Дворцовый комплекс Цвингер в Дрездене
Европа знаменита своими дворцами и рыцарскими замками. Почти в каждой европейской стране таких замков и резиденций множество (несколько крупных и бессчётное количество небольших). Так, например, в Германии хорошо сохранились замки в Баварии, Саксонии, а дворцовые комплексы есть в Потсдаме и Дрездене. Именно последнему из них — королевской резиденции саксонских королей под названием Цвингер — будет посвящена эта статья.
1) История строительства Цвингера.
2) История названия.
3) Что у Цвингера внутри?
4) Как добраться до Цвингера?
5) Почему стоит посетить Цвингер
История строительства Цвингера
Дворец строился 9 лет с 1710 по 1719 годы под руководством архитектора Маттеуса Пёппельманна, вдохновленного архитектурными шедеврами Рима — собором Святого Павла, дворцом Барберини, Ватиканской часовней.
Архитектурный ансамбль с его внутренним двором, фонтанами и статуями получился великолепным. Но стоило это великолепие немалых жертв: Саксония голодала от засухи, стонала от поборов, с августа по октябрь 1719 года мера муки подорожала с 4 до 7,5 талеров. Можно сказать, что народ нищал, а роскошь постройки поражала воображение всё больше и больше.
Вскоре в новую резиденцию стали перемещать коллекции, собранные монархом. Это были драгоценные камни, картины, оружие и прочее. В 1754 году сюда привозят настоящую жемчужину по мнению каждого коллекционера – картину «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
История названия
Место, на котором велось строительство, издавна называли цвингер — клетка, западня, ловушка. Предположительно такое название дано потому, что на этом месте был острый угол, образованный крепостными валами, представляющий ловушку для врага.
Название, как ни странно, оправдало себя. Дворцовый комплекс представляет собой замкнутое пространство с внутренним двором-колодцем и образует нечто вроде прямоугольника. Такое построение было вызвано тем, что через 100 лет во время возобновления строительства магистрат (орган городского самоуправления) запрещает архитектору Готфриду Земперу продолжить ансамбль Цвингера в сторону Эльбы. Магистрат без сочувствия встретил идею того, что городской форум будет открыт для простого народа.
Таким образом, многочисленные сокровища: произведения живописи и архитектуры, уникальное оружие, драгоценности – всё это было предметом развлечения избранных, а простой человек не мог даже полюбоваться на эту красоту. Богатства оказались словно заточёнными в тюрьму — цвингер.
Что у Цвингера внутри?
Несмотря на своё мрачное название, выглядит дворцовый комплекс впечатляюще, вызывая особое эстетическое чувство. Но посетить его стоит не только ради этого, ведь здесь располагается несколько музеев сразу.
Во-первых, это Дрезденская картинная галерея. Пожалуй, это самый знаменитый музей. Немцы называют его Галереей Старых Мастеров. Коллекция не такая масштабная, как например собрание Лувра, Эрмитажа и уж тем более Национальной галереи искусства в США, однако шедевры мировой живописи представлены многими знаменитыми полотнами, принадлежащими кисти Тициана, Рафаэля, Рембрандта, Веласкеса и других.
Во-вторых, физико-математический салон. В нём представлена, так сказать, техническая часть, а именно различные приборы, часы, вообще различные механизмы и инструменты для разных нужд.
В-третьих, музей фарфора, где собраны экспонаты со всего мира (Китай, Япония, собственно Германия – знаменитый город Мейсен). Здесь представлены изделия необычайно тонкой работы. Кстати, своего рода продолжением фарфоровой темы стало украшение одного из павильонов необычными часами, состоящими из россыпи колокольчиков. С тех пор павильон так и называется – Павильон колокольчиков. Изготовлены они в городе Мейсен – фарфоровой столице Германии. Они звенят каждые 15 минут, издавая прелестный тонкий и чистый звук. Правда длится этот звон недолго – всего несколько секунд.
Как добраться до Цвингера?
Добраться до одной из самых знаменитых достопримечательностей Германии не составляет труда. Это можно сделать не электричке (S-Bahn): номера маршрутов 4, 8, 9. Выйти необходимо на остановке Театерплац (Theaterplatz).
Ещё на поезде до остановки Dresden Hauptbahnhof, потом придётся прогуляться. Это займёт не более 10–15 минут. Также это можно сделать на автобусе Dresden-Bhlau № 11 необходимо следовать до остановки Постплац (Postplatz), Dresden-Prohlis, № 2 до остановки Postplatz.
Почему стоит посетить Цвингер?
После прочтения этой статьи можно дать однозначный ответ на вопрос, поставленный в подзаголовке. Посетить Цвингер однозначно стоит. В нем можно посетить множество музеев на любой даже самый изысканный вкус. Каждый найдёт здесь что-то в соответствии со своими интересами.
Ну и, конечно же, рядом с дворцовым комплексом располагаются и другие достопримечательности. Например, опера Земпера, которой можно не только полюбоваться, но и посетить.
Цвингер в Дрездене – памятник барокко Германии
Роскошный, словно дворец, музей картин, фарфора и оружия. Архитектурный комплекс, считающийся наиболее значимым достижением позднего барокко. Развлекательный центр высшего света до XVIII века. Все это об уникальной цитадели в самом сердце Дрездена – Цвингере. Сегодня строение включает в себя шесть двухэтажных павильонов, соединенных между собой одноэтажными галереями. Цвингер в Дрездене образует внутренний двор, сопоставимый по размерам с несколькими футбольными полями.
История строительства
К 1547 году Дрезден приобрел статус столицы Саксонии. Именно здесь находилась резиденция курфюрстов – будущий Цвингер. Здание представляло собой настоящую крепость и служило исключительно для оборонительных целей.
Ситуация кардинально поменялась с приходом к власти Августа Сильного – короля Польши и курфюрста Саксонии. В 1709 году мощный бастион уже не был необходим.
Новый король очень любил светские развлечения и удовольствия, поэтому приказал на месте старой крепости построить современную площадку для празднеств.
Новый комплекс состоял из площади, амфитеатра, оранжереи с тропическими деревьями. А свои двери обновленная резиденция курфюрстов открыла для посетителей во время визита короля Дании Фридриха.
Реализовывал проект саксонский архитектор Матеус Даниэль Пёпельман. В 1710 году он построил на крепостном валу первые павильоны из песчаника. Через два года появилась так называемая Длинная галерея, а в 1714 году были установлены Коронные ворота.
Август Сильный был доволен местом, где можно проводить пышные торжества и спортивные турниры, но на Цвингер он имел и другие планы – превратить комплекс в настоящий культурный центр. Так внутри появились кабинет графики и музей естественных наук.
История открытия самого дворца насчитывает два важных этапа:
- В 1732 году под руководством Маттеуса Пеппельмана открылись первые три здания дворца. В 1833 году Август II умер, и Цвингер стал использоваться как музей-хранилище прекрасных и ценных коллекций короля.
- Второй этап строительства начался спустя сто лет. К тому времени пышность барочного стиля вышла из моды. Приглашенный для работы знаменитый архитектор Готфрид Земпер создал в Цвингере новое здание. Им стала картинная галерея. Ее округлые окна и множество мелких деталей прекрасно дополняют архитектуру дворца и гармонично сочетаются с поздним барокко.
Схема Цвингера
- Картинная галерея
- Немецкий павильон
- Колокольный павильон
- Фарфоровый павильон
- Коронные ворота
- Длинная галерея
- Физико-математический салон
- Обсерватория
- Павильон на валу (Павильон странствий)
- Французский павильон
- Закруглённая галерея
- Купальня нимф
- Цвингер внутри
Архитектура и внешнее убранство
Пышное убранство Цвингера вводит в заблуждение многих гостей. Они полагают, что попали в настоящий дворец, однако комплекс изначально задумывался как место для хранения некоторых коллекций, а внутренний двор использовался для праздников под открытым небом.
Современный дрезденский Цвингер нельзя представить без Коронных ворот, уже ставших его символом. Это самый известный и популярный у туристов вход в музей.
Ворота сделаны по канонам итальянского барокко, украшены колоннами, пилястрами. Прослеживается и влияние тенденций античности, а именно – распространенных в те времена триумфальных арок. Ворота увенчаны главным атрибутом власти Августа – золотой польской короной. Особенную утонченность сооружению добавляют медные украшения и позолоченный орнамент. На переходах ворот в галереи установлены фигуры богов античности – Вакха, Вулкана, Помоны и Цереры в человеческий рост.
Массандру украшают статуи, олицетворяющие времена года, и скульптура Геракла, выполненная известным творцом эпохи Иоганном Томэ.
Цвингер представляет собой настоящий архитектурный ансамбль барокко, поэтому выделить самое красивое здание просто невозможно. Но за это звание могут посоревноваться Павильон на валу, Французский павильон или, например, Павильон колокольчиков.
Именно возводя Павильон на валу, архитектор Матеус Пёппельман сумел достигнуть своего наивысшего мастерства, отмечали его современники.
Здание украшено ровными рядами колонн и окон, дополненных арками. Известной скульптурой павильона является изваяние Августа Сильного. Императора изобразили как мифологического героя Геркулеса, удерживающего земной шар на своих плечах.
Внутри работает физико-математический салон с поражающей воображение экспозицией. Коллекции музея позволяют проследить историю развития точных наук – физики, астрономии, геодезии, математики. Представлено более 2000 экспонатов.
Павильон колокольчиков находится прямо напротив Павильона на валу. Его название связано с главной достопримечательностью здания – часами из мейсенского фарфора, расположенными на фасаде. Они состоят из сорока фарфоровых колокольчиков. С 1936 года каждые пятнадцать минут они радуют посетителей мелодичным перезвоном. В течение часа можно услышать разные мелодии, которые зависят не только от времени суток, но и от поры года.
Французский павильон, выполненный в стиле позднего барокко, представляет собой полукруглую галерею, за которой находится фонтан «Купальня нимф». Его создал Бальтазар Пермозер. Фантазия и мастерство автора позволили «воплотить» образы обитателей морских глубин.
Колокольный павильон
Еще одна арка, связывающая Цвингер с городскими кварталами, находится в Колокольном павильоне:
В этой стороне комплекса выставлено собрание фарфора, а непосредственно в павильоне помещается коллекция колокольчиков из майсенского фарфора.
Павильон украшен с обеих сторон башенных часов рядами колокольчиков. Говорят, что колокольчики мелодично звенят каждые полчаса. Но я, к сожалению, не обратила внимания на этот факт и не припоминаю колокольный звон во время нашего посещения Цвингера.
Фонтан Купание нимф
Обратимся еще к одному барочному шедевру Цвингера. Я имею в виду фонтан «Купальня нимф», созданный придворным архитектором Пермозером:
Фонтан расположен за Французским павильоном. Собственно, и подходят к нему через этот угловой павильон. Перед каскадным фонтаном, который на фото выше, оборудована большая чаша:
И где же нимфы? Статуи нимф установлены в нишах по обеим сторонам большой чаши фонтана. Все скульптуры уникальны. Особенно обратите внимание на крайнюю слева)))
Признаться, то ли эпоха барокко повлияла на образ нимф, то ли сложение натурщиц, позировавших скульптору, но выглядят здешние нимфы чрезмерно мускулисто… Я долго выбирала самую утонченную из них:
Идея Пермозера заключалась в том, что нимфы еще только собрались купаться, а за ними подглядывают разные рыбоподобные существа, демоны и сатиры.
Верхние галереи Цвингера
Изучив прекрасный дрезденский комплекс внизу, обязательно поднимитесь к верхним галереям. Подъем предусмотрен и через арку с колокольчиками, и в павильоне на валу.
Когда осматриваешь архитектуру галерей, и в голову не приходит, что наверху проложены настоящие проспекты. Так выглядит галерея внизу:
И вот в такой тротуар эта же галерея превращается наверху:
Великолепные Коронные ворота со всей их атрибутикой совсем рядом. Барочный купол ворот украшен позолоченной короной. Это символ польской короны, так как Август Сильный был королем и Саксонии, и Польши. Под куполом также расположен небольшой павильончик с четырьмя арками и угловыми нишами, где установлены скульптуры Пермозера «Времена года».
Этот верхний тротуар проложен по всей длине архитектурного комплекса, и по нему можно перейти от одного углового салона к другому. Еще сверху открывается прекрасный обзор всего Цвингера и его архитектурных деталей:
Цвингер сегодня
В 1945 году, во время ковровых бомбардировок союзными войсками, Цвингер сильно пострадал. Картины и ценные коллекции были вывезены нацистами и спрятаны в подвалах, поэтому они пострадали не так сильно. Шедевры Галереи старых мастеров 10 лет восстанавливали реставраторы Советского союза. Много лет шла кропотливая работа и по восстановления самого Цвингера.
В наши дни этот уникальный комплекс продолжает выполнять свое предназначение: во дворе замка под открытым небом проходят концерты, встречи, праздники, а в необычных павильонах все желающие могут полюбоваться ценнейшими коллекциями экспонатов.
Режим работы и стоимость билетов
Официальный сайт Цвингера предоставляет информацию о любых изменениях в графике работы.
Часы работы меняются в зависимости от времени года: с января по март музей работает с 6.00 утра до 20.00 вечера. С апреля по октябрь администрация Цвингера продлевает время посещения комплекса до 22.00. С ноября по декабрь комплекс снова переходит на режим 6.00-20.00. Обращаем внимание, что с 6.00 открывается сам комплекс – можно прогуляться по парку и даже посетить несколько павильонов.
Галерея старинных мастеров, Физико-математический салон и Музей фарфора начинают работу с 10.00 и прекращают принимать посетителей в 18.00.
Выходной день – понедельник.
За вход на территорию Цвингера платить не придется – площадь, парк и некоторые павильоны туристы могут посетить бесплатно.
Входные билеты следует купить для визита в любой из музеев на территории комплекса. Стоимость экскурсии в один музей стоит 10 евро, студентам предоставляется 25 % скидки, дети до пяти лет проходят в музеи бесплатно.
Для покупки льготного билета требуется предоставить документ – студенческий билет или документ, подтверждающий возраст ребенка. При входе туристам предоставляется аудиогид на выбор – есть и на русском языке (стоимость – 3 евро).
Дрезден. Цвингер. Германия: Видео
Как добраться
Цвингер расположен в историческом центре города. Добраться до него от главного вокзала можно своих ходом (если есть время на получасовую прогулку) или на трамвае № 4, 8, 9.
Следует доехать до остановки Театральная площадь (Theaterplatz). На нее выходят некоторые здания самого Цвингера, в частности Галерея старинных мастеров.
В шаговой доступности находится Semper Opera и Католический кафедральный собор.
Точный адрес: Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия.
Заключение
Цвингер в Дрездене – это архитектурный памятник эпохи барокко, созданный по заказу Августа Сильного.
Помимо внешнего убранства внимания заслуживают и галереи. Комплекс состоит из нескольких павильонов, и у каждого есть своя изюминка.
Территория Цвингера доступна для всех желающих, приобретать билеты нужно только для посещения музея. Вход стоит 10 евро, а внутри вас ожидают больше двух тысяч исторических экспонатов.
Цвингер
Если Дрезден сравнить с Санкт-Петербургом, то для Цвингера проводится прямая аналогия с Петергофом. И в этом есть смысл.
Вообще, Цвингер — это один из лучших образцов немецкого барокко и апофеоз саксонского барокко. В его ансамбле скульптура является логичным продолжением архитектуры.
Что такое Цвингер?
Изначально это слово означало «находящееся за городским укреплением», то есть соответствовало русскому посаду. Потом цвингером стали называть то, что располагалось между внутренней и наружной городскими стенами.
Однако, когда Август Сильный, курфюрст Саксонии и король Польши, отдавал приказ о строительстве Цвингера, он не имел ввиду уже никаких фортификационных укреплений. Ему нужно было роскошное и помпезное место для празднеств и торжеств. Уже изначально задумывалось, что в его павильонах будут храниться полотна и библиотека.
Получился внутренний дворик с четырьмя фонтанами, обнесённый по периметру павильонами, расположенным примерно по сторонам света, и соединяющими их галереями. В каждом из павильонов есть проходные ворота. Трое из них ведут в город, а четвёртые (Павильон на валу) выходят на земляной вал и к фонтану «Купание нимф».
Архитектурный ансамбль строил Маттеус Даниэль Пёппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann), а помогал ему Бальтазар Пермозер (Balthasar Permoser). Бальтазар также является автором всех скульптур в Цвингере, включая статуи из фонтана «Купание нимф».
Цвингер строился из песчаника, который легко обрабатывать. Со временем он темнеет, но становится более прочным.
Внутренний двор Цвингера
13 февраля 1945 года во время бомбёжки Цвингер сильно пострадал. Сразу после войн начали его реставрацию, и уже в 1964 году открыли для посещений.
Давайте рассмотрим Цвингер подробнее
Павильон колокольчиков
Павильону на Валу, главному павильону комплекса, противостоит Павильон колокольчиков (Glockenspielpavillon). Своё название он получил из-за установленных в них часов, звонящих ровно в полдень колокольчиками, сделанными из мейсенского фарфора.
Коронные ворота
Коронные ворота (Kronentor) располагаются на западной стороне ансамбля. Другой перевод — Ворота под Короной. На них красуется польская корона, поддерживаемая четырьмя орлами. Напоминание того, что Август Сильный был ещё и польским королём.
Это самые известные ворота Цвингера, и чаще всего туристы заходят именно через них.
Павильон на Валу
Павильон на валу (Wallpavillon) считается центральным павильоном Цвингера. Если подняться по его роскошной барочной лестнице и свернуть направо, то вы попадёте к фонтану «Купание нимф».
Скульптура Геракла, Павильон на валу, Цвингер, Дрезден
Внутри павильона установлен Саксонский Геракл. Он держит на себе земной шар. Связан с личностью Августа Сильного. В том числе политическая власть.
Здание дрезденской галереи
С четвёртой, восточной, стороны периметр Цвингера замыкает здание дрезденской галереи с проходной аркой посередине.
Арка делит здание на два крыла. В одном расположилась сама Дрезденская галерея, а во втором — Оружейная палата.
Фонтан Купание нимф
Пожалуй, это один из лучших барочных фонтанов, достойный площадей Рима.
Это одно из главных творений Бальтазара Пермозера, творившего в Зальцбурге, Вене и во Флоренции.
Режим работы Цвингера
Вход в Цвингер свободный. Открыт с 10-00 до 18-00.
Галерея Старых Мастеров
В Цвингере размещается Галерея Старых мастеров. Полностью музей называется так — Дрезденская картинная галерея старых мастеров в Цвингере ( Gemäldegalerie Alte Meister ). В музее содержатся полотна таких «старых мастеров», как Тициана, Рембрандта, Рубенса, Дюрера, Кранаха и Гольбейна.
Ну и конечно же «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Она стала таким же символом дрезденской галереи, каким Джоконда является для Лувра. Другая знаменитая картина галереи — это «Спящая Венера» Джорджоне. Интересен зал с полотнами Бернардо Белотто, писавший как раз великолепные виды Дрездена.
Коллекцию этих полотен собирали Август II Сильный и Август III. В 1746 году она сильно пополнилась за счёт Франческо Альгаротти. И именно благодаря этому она стала известна по всей Европе.
Во время февральской бомбардировки 1945 года Цвингер пострадал, а картины — нет, так как были вывезены.
Музей открыт с 10 до 18 часов ежедневно, кроме понедельника. Билет стоит 10 евро. По этому же билету можно попасть в Оружейную палату (Rüstkammer), Коллекция фарфора (Porzellansammlung), а также на временные выставки. Однако билет действует только в течение одного дня!
Музей фарфора
Дрезденское собрание фарфора (Porzellansammlung).
Одна из наиболее больших коллекций фарфора в мире. В ней представлены образцы раннего мейсенского фарфора и восточноазиатского фарфора XVII-XVIII веков.
Собирать её начал всё тот же Август Сильный. Он был настолько одержим фарфором, чтобы даже называл это “фарфоровой болезнью” (maladie de porcelaine), а сам фарфор считал “белым золотом”. За свою жизнь он собрал коллекцию в 23 тысячи экземпляров. Не только мейсенского, но ещё и китайского и японского.
Изначально коллекцию предполагалось разместить в Японском дворце (в Нойштадте). Собственно, он и был для этого приобретён и переобустроен, а потому и носит второе название “Дворец фарфора” (Porzellanschloss), но смерть Августа Сильного помешала этому случиться.
Преемники великого курфюрста потеряли интересно к “белому золоту”, и оно пылилось в подвалах Японского дворца.
После Войны он был обнаружен советскими солдатами и перевезён в СССР, откуда вернулся только в 1958 году. С 1962 года его выставили в Цвингере, конкретно в Фарфоровой павильоне (Porzellanpavillon).
Коллекция фарфора открыта ежедневно, кроме понедельника с 10 до 18 часов. Билет стоит 10 евро. По нему также можно посетить Картинную галерею и Оружейную палату.
Если вам нужна только выставка фарфора, то такой билет будет стоить 6 евро.
Вход в музей фарфора находится в музее колокольчиков.
Коллекцию начал собирать ещё Фридрих Мудрый.
Фарфоровый павильон (музей фарфора). Физико-математический салон (астрономические, геодезические, оптические приборы). Колокольный павильон (мейсенские фарфоровые колокольчики).
Дворец Цвингер (Zwinger)
Дворец Цвингер, построенный в 18 веке, является одним из ярчайших строений барокко. Цвингер расположен в Дрездене, столице федеральной земли Саксония, на востоке Германии.
Авторами этого шедевра архитектурного искусства являются архитектор Матеус Пёппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann) и скульптор Бальтазар Пермозер (Balthasar Permoser).
Ансамбль дворца Цвингер состоит из трех галерей — валового павильона, павильона колокольчиков и галереи с Коронными воротами, связанных между собой четырьмя угловыми павильонами и симметричными парковыми газонами и фонтанами в центре двора. С севера композицию замыкает галерея Земпера.
Строгие линии галерей дополняют богато украшенные павильоны и арки. Повсюду установлены скульптуры, растительные орнаменты сменяются декоративными нишами, переплетенными изображениями животных и фантастических образов.
Дворец Цвингер считается шедевром европейского архитектурного искусства в стиле барокко. Сегодня здесь размещены три музея.
Пространство, где позже возник дворец Цвингер, первоначально составляло свободное место между старой и новой городской стеной Дрездена. Первые шаги в разбивке парка Цвингера предпринял курфюрст Мориц (Kurfürst Moritz) в 1549 году. Он приказал оформить пустое пространство по образцу пражского дворцового парка. Курфюрст Мориц вместе со своей супругой Анной считаются основателями саксонского садового искусства.
Основная часть дворцовых построек и окончательное оформление парка относится ко времени правления курфюрста Фридриха Августа I, или Августа Сильного (August der Starke). К началу его правления, концу XVII века, большая часть дрезденских построек была деревянной. Много путешествующий по Европе, Август Сильный поставил своей целью перестроить свой главный город так, чтобы Дрезден мог стоять в одном ряду с ведущими королевскими дворами Италии и Франции.
К строительству нового дворца приступили в 1715 году. Хотя работы еще не были полностью закончены, к свадьбе сына Фридриха Августа II c Марией Жозефиной австрийской в 1719 году Август Сильный пожелал устроить праздник в новом дворце. Недостающие детали были спрятаны за декорациями, и премьера нового дворца Цвингер состоялась.
Работы продолжались еще девять лет. Первым была отстроена галерея, которую использовали в качестве оранжереи. Затем возникли строения южного и восточного флигеля. Северная сторона так и осталась незастроенной. Здесь, в качестве декорации, возник Зеленый павильон.
Для заполнения внутридворцового пространства Фридрих Август I решил разбить прямоугольный парк, размером 204 на 116 метров, заполнив его газонами и клумбами с экзотическими растениями и апельсиновыми деревьями.
Одним из главных украшений дворцового ансамбля Цвингер являются его фонтаны. Кроме фонтанов в парковой зоне, за Французским павильоном размещен многометровый фонтан «Купальня нимф» (Nymphenbad), состоящий из многочисленных гротов, скульптурных композиций и украшений из камня.
При входе в дворцовый ансамбль сразу бросается в глаза огромная корона, венчающая ворота. Они так и называются — Коронные ворота. Август II Сильный был не только курфюрстом Саксонии, но и королем Польши. И хотя королем Август II пробыл всего семь лет, этот факт и должны были подчеркивать ворота. Архитектура ворот очень необычна, помимо самой позолоченной короны, их украшают орлы и растительные орнаменты.
Напротив находится Павильон колокольчиков, который знаменит своими необычными фарфоровыми часами и фарфоровыми же колокольчиками. Колокольчики первоначально были позолочены, но во время Второй мировой войны они были утрачены. Впоследствии были восстановлены и часы, и колокольчики, и сегодня каждые пятнадцать минут сорок колокольчиков издают мелодии. В зависимости от сезона мелодии меняются.
В 1728 году строительство трех сторон дворца было наконец закончено.
В XIX веке архитектор Готфрид Земпер (Gottfried Semper) спроектировал здание Оперы на площади за дворцом и галереи с четвертой стороны Цвингера. Галерея носит имя Земпера. Сегодня здесь размещена знаменитая Дрезденская картинная галерея. Дворцовый комплекс получил свое логическое завершение.
Во время Второй мировой войны дворец Цвингер был полностью разрушен. Восстановительные работы продолжались до 1960 года.
Дворец Цвингер по своему прямому назначению не использовался. Королевские особы здесь не жили. Почти сразу после постройки здесь были размещены собрания искусств и приборов.
Цвингер в Дрездене – памятник барокко Германии
Роскошный, словно дворец, музей картин, фарфора и оружия. Архитектурный комплекс, считающийся наиболее значимым достижением позднего барокко. Развлекательный центр высшего света до XVIII века. Все это об уникальной цитадели в самом сердце Дрездена – Цвингере. Сегодня строение включает в себя шесть двухэтажных павильонов, соединенных между собой одноэтажными галереями. Цвингер в Дрездене образует внутренний двор, сопоставимый по размерам с несколькими футбольными полями.
История строительства
К 1547 году Дрезден приобрел статус столицы Саксонии. Именно здесь находилась резиденция курфюрстов – будущий Цвингер. Здание представляло собой настоящую крепость и служило исключительно для оборонительных целей.
Ситуация кардинально поменялась с приходом к власти Августа Сильного – короля Польши и курфюрста Саксонии. В 1709 году мощный бастион уже не был необходим.
Новый король очень любил светские развлечения и удовольствия, поэтому приказал на месте старой крепости построить современную площадку для празднеств.
Новый комплекс состоял из площади, амфитеатра, оранжереи с тропическими деревьями. А свои двери обновленная резиденция курфюрстов открыла для посетителей во время визита короля Дании Фридриха.
Реализовывал проект саксонский архитектор Матеус Даниэль Пёпельман. В 1710 году он построил на крепостном валу первые павильоны из песчаника. Через два года появилась так называемая Длинная галерея, а в 1714 году были установлены Коронные ворота.
Август Сильный был доволен местом, где можно проводить пышные торжества и спортивные турниры, но на Цвингер он имел и другие планы – превратить комплекс в настоящий культурный центр. Так внутри появились кабинет графики и музей естественных наук.
Архитектура и внешнее убранство
Пышное убранство Цвингера вводит в заблуждение многих гостей. Они полагают, что попали в настоящий дворец, однако комплекс изначально задумывался как место для хранения некоторых коллекций, а внутренний двор использовался для праздников под открытым небом.
Современный дрезденский Цвингер нельзя представить без Коронных ворот, уже ставших его символом. Это самый известный и популярный у туристов вход в музей.
Ворота сделаны по канонам итальянского барокко, украшены колоннами, пилястрами. Прослеживается и влияние тенденций античности, а именно – распространенных в те времена триумфальных арок. Ворота увенчаны главным атрибутом власти Августа – золотой польской короной. Особенную утонченность сооружению добавляют медные украшения и позолоченный орнамент. На переходах ворот в галереи установлены фигуры богов античности – Вакха, Вулкана, Помоны и Цереры в человеческий рост.
Массандру украшают статуи, олицетворяющие времена года, и скульптура Геракла, выполненная известным творцом эпохи Иоганном Томэ.
Цвингер представляет собой настоящий архитектурный ансамбль барокко, поэтому выделить самое красивое здание просто невозможно. Но за это звание могут посоревноваться Павильон на валу, Французский павильон или, например, Павильон колокольчиков.
Именно возводя Павильон на валу, архитектор Матеус Пёппельман сумел достигнуть своего наивысшего мастерства, отмечали его современники.
Здание украшено ровными рядами колонн и окон, дополненных арками. Известной скульптурой павильона является изваяние Августа Сильного. Императора изобразили как мифологического героя Геркулеса, удерживающего земной шар на своих плечах.
Внутри работает физико-математический салон с поражающей воображение экспозицией. Коллекции музея позволяют проследить историю развития точных наук – физики, астрономии, геодезии, математики. Представлено более 2000 экспонатов.
Павильон колокольчиков находится прямо напротив Павильона на валу. Его название связано с главной достопримечательностью здания – часами из мейсенского фарфора, расположенными на фасаде. Они состоят из сорока фарфоровых колокольчиков. С 1936 года каждые пятнадцать минут они радуют посетителей мелодичным перезвоном. В течение часа можно услышать разные мелодии, которые зависят не только от времени суток, но и от поры года.
Французский павильон, выполненный в стиле позднего барокко, представляет собой полукруглую галерею, за которой находится фонтан «Купальня нимф». Его создал Бальтазар Пермозер. Фантазия и мастерство автора позволили «воплотить» образы обитателей морских глубин.
Режим работы и стоимость билетов
Официальный сайт Цвингера предоставляет информацию о любых изменениях в графике работы.
Часы работы меняются в зависимости от времени года: с января по март музей работает с 6.00 утра до 20.00 вечера. С апреля по октябрь администрация Цвингера продлевает время посещения комплекса до 22.00. С ноября по декабрь комплекс снова переходит на режим 6.00-20.00. Обращаем внимание, что с 6.00 открывается сам комплекс – можно прогуляться по парку и даже посетить несколько павильонов.
Галерея старинных мастеров, Физико-математический салон и Музей фарфора начинают работу с 10.00 и прекращают принимать посетителей в 18.00.
Выходной день – понедельник.
За вход на территорию Цвингера платить не придется – площадь, парк и некоторые павильоны туристы могут посетить бесплатно.
Входные билеты следует купить для визита в любой из музеев на территории комплекса. Стоимость экскурсии в один музей стоит 10 евро, студентам предоставляется 25 % скидки, дети до пяти лет проходят в музеи бесплатно.
Для покупки льготного билета требуется предоставить документ – студенческий билет или документ, подтверждающий возраст ребенка. При входе туристам предоставляется аудиогид на выбор – есть и на русском языке (стоимость – 3 евро).
Как добраться
Цвингер расположен в историческом центре города. Добраться до него от главного вокзала можно своих ходом (если есть время на получасовую прогулку) или на трамвае № 4, 8, 9.
Следует доехать до остановки Театральная площадь (Theaterplatz). На нее выходят некоторые здания самого Цвингера, в частности Галерея старинных мастеров.
В шаговой доступности находится Semper Opera и Католический кафедральный собор.
Точный адрес: Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия.
Заключение
Цвингер в Дрездене – это архитектурный памятник эпохи барокко, созданный по заказу Августа Сильного.
Помимо внешнего убранства внимания заслуживают и галереи. Комплекс состоит из нескольких павильонов, и у каждого есть своя изюминка.
Территория Цвингера доступна для всех желающих, приобретать билеты нужно только для посещения музея. Вход стоит 10 евро, а внутри вас ожидают больше двух тысяч исторических экспонатов.
Цвингер – дворцовый ансамбль с музеями и павильонами в стиле барокко
Цвингер – дворцовый ансамбль в Альдштадте – историческом центре города Дрездена, столицы Саксонии. Памятник немецкого барокко состоит из изящных нарядных павильонов, объединённых галереями, и здания Дрезденской картинной галереи.
Взгляд сквозь века
Слово «Цвингер» – средневековый немецкий военный термин, который обозначает узкое пространство между внутренними городскими стенами и внешними укреплениями. В 1547 году Дрезден стал столицей Саксонии, где находилась резиденция курфюрстов – влиятельных германских князей, поэтому для безопасности нужна была мощная крепость.
Прорвав первую линию обороны, противник попадал в каменную ловушку под обстрел с обеих сторон. В XVII веке положение изменилось: улицы Дрездена вышли за пределы городских стен, и такие сооружения оказались ненужными.
В 1709 году по приказу курфюрста Саксонии Августа Сильного на пустующем Цвингере выстроили оранжерею, где выращивали экзотические деревья и цветы. Позднее на месте бастиона устроили площадь для развлечений с амфитеатром, где проводились спортивные игры, пиры и праздники.
Летом 1719 года к свадьбе крон-принца Августа III с принцессой Марией, дочерью императора Иозефа II, в Цвингере развернулось грандиозное строительство. На месте унылых стен и бастионов возвели новые сооружения, торжественные и праздничные.
Постепенно, следуя изменившейся моде, оранжереи и павильоны для увеселений превратили в культурный центр, и в 1727 году по приказу курфюрста здесь открыли музей европейского искусства и достижений немецкой науки.
Дворцовые коллекции пополнялись экспонатами, на которые саксонские правители не жалели денег.
Невосполнимую утрату нанесли Цвингеру войны и пожары. В 1931 году нацисты, пришедшие к власти, сожгли коллекции художников-модернистов и абстракционистов. Во время Второй мировой войны сотрудники музея спрятали часть художественных собраний в заброшенных рудниках, но вывезти оттуда удалось не всё. Здания музейного комплекса превратились в дымящиеся руины, сгорели картины большого формата.
Новое время в жизни Цвингера
В 2017 году обновили интерьеры комплекса, стены залов – голубого и красного цветов, картины выставлены на зелёном фоне и бархатисто-сером. В 2019 году обустроили Музей скульптуры с коллекциями античных и средневековых изваяний.
Сегодня архитектурное чудо – дворцовый комплекс Цвингер – важная достопримечательность Дрездена, где приятно провести время, любуясь изящными сооружениями гуляя по ухоженному внутреннему двору с фонтанами и клумбами.
Традиция музея – симфонические концерты в залах, которые проводят музыканты Дрезденской оперы. Музыкальная программа каждого концерта посвящается одной из знаменитых картин собрания.
Блистательный Цвингер – архитектурное творение барокко
«Барокко» в переводе с итальянского – «причудливый», «склонный к излишествам». Здания, построенные по законам барокко, обильно украшают причудливые и живописные архитектурные детали.
Цвингер поражает великолепной, вызывающе пышной красотой. Светлое золото камня-известняка и архитектурные силуэты, шум искрящихся каскадов и изысканные цветочные клумбы, изящная лепнина и каменная резьба сливаются в мелодию пластики.
Архитектурный облик Цвингера
Комплекс сооружений Цвингера, будто сказочное королевство. В центре Цвингера – прямоугольный двор с фонтанами, цветущими клумбами и старинными фонарями. Периметр пространства обрамляют одноэтажные арочные галереи с плоской крышей и павильонами в форме подковы.
У входной арки – конная статуя создателя Цвингера, курфюрста Августа II. Входная арка – Коронные ворота – необычной архитектуры: соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Купол венчает позолоченная польская корона – атрибут власти Августа Сильного, которую поддерживают четыре позолоченных орла. Окружают купол 8 скульптур в человеческий рост.
Павильоны комплекса
Самая высокая часть Цвингера – Павильон на валу. Здание, окружённое ровными рядами колонн, украшено аллегорическими фигурами, вводящими тщеславного Фридриха Августа в круг римских богов. Венчает павильон Геракл, в образе которого изображён курфюрст, держащий небесный свод, пока титан Атлас ходил за золотыми яблоками.
Слева от входа – Французский павильон, названный так потому, что на верхнем этаже в то время размещались полотна французских живописцев. У входа в павильон – грот Нимфебат (Купание нимф), подлинная роскошь саксонского барокко.
В струях фонтанов и нишах каменных стен, в замкнутом дворике, замерли статуи танцующих красавиц, за которыми с восторгом наблюдают сатиры – необыкновенные божества. На откосе старинного крепостного вала – гроты с фонтанчиками и скульптурные композиции, с террас из чаши в чашу ниспадают журчащие водопады.
Чудесное творение архитектора Готфрида Земпера – Павильон колокольчиков. Здесь устроены часы-куранты с колокольным звоном, который производят сорок колоколов разных размеров из позолоченного фарфора. Каждый колокол – со строго выверенной тональностью звучания.
Куранты воспроизводят мелодичный звон каждые четверть часа, затем полчаса и полный час, причем разными мелодиями. В праздники колокольчики исполняют торжественную музыку.
Музеи Цвингера
В зданиях Цвингера – картинная галерея Дрездена, музей фарфора, оружейная палата и физико-математический салон.
Дрезденская картинная галерея
Дрезденскую картинную галерею называют Галереей старых мастеров XV-XVIII веков. В середине XIX для галереи выстроили отдельное трёхэтажное здание с анфиладой залов и украсили полотнами мастеров эпохи Возрождения.
Основа коллекции – картины немецких и голландских мастеров, собранные саксонскими курфюрстами. Постоянная экспозиция Дрезденской галере – 750 картин, тысячи полотен – в запасниках.
Здесь экспонируются полотна:
- Боттичелли;
- Корреджио;
- Тициана;
- Джорджоне;
- Ван Дейка;
- Рембрандта;
- Рубенса;
- Якоба ван Рейсдала;
- Веласкеса.
Сикстинская Мадонна
Знаменитая работа Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» изображает Богоматерь с Иисусом Младенцем на руках. Полотно размером 2,5*2,0 метра написано художником маслом на холсте в 1512 году по заказу Папы Римского Юлия II для украшения алтаря бенедиктинского монастыря святого Сикста в итальянском городе Пьяченца.
Перед ступающей из облаков Мадонной склоняются небесные покровители Пьяченцы – святая Варвара и святой Сикст. Глядя на картину и восхищаясь мастерством художника, перед нею заплакал Антонио да Корреджио, мастер драматических сцен, художник Возрождения.
Два столетия картина, висящая над алтарём провинциального монастыря, была неизвестна. Однажды её обнаружили посланцы короля Августа III, скупавшие для курфюрста произведения искусства в Европе. Несколько лет саксонский князь вёл переговоры с Папой Бенедиктом XIV, добиваясь разрешения купить картину.
В 1754 году венценосный ценитель живописи купил полотно Рафаэля за 20 000 цехинов, что соответствует 70 килограммам золотых слитков. Король Август часами рассматривал полотно и передвинул свой трон так, чтобы постоянно созерцать «Мадонну».
В Королевском музее «Сикстинской Мадонне» отдали отдельный роскошный зал. В 2012 году в Цвингере провели юбилейную выставку, посвящённую 500-летию создания знаменитой картины.
Девушка с письмом
«Девушка с письмом» – полотно кисти голландского художника Яна Вермеера. Девушка у открытого окна читает письмо от любимого: намёк на любовный сюжет скрыт под слоем краски, Живописец изобразил за окном Амура, но по какой-то причине скрыл бога любви
Шоколадница
«Шоколадница» – известная картина Жана Этьена Лиотара изображает молодую немецкую горничную, несущую на подносе чашку горячего шоколада. Выставленную в Венеции, картину в 1744 году купил для дрезденской галереи граф Франческо Альгаротти, доверенное лицо саксонского курфюрста.
Спящая Венера
«Спящая Венера» – полотно венецианского художника Джорджоне, написанное в 1521 году, изображает римскую богиню любви. Под впечатлением этой картины последующие поколения художников создали образы своей Венеры: Тициан и Рембранд, Рубенс и Луссен, Веласкес, Гоген и Мане.
Динарий кесаря
Картина, написанная Тицианом, отражает библейскую притчу о Христосе и фарисее. Полотно создано на контрасте высокого и низкого, светлого и тёмного. Иисус, отвечая на провокацию фарисея, сказал так: «Воздай Богу Богово, а Кесарю – кесарево!»
Блудный сын в таверне
Рембранд изобразил на картине, как блудный сын в таверне наслаждается жизнью с бокалом игристого вина за накрытым столом. О том, что за всё придётся платить, напоминает грифельная доска в углу изображения.
Охота на вепря
В полотне Рубенса – всё наполнено движением. Кульминационный момент, когда Тесей вонзает копьё в грудь загнанного зверя. Остальные: измождённые 10-дневной охотой люди, лошади, вставшие на дыбы, – застыли в напряжении.
Музей фарфора
Август Сильный, страстно любивший фарфор, в шутку называл своё увлечение «фарфоровой болезнью». В 1710-1730 годах он собрал крупнейшую коллекцию фарфора в Европе. Теперь в музее 35000 предметов китайского, японского и мейсенского фарфора.
Саксонские правители после смерти Августа Сильного потеряли интерес к коллекции и хранили её в подвалах. В начале XIX века о необычном собрании вспомнили и составили справочник о марках фарфора и фаянса коллекции Августа.
Коллекция представлена в трёх галереях и двух залах Фарфорового павильона. Здесь – изделия, произведённые в Китае (1368-1644 годы), японский фарфор XVII-XVIII веков. В экспозиции отражена история мейсенского фарфора.
Расписные вазы и столовая посуда, чайные сервизы и скульптурные композиции: на драгоценный фарфор курфюрст тратил огромные деньги. Как-то саксонский правитель выменял у прусского короля, с которым велась война, старинные китайские вазы, отдав за них сотни пленных солдат и офицеров противника.
Открытие мейсенского фарфора
Во всём великолепии в музее представлен мейсенский фарфор. Немецкие учёные по приказу Августа Сильного разгадывали тайну производства фарфора. Оказалось, что основной элемент в структуре фарфора – минерал каолинит, месторождения которого обнаружили в Саксонии.
Рудники засекретили, приставив охрану, и через 2 года в саксонском городе Мейсен открыли Королевскую фарфоровую мануфактуру. Секрет производства мейсенского фарфора охранялся суровым законом, за разглашение полагалась смертная казнь.
Саксонские фарфоровые изделия
Мейсенские фарфоровые сервизы украшали столовые европейских монархов и аристократов, в Мейсене делали фамильные сервизы и для русских императоров. Фарфор, произведённый в Саксонии, представлен великолепной посудой, вазами и декоративными статуэтками, многофигурными композициями и табакерками с раскрашенными барельефами.
Яркие букеты из цветного фарфора скомбинированы с металлом. Здесь – мелодичные колокольчики и зоосад с фигурками животных, изящные настольные статуэтки и фарфоровые каминные часы, даже керамические монеты, которые поступали в денежный оборот Германии, и серия памятных медалей в фарфоровых футлярах.
Физико-математический салон
Экспонаты салона демонстрируют, как менялась наука. Здесь 300 лет хранится коллекция подлинных научных приборов эпохи Просвещения. В знаменитый период стремительного прогресса науки этими приборами пользовались европейские учёные.
С помощью простых приспособлений совершены великие открытия и технологические прорывы, плодами которых люди привычно пользуются и сегодня.
В 1728 году Август Сильный учредил Королевский кабинет физических и математических приборов, в четырёх залах которого тысяча старинных приборов, покрытых позолотой. В коллекции – древние карты мира и глобусы, часы, показывающие время в разных часовых поясах.
Механические хронометры и телескопы, призмы, одометр – предшественник спидометра, а также измерительные уровни и приборы для определения угла наклона солнца – всё вызывает неустанный интерес.
В музее представлены музыкальные автоматы: музыкальный часовой шкаф, созданный в 1625 году. На его полочках – статуэтки, которые приводятся в движение с помощью заводного ключа. Демонстрации проводятся по особым случаям.
Автомат «Шиворот-навыворот» создан в 1590 году. В центре конфигурации – обезьяна, которая сидит в костюмчике и с барабанными палочками в руках. Обезьяна вращает глазами и каждый час бьёт барабанную дробь. После этого начинается движение диска с зверушками и охотниками, причём, животные гонятся за охотниками.
Главный экспонат салона – паскалика, прибор, созданный Паскалем в XVII векеЮ, прообраз калькулятора.
Оружейная палата
Оружейная палата интересна коллекцией из 10000 экземпляров средневекового оружия и рыцарских доспехов. Коллекция – бывшая личная собственность курфюрста Саксонии. Парадное оружие, сделанное из ценного материала, богато украшено драгоценными камнями.
Восточное оружие, доставшееся курфюрсту как военная добыча над турками, украшает снаряжение верховой лошади. Роскошные сёдла, украшенные вышивкой из золота и серебра, чепраки, расшитые жемчугом и драгоценными камнями, позолоченные латы для всадников – всё покоряет воображение.
В музее много огнестрельного оружия – 1400 пистолетов и 1600 ружей. Холодное оружие – 2200 предметов – представлено мечами, саблями и кинжалами. Меч 1590 года – 3,5 метра в длину.
Дворец Zwinger в Дрездене
Дворцово-парковый ансамбль Цвингер в Дрездене – популярная у туристов достопримечательность Германии и земли Саксонии, ведь там находятся сразу пять крупнейших и знаменитых музеев этой страны, в том числе легендарная Дрезденская картинная галерея.
Цвингер стоит в сердце города на Театральной площади (Theaterplatz) недалеко от Софи-штрассе и Остра-аллеи. Этот дворец заслуженно зовут украшением города и страны, он служит изящным и уникальным образчиком немецкого барочного стиля восемнадцатого века. Сегодня дворец Цвингер – место, где расположены известнейшие немецкие музеи, неизменно собирающие толпы туристов из разных уголков нашей планеты: «Дрезденская картинная галерея – Музей Старых Мастеров», «Музей скульптуры», «Музей минералогии и геологии», «Оружейная палата», «Музей фарфора», «Физико-математический салон», «Музей старинных глобусов», «Музей старинных часов», «Музей гигиены», «Музей сообщения». А в летние дни на территории его парка проводятся интересные музыкальные выступления. Давайте узнаем, как возник этот роскошный дворец и как произошло его чудесное превращение в музей.
Дрезденский Цвингер – шикарный дворцовый комплекс с отличным парком, раскинувшийся на берегу величавой реки Эльбы. В переводе с немецкого языка «Zwinger» – это «Клетка», именно так в период Средневековья звали ту часть территории крепости, которая находилась между двух стен – внутренней и наружной, важное место для ведения эффективной обороны замка, там, в замкнутом пространстве, было намного легче расправиться с врагом, оказавшимся в западне. Но Цвингер Дрездена строился совсем не для ведения оборонительных действий и не как неприступный замок Германии, а лишь как «клетка», пленяющая посетителей красотой и изящными произведениями искусства.
Его возведение началось при курфюрсте Саксонии Фридрихе Августе Сильном в 1709 году. Он решил построить великолепное произведение архитектурного искусства, которое не уступало бы, тем великолепным дворцам, которые он видел в недавнем путешествии по французским и итальянским городам. Бывал саксонский правитель и в Версале, и не мог не поразиться его пышности и величию, поэтому посчитал себя просто обязанным оставить своим потомкам дворец, напоминающий о себе еще долгие века.
Фридрих Август подумал, что раз нужда в фортификационных постройках Дрездена уже миновала, то можно между ними занять свободное место для строительства своего сказочного дворцово-паркового комплекса. Именно «паркового», потому что курфюрст очень хотел устроить огромную оранжерею для ведения там приемов иностранных послов, шикарных придворных развлечений и празднеств, он даже сам нарисовал проект дворца, а в качестве исполнителя нанял архитектора Маттеуса Пеппельмана. Но, по ходу строительства в первоначальный проект вносились изменения, дополнения, поправки, поэтому в результате дворец получился иным, как планировалось. Не раз Пеппельману приходилось выезжать в Париж, Вену, Рим, чтобы своими глазами увидеть их дворцы и парки и не подкачать своего августейшего правителя.
Дворец Цвингер был не достроен, когда произошло его формальное открытие в 1719 году в честь бракосочетания его сына, тоже Фридриха Августа, с дочерью императора Иосифа Первого Габсбурга – Марией Жозефиной Австрийской. Внешне в те годы Цвингер уже выглядел как полноценное достроенное здание, но его интерьеры были еще не до конца задекорированы. Хотя к свадьбе были практически готовы деревянные Закругленные дворцовые галереи и Угловые павильоны, где теперь расположены «Немецкий музей» и «Музей фарфора», а к 1722 году из уже перестроили в камне, добавив помещение Колокольного павильона, украшенного колоколами из тонкого мейсенского фарфора. Даже тогда недоделанный дрезденский дворец Цвингер восхищал любого посетителя своим роскошеством и шиком. Чудесную архитектурную составляющую дворцового ансамбля Цвингера гармонично дополнили изящные статуи, в большинстве своем аллегории, воспевающие мощь и величие владельца дворца. Двор украсили четыре огромных бассейна, из которых били фонтаны, а, пройдя сквозь великолепный Французский павильон посетители могли насладиться красотой скульптурной композиции «Купальни нимф», где тоже бил фонтан.
В 1730 году правитель стал намного серьезнее, возможно предчувствуя приближение смерти, он приказал вырубить деревья в саду, там перестали проводить праздники, но с того момента дворец Цвингер открылся для разных ученых и художников, там открыли естественно-научный и художественный музеи, таким образом, здесь в Дрездене зародился важнейший европейский музейный центр. В 1733 году Фридрих Август Сильный умер, а дальнейшее строительство дворца остановили из-за отсутствия денег.
В период с 1756 по 1763 годы шла Семилетняя война, в ее ходе прусские войска значительно повредили дворец Цвингер, затем началась его кропотливая реставрация. И лишь в 1847 году Цвингер обрел еще одно крыло с галереей архитектора Семпера и началось возведение Картинной галереи. Но время разрушений для великолепного дрезденского дворца только началось. Уже через пару лет, в 1849 году здание выгорело в пожаре, который вспыхнул во время революции в Дрездене, но его тоже восстановили. Так как дворец Цвингер строили из неустойчивого к внешним воздействиям природы камня песчаника, подверженного выветриванию, реставрационные работы здесь приходилось вести постоянно.
К сожалению, двадцатый век не стал для Цвингера более благосклонным, чем предыдущие столетия: в 1945 году при англо-американских бомбардировках Дрездена львиная доля дворцовых строений была уничтожена, но к огромному счастью, были своевременно вывезены на хранение в другие музеи бесценные предметы искусства. Реставрация дворца Цвингер началась сразу по завершению войны, и в своем возрожденном великолепии Цвингер предстал перед дрезденцами и туристами в 1964 году.
Огромную роль в восстановлении этой архитектурно-исторической и культурной жемчужины Дрездена сыграли советские специалисты, которые помогали в реставрации с самого начала, а именно с разминирования помещений. На память о том, что дворец восстал из руин, тут по сей день сохранена одна из колонн, на которой имеется надпись-привет из сорок пятого года: «Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин».
Сегодня архитектурное чудо дворец Цвингер – важная достопримечательность города Дрездена и великолепный немецкий барочный дворцово-парковый комплекс, где очень приятно проводить время, любуясь изяществом сооружений, гуляя по ухоженному и милому внутреннему двору с фонтанами и клумбами, ограниченному шестью двухэтажными павильонами, объединенными воедино с помощью галерей. За этими стенами скрываются лучшие немецкие музеи.
Свое знакомство с Цвингером лучше проводить, двигаясь по часовой стрелке: войдя через Театральную площадь во двор, посетить Оружейную палату, затем переместиться в Немецкий павильон, потом в Колокольный павильон и Фарфоровый павильон, пройти в Коронные ворота и посетить Физико-математический салон, потом посетить Павильон на валу и Французский павильон, далее заглянуть в Купальню Нимф, созданную Бальтазаром Пермозером, а в завершение экскурсии зайти в Картинную дрезденскую галерею, спроектированную архитектором Готфридом Земпером весьма протяженным зданием, с целью поместить там всю внушительную коллекцию полотен, собранную саксонским родом Веттинов: Рембрандта, Рафаэля, Боттичелли, Дюрера, Рубенса, Каналетто и других мастеров кисти.
Часы работы дворца Цвингер:
Со вторника по воскресенье с десяти утра до шести часов вечера. Понедельник – выходной.
Можно приобрести билет отдельный в интересующий вас музей Цвингера, но выгоднее будет приобрести общий комбинированный взрослый билет, охватывающий три музея (Картинную галерею, Музей Фарфора, Физико-математический салон), он стоит десять евро, а детский билет до семнадцати лет – бесплатный.
При Картинной галерее имеется гардероб, а также камера хранения. У входа посетителям выдают аудиогид, он имеется и на русском языке.