Лицо без гражданства – права и обязанности апатридов в России в 2022 году

Лицо без гражданства – права и обязанности апатридов в России в 2022 году

(введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

1. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее – государство, готовое принять лицо без гражданства).

На территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации при наличии технической возможности для его изготовления, определяемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдается лицу без гражданства, указанному в абзаце первом настоящего пункта, в форме карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров двух пальцев рук этого человека, пригодных для его идентификации), а также для хранения персональных данных владельца – фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), даты и места рождения, пола. Указанный документ может использоваться органами государственной власти для идентификации лица без гражданства с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и выдача временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такому лицу осуществляются через администрацию специального учреждения.

3. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на десять лет.

В случае истечения срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, изменения лицом без гражданства фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения либо непригодности временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности либо ошибки в произведенных во временном удостоверении личности лица без гражданства в Российской Федерации записях ранее выданное временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации подлежит замене.

Лицо без гражданства не позднее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия имеющегося у него временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации обязано обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, а при наличии иных условий, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, в течение тридцати дней со дня их наступления.

4. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), написанные буквами русского алфавита, дату и место рождения, пол, соответствующую запись о том, что владелец является лицом без гражданства, срок действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, фотографию владельца временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавшего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

5. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу без гражданства не выдается, а ранее выданное ему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулируется при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства или в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данному лицу в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона выдается справка для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, а в случае аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов в отношении данного лица проводится процедура установления личности иностранного гражданина, предусмотренная статьей 10.1 настоящего Федерального закона.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган уведомляет об этом в течение трех рабочих дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, вынесший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и (или) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В случае, если временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулировано в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данное лицо обязано выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней. Иностранный гражданин, не исполнивший такой обязанности, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления об установлении личности, предусмотренного статьей 10.1 настоящего Федерального закона, или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

7. Форма и описание бланка временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в том числе в форме карты с электронным носителем информации, являющегося бланком строгой отчетности, порядок выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, форма заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и форма заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о депортации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявший решение о депортации данного лица, в целях отмены решения о депортации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях отмены соответствующего решения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решение о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решения о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях приостановления действия соответствующего решения или продления приостановления действия соответствующего решения.

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Апатриды – лица без гражданства, которые в силу определенных причин утратили подданство какой-либо страны или были принудительно лишены его. Таким образом их права и свободы несколько ограничены, так как ни в одном субъекте они не смогут воспользоваться ими в полной мере. Отношение властей к данной категории лиц во многом зависит от международных соглашений и выработанной миграционной политики. Касательно РФ, можно сказать, что Правительство практически не разделяет апатридов и иностранных граждан. Но некоторые нюансы все же имеются. Чтобы понять жизнь без подданства, следует рассмотреть данные особенности на конкретном примере.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

    Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

    Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

    Иностранцы и апатриды: одно и то же?

    Каждая страна может самостоятельно определять права и обязанности иностранных граждан и апатридов, в связи с чем во многих государствах устанавливается собственная специфика отношений, которая во многом отличается от соседних субъектов. Касательно позиции правительства Российской Федерации стоит отметить, что по большей части статусы иностранца и лиц без гражданства почти идентичны, за исключением отдельных позиций:

    • апатрид не может рассчитывать на получение покровительства в дипломатическом представительстве;
    • в отношении иностранного гражданина всегда действуют правовые нормы страны нахождения и родного государства; в случае с лицом без подданства актуальны положения законодательства исключительно субъекта пребывания;
    • иностранец обладает удостоверением личности, тогда как апатрид не имеет никаких документов, с помощью которых может быть подтверждена связь с каким-либо государством.

    В остальном две данные категории лиц обладают одинаковыми ограничениями и свободами. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не имеют права голоса, а также не могут заниматься определенными видами деятельности.

    Правовой статус апатридов в РФ

    Статус лица без гражданства и иностранца во многом соответствует статусу полноправного гражданина России. Подобное утверждение означает, что данные категории могут воспользоваться правом на:

    • социальную поддержку от государства;
    • свободу чести, слова, совести и т.п.;
    • невмешательство в личную жизнь;
    • занятие предпринимательской деятельностью;
    • обращение в судебные или правоохранительные структуры для защиты собственных прав;
    • использование предусмотренных медицинских услуг на бесплатной основе;
    • безвозмездное получение основного образование;
    • осуществление трудовой деятельности;
    • вступление в брак с гражданами России или иных государств;
    • и т.д.

    При этом права лиц без гражданства имеют конкретные ограничения:

    1. Несмотря на допущение свободного занятия трудовой деятельности, лица без гражданства не могут занимать некоторые должности, а именно: в государственных и муниципальных структурах, а также в службах, обеспечивающих национальную безопасность страны.
    2. Не могут выступать в качестве замещающего, если должность предполагает нахождение на судах, самолетах или военных кораблях.
    3. Отсутствует возможность занимания руководящей должности в организациях, где более 50% уставного капитала находится в ведении РФ.
    4. Не могут быть призваны на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации – отдельно рассматривается служба на контрактной основе.

    Помимо прав и ограничений, существуют конкретные обязанности, которые должен выполнять апатрид, если желает беспроблемно пребывать на территории России:

    • своевременная оплата обязательных сборов и предусмотренных налогов;
    • обеспечение сохранности окружающей среды, а также объектов исторического и культурного значения;
    • неукоснительное следование нормам Конституции и положениям иных нормативно-правовых актов России;
    • соблюдение прав, свобод и интересов других людей;
    • своевременное прохождение регистрационных мероприятий в миграционной службе по месту текущего пребывания;
    • выезд за пределы территории РФ в случае истечения срока действия визы; это же актуально и для РВП и ВНЖ – в этой ситуации покинуть страну нужно на протяжении двух недель после окончания отведенного периода.

    Важно! При пересечении границы необходимо оставить миграционную карту на пограничном контроле.

    Документы апатридов

    Для пересечения границы Российской Федерации и нахождении на ее территории апатриду необходимы документы для удостоверения личности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 115 определены позиции, которые могут быть использованы лицами без гражданства:

    • свидетельство о рождении, паспорт или иной документ, выданный уполномоченной службой иного государства;
    • разрешение на временное проживание;
    • вид на жительство;
    • специальная бумага, которая выдается апатриду на период рассмотрения его запроса по присвоению гражданства;
    • свидетельство, по которому можно установить, что человек получил временное убежище в конкретной стране.

    В случае с посещением России лицом без подданства нет необходимости в предоставлении биологического паспорта. Актуальной позицией в данном случае выступает виза, приобрести которую можно лишь при наличии специального приглашения от физического или юридического лица, находящемся в РФ и являющемся полноправным резидентом страны.

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

    Миграционный учет представителей иного государства и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с ФЗ № 109 от 2006 года. Если разобрать ключевые особенности данного нормативно-правового акта, то можно выделить такие позиции:

    • после въезда на территорию РФ необходимо оформить миграционную карту;
    • находиться в России допускается лишь на протяжении срока действия визы;
    • постановка на миграционный учет должна быть произведена в течение суток после пересечения границы – сделать это нужно в ближайшем отделении миграционной службы (с собой важно иметь миграционную карту и удостоверение личности);
    • если возникла необходимость в продлении права нахождения в России, то в первую очередь понадобится иметь на руках документальное подтверждение основания для успешной реализации данной процедуры, в качестве которых могут выступать: продление визы, получение РВП или ВНЖ, приобретение патента, оформление специального статуса – беженца;
    • при покидании страны регистрация аннулируется автоматически – никаких дополнительных действий со стороны апатридов или иностранных граждан не требуется;
    • несколько иная ситуация актуальна при изменении субъекта проживания внутри самой России – об этом нужно в обязательном порядке уведомлять миграционную службу.

    Важно! При игнорировании положений законодательства, ответственное лицо без гражданства может быть привлечено к уплате штрафа. При злостном нарушении и выявлении факта несоблюдения норм человек может быть принудительно депортирован с последующим наложением запрета на посещение страны в течение определенного периода.

    ВНЖ для апатридов в РФ

    Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:

    • использование права проживания на территории Российской Федерации;
    • подтверждение личности держателя документа;
    • беспрепятственное пересечение границы государства.

    Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:

    1. Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
    2. Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
    3. Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
    4. Уплата государственной пошлины в установленном размере.
    5. Получение ВНЖ.

    Важно! Рассчитывать на успешное оформление вида на жительства можно только в том случае, если соискатель прожил на территории России по РВП в течение двенадцати месяцев, как минимум.

    Причины отказа в выдаче

    В качестве ключевых оснований, используемых при отказе в предоставлении разрешения на проживание в России приняты следующие позиции:

    • наличие потенциальной угрозы для безопасности государства;
    • стремление к изменениям норм конституционного строя;
    • участие в вооруженных конфликтах, террористических и экстремистских мероприятиях;
    • запрет на въезд на территорию Российской Федерации в связи с наложением депортации или выдворением из-за несоблюдения норм миграционного законодательства;
    • совершение действий, которые по российскому законодательству предполагают административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность;
    • использование недостоверной информации или поддельных документов при подаче заявления;
    • несение военной службы или службы в правоохранительных структурах иного государства;
    • наличие непогашенной судимости;
    • уголовное преследование как в России, так и за ее пределами;
    • нахождение в местах лишения свободы.

    В каждой стране свой перечень наиболее актуальных причин. К примеру, в США самыми распространенными являются: фиктивный брак, предоставление недостоверных данных, злостное употребление алкогольных или наркотических веществ. Для государств Европейского союза: наличие судимости, совершение серьезного преступления, отсутствие достаточных знаний государственного языка. Также не редкость, когда власти отказывают без объяснения причин – они имеют на это полное право.

    Заключение

    Итак, миграционное законодательство Российской Федерации сформировало отношение к апатридам в той степени, которое соответствует положениям, актуальным для иностранных граждан. То есть человек без подданства при проживании на территории России может воспользоваться всеми основными правами человека. Ограничения и запреты – те же, что действуют и для представителей иного государства. Но все же нахождение в данном статусе предполагает немало неудобств, так как каждая страна предъявляет свои критерии к апатридам, поэтому так важно обеспечить скорейшее вступление в гражданство при его утрате.

    Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

    Права и обязанности апатридов в мире, получение гражданства

    В основу получения гражданства всегда закладываются принципы натурального проживания человека в данной стране. Законодательство этого государства дает определенные права человеку и наделяет его обязанностями перед страной. Но иногда случается так, что люди оказываются без родины. Таких людей называют апатридами. Это греческое слово, означающее в переводе лишение родины. Однажды я сама оказалась в такой ситуации, когда фактически не имела гражданства. Поэтому мне хорошо известно это правовое состояние человека. В этой статье я поделюсь с вами особенностями нахождения человека в таком статусе, правами, которыми все же наделен апатрид, а также возможными способами получения гражданства.

    Общие сведения

    К сожалению, данный термин получает все большее распространение в мире. Так называются все люди, которые не имеют гражданства. Оказаться в такой ситуации может каждый. Наибольшая часть обстоятельств связана с войнами. Многие люди вынуждены бежать от военных действий, чтобы спасти свою семью. Но далеко не все из них могут легально пересечь границу других государства. Жители многих бедных стран не имеют заграничного паспорта, а также элементарных знаний, которые помогли бы им оформить свое нелегальное нахождение в качестве законного.

    Лица без гражданства есть практически в каждом государстве. Территориально они могут находиться где угодно. Но присутствие их в определенной стране не дает им статуса полноправного жителя. Несмотря на это, эти люди обязаны подчиняться законам, действующим на данной территории. Кроме обязательств, накладываемых на них местными законодательными органами, эти люди имеют свои права. Конечно, они значительно меньше тех, которыми наделены местные граждане, но они есть, и их обязаны соблюдать все государства.

    Законодательство

    Каждая страна вправе устанавливать свои законы, касающиеся нахождения апатридов. Но все они должны соответствовать общепринятым международным положениям. В 1954 году большинством стран была принята Конвенция, где устанавливается правовой статус апатридов. Основой этого правового документа стали такие положения:

    1. Недопустимость дискриминации таких людей по стране происхождения, национальности, расе, религиозным или политическим убеждениям.
    2. Обязанность каждой страны предоставлять возможность въезда экипажам морских кораблей на территорию государства, если между этими государствами ведутся определенные переговоры. Также они должны выдавать проездные документы апатридам.
    3. Обязанность людей, находящихся в данном статусе, соблюдать законодательство того государства, где они находятся.

    Кроме этого, есть много других моментов, которые регулируются данной конвенцией. И если права апатрида нарушаются в какой-либо стране, он имеет право подать иск в европейский суд, которые занимается рассмотрением подобных дел, связанных с нарушением правам человека.

    Преимущества и недостатки статуса апатрида

    Назвать данный правовой статус выигрышным сложно, так как таким людям очень сложно получить от страны, где они проживают, элементарные права:

    • на трудоустройство наравне с ее гражданами;
    • на получение бесплатного образования;
    • на получение бесплатной медицинской помощи;
    • на оформление других льгот;
    • на участие в выборах власти.

    Также у них возникает много сложностей при пересечении границы других стран, поэтому путешествовать по миру с таким статусом практически невозможно.

    В качестве положительного момента можно отметить только то, что в мире существует несколько стран, где данный статус человека не противоречит законодательству, а также дает возможность в упрощенном порядке приобрести гражданство. Среди них можно отметить:

    Данный список достаточно большой. Лично мне тоже пришлось отказаться от российского гражданства перед тем, как я смогла оформить подданство Германии.

    Эти страны зачастую создают такие условия для апатридов, что именно в их статусе намного проще получить подданство, чем официальным гражданам других стран, готовых в последующем написать отказ от подданства своей родины.

    Также апатриды освобождаются от службы в армии, в том числе они не могут быть приняты туда по контракту. Помимо этого, такой человек не сможет работать на тех профессиях, которые связаны с секретностью, государственной тайной и политикой.

    Статус апатрида в РФ

    Находясь в России, апатриды должны знать основные требования местного законодательства к их статусу:

    • они могут временно проживать на территории страны, но на руках у них должны быть все обязательные документы, разрешающие им находиться в РФ;
    • в определенных случаях Россия оставляет за собой право аннулировать выданное разрешение или предоставить человеку отказ;
    • при получении отказа заявитель может подать повторную заявку только через год;
    • в России действует специальная программа, помогающая вернуться на родину своим соотечественникам, она значительно облегчает получение правового статуса для апатрида;
    • срок действия разрешительных документов для проживания не превышает 3 лет.

    Получить разрешающий документ можно в виде отметки в паспорт либо в форме специального документа, который выдается в России.

    При проживании в России апатрид может быть ограничен в праве передвижения по определенным регионам. Если специального ограничения нет, то он может свободно передвигаться по стране. Также все апатриды имеют право на получение образования в России. При поступлении в вуз апатрид получает ВНЖ, который при дальнейшем трудоустройстве можно продлять неограниченное количество раз.

    Аналогично предоставленному статусу в России апатриды могут иметь такие же или другие права, находясь в другой стране.

    Но важным моментом является тот факт, что для поступления в учебное заведение обязательно требуется документ о принадлежности к определенному государству. Аналогичные требования предъявляют и все работодатели. Поэтому на практике апатриды в России могут трудоустроиться только нелегально, что не гарантирует соблюдение их прав.

    При проживании на территории конкретного государства апатрид обязательно должен знать местное законодательство, предоставляющее ему определенные права, а также наделяющее его обязательствами.

    Лишение гражданства

    Правовое положение апатрида противоречит основным мировым Конвенциям, где прописываются права человека. Потому что так указано право каждого человека на получение им гражданства. То есть все дети с рождения должны наделяться этим статусом, которого впоследствии никто не сможет лишить без их личного желания.

    Среди основных причин, по которым люди могут оказаться в таком статусе, можно выделить следующее:

    1. Рождение ребенка людьми, не имеющими определенного гражданства. Не все страны присваивают данный статус только по территориальному местоположению рождения ребенка. В РФ дети получают подданство страны на основании наличия российского гражданства у его родителей. А в США все дети, рожденные там, могут стать американскими подданными, независимо от принадлежности родителей к определенному государству.
    2. Лишение приобретенного гражданства, если он предоставил ложные сведения или поддельные документы, несоответствующие действительности, для получения такого статуса.
    3. Добровольный отказ от своей родины в связи с тем, что данный человек решил оформить гражданство другой страны. Есть страны, не признающие двойное гражданство. Их в мире большинство. Поэтому для получения паспорта этой страны требуется отказаться от паспорта своей страны. В период оформления документов такой человек считается временным апатридом. Но если по определенным причинам ему будет отказано в получении гражданства нового государства, то он рискует остаться в таком статусе на постоянной основе.
    4. Распад страны и ее полная ликвидация. Так произошло при распаде Советского Союза. Но причин для ликвидации страны может быть много, при этом они могут быть не самыми гуманными, как распад СССР.
    5. Специальное исключение человека из подданства страны. Большинство стран предусматривает такую меру наказания за самые опасные преступления, связанные с терроризмом, шпионажем, разжиганием национальных войн и другого.

    В любом из этих случаев ситуация не так безнадежна. Всегда есть возможность получить легальный статус той страны, где фактически находится человек.

    Получение гражданства

    Важно знать, что Россия признает двойное гражданство, в связи с этим отказываться от подданства своей страны не стоит. Люди, имеющие подданство одновременно двух государств, называются бипатридами. Большинство стран мира не считает этот статус законным, поэтому не дает возможность оформления их подданства без отказа от имеющегося. Если случилось так, что апатрид оказался в России, для получения официального статуса он должен действовать. Алгоритм будет следующий:

    1. Подтверждение личности. Во всех обычных ситуациях для этого используется паспорт гражданина страны или международного образца. Но апатриды его не имеют, поэтому они должны представить иные документы. Вместе с ними надо подать соответствующее заявление в Миграционную службу России.
    2. Получить РВП или статус ВНЖ для оформления возможности длительного легального нахождения в стране.
    3. Трудоустроиться. Это даст возможность зарабатывать денежные средства и обеспечивать себя всем необходимым.
    4. Оформить гражданство. Для этого требуется прожить на территории страны не меньше 5 лет, имея официальный статус, разрешающий официальное нахождение апатрида в стране.

    С виду процедура кажется вполне понятной и даже несложной. Но на практике апатриды сталкиваются с большими трудностями, которые усложняют процесс получения гражданства, а в некоторых случаях это становится практически невозможным.

    Установление личности

    Это первоначальный этап, с которого начинается процедура легализации личности в любом государстве. В зависимости от законодательства разных стран, человеку могут требоваться различные документы. Рассмотрим принцип действий на примере России. Для легализации своей личности надо подать заявление в МВД страны по установленной форме. В нем потребуется указать:

    • персональные данные: ФИО, дату, место рождения;
    • дату прибытия в РФ;
    • обстоятельства прибытия и цель.

    Вместе с заявлением требуется подать все имеющиеся документы человека, которые могут подтвердить его статус:

    • паспорт, который уже не является действующим;
    • документы о наличии образования;
    • водительские права;
    • документы о вступлении в брак, а также о его расторжении;
    • свидетельство, подтверждающее факт рождения заявителя;
    • пенсионные документы;
    • автобиография заявителя;
    • документы родителей;
    • справки о наличии ранее регистрации в РФ и иные документы, подтверждающие отсутствие регистрации на текущий день;
    • документы, подтверждающие оплату госпошлины;
    • фотографии в количестве 2 штук размером 3 на 4 см цветного или черно-белого формата.

    После принятия документов заявителю выдается опись о том, что все эти бумаги были приняты сотрудником МВД. Иногда могут потребоваться свидетели, поэтому сведения о них также лучше указать в заявлении.

    Через 3 месяца при успешном рассмотрении заявления человек получает справку с фотографией 3 на 4 см. Этот документ считается временным удостоверением личности.

    Получение РВП или ВНЖ

    Эти документы одни из главных, на основании которых человек получает право официально проживать и работать в стране. РВП – это разрешение, дающее право на временное проживание апатрида или иностранного человека, а ВНЖ – вид на право жительства. Получить эти документы можно только при наличии полученной ранее справки.

    Помимо возможности проживания, эти разрешения дают их владельцу следующие права:

    • на пересечение границы страны;
    • оформление страховки;
    • получение медицинской помощи.

    Различные страны предоставляют разные права с такими документами. Но в целом они схожи с правами граждан этих государств.

    РВП в России можно получить по упрощенной системе или по квоте. В других странах могут быть другие условия его получения. ВНЖ дает больше возможностей его обладателю. ВНЖ дает право претендовать на государственные пособия и возможность оформления кредитов в банках.

    Также эти документы дают возможность апатриду устраиваться на работу в стране без получения специального разрешения или патента. Но надо знать, что статус выдается определенным регионом, поэтому работать можно только в нем.

    Получение гражданства

    Это финальный этап, которого желают добиться все апатриды. Каждая страна устанавливает свои требования для получения этого статуса.

    Одним из обязательных условий в большинстве стран является обязательное проживание в ней в течение конкретного времени. Для России этот срок установлен в пределах 5 лет. Существует упрощенный порядок для:

    1. Русскоязычных апатридов.
    2. Лиц, живших или учившихся в СССР.
    3. Лиц, находящихся в семейном союзе с россиянином более 3 лет.

    Также люди, потерявшие свой статус по причине распада Советского союза, имеют возможность его восстановить в РФ по заявительной схеме. Кроме заявления, потребуется подтвердить документально свое право на получение гражданства таким способом.

    Аналогичным способом происходит получение подданства других стран. Хотя каждое государство имеет свои особенности, практически каждая страна предоставляет возможность легализоваться лицам без гражданства. Апатридам приходится нелегко в любой стране, поэтому зачастую они вынуждены защищать свои права. Без особой нужды не стоит спешить отказываться от имеющегося подданства. Потому что в некоторых случаях человек рискует оказаться в постоянном статусе апатрида на долгие годы.

    Апатриды: кто такие лица без гражданства

    Апатрид или, как его еще принято называть, лицо без гражданства представляет собой некий собирательный образ космополита – настоящего гражданина мира, не имеющего гражданской принадлежности и отношения к конкретной нации. Мировоззрение это, культура или последствия сложившейся ситуации, каждый из них волен определять самостоятельно. Независимо от этого апатриды продолжают представлять широкую прослойку общества, претендующую на соблюдение своих прав и готовую исполнять возложенные государством пребывания обязанности.

    Общая информация

    Сразу разберемся, что такое лицо без гражданства в России. Так, согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», апатридами законодатель признает физических лиц, не имеющих российского паспорта, а также не имеющих паспорта или подданства другого государства и неспособных представить доказательств его наличия или доказательств, которые позволили бы установить гражданскую принадлежность индивида.

    По данным УВКБ ООН, проблема безгражданства сегодня касается около 12 млн человек по всему миру.

    В организации уверены, что апатризм оказывает отрицательное влияние на жизни людей без гражданства, поскольку лишает их возможности полноценно участвовать в общественной жизни и препятствует полномерной реализации гражданских прав и свобод. Поскольку безгражданство представляет собой правовую аномалию, в ООН совместно со странами-членами организации активно работают над предотвращением и ликвидацией апатризма. Проблема, в частности, решается в рамках эффективного национального законодательства: например, по российскому ФЗ «О гражданстве» гражданин не может выйти из гражданства РФ, если не имеет другого паспорта или гарантий его получения. То есть россиянин на практике не может стать апатридом.

    Стоит понимать, что апатриды и бипатриды – кардинально разные субъекты. И те и другие признаются и не запрещены российским законодательством, но если первые вообще не имеют гражданства, то вторые имеют гражданство нескольких государств, и при наличии российского паспорта почти всегда признаются россиянами.

    Обратим внимание, что в настоящее время нет ясного понимания масштабов безгражданства на территории России. Информация, которую представляют миграционные органы, считается заниженной: по данным российских властей, на территории РФ апатридами называют около 31 тыс. человек, 13 тыс. из которых имеют РВП, а 18 тыс. – ВНЖ. При этом ежегодно около 15 тыс. апатридов получают российское гражданство.

    Однако, согласно проведенной в 2010 году переписи населения, лицами без гражданства назвали себя около 180 тыс. человек. Учитывая это, РФ при содействии УВКБ ООН продолжает работать над усовершенствованием стратегии предотвращения безгражданства, разработкой более эффективного национального законодательства и упрощением получения лицами без гражданства российского паспорта.

    Причины безгражданства

    Безгражданство, как мы уже сказали, является масштабной правовой аномалией, с которой страны ООН развернули активную борьбу. Стать лицом без гражданства можно по разным причинам, вызванным как внутренними убеждениями конкретной личности, так и обстоятельствами, не имеющими ничего общего с волей гражданина (больше о нелегальной миграции здесь).

    Представители международного сообщества активно борются с причинами отсутствия гражданства, к числу которых обычно относят:

    • Рождение от родителей-апатридов. Как правило, законодательство большинства стран ООН, в том числе участников Конвенции о сокращении безгражданства, предусматривает филиацию по праву почвы: то есть человек, рожденный на территории конкретной страны, если он не получает другого гражданства, автоматически становится ее гражданином. Такое правило работает и в России. Однако если гражданство по рождению не предусмотрено внутренним законодательством, ребенок становится апатридом.
    • Лишение гражданства может быть предусмотрено законодательством какой-либо страны в качестве наказания или меры ответственности, или меры нацбезопасности. В условиях тоталитарных режимов лишение гражданства может быть вызвано политическими, этническими или религиозными мотивами. В России гражданин не может быть лишен этого статуса.
    • Признание гражданства недействительным следует принципиально отличать от процедуры лишения, поскольку аннулирование гражданства применимо лишь в случаях его незаконного приобретения или нарушения законной процедуры его получения. Например, при обнаружении фиктивного брака, на основании которого один из супругов получил паспорт или право на временное проживание (дающее перспективы получения гражданства) в упрощенном/ускоренном порядке.
    • Добровольный выход из гражданства. Следуя логике ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, никому не может быть отказано в выходе из гражданства. Учитывая это, большинство стран позволяет своим гражданам отказываться от собственного паспорта, давая возможность стать апатридами. Но в России, например, отказ от паспорта возможен лишь в случае обретения другого гражданства, поэтому для отказа требуется разрешение со стороны властей – тем самым государство противодействует апатризму.
    • Прекращение существования страны. Яркий пример – распад СССР. Большинство бывших граждан Советского Союза, безусловно, предпочли получить паспорт России. Однако те, кто отказались от него, стали апатридами. Подобные примеры имели место и после распада Югославии, Чехословакии и ряда других стран.

    Правовой статус апатридов в РФ

    Вопреки отсутствию четкой правовой связи между государством и апатридом, большинство стран строит свою миграционную политику в отношении лиц без гражданства весьма демократично. Множество стран предоставляет апатридам статус, если не равный, то приближенный к статусу гражданина страны. Подобный статус имеют и лица без гражданства на территории РФ.

    Так, согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», понятие «иностранец», в целях этого закона, включает в себя понятие «апатрид». То есть в своем правовом положении и правовом статусе апатрид рассматривается российской властью как иностранец-гражданин другого государства. Иностранный гражданин, в свою очередь, согласно ст. 4 закона, обладает равными правами и исполняет равные обязанности с гражданами России. Правда, с некоторыми исключениями.

    Так, права лиц без гражданства ограничиваются, в частности, в отношении:

    • Избирательных прав. Апатриды не имеют права участвовать в выборах и референдумах, не имеют права быть избранными в органы государственной власти, не имеют права занимать государственные должности и должности государственной службы.
    • Имущественных прав. Им запрещается владеть отдельными видами земельных участков, не предоставляется жилье в социальный наем, не предоставляется субсидий, не разрешается быть учредителями средств массовой информации.
    • Профессиональных прав. Те, кто успел получить статус апатриада, не могут быть капитанами воздушных и морских суден, старшими помощниками и радиоспециалистами, нотариусами, прокурорами, судьями.

    Весь же остальной спектр гражданских прав, в том числе право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудоустройство и реализацию своих профессиональных компетенций гарантированы лицам без гражданства на территории России.

    Чтобы официально получить статус апатрида, нужен легальный въезд и легальное пребывание на территории РФ, в том числе прохождение миграционного учета, получение РВП и ВНЖ. Разрешение на временное проживание, как и вид на жительство, выдаются лицам без гражданства на общих основаниях, если нет права на льготные условия, вроде выдачи РВП вне пределов квоты или ВНЖ без предварительного получения РВП.

    Для реализации остальных гражданских прав апатриду необходимо оформить российский паспорт. Получение гражданства лицом без гражданства, независимо от срока его пребывания в России, осуществляется в общем или упрощенном порядке, в соответствии с главой II ФЗ «О гражданстве». Узнать больше о способах получения гражданства можно здесь.

    Документы апатридов

    Вопрос документального подтверждения личности людей без гражданства особенно актуален. Так как паспорт выдается лишь лицам, обладающим гражданством, очевидно, что апатриды должны иметь какой-либо другой документ, удостоверяющий их личность. Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», «паспорт» лица без гражданства может иметь форму:

    • документа, выданного миграционными или иными органами другой страны, если он признается Россией (в том числе по международному договору) таковым, который удостоверяет личность;
    • документа, подтверждающего РВП на территории РФ;
    • документа, подтверждающего ВНЖ в РФ;
    • иного документа, который признается удостоверяющим в соответствии с законодательством (согласно ст. 27 Конвенции о статусе апатридов, таковыми могут быть проездные документы, например, виза или certificat d`apatrid – документ для лиц без гражданства, выдаваемый еще в СССР).

    Документы для лица без гражданства выдаются в установленном законодательством порядке миграционными органами страны, в которой он пребывает. В это же время, согласно ст. 28 вышеуказанной Конвенции, страны-участники могут беспрепятственно выдавать апатридам документы, удостоверяющие их личность, и благожелательно относятся к вопросу их выдачи лицам, которые таковых документов не имеют.

    Для получения какого-либо документа, удостоверяющего личность, эту личность нужно идентифицировать.

    Установление личности лица без гражданства происходит в соответствии со ст. 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ».

    Для этого апатрид:

    1. подает в миграционные органы заявление об установлении личности;
    2. предоставляет письменную информацию, необходимую для установления его личности;
    3. называет конкретных свидетелей, которые могут подтвердить его личность;
    4. проходит дактилоскопическую экспертизу;
    5. проходит процедуру опознания и так далее.

    По результатам проведенных проверок миграционные органы составляют протокол. Если в результате удается подтвердить персональные данные лица без гражданства, ему выдается заключение об установлении личности, на основании которого он может производить дальнейшую процедуру легализации.

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

    Иностранцы и апатриды, находящиеся на территории России, обязаны проходить миграционный учет. Согласно ст. 29.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», миграционный учет апатридов осуществляется в соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов». Что касается бипатридов, то они регистрируются в ГУВМ МВД.

    Данный учет является одной из форм госрегулирования миграционных процессов и направлен на фиксацию перемещений апатридов по территории РФ, их транзитного переезда, смены места жительства и так далее.

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов» определяет:

    • общие принципы проведения миграционного учета, основания для его проведения;
    • полномочия миграционных органов;
    • обязанности апатридов в рамках прохождения процедур учета;
    • правила учета по месту проживания или пребывания;
    • ответственность лиц, нарушающих миграционное законодательство.

    В контексте этого лицам без гражданства, находящимся на территории РФ или планирующим посетить ее территорию, рекомендуется ознакомиться с основными положениями данного закона.

    Однако вместе с этим нельзя забывать и про Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007, которыми, в соответствии с вышеуказанным законом, уточнен конкретный порядок прохождения миграционного учета.

    Заключение

    Лица без гражданства – это люди, не имеющие гражданской принадлежности. Безгражданство считается серьезной проблемой в рамках ООН. Но, несмотря на ограниченный правовой статус, апатриды обладают обширным спектром прав и возможностей, если легально находятся на территории России. Невзирая на отсутствие паспорта, их личность может подтверждаться рядом других документов, которые выдаются после прохождения процедуры идентификации. При этом, если апатриды находятся на территории РФ, они подлежат миграционному учету.

    Права лиц без гражданства на территории России

    Лица без гражданства – это личности, которые не имеют гражданства ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента. Лиц без гражданства можно встретить в любой республике, в том числе и России. Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения. Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.

    Основные административные положения особ без подданства в Российской Республике регулирует закон о миграционном учёте. Согласно положениям закона лица без гражданства, проживающие в РФ временно или постоянно, обязаны подчиняться действующим законодательным актам.

    По закону номер 109 РФ, лица без гражданства – это личности, которые проживают на территории определённой страны, но по каким-то причинам не могут быть признанными полноправными резидентами этого государства. В правовой лексике лица без гражданства называются апатридами.

    Апатриды не лишены административных и правовых обязанностей. Люди с таким статусом несут такую же ответственность перед страной постоянного проживания, как и граждане этой республики. Они также как и граждане РФ обязаны выплачивать налоги, имеют право выбирать постоянное место жительство, заботиться о состоянии своего здоровья, получать социальные пособия и другие.

    Особенность людей с таким статусом заключается в том, что они не обладают правом дипломатической защиты, так как не имеют постоянной страны подданства. Также отличительной особенностью является то, что многие из апатридов не имеют внутренних паспортов.

    Причины

    К сожалению, сегодня в стране сложилось понятие, что лицо без гражданства – это нечто ужасное и обязательно криминальное. Но это не так. Неправильно полагать, что апатрид – это социально неблагополучный или потерявший дееспособность человек, имеющий какие-то недостатки. В наше время стать особой без гражданства рискует каждый.

    Существует несколько причин, по которым человек может лишиться или не получить статус гражданина. Это:

    1. По факту рождения. Если родителями ребёнка станут лица, не имеющие статуса гражданина какого-то государства, соответственно присвоить гражданство родившемуся ребёнку не могут, так как принадлежность к стране определяется по гражданству одного из его родителей. Но существуют случаи исключений. Это касается тех стран, которые согласно действующим законодательным положениям, могут присваивать статус гражданина по праву рождения на территории этой страны. Например: если человек родился на Украине и его родители – апатриды, то новорожденному автоматически присваивается статус гражданина Украины. Но данная ситуация скорее исключение, чем закономерность.
    2. При отказе от принадлежности к государству. Имеется в виду, что человек ранее был гражданином какой-то страны и захотел поменять свой гражданский статус. Для этого согласно правовым положениям и нормам закона ему необходимо изначально отказаться от «родного» статуса, а лишь затем стать резидентом другой республики. Вот в этом промежутке времени человек и называется апатридом. В этом случае такую особу называют «временным апатридом».

    Если человек по каким-либо причинам от старого статуса отказался, но не принял новый – он становится лицом без гражданства.

    1. При выдворении. Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны. Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации. Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.

    Выдворение из страны

    По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что люди, обладающие «красным» паспортом СССР сегодня считаются апатридами.

    Права и обязанности апатридов

    Все апатриды, постоянно проживающие на территории любой из стран, обладают административными правами и обязанностями. В европейских странах дееспособные апатриды имеют возможность пользоваться всеми предоставленными им социальными благами.

    Единственным запретом для людей с таким статусом становится то, что они не имеют права становиться участниками выборов на местном или государственном уровне. То есть согласно законам, в Европе апатрид не имеет права занимать высокий государственный пост, но работать и учиться вполне может.

    Проживать в республике дееспособные особы без гражданства имеют право лишь в том случае, если у них имеются вид на жительство или разрешение на временное пребывание в этой республике. Если же у апатрида не имеется разрешительного документа, то он обязан покинуть страну после 3 месяцев нахождения.

    В противном случае особу без подданства депортируют.

    Что же касается России, то можно отметить, что в этой стране апатриды не имеют права участвовать в выборах. Лицо без подданства вполне может оформить себе медицинскую страховку. Апатриды также имеют полное право на въезд или выезд из государства. Лицо, не обладающее гражданским статусом, имеет право официально трудоустроиться, платить налоги. Трудоустройство и оплата налогов регулируется законом РФ № 115.

    Согласно этому закону, все желающие трудоустроиться апатриды в обязательном порядке должны получить патент.

    Все трудоустроенные дееспособные личности обязаны платить налог по 1.8 процентов от своего месячного оклада. Такой налог отчисляется в фонд социального страхования на случай безработицы. Если апатрид потеряет работу, то он может рассчитывать на это пособие.

    Апатриды не могут занимать должности на государственной службе. То есть, работать прокурором, нотариусом, судьёй, и т. п. лицо без подданства не имеет права. Такие особы согласно правовым положениям могут работать не более 40 часов в неделю. Также трудоустроенным апатридам предоставляется больничный и отпуск.

    Предоставление больничного листа

    Особы без подданства имеют право общаться на равных с резидентами России.

    Стоит помнить, что помимо прав у апатрида существуют еще и обязанности. Так, после въезда в Российскую Республику по визе или другому разрешительному документу, лицо без подданства обязано встать на учет на протяжении первых 3 дней после въезда. Постановка на миграционный учёт осуществляется в региональном отделении ГУВМ.

    Дееспособная личность без подданства подвергается как административной, так и уголовной ответственности за невыполнение, нарушение или несоблюдение основных положений, правил и действующих законов. Это касается ответственности за соблюдение миграционного режима.

    При нарушении обязанностей и ответственности относительно нахождения согласно срока по разрешительным или визовым документам, дееспособная особа может быть депортирована из страны. Решение принимается в суде. Все расходы, связанные с депортацией возлагаются на нарушителя.

    За административные нарушения апатрида могут выдворить из страны. Выдворение – это принудительный выезд по решению суда. Все расходы, связанные с принудительным выездом также возлагаются на нарушителя.

    Пересечение границы

    Понятие апатрид подразумевает под собой лицо, не имеющее постоянного гражданства. Соответственно, если у человека отсутствует принадлежность к одной из стран, то у него отсутствует и внутренний гражданский паспорт. В наше время сложно встретить апатрида, имеющего подобный документ.

    Вид на жительство в РФ

    Апатриды не лишены права получать визы и разрешения на въезд. Но для получения визы, апатриду потребуется представить документ, который будет удостоверять его личность. Таким документом может служить:

    1. Свидетельство, подтверждающее факт рождения.
    2. Вид на жительство.
    3. Разрешение на временное проживание.
    4. Недействительный паспорт.

    Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.

    Разрешение на временное пребывание в РФ

    Получение вида на жительство

    Часто апатрид не имеет никаких документов, которые бы могли удостоверить его личность. В этом случае, если человек временно или постоянно находится в Российской Республике, ему следует обратиться в региональной отдел ГУВМ МВД с просьбой выдать временное разрешение на пребывание, или вид на жительство.

    Для оформления вида на жительство или временного разрешения апатриду необходимо обратиться в ГУВМ. Получить временное разрешение можно на 1 год. Вид на жительство предоставляется апатриду на 5 лет.

    Но перед тем как получить вид на жительство, лицо без гражданства должно прожить в республике не менее одного года по разрешению, позволяющему временное пребывание.

    Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).

    Дактилоскопию обязаны проходить лишь особы, которым на момент подачи заявления исполнилось 18 лет. Дополнительно к дактилоскопии апатрида фотографируют для личного дела. Это делается при отсутствии у него документов с фото, которые удостоверяют личность.

    Причины отказа

    Причинами отказа в получении временного разрешения или вида на жительство могут стать:

    1. Потенциальная угроза государству со стороны заявителя. Это может произойти, если сотрудники ГУВМ посчитают, что заявитель может навредить здоровью нации или нанести существенный ущерб общественному порядку.
    2. Депортация. Если ранее заявитель подвергался принудительному выезду из республики, то в прошении о получении вида на жительство или разрешении на временное пребывание ему будет отказано.
    3. Наличие текущей или незакрытой судимости.

    Получение гражданства

    Согласно административным законам, каждый апатрид имеет право претендовать на получение гражданства РФ. Получить статус гражданина России можно лишь в том случае, если дееспособное лицо без гражданства прожило на территории этого государства в течение последних 5 лет.

    Но существует и упрощённая схема получения гражданства. Она применяется в таких случаях, как:

    1. Дееспособное лицо без подданства имеет родителя, который проживает в России.
    2. Дееспособный апатрид ранее являлся резидентом Союза Советских Социалистических Республик.
    3. Особа, не имеющая подданства, родилась на территории СССР.
    4. Дееспособное лицо состоит в браке с резидентом России более 3 лет.

    По упрощённой схеме получить статус резидента России возможно за 6 месяцев.

    Лицо без гражданства – права и обязанности апатридов в России в 2022 году

    29 декабря Президент России внес в госдуму законопроект согласно которому, должны быть введены новые правила и номы получения и прекращения Российского гражданства начиная с 2022 года. Это вызвало множество вопросов, один из которых “Как получить гражданство РФ лицу без гражданства по новым законам в 2022 году?” и в этой публикации я попытаюсь как, можно более развернуто ответить на этот вопрос.

    Для людей которые являются лицами без гражданства в РФ (сокращенно – ЛБГ) — вопрос легализации стоит особенно остро.

    Лицо без гражданства в РФ — это, как понятно из формулировки, человек, который не состоит в российском гражданстве. В то же время, он не имеет доказательств, благодаря которым можно было бы отнести его к гражданину какого-либо иного государства. Другой термин, применяемый к таким людям — апатрид.

    Как лицу без гражданства в РФ подтвердить свою личность

    Ответ содержится в статье 10 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в России» с изменениями вступившими в силу 24 августа 2021 года. Начиная с этой даты в качестве документа удостоверяющего личность лица без гражданства Россия признает:

    1. Документ выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа удостоверяющего личность лица без гражданства.

    2. Разрешение на временное проживание.

    3. Временное удостоверение личности лица без гражданства (ЛБГ) в Российской Федерации, которое выдается ЛБГ в случае отсутствия у такого лица лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии( ст. 5.2 Федерального закона № 115-ФЗ ). Срок действия такого удостоверения личности 10 лет.

    Согласно п. 13 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ лица без гражданства, имеющие временное удостоверение личности ЛБГ, имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов (разрешения на работу или патента). Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать вышеуказанных лиц без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

    4. Вид на жительство.

    5. Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

    Российское законодательство приравнивает всех апатридов (ЛБГ) к иностранным гражданам. На лиц без гражданства распространяются те же права, обязанности и ограничения, что и на иностранцев. Порядок легализации также проходит по одним и тем же правилам. Так, если апатрид, имеющий документы, прибывает в Россию, то, как и всем иностранцам, ему нужно встать на миграционный учет. Далее он на тех же правах, что и гражданин иностранного государства, может претендовать на выдачу РВП, ВНЖ и, в конечном итоге, на получение гражданства.

    Без документа подтверждающего личность ЛБГ человек приравнивается к нелегалу, так как у него нет документа, подтверждающего его право на проживание в стране. Он не может официально устроиться на работу, заключить брак, обратиться в поликлинику. Ему не доступна покупка машины, своего жилья, получение пенсии. Он даже не может купить билет на поезд дальнего следования или самолет. Если такого человека остановит полицейский на улице для проверки документов, то это может обернуться серьезными проблемами. Часто людей, не имеющих документа, удостоверяющего личность, отправляют в отделение полиции, затем — суд, по результатам которого либо выписывают штраф за нарушение миграционных правил, либо отправляют в центр временного содержания иностранных граждан до решения вопроса о выдворении или определения его статуса с выдачей Временного удостоверения личности лица без гражданства.

    Да только вот выдворять лиц без гражданства некуда. В итоге люди проводят в таких центрах месяцы, а часто и максимально предусмотренный КоАП срок — два года. Поэтому легализация для них крайне важна.

    Что делать ЛБГ без документов

    У большинства бывших граждан Советского союза нет удостоверения личности, поэтому в России они находятся незаконно. Для того чтобы узаконить свой статус необходимо пройти процедуру установления личности. Процедура описана она в статье 10.1 ФЗ-115. и проходит в несколько этапов:

    Апатрид подает в МВД заявление, прилагает документы, содержащие его персональные данные. Затем проводится проверка, опрос свидетелей и другие процедуры.

    По результатам составляется Заключение об установлении личности. После того как процедура будет пройдена и личность установлена, нужно будет обратится с заявлением о выдаче временного удостоверения личности ЛБГ, опять же в УВМ (Управление внутренних дел по вопросам миграции).

    Как лицу без гражданства получить российский паспорт без РВП и ВНЖ

    В настоящее время действует статья 41.1 ФЗ № 62. Рассчитана она как раз на ЛБГ — бывших граждан Советского Союза, в том числе тех, у которых нет удостоверительных документов. По данной статье выдача гражданства осуществляется без предварительного получения РВП, ВНЖ, подтверждения доходов. Стать россиянами на основании этой статьи могут: дееспособные апатриды, которые по данным на 5 сентября 1991 года имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 года; подать на гражданство РФ могут дети указанных лиц (независимо от возраста); под действие статьи попадают также совершеннолетние недееспособные лица, если они находятся под опекой лица, указанного в первом пункте. Главные требования к перечисленным выше заявителям: у них не должно быть ни гражданства, ни какого-либо легального статуса (например, ВНЖ) в иностранном государстве. Есть еще одна категория людей, которые могут получить гражданство РФ минуя РВП и ВНЖ. Это также бывшие советские граждане, оформившие до 1.07.2002 года российский паспорт. Но в последствии у них не было определено наличие гражданства. По данному основанию оформляются люди, у которых имеется подданство иностранного государства. Если у заявителя нет документа, удостоверяющего личность, то он проходит процедуру установления личности. Обратите внимание. В законе отдельно говорится: людей, которые указаны в статье, не станут привлекать к ответственности за нарушение миграционного законодательства (режима въезда, пребывания и т.д.)

    Выдача решения о приеме в гражданство происходит в течение полугода. Если человек проходит процедуру установления личности, то срок может быть увеличен еще на три месяца.

    Другие способы легализации ЛБГ в РФ

    Остальные варианты рассчитаны на апатридов, у которых есть документ, удостоверяющий личность. Они получают гражданство и паспорта по тем же схемам, что и любой иностранный гражданин. Оформление через российское консульство В миграционном законодательстве, а именно — в ч.1 ст.14 ФЗ-61 есть основание, позволяющее ЛБГ пройти процедуру оформления через российское представительство в иностранном государстве. То есть, если человек живет, например, в Украине, то он может прийти в консульство РФ в данной стране и сразу сдать бумаги на гражданство. Получение российского РВП и ВНЖ не требуется. Воспользоваться этим вариантом могут те люди, которые ранее были гражданами Советского Союза; являются дееспособными; признаны ЛБГ; жили ранее или живут в настоящий момент в одной из бывших советских республик, но гражданства данного государства не получили. По данному основанию могут проходить только заявители, которые никогда не получали никакого гражданства после распада Союза. То есть за всю жизнь имели только советское гражданство. По этому же основанию можно стать россиянином с территории РФ. Но тогда нужно сначала получить РВП и ВНЖ. Получение паспорта с территории России

    Все остальные способы вступления в число россиян требуют того, чтобы человек на законных основаниях находился в России. Необходимо легально заехать в страну, встать здесь на миграционный учет. Далее апатрид проходит три этапа: Первым делом его ждет процесс получения разрешения на временное проживание (в некоторых случаях можно пропустить). Следующий этап на пути к паспорту — оформление вида на жительство. При наличии ВНЖ для ЛБГ откроются двери для подачи на подданство РФ. Стать россиянином обладатель ВНЖ может несколькими способами: в общем порядке, упрощенно, через государственные программы. Как прийти к российскому паспорту в общем порядке Этот способ рассчитан на тех ЛБГ, которые не попадают под требования для упрощенного оформления. Чтобы подать по общей схеме нужно безвыездно прожить по ВНЖ пять лет. Раньше заявление сотрудники МВД не примут.

    В статье 14 ФЗ-62 приведены основания, которые позволяют стать россиянином быстрее. Ими могут воспользоваться как граждане других государств, так и ЛБГ. Главная льгота заключается в том, что при упрощенном оформлении можно нести бумаги на гражданство сразу после выдачи вида на жительство. Среди оснований в большинстве можно найти подходящий для вариант. По упрощенной схеме могут проходить ЛБГ — выходцы из Советского Союза.

    Если есть родитель — россиянин, то это тоже дает право на более быстрый путь к паспорту. Есть варианты получения гражданства по русским детям и супругам. Полный список смотрите в таблице.

    Паспорт через Носителя Русского Языка (НРЯ)

    Программа носителей русского языка — отличный вариант легализации для людей, которые стали апатридами в результате развала Союза. Через программу можно стать россиянином в течение года. Есть несколько условий — нужно знать русский язык, как родной. С этим у бывших советских граждан проблем возникнуть не должно. Второе — необходимо, чтобы вы или ваши мама/папа, бабушка/дедушка, в общем, кто-то из родственников по прямой восходящей линии, проживали в прошлом или в настоящем на территории, которую сейчас занимает Российская Федерация.

    Какие правила и новые условия для получения гражданства ЛБГ могут быть после вступления в силу поправок в закон о гражданстве в 2022 году

    В принципе, каких то особенных изменений не предвидится, за исключением получения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, у которых уже есть российский паспорт, но которые “не приобрели гражданство РФ “в установленном порядке” (сюда входит подача заявления, сдача дактилоскопии и произнесение присяги). Такое вступление в гражданство происходит в упрощенном порядке (без сдачи экзаменов и “ценза оседлости”) по заявлению – после проверки органами внутренних дел. Одновременно в гражданство могут быть приняты дети такого человека, в том числе совершеннолетние.

    Таким образом, несмотря на то, что большая часть апатридов — это выходцы из СССР, российское законодательство не выделяет ЛБГ в отдельную категорию. В глазах закона они — иностранцы, поэтому требования к ним предъявляются такие же, как к иностранным гражданам. Легализация апатридов происходит в соответствии со статьями 41.1, 13 и 14 ФЗ «О гражданстве».

    Кто такие апатриды: права и обязанности таких лиц

    Главное условие получения гражданства — проживание в стране и выполнение определенных обязательств перед государством. Но порой происходят ситуации, когда люди лишаются статуса полноправного жителя. В этом случае их права и обязанности по-прежнему продолжают действовать, хоть и в немного измененном виде.

    Сейчас никто не застрахован от потери гражданства. Только по данным ООН в статусе апатридов находится более 15 млн человек — число внушительное. Поэтому есть смысл разобраться в том, что представляет собой это понятие и каковы его особенности.

    Кто такой апатрид

    В соответствии с законом РФ апатридами считаются люди, у которых отсутствует гражданство или его документальное подтверждение. Их количество постоянно увеличивается. Основная причина – военные действия, из-за которых беженцам приходится спасать свои жизни в чужих странах. Легальное пересечение границы, наличие необходимых документов, знание местного языка и закона в подобных ситуациях не слишком важны. В результате будущий апатрид попадает в ловушку: документов нет, равно как и возможностей для их восстановления. Другие причины потери статуса гражданина:

    • рождение в семье апатридов. При отсутствии гражданства у родителей ребенок становится полноправным жителем страны лишь в том случае, если местные законы позволяют получить статус по праву почвы, а не по праву крови;
    • добровольный отказ. Человек подает документы в соответствующие инстанции и проходит процедуру лишения гражданства. В результате свидетельство о рождении и паспорт становятся недействительны. Чаще всего к подобному мероприятию прибегают при желании навсегда уехать в другую страну. Поэтому неудобства, связанные с отсутствием документов, носят временный характер;
    • принудительное лишение гражданства. Обычно такая ситуация возникает при депортации людей, опасных для общества, или ставших полноправными жителями незаконным путем;
    • юридический процесс, повлекший лишение гражданства. Типичный случай – фиктивный брак для получения статуса полноправного жителя. При раскрытии обманных действий власти аннулируют брак, а человек теряет все полученные привилегии;
    • смена статуса страны. Частая причина лишения гражданства. В таких случаях людям доступна возможность восстановления документов по упрощенной схеме.

    Права и обязанности апатрида

    Постоянное проживание в стране не гарантирует получение статуса ее полноправного жителя. Но даже при отсутствии гражданства человек должен выполнять свои обязанности, при этом он может надеяться на соблюдение прав. Пусть они меньше, чем у коренного населения, но каждое государство так или иначе их учитывает.

    Основные ограничения касаются участия в политических выборах и возможности занимать государственные должности. Запреты не распространяются на образование и трудоустройство. В любой стране условия пребывания апатридов должны соответствовать общепринятым международным положениям. Основа правового документа включает:

    • отсутствие дискриминации независимо от страны происхождения, убеждений и т. д.;
    • предоставление жителям, у которых отсутствует гражданство, бесплатного получения проездных документов на судна морских кораблей;
    • апатрид должен соблюдать законы государства, на территории которого он проживает.

    Полный список намного больше и при его нарушении можно подать иск в европейский суд по правам человека.

    Важно! Лица, желающие находиться в стране на законных основаниях, должны иметь соответствующее разрешение или справку, подтверждающую право на временное проживание. При отсутствии документов срок пребывания на территории страны не превышает 3 месяцев, затем следует депортация.

    Люди без гражданства, находящиеся на территории РФ, могут рассчитывать на получение медицинской страховки, работы (с учетом своевременной выплаты налогов), возможности совершать свободный въезд или выезд из государства по мере необходимости.

    Для благополучного пребывания в стране апатрид должен выполнять определенные требования. К его обязанностям относятся:

    • посещение миграционной службы не позднее трех дней после прибытия для постановки на учет;
    • соблюдение административного и уголовного правопорядка, иначе преступник будет выдворен;
    • проживание на территории страны не дольше разрешенного времени. В ином случае последует депортация за счет нарушителя.

    Часто у людей без гражданства отсутствуют документы для подтверждения личности. Решить проблемы можно при посещении ФМС. Но порой заявитель получает отказ, например, если он уже был когда-то депортирован или имеет незакрытую судимость.

    Видео по теме

    Предлагаем к просмотру видео по теме:

    Трудоустройство апатридов в РФ

    Часто апатридам сложно найти официальную работу из-за того, что у них отсутствует требуемый пакет документов. В таких случаях следует подать заявку на получение РВП (разрешение на временное пребывание) и ВНЖ (вида на жительство). С правовой точки зрения это можно считать аналогом получения документов, поскольку при устройстве на работу никаких дополнительных разрешений не требуется. Срок действия вида на жительство составляет не менее 5 лет. Его выдача возможна только тем лицам, которые законно проживают на территории страны больше года.

    Между ВНЖ и РВП существует определенная разница, которую обязательно следует учитывать. РВП дает возможность трудоустроиться только в регионе выдачи разрешения. Нарушение этого правила влечет за собой депортацию. Обладателю ВНЖ можно свободно устраиваться на работу, независимо от места фактического проживания.

    Апатрид — это человек, который официально не является гражданином страны. Даже той, на территории которой он проживает или когда-то родился. Пусть права у человека меньше, чем у полноправных жителей государства, он может рассчитывать на достойную жизнь. Самое важное – выполнять свои административные обязанности и скорее решать вопрос с документами.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]