Где находится Триумфальная арка Тита. Местоположение Триумфальной арки Тита на карте Рима и описание

Триумфальная арка императора Тита

Эпоха процветания Рима была ознаменована многочисленными победами его правителей и войска. Народ был в восторге от величия своих полководцев и не только пел им оды, но и возводил в их честь триумфальные арки, которые переросли в особый вид зодчества. С помощью них восхвалялись победоносные сражения римской армии. Всего по всей римской империи насчитывалось 350 арок, а в самом Риме их было 55. Даже в наше время некоторые из них сохранились в отличном состоянии. На площади Форума находится два таких исторических монумента, самой знаменитой является триумфальная арка Тита. Она в будущем стала прототипом многих аналогичных сооружений.

Причины создания исторического памятника

В 70 годах н.э. в Израиле поднялось восстание против Римской Империи. Вначале восставшие оттеснили римских легионеров со своих земель, но с Рима в помощь был послан еще один легион во главе с полководцем Веспасианом. Он быстро развернул ситуацию в обратную сторону и захватил главного местного бунтовщика, который впоследствии сменил имя на Иосифа Флавия и описал это восстание в книге под названием «Иудейская война».

После такой победы и за многие свои заслуги Веспасиан вскоре стал императором, покинул еврейские земли и уехал в Рим, а звание главнокомандующего было отдано его сыну Титу. Тот продолжал держать осаду Иерусалима еще пять месяцев, пока в городе не начался голод. Это стало последней каплей, город сдал свои позиции и после вторжения римлян был разрушен и разграблен ими. Все ценные вещи были похищены, а люди убиты или проданы в рабство, некоторые взяты в плен. После этого крепость Масада, в которой скрывались оставшиеся заговорщики, продержалась еще три года, но тоже пала.

Триумфальная арка императора Тита была построена уже после его смерти. К её созданию приложил руку его брат Доминиан, под руководством которого она была воздвигнута в 81 году н.э. Эта арка служила постаментом для памятника императору, выполненного из бронзы и увенчанного богиней победы – Викторией.

В средние века это грандиозное сооружение стало частью оборонной стены, чтобы ее задействовать пришлось немного перестроить ее боковые части. А после окончания военных действий Папа Римский Пий VII в 1821 году дал указание реставрировать арку, но для этого подобрали не совсем тот материал. Приняли решение использовать травертин, который зарекомендовал себя как надежный строительный материал, из него был построен Колизей, в то время как основание арки было выполнено из мрамора.

На арке присутствуют две надписи:

  • одна – хвалебная ода, возвеличивающая достижения императора Тита, была выбита еще во время создания арки;
  • вторая – служит напоминанием, что восстановили первоначальный вид арки под руководством Пия VII, она была нанесена во время реставрации памятника.

Описание монумента

Триумфальная арка Тита расположена в выгодном месте Рима, стоя возле нее с одной стороны можно увидеть римский форум, а с другой Колизей.

Высота памятника составляет 15,4 метра, его ширина 13,5. Арка, выполненная в нем, идет глубиной 4,75 метра и шириной 5,33.

Внешний вид арки может показаться скромным, в ней присутствуют строгие формы, но чувствуется особое восхищение её архитектурным пропорциям.

Арку украшают полуколонны, вокруг неё выполнены различные рельефы, самое интересное скрыто внутри пролета. Там изображены три действа:

  1. Триумфальное шествие императора Тита по Риму вместе с захваченными иерусалимскими трофеями, которые несут на своих плечах легионеры.
  2. Колесница с Титом, им управляет богиня Рома. В повозку запряжены четыре лошади, впереди них идут ликторы. А богиня Виктория возлагает на голову триумфатора венок.
  3. Отход императора в иной мир и его перерождение в божество.

Примечательно, что эту арку возводили пленные евреи, которых Тит взял в плен, впоследствии они стали прародителями еврейской династии в Риме.

Как увидеть триумфальную арку?

Она располагается на юго-восточной части Римского форума. К этому месту можно доехать на метрополитене, выбрав линию В, с нее нужно выйти на станции «Колизей».

Триумфальная арка Тита в Риме

Одними из важнейших архитектурных строений древнего Рима являлись триумфальные арки. Основным мотивом воздвижения этих сооружений служило возвеличивание подвигов императоров и военных. Арки представляли собой парадные и богато украшенные скульптурными изображениями ворота, через которые должны были проезжать на боевых конях либо колесницах главнокомандующие, полководцы и проходить римские легионы после одержанных побед. Арка Тита, ныне расположенная на Римском Форуме, считается общепризнанным образцовым античным памятником. Её отлично сохранившийся вид является результатом кропотливой реставрации, выполненной в XIX веке. Арка увековечивает триумфальный поход римлян в Иудею, в результате которого были разграблены иерусалимские дворцы и храмы.

История строительства

Триумфальную арку установили в 81 году нашей эры по инициативе императора Домициана. Правитель Рима пожелал воздвигнуть монументальное сооружение в честь своего брата Тита и отца Веспасиана. Эти императоры в своё время успешно подавили восстания в Иудейской провинции. События, предшествующие строительству арки, разворачивались стремительно и судьбоносно. В 66 году Иерусалим был охвачен народным мятежом против римского владычества. Император Нерон, правивший в тот период, отправил на подавление конфликта опытного полководца Веспасиана, который с трудом погасил народное восстание и постепенно стабилизировал обстановку в Иудеи.

Через несколько лет из Рима приходит печальное известие о смерти Нерона. Великая империя вновь погружается во внутренние противостояния в борьбе за власть. Военные легионы ради умиротворения политической обстановки провозглашают императором военачальника Веспасиана. Он незамедлительно отправляется в Рим, оставив в Иудеи взамен себя сына Тита. Воспользовавшись смутой среди правящих кланов империи, ближневосточный народ решил продолжить восстание против Рима. Наступил звездный час для Тита. Он своим войском осаждает Иерусалим на протяжении нескольких месяцев. После чего римская армия приступает к штурму и разграблению храмов, а также дворцов города. В результате боевой и моральный дух бунтовщиков был подавлен, что явилось триумфом Тита.

В 79 году Тит становится преемником своего отца и вступает на престол Римской Империи. Спустя два года он скоропостижно умирает. Вскоре римский сенат принимает решение об официальном обожествлении императора Тита. Новый правитель Рима Домициан начинает строительство арки, которая должна торжественно олицетворять победу его брата в Иудейской войне. Примечательно, что воздвигали сооружение пленные жители Иерусалима, которых насчитывалось около 50 000 человек. В XII веке арка была встроена в комплекс оборонительных укреплений дворца знатной и влиятельной римской фамилии того времени Франжипане. Вокруг особняка аристократов шли ожесточённые бои между феодальными кланами. Триумфальная арка Тита подверглась серьёзным разрушениям, которые нанесли ущерб её первозданному виду.

Лишь в середине XIX века по инициативе папы Римского Пия VII монумент был отреставрирован. Работы проводил архитектор Луиджи Вальде. Зодчий искусно разобрал сооружение и тщательно собрал его заново, добавив взамен недостающих элементов травертин. Новый материал заметно выделялся на фоне помпезного белого мрамора, которым была изначально облицована арка.

Описание и архитектура

Мощная однопролётная арка с круглым сводом возвышается на небольшом холме рядом с Римским Форумом. Её высота составляет 15 метров, а ширина — 13 метров. По сравнению с другими историческими памятникам Рима, внешний вид монумента достаточно скромный и строгий. Фасад обрамлён коринфскими колоннами, капители которых украшены орнаментом в виде листьев аканта. По углам пролёта высечены изображения богини победы Виктории с изящными крыльями.

Главные украшения арки расположены внутри пролёта. Это два основных рельефных изображения, описывающие разграбление святынь Иудеи римскими легионерами. С одной стороны фигуры солдат несут в руках и на своих плечах трофеи, взятые из иерусалимского храма. Скульптурное панно воплощает традиционное триумфальное шествие, во время которого выставлялись сокровища побеждённых народов на всеобщее обозрение, тем самым подчёркивалось величие Римской империи. Из драгоценностей особо выделяются менора (канделябр) с семью подсвечниками, деревянный стол для «хлебов предложения» (неотъемлемый атрибут иерусалимского храма) и серебряные трубы. Фигуры военных облачены в одежду, складки которой повторяют контуры тела. Таким образом, создаётся ощущение движения солдат в пространстве.

Другая внутренняя сторона арки украшена рельефным рисунком, который показывает императора Тита, едущего на колеснице. Его голову венчает лавровым венком крылатая богиня Виктория. Четырьмя лошадьми управляет покровительница Рима — богиня Рома. Фигуры скачущих жеребцов придают скульптурной композиции динамику. Между рельефными изображениями в центре свода арки расположено небольшое панно, окаймлённое декоративными углублёнными плитками квадратной формы (кессонами). Оно наглядно характеризует обожествление императора Тита после его смерти. Здесь можно увидеть орла, уносящего на небо правителя.

Триумфальная арка увенчана аттиком, на котором с обеих сторон фасада сделаны латинские надписи. Послание, обращённое к Колизею, выражает благодарность Титу от римского сената и граждан. Со стороны Форума видна надпись, гласящая о том, что верховный понтифик Пий VII повелел отреставрировать сей обветшалый памятник искусства в 1821 году.

Где находится и как добраться

Арка Тита находится на территории Римского Форума, где расположены известные античные памятники архитектуры древней цивилизации. Добраться до неё можно на метро (станция Colosseo).

Чьи имена увековечили самые значимые Триумфальные арки Рима

Одними из важнейших архитектурных строений древнего Рима являлись триумфальные арки. Основным мотивом воздвижения этих сооружений служило возвеличивание подвигов императоров и военных. Арки представляли собой парадные и богато украшенные скульптурными изображениями ворота, через которые должны были проезжать на боевых конях либо колесницах главнокомандующие, полководцы и проходить римские легионы после одержанных побед. Арка Тита, ныне расположенная на Римском Форуме, считается общепризнанным образцовым античным памятником. Её отлично сохранившийся вид является результатом кропотливой реставрации, выполненной в XIX веке. Арка увековечивает триумфальный поход римлян в Иудею, в результате которого были разграблены иерусалимские дворцы и храмы.

История создания

Триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь Тита Флавия, известного римского императора. Её создание планировалось еще в 70-х годах после крупной победы и взятия императором Иерусалима. Окончательно она была возведена в 81 году нашей эры при руководстве брата Тита – императоре Домициане.

Сам Тит был уже мертв к тому времени и не увидел возведения арки в свою честь, но для потомков она впоследствии стала символом Римской Империи. Каждый триумфальное шествие проходило через её врата в случае очередной победы римлян над врагами.

До нас Триумфальная арка императора Тита дошла в видоизмененном виде.

Читайте также: Отдых с детьми на сардинии в июне. Сардиния в июне – отдых и погода. Стоит ли ехать на Сардинию на отдых в июне

В Средневековье она выступала частью оборонной конструкции, и поэтому была частично перестроена. Реставрировали её в 1821 году по указанию папы Римского Пия VII, но при этом строительстве использовали травертин, а оригинальная арка была построена из мрамора.

На арке Тита сохранились две надписи. Первая была создана непосредственно во времена возведения арки, возвеличивая императора. А вторая надпись была добавлена на другой стороне уже во время реставрации. Она отдаёт почет Пию VII, который восстановил разрушенный монумент.

Триумфальная арка Септимия Севера

Хорошо сохранилась до наших дней арка Септимия Севера. Расположена на Римском Форуме, куда нужно купить билет.

История строительства и реставрации

Арку построили в 205 году н.э. с целью воспеть правление императора Септимия Севера и военные победы его сыновей – Каракаллы, Геты. Место для возведения конструкции выбирал сам правитель. Это была Священная дорога в северной части Форума.

К окончанию строительства Септимий Север умер. Стремившийся к власти сын Каракалла убил брата Гету и приказал стереть с римской арки все упоминания о нем.

В средние века пострадала не только арка Тита, но и Септимия Севера. Она почти наполовину ушла под землю. В 1803 году начались работы по ее освобождению. Инициатором стал Папа Римский Пий VII. Полностью освободить арку удалось только к концу столетия – в 1898 году.

Особенности архитектуры

Арка Септимия Севера – это трехпролетное сооружение высотой 20,9 м, шириной 23,3 м. Ширина центрального проема составляет 7 м, боковых – 3 м. Материалы изготовления: травертин, грубый кирпич, мрамор. Последним выполняли облицовку строения.

Центральный сюжет украшающих арку рельефов – битва с парфянами. Ее «начало» можно найти у левого проема, если смотреть со стороны Форума. Это рельефы о подготовке к войне, битве, обращении императора к легионерам.

Уже у правового проема они демонстрируют окончание сражения, римский военный совет. Со стороны города высеченные из камня рельефы также «повествуют» о военных кампаниях в Парфию Септимия Севера и его сыновей.

Массивные, почти 9-метровые колонны с капителями и каннелюрами стоят перед триумфальной аркой Рима, придавая ей торжественный вид. В верхней части есть аттик с несколькими комнатами. Его фасадную часть украшает посвятительная надпись на латинском языке.

Архитектура арки

Арка Тита представляет собой монумент из белого мрамора высотой в 15,4 метра и шириной в 13,5 метра. Рельефные картины изображают сюжет завоевания императором Иерусалима. На ней показаны сцены, как легионеры несут на своих плечах завоеванные иудейские сокровища.

Рельефное изображение завоевания Иерусалима. На первом фото изначальный барельеф, на втором – тот, который сохранился.

Можно увидеть и изображение самого Тита на колеснице, управляющего четырьмя лошадьми, а на его голову сама Виктория, богиня победы, возлагает венок. Последней картиной, вырезанной на арке, является отход императора в загробный мир и его возрождение в форме божества.

Рельефы арки Тита и посвящение

Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.

В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.

Высеченная на арке надпись

Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.

На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.

Богиня Рима с колесницей

На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.

Триумфальное шествие со Священной Менорой

Античное сердце Рима

Понять, почему все дороги по-прежнему ведут сюда
€130 за экскурсию

Читайте также: Milano centrale станция метро – Центральный вокзал в Милане (Milano Centrale): полный гид

Колизей и Древний Рим

Прикоснуться к величайшему наследию античности — билеты без очереди включены в стоимость
€57 за человека

Интересные факты

  • Триумфальная арка Тита в Риме считается родоначальницей всех последующих арок, в том числе и всемирно известной Триумфальной арки в Париже.
  • Строили Арку те самые евреи, которые были пленены Титом. Точное их количество неизвестно, но историки сходятся к тому, что их было взято в Рим приблизительно 50 000 человек.
  • Арка стала гробницей для самого императора Тита Веспасиана, именно там был захоронен его прах. Это явление было очень редким и почетным, поэтому не каждый император удостаивался такой чести.

Ведео обзор арки Тита:

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

Что посмотреть

Триумфальная арка императора Тита — сооружение высотой 15,4 метра из белого пентельского мрамора и травертина. Изначально она была полностью мраморной, но при реставрации в 19-м веке Валадье сделал восстановленные детали травертиновыми, и сейчас можно различать, какие элементы сохранились спустя 2 000 лет, а какие появились относительно недавно. Хотя в целом этот памятник Древнего Рима выглядит практически так же, как и в год постройки.

Чертеж арки

Если посмотреть на монумент издалека, внешне он лаконичен и строг, а единственным украшением являются только полуколонны в стиле композитного ордера и четыре крылатых богини Виктории. Но его особенность в том, что главное видно изнутри! Заходя в пролет, стоит лишь поднять голову — и взгляду откроются роскошные барельефы, которые рассказывают о военных подвигах древнеримского императора. На двух рельефах справа и слева можно увидеть разрушенный Иерусалимский храм и шествие легионеров с трофеями. А на самом верху император Тит возносится на орле — это символизирует его обожествление.

Барельефы и свод сооружения

Интересно: среди трофеев, изображенных на барельефах, хорошо виден знаменитый семисвечник или золотая Менора — библейский символ иудаизма. Согласно Библии, он украшал походный храм евреев во время их скитаний с Моисеем по пустыне.

Барельеф с добытым римлянами в Иерусалиме трофеем — золотой Менорой (библейский символ иудаизма)

Самым интересным является восточный фасад. Здесь хорошо сохранился резной фриз с изображением парадного шествия Флавия: солдат, захваченных пленников и животных, предназначенных для жертвоприношений. Правда, ввиду немалых размеров арки, снизу фриз непросто рассмотреть, однако сразу заметна вырезанная в камне надпись. Она гласит, что этот монумент римляне посвятили Титу, сыну Веспасиана.

Барельеф с триумфальным шествием Тита

Фото надписи, которая гласит, что монумент посвящен Титу, сыну Веспасиана

Западный фасад тоже украшает надпись, но более поздняя, появившаяся уже при реставрации в 1821 году. Там написано, что древний памятник Рима отремонтировали по указу папы Пия VII.

Внешний вид

Благодаря усилиям архитекторов и реставраторов арка императора Тита сегодня выглядит почти так же, как два тысячелетия назад. Единственное, что кануло в лету – статуя императора, которая ранее возвышалась над постройкой. Внешне арка имеет строгие формы и на первый взгляд может показаться скромной. Но именно это делает ее предметом восхищения. Полуколонны, которыми декорирована арка – первый яркий пример композитного ордера – популярного элемента архитектуры.

Арка Тита является одиночной с цилиндрическим сводом и изобилует изображениями, которые высечены на рельефе здания. Арка находится в конце Священной дороги, которая соединяет Палатинский холм с Капитолием. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.

Возле арки можно увидеть остатки подиумов близлежащих зданий, где раньше велась торговля и государственные дела.

Над главным карнизом находится чердак, на котором видна дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

Архитектурные особенности

Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:

  • Императора на колеснице.
  • Триумфальный поход.
  • Обожествление Тита.

Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы – особый вид госслужащих в Риме.
Повозкой управляет богиня Рома – олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория – богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.

Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.

Арка Тита в Риме

Ежегодно сотни тысяч туристов, проходя от Колизея к Римским Форумам, надолго останавливаются перед одним из наиболее значимых памятников императорской эпохи. Арка Тита, находящаяся в конце античной Священной дороги (via Sacra) – самая древняя арка Вечного города. Для одних она является просто прекрасным произведением искусства, для других – свидетельством могущества императорского Рима, для третьих – это еще и монументальная эпитафия в память о падении Иерусалима и разорении священного храма.

Возможно, кто-то не знает, что барельефы, высеченные на панелях арки Тита, повествуют об апофеозе одного из известных исторических событий, которое с невероятной точностью было предсказано в Библии и явилось одним из библейских пророчеств.

Факты об Арке Тита

В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?

После смерти Спасителя Иудея находилась еще 33 года под правлением римлян. В 66 году прокуратор Рима Джессио Флоро (Gessio Floro) конфисковал ценности Иерусалимского храма, после чего евреи подняли восстание, расправились с солдатами римского гарнизона в городе и объявили свою независимость от Римской империи. Спустя три месяца более 30 000 римских легионеров во главе с Гай Цестием Галлом (Gaio Cestio Gallo) пришли в Иерусалим и подавили восстание, однако удержаться там не смогли.

В следующем году Рим возобновил кампанию против Иудеи, на этот раз во главе с Веспасианом (9-79гг.н.э.) и его старшим сыном Титом (39-81гг.н.э.). Однако сразу после смерти Нерона в 68 году Веспасиан вернулся в Рим, оставив военную кампанию против Иудеи в руках своего сына с 60-ти тысячной армией. Провозглашенный легионами Египта, Иудеи, Сирии и Дуная императором, римский Сенат был вынужден признать полномочия Веспасиана даже несмотря на то, что таким образом была прервана династическая преемственность линии Юлиев-Клавдиев.

Разрушение Храма Иерусалима. Франческо Хайес, 1882г.

В июне 70 года Тит со своим войском стал лагерем у Иерусалима, взяв его в осаду, и уже в сентябре римляне уничтожили храм и разрушили город, как и предсказывал Иисус.

После победоносной военной кампании, в 71 году Тит вернулся в Рим, где его встретили с триумфом – толпы народа ликовали, восторженно взирая на трофеи, добытые из храма в Иерусалиме.

Триумфальное шествие Тита в Риме. Viviano Codazzi и Domenico Gargiulo, 1638 г.

Рельефы арки Тита и посвящение

Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.

В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.

Высеченная на арке надпись

Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.

На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.

Богиня Рима с колесницей

На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.

Триумфальная Арка Тита в Риме

Рим – один из самых древнейших городов на планете. А несколько тысячелетий назад он являлся мировой столицей. Именно здесь появились первые театры, музеи, художественные галереи. Сегодня на его территории сосредоточено огромное количество исторических и архитектурных памятников. Среди самых известных – неподражаемый Колизей, великолепный Золотой дворец, ну и конечно Триумфальная арка Тита. Она расположена на старинной площади Форум, где в далеком прошлом бурлила основная жизнь города, и сходились все самые значимые дороги страны.

История создания

С победами римских войск и их прославленных императоров началась великая эпоха процветания. Народ гордился своими героями, сочинял для них стихи, песни, оды. А по всему городу возводились прекрасные триумфальные арки. В 70-м году нашей эры Израиль (Иудея) объявил войну Римской Империи. То там, то здесь вспыхивали вооруженные восстания. На их подавление Рим бросил свои главные легионы, но израильтянам удалось вытеснить их со своих земель. Вскоре к границе с Израилем прибыл еще один римский легион, который возглавлял непобедимый Веспасиан. Благодаря ему сопротивление было сломлено, а бунтовщики захвачены.

Спустя некоторое время Веспасиан был провозглашен императором, а новым полководцем — его сын Тит. Главной его целью стал – Иерусалим, который не пожелал подчиниться новой власти. Осада города продолжалась пять долгих месяцев, пока силы противника не иссякли, а в Иерусалим не пришел голод. Обессиленные и истощенные евреи были вынуждены сдать свои позиции. Город подвергся разграблению и разрушению, люди угнаны в рабство либо убиты. Спустя несколько десятилетий Тит стал римским императором. Триумфальную арку в его честь возвели лишь после его смерти. Идея пришла в голову брату Тита – Доминиану. Так в 81 году нашей эры в самом центре площади Форум появилось это чудо архитектурного творения. В эпоху средневековья арка служила оборонительной стеной. В результате военных действий часть монумента была разрушена. В 1821 году он был отреставрирован и предстал перед римлянами в своей первозданной красоте.

Особенности архитектуры и внешний вид

Триумфальная арка Тита – однопролетное архитектурное строение с оригинальным цилиндрическим сводом, которое возвышается прямо посреди Священной дороги. Когда-то эта дорога являлась самой главной и самой почетной, проехать по ней могли только высокопоставленные римляне или прославленные полководцы. По ней проходили военные шествия, здесь устраивались разнообразные празднества. Для строительства арки из Аттики был привезен высокопрочный пентельский мрамор. Высота сооружения составляет 15,4 метра, в ширину оно достигает 13,5 метров. Приглядевшись, можно заметить, что на монументе вытеснены две надписи. Первая из них – хвалебная, прославляющая отважного Тита и его военные достижения, другая – является напоминанием о том, что к реставрации арки приложил руку римский папа Пий Седьмой. Последняя надпись появилась на арке уже после ее обновления.

Арка Тита состоит из двух огромных фундаментальных колонн, украшенных символическим орнаментом из вырезанных в камне листьев. Основным украшением сооружения являются два непревзойденных барельефа. Каждый из них представляет собой настоящее произведение искусства. На первом барельефе изображено триумфальное шествие римских войск, возвращающихся с победой из Иерусалима. Они несут в своих руках завоеванные трофеи. Здесь и трубы из серебра, и великолепная золотая минора Соломона, знаменитый хлебный стол и многие другие. Замыкают колонну еврейские пленники и рабы. Картина, предстающая перед взором настолько реалистична, что способна перенести посетителей в тот знаменательный день и час. Детали одежды, лица, предметы высечены четко и ясно. На лицах легионеров играют улыбки, рабы склонили головы, их тела истощены, одежда порвана, лица печальны.

Главным героем второго барельефа является прославленный полководец Тит, управляющий позолоченной колесницей. По одну сторону от него прекрасная богиня Виктория – символ победы, по другую – богиня Рома – символ непобедимого Рима. За колесницей следует огромная колонна, состоящая из верных легионеров. На потолке арки, с ее внутренней стороны можно увидеть еще одни небольшой барельеф, обожествляющий императора, превозносящий его заслуги. Здесь же расположена табличка, на которой золотыми буквами выгравирована надпись. Из ее содержания следует, что монумент сооружен в честь Тита и его победы над израильтянами. Известно, что прямо в арке скрыта урна с прахом отважного императора.

Интересные факты

Известно, что в строительстве арки принимали участие пленные евреи. Ранее ее украшала огромная скульптура императора. Арка Тита стала прототипом для большинства сооружений Нового времени.

Как добраться до Арки? Памятка туристам

Добраться до древнего монумента совсем не сложно. Для этого необходимо воспользоваться метро, а именно линией В. Доехать до станции «Колизей», откуда дойти до арки можно пешком.

Триумфальная арка Тита в Риме – эталон арок Нового времени

Триумфальная однопролетная арка Тита расположена на древней Священной дороге неподалеку от Римского Форума – знаменитой площади в центре Рима. Постройка увековечила въезд победителя в город с трофеями и пленными, и сегодня считается одним из лучших образцов римской архитектуры.

История

Триумфальная арка императора Тита в Риме возведена в честь императора Тита, которому в 66-70 годах удалось завоевать Иерусалим. Строительство арки было завершено уже после его смерти при Домициане – младшем брате Тита. Арка находится на возвышенности, а ее белый облик великолепно сочетается с цветом неба. Через арку хорошо видны Колизей и Римский Форум.

В средние века арка Тита стала частью крепостной постройки и была разрушена. Реставрационные работы были проведены в 1821 году по желанию папы Пия VII. Для новой арки использовали уже не мрамор, а травертин – известняк породы туфов, широко используемый римлянами в строительстве. Кроме того, появилась еще одна надпись, доказывающая проведение работ именно Пием VII.

На фасаде арки изображены четыре Виктории – богини Победы. Пролет украшен барельефами, на которых запечатлен исторический подвиг императора. Здесь есть римские легионеры, Иерусалимский храм и сам Тит. Над пролетом и по сей день видно надпись, повествующую о войне тех времен.

Внешний вид

Благодаря усилиям архитекторов и реставраторов арка императора Тита сегодня выглядит почти так же, как два тысячелетия назад. Единственное, что кануло в лету – статуя императора, которая ранее возвышалась над постройкой. Внешне арка имеет строгие формы и на первый взгляд может показаться скромной. Но именно это делает ее предметом восхищения. Полуколонны, которыми декорирована арка – первый яркий пример композитного ордера – популярного элемента архитектуры.

Арка Тита является одиночной с цилиндрическим сводом и изобилует изображениями, которые высечены на рельефе здания. Арка находится в конце Священной дороги, которая соединяет Палатинский холм с Капитолием. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.

Возле арки можно увидеть остатки подиумов близлежащих зданий, где раньше велась торговля и государственные дела.

Над главным карнизом находится чердак, на котором видна дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

Архитектурные особенности

Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:

  • Императора на колеснице.
  • Триумфальный поход.
  • Обожествление Тита.

Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы – особый вид госслужащих в Риме.

Повозкой управляет богиня Рома – олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория – богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.

Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.

Как добраться

Арка Тита находится на территории Римского форума, поэтому доехать до нее легко – нужно найти на чертеже метро линию В и ехать до станции “Колизей”. За ним видна арка, за посещение которой плата не взимается.

Триумфальная арка Тита в Риме, Италия

Столица Италии необычайно популярна, что и не странно, ведь пару тысячелетий тому назад Рим управлял миром. Этот древний город стал столицей всего мира, в нем была своя культура, во многом повлиявшая на современное искусство, были свои правители, лица которых по-прежнему красуются на монетах в музеях и учебниках истории.

Все, что осталось от Древнего Рима и на что можно посмотреть — это археологические памятки, ныне очень популярные среди туристов. Самая узнаваемая достопримечательность — это Колизей. Возле него находится знаменитый Римский форум, ранее бывший деловым центром Рима, Золотой дворец, так и не ставший самым великим в мире дворцовым комплексом и Триумфальная арка Тита, о которой пойдет речь.

История арки Тита

Практически все возведенные исторические здания в Риме появились благодаря победам императоров. Цезарь, к примеру, достроил форум после победы над Помпеем, а Арка Тита (Arco di Tito), история которой началась еще в 70-х годах нашей эры, была возведена после великой победы императора Тита Веспасиана. Великой эту битву называли лишь римляне в тот период — сейчас такое действо трудно не назвать кровопролитной бойней. Но тогда Тита посчитали героем, хоть позже и возненавидели, и поставили в честь его арку.

81 г. н. э. — дата, когда арка Тита в Риме была воздвигнута. На момент ее открытия Тит уже был мертв и строительство монумента взял на себя его брат, Доминициан. Арка обозначала обожествление погибшего императора и должна была запечатлеть победу римлян над иудеями навеки. До наших дней Триумфальная арка Тита дошла не в первородном облике — ее реставрировали несколько раз, причем один раз еще при папе Пие VII в 19 столетии. Арка стала символом завоеваний Римской империи, каждый победный марш проходил через нее.

В каком облике дошла до на триумфальная арка Тита

Благодаря стараниям архитекторов-реставраторов арка Тита и арка Константина выглядят сейчас практически также, как два тысячелетия тому назад. Единственное, чего Триумфальная арка Тита лишилась — статуи императора, возвышенной ранее сверху постройки. До сих пор достоверно неизвестно, правда ли был похоронен Тит под аркой.

Это одиночная арка с цилиндрическим сводом. Вся постройка украшена изображениями, высеченными на рельефе символичного здания. Проем арки украшен колоннами не отделенными от общей массы достопримечательности. Находится арка Тита в конце Священной дороги, потому ее очень просто найти, если вы посетили Римский форум. Сверху арки красуется надпись, смысловой перевод которой обозначает: жители Рима посвящают эту арку божественному императору Титу Веспасиану. Возле арки можно разглядеть остатки подиумов прилегающих зданий, где ранее реализовывалась торговля и занимались государственными делами римляне.

Встречает туристов арка Тита двумя богинями Викториями, парящими со знаменем в руках по рельефному небу стены над колоннами. Самое интересное хранит с внутренней стороны арка Тита, где находятся 3 барельефные скульптуры:

  • триумфальный поход;
  • император на колеснице;
  • обожествление Тита.

Это только краткое описание того, что изображено на неровностях рельефа внутренней стены постройки. Уникальность стиля мраморных картин заключается в том, что с одной стороны изображение профильное, с другой отображает все три измерения с сохранением природных величин. Триумфальный поход, запечатленный внутри арки, так четко отображает облик римлян, что можно подумать, что на них одели реальную одежду и поставили у стены.

Но самая интересная картина находится напротив триумфального похода — это Тит едет верхом на колеснице, впереди него идут ликторы, повозку держит богиня Рома, а в это время обожествлением императора занимается Виктория. Уникальность картины заключается в том, что автор передал в ней движение — конь запечатлен несколько раз — это копии, создающие эффект анимации. Посмотреть на арку стоит хотя бы ради того, чтоб увидеть эту удивит�

�льную схему движения колесницы с императором — данное изображение еще не раз окажет влияние на современное искусство.

Арка Тита — описание истории победы в рельефных картинах, а также обожествления правителя Рима. Последнее высеченное изображение демонстрирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Вы увидите его, находясь между стен постройки и подняв голову вверх — там на софите Тит летит верхом на орле в свое новое царство.

Как добраться до Триумфальной арки Тита

Находится она на территории Римского форума (на юго-востоке), потому доехать до нее не составит труда — найдите на чертеже метро линию B и отправьтесь до станции Колизей. Именно за ним вы и найдете арку со всеми ее принадлежностями.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]