Острова Спратли, Бруней — подробная информация с фото

DX0P Остров Пагаса Острова Спратли

DU1BP, WA6LOS , WE6DX , WJ1P , WW6CP, DU1JM, DU2BOQ, DU3KWM, DU7RJA будут активны с острова Пагаса (IOTA AS-051), острова Спратли 14 – 20 апреля 2015 позывным DX0P.
Они будут работат на диапазонах 160-10м CW, SSB, RTTY.
QSL через WA6LOS.

Новости DXCC.
После получения детальной документации по работе DX экспедиции на острова Спратли DX0P, в апреле 2015 комитет DXCC принял решение признать работу данной экспедиции легитимной и засчитывать связи с данной экспедицией на диплом DXCC.
Если вы ранее представляли связь с данной экспедицией в заявке на DXCC и связь не была засчитана, то вы можете обратиться к комитету DXCC по адресу [email protected].

Острова Спратли в Южно-Китайском море

Острова Спратли – это архипелаг, расположенный в Южно-Китайском море. Центр этого архипелага находится в 500 км от берегов Вьетнама и в 1000 км от острова Хайнань, принадлежащего Китаю.

В 1791 году в этих водах оказался корабль британца Генри Спратли, в честь которого и стали называть бесчисленное количество небольших островков.

«Бесчисленные» употреблено в буквальном смысле, поскольку неизвестно точно, сколько географических объектов входит в состав архипелага. Мелкие островки время от времени размываются штормами, на их месте появляются другие, а рифы и атоллы зачастую видны только в часы отлива. Острова Спратли занимают площадь до 5 км², а общая площадь всего района, где находятся острова, составляет более 400 000 км². Самые большие острова: Иту-Аба (0,46 км²), Титу (0,37 км²), Западный Йорк (0,18 км²), Спратли (0,13 км²), Северо-восточная Скала (0,12 км²).

Острова Спратли – яблоко раздора многих стран

Острова Спратли так же пустынны, как и многочисленны: на них нет постоянного населения, практически полностью отсутствует пресная вода.

Несмотря на кажущуюся бесполезность, этот архипелаг уже много лет подряд оспаривается Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем (в этом списке все государства располагаются по степени своего присутствия на островах). За право владения этой территорией не прекращаются постоянные политические споры, происходили многочисленные вооружённые стычки.

Тон в этой затянувшейся истории задаёт Китай, доказывающий, что эти острова принадлежали ему ещё в начале нашей эры. В Китае архипелаг Спратли имеет иное название – острова Наньша (Южные Пески), и их относят к Срединному государству.

Ажиотаж вокруг небольших островков можно понять, если посмотреть на ситуацию с такой точки зрения: рядом с ними проходит оживлённая морская трасса Земли, соединяющая Европу с Дальним Востоком. Соответственно, владение архипелагом – это возможность полностью контролировать судоходство в Южно-Китайском море. А ещё геологи утверждают, что в этом районе на океанском дне есть огромные запасы нефти и газа.

Разными способами соперничающие страны сумели заполучить себе в собственность участки на спорных землях. На подконтрольных участках располагаются посты с реющими над ними государственными знамёнами. В близлежащих водах находятся «научные» и «промысловые» экспедиции, которые старательно изображают «хозяйственную деятельность», а ещё постоянно осуществляют показ военно-морской силы.

Как всё происходило

Очень долго китайцы и вьетнамцы на равных условиях посещали острова Спратли, и в этих водах было вполне тихо и мирно. Лишь в середине 1920-х годов, поняв огромное стратегическое значение архипелага, власти Французского Индокитая, отправили экспедицию для его изучения. В 1933 году власти Франции сделали заявление о том, что архипелаг Спратли входит в состав индокитайских владений страны. В Китае в то время была гражданская война, и ему было не до этого.

В 1939 году Япония захватила архипелаг Спратли, обустроив там базы для своего военного флота.

Когда закончилась мировая война, начался масштабный спор за территорию Спратли. В 1946 году военные Франции и Китая почти в одно время обосновались на островах, а к середине 1950-х годов ситуация совершенно поменялась: Китай быстрыми темпами набирал мощь, Вьетнам поделился и стал двумя враждующими государствами, а Франция лишилась своих индокитайских владений.

Но только в 1974 году, когда стал понятен результат долгой войны во Вьетнаме, Китай решил продемонстрировать свою силу и отправил в Южно-Китайское море эскадру своих боевых кораблей. Так были заняты Пара-сельские острова, которые вошли в провинцию Хайнань и получили название островов Сиша (Западные Пески).

Сейчас Китай и Вьетнам крепко держатся за свои подконтрольные атоллы, контролируя любые движения оппонентов. Последний раз столкновение между военными этих стран происходило в 1988 году, а в 1996 году был последний военный инцидент на этой территории – тогда произошёл артиллерийский обстрел между кораблями Китая и Филиппин.

Как туристы могут попасть на острова Спратли

Шанс посетить прославленные «острова раздора» иностранным туристам может предоставить только Малайзия, которая открыла на территории своего атолла небольшой дайвинг-клуб.

Острова Спратли

Острова Спратли — архипелаг в юго-западной части Южно-Китайского моря. В 1791 г. ветра и течения занесли в эти воды судно британского капитана Генри Спратли, по фамилии которого бесчисленные клочки суши посреди Южно-Китайского моря стали именоваться в Европе островами Спратли. Слово «бесчисленные» имеет в данном случае самый что ни на есть буквальный смысл: точное количество географических объектов, составляющих архипелаг, неизвестно и вряд ли когда-либо будет учтено, ибо рифы появляются из воды лишь в часы отлива, а многие мелкие островки периодически легко размываются штормами и так же легко возникают вновь.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

За редкими исключениями острова группы Спратли столь же пустынны, сколь и многочисленны. Малая площадь и почти полное отсутствие пресной воды делают их годными для проживания разве что морских птиц. Несмотря на кажущуюся бесполезность, острова Южно-Китайского моря уже многие годы являются яблоком раздора в отношениях КНР, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Брунея, Филиппин и Тайваня. Тон в этих спорах на правах великой державы задает Китай, чьи историки утверждают, что вожделенные острова были известны сынам Поднебесной уже в первые века нашей эры. В КНР группа Спратли именуется островами Наньша (Южные Пески) и считается территорией Срединного государства. Прочие претенденты с азартом оспаривают справедливость утверждений китайских ученых и дипломатов. Ажиотаж вокруг вроде бы никчемных островов становится понятен, если вспомнить, что рядом проходит одна из самых оживленных морских трасс планеты, связывающая порты Европы и Дальнего Востока. Контроль над островами Спратли автоматически означает контроль над судоходством в водах Южно-Китайского моря. Кроме того, по мнению многих геологов, в толще океанского ложа в этом районе обильно струится кровь современной цивилизации — нефть.

В разное время и разными методами все соперничающие страны успели обзавестись собственными «делянками» на спорных акваториях. На контролируемых атоллах устроены посты, над которыми реют государственные флаги. В силу неравенства возможностей спорщиков эти сооружения имеют разный облик — от свайных бараков до бетонных фортов, вооруженных зенитной артиллерией и населенных гарнизонами морских коммандос. В окружающих водах появляются тщательно спланированные «промысловые» и «научные» экспедиции, изображающие «хозяйственную деятельность», а также происходят регулярные демонстрации военно-морской мощи.

Нетрудно догадаться, что подобное «поигрывание мускулами» в укромном уголке океана время от времени выливается в вооруженные столкновения. Особенно драматический характер носят в этом районе отношения Китая и Вьетнама. Долгое время подданные этих стран на равных посещали атоллы Спратли, укрываясь от непогоды, занимаясь ловлей рыбы и жемчуга или разыскивая ценности с европейских кораблей, разбившихся на рифах. И хотя кое-кто при случае не отказывался и от пиратских нападений на джонки соседей, в водах Южно-Китайского моря в общем и целом царил мир. Государственная принадлежность атоллов вплоть до начала прошлого века никого особо не волновала. Только в середине 1920-х гг. власти Французского Индокитая, осознав стратегическое значение островной группы, организовали экспедицию по ее изучению. В 1933 г. Франция официально объявила о включении островов Спратли в состав своих индокитайских владений. Если в тот момент китайцы и не были согласны с таким развитием событий, то все равно ничего не могли поделать: в расколотой стране вовсю шла гражданская война, а на ее границах уже поблескивали штыки готовых к вторжению японских армий. К концу десятилетия на нескольких островках Южно-Китайского моря действовали французские военные посты, метеостанции и маяки. В 1939 г. Япония, твердо решившая причесать всю Азию под свою имперскую гребенку, оккупировала архипелаг Спратли и почти на семь лет превратила его крупнейшие острова в базы снабжения своего военного флота. Слабые протесты Франции быстро утонули в грохоте разгоревшейся мировой войны.

Окончание всемирной бойни совпало с появлением первых ростков будущего территориального спора. В 1946 г. военнослужащие Китая и Франции практически одновременно появились на островах Южно-Китайского моря, при этом столкновение предотвратило только начавшееся наступление китайских коммунистов, вновь приковавшее внимание генералиссимуса Чан Кайши к внутренним проблемам. К середине 1950-х гг. соотношение сил в регионе полностью изменилось: Франция потеряла свои индокитайские владения, Вьетнам распался на два враждующих государства, а молодая Китайская Народная Республика стремительно набирала мощь. Долгое время Пекин не предпринимал в отношении Спратли никаких активных шагов: на атоллах Южно-Китайского моря были расквартированы военнослужащие проамериканского сайгонского режима, и действия против них вполне могли быть чреваты конфликтом с могучим Дядей Сэмом. Лишь к середине 1970-х гг., когда исход многолетней войны во Вьетнаме был уже предрешен, Китай решился на первую демонстрацию силы. 19 января 1974 г. эскадра китайских боевых кораблей появилась вблизи Пара-сельских островов — небольшого архипелага, представляющего собой северное «созвездие» атоллов Южно-Ки-тайского моря. ВМС Южного Вьетнама оказали пришельцам отчаянное сопротивление. Какое-то время их хорошо вооруженные фрегаты американской постройки неплохо держались против превосходящих «красных» сил, однако китайские «МиГи», поднятые с аэродромов острова Хайнань, позволили военно-морскому флоту КНР одержать свою первую победу. 20 января 1974 г. Пара-сельские острова были заняты китайской морской пехотой и позже вошли в состав провинции Хайнань под названием островов Сиша (Западные Пески). Несмотря на слезные мольбы Сайгона и даже на то, что в плен к китайским коммунистам на несколько суток угодил американский офицер связи, силы 7-го флота США не принимали никакого участия в событиях. В коммунистическом Ханое, зависевшем от экономической и военной помощи северного соседа, «китаизацию» Парасельских островов молча проглотили, как горькую пилюлю.

Сегодня КНР и СРВ располагают в районе островов Спратли самыми внушительными военными силами. Соседи цепко держатся за контролируемые ими атоллы и ревниво наблюдают друг за другом, сопровождая бурей нот протестов любое резкое движение оппонента. Последнее крупное вьетнамо-китайское вооруженное столкновение в водах архипелага имело место 14 марта 1988 г., когда в морском бою у рифа Джонсон погибло около 70 вьетнамских моряков (сведения о потерях китайской стороны обнародованы не были). Самый последний по времени военный инцидент в водах Южно-Китайского моря относится к 1996 г., когда, по сообщению ряда источников, корабли КНР и Филиппин в течение полутора часов вели артиллериискую дуэль в районе островка Кампонес.

Будучи во Вьетнаме, иностранный турист вряд ли может рассчитывать на возможность посетить атоллы Спратли. Попытка вьетнамских властей организовать подобную экскурсию для иностранцев в апреле 2004 г. немедленно вызвала бурную реакцию Пекина. Насколько известно автору этих строк, шанс побывать на «островах раздора» ныне предоставляет туристам лишь Малайзия, открывшая на «своем» атолле небольшой дайвинг-клуб.

Острова Спратли, Вьетнам — подробная информация, история и интересные факты

Острова Спратли расположены в Южно-Китайском море и состоят из сотен маленьких островков, рифов и атоллов, соперничество за обладание которыми длится уже более 100 лет, грозя перерасти в глобальный конфликт и спровоцировать вооруженные столкновения между близлежащими странами.

История и географическое положение

Острова были открыты в 1791 г. английским капитаном Генри Спратли, судно которого занесло сюда течением и попутным ветром. По его фамилии и получили название эти небольшие клочки суши, расположенные в юго-западной части Южно-Китайского моря, между Филиппинами, Китаем, Вьетнамом и о. Борнео, причем точное их количество до сих пор неизвестно. Протяженность островов — 595 км.

Многие мелкие островки образованы рифами, одни периодические размываются во время шторма, а другие в это же время появляются из воды. Из-за того, что территория суши здесь минимальна и отсутствует пресная вода, острова считаются непригодными для жизни людей, их облюбовали птицы.

Однако история архипелага, несмотря на кажущуюся его бесполезность, наполнена постоянным выяснением того, кому принадлежат эти территории. В разное время на них претендовали Китай, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Бруней и Тайвань.

Чем привлекательны острова

По праву великой державы главным спорщиком выступает КНР, который считает острова своими начиная с начала 1-го тысячелетия н. э. Острова Спратли в Китае известны под именем Наньша (переводится как «южные пески»), относятся к территории Срединного государства.

Географическое положение островов очень удобно из-за их близости к оживленной морской трассе, которая соединяет морские порты Дальнего Востока и Европы. Стратегическое значение акватории Южно-Китайского моря объясняется тем, что через него проходит 40% трафика общемировой торговли, одной из составляющих которого является 80% от общего объема провоза нефти и газа. Поэтому владение этими землями предусматривает общий контроль над судоходными путями.

К тому же, по заключениям геологических экспедиций, под толщей океанской воды здесь расположены залежи нефти, крайне необходимого топлива для всех цивилизованных стран (по предварительным подсчетам около 11 млрд баррелей нефти и 6 трлн куб. м газа).

Принадлежность островов Спратли

В связи со стратегической важностью островов разные страны на протяжении прошедших столетий пытаются «забить себе место», устраивая посты с развевающимися государственными флагами над постройками из бетона или свай, поселяя там военных и устанавливая вооружение, в т.ч. зенитную артиллерию, периодически проводя демонстрацию военных возможностей.

На 45 островках и рифах архипелага размещены небольшие военные контингенты и объекты разных стран, из них:

  • КНР занимает 9 островов;
  • Вьетнам разместил свои гарнизоны на 21;
  • Филиппины — 8;
  • Малайзия — 3;
  • Тайвань занимает самый крупный о. Тайпиндао.

Спорные острова Спратли: 20 век

До начала 20 в. территорию Спратли посещали только жители близлежащих государств для ловли рыбы и поисков жемчуга, изредка промышляя нападениями на джонки друг друга. А затем атоллы и острова архипелага стали территорией вооруженных столкновений между государствами.

В середине 1920 годов французское правительство Индокитая впервые организовало экспедицию по изучению архипелага, затем в 1933-м было объявлено о включении островов Спратли в их владения, разместили там французские посты. В Китае в эти годы шла гражданская война, назревала угроза вторжения японцев, поэтому реакция с его стороны отсутствовала.

Следующий этап в судьбе архипелага начался в 1939 г., когда Япония провела его оккупацию, расположив на 7 лет базы для снабжения своего морского флота. Разгоревшаяся Вторая мировая война временно приостановила выяснение отношений.

В 1946 г. столкновение появившихся почти одновременно в районе Спратли военных из Китая и Франции было приостановлено очередными событиями в Китае. К середине 50-х во Вьетнаме произошел раскол на 2 государства, а КНР стала расти стремительными темпами, набирая мощь и политическое положение. В эти годы на некоторых атоллах разместились американские военные, участвовавшие в конфликте между Сайгоном и коммунистическим Вьетнамом, который завершился лишь к середине 1970-х гг.

Военные конфликты в Южно-Китайском море

Драматический накал страстей, вылившийся в вооруженный конфликт на островах Спратли, возник между Китаем и Вьетнамом в 70-е годы 20 в. Первым военную силу по завоеванию спорных территорий в этом регионе применила КНР в 1974 г., когда военная эскадра китайцев объявилась недалеко от Парасельских островов в Южно-Китайском море. Вьетнамские ВМС пытались оказать сопротивление с помощью фрегатов, однако перевес обеспечили китайские самолеты, поднятые для поддержки флота.

Следующее военное столкновение произошло через 14 лет. Сражение у островов Спратли в 1988 г. между вьетнамскими и китайскими кораблями произошло около Джонсон-Рифа. Результатом стала гибель 64 моряков из Вьетнама, которые пытались оказывать сопротивление и стреляли по фрегатам противника.

Последний вооруженный инцидент произошел в 1996 г. недалеко от о. Кампонес между морскими силами КНР и Филиппин, когда в течение полутора часов противники обменивались артиллерийских залпами по кораблям.

После таких попыток Китай решил укрепить свои владения на 6-ти островах на рифе Огненного креста, разместив там радары по раннему предупреждению появления военных объектов других стран.

Конфликт Китая и США

Очередные волнения сторон начались после появления на китайских сайтах чертежей создания искусственного острова в архипелаге Спратли. Предположительно речь идет о военно-морской базе. Сейчас строительство насыпных островов идет полным ходом, что бурно обсуждается в прессе и было освещено в докладе американского адмирала Г. Гарриса.

Ценность архипелага состоит в его стратегическом положении, оно позволяет осуществлять контроль за морскими и воздушными путями между Тихим и Индийским океанами. Волнения США вызваны тем, что при захвате территорий Китаем и базировании там различных морских и воздушных войск возможно проведение десантной операции и захват всей территории островов Спратли. В такой ситуации 200-мильная зона окажется вне сферы влияния американского флота, т. к. их корабли, по международным законам, не могут входить в экономические зоны других стран.

Данные американских космических спутников свидетельствуют о создании Китаем за последние годы 800 га суши, предназначенных для расположения на них взлетно-посадочных полос для истребителей, а также размещения ракетных систем. По заявлениям США, КНР таким образом повышает свой статус и претензии на данный регион.

Современное состояние вопроса

В 2012 г. на искусственных островах Китаем был размещен комплекс телекоммуникационных и навигационных средств для помощи прохождения рыболовных судов и океанских лайнеров, а также построена база с целью проведения спасательных операций и оказания помощи в случае бедствий или военных инцидентов.

В планах КНР постройка специальных платформ для проведения глубоководных исследований, развития ветроэнергетики и другой морской энергии. Будут здесь функционировать и государственные службы для обеспечения международного сотрудничества в рамках океанологических исследований и защиты окружающей среды.

В 2013 г. Филиппины обратились с иском в Гаагский суд, содержащем 15 пунктов, где оспаривались права КНР на притязания в отношении островов Спратли. Требования Манилы состояли в признании незаконным строительства искусственных островов в этом регионе, а также были выдвинуты обвинения в создании препятствий рыбному промыслу и передвижению кораблей.

Международный суд 12.07.2016 опубликовал заявление о неправомерности занятия спорных территорий в Южно-Китайском море со стороны КНР, причем было выставлено требование о запрете рыболовства, хозяйственной деятельности и разработки природных ресурсов Китаем в этом месте.

Однако Китай отказался подчиняться решениям Международного суда и назвал это вмешательством третьей стороны в территориальные споры.

Экскурсии на острова

Некоторые туристические фирмы Вьетнама пытались организовать посещение для желающих на некоторые из спорных островов начиная с 2004 г. Такие попытки вызвали недовольство и отрицательную реакцию со стороны Китая.

Однако с 2015 г. вьетнамские компании все-таки запустили план по поездкам туристов на подконтрольные им острова Чыонг Са, включающие мероприятия по общению с местными жителями и солдатами, посещение музея обороны острова.

Малайзия организовала на одном из рифов дайвинг-клуб, куда приглашает всех туристов и любителей подводного плавания.

Окончания истории выяснения территориальных притязаний нескольких стран на территории архипелага Спратли пока не предвидится, можно надеяться только на здравомыслие сторон.

Что спрятали на Спратли? Острова преткновения. Тайны островов Парасельских и Спратли

Первое упоминание об островах было сделано китайскими историками в 59 году до н. э., однако лишь в 1211 г. архипелаг Спратли был впервые запечатлен на карте Китая. В 1405 г. известный Китайский мореплаватель Чжэн Хэ достиг и посетил ряд островов. На протяжении последующих веков архипелаг посещают китайские, вьетнамские, португальские, испанские, голландские и британские мореплаватели. Фактически, в конце 17 – начале 18 вв. открытая на тот момент территория архипелага была подконтрольна Вьетнамским пиратам, однако, вскоре Китай объявляет острова своим владением, разбивает на нём небольшой храм. Голландия разворачивает компанию по изучению земель Спратли, но все судна терпят крушение, команду спасают вьетнамские рыбаки.

В период с 1730 – 1735 гг. пираты использовали архипелаг в части отправной точки для нападений на проходящие мимо голландские, португальские и британские суда. Последним к концу 1735 г. удается уничтожить пиратские гнезда на архипелаге. В середине 18 в. французский адмирал Теода посещает Вьетнам с целью использования островов в качестве стоянки для своих кораблей, перед дворцом властителей он замечает 400 пушек “европейского литья”, в большей части португальских, добытых с кораблей. Спустя полвека Вьетнамское руководство отправляет к островам 4 корабля “для поиска золотых и серебряных предметов, панцирей черепах, раковин, редких рыб, а также пушек малого и среднего калибра”. В 1791 г. британский капитан Генри Спратли открывает ряд островов архипелага, тот получает нынешнее его английское название – Спратли, вскоре англичане устанавливают обсервационную вышку на о. Иту-Аба (самый крупный остров архипелага).

В начале 19 в. Вьетнамский император Зя Лонг провозглашает суверенитет Вьетнама над островами Парасельскими и Спратли, посылается очередная экспедиция к островам. Ближайшие несколько десятков лет проводятся картографические работы, в том числе перемещаются военные силы на территорию островов. Вплоть до середины 19 в. упоминание об островах многократно встречается в документах вьетнамских правителей, при этом нет никаких сведений о принадлежности части островов Китаю. Лишь в 1847 г. император Китая издает указ об отправлении к островам Спратли военных кораблей в целях изучения территории.

Французский историк Жансиньи в 1850 г. свидетельствует о правлении на островах короля Вьетнама, а в «Очерке истории Вьетнама» Нгуен Чонг (вьетнамский правитель) в 1876 г. упоминает об островах как о принадлежности к землям Королевства.

В 1901 г. Япония насильно захватывает остров Дунша, а в 1908 году продает его Китаю. В 1906 году выходит «Руководство по географии Китая», где четко определяются границы страны, острова Спратли не включены. Июнь 1909 г. – губернатор китайских провинций Гуандун и Гуанси отправляет военные канонерки к островам для захвата. Французская экспедиция 1925 г. подтверждает, что Парасельские острова являются частью государства Вьетнам.

В 1930 г. по приказу генерал-губернатора Индокитая острова Спратли провозглашаются территорией Франции, а в 1933 г. происходит французская военная оккупация ряда островов в Южно-Китайском море, в том числе и островов архипелага. В декабре этого же года архипелаг Спратли включен в состав провинции Кохинхин (Китай). Остров Спратли получает название Наньша. Министр иностранных дел Японии в марте следующего года объявляет острова Спратли японской территорией, а в апреле Франция заявляет протест, предъявляя свои права на земли.

В 1945 г. Япония отказывается от своих притязаний на Спратли, а китайские войска высаживаются на архипелаге под предлогом разоружения японских солдат. 1947 год – заявлен официальный протест со стороны Франции правительству Китая по поводу незаконного захвата островов Спратли. Но уже в декабре выходит декрет о присвоении архипелагам групп островов Парасельские и Спратли китайских названий Сиша и Наньша соответственно. Все они включены в состав Китая.

В 1950 г. правительственные войска Китая покидают острова, скрываясь на Тайване. Правительство Филиппин заявляет о владении над островами в 1951 г. Китай выражает протест.

Вьетнамское правительство Бао Дая заявляет о своем господстве. При этом Япония полностью отказалась от своих притязаний. В 1956 г. происходили политические и военные столкновения между Филиппинами, Китаем и Вьетнамом. Франция информирует о своих законных правах на остров Спратли. Шесть стран до 1974 г. вели споры по поводу владения архипелагом. Разные острова отошли к различным государствам. В январе 1974 г. была произведена первая бомбардировка некоторых островов со стороны Китая. Вьетнамское правительство обратилось за помощью в ООН. Затем глава МИД Вьетнама обратился за помощью к США.

До 1988 г. происходили минимальные стычки по поводу раздела территории островов в акватории Южно-Китайского моря. В 1984 г. к спорам присоединился Бруней. 1988 год – масштабнейший вооруженный конфликт. Битва за острова Спратли произошла между военными КНР и СРВ в районе рифа Джонсон группы островов Спратли. Сражение у островов Спратли 1988 года стало самым кровопролитным за весь период споров и притязаний. В январе 1996 года произошел артиллерийский бой между филиппинскими и китайскими военными кораблями. До сих пор территориальные споры не утихают, но перешли в мирное русло.

Южно-Китайское море (далее – ЮКМ) богато островами. В акватории ЮКМ насчитывается более 400 различных скал, рифов и прочих образований. Половина из них входит в состав архипелага Спратли. Стоит отметить, что все эти острова кораллового происхождения – низкие и небольшие (~ 6 метров н. у. м). Поблизости проходят маршруты крупнейших супертанкеров мира. Согласно научным данным, в районе архипелага сосредоточены крупные запасы нефти и газа, а также изобилие рыбы.

Большинство островов архипелага непригодны для жизни людей в виду затопляемости привалами отмели, рифов и скалистых утесов. В том числе, все это представляет огромную опасность для морских судов. Количество островов непостоянно, все зависит от погодных условий и периодов отливов. Расположены острова Спратли на 500 км. южнее Парасельского архипелага, все образования разбросаны в море в виде дуги длиной почти 1 тысяча километров.

Основными причинами для территориального спора являются геополитические интересы, контроль над транспортной составляющей, само присутствие в данном регионе, расширение границ исключительных экономических зон, и, наконец – овладение всеми природными ресурсами региона. Неимоверно конкурирующие амбиции пытаются разделить между собой шесть государств: Бруней, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, КНР, Китайская Республика (Тайвань). В 2015 г. свой интерес в отношении архипелага заявило еще одно государство. И это США, их интерес – нефть. Ранее все острова архипелага были признаны перспективными на углеводороды.

На данный момент в акватории ЮКМ складывается довольно трудная ситуация. Расстановка сил и принадлежностей островов такова, что Китай осуществляет контроль над 9 атоллами архипелага, Вьетнам представляет себя на 21 острове, Филиппины расположились на 8-и островах, Малайзия контролирует 3 островка, самый большой остров Тайпиндао подконтролен войсками Тайваня, остальные острова остаются относительно свободными.

В 1994 г. была принята резолюция о ратификации Конвенции ООН. Китай и Вьетнам приходят к негласному консенсусу, решив отложить вопрос о суверенитете островов на 50 лет, в том числе было принято решение совместно разрабатывать природные ресурсы на двусторонней основе.

В 2002 г. официальный Пекин принимает твердое решение по активизации своих усилий над разработкой шельфа, начинаются работы по проектированию и строительству искусственных островов. Данное действие позволит Пекину заселить население страны на части архипелага, тем самым, фактически контролировать всю его территорию. Заявляется, что искусственные образования смогут выдерживать любые здания и сооружения, уже на данный момент на искусственных островах имеется 4 аэродрома. Кроме политических интересов, в строительстве островов Китай преследует и экономические цели. Искусственные острова – рай для туристов, однако на данном этапе присутствие гражданских лиц на островах исключено. В том числе, возведение островов позволит Китаю предъявить абсолютно эксклюзивные претензии на исключительную и экономическую зону в пределах 200 морских миль.

С 2012 г. официальный Вашингтон заявляет о непризнании искусственных островов Китая в акватории ЮКМ, однако никаких мер в этом отношении не принято.

В начале 2013 г. Филиппины подали на Китай жалобу. Иск состоял из 15 пунктов. В частности, Филиппины заявили, что действия КНР и ее посягательство на 90% территории моря нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, 12 июля постановил, что Китай не имеет “исторического права” на спорные территории в Южно-Китайском море.

Судьи трибунала также признали, что КНР не имеет права вести рыболовство, разрабатывать природные ресурсы и вести другую хозяйственную деятельность на этой территории. А строительные работы, организованные Китаем, нанесли непоправимый ущерб коралловым рифам в регионе.

В МИД КНР заявили, что решение суда не повлияет на суверенитет и интересы Китая в регионе. “Территориальный суверенитет, а также права и интересы Китая в Южно-Китайском море ни при каких обстоятельствах не будут затронуты таким судебным решением”, – говорится в документе ведомства.

Китай и по сей день продолжает расширять свои владения, со временем планируется присоединить ряд соседних островов.

Очевидно, что ни одно государство в мире не уступит то, что является его национальными интересами. Разрешения территориального спора на данный момент не видится возможным.

Статья не является достоверным источником информации. Все, что изложено в статье – мнение автора, историков и писателей. Данные, использованные в статье, находятся в открытом доступе.

Warspot о спорных территориях: архипелаг Спратли

В Южно-Китайском море несколько зон являются объектами международных территориальных споров. КНР и Вьетнам не могут поделить Парасельские острова и континентальный шельф Тонкинского залива, а на архипелаг Спратли, состоящий из более чем 230 мелких необитаемых островов, атоллов и рифов общей площадью всего 5 км², претендуют целых шесть государств: КНР, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Бруней. Последние три активных действий в регионе не предпринимают и ограничиваются заявлением претензий на архипелаг либо его часть. Куда решительнее настроены Филиппины, КНР и Вьетнам.

Китайцы утверждают, что вели хозяйственную деятельность на островах ещё в XI–XII веках, во времена династии Сун, а позже архипелаг входил в состав провинции Гуандун. В свою очередь, вьетнамские историки уверяют, что острова принадлежали Вьетнаму с XV века, и китайцы не имели к ним никакого отношения. В 1920-х годах в спор вмешались французы, под чьим контролем в то время находился Индокитайский союз, а изданный в 1933 году декрет объявил архипелаг Спратли владением Франции. Вторая мировая война внесла свои коррективы: в 1939 году острова оккупировали японские войска. Японцы построили на архипелаге ряд военных станций, базы подводных лодок и взлётно-посадочную полосу, но после окончания войны всю эту инфраструктуру им пришлось оставить. В 1946 году китайцы водрузили свой флаг на одном из островов, а через год выпустили карту, на которой все острова входили в состав китайской территории.

Красным маркером отмечен архипелаг Спратли в Южно-Китайском море.
google.com/maps

В 1951 году свои претензии на архипелаг Спратли озвучили власти Филиппин и через пять лет повторили их. В ответ Китайская Республика (Тайвань) отправила в Южно-Китайское море отряд, который занял один из островов — Иту Аба. Тогда же Южный Вьетнам заявил, что аннексирует весь архипелаг и включает его в состав провинции Биньдинь. В 1968 году на трёх островах архипелага, который филиппинцы называли провинцией Калаян, высадились филиппинские войска и основали несколько военных постов. Всё это время и КНР, и Вьетнам считали Спратли своей территорией, но до активных шагов дело дошло только в 1974 году, когда Южный Вьетнам оккупировал ещё несколько островов, а через два года уже объединённый Вьетнам объявил своими владениями и Парасельские острова, и архипелаг Спратли.

Вьетнамские морпехи на острове Спратли.
commons.wikimedia.org

За прошедшие с тех пор сорок с лишним лет стороны не раз заявляли о территориальных претензиях, принимались патрулировать районы, которые считали своими, строили аэропорты (их на архипелаге сейчас семь) и вступали друг с другом в небольшие стычки. Самой крупной была произошедшая в марте 1988 года битва между китайскими и вьетнамскими войсками в окрестностях атолла Юнион Бэнкс, в результате которой было потоплено два вьетнамских транспорта и погибло более 60 вьетнамских солдат.

Ценность архипелага заключается не только в принципиальных позициях претендующих на него сторон, но и в богатых рыбой водах и значительных залежах фосфатов, а также месторождениях нефти и природного газа. В настоящее время около двух десятков атоллов и рифов входят в исключительную экономическую зону Филиппин, а все остальные островки контролируют разные государства региона. Архипелаг Спратли напоминает пёструю мозаику с вкраплениями вооружённых контингентов почти всех заинтересованных сторон на отдельных островах и постепенно превращается в бомбу замедленного действия, способную рвануть, едва Китай предпримет новые шаги по превращению Южно-Китайского моря в своё «озеро».

Контролируемый Филиппинами остров Титу и взлётно-посадочная полоса на нём.
commons.wikimedia.org

Острова Спратли – зона возможного военного конфликта в Юго-Восточной Азии

Архипелаг Спратли в Южно-Китайском море может стать новой зоной Большой Войны. Филиппины заявляют о своём желании укрепить позиции в этом спорной регионе. На укрепление возможностей Военно-морских сил и Военно-воздушных сил в этом регионе Манила выделяет дополнительные 184 млн. долларов.

Манила не хочет уступать позиции в этом регионе соседям и в первую очередь Китаю. Заявление филиппинских властей, видимо, связано с тем, что в начале марта корабль китайских ВМС вытеснил из спорного района филиппинское судно, которое вело нефтеразведку. Манила высказала Пекину официальный протест, но китайские власти никак не отреагировали. В Пекине считают почти весь регион своим и не раз доказывали готовность защищать свои претензии силой.

Филиппины же намерены контролировать как минимум 25% архипелага, ту его часть, которая расположена около филиппинского острова Палаван. Манила также не раз высказывала готовность воевать за острова, если будет надо. Так, в 2008 году прозвучало обещание «сражаться до последнего моряка и морского пехотинца». По словам генерала Эдуардо Обана, часть выделенных денег пойдёт на модернизацию аэродрома на острове Пагаса.

Справка: Острова Спратли ( Наньшацюньдао) – это архипелаг в юго-западной части Южно-Китайского моря. Он состоит из более чем 100 островков, рифов, атоллов, их суммарная площадь менее 5 кв. км. Площадь региона более 400 тыс. кв. км. Центр архипелага расположен в 400 км от островов Палаван и Калимантан, в 500 км от побережья Вьетнама и в 1000 км от китайского острова Хайнань. Ценность архипелага не в земле, а в стратегическом положении – тот, кто его контролирует, держит «за горло» важнейшие морские и воздушные пути из Тихого в Индийский океан. Кроме того, территорию можно использовать для базирования подводного флота, других сил ВМС, временных баз для подготовки высадки десанта на соседние территории. Так сделали японцы во Вторую мировую войну: оккупировали их и создали здесь базу для субмарин. Острова важны и в отношении биоресурсов – они используются как рыбопромысловый район, что для перенаселённых (с постоянным значительным приростом населения) стран Юго-Восточной Азии немаловажный фактор. Также на шельфе найдены запасы углеводородов. В настоящее время острова оспаривают друг у друга шесть стран: Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней.

Примерно 45 островков и рифов заняты небольшими военными контингентами из Вьетнама, Китая, Малайзии, Филиппин и Тайваня. Полноценными военными базами их назвать трудно, это скорее военные посты в виде небольших коробок на сваях.

– По Сарагосскому договору 1529 года между Испанией и Португалией эти территории под свою юрисдикцию получила Испания.

– После американо-испанской войны в 1898 году их получили США, они их предали Филиппинам.

– В 1927-1930 годы французы провели на островах научные исследования и провозгласили их французской территорией, присоединив к своим индокитайским владениям.

– В 1932 году Китай выразил Франции претензии, провозгласив архипелаг китайской территорией.

– В 1933 году французские корабли взяли под свой контроль 9 крупнейших островов. Япония предъявила претензии, заявив, что на одном из островов была японская шахта фосфатов.

– В 1939 году Токио заявил о желании взять территорию островов по свой контроль. Париж и Лондон выразили протест и закрепили французскую юрисдикцию над островами.

– В 1941 году японские ВМС захватили острова и контролировали их до конца Второй мировой войны, там была построена база подводных лодок (на острове Иту-Аба).

– После войны Китай и Франция выдвинули свои права на острова. Китай начал создавать в районе островов своё военное присутствие, в 1947 году Париж требует вывести китайские силы.

– На конференции в Сан-Франциско в 1951 году представители Вьетнама (под контролем Франции) предъявили свои претензии на острова Спратли и Парасельские острова. На этой же конференции Токио формально отказался от всех прав на острова. Но так как решения о принадлежности островов мировое сообщество не приняло, у Японии есть возможность «вспомнить» о своих правах.

– В 1956 году претензии на острова заявили Филиппины, все заинтересованные стороны выразили протест, Вьетнам и Китай заняли несколько островов.

– В 1958 году Китай определил свои территориальные воды, архипелаг Спратли они отнесли к своей территории.

– В 1961-1963 годы Южный Вьетнам установил свои знаки принадлежности на несколько островов.

– В 1968 году Филиппины высадили войска на три острова и объявили о присоединении островной группы Калаяан. В 1972 году острова Калаяан объединили с провинцией Палаван. В 1978 году Манила выдвинула карту претензий. В начале 80-х годов филиппинские войска захватили ещё несколько островов и построили военные посты.

– В 1971 году на часть островов высказала претензии Малайзия. В 1979 году Малайзия опубликовала карту претензий – в неё вошли 12 островов.

– В 1975 году объединившийся Вьетнам официально выдвинул претензии на архипелаг. В 1982 году Вьетнам захватил ещё несколько островов и установил военные посты.

– В 1983 году Малайзия захватывает остров Лаянг-Лаянг, строит на нём военную базу и курорт.

– В 1984 году Бруней выделил в сферу своих рыбных промыслов Луизиана-риф на юге островов Спратли.

– С 1987 года КНР начала постоянное военное патрулировании островов и построила постоянную базу.

– В 1988 году произошло боестолкновение китайских и вьетнамских ВМС, было утоплено три вьетнамских и один китайский сторожевики у Джонсон-рифа (Синь Коу). В итоге Китай захватил семь рифов и атоллов, создав плацдарм для дальнейшего расширения своей сферы влияния.

В дальнейшем накал китайско-вьетнамских противоречий несколько спал, на первый план выдвинулись претензии Филиппин (за которыми стояли США). В 1994-1995 гг. филиппинские ВМС неоднократно задерживали китайских рыбаков и уничтожали китайские пограничные знаки. В 1995 году КНР и Вьетнам договорились согласовывать планы освоения ресурсов островов.

– В 2004 году филиппинские патрульные самолёты были обстреляны (и по сообщению филиппинских военных были повреждены) вьетнамцами. Вьетнам расширил туристическое строительство и построил аэродром.

В настоящее время Китай сохраняет военное присутствие на 8-9 островах, Вьетнам на 21-м, Филиппины на 8-ми, Малайзия на 3-х. Самое выгодное положение у Тайваня, который контролирует один, но самый большой остров – Иту-Аба, где построил аэродром.

Вероятность большого конфликта хоть и не велика, но есть. В настоящее время почти все стычки были небольшими и заключались в разрушении государственных символов (которыми страны «метят» «свои» островки, рифы), задержании рыбаков, словесной перепалке через СМИ. Но в итоге этот регион, имеющий большую стратегическую важность, может стать зоной ожесточённого конфликта.

Острова Спратли

Острова Спратли — архипелаг в юго-западной части Южно-Китайского моря, состоящий из более чем 100 мелких островов, рифов и атоллов, суммарная площадь которых составляет менее 5 км². Общая площадь района составляет более 400 тыс. км², его центр находится в 400 км от островов Палаван и Калимантан, в 500 км от побережья Вьетнама и в 1000 км от китайского острова Хайнань.

История урегулирования

Территория островов оспаривается сразу шестью государствами: Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем (расположены по степени присутствия). Несмотря на свой крошечный размер, острова архипелага имеют важное значение с точки зрения присутствия в регионе. Кроме того, исследования говорят о наличии значительного количества нефти и газа. На островах нет постоянного населения, в настоящее время они используются как рыбопромысловый район.

Около 45 островов заняты относительно небольшими военными контингентами из Вьетнама, Китая, Малайзии, Филиппин и Тайваня. Зона рыболовного промысла Брунея включает южный риф, но официальных территориальных претензий Бруней не выдвинул. На архипелаге нет портов и гаваней, но есть 4 аэропорта.

1529. В соответствии с Сарагосским договором 1529 года острова Спратли становятся испанской территорией.

1898. В 1898 году острова перешли к США по Парижскому договору, а затем к Филиппинам.

1927. Французский корабль De Lanessan провёл научное исследование островов Спратли

1930. Франция организовала вторую экспедицию на корабле La Malicieuse, которая подняла флаг Франции над островом, который был назван Ile de la Tempete. На острове присутствовали китайские рыбаки, но французы не стали их прогонять.

1932. Китайская Республика отправила французскому правительству меморандум, в котором провозглашался суверенитет островов Спратли на базе китайской интерпретации соглашения 1887 года, заключённого после Франко-китайской войны.

1933. Три французских корабля взяли под контроль 9 крупнейших островов, и архипелаг был объявлен территорией Франции. Франция управляла регионом как частью Кохинхины. Японская империя поставила под вопрос суверенитет островов, указывая на свидетельства существования японской шахты фосфатов.

1939. Япония выразила намерение взять архипелаг под свою юрисдикцию. Франция и Великобритания выразили протест и утвердили французские претензии.

1941. Япония силой оккупировала острова и сохраняла над ними контроль до окончания Второй мировой войны, на острове Иту-Аба была создана база подводных лодок.

1945. После капитуляции Японии Франция и Китайская Республика повторно выдвинули территориальные претензии. Китай отправил на остров военный контингент.

1946. Франция несколько раз отправляла военные корабли к архипелагу, но попыток выдворения китайских войск предпринято не было.

1947. Франция потребовала вывода китайских войск.

1948. Франция прекратила морское патрулирование вод архипелага, Китай отозвал большую часть войск.

1951. На встрече в Сан-Франциско в 1951 году представители Вьетнама (который всё ещё находился под управлением Франции) предъявляют требования на острова Спратли и Парасельские острова.

1956. Томал Клома, глава Морского института на Филиппинах заявил о претензиях на большую часть островов Спратли, назвав их «Kalaya’an» (Земля свободы), после чего все заинтересованные государства выдвинули протест. Китайская республика и Южный Вьетнам отправили на архипелаг морские отряды. Южный Вьетнам не оставил постоянного гарнизона, но в конце года объявил об аннексии островов Спратли и присоединении их к провинции Биньдинь.

1958. Китай определил свои территориальные воды, в которые также попал архипелаг Спратли.

1961‑3 Южный Вьетнам установил знаки принадлежности на нескольких островах архипелага.

1968. Филиппинские войска высадились на трёх островах под предлогом защиты жителей провинции Калаяан и объявили об аннексии островной группы Калаяан.

1971. Малайзия выдвинула требования на часть архипелага.

1972. Филиппинцы объединили острова Калаяан с провинцией Палаван.

1975. Объединённый Вьетнам выдвинул требования на архипелаг.

1978. Президентский указ на Филиппинах определил их территориальные претензии.

1979. Малайзия опубликовала карту претензий на континентальный шельф, куда вошли 12 островов архипелага. Вьетнам также опубликовал свои требования на острова.

1982. Вьетнам опубликовал ещё один документ, оккупировал несколько островов и установил военные объекты. Территориально архипелаг присоединили к провинции Фукхань (с 1989 г. — провинция Кханьхоа). Филиппины также захватили ещё несколько островов и построили ВПП.

1983. Малайзия оккупировала остров Лаянг-Лаянг и построила на нём военно-морскую базу и курорт.

1984. Бруней определил свой район рыбного промысла, в который вошёл Луизиана-риф на юге архипелага, но формально требований не выдвинул.

1987. Китай начал морское патрулирование архипелага и основал постоянную базу.

1988. Китайские и вьетнамские корабли вступили в небольшую перестрелку за Джонсон-риф. Китай сохранил контроль над районом.

1995. Достигнута договорённость между КНР и Вьетнамом о начале широкомасштабных переговоров на тему совместного освоения ресурсов архипелага.

2004. Самолёты ВВС Филиппин обстреляны над акваторией архипелага. Вьетнам расширил туристическое присутствие, построив аэропорт.

2005. Вьетнам вновь объявил о суверенитете над островами Спратли.

2008. Филиппины заявили, что будут «сражаться до последнего моряка и морского пехотинца» за острова Спратли.

2011. В мае-июне 2011 г. между Вьетнамом и Китаем произошло несколько инцидентов, таких как повреждения кабелей вьетнамских исследовательских судов, протесты возле китайских диппредставительств во Вьетнаме, обмены заявлениями политиков и дипломатов, морские учения Вьетнама, хакерские войны.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]