Обзор музея Гуггенхайма в городе Бильбао
Музей Гуггенхайма в Бильбао называют шедевром архитектуры деконструктивизма XX столетия. Он является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхайма, который был построен в Нью-Йорке в середине прошлого века. Все эпохи развития человечества приносили с собой новые направления в живописи, литературе, архитектуре и т. п. Поэтому в любой эпохе можно найти различные шедевры, оставленные потомкам. Это могут быть картины, музыкальные композиции, архитектурные сооружения. Одним из таких архитектурных памятников деконструктивизма и является музей Гуггенхайма в Бильбао. В этой статье речь пойдёт об истории этого музея, особенностях архитектуры и экспозиции. А также будет приведена контактная информация, которая может быть полезна туристам.
История музея Гуггенхайма в Бильбао
В рассказе об истории музея нужно обязательно сказать несколько слов о его основателе Соломоне Роберте Гуггенхайме. Это успешный американский промышленник, который своё время владел золотыми приисками и рудниками, где добывалась медь. Как говорят современники Гуггенхайма, у него в жизни было две встречи, изменившие его мировоззрение. Первым событием стала свадьба с Ирэн Ротшильд в возрасте 36 лет. Именно она заразила его коллекционированием предметов искусства. Гуггенхайм стал приобретать картины художников эпохи Возрождения. В определённый момент он отошёл от дел и полностью отдался коллекционированию.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Второй поворотной встречей в его жизни стало знакомство в возрасте 65 лет с баронессой Хиллой фон Ребай. Эта немецкая художница привлекла внимание Гуггенхайма абстрактному искусству. Он настолько заинтересовался, что постепенно распродал коллекцию картин старых мастеров и занялся исключительно абстрактным искусством. В 1937 году Соломон Роберт Гуггенхайм основывает Фонд поддержки и развития современного искусства. В 1939 году открывается музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Популярность этого музея значительно возросла после того, как в 1959 году он переехал в новое футуристическое здание, которое построил Ф. Райт. Здание музея можно назвать одним из самых необычных в Нью-Йорке. В 1951 году племянница Соломона ─ Пегги Гуггенхайм при поддержке фонда своего дяди организует свой музей в старинном палаццо города Венеция. В то время самого Соломона Роберта Гуггенхайма уже не было в живых. Он умер в 1949 году, когда ему было 88 лет. Ещё один музей Гуггенхайма открыт в Абу-Даби.
Переговоры о строительстве филиала музея Гуггенхайма в испанском городе Бильбао начались ещё в 1991 году. В открытии музея в октябре 1997 года участвовал король Испании ─ Хуан Карлос I с супругой Софией.
Расположение музея в городе Бильбао было выбрано испанскими властями не случайно. Бильбао в стране Басков является крупным промышленным городом неподалёку от океана. Но здесь мало достопримечательностей, которыми можно привлечь туристов. В городе есть район Casco Viejo или старый город, но его историческая и архитектурная ценность невелика. Исторический центр Бильбао сильно пострадал во время войны с Наполеоном, карлистских войн и бомбардировок франкистов в 1936 году.
В конце XX века из-за спада производства власти Бильбао старались оживить экономику города путём привлечения туристического потока. Поэтому было принято решение существенно преобразить внешний вид Бильбао. Как раз в это время фонд Гуггенхайма искал место для строительства филиала музея в Нью-Йорке. Новый музей позволил улучшить имидж Бильбао и пополнить казну города. Этот музей уже давно вошёл в перечень культурных мест, которые рекомендуются к осмотру при посещении Испании. При этом во время строительства и позже музей Гуггенхайма в Бильбао многие критиковали. Критики указывали на чрезмерно высокую стоимость строительства, но к настоящему времени музей уже многократно окупился. Некоторые скульпторы и вовсе отказывались размещать свои работы в стенах музея.
Но в целом решение оказалось правильным, и музей позволил привлечь в Бильбао большой поток туристов.
Вернуться к содержанию
Здание музея и экспонаты рядом с ним
Музей в Бильбао разместился в авангардном здании, которое имеет сложную геометрию. Основные материалы, которые использовались при строительстве, это стекло, титан, известняк. Проектировкой здания музея занимался канадец Фрэнк Гери, которого называют отцом-основателем деконструктивизма в архитектуре. Сооружение практически не имеет прямых углов, все поверхности причудливо изгибаются, а помещения внутри плавно переходят друг в друга.
Центральную часть здания посетители часто сравнивают с раскрывающимся цветком артишока. А лепестками являются удлинённые боковые крылья павильонов. Здание музея Гуггенхайма в Бильбао не оставляет равнодушным ни одного посетителя. Кто-то им восхищается, другие раздражаются, а третьи негодуют. Сооружение действительно вызывает противоречивые чувства. С чем его только не сравнивают. Самые распространённые ассоциации у посетителей музея: фантастическая птица, инопланетный космический корабль, цветок, футуристический корабль и тому подобное.
Музей Гуггенхайма в ночное время
Для того чтобы свет проникал внутрь здания, в конструкции предусмотрены панорамные окна и косые своды. Большая часть поверхности здания зашита титановыми пластинами, которые дают различный цвет в зависимости от падающего на музей освещения. Если погода пасмурная, то знание отдаёт тусклым металлическим блеском. На закате титановые пластины дают золотистый цвет. Фантастический вид музей приобретает в лучах ночной подсветки, когда он играет красками.
Как говорит большинство посетителей музея Гуггенхайма, самый красивый вид здания можно наблюдать со стороны университета Деусто. Это на противоположном берегу реки Нервьон, рядом с которой построен музей. Если посмотреть на отражение здания в реке Нервьон, то картина кажется ещё более сюрреалистичной.
Вид «фантастического корабля» со стороны реки
Центральный атриум в здании музея Гуггенхайма в Бильбао, высота которого составляет 55 метра, выполнен из стекла. Считается, что это дань уважения Фрэнка Гери архитектору Фрэнку Ллойду Райту, который построил музей Соломона Гуггенхайма в городе Нью-Йорке.
Рядом со зданием музея Гуггенхайма расположились несколько экспонатов, которые из-за своих крупных габаритов не помещаются внутри. Один из них ─ это щенок высотой 13 метров, выполненный в виде живых цветов. Автором этого произведения является художник Джефф Кунс из США. В каркасе этого гигантского щенка растут тысячи цветов, к которым подведена система капельного полива. Интересно то, что окраска щенка-статуи меняется в зависимости от сезона. В результате обновления однолетних цветов летом окраска становится пёстрой, а зимой преимущественно зелёной. Первоначально планировалось, что «цветочный щенок» лишь временно будет размещён у музея в Бильбао, а затем его уберут. Но благодаря множеству положительных отзывов посетителей музея, композицию решили оставить.
Щенок из цветов у музея в Бильбао
Перед музеем Гуггенхайма в Бильбао также расположена скульптура металлического паука. Автором является американский скульптор Луиза Буржуа. Эта 10-метровая паучиха получила название «Мама». В брюхе паучихи можно увидеть яйца. Для некоторых скульптура может показаться пугающей. За скульптуры своих пауков Луиза Буржуа в свое время была награждена «Золотым львом» (48-й Венецианский бьеннале).
Паучиха работы Луизы Буржуа у музея Гуггенхайма
С 2009 года на набережной рядом с музеем установлена инсталляция из зеркальных сфер, которая называется «Высокое дерево и глаз». Автором является Аниш Капур.
Инсталляция из зеркальных сфер «Высокое дерево и глаз»
В дневное время рядом с музеем Гуггенхайма в Бильбао бьют фонтаны под музыкальное сопровождение. В ночное время включаются «Огненные фонтаны». Они являются реализацией проекта Ива Кляйна под названием «нематериальная архитектура», которую он придумал ещё в 1961 году.
На территории музея в Бильбао туристов поджидает и ещё один сюрприз. Его можно наблюдать в безветренную погоду. В определённый момент сооружение начинает поглощать туман и в определенный момент кажется, что это космический корабль, который плывёт над рекой Нервьон. Эффект обеспечивается несколькими тысячами специальных установок по периметру здания музея, которые выпускают распылённую влагу. Этот проект специально для музея Гуггенхайма создал Фуджику Накайа.
Туман поглощает здание музея
Рядом с музеем также можно увидеть работу Джеффа Кунса – разноцветные тюльпаны, выполненные из тонкой нержавеющей стали. По внешнему виду они похожи на надувные.
Скульптура Джеффа Кунса
Картины вокруг музея Гуггенхайма в Бильбао дополняет мост Салве большой высоты. Он имеет опору ярко-красного цвета и, если смотреть с определённой точки, как будто пронзает здание музея.
Экспозиция
Внутреннее пространство музея Гуггенхайма состоит из общего холл-атриума огромных размеров высотой в три этажа. На разных уровнях от него отходят залы, где расположены экспонаты. Постоянные экспозиции музея расположены на третьем этаже. В нескольких залах размещены картины художников середины XX века и более поздних. Ещё несколько залов занимают произведения из таких направлений, как сюрреализм и кубизм. В основном здесь представлены работы Кандинского, Шагала, Пикассо, Модильяни и других. Кроме того, на третьем этаже можно осмотреть выставку фотографий в Париже.
Неискушённому туристу может показаться, что экспонаты в музее Гуггенхайма расставлены хаотично и бессистемно. Но это не так. Музей в Бильбао разделён на несколько отдельных зон. В этих зонах представлены экспонаты по различным направлениям современного искусства. К примеру, футуризм, кубизм, абстракционизм или сюрреализм. Музей отличается тем, что здесь значительно больше различных электронных произведений и всевозможных инсталляций, чем традиционных привычных картин.
Среди наиболее популярных у туристов экспонатов можно отметить работы Ричарда Сери. Его скульптуры выполнены из стали и называются «Суть времени». Эта коллекция представляет собой серию работ из направления, которая называется «беспредметное искусство». Одним из наиболее известных представителей этого течения в двадцатом столетии был Кандинский. Посетители также отмечают популярные принты Мерлин Монро, которые выполнил Энди Уорхол.
Основой экспозиции музея Гуггенхайма в Бильбао является современное искусство примерно с середины прошлого столетия до наших дней. Помимо вышеперечисленных экспонатов, здесь можно увидеть работы Марка Ротко, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Виллема де Кунинга, Джеймса Розенквиста.
А также работы современных художников Испании: Хорхе Отейса, Эдуардо Чиллида, Хуана Муньоса, Антонио Саура. Вместе с тем в музее часто проводятся временные выставки классических произведений искусства. Периодически здесь демонстрируются работы Дюрера, Микеланджело, а также коллекции из нашего Государственного Эрмитажа.
Посетители музея часто отмечают коллажи Роберта Раушенберга. Многие считают, что они несут в себе скрытый смысл и заставляют анализировать. Можно также отметить экспрессивные произведения Виллема де Кунинга, которые имеют хорошую энергетику и искренность. Произведения Ива Кляйна довольно загадочны и рождают различные ассоциации. В отзывах часто можно встретить информацию о работе Марка Ротко из основной экспозиции музея. Она относится к экзотическому направлению «живопись цветового поля». Марк Ротко является представителем абстрактного экспрессионизма. Работы этого художника продаются на мировых аукционах по баснословным ценам.
Интерьер музея Гуггенхайма
Справедливости ради нужно отметить, что далеко не все туристы остаются довольны посещением музея Гуггенхайма в Бильбао. Если оригинальность архитектуры здания признают практически все, то экспозиция не у всех вызывает положительный отклик. В отзывах многие писали, что музей представляет собой разрекламированную пустышку. И в этом есть доля правды. Ведь, если музей Гуггенхайма в Нью-Йорке создавался на базе шедевров, которые собирались десятилетиями, то экспозиция его филиала в Бильбао создавалась «с чистого листа». Сначала было построено здание музея, а затем начали формировать экспозицию. Так, что здесь нет настоящих работ, которые относятся к шедеврам искусства. В основном залы музея заполняются выставками работ молодых неизвестных мастеров, которые ещё не успели себя проявить.
Вернуться к содержанию
Расположение музея Гуггенхайма на карте Бильбао
На интерактивной карте ниже можно посмотреть расположение музея и остановки общественного транспорта.
Добраться до музея можно на следующем транспорте:
- Автобусы 01, 10, 13, 18, A. Выход на остановке: «Museo 1 / Henao»;
- Автобусы 13, 27, 38, 48. Выход на остановках: «Alda. Recalde 11» и «Alda. Recalde 12»;
- Автобусы 11 и 71. Выход на остановках «La Salve / Igogailua» и «Campo Volantín / La Salve»;
- Трамвай. Выход на остановке Guggenheim;
- Метро. Остановка «Moyua» примерно в 500 метрах на юг от музея. Выход «Ercilla-Guggenheim».
В таблице ниже приведена контактная информация музея Гуггенхайма в Бильбао.
Адрес | Авенида Абандоибарра, 2 – 48009 Бильбао |
Телефон | (+34) 944 35 90 90 / 944 35 90 23 |
Телефон для групп | (+34) 944 35 90 23 (с 9:00 до 14:00). |
Факс | (+34) 944 35 90 10 |
Электронная почта | informació[email protected] |
Сайт | www.guggenheim-bilbao.eus/ru/useful-information/hours-and-admission/ |
Вернуться к содержанию
График работы и стоимость билетов
Музей работает с 10─00 до 20─00. Он закрыт 25 декабря и 1 января, а 24 и 31 декабря работает до 17─00. Понедельник – выходной день за исключением:
- Понедельников в июле и августе;
- 2 января;
- 10 и 17 апреля;
- 1 мая;
- 4 и 11 сентября;
- 4 декабря.
Данные приведены на 2017 год. Свежую информацию можно посмотреть по ссылке, указанной в таблице выше. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея, а посетителей просят на выход за 15 минут до закрытия. Она работает со вторника по воскресенье с 10─00 до 19─30.
- Взрослый ─ 13 евро;
- Для пенсионеров и студентов (до 26 лет) ─ 7,5 евро;
- Для детей (в сопровождении взрослых) и друзей музея вход бесплатный.
Стоит отметить, что цена входного билета в музей Гуггенхайма может меняться в зависимости от экспозиции. При смене экспозиции и закрытие некоторых залов билеты могут продаваться по сниженным ценам. В зависимости от категории и количества посетителей могут предоставляться скидки на группы. Например, скидки могут предоставляться группам взрослых, пенсионеров, студентов от 20 человек.
В стоимость билета в музей включён аудиогид, позволяющий посетителям самостоятельно изучить экспозицию музея. В нём содержится информация об архитектуре здания и самой экспозиции. Доступные языки: испанский, баскский, итальянский, французский, немецкий, английский.
Существует также билет под названием Bono Artean. Это общий билет на вход в Музей изящных Искусств и Музей Гуггенхайма в Бильбао. Это позволяет сэкономить при посещении туристами двух этих музеев. Отмечается, что цена билета может увеличиваться в зависимости от изменения в экспозициях.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье, а также ваши отзывы о музее Гуггенхайма в Бильбао, оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию
МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО
Отправляясь на отдых в Испанию, каждый путешественник составляет насыщенную программу, в которой немало времени уделяется культурно-познавательным экскурсиям. Посещение музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао – отличная возможность расширить свой кругозор, познакомиться с шедеврами современного искусства и архитектуры, разобраться в тонкостях художественной мысли нашего времени, по-другому взглянуть на мир, по-новому осмыслить значение слова «искусство».
Историческая справка
Здание музея расположено на берегу реки Нервион, в самом центре города. Его двери были открыты для посетителей в 1997 году, после чего музей Гуггенхайма стал главной достопримечательностью и визитной карточкой Бильбао.
Музей посвящен современному искусству ХХ века и обладает внушительной коллекцией работ выдающихся мастеров новой эпохи. Это один из 6 подобных филиалов, работающих от фонда Соломона Гуггенхайма. Здесь проводятся как постоянные экспозиции, так и временные выставки испанских и зарубежных художников.
Здание, музея Гуггенхайма в Бильбао, было построено по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери с использованием передовых достижений системы автоматизированного проектирования CATIA.
Пожалуй, это самый большой и главный экспонат комплекса, впечатляющий своим инновационным дизайном и дерзкой конфигурацией. Уникальный образец революционной архитектуры современности стал великолепным фоном для выставленных в нем экспонатов.
Зрелищное строение по праву считается одним из лучших зданий в стиле деконструктивизма. Оно будоражит воображение самыми невероятными сравнениями. Многие видят в нем воплощение футуристического космического корабля, распускающейся розы, необычного морского судна или даже – артишока.
По словам известного архитектора ХХ столетия Филипа Джонсона, музей Гуггенхайма в Бильбао это «величайшее здание нашего времени». Хаотично искривленные металлические конструкции музея обшиты более чем 30 тыс. титановых пластин, которые переливаются матовым металлом днем и сияют золотом на закате, словно рыбья чешуя.
Главный атриум, высотой 55 метров, напоминает футуристический собор в форме огромного металлического цветка, от которого отходят «лепестки» из анфилад выставочных залов, общая площадь которых составляет 11 тыс. кв.м.
По периметру музея расположилось несколько причудливых скульптур, которые гармонично дополняют внешний облик здания.
Уличные экспонаты
Уличные арт-объекты, музея Гуггенхайма в Бильбао, сходу завораживают внимание гостей, как бы намекают на то, что впереди их ждут не менее замысловатые экспонаты, – чего только стоит гигантская скульптура паука, точнее паучихи с ласковым названием «Маман».
Паучиха – «Маман»
Ее высота – почти 9 метров, а миниатюрное тело с большим мешком яиц на брюшке парит на длинных, изящно тонких ногах. Образ самки Черной вдовы создает весьма контрастное впечатление: с одной стороны выступает мощь жестокого хищника-убийцы, а с другой ощущается хрупкость и уязвимость матери, готовой на все, чтобы дать жизнь своему будущему потомству.
Автор этой работы живописец и скульптор Луиза Буржуа испытывала большую страсть к паукам. К тому же мать Луизы была реставратором гобеленов, что натолкнуло художницу на создание столь необычного шедевра в дань ее уважения, ведь пауки так же ловко управляются с нитями, как и ткачи.
«Щенок»
Экспонат «Щенок», по кличке Пуппи, – главный охранник музея и негласный символ Бильбао. «Маленький песик», высотой 13 метров, продолжает расти не только образно, но и буквально. Его «шерсть», – это пестрый газон из благоухающих растений.
Гигантская цветочная собака шотландской породы вест-хайленд-терьер, окутывает зрителей ароматом разноцветных магнолий, ноготков, петуний и других цветов. Образ Пуппи наполняет радостью и оптимизмом, а по словам его автора прививает «доверие и безопасность».
Создатель данного экспоната, Джефф Кунс, использовал современные технологии компьютерного моделирования, чтобы сотворить нечто, подобное европейскому саду XVIII века. Благодаря его стараниям, щенок Пуппи появился на свет в 1992 году, успев побывать в Германии и Австралии, пока «не прибыл на службу» в Бильбао, к вратам музея Гуггенхайма.
«Тюльпаны»
Еще один шедевр современного искусства, работа известного американского художника Джеффа Кунса – «Тюльпаны». Букет из ярких воздушных шаров разного цвета выполнен из нержавеющей стали, покрытой цветной глазурью.
На вид конструкция выглядит легкой, хрупкой и воздушной, как будто вот-вот взлетит в воздух! Сочные краски, впечатляющие объемы, в сочетании с ощущаемой невесомостью «тюльпанов» создают праздничное настроение и восторг.
«Высокое дерево и глаз»
Прямо возле реки Нервион разместилась 14-метровая инсталляция скульптора Аниша Капура «Высокое дерево и глаз». Монументальное сооружение выполнено из 73 отражающих стальных сфер диаметром один метр, закрепленных вдоль трех осей.
Зеркальные поверхности шаров причудливо отражают, преломляя окружающее пространство, создавая и в то же время растворяя новые формы и изображения. Парящие сферы напоминают цепь ДНК, вызывая иллюзию центра притяжения всех объектов и предметов вокруг.
Прямо на пруду, у здания музея Гуггенхайма, можно полюбоваться великолепной работой художницы Фудзико Накая «Туманная скульптура». Эта инсталляция необычна тем, что она неосязаема и непостоянна, так как создается не человеком, а…. туманом!
Искусственно созданные волны «видимого воздуха» расстилаются над водной гладью, окутывая все вокруг молочными облаками. В зависимости от ветра и погодных условий, туманная пелена каждый раз рисует новые образы и формы, завораживая своего зрителя особым шармом и красотой.
Фудзико впервые стала использовать туман в качестве рабочей среды для своего творчества, за что получила широкое признание в качестве концептуального видеохудожника. С 1998 года одна из ее работ украшает фасад музея Гуггенхайма в Бильбао.
Выделяющаяся необычным дизайном и ярким цветом красная арка над мостом Ла Сальве – это тоже арт-объект и экспонат музея Соломона Гуггенхайма. Работа выполнена художником концептуалистом Даниэлем Бюреном специально к 10-летию открытия филиала в Бильбао.
Конструкция арки спроектирована таким образом, что она изящно отражается как в воде, так и в титановом покрытии музея, а также делает силуэт моста менее жестким, но более заметным.
«Суть времени»
В крупнейшей из 19 галерей, под названием Арцелор, размещен самый тяжелый и масштабный экспонат музея Гуггенхайма – инсталляция из 8 монументальных скульптур Ричарда Серра «Суть времени». Это центральная работа коллекции музея, отмеченная престижной наградой Принца Астурийского.
Над ее созданием автор трудился целых 9 лет. Скульптуры высотой более 4,5 м. представляют собой разные текучие формы от длинных волн и незамкнутых цилиндров до спиралевидных лабиринтов. Каждый элемент инсталяции – это, стоящие на ребре, листы атмосферостойкой стали, слегка тронутые ржавчиной и плавно изогнутые по замыслу художника.
Ричарда Серра специально организовал выставочное пространство так, чтобы оказать многогранное влияние на восприятие движения, а также создать незабываемое ощущение пространства в динамике. Так, экспонат «Материя времени» порождает чувство нестабильности, а 30-метровый узкий коридор «Змея» вызывает страх и дискомфорт у тех, кто боится тесных, замкнутых пространств. В целом, экспозиция напоминает параллельную вселенную, поражая своим размахом и оригинальностью.
«150 разноцветных Мэрилин»
В музее Гуггенхайма в Бильбао, представлено одно из наиболее знаменитых полотен Энди Уорхола – «150 разноцветных Мэрилин», посвященное популярной актрисе, секс-символу 50-х годов Мерилин Монро. С помощью шелкографических акриловых чернил художник создал одно и то же лицо знаменитости, разными цветами и оттенками.
Один из залов музея, занимает поучительная инсталляция Цай Гоцяна «Прямолинейность». 99 волков вслепую мчатся навстречу стеклянной стене, разбиваясь о ее поверхность.
Зрелищная экспозиция наилучшим образом демонстрирует все «прелести» стадного менталитета, который не позволяет разглядеть правильный путь в сводах общепринятых норм.
Весьма символическим смыслом наполнена работа Дженни Хольцер – «Инсталляция для Бильбао». Композиция создана из 9 светодиодных панелей высотой 12 м., по которым бегут слова больных СПИДом людей, переживающих страдания и отвержение обществом.
«Бассейн»
В одной из галерей, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, расположен самый неоднозначный шедевр современного искусства, картина «Бассейн». Однако, многие посетители замечают это творение не сразу. Все потому, что экспонат не висит на стене, а лежит на полу.
Огромное полотно насыщенного синего цвета площадью около 560 кв.м напоминает водную гладь небольшого озера, завораживая ультрамариновой глубиной, играющей яркими оттенками в лучах света. Глядя на картину, так и хочется нырнуть в эту бесконечную синюю бездну! Ее автор, – одна из наиболее значимых фигур современного искусства середины ХХ века, выдающийся французский художник-новатор Ив Кляйн.
Будучи неординарной личностью, он обладал богатым внутренним миром. Ив Кляйн доказал своим творчеством, что жест, современного художника, может быть гораздо важнее его произведений, а все гениальное – действительно просто. Шедевр можно создать не только кистью и резцом, но и роликом, телом, огнеметом, дождем, ветром и даже, – пустотой.
«Большая голубая антропометрия»
Великий мастер дал толчок развитию новых направлений в современном искусстве, таких как минимализм, концептуализм, перфоманс.
Ив Кляйн очень любил синий цвет, который считал символом мечты и бесконечности Вселенной. Именно синий становится единственным цветом его работ: картин, скульптур, инсталляций. Кляйн использовал приготовленную по собственному рецепту краску, которую даже официально запатентовал под названием «международный синий цвет Кляйна».
«Большая голубая антропометрия», – еще один экспонат и знаменитая работа художника, из постоянной коллекции музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Ее особенность в том, что в качестве кистей были использованы тела обнаженных моделей, которые обмазывались синей краской, после чего отпечатывали свой силуэт на холсте. Эта картина входит в группу из четырех произведений, так называемых антропометрий Кляйна.
Своими совершенно разными работами Ив ярко демонстрировал, что искусство порой, неожиданно многогранно, а бесконечность, как и нематериальное, тоже могут быть шедевром. Именно поэтому в 1960 году он совершает «Прыжок в пустоту», – самое обсуждаемое в СМИ, неоднозначно воспринятое событие его жизни.
«Прыжок в пустоту»
Ежедневная парижская газета опубликовала фотомонтаж, изображающий летящего со второго этажа Кляйна с довольным лицом и распростертыми руками, подписаный словами: «Человек в космосе! Художник пространства бросает себя в пустоту!» Таким жестом герой знаменитого снимка хотел показать, что ничто – тоже искусство, а космос можно покорить не только техникой, но и сознанием.
Современное искусство – в чем суть?
Многим посетителям, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, современное искусство может показаться не художественным, странным и непонятным. Большинство людей привыкли оценивать работу мастера, его талант, точность линий, чувство цвета и многие другие параметры. Такой подход применим в классическом искусстве, но неуместен в современном.
В современном искусстве, основополагающей ценностью обладает сама идея, ее оригинальность, уникальность, возможность поразить зрителя неординарностью и красотой. При этом, способ воплощения задуманного отходит на второй план, он может быть довольно простым, даже примитивным.
Казалось бы, как можно оценить туманную скульптуру Фудзико Накая, если ее нельзя даже зафиксировать, да и создается она не автором, а случайно и самой природой. Какое участие принимает Ив Кляйн в создании своих антропометрий? – никакого, но, тем не менее, это его творение, он их бесспорный автор.
Ив Кляйн, Фудзико Накая, предложили невероятно уникальные идеи, вложили в них глубокий смысл, свое внутреннее мироощущение. И уже не так важно, кем и каким образом их замысел был претворен в жизнь.
Только поняв и прочувствовав то, что хотел сказать современный художник своим произведением, можно по достоинству оценить его творение и восхититься им. А помочь в этом может книга Дэна Брауна «Происхождение», вышедшая в 2017 году. В ней необыкновенный гид проводит интересную экскурсию по музею, подробно рассказывая о каждом экспонате.
P.S. точный график работы и стоимость посещения Музея Гуггенхайма в Бильбао, можно узнать на официальном сайте – https://www.guggenheim-bilbao.eus/ru/hours-and-admission , на котором также осуществляется продажа входных билетов и представлен полный список действующих экспонатов.
+34 665 813 340
Музей Гуггенхайма в Бильбао: сомнительная достопримечательность
Музей Гуггенхайма в Бильбао является самым известным туристическим объектом этого баскского города. Причем сам музей появился сравнительно недавно — в 1997 году, но за эти годы Бильбао в сознании так тесно сросся с музеем Гуггенхайма, что, когда говоришь, что был в Бильбао, неизменно слышишь вопрос: «Ну, и как музей?». Какой – можно не уточнять: Гуггенхайма, разумеется.
История возникновения музея
Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.
В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.
Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.
Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.
Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.
Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.
В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).
В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.
За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.
Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.
Музей снаружи
Бытует мнение, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – само здание музея. Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. Здание обязательно надо обойти, поскольку с каждой новой точки оно предстает совершенно в другом виде.
Его очертания напоминают и рыбу, и корабль, и цветок розы, и некое взвихренное пространство. Большая часть поверхности музея покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Много стекла. Часть музея, повернутая к деловому центру города, имеет более строгие очертания и облицована известняком из Гранады.
Пожалуй, самый выигрышный вид на музей Гуггенхайма — с противоположной стороны реки, от университета Деусто.
Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого фантасмагорического строения. Во-первых, с музеем соединяется высокий мост Салве – мост буквально пронзает музей. Опора моста – ярко-красного цвета.
Под мостом на берегу реки возвышается металлическая паучиха Луизы Бурже – знаменитая скульптура под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в Стокгольме перед входом в музей современного искусства. Потом – в Москве, перед выставкой Луизы Бурже. И вот – третья встреча. Почему-то с каждым новым разом она мне нравится все меньше и меньше.
С другой стороны музея Гуггенхайма – со стороны городских кварталов – сидит симпатичный 12-тиметровый Щенок (Puppy). Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Щенок, безусловно, очень мил. Я бы сказала, что это самая позитивная часть музея Гуггенхайма в Бильбао.
Еще одна поделка Джеффа Кунса – букет разноцветных тюльпанов из нержавейки. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.
Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.
Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку.
Экспозиции музея
Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.
Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.
Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.
Вид вниз с третьего этажа:
План музея Гуггенхайма в Бильбао
Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)
Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.
Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.
С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.
Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.
На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.
Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.
Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.
Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки
Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.
Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.
Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.
Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.
Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Каждая эпоха характеризуется каким-то новым направлением в искусстве, архитектуре, живописи, оставляя после себя своеобразные памятники-шедевры в виде художественных полотен, музыкальных произведений, уникальных зданий. Таким шедевром архитектуры деконструктивизма 20 века является Музей Гуггенхайма в испанском городе Бильбао.
Музей носит имя известного американского мецената, основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке, увлекающегося абстрактным искусством и вкладывающим средства в его развитие. Соломон Роберт Гуггенхайм родился в еврейской семье, глава которой эмигрировал из Швейцарии в Америку и стал там успешным промышленником и коммерсантом. Финансовое положение его четвертого сына позволило ему приобрести большую коллекцию предметов абстрактного искусства и открыть музей.
Музей Гуггенхайма, открытый в Бильбао, по сути является филиалом нью-йоркского, но отличается своей необычной модернистской конструкцией, спроектированной архитектором Фрэнком Гери, известным в Америке и Канаде своими ультрасовременными проектами. Здание музея, открытое в 1997 году, можно назвать самым оригинальным воплощением идей абстракционизма и деконструктивизма в архитектуре 20 века.
Архитектура музея
Здание, по форме далекое от привычных стандартов, внешне напоминает какой-то инопланетный огромный корабль, снабженный замысловатыми, диковинного вида деталями. Музей находится на берегу реки Нервьон, отражаясь в спокойных водах своими сюрреалистическими формами и становясь от этого еще более загадочно-фантастическим.
Центральная часть здания похожа на раскрывающийся цветок артишока, а длинные крылья-павильоны, расходящиеся в разные стороны, напоминают лепестки. Стены, покрытые титановыми плитами, сверкая под солнцем, усиливают эффект космически неземной конструкции, приземлившейся на берег испанской реки. Кажущийся хаос изгибов металлических рукавов несет на себе функцию «улавливания света», поэтому даже в самую мрачную погоду авангардное здание выглядит сияюще праздничным. Так же потрясающе красиво оно на фоне сине-фиолетового вечернего неба и речной воды, зеркально отражающей удивительные формы уникального сооружения.
Необычные скульптуры
Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками». Автор этой скульптуры Луиза Буржуа, наверно, стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.
Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Надо отдать должное автору скульптуры и цветоводам, ухаживающим за цветочной «шерстью» щенка. Органично подобранные оттенки создают очень симпатичный облик гигантского изображения милого щенка-терьера.
Вызывает восхищение наружная инсталляция тюльпанов, изящно изготовленных из тончайшей стали, покрытых блестящей краской разных цветов: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров.
Экспозиции музея
В них широко представлены предметы абстрактно-модернистких направлений в искусстве, расположенные в тематических залах. В зале футуризма и абстракционизма можно увидеть работы Кандинского, Малевича, Маринетти, Боччони, Руссоло, а также современных художников-футуристов.
В зале сюрреализма можно познакомиться с мировыми шедеврами Сальвадора Дали, в зале кубизма наряду с лучшими работами Пикассо представлено много инсталляций и картин современных кубистов. Интересными экспонатами являются стальные скульптуры авнгардиста Ричарда Сери, воплотившего в них дерзкие идеи технологического прогресса в сочетании с беспредметной художественностью изображения.
Среди традиционных работ, к которым можно прикоснуться, очень много всевозможных инсталляций и картин, выполненных в электронном виде, порой поражающих воображение неограниченными возможностями электронного изображения.
Каждый уголок музея несет в себе идею абстрактного авангардизма, расширяющего границы современного художественного искусства, стремящегося успеть за научно-техническим прогрессом, который каждый день преподносит свои сюрпризы. Залы и двор музея никогда не бывают пустыми: тысячи туристов идут сюда нескончаемым потоком, чтобы вблизи увидеть настоящее Чудо современной архитектуры.
В какой стране лучше побывать? В Италии или Испании? — на все вопросы ответит наша статья.
Музей Гуггенхайма в Бильбао: фото, описание, экспонаты, история создания
Европа
- Города
- Достопримечательности
- Города
- Достопримечательности
- Города
- Достопримечательности
Америка
Азия
- Музей Гуггенхайма в Бильбао
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Выдающиеся проекты современной архитектуры находятся в разных странах мира . В Испании расположен один из таких объектов – музей Гуггенхайма в Бильбао . Тысячи посетителей приезжают в баскский город посмотреть на футуристическое строение, познакомиться с историей его создания, полюбоваться шедеврами современных художников и скульпторов.
Делимся информацией о том, как создавался музей, какие экспонаты представлены, как добраться и сколько стоит входной билет.
Содержание:
1. Историческая справка
2. Чем интересен музей снаружи
3 . Какие экспонаты можно увидеть внутри
4 . Как работает музей и сколько стоит входной билет
5 . Как доехать
6 . Другие интересные достопримечательности Бильбао
7 . Основные выводы
Историческая справка
История возникновения музеев Гуггенхайма начинается с идеи создания коллекции произведений современного искусства, принадлежащей промышленнику из Америки Соломону Гуггенхайму и австрийской баронессе Хиле Ребей. В их фонд в разные годы были переданы крупные коллекции , включающие шедевры импрессионизма, абстрактного искусства, кубизма, сюрреализма, экспрессионизма. Первый музей открылся в 1959 году в Нью-Йорке . Затем его филиалы появились в Лас-Вегасе, Берлине, Венеции, Абу Даби и Бильбао.
Все музейные здания сами по себе являются впечатляющими произведениями современной архитектуры . Одно из самых ярких архитектурных строений в Испании – музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Бильбао ( Guggenheim Museum ) было представлено публике в 1997 году .
Проектированием занимался известный американский архитектор Фрэнк Гери ( Frank Owen Gehry). В процессе строительства возникало немало трудностей: архитектор вынужден был разработать новую систему крепления металлических пластин, вместо недорогих стали и меди пришлось использовать титаново-цинковый сплав для изготовления этих пластин, тяжелый известняк для стен здания заменили на более легкий материал, который везли из Андалусии. В результате бюджет вырос с 80 до 170 млн. евро. Однако сегодня музей посещает более миллиона человек в год, благодаря чему бюджет города ежегодно пополняется на сумму около 30 миллионов евро в год.
Следует знать другие интересные факты о музее Гуггенхайма в Бильбао :
- сначала музей планировали разместить в старом здании бывшего музея Культуры;
- музей можно увидеть в одном из фильмов Бондианы – «И целого мира мало»;
- Дэн Браун в своем романе «Происхождение» описывает реально существующие экспонаты музея;
- бывший финансовый директор Роберто Серсоло украл у музея за десять лет около полмиллиона евро.
Чем интересен музей снаружи
Знаменитый архитектор музея Гуггенхайма в Испании Фрэнк Гери построил здание в стиле деконструктивизма. Строение напоминает огромный фантастический корабль, который стоит на берегу реки Нервион. Здание обшито титановыми пластинами, напоминающими рыбью чешую. На солнце поверхность эффектно переливается. Здание музея Гуггенхайма в Бильбао состоит из плавных контуров, в нем отсутствует прямолинейность .
По словам эпатажного архитектора, на использование в творчестве лейтмотива очертаний и подвижности рыб его вдохновило традиционное еврейское блюдо – гефилте фиш (фаршированная рыба), которое готовила его бабушка.
Привлекают внимание скульптуры, установленные перед музеем:
- «Щенок» – скульптора Джеффа Кунса высотой 12 метров, вместо шерсти на нем растут цветы;
- гигантские разноцветные «Тюльпаны» (автор тот же), скульптура является одной из пяти копий;
- один из символов музея – железная паучиха «Маман» Луизы Буржуа, к животу паука подвешена камера для яиц;
- конструкция из металлических шариков, расположенных вертикально, автором является индийский скульптор Аниш Капур.
У посетителей есть возможность увидеть, как создается туманная скульптура . Когда запускается установка, созданная японской художницей Фуджико Накая, здание окутывает плотный туман . Кажется, что огромный музей парит над водой, будто затерянный в море корабль-призрак. В темное время суток эффектно горят огненные фонтаны, установленные по периметру строения. Днем работают водяные фонтаны.
Какие экспонаты можно увидеть внутри
Внутри музей представляет собой огромный трехэтажный холл-атриум, напоминающий футуристический собор. Из холла в разные стороны отходят залы. Посетители, которые озадачены, что посмотреть внутри , должны быть готовы к отсутствию в музее больших коллекций произведений современного искусства.
Экспозиции можно разделить на постоянные, которые принадлежат музею, и временные. На третьем этаже находится постоянная экспозиция. В тематических залах представлены:
- статуи и картины художников прошлого века (Кандинского, Модильяни, Дали, Пикассо);
- Диптих «Мэрилин Монро» и серия «Тени» Энди Уорхола, состоящая из 102 полотен:
- инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса, Ансельма Кифера, других современных авторов;
- самые известные экспонаты в музее Соломона Гуггенхайма – скульптуры Ричарда Серра, в отдельном зале размещена знаменитая инсталляция из корабельной стали, закрученная волнами и спиралями – «Суть времени».
В залах временных экспозиций работы, которые демонстрируются, постоянно меняются. Можно увидеть как картины из собраний Третьяковской галереи ( Москва , Россия), так и работы детей из глубинки Африки. Информация об актуальных выставках, их описание есть на официальном сайте музея Гуггенхайма в разделе «Выставки». Здесь же можно посмотреть план и фото музея Гуггенхайма .
Как работает музей и сколько стоит входной билет
Время работы музея: со вторника по воскресенье – с 10:00 до 20:00. Выходной – понедельник. В июле и августе музей работает без выходных. С 11:00 до 13:00 могут быть очереди. На территории музейного комплекса находится ресторан Nerua Guggenheim Bilbao и бистро Guggenheim Bilbao , предлагающие традиционные блюда баскской кухни.
Официальный сайт музея: www.guggenheim-bilbao.eus.
Стоимость входного билета: для взрослых – 17 евро, цена для школьников и студентов (с 13 до 26 лет), пенсионеров (старше 65 лет) – 9,50 евро.
Как доехать
Музей современного искусства расположен по адресу: Abandoibarra Etorbidea, 2, 48009 Bilbao, Bizkaia. Лицам, которые ищут ответ на вопрос, как доехать в музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания, архитектор Фрэнк Гери) , доступны несколько вариантов маршрута:
- На автобусе. На сайте web.bizkaia.eus можно проложить маршрут из любого места города до музея и узнать номер автобуса, время отправления, стоимость поездки.
- На трамвае – до остановки Guggenheim.
- На метро – выходить на станции Moyua, выход – Ercilla-Guggenheim.
Другие интересные достопримечательности Бильбао
Знаменитый музей в испанском Бильбао – не единственная достопримечательность промышленно-портового города. Можно прогуляться в Старом квартале Каско-Вьехо. Привлекают внимание особняки баскских идальго, улица Сомера, на которой расположены магазины, кафе, рестораны, Кафедральный собор Святого Иакова с разноцветными витражами.
Берега реки Нервьон соединяет причудливый мост Субисури («белый мост»). Пешеходное полотно из стеклянных плиток подвешено на стальных тросах к арке. Еще одно уникальное сооружение привлекает внимание туристов – Бискайский мост. Посетители могут переправиться с одного берега реки на другой с помощью подвесной гондолы, которая подвешена к пролету между двумя опорами. Популярен в Бильбао рынок Рибера, который находится возле воды. На рынке торгуют фруктами, овощами, морепродуктами. Здесь можно перекусить.
Основные выводы
Планируя поездку в Бильбао, следует обязательно включить в программу осмотра достопримечательностей города посещение музея Гуггенхайма. Здание музея не похоже ни на один музейный комплекс в мире. В залах выставлены произведения современных художников и скульпторов, знакомство с творчеством которых вызывает смешанные чувства. Это скорее культурно-развлекательный комплекс, в котором можно посетить картинные галереи, увидеть туманные скульптуры, пройтись по нисходящей террасе хаотически переплетенных лестниц, восхититься необыкновенным зрелищем взлетающих огненных столбов.
Музей Гуггенхайма в Бильбао: величайшая постройка современности
Знаменитый музей Гуггенхайма работает в Нью-Йорке с середины XX века. А вот филиал этого замечательного храма современного искусства был открыт относительно недавно.
Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао открылся в 1997. Место его расположения выбрано неслучайно. Ведь Испания – это один из наиболее посещаемых туристических центров Европы, поэтому увидеть музей и выставленные в нем шедевры может множество людей.
Здание
Здание для музея современных искусств не может быть обыкновенным. Поэтому для постройки музея был привлечен архитектор Фрэнк Гери, славящийся своими авангардными работами.
И действительно, созданный и воплощенный в жизнь проект отличается оригинальностью. Внешне здание имеет невероятную форму. Если смотреть вблизи, то здание выглядит хаотичным нагромождением блоков, а вот издалека оно напоминает то ли инопланетный корабль, то ли распускающийся бутон розы. Безусловно, архитектура этого уникального здания сама по себе является великолепным образцом современного искусства.
Для выполнения отделки здания было использовано три вида материала: плиты песчаника, тонированное стекло и пластины титана. Эти пластины уложены наподобие рыбной чешуи, они красиво переливаются под лучами солнца и отражаются в воде реки, на берегу которой построен музей. Но особенно эффектно здание выглядит вечером, когда включают цветную подсветку. Фото здания музея позволяют оценить необычность форм, но полностью оценить красоту здания можно, только увидев его воочию.
Как создавался?
Начинается история создания музея в далеком 1937 году. Именно тогда богатый промышленник по имени Соломон Гуггенхайм решил отойти от дел и заняться меценатством. По его инициативе был создан первый музей современного искусства, расположенный в Нью-Йорке.
Намного позднее, благодаря инициативе племянницы основателя был открыт небольшой филиал в Венеции. Намного позднее по инициативе Министерства культуры Испании было решено открыть большое отделение в Испании.
Но если музей в США создавался на основе коллекции шедевров искусства, которая собиралась основателем на протяжении десятков лет, то испанский филиал начали строить буквально «с нуля». То есть, сначала было построено здание, а потом стали формировать фонды, из которых составлена основная экспозиция.
Поэтому в испанском музее настоящих шедевров, которые можно признать культурным наследием человечества, не так много. Впрочем, это не делает собрание экспонатов менее интересным. Залы музея открыты для выставки работ молодых авторов, которым нужно себя проявить.
Нужно сказать, что на первом этапе план организаторов был довольно скромным. Планировалось открыть всего несколько залов в помещении самого министерства. Однако потом было решено строить отдельное здание, пригласив для работы одного из самых известных современных архитекторов. Конечно, при этом, стоимость проект выросла в разы, но и результат получился потрясающим.
Сегодня музей ежегодно посещают до миллиона посетителей, поэтому затраты на его создание давно окупились и в казну города поступает чистый доход.
Что можно увидеть снаружи?
Даже не заходя в музей, посетители могут увидеть первые и очень необычные экспонаты.
Оригинально и мило выглядит огромная (13 метров в высоту!) скульптура щенка терьера, превращенная по прихоти автора (Дж. Кунса) в огромную, вечно цветущую клумбу. Это произведение является уникальным, увидеть его можно только в Бильбао. А вот представленный рядом букет гигантских тюльпанов того же автора является одной из пяти авторских копий, но от этого она не становится менее красивой.
Шокирует посетителей огромная скульптура паучихи, установленная у входа в музей. Автором этой устрашающей скульптуры является Луиза Буржуа. Особенно зловеще выглядит паучиха на заходе солнца, когда скульптура отбрасывает гигантскую тень.
Но оригинальные скульптуры – это не все, чем музей может удивить посетителей. Например, установленная по периметру машина по производству облаков практически не видна. Но когда запускаются форсунки и здание начинает окутывать плотный туман, вид создается действительно сказочный. Так что посетителям не стоит спешить заходить в здание, лучше немного погулять и дождаться очередного сеанса запуска облаков. Правда, эффектное зрелище можно наблюдать только в безветренную погоду. Изобретателем этой удивительной машины является Фуджику Накайа.
Идея создать огненные фонтаны и разместить их по периметру здания музея принадлежит Иву Кляйну. Но это зрелище можно увидеть только в темноте. А вот фонтаны водные, которые пускают струи прямо из-под земли по какому-то непредсказуемому ритму, можно наблюдать и в дневное время.
Что можно увидеть внутри?
В залах можно увидеть постоянно обновляющиеся временные выставки, а также постоянную экспозицию, в которую вошли основные шедевры музея Гуггенхайма в Бильбао.
Несмотря на кажущуюся хаотичность расположения экспонатов, музей можно разделить на несколько зон по направлениям искусства. Это отделение кубизма, сюрреализма, футуризма и абстракционизма. Тут можно увидеть работы Кандинского, Дали и Пикассо. Впрочем, картин в собрании немного, основу экспозиции составляют инсталляции.
Неизменным успехом у посетителей пользуются композиции, созданные Ричардом Сера. Его работы поражают своим масштабом, так как одна скульптурная группа весит до трехсот тон.
Кроме того, в залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса и других современных авторов.
Несколько залов занимают работы художника из Германии Ансельма Кифера. Этот автор прославился тем, что при написании картин использует не только краски, но и различные «подручные» материалы, даже такие прозаические, как шелуха от семечек.
Временные выставки, которые постоянно обновляются, могут сильно отличаться по качеству работ и известности авторов. Кому-то может повести попасть на выставку работ, представленных Эрмитажем и другими известными российскими музеями. А кому-то, возможно, придется осматривать работы малоизвестных художников из глубинки или даже детские поделки, сделанные детьми на уроках труда.
Полезная информация
Музей принимает посетителей со вторника по воскресенье с десяти утра до восьми вечера. Понедельник является выходным днем. Только на пике туристического сезона (в июле и августе) музей переходит на режим работы без выходных.
Билет можно купить на месте, его стоимость составляет 11 евро. Юные ценители современного искусства в возрасте до 12 лет могут посетить выставку бесплатно.
Музей Гуггенхайма – архитектурная жемчужина Бильбао
Музей Гуггенхайма – самый посещаемый объект современного искусства в Бильбао, и одна из известнейших галерей в стране. Многим туристам он уже известен благодаря книге Дэна Брауна “Происхождение” и одному из фильмов о Джеймсе Бонде.
Общие сведения
Гуггенхайм – сеть популярных музеев современного искусства, расположенных по всему миру. Названы в честь американского бизнесмена и мецената Соломона, коллекции картин и скульптур которого и стали основой экспозиций.
Один из самых больших и известных филиалов находится в Бильбао – небольшом городке в северной части Испании. Музей сильно выделяется на фоне остальных построек – он полностью сделан из металла и имеет необычную форму. Стоит на набережной реки Нервьон.
Можно сказать, что территория около музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао – одна из самых известных в Испании. Она является туристическим центром города, ведь помимо самой галереи, здесь установлено несколько интересных инсталляций, которые очень любят туристы.
Историческая справка
Соломон Гуггенхайм – американский коллекционер, бизнесмен и меценат еврейского происхождения. Успешный промышленник и основатель сети музеев, названных в его честь.
Первый музей Соломона был открыт в Нью-Йорке – он и сегодня остаётся самым большим и посещаемым. Также есть филиалы в Венеции (открыт в 1980 году), Берлине (основан в 1937), Абу-Даби (построен в 2013 году) и Лас-Вегасе (1937). В ближайшем будущем планируют открыть ещё несколько филиалов Гуггенхайма. Предположительно, они будут размещаться в Хельсинки, Рио-де-Жанейро и Ресифе. Если задуманное осуществится, то это будет самая большая музейная сеть в мире.
Что касается музея Соломона в Бильбао, Испания, то он был открыт в октябре 1997 года, и ежегодно его посещает около 1 млн. туристов.
Архитектура здания
Поскольку музей Гуггенхайма в Бильбао является галереей современного искусства, то и здание выглядит очень современно и практично. Построена достопримечательность в стиле деконструктивизма, и многим напоминает огромный футуристический корабль, стоящий на берегу реки.
Стены здания покрыты титановыми пластинами, а общая площадь музея достигает 24 тыс. кв. км. Днём здание серебряного цвета, а на закате полностью окрашивается в золотой оттенок.
Туристы очень любят гулять около галереи Соломона, поскольку даже не территории достопримечательности в Испании есть несколько интересных экспонатов. Например:
- “Цветочная собака” – огромная фигура собаки из цветов, высота которой достигает 14 метров. Каждый год городские службы высаживают около 10 000 цветов, а для формирования силуэта собаки используют более 25 тонн песка.
- “Тюльпаны” – футуристическая композиция цветов, изготовленных из нержавеющей стали. Подобные инсталляции есть в ещё в нескольких американских и европейских городах.
- Паук Maman – работа мастера Луизы Буржуа. Её родная мама была ткачихой, поэтому скульптор всегда ассоциировала её с большим и очень милым пауком.
- Скульптура “Красные арки” установлена на соседнем с музеем мосту. Глубокого смысла она не несёт, но очень полюбилась местным жителям.
- “Дерево и глаз” – скульптура высотой 14 метров, которая очень похожа на ДНК. Состоит из 73 шаров, которые напоминают молекулы.
- “Почтение” и Рамон Рубиаль Кавия. Это одна из самых важных для жителей Испании скульптурных композиций, ведь Рамон Рубиаль был руководителем социалистической партии в Испании.
Внутренние интерьеры здания такие же текучие, сложные и многогранные. Здесь нет прямых стен и потолков, отсутствуют элементы из дерева – только стекло и титан.
Экспонаты музея
Музей Гуггенхайма в Бильбао, являющийся одной из самых больших в Испании галерей, состоит из 30 залов, каждый из которых посвящён или определённой эпохе, или конкретному произведению искусства. Основой регулярной экспозиции являются полотна 20 века, а также ряд современных инсталляций. За год в музее проходит более 35 временных выставок, на которых туристы и жители города могут увидеть работы современных художников.
90% экспонатов в музее Соломона Гуггенхайма в Бильбао – это картины.
“Структура времени” – огромная инсталляция современного скульптора из Испании, которая состоит из восьми круглых фигур, напоминающих запутанные лабиринты. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, мастер работал над её созданием более 8 лет, и был награждён медалью Принца Астурийского. Это центральный и самый посещаемый туристами экспонат музея.
“150 разноцветных Мэрилин” – одна из самых известных работ Энди Уорхола в стиле поп-арт. Полотно создано с помощью акварельных красок и шёлкографических чернил. Больше всего туристов впечатляет размер картины – 200 x 1050 см.
“Большая голубая антропометрия” – самая известная картина Ива Кляйна, нарисованная телами натурщиц. Подобная идея была воспринята публикой неоднозначно, но именно она сделала стиль Кляйна легко узнаваемым – большие синие мазки на белом фоне.
Инсталляция, названная в честь города, создана американской художницей Дженни Хольцер. Идея максимально проста – девять длинных светодиодных столбов, на которых периодически появляются слова на испанском, немецком и английском. Мастер говорит, что хотела призвать людей открыто говорить о СПИДе.
“Бассейн” – ещё одна картина Ива Кляйна, обладающая узнаваемым голубо-синим цветом. Названа она так потому, что невероятно реалистична, и действительно похожа на настоящую воду в бассейне.
“Прямолинейность” – глубокий и необычный экспонат в музее Гуггенхайма в Бильбао, состоящий из девяносто девяти волков, которые мчаться в стеклянную стену, а после удара начинают бежать опять. Автор работы хотел показать, что сегодняшнее общество не привыкло думать самостоятельно, а лишь поддаётся стадному мышлению.
Ещё одна работа знаменитого Энди Уорхола – “Тени”. Это множество совмещённых полотен с абстрактной живописью, которые в точности повторяют рисунок друг друга.
Один из самых популярных в Испании скульпторов-абстракционистов – Хорхе Отейс. Он создал такие инсталляции, как “Открытая коробка”, “Метафизический куб” и “Свободная сфера”. Посетители любят его работы за многогранность и символизм.
Все вышеперечисленные картины и скульптуры можно найти на первом и втором этажах музея Соломона Гуггенхайма. Третий этаж – это коллекция картин начала 20 века. В этой части галереи можно увидеть работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, Василия Кандинского и Амедео Модильяни.
Также в музее регулярно проходят фотовыставки, на которых можно увидеть Париж начала 20 века, неизвестные работы художников и испанские города в объективе местных фотографов. В этой же части можно найти фото строительства музея Гуггенхайма в Бильбао.
Практическая информация
- Расположение: Avenida Abandoibarra, 2, 48009 Bilbo, Bizkaia.
- Время работы: 10.00-20.00. По понедельникам музей не работает.
- Стоимость посещения: 17 евро для взрослого, 11.50 – для студентов и пожилых людей, детям – бесплатно. Если посетить музей в составе организованной группы, то стоимость снизится до 16 евро для взрослого. Бесплатных часов и дней нет.
- Официальный сайт: https://www.guggenheim-bilbao.eus
Полезные советы
- Будьте готовы к тому, что сотрудники музея Гуггенхайма в Испании не говорят на английском, а аудиогида на русском нет.
- Покупать билеты удобнее онлайн – это проще и намного быстрее, ведь очереди в кассу очень большие.
- Людям, которые совершенно не понимают и не принимают современное искусство, приходить не стоит – билет достаточно дорогой, и многим будет жаль напрасно потраченных денег.
- На официальном сайте музея Соломона можно увидеть список всех временных выставок, которые планируется провести в текущем году.
- Даже если вы не являетесь поклонником современного искусства, туристы советуют погулять по территории музея – здесь большое количество красивых экспонатов.
- Если хотите сделать несколько красивых фото музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, отправляйтесь на соседнюю гору – с неё открывается лучший вид на достопримечательность.
- Рядом с музеем Соломона работает только одно кафе, в котором постоянный аншлаг. Воду и что-нибудь перекусить лучше брать с собой.
Музей Гуггенхайма – одна из лучших галерей современного искусства в Испании.
Покупка билета в автомате, а также обзор основных залов:
Автор: Мария Протасеня
Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…
Обновлено: 23 Сен, 2021 Гандия, Испания – морской курорт в южной части…
Обновлено: 25 Мар, 2020 У подножия кавказских гор раскинулась удивительно красивая земля Аджария…
Обновлено: 29 Фев, 2020 Мескита, Кордова – римско-католический собор, который ранее был…