Как выиграть аукцион на земельный участок – в 2022 году

О земельных торгах в электронной форме

22 июля 2019 г. на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 758964-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме).

Пунктом 4 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме устанавливается федеральным законом.

Однако до настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Законопроектом предлагается изменить указанную норму и предоставить возможность осуществлять такие аукционы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных статьями 39.11 – 39.12 Земельного кодекса РФ.

Так, в Земельном кодексе РФ сохранится регулирование особенностей проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка, связанных с подготовкой к проведению указанных аукционов (формирование земельных участков, определение начальной цены предмета договора), порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов и включения в него сведений.

При этом в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ будут внесены изменения, направленные на регламентацию общих положений о порядке проведения таких торгов в электронной форме, предлагается установить единые правила для проведения торгов на право аренды государственного и муниципального имущества и на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка. Полномочия по установлению перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, предлагается возложить на ФАС России.

Нужно отметить, что в настоящее время порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлен приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон № 135-ФЗ новой статьей 17.2, в которой будет определен общий порядок проведения конкурсов в электронной форме и аукционов в электронной форме. В ней, в частности, будут определены общие требования к содержанию, порядку утверждения и размещения документации о торгах, требованиям к участникам торгов, правилам подачи, отзыва, изменения и содержание заявок на участие в торгах и случаи признания их не соответствующими требованиям.

Законопроектом предусматривается, что проведение торгов, а также заключение договора и (или) оформление иных документов, предусмотренных в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ, по результатам торгов или признания их несостоявшимися, обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом на Правительство РФ предлагается возложить полномочия по установлению:
• требований к формату, срокам и порядку размещения документации о торгах, изменений в такую документацию, ее содержанию, в том числе, требований к содержанию извещения о проведении торгов, требований к порядку осуществления документооборота при осуществлении торгов;
• требований к содержанию и опубликованию протоколов, которыми оформляются решения оператора электронной площадки, организатора торгов, конкурсной, аукционной комиссии при проведении торгов;
• требований к информации и документам, содержащимся в заявке о торгах, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ;
• порядка организации и проведения торгов в части неурегулированной статьей 17.2, в том числе порядка и требований к проведению к процедуре подачи ценовых предложений, оценки заявок участников торгов, порядка признания торгов несостоявшимися, порядка заключения договоров и (или) оформления иных документов, заключение и (или) оформление которых предусмотрено законодательством РФ, по итогам торгов, порядка и последствий признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или оформления указанных документов.

До вступления в силу изменений и установления Правительством РФ порядка проведения торгов предлагается осуществлять проведение конкурсов или аукционов по правилам, устанавливаемым ФАС России.

Как выиграть аукцион на земельный участок?

Участие в аукционе на земельный участок – это возможность приобрести землю от государства по цене ниже рыночной. В нем могут принять участие не только граждане, но и юридические лица. Для этого необходимо заранее подать документы и заявление участника. Как стать победителем в аукционе?

Важно знать

Проведение публичных торгов регламентируется действующим земельным законодательством и отдельными нормативными актами о розыгрыше имущественных объектов, находящихся в собственности государства или муниципалитета.

Многие граждане интересуются, как принять участие в аукционе на земельный участок и стать победителем. Публичные торги – специализированное мероприятие, в рамках которого федеральные, региональные или муниципальные власти разыгрывают земельные участки под застройку. Эти территории имеют не только кадастровую кодификацию. Они не могут находиться в заброшенных районах. Поэтому есть доступ к основным коммуникациям, таким как вода и электроэнергия. В некоторых случаях к участкам подводят газовые магистрали.

В торгах могут участвовать все заинтересованные лица. Но победителем становится лишь один участник, предложивший самую высокую цену. В качестве объекта может разыгрываться не только право, но и возможность заключить аренду. В последнем случае оплата высчитывается пропорционально сумме земельного налога, установленного в конкретном регионе.

Участие в аукционе

Чтобы стать участником торгов, необходимо обратиться в муниципалитет или зайти на сайт администрации. Там можно узнать информацию о том, когда будут проводиться торги и время приема заявлений. Необходимо заблаговременно подать заявление и гражданский паспорт. Также предоставляется квитанция об оплате 10 % от начальной стоимости лота.

Предоставляется точная дата проведения аукциона. Все участники получают уведомление о времени и месте проведения за 30 дней до начала торгов. При этом аукцион земельных участков под ИЖС организуют, если будет хотя бы две заявки. Если объектом заинтересовался только один претендент, он его выкупает по начальной стоимости.

Если участник предполагает, что в аукционе может принять участие довольно много желающих, необходимо располагать достаточными средствами. Шаг торгов может варьироваться существенно, начиная от 50000 рублей и заканчивая 150000 рублей. Это зависит от количества заявок. При этом начальная стоимость обычно устанавливается на уровне 2,5 %. Поэтому участники и могут ее поднимать довольно сильно.

После торгов тот, кто стал победителем, обязательно оплачивает полную стоимость. Без этого невозможно получить собственность. Затем оформляются документы о передаче земли.

Этапы процедуры

Несмотря на простоту участия, процедура организации и проведения торгов является трудоемким процессом. Выполняются следующие необходимые этапы:

  1. Публикуется информация о предстоящих торгах с использованием интернета и средств массовой информации. Это необходимо сделать не позже, чем за 30 дней до начала аукциона.
  2. Принимаются заявки от претендентов с пакетом документов.
  3. Рассматриваются заявки. При этом организаторы удостоверяются о том, что задаток был внесен.
  4. Проводятся торги, во время которых определяется победитель.
  5. Оформляется протокол с результатами торгов.
  6. Сведения о результатах публикуются в СМИ.
  7. Победитель вносит оставшуюся сумму, с ним заключается договор.
  8. Остальные участники получают свой задаток.

Участие в торгах

Аукцион не может начаться, если не появилось хотя бы две заявки с предоплатой. Регистрация участников завершается за 5 дней до назначенной даты торгов. Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающую информацию о том, как принять участие в аукционе на землю. Для этого необходимо заблаговременно подать правильно оформленную заявку, предоставить квитанцию об оплате задатка и требуемые документы.

В аукционе не смогут принять участие следующие категории:

  • юридические лица о которых нет актуальных сведений в ЕГРЮЛ;
  • граждане, не имеющие права оформить землю в собственность на законных основаниях;
  • претенденты, которые не предоставили полный пакет документов, необходимый для регистрации в качестве участника;
  • лица, выразившие желание участвовать, но не внесшие задаток в размере 10 % от начальной стоимости лота;
  • лица, которые внесли задаток в недостаточном объеме.

Необходимые документы

Чтобы сразу же не получить отказ в участии, необходимо предоставить полный пакет документов. Он включает небольшой перечень:

  1. паспорт гражданина от физических лиц;
  2. заявление установленного образца;
  3. квитанция о внесении задатка в размере 10 % от заявленной первоначальной стоимости.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и реквизиты счета, куда следует вернуть задаток в случае проигрыша. Если в торгах планирует участвовать юридическое лицо, предоставляются уставные и регистрационные документы, доверенность и паспорт представителя.

Как выиграть аукцион?

Успех на торгах начинается еще до их запуска. В первую очередь необходимо провести небольшую исследовательскую работу. Найдите объявление о выставлении участка на аукцион. В нем указываются актуальный кадастровый номер. Он вам понадобиться, чтобы узнать минимальную информацию об участке. Далее необходимо зайти на официальный сайт Росреестра или один из профильных коммерческих интернет-ресурсов.

Здесь можно по кадастровому номеру узнать основные параметры объекта, включая его размеры и расположение. Далее по адресу на публичной кадастровой карте можно узнать, где находится участок и выяснить его принадлежность к определенной территории.

В Правилах застройки муниципальных территорий присутствуют приложения, одним из которых является градостроительная карта. По ней можно увидеть следующие важные параметры:

  • назначение и разрешенное использование земельного участка, а также соседних территорий;
  • прохождение дорог;
  • расположение природоохранных зон;
  • близость до ближайших городов.

Если вам понравился участок, необходимо подготовиться к торгам. Если он находится недалеко от экономически развитого города и вблизи от основных транспортных путей, скорее всего будет много других участников. В этом случае необходимо запастись солидным бюджетом, чтобы иметь возможность поднимать цену и выиграть.

Если же ваш бюджет ограниченный, можно подобрать территорию с относительно благоприятным развитием инфраструктуры. При этом не лишним будет ознакомиться с планами по застройке и развитию конкретных поселений. Этот участок может стоить недорого и на него не будет много заявок. Но в перспективе он может стать одним из лучших. На таких торгах можно стать победителем даже при минимальных вложениях. Кроме того, на него может оказаться маленький первоначальный взнос.

Если вы серьезно относитесь к подбору участка, можно получать актуальные сведения в конкретном субъекте. Для этого зайдите на официальный сайт торгов, проводимых в Российской Федерацией. Здесь можно найти информацию по планируемым аукционам.

Оглашение результатов торгов

Результаты оглашаются путем составления специального протокола. В дальнейшем именно он используется в качестве основания для заключения договора с победителем. Протокол оформляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. Один экземпляр остается у организатора, второй передается победителю. Результаты публикуются в СМИ и на сайте муниципального образования.

Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:

  1. сведения о победителе;
  2. стоимость;
  3. важные условия сделки.

Расчеты и заключение договора

Победитель должен внести окончательный платеж в течение 10 дней после подписания протокола. При этом он перечисляет их на расчетный счет организатора, но не вносит наличными. Остальным участникам возвращают залог на указанные счета. В это же время формируется договор, в котором должны содержаться все важные условия. Из итоговой стоимости вычитается размер уже внесенного задатка.

Если в установленное время деньги не поступят на счет или поступят в неполном объеме, организатор снимает обязательства перед победителем. В этом случае назначается новый аукцион по данному земельному участку.

Таким образом, победить в аукционе может каждый участник, обладающий достаточными знаниями и бюджетом для участия в торгах. Но не менее важно уметь подбирать участки с точки зрения их рентабельности и пользы в вашем конкретном случае.

Как выиграть аукцион на земельный участок – в 2022 году

ЗК РФ Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.12. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

1.1. Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

2. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

3. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

5. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

6. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

7. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить заявителю внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

8. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

9. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

10. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

11. Организатор аукциона обязан вернуть заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.

12. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

13. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

14. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

15. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

16. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.

17. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

19. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

20. Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

21. Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.

22. Не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона.

23. Организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если аукцион был признан несостоявшимся и лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник в течение тридцати дней со дня направления им проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры (при наличии указанных лиц). При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. В случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О дополнительных сведениях, включаемых в реестр недобросовестных участников аукциона, см. ФЗ от 08.03.2015 N 48-ФЗ.

27. Сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.

28. Ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

29. В реестр недобросовестных участников аукциона включаются следующие сведения:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан), идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика (для юридического лица) или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) учредителей (участников) юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи, фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан) учредителей (участников), членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;

3) дата проведения аукциона в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, дата признания аукциона несостоявшимся в случае, если лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник уклонились от заключения указанных договоров;

4) дата внесения указанных в настоящем пункте сведений в реестр недобросовестных участников аукциона.

30. В случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников аукциона, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте.

32. Сведения, предусмотренные пунктом 29 настоящей статьи, исключаются из реестра недобросовестных участников аукциона по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных участников аукциона.

33. Внесение сведений о лицах, указанных в пункте 27 настоящей статьи, в реестр недобросовестных участников аукциона или содержание этих сведений в реестре недобросовестных участников аукциона, равно как и неисполнение действий, предусмотренных пунктом 32 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

34. Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 39.12 ЗК РФ. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или

Как выиграть земельный аукцион

Земельные участки, которые находятся в собственности государственных органов, продаются посредством земельных аукционов. Сегодня я расскажу об их особенностях и о том, как выиграть аукцион на земельный участок не только у государства.

Содержание:

Государственные органы владеют и распоряжаются множеством земельных участков по всей России. Это и земли сельхозназначения, и служебные дачи, и многое другое. О том, что такие земли может купить практически любой желающий, знают немногие.

Что такое земельный аукцион?

Земельный аукцион — это одна из разновидностей торгов, где разыгрывается земля, находящаяся в собственности государства. Интересная особенность состоит в том, что в рамках такого аукциона реализуется, фактически, не сам участок, а право собственности на него или право на его аренду.

Информация о проведении аукциона появляется за 1 месяц до начала торгов на сайте структуры-владельца и одновременно на сайте организатора торгов, а также на официальном портале РФ, где собирается вся информация о проводимых торгах с государственным имуществом.

Фрагмент списка актуальных аукционов с ЭТП

Проведение таких аукционов регулируется, в первую очередь, Земельным Кодексом. Дополнительно существуют Постановления правительства и другие нормативные акты.

Кто может принимать участие в аукционах на земельные участки?

В земельном аукционе могут участвовать почти все желающие, включая и юридических, и физических лиц. Исключениями являются:

  • лица без гражданства;
  • граждане другой страны;
  • иностранные юридические лица.

Таким образом, если вы резидент Российской Федерации, то вы имеете полное право претендовать на разыгрываемый участок.

Торги за земельные участки могут быть открытыми и закрытыми.

Во втором случае информация об их проведении не размещается на публичных ресурсах, и право на участие в них имеют только заинтересованные лица.

Самый простой и выгодный способ того, как выиграть торги на землю, это стать их единственным участником. В отличие от других видов аукционов, такой результат торгов будет засчитан. Для покупателя это – возможность купить участок за небольшие деньги.

Однако здесь нужно внимательно оценить ситуацию. Вполне возможно, отсутствие конкурентов объясняется тем, что такая земля — не самое выгодное вложение средств.

Главным критерием участия в аукционе является бюджет участника, так как выиграть земельный аукцион значит предложить большую сумму, чем остальные потенциальные покупатели. Средний шаг при розыгрыше права собственности — 50 000₽.

Если же ваш бюджет имеет жесткие рамки, однако вы хотите попробовать силы и поучаствовать в торгах, обратите внимание на торги по банкротству. Это другой тип аукционов, в ходе которых продается имущество, принадлежащее обанкротившимся гражданам, компаниям и различным организациям.

Для понимания их сути прочтите мою статью:

Этапы земельных торгов

Законодательством четко установлен не только порядок проведения аукциона, но и сроки проведения каждого этапа.

Если вы задались вопросом, как выиграть аукцион на земельный участок, сначала вы должны изучить регламент проведения таких торгов. В этом случае вы сможете быть уверены, что вам не откажут из-за несоблюдения каких-либо правил.

Сроки для каждого этапа таковы:

  • информация должна быть опубликована минимум за 30 дней до даты торгов;
  • прием заявок заканчивается за 5 дней до начала аукциона;
  • после подведения итогов и подписания протокола в течение 5 дней должен быть подписан договор о передаче земли в собственность победителю;
  • в течение 10 дней с той же даты покупатель обязан перевести остаток средств на счет организатора торгов.

Как выиграть земельный аукцион: полезные советы

Логично, что, решив участвовать в аукционе, вы хотите получить это имущество. Ответ на вопрос «как выиграть торги на землю?» лежит на поверхности.

Однако чтобы повысить вероятность выигрыша, нужно потратить достаточно сил.

  1. Досконально изучить законодательство.

Знание всех тонкостей законодательства оградит вас от страхов попросту лишиться денег или купить не то, что ожидали. Ориентируясь в регламенте аукциона, вы сможете отстоять свои права в конфликтных ситуациях.

Минус земельных аукционов в том, что очень трудно определить окончательную цену лота заранее. Если участников торгов много, то стоимость земли будет расти и может приблизиться к рыночной.

На торгах по банкротству, например, всё наоборот: на последнем этапе цена лота не повышается, а снижается.

Здесь вы можете быть спокойны за бюджет, так как единственное, что увеличивается, так это ваша возможная выгода от покупки.

Кстати, в другой статье я рассказываю об инвестициях в землю и об увеличении прибыли за счет ее покупки на торгах по банкротству с максимальной выгодой:

Если вы хотите узнать больше о том, как выгоднее покупать землю, дома и автомобили банкротов и увидеть реальные примеры сделок с выгодой 300% и более, то приходите на наш бесплатный мастер-класс.

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

  1. Проанализировать рентабельность конкретного лота.

Участие государства в продаже земли не гарантирует, что вложения окупятся. Возможно, продажа осуществляется на особых условиях или участок непривлекателен ни для жизни и бизнеса, ни для перепродажи.

Чтобы не покупать кота в мешке и не остаться ни с чем, нужно изучить документацию и расположение земли, выставляемой на аукционе.

Больше всего ошибок участники аукциона допускают на этом этапе, получая отказ в участии в торгах из-за неправильно оформленного заявления или из-за отсутствия необходимых документов.

Уже в процессе торгов главный критерий победы — своевременно предложенная самая высокая цена на лот.

Обучение заработку на земельных аукционах

Чтобы увеличить вероятность выигрыша лота и начать свободно ориентироваться в теме торгов и аукционов, существует много способов обучиться этому:

  • открытые блоги и аналитические публикации в СМИ;
  • бесплатные мастер-классы и семинары;
  • полноценные курсы обучения с обратной связью.

Почему я сосредоточился на торгах по банкротству и обучаю своих студентов именно этому виду заработка?

  • возможность купить не только землю, но и автомобили, технику, недвижимость;
  • выгода до 90%, а иногда даже выше, чего нельзя сказать о земельных аукционах;
  • понятная процедура анализа объекта и расчета бюджета на покупку лота.

Найти такие же условия на земельных аукционах на порядок сложнее. Скорее всего, за ту же цену там можно купить участок, который станет источником хлопот, а не выгоды. На рентабельные лоты цена будет в разы выше…

В этом видео я рассказываю о том, почему бизнес на торгах по банкротству сейчас один из самых прибыльных в России:

Зная особенности законодательства и имея богатый практический опыт участия в торгах по банкротству, мы разработали собственные формулы и стратегии.

Например, результатом более чем 5 лет работы нашей команды стала формула Доктора Ватсона, которая позволяет покупать имущество банкротов даже без собственных вложений.

Подробнее об этой формуле вы узнаете на нашем бесплатном мастер-классе, на который я советую вам записаться прямо сейчас:

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

Как выиграть аукцион на земельный участок?

Выиграть аукцион на земельный участок сможет тот, кто предложит больше всего денег. Этот вариант дает гражданину возможность получить надел по цене, намного той, что установлена на рынке. Допускается участие в процедуре как физических лиц, так и организаций. Потребуется написать заявление и собрать необходимую документацию.

Как победить?

При проведении торгов в отношении участков должны применяться положения земельного законодательства. Кроме того, используются отдельные нормативы, которые отражают розыгрыш объектов имущественного назначения. Это касается земель, находящихся в собственности государственных или муниципальных органов. Часто среди граждан возникает вопрос, относительно принятия участия в процессе торгов и победы в них. Важно узнать, что подразумевает аукцион. По-другому этот процесс можно назвать торгами публичного значения. Данное мероприятие является специализированным. В ходе него органы разных уровней занимаются розыгрышем надела, предназначенного для проведения строительных работ.

Для данной территории свойственна определенное исчисление. Оно имеет кадастровую направленность. Установлено, что эти земли не могут иметь статус заброшенных. По этой причине у них всегда имеется доступ к главным ресурсам, необходимым для проживания. Речь идет о воде и энергии электрического типа. В некоторых случаях граждане предпочитают проводить магистрали газового значения.

Допускаются к участию в процессе торгов лица, которые имеют заинтересованность в результате. Победит тот, кто сможет предложить больше средств. Объектом розыгрыша может стать не только правомочие владения, но и возможность сформировать арендное соглашение. В этой ситуации стоимость платежа будет рассчитываться исходя из суммы налоговых взысканий. Они разнятся в зависимости от региона нахождения участка.

Как проходит участие в торгах?

Для принятия участия в рассматриваемом процессу нужно обратиться в администрацию муниципального образования или войти на сайт этого органа. Там отражается информация о времени и месте проведения торгов и указан период, на протяжении которого происходит прием заявок. Заявление требуется написать заранее. Кроме того, сотрудникам администрации нужно предъявить акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина. Изначально оплатить нужно 10 процентов от стоимости участка, выставленного на торги. Затем определяется точная дата проведения аукциона. Всем гражданам направляются уведомления.

ВАЖНО . Организовать аукцион земель, предназначенных для строительства индивидуального дома, удастся, если заявки поданы минимум 2 гражданами. Когда интерес проявил только 1 человек – допускается выкуп надела по начальной стоимости. Если предусматривается, что участвовать в торгах планирует много граждан, то обладать необходимо большим финансовым запасом.

Шаги на торгах могут быть разными, к примеру 150 тысяч рублей. Данный показатель зависит от того, сколько заявок подано на участие в аукционе. Как правило, начальная стоимость определяется как 2,5 процента от цены, отраженной в кадастре. В силу этого участники получают возможность значительно повышать стоимость.

После проведения торгов тот, кто выиграл, должен внести всю сумму. Если этого не сделать – стать собственником участка не удастся.

Этапы

Невзирая на то, что принять участие в аукционе довольно просто, сам процесс требует прикладывания значительных усилий.

Предусматриваются такие этапы указанной процедуры:
  • в СМИ или интернете отражается информация о том, что предстоят торги;
  • происходит принятие заявок от всех, кто желает участвовать;
  • рассматриваются заявления;
  • реализуются торги.

Разместить сведения об аукционе нужно не менее чем за месяц до реализации указанного процесса. Организаторы обязательно проверяют, внес ли каждый гражданин задаток. Когда указанная процедура завершается – уполномоченное лицо формирует протокол. Данные обязательно отражаются в газетах. Лицо, признанное победителем, несет обязанность относительно выплаты оставшейся суммы. После этого происходит заключение соглашения. Остальным участникам выдаются средства, которые они внесли в качестве задатка.

Торги

Аукцион не будет начат до тех пор, пока граждане не подадут хотя бы пару заявок на участие. Процесс регистрации участвующих лиц завершается за пять дней до того, как начнутся торги. В земельном законодательстве отражены сведения относительно того, как принять участие в рассматриваемой процедуры. С указанной целью потребуется заранее оформить заявку с учетом установленных правил. Кроме того, гражданину нужно представить в уполномоченный орган акт, подтверждающий внесение задатка и прочие документы.

Полезный гайд: Как участвовать в госзакупках с января 2022 года

Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2022г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее. Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

Обзор основных изменений представляет

Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН

Мария Нащекина

Сокращается количество конкурентных способов закупок – остается всего три основных

Конкурентные способы закупки:

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.

Также сохраняются неконкурентные электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Меняется процедура проведения закупок

  • При проведении открытых конкурсов и при аукционах Заказчики разрабатывают только извещение, документация необязательна. Но обоснование НМЦК и проект контракта Заказчики обязаны размещать.
  • Заявка в аукционе и запросе подается по единой форме без разделения на части, как раньше. Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми.
  • Иностранные участники подписывают документы электронными подписями, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России.
  • Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Сокращается с 10 до 4 минут срок подачи ценового предложения, торги ограничиваются 5 часами.
  • После ценовых предложений участников оператор ЭТП формирует протокол, и заказчик начинает рассматривать заявки. До этого заявка не рассматривается. Это сократит время для проведения аукционов, запросов.
  • При открытом конкурсе первая часть заявки рассматривается в течение 2 рабочих дней (для ряда закупок – 5 рабочих дней), то есть срок рассмотрения также сокращен.
  • Новый вид обеспечения заявки и контракта: независимая гарантия. Расширен перечень организаций, которые вправе выдавать такие гарантии (теперь это не только банки).
  • Обеспечение заявки потребуется при участии в закупке с НМЦК от 1 млн. рублей.
  • Появляется новое основание для отклонения заявки: несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

ВАЖНО: в заявке теперь нужно указывать страну происхождения товара и код страны по классификатору, например, Россия 643 или Китай 156. Иначе площадка автоматически отклонит заявку, если установлен запрет допуска иностранных ТРУ.

При ограничении допуска (правила второго и третьего лишнего) оператор отклонять заявку не будет. Но не понятно пока, можно ли будет в заявке указать несколько стран, если, например, товар одного производителя происходит из разных стран.

Минфин России считает, что информация о стране происхождения товара не может быть вариативной. Таким образом, уже на стадии подачи заявки нужно определиться со страной происхождения товара (работ, услуг).

Новые требования к участникам

Одно из важных нововведений – универсальная предквалификация.

При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК за 3 предшествующих года. Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

Исполнение контракта

На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот.

В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Жалобу уже сейчас можно подать через ЕИС. Она чуть быстрее принимается ФАС в работу. Сроки рассмотрения те же.

Закупки, которые размещены до 01.01.2022г., можно будет исполнять до 01.04.2022 без применения электронного документооборота через ЕИС.

О приятном: существенно сократились сроки оплаты по контрактам

  • 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО
  • 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

Правда, теперь в контракты будет включаться условие, разрешающее Заказчику удерживать из сумму оплаты штраф, пеню и неустойку, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту.

И в заключение

Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2022 году.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

В начале июля 2021 года были приняты масштабные поправки в Закон о контрактной системе
(44-ФЗ) и в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Новеллы вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них начиная
с 2022 года.

В конце статьи вы найдете сводную таблицу с перечислением действующих требований при проведении электронного аукциона и для участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 года.

В конце статьи есть шпаргалка

Поставщикам, подрядчикам, исполнителям рекомендуем ознакомиться со следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

  1. Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

Предусматривает новые условия и требования при закупках у СМП и СОНКО, обновленный порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков.

  1. Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

Предполагает осуществление закупок по Закону № 44-ФЗ новыми субъектами и иные изменения.

  1. Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

Включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

Основные изменения: новый порядок участия
в закупках

Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок
(44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур

В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2021 г.

Процедуры с 01.01.2022 г.

  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион​
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс
    • конкурс с ограниченным участием
    • двухэтапный конкурс
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс с ограниченным участием
    • закрытый двухэтапный конкурс
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.

Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу
с 2022 года

В настоящее время

С 01.01.2022 г.

Структура заявки на участие

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Указание наименования страны происхождения товара

Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки

Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку

Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО

Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО)

В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП

Основания для отклонения заявки

При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки

Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям
ст. 45 Закона № 44-ФЗ

Сроки внесения изменений в извещение

Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок

Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 3 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

Начало проведения торгов

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе

Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

Общее время для проведения торговой сессии

5 часов с момента начала торгов

Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).

К таким документам относятся:

  • обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • проект контракта.

Документация о закупке в стандартном виде предусмотрена только для закрытых закупок.

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2021 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

В 2022 году все стадии закупок планируется оформлять электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

Сокращение сроков оплаты по контрактам

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Изменения в обеспечении закупок

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Введение новых требований (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации из открытого доступа из ЕИС
о наименованиях участников закупки

Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Изменения в участии в закрытых электронных процедурах

Участнику необходимо будет направить документы оператору специализированной электронной площадки о своем соответствии закупке требованиям законодательства РФ для утверждения.

Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 344-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять закупки по Закону № 44-ФЗ получателей субсидий

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в 2021 год уже вступили в силу отдельные изменения, но основной блок нововведений запланирован на 2022 год и последующие годы. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами и особенностями.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]