Разъяснения МВД о правовом положении иностранных граждан после 1 октября 2021 г.
На сайте МВД Кабардино-Балкарской республики опубликованы подробные разъяснения действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан после 1 октября 2021 г. Приводим текст публикации целиком:
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения, либо выехать за пределы Российской Федерации.
Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2021 г., будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.
С 1 октября 2021 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.
В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей.
1. На иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение в Российской Федерации до 30 сентября 2021 г., в полной мере распространяется действие Указа, в том числе по приостановлению до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия указанных ограничений), до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден. В этой связи действие положений Указа до утверждения соответствующего перечня распространяется на граждан всех иностранных государств без исключения.
В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации. При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.
Разрешительные документы на проживание и регистрацию по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.
Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2021 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания.
2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее.
До конца 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.
Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.
Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.
Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2021 г.
Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.
Штрафы за иностранных работников в 2020 году
Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством. Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника. За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.
Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе
Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:
Нарушение
Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):
- для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
- для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
- для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.
Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).
А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.
Штраф за незаконное привлечение иностранца к работе не применяется, если работник фактически не был допущен к работе (Примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ, п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).
Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры
Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):
- на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
- на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.
Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС
В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:
- штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
- уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
- запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах
Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).
Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:
- предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
- выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
- допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.
По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:
- отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
- работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.
Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.
За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:
- на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
- на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.
Штрафы за нарушение иммиграционных правил
По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).
По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:
- на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
- на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.
Подобные наказания введены в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.
Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца
Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).
Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:
Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур
На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).
За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).
А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).
По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:
Нарушение
По ч. 2 ст.18.9 КоАП РФ теперь могут оштрафовать за несоблюдение новых требований к компаниям по взаимодействию с иностранными гражданами (Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428). К примеру, если работодатель не предоставит иностранцу свои контакты для связи или не сообщит в течение двух рабочих дней в МВД о потере контакта с ним.
Уголовная ответственность за иностранных работников
Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:
- предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
- не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
- укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.
Все указанные случаи являются нарушением миграционного законодательства и расцениваются в качестве фиктивной постановки иностранца на учет по месту пребывания в РФ, за которое предусмотрено наказание по ст. 322.3 УК РФ.
Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства
Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.
В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:
- они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
- либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.
Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.
Нарушение миграционного режима в РФ
Каждый иностранный гражданин, пребывающий на территорию Российской Федерации на срок более семи дней, обязан встать на миграционный учет. Процедура регистрации является обязательной и регулируется миграционным законодательством, Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
Постановка на учет — это процедура, при которой принимающая сторона подает заполненную форму уведомления о прибытии иностранного гражданина в региональное отделение миграционной службы при ГУВМ. Кроме этого документы можно подавать через многофункциональный центр муниципальных услуг, Почту России. Если принимающей стороной является работодатель, юридическое лицо, компания или организация, подавать уведомление можно онлайн через портал Госуслуги.
Иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет не позже, чем через неделю после въезда в страну. Для жителей Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии данный срок увеличен до 30 дней, а для граждан Таджикистана он составляет 15 дней. Несоблюдение этих сроков является нарушением миграционного учета.
Юридическое агентство «Мигрон» https://migron.ru/ — специализированное миграционное агентство для граждан Украины в России. Мы можем вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ «под ключ» с самого начала и до получения паспорта РФ.
За 7 лет работы мы помогли получить гражданство РФ более 3500 иностранным гражданам.
г. Москва, метро Курская, ул. Земляной вал, дом 7, офис 219.
Телефон: +7 495 118-33-71.
Узнайте, как оформить гражданство РФ на сайте https://migron.ru/.
Наказание за нарушение миграционного режима
Иностранные граждане, нарушившие миграционное законодательство могут привлекаться к административной и даже уголовной ответственности. Кроме этого может быть наложен запрет на въезд в страну. Неразрешение на въезд в Россию может применяться при следующих правонарушениях:
- отсутствие медицинского полиса;
- наличие непогашенной судимости;
- задолженности по счетам, налогам, неоплаченные штрафы;
- запрет на 3 года накладывается при пребывании в стране без разрешения на ведение трудовой деятельности более, чем 90 суток;
- такое же наказание следует при совершении двух и более административных нарушений на протяжении 3 лет;
- за эти же нарушения в течение года наказание – запрет на въезд на 5 лет;
- при нарушении сроков пребывания запрет может накладываться на срок от 3 до 10 лет.
Важно! При пользовании услугами постановки на миграционный учет посредников, посторонних лиц возможны мошеннические действия, могут быть выданы фальшивые документы, что может привести к депортации.
Штраф за нарушение миграционного учета иностранных граждан
Административные нарушения могут привести к значительным штрафам и даже к принудительному выдворению со страны. К таким последствиям может привести:
- отсутствие постановки на миграционный учет;
- отсутствие документов о регистрации при задержании правоохранительными органами;
- указание ложных данных в миграционной карте, в том числе о цели визита;
- ведение трудовой деятельности без документов;
- если трудовой патент выдан по другой специальности;
- указание заведомо ложных сведений в уведомлении о прибытии мигранта.
Согласно положениям КоАП РФ (статья 18.8 часть 3, 18.10 часть 2, 19.27 часть 3) штраф может составлять от 5 до 7 тысяч рублей.
Важно! Мигрант имеет право на бесплатного защитника и переводчика в суде. Обжаловать его можно на протяжении десяти дней со дня получения письменного уведомления.
Уголовная ответственность может наступить, если иностранный гражданин использует или изготавливает поддельные документы. Наказание за такое преступление – ограничение или лишение свободы на 2 года и штраф 80 тыс. руб., или арест до 6 месяцев.
Если мигрант знает, что ему запрещен въезд в РФ, но пересекает какими-либо путями границу, наказание по статье 322 часть 2 УК РФ составляет до четырех лет лишения свободы или 300 тыс. руб. штрафа.
Ответственность принимающей стороны за нарушение миграционного учета
Лицо, принимающее иностранного гражданина, несет ответственность за нарушение правил миграционного учета, предусмотренных законодательством, наравне с мигрантом. Для иностранного гражданина это может закончиться штрафными санкциями (до пяти тысяч рублей), выдворением за пределы страны, последующим запретом на въезд в Россию.
Принимающая сторона облагается также штрафами: для физических лиц сумма составляет от двух до четырех тысяч рублей, должностные лица платят гораздо больше – до 70 тысяч. Самые крупные штрафы предусмотрены для юридических лиц, они могут доходить до одного миллиона рублей, кроме этого на три месяца может быть приостановлено действие компании, организации или предприятия.
Важно! С 10.08.2018 года (ФЗ №257) лица, выступившие принимающей стороной, обязаны подавать уведомление об убытии иностранца и снятия его с миграционного учета. Нарушение этого положение также влечет за собой наложение штрафов.
Если организована незаконная деятельность по приему иностранных граждан, обеспечении незаконного транзитного перемещения мигрантов через территорию страны, срок наказания может быть увеличен до семи лет лишения свободы.
Нужно максимально ответственно понимать ответственность перед государством и последствия нарушения законов. Так от уголовной ответственности освобождаются граждане, сообщившие своевременно о нарушении правил миграционного учета, если путем преступных действий мигрант зарегистрирован на территории жилой собственности человека без его ведома и согласия.
В каких случаях регистрация не может считаться фиктивной?
Иностранный гражданин, прибывающий на территорию России, регистрируется по конкретному адресу, но это вовсе не означает, что он должен каждый день проводить на данной жилплощади. В Конституции Российской Федерации закреплено одно из основных прав – свобода передвижения. То есть, если, к примеру, мигрант приехал с целью навестить родственников и поехал на неделю или больше в другой город посетить другую родню или с туристическими целями – это не может считаться нарушением миграционного учета.
То же самое относиться и к юридическим лицам, принявшим мигранта на работу и предоставившим ему жилую площадь. Если в процессе трудовой деятельности, сотруднику нужно уехать, к примеру, на другой объект, это не может относиться к фиктивной регистрации.
За помощью и юридической консультацией можете обратиться в Юридическое агентство https://migron.ru/.
Телефон: +7 495 118-33-74.
Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.
Трудоустройство иностранцев: как работодателю избежать штрафов
Компании и предприниматели весьма настороженно относятся к принятию на работу иностранных сотрудников. Их опасения более чем обоснованны. Финансовые санкции в отношении нанимателей за правонарушения при трудоустройстве иностранцев составляют от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Тем не менее в отдельных случаях работодатели заинтересованы в предоставлении рабочих мест иностранным гражданам, учитывая, что многие из мигрантов готовы трудиться за минимальную зарплату. Чтобы обезопаситься от вероятных финансовых потерь, организациям и ИП необходимо знать об основных обязанностях, связанных с оформлением персонала из-за рубежа.
Принимать на работу можно только иностранцев, которым разрешено трудиться в России
Часть 1 ст. 18.15. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное привлечение к труду иностранного гражданина или лица без гражданства. Речь идет о приеме мигранта, у которого нет разрешения на работу или патента, а также о случаях, когда иностранца трудоустраивают не по профессии, указанной в разрешительных документах, или в другом регионе. За данные нарушения должностное лицо могут оштрафовать на 25–50 тыс. рублей, организацию, ИП на 250–800 тыс. рублей. Кроме того, деятельность фирмы могут приостановить на срок от 14 до 90 суток. А если деяние совершено в Москве, МО, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, штраф для организации и ИП вырастет до 400 тыс. – 1 млн рублей.
Чтобы не нарушить эту норму при приеме на работу соискателя с зарубежным паспортом, нужно определить его статус (ст. 1 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ):
Временно пребывающие на территории России – для трудоустройства у этих лиц должны быть патенты (для безвизовых иностранцев) или разрешения на работу (для визовых мигрантов). По таким документам иностранцы могут трудиться только в тех субъектах РФ, где они оформлены. Кроме того, чтобы принять на работу временно пребывающего в РФ визового иностранца, нанимателю необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) – на основании ст. 97 Договора о ЕАЭС, подписанного в Астане 29.05.2014, на этих лиц не распространяются ограничения по защите национального ранка труда, поэтому им не требуется разрешение на работу или патент.
Временно проживающие на территории России иностранные граждане – при приеме на работу предъявляют разрешение на временное проживание (РВП). В этом случае разрешение на работу не требуется, но трудиться по РВП нужно только в том субъекте РФ, в котором выдан документ.
Постоянно проживающие на территории России иностранцы — предъявляют вид на жительство (ВНЖ) и могут беспрепятственно трудиться в любом российском регионе.
Отметим, что недавно был принят Федеральный закон от 06.02.2020 № 16-ФЗ, позволяющий отдельным иностранцам трудиться в РФ без разрешения на работу. Соответствующие изменения внесены в Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ. В статье 13 закона уточняется, что условие для нанимателей о возможности трудоустраивать иностранцев, у которых есть рабочее разрешение, и для приезжих – трудиться в РФ только при наличии патента или разрешения, не применяется в отношении студентов-очников. Однако речь идет исключительно о работе во внеучебное время. Когда гражданин иностранного государства обучение в РФ закончит, работодателю нужно будет прекратить с ним трудовые отношения. Нововведения начнут действовать с 5 августа этого года.
Компанию оштрафуют на 400 тыс. рублей за трудоустройство украинца без патента
Сотрудники УВД выявили факт привлечения организацией к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Украины, который не получил патент. Работодателю выписали штраф в соответствии с ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ на 400 тыс. рублей. Суды признали это решение соответствующим закону.
В свое оправдание компания ссылалась на то, что иностранец у нее не работал. Однако судьи признали доказанным факт обратного. В основу решений положены следующие доказательства: копия распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки, протокол осмотра территории, объяснения других сотрудников, подтвердивших работу иностранца, выписка из информсистемы миграционного органа о том, что патент украинцу не выдавался.
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2019 № 16-23/2019
ИП оштрафуют как юрлицо за привлечение к труду иностранца без патента
При проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудники отдела по вопросам миграции выявили факт трудоустройства предпринимателем гражданина Таджикистана. Патент на работу в России у иностранца отсутствовал. ИП привлекли в административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей. Суды оставили это решение в силе. ИП пытался снизить штраф ниже минимального размера в связи с наличием исключительных обстоятельств – тяжелым финансовым положением (ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ). Однако приведенные ею обстоятельства исключительными не признали. Судьи указали, что ссылки предпринимателя на тяжелое имущественное положение не обоснованны, поскольку она ежемесячно производит арендные платежи на сумму 350 тыс. рублей.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2019 № 16-29/2019
Штраф за привлечение иностранца к работе, не предусмотренной патентом, можно снизить
Предприниматель вел работы по ремонту искусственных сооружений и нанял в качестве дорожного рабочего иностранца, имеющего патент подсобного рабочего. Это послужило причиной для штрафа в размере 250 тыс. рублей. Однако ИП удалось снизить финансовую санкцию. Он доказал суду, что, являясь субъектом малого бизнеса, не имеет значительных доходов, а также возвращает полмиллиона рублей займа. Поскольку ранее мужчина к административной ответственности не привлекался, судья снизил штраф до 125 тыс. рублей.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019 № 16-58/2019
О трудоустройстве и увольнении иностранца надо уведомить отдел по вопросам миграции МВД
Пункт 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ обязывает работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, уведомлять о заключении и расторжении с ними трудовых договоров и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) уполномоченный в сфере миграции орган. Сделать это нужно не позднее трех дней с даты заключения договора. В противном случае нанимателя привлекут к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Финансовые санкции здесь такие же, как и за привлечение к труду иностранцев без разрешительных на труд документов.
Минимальный штраф за неподачу уведомления о принятии на работу иностранца в Москве – 400 тыс. рублей
Компания заключила трудовой договор с гражданином иностранного государства. Уведомление в уполномоченный орган работодатель не подал. Через четыре месяца сотрудникам отдела по вопросам миграции поступила информация, что в организации трудится иностранец. Нанимателя подвергли административному наказанию в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей. Обжалование санкции в судебных инстанциях результата не принесло.
Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2019 № 5-АД19-168
Подавать уведомление об изменении условий трудового договора с иностранцем не нужно
Предприниматель приняла на работу водителем иностранца, о чем вовремя уведомила отделение по вопросам миграции МВД. Через несколько лет при проверке было выявлено, что этот иностранный работник трудится у ИП, но уже продавцом и по другому адресу. Новый трудовой договор с ним не заключался, соответственно, повторное уведомление не подавалось.
Суд наложил на предпринимателя 200 тыс. рублей штрафа по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, указав, что уведомлять МВД следует при каждом факте привлечения к труду иностранца. Вышестоящие суды это решение поддержали. Женщина обратилась в Конституционный Суд РФ с просьбой признать противоречащими основному закону страны положения ст. 18.15 КоАП РФ в той части, в которой они позволяют на практике возлагать на работодателя обязанность уведомлять уполномоченный орган о каждом факте допуска иностранца к выполнению работ в какой-либо форме.
КС РФ отказался признать нормы неконституционными, но пояснил, что их суть не предполагает уведомление МВД о любых изменениях условий трудового договора, оформленного с иностранцем.
Это значит, что в случае перевода мигранта на новую работу у того же работодателя уведомление повторно подавать не требуется.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 № 7-П
Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.
При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».
Ответственность заявителя за нарушение миграционного законодательства
В российском законодательстве общественные правоотношения в сфере миграции регулируются в основном такими нормативными актами, как Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ), Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (далее – Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ) и т. д. Указанными нормативными правовыми актами регламентируется порядок въезда иностранных граждан в РФ, их пребывания в стране и выезда, а также привлечения к трудовой деятельности на территории РФ. (В данной статье под понятием “иностранный гражданин” также подразумевается лицо без гражданства.) Санкции за административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ установлены в гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение правил въезда и режима пребывания
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в стране выражается:
– в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ ;(отсутствие в миграционной карте указанной цели въезда в Российскую Федерацию;
– Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство. Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность. Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ.
Частью 1.1. статьи 18.18 КоАП РФ предусмотрена такая санкция как административный штраф в размере 2000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в случае отсутствия у иностранного гражданина документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных законом;
– в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.
На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане считаются законно находящимися в России при наличии у них действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезжать в страну и выезжать из нее можно при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента Российской Федерации. Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий, постоянно проживающий или временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20. В соответствии с пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона, оформив уведомление о прибытии для иностранного гражданина, обязана передать ему отрывную часть бланка данного документа.
Итак, находясь в России, иностранец должен иметь следующие документы:
– документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ;
– разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ;
– визу, если иностранный гражданин въехал на территорию РФ в порядке, требующем ее получения;
– миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом;
– уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 7 рабочих дней.
В случае утраты или порчи какого-либо из документов иностранный гражданин обязан в срочном порядке обратиться в соответствующий орган с заявлением об утере и с ходатайством о выдаче дубликата. В этом случае он получит справку с отметкой государственного органа о принятии такого заявления с предполагаемой датой выдачи дубликата. Таким образом, он сможет подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности. Порядок восстановления (получения дубликатов) каждого вида документа регулируется отдельным постановлением Правительства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство. Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность. Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ.
Распространенной ситуацией является просрочка российской визы. В этом случае иностранец, продолжающий пребывать в РФ без уважительных причин, сначала будет привлечен к административной ответственности за уклонение от выезда, а затем должен будет оформить специальную выездную визу.
Несоответствие цели въезда, заявленной в визе, фактической цели въезда
По ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением миграционного режима является несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой деятельности в период пребывания (проживания) или роду занятий. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.
На практике это нарушение проявляется так: цель въезда, которая указывается в визе, не соответствует фактической. Виды виз определяются ст. ст. 25.4 – 25.8 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, и отличаются они именно целью въезда и пребывания на территории РФ. Например, иностранному гражданину законом запрещено получить деловую или туристическую визу и осуществлять при этом трудовую деятельность.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету
Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, если принимающая сторона не выполняет обязанности, связанные с осуществлением миграционного учета, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона обязана поставить на миграционный учет (оформить уведомление о прибытии) иностранного гражданина, въехавшего на территорию РФ, не позднее 7 рабочих дней с даты прибытия. Кроме того, согласно ст. 23 данного Закона принимающая сторона в случае убытия из места пребывания предоставляет уведомление об убытии иностранного гражданина непосредственно в орган миграционного учета, либо через МФЦ либо направляет уведомление об убытии в установленном порядке почтовым отправлением.
При этом закреплена обязанность у администраций: гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санаторий, домов отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристической базы, кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях или организации социального обслуживания не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина уведомить об убытии иностранного гражданина.
Следует отметить, что в случае нарушения ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении двух или более принимаемых иностранных граждан ответственность возникает в отношении каждого из них.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности
В случае привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу или патента (далее – разрешительные документы), если они требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Санкция предусмотрена ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В случае неуведомление или нарушения установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
( ч.3. ст. 18.15 КоАп РФ).
Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации
Санкция ч.1. ст. 18.10 КоАп РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового за о существление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, –
За повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –
Предусмотрен административный штраф в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Штрафы за нарушение миграционного учета иностранных граждан
Существует множество причин и целей для поездок за границу. Люди едут работать, отдыхать, заниматься бизнесом, посетить родственников или друзей. Желание посетить другие страны есть у многих, однако, не все знают, что, находясь в другом государстве, путешественник обязан соблюдать законодательство и общепринятые нормы страны назначения и общества. При этом часто лица, даже зная о необходимости действовать в рамках правовых норм государства, игнорируют или нарушают их ввиду незнания. Скорее, незнание миграционных правил и законов конкретной страны чаще всего вызывает нарушение миграционного законодательства иностранной державы.
Незнание правил не является поводом для поблажек. Любой новый нормативный акт публикуется в общедоступных изданиях, чтобы каждый имел возможность ознакомиться с его текстом. Нежелание же прочитать о своих правах и обязанностях, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего они проявляются в форме привлечения к юридической ответственности.
Санкции за нарушение миграционного законодательства несут такие функции:
- кара – негативные последствия за отрицательное деяние;
- воспитание – выработка поведения индивида в рамках, которые исключат впоследствии привлечение к ответственности;
- профилактика – снижение желания допускать неправомерные аналогичные деяния у иных лиц.
В качестве санкций за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации в 2021 году предусматриваются в основном штрафы. Однако, взыскания могут проявляться и в иных формах, например, депортация, наложение запрета на въезд на территорию РФ на определенный срок.
Ответственность иностранных граждан за нарушения правил регистрации
Наказание лицам, прибывшим из-за рубежа и нарушившим правила проживания и миграционного учета на российской территории установлена ст. 18.8 КоАП РФ. Штраф за отсутствие прописки или просроченную регистрацию установлен в размере 2-5 тыс. RUB.
Такая же сумма взыскивается, если иностранец не может предъявить документы, подтверждающие право проживания или нахождения в населенном пункте, а также если при проверке регистрация будет признана фиктивной. Кроме штрафных санкций возможна депортация нарушителей.
Взыскания выше в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь сумма от 5 до 7 тыс. руб. Санкции возрастают, если нарушитель пойман за год второй или последующий раз — штраф:
- 5-7 тыс. RUB в российских регионах;
- 7-10 тыс. RUB в Москве и северной столице.
Согласно административному законодательству выдворить непрописанных граждан могут даже при первом нарушении, однако обычно эта мера используется при систематическом несоблюдении правил миграционного учета.
При выявлении в поступках нарушителей признаков уголовного преступления возможен арест и лишение свободы. Действия граждан будут рассматриваться согласно Уголовному кодексу РФ и международным соглашениям.
Штрафы за незаконную трудовую деятельность мигрантов
Поиск работы — основная причина потока представителей стран из бывшего СССР. Государственная политика в трудовой сфере направлена на защиту интересов россиян, поэтому мигранты могут трудиться в РФ только при получении патента или разрешения на работу.
Трудовая деятельность без разрешительных документов наказывается штрафом и выдворением из страны. Денежное взыскание накладывается не только за отсутствие патента, но и за работу, не соответствующую разрешенной профессии, виду деятельности, должности. Сумма штрафа — 2-5 тыс. руб. (ст. 18.10 КоАП РФ), в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним областях — 5-7 тыс. руб. Повторное наказание — 5-7 тыс. руб.
Устроиться на работу иностранцы могут только в регионах выдачи патента. При смене территории необходимо получить новый документ.
Срок регистрации иностранцев на территории РФ в 2021 году
Для граждан различных государств предусмотрены разные сроки постановки на регистрационный учет. Они составляют не более 90 дней максимально. В некоторых случаях возможно оформление разрешения на временное проживание (РВП), дающее право на проживание в стране более длительный срок – до 1 года. Для этого личность заявителя должна соответствовать ряду требований и имеет законные основания для пребывания в стране долгий период.
Самые крупные суммы штрафов установлены для организаций, которые выдали иностранцам приглашения на приезд в РФ с целью осуществления трудовых функций. Они несут полную ответственность за них, в том числе по предоставлению жилой площади, выплате заработной плате, оформлению страхового медицинского полиса. Представители работодателя обязаны являться в отделения ГУ МВД для подачи извещения о пересечении сотрудником границы РФ. Предоставить трудовой договор, разрешение на работу, выданное миграционной службой. Выдача карт на работу осуществляется на основании квоты, утвержденной государством. Срок его действия ограничен, максимально он составляет 3 года.
Кобзев Л.Л., сотрудник отделения ГУ МВД по Иркутской области
Закон регламентирует право на нахождение в России по трем законным основаниям:
- при наличии временной регистрации;
- при оформлении разрешения на временное проживание (РВП);
- с видом на жительство (ВНЖ).
Таблица с указанием сроков разрешенного пребывания в России иностранцев на основании представлена ниже:
Категория | Временное пребывание | РВП | ВНЖ |
Срок действия | От 90 дней до 6 месяцев | 3 года | 5 лет |
Порядок оформления | Уведомление | По квоте и разрешению ГУ МВД | При согласовании с ГУ МВД |
Продление | В пределах максимального срока до 6 месяцев | Невозможно | Допускается |
Наказание принимающих лиц за несоблюдение правил миграционного учета
За нарушения правил регистрации иностранцев к ответственности также привлекаются лица, направившие приглашение, предоставившие жилье и работодатели.
При предоставлении помещения для проживания иностранца необходимо уведомить территориальный миграционный орган. Срок — 7 дней со дня прибытия зарубежного гостя (п. 3 ст. 20 закона №109-ФЗ от 18.07.06). Гостиницы, санатории, туристические базы, а также социальные организации подают сведения не позднее следующего рабочего дня.
Читайте также: Статья 18.8 КоАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (действующая редакция)
Штраф за несвоевременную регистрацию иностранных граждан составляет (п. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):
- 2-4 тыс. RUB для граждан;
- 40-50 тыс. RUB для должностных лиц;
- 400-500 тыс. RUB для юрлиц.
Государственными органами, отвечающими за учет мигрантов, являются территориальные подразделения МВД РФ. Как правило, организованы специальные отделы, занимающиеся вопросами миграции. В Санкт-Петербурге учет по пребыванию нерезидентов страны на территории города решает Единый миграционный центр. Аналогичная структура действует в столице.
Правила регистрации иностранцев на территории РФ в 2021 году
На основании Федерального закона №109 от 18.07.2006 «О миграционном учете граждан и лиц без гражданства в РФ», при прибытии на территорию России лица с удостоверениями личности других государств обязаны проходить регистрацию в миграционной службе в обязательном порядке. Временная прописка проводится на жилой площади, принадлежащей на праве собственности или аренды приглашающему в Россию лицу. Это может быть родственник, организация-работодатель, близкий друг.
Важно: Если въезд осуществлен по собственному желанию, к примеру, с целью самостоятельного туризма, то регистрацию осуществляют сотрудники отеля. Обращаться в отделение ГУ МВД РФ (бывший ФМЦ) иностранцу самостоятельно не потребуется.
Регистрация осуществляется в уведомительном порядке. Разрешение на прописку получать в государственных органах предварительно не требуется. Достаточно обратиться с документами, подтверждающими личности и место прописки в уполномоченное учреждение по миграционным вопросам. В качестве таковых рассматривается ближайшее отделение миграционной службы, МФЦ или Почта России.
За что могут привлечь работодателя?
Ответственность компаний и предпринимателей за привлечение иностранных работников очень высока. Это связано с защитой прав на труд российских граждан, контролем процессов миграции, соблюдением стандартов качества условий работы.
Административный кодекс содержит большое количество правонарушений, за которые работодатель может быть привлечен к ответственности. Крупные денежные санкции для приглашающей стороны предусмотрены (ст. 18.9 КоАП РФ):
- за нарушения правил транзита людей через территорию РФ (п. 3);
- при неверном оформлении документов (п. 1);
- за недостоверные сведения о цели визита иностранца (п. 6);
- за непринятие мер для выезда приглашенных (п. 2);
- при непредоставлении приглашающими жилья, медицинского обслуживания, материального обеспечения (п. 5).
Отдельная статья кодекса предусматривает наказание за предоставление работы нерезидентам с нарушением установленного порядка. Рассмотрим, каков штраф за эти проступки.
Незаконное привлечение к работе граждан других стран
Штраф за привлечение иностранной рабочей силы без разрешения несут компании и предприниматели, незаконно использующие в своей деятельности труд рабочих из других стран. Наказать за наличие иностранных работников могут не только компании, но и обычных граждан.
Штраф за трудоустройство мигранта без патента или разрешения на работу составляет (ст. 18.15 КоАП РФ):
- 2000-5000 р. для граждан (в обеих столицах, Ленинградской и Московской областях 5000-7000 р.);
- 25 000-50 000 р. для ответственных лиц, (в городах федерального значения и прилегающих территориях 35 000-70 000 р.);
- 250 000-800 000 р. для компаний (в Москве, Санкт-Петербурге от 400 000 до 1 000 000 р.).
Помимо денежных взысканий предусмотрено приостановление деятельности юридического лица на срок от 14 до 90 суток. Дополнительные санкции действуют при привлечении рабочих без специального разрешения (для визовых стран) или неуведомлении контролирующих органов.
Сроки постановки на учёт
Постановка на учёт по месту прописки должна производиться в течение определённого периода времени. Протяженность такого периода может варьироваться в зависимости от того, о какой именно регистрации идёт речь — о постоянной или о временной.
Если речь идёт о постоянной регистрации, то в этом случае срок, в течение которого миграционные органы должны быть уведомлены о том, что на их территории появился новый жилец, составляет семь рабочих дней с момента появления такого жильца.
В контексте временной регистрации срок увеличивается до девяноста дней. Однако таким он устанавливается только в том случае, если человек планирует пробыть по месту своего пребывания больше девяноста дней. В ином случае временная регистрация оформляться не должна.
Читайте также: Госпрограмма переселения из Армении в Россию: описание, как стать участником в 2021 году
Порядок пребывания иностранных граждан в России
Правила учета резидентов других стран установлены Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.07, разработанным в соответствии с законом «О миграционном учете…» Согласно нормативному акту, иностранцы и лица, не имеющие гражданства, должны быть зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания. Сроки постоянной и временной прописки устанавливаются с учетом разрешенного периода проживания мигранта, а также времени пользования жилым помещением.
Без прописки на территории России допускается находиться до 7 дней. Увеличенный срок предусмотрен для мигрантов из некоторых стран СНГ. Гражданам Таджикистана разрешено не вставать на учет в течение 15 дней. Представители Белоруси, Армении, Казахстана, Киргизии имеют право не регистрироваться 30 дней.
Нанимать гостей из зарубежья можно только если у них есть патент или разрешение на работу. При трудоустройстве представителей «визовых» стран работодатель должен оформить квоту, приглашение, рабочую визу и другие документы.
Когда накладывается запрет на въезд
Для иностранных нарушителей установлены новые правила:
- Если человек находился незаконно в стране более 4 месяцев, ему нельзя приезжать в Россию в течение 3 лет.
- Когда сроки нарушены на 270 дней, пересекать границу РФ запрещается на 5 лет.
- 10-летнее ограничение накладывается, если мигрант находился в России более года.
Штамп в паспорте, указывающий запрет на выезд
Ответ от пограничного контроля гражданину Украины
Подведем итоги
Российское миграционное законодательство достаточно запутанно, и неспециалисту порой непросто разобраться в нем. Ошибки, несвоевременная подача документов, а также непрофессиональные действия сотрудников, уполномоченных вести миграционный учет, могут привести к депортации иностранных граждан и крупным денежным взысканиям.
занимается вопросами легализации пребывания и труда иностранцев, а также лиц без гражданства более 10 лет. Опыт сотрудников позволяет решать самые запутанные проблемы в миграционной сфере. Если просрочена регистрация иностранного гражданина — что делать, подскажем мы. Предлагаем услуги гражданам, пребывающим из других стран, а также работодателям, заинтересованным в привлечении зарубежных работников.
Как избежать штрафа?
Причины просрочки в оформлении регистрации бывают различные — от банальной забывчивости до нежелания становиться на учёт. Самыми распространёнными являются:
- Отказ становиться на регистрационный учёт по своему нежеланию это делать;
- Невозможность оформления временной прописки по независящим от человека причинам (нахождение в командировке или на длительном лечении в стационаре в связи с состоянием здоровья);
- Задержка в получении необходимых документов регистрирующим органом (если были направлены запросы в другие регионы, и ответы на них долго направляются в регион запроса).
Для того, чтобы избежать наложения штрафных санкций за просрочку регистрации по последним двум основаниям, необходимо получить документальное подтверждение существования перечисленных объективных обстоятельств.
Данные документы надо предоставить в миграционные органы, назначившие административное наказание в виде обязательной к уплате штрафной суммы.
Если там такое наказание отменено не было, с имеющимися документами, подтверждающими невозможность более раннего оформления регистрации, а также с ответом о мотивированном отказе лицо, на которое штраф был наложен, имеет право обратиться в вышестоящие органы или суд.
Штраф за отсутствие регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (ответственность) в 2022 году
При пребывании на территории России иностранцам требуется строго соблюдать законы о нахождении в стране. Они обязаны проводить регистрацию в установленный срок. При нарушении этих правил они могут подвергаться привлечению к административной или уголовной ответственности в установленных пределах. Каких именно, подробно рассказано в этом материале.
Правила регистрации иностранцев на территории РФ в 2019 году
На основании Федерального закона №109 от 18.07.2006 «О миграционном учете граждан и лиц без гражданства в РФ», при прибытии на территорию России лица с удостоверениями личности других государств обязаны проходить регистрацию в миграционной службе в обязательном порядке. Временная прописка проводится на жилой площади, принадлежащей на праве собственности или аренды приглашающему в Россию лицу. Это может быть родственник, организация-работодатель, близкий друг.
Важно: Если въезд осуществлен по собственному желанию, к примеру, с целью самостоятельного туризма, то регистрацию осуществляют сотрудники отеля. Обращаться в отделение ГУ МВД РФ (бывший ФМЦ) иностранцу самостоятельно не потребуется.
Регистрация осуществляется в уведомительном порядке. Разрешение на прописку получать в государственных органах предварительно не требуется. Достаточно обратиться с документами, подтверждающими личности и место прописки в уполномоченное учреждение по миграционным вопросам. В качестве таковых рассматривается ближайшее отделение миграционной службы, МФЦ или Почта России.
Срок регистрации иностранцев на территории РФ в 2019 году
Для граждан различных государств предусмотрены разные сроки постановки на регистрационный учет. Они составляют не более 90 дней максимально. В некоторых случаях возможно оформление разрешения на временное проживание (РВП), дающее право на проживание в стране более длительный срок – до 1 года. Для этого личность заявителя должна соответствовать ряду требований и имеет законные основания для пребывания в стране долгий период.
Самые крупные суммы штрафов установлены для организаций, которые выдали иностранцам приглашения на приезд в РФ с целью осуществления трудовых функций. Они несут полную ответственность за них, в том числе по предоставлению жилой площади, выплате заработной плате, оформлению страхового медицинского полиса. Представители работодателя обязаны являться в отделения ГУ МВД для подачи извещения о пересечении сотрудником границы РФ. Предоставить трудовой договор, разрешение на работу, выданное миграционной службой. Выдача карт на работу осуществляется на основании квоты, утвержденной государством. Срок его действия ограничен, максимально он составляет 3 года.
Кобзев Л.Л., сотрудник отделения ГУ МВД по Иркутской области
Закон регламентирует право на нахождение в России по трем законным основаниям:
- при наличии временной регистрации;
- при оформлении разрешения на временное проживание (РВП);
- с видом на жительство (ВНЖ).
Таблица с указанием сроков разрешенного пребывания в России иностранцев на основании представлена ниже:
Категория | Временное пребывание | РВП | ВНЖ |
Срок действия | От 90 дней до 6 месяцев | 3 года | 5 лет |
Порядок оформления | Уведомление | По квоте и разрешению ГУ МВД | При согласовании с ГУ МВД |
Продление | В пределах максимального срока до 6 месяцев | Невозможно | Допускается |
Виды санкций при нарушении правил регистрации по месту пребывания в РФ в 2019 году
Нарушением миграционных правил в России являются следующие ситуации:
- Отсутствие регистрации в подразделении ГУ МВД – производится любым доступным образом.
- Истечение срока действия разрешенного пребывания в РФ – прекращение ВНЖ или РВП.
- Утеря документов – при таком факте следует обратиться за восстановлением в течение 3 дней с даты, когда было зафиксировано указанное обстоятельство. Заявление пишется в произвольной форме.
- Фиктивная регистрация – мошенничество, подделка документов, предоставление недостоверных сведений. Наличествует заведомый обман либо допущена случайная ошибка или не сообщено о юридически-значимых фактах.
Важно: недействительной может быть также регистрация по адресу пребывания, где зарегистрировано множество лиц, и нарушена норма жилой площади, то есть в квартире или общежитии живет больше людей, чем положено по стандарту.
Штрафы за нарушение миграционных правил иностранцами в РФ в 2019 году
Пределы санкций за совершение правонарушений в области миграционного учета установлены в следующих размерах:
Обстоятельство | Правовое основание | Наказание |
Отсутствие регистрации или ее продления. | Предусмотрено ст.18.8 Кодекса об административных правонарушениях. | На физических лиц от 2 000 до 5 000 руб. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен штраф от 5 000 до 7 000 руб. |
Повторное нарушение | Штраф в размере от 5 до 7 тыс.руб., для городов федерального значения – от 7 до 10 тыс. руб. Выдворение в обязательном порядке. | |
Отсутствие регистрации у иностранца работодателем со статусом юридического лица | Повышение санкции от 250 до 800 тыс. за каждого человека. |
Важно: при отсутствии регистрационного учета у иностранца – нарушение правил постановки на учет, предусмотренных ст.26 ФЗ «О порядке въезда в РФ» при обнаружении обстоятельств, которые прямо указывают на вину лица с паспортом зарубежного государства, возможно наложение запрета на въезд в РФ на 3 года.
Порядок взыскания штрафа в РФ за нарушение правил о регистрации иностранцев в РФ в 2019 году
При выявлении факта нарушения миграционных правил составляется протокол о наложении административной санкции уполномоченным лицом. В документе указываются:
- личные данные гражданина, привлеченного к ответственности;
- ссылка на норму закона об административном правонарушении – основание для наложения санкции;
- размер штрафа;
- предупреждение о возможности обжаловать постановление ГУ ФМС РФ в течение 10 дней с момента получения бумаги в официальном порядке – вручением лично на руки, Почтой России.
При прибытии туристов в гостиницы регистрацию осуществляют сотрудники отеля. Они обращаются в ГУ МВД РФ с уведомлениями о постановке на учет. Иностранцам выдаются на руки квитки от извещений. Они должны сохранять их на руках и предъявлять при необходимости стражам порядка, контролирующим пребывание мигрантов на определенных территориях. Не допускается переезд в другой регион РФ без предварительного уведомления миграционной службы.
Способы оплаты штрафа за административное нарушение в РФ в 2019 году
Внести средства в счет оплаты штрафа есть возможность несколькими способами:
- через банковское учреждение – при предъявлении банковских реквизитов;
- через ГУ МВД РФ – через кассу;
- в терминале – его можно найти в банке или торговом центре, в метро, других общественных местах;
- в режиме онлайн при использовании услуги интернет-банкинга.
После оплаты счета нужно предоставить квитанцию в миграционную службу, лучше лицу, ответственному за контроль наложения административных штрафов. Сведения о покрытии задолженности сразу поступают из банка в базу ГУ МВД РФ, однако квитанцию следует сохранять в течение 3 лет. Именно столько составляет срок привлечения к ответственности. Чеки в это время следует оставлять у плательщика во избежание проблем в связи с возможными техническими сбоями для подтверждения оплаты в любой момент.
Понятие фиктивной регистрации для иностранцев в РФ в 2019 году
Под фиктивной постановкой на учет понимается проживание гражданина по другому месту, чем указано в уведомлении о регистрации. Такое деяние квалифицируется по ст.322.2 УК РФ и считается уголовным правонарушением, то есть образует состав преступления.
В качестве санкций по такому составу рассматриваются:
- наложение штрафа;
- лишение свободы;
- принудительные работы.
Привлекается к ответственности при допущении такого нарушения владелец жилья, в котором был прописан иностранец, если он оформил за своей подписью регистрацию. На практике выделяются следующие признаки фиктивности:
- нарушение нормы жилой площади в расчете на одного человека – для каждого региона стандарт определяется разный, к примеру, в Москве и Московской области на каждого жителя должно приходиться не менее 10 кв.м.;
- временная прописка в жилье, не пригодном для проживания – если оно признано аварийным, грозящим обвалом по распоряжению местной администрации;
- оформление иностранца или лица без гражданства на маленькой площади – если собственнику принадлежит незначительная доля, к примеру, 1/20 или меньше.
Важно: регистрация должна строго осуществляться по месту фактического проживания иностранца. Теперь формальный учет работников российских предприятий, прибывших из-за рубежа, не допускается юридическим лицом по месту своего нахождения. Для этого обязательно должно быть выделено отдельное помещение, пригодное для жилья.
Основания для освобождения от санкций за нарушение правил регистрации в РФ в 2019 году
В некоторых случаях возможна амнистия в отношении наложенной ответственности, как при осуждении на основании Уголовного кодекса РФ, так и при указании в протоколе норм административного права. К таким ситуациям можно отнести, например, тяжелую болезнь или смерть родственника, нахождение в командировке в удаленном районе длительное время. При подаче ходатайства обязательно предоставляются доказательства указанных обстоятельств.
Обжаловать штраф, если обвиненный граждан, пригласивший иностранца, пребывал за границей, можно через 7 дней после пересечения государственной границы РФ. Подать заявление можно в прокуратуру и/или суд. В жалобе указываются все обстоятельства дела с приложением подтверждающих обстоятельства документов.
Амнистия возможна по распоряжению высших лиц государства – Президента РФ. Также допускается освобождение при раскрытии преступления при содействии гражданином раскрытию дела и поиску виновных лиц.
Регистрация убытия иностранца из России в 2019 году, порядок извещения
В РФ действует также правило о необходимости сообщения в миграционную службу об убытии иностранца с территории РФ. Это должна сделать принимающая в России организация или российский резидент – гражданин РФ или иностранец, легально проживающий в стране.
Сдать в отделение ГУ МВД РФ по месту пребывания иностранца в России за рубежом извещение с отметкой о регистрации необходимо в течение 3 дней с момента отбытия за границу. В учреждение передается корешок извещения и соответствующее заявление.
Распространенные ошибки
Ошибка 1: Обращение в органы ГУ МВД по поводу продления разрешенного срока пребывания в РФ после истечения срока регистрации.
– Обращаться с заявлением о продлении периода разрешенного нахождения в РФ необходимо строго до момента истечения срока постановки на учет по месту пребывания в России. После того как период действия документа истек это будет считаться просрочкой. Соответственно, будет образован состав правонарушения. Это касается даже ситуаций, когда дата отличается всего на 1 день. В этом случае уже будет наложен административный штраф при отсутствии регистрации.
Вопрос-ответ
Вопрос 1: Я приехал в России на работу. Компания зарегистрировала меня в квартире, которая зарегистрирована в собственности юридического лица, которое занимается строительством жилых многоэтажных домов. Однако проживать мне предложили по другому адресу – в квартире, оформленной лично на имя директора. Не будет ли это нарушением миграционных правил в РФ? Я из Минска.
– Смена места жительства на фактическое запрещена миграционным законодательством России. Если работодатель указал в уведомлении адрес квартиры, которая зарегистрирована на юридическое лицо, то иностранец-работник должен проживать исключительно в этом помещении. При проверке миграционной службой, а она может случиться внезапно, на компанию будет наложен штраф. ОН достаточно крупный для организаций и составляет, в зависимости от тяжести совершенного праводеяния, от 250 000 до 700 000 руб. за каждого сотрудника из-за рубежа.
Пример из практики
Иванов О.О. прибыл в РФ с целью проживания с родственниками по основанию – восстановления семья. Он обратился в миграционную службу и ему проставили срок разрешенного пребывания в стране в течение 90 дней. Через месяц он нашел работу и решил получить разрешение на трудовую деятельность и остаться на более длительное время в связи с наличием свободной должности и подработать. В ГУ МВД ему разъяснили, что он не может продлить срок пребывания в России при заключении трудового договора. Это связано с тем, что в Россию он заехал с целью проживания с семьей и не может находиться на территории с другим намерением. Ему необходимо выехать из РФ и проставить в миграционную карту новую цель нахождения в стране – «Работа». В этом случае будет осуществлено продление разрешенного срока пребывания. В ином случае сначала потребуется получить РВП или ВНЖ. Эти документы дают право на осуществление трудовой деятельности наравне с гражданами РФ. В ином случае регистрация будет признана недействительной с наложением соответствующих санкций, в том числе до выдворения за границу на срок до 5 лет.