Как получить и что дает правовой статус вынужденного переселенца в России

Как получить и что дает правовой статус вынужденного переселенца в России

от 5 февраля 1997 года N 02-08/2148

О статусах вынужденного переселенца и беженца

Для использования в работе сообщаем, что Федеральная миграционная служба России письмом от 15.01.97 N 63 информировала о следующем.

“Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.”

“1. Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительство в пределах Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.”

Порядок признания лиц вынужденными переселенцами и порядок работы с ними осуществляется на основании “Положения о порядке признания лиц вынужденными переселенцами, их регистрации и учета на территории Российской Федерации” (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.12.93 N 424. Опубликовано в газете “Российские вести” 23.12.93).

Основными критериями при рассмотрении вопроса о предоставлении статуса являются наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и оставления прежнего постоянного места жительства по признакам и обстоятельствам, изложенным в статье 1 Закона “О вынужденных переселенцах”.

Документами, подтверждающими статус беженца и вынужденного переселенца, являются соответственно удостоверение беженца или удостоверение вынужденного переселенца.

Образец бланка удостоверения вынужденного переселенца прилагается.

Вместе с тем, в связи с участившимися случаями предоставления документов, выданных не уполномоченными на то органами ФМС России особо отмечает, что удостоверения выдаются только территориальными органами Федеральной миграционной службы по единому образцу. Документы, выданные другими организациями, недействительны.

Прошу настоящее письмо довести до сведения подчиненных сотрудников.

Начальник Управления организации
таможенного контроля
А.Г.Васильев

Приложение
к письму ГТК России
от 05.02.97 N 02-08/2148

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

Выдано “___”__________19____года _______________________

Действительно при предъявлении паспорта

выданного “___”______________19___ года_________________

+————+
¦ ¦
¦ ¦ Руководитель органа
¦ место ¦ миграционной службы
¦ для ¦
¦ фотографии ¦ ___________________
¦ ¦ (подпись)
¦ ¦
¦ ¦ М.П.
+————+

Сведения о членах семьи, признанных Отметки
вынужденными переселенцами, но не достигших о выдаче единовременного пособия, оплате
18-летнего возраста проезда, предоставлении ссуды и иных выплатах

Отметки Отметки
о выдаче единовременного пособия, оплате о прохождении переучета
проезда, предоставлении ссуды и иных
выплатах
Дата “___”__________________

Образец Подпись_____________________
м.п.

Подпись_____________________
м.п.
N _________________________________
Отметки Отметки
о прохождении переучета о прохождении переучета

Дата “___”_________________ Дата “___”___________________

Подпись___________________ Подпись_________________
м.п. м.п.

Дата “___”_________________ Дата “___”___________________

Подпись___________________ Подпись_________________
м.п. м.п.

Дата “___”_________________ Дата “___”___________________

Подпись___________________ Подпись_________________
м.п. м.п.

Дата “___”_________________ Дата “___”___________________

Подпись___________________ Подпись_________________
м.п. м.п.

Отметки Отметки
о приеме на учет и снятии с учета о приеме на учет и снятии с учета
(с указанием органа миграционной службы и даты) (с указанием органа миграционной службы и даты)
———————————————- ———————————————–
Принят на учет ¦ Снят с учета Принят на учет ¦ Снят с учета
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦

Особые отметки Особые отметки

Извлечения из Положения о порядке признания лиц вынужденными
переселенцами, их регистрации и учета на территории
Российской Федерации

Удостоверение вынужденного переселенца выдается гражданам, признанным вынужденными переселенцами и достигшим 18-летнего возраста.

Удостоверение вынужденного переселенца действительно при предъявлении паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.

Переучет вынужденных переселенцев проводится один раз в год территориальным органом миграционной службы либо органом исполнительной власти по месту их жительства.

Гражданам, прошедшим переучет, в удостоверении вынужденного переселенца делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью органа, произведшего переучет.

При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерации вынужденный переселенец снимается с учета.

По прибытии к новому месту жительства вынужденный переселенец в двухнедельный срок встает на учет в органе миграционной службы.

Постановка граждан на учет и снятие с учета в территориальном органе миграционной службы производится соответственно после их регистрации (прописки) и снятия с регистрационного учета (выписки) в органах внутренних дел.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах” (с изменениями и дополнениями)

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 27 декабря 2018 г., 8 декабря 2020 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 февраля 1993 года

Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

Согласно закону вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I “О вынужденных переселенцах”

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.

Что дает и как получить статус вынужденного переселенца в России?

Сегодня одной из самых актуальных для вынужденно приезжающих/переезжающих/возвращающихся в Россию граждан является информация о статусе «вынужденного переселенца»: как его получить и кто вообще может претендовать на получение?

Что такое «статус вынужденного переселенца»?

По закону статус «вынужденного переселенца» может быть предоставлен гражданам РФ, которым пришлось покинуть место своего постоянного жительства по причинам, считающимся законодательно достаточными для получения вышеназванного статуса. Речь идет о преследовании по:

  • вероисповеданию;
  • языку общения;
  • расовой, а также национальной принадлежности;
  • политическим убеждениям.

Причем преследование это может выражаться в самых разных формах.

Таким образом вынужденными переселенцами официально считаются:

  1. Граждане РФ, вынужденно уехавшие из иностранного государства и прибывшие в Российскую Федерацию.
  2. Российские граждане, которым пришлось переехать из одного региона страны в другой.
  3. Иностранцы (а равно лица без гражданства), на законных основаниях постоянно проживающие в России, которым приходится вынужденно уезжать с одного места жительства на другое.
  4. Выходцы из СССР (бывшего), которые в бытность СССР проживали в одной из стран, входивших в Союз. Если, конечно, у них был статус беженца, который они утратили, получив гражданство РФ. При условии, что обстоятельства, вынудившие этих людей к переезду, возникли у них как раз тогда, когда статус беженца еще действовал.
  5. Дети, родившиеся в течение 10 месяцев с момента вынужденного переезда их родителей, уже получивших до рождения потомства статус «вынужденных переселенцев».

Что дает статус вынужденного переселенца?

Надо отметить, что государство заботится о своих гражданах, попавших в трудную ситуацию (а по-другому вынужденное переселение и не назовешь). Сразу после того, как соискатели «вынужденно-переселенческого» статуса обращаются с соответствующим заявлением в ФМС, и их ходатайство там регистрируется, гражданам полагается:

  • пособие;
  • медицинские услуги бесплатно;
  • содействие в перевозке багажа к новому месту жительства;
  • проживание в центре временного размещения (ЦВР) (с питанием и бесплатной коммуналкой), если нет пока определенности с новым местом жительства, но есть обращение о размещении в ЦВР.

Важно: когда человек получает статус вынужденного переселенца, за ним всё вышеперечисленное сохраняется, за исключением выплаты пособия.

Кроме всего прочего, вынужденный переселенец получает от государства гарантии, что его не переселят без согласия «куда придется/получится» и уж тем более не вернут в места, откуда ему пришлось бежать.

Однако, помимо солидного набора льгот, вынужденный переселенец вместе со статусом получает и набор обязанностей:

  • не нарушать порядок в ЦВР;
  • уведомлять о смене места жительства ФМС;
  • ежегодно проходить процедуру переучета.

Как оформить статус вынужденного переселенца?

Чтобы получить желанный статус вынужденного переселенца соискателю, прежде всего, предстоит подать особое ходатайство в органы ФМС. Такое ходатайство подается на специальном бланке, получить который можно прямо в отделении ФМС по месту обращения. А еще распечатать на портале Госуслуг или на официальном сайте Федеральной миграционной службы (той самой ФМС).

Что должно содержать такое ходатайство? В первую очередь заполненные обращающимся пункты. А еще подробно должны быть описаны обстоятельства, заставившие заявителя (и членов его семьи, если есть) искать статуса «вынужденный переселенец».

Пример заполнения ходатайства вы найдете здесь.

В ФМС ходатайство представить может либо сам заявитель, либо его доверенный с соответствующими документами (нотариальной доверенностью).

Важно: дается (точнее, присваивается) статус «вынужденного переселенца» на 5 следующих за обращением лет. Соискателю выдается установленного образца удостоверение, куда вносятся анкетные данные несовершеннолетних детей гражданина.

Если статус необходимо будет продлевать, то в органы ФМС вынужденный переселенец должен будет представить следующий пакет документов:

  • соответствующее заявление (о продлении истекшего срока);
  • удостоверение вынужденного переселенца;
  • согласие на обработку данных (персональных);
  • ЕГРП-выписку (если заявитель не предоставляет, органы ФМС направляют свой запрос на ее получение).

Что касается сроков, то ходатайство о присвоении статуса вынужденного переселенца находится на рассмотрении в соответствующих инстанциях 3 месяца (этот срок отсчитывается с того момента, как соискатель подал заявление и документы). А вот вопрос о статусном продлении решается всего 21 день (также с момента подачи заявления в сопровождении документального пакета).

Утрата статуса вынужденного переселенца

А бывают ситуации, когда вынужденный переселенец может утратить имеющийся у него статус. Это может случиться, если:

  1. У переселенца по каким-то причинам прекращено российское гражданство.
  2. Переселенец переезжает на постоянное место жительство за границу (за пределы Российской Федерации).
  3. Закончился срок предоставления статуса.

Также Федеральная миграционная служба (ФМС) может не дать или досрочно прекратить действие статуса вынужденного переселенца, если выяснится, что претендент сообщил о себе и/или своих близких заведомо ложные сведения и/или предоставил поддельные документы.

Кто не может быть признан вынужденным переселенцем?

Закон о вынужденных переселенцах был принят в России 19.02.1993 г за № 4530-1. И в нем четко прописана категория граждан, которая не сможет получить этого официального статуса, как бы ни сложились обстоятельства. Это граждане:

    преступники, совершившие противоправные деяния (согласно действующему российскому законодательству) против человечности, мира, а также иные, не менее тяжкие преступления;
  • люди, покинувшие место своего проживания из-за причин экономических, возможно голода, эпидемии или в результате какой-то чрезвычайной ситуации (эти случаи рассматриваются отдельно);
  • которые обратились в органы ФМС с ходатайством о статусе вынужденного переселенца позже, чем через год после оставления места своего жительства или позже 1 месяца с момента получения российского гражданства.

Важно: несмотря на то, что «Закон о вынужденных переселенцах» действует уже более 20 лет (с 1993 года), работает он «с большим скрипом». Не раз подвергался критике и переживал многочисленные изменения. Однако и сегодня его механизм несовершенен. Хотя сделано было очень многое. В частности:

  • разработан единый порядок представления документов, а также их оформления;
  • упрощена собственно процедура статусного присвоения.

И многое еще делается для совершенствования работы закона, помогающего людям, попавшим в достаточно сложную жизненную ситуацию.

Что такое статус переселенца в РФ и как его получить соотечественникам, проживающим за рубежом?

Переселение соотечественников – приоритетное направление миграционной политики России.

Решение стать участником Госпрограммы по переселению требует предварительно ознакомиться с основными нормативными актами РФ, в число которых входит правовой статус соотечественника.

Рассмотрим все особенности и расскажем, кто же они такие – соотечественники. Попадаете ли вы в эту категорию?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Кто такие соотечественники по законодательству России?

Федеральный Закон Российской Федерации N 179-ФЗ, утверждённый на заседании Государственной Думы в марте 1999 г., и его последняя редакция, принятая 23.07.2010, называет соотечественниками:

  1. Лиц, родившихся в РФ или в СССР, проживающих и/или проживавших на данной территории и являющихся хранителями русского языка, исторического и/или культурного наследия, а также их потомков по прямой линии, т. е. детей и/или внуков.
  2. Граждан России, вынужденных постоянно проживать за границей.
  3. Представителей народностей, исконно проживающих на территории РФ, поддерживающих постоянную связь с Российской Федерацией по культурной, интеллектуальной и/или правовой линии.
  4. Прямых потомков лиц, ранее живших на территории России.
  5. Эмигрантов, т.е. выходцев, из РФ и/или стран, правопреемником которых является Россия, имеющих статус гражданина какого-либо государства и/или проживающих на его территории, будучи лицом без гражданства.

Российская Федерация является правопреемником таких государств, как:

  • Российская империя.
  • Российская республика.
  • РСФСР.
  • СССР.

Лица из числа вышеперечисленных имеют право стать участниками Программы переселения соотечественников на добровольной основе.

Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению

Государственная программа, принятая в целях оказания помощи соотечественникам для их добровольного переселения в Российскую Федерацию утверждена Указом N 637. Он был подписан Президентом РФ и вступил в силу 22.06. в 2006-м году.

Справка! Субъекты российской Федерации, признанные участниками Гос. программы и принимающие лиц, получивших статус переселенца, и членов их семей, называются территориями вселения.

Все являющиеся участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников субъекты РФ разрабатывают собственные варианты на основе указанной программы. Это позволяет улучшить такие варианты помощи вновь прибывшим лицам, как:

  1. создание и/или поиск рабочих мест (трудоустройство);
  2. предоставление временной жилой площади и пособничество в приобретении собственного жилья;
  3. социальное содействие;
  4. помощь по медицинской линии.

Конкретный регион участник выбирает добровольно (о том, как выбрать регион по программе переселения соотечественников, можете узнать тут). Для этого подается требуемый пакет документов. Выполнение и реализация Гос. программы проводится под наблюдением Межведомственной комиссии.

Главным координатором мероприятий для воплощения программы является МВД России. Осуществление Гос. Программы производится общегосударственными и/или субъективными органами исполнительной власти в зависимости от их конкретной компетенции.

Кто является или может быть признан участником?

Участником Государственной программы становится лицо, подавшее заявление и необходимый пакет документов в дипломатические органы РФ.

Участником Программы может быть лицо, имеющее документально подтвержденный правовой статус соотечественника в обязательном порядке (подробнее о том, как встать на очередь и оформить документы на участие в программе, можете узнать тут).

Поучаствовать в госпрограмме может:

  • иностранный гражданин;
  • лицо, не обладающее гражданством;
  • лица, признанные беженцами;
  • граждане других стран, временно обретшие приют в пределах Российской Федерации.

Основания признания и подтверждения принадлежности

Имеющийся статус нужно засвидетельствовать путем предъявления документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ. Согласно Федерального Закона Российской Федерации от 23.07.2010 года, такими документами являются:

  1. паспорт гражданина;
  2. военный билет;
  3. другой документ, имеющий статус удостоверения личности.

Важно! Статус соотечественника удостоверяется свидетельством установленного образца. Его оформление производится в соответствующих органах после подачи и одобрения заявления.

Признанием статуса соотечественника для лиц, упомянутых в пункте № 3 статьи № 1 Федерального закона, считается акт самоотождествления (самоидентификации) гражданина. Данный документ требует подкрепления активными действиями профессионального и/или общественного характера, целью которых является:

  • Сбережение русского языка.
  • Сохранение языковой культуры народностей, населяющих Россию.
  • Развитие и пропагандирование русского (российского) культурного наследия за границей РФ.
  • Установление и/или укрепление дружественных отношений между РФ и страной проживания обладателя статуса соотечественников.
  • Принятие динамичного участие в работе общественных организаций соотечественников.
  • Активная помощь при правовой защите соотечественников.
  • Работа по укреплению и/или распространению культурных и/или интеллектуальных связей с РФ.

Получение статуса соотечественника даёт право на регистрацию в общественных предприятиях согласно уставам указанных организаций. Для подтверждения членства после регистрирования выдается удостоверяющий документ (например, свидетельство и/или членский билет).

Что это дает для граждан, проживающих за рубежом?

Лицо, подтвердившее статус соотечественника в надлежащем порядке, получает право воспользоваться государственной поддержкой РФ. Например, в области экономики, духовных ценностей (культуры), социальной помощи и т. п. При наличии статуса значительно упрощается процесс получения гражданства Российской Федерации. Подробнее о том, как написать заявление на гражданство по программе переселения и не допустить ошибок, можете узнать тут, а в этой статье вы найдете полный перечень документов и правила их подачи.

Гражданин иной страны, имеющий статус соотечественника, может принять участие в Гос. программе переселения после выбора конкретного субъекта РФ. В непредвиденных ситуациях лицо, имеющее статус соотечественника, подтвержденный надлежащим способом, получит право на льготы и/или субсидии, выплачиваемые из средств государственного бюджета. Особенно во время обучения и/или повышения профессиональной квалификации в учебных заведениях РФ.

Особенности правового статуса

Административно-правовой статус соотечественника представляет собой абсолютный список прав и обязанностей гражданина, имеющего официальное подтверждение данного правового положения.

Справка! Права и обязанности лица со статусом соотечественника обстоятельно оговорены в Законе РФ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

Права и обязанности граждан при переселении в РФ

После получения свидетельства переселенец, а также члены его семьи, приобретают право:

  1. Освобождения от выплачивания каких-либо таможенных взносов.
  2. Оформления документов для получения разрешения на временное проживание. по облегченной схеме.
  3. Получения образования (от дошкольного до высшего).
  4. Получения льготной помощи в медицинских учреждениях.
  5. Получения помощи и/или услуг при поиске рабочего места, проведении оплачиваемой деятельности общественного характера, необходимой информации о наличии вакансий и т.п.

Участник программы по переселению и его близкие вправе претендовать на различные виды финансовой помощи. Это может быть:

  • Возмещение (частичное или абсолютное) расходов и трат, связанных с переездом, предоставляемое из Государственного бюджета.
  • Получение определенной суммы в качестве подъёмных.
  • Предоставление ежемесячных субсидий в случае отсутствия доходов от любой деятельности, разрешенной Законодательством Российской Федерации.

От субъекта РФ, ставшего территорией вселения, участнику госпрограммы и его близким предоставляются различные виды субсидий, льгот, гарантий и т. п. Например, при обустройстве, приобретении жилья, трудоустройстве и/или организации предпринимательства (о том, полагается ли в России пенсия переселенцам и как оформить выплаты, читайте тут).

Участникам Федеральной программы и членам их семей необходимо:

  1. Соблюдать в точности Конституцию, законодательные и/или нормативные акты, а также законы и правовые акты субъекта, ставшего территорией вселения.
  2. Прибыть в назначенное время в регион, указанный в свидетельстве переселенца.
  3. Зарегистрироваться немедленно по прибытии в административном органе субъекта РФ, в чьи полномочия входит осуществление Госпрограммы переселения в данной области, и в региональном отделе ФМС.
  4. Незамедлительно начать оформление документов для получения разрешения на временное проживание в случае, если этот документ не был оформлен до настоящего времени.

Участник Государственной программы по Переселению обязан выполнять все предписываемые правовые нормы в процессе проживания и/или осуществления трудовой/предпринимательской деятельности в регионе вселения.

СПРАВКА! Перемена места жительства до истечения 24 месяцев после приезда на территорию региона вселения предписывает участнику программы переселения и/или его близким полностью возместить средства, полученные в качестве подъемных.

Выше были рассмотрены основные вопросы, касающиеся приобретения правового статуса соотечественника и регулирования правоотношений с ними. Это необходимые сведения для граждан иностранных государств, желающих принять участие в Госпрограмме переселения.

Видео с дополнительной информацией для переселенцев:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Федеральный закон от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ

Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации “О вынужденных переселенцах” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 12, ст. 427), изложив его в следующей редакции:

“ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О вынужденных переселенцах

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 1. Определение понятия “вынужденный переселенец”

1. Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Статья 2. Лицо, которое не может быть признано вынужденным переселенцем

1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Порядок регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем

1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее – ходатайство) в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.

2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

3. Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

4. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются Правительством Российской Федерации. Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.

5. В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

6. Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и не подавших в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации.

Статья 4. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

2) получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на бесплатные проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации;

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) бесплатные медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр;

3) сообщать федеральному органу миграционной службы и территориальному органу миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган миграционной службы в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются Правительством Российской Федерации. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности;

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов;

4) предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6) предоставляют вынужденному переселенцу в случае его трудоустройства в сельской местности льготы, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации для лиц, переселяющихся в сельскую местность;

7) предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), родственники которого по объективным причинам не могут обеспечить ему помощь и уход, жилое помещение в доме муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов;

8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения;

9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета;

10) рассматривают обращения в письменной форме вынужденного переселенца и дают на них ответы в письменной форме в порядке и в сроки, которые определяются законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации;

3) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) предоставляют вынужденным переселенцам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;

5) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

3. Территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

1) предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

2) предоставляют семье вынужденного переселенца долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья. Размеры ссуды определяются Правительством Российской Федерации;

3) участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.

Строительство (приобретение) указанного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, направляемых из других источников, включая личные сбережения вынужденных переселенцев.

4. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в:

1) возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивается компенсация. Условия и порядок возвращения имущества, а также выплаты компенсации определяются Правительством Российской Федерации;

2) организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации перевозки имущества, находящегося в его собственности на территории иностранного государства. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивают компенсацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, допустившие на подведомственной территории вынужденную миграцию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, совместно с федеральными органами государственной власти принимают меры по устранению причин возникновения вынужденной миграции.

Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселен

Как получить и что дает правовой статус вынужденного переселенца в России

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление о результатах рассмотрения ходатайства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа.

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения о лице, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и членах его семьи, сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по межведомственному запросу территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в связи с предоставлением этим территориальным органом государственных услуг.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

6. Вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел следующие документы:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца;

2) заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных;

3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

4) удостоверение вынужденного переселенца.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

7. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца может быть предоставлено в многофункциональный центр, а также с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Вынужденные переселенцы: кто это такие?

Нестабильная ситуация во многих странах мира вынуждает людей покидать насиженные места, в которых прожило несколько поколений предков, и искать другие, более приемлемые для безопасной и комфортной жизни. Особенно актуальным является такое положение дел в РФ — благодаря достаточно лояльному для мигрантов законодательству и многонациональности государства.

Такие лица, переехавшие в Россию по объективным и не зависящим от них причинам, при наличии угрозы жизни и здоровью, могут претендовать на получение статуса вынужденного переселенца в РФ.

Юридическое агентство «Мигрон» https://migron.ru/ — специализированное миграционное агентство для граждан Украины в России. Мы можем вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ «под ключ» с самого начала и до получения паспорта РФ.
За 7 лет работы мы помогли получить гражданство РФ более 3500 иностранным гражданам.
г. Москва, метро Курская, ул. Земляной вал, дом 7, офис 219.
Телефон: +7 495 118-33-71.
Узнайте, как оформить гражданство РФ на сайте https://migron.ru/.

Кто может получить этот статус вынужденных переселенцев в РФ?

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ либо, в определенных случаях, лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Причинами для вынужденного переселения может стать преследование такого лица либо членов его семьи:

  • по национальному или расовому признаку;
  • по политическим мотивам;
  • по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
  • по языку;
  • по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ. Согласно с его нормами, не могут получить данный статус лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан, что логично: ведь эта категория лиц имеет подданство Российской Федерации. Вместе с тем, есть и некоторые отличия:

  • переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
  • при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
  • таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
  • они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
  • при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.

Справочно: зачастую граждане России оформляют статус лица, перемещенного по вынужденным причинам, именно из-за вышеперечисленных льгот. В случаях, когда в социальной защите вынужденных переселенцев нет необходимости, они могут просто въехать в РФ и проживать на правах обычных граждан.

В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

Как получить статус вынужденного переселенца?

Удостоверение вынужденного переселенца.

Основанием для выдачи статуса становится письменное заявление соискателя в миграционный отдел МВД по месту прибытия. Для того, чтобы компетентный орган признал необходимость выдачи такого статуса, гражданину нередко приходится подтверждать факты насилия либо преследования документально или даже обращаться по этому вопросу в судебные органы. Подавать такое ходатайство можно как лично, так и в электронном виде либо почтой.

К заявлению-ходатайству следует приложить:

  • удостоверение личности гражданина РФ;
  • для несовершеннолетних претендентов – свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке – для тех, кто состоит в узаконенных супружеских отношениях;
  • другие документы, подтверждающие наличие родственных отношений между группой соискателей статуса;
  • два фотоснимка установленного образца.

После регистрации заявления претенденту выдается Свидетельство о регистрации ходатайства. А после того, как данное ходатайство будет рассмотрено и по нему примут позитивное решение, гражданин получает Свидетельство вынужденного переселенца.

Важно: данный статус не является бессрочным – он присваивается сроком на 5 лет. При наличии оснований его можно продлевать с периодичностью раз в год по заявлению соискателя. Ходатайство необходимо подать до того момента, как истечет срок действующего удостоверения.

Бланки и образцы заявлений для предоставления статуса вынужденного переселенца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца?

Часто рядовые обыватели отождествляют эти понятия, хотя между ними есть существенная разница. В отличие от переселенца, вынужденный беженец:

  • не является подданным Российской Федерации;
  • не может подавать ходатайство в электронном виде либо посредством Почты России – необходимо его личное присутствие в миграционном подразделении МВД;
  • должен настроиться на длительное ожидание: процедура признания лица вынужденным беженцем требует многоэтапных проверок и занимает около полугода;
  • обязан регулярно отмечаться в миграционной службе;

При этом он имеет право беспрепятственно вернуться в родную страну в любое время, а, находясь в России, получить временное жилье, пользоваться медицинскими услугами, устраиваться на работу, а в дальнейшем – претендовать на оформление российского гражданства.

Статус беженца является бессрочным – продлевать его через тот или иной срок не нужно.

Оформлять статус вынужденного переселенца либо беженца можно как самостоятельно, так и воспользовавшись помощью компетентного и опытного в сфере миграционного законодательства юриста.

За помощью и юридической консультацией можете обратиться в Юридическое агентство https://migron.ru/.
Телефон: +7 495 118-33-74.

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]