Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)»
Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути. Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь — знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).
Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой,было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев. Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит, апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.
Материал об истории иконы Панагии, написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом. По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет.
Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.
После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.
За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.
В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.
Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.
В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.
Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы и паломники со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках — это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.
В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди, в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы.
Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии.
Чудотворная икона опять собирает вокруг себя не только греков, но и христиан всего мира.
11 сентября чудотворная икона Панагия Сумела принесена в Санкт-Петербург. До 18 сентября святыня пребывает в Спасо-Преображенском соборе, где перед образом каждый день совершаются молебны.
ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ
Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.
Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.
Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.
По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.
Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.
Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.
После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.
8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.
2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.
Панагия Сумела в Турции: в чем помогает чудотворная икона
Панагия Сумела – один из древнейших монастырей, располагающийся на северо-востоке Турции, в 48 км от города Трабзон. Уникальность комплекса в первую очередь заключается в его многовековой истории, насчитывающей более 16 столетий. Интерес вызывает и сам способ возведения Панагии Сумелы: строение было высечено в скалах на высоте более 300 м над уровнем моря. Кроме того, много веков в стенах святилища содержалась чудотворная икона Богородицы «Одигитрия Сумельская», в честь которой и был назван храм.
Существует предание, утверждающее, что икону с ликом Богородицы написал Святой Лука – покровитель художников и врачей. Считается, что апостол не раз становился свидетелем чудесных исцелений, которые даровал грешникам Иисус Христос во время своей земной жизни. Святой Лука также написал одно из Евангелий, дошедших до наших дней, и является первым иконописцем.
«Одигитрия Сумельская»
Если вы впервые слышите об иконе Панагия Сумела и не представляете, о чем ей молятся, то стоит знать, что молитва Одигитрии Сумельской помогает в исцелении целого ряда недугов. Особенно часто к ней обращаются женщины, имеющие проблемы с зачатием ребенка.
Такое монументальное сооружение, как Панагия Сумела, вызывает интерес не только у христиан, но и у представителей других верований. Некоторые туристы приезжают к монастырю из курортных городов Турции, для других достопримечательность становится основной целью поездки в страну. И хотя внутренние интерьеры храма уже давно не украшают искусные византийские росписи и орнаменты, которые беспощадно разрушило время и мародеры, постройке удалось сохранить свое величие и священную атмосферу.
Историческая справка
После кончины Святого Луки икона Панагия Сумела долгое время бережно оберегалась греками, заключившими святыню в церковь в городе Фивы. В период правления Феодосия I одному священнослужителю из Афин явилась Божья матерь, призвавшая его и племянника посвятить свою жизнь монашеству. Затем, взяв новые имена Варнавий и Софроний, по велению Богородицы они отправились в храм Фивы, рассказывали местным священникам о случившемся откровении, после чего служители отдают им икону. Далее вместе с чудотворным ликом они направились на восток к горе Мела, где в 386 году возвели монастырь.
Зная, в чем помогает икона Панагия Сумела и какие чудесные исцеления она являет, монастырь начали активно посещать паломники из европейских государств еще до окончания его строительства. Несмотря на большую известность и труднодоступность церкви, ее несколько раз пытались разграбить вандалы. Крупнейший урон был нанесен обители в конце 6 столетия, когда мародеры расхитили большую часть святынь, но иконе Богородицы все же удалось уцелеть. В середине 7 века монастырь полностью восстановили и в него снова вернулись многочисленные паломники.
Во времена Трапезундской империи (греческое православное государство, образовавшееся после распада Византии) монастырь Панагия Сумела переживал свой наивысший расцвет. В период с 13 по 15 вв. каждый правитель покровительствовал храму, расширяя его владения и наделяя новыми полномочиями. Даже с приходом в Черноморский регион османских завоевателей монастырь Панагия Сумела получал многочисленные привилегии от турецких падишахов и считался почти неприкосновенным. Так продолжалось вплоть до начала 20 столетия.
А после началась Первая мировая война, монахи покинули монастырь, который впоследствии разграбили турецкие вандалы. Были разрушены почти все настенные росписи, многим святым ликам выбили глаза. Но одному монаху все-таки удалось спрятать икону: служитель успел зарыть ее в землю. Лишь в 1923 году святыню откопали и вывезли в Грецию, где она хранится и по сей день. Сегодня монастырь не действует, но многих гостей Турции это не останавливает, и они с большим интересом изучают исторический православный комплекс.
Структура монастыря
Панагия Сумела в Турции состоит из нескольких крупных и мелких строений, среди которых можно увидеть Каменную церковь, гостиницу, где некогда останавливались паломники, кельи монахов, библиотеку, кухни и часовни. На подходе к монастырю находится полуразрушенный фонтан, в котором в былые времена хранили воду из горных источников. Говорят, что она могла исцелить многие недуги.
Центром монастыря стала пещера в скале, некогда реконструированная под церковь. В ее внешнем и внутреннем убранстве сохранились остатки фресок, основой которых служат сюжеты из Библии. В некоторых часовнях также можно увидеть полустертые изображения Богородицы и Христа. Неподалеку от сооружения располагается акведук, ранее снабжавший монастырь водой. Сооружение формируют многочисленные арки, которые были успешно восстановлены в ходе реставрационных работ.
Вандалам не удалось полностью разрушить храм благодаря тому, что большинство сохранившихся построек монастыря высечено в скалах, а не выложено из камня. С 2010 года по настоянию Вселенского патриарха в этом монастыре Турции каждый год 28 августа в честь Богородицы проводится богослужение.
Как добраться
Монастырь Панагия Сумела, фото которого ярко демонстрируют его величие, находится в труднодоступной горной местности в северо-восточной части Турции. Доехать сюда можно тремя разными способами. Самым простым вариантом станет покупка экскурсионного тура в туристической фирме Трабзона. Агентство предоставит вам автобус, который довезет вас до места и отвезет обратно. Кроме того, вас будет сопровождать экскурсовод, что сделает ваше посещение достопримечательности более увлекательным и познавательным. Стоимость подобного тура начинается от 60 TL.
Если вы желаете самостоятельно добраться до Панагии Сумелы, то в таком случае вам необходимо заказать такси или арендовать автомобиль. Цена поездки на такси составит не менее 150 TL. Арендовать автомобиль эконом-класса можно от 145 TL в сутки. Воспользуйтесь трассой Е 97, доезжайте до таблички с надписью Maçka и, свернув в горы, следуйте до парковочной станции. Независимо от того, какой вариант вы предпочтете, от парковки до храма нужно будет пройти пешком около 2 км по крутому горному склону.
Практическая информация
- Адрес: Altındere Mahallesi, Altındere Vadisi, 61750 Мачка/Трабзон, Турция.
- Время работы: в летний сезон монастырь работает с 09:00 до 19:00, в зимний – с 08:00 до 16:00.
- Стоимость посещения: 25 TL.
Полезные советы
- Отправляясь в этот монастырь Турции, обязательно надевайте удобную спортивную обувь. Ведь вам предстоит преодолеть расстояние в 2 км в горной местности.
- Не забудьте захватить с собой воду. Учитывайте, что кафе есть только у подножия горы. Вполне возможно, что несколько легких снеков вам тоже не помешает.
- Поменяйте деньги на турецкие лиры заранее. У достопримечательности валюту принимают по невыгодному курсу.
- Помните, что в горах температура воздуха всегда ниже, поэтому, отправляясь в путь, обязательно захватите с собой теплые вещи.
- В настоящее время монастырь Панагия Сумела в Турции находится на ремонте, который продлится вплоть до конца 2019 года. Но на достопримечательность определенно стоит посмотреть хотя бы издалека.
Автор: Екатерина Унал
Обновлено: 31 Июл, 2021 Водопад Манавгат – очаровательный уголок планеты, расположившийся в…
Обновлено: 10 Авг, 2021 Для большинства Турция – это курорт, где можно…
Обновлено: 7 Сен, 2021 Древний город Демре Мира поистине можно назвать жемчужиной…
Обновлено: 16 Дек, 2021 Если вы давно мечтали побывать на руинах древнего…
Панагия Сумела
Панагия Сумела — один из старейших православных монастырей в мире. Его возвели в IV–V веках на меловой скале Трабзона в Турции. Добраться до Панагии Сумелы непросто – и высота в 1200 метров тому виной, – но всё же это место ежегодно привлекает паломников из Греции, Молдавии, Белоруссии, Украины и России. Вокруг раскинулся турецкий национальный парк Алтындере, так что вы насладитесь и старинным архитектурным сооружением, и удивительными пейзажами.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Панагия Сумела
Основные моменты
Туристов привлекают не только величественные стены обители. До XX века здесь находилась икона Богородицы Панагия Сумела, творящая чудеса. Предание гласит, что она была написана учеником Иисуса Христа – апостолом Лукой, автором одного из Евангелий. Изначально икона хранилась в монастыре города Фивы, но после чудесного явления Богородицы другим монахам было принято решение передать святыню в их монастырь.
Апостол Лука почитается и православными, и католиками, поэтому древняя обитель так популярна. Желая увидеть таинственный монастырь, туристы не обращают внимание на то, что Панагия Сумела высечена прямо в скале, а путь до обители представляет трудность для неопытных скалолазов. Путешественники отправляются сюда не ради внутреннего убранства, росписей и орнаментов, которые полностью не сохранились до наших дней. Им приходится по душе возвышенность и одухотворённость древнего памятника, стены которого повидали немало событий за века существования.
Монастырь Панагия Сумела – контраст дикой природы и монументального сооружения древних времён. Туристам, отдыхающим в Трабзоне, обязательно стоит проехать 50 километров к юго-востоку, чтобы увидеть одну из главных достопримечательностей Турции.
История монастыря Панагия Сумела
Говоря о «Всесвятой с горы Мела» (это второе название монастыря), нельзя не упомянуть монаха Варнаву, которому приписывают основание этой обители. В VI веке Панагия Сумела пострадала от набега агарян, но позже была отстроена святым Софронием. Византийская эпоха сделала монастырь самым процветающим в Трапезундской империи (1204-1461 гг.). Но наибольший расцвет пришёлся на XVIII–XIX века.
В 1900-е годы обитель лишилась своих владений, и жизнь в Панагии Сумеле приостановилась. Монастырь разграбили с началом Первой мировой войны, но одному из монахов удалось спасти чудотворную икону Богородицы, закопав её в землю. Реликвию обнаружили в 1923 году и переправили в Грецию.
До 2007 года паломничество в святые земли монастыря было запрещено из-за враждебно настроенного турецкого населения. Два года спустя в обители Панагия Сумела провели первое с начала XX века православное богослужение. 15 августа на территории монастыря собрались сотни паломников со всего мира, желая присоединиться к литургии, которую возглавлял Вселенский Патриах Варфоломей I. Примечательно то, что на этот день приходится один из главных праздников православной и католической церквей – Успение Пресвятой Богородицы.
Чем удивит Панагия Сумела
Несмотря на то, что монастырь является православным, к его древним стенам приходят паломники, исповедующие ислам, буддизм и другие религии. Здесь, на этой священной территории, нет места конфликтам из-за вероисповедания. Интерес к обители Панагия Сумела проявляют даже местные жители, собираясь в экскурсионные группы и с интересом слушая повествование гида. Во избежание столпотворения рекомендуется посещать монастырь непосредственно перед его закрытием: ощущение спокойствия и единения с собой не заставит долго ждать.
В религиозную атмосферу, создаваемую отреставрированными фресками, вклинивается дух современности в виде граффити, которыми некоторые путешественники обозначили своё пребывание здесь. Некоторые картины варварски обезображены, и это создаёт впечатление, что святые угодники с фресок несут бремя во имя православия. Такой контраст заставит задуматься не одного туриста.
Элементы монастырского комплекса
Обитель Панагия Сумела включает в себя Каменную церковь, несколько часовен, кухни, комнаты послушников, гостевой дом, библиотеку и священный фонтан (в настоящее время частично разрушен).
Со стороны утёса возведён большой акведук, который в древние времена подавал воду в монастырь. Он состоит из множества успешно отреставрированных арок. Ко входу в обитель ведёт длинная и узкая лестница, заканчивающаяся караульным помещением. От него, пройдя по другой лестнице, можно попасть во внутренний двор монастыря. Слева от пещеры расположено несколько строений, справа – библиотека. Сама пещера, преобразованная в церковь, является центром Панагии Сумелы.
У входа в пещеру располагается фонтан. Раньше в него собирали священную родниковую воду с гор. Считалось, что эта вода способна исцелять людей.
Внутренние и внешние стены Каменной церкви, а также стены ветхих часовен, украшены фресками. Их главная тема – библейские сюжеты, повествующие историю Христа и Девы Марии.
Посещение монастыря Панагия Сумела
С апреля по октябрь Панагия Сумела открыта для посещения с 09:00 до 19:00, с ноября по март – с 08:00 по 16:00. Вход обойдётся в 25 лир. Скидки отсутствуют.
Советы туристам
Тем, кто планирует посетить обитель монахов впервые, нужно обратить внимание на следующее:
- сэндвичи и вода не помешают: аппетит нагуливается быстрее всего на свежем воздухе;
- следует обзавестись местными деньгами до поездки в монастырь. Закусочные и кафе, располагающиеся у подножья, предлагают очень низкий обменный курс;
- удобная и закрытая обувь уместна и в жаркий день. Карабкаться по горным кручам в шлёпанцах – не самая удачная идея.
Как добраться до монастыря Панагия Сумела
Монастырь Панагия Сумела находится по следующему адресу: Altındere Vadisi, 61750 Maçka/Trabzon.
Несмотря на специфичное расположение памятника архитектуры, туристы могут выбрать один из трёх способов добраться до него: экскурсионный автобус, такси и арендованную машину.
Первый способ – самый простой. Можно заказать экскурсию в обитель древних монахов, обратившись в турагентство Трабзона. Путешественники получают и транспорт в оба конца, и гида, который поведает историю монастыря и связанные с ней легенды.
Поездка на такси отличается от предыдущего способа лишь отсутствием гида. Водитель довезёт вас до Алтындерского национального парка, а далее предстоит продолжить путь пешком.
Аренда автомобиля в Турции обойдётся туристам до 170 лир в сутки. Чтобы доехать до монастыря Панагия Сумела, следует передвигаться по трассе Е97, а, достигнув указателя с надписью «Maçka» (Мачка), повернуть на дорогу, ведущую в горы. На её конце находится платная парковка (туристы платят 10 лир за один автомобиль). В дальнейшем предстоит проделать путь по крутой горной тропе вплоть до обители. Окружающая природа и горный воздух располагают к медленной прогулке, поэтому не нужно ускорять шаг, желая добраться до Панагии Сумелы как можно скорее.
Отчаянные путешественники добираются до монастыря автостопом. Но в этом случае рассчитывать на комфортную поездку не придётся.
«Панагия Сумела» – святыня православных понтийцев
Поделиться
Монастырь Панагия Сумела. Фото: https://commons.wikimedia.org
Византийская империя прекратила свое существование в середине 15-го века. Ее столицу, Константинополь, и прочие территории захватили турки-османы. Греки стали притесняться завоевателями и, в итоге, вынуждены были покинуть родину. Кто-то оказался в Греции. Кто-то в России. Греки-эмигранты у нас получили именование — понтийцы. Потому что прибыли в основном с южного побережья Черного моря — данный регион в Византии именовался Понтом. Отсюда и именование — понтийцы.
На захваченных турками территориях остались значимые для греков святыни. Одна из них — монастырь Панагия Сумела или Обитель Богородицы на горе Мела. Появление монастыря связано с чудотворной иконой с одноименным названием — «Панагия Сумела». Она по преданию была написана самим апостолом Лукой. До четвертого столетия реликвия хранилась в Афинах и называлась «Панагия Афиниотисса». В пятом веке она чудесным образом перенеслась в Понт. Произошло это так. Одному из афинских священников явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились в один из афинских храмов — поклониться чудотворной иконе «Панагия Афиниотисса». У иконы монахи услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной. ». После этих слов икона засветилась и покинула храм. Иноки отправились в путешествие. Оно привело их в Понт — к южному побережью Черного моря. Там в 50 километрах от города Трапезунд (современный Трабзон) они обнаружили гору Мела, а в пещере на ее склоне — чудотворную икону. Так реликвия приобрела новое именование Панагия Сумела — «Всесвятая с горы Мела».
Внутри пещеры монахи устроили небольшую церковь, с которой начал существование монастырь «Панагия Сумела». Вскоре обитель приобрела известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки монастыря «Панагия Сумела». Обитель была закрыта турками в 16-ом веке. Ее святыни монахи спрятали. В том числе и икона «Панагия Сумела». Место тайника изгнанные братья отметили на карте, которая несколько веков хранилась в Греции.
Только в 30-е годы 20-го века турки позволили грекам забрать их реликвии. Уроженец Понта, монах Амвросий Сумельотис, прибыл в поруганный монастырь и при помощи карты нашел святыни. Сокровища Понта в целости доставили в Грецию. Сначала их поместили в Афинский Византийский музей. В 1952 году всего за год на собранные пожертвования в деревне Кастанья региона Верия был возведен новый храм в честь Успения Богородицы. В нем теперь находится чудотворная икона. Святыня в наши дни собирает вокруг себя понтийских греков со всех концов света. А что же монастырь «Панагия Сумела»? В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, в обители впервые за несколько веков состоялась литургия. Есть надежда — когда-нибудь монастырь возродится.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Панагия Сумела в Турции: в чем помогает чудотворная икона
Чудотворная икона Божией Матери Панагия Сумела.
Апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем.
Первое наименование чудотворного образа Богородицы, написанного самим евангелистом Лукой, было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя – «Панаги́я Афинио́тисса».
. В конце IV века к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала,что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, повелев монахам следовать за иконой до Понта (Чёрного моря) и на горе Мела основать монастырь. Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие. ( Полная история : http://hram-nikola.kiev.ua/o-… )
Икона чудесным образом была обнаружена монахами, с тех пор икона получила своё второе имя – Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́).
Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары – первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудно. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник “Колодец в небо”, ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.
К моменту кончины основателей монастыря, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.
Монастырь Панагия Сумела.
В 1922 году турки изгнали греков с Понта.
Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства.
Сейчас чудотворный образ Песвятой Богородицы находится на склоне горы Вермиос в деревне Кастанья. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.
ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ОДИГИТРИЯ СУМЕЛЬСКАЯ (ПАНАГИЯ СУМЕЛА)»
Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.
Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь — знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).
Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой,было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев. Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит, апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.
Материал об истории иконы Панагии, написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом. По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь.
После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы:
«Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, полетев в направлении к восточному побережью Эвксинского Понта (Чёрного моря).Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие: от скал Мете́ора до берегов полуострова Халкидики, а затем — на небольшом суденышке — до Маронии, находящейся в Западной Фракии. Из Маронии, снова пешим ходом, Варнава и Софроний направились в сторону столицы Византии — к городу Константинополю, откуда на корабле доплыли до Трапезунда, остановившись в селе Куспиди, где остались на ночлег. Утром, во время завтрака, хозяева дома поставили на стол жареную рыбу, белое вино и испечённый по-домашнему деревенский хлеб, при этом хозяин сказал монахам, что рыбу он поймал в реке Пикси́ти, берущей начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и начали расспрашивать его, как туда добраться. Воодушевлённые рассказанным, Варнава и Софроний продолжили свой путь, достигнув заветной горы, расположенной в Трапезундском районе, в 48 км от черноморского побережья.
Монахи вскарабкались по крутому горному склону, продираясь сквозь густо растущие деревья и кустарники. Неожиданно, на высоте 400 метров от подножия вертикальной скалы, из пещеры, к которой они подошли совсем близко, вылетели ласточки. Вход в пещеру загромождала крона высокой сосны. Изнутри пещеры сквозь зелень частых сосновых иголок проливался необычный свет, который, как оказалось, исходил от иконы Панагии Афиниотиссы…
Варнава и Софроний, войдя в пещеру, преклонили колени перед иконой Пресвятой Богородицы (Панагии), со слезами на глазах возблагодарив Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. С тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́). Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары — первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудным. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.
Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.
В VI веке на монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.
Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.
После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.
За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.
В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.
Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.
В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.
Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства города Афины до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела в деревне Кастанья́ (Верия), на склонах горы Вермион.Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.
Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.
Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках — это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.
В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди, в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…
С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.
В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.
ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ
Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.
Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.
Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.
По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.
Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.
Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.
После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.
8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.
2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.