-XVII века, иконами, бережно перенесенными из предыдущих деревянных храмов; сейчас они в Москве (в музее Древнерусского искусства имени прп. Андрея Рублева) и в художественном музее в Ростове.
Уславцево – храм Богоявления
Икона Владимирской Божией Матери из храма с.Уславцево (XVIвек). Ныне в Ростовском художественном музее.
Известно, что храм в Уславцеве, даже после закрытия и вывоза древних икон, жители отстаивали, оберегали. Действительно, храм очень красивый, изящный. Построенный в 19-м веке, по пропорциям и местоположению он явно наследует традиции Древней Руси. Но… старожилы умирали и храм приходил в запустение. Листы на крыше ржавели, облетали, на свод попадала вода, и постепенно ржавчина съела ажурные основы глав, и они (это произошло за последние 2 года) покосились и упали.
Село расположено на уступах большого холма. При въезде нас встречает руина какого-то небольшого сооружения и рядом – необычная табличка.
Действительно, Уславцево – родина знаменитой русской актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. И на этом месте ее встретил барин – граф Николай Шереметьев и пленился ее красотой…
В память об этом событии, перевернувшем его жизнь, Шереметьев построил каменную Богоявленскую церковь, а на месте встречи – небольшую часовню, от которой сейчас осталась жалкие руины.
Остается верить, что люди восстановят прекрасный храм – тем более, еще не поздно. Походатайствует за свой храм и убитый коммунистами за веру в Бога последний его настоятель – о.Симеон Федотов.
Ивакино находится на пути от Борисоглеба к Ростову, на вершине высокого холма. Этот маленький изящный храм описан в путеводителях, его проект приписывают столичному архитектору Карлу Бланку или кому-то из его учеников.
Церковь была сооружена княгиней М.Шаховской – как усадебная. В путеводителе пишется про «вспарушеный свод» и «барочный купол», но читается все это с горечью. Изящный храм безвозвратно погибает. В стенах – трещины, крыша давно прохудилась, внутрь – свободный доступ.
Ивакино. Никольская церковь
И снова, как в Николо-Березниках, остался как бы единственный свидетель – ангел в арке Царских врат. Когда-то он не был виден за иконостасом и обращен к Престолу. Сейчас он обращен к картине разрушения.
Ивакино – Последий Ангел
Увы, я понимаю, что мои дети это еще смогут это увидеть, а вот внуки уже вряд ли. Храм стремительно разрушается.
Запустение храмов идет, конечно, от того, что места эти – когда-то густо населенные – сейчас обезлюдели. Во многих деревнях былинного края большинство домов заколочены.
Деревня. Оставленный дом.
Казалось бы, все здесь для человека. А с вершин холмов открываются виды на озеро Неро и Ростов Великий. И вот, эти дивные краски природы сочетаются с заброшенностью и безлюдьем…
В какой-то момент, проехав немало верст по асфальтовым и грунтовым дорогам и проселкам, я остановил машину на обочине и вышел в поле, любуясь стелющимися травами и синевой вечернего неба. Земли здесь просто былинные.
Было время возвращаться. Но ведь осталось столько недосмотренного! Громадная колокольня-маяк в Вёске, остатки монастыря в селе Николо-Бой, где в страшной усобице XV века московский князь Василий Темный был разбит галицким князем Юрием Шемякой, оставленное жителями село Закедье с заросшим деревьями Воскресенским храмом.
История здесь лежит прямо под ногами – стоит только сделать шаг.
Значит, будет причина вернуться! До новых встреч, Борисоглебский край!
Текст и фото Виктора Сударикова
Использовано:
1. Титов А.А. Ростовский уезд. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда. М., 1885.
2. Т.П.Федотова. Вокруг Ростова Великого. М, Искусство, 1987.
3. Материалы группы сайтов «Борисоглебский рай»
Борисоглебский монастырь Ярославская область 2020
Борисоглебский монастырь — один из самых интересных оборонных монастырей и уникальный сохранившийся ансамбль XVI—XVII веков.
Борисоглебский монастырь
Фото от 16.08.2020 года
Приехали мы довольно поздно поэтому времени на осмотр монастыря было мало, а жаль. Припарковались рядом с северо-восточной башни. Первое, что привлекает внимание это сохранившаяся брусчатка и торговые ряды XIX века. Странно, но все магазины были закрыты.
Северо-Восточная башня Борисоглебского монастыря
Брусчатка около Торговых рядом Борисоглебский
Поражают Северные ворота со Сретенской церковью, которые очень напоминают надвратный храм Иоанна Богослова с круглыми башнями Ростовского Кремля. Это связано с тем, что стены с башнями, которые мы сейчас видим сооружены в середине XVII века зодчими ростовского митрополита Ионы Сысоевича, по заказу которого строился и Ростовский Кремль.
Борисоглебский монастырь Северные ворота и Сретенская надвратная церковь
Ростовский Кремль надвратный храм Иоанна Богослова
Стены монастыря высотой 10—12 метров и толщиной до 3 метров, в плане почти правильный прямоугольник по периметру имеет длину чуть больше километра. Удивительно, но у 13 башен (от 25 до 38 метров в высоту) каких-то оригинальных названий нет, кроме одной самой высокой Максимовской.
Северные или Водяные ворота. Невероятное количество деталей, резная галерея и витые колонны.
Борисоглебский монастырь Северные ворота и Сретенская надвратная церковь
Борисоглебский монастырь Северные ворота
Борисоглебский монастырь Северные ворота
Борисоглебский монастырь Северные ворота
Борисоглебский монастырь Северные ворота
Пройдя через ворота слева видим памятник в виде якоря, посвящен священникам монастыря, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг в качестве корабельных священников. Одни из них ходил на крейсере “Аврора”.
Памятник в виде якоря, посвящен священникам монастыря, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг в качестве корабельных священников. Борисоглебский монастырь.
Территория большая, здания и храмы стоят свободно, непривычно для монастыря. При этом мы гуляли абсолютно одни. Оказывается в это время была вечерняя служба в самом древнем храме Бориса и Глеба.
Борисоглебский монастырь
Сретенская надвратная церковь
Справа высятся крепостные башни.
Борисоглебский монастырь
По мокрой от дождя тропинке подошли поближе к угловой круглой башне. Рядом с ней заболоченный пруд.
Борисоглебский монастырь
Руины братского корпуса
Братский корпус руины Борисоглебский монастырь
Двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века)
Покои настоятеля
Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — единственное здание монастыря, достоверно построенное Григорием Борисовым (об этом имеется упоминание в летописи). Это домовая церковь настоятеля монастыря. В XVII веке к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои, первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.
Благовещенская церковь и пристроенные настоятельские покои
Резное, богато украшенное крыльцо трапезной с изразцами.
Крыльцо трапезной
Утопленные изразцы, поребрики на карнизах, кокошники на окошках, обрамленных колонками.
Крыльцо трапезной
Крыльцо трапезной
Самое большое здание внутри монастыря — кубический пятиглавый Борисоглебский собор, построенный в 1522—1523 годах под руководством Григория Борисова, хотя и тут его участие документально не подтверждено. Именно в соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. Внутренний интерьер необычный: своды опираются на четыре столба, что создает эффект объема. В XVII веке собор был несколько перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.
Это единственная церковь открытая для посещения. Ни в надвратные храмы, ни на стены, ни в башни прохода нет.
Борисоглебский собор
Храм Бориса и Глеба Борисоглебский монастырь
Храм Бориса и Глеба Борисоглебский монастырь
Внутри очень темно, шла служба, поэтому долго задерживаться не стали.
Боковой вход в Храм Бориса и Глеба Борисоглебский монастырь
Храм Бориса и Глеба Борисоглебский монастырь
Самое необычное здание монастыря — это звонница, построенная в 1690 году. Основное ее здание, с тремя маленькими главками, трехъярусное, к нему пристроено резное крыльцо. Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов.
Строители те же, что и у звонницы Ростовского Кремля, такая уменьшенная копия. Лично мне она даже больше нравится, изящней.
Звонница Борисоглебский монастырь
Звонница Ростовского Кремля
Звонница Ростовского Кремля
Первый ярус – ризница-“подцерковье” — склад имущества церкви, второй ярус – церковь Иоанна Предтечи — 1682 г, на третьем ярусе установлены часы, соединенные с колоколами системой канатов (подобная конструкция носит чудесное старорусское название “часозвонь”). ).
Звонница Борисоглебский монастырь
Крыльцо почти копия крыльца трапезной.
Звонница Борисоглебский монастырь
Кроме этого, на территории монастыря сохранились просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века).
Монастырская кухня, XVI—XVII века
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь.
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь
Южная пятиглавая Сергиевская церковь иногда датируется серединой XVI века и приписывается Григорию Борисову (этому нет никаких документальных подтверждений), иногда — 1679 годом, и связывается с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, перестроившего в то же время весть ростовский кремль. Не вызывает сомнения, что церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Эти ворота выходят в парк.
Очень жаль, что до темноты не успели посмотреть на них с внешней стороны.
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь.
Слева очень узкий проход с высоченным потолком.
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь
Сохранились некоторые фрески, но они в плохом состоянии.
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь
Мимо храма Бориса и Глеба проходим мимо братского кладбища и сада к древней кельи преподобного Иринарха-затворника — сооружение-скит примерно 2,8 на 1,4 метра в плане было построено у восточной стены монастыря в 1580-х годах.
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Иринарх-затворник круглый год ходил босой, носил вериги и жил в келье и не ладил ни с одним из игуменов монастыря.
По преданию, он произвел такое впечатление на польского полевого командира Яна Сапегу, что тот отдал распоряжение не грабить монастырь.
Для встречи с Иринархом в монастырь приезжал Дмитрий Пожарский.
Келья Иринарха-затворника
А мы покидаем территорию монастыря. И направляемся в пруду около западной стены.
Борисоглебский монастырь
И вот тут грусть-печаль, вековую мостовую перекладывают.
Виды с отражением на водной глади завораживают. Тут понимаешь, что монастырь настоящая крепость.
Борисоглебский монастырь
Панорамный вид на западную стену Борисоглебского пруда через пруд
Северо-западная часть стены отличается от всего остального периметра. На этом единственном участке присутствуют машикули – выступы стены с бойницами по верхнему краю и контрфорсы — ребра жесткости, для удержания стены. Последние необходимый элемент так как фундамент стоит на узкой земляной перемычке между двух водоёмов, небольшой своей частью пруд уходит внутрь крепостных стен мы его видели когда смотрели на угловую башню.
Панорамный вид на западную стену Борисоглебского пруда через пруд
И немного истории:
В середине XIV века в излучине реки Устье поселился пришедший из Новгорода отшельник Феодор, а через три года к нему присоединился его брат Павел. В 1363 году по благословлению Сергия Радонежского и разрешению борисоглебского князя Константина основан монастырь в 20 км от Ростова на дороге соединяющей Ростов и Углич.
Монастырь вначале был деревянным, а первым его игуменом стал Феодор, который, впрочем, через некоторое время счел, что место стало слишком людным, и ушел на север, передав монастырь Павлу. Позже Феодор вернулся, умер и был погребен в монастыре.
В XV веке тут дважды скрывался Василий Темный во время войны с Дмитрием Шемякой. В Борисоглебском монастыре был крещен его сын Иван Третий. Естественно, в этой ситуации монастырь получал достаточно спонсорских денег. При Василии Третьем в начале XVI века началось каменное строительство. Иван Грозный трижды посетил монастырь и сделал пятнадцать вкладов. К концу его царствования вклады уже освоили, и монастырь стал полностью каменным и очень хорошо укрепленным, едва ли не лучше соседнего Ростова.
Это не помогло: в Смутное время монастырь был разграблен польскими отрядами.
К 1690-м годам сложился цельный архитектурный ансамбль монастыря, который с тех пор практически не подвергался изменениям. В это время Борисоглебский монастырь принадлежал к числу самых богатых в России.
Резкие изменения произошли при Екатерине Второй. Сначала при секуляризации (изъятие церковной собственности) были отобраны монастырские земли, что раз и навсегда подорвало экономику стоявшего далеко от крупных городов и торговых путей монастыря, а чуть позже монастырская слобода получила статус уездного города под названием Борисоглебск.
Впрочем, после революции город сделали селом, и только в 1962 году ему присвоили статус поселка городского типа и современное название Борисоглебский. Монастырь до 1996 года был закрыт, и его огромная территория использовалась самыми разнообразными способами — производство, учреждения и даже общежитие. Был потом музеем, потом постепенно начиная с 1994 года переходит под управление РПЦ.
Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь?
Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.
Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский!
Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла.
Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось.
Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету.
Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0
Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней.
Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним
Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.
Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.
3
Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада
Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.
Монастырский музей входит в «Золотое кольцо России». Фото: neskuschno.ru/
Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков.
В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.
4
Борисоглебский монастырь славится своими надвратными церквями
Над Северными (иначе называемыми Водяными) воротами, обращенными фасадом в сторону Углича, возвышается Сретенская надвратная церковь. Легкая, нарядная, она считается одним из красивейших надвратных храмов в России.
Со стороны Ростова расположены Южные ворота. Над ними в 1679 году возведена Сергиевская надвратная церковь, названная так в честь Сергия Радонежского. С южной стороны она украшена нарядной галереей, затейливым орнаментом. Хорошо сохранились фресковые росписи XVII века.
5
Борисоглебский собор расписан по мотивам сказочных росписей Васнецова
Этот собор — самое древнее из сохранившихся зданий обители, он построен в 1524 году. А в начале XX века его расписал художник Егоров, ориетировавшийся на росписи Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Борисоглебском соборе хранятся мощи преподобных Иринарха, Феодора и Павла.
Росписи собора Бориса и Глеба. Фото Ирины Андреевой
6
Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник
Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.
Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.
В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова
Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.
7
Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей
Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову.
С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи.
1993 г. — освящение Борисоглебского монастыря. Фото: dmitrov-bgm.ru
До 2014 года на территории обители было две организации: действующий монастырь и филиал музея «Ростовский кремль». Затем филиал музея получил другое здание вне монастыря.
8
Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом
Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником.
Источник прп Иринарха в с. Кондаково. Фото: zavanvla.livejournal.com
Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.
Разговор старца Иринарха и пана Сапеги
«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:
— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?
Старец отвечал ему:
— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.
Многие из панов стали говорить Сапеге:
— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.
— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.
— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.
— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.
— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.
— За то пан Сушинский повешен.
После сего старец дал такой совет пану Сапеге:
— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.
Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:
— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.
— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.
— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.
Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».
Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.
Ростовский Борисоглебский монастырь – знаменитая обитель на пути из Ростова в Углич
Адрес: Россия, Ярославская область, п. Борисоглебский
Дата основания: 1363 год
Основные достопримечательности: Собор Бориса и Глеба, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, Звонница, церковь Сретения Господня
Святыни: список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, Охранное знамя Сапеги
Координаты: 57°15’31.1″N 39°09’09.3″E
В небольшом районном центре Борисоглебское под Ростовом стоит старый Борисоглебский монастырь. Он был основан здесь, возле реки Устье, в XIV веке и пережил много непростых испытаний. Обитель, окруженная сосновыми борами, поражает величием и красотой сохранившихся древних храмов и почитаемых святынь. И к ним стекается много паломников, особенно во время проведения знаменитого Иринархского крестного хода.
История Ростовского Борисоглебского монастыря
Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.
Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь
В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.
Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.
По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.
Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.
Сретенская надвратная церковь
По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.
Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.
Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.
Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря
С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.
С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.
В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.
Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря
Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.
Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.
Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.
Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.
Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря
Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.
Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.
Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря
Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.
Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.
Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.
В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.
Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.
Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря
Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого. На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города – 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).
Собор Бориса и Глеба
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.
Ростовский Борисоглебский мужской монастырь
Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.
Содержание
История [ править ]
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Современное состояние [ править ]
Сегодня на территории монастыря находятся:
- собор Бориса и Глеба (1522—1523),
- Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526),
- Сергиевская надвратная церковь (1679),
- звонница с церковью св. Иоанна Предтечи (1690),
- келья Иринарха Затворника и др.
Святые [ править ]
- (XIV в.) (XVI – XVII вв.)
Святыни [ править ]
Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.
- мощи прпп. Павла и Феодора Ростовских (Борисоглебских)
- мощи прп. Иринарха Ростовского
- вериги мощи прп. Иринарха Ростовского
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).
Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.
Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь
Вид на Борисоглебский монастырь от реки Устье
Вид с дороги на Борисоглебский монастырь
Башни и стена Борисоглебского монастыря
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь с северо-запада
Борисоглебский на Устье монастырь
Ярмарка у монастырских стен
Вид от южных ворот
Входные врата с юго-востока. Над ними церковь Преп. Сергия Радонежского
Вход в Борисоглебский монастырь с севера
Деталь входа в Борисоглебский монастырь
Колокольня Борисоглебского монастыря с северо-востока
Колокольня Борисоглебского монастыря с северо-запада
Собор Бориса и Глеба
Келия Пр. Иринарха в Борисоглебском монастыре
Шапочка, плеть и вериги Пр. Иринарха
Крест, которым Пр. Иринарх благословил Минина и Пожарского на битву
Знамя Сапеги, данное Преп. Иринарху. В соборе Бориса и Глеба
Крест преп. Сергия Радонежского, которым он благословил преп. Федора и Павла на основание Борисоглебского монастыря
Борисо-Глебский собор. Некрополь
uncle_pafnutiy
Обычно, после шашлыков у нас следует культурная программа.
В этот раз мы с фотографом Алексеем отправились в поселок Борисоглебский Ярославской области.
Поселок Борисоглебский находится в 18 км от Ростова Великого
Рядом с Администрацией поселка нас встречал памятник Князю Дмитрию Пожарскому, но без Минина.
Дальше мы оказались на распутье
Направо или Налево?
И пошли налево вдоль монастырских стен и пруда
А вот и торговые ряды, примыкающие к монастырским стенам и вход на его территорию через надвратную церковь
Мы прошли под Сретенской надвратной церковью и оказались на территории Монастыря
Рядом с ней нас ожидал План всего Монастыря
Историческая справка
Монастырь основан в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового монастыря, предсказав его дальнейшее процветание. Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет. В 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, который сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие.
К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития – затвор, прожив в веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому “пленение Руси поляками”. В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника. Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича, на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые.
Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. .
После революции в 1924 г. Монастырь был упразднён .Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было.
В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён Борисоглебский мужской монастырь.
======================================== ==============
Рядом с угловой башней соседствует технический прогресс.
Справа Собор Бориса и Глеба (1522-1523 гг), по центру Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524-1526гг.)