Музей Пикассо
Коллекция Музея Пикассо в Париже включает в себя более 5000 работ и десятки тысяч архивных документов. По качеству и объему, а также спектру художественных форм, которые она охватывает, это собрание — единственное в мире.
Здесь представлены не только картины, скульптурные работы, гравюры, но и рекордное количество скетчей, проектов, блокнотов с зарисовками, офортов в разной стадии завершения. Посетители увидят фотографии, книги с его иллюстрациями, фильмы и документы, дающие представление о творческом процессе художника.
История создания коллекции
Музей начался с двух пожертвований (1979, 1990) от наследников Пикассо и Жаклин Рок (второй жены). Коллекция продолжала расширяться в течение многих лет за счет приобретения новых полотен.
Личная коллекция была передана государству (1973) согласно желанию Пикассо. Изначально она насчитывала около 50 полотен старых и современных мастеров (Миро, Матисс, Сезанн). Через пять лет экспозиция увеличилась до 150 экземпляров.
До открытия (1985) музей получил в дар картины и скульптуры, унаследованные друзьями и семьей. С тех пор это собрание шедевров регулярно дополнялось и прибавило еще 1000 экземпляров.
Большой вклад в сохранение национального достояния внес бывший министр культуры Андре Мальро. В ожидании наследия Пикассо, правительство в 1968 году изменило закон о наследовании художественных произведений. Он делал непосильным для наследников выплату налогов, но по закону они могли взамен пожертвовать государству художественные ценности, что им и пришлось сделать. Это способствовало сохранению художественного наследия страны.
Таким образом, артефакты, подаренные наследниками в 1979 г., стали первой возможностью обогатить национальную коллекцию и из ничего создать монографический музей, который играет важную роль в осмыслении значимости работ мастера и его влияния на культуру XX века.
Экспозиция
Парижский музей Пикассо находится в особняке, построенном еще в XVII веке, его называют Отель Сале. Он поражает своим величием и имеет долгую историю. Вначале для музея хотели построить новое здание, но художник прожил большую часть жизни в старых домах с историей, поэтому предпочли особняк Сале, где в 1985 году и состоялось открытие выставки.
С 2009 года, пять лет, в здании длилась масштабная реконструкция, стоившая почти 50 миллионов евро. После ремонта выставочная площадь увеличилась вдвое, теперь выставка может принимать до 1 млн человек ежегодно.
Многие артефакты достаточно хрупкие, их нельзя перевозить и увидеть можно только здесь. Экспонаты располагаются в хронологическом порядке, поэтому посетители видят как менялась манера художника во времени, как влияли на него личные драмы и события в мире.
Портреты жен, возлюбленных, друзей, тема жизни и тема смерти как в классическом, так и в перевернувшем мир с ног на голову кубистическом отображении реальности, проходит перед взорами посетителей этой уникальной выставки.
Живопись
Экспозиция из почти 300 полотен представляет творчество Пикассо разного времени: от «Автопортрета» и «Селестины», относящихся к меланхоличному «голубому периоду», до «Поцелуя», и «Натюрморта с головой быка», созданных в поздние годы. На выставке демонстрируются полотна, относящиеся к самым разным жанрам:
- портрет — «Автопортрет» («голубой период», 1901), «Портрет Марии-Терезы», «Портрет Доры Маар» (сюрреализм, 1937), «Портрет Ольги в кресле» (классицизм);
- жанровые сцены — «Бег» (классицизм, 1922), «Купальщицы» (классицизм, 1918);
- натюрморт — «Натюрморт с плетеным стулом» (кубизм);
- пейзаж — «Дерево» («африканский период», 1907), декорации для балета «Треуголка», эскизы (классицизм, 1919);
- анималистика — «Кошка, схватившая птицу» (1945);
- батальные сцены — «Коррида или смерть матадора» (сюрреализм, 1933);
- религия и мифология -«Распятие», «Минотавр бегущий» (сюрреализм), «Два фавна и обнаженная» (конец 30-х и война);
- ню (обнаженная натура) — «Фигуры на берегу моря», «Обнаженная в красном кресле» (сюрреализм, 1929).
Даже тех, кто не понимает и не любит творчество Пикассо не может не поразить размах художественного эксперимента длиною в жизнь. Внешний мир для творца — толчок для освобождения и выражения индивидуальности через намеренную деформацию образов, классические и сюрреалистические формы, африканский гротеск или шаржирование.
Изображения его муз, написанные в классической манере («Портрет Ольги в кресле»), сменяются картинами в стиле сюрреализма («Женщина у окна») или изящным карандашным рисунком, как в «Портрете Франсуазы (Жило) в послевоенный период, и почти плакатным портретом его второй жены(«Жаклин со скрещенными руками»), относящимся к поздним произведениям.
Образы женщин, влиявших на его жизнь и стиль, пейзажи, жанровые и батальные сцены, мифология — на всем печать личности, времени и осмысления реальности великим автором.
Марк Шагал, соперник и бывший друг, как-то сказал, что Пикассо меняет направления в живописи чаще, чем носки. Действительно, в разные периоды творчества, а их более десяти, его произведения кардинально отличаются друг от друга. Эта поразительная трансформация создает впечатление, что картины принадлежат разным людям. Сам мастер говорил, что пишет объекты такими, какими он их мыслит, а не видит.
Скульптура
Сейчас здесь выставлена превосходная экспозиция скульптур, керамики и других объектов, хранившихся долгое время в студиях. Около 250 трехмерных работ дают полное представление о творчестве художника в этом направлении, в том числе коллажи и конструкции в кубистическом стиле.
Собрание объединяет почти все скульптурные работы, куда входят объекты из дерева и бронзы в стиле прото-кубизма (1906 — 1909), конструкции в стиле кубизма (1913 — 1916), проволочная модель для памятника Аполлинеру (1928), серия гипсовых бюстов Boisgeloup (1930), фигуры-иконы «Девушка в саду» (1929), «Голова Быка» (1939 -1943), «Человек с ягненком» (1943), композиции «Маленькая девочка со скакалкой» (1950), «Коза»(1950), «Бабуин с детенышем» (1952) и революционные сооружения из листовой стали 60-х годов. Все они основные вехи в истории скульптур мастера.
Способность увидеть привычные предметы по-новому, найти неожиданное, часто парадоксальное, художественное решение, делают Пикассо знаковой фигурой в изобразительном искусстве. Искажение предметов в сюрреалистичных и кубистических формах при их несомненном сходстве с разными реальностями открывает безграничный простор для фантазии.
Здесь посетители увидят и уникальное собрание фотографий, сделанных Брассаем, фотографом и скульптором. Он создал галерею снимков своих знаменитых современников. Музей приобрел фотографии, отображающие жизнь Пикассо. Эти снимки — подробный фотодневник его жизни и творчества.
Эстампы и гравюры
В студии мастера бумага применялась для многих целей — для иллюстраций, набросков, коллажей; они всегда подписывались, складывались и надежно хранились. Почти 4 000 экземпляров зафиксировано при инвентаризации наследия: графика, исторические документы, подарки и образцы, представляющие собой скорее картины и скульптуры.
Все, что завещал художник подтверждало его фантастическое владение различными материалами и техниками: карандашом, углем, тушью. Пастели и акварели на отдельных листах бумаги и в блокнотах — ценнейшее свидетельство ежедневной работы с таким непритязательным материалом, как бумага.
Начиная от жанровых сценок, набросанных в юном возрасте, и заканчивая грубыми аллегоричными скетчами, сделанными в старости, Пикассо отобразил всю свою жизнь в рисунках. Он также оставил серию гравюр, предвидя возможности этого вида искусства. «Сюита Воллара» (100 листов) и 347 гравюр в серии Suite 347 — смешение фантазии и реальных событий из биографии самого творца.
Интерес к древней, модернистской и современной литературе отражен в богатой музейной коллекции публикаций. Книги сыграли важную роль в фантазийных видениях художника.
На выставке можно увидеть полотна из личного собрания Пикассо — это Сезанн, Руссо, Матисс, Миро, Дерен… Со многими из них он дружил, некоторые были соперниками, но все были талантами. Здесь же можно полюбоваться масками из Океании и Африки, картинами Модильяни, Коро и многих других.
В 1992 году архивы были переданы музею для сохранения и популяризации.
Фотографии и письменные архивы
Фотографические архивы включают более 17 000 снимков, сделанных как самим художником, так и знаменитыми фотографами своего времени (Сесил Битон, Брассай, Картье-Брессон, Л. Клерг, Д. Маар, А. Вилле и др.)
В письменных архивах находится около 100 000 документов. Здесь тексты, написанные самим мастером, учетные записи, авторские рукописи, книги, каталоги выставок, переписка, газетные вырезки, открытки и т. д. Все это сохранилось в идеальном порядке, благодаря привычке художника хранить каждый листок.
Библиотечное собрание насчитывает 11 000 публикаций, купленных или полученных в качестве пожертвований в последние 30 лет. Музей располагает аудио и видеозаписями из разных источников.
Незабываемую атмосферу создает и уникальная мебель, сделанная по проекту Диего Джакометти, швейцарского скульптора и проектировщика, специально для отеля Сале к открытию выставки. Ансамбль состоит из 50 предметов, а именно: бронзовых скамеек, стульев и столов, отлитых в стиле XX века. Литье отличается художественной изысканностью и тонкостью линий листвы, цветов и пары очаровательных фигурок сов.
Адрес: 5 Rue de Thorigny, Paris 75003
Телефон: +33 1 85 56 00 36
Сайт: museepicassoparis.fr
Метро: Saint-Sébastien – Froissart
Время работы: 9:30-18:00
Музей Пикассо в Париже
Музей Пикассо в Париже — экспозиция в особняке Сале, где представлена самая большая коллекция работ Пабло Пикассо в мире. Его произведения отражают основные периоды творчества художника, начиная с 1905 года. Многие из этих шедевров принадлежали самому Пикассо, а после его смерти в 1973 году перешли в собственность государства в счет неоплаченных налогов.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Сам по себе особняк Сале – это уже достопримечательность, достойная внимания. Возведенный около 4-х веков назад, он и сейчас поражает своей красотой и величием.
Коллекция произведений искусства, собранная по крышей Salé, уникальна по своим масштабам. Только в Париже можно в полной мере проследить долгий творческий и жизненный путь Пикассо. Это, не много ни мало, почти 4000 экспонатов — картины, скульптуры из различных материалов (металл, дерево, керамика), рисунки и чертежи.
Также музей предоставляет для ознакомления и лично собранную коллекцию художником работ Матисса, Дега, Сезанна и многих других.
Сам себя Пикассо называл величайшим в мире коллекционером собственных работ. Он настолько проникался своими произведениями, что ему было слишком тяжело с ними расставаться. Именно благодаря этому факту, сегодня можно насладиться всем этим великолепием.
История здания и музея
Особняк Сале, в котором размещена коллекция музея, был построен в период с 1656 по 1659 год, архитектором Жан Булье из Буржа.
В особняке несколько раз менялись собственники в результате продаж и процесса наследования. В 1815 году в нем находилась школа, в которой учился Бальзак, а также размещалась муниципальная Школа художественных ремесел.
В 1964 году особняк был выкуплен местной властью и к концу 1968 года приобрел статус исторического памятника. В 1974-1980 годах здание было восстановлено Бернаром Витри и Бернаром Фонкерни, архитекторами из общественной организации «Историческое наследие Франции».
После обсуждения на общественном и государственном уровне Музей Пикассо решили разместить именно в особняке Сале. Был проведен конкурс на лучший проект помещения. В 1976 году из четырех представленных проектов выбрали вариант Ролана Симуне. По большей части, внутренняя часть особняка (подвергшаяся ранее существенному изменению) была восстановлена до ее прежних размеров.
Собрать богатую коллекцию для музея помогли родственники Пабло Пикассо. По французским законам наследники обязаны выплатить четверть с причитающегося им имущества. Учитывая оценку наследства художника в 250 миллионов долларов, власти согласились принять полагающуюся им часть “натурой” – картинами, эскизами, записями, скульптурами и т.п.
В 2009 году администрация затеяла масштабную реконструкцию музея, входе которой здание будет полностью обновлено. На время ремонта (который завершился в 2014 году), значительная часть коллекции (почти 200 экспонатов) отправилась в мировое турне. В 2010 году выставка посещала Россию, жители Москвы и Санкт-Петербурга могли увидеть коллекцию в своих городах.
На сегодняшний день экспозиция состоит из нескольких тысяч работ Пикассо и картин других художников, которые при жизни собирал великий мастер. Всего собрано более 200 картин, 1500 рисунков, более 150 скульптур, множество гравюр и тетрадей с работами Пабло Пикассо.
Экспозиция музея
Большое количество работ художника, не отобранных им самим и не являющихся типичными, все же помогают понять эволюцию художника и по-новому взглянуть на его творчество. Кроме того, коллекция включает картины, приобретенные самим Пикассо или полученные им в дар от своих современников, таких как Матисс и Сезанн, африканские маски и скульптуры, его билет члена компартии, эскизы портрета Сталина, а также фотографии Пикассо, сделанные в его студии Брассаи.
Экспозиция музея Пикассо размещается в хронологическом порядке, она начинается с голубого периода художника, этюдов к «Девушке из Авиньона» и экспериментов с кубизмом и сюрреализмом. Этот период сменяется монументальными работами на темы войны и мира (типа «Резни в Корее», 1951 год) и более поздним интересом художника к проблемам любви и смерти, отраженным в образе Минотавра и в картинах, демонстрирующих бой быков.
Однако, скорее всего, посетителей привлекут более личные картины Пабло Пикассо – те, где изображены его дети, жены и любовницы. Они пропитаны большой нежностью и любовью и это заметят даже далекие от искусства люди. Картина Пикассо «Полночь в Париже» – одна из самых известных творений художника, выполнена с непередаваемой утонченностью.
Разрыв Пикассо с женой отразился, по-видимому, в его картине «Женщина в красном кресле» (зал № 7), где ощущается влияние сюрреализма: буйное столкновение красок и гротескно деформированная женская фигура стали отражением переживаний художника.
Другие два портрета любимых художником женщин Доры Маар и Мари-Терез (оба написаны в 1937 году) висят рядом в зале № 13. Эти работы – свидетельство того, как по-разному вдохновляли Пикассо эти женщины: обе изображены в одинаковых позах, но фигура Дора Маар написана сильными мазками и яркими красками, что, очевидно, предполагает страстную, живую натуру, тогда как портрет Мари-Терез отличается приглушенными тонами и мягкими контурами, выражающими мир и спокойствие.
В музее Пикассо также представлена большая коллекция гравюр, керамики и скульптуры Пикассо, показывающие, с какой легкостью художник работал в разных жанрах. Наибольшее внимание привлекают те очаровательные скульптуры (зал № 17), которые он создал из обычных предметов быта: скульптура «Коза», желудок которой изготовлен из корзины, или «Голова быка» – оригинальное сочетание велосипедного сидения и руля.
Ещё одна впечатляющая работа – огромная бронзовая скульптура «Человек с бараном» (1943 год), изображающая мужчину и барашка, который брыкается так, как будто его несут на заклание.
В музеи есть коллекция фотографий Пабло Пикассо, на которых он с семьей, друзьями, в моменты работы и отдыха. Кроме того, в особняке хранится личная коллекция Пикассо, которая состоит из работ Матисса, Сезана, Дерена, Брака, Миро. Эти творцы вдохновляли Пабло. Еще Пикассо имел коллекцию африканского искусства, которую тоже поместили в этот музей.
Коллекция музея пополнялась трижды. После смерти художника, родные, унаследовавшие плоды его творчества, уплатили налог государству произведениями Пикассо. Часть экспонатов перешла музею согласно завещанию вдовы художника. И в 1992 году некоторые личные архивы Пикассо были принесены в дар государству.
Каждый экспонат музея сопровождает дополнительная информация в виде вырезок из газет, фотографий, рукописей и работ мультипликаторов, которые высмеивали творчество Пикассо. Все это делает коллекцию более живой и завершенной в плане ознакомления с творчеством художника.
Устроители музея внесли изюминку и разместили экспонаты в некоторых залах без соблюдения хронологического порядка. Это невольно заостряет внимание посетителей на выделенных таких образом предметах искусства.
Практическая информация
Адрес: 5, rue de Thorigny
Телефон: +33(1)42712521
Официальный сайт музея: www.musee-picasso.fr
Время работы: каждый день кроме вторника, летом (апрель — сентябрь) с 09:30 до 18:00, зимой (октябрь — март) с 09:30 до 17:30. Музей закрыт 1 января и 25 декабря.
Цена билетов: EUR 6.50.
Каждый месяц в первое воскресенье плата за вход в музей не взимается.
Для посещения музеев Парижа можно приобрести специальный абонемент, который действителен несколько дней и позволит сэкономленное время на стоянии в очередях, провести знакомясь в работами великих художников.
В музее фотосъемка разрешена, но не приветствуется.
Как добраться
Музей Пикассо расположен в квартале Маре третьего округа Парижа по адресу 5, Rue de Thorigny, 75003. Проще всего добраться на метро до станции Chemin Vert или Saint-Paul. Потом пройти несколько минут и вы у входа в мир искусств. Также можно к музею Пикассо можно доехать на автобусах №29, 69, 75. 96.
Удивительное собрание музея Пикассо во Франции
Париж может по праву называться столицей искусства 20 века – ведь здесь зародились и развивались самые новаторские течения в живописи того времени. Париж прошлого столетия стал пристанищем для многих выдающихся импрессионистов, фовистов, набидов, кубистов. Здесь они искали вдохновение, творили и пребывали в постоянном взаимодействии, проводя время в укромных кафе самого богемного парижского района того времени – Монмартра.
Кубизм зародился в маленькой комнатке популярного среди художников общежития на Монмартре под названием Бато-Лавуаре, известного также как «плавучая прачечная», которая одновременно была и жилищем Пабло Пикассо и его мастерской. Здесь при свете керосиновой лампы, а за неимением денег и при свече мастер писал свои полотна, среди которых и знаменитые «Авиньонские девицы», с которых и берет начало кубизм.
Музей Пикассо – это своеобразный памятник ушедшей эпохи, ведь здесь хранятся не только работы знаменитого кубиста, но и его личное собрание произведений. В нем находятся полотна и рисунки тех выдающихся художников, которые вдохновляли Пабло и с которыми он работал «плечом к плечу» в Париже – Матисса, Дега, Сера, Сезанна, Руссо.
История здания музея Пикассо
Собрание работ Пабло Пикассо расположилось в одном из красивейших домов в квартале Маре – особняке Сале, построенном в 1656–1659 году. Интересно, что название этого почти что дворца происходит от слова «соленый», так как построен он был для концессионера, нажившего состояние благодаря повышению налога на соль. Однако владелец особняка вскоре оказался банкротом и был вынужден продать его.
В конце 17-го века в этом здании находилось посольство Венеции, а в 1815 году оно превратилось в школу, в которой учился Оноре де Бальзак. Десятилетием позднее здесь была организована школа искусств и ремесел, среди выпускников которой знаменитый архитектор Густав Эйфель и пионер автомобильной промышленности Арман Пежо. В 1964 году особняк Сале перешел в муниципальную собственность и вскоре был наделен статусом исторического памятника архитектуры.
Формирование коллекции
В 1968 году правительство Франции выдало закон, который разрешил платить налог на наследство произведениями искусства, а не исключительно деньгами, как это было ранее. Благодаря этому культурное наследие Франции пополнилось различными произведениями искусства, в том числе работами Пабло Пикассо, которые были переданы в государственную собственность второй женой художника Жаклин Пикассо, а позднее и ее дочерью. В общей сложности семьей Пикассо музею было передано около 5000 работ. Приблизительно 1000 работ были куплены в период после основания музея и по сегодняшний день. Музей Пикассо распахнул свои двери для посетителей Парижа в 1985 году.
На сегодняшний день собрание музея насчитывает около 6 000 произведений великого художника, среди них 3700 рисунков, живописных полотен, гравюр, а также скульптуры из дерева и металла и керамики. В экспозиции музея также находятся и предметы из коллекции самого Пабло Пикассо – помимо живописных работ своих друзей-художников здесь находится иберийская бронза и прекрасные образцы африканского искусства, в которых знаменитый кубист черпал свое вдохновение для своего Африканского периода 1907–1909 года. Собрание музея содержит также фотографии, рукописи и большое количество архивных документов, предназначенных для исследователей творчества великого художника.
От классики к авангарду
Экспозиция музея позволяет получить представление обо всех периодах творчества Пабло Пикассо – здесь есть как восхитительные и портреты в классической манере (портрет Ольги в кресле 1918), так и полотна в жанре кубизма, знаменитые живописные работы с элементами коллажа, легкие контурные зарисовки, а также большое собрание работ, написанных мастером после 70 лет.
Многие наслышаны о Пабло Пикассо исключительно как о представителе авангардного искусства, однако, этого поистине великого художника невозможно поместить в какие-либо рамки. Будучи необыкновенно одаренным, он без труда поступил в Академию художеств в Барселоне, затем обучался в лучшей школе искусств Европы – в Мадриде. Академические живописные работы Пикассо не уступают вдохновлявших его полотнам Эль Греко, Диего Веласкеса.
Пабло Пикассо никогда не боялся оказаться непонятым – он просто пытался отыскать новые формы художественного выражения, которые вылились в эксперименты с искажением человеческих форм и их геометризацией. Особенность произведений Пикассо – это отсутствие в них случайностей – здесь все выверено и все подчинено законам гармонии. Даже будучи искаженными и «безобразными» лица на картинах Пабло привлекают, а не отталкивают.
Необычайно притягательны работы Голубого периода Пикассо – построенные на нюансах, спокойные, задумчивые. В них ощутимо осознание человеком своего одиночества в огромном мире. Розовый период творчества Пабло Пикассо отличается невероятно нежными цветовыми решениями, напоминающими старинные итальянские фрески. В каждой работе этого времени – своя философия и своя загадка.
Удивительное собрание музея Пикассо в Париже позволит охватить все многогранное творчество одного из величайших художников 20-го века.
Музей Пикассо
Музей Пикассо (фр. Musée national Picasso) — крупнейший французский музей, посвящённый творчеству великого модерниста. Пабло Пикассо — самый видный и знаменитый деятель авангардного искусства XX века, художник и скульптор.
содержание: |
история и описание |
фотогалерея #1 |
фотогалерея #2 |
график работы |
входные билеты |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Парижа |
Музей в честь Пабло Пикассо был открыт в 1985 году в особняке Сале, постройке середины XVII века. «Сале» означает «солёный», и такое название вполне пристало зданию, учитывая род занятий его владельца, богатого солепромышленника. Впоследствии в строгом здании, выполненном в стиле классицизма, базировалось посольство Венеции и Центральная школа искусств и ремёсел, выпускниками который были такие знаменитости как Гюстав Эйфель и Арман Пежо.
Музей открылся благодаря, образно выражаясь, строгости французских законов о наследстве. Наследие Пикассо было огромно и, благодаря популярности мастера, просто бесценно. Большая часть картин досталась родственникам художника, но стать их владельцами они не могли из-за чудовищных налогов с рыночной стоимости сотен картин и тысяч рисунков. Поразмыслив, наследники отдали всё государству, и таким образом возник музей, в котором хранится более двухсот полотен, 158 скульптур, и огромное количество рисунков, набросков и гравюр. Кроме того, Пикассо был экспериментатором и в музее можно увидеть его роспись по керамике, коллажи, объёмные картины, барельефы и результаты других творческих опытов. Как настоящий авангардист, многие свои работы Пикассо создавал без оглядки на традиционные методы — так, желудком козы в одной из скульптур служит простая корзина, а голова быка в другой — велосипедный руль.
Музей состоит из трёх этажей. Работы Пикассо располагаются на первом, второй отведён под тематические выставки, а на третьем — библиотека для научных исследований.
Особенность музея — хронологическое расположение экспонатов. Таким образом, можно полностью проследить творческую эволюцию Пикассо — видеть, как в разные периоды жизни на его стиль влияли определённые эстетические идеи. Кубизм, неоклассицизм, реализм, фрагментарный сюрреализм, барокко и другие веяния моды в живописи не проходили мимо чуткого к современности испанца и всё это можно увидеть, гуляя по музею. Да и внутри самого творчества Пикассо можно наглядно увидеть «голубой» и «розовый» периоды просто по преобладающим тонам красок.
Знатоки бурной биографии Пикассо смогут сами сопоставить те или иные картины с важными событиями в его жизни. Можно увидеть портреты его жён, любовниц и друзей, а также отметить влияние мировых событий на творчество — как в картинах «Герника», посвященной гражданской войне в Испании, и «Резня в Корее» 1951 года.
Любопытно, что в музее представлены работы не только самого Пикассо, но и картины других авторов из его личной коллекции. Так, тут экспонируются произведения Матисса, Сезанна, Миро и других предшественников европейского модернизма. Пабло также увлекался африканским искусством, а что именно его в нём вдохновляло, можно решить самостоятельно, рассматривая африканские маски и статуэтки.
В Музее Пикассо есть личные вещи художника, не относящиеся напрямую к творчеству, но много рассказывающие о его личности. Например, билет коммунистической партии, членом которой он был. Также здесь хранится множество фотографий, рукописей, вырезок из прессы и даже работы мультипликаторов, иронизировавших над творческой манерой Пикассо.
Музей Пикассо в Париже: 5000 экспонатов для посетителей
музей пикассо в париже
Музей Пикассо в Париже, несомненно, является интересной точкой на туристической карте этого города. Именно здесь была собрана самая большая коллекция произведений выдающегося художника. Это место, которое должен посетить каждый, кто интересуется искусством.
История музея Пикассо в Париже
Музей расположен в здании семнадцатого века, построенном во времена правления короля Людовика XIV. На протяжении многих лет он выполнял различные функции — от гостиницы и посольства до школы. После покупки его городскими властями в 1964 году, в 1968 году здание было объявлено памятником. Затем, после принятия решения назначить его для музея, он был отремонтирован и адаптирован к новой роли.
Первоначальные планы относительно окончательной формы были изменены из-за ограниченных средств и технических проблем. В конце концов, музей был открыт в октябре 1985 года. С тех пор он прошел несколько лет реконструкции и был снова предоставлен для осмотра достопримечательностей в 2014 году, в 133-ю годовщину со дня рождения художника.
Почему это место стоит посетить?
На выставке представлено около 5000 экспонатов. После реконструкции, выставочное пространство было расширено, благодаря чему коллекции теперь стали более многочисленными. Это работы Пикассо, в том числе картины, эскизы и скульптуры. Часть коллекций была передана, в том числе дочерью художника и его друзьями.
В дополнение к его личной работе в музее Пикассо в Париже также представлены работы Дега, Сезанна, Ренуара и другие экспонаты из частной коллекции Пабло Пикассо, такие как фотографии, книги и документы.
Общая информация о музее
- Название здания музея — Hôtel Salé (то есть Hotel Salty) происходит от профессии его основателя, Пьера Обера. Он был сборщиком налогов, который разбогател благодаря налогу на соль.
- Затраты на последнюю модернизацию и реконструкцию превысили 50 миллионов евро.
Практическая информация
Купить билеты, вы всегда сможете на кассе при входе в музей, однако для избежания очередей и экономии вашего времени, это можно сделать на официальном сайте музей http://www.museepicassoparis.fr (цены на входные билеты как на сайте, так и в кассе — одинаковы). Входной билет дает возможность посетить все выставки без дополнительных доплат. Также, есть возможность приобрести годовой абонемент для неограниченного посещения выставок.
График работы
Музей Пикассо в Париже, работает каждый день кроме понедельников, 25 декабря, 1 января и 1 мая.
- Со вторника по пятницу: с 10:30 по 18:00.
- В субботу, воскресенье и праздничные дни: с 09:30 по 18:00.
- Последнего посетителя впускают в 17:15.
Стоимость входного билета
Как говорилось раньше, входные билеты можно приобрести на сайте музея. Также для посетителей есть возможность заказать экскурсовода или вместе с билетом взять аудиогид (доступен на французском, английском, испанском, немецком, китайском языках).
- Обычный билет для посещения всех выставок стоит: 14.00 EUR
- Билет вместе и аудиогидом: 19.00 EUR
- Групповые экскурсии зависят от количества человек (уточняйте на сайте)
Как добраться до музея Пикассо в Париже?
Расположение музея достаточно хорошее. Он находится в центральной части города, возле таких достопримечательностей, как Центр Жоржа Помпиду, Нотр-Дам-де-Пари и площадь Бастилии.
Ближайшие остановки метро: 8 ветка, станция Шевен-Вер, 1 ветка, станция Сен-Поль.
Музей Пикассо в Париже
Пабло Пикассо – один из самых известных испанских художников, чья жизнь и творческая деятельность неразрывно связаны с Францией. В Париже художник познакомился с импрессионизмом, там же поселился в 1904 году, там же начал экспериментировать.
Основоположник «кубизма» Пабло Пикассо
Парижский музей Пикассо практически ничем не уступает знаменитому барселонскому «коллеге». Здесь собрана обширнейшая коллекция работ испанского кубиста – сотни картин, скульптур, тысячи набросков.
История создания музея
О возможности создания в столице Франции музея Пикассо впервые стали говорить через пару лет после его смерти, в 1975 году. Организаторы мотивировали это тем, что именно в Париже состоялось становление Пикассо как художника, здесь он состоялся и прожил достаточно большую часть жизни. В то время создать экспозицию не получилось. Причина – в наличии имелось слишком мало работ. Известно, что Пикассо очень редко продавал свои картины. Поэтому большая часть из них осталась в семье.
Вскоре, однако, ситуация изменилась. После смерти художника наследникам досталась вся его коллекция – тысячи работ. Согласно французским законам о наследовании, наследники должны были выплатить государству приличную сумму денег. В итоге стороны пришли к компромиссу. Родственники передали государству в качестве уплаты за наследство сами картины.
Это и был первоначальный фонд, легший в основу новой коллекции. Власти выделили для музея здание в известнейшем старинном квартале Парижа, и через несколько лет, в 1985 году, появились первые посетители.
Адрес музея Пикассо в Париже
Парижский музей Пикассо
Музейное здание расположено в историческом парижском квартале Маре, 5, rue de Thorigny . Вблизи находятся сразу две станции метро – Chemin Vert и Saint-Paul.
Кроме того, что особняк содержит одну из крупнейших коллекций творений великого испанского художника, он имеет и свою многовековую историю.
Название особняка – Сале – происходит от французского слова, обозначающего «соль». Дело в том, что архитектор Пьер Обер де Фонтеней, спроектировавший и построивший в середине 17-го века здание, получил состояние на увеличении соляного налога. Через несколько лет, после известного процесса Николя Фуке, архитектор разорился, и особняк Сале начал менять владельцев.
Известно, что в 1668-1688 годах здесь располагалось венецианское посольство. Полтора века спустя, в 1829 году, здание передали Центральной школе искусств и ремесел. Среди выпускников этой школы были автор самого известного символа Парижа Густав Эйфель, первый французский пилот Луи Блерио, основатель всемирно известной автомобильной компании Арман Пежо и другие.
В 1962 году здание перешло в собственность городского муниципалитета. Трехсотлетняя история не могла не сказаться на его облике. Муниципалитет решил провести реконструкцию исторического памятника, для чего был проведен открытый конкурс. В результате право на реконструкцию получил алжирец Ролан Симоне. Работы по восстановлению облика замка проводились в течение трех лет. После этого особняк Сале был передан парижскому музею Пабло Пикассо.
Некоторое время велись споры, насколько это место подходит под творения испанского художника. Противники считали, что Пабло Пикассо всю жизнь был проповедником нового искусства, основоположником кубизма и одним из классиков сюрреализма. Они утверждали, что для экспозиции такого мастера необходимо создать авангардное здание.
Другие, в том числе прямые наследники художника, считали особняк вполне подходящим местом. Несмотря на то, что в искусстве он был новатором, вся жизнь его прошла в подобных домах «с вековой историей».
Часы работы музея Пикассо в Париже
Выходной день в музее – вторник. Также выходные дни выпадают на Новый год и католическое Рождество.
Во все остальные дни он открывается ровно в 9.30 утра . Продолжительность рабочего дня в зимнее и летнее время разная. В апреле-сентябре учреждение работает до 18 часов , в октябре-марте закрывается на полчаса раньше.
Экспозиция
Музей посвящен Пикассо. У посетителя есть уникальный шанс познакомиться с творческим путем великого художника, насчитывающим без малого восемь десятилетий. В основе музея – коллекция, которую наследники передали французскому правительству в качестве уплаты налога на наследование. Аналогичным образом музейный фонд пополнился в 1990 году, когда наследники передали французскому правительству собрание произведений искусства покойной вдовы художника.
Коллекция имеет определенные пробелы. Власти Франции не имеют возможности инвестировать в пополнение музейных фондов такие же суммы денег, как, например, американские коллекционеры. При этом удалось создать уникальное собрание, включающее 250 картин, 158 скульптур, полторы тысячи рисунков, керамику и многое другое. Пробелы в собрании картин компенсируются полнейшей коллекцией выставляемых скульптур и гравюр.
Все произведения располагаются в хронологическом порядке. Вначале голубой период, затем розовый. После – работы, появившиеся вследствие увлечения Пабло Пикассо африканским примитивизмом, кубизмом, сюрреализмом. И затем следует возврат к неоклассицизму.
Работа Пабло Пикассо «голубого» периода «Завтрак слепого»
Пабло Пикассо «Клоун и юный акробат» («розовый» период»)
Предлагаемая коллекция позволяет оценить весь творческий путь Пикассо. Здесь есть наброски, сделанные бедным испанским студентом, только начинающим поиски чего-то нового. Здесь есть и полотна, созданные художником уже под конец жизни.
Пабло Пикассо «Дружба» (африканский период)
Экспозиция картин перемежается рисунками, коллажами, керамикой, барельефами, графикой работы мастера.
Пабло Пикассо- Кубизм
Сюрреализм Пабло Пикассо — «Две читающие девушки»
Каждый посетитель особняка Сале может составить полное впечатление о том, что переживал мастер в те или иные моменты истории. В 30-х годах 20-го века в Испании шла гражданская война, приведшая к власти Франко. Сам Пикассо в те годы расстался с первой женой и разочаровался в политике. В экспозиции этот период представляется, прежде всего, портретами Мари-Терез Вольтер, а также Доры Маар.
Пабло Пикассо «Спящие крестьяне» (период неоклассицизма)
Портрет Мари-Терез Вольтер
Портрет Доры Маар
Следующее десятилетие – война. Пикассо становится пацифистом – здесь выставляется делегатский мандат художника, с которым он присутствовал в 1948 году на Конгрессе Мира. И в дальнейшем творчестве пацифизм становится одним из основных мотивов. О его членстве в Коммунистической партии свидетельствуют его визитки.
«Герника» — символ пацифизма Пабло Пикассо
Отдельное внимание стоит обратить на портреты первой жены художника, русской балерины Ольги Хохловой, и его детей. В музее выставляются два портрета сына Пикассо – «Поль в костюме Арлекина» и «Поль в костюме Пьеро», а также портрет дочери «Майя с куклой». В этих внешне обычных портретах можно заметить необычного Пикассо.
Портрет сына Пикассо «Поль в костюме Арлекино»
«Поль в костюме Пьеро»
Портрет дочери Пикассо «Майя с куклой»
Коллекция включает в себя портреты и других моделей мастера – его второй жены Жаклин Рок, его муз Франсуазы Жило и Мари-Терез Вольтер.
Портрет второй супруги Пикассо Жаклин Рок
«Муза» Пабло Пикассо Франсуаза Жило
Среди выставляемых работ можно увидеть следы многочисленных экспериментов мастера. Например, созданная в 1942 году «Голова быка» – это велосипедное седло с прикрепленным рулем.
Пабло Пикассо «Голова быка»
Из других известных работ можно назвать скульптуру козы, картины позднего периода «Поцелуй» и «Женщины за туалетом», скульптуру «Беременная».
Пабло Пикассо «Женщины за туалетом»
Скульптура «Беременная женщина»
Музейное собрание включает в себя не только работы самого Пикассо. Здесь же находится часть его личной коллекции, переданная наследниками. Наряду с полотнами Эдгара Дега, Ренуара, Сезанна, Матисса и других современных ему художников, выставляемая коллекция включает предметы африканского искусства и бронзу Иберии. В предлагаемой посетителям экспозиции можно взглянуть на картину Анри Руссо «Таможенник» и несколько масок, сделанных умельцами в Новой Гвинее.
Анри Русо «Таможенник»
В музейных фондах хранится множество фотографий. Подобно основной коллекции творений, здесь вы можете увидеть разного Пикассо. Художник за работой и на отдыхе, молодой и в возрасте, одинокий и в окружении семьи.
Пикассо в кругу семьи
Пикассо в процессе работы
Официальный сайт музея Пикассо в Париже
Художественная галерея оснащена всеми необходимыми техническими новинками. Все аудио- и видеозаписи можно изучать в отдельно оборудованном кинотеатре. В каждом помещении можно почитать комментарии и отзывы критиков, а также биографические данные.
Официальный сайт музея — http://www.museepicassoparis.fr. Сайт включает краткую биографию Пикассо, фотографии, видеоматериалы. Здесь же можно ознакомиться с описанием музейной коллекции и увидеть некоторые работы, представленные в постоянной экспозиции.
Ремонт
С 2009 года в особняке Сале проводился капитальный ремонт. По утверждениям французского министерства культуры, количество посетителей, которое сможет принимать учреждение, удвоится. В 37 залах замка будет единовременно выставляться более 400 работ Пабло Пикассо.
Стоимость работ составила более 50 миллионов евро. Однако открытие музея, изначально планировавшееся на 2013 год, неоднократно переносилось. Первые посетители смогут побывать в реконструированном художественном музее уже в сентябре.
Интересные факты
В музее демонстрируется эскиз под названием «Staline la Sant» — «За Сталина». Он был создан в период, когда Пикассо увлекался идеями коммунизма.
С начала 2008 года часть музейной коллекции в количестве 195 экспонатов находилась в мировом турне. В числе городов, где организовывались выставки, – Москва и Санкт-Петербург.
Не рекомендуется проводить фотосъемку внутри помещения.
Канонически, крупнейший и известнейший музей Пикассо находится в Барселоне. Он был открыт еще при жизни художника и формировался при его активном участии. В постоянной коллекции учреждения – более трех тысяч работ.
Парижский музей значительно меньше, но это не делает его менее уникальным. Многочисленные изображения семьи художника, общий антураж придают некий уют, которого лишено огромное барселонское собрание. Не стоит упускать возможность посетить это место.
Удивительное собрание музея Пикассо во Франции
( Париж-7. Русское кладбище в Париже). Беру в руки затрепанный, изрезанный и зачитанный путеводитель по музею Пикассо на английском языке: на русском в то время ничего и нигде не было. Это сейчас, говорят, есть путеводители во всех музеях Парижа на русском.
Вспоминаю это поразительное место с поразительными картинами, которые долго не оставляли меня не только после похода в музей, но и по возвращения в Россию, став символом того, что со мной случилось в Париже.
Моя квартира тогда тоже превратилась в музей Пикассо, где репродукции любимых картин, вырезанных, за неимением лучшего, из путеводителя, нашли свой приют, долго сохраняя аромат той французской весны.
И я снова окунулась в атмосферу любви и обаяния великого Пикассо и незабываемого Парижа.
В мир, в котором любовь, измена, смерть, слезы, мечты и мудрость переплелись так тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Любовь и вечная женственность. Даже через двадцать лет, прикасаясь к картинам Пикассо, чувствую аромат той любви с горечью пополам.
Музей Пикассо в Париже – музей в квадрате. Само здание является уникальным историческим памятником архитектуры эпохи Людовика XIV. Особняк построен в середине 17 века для одного из предпринимателей, который нажил свои капиталы на налоге на соль. Поэтому замок получил название «Сале», что означает соляной. Потом хозяин разорился и здание стало переходить из рук в руки, пока не было выкуплено муниципалитетом Парижа.
После решения об организации здесь музея Пикассо, был объявлен конкурс на лучший проект музея, который бы одновременно сохранил исторический облик особняка. В 1985 году музей был открыт. Уникальна сама экспозиция музея, организованная по кругу со спуском в подвальное помещение,
настолько же витиеватая и сюрреалистичная, как искусство самого мастера. Художник хоть и имел скандальную репутацию, но после смерти уже нельзя было не увековечить его имя во Франции, с которой была связана вся жизнь художника. Даже ударение в фамилии стали ставить на французский, а не испанский, манер.
Музей, усилиями правительства и мэрии Парижа, стал лучшим музеем из числа посвященных гениальному Пабло Пикассо. Отличается музей от других тем, что в нем собраны картины, рисунки, скульптуры, письма и дневники, хранившиеся в доме художника, фактически – весь его личный архив.
Часть своей коллекции Пикассо передал в дар музею в Барселоне, остальная часть, которую пополнял художник до конца своей жизни, скупая собственные картины, была передана музею в счет уплаты налога на наследство наследниками.
После смерти Жаклин Рок, последней жены Пикассо, в соответствии с ее завещанием, музею была передана еще часть наследия художника, а позднее ему передано еще часть уже родственниками художника.
Так постепенно музей стал не только центром, хранящим несколько тысяч его картин, картин любимых им художников, скульптур, графических работ и рисунков, но и писем, книг, заметок и библиотеки, что сделало музей центром изучения и исследования наследия художника.
Я не знаю, какие чувства испытывает тот или иной посетитель музея, но меня потрясло то, как менялся стиль художника в зависимости от женщины, с которой в тот период он был близок, пусть даже на небольшое время.
Он менялся изнутри, пытаясь стилем передать то, что чувствовал. Не внешнее сходство только, хотя оно все-таки присутствовало, но то, что Пикассо ощущал и видел внутренним взором, прикасаясь к миру каждой из своих муз.
Поэтому я не могу не построить свой образ музея, не выстраивая путь художника по периодам, каждый из которых олицетворял конкретную женщину. Женщина, расщепляемая на мелкие составные части, собираемые художником по своему лекалу, женщина-классицизм; женщина-сон; женщина-слезы; женщина-гордость.
Каждая женщина входила в жизнь Пикассо под своим кодовым названием, меняя его стиль и становясь новым воплощением мастера. Менее всего задевает «голубой период» художника, в котором царит смерть, депрессия, боль от самоубийства лучшего друга, переживаемая долгое время, окрасившая его картины в мрачные темно-синие тона. Фигуры статичны и словно застыли в своей боли и страданиях.
Автопортрет. 1901 год.
Смерть Касахемоса. 1901 год.
Новый период, названный «розовым», знаменует возрождение Пикассо к новой жизни. И во многом благодаря ПЕРВОЙ женщине-музе Фернандо Оливье, вместе с которой он будет почти десять лет.
Любовь вдохновляла и влияла на колорит его картин. Они стали светлее, жизнерадостнее, постепенно переходя от мрачного темно-синего цвета к теплому розовому, охристому, красному. В это время Пикассо увлечен цирком: он часто и подолгу смотрит на артистов цирка Медрано, который располагаются у подножия Монмартрского холма. Главными его героями становятся, актеры, Арлекин, акробаты.
Арлекин с бокалом. 1905
Девочка на шаре. 1905 год
Он увлекается африканским искусством с его масками, яркими красками, магией и примитивизмом. В этот же период он начинает искать новый стиль, используя сезанновские мотивы. Так появились угловатые фигуры в розовых теплых тонах, выполненные в манере великого Сезанна, – «Авиньонские девицы». Монументальное и амбициозное полотно, шокировавшее всех, включая Матисса, который пришел в бешенство, увидев картину.
Авиньонские девицы. 1907
Но она стала конечной точкой в поисках Пикассо и началом нового периода, получившим название «кубизма». Его работы в то время мало понятны, но быстро раскупаются, время нищеты кончилось.
Пять купальщиц в лесу
Три женщины. 1908
Вскоре в его жизни появляется новая муза – Марсель Умбер. Хрупкая, легкая, артистичная, музыкальная Ева.
Молодая женщина пленила его, став символом изящества и нового периода в жизни Пикассо. Он пишет ее портреты в основном в виде музыкальных инструментов в стиле синтетического кубизма, в который вступает художник под влиянием новой музы.
Скрипка. Я люблю Еву
Но в его картинах неискушенному сложно найти реальный образ женщины, однако они проникнуты такой нежностью и любовью, что словно оживают от прикосновения глаз влюбленного Пикассо.
Скрипка. Я люблю Еву. 1912 год.
Счастливы они были недолго. В 1915 г. Ева умирает от чахотки. А кубизм, раскрепостив мастера, дал ему свободу: теперь он понял, что только искусство его может интересовать по-настоящему, от которого он не устанет никогда.
А женщины, которые потом в его жизни периодически появлялись и исчезали, были только до того момента, пока вдохновляли мастера на новые шедевры. Третья женщина-муза – Ольга Хохлова, русская балерина из труппы Сергея Дягилева. Она появляется в жизни Пикассо в 1917 г.
Портрет Ольги в кресле. 1917
Влюбленный в нее, он решается на брак, который, как думал, будет вечным, о чем говорит брачный контракт. В нем зафиксировано, что картины художника будут делиться между супругами поровну. Потом это стало причиной отказа Пикассо от развода: он был просто физически расстаться со своими картинами, которые требовала Ольга. Так ее тень преследовала его еще 20 лет вплоть до ее смерти в 1955 г..
Ольга Хохлова. Первая жена 1923
Начинается новый период творчества художника – классический и неоклассицизм, который был очень созвучен классической русской балерине. Утонченная Ольга была умна, имела хороший вкус, была склонна к буржуазному образу жизни и роскоши.
Она обставляет дом красивой мебелью, становится вхожа с мужем в салоны и светское общество, любит красиво одеваться и одевает со вкусом мужа. Стиль его живописи становится реалистическим, уже нет непонятных кубических картин, его картины с античными утрированными формами, понятны зрителю.
Женщины, бегущие по пляжу. 1922 г.
Вскоре Ольга рожает сына, отец счастлив.
Поль в костюме Арлекино. 1924
Но постепенно Пикассо надоедает роль салонного художника и роскошь, которой его обставляет Ольга. Он чувствует, что задыхается в этой атмосфере. Его друзья по прежней богемной жизни, знавшие Пикассо как новатора, перестают его узнавать, для них он превращался в мертвого художника. Да он и сам это чувствовал, теряя себя. Постепенно Пабло отходит от жены. Скандалы, которая все чаще стала устраивать ему Ольга, делали разрыв неизбежным.
Он наступил, когда Ольга почувствовала, что муж окончательно охладел к ней как к женщине. Она ушла из его дома только когда узнала о любовнице – Марии Терезе и их общем ребенке.
Но разрыв стоил дорого им обоим. Пикассо на какое время вообще не мог приступить к работе, перестал писать, а Ольга стала в своем поведении неадекватной: преследовала его на улице и выкрикивала ругательства в его адрес.
Голова женщины_1935 год
От переживаний она заболела раком и скончалась в больнице г. Канны. Пикассо ни разу не посетил ее в больнице и не пришел к ней на похороны. Узнав о смерти Ольги, он вздохнул с облегчением: наконец-то она мертва окончательно. И, видя последние портреты Ольги, никто в них не узнает ту Ольгу, которую он когда-то встретил в Риме и влюбился без памяти.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
About Тина Гай
Моя цель – просвещение, девиз – просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.