Монастырь Сурб Хач, Крым —

Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.).
Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Что есть на территории монастыря?

Древние постройки, расположенные на территории скита, удивляют своей архитектурой. В монастырской столовой работает музейная выставка, рассказывающая об истории монастыря.
За свою долгую и непростую историю скит несколько раз частично разрушался и восстанавливался, поэтому не дошел до наших дней в своем изначальном виде. Но многие древние строения сохранились. Из старой застройки разных периодов времени здесь можно увидеть следующие объекты: здание первой церкви 14 в., братский корпус 17 в., трапезную 18 в., а также башню с притвором 17 в., фонтаны конца 18 – начала 19 вв. и ряд хозяйственных строений. Престол Армянской Церкви был основан в монастыре Сурб-Хач в середине 14 в. Историки религии напрямую связывают данное событие с массовым переселением армян на полуостров Крым и политикой генуэзцев, которые стремились обратить в католицизм как можно больше жителей Газарии, большую часть которых составляли выходцы из Армении.

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:

Монастырь Сурб Хач

Монастырь Сурб Хач — средневековый армянский монастырь, расположенный в живописных горах, рядом с городом Старый Крым, в восточной части Крымского полуострова. В переводе с армянского языка название обители означает «Святой Крест».

Сэкономь на путешествии!

Видео: Монастырь Сурб Хач

Основные моменты

Монастырь на залесенном склоне горы был заложен в середине XIV века. Его архитектура очень напоминает храмы, которые возводились на территории Армении в VII-VIII веках. Несколько столетий здесь хранили священную реликвию – каменный крест хачкар IV века, который привезли на полуостров жители разрушенного землетрясением армянского города Ани. Монастырь Сурб Хач испытывал периоды расцвета и прошел через непростые времена разорения и забвения.

С 2008 года монастырь Сурб Хач – действующий, и им владеет Армянская Апостольская Церковь. В обители живут настоятель, два иеродиакона и послушники. Для туристов и паломников архитектурный памятник открыт круглый год, и попасть сюда можно бесплатно.

Экспонаты, рассказывающие об истории монастыря, выставлены в помещении трапезной. Это древние орудия труда, предметы крестьянского быта, старинные весы, плетеный сундук, керамика и аккуратный макет обители. Часть ценностей из монастыря Сурб Хач экспонируется в двух феодосийских музеях.

История монастыря Сурб Хач

Основателем монастыря Сурб Хач считают инока Ованеса Себастаци. Он и его родные братья выкупили у генуэзцев большой участок земли площадью 50 га и начали возводить монастырские постройки.

На протяжении нескольких веков обитель выполняла роль духовного центра для всех армян, живущих на полуострове, и была местом паломничества, куда приезжали верующие из Северного Причерноморья. К середине XVIII столетия границы епархии, центром которой был старый монастырь, простирались до балканских стран. Долгое время в обители действовала семинария. В ней студенты учились искусству миниатюры, иконописи, философии, риторике, географии и грамматике.

В 1778 году императрица Екатерина II инициировала переселение крымских армян на территорию России. Священники и часть паствы оставили крымскую обитель и основали на Нижнем Дону новый монастырь Сурб Хач. Однако, жизнь старой обители на этом не прекратилась. Она владела большими наделами крымской земли и продолжала объединять живших на полуострове армян.

В 1925 году местные власти ликвидировали обитель, а в принадлежащих ей зданиях разместили детский лагерь, а потом – противотуберкулезный санаторий. В военные годы монастырские постройки получили сильные повреждения во время бомбежек и долгое время не восстанавливались. К реставрации архитектурного памятника приступили в 1980-х годах, а в 1994 году в главном храме провели первую церковную службу.

Что можно увидеть в обители

Каменные стены монастыря Сурб Хач утопают в зелени окружающих лесов. Самым старым зданием на территории является крестово-купольная церковь Сурб-Ншан или «Святое Знамение», построенная в 1358 году. Она стоит на востоке обители, немного выступая за ее ограду.

По армянской традиции к храму пристроен притвор или гавит, возведенный в конце XIV века. Внутри него можно увидеть красивые резные кресты и надписи, а на полу – каменные надгробные плиты, под которыми похоронены основатель обители и служившие здесь священники.

С запада от главного храма, за внутренним двором, стоит трапезная, состоящая из двух залов, один из которых предназначался для монахов, а другой – для мирян. В одном из залов можно увидеть камин, столы и лавки, а в другом в наши дни разместился музей монастыря Сурб Хач. Второй этаж над этим зданием надстроили в XIX веке и использовали его под гостиницу.

Каменное Г-образное здание келейного корпуса соседствует с храмом и притвором. Внутри двухэтажная постройка разделена на 12 келий для монахов и одно большое помещение для настоятеля. С юга от нее находится небольшая гостиница, которую построили для многочисленных паломников.

С юго-западной стороны от монастыря раскинулся зеленый сад с фонтанами, украшенными декоративными фасадами. Чистейшая вода подается сюда по керамическому водопроводу из двух источников, которые находятся на горе выше по склону. Живописный сад разбит на четырех террасах и имеет подпорные стены из бута. По монастырскому преданию, вода из одного фонтана наделяет путников силой и здоровьем, а из другого – разумом и мудростью. В монастыре Сурб Хач есть еще один Нижний источник или родник красоты. К нему можно спуститься по узким ступеням высокой каменной лестницы. Родник имеет элегантный фасад из белого известняка.

В том помещении, где теперь разместилась сувенирная лавка, раньше была оружейная. Когда прихожане или паломники приходили в монастырь, они оставляли здесь свое оружие и с миром входили в обитель.

Как добраться

Территория монастыря Сурб Хач расположена в 3,5 км от небольшого города Старый Крым. Путешественникам, которые едут к сюда на автомобилях, нужно повернуть к монастырю по дорожному указателю. Он находится при въезде в Старый Крым, возле здания мечети. Прямо до стен обители проложена хорошая асфальтированная дорога, доступная для любых типов автомобилей.

Общественный транспорт до самого монастыря не ходит, поэтому те, кто приезжает в Сурб Хач своим ходом, добираются на рейсовых автобусах до города Старый Крым, а оттуда идут к обители пешком.

Монастырь Сурб-Хач в Крыму: особенности и месторасположение

Особый интерес для путешественников представляет Старый Крым, охвативший подножье Монастырский горы. На самой вершине этой живописной лесистой местности можно увидеть очертания апостольской церкви. Именно здесь располагается Сурб-Хач – старейший действующий армянский монастырь.

История

В XIII веке с согласия ордынских ханов большое количество армян переехало в Тавриду из городка Ани, разрушенного сильным землетрясением. Свое пристанище они обрели в городке Крым. Существует легенда, что духовный предводитель армян Ованес Себастаци увидел в небе огромный огненный крест, который счел хорошим предзнаменованием и принял решение возвести на этом месте большой монастырь. Отсюда и его название – Сурб-Хач, что в переводе означает «святой крест».

Вместе со своим братом Ованес Себастаци купил у генуэзцев участок в 50 гектаров и в 1358 году приступил к возведению обители, а на его кровлю было решено водрузить главную реликвию армянского народа – крест с храма города Ани.

Среди историков существует мнение, что этот монастырь стал своеобразным символом сопротивления против обращения армян в католицизм. Так и началась история армянской Церкви Святого Креста, многие десятки и даже сотни лет она была связана с разрушениями – в результате атак со стороны генуэзцев, татар и турков здание постоянно разрушалось и восстанавливалось вновь, многократно перестраивался братский корпус и появлялись новые кельи.

В обители находили временное пристанище все армяне, пострадавшие от гонений за приверженность христианской вере.

За всю свою историю обитель Сурб-Хач была недействующей лишь дважды. Первый раз случился тогда, когда армян выслали из Крыма в задонские степи. Второй случай произошел уже во времена советской власти, когда в 1925 году на месте обители основали туберкулезный диспансер, а спустя год – пионерский лагерь для школьников.

Во время Второй мировой войны монастырь оказался полностью заброшенным и начал постепенно ветшать и разрушаться. Так продолжалось до 70-х годов прошлого века. В то время на территории комплекса начались археологические раскопки и здание частично восстановили, а в помещении бывшей келейной устроили санаторий.

Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач только в начале 90-х годов прошлого века, когда над храмом снова установили крест, и начались богослужения. В 2002 году монастырь официально передали армянской православной церкви, но открыли его только в 2008 году, когда провели электричество, обустроили подъездные пути и назначили настоятеля. Незадолго до этого из Армении были привезены кресты с зашифрованной надписью «Сурб-Хач», их установили возле дверей храма. На сегодняшний день монастырь является действующим.

Описание

Сурб-Хач для православных армян – это мужская обитель, женщинам вход сюда категорически воспрещен. Для посещения открыты только руины старого здания – братский корпус, помещение трапезной, а также внутренний двор. В древние времена эта обитель была довольно знаменита, в ней размещалась собственная школа, на территории обители переписывались самые известные священные книги и духовные памятки. Даже атака турецких войск в 1475 году не приостановила просветительской и нравственной жизни в монастыре Сурб-Хач.

Вплоть до XVIII века обитель оставалась главным центром паломничества верующих армян на территории всего Крыма, а также Северного Причерноморья. Известно, что изначально служители жили в одной общей келейной, но по мере роста числа послушников увеличивалось и количество внутренних жилых помещений. Сами комнаты были небольшими – 2х2 метра, при этом в каждом помещении находился камин.

Сейчас сложно представить, как можно жить в условиях столь ограниченного пространства, но не стоит забывать, что в кельях монахи лишь спали и читали молитвы, а для этого совсем не нужно много места.

В обители имелся глиняный водопровод. Были оборудованы единая душевая комната и две трапезные: первая – для монахов, а вторая – для посетителей-мирян. Неподалеку от келий располагался вход в церковь. Благодаря подобному расположению сводились к минимуму контакты с мирянами.

В отдельно расположенной башне обустраивалась комната настоятеля, который каждое воскресенье проводил литургию. Он оставался в своей келье в полнейшем одиночестве с понедельника по субботу и готовился к богослужению, после чего спускался по небольшой лестнице и выходил сразу к алтарю.

Ворота в храм украшают величественные кресты, возле которых можно заметить надгробные плиты – это старинные захоронения первых послушников и основателя Сурб-Хач. Согласно обычаям армянской церкви быть погребенным возле входа в монастырь или храм всегда считается огромной честью.

Над входом видна одна из старинных фресок, изображающая Богородицу, однако она сохранилась совсем плохо. Согласно дошедшим до нас документам, в прежние времена в монастыре было немало росписей, но они сейчас пребывают в самом плачевном состоянии, и очертания ликов святых на них практически незаметны.

В армянских церквях иконостас отсутствует – алтарь украшает только икона Богоматери. Само место отделено от остального помещения небольшим занавесом, в этом плане армянские религиозные традиции очень близки к раннехристианским. В помещении имеется купель для проведения обряда крещения, а также зона, куда можно при желании поставить горящую свечу – свечки за упокой и за здравие армяне ставят в едином месте.

В храме Сурб-Хач хранится известная икона, называемая «Моргающий Иисус». Во всем мире существует лишь 3 зарисовки с оригинала, а сам оригинал – это не что иное, как плащаница, которой был покрыт Иисус сразу после кончины, и на котором сохранился отпечаток его лица. Одно такое полотно хранится в Сурб-Хач, второе – в Грузии, а третье – в Ватикане.

Икона сделана так, что при взгляде на нее из любых положений, Иисус то глядит на человека, то его веки закрыты, то наполнены кровью и слезами. Это изображение производит поистине неизгладимое впечатление на каждого, кто его видит.

Монастырский сад, вне всякого сомнения, является одной из главных достопримечательностей обители. Конечно, его красота за несколько столетий поблекла – в прежние века он славился своими деревьями, здесь было несколько красивых фонтанов, но до наших времен сохранилось только два. Фонтаны выглядят как сооружения прямоугольной формы, выложенные из камня, на поверхности которых хорошо различимы вырезанные узоры. Располагается сад на нескольких террасах, к ним ведут лестницы, которые сейчас находятся в полуразрушенном состоянии.

Возле обители в середине лета отмечают Вардавар – это армянский аналог дня Ивана Купалы, а в праздничные дни тут проводят выставки работ народного армянского ремесла и концерты фольклорных коллективов. Здесь собираются туристы со всего ближнего зарубежья, при этом посетить мероприятия может любой человек вне зависимости от его пола, национальной принадлежности и религиозного вероисповедания.

На память о знакомстве с этим древним монастырем туристы берут святую воду. Она сбегает по трубопроводу и бьет прямо из стены этого монастыря.

Правила поведения

На территории усадьбы монастыря действуют строгие правила поведения:

  • парковать автомобиль допускается лишь на отдельно отведенных для этого площадках, проезд в охраняемую зону запрещен для всех типов автотранспорта, помимо служебного;
  • разбивать палатки можно лишь по предварительному согласованию с настоятелем и в строго установленных зонах;
  • включать нерелигиозную музыку категорически запрещено;
  • не допускается вырубка деревьев, выпас сельскохозяйственных животных и птиц, покос травы, сбор плодов и растений в саду;
  • прогулки с собаками возможны исключительно в намордниках и на поводке;
  • на территорию самого храма можно входить только в сопровождении служителей монастыря;
  • посетители должны иметь соответствующее обстановке одеяние.

В настоящее время в помещении обители продолжаются строительные работы по реконструкции, поэтому запрещен вход на следующие строительные площадки:

  • лестничные пролеты, ведущие с первого на второй этаж;
  • башни и подвальные помещения;
  • первый этаж братского корпуса.

Не допускается хождение по кладкам и парапетам опорных конструкций. Проводить фото- и видеосъемку на территории Сурб-Хач можно лишь с разрешения настоятеля. Запрещено заходить в обитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, посещать внутренние помещения с оружием, а также курить в стенах монастыря.

Где находится и как доехать?

Сурб-Хач располагается в довольно живописном месте – он словно потерян в предгорном лиственном лесу. Возле него нет никаких жилых строений и автотрасс, местечко крайне уединенное и спокойное. Сюда не доходят никакие шумы города, слышны лишь трели птиц и церковная мелодия, доносящаяся из храма.

Обитель располагается в Кировском районе Старого Крыма, но это лишь общий адрес. Для того чтобы найти верную дорогу, нужна большая конкретика. Самым лучшим ориентиром можно назвать подножие Монастырской горы. Она располагается между известными крымскими курортами – Судаком и Феодосией.

Монастырская Гора является частью северного склона Крымской гряды, сюда можно добраться из всех местных населенных пунктов по трассам Р-29 и Р-23. Туристы могут попасть сюда по довольно оживленному шоссе маршрута Старый Крым – Приветное.

Пешие путешественники обычно сходят на станции Старый Крым, после чего перемещаются вдоль трассы в западном направлении. В том месте, где она пересекается с улицей Ленина, следует свернуть в направлении горы и по самому первому переулку выйти из села (это примерно 700 метров). После перехода через небольшую речушку Чурук-Су следует пойти по дороге, которая и поднимает путников к историческому и духовному сокровищу всего армянского народа.

О том, как добраться до монастыря Сурб-Хач в Крыму, смотрите в следующем видео.

Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и Феодосии, он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Как добраться:

Армянский монастырь Сурб-Хач.

GPS координаты: 45.000742, 35.062577.

Можно добраться на авто-велотранспорте, пешком по асфальтированной дороге – с трассы Симферополь-Керчь, проходящей через Старый Крым, свернуть по указателю, двигаться на юго-запад около 3,5 км.

Путь от автостанции Старого Крыма к монастырю Сурб-Хач

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос.

GPS координаты: 44.984542, 35.068078.

Можно добраться на велотранспорте, пешком по маркированной тропе – от монастыря Сурб-Хач двигаться на юг около 3 км.

Тайны старого крымского монастыря Сурб-Хач ФОТО

Древний армянский монастырь Сурб-Хач нельзя назвать одним из самых популярных мест в Крыму. Но эти неприступные и, на первый взгляд, суровые стены хранят в себе многовековую историю человеческого отчаяния, слез, веры и благодарности.

Обитель была построена в ХIII веке, когда армяне из разрушенного землетрясением города Ани переселились в Крым. Есть и другая версия происхождения монастыря. Сурб Хач переводится с армянского как «святой крест». Это название, по преданию, было дано неспроста. Основатель обители Ованес Себастаци, увидел в небе огромный огненный крест и, решив, что это знамение, возвел на этом месте монастырь. По другой версии прямо под ногами у Ованеса забил чистейший родник, он тоже решил, что это знак и, опять-таки, построил возле этого места святую обитель.

Сейчас «Сурб-Хач» считается не только уникальным историко-культурным объектом, но и святым местом для паломников. Постройка напоминает больше крепость своей монументальностью и неприступностью. Оно и понятно, в те далекие времена близость Крымского ханства обязывала держать оборону. На монастырь очень часто совершались набеги, поэтому окна постройки похожи на бойницы, а дворик перед входом в храм – древняя оружейная. Об этом писал армянский поэт-классик Минас Медици, который долго жил в монастыре:

«Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных. И вид, и положение твоё дивны».

Судя по всему, оборона обители проходила вполне успешно. За всю историю своего существования монастырь не был действующим всего два раза. При Екатерине II, тогда армян переселяли из Крыма на Дон, и второй раз, когда после революции в здании монастыря был устроен пионерский лагерь.

А во время Второй мировой войны на территории Сурб Хач находился штаб фашистов, поэтому Советская армия нещадно бомбила монастырь. Удивительно, тогда практически все постройки превратились в руины, но храм обители остался невредим. В 2002 году Сурб Хач был вновь был передан Армянской апостольской церкви.

В монастыре и сейчас действует уцелевший во время бомбежки храм Сурб-Ншан (Святое Знамение). С ним и монастырем еще с древности связано немало удивительных преданий.

В храме нет и намека на роскошь. Те, кто служит тут, уверены: «видимое – временное, невидимое – вечное». Фото: otzovik.com

Вход в храм украшен изображениями многочисленных крестов. Паломники в знак благодарности сделали их на стенах святыни. Первое изображение датируется 1401 годом. Говорят, многие люди излечивались тут от болезней.

С древности на территории монастыря бьют три фонтана: здоровья, мудрости и красоты. Каждый берет своё начало из отдельного горного источника.

Вода к фонтанам монастыря издревле подводилась из источников по водопроводам, сложенным из керамических труб. Фото: travel-hystory.com

На подступах к монастырю туриста или паломника ожидает дивная картина: здесь деревья украшены многочисленными полосками ткани. Эту местность называют «тряпичной рощей». Люди верят, что оставив часть одежды в этом месте, они избавятся от болезней и всего плохого.

Но главная святыня для паломников и диковинка для туристов – это икона с изображением Христа в храме Сурб Ншан. Подобных икон в мире существует всего три. Одна хранится в Грузии в мужском монастыре Святого Креста Джвари, вторая в Ватикане, а третья в храме Сурб Ншан. Это зарисовки с плащаницы, которой был покрыт Спаситель после кончины и на которой сохранился отпечаток его лица. Особенность образа заключается в том, что каждый видит лик Иисуса по-своему. Для кого-то глаза Христа закрыты, кто-то видит их открытыми, кто-то попеременно. Говорят, что взор Спасителя на иконе может увидеть только чистый сердцем человек.

На иконе в храме Сурб-Ншан проявляется так называемый «эффект двоевзора»: когда смотрящему кажется, что глаза у лика святого то открыты, то закрыты. Фото: zen.yandex.by

В опорную стену перед паломнической гостиницей встроен очень интересный камень. Никто не знает, как он туда попал, но внешне камень очень своеобразен. Это природный камень, в виде странного цветка или фрагмента тернового венца. А еще, говорят, что свечи, поставленные в храме Сурб-Ншан, стекая воском в песок под ними, окрашивают его в красный цвет.

У монастыря есть свой хранитель. Его зовут Акоп. Он давно живет неподалеку от монастыря. За это время Акоп восстановил множество хачкаров (восточный крест с изображениями цветов, причудливых орнаментов, птиц, животных), сделал новые. Свою жизнь и труд мастер, талантливый резчик по камню, отдает святыне своего народа. Конечно, такой человек достоин того, чтобы о нем знали, видели, и не только в монастыре. Но Акоп уверен, что земная слава суетна.

Множество легенд окружает древнюю обитель, что из них правда, что вымысел, мы не узнаем никогда. Но то, что многие из тех, кто побывал там, меняются навсегда, это факт. Можно ли не измениться, прикоснувшись к огромному пласту истории и веры целого народа? Да и есть ли у настоящей веры национальность?

Монастырь находится в 3,5 км от города Старый Крым, туда удобно добираться на машине. Настоятеля монастыря можно попросить провести экскурсию. Другой вариант – отправиться на экскурсию по городу Старый Крым из Судака, в поездку будет включено и посещение обители. От Судака на машине или автобусе ехать до обители Сурб-Хач примерно 30-40 мин.

Читайте также:

Вы любите активный отдых и не представляете его без свежего воздуха, бани или рыбалки? Тогда наша ферма – это идеальн.

Если вам или вашим детям предстоит принимать участие в торжественном мероприятии, конкурсе или выступать на сцене, и .

Наша SPA-усадьба предлагает своим постояльцам такие услуги, как: – питание; – массаж; – проведение свадеб; .

Недорого отдохнуть в Крыму вполне реально, но стоит знать некоторые нюансы. Существует распространенное мнение, что в.

Вход в храм Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае украшает лик ангела Серафима. Согласно древней книге пророка Иезе.

Монастырь Сурб-Хач у Старого Крыма

В прекрасном горном лесу чуть выше Старого Крыма почти 700 лет стоит монастырь Сурб-Хач, принадлежащий Армянской апостольской церкви. Туристы приезжают сюда полюбоваться строгой архитектурой церкви Сурб-Ншан и другими постройками древней обители, запастись вкусной водой из двух родников, погулять по окрестностям монастыря.

Здесь особенно красиво в конце зимы, когда сквозь опавшую листву пробиваются и распускаются крымские подснежники – галантусы. Самые упорные путешественники добираются и до руин еще одного армянского монастыря — Сурб Степанос, расположенного в 3 км от Сурб-Хача.

История армянского монастыря Сурб-Хач

Основан он Ованесом Себастаци в 1358 году и долгое время был резиденцией главы крымской епархии Армянской Апостольской Церкви. Строительство было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, к этому времени в Крыму имелась крупная армянская диаспора. Армяне составляли большинство населения в Сугдее (Судаке), Кафе (Феодосии), Салхате (Старый Крым). Много их было и в других городах Крыма. В основном это были купцы, ремесленники, строители, врачи. Они нуждались в духовном окормлении, и количество армянских церквей росло вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Вторая причина — генуэзцы активно насаждали католицизм в своих прибрежных колониях, а именно им принадлежали Сугдея, Кафа, Луста (Алушта), Чембало (Балаклава) и пр. Поэтому армяне, принадлежащие к другой ветви христианства, перебирались вглубь полуострова. А так как в Старом Крыму большая часть населения была армянами, то и монастырь было решено построить в паре миль от него.

Сначала была построена церковь Знамения — Сурб-Ншан. Другие постройки того времени не сохранились, возможно были разрушены во время захвата Крыма татаро-монголами. Впрочем, ордынцы лояльно относились к чужим религиям и монастырь продолжил свое существование. Те корпуса с кельями и трапезной, что мы видим сейчас, построены в XVI-XVIII вв., видимо на месте старых.

Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.

В середине XVIII века при переселении христиан Крыма в Россию, монастырь Сурб-Хач также покидается духовенством, которое у только основанного города Нахичевань-на-Дону закладывает одноименную обитель. Но в конце века в старый Сурб-Хач возвращается жизнь и практически до твердого становления советской власти на полуострове в нем продолжаются службы.

В 1925 году духовное учреждение ликвидируют и в монастырских зданиях открывают детский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. Во Время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и сильно разрушен. После нее стоял заброшенным и, хотя в нем проводили кое-какие работы, их явно было недостаточно, чтобы прекратить разрушение строений.

Всерьез на него обратили внимание только в конце 1980-х, возобновили реставрационные работы, а в 1993 году возобновили богослужения. В 2002 году крымские власти вернули монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольской Церкви.

Что посмотреть у монастыря Сурб-Хач

Сейчас это действующая обитель, поэтому на ее территории требуется соблюдать правила – закрытая одежда, фото только по разрешению. Экскурсия предполагает осмотр комплекса построек — церкви Сурб-Ншан, братского корпуса и трапезной рядом с которой одна комната отдана под музей, рассказывающий об истории монастыря Сурб-Хач и быте его общины.

В монастырском саду, который устроен на террасах, соединенных пятипролетной лестницей, есть два украшенных резьбой по камню фонтанародника, вода в которые подается из горных родников посредством керамических труб (обычная практика в Крыму до начала ХХ в.). После экскурсии можно выпить кофе в небольшом кафетерии, наслаждаясь покоем этой уютной частицы средневекового Крыма.

Как добираться в Сурб-Хач

Чтобы попасть в монастырь, нужно с трассы Таврида свернуть на старую дорогу Симферополь-Керчь, въехать в Старый Крым и найти указатель на монастырь Сурб-Хач, от него проехать еще 3,5 км. Часть пути проходит по городским улочкам, но вскоре дорога пойдет в верх в горы и по сторонам появится лес.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]