Плотина Гувера : фото, описание

Дамба Гувера (США): фото и отзывы

Популярнейшая достопримечательность находится в 40 километрах от Лас-Вегаса, её посещают также часто, как и знаменитый Гранд-Каньон.

В 1930 году президент Гербет Гувер выделил из бюджета США первую партию денег на строительство плотины. В январе 1931 года объявили тендер на строительство, причем сроки постройки были более чем жесткими, необходимо было построить дамбу всего за семь лет. Торги выиграл крупный консорциум Six Companies, а главным инженером стал Фрэнк Кроу, который за время строительства сделал несколько изобретений, которые позволили ускорить строительство внушительных бетонных конструкций. Дамба Гувера строилась во время Великой депрессии.

До начала строительства дамбы планировалось возвести город для проживания строителей, но из-за спешки начало работ с плотиной пришлись на полгода раньше. Город был не достроен, люди жили во временных лагерях, которые были неприспособленны к климатическим условиям Невады. Опасные и очень тяжелые условия труда привели к забастовкам. Накал спал только после завершения строительства города для строителей.

Сооружение дамбы являлось сложной инженерной задачей, также необходимо было изначально укрепить стены каньона. Для осушки места будущей дамбы были сооружены временные плотины, куда и были отведены воды реки Колорадо. На полгода раньше, чем планировалось, в июне 1933 года начались бетонные работы. Для такого массового изготовления бетона вблизи строительных площадок были построены два завода. Доставку бетона производилась с помощью специальных емкостей, вес который в заполненном виде достигал 18 тонн.

Строительство дамбы Гувера осуществлялось с помощью некоторых новаторских решений. Например, для того, чтобы не расплескать бетон во время его застывания, конструкцию плотины делали не монолитной, а состоящей из множества колонн, между которыми и были проложены трубы. Уже после застывания колонн промежутки между ними заполнялись раствором.

Во время создания плотины использовалось более 2480000 кубометров бетона и еще 850000 ушло на строительство электростанции, а также иных сооружений всего комплекса плотины. В момент строительства дамба была самым крупным сооружением в мире, которое было создано руками человека.

Дамба выполнена в стиле ар-деко, который был очень популярен в то время. Также в оформлении проскальзывают мотивы индейских народов пуэбло и навахо. Примечательно, что на каждой башне Гувера установлены часы, одни из которых показывают время, по которому проживают жители Аризоны, а на других – Невады. Завершилось строительство раньше обозначенного времени, а в 1935 году 30 сентября президент Франклин Рузвельт во время торжественной церемонии открыл плотину. Тем не менее, законченный вид дамба приобрела лишь к весне 1936 года.

Официальная статистика указывает на немалое число погибших работников во время строительства плотины, а именно 96 человек. Также озвучивают цифру равную 112, сюда включают людей, которые погибли еще до начала строительства.

Дамба Гувера обеспечивала поля Южной Калифорнии необходимой водой, а электроэнергии вырабатываемая на плотине дала мощнейший импульс к развитию юго-запада Соединенных Штатов Америки, а также всем известному Лас-Вегасу.

Плотина образовала озеро, которое назвали в честь некогда руководившего Бюро мелиорации США Элвуда Мида. Озеро Мида одно из самых крупных в США, протягивается на 200 км вверх по течению Колорадо. Его площадь равна 640 км², а объем 35,2 км³.

По самой плотине протянулось шоссе 93, которое соединяет Монтану через Айдахо и Неваду с Аризоной. После событий 2001 года движение по шоссе было ограничено, а в 2010 году в 500 метрах от дамбы был построен мост, по которому и открыли движение.

  • Высота плотины составляет 221,4 метра.
  • Ширина плотины у основания – 200 метров, в верхней части -15.
  • Длина плотины – 379,2 метра.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции – 2074 МВт.

Спустя долгие годы дамба Гувера продолжает восхищать безукоризненной работой инженеров и строителей.

Плотина Гувера

В часе езды от Лас-Вегаса находится уникальный объект, признанный исторической достопримечательностью и национальным памятником архитектуры Соединенных Штатов Америки – это плотина Гувера (англ. Hoover Dam). Бетонная дамба, высотой с семидесяти этажный дом (221 м), поражает воображение. Огромная конструкция втиснута между уступов Черного каньона и вот уже более 80 лет сдерживает непокорный нрав реки Колорадо.

Помимо плотины и действующей электростанции, туристы могут посетить музейный комплекс, полюбоваться панорамными пейзажами, пересечь границу между Невадой и Аризоной по арочному мосту, расположенному на высоте 280 метров. Выше уровня плотины находится огромное рукотворное озеро Мид, где принято рыбачить, кататься на лодках и отдыхать.

История создания

Местные племена индейцев называют Колорадо Великим Речным Змеем. Река берет начало в Скалистых горах, которые являются главным хребтом в системе Кордильер Северной Америки. Каждую весну река, бассейн которой составляет более 390 кв. км, переполнялась талыми водами, в результате чего выходила из берегов. Нетрудно представить, какой огромный ущерб приносили наводнения фермерским хозяйствам.

К двадцатым годам прошлого века вопрос стоял настолько остро, что обуздание разрушительной силы Колорадо стало политическим решением. Многие хотят узнать, зачем построили плотину, а ответ достаточно простой – для контроля над уровнем воды реки. Также водохранилище должно было решить проблему водоснабжения районов Южной Калифорнии и в первую очередь интенсивно растущего Лос-Анжелеса.

Проект требовал серьезных капиталовложений, и в результате дебатов и обсуждений в 1922 году было подписано соглашение. Представителем со стороны правительства выступал Герберт Гувер, будучи в то время министром торговли. Отсюда и название документа – «Компромисс Гувера».

Но прошло долгих восемь лет до момента, когда на амбициозный проект правительство выделило первые субсидии. Как раз в тот период у власти находился Гувер. Невзирая на то, что после изменений проекта было известно, где находится новое место строительства, его до 1947 г. назвали Boulder Canyon Project. Только по прошествии 2 лет после смерти Гувера в 1949 году сенат принял окончательное решение по этому вопросу. С этого момента плотина стала официально носить имя 31 президента США.

Как строили плотину

Договор о выполнении работ по строительству дамбы в результате конкурсного отбора достался группе компаний Six Companies, Inc, которых принято называть Большой шестеркой. В мае 1931 года началось строительство, а его окончание пришлось на апрель 1936 года, значительно опередив график. Проект предусматривал применение нестандартных инженерных решений и хорошей организации строительного процесса:

  1. Стены и уступы каньона были очищены и выровнены на начальном этапе работ. Скалолазам и подрывникам, каждый день рисковавшим жизнью, поставлен памятник на подъезде к плотине Гувера.
  2. Воду от места работ отводили через тоннели, которые и сейчас существуют, выполняя частичную подачу воды к турбинам или ее сброс. Такая система снижает нагрузку на дамбу и способствует ее стабильности.
  3. Дамба сконструирована как череда взаимосвязанных колонн. Была создана система охлаждения бетонных конструкций с помощью проточной воды, чтобы ускорить затвердевание бетона. Исследования 1995 года показали, что бетонная конструкция дамбы набирает прочность до сих пор.
  4. Всего только на отливку дамбы потребовалось более 600 тыс. тонн цемента и 3,44 млн. куб. метров наполнителя. На момент окончания строительства плотина Гувера считалась самым массивным рукотворным объектом со времени египетских пирамид . Для решения столь масштабной задачи были построены два завода по производству бетона.

Подвиг строителей

Стройка пришлась на тяжелое время, когда в стране было множество людей без работы и места жительства. Строительство буквально спасло множество семей, создав несколько тысяч рабочих мест. Несмотря на тяжелые условия и отсутствие в начальный период элементарных удобств, поток нуждающихся в работе не иссякал. Люди приезжали семьями и селились в палатках возле стройки.

Оплата труда была почасовая и начиналась от 50 центов. Максимальная ставка была установлена на уровне $1.25. По тем временам это были приличные деньги, желанные для тысяч безработных американцев. Ежедневно на площадках работало в среднем 3-4 тысячи человек, но помимо этого дополнительная работа появилась в смежных отраслях. Этот подъем был ощутим в соседних штатах, где находились сталелитейные заводы, шахты, фабрики.

По условиям контракта между представителями подрядчика и правительством были оговорены правила, ограничивающие прием на работу по расовой принадлежности. Приоритетом для работодателя являлись специалисты, ветераны военных действий, белые мужчины и женщины. Небольшая квота была оговорена для мексиканцев и афроамериканцев, которых использовали в качестве самой дешевой рабочей силы. Категорически запрещалось принимать на строительство людей из Азии, особенно китайцев. Правительство имело печальный опыт при строительстве и восстановлении Сан-Франциско, где диаспора китайских рабочих настолько разрослась, что стала самой большой в США.

Для строителей было запланировано создание временного городка, но подрядчики скорректировали график, стараясь увеличить скорость строительства и рабочие места. Поселок был возведен только через год. Большая шестерка расселяла рабочих в капитальные дома, наложив на жителей целый ряд запретов. Когда была построена плотина, город смог получить официальный статус.

Для строителей это был нелегкий хлеб. В летние месяцы температура могла долго держаться на уровне 40-50 градусов жары. Проходчики и скалолазы практически каждую смену рисковали жизнью. Официально зарегистрировано 114 смертельных случаев, но в реальности их было значительно больше.

Плотина Гувера. США

Плотина Гувера (или Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.

Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе.

Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось.

Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки.

Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.

Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году. Однако масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.

В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи.

Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению.

Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.

Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе Саксайуаман в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров. А вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона.

В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.

Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены. То есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

Трагедии на плотине Гувера

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек.

Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо.

Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».

Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.

На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт. Его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».

Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.

Плотина Гувера

Плотина Гувера представляет собой массивное гидротехническое сооружение, возведенное в глубоком Черном каньоне реки Колорадо. Она находится на границе двух американских штатов — Аризона и Невада, в 10 км от невадского города Боулдер-Сити и в 50 км от Лас-Вегаса.

Уникальная дамба носит имя 31-го американского президента — Герберта Гувера, внесшего огромный вклад в осуществление масштабного проекта ее строительства. В 1981 г. объект был внесен в Национальный реестр исторических мест США. С этого момента он оказался в ряду американских «достопримечательностей, достойных сохранения», и под обеспечением охраны государственного уровня. Плотина находится под управлением Бюро мелиорации Соединенных Штатов Америки.

Особенности дамбы Гувера

Проект «обтекаемой» бетонной плотины выполнен в стиле ар-деко американским архитектором Гордоном Кауфманом. Ему было предложено переделать предыдущую версию экстерьера сооружения, так как она не соответствовала образу столь грандиозного объекта.

Конструкция дамбы имеет ряд уникальных для первой половины XX в. технических решений. В частности, был внедрен ускоренный процесс охлаждения бетона, что позволило избежать появления в толстом теле плотины глубоких трещин из-за неравномерного схватывания растворной массы. Кроме того, в скалах было пробурено почти 5 км обводных туннелей для отвода речной воды. Они до сих пор частично используются — для водосброса и направления воды к турбинным установкам электрической подстанции. По словам специалистов, эти туннели играют не последнюю роль в поддержке конструктивной стабильности дамбы.

На дне каньона, с юго-западной стороны плотины Гувера, находится электростанция, подающая энергию в три штата — Аризону (18,95%), Неваду (25,14%) и Калифорнию (55,91%). По крутым склонам каньона к ней спускаются довольно необычные наклонные опоры линий электропередачи. Складывается впечатление, будто они вот-вот упадут в пропасть.

С другой стороны дамбы раскинулось рукотворное озеро Мид — самое крупное из всех искусственных водохранилищ США. Из него живительная влага поставляется в населенные пункты Невады и южной Калифорнии. На берегах Lake Mead создана самая большая в стране национальная зона отдыха.

Над озерным зеркалом возвышается четыре водосбросных башни. На двух из них установлены часы. Одни показывают время в Аризоне, другие — в Неваде.

  • высота плотины Гувера — 221 м;
  • длина дамбы — почти 380 м;
  • ширина нижнего уровня — 200 м;
  • ширина верхнего уровня — 15 м;
  • площадь водохранилища — 640 кв. км;
  • мощность электростанции — около 2 тыс. мВт.
  • годовой объем вырабатываемой электроэнергии — 4 тыс. кВт/ч;
  • период строительства 1931–36 гг.

До 2010 г. по дамбе Гувера проходила основная западно-американская автомобильная трасса US Route 93. Сегодня она перемещена в объезд плотины, на 4-полосный Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Отсюда гидротехническое сооружение предстает во всем своем монументальном величии.

Схема плотины открывается не через все браузеры. Справиться с проблемой поможет, например, Tor Browser.

Часы работы

Плотина Гувера доступна ежедневно с 05:00 до 21:00, кроме 25 ноября (День Благодарения) и 25 декабря (католическое Рождество). Центр для посетителей работает с 09:00 до 17:00. Визит в машинное отделение электростанции возможен с 09:00, последний вход осуществляется в 15:45.

Крытая парковка работает с 08:00 до 17:00. Со стороны Аризоны машину можно оставить в обозначенных местах с 08:00 до 16:00.

Время указано по тихоокеанскому часовому поясу (Невада).

Билеты

Стоимость визита зависит от возраста посетителя и выбранных опций.

Самостоятельная прогулка по Центру посетителей включает ознакомление с выставкой, 3D-моделью плотины, роликом по истории дамбы, смотровой площадкой с панорамными видами. Цена билета для всех категорий гостей составляет $10. Дети до 3 лет проходят бесплатно.

В тур по силовой установке, кроме выше описанного, входит прогулка по туннелю, 30-минутное посещение смотровой платформы с обзором 30-футовой трубы и визит в машинный зал с генераторами. Стоимость участия:

  • для взрослых — $15;
  • для людей старше 61 года и детей 4–16 лет — $12;
  • для малышей младше 3 лет — бесплатно.

При покупке тура по дамбе за $30 появляется дополнительная возможность увидеть реку Колорадо из инспекционной шахты, побывать на смотровой платформе более продолжительное время (1 час) и прогуляться по туннелям в центре плотины Гувера. Этот тур исключает присутствие детей младше 8 лет и людей с ограниченными возможностями.

Строительство плотины Гувера

В период таяния снежного покрова своенравная река Колорадо нередко становилась причиной масштабных затоплений территорий в ее нижнем течении. Урегулировать колебания уровня воды и избавиться от разрушающей силы ее потоков могла лишь построенная в одном из речных каньонов плотина. Все это понимали, однако инициативы по реализации проекта наталкивались на, казалось бы, непреодолимые преграды.

Первая проблема сводилась к претензиям заинтересованных штатов по вопросу справедливого распределения водных ресурсов будущего водохранилища. Найти компромисс и документально закрепить совместно принятые квоты помогла специально созданная в 1922 г. комиссия, участником которой был министр торговли, будущий президент США Герберт Гувер.

Второй трудностью стало затягивание финансирования строительства. Сенат долгое время не давал одобрения на выделение бюджетных ассигнований, и хотя соответствующее распоряжение было подписано в 1928 г., первая сумма из государственной казны поступила лишь в 1930-м.

Время возведения плотины выпало на период Великой депрессии, поэтому создание нескольких тысяч рабочих мест приветствовалось со всех сторон. Люди приезжали сюда семьями, несмотря на тяжелые и опасные условия труда, сумасшедшую летнюю жару (температура поднималась выше 45 градусов по Цельсию) и не слишком высокую зарплату.

В 1931 г. началось сооружение обводных туннелей для отвода речных потоков от основной строительной площадки. Во второй половине 1932 г. приступили к возведению двух защитных кессонных дамб. Заливку первой порции бетона в базовую часть плотины выполнили в июне 1933-го, а в основание корпуса электростанции — в конце того же года. Генераторы запустили в работу в октябре 1936 г.

Сложность реализации проекта заключалась не только в масштабах самого гидротехнического сооружения, но и в максимально тяжелых условиях его строительства. Несмотря на трудности, дамбу Гувера сдали в эксплуатацию на два года раньше планируемого срока.

Интересные факты

Окончательно имя президента Герберта Гувера дамбе присвоили в 1947 г. До этого ее часто называли плотиной Боулдера, так как изначально для строительства отводилось место в каньоне Боулдера.

При заполнении водохранилища несколько населенных пунктов оказалось в зоне подтопления, в связи с чем их жителей переселили в более безопасные районы. Последний человек покинул Сент-Томас спустя 2 года после окончания строительства дамбы Гувера. Говорят, что при низком уровне воды в озере Мид, над его поверхностью появляются мрачные очертания этого городка.

Боулдер-Сити возводился специально для рабочих — строителей дамбы. Долгое время людям приходилось ютиться во времянках, так как стационарные дома сдавались в эксплуатацию с большой задержкой. Темпы строительства жилого фонда ускорились только после августовской забастовки 1931 г., вспыхнувшей на почве неустроенности быта тех, кому приходилось ежедневно выполнять тяжелую работу, рискуя жизнью. Уже к весне следующего года все без исключения получили постоянное жилье.

Во время строительства жителям Боулдер-Сити приходилось подчиняться жесточайшим запретам: на продажу спиртного (до 1969 г.), игорный бизнес (до сих пор), проституцию.

Первой жертвой плотины стал топограф Д. Тирни. Он утонул в 1922 г. в реке Колорадо, занимаясь выбором подходящего места для возведения дамбы. Всего в официальных источниках упоминается о 96 погибших на стройке рабочих. Причинами смерти еще нескольких десятков человек, умерших от отравления угарным газом, назывались осложнения после перенесенной пневмонии.

Впервые защитные строительные каски начали использоваться при возведении плотины в Черном каньоне.

Дамба превратилась в популярный туристический объект уже в 1937 г. Сегодня сюда приезжает около 10 млн. туристов ежегодно.

Правила посещения

Домашние животные на плотину не допускаются. Их, также, нельзя оставлять в припаркованных машинах без присмотра.

До покупки билета посетители обязаны пройти проверку безопасности. Все запрещенные предметы требуется оставлять в автомобиле.

Проносить с собой оружие, режуще-колющие предметы, еду, напитки в стекле или чашках не допускается. Разрешена только вода в пластиковых бутылках.

Тем, кто страдает клаустрофобией, имеет дефибриллятор или кардиостимулятор, посещать электростанцию не рекомендуется. Тур частично проходит в замкнутом пространстве, а генераторы излучают электромагнитные волны.

На одежде не должны присутствовать нецензурные надписи и изображения. Она не может быть чрезмерно порвана или волочиться по земле — это небезопасно. Не стоит надевать и слишком откровенные наряды, так как рядом наверняка окажутся семьи с маленькими детьми.

Крылатые фигуры Республики у входа на плотину Гувера со стороны Невады (скульптор О. Хансен)

Как добраться до плотины Гувера

С обеих сторон к дамбе подходит автомагистраль US Route 93. Съезжать с нее нужно, ориентируясь на указатели. При поездке из Невады — на Hoover Dam Access Rd, при поездке из Аризоны — на Kingman-Wash Access Rd. Эти извилистые дороги приведут путешественников непосредственно к плотине.

Транспорт следует оставлять на парковках. Если нужно будет пересечь дамбу, на пункте пропуска придется пройти строгий контроль. Водителя попросят открыть все возможные отсеки автомобиля. Останавливаться на самой плотине категорически запрещено, даже кратковременно для высадки пассажиров.

Из Лас-Вегаса к плотине Гувера можно добраться с экскурсией. Предложений предостаточно. Выберите наиболее подходящее вам.

Как строили плотину Гувера

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

(1925)^* — «The Party» about to embark for a trip through Boulder Canyon. They are assessing the potential sites for a dam on the Colorado River.

(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично — применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды [8] . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине [9] .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) [4] .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество — 5251 человек — в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах [5] . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок — Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).

(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.

(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.

(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания — последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1932)^ — Workers on a «Jumbo Rig» that was used for drilling Hoover Dam’s tunnels.

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы [11] .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций — это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы [12] . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы — израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана

Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click HERE to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.

(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Плотина Гувера в США: гигантская дамба между Аризоной и Невадой

Плотина Гувера — одна из достопримечательностей окрестностей Лас-Вегаса. Грандиозная дамба в нижнем течении бурной американской реки возвышается на более чем двести метров и обеспечивает электричеством несколько штатов. На громаду гидротехнического сооружения посмотреть ежегодно приезжают миллионы туристов со всего мира. Впрочем, поражают воображение даже фото плотины Гувера .

Дамба названа в честь самого непопулярного президента США, но имевшего в свое время репутацию человека, для которого нет ничего невозможного. Ей более восьмидесяти лет, находится она на границе штатов Невада и Аризона.

Проект начали обсуждать еще в середине 20-х, и, по прогнозам тогдашних инженеров, дамба должна была сгладить колебания реки Колорадо, кроме того, стать источником водоснабжения близлежащих калифорнийских городов. Что и произошло.

Своенравная река Колорадо, почти сплошь состоящая из порогов и водопадов, протекает по дну Черного каньона — глубокого узкого ущелья, стены которого образованы высочайшими, порой отвесными скалами черно-красного цвета. Путь ей преграждает полукруглый гигант стены. Сдвинуть его речным водам уже не под силу.

На дне каньона расположено здание электростанции. Верхняя часть плотины Гувера украшена башенками, будто вырастающими из ее массива, а на водосбросных башнях установлены часы.

Штаты Аризона и Невада относятся к разным часовым поясам, поэтому на одной башне транслировалис время Аризоны, а на другой — Невады .

Плотина Гувера не единственная на реке Колорадо, но самая мощная. В год ее 17 генераторов производят до 2074 МВт электроэнергии, снабжая Лос-Анджелес и другие города Калифорнии.

Строительство плотины Гувера

История легендарной дамбы — это история о том, как жители Америки решили обуздать непокорную реку, причинявшую им немало неприятностей. А создали уникальную достопримечательность, посетить которую мечтает каждый, кто видел фото плотины Гувера.
Практическую выгоду из дамбы, на возведение которой было потрачено неприлично много денег, но еще больше — человеческих сил, американцы, конечно, извлекли.

Именно договоренность между заинтересованными штатами о порядке распределения водных ресурсов, закрепленная документально, открыла путь к строительству плотины Гувера . Инициатором идеи выступил государственный деятель, занимавший в то время пост министра торговли, а впоследствии ставший 31-м президентом США.

Проект был утвержден в 1928 году, а через три года началось строительство.

Началось оно с бурения в скалистых стенах Черного каньона четырех тоннелей для отвода течения Колорадо от стройплощадки. Также были сооружены две дамбы-кессона для предотвращения возможного затопления.

Проводились взрывные работы по очистке стен каньона. На этих и последующих физически тяжелых работах трудились тысячи людей. Смертность среди рабочих была высока, но попасть на стройку в разгар Великой депрессии 1930-х годов для многих было единственным способом заработать на жизнь.

В 1936-м плотина Гувера была построена. Она состоит из взаимосцепленных трапециевидных блоков, которые постепенно заливали бетоном. Работа велась круглосуточно благодаря специально разработанному освещению. Чтобы ускорить застывание бетона, формы для заливки оборудовали охлаждающей системой из металлических труб.

Свое современное название дамба получила не сразу. Первоначально она именовалась «Плотина Боулдер » по имени каньона, где планировалась ее восстановить. И хотя вскоре проекты был изменен и началась проектировка плотины в Черном каньоне, в документах сооружение по-прежнему называлось «Плотина Боулдер ».

Лишь на торжественном открытии стройки было объявлено, что она будет носить имя действующего президента США.

Плотина Гувера служит также мостом через ущелье, по ней проходит автомобильная трасса. Со смотровой площадки открывается вид на образованное при строительстве водохранилище МИД — самое большое искусственное озеро в США, популярное место отдыха американцев.

Интересные факты о плотине Гувера :

  1. Строительство обошлось в 49 млн долларов
  2. Для рабочих был построен город Боулдер-Сити, на что ушло 2 млн долларов.
  3. В городе для рабочих запрещалось продавать спиртное вплоть до 1969 года (хотя сухой закон был отменен в 1933-м).
  4. Плотина Гувера стала первой стройкой, на которой использовались защитные каски.
  5. Знаменитая американская дамба упоминается в « Одноэтажной Америке « — произведении Ильфа и Петрова.
  6. Рядом с плотиной Гувера находится мост, открытый в 2010 году. Строительство обошлось в 240 млн долларов.

В те времена американцы даже не стремились к политкорректности. Так, на стройке иногда трудилось до пяти тысяч рабочих, но среди них не было ни одного китайца — выходцы из Поднебесной не допускались к созданию дамбы. Более того: совсем мало чернокожих принимало участие в строительстве плотины Гувера. Д а и те выполняли самую низкооплачиваемую работу.

Плотина Гувера в Аризоне (Hoover Dam)

Рядом с красочным Лас-Вегасом, между штатами Аризона и Невада, в долине реки Колорадо, раскинулось самое огромное водохранилище в Америке – плотина Гувера. Свое название она получила в честь одного из президентов США – Герберта Гувера. В настоящее время это одна из самых живописных американских достопримечательностей.

История строительства

На заре 20 столетия местные власти решили построить на реке Колорадо огромную плотину. Так как в последнее время она стала доставлять жителям долины все больше проблем – талый снег, стекающий с гор, переполнял реку, и она затопляла часть окрестных земель. Возведение дамбы могло бы избавить от массы неудобств — укротить Колорадо и наладить водоснабжение в Калифорнии. Разрабатывая проект плотины, перед инженерами встала непростая задача. Дамбу нужно было поставить в таком месте, которое было бы выгодно всем. Чтобы не дай бог не оставить какой-нибудь район без воды. Строительство началось в 1931 году. В это время в США разразилась Великая депрессия. Безработица заставляла людей бросать насиженные места и браться за любую работу. Сооружение дамбы было тяжелым и опасным трудом. Прежде чем возвести бетонную арку, требовалось укрепить стены каньона. Несчастные случаи были не редкость. Многие погибали – кто утонул, другие отравились угарным газом. Рядом со строительной площадкой решено было построить небольшой рабочий городок Боулдер-Сити. Первое время люди ютились в палатках и терпеливо ждали удобного жилья. Город был построен только через полгода после начала возведения плотины. Праздничное открытие водохранилища состоялось в 1935 году. А спустя пару лет она стала одним из самых популярных туристических мест. Каждый год сюда приезжают толпы туристов, чтобы насладиться этим грандиозным рукотворным творением.

Экскурсия по плотине

Плотина Гувера – одна из самых необыкновенных достопримечательностей Америки. В высоту она достигает 221 метр. Здесь работают 17 мощнейших электрогенераторов. Это детище известного американского архитектора Гордона Кауфмана. Внешне она напоминает огромную толстую стену, украшенную узорными лестницами, террасами и балконами в стиле неоготики. По краям возвышаются оригинальные водоносные башни, выполненные в стиле арт-деко. На мощной водяной вышке красуются огромные круглые часы. Неподалеку от дамбы находится просторная смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на тихую гладь озера Мид и окрестные природные пейзажи. Оно образовалось после появления водохранилища. В настоящее время это одно из самых огромных искусственных озер в Америке. В 2001 году здесь было проложено первое автомобильное шоссе. Террористический акт, произошедший в этом году, вынудил местные власти усилить полицейские патрули. Тщательный досмотр замедлял движение транспорта. В результате, в 2010 году через дамбу проложили мост Каллагана. Были открыты новые автомобильные полосы.

Плотина Гувера расположена в невероятно живописном месте. Разнообразие природных ландшафтов очаровывает и восхищает. Здесь и высокие горные массивы и поражающие своей глубиной овраги и каньоны, причудливые холмы и крутые отвесные скалы. Туристам предоставляется возможность отправиться в путешествие на лодках. Экскурсия пролегает мимо сказочных водопадов, горячих источников, живописных холмов и горных хребтов.

Интересные факты

Поднявшись на дамбу, экскурсоводы в первую очередь обращают внимание туристов на часы, украшающие водонапорные башни. На одних – часовой пояс Аризоны, на других – Невады.

Во время укрепления стен каньона, тяжелые каменные валуны часто скатывались вниз. Рабочим требовалась защита, впервые при строительстве, они стали применять металлические каски.

Плотина Гувера – единственная крупная дамба США, построенная не рабами, а простыми рабочими. В пределах Боулдер-Сити, на время сооружения плотины, был принят необычный закон, запрещающий проституцию, игорный бизнес и продажу алкогольных напитков. Интересно, что на территории города по сей, день нет ни одного игорного заведения. Хотя рядом находится сверкающий огнями многочисленных казино – Лас-Вегас.

Водохранилище Гувера можно увидеть в следующих фильмах – документальной ленте «Жизнь после людей», фильмах «Университет солдат» и «Трансформеры», в мультсериале «Бивис и Баттхед».

Ежегодно турбины дамбы вырабатывают до 2-х тысяч мегаватт электроэнергии.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]