Прием на работу украинцев с временным убежищем

Прием на работу беженцев из Украины

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы:

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации[1].

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию. В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1–2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а)[2] или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1–2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами[3]. При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации[4]. В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу до получения ими статуса беженца или гражданства Российской Федерации.

Разработку законопроекта его авторы обосновывают тем, что с июня текущего года из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины возрос поток беженцев в Россию. По приведенным в пояснительной записке к документу данным, с начала политического кризиса на Украине в Россию прибыли более 400 тыс. украинцев. По данным МЧС России, в приеме беженцев из восточных областей Украины уже задействованы более 10 российских регионов.

[2] утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

[3] Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

[4] Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

НТВП “Кедр – Консультант”

ООО “НТВП “Кедр – Консультант” » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » Обязан ли работодатель, принявший на работу гражданина Украины, имеющего Свидетельство о предоставлении временного убежища, уведомлять об этом органы государственной власти?

Обязан ли работодатель, принявший на работу гражданина Украины, имеющего Свидетельство о предоставлении временного убежища, уведомлять об этом органы государственной власти?

Гражданину Украины в России выдали Свидетельство о предоставлении временного убежища.

Вопрос

Обязан ли работодатель принявший на работу такого гражданина, уведомлять какой либо орган государственной власти? ФМС? Налоговую?

Ответ юриста

При заключении трудового договора с работником – гражданином Украины, имеющим удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, организации нужно уведомлять территориальный орган в сфере миграции (в настоящее время – МВД России) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.

При этом уведомлять службу занятости населения и другие государственные органы (включая налоговую службу) нет необходимости.

Признание лица беженцем или гражданином, получившим временное убежище на территории РФ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 “О беженцах” (далее – Закон N 4528-1).

Беженцам выдается удостоверение беженца в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 4528-1, а лицам, получившим временное убежище, – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ в порядке ст. 12 Закона N 4528-1.

Согласно пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане, признанные беженцами в РФ, освобождены от получения разрешения на работу для осуществления ими трудовой деятельности в РФ до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.

Аналогичное правило действует и для лиц, получивших свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (пп. 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Согласно п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Форма уведомления о заключении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также Порядок ее представления утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 “О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации”.

Согласно п. 1, пп. “а” п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 “О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции” Федеральная миграционная служба упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.

Необходимо отметить, что территориальные органы в сфере миграции обмениваются с органами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных (абз. 5 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Дополнительно сообщаю, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными иностранными гражданами, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Такой вывод следует из абз. 1 п. 18 ст. 13.4 Закона N 115-ФЗ.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, сентябрь 2017 г.

Прием на работу беженца из Украины в 2022 году

В этом году устройство на работу украинца будет зависеть от документа, который подтверждает законность нахождения на территории нашего государства. Это может быть разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство (ВНЖ) или «безвизовый» статус.

Данный вопрос интересует не только директора предприятия, но и инспектора по кадрам и бухгалтера. Это связано с тем, что прием на работу такого гражданина контролируется трудовым и миграционным законодательством РФ. Если провести оформление сотрудника неправильно, то придется отвечать за совершенные ошибки перед законом.

Важно! С 09.09.2019 года в силу вступил новый бланк уведомления о приеме на работу гражданина из другого государства.

«Беженец» – что это за статус

Многие люди до конца не понимаю, кто такие беженцы и какими правами они обладают, проживая на территории другой страны. Чтобы не столкнуться с проблемами трудоустройства, лечения, обучения в этой статусе, необходимо четко разобраться в понятии, правах и обязанностях. Получение этого статуса не происходит автоматически, поэтому необходимо предоставлять определенный пакет документов.

Беженец – человек, который покинул страну постоянного проживания из-за сложившихся чрезвычайных ситуаций.

Важно! Официальный документ – удостоверение беженца. Оно позволяет пребывать на территории Российской Федерации, служит документом, который удостоверяет личность гражданина. Статус присваивается на неопределенный срок. Существуют условия его лишения. Каждые 18 месяцев этим гражданам необходимо проходить переучет.

Люди, которые не получили данный статус, имеет право трудоустраиваться, но при условии наличия патента. Если человек официально оформлен как беженец, то при устройстве на работу ему не потребуется предоставлять дополнительные документы.

Что касается патента, то он делается на 12 месяцев. Занимается оформлением этого документа Главное управление по вопросам миграции. Обращаться туда надо по месту проживания. Стоимость патента зависит от региона. В среднем за него придется отдать около 4000-5000 рублей.

Необходимо учитывать тот факт, что граждане из соседнего государства, которые имеют статус «временное убежище» при оформлении трудоустройства не предоставляют дополнительную документацию. Потому что они относятся к безвизовым иностранцам.

Какие существую особенности устройства на работу

В законах, актах и постановлениях нашего государства прописано, что директор предприятия вправе трудоустраивать украинских граждан, как и других иностранцев, но при присутствии у них соответствующих документов. У человека должно быть разрешение. Если организация принимает работника из страны, которая имеет статус безвизового режима, то не нужно получить разрешение и дополнительно платить госпошлину. Это регламентируется Федеральным законом №155-ФЗ от 25.07.2002 года п. 4.5. статьи 13.

При трудоустройстве, чтобы избежать проблем с государственными органами, нужно оформить такого гражданина согласно букве закона. Если проигнорировать правила и нюансы оформления, придется платить большие штрафы. Условия приема на работу гражданина из соседнего государства в большей степени зависят от предоставленного им документа, статуса и вида разрешения.

Патент

Патент – разрешение на трудовую деятельность иностранцам на территории данного государства. Выдается документ на определенный срок и определенную профессию. Сроки действия данного разрешения – от 30 дней до 12 месяцев.

Устроиться на работу по данному документу гражданин обязан в течение 60 дней со дня его получения. Если это не произойдет, то патент аннулируется. Все сроки и условия регулируются федеральным законом №115. Действительность документа обязательно проверяется в государственном органе – ГУВМ МВД Российской Федерации. Патент является основанием для официального устройства на работу вне зависимости от статуса предприятия.

Разрешение на временное проживание (РВП)

РВП позволяет человеку из другой страны находится на территории нашей страны без необходимости выезжать через определенный срок времени. Штамп о данном разрешении ставится в паспорте или ином подтверждающем документе.

  1. РВП выдается на 36 месяцев.
  2. Не подлежит продлению.
  3. При наличии РВП не нужно иметь дополнительное разрешение на трудоустройство.
  4. Работать разрешается только в том регионе, где было получено РВП.
  5. Устройство на работу осуществляется по общим правилам приема иностранца.
  6. Данные разрешения заносятся в договор.

Вид на жительство (ВНЖ)

Если у гражданина из другой страны имеется вид на жительство, то он имеет право устроиться на работу по правилам для россиян. Дополнительные разрешения на трудоустройство не требуются. Работать можно в любом регионе страны.

Данные ВНЖ заносятся в договор, который заключается при трудоустройстве. Что касается налогов и сборов, то они такие же, как и для граждан России. При этом работодатель обязан уведомить Государственное управление по вопросам миграции о принятии на работу гражданина, имеющего вид на жительство.

Статус беженца

Гражданин с правом временного убежища должен иметь соответствующий документ – удостоверение или свидетельство установленного образца. Действует удостоверение беженца в течение 36 месяцев. Его можно продлить, но не больше, чем на 6 месяцев. Что касается свидетельства о временном убежище, то его срок действия – 12 месяцев.

Данные документы могут служить документами, подтверждающими личность. Оригинальный паспорт гражданин сдает в миграционную службу. Каждые 6 месяцев человеку с таким статус необходимо проходить переучет. Преимущество – не требуется дополнительно оформлять разрешение на трудоустройство. Граждан со статусом беженца, принимают на работу, как и обычных россиян. Работодатель в обязательном порядке обязан уведомить о таком сотруднике Государственное управление по вопросам миграции.

Граждане из ЛДНР

Люди, которые прибыли из Луганской и Донецкой Народной Республики – особая группа лиц. При устройстве на работе такой гражданин должен предоставить паспорт ЛНР или ДРН, или Украины с пропиской на данной территории. В России эти паспорта считаются официальными документами. Трудоустройство происходит на общих основаниях для иностранцев из страны с безвизовым режимом. Требуется патент, разрешение, разрешение временного проживания или вид на жительство. Разрешение на трудоустройство выдается специальным государственным органом.

Как проходит трудоустройство

Чтобы оформить на работу гражданина с Украины, рекомендуется придерживаться законодательно установленной инструкции.

  • определение правового статуса гражданина, который хочет устроиться на работу;
  • запрос документа, разрешающего заниматься трудовой деятельностью;
  • запрос документов, необходимых для оформления на работу и заключения трудового контракта;
  • оформление договора, в котором необходимо указать данные из разрешающих документов;
  • оформление приказа о приеме на работу;
  • ознакомление сотрудника с внутренней документацией предприятия;
  • оформление личной карточки;
  • оформление записи в трудовой книжке;
  • уведомление Государственного управления по вопросам миграции.

Документы, которые нужны для устройства на работу

От будущего сотрудника из другой страны необходимо потребовать документы, список которых регламентируется статьями Трудового кодекса Российской Федерации.

  1. Паспорт, удостоверение беженца или иной документ, который подтверждает личность гражданина.
  2. Документ, который подтверждает законность нахождения на территории Российской Федерации.
  3. Разрешение, позволяющее официально работать на любом предприятии государства. Это может быть патент, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца.
  4. Трудовая книжка образца, признанного на территории Российской Федерации.
  5. Страховой номер индивидуального лицевого счета.
  6. Полис добровольного медицинского страхования.
  7. Документ, подтверждающий высшее или среднетехническое образование.

В некоторых предприятиях могут потребовать от гражданина справку о несудимости из соответствующих органов страны прибытия и Российской Федерации. Если у него нет страхового номера индивидуального лицевого счета, медицинского полиса или трудовой книжки, то оформлением этих документов занимается руководитель предприятия. Если представляемые документы на нерусском языке, то гражданин должен предоставить их официальный перевод.

Медицинское обследование

Согласно Российскому законодательству, работодатель обязан организовать медицинское обследование для сотрудников определенных профессий. Также прохождение медкомиссии является обязательным для граждан, прибывших из другого государства. По итогам у него должны отсутствовать нарушения и патологии, прописанные Приказом Министерства здравоохранения № 384н .

Если человек уже проходил медицинскую комиссию, когда получал патент, то он все равно проходит повторное обследование при устройстве на работу. Организация медицинского обследования осуществляется за счет директора предприятия.

Как происходит заключение трудового договора

Заключение трудового договора с таким гражданами проходит на общих основаниях. Виды – срочный и бессрочный. Договор расторгается в случае аннулирования, окончания разрешения на работу, срока проживания. Сроки действия предоставляемых документов должны учитываться работодателем при устройстве на трудоустройстве гражданина.

Форма документа типичная. В договоре обязательно указываются данные документов, разрешающих работать на территории Российской Федерации. Язык составления – русский.

Как происходит уведомление государственных органов о заключение договора

После заключения договора с гражданином другого государства работодателю необходимо предоставить соответствующую информацию в Государственное управление по вопросам миграции в установленной форме. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней со дня заключения. Сроки установлены законодательно. Если работодатель является принимающей стороной, то предоставляется еще один документ установленного образца.

Уплата налогов и сборов

Граждане из другой страны, которые хотят работать на территории России также должна платить налоги, сборы. Исчисление происходит по установленным правилам.

Налог на зарплату

  • налоговый резидент;
  • высококвалифицированный;
  • участник программы по переселению;
  • беженец;
  • прибыл по безвизовому режиму;
  • имеет патент

На заработную плату обязательно начисляется взнос и социальное страхование. Для граждан, которые постоянно проживают в России, такие же страховые взносы, как и для россиян.

Ответы на вопросы по теме

Вопрос: Если у меня есть патент, мне могут отказать в работе?

Ответ: При наличии патента гражданина устраивают на работу на общих основаниях. Отказать в предоставлении рабочего места могут только в том случае, если сотрудник не подходит на данную должность.

Вопрос: Имея статус беженца, я могу устроиться на государственное предприятие?

Ответ: Да. С этим статусом гражданин может трудоустроиться на любое предприятие и организацию.

Типичные ошибки по теме

Ошибка: Если я переехал из ДНР, то могу не оформлять никакие дополнительные разрешения.

Ответ: Ошибочное мнение. Гражданам из ЛНР и ДНР необходимо дополнительно оформлять патент, разрешение, разрешение временного проживания или вид на жительство. Разрешение на трудоустройство выдается специальным государственным органом.

Ошибка: Если у меня закончился патент или разрешение на работу, то мой контракт не могут прервать.

Ответ: Договор расторгается в случае аннулирования, окончания разрешения на работу, срока проживания.

Прием на работу гражданина Украины с свидетельством о предоставлении временного убежища

Хочу принять на работу гражданина Украины с свидетельством о предоставлении временного убежища в РФ.

Что нужно для этого сделать, что бы было все правильно и не попасть на штрафы?

При приеме на работу граждан из Украины, организации необходимо руководствоваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ для работы на территории РФ иностранный гражданин из Украины должен получить разрешение на работу, кроме случаев, определенных данной статьей.
При этом согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ введен пп. 12, в соответствии с которым иностранные граждане, получившие временное убежище на территории Российской Федерации, освобождены от получения разрешения на работу для осуществления ими трудовой деятельности в РФ до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Следовательно, российская организация может принять на работу гражданина Украины, получившего свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, без разрешения на работу в РФ.

Также пп. «з» п. 3 ст. 1 этого Закона в ст. 13 Закона N 115-ФЗ добавлен п. 8, где сказано, что работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

При оформлении трудового договора с иностранным гражданином, также следует иметь в виду положения

ст. 327.2 ТК РФ Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства

Наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Здравствуйте! Согласно ст. 13 Закона № 115-ФЗ «4.
Работодатель… имеют право привлекать… иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.Указанный порядок не распространяется на иностранных: . 12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.» Следовательно, условия приема на работу такого гражданина такие же как и для гражданина России.

Также не нужно сообщать о факте трудоустройства органы ФМС.

Если у него имеется свидетельство о том, что он получил на территории РФ временное убежище, то получать разрешение на работу ему не требуется. Таким образом, к данному работнику предъявляются только общие требования при его трудоустройстве, уплаты обязательных платежей.

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Я приведу Вам часть статейки из газеты «РИА „Новости“, в котором дается некоторое разъяснение по вопросу беженцев и жителей Украины, пожелавших проживать в России.

Как пояснил в среду, 22 июля, журналистам глава ФМС РФ Константин Ромодановский, теперь ситуация будет меняться.

«С первого августа текущего года мы запускаем
для граждан Украины 120-суточный механизм определения своего правового
трудового статуса. Если гражданин этой страны получит патент, разрешение
на временное проживание или иной статус, разрешающий ему здесь находится,
то никаких проблем у него не будет. Если же он находится в тени, работает
тайно или тайно тут пребывает, то через 120 суток мы закроем ему
въезд на российскую территорию сроком на три года», — сказал
министр.
По его словам, закрытие права на въезд в Россию будет происходить автоматически — после того, как нарушитель сроков покинет российскую территорию, его данные будут внесены в специальную электронную базу данных, и обратно его уже не пустят.
При этом Ромодановский подчеркнул,
что украинцев, которые убежали от войны из Донецкой или
Луганской области, все эти нововведения не коснутся — для них
сохранится льготный миграционный режим пребывания в России.

Вам в первую очередь необходимо уведомить УФМС

В соответствии с ПриложениемN 4
к приказу Федеральной
миграционной службы
от 28 июня 2010 г. N 147

Порядок
представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина

1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее — организация), уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина в территориальные органы ФМС России, в том числе порядок его заполнения, приема и сроков представления.
2. Организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления.
4. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
5. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
6. Уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России регистрирует полученное уведомление с проставлением на нем регистрационного номера.

Форму уведомления для заполнения Вы можете найти пройдя по ссылке (http://base.garant.ru/12177712/#block_3000).

Ни налоговые органы, ни центр занятости о приеме иностранного работника уведомлять не нужно

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», N 115-ФЗ от 25.07.2002

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

Прием на работу беженца в 2022 году

Беженец – это лицо, которое получило временное убежище. Такие лица могут трудиться на территории РФ и для этого они не должны оформлять разрешение на работу. Но предоставляется эта льгота только до того момента, как им будет утрачен статус беженца. Работодателю для приема на работу беженца не нужно будет оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. Трудовая деятельность беженцев осуществляется по тем же правилам, что действуют и для российских граждан. То есть, принимаются они на работу в порядке, предусмотренном для приема граждан РФ. В статье рассмотрим прием на работу беженца в 2022 году.

Прием на работу беженца в 2022 году

В первую очередь работодатель должен получить от беженца определённый перечень документов. В этот перечень в обязательном порядке входит документ, удостоверяющий личность. Беженец в этом случае предъявляет удостоверение беженца. Выдается это удостоверение на срок не более трёх лет, с возможностью продлить его ещё на пол года. Оно выдается на тот срок, пока иностранец признается беженцем.

Если иностранец получил временное убежище, то для него в качестве документа, удостоверяющего личность, будет является свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ. Это удостоверения выдается на срок до одного года.

Справка о том, что иностранцу предоставлено временное убежище не предусмотрена и в качестве документа, удостоверяющего личность, представлена быть не может. Национальный паспорт иностранца и другие его документы, удостоверяющие личность, хранятся в миграционной службе и поэтому работодателю представлены быть не могут (Читайте также статью ⇒ Прием на работу мигранта с патентом).

Беженцы из Украины

Беженцы, прибывшие из Украины, в нашей стране находятся как временно пребывающие лица. Позже они оформляют статус временного убежища (временного проживания), которое выдается на 1 год. Получив его, прибывшие из Украины могут получить статус беженца, дающий право на социальную поддержку со стороны российского государства, а также на возможность трудоустройства в РФ.

Статус беженца

Важно! Для того, чтобы официально подтвердить свой статус беженца, прибывшими гражданами оформляется удостоверение беженца. Это удостоверение позволяет пребывать в РФ, а также удостоверяет личность гражданина. Присваивается такой статус бессрочно, но его можно лишиться. В соответствии с законом «О беженцах» прибывшие в РФ лица, признанные беженцами должны каждые полтора года проходить переучет.

Даже если граждане, прибывшие из Украины не получили статус «беженец» или «временное убежище», они вправе трудоустроится, если у них есть патент. Если один из указанных статус у них оформлен, то дополнительных документов для трудоустройства не потребуется. Патент оформляется на 1 год в ГУВМ МВД в отделении по месту регистрации. Стоимость патента складывается из базовой стоимости, равной 1200 рублей, которая умножается на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент. Таким образом, стоимость патента будет различаться в зависимости от региона. Например, в Москве она составит 4200 рублей. При приеме на работу прибывшего из Украины гражданина, имеющего статус «временное убежище», оформление дополнительных документов не потребуется. Это связано с тем, что граждане, прибывшие из Украины относятся к безвизовым иностранцам.

Прием на работу беженца с Украины

Порядок трудоустройства украинских беженцев практически не отличается от приема граждан России. Исключение будет составлять перечень документов, в состав которых входят некоторые дополнительные документы. Иногда работодатели принимают на работу беженцев из Украины на сезонную работу, при которой предоставляется жилье и питание. Трудовое соглашение оформляется в письменном виде. Помимо основных условий в договоре также могут указываться и дополнительные условия. Для оформления потребуется предоставить определенный перечень документов:

  • Паспорт, либо другой, удостоверяющий личность документ;
  • Трудовую книжку;
  • СНИЛС (если его нет, работодатель должен его оформить);
  • Документы воинского учета;
  • Документы об образовании;
  • Справку об отсутствии судимости, уголовного преследования;
  • Справку об отсутствии административных наказаний за потребление наркотических или психотропных веществ без медназначения;
  • Миграционную карту;
  • Удостоверение беженца, иной документ для подтверждения статуса временного проживания.

Работа для граждан с Украины

Работа, которая предоставляется беженцам с Украины – это вахтовая работа, сезонная работа. В этом случае гражданам предоставляют проживание в общежитиях. Устроиться они могут на любую специальность или профессию, например, строителем, инженером, монтажником или т.д. Отдельное жилье в этом случае, как правило, не предоставляется, обычно это просто общежитие.

Алгоритм приема на работу беженца с Украины

Важно! Если кандидат, принимаемый на работу, имеет статус беженца, то он должен предоставить соответствующее удостоверение. Только если этот документ у него есть, на работу его можно принимать по правилам, действующим и для российских граждан.

После этого в обязательном порядке необходимо уведомить миграционную службу. Граждане Украины являются иностранными гражданами, а значит и требования по уведомлению одинаковы. Алгоритм действий при приеме на работу будет следующим:

  • Первым делом необходимо выяснить какой статус имеет иностранец. В зависимости от его статуса будет различаться и порядок приема на работу.
  • Запрос документов. Принимаемый на работу иностранец должен предоставить указанный выше перечень документов.
  • Заключение трудового договора. После того, как иностранец предоставит нужные документы, с ним можно заключить трудовой договор. После этого оформляется приказ на работу и вносится запись в трудовую книжку работника.

Уведомление о приеме иностранца на работу

После того, как будет заключен трудовой договор с иностранцем из Украины, об этом необходимо уведомить миграционную службу. После того, как трудовой договор с ним будет расторгнут, также необходимо направить уведомление в миграционную службу. И в первом и во втором случае сделать это нужно не позднее трех дней с момента заключения или расторжения договора. Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России №147 от 28.06.2010. При заполнении форма можно пользоваться техническими средствами, аббревиатуры, сокращения, исправления не допускаются. Направить уведомление можно лично, по почте, либо в электронном виде в отдел ГУВМ МВД.

Прием граждан ДНР и ЛНР

Важно! Граждане из ДНР и ЛНР являются особой группой украинцев. При трудоустройстве они могут предъявить паспорт гражданина ДНР, либо ЛНР. В РФ эти паспорта признаются и они могут приниматься как удостоверения личности

При этом следует помнить, что признание этих паспортов будет действовать только до момента, пока ситуация не будет урегулирована. После этого такой паспорт не будет являться официальным документом, поэтому будет лучше, чтобы при трудоустройстве они предоставили украинские паспорта.

Прием на работу украинцев со статусом временного убежища

Как правило, иностранцам в России для того, чтобы начать трудовую деятельность, необходимо получить разрешение на работу. Но статус временного убежища даёт больше свободы в данном вопросе. Свои особенности есть, но приём на работу не сильно отличается от основной массы сотрудников.

Приём на работу

Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.

Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении ГУВМ МВД, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.

Тем не менее, принятие на работу людей с предоставленным временным убежищем требует от работодателя определенных знаний закона. Временное убежище – статус особый, никаких дополнительных бумаг для работы от украинцев не требуется, нет нужды уведомлять органы ГУВМ об их приёме на работу. Но необходимо отправить уведомление в налоговую службу о том, что на рабочее место принят гражданин другой страны. Хотя само взимание налогов от этого не меняется.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

Пример свидетельства о предоставлении временного убежища

Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.

Подробнее о приеме на работу граждан Украины в РФ читайте на нашем сайте, пройдя по данной ссылке.

Необходимые документы

Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:

  1. Удостоверение личности, в данном случае это свидетельство о предоставлении временного убежища.
  2. Медицинская комиссия, если этого требует трудовой кодекс, некоторые фирмы самостоятельно оплачивают медицинское обследование для своих сотрудников.

Свидетельство о прохождении медкомиссии

Образец врачебного свидетельства о состоянии здоровья иностранного гражданина

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Образец свидетельства обязательного пенсионного страхования

Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.

Трудовые налоги

Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.

Страховые взносы в пенсионный фонд

Калькулятор

С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.

Обязательное медицинское страхование

По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.

Фонд социального страхования

В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.

В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.

Травма

Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.

Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.

Как найти работу

Граждане Украины, особенно квалифицированные специалисты, легко могут найти работу на территории России. Приём на работу граждан со свидетельством о предоставлении временного убежища не требует от работодателя дополнительных разрешений. Также нет квот на приём таких работников.

Поиск работы

Если есть время, можно взяться за поиск работы самостоятельно. Процедура поиска работы одинакова во всех странах: поиск подходящей вакансии, звонок, собеседование. Тем более, разрешение на работу не требуется, а значит, не предстоит никаких лишних затрат и бумажной волокиты.

Когда собственных средств к существованию нет, и поиск работы становится вопросом выживания, резонно обратиться в центр занятости населения. Пособия иностранным гражданам не полагается, зато можно быстро получить список свободных вакансий и получить хотя бы временную, пусть и не очень желанную работу.

Открытие ИП

По законам Российской Федерации открыть ИП на территории страны может как российский, так и иностранный гражданин. По закону о беженцах, лица, получившие статус беженца в России или временное убежище имеют право на территории страны работать и заниматься предпринимательством. Следовательно, со стороны закона нет никаких препятствий для оформления документов на открытие индивидуального предприятия.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

    Заявление по установленной форме. Образец можно найти на официальном сайте налоговой службы, там же есть образец заполнения.

Заявление о регистрации ИП

Образец заявления о регистрации ИП

РВП

Загвоздка в открытии ИП временного убежища кроется как раз в последнем пункте. Требуется РВП или ВНЖ в России. Эта небольшая поправка часто становится препоной, хотя и противоречит закону о беженцах.

В разных регионах страны дела с открытием ИП лиц с временным убежищем обстоят по-разному. Часто всё зависит непосредственно от лица, принимающего документы.

Во многих случаях выгоднее выход оформить РВП и только потом обращаться за открытием ИП.

Кроме того РВП – это уже шаг к получению российского гражданства, а значит, не придётся бросать свой открытый бизнес, если исчезнут обстоятельства на предоставление временного убежища.

Гражданам Украины , получившим статус временного убежища на территории РФ , не требуются дополнительные документы для устройства на работу. Что касается рабочего законодательства, они полностью приравниваются к жителям России, имеют те же права и обязанности на рабочем месте. Так же как и с остальных рабочих, с них удерживаются налоги, но за счёт этого они получают все социальные гарантии.

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца на территории Российской Федерации

Давно ничего не публиковала по теме трудовой миграции. Тем не менее, вопросов как у наших клиентов, так и у других работодателей, привлекающих иностранный персонал, все равно много.

На данный момент остаются актуальными вопросы оформления граждан Украины покинувших страну в экстренном порядке и оформивших в России временное убежище.

Нам часто задают вопросы:

— должно ли быть у беженцев разрешение на работу?

— можно ли брать на работу гражданина Украины со справкой о том, что его документы приняты для оформления временного убежища,

— можно ли брать на работу украинца со свидетельством о предоставлении временного убежища на работу в Москву, если свидетельство было выдано в Красноярске?

— нужно ли уведомлять органы ФМС и ЦЗН о том, что взяли на работу работников с таким статусом?

Эксперты ГК ОСТ объединили эти вопросы и подготовили разъяснение, которое я предлагаю для ознакомления.

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»[1] в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу, а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг[2] (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников[3].

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство (см. картинку). Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ[4].

При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев[5].

Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре[6].

Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса[7].

Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников[8]. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность[9].

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев – «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется. Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г. № ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым. Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган[10]. Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г[11].

В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой)[12].

Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.

Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ “О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ. В названой части Закон вступил в силу с 8 октября 2014г.

В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

[1] Вступил в силу с 16.05.2014г.

[2] Далее по тексту – работодатель

[3] Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

[4] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[5] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[6] В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

[7] Статья 11 Трудового Кодекса.

[8] Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[9] Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

[10] Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

[12] В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

[13] Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]