Безвизовый транзит через аэропорты ЕС: чем вы рискуете
Все знают, что гражданам многих стран для посещения ЕС необходима Шенгенская виза. Все также знают, что во многих аэропортах ЕС есть транзитная зона, пересадка в которой не требует Шенгенской визы. Путаница возникает в вопросе, имеете ли вы право использовать на своем маршруте транзитную зону и можете ли вы туда попасть.
Многие полагают, что между словами «стыковка» и «пересадка» нет никакой разницы. Билетные агрегаторы также могут вводить в заблуждение, оперируя фразами «самостоятельная стыковка» и «стыковку обеспечивает авиакомпания». Однако, авиакомпании пользуются совсем другими терминами, и совсем не на русском языке.
Стыковка
Layover (connection, стыковка) — это когда вы приобрели единый билет, по которому транзит с одного рейса на другой гарантирует авиакомпания («стыковку обеспечивает авиакомпания»). При этом на полетных сегментах перевозчик может быть один или разные. По единому билету у вас есть только 2 пункта: отправления и назначения. Стыковочные пункты не считаются пунктами назначения. Обязательства авиакомпании согласно договору перевозки заканчиваются после доставки вас и вашего багажа в пункт назначения.
Есть у вас есть сдаваемый багаж, в случае layover авиакомпания обязана перегрузить его на следующий рейс.
Для большинства международных маршрутов layover не превышает 24 часа, но бывают и исключения.
Остановка
Stopover — это остановка по вашему маршруту. Некоторые авиакомпании могут продать вам единый билет с остановкой, превышающей 24 часа (иначе это будет стыковка), но многие при этом требуют доплаты. Если у вас не единый билет — все промежуточные пункты по вашему маршруту — это остановки, а не стыковки. Это пункты назначения. А потому термина «самостоятельная стыковка», о которой иногда сообщает агрегатор Kiwi, для авиакомпаний просто не существует.
Обязательства каждой из авиакомпаний по вашим отдельным билетам начинаются в пунктах отправления по таким билетам и заканчиваются в пунктах назначения. При следовании через аэропорт ЕС обязательства первой авиакомпании закончатся после прилета в аэропорт ЕС, а обязательства второй авиакомпании начнутся лишь при вылете из этого аэропорта. То есть между прилетом и отлетом из аэропорта ЕС никто вам ничего не должен.
При остановке в ЕС багаж выгружается на ленту, которая всегда расположена за пределами транзитной зоны. Вам придется пройти миграционный контроль, что означает въезд в Шенгенскую зону, получить багаж, зарегистрироваться с ним на следующий рейс и пройти миграционный контроль на отлёт. Другое дело, что первая авиакомпания может пойти вам на встречу и перегрузить багаж на рейс следующей авиакомпании, если авиакомпании входят в один альянс или у них есть код-шеринговое соглашение. Авиакомпания может, но не обязана это делать!
В редких случаях при согласованной остановке в рамках единого билета авиакомпания согласится принять багаж на хранение и сама перегрузить на следующий рейс. Обычно если согласованная остановка превышает 24 часа, багаж выдается пассажиру на время остановки.
Общие правила безвизового транзита
Теперь поговорим об общих правилах безвизового транзита через аэропорты ЕС. Они очень простые. Без визы можете лететь через ЕС лишь с одной пересадкой на территории ЕС и находиться в транзитной зоне не более 24 часов.
В некоторых европейских аэропортах, как правило, небольших, вообще нет транзитной зоны. В других, таких как Берлин Тигель или некоторые терминалы Барселоны, безвизовый транзит возможен лишь для пассажиров отдельных авиакомпаний. Некоторые аэропорты на ночь закрываются или безвизовый транзит ограничен несколькими часами. Авиакомпания никогда не продаст вам единый билет, который не будет соответствовать требованиям транзитной зоны конкретного аэропорта. Покупая раздельные билеты, вы также должны знать и учитывать эти требования.
Транзитные зоны аэропортов открыты лишь для прилётов из-за пределов ЕС и отлётов за пределы ЕС. Это значит, что любой перелет между аэропортами ЕС требует наличия Шенгенской визы, независимо от того, единый у вас билет или нет. То есть маршрут Мехико — Амстердам — Париж — Москва всегда предполагает, что у вас есть Шенгенская виза.
Бытует мнение, что в транзитной зоне некоторых аэропортов ЕС, например, в амстердамском Схипхоле можно находиться без визы 72 часа. Во-первых, ни одна авиакомпания не продаст вам единый билет со стыковкой более 24 часов, если только вы ее об этом не попросите. Во-вторых, в транзитной зоне многих аэропортов мира вы можете находиться 72 часа, например, в российских. Но самое главное, находиться вы можете, но это не значит , что право туда попасть вам гарантировано.
И первый, кто проверит, есть ли у вас такое право, будет сотрудник авиакомпании на стойке регистрации авиакомпании, которой вы летите в ЕС.
Как проверить, нужна ли Шенгенская виза
Еще одно расхожее мнение — все авиакомпании для определения требований по маршруту пользуются Тиматиком. Timatic — справочная система по путешествиям, поддерживаемая Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Из Тиматика вы можете узнать, нужна вам виза или нет, сколько времени вы можете находиться в стране, есть ли в аэропорту транзитная зона, какие медицинские требования для въезда, какой должен быть срок действия паспорта и т.д. Данные в системе постоянно обновляются, и сомневаться в компетентности представленных данных не приходится.
Как и в любой справочной системе, ответ будет зависеть от поставленного вопроса, то есть внесенных данных. Допустим, у вас два раздельных билета, Мехико — Амстердам и Амстердам — Москва. Если вы указали, что с паспортом гражданина РФ следуете по своему маршруту, и стыковка в Амстердаме составляет 17 часов, система ответит, что Шенгенская виза вам не нужна. (Кстати, если укажите, что стыковка в Амстердаме более 24 часов, ответ будет противоположным — виза нужна.)
Но это только ваше видение маршрута. Теперь подойдите к заполнению запроса в Тиматике с точки зрения сотрудника авиакомпании, который в Мехико регистрирует вас на рейс до Амстердама. В системе бронирования авиакомпании указано, что конечным пунктом вашего маршрута является Амстердам, а не Москва. А для посещения ЕС виза нужна. Соответственно, Тиматик скажет сотруднику авиакомпании, что пассажиру необходимо иметь Шенгенскую визу, поскольку он летит в Амстердам. Конечно, вы можете начать доказывать, что летите в Москву, и показать билет из Амстердама в Москву. Можете пригласить старшего по смене и объяснить ему свои требования. Но это не меняет того факта, что для авиакомпании конечным пунктом вашего маршрута является аэропорт в Шенгенской зоне, где обязательства авиакомпании перед вами и должны закончиться. И окончательное решение, нужна ли вам виза для перелета, останется за сотрудником авиакомпании, а не за Тиматиком. Потому что Тиматик — это всего лишь справочная система, а не закон.
Отметим, что в обязанности авиакомпаний и продавцов билетов не входит информировать пассажиров о необходимости иметь визу для посещения той или иной страны. Обязанность знать визовые требования всех стран по маршруту следования ложится на самого пассажира.
Разные ситуации
Здесь возможны разные нюансы, и некоторые из них играют на руку пассажирам без визы.
Если у авиакомпании нет договора с европейским аэропортом на транзит пассажиров, вас никогда не посадят на рейс в ЕС без визы. Это характерно для лоукостеров.
Оба раздельных билета — одной авиакомпании, или обе авиакомпании входят в один альянс или имеют код-шеринговое соглашение. В этом случае вас посадят на рейс в ЕС без визы и могут перегрузить багаж.
У вас есть посадочный талон на рейс из ЕС. Это подтвердит ваши намерения улететь из Европы, и скорее всего, вас посадят на рейс в ЕС без визы. Такой же эффект может иметь и билет, который можно проверить в международных системах бронирования. Сотрудник авиакомпании может рассуждать следующим образом. Если пассажиру по прилету в ЕС запретят въезд без визы, его депортируют. Но у пассажира есть билет в третью страну, поэтому авиакомпании не придется везти его назад за свой счет.
Особый случай — некоторые авиакомпании. Aeromexico, например, редко проверяет наличие Шенгенской визы, скорее всего, потому, что мексиканцам для въезда в ЕС виза не нужна. Но нужно уточнять, сможет ли авиакомпания перегрузить ваш багаж на следующий рейс. В самолет вас посадить смогут, а перегрузить багаж в Европе — нет.
В аэропорту Париж Шарль-де-Голль для граждан России возможна безвизовая пересадка даже по двум раздельным билетам, если вы летите НЕ из одной из следующих стран: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Египет, Молдова, Турция, Украина. Разумеется, если ваш багаж не перегрузят, а отправят на ленту, выйти за ним за пределы транзитной зоны без визы вам никто не даст.
Итак, по раздельным билетам сотрудник авиакомпании может посадить вас на рейс в ЕС и без Шенгенской визы. Может, но не обязан. Потому что для него ваша остановка в европейском аэропорту — это stopover, когда Шенгенская виза нужна, а не layover, когда виза не нужна.
Вас посадили на рейс в ЕС без Шенгенской визы, а в европейском аэропорту нужно менять терминал и при этом проходить миграционный контроль. Это почти неразрешимая ситуация. Без визы вы не сможете просто так сменить терминал. Вам необходимо найти представителя авиакомпании: или той, на которой вы прилетели в Европу, или той, на которой будете улетать, и попросить провести вас через зону паспортного контроля. В некоторых аэропортах ЕС (например, в Париже) паспортный контроль между терминалами осуществляется без формального пересечения границы. В этом случае разговаривать нужно с миграционным офицером.
Ваш багаж не перегрузили на следующий рейс, а забрать его с ленты сами вы не можете, потому что не можете выйти за пределы транзитной зоны. Найдите стойку утерянного багажа и заявите о пропаже. В большинстве случаев багаж найдут и доставят вам в любой пункт назначения безо всякий условий. Но учтите, что авиакомпании платят аэропортовым службам за каждый транзит багажа. Нам известен недавний случай, когда солидная европейская авиакомпания отказалась доставлять багаж, заявляя, что пассажир сам не забрал его в конечном пункте назначения (согласно билету на рейс этой авиакомпании).
Для посадки на следующий рейс из ЕС требуется посадочный талон, который в транзитной зоне получить негде. У большинства авиакомпаний есть регистрация на рейс по Интернету, когда печать посадочного не нужна — его можно показать с экрана смартфона. Если такой регистрации нет и в терминале нет представителя авиакомпании, ждите помощи от сотрудников аэропорта на стойке возле выхода на посадку.
Выводы
Для перелетов через ЕС по единому билету Шенгенская виза не нужна, по раздельным билетам — нужна , но возможны неформальные исключения.
Информация, полученная в консульстве, кол-центре или клиентской службе авиакомпании, должна восприниматься только как справочная. Окончательное решение, допускать ли вас по раздельным билетам на рейс в ЕС без Шенгенской визы, принимает сотрудник авиакомпании перед посадкой. То есть в последний момент. Если он спросит о визе, постарайтесь убедить его, что вы можете обойтись и без нее.
Если вы летите по единому билету, о багаже можете не беспокоиться. Если по раздельным билетам — вопросу транзита багажа посвятите дополнительные усилия. Попросите первую авиакомпанию перегрузить ваш багаж на следующий рейс. Этот вопрос можно выяснить заранее, звонком в кол-центр авиакомпании.
Принимая решение о перелете через ЕС без Шенгенской визы по раздельным билетам, вы принимаете на себя все риски такого решения. Вы можете прочитать в Интернете как об успешных случаях перелетов через ЕС без визы, так и о неудачных.
Обойдемся без «шенгена» Как летать через Европу без визы
В последнее время все больше недорогих билетов продаются с пересадками в Европе. Через страны ЕС зачастую удобней добираться, например, до Африки или Америки. При бронировании таких перелетов у туристов часто возникает вопрос, нужна ли для поездки транзитная виза или «шенген» той страны, где происходит пересадка. Специально для «Ленты.ру» эксперт по бюджетным путешествиям, автор блога TripSchool.ru Александр Андреев разобрался в вопросе.
Как устроен безвизовый транзит
В первую очередь надобность в получении той или иной визы зависит от того, есть ли в аэропорту, где будет происходить пересадка, транзитная зона, в которой пассажир может находиться некоторое время, не проходя паспортный контроль.
Если вы вылетаете, скажем, в Мексику с пересадкой в Париже, можно обойтись без «шенгена». Можно остаться в международной транзитной зоне — соответственно, виза не понадобится. По прилете в аэропорт, где планируется пересадка, необходимо пройти по указателям Connections, Connecting Flight, Transfer Connections, Transit, Transit Passengers или Flight Connections, а при любых сомнениях — найти сотрудника аэропорта и, сказав ему волшебное слово Transit, последовать его дальнейшим указаниям.
При транзите существует ряд ограничений, индивидуальных для каждой конкретной страны и общих для всех стран Евросоюза.
Для примера рассмотрим Германию. В этой стране зоны международного транзита есть далеко не во всех аэропортах. Более того, в каждом из них действуют свои ограничения на время пребывания.
Например, в авиагаванях Гамбурга и Кельна/Бонна транзит возможен строго с 4:30 до 23:00. В Берлине — с 06:00 до 23:00 только в аэропорту Берлин-Тегель и только для пассажиров Air Berlin, при этом время между стыковочными рейсами должно составлять не менее 75 минут. Похожая система действует и в аэропорту Дюссельдорфа, где безвизовый транзит возможен с 6:00 до 21:00 и также организуется перевозчиками лишь по запросу.
Ночной безвизовый транзит в Германии возможен лишь в аэропортах Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Время пребывания в этих авиагаванях ограничено 24 часами.
В других аэропортах зона международного транзита закрывается, поэтому если ваш самолет прилетает ночью, то без шенгенской визы обойтись уже не получится: без разрешения на въезд в ЕС вас просто не посадят на рейс.
Похожая ситуация и в аэропортах Франции — правда, здесь круглосуточная пересадка без визы возможна в трех крупных аэропортах: в парижском Шарль-де-Голле, в Тулузе и в Ницце (за исключением транзита между первым и вторым терминалами). В столичном Орли без «шенгена» можно находиться строго с 6:00 до 23:30, а пересадки между южным и западным терминалами невозможны. То же в Лионе: нельзя осуществить стыковку между терминалами один, два и три. Кроме того, максимальное время транзита не должно превышать трех часов.
Это ограничения частные, однако бывают еще и общие. Так, безвизовый транзит невозможен, если вам нужно получать багаж и вновь сдавать его (например, если полет осуществляется двумя разными авиакомпаниями).
Фото: Boris Roessler / AP
Отдельный разговор — пересадки в Лондоне. При стыковках внутри одного аэропорта действуют примерно те же правила, что и в остальной Европе. Пересадка без визы возможна, однако вам нужно покинуть страну не позднее, чем в 23:59 дня прилета. При этом в британской столице возможен транзит даже в том случае, если ваши рейсы осуществляются из разных аэропортов (например, Хитроу и Гэтвик). В этом случае окончательное решение о возможности безвизовой пересадки остается на усмотрение иммиграционного офицера. В целом же чаще всего работает правило, что при полетах в Америку или Австралию организовать стыковку с двумя аэропортами, но без английской визы можно, а вот при перелете в Берлин или Вену могут возникнуть сложности. Еще один плюс при такой пересадке — наличие билетов на автобус до соседнего аэропорта или подтверждение брони трансфера.
Нельзя делать пересадку в ЕС без визы, если вы путешествуете через два аэропорта или более в странах Шенгена. В этом случае один из вылетов будет внутренним рейсом, на который вам придется пройти паспортный контроль, а соответственно — иметь шенгенскую визу.
Такой транзит невозможен, если у вас приобретен билет с открытой датой вылета или время стыковки превышает 24 часа.
Где все это узнать
Проще всего — у представителя авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Как альтернатива — по прилете в аэропорт пересадки.
Если владеете английским языком, поиск нужной информации немного упрощается: все сведения о безвизовых пересадках доступны в системе Timatic, которую используют все авиакомпании, аэропорты и агенты. Воспользоваться базой можно, например, на сайте авиакомпании Emirates.
Чтобы узнать о возможности безвизовой пересадки, укажите данные о гражданстве, конечном пункте путешествия и стране в которой планируется осуществить транзит. Результаты ищите в разделе TWOV — Transit Without Visa.
Что нужно учитывать при планировании пересадки в ЕС
Есть еще одна потенциальная проблема, с которой можно столкнуться при пересадке в Европе. Она касается путешествий в страны ЕС, которые не являются участниками Шенгенского соглашения. Например, при перелете на Кипр, в Болгарию, Румынию или Хорватию с пересадкой через другие страны ЕС вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что второй рейс будет отправляться не из международного терминала, а из обслуживающего рейсы внутри Европы. Таким образом, для перемещения между терминалами вам все равно понадобится виза. Перед покупкой билетов в эти страны обязательно уточняйте у авиакомпаний, возможен ли транзит без «шенгена».
В некоторых крайне редких случаях представители авиакомпании могут обеспечить персональный трансфер между терминалами через летное поле. Например, однажды при полете в Лондон с пересадкой в Копенгагене я, выйдя из самолета, вместо привычной надписи Transit обнаружил паспортный контроль на вход в Шенгенскую зону.
Шенгенской визы у меня не было, однако после того, как я объяснил ситуацию пограничникам, меня отвезли через летное поле сразу на посадку к нужному выходу. Посадочный талон у меня был на руках, багаж получать мне тоже было не нужно. Именно поэтому такой маневр был возможен силами представителей авиакомпании совместно со службой безопасности и пограничного контроля. Однако так бывает крайне редко, и надеяться, что вам пойдут навстречу, как минимум самонадеянно.
Летим транзитом через Европу. Можно ли без визы?
В первую очередь надобность в получении той или иной визы зависит от того, есть ли в аэропорту, где будет происходить пересадка, транзитная зона, в которой пассажир может находиться некоторое время, не проходя паспортный контроль.
Если вы вылетаете, скажем, в Мексику с пересадкой в Париже, можно обойтись без «шенгена». Можно остаться в международной транзитной зоне — соответственно, виза не понадобится. По прилете в аэропорт, где планируется пересадка, необходимо пройти по указателям Connections, Connecting Flight, Transfer Connections, Transit, Transit Passengers или Flight Connections, а при любых сомнениях — найти сотрудника аэропорта и, сказав ему волшебное слово Transit, последовать его дальнейшим указаниям.
При транзите существует ряд ограничений, индивидуальных для каждой конкретной страны и общих для всех стран Евросоюза.
Для примера рассмотрим Германию. В этой стране зоны международного транзита есть далеко не во всех аэропортах. Более того, в каждом из них действуют свои ограничения на время пребывания.
Например, в авиагаванях Гамбурга и Кельна/Бонна транзит возможен строго с 4:30 до 23:00. В Берлине — с 06:00 до 23:00 только в аэропорту Берлин-Тегель и только для пассажиров Air Berlin, при этом время между стыковочными рейсами должно составлять не менее 75 минут. Похожая система действует и в аэропорту Дюссельдорфа, где безвизовый транзит возможен с 6:00 до 21:00 и также организуется перевозчиками лишь по запросу.
Ночной безвизовый транзит в Германии возможен лишь в аэропортах Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Время пребывания в этих авиагаванях ограничено 24 часами.
В других аэропортах зона международного транзита закрывается, поэтому если ваш самолет прилетает ночью, то без шенгенской визы обойтись уже не получится: без разрешения на въезд в ЕС вас просто не посадят на рейс.
Похожая ситуация и в аэропортах Франции — правда, здесь круглосуточная пересадка без визы возможна в трех крупных аэропортах: в парижском Шарль-де-Голле, в Тулузе и в Ницце (за исключением транзита между первым и вторым терминалами). В столичном Орли без «шенгена» можно находиться строго с 6:00 до 23:30, а пересадки между южным и западным терминалами невозможны. То же в Лионе: нельзя осуществить стыковку между терминалами один, два и три. Кроме того, максимальное время транзита не должно превышать трех часов.
Это ограничения частные, однако бывают еще и общие. Так, безвизовый транзит невозможен, если вам нужно получать багаж и вновь сдавать его (например, если полет осуществляется двумя разными авиакомпаниями).
Отдельный разговор — пересадки в Лондоне. При стыковках внутри одного аэропорта действуют примерно те же правила, что и в остальной Европе. Пересадка без визы возможна, однако вам нужно покинуть страну не позднее, чем в 23:59 дня прилета. При этом в британской столице возможен транзит даже в том случае, если ваши рейсы осуществляются из разных аэропортов (например, Хитроу и Гэтвик). В этом случае окончательное решение о возможности безвизовой пересадки остается на усмотрение иммиграционного офицера. В целом же чаще всего работает правило, что при полетах в Америку или Австралию организовать стыковку с двумя аэропортами, но без английской визы можно, а вот при перелете в Берлин или Вену могут возникнуть сложности. Еще один плюс при такой пересадке — наличие билетов на автобус до соседнего аэропорта или подтверждение брони трансфера.
Нельзя делать пересадку в ЕС без визы, если вы путешествуете через два аэропорта или более в странах Шенгена. В этом случае один из вылетов будет внутренним рейсом, на который вам придется пройти паспортный контроль, а соответственно — иметь шенгенскую визу.
Такой транзит невозможен, если у вас приобретен билет с открытой датой вылета или время стыковки превышает 24 часа.
Где все это узнать
Проще всего — у представителя авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Как альтернатива — по прилете в аэропорт пересадки.
Транзит в Европе: нужна ли виза
Такие туристические тонкости, как необходимость оформления транзитной визы, иногда вводят путешественников в ступор. TRIPMYDREAM решил расставить все точки над «і» в вопросе транзита через Европу — пользуйтесь!
Друзья, напоминаем, что у нас появилось суперудобное приложение для iOS, которое доступно в App Store
Скачивайте, пробуйте и оставляйте свои отзывы!
При пересадке в шенгенской стране чаще всего оформлять транзитную визу не нужно. Но есть ряд исключений.
Итак, при транзите в Европе оформлять визу нужно, если:
- Пересадка будет длиться более 24 часов
- Вам нужно будет выходить из аэропорта, например, чтобы совершить трансфер в другой аэропорт и даже другой терминал, если между терминалами нет специальной транзитной зоны (а она есть только в самых крупных хабах)
- Вам нужно будет совершить две и больше пересадки в Шенгенской зоне. В таком случае вам нужно оформлять визу в стране первой пересадки
- Если пересадка у вас в Берлине (кроме пассажиров авиакомпании Air Berlin)
- Если вы оформили два отдельных авиабилета: вам нужно покинуть транзитную зону, чтобы забрать багаж и зарегистрироваться на второй рейс
Имейте в виду, что у каждого из этих случаев есть исключения. Как понять, попадает ли ваша ситуация в это исключение, мы расскажем ниже.
Но есть случаи, когда вам не придется оформлять визу при пересадке в Европе:
- Стыковка длится меньше 24 часов, и вы не собираетесь покидать аэропорт
- Если у вас два отдельных билета, но партнерских авиалиний, и вы оформили багаж в конечном пункте. Тогда вам не придется выходить из транзитной зоны. Посадочный талон на второй перелет в таком случае вы получаете в транзитном аэропорту на стойке Transfer Desk
- Если вы являетесь пассажиром Air Berlin и делаете одну пересадку в Берлине
И даже в этих случаях есть исключения. Например, в аэропорту Осло безвизовую стыковку можно сделать только днем. Потому лучше всё заранее проверить. Как это сделать — расскажем ниже.
Поскольку есть масса нюансов в каждой стране, аэропорте и даже у каждой авиакомпании, разобраться в оформлении документов при транзите бывает непросто. Но мы подскажем несколько ресурсов, где это можно сделать:
Он создан именно для того, чтобы узнать, какие документы вам понадобятся при перелете. Чтобы узнать, нужна ли виза при транзите, вам нужно заполнить поля:
Nationality — ваша национальность
Alien resident of — резидентом какой страны вы являетесь (заполняем только если у вас двойное гражданство или есть вид на жительство в другой стране)
Destination country — страна, в какую вы летите (конечный пункт)
Embarkation — страна вылета
Transit point — страна(ы), в которой будете делать пересадки
Visited last 6 days — страны, которые вы посетили за последние 6 дней (заполняем, только если выезжали из страны отправления)
Нажимаете Go — и получаете список документов, которые вам нужно оформить, и прививок, которые нужно сделать. Если ваш перелет предусматривает две и более пересадки, то проверяйте визовые требования по каждой транзитной стране.
Подобный сервис есть и у Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. На нем можно узнать не только визовые и медицинские требования, но и таможенные, валютные и аэропортные нюансы.
Сначала нужно просто указать страну назначение, затем заполнить простую форму, подобную той, что на сайте KLM — и вам выдаст список необходимых документов.
Также все нюансы вы можете узнать в консульстве той страны, где будет пересадка. Просто позвоните, объясните, куда летите, какой авиакомпанией и какая планируется стыковка — вам обязаны подробно рассказать все нюансы.
Правила оформления транзитных виз отличаются у каждой страны, так что, опять же, лучше уточнять все нюансы в консульстве.
Но стандартный пакет документов для оформления транзитной визы содержит:
- загранпаспорт
- заполненную и подписанную анкету
- фотографии
- страховой полис
- авиабилеты
В некоторых случаях также нужно будет представить выписку из банковского счета или справку о заработной плате.
Шенгенские визы категорий А и В считаются « аэропортными » , но последнее время ставят обыкновенную краткосрочную визу категории С, но со сроком пребывания в зоне Шенгена до 5 дней и пометкой «транзит».
Самая актуальная и полезная информация о странах и их городах в путеводителях tripmydream!
280 000 подписчиков уже получают наши письма с авиаскидками до -85% и путешествуют чаще. Теперь твоя очередь!
9 советов для беспроблемного перелета с пересадкой
Рейсы с пересадками часто дешевле прямых, а сложностей при умелом подходе — минимум. Читайте, что учесть при стыковочном перелете, чтобы все прошло по вашему плану.
1. Купите единый билет
Лететь с пересадкой можно двумя способами: по одному билету или по разным.
Если все перелеты — в едином билете, то за доставку вас и вашего багажа в конечную точку маршрута отвечает авиакомпания. Что это значит:
- если из-за задержки первого самолета вы опоздаете на второй, то вас бесплатно пересадят на другой рейс. Читайте, какие услуги в аэропорту и компенсации положены пассажиру при задержке рейса;
- багаж, скорее всего, зарегистрируют до конца маршрута и его не придется забирать и снова сдавать в промежуточном аэропорту;
- в аэропорту пересадки, как правило, можно пройти через транзитную зону без визы;
- в единый билет могут входить перелеты одной авиакомпанией или на борту разных. Если перевозчики разные, то организационно это чуть сложнее, но сути дела не меняет: вам положено все то же самое.
Если вы нашли и забронировали перелеты по отдельности и они оформлены разными билетами, то это самостоятельная стыковка и вся ответственность лежит на вас. Что это значит:
- если первый самолет опоздает, то билеты на второй сгорят. Правда, есть небольшой шанс получить от авиакомпании-виновницы компенсацию за задержку своего рейса и понесенные расходы, в том числе за новый авиабилет. Читайте, что делать, если из-за задержки первого рейса вы опоздали на стыковочный;
- в аэропорту стыковки вам придется получить багаж, пройти таможню и пограничный контроль на въезде в страну, зарегистрироваться на рейс, сдать багаж и снова пройти формальности при выезде из страны;
- может потребоваться транзитная виза.
Как понять, что перелеты оформлены единым билетом?
✅ Единый билет с перечислением всех рейсов должен быть выписан на одном бланке с единым номером.
✅ Если у вас несколько кодов бронирования PNR при общем номере билета, свяжитесь с авиакомпанией или агентством и проясните ситуацию.
✅ В поиске Скайсканера по умолчанию показаны перелеты, которые при бронировании будут оформлены единым билетом. О самостоятельной стыковке мы вас предупредим.
2. Узнайте, что с визой и багажом на пересадке
Стыковочный перелет с единым билетом кажется простой и понятной историей: пересадка через транзитную зону, получать и сдавать багаж в промежуточном аэропорту не нужно. Чаще всего так и есть.
К примеру, при перелете со стыковкой в шенгене можно не выходить из транзитной зоны и не оформлять визу, если на рейс вы регистрируетесь по единому билету, пересадка внутри шенгена одна, короче 24 часов и без смены терминала, а багаж оформлен до конечного пункта.
Но бывает и по-другому:
- Для транзита через Францию потребуется транзитная виза, если вы вылетаете из аэропортов Украины, Белоруссии, Молдавии, Турции, Египта, Армении, Азербайджана или Грузии.
- В аэропорту Осло Гардермуэн зона для транзитных пассажиров с 23:00 до 6 утра закрыта.
- Для пересадки в США американская виза нужна в любом случае.
- Куда бы вы ни летели, если один рейс местный, а второй — международный, то на пересадке придется проходить таможню и погранконтроль.
Как узнать, нужна ли виза при пересадке с рейса на рейс
Чтобы узнать наверняка, нужна ли для пересадки виза, зайдите на сайт TravelDoc, выберите Multi Segment и заполните данные о перелетах и стыковках. Для надежности почитайте отзывы пассажиров, которые уже летали по вашему маршруту, и задайте вопрос авиакомпании по электронной почте или по телефону.
Багаж при перелете по единому билету, как правило, летит до конечного пункта, но тоже не без исключений. Бывает, что даже без выхода из транзитной зоны нужно забрать багаж и пройти с ним через контроль безопасности.
Если вы хотите зарегистрировать чемодан или рюкзак до конечного пункта или, наоборот, по какой-то причине решили получить его в транзитном аэропорту — выскажите свои пожелания на регистрации.
Если летите разными перевозчиками (даже по одному билету), заранее узнайте нормы провоза багажа и ручной клади у каждого. Иначе на пересадке может оказаться, что на второй рейс бесплатно можно сдать меньше, чем на первый.
3. Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылетаете
Убедитесь, что точно знаете, откуда у вас вылет. Полно историй, когда пассажиры уже сидя в аэроэкспрессе понимали, что едут не в тот аэропорт, или купив билеты с короткой стыковкой, с ужасом выясняли, что придется мчаться на такси в соседний терминал.
Идеально, когда пересадка — без смены аэропорта и терминала. Если так не получается, заранее узнайте, на каком транспорте удобнее и быстрее добраться и сколько времени это займет при самом худшем сценарии.
4. Следите за местным временем
В билетах указано местное время вылета. В пункте пересадки можно перевести свои часы, но удобнее следить по электронным табло: там точно не будет ошибок.
5. На короткой пересадке ускорьтесь
При самостоятельной стыковке по разным билетам все понятно: не опоздать на второй рейс — сугубо ваша зона ответственности.
А что делать, если вы летите по единому билету и короткую стыковку авиакомпания заложила сама? Например, у вас пересадка 1 час в аэропорту Схипхол или Шарль-де-Голль. Тут надо бежать как можно быстрее!
- Если вы летите по единому билету и опоздали на второй самолет из-за задержки первого, считайте, что вам повезло: для вас бесплатно найдут другой рейс — свой или авиакомпании-партнера,
- Если первый самолет прилетел вовремя и было соблюдено минимальное время стыковки (его можно найти на сайтах авиакомпаний и аэропортов), но вы все-таки не успели на второй рейс из-за толкотни на досмотре или очереди в туалет, то скорее всего, новый билет на следующий сегмент придется покупать за свой счет. В таких случаях даже по суду пассажиру, как правило, не удается доказать свою правоту.
Старайтесь не летать со стыковками короче 2 часов — даже по единому билету.
На пересадке не теряйте ни минуты: если понимаете, что времени в обрез, по возможности обходите очереди, вежливо объясняя сотрудникам и другим пассажирам, что у вас short сonnection — короткая стыковка.
На плотных пересадках бывает, что всех пассажиров встречают и провожают до следующего рейса сотрудники авиакомпании, но это не гарантировано. Если беспокоитесь, можно заказать платную услугу Fast Track для опаздывающих или попросить бортпроводников с первого рейса показать вам, куда бежать после посадки.
Подробнее:
6. На длинной пересадке используйте время с толком
При правильном настрое ожидание во время пересадки станет отдельным приключением. Опытные путешественники специально выбирают долгие стыковки, чтобы успеть побольше интересного.
Вот несколько идей, чем заняться при пересадке дольше 5-6 часов:
- Посмотрите город. За 12-часовую пересадку в аэропорту Шоуду вы успеете вырваться в Пекин, а на первое знакомство с Амстердамом и Прагой хватит даже 5 часов между рейсами. Чтобы все удалось, заранее узнайте визовые требования, расстояние от аэропорта до центра города и спланируйте маршрут по главным достопримечательностям.
- Поплавайте в бассейне на крыше, сфотографируйте Гэндальфа на орле или погладьте терапевтического котика: летайте через самые крутые аэропорты, чтобы за впечатлениями даже не пришлось выходить в город,
- Выспитесь. Звучит банально, но иногда это лучшее решение. Чтобы сориентироваться, найдутся ли в аэропорту удобные бесплатные места для сна и какие есть варианты прокачать свой комфорт (от почасовых капсульных отелей до лаунжей), загляните на тематический сайт Sleepinginairports.net,
- Расслабьтесь в спа. В бизнес-, а иногда и обычных залах многих аэропортов есть экспресс-центры массажа и спа, в которых даже за полчаса можно здорово сбросить усталость.
Подробнее:
7. Попробуйте стоповер
Лейовер — обычная стыковка между рейсами до 24 часов.
Стоповер — когда в пункте пересадки вы проводите больше 24 часов. Это отличный способ посмотреть город и получить еще один мини-отпуск — за цену обычного перелета или не сильно дороже. Некоторые авиакомпании при стоповере еще и бесплатную гостиницу предлагают.
Примеры удачных городов для стоповера — Стамбул, Дубай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур.
Как найти рейсы со стоповером или долгой стыковкой на Скайсканере
1) Выбирайте рейсы с длинными стыковками.
В результатах обычного поиска на Скайсканере ищите рейсы с длинными пересадками и сравнивайте цены на прямые и стыковочные рейсы.
2) Воспользуйтесь поиском сложных маршрутов.
Нагуглите, в каких городах делают пересадки авиакомпании по вашему маршруту. Теперь выберите функцию поиска сложного маршрута на Скайсканере, чтобы превратить обычную пересадку в стоповер.
Проверьте, как будет дешевле: забронировать сразу все рейсы по маршруту (например, «Москва — Сингапур — Бангкок — Москва») или по отдельности (например, «Москва — Сингапур + Бангкок — Москва» и отдельно «Сингапур — Бангкок»).
8. Предупредите авиакомпанию, если не полетите
В авиакомпаниях действуют правила:
- полетные купоны нужно использовать последовательно;
- билет не действителен для перевозки по последующим купонам, если предыдущий купон не был использован.
Это значит, что если вы не придете на один из рейсов в билете, то все остальные сгорят.
Допустим, у вас билет Москва — Стамбул — Анталья и обратно, и вы решили из Стамбула в Анталью добраться на машине. Если не прийти на рейс и никого не предупредить, обратные билеты из Антальи до Стамбула и из Стамбула до Москвы перестанут быть действительными.
Многие авиакомпании разрешают сохранить стыковочные и обратные при условии, что вы позвоните и предупредите о своих планах до конца регистрации. Если правила тарифа позволяют, вы даже сможете получить возврат за неиспользованный сегмент.
Чтобы сделать максимум возможного, не тяните и звоните перевозчику сразу, как только поймете, что не полетите.
9. Заходите в дьюти-фри перед вылетом из последнего аэропорта
Купить в дьюти-фри бутылку дорогого алкоголя и выкинуть из-за того, что ее не разрешили взять на следующий самолет, — ужасно обидно. Так происходит, когда между рейсами не предусмотрена транзитная зона и нужно снова сдавать багаж (а значит, опять применяются требования к ручной клади и багажу) и проходить досмотр, через который нельзя проносить жидкости в емкостях больше 100 мл.
Чтобы этого избежать, заходите в дьюти-фри в «чистой зоне» перед посадкой на последний рейс или в конечном аэропорту, если там есть Duty Free по прилете. Другой вариант — закупиться перед первым рейсом, если вы уверены, что на пересадке не будете выходить из транзитной зоны. Главное — сохраните чек и не вскрывайте пакеты дьюти-фри, тогда покупки точно доедут с вами.
Транзит через Европу 2022
Многие из нас решили отправиться в долгожданное путешествие после снятия карантинных мер и открытия некоторых стран для туризма, но авиасообщение между этими странами полностью не восстановлено, и нам приходится покупать авиабилеты с одной или даже двумя пересадками, которые часто попадают на страны Евросоюза.
Летать транзитом с пересадками в странах ЕС можно, но не во всех это разрешено без визы. О том, какие страны ЕС позволяют нам лететь транзитом через них без наличия визы и основных правилах нахождения в транзитной зоне мы расскажем вам в этой статье.
Сколько можно находиться в транзитной зоне
Согласно правилам, вы имеете право лететь через территорию Евросоюза в третьи страны без шенгенской визы, но только с одной пересадкой. Находиться в транзитной зоне без визы разрешено не более 24 часов. По истечении этого срока вы обязаны покинуть транзитную зону ЕС.
Обратите внимание, что если ваша пересадка в ЕС требует переезда из одного аэропорта в другой, предполагает смену терминала или вы летите более чем с одной пересадкой, то без наличия транзитной визы (или шенгенской) осуществить пересадку не получится.
Например, при перелете Москва – Париж – Агадир (Марокко) транзитная виза не потребуется, а вот при перелете Москва – Амстердам – Париж – Марокко виза уже нужна.
Что такое транзитная виза и как ее получить
Ранее существовала специальная транзитная шенгенская виза, но сейчас ее упразднили и теперь вам выдадут обыкновенную шенгенскую визу категории С, просто срок действия визы будет минимальным.
Оформить транзитную шенгенскую визу можно в посольстве (консульстве) той страны, через которую планируется транзит. В случае двойной пересадки в зоне шенгена, можно оформить транзитную визу той страны, где пересадка будет длиться дольше.
Срок оформления транзитной визы будет меньше, чем обычной шенгенской визы, но пакет документов останется тот-же.
Обратите внимание, что срок действия вашего загранпаспорта должен составлять не менее 3-х месяцев после окончания поездки и содержать хотя бы 2 чистые страницы для вклеивания визы и проставления штампов о въезде/выезде.
Если разница между пересадкой в ЕС превышает 24 часа, то вам также необходимо будет предоставить бронь отеля (апартаментов) на время пребывания в стране транзита.
В каких странах ЕС есть транзитные зоны в аэропортах
Транзитные зоны есть далеко не в каждой стране Евросоюза, поэтому обязательно проверяйте информацию о наличии таковой прежде, чем купить билет.
На данный момент транзитные зоны есть в аэропортах Парижа, Рима, Вены, Варшавы, Хельсинки, Франкфурта, Мюнхена, Дюссельдорфа, Гамбурга, Амстердама, Милана, Копенгагена, Стокгольма и Цюриха.
Кстати, в аэропорту Берлина, транзитная зона отсутствует, но если ваш перелет осуществляет авиакомпания Air Berlin, то на паспортном контроле вам нужно будет сообщить, что вы летите транзитом без визы, после чего, вас перевезут в специальный терминал для ожидания рейса и затем доставят к самолету. По такой же схеме осуществляется пересадка в аэропорту Женевы, если вы летите рейсами авиакомпании SWISS.
Также очень популярными пунктами для пересадок сейчас являются аэропорты Стамбула и Загреба
В какие безвизовые страны можно полететь транзитом через ЕС
На нашем сайте есть подробный список открытых безвизовых стран для россиян , где указаны правила въезда в них.
Также, воспользовавшись нашим сервисом по подбору авиабилетов, вы сможете выбрать удобный вам вариант перелета.
Сейчас многие авиабилеты для поездки в третьи страны можно приобрести намного дешевле если вы летите с пересадкой (в ЕС, Стамбуле или Загребе), поэтому внимательно ознакомьтесь с правилами транзитной зоны аэропорта, в котором планируется пересадка и указанной информацией в авиабилете о времени пересадки и терминале.
Летим без виз транзитом – подробная инструкция
Наверняка многим из вас доводилось сталкиваться с ситуацией, когда нужно было купить авиабилеты в безвизовую страну, но как назло, самые дешевые продавались со стыковкой в европейском аэропорту, а для этого необходима шенгенская виза. Но мало кто знает, что при транзите через Шенген можно вполне обойтись без виз. Как говорится, места знать надо!
Когда вы планируете поездку заграницу, случается так, что вам нужно пересечь территорию одного или даже нескольких государств, прежде чем вы доберетесь до конечного пункта. И даже если страна, в которую вы собираетесь, является безвизовой, ее соседи, через которых вы будете добираться, могут потребовать от вас право на въезд – то есть визу.
Если вы гражданин России, Украины или Беларуси, то для посещения Черногории вам виза не нужна, но если вы планируете добираться в эту балканскую страну на машине, как ни крути, вы будете пересекать границы стран Евросоюза, для посещения которых нужна национальная, шенгенская или транзитная виза. Последняя означает разрешение на проезд в «третью» страну без остановок.
Транзитная виза и ее особенности
Транзитная виза имеет ограничение по времени. Кроме того, если мы говорим о Европе, то в зависимости от обстоятельств, проще оформить шенгенскую визу, чем транзитную, так как между странами Евросоюза и странами Шенгенской зоны есть существенные различия. На практике это означает, что оформив шенгенскую визу, вы можете свободно посещать все страны шенгенской зоны, но далеко не все страны Евросоюза. Например, Венгрия входит в шенген, а Румыния – нет. Но при этом обе эти страны входят в Евросоюз. И до 2014 года при наличии шенгенской визы вы не могли свободно въехать на территорию Румынии – для этого нужно было оформлять национальную румынскую визу. И наоборот, имея на руках национальную визу Румынии и направляясь на машине в эту страну через соседнюю Венгрию, вам нужно было дополнительно оформлять шенгенскую транзитную визу. Та же история была и с Хорватией, которая в том же 2014-м по примеру других стран ЕС, не входящих в Шенген, прировняла шенгенскую визу к национальной. Теперь и в Румынию, и Хорватию можно въезжать по шенгенской визе.
Что такое транзитная зона?
Совершенно иным образом обстоят дела с авиаперелетами. Предположим, вы решили из безвизовой Сербии отправиться в безвизовую Турцию на самолете. Но, как это часто бывает, прямой рейс стоит намного дороже, чем стыковочный. И вот вы, решив сэкономить, покупаете билеты с посадкой самолета в римском аэропорту Фьюмичино. Но ведь это Италия – страна Шенгенской зоны, а соответствующей визы у вас нет, да и оформлять не хочется? И вот тут приходит на помощь транзитная зона.
Все дело в том, что многие аэропорты разрешают свободное пребывание на своей территории тем иностранным пассажирам без виз, у которых на руках билеты в «третью» страну и данный аэропорт им нужен исключительно для того, чтобы дождаться своего рейса. Такой рейс называется стыковочным.
Важная ремарка: если это аэропорт страны, входящей в Шенген, то пребывание в транзитной зоне разрешается при условии, что вы летите из нешенгенской страны в такую же нешенгенскую, и при этом ваш самолет совершает в Шенгенской зоне всего одну посадку.
Время пребывания в аэропорту может быть ограничено несколькими часами или даже сутками. При этом вы должны находиться в специально отведенной транзитной зоне, покидать которую запрещено. Все что вам понадобится при выходе из самолета, это следовать указателям в сторону транзитной зоны и на контроле безопасности предъявить следующий авиабилет с паспортом.
В чем разница между стыковкой и пересадкой?
Раз уж мы заговорили о стыковочных рейсах, следует внести некоторую ясность. Многие туристы полагают, что между словами «стыковка» и «пересадка» нет никакой разницы. На самом деле, это не так.
Стыковка или лейовер подразумевает, что пассажир приобрел у одной авиакомпании билет с разными рейсами – то есть, с посадкой самолета в одном или нескольких аэропортах, и при этом регистрация на такой рейс оформлялась только в самом первом аэропорту, из которого вылетал пассажир. Это значит, что при смене самолета такому пассажиру не нужно заново проходить регистрацию, а его багаж автоматически будет перенесен сотрудниками авиакомпании. Лейовером называют стыковку длительностью до 24 часов.
В свою очередь пересадка или стоповер означает, что при планировании поездки, скажем, из Киева в Париж, вы купили отдельно билеты из Киева в Ригу, а из Риги в Париж, да еще и у разных авиакомпаний. Таким образом, в Риге вам придется самостоятельно забирать и заново сдавать свой багаж, проходить регистрацию на рейс и пограничный контроль. Стоповером называют пересадку длительностью более 24 часов.
Возникает резонный вопрос: а почему нельзя было купить прямой рейс? Ответ прост: прямые рейсы частенько выходят дороже, чем с пересадкой. Это связано с маркетинговым ходом авиакомпаний, которые заманивают, таким образом, пассажиров из промежуточных стран. Один из плюсов пересадки – вы можете подогнать время следующего рейса под себя, и выйти погулять в транзитный город, особенно если он рядом с аэропортом.
Некоторые опытные путешественники сознательно выбирают максимальное количество пересадок, желательно длительных, так как в некоторых городах практикуется безвизовый транзит – то есть, вы сможете выйти на ограниченное время за пределы аэропорта, а не только находиться в транзитной зоне. Кроме того, в отдельных случаях можно приобрести транзитную визу непосредственно в аэропорту, чтобы скоротать время и посетить город. Имейте в виду, что у всех свои правила и требования, которые нужно учитывать перед поездкой.
И вот тут мы подошли к самому интересному вопросу: где можно узнать обо всех визовых нюансах во время авиаперелетов?
Тиматик – кладезь визовой премудрости
Существует база данных, которой пользуются сотрудники авиакомпаний и даже пограничники. Называется она Тиматик (англ. Timatic). Информация, заложенная в ней, является определяющим фактором в спорных визовых вопросах. Здесь вы узнаете о том, нужна вам виза или нет, сколько времени вы можете находиться в стране, в каких аэропортах есть транзитная зона и многом другом, вплоть до медицинских справок. Тиматик принадлежит Международной ассоциации воздушного транспорта (англ. International Air Transport Association) и постоянно обновляется, поэтому сомневаться в компетентности представленных данных не приходится.
Стоит отметить, что Тиматик – довольно закрытая программа, предназначенная в основном для глаз обслуживающего персонала. Однако некоторые компании и организации предоставляют на своих сайтах доступ к базе Тиматика, чтобы пассажиры могли проверить визовые требования. Одна из таких организаций – альянс авиакомпаний SkyTeam. База на английском языке доступна здесь.
Давайте разберемся, как ею пользоваться.
«Origin» – аэропорт, из которого вы планируете вылетать.
«Destination» – аэропорт прибытия.
«Departure Date» – дата прибытия.
«Return Date» – дата возвращения.
«Expiry» – здесь указываем срок окончания действия загранпаспорта.
Жмем «Submit», не забыв отметить галочку рядом.
В зависимости от направления, система может запросить дополнительно, какой вид паспорта у вас, а также есть ли в наличии другие документы или визы.
Как видите, при наличии минимальных знаний английского языка или онлайн-переводчика разобраться в представленной информации Тиматика несложно.
Однако помните, что всецело полагаться на Тиматик не стоит. Пограничник пограничнику рознь. Особенно это касается экзотических стран. Советуем перед поездкой дополнительно подстраховаться информацией из посольства. И все распечатать. Чтобы наверняка.