Государственный кадастровый учет земельных участков
Государственный кадастровый учет земельных участков — это внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), которые свидетельствуют о существовании объекта и его индивидуальных характеристиках.
Для чего предназначен кадастровый учет участков
Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.
Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.
Проведение кадастрового учета осуществляется при его:
- образовании;
- выделении части;
- изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.
Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.
Как осуществляется учет
Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:
- Сделки по отчуждению имущества.
- Наследование.
- Акты суда.
- Постановления судебных приставов.
- Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
- Межевой план.
Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.
Среди документов, которые надо предоставить вместе с заявлением в Росреестр, выделяют следующие:
- паспорт гражданина;
- доверенность (если обращается представитель);
- документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.
Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.
Срок оказания услуги составляет семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.
Конечным результатом государственной услуги является внесение изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в двенадцатой графе заявления.
Дачная амнистия продлена: что успеть до 2021 года
Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.
Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.
Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:
- Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
- Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
- Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.
Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).
Как дистанционно поставить на учет объект недвижимости
Официальный сайт Росреестра предоставляет возможность удаленного обращения с целью кадастрового учета объектов недвижимости, в т. ч. и земельных участков. Для прохождения всей процедуры вы должны провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и по их окончанию получить межевой план. Он выполняется в цифровом формате XML с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.
Для дистанционной постановки на кадастровый учет необходимо придерживаться следующих действий.
1. На главной странице портала в разделе «Электронные услуги и сервисы» выберите раздел «Государственный кадастровый учет».
2. В открывшемся окне «Подать заявление о ГКУ» ознакомьтесь с предъявляемыми требованиями к предоставляемым документам. Укажите вид объекта недвижимости (1), место его расположения (2), форму получения документа (3), форму предоставления отказа (4). После этого введите защитный код (5) и нажмите «Перейти к сведениям о заявителе» (6).
3. В появившейся форме заполните графы, указав вид заявителя (1), идентифицирующие и паспортные данные (2), контактные данные (3), согласие на обработку данных (4), подтверждение сведений (5) и нажмите «Перейти к прилагаемым документам» (6).
4. В окне «Подать заявление о ГКУ» укажите данные о направляемом документе (1), прикрепите межевой план в электронном файле XML-формата, заархивированном в zip (2), нажмите «Сохранить» (3).
5. Приложите остальные документы вышеуказанным способом, после чего подтвердите отправление документов в Росреестр на рассмотрение.
Общие положения о том, как поставить участок на кадастровый учет, указаны на портале «Госуслуги». Такая информация находится в соответствующем разделе.
Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка
При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:
- обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
- отсутствие полного комплекта документов;
- предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
- заявитель не обладает правами на объект недвижимости.
В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.
Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Что такое наложение земельных участков и как это исправить
Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.
Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.
В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.
Оговорки по срокам оформления кадастрового паспорта на земельный участок в 2022 году
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808 “Относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, а также о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г.”
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808 “Относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, а также о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г.”
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” (далее – Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”) Единый государственный реестр земель (далее – ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра” (далее – Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г. N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее – ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.
Ведение раздела ГРЗ КР “Земельные участки” (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:
внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;
выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);
отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.
Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:
заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);
внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).
Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.
Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее – Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а с 1 января 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее – Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее – ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.
Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и, соответственно, документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).
Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее – земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.
Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).
Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участках, и, соответственно, наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):
в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;
в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Обзор документа
Минэкономразвития отметило, что все внесенные в земельный кадастр сведения о земельных участках с 1 марта 2008 г. стали сведениями госкадастра недвижимости, а с 1 января 2017 г. – данными ЕГРН. Также ведомство разъяснило, при каких условиях участки, учтенные до 1 марта 2008 г., могут быть сняты с госучета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
До марта 2022 года собственникам нужно проверить статус земельного участка, чтобы не проходить процедуру межевания дважды
В России все земли, поставленные на кадастровый учет, внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
При этом в их паспортах указаны кадастровый номер, адрес, площадь и другие сведения. Но кроме этого в записи ЕГРН у каждого участка имеется еще и определенный статус.
Существующие статусы земельных участков
Начнем с того, что статусом обладает только запись в ЕГРН, а не сам участок. А сама суть статусов направлена на четкое обозначение того, является ли земля в чьей-то собственности (или в аренде), или она пока еще бесхозяйная.
Дело в том, что налог на землю — один из видов дохода государства. Поэтому если земля оформлена в собственность или находится в аренде, то это дополнительные средства. Если же граждане используют землю без надлежащего оформления, то взыскать с них этот налог не удастся.
Именно поэтому государство всеми способами подталкивает землепользователей к официальному оформлению земли в собственность или к оформлению прав аренды.
Для этого в разное время принимались различные законы, регулирующие постановку на учет земельных участков. Но надо понимать, что одно дело — произвести межевание и поставить землю на кадастровый учет, а другое — зарегистрировать на отмежеванную землю свои права.
Данные о межевании земли вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — информационную базу, учитывающую все недвижимое имущество в стране. А после — данная техническая информация входит уже в ЕГРН, который учитывает права собственности на данный объект. Таким образом, ГКН и ЕГРН — это разные вещи. А статус участка как раз и является неким связующим звеном между этими базами данных.
Всего существует пять основных статусов. Так, участок, поставленный на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г., отмечается статусом «ранее учтённый». При этом может оказаться, что участок поставлен на учет без межевания, то есть без установления его границ. В этом случае впоследствии все равно необходимо проведение межевания.
После 1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон №221-ФЗ.
В соответствии с данным законом все участки получали «временный» статус, который подразумевает постановку на учет с пока еще не зарегистрированным правом. Установлен и срок действия, в течение которого права должны быть зарегистрированы — 5 лет с даты внесения в ГКН.
Если говорить просто — такая земля отмежевана и внесена в базу данных, однако пока юридически она ничья. Поэтому ей невозможно официально распоряжаться. Её нельзя продать, сдать в аренду или осуществить с ней другие действия.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ.
Согласно ему теперь «временный» статус участкам не присваивается. И вся новая земля встает на учёт со статусом «учтённый», вне зависимости от наличия зарегистрированных прав. Таким образом получается, что «временные» — это участки, поставленные на учет в период с 01.03.2008 г. по 01.01.2017 г.
Если в течение 5 лет «временный» участок станет чьим-то (на него будет оформлено какое-либо право), то он перейдет из «временного» статуса в статус «учтенного». Собственник «учтенного» участка может делать с ним все что угодно — разделить, объединить, продать, подарить, сдать в аренду и т. д.
Если же в течение 5 лет на участок не будет оформлено право собственности (или аренды), то он снимается с кадастрового учета и ему присваивают статус «аннулированный».
Существует и еще один статус — «архивный». Он будет присвоен «временным» земельным участкам, на которые до 1 марта 2022 г. не будут зарегистрированы права. Такая земля будет вообще снята с кадастрового учёта. Под архивный статус могут попасть также «учтенные» и «ранее учтенные» земельные участки, если они прекращают свое существование, например, из-за объединения или при разделе.
Когда подаренную квартиру придется разделить с супругом (не все знают об этой статье Семейного кодекса)
Где получить кадастровый план земельного участка
Для постановки приобретенного земельного участка на учет требуется кадастровый план, без которого невозможно стать полноправным владельцем частной территории. Его получение стало необходимым только в 2008 году, а до этого времени собственнику достаточно было иметь паспорт.
С введением новых правил изменились и действия, которые необходимо выполнить для получения всей нужной документации. Именно поэтому новым собственникам участка необходимо разобраться, где получить кадастровый план земельного участка.
Кадастровый план земельного участка: где его взять
Получить кадастровый план земельного участка в настоящее время можно разными способами:
- лично, обратившись в местное отделение Росреестра или МФЦ с соответствующим заявлением;
- по почте, отправив заявление в Росреестр;
- через представителя;
- онлайн — на сайте Росреестра или через портал «Госуслуги».
До 2014 года для получения кадастровой документации можно было обратиться в БТИ, однако позднее организацию включили в состав Росреестра, поэтому теперь подобные вопросы решаются здесь.
Как получить кадастровый план на землю: этапы
Где можно получить кадастровый план помещения или земли? Как уже было сказано выше, нужно обратиться в Росреестр. Это можно сделать лично или онлайн. Для этого необходимо заполнить заявление, представленное на сайте кадастровой палаты, подать его в компетентные органы и получить нужную документацию.
Вся процедура получения плана проходит в несколько этапов.
Сбор документов
В первую очередь для получения плана нужно собрать документы. Если хоть одна важная бумага не будет подана в компетентные органы, вам могут отказать в выдаче кадастрового плана, что приведет к неоправданной потере времени и денег.
Особенно важно тщательно подойти к задаче сбора документов, если объект недвижимости не зарегистрирован в кадастровом реестре. В этом случае пакет документов для постановки на учет и получения плана будет включать в себя:
- правильно заполненную заявку от собственника;
- удостоверение личности заявителя (собственника или законного представителя);
- документацию, подтверждающую право владения недвижимостью;
- межевой план;
- акт согласования границ с собственниками смежных участков;
- документацию, подтверждающую отсутствие ограничений на земле;
- справку, подтверждающую принадлежность участка к определенной категории землепользования.
Если регистрируемый участок находится в долевой собственности, то для его кадастровой регистрации потребуется бумага, которая подтвердит право заявителя на его долю.
При сборе документов нужно учитывать, что межевой план, без которого регистрация может оказаться невозможной, необходимо заказывать у предприятий, специализирующихся на землеустроительных работах. В большинстве случаев межевание занимает определенное время и требует дополнительных финансовых расходов, поэтому о его проведении необходимо позаботиться заранее.
Если участок уже поставлен на учет в Росреестре, то для получения плана требуется меньше документов:
- заявка по установленному образцу от собственника;
- квитанция об оплате госпошлины;
- удостоверение личности заявителя;
- документы, подтверждающие право заявителя на земельный участок;
- кадастровый номер земельного участка.
Для получения кадастрового плана нужно заплатить пошлину, размер которой составляет 200 рублей для физических лиц и 600 рублей для юридических.
Подача заявки
После сбора и дополнительной проверки всего пакета документов можно переходить к следующему этапу — подавать заявку на получение кадастрового плана.
Заявка вместе со всеми собранными бумагами передается в местное отделение Росреестра. Факт принятия документов должна подтверждать выданная работниками организации расписка, которая потребуется для получения плана.
Вне зависимости от того, куда будут подаваться документы (в Росреестр или МФЦ), процедура их подачи ничем не отличается. Разница заключается только в сроках изготовления и получения плана.
Получение кадастрового плана
В момент подачи документов собственнику будет объявлен ориентировочный срок изготовления плана, после его истечения нужно снова обратиться в Росреестр или МФЦ. При себе необходимо иметь не только паспорт, но и выданную расписку о приеме всего перечня необходимых документов.
Сроки изготовления
Действующее в России законодательство определяет не только, где и как получить кадастровый план, но также и сроки его подготовки уполномоченными органами. В соответствии с законом, на выдачу всей запрошенной информации по заявке собственника отводится не больше 5 рабочих дней.
При этом необходимо учитывать, что срок изготовления в 5 дней актуален только в том случае, если заявка подается напрямую в Росреестр. Если заявление будет передано в МФЦ, то документы будут подготовлены через 5 рабочих дней с момента, когда бумаги доставят в Росреестр.
На практике доставка документации в Росреестр и пересылка обратно в МФЦ для передачи собственнику земли занимает дополнительно 2-3 рабочих дня. Об этом заявителя обязательно уведомляют при передаче пакета документов.
Сроки действия
Мы разобрались, как получить кадастровый план территории. Теперь встает новый вопрос: сколько данная бумага будет действительна? Важная особенность документа в том, что он не имеет срока годности, то есть он может очень долго оставаться актуальным, пока не изменятся топографические сведения.
При этом замена паспорта может потребоваться в ряде случаев, к примеру, при изменении технических характеристик и параметров земли.
Кадастровый паспорт может потребовать замены в следующих ситуациях:
- смена ФИО владельца;
- изменение места регистрации владельца;
- изменение адреса участка земли;
- смена вида разрешенной эксплуатации земли;
- изменение внешних границ участка.
Каждые пять лет требуется принудительная инвентаризация всех объектов имущества. После истечения срока действия одного документа об инвентаризации собственнику обычно требуется получить новый кадастровый паспорт, однако напрямую это не прописано в законодательстве.
Если по истечении пяти лет на вашем участке не произошло существенных изменений, замена кадастрового плана не требуется.
Возможные трудности и как их избежать
Чтобы максимально оперативно получить все бумаги на землю, нужно не только понять, где заказать кадастровый план территории, но еще и ознакомиться с нюансами данной процедуры, а также возможными «подводными камнями», способными привести к проблемам.
Случаются ситуации, когда документы не выдаются заявителю, хотя он предоставил весь необходимый пакет бумаг. Это является прямым нарушением его прав, вследствие которого можно смело обращаться в вышестоящие органы или в суд.
Существует целый ряд оснований для жалоб:
- нарушение сроков оказания услуги;
- неправомерный отказ в выдаче документации;
- требование сотрудников Росреестра или других органов предоставить дополнительные документы, не указанные в законодательстве;
- отказ в принятии пакета документов без обоснования причин, хотя были предоставлены все необходимые бумаги в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Жалоба на сотрудников Росреестра должна быть подана руководителю местного отделения. По закону, такие заявки от граждан должны рассматриваться не дольше 15 дней с момента получения.
Альтернативные способы получения
Оформить кадастровый план земельного участка сегодня можно без личного посещения контролирующих органов. Все государственные службы располагают собственными сайтами в интернете, где большинство услуг можно получить в режиме онлайн.
Оформление заявки через сайт удобно по нескольким причинам. Самое главное — это намного быстрее, чем посещение физического представительства организации. Заявителю не придется тратить время на поездку по нужному адресу и стоять в длинных очередях.
Процедура получения кадастрового плана квартиры онлайн:
- зайти на официальный сайт Росреестра;
- выбрать вкладку «Электронные сервисы и услуги»;
- выбрать нужную вам услугу, предоставляемую Росреестром;
- вписать адрес, кадастровый номер и координаты участка, на который нужно получить план;
- нажать на кнопку «план ЗУ» во всплывающем окне.
Последние нововведения в законодательство, а также активное развитие онлайн-сервисов предоставления государственных услуг способны существенно упростить нашу жизнь, не сталкиваться с бюрократией и получать нужные документы быстро и без нервотрепки. Мы рекомендуем пользоваться этими возможностями, чтобы избежать проблем и временных потерь, которые бывают при личном посещении государственных органов.
Итак, теперь вы знаете, как получить кадастровый план земельного участка. И если вы задумались о строительстве дома на своей земле, обращайтесь в компанию Render House. Мы возводим качественные коттеджи по индивидуальным и типовым проектам.
Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция
В России права на недвижимость подлежат госрегистрации. Право распоряжаться имуществом, проводить сделки с ним и другие юридические действия у собственников возникают после его госрегистрации. При этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе.
Рассказываем, в каких случаях требуется кадастровый учет недвижимости и как его провести.
Какими законами регулируется
В России существуют два закона, на основании которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость. Это Закон о кадастре недвижимости от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Закон о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При кадастровом учете сведения об объектах вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а госрегистрация прав и обременений вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Кадастровый учет недвижимости
Внесение сведений в ЕГРН о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость, отмечают в Росреестре. Ставить недвижимость на учет должен собственник независимо от его гражданства. Если владелец несовершеннолетний (до 14 лет), то за него это должны сделать родители или усыновитель, опекун. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.
В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет
На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:
- если существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания или сооружения на земельном участке в собственности;
- если снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.
Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:
- был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
- был снесен, при этом раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН.
Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.
Наталья Тарасова, адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД:
— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.
Как проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете
Чтобы проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете, можно воспользоваться онлайн-сервисом Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:
- адрес объекта недвижимости;
- условный номер или номер права из ЕГРН.
Документы для кадастрового учета
Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.
Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.
Для начала нужно составить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. (ссылка на форму заявления)
Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете:
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Сформировать перечень документов, необходимых для конкретного случая заявителя, поможет сервис Росреестра.
Подать заявление и документы можно любым удобным способом: через сайт Росреестра, центры госуслуг «Мои документы», по почте или курьером.
Сколько стоит поставить недвижимость на кадастровый учет
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.
Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса госпошлина для физлица составляет 2 тыс. руб., для юрлица — 22 тыс. руб.
Сроки предоставления услуги
Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от пяти до 12 рабочих дней.
Чем подтверждается кадастровый учет
Кадастровые паспорта объектов недвижимости перестали выдавать с 2017 года. Теперь после постановки на учет собственнику предоставят выписку из ЕГРН, подписанную квалифицированной электронной подписью. Документ отправляют на e-mail, его также можно получить в бумажном виде по почте или в центре «Мои документы». Способ получения документа указывается при подаче заявления на кадастровый учет.
Межевание земельных участков стало обязательным в 2022 году. По новым правилам введен запрет на сделки с участками без установленных границ
Еще в 2012 году вышел проект и вслед за ним распоряжение РФ №2236-р (см. кратко, или всё распоряжение) ” об повышении качества услуг в сфере кадастрового учёта и обязательном межевании” . После чего последовал ряд событий, не оставивших никаких оптимистических ожиданий владельцам недвижимости.
Как показала практика, распоряжаться участками по праву, в том числе проводить различные сделки (продажа, дарение) стало невозможным без внесения точных координат на кадастровую карту. Собственников просто вынудили провести межевание за свой счет. Никто не ожидал, что регистрировать строения на участках без межевания тоже запретят. Если владелец участка перед сделкой не успел выполнить эти требования, то нотариусы попросту отказываются регистрировать и сопровождать такое дело. Однако, после введения ряда запретов на сделки с недвижимостью, нельзя сказать, чтобы количество желающих провести межевание значительно возрастало по сравнению с прошлыми годами. Очень мало тех, кто осознал важность новых требований, и очень много тех, кто оставил этот вопрос “на потом”.
Действующие ограничения в 2022 году на участки без межевания
Как ранее отметили в Росреестре: основной наплыв желающих провести межевание пришелся на конец года, когда собственники участков начали осознавать, что ни продать, ни обменять, ни подарить свою землю они не могут. При этом совершенно не важно, имеются ли у них правоустанавливающие документы, или нет. Более того, за это время многие начали строительство, что требовало обязательного проведения межевания, так как возведенные постройки на участках без межевого плана оформить не получится. Игнорирование правил стало приводить к таким последствиям:
- , постановки на кадастровый учет;
- На участки ИЖС и ЛПХ не выдают уведомление о начале строительства.
- Невозможность оформления ипотеки или залога (проблема крайне актуальна для РФ);
- Трудности стали возникать даже при регистрации бань и хозяйственных построек, в том числе и на сельскохозяйственных землях.
Последнее ограничение связано с тем, что, когда кадастровый инженер выполняет технический план, он не может привязать хозпостройку к земельному участку не зная координат. Поэтому дополнительно требуется геодезическая съемка, но она не решает главного вопроса.
Как проверить, проведено ли межевание:
- Ввести кадастровый номер участка в соответствующее поле на публичной кадастровой карте.
- Посмотреть, отображён ли контур землевладения.
- Если границы есть, межевание не требуется. Если нет, необходимо провести его.
- Однако если отображаемый участок пересекает границы другого, нужно пригласить кадастрового инженера для исправления этой ошибки.
Участки на публичной кадастровой карте
У земельного участка декларированная площадь, если кадастровый номер ему присвоен, но местоположение не установлено в соответствии с требованиями законодательства. Это значит, что у него нет конкретных юридических границ и размер не вычислялся, а внесён в реестр недвижимости на основании правоустанавливающих документов. Межевание землевладения при наличии кадастрового номера мы проводим с целью уточнения его границ и площади. После того как работы по установлению местоположения будут закончены, участок отобразится на публичной карте. При этом заказчик получит выписку из Единого государственного реестра недвижимости, где будут указаны геодезические координаты его объекта. Даже если со временем собственник забудет, где проходит контур земли, мы сможем восстановить его по этим сведениям.
Зачем делать межевание, если есть кадастровый номер
Если оставить всё как есть и не проводить межевание, это может привести к нежелательным последствиям:
- Могут возникнуть споры с владельцами смежных участков. Это частое явление, но его можно избежать, если уточнить границы. Ведь в этом случае собственник соседнего владения ставит подпись в акте согласования, тем самым подтверждая, что согласен с таким местоположением объекта.
- Если начнётся строительство дома, будет сложно определить необходимые отступы от границ земли в соответствии с действующими нормами. Поэтому есть вероятность, что с регистрацией права собственности на дом возникнут проблемы.
- Может оказаться, что фактическая площадь земельного участка меньше той, которая указана в документах. А значит, и налог на недвижимость начисляется неверно.
- Землевладения без установленных границ сложно продать, ведь покупатели понимают, что с ними возможны проблемы. К тому же многие сделки проходят по ипотеке с использованием материнского капитала при участии несовершеннолетних. В этом случае органы опеки и банки требуют, чтобы объект имел точный размер и координаты, установленные в соответствии с действующими требованиями законодательства.
К тому же в процессе уточнения местоположения земельного участка есть возможность увеличить его площадь до 10% от декларированной.
Как проводится межевание земельного участка в 2022 году
Для проведения межевания требуется вызвать кадастрового инженера. После обмера участка с помощью спутникового оборудования будут установлены координаты поворотных точек. Соединив их линиями, инженер получит точные границы. Далее собственник оповещает владельцев смежных участков о проводимой процедуре и приглашает на собрание. В присутствии заинтересованных лиц кадастровый инженер показывает, как проходят границы и составляет акт согласования, который, если нет возражений, подписывает собственник с соседями. Далее составляется межевой план и направляется в Росреестр, где его регистрируют и вносят в сведения об участке информацию о том, что границы определены. В обязательном порядке указываются координаты.
Межевание потребуется не только при первичном определении границ. Прибегнуть к помощи кадастрового инженера придется и при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, а также при желании выкупить часть земли у муниципалитета. Напротив, в том случае, если границы уже уточнялись, но межевые знаки по каким-либо причинам были утеряны, повторно проводить процедуру не придется. Кадастровый инженер уточнит в Росреестре координаты поворотных точек, с помощью спутникового оборудования определит их местоположение на участке и восстановит утраченные границы. Полный обзор изменений в правилах проведения межевания можно прочитать в этой статье.
Обязательно ли согласовывать межевание с соседями
Каждый собственник земельного участка рано или поздно сталкивается с необходимостью определения границ. Но всё чаще “стимулом” становятся соседи. Точнее их участки. Существует отдельная статья в Федеральном Законе о том, что уточнение границ участка должно быть согласовано в обязательном порядке с заинтересованными лицами , каковыми и являются соседи. Вопрос в том — что вы теряете, или что вы выигрываете при согласовании, но об этом ниже (о пользе межевания).
Согласование границ земельного надела и изготовление межевого плана востребовано только когда с соседями не согласованы общие границы земельных участков. Эта процедура заключается в подписании акта всеми заинтересованными лицами (соседями смежных участков, членами садового кооператива). Известить соседей можно либо по почте, либо, организовав общее собрание. При этом все должны явиться, согласно извещению. Согласие или копии уведомлений, подшивают к межевому делу. Такая мера становится гарантией того, что, в последующем, от ваших соседей не поступит судебного иска о несогласии с границами участка. Большинство таких исков свидетельствуют о том, что владельцы смежных участков незаконно захватили не принадлежащие им метры земли.
Если же соседи оказались недальновидными и в свое время дали согласие на межевание, а теперь готовы отказаться от своего решения, то приложенные документы, заверенные подписью и печатью нотариуса, обезопасят вас от судебных издержек.
Если невозможно найти соседей, необходимо дать объявление в газету о том, что на конкретном земельном участке проводится межевание, также указывается время и место проведения процедуры. Если противоречий не поступит в течение месяца, то границы считаются согласованными автоматически.
Какая польза от межевания сегодня и как получить бесплатные сотки
Прежде всего эта гонка стимулируется нашими соседями по участку, и по простому принципу кто первый сделал межевание — того и дополнительные сотки . Поэтому польза очевидна и шанс “урвать” побольше соток растёт у тех, кто опередил соседа. Годами идёт напряженная борьба за каждый сантиметр установки забора. К тому же, закон разрешает присоединить во время межевания до 10% от площади участка, если на эту часть никто не претендует.
- Есть категория участков земли, к которым по закону возможно бесплатная прирезка близлежащих земель. Категория участков зависит от их целевого назначения, а чтобы осуществить такую прирезку, необходимо точно знать границы своего участка. Прирезка равна 10% от общей площади земельного надела и может составлять до 6 соток . Конечно, в этом случае не обойтись без межевания, установления фактических границ участка, сборе документов и оформления прирезки земель в рамках доступной по закону норме.
- Если земельный участок переходит по наследству наследникам — в этом случае межевание также обязательно. Межевание будет проходить согласно доли каждого наследника по закону, или завещанию. Необходимо это в тех случаях, если часть участка будет отчуждать другому собственнику и, конечно, для возведения строений на своих долях. Для этого проведите межевание в кротчайшие сроки и подготовке необходимые документы для закрепления установленных границ земельного надела. Все просто!
- Между соседями часто возникают конфликты по поводу границ и бывает так, что участок принадлежал дедушке и бабушке, они так дружили с соседями на другом участке, что забор не ставили и ходили друг другу в гости через участок. Затем эти два участка перешли по наследству и наследники теперь не могут понять, где, чей участок. Вот тут и необходимо межевание, и установление фактических границ этих двух участков. Что делать в таких спорных ситуациях? Просто быстро проведите межевание земель и установление границ.
- При освоении садовым товариществом новых земель необходимо межевание и выделение участок земли согласно плану. Также межевание обязательно для установления границ каждого участка и определения его площади.
- При строительстве крупных и дорогих объектов недвижимости, межевание земельного участка, на котором возводится такой объект — обязательно. Это необходимо для регистрации объекта недвижимости. «ПРАВОЗЕМ» поможет в подготовке документов и проведении межевания и на таких объектах.
- Если участок земли имеет сложную геометрическую форму, то определить его границы и точную площадь, без специалистов — геодезистов, просто невозможно. В данном случае, обратившись в «ПРАВОЗЕМ» можете быть твёрдо уверены в точности определения границ и площади вашего земельного участка, какой бы геометрической формы он не был.
- И кто бы не говорил, что при проведении сделок с недвижимостью межевание земель не обязательно, покупателю так будет намного спокойнее совершать сделку. Поэтому собственники чаще всего готовы переплатить за комплекс работ по межеванию перед продажей, только бы не потерять клиента и в будущем новому владельцу при разных ситуациях с соседями проблем с границами и площадью не возникнет!
Однако, всем известно, что спешка при межевании порождает кадастровые ошибки и накладки, устранение которых проходит сложно и очень длительно. В судах рассматриваются такие дела годами.
Ошибки при межевании и наложение соседних участков
Ошибки могут носить цепной характер. Это когда на самый первый участок неправильно сделали топографическую съёмку, а остальные участки отмеряли относительно него. В конце, тому, кто проводит межевание, достается участок с меньшими размерами или всё что осталось в квартале. И обратно “разматывать этот клубочек” никто не заинтересован. Ни инженеры, которые проводили эти работы, ни соседи, которые уже начали строительство на своих участках не будут помогать последнему.
Проблемы эти решаемы через мучительные суды, уговоры соседей и не всегда гарантирован успех. Уходят месяцы, чтобы сотрудники более опытных организаций, как «Правозем», проанализировав ситуацию, составили новый проект. В ходе формирования проекта повторно подготавливают документы, подтверждающие наличие ошибки, для оспаривания результата определения границ и судебной тяжбы с соседями. Так начинается длительный процесс по устранению ошибки.
Ошибки, выявленные при межевании, делятся на кадастровые (реестровые) и технические. К техническим относятся описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, допущенные из-за человеческого фактора при переносе сведений в ЕГРН.
Кадастровые ошибки считаются серьезнее, они возникают при использовании геодезистом устаревшего оборудования, допускающего большой процент погрешности, указании координат «на глазок», неверных математических вычислениях, составлении межевого плана без выезда на участок и т.д. Часто последствиями таких ошибок являются:
- Наложение земельных участков (площадь одного участка увеличена за счет соседского). Приводит к проблемам при планировании строительства, так как невозможно соблюсти правильные отступы.
- Чересполосица. Между участками остается полоса «ничейной земли». Такой межевой план Росреестр не пропустит, а следовательно, не получится оформить кадастровый учёт.
- Смещение границ. Заключается в том, что при ошибке в межевом плане одного участка, весь остальной ряд начинают двигать. Так, у последнего собственника в ряду значительно уменьшается площадь, так как двигать больше некуда.
- Разворот земельного участка. Возникает из-за ошибки при определении дирекционных углов. В результате часто оказывается, что по сведениям Росреестра участок пересекается с дорогой, или землями общего пользования, что недопустимо.
- Отлет земельного участка. Является следствием неверного определения координат, в результате участок оказывается за несколько километров от своего настоящего местоположения, иногда даже на территории другого кадастрового квартала.
Для устранения ошибки потребуется повторно подготовить межевое дело и перепроверить правоустанавливающую документацию всех участков. Выявляются нарушения не только в сфере кадастра и распределения участков, но и умышленные ошибки землепользователей. После подачи документов принимается решение об уточнении границ участка. Если ошибка была допущена до вступления в законное основание право до регистрации межевого плана, то вместо заявления об исправлении такой ошибки достаточно самому будет написать заявление об изменении сведений на участок. Но на словах это значительно проще, чем в действительности. Поэтому, опередить соседа и выполнить межевание — естественный выход и первостепенная задача собственника участка на сегодняшний день.
Что ожидает владельцев немежеванных земельных участков
Советуем Вам прочесть ключевые моменты этого распоряжения, и в обязательном порядке выполнить межевание как можно скорее, тем самым защитив себя с юридической стороны в отношении недвижимости. Тем более, что межевание требуется перед проведением юридических сделок с имуществом. Также юристы не рекомендуют пренебрегать градостроительным планом земельного участка перед строительством. После отмены разрешения на строительство он больше не нужен. Однако не стоит забывать, что в нём наглядно показывается область допустимого размещения дома относительно дороги, смежных участков, инженерных коммуникаций и зон обременения.