Опера Гарнье — великий парижский театр

Театр из «Призрака оперы»: история Гранд-оперы в Париже

Diletant.media продолжает знакомить читателей с величайшими театрами мира. На очереди Гранд-опера или так называемая Опера Гарнье в Париже, один из самых известных театров оперы и балета и «главный герой» знаменитого романа Гастона Леру «Призрак оперы». Как создавалась Гранд-опера, произведения каких великих композиторов были в ее репертуаре, и когда перед театром поставят памятник Дягилеву — обо всем этом узнайте прямо сейчас.

Как ты яхту назовешь, так она и поплывет

У театра «Гранд-опера» непростая судьба. Он был основан в 1669, но назывался тогда по-другому — «Королевская академия музыки». По приказу Людовика XIV организацией театра занялись поэт Пьер Перрен и композитор Робер Камбер. Через два года академию музыки объединили с академией танца и в 1671 году на сцене театра была поставлена первая трагедия «Помона», созданная его основателями. С тех пор название театра не раз менялось, он успел побывать «Театром искусств», «Театром Республики и искусств», «Театром оперы», «Императорской академией музыки», «Королевской академией музыки и танца», а «Гранд-оперой» театра стал называться лишь с 1871 года. Правда, сейчас сами парижане чаще называют его Оперой Гарнье, чтобы не путать с открывшейся в 1989 году Оперой Бастилии.

1.jpg

Опера Бастилии в Париже

В стиле императора Наполеона III

Современное здание театра было спроектировано в 1860 году и строилось почти 15 лет! Виной тому была война 1870 года, падение имперского режима и провозглашение Парижской коммуны. При открытии в 1875 году к власти уже пришла Третья Республика, так что архитектору театра даже пришлось покупать билет за свой счет. А идея постройки появилась, по легенде, в 1858, когда в здании старой оперы совершили покушение на Наполеона III. Император не пожелал больше слушать оперу в этом опасном месте и приказал построить новый театр.

Конкурс на лучший проект выиграл Шарль Гарнье, тогда еще никому не известный архитектор 35 лет. На своих эскизах Гарнье соединил признаки совершенно разных стилей, благодаря чему получил уникальное здание. Поклонники театра любят рассказывать историю, как однажды императрица Эжени с недоумением спросила у архитектора, что это за стиль. Гарнье не растерялся и ответил: «Это стиль императора Наполеона III.»

2.jpg

Гранд-опера в Париже

Бронза и позолота

Постройка Гранд-оперы потребовала от казны немалых расходов — почти 36 миллионов франков золотом! Это и неудивительно, одной только позолоты на фасад театра, иногда называемого еще дворцом Гарнье, ушло немало. Парадная лестница театра — его настоящая визитная карточка. Вестибюль выложен мрамором всевозможных цветов, внизу лестницы стоят своеобразные торшеры — две бронзовых женских фигуры, держащих настоящие букеты из света. Фойе театра похоже на парадную галерею замка. Из некоторых окон открывается вид на Лувр, и возле одного из них расположена копия бюста архитектора Гарнье. Зал театра выполнен в итальянском стиле в форме подковы.

В 1964 году потолок, украшенный огромной люстрой, расписал сам Марк Шагал! Интересная особенность театра — настоящее подземное озеро, о котором упоминает в своей книге Гастон Леру. Дело в том, что при постройке под фундаментом дворца обнаружили подземные воды, которые пришлось выкачать в большой бетонный резервуар. Теперь это озеро служит запасом воды «на всякий пожарный».

3.jpg

Фойе театра

От Люлли до Мусоргского

На протяжении всей истории театра в нем работали самые известные композиторы, дирижеры и балетмейстеры того времени (балетная школа при Гранд-опере была создана в 1713 году). В конце XVII века театр возглавлял Жан-Батист Люлли, создатель жанра лирической трагедии. XVIII век в театре прославился лирическими трагедиями Жана-Филиппа Рамо, а вторая половина этого столетия знаменита поистине реформаторскими операми Кристофера Глюка, в числе которых произведения на античную тему «Ифигения в Авлиде», «Орфей и Эвридика», «Ифигения в Тавриде» и многие другие. В XIX веке на сцене Гранд-оперы блистал Джоаккино Россини, а к XX веку парижский театр собрал настоящее созвездие композиторов.

В репертуаре можно было встретить Модеста Мусоргского («Борис Годунов»), Рихарда Штрауса («Саломея»), Игоря Стравинского («Соловей»), Джордже Энеску («Эдип»), Анри Соге («Пармская обитель») и многих других. К тому же с 1903 по 1913 годы в Гранд-опере были показаны несколько спектаклей в ходе знаменитых парижских «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

4.jpg

Жан-Батист Люлли, знаменитый руководитель Гранд-оперы

Парижский Дягилев

О Дягилеве в столице Франции помнят до сих пор. В 2009 году было выдвинуто предложение по установке перед зданием Гранд-оперы памятника знаменитому антрепренёру. В конкурсе победил проект русского скульптора Виктора Митрошина. Правда, Жан Тибери, бывший тогда мэром Парижа, оказался против, так что создание памятника затянулось. Сменивший его на посту Бертран Деланоэ проект поддержал, и дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас за работами следит даже сам Пьер Карден! Правда, когда все-таки установят памятник — пока неизвестно. До этого в Париже уже был установлен бюст Дягилева, созданный петербургским скульптором Левоном Лазаревым.

5.jpg

Сергей Дягилев, портрет работы Леона Бакста

Гранд-Опера в Париже

Гранд-Опера или Опера Гарнье – главный театр французской столицы и одна из величайших оперных сцен мира. Роскошный дворец, где парижане впервые услышали бессмертные шедевры Прокофьева и Стравинского, легендарный театр, в котором над декорациями корпел сам Пикассо, а в качестве художника по костюмам выступала великая Шанель, был и остается частью мирового культурного наследия.

Театральные подмостки Гранд-Опера в Париже – это своего рода музыкальный олимп, который покоряется лишь избранным. Место, где срывали овации Федор Шаляпин и Галина Вишневская, в котором представляли свои сложнейшие программы Рудольф Нуреев и Вацлав Нижинский, уже давно стало национальным символом Франции и одной из знаковых достопримечательностей ее столицы.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Гранд-Опера

История Оперы Гарнье

История театра берет свое начало в 1669 году, после того как Людовик XIV официально признал оперу отдельным видом искусства. Гранд-Опера стала 13-й концертной площадкой, построенной в Париже в этот период. После Великой французской революции и вплоть до начала XIX века театр только и делал, что менял свои названия, превращаясь то в Театр Искусств, то в Театр Оперы, то вновь возвращаясь к первоначальному титулу Королевской академии музыки и танца.

Своим современным видом Опера Гарнье частично обязана Наполеону III. Обеспокоенный совершенным на него покушением в зале старой оперы, монарх пришел к мысли, что было бы неплохо обзавестись новым театром, в который не смогли бы проникнуть недоброжелатели. Через некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект будущего храма искусств, который, вопреки всем ожиданиям, выиграл неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Несмотря на постоянные сложности в работе (неудачный выбор места, войны), он блестяще справился с поставленной задачей, потратив на свое детище почти 15 лет жизни.

Торжественное открытие Гранд-Опера состоялось в январе 1875 года. Всего на реализацию «императорской прихоти» было потрачено 36 млн франков, при этом окончательно сооружение так и не было достроено. Кстати, сам монарх до этого торжественного момента не дожил.

Гранд-Опера: внешний вид здания

Южный фасад Оперы Гарнье – это парадная часть здания, призванная удивлять и производить впечатление. Основанием массивного сооружения служит галерея, на которую, в свою очередь, опирается мраморная колоннада лоджии. Все элементы композиции щедро украшены лепниной в виде античных масок и растительного орнамента. Здесь же можно отыскать бронзовые бюсты великих композиторов: Бетховена, Моцарта, Россини и других. Гранд-Опера венчает гигантский купол из зеленой меди, на вершине которого расположена скульптурная группа, изображающая Аполлона и двух муз. По углам театрального фасада застыли в торжественных позах статуи Поэзии и Гармонии. Стоит заметить, что скульптура древнегреческого бога несет не только эстетическую, но и практическую функцию: металлическая лира в его руках играет роль громоотвода.

Если вам интересно, как выглядел создатель всего этого великолепия, добро пожаловать к западной стене Гранд-Опера. Здесь можно отыскать бюст самого Шарля Гарнье, а заодно посмотреть на подъезд, спроектированный специально для Наполеона III. Продуманная система пандусов позволяла императорской карете подъезжать прямо к театральному входу, тем самым помогая обезопасить венценосную персону от возможного покушения. Сегодня в западной части здания расположился ресторан «Фантом». Заведение интересно тем, что оно полностью состоит из стеклянных модулей. Такой способ строительства использовался специально, чтобы не нарушить архитектурный стиль оперного дворца.

Со стороны восточного фасада Гранд-Опера находится вход для парижской элиты и обладателей толстого кошелька, которые арендовали ложи. Северная стена обеспечивает доступ в здание работникам сцены.

Внутренние помещения

Первое, что встречает гостей Оперы Гарнье – это 30-метровая мраморная лестница, имеющая необычную разветвленную конструкцию. Когда-то неспешные прогулки по ее пролетам были исключительно привилегией местного бомонда, а сегодня почувствовать себя парижским аристократом и пройтись по белоснежным ступеням может любой турист. Кстати, взбираясь по лестнице Гранд-Опера, не забудьте взглянуть вверх и оценить великолепную потолочную роспись холла.

Библиотека-музей

В западной части здания, часто называемой Ротондой императора, расположилась библиотека-музей. Здесь все желающие могут познакомиться с любопытными фактами из прошлого театра. Местная экспозиция состоит в основном из фотографий, картин и миниатюрных макетов театральных декораций.

Театральный зал

Все выступления в стенах Гранд-Опера проходят в театральном зале. Помещение размером 32×31 м² имеет форму подковы и оформлено в насыщенных золотисто-красных тонах. Центральную часть потолка занимает восьмитонная хрустальная люстра. Это кажется невероятным, но на своих изысканных бархатных креслах зал способен разместить не менее 1900 зрителей. Кстати, плафон Оперы Гарнье расписывал наш соотечественник – Марк Шагал. Выбор кандидатуры художника-авангардиста вызвал много споров и кривотолков, однако в 1964 году уже немолодой Шагал все-таки представил на суд театрального руководства готовый холст. Полотно, площадью 220 м², было разделено на 5 разноцветных секторов, каждый из которых изображал сюжет из классической оперы или балета. Так, например, на зеленом фрагменте можно было увидеть героев оперы «Тристан и Изольда», а также персонажей балета «Ромео и Джульетта». Красный демонстрировал эпизоды из «Жар-птицы» и «Дафниса и Хлои». Желтый был посвящен «Лебединому озеру» и «Жизели». Синий отсылал зрителя к операм «Борис Годунов» и «Волшебная флейта». А на белом разместились герои «Пеллиаса и Мелизанды». Центральную часть плафона художник украсил мотивами из музыкальных произведений Бизе, Верди, Бетховена и Глюка.

Танцевальное фойе

За театральной сценой, скрытое от любопытных глаз железным и бархатным занавесами, находится одно из самых пикантных мест Оперы Гарнье – Танцевальное фойе. Роскошный холл с позолоченными стенами и зеркальными панелями предназначался для разогрева балетных трупп перед грядущим представлением. Правда, по своему прямому назначению помещение практически не использовалось. Довольно быстро фойе превратилось в салон для местных богатеев, приходивших сюда, чтобы пофлиртовать с хорошенькими балеринами, предложить им свое покровительство и щедрое содержание. Попытки перекрыть парижской знати доступ в зал делались неоднократно, но заканчивались они, как правило, ничем. Лишь в 1935 году вход в закулисье для зрителей был окончательно закрыт. Сегодня главной достопримечательностью Танцевального фойе являются портреты величайших балерин Франции. Здесь можно увидеть изображение таинственной мадемуазель де Ла Фонтен, Франсуазы Прево, Марии-Терезы де Сублиньи и других основоположниц современного балетного искусства.

Гранд-фойе

Во время антракта гости Гранд-Опера обычно прогуливаются по фойе. Вестибюль выполнен в виде замковой галереи и из него открывается прекрасный вид на главную театральную лестницу. Многочисленные окна и позолоченное кружево декора придают помещению необыкновенное изящество и воздушность. Конечная точка холла – зеркальный салон, в который обязательно стоит заглянуть ради уникальной потолочно-настенной росписи кисти Клэрэна.

Легенды Оперы Гарнье

Слухи, легенды и суеверия уже давно стали неотъемлемой частью Гранд-Опера. Своей главной «страшилкой» театр обязан Гастону Леру – автору легендарного романа «Призрак Оперы». Произведение, действие которого разворачивается на театральных подмостках и в подвалах дворца, повлекло за собой череду странных событий…

Например, ходит слух, что руководство театра никогда не сдает 5 ложу в первом ярусе. Якобы абонемент в нее пожизненно закреплен за Эриком (тем самым Призраком Оперы), и нарушение правила приведет к самым непредсказуемым последствиям. Легенда, конечно, не имеет под собой обоснования, но поскольку однажды в театре уже произошла трагедия (во время представления сорвало противовес хрустальной люстры, и она упала в зрительные ряды), руководство Оперы Гарнье предпочитает не рисковать.

Сочиняются невероятные легенды и о личности самого Призрака. Так, например, можно услышать душещипательную историю уродливого молодого человека, помогавшего Гарнье разрабатывать проект здания. Эрик (так звали героя) влюбился в одну из актрис театра, но романтическое увлечение закончилось для изувеченного зодчего трагически… Впрочем, не исключено, что этот сюжет придуман специально для привлечения туристов, чего не скажешь об истории, связанной с озером. Если вам доводилось читать знаменитое произведение Леру, то вы вспомните, что в нем писатель рассказывал об удивительном водоеме в подвалах здания. Безусловно, без художественного вымысла тут не обошлось, но огромный резервуар с водой в нижних этажах театра имеется.

Интересные факты

В бассейне, созданном в подвальном помещении Гранд-Опера на случай пожара, водятся настоящие карпы, которых подкармливают сотрудники театра.

Подвалы Оперы Гарнье сообщаются с сетью парижских катакомб.

На крыше театра, как и на крышах многих других парижских зданий, установлен пчелиный улей.

В 1907 году директором французской компании «Граммофон» в стенах Гранд-Опера были спрятаны 24 диска с лирическими песнями. Записи предназначались для будущих поколений. Привет из прошлого обнаружили в 1988 году во время реставрационных работ в здании Оперы Гарнье. Записи были открыты спустя 100 лет и перевыпущены звукозаписывающей компанией EMI на 3 компакт-дисках.

Информация для туристов

Посещение самого красивого театра Франции – развлечение недешевое. Место с хорошей обзорной зоной в среднем обойдется в 250 евро (оперное представление). За балетный спектакль придется выложить от 25 до 250 евро. Цены могут подниматься и падать в зависимости от сезона, поэтому актуальную информацию лучше отслеживать на официальном сайте Гранд-Опера www.operadeparis.fr. Здесь же можно произвести и заказ билетов. Если для вас важен сам ритуал покупки, тогда добро пожаловать в театр. Билетные кассы здесь работают с 9:00 до 18:00 по будним дням, с 9:00 до 13:00 по субботам.

Те, кого в большей степени интересует уникальная атмосфера оперного дворца, могут ограничиться экскурсией. За 11 евро вы получаете возможность пройтись по основным залам театра, посетить расположенный внутри магазинчик, торгующий сувенирами и книгами на оперно-балетную тематику. Обычно входной билет предоставляет право на осмотр следующих помещений:

  • парадной лестницы;
  • библиотеки-музея;
  • ротонды восточного фасада;
  • вестибюля;
  • Танцевального фойе;
  • Императорской ротонды;
  • Салона луны и Салона солнца.

К сведению: осмотр зрительного зала обычно не входит в экскурсионную программу.

Парижская опера принимает туристов ежедневно с 10:00 до 17:00 (и до 13:00, если в программе запланировано утреннее представление).

Как добраться

Адрес Оперы Гарнье: 8 Rue Scribe, Paris, 75009.

Самый удобный способ добраться до Гранд-Опера – это 3, 7 и 8 ветки парижского метрополитена. Станция метро находится как раз напротив театрального здания. Второй вариант – автобусы. До Оперы Гарнье ходят маршруты № 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81 и 95.

Опера Гарнье

Гранд Опера (Grand Opéra) представляет интерес не только для поклонников оперного искусства. Само здание дворца Гарнье – как снаружи, так и внутри – может подарить незабываемые впечатления поклонникам скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, а также является блистательным образцом эклектичной архитектуры, музеем театральной техники и технологий.

Строительство новой оперы в Париже было задумано после покушения на Наполеона III, совершенного в помещении Оперы находящейся на улице Ле Пелетье, в 1858 году. После этого инцидента император отказался на отрез посещать то злополучное место, был проведен конкурс на наилучший проект, в котором одержал победу архитектор Шарль Гарнье, неизвестный в то время.

Планировка новой Оперы предполагала отдельный вход для императора, что изолировало его от возможных посягательств на его жизнь. Но к сожалению Наполеону III, так и не довелось побывать в своей ложе в новой Опере, т. к. строительство было прервано Франко-прусской войной и возобновилось лишь в 1871 году, а уже 1875 было закончено. Долгие годы театр имел имя Парижской Оперы, и лишь в 1989 году был переименован в честь своего создателя в Оперу Гарнье.

Опера Гарнье. Загадочная и великолепная

Великолепная Опера Гарнье

Шарм и блеск Парижа

Четыре фасада Оперы Гарнье

Начать знакомство с легендарным зданием стоит с его Южного фасада. Эта самая роскошная часть постройки поражает многообразием и избыточностью художественных приемов и образов.

Южный фасад оперы Гарнье

Южный фасад оперы Гарнье

По идее Шарля Гарнье, над декорированием фасада работали 14 художников и 73 скульптора – поэтому он представляет собой один из самых характерных примеров эклектики, или попросту смешения жанров.

Десять широких ступеней ведут ко входу в театр, который украшает галерея из семи арок. Она оформлена скульптурами и барельефными портретами величайших композиторов.

Также здесь можно увидеть четыре знаменитые скульптурные композиции, символизирующие столпы театрального искусства. Это «Драма» работы Жюля-Жозефа Перро, «Инструментальная музыка» Эжена Гийома, «Поэзия» Франсуа Жуффруа, а также самая известная из всех четырех композиций – «Танец» работы великого Жана-Батиста Карпо, которая пострадала от рук излишне пуритански настроенных вандалов в 70-е годы XIX века.

«Инструментальная музыка» Эжена Гийома «Драма» Жюля-Жозефа Перро «Танец» Жана-Батиста Карпо «Поэзия» Франсуа Жуффруа

Сочтя, что «Танец» включает в себя слишком откровенные обнаженные фигуры юных танцовщиц, кто-то из горожан ночью облил скульптурный шедевр чернилами. В настоящее время на фасаде дворца можно видеть копию этой композиции. Оригинал хранится в музее Орсе.

Над галереей расположена лоджия – балкон в обрамлении изящной колоннады, выполненный на стыке стилей итальянского возрождения и французского классицизма. Между колоннами органично вписаны бюсты великих композиторов, среди которых Моцарт, Россини, Бетховен.

Национальная академия музыки

Эту скульптурную композицию венчает надпись «Национальная академия музыки».

Несколько громоздкий аттик расположен прямо над лоджией и украшен гирляндой из 53 античных масок, выполненных в бронзе. Сам Гарнье признавал тяжеловесность этой архитектурной детали на фоне общей концепции здания.

Венчает фасад купол со скульптурой Аполлона, держащего над головой золотую лиру. Кроме художественной ценности, у скульптуры есть и утилитарное значение – она выполняет роль громоотвода.

скульптура Апполона

Ниже по левой и правой сторонам расположены две скульптурные композиции – «Гармония» и «Поэзия».

Определяющим элементом Западного фасада здания Гранд Опера, является служебный вход, более известный как «Ротонда Императора». Это отдельный подъезд, который был рассчитан на прием высоких гостей, и в частности, самого Наполеона III.

Павильон императора

Двойной пандус, ведущий ко входу в театр, предполагал въезд конных экипажей прямо к дверям. По мнению многих искусствоведов и критиков, этот архитектурный элемент контрастирует с общим ансамблем здания и нарушает его художественную целостность. Так или иначе, служебный вход, в обрамлении двойного пандуса имеет величественный и торжественный вид. По обеим его сторонам расположены мраморные колонны, увенчанные бронзовыми скульптурами орлов, которые являются символом императорской власти.

Внутри Ротонды Императора расположена уникальная библиотека.

Библиотека при опере Гарнье

Библиотека при опере Гарнье

Она одновременно является старейшим в мире оперным музеем. Основанный в 1866 году, театральный архив вырос в крупное собрание книг, документов, эскизов и макетов декораций, костюмов, а также других экспонатов, иллюстрирующих историю театра. Общее число изданий в библиотеке – 600 000; экспонатов музея – 8 500.

Завершает композицию западного фасада театра памятник Шарлю Гарнье, выполненный из позолоченной бронзы.

Памятник Шарля Гарнье

Памятник Шарля Гарнье

На его постаменте вырезан архитектурный проект здания Гранд Опера.

Восточный фасад театра также оформлен ротондой. Это так называемый «павильон абонентов» — третий вход в оперу, предназначенный для привилегированной публики.

Западный фасад оперы и ресторан

Западный фасад оперы и ресторан «Фантом»

В настоящее время здесь расположился ресторан «Фантом». Он сам по себе является уникальным образцом современной архитектуры и дизайна. Перед владельцами ресторана была поставлена сложная задача – оставить в неприкосновенности исторические интерьеры памятника архитектуры.

Ресторан Фантом

Поэтому помещение ресторана собрано из стеклянных панелей различной формы, которые подвешены на металлических рельсах – то есть вся конструкция буквально висит в воздухе. Через стеклянные прозрачные стены проступает ничем не нарушенный интерьер исторического здания. А в случае необходимости ресторан можно бесследно демонтировать.

Северный фасад Оперы Гарнье имеет преимущественно рабочие функции. Он включает в себя задний двор, который является дополнительным черным входом для сотрудников здания, а также грузовым подъездом театра.

северный фасад

Cеверный фасад оперы Гарнье

Здесь, с задней стороны здания, происходит разгрузка декораций и подъем крупных деталей наверх, на сценический планшет. Следует отметить, что ширина двора полностью соответствует ширине сцены театра (152 метра).

Интерьеры Оперы Гарнье

Благодаря инженерным инновациям, которые использовал Шарль Гарнье при проектировании здания Парижской Оперы, внутренние пространства избавлены от колонн-подпорок и громоздких несущих стен. Из-за этой особенности, интерьеры театра выглядят более просторными и воздушными.

Поднявшись по ступеням лестницы Южного фасада, зритель попадает в Большой вестибюль, где его встречают четыре статуи великих композиторов в сидячих позах. Это Рамо, Люлли, Глюк и Гендель.

вестибюль опера Гарнье

Вестибюль оперы Гарнье

Данный вестибюль был предназначен для непривилегированной публики, которая могла здесь приобрести билеты на спектакли. Окна этого зала, обрамленные пилястрами и колоннами, каждое из которых имеет свой уникальный фронтон, были разработаны лично Шарлем Гарнье. В настоящее время здесь работает магазин, в котором можно приобрести сувениры и тематическую литературу.

Следующее помещение, в котором оказывается посетитель театра – так называемый «вестибюль контроля». Он является буферной зоной между входом и парадной лестницей. Здесь происходит проверка билетов и выписываются входные пропуска.

Зрители, принадлежавшие к высшему обществу проходили в театр через «Ротонду абонентов». Потолок ее расписан арабесками (среди которых, приглядевшись, можно различить автограф главного архитектора здания), а само помещение украшено несколькими скульптурными композициями и кариатидами. Потолок ротонды поддерживает портик из 16 колонн красного мрамора. Ротонда абонентов расположена точно под зрительным залом.

Одна из ротонд, известная под названием «Ротонда Солнца», изначально задумывалась как вестибюль курительной комнаты. Из-за нехватки времени перед открытием театра, Шарль Гарнье не стал детально разрабатывать декор этого зала.

ротонда солнца

Он привлек к работе двух известных сценографов того времени – Огюста Рубе и Филиппа Шаперона. Им была задана только общая тема – «Огонь». Художники создали интерьер, пронизанный потоками света, отражающимися в четырех зеркалах на золотой основе.

Следующее помещение носит название «Лунное фойе». В нем должна была располагаться сама курительная комната. Для оформления этого зала художникам была предложена тема «Ночь».

Лунное фойе

Круглый потолок декорирован изображениями сов, летучих мышей и звезд – которые, отражаясь в зеркалах, создают иллюзию бесконечности.

К главному фойе ведет Мозаичная галерея. Шарль Гарнье был первым архитектором во Франции, который использовал этот вид декора для внутреннего помещения. Галерею украшают мозаичные фигуры Авроры, Психеи, Дианы и Эвридики, которые выложены эмалью на золотом фоне.

Отсюда зрители попадают в Большое фойе, которое поражает своими размерами (его длина – 54 м., ширина – 13 м., высота – 18 м.), а также роскошью убранства.

Оформленное в стиле торжественных дворцовых зал, оно богато декорировано зеркалами и хрусталем, что в сочетании с оконными проемами придает помещению особенную воздушность. Потолок расписан художником Полем Бодри, которого Гарнье специально вызвал из Рима, где тот был занят созданием копии Сикстинской Капеллы. Основным художественным образом в интерьере Большого фойе является лира.

Ее изображение встречается повсюду, в форме лиры выполнены даже дверные ручки. В каждом конце фойе можно увидеть богато декорированный камин. Среди скульптурных композиций – копия бюста Шарля Гарнье работы Жана-Батиста Карпо. Этот великолепный зал служит местом для общения публики во время антрактов.

Связующим звеном между различными фойе театра и его зрительным залом служит Парадная лестница – одно из самых знаменитых мест Гранд Опера, его визитная карточка.

парадная лестница

Выполненная из белого мрамора, она украшена камнем из разных концов мира. Несколько уровней ее пролетов ведут в разные зрительские помещения. Основание лестницы освещают два массивных торшера, которые представляют собой скульптурные образы женщин, держащих в руках снопы света. Пролеты парадной лестницы образуют световой колодец, который является центром архитектурной композиции. Потолок над лестницей расписан мифологическими сюжетами.

И,наконец, главная достопримечательность театра – его зрительный зал. Он имеет классическую форму подковы, кресла в нем обиты красным бархатом.

зал

Зрительный зал Оперы Гарнье

Из этого же материала выполнен сценический занавес, который декорирован золотыми кистями. Партер, амфитеатр, ложи, бельэтаж, балкон и верхняя галерея вмещают 1900 зрительских мест. Венчает зал великолепная хрустальная люстра, плафон которой изначально был расписан в стиле итальянского возрождения, а в середине XX века его оформил великий Марк Шагал.

люстра оперы Гарнье

Стоит отметить, что легендарное падение люстры в зрительный зал во время спектакля является художественным вымыслом. На самом же деле, упала не двухсоткилограммовая люстра, а ее противовес. Случилось это в 1896 году. В результате инцидента погиб только один зритель, которого придавило балкой на верхней галерее.

Сценическое пространство оснащено высокотехнологичной машинерией, однако здесь сохранились и старинные образцы театральных технологий.

Адрес: 8 Rue Scribe, Paris 75009
Телефон: +33 1 71 25 24 23
Сайт: operadeparis.fr
Метро: Opera
Поезд RER: Auber

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте и экскурсиях

Парижская Гранд Опера: билеты, фото залов, как добраться?

Опера Гарнье (Гранд Опера) в Париже

Опера Гарнье (Гранд Опера) в Париже

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте, экскурсиях и немножко о призраках (Palais Garnier)

Опера Гарнье, это величественно-блистательный храм музыки и танца в 9-м округе Парижа, и если выйти на станции метро Опера или прогуляться до конца одноименного проспекта, его сложно не заметить. До него также недалеко, если идти от галереи Лафайет, пересекая бульвар Османа и пл. Дягилева.

Построено здание в стиле боз-арт, как продолжение французского барокко и итальянского ренессанса, и носит имя своего создателя – Шарля Гарнье. Правда, изначально это была Парижская опера, но после появления оперы Бастилии, ее решили переименовать.

Немного истории

Оперу как искусство во Франции официально признали только в 1669 г. благодаря Людовику XIV, и даже построили для нее отдельное строение – Королевскую академию музыки.

История Гранд Оперы

История Гранд Оперы

Временами она претерпевала реформы, примеряя разные наименования: академия музыки и танца (конечно же, Королевская), Театр искусств, затем республики и искусства, еще позже – Театр Оперы. С приходом Наполеона I вернулось практически родное наименование – академия музыки, только теперь Императорская. А когда вернулись Бурбоны, актуальным вновь стало второе – Королевская академия музыки и танца. И только когда в 1871 г. установилась республика, впервые прозвучало новое имя – Гранд-Опера.

Произошла и смена местоположения строения. Раньше оно находилось на ул. Лё Пёлетье, но когда в 1858 г. на Наполеона III в нем было совершено покушение, он побоялся туда возвращаться, и объявил о намерении возвести новое здание.

Конкурс архитекторов выиграл Шарль Гарнье, тогда еще молодой и малоизвестный. Но за работу он взялся с огоньком, дабы оправдать оказанное высокое доверие.

Целых 15 лет (1860-1875 г.г.) талантливый зодчий создавал свой шедевр, правда, в задержке была не только его вина, сказались и политические события в стране: война 1870 г., крах империи, Парижская коммуна.

В 1874 г. торжественно объявили, что Опера может начинать функционировать, хотя еще год происходили декоративные работы. И пусть сейчас оформление выглядит законченным, все же остались незавершенные зоны, к примеру, курительная веранда и императорская ротонда в музее-библиотеке, где кое-где виднеется массивная каменная кладка 1870 года.

Последний раз лоск наводили в 2000 г., во время которого восстановили главный фасад, позолотив статуи и вернув ему оригинальную гамму цветов.

Опера Гарнье внутри

Париж изумляет тем, что каждое его здание, это удивительная жемчужина, уникальное творение, гармонично вписанное в ткань города. Каждый архитектор старался создать нечто неповторимое, придумывая новые линии, жанры, составляя невероятные коктейли популярных направлений.

Гранд Опера внутри

Гранд Опера внутри

Парижская Гранд-Опера – одно из таких проявлений человеческого таланта. Она напоминает искусно вырезанную шкатулку, а зайдя внутрь, ощущение еще больше усиливается, ведь позолоты, росписи, хрусталя и мрамора, по мнению французов, много не бывает.

Одно из наиболее знаменитых мест Оперы – холл центральной лестницы. У ее подножия гостей встречают две бронзовые женские фигуры-торшеры, держа в руках букеты света.

Лестница, имеющая 30 м в длину, выложена из разноцветного мрамора и настолько широкая, чтобы дамы в пышных кринолиновых нарядах могли свободно всходить по ним, позволяя окружающим оценить себя по достоинству, словно на подиуме.

Разветвляясь, ступени уводят к театральным уровням и фойе, напоминающим нарядную галерею дворцов, и имеющую 13 м вширь, 54 м в длину и 18 в высоту. До начала представления и во время перерыва зрители гуляют тут, общаются, делятся впечатлениями.

Фойе украшено позолотой, мозаикой, зеркалами и росписью, основной темой которых, естественно, являются музыкальные элементы, и наиболее часто встречающаяся деталь – лира. Ее изображение есть практически везде, начиная от дверных ручек и деталей кованых решеток вплоть до настенно-потолочной росписи, над которой работал Поль Бодри.

Если пройти вглубь, попадете в Зеркальный салон, верх которого расписывал Клэрэн, пустив хороводом фавнов и вакханок.

С высоты галереи хорошо наблюдать за теми, кто поднимается по лестнице, а в центре сквозь большое окно по другую сторону проспекта Опера просматривается Лувр.

Фотогалерея залов Оперы Гарнье

Гранд Опера внутри

Опера Гарнье внутри

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте и экскурсиях

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте и экскурсиях

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте и экскурсиях

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте и экскурсиях

Опера Гарнье в Париже: об истории, красоте и экскурсиях

Сам театральный зал представляет не менее захватывающее зрелище. Он изогнут по форме подковы в стиле итальянского одеона. Позолоты в интерьере и тут немало, а зрительские места обтянуты багрово-красным бархатом, что усиливает импрессию роскоши и имперского шика. Поддерживает идею оформления закрывающий подмостки занавес – алый с золотыми кистями и орнаментом в тон драгоценного металла.

Вмещает он 1900 человек, имеет 31 м ширины, 32 м в длину и высотой 20 м. Сцена имеет ширину 49 м и глубину 27 м.

Интерес представляет и купол, расписанный Марком Шагалом в 1964 г. Вначале его неклассический стиль живописи и иностранное происхождение вызвало недовольство у художественного комитета, но пригласивший мастера глава мин. культуры Мальро сумел всех убедить в правильности своего выбора.

Художник год трудился над проектом, поделив огромный плафон на тематические и цветовые зоны. Их населяют танцоры с музыкантами, можно увидеть влюбленных, ангелов и даже животных. Театралы легко разгадают в каждом секторе сюжеты балета или оперы. Присмотритесь, и тоже увидите эпизоды из «Лебединого озера» в желтой области, в синей – «Бориса Годунова», а в зеленой сцены из «Ромео и Джульетты» и «Тристана и Изольды».

В центре сферы вокруг тяжелой люстры тоже происходят события, участниками которых являются персонажи классических опер. Кроме них Шагал изобразил главные столичные достопримечательности: Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Бурбонский дворец и саму Оперу Гарнье.

Интерес также представляет танцевальное фойе, расположенное сразу за подмостками и закрытое от них двумя занавесами – один из бархата, второй железный. Тут разогреваются артисты перед сценой и назначают важные встречи.

В XVIII-XIX столетиях это также было территорией, куда могли попасть привилегированные члены общества, как правило, владельцы сезонных абонементов начальных трех рядов. Особенно популярным закулисье стало в 1831 – 1835 г.г., чем и пользовался тогдашний директор Луи Верон, позволяя проникать в святая святых лишь нужным ему людям.

Фойе превратилось в клуб для богатеев, куда приходили пофлиртовать с танцовщицами, а то и соблазнить разными посулами. Также вхожие сюда толстосумы обсуждали тут политику, бизнес, заводили выгодные знакомства.

Когда кресло директора занял Жак Руше, он закрыл сюда доступ посторонним, чем богатые джентльмены были крайне недовольны.

Данное помещение тоже создавалось с преувеличенной роскошью. Его дальняя ниша покрыта огромным зеркалом, помогающим в репетициях, но кроме него стены полностью припудрены позолотой, которую разбавляет живопись Буланже и 20 портретов лучших танцовщиц Оперы XVII – XIX в. А удерживающие свод колонны критики сравнивали с жирафьими ногами, удерживающими слоновье тело.

Библиотека-музей в Опере Гарнье

Постепенно театр Гранд-Опера собрал коллекции интересных вещей, и однажды появилась идея объединить их по тематикам и показать публике. Так в 1866 г. возник Bibliotheque-musée de l’Opera, который ныне насчитывает 5 выставочных залов, вмещающих больше 8 500 предметов, связанных с музыкой и танцем.

Библиотека в Опере Гарнье

Библиотека в Опере Гарнье

Расположился музей в бывшей императорской ротонде в западном крыле, дизайн которого так и не был завершен до конца. Поскольку с 1935 г. павильон находится под главенством Национальной французской библиотеки, его бумажные архивы постоянно растут, и в 1942 г. для них организовали специальный Музыкальный отдел со старыми фолиантами книг, альбомов, партитур и прочей документацией. Сегодня коллекция насчитывает не менее 600 тыс. свидетельств деятельности театра.

В залах вы увидите застывшие в эффектных позах мраморные фигуры танцоров, большое собрание сценических костюмов, множество афиш со спектаклей, фотографии, макеты декораций. Все это свидетельства триумфа наиболее успешных постановок и талантливых актеров, чья харизма способствовала успеху.

Большинство экспонатов, это постоянно действующая выставка в неизменном виде, хотя временами устраиваются тематические экспозиции с особенно ценными артефактами сокровищницы Гарнье. Если есть необходимость изучить определенные документы из архива, следует заранее подать индивидуальный запрос.

На посещение музея билеты в Гранд-оперу для взрослых стоят 9 евро, для льготников – 6 евро, для детей – 4 евро. Открыто 10:00-17:00.

Захватывающие небылицы и занимательные факты

Призрак Оперы

Особенно интригующая легенда касается подземного водоема, появившаяся благодаря роману Г. Леру «Призрак Оперы».

Ш. Гарнье предусмотрел фундамент, уходящий вниз на 15 м, а поскольку в цокольных помещениях планировалось держать театральный реквизит, они должны были быть идеально сухими.

Для этого из вырытого котлована со 2 марта по 30 октября беспрерывно 8 паровых машин высасывали воду с территории, пролегающую под площадью Республики вплоть до замка Шайо. А чтобы со временем вернувшиеся в свое русло ручьи не подмывали фундамент, подвалы оснастили двойными стенами.

Во время войны 1870 г. в нем хранили боеприпасы, продовольствие и устроили госпиталь, а в революцию коммунары превратили его в тюрьму. Так что никакого озера под Оперой нет, хотя вода там и правда есть. Хранится она в водном резервуаре, имеющем 305 м глубины и 55 м в длину, а хранится на случай пожара и как стратегический питьевой запас.

Несмотря на то, что в романе герои плавали по озеру на лодке, потолок над резервуаром всегда был слишком низким, что делает подобное невозможным.

Единственные смельчаки, исследующие водный путь – дайверы-экстремалы.
Впрочем, сами сотрудники театра верят в призрак Эрика, и никогда не продают билеты в ложу №5.

Музыкальные диски

В конце декабря 1907 г. в герметичные урны были запечатаны 24 диска по 78 оборотов, содержащие исполнение лучших певцов ХХ столетия, среди которых Карузо, Таманьо, Кальвэ и другие. Послание предназначалось потомкам, которые будут жить 100 лет спустя.

Урны извлекли 19 декабря 2007 г., а в 2008 г. открыли и перезаписали на три CD-диска. Занималась этим компания EMI, как наследница студии «Грамофон», выпустившая в свое время те самые диски.

Пасека на крыше

В 2000 г. в Париже прошла программа по созданию собственной пасеки. Более 300-т ульев разместили на крышах разных зданий, и Опера Гарнье оказалась в их числе. Поскольку в городе запрещено применять пестициды, способные навредить зеленым насаждениям, это благотворно сказалось и на урожае сладкого лакомства. В процентном соотношении сборы меды в городе намного выше, чем на территории остальной Франции.

Посещение Оперы Гарнье

Чтобы попасть на представление, билеты в Гранд-Оперу следует покупать заранее, иногда за год до выхода спектакля, а стоят обычные варианты до 200 евро, но зависит от места.

Билеты в Оперу Гарнье

Билеты в Оперу Гарнье

Как только они появляются на официальном сайте, их мигом раскупают. Но не отчаивайтесь, ведь шанс стать счастливым обладателем пропуска все равно есть. В день премьеры приходите к кассам как минимум за 3 часа до начала, чтобы занять очередь.

Примерно за 90 минут в продажу поступает три десятка билетов, которые вернули. Обычно это места на галерку, зато стоят 6-9 евро. Кто знает, возможно, вам повезет заполучить один из них.

Если Парижская Гранд-Опера вас больше интересует в качестве достопримечательности, запишитесь на 2-х часовую экскурсию с 10 до 17:00.

Экскурсантов проведут всеми залами и уголками дворца (если там нет репетиций или спектаклей), и о каждом подробно расскажут, а также обратят внимание на аутентичную подпись зодчего, вплетенную в вязь рисунка арабесок.

Начинается поход от главного входа, и прибыть надо за 15 минут до его начала.

Билеты в Гранд-Оперу на экскурсию стоят 7 евро для молодежи до 25 лет и 11 евро для остальных. Детям до 12 лет вход бесплатный.

Сервис театра

Особенного дресс-кода Гранд-Опера в Париже для экскурсантов не требует, но лучше сменить шорты и майки на более приличный наряд. Если это зима, в бесплатном гардеробе можно оставить верхнюю одежду, а вот камер хранения для крупного багажа нет, так что с ним не пускают.

Ресторан в Опере Гарнье

Ресторан в Опере Гарнье

В книжно-сувенирном магазине на память предлагается купить открытки, канцелярские товары, сувениры, DVD-диски оперных и балетных постановок или записи оркестра.

Зрители в антракте могут посетить местный бар с напитками и легкими закусками. Чтобы избежать очереди, свой заказ лучше сделать сразу по приходу в «храм Мельпомены».

В ресторане Opera подают изысканные и разнообразные блюда a-la-carte, а среди десертов есть с содержанием меда, собранного в ульях собственной пасеки. Счет за стандартное меню составит 55 – 88 евро.

Приятное впечатление оставляет и быстрое обслуживание. Что касается дизайна, в нем переплелись современные мотивы с идеями оформления театра.

Панорама Оперы Гарнье

По рабочим дням заведение открыто 7:30-00:00, по выходным 10:00-00:00.

Как добраться в Оперу Гарнье?

Адрес: ул. Scribe, 8.

На метро до станций: Опера (линии 3, 7 и 8), Chaussée d’Antin (линии 7 и 9) или Мадлен (линии 8 и 14).

На электричке RER до станции Auber (ветка A).

Автобусами: 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 66, 68, 81, 95.

Есть автостоянки: на Вандомской площади, улицах Мейербера, Эдуарда VII, Османа Берри, на бульваре Хоссманна рядом с галереей Лафайет.

Опера Гарнье в Париже

Опера Гарнье, была построена в Париже в 1875 году по проекту архитектора Шарля Гарнье. Другие названия оперного театра, известного во всем мире: Гранд-опера́ (Grand Opéra), дворец Гарнье (Palais Garnier), Парижская Опера (Paris Opéra).

История строительства

Своим возникновением она обязана императору Наполеону III. На его жизнь было совершено покушение в 1858 году. Это произошло в Театре Музыки на улице Ле Пелетье. Император потребовал строительства нового здания, соответствующего всем правилам безопасности: с отдельным въездным пандусом и тайным входом, из которого он сразу бы попадал в свою ложу.

В объявленном конкурсе выиграл молодой архитектор Шарль Гарнье. Первый камень был заложен в 1861 году. При возведении фундамента возникли трудности. Оказалось, что в месте, утвержденном для постройки, почва слишком рыхлая, болотистая, из-за скопления грунтовых вод. Кроме того, в ходе работ обнаружили большое подземное озеро, препятствующее строительству.

Для осушения и укрепления почвы понадобилось 8 месяцев. Все это наложило отпечаток на инженерные особенности фундамента: внизу под зданием находятся настоящие катакомбы с толстыми двойными стенами, состоящие из лабиринтов и отсеков.

Коррективы в план строительства внесла Франко–Прусская война (1870-1871 г.г.), а также революционные события (1871 г.). Бюджет урезали настолько, что продолжать работы стало невозможно. Когда политическая ситуация стабилизировалась, строительство возобновили. Открытие состоялось в 1875 году.

Страшные тайны

Опера Гарнье, Париж

Здание окружено ореолом роковых совпадений и тайн. Одна из них послужила основанием для романа Г.Леру «Призрак Оперы», про обитателя подземелья – Эрика.

Это реальный персонаж, существовавший в период строительства здания. Его трагедия заключалась в том, что внешне отталкивающий и безобразный, он был необыкновенно талантливым, тонко чувствующим человеком. Эрик долгое время путешествовал с бродячим цирком по разным странам, одновременно изучая архитектуру и зодчество.

Когда Гарнье услышал его идеи, он был восхищен и решил нелегально оставить этого бродягу при себе в качестве помощника. Так Эрик оказался жителем подвалов Гранд Опера. Однажды он влюбился в певичку хора. С его умом ничего не стоило мистифицировать ее, правда уродство он спрятал под маской и плащом. Девушка даже согласилась жить с ним, но счастье продолжалось недолго. Когда она покинула его, Эрик решил уйти из этого мира, замуровав себя в одном из помещений подвала.

Мистически настроенные люди утверждают, что его дух, не знающий покоя, бродит по залам. Но не только это возбуждает толки. Якобы, подземное озеро — не что иное, как вход в царство мертвых, а в годы революции в здании пытали, казнили людей и их души являются смотрителям в виде призраков.

Загадочности добавил случай, произошедший в мае 1896 года. Говорили, что во время оперы «Гелла» здание задрожало, послышался гром, появились клубы дыма и яркого света, упала люстра, убив одну женщину и искалечив несколько других, началась паника. На самом деле: порвался трос, держащий 700-килограмовый противовес к люстре. Большой кусок металла полетел в дымоход, замкнуло электропроводку, отвалилась часть кладки, что и послужило причиной шумовых, световых эффектов и трагедии нескольких людей.

Здание театра

Опера Гарнье — роскошный изысканный дворец, сочетающий разные стили и элементы барокко, готики, архитектуры эпохи Возрождения. Для строительства использовались 24 сорта мрамора, бронза, оникс, сусальное золото.

Украшают фасад несколько скульптурных композиций: Драма, Музыка, Танец, Поэзия. На куполе — скульптура Апполона, держащего в руках золотую лиру. Эффектно смотрятся бронзовые изваяния греческих богов. Между мраморными колоннами расположены бюсты знаменитых музыкантов.

Парадная лестница

Опера Гарнье, Париж

Лестница, состоящая из двух пролетов, — связующее звено между театральными вестибюлями, фойе, зрительным залом. Это удивительное по красоте сооружение находится в центральной части здания. Ступени выполнены из полированного белоснежного мрамора. В отделке балясин использован красный и зеленый камень.

Балюстрада из оникса имеет сложный восточный орнамент. Внизу стоят высокие торшеры в виде скульптурных композиций с женскими фигурами, держащими букеты световых пучков, освещающих лестницу. Плафон расписан узорами в античном стиле.

Библиотека-музей

Опера Гарнье, Париж

Датой основания считается 1866 год. Это самый старый музей подобного типа в мире. Начало ему положил архив, собираемый для нужд театра, который постепенно перерос в библиотеку-музей. Она занимает круглый зал бывшей Императорской Ротонды, находящейся в западной части здания и насчитывает 5 экспозиционных залов. Действует постоянная выставка уникальных фотографий. Кроме того функционируют многочисленные тематические временные выставки.

В библиотеке-музее собраны материалы, повествующие не только об Опера Гарнье, но и в целом об истории оперы и балета Франции, начавшей свое существование в 1671 году. Всего в музее более 600 000 документов и 8500 экспонатов. Это собрание костюмов знаменитых артистов, декорации, книги, эскизы, программки, афиши и многое другое.

Театральные фойе

Проект интерьера позволил Гарнье обойтись без тяжелых внутренних конструкций. Поэтому внутри здание выглядит просторным, светлым. Из множества вестибюлей и фойе, особое место занимает Большое или Главное Фойе. Оно предназначено для прогулок, общения публики во время антрактов.

Опера Гарнье, Париж

Свое название Фойе получило не только благодаря огромным размерам (56 м * 13 м и 18 м высотой), но также за богатство и роскошь оформления. Большие окна, игра света от многочисленных зеркал и хрусталя люстр придают воздушность, еще больше увеличивая ощущение пространства.

Куполообразный потолок расписан на музыкальные темы художником Полем Бодри аллегорическими фигурами Комедии и Трагедии, выложен мозаикой, украшен фресками с изображением детей, играющих на музыкальных инструментах, танцоров и музыкантов. Объединяющим элементом выбрана лира. Она часто встречается в художественных композициях и интерьере помещения, даже дверные ручки сделаны в форме лиры. В центре помещен бюст Шарля Гарнье.

Интересно по своему решению небольшое Лунное Фойе. Темой, взятой для оформления, послужила ночь: вверху на черном небосводе — желтое пятно луны, разливающее лучи света. Вокруг него — яркие сверкающие вкрапления звезд, летучих мышей, сов. Позади сцены находится Танцевальное Фойе, отделенное от нее занавесом. Оно служит для репетиций актеров и, при необходимости, для углубления сцены. Стены украшены портретами знаменитых танцовщиц 17-19 веков в сценических костюмах.

Театральный зал

Театральный зал — главная достопримечательность театра. Он расположен полукругом, имеет пять ярусов, вмещает 2156 зрителей. Кресла обиты красным бархатом. Из того же материала сделан занавес на сцене, украшенный золотыми вставками, кистями, ламбрекеном. Сусальное золото, мрамор, лепнина присутствуют в оформлении колонн, балконов, лож бельэтажа и верхней галереи. К внешнему великолепию прилагается превосходная акустика и высокотехнологичное оснащение сценического пространства.

Опера Гарнье, Париж

Над залом установлена хрустальная люстра на 340 огней. Плафон, прикрепленный на 20-метровой высоте, первоначально имел вид фрески эпохи Возрождения, но со временем потребовал замены. В 1964 году заказ на роспись получил известный художник Марк Шагал.

Его произведение состоит из 5 цветовых сегментов: белого, желтого, красного, зеленого и синего. Каждому сегменту соответствует своя тема. В качестве сюжетов Шагал выбрал фрагменты опер, балетов, архитектурные шедевры Парижа (Эйфелева Башня, Триумфальная арка). Художник — великий колорист эпохи — так подобрал цвета, что они эффектно подчеркивают великолепие зала и гармонично сочетаются с ним.

Гранд-Опера в цифрах

  • Заявок на конкурс было подано 171
  • Общая площадь — 21 625 м²
  • Общие размеры — 173 м, * 125 м
  • Высота, включая глубину подвала, — 73,60 м
  • Размеры зрительного зала — 32 м *31 м, высота 21 м
  • Люстра весит 8 тонн
  • Размеры сцены — 27 м * 48,5 м, высота 15 м
  • Сцена вмещает 450 актеров
  • Ежегодное посещение — примерно 710 тыс. чел.
  • Дается в год — 300 спектаклей

Памятник Дягилеву

Перед входом в здание в 2009 году было решено установить памятник талантливому русскому импресарио С.Дягилеву. Этой чести он удостоился по праву. Организованные им в начале XX века знаменитые балетные сезоны, в которых выступала труппа «Русский балет», почти 20 лет покоряли не только Париж, но и всю Францию, Великобританию, Монако.

Опера Гарнье, Париж

В труппу входили выдающиеся хореографы и танцовщики: В.Нежинский, А. Павлова, М. Кшесинская, Т.Карсавина, Дж. Баланчин, С.Лифарь, М.Фокин. Музыку для них создавали И. Стравинский, М. Равель, Р.Штраус, С.Прокофьев, К.Дебюсси. Авторами декораций и костюмов выступали Л.Бакст, А.Бенуа, П.Пикассо, А.Матисс и К.Шанель.

Представления настолько потрясли искушенную французскую публику, что даже установилась мода на все русское, включая костюмы и имена. Спустя почти столетие парижане решили отдать дань уважения великому театральному деятелю. Международный конкурс на лучший макет памятника выиграл скульптор В.Митрошин: Дягилев стоит на постаменте, на голове — цилиндр, в руках — трость. Сейчас памятник в стадии работы.

Где находится и как добраться

Опера Гарнье расположена в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opéra), в IX парижском округе около одноименной станции метро «Opera».

Опера Гарнье – одна из самых ярких достопримечательностей Парижа. Часть 2.

На протяжении многих лет театр именовался Парижской оперой, но после открытия в 1989 году Оперы Бастилии на одноименной площади получил название Оперы Гарнье – в честь своего создателя.

Louis Marie de Schryver.

Louis Marie de Schryver.

Louis Marie de Schryver.

Louis Marie de Schryver.

Victor Gabriel Gilbert.The Flower Seller, Place De L’Opera

Сегодня обе Оперы объединены в Государственную парижскую оперу, представляющую собой общественно-коммерческую организацию «Парижская национальная опера» (Opéra national de Paris)..

Парадная лестница

Вестибюль главной лестницы – одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье. Выложенный мрамором разных цветов, он вмещает двойной пролёт лестницы, ведущей к театральным фойе и этажам театрального зала.

Between ca. 1890 and ca. 1900

Парижская Опера. Дворец Гарнье.Victor NAVLET (1819-1886)

Парадная лестница – это тоже театр, та сцена, где во времена кринолинов дефилировала избранная публика.

Henri Gervex. Le Bal de l’Opera

На четырёх частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории.

Внизу лестницы стоят два бронзовых торшера — женские фигуры, держащие букеты из света.

Pierra Ribera (1867-1932) Leaving the Ball at L’Opera de Paris

Лестница ведет к впечатляющему размерами и красотой Большому фойе и входам в зрительный зал.

Театральные фойе

Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы.

Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. На великолепном, расписанном Полем Бодри потолке — сюжеты музыкальной истории, а главным декоративным элементом служит лира. Она повсюду в этом декоративном царстве — от сводов до решеток отопления и дверных ручек.

Luigi Loir. Bal au foyer de l’opéra

В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра, установлена копия бюста Шарля Гарнье скульптора Карпо.

Копия бюста Шарля Гарнье (скульптор Карпо)

В конце галереи с баром находится Зеркальный салон— чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном (Clairin), с изображениями на стенах различных напитков (чай, кофе, оранжад, шампанское…), а также рыбной ловли и охоты. Завершенный уже после открытия Оперы, салон продолжает хранить дух 1900-го года.

Опера Гарнье – центр культурной жизни Парижа

Опера Гарнье в Париже

Опера Гарнье роскошью интерьеров может поспорить со многими королевскими дворцами. На сцене этого театра выступали Карузо и Шаляпин, Лифарь и Нижинский. Театральные декорации создавали гениальные Матисс и Пикассо, а сценические костюмы Коко Шанель.

Здание театра относится к периоду больших преобразований Парижа, проводимых Наполеоном III и бароном Османом. Сегодня это такое же популярное место, как и после открытия. Чтобы попасть на премьеру, билеты покупают за год. Фото театра размещены на всех туристических проспектах Франции. Краткое описание истории Оперы Гарнье можно прочитать ниже.

Где находится Опера Гарнье

Театр расположен в 9 округе Парижа, в конце Avenue de l’Opera. Напротив Оперы Гарнье находится станция метро.

Как добраться:

  • Метро – ст. Opera.
  • Автобус – маршруты 20, 22, 29, 52,66.

История создания Оперы Гарнье

Во времена Второй империи, при правлении Наполеона III, началось активное развитие промышленности и экономики, строилось много новых сооружений, был заметно изменен облик Парижа. Внешняя политика императора, сделала его врагом итальянских революционеров. Они совершили три покушения на Наполеона, все неудачные. Третье покушение произошло возле театра, после чего император больше никогда не посещал храм искусства на улице Пелетье. Император распорядился построить новый театр.

При Наполеоне III префектом Парижа стал барон Осман. Барон был приверженцем прогресса, он полностью изменил город. Именно он, несмотря на недовольство горожан, создал Париж, которым восхищается весь мир.

Осман поддержал идею императора, новый театр прекрасно вписывался в градостроительные планы.

Проект нового театра выбирали с помощью конкурса. Победителем стал, неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Приступая к работе в 1861 году, Гарнье не представлял, какие трудности придется преодолеть за долгие 15 лет.

Грунтовые воды

Первая и достаточно серьезная проблема, с которой столкнулся архитектор – подтопление фундамента грунтовыми водами. Для защиты здания применили несколько способов – установили насосы, работающие круглосуточно; построили огромный резервуар из бетона, в него и сегодня собираются грунтовые воды; обеспечили водонепроницаемость фундамента, построив двойные стены.

Политическая обстановка

За 15 лет во Франции произошло множество событий – войны, падение империи, Парижская коммуна. Недостроенный театр был складом боеприпасов и даже местом казни политических заключенных.

Существенного урона зданию не нанесли, и строительство завершили. Театр был открыт 05.01.1875 г. Инициаторы его строительства Наполеон III и барон Осман не дожили до этого события.

Финансирование

Политические события влияли на финансирование строительства. Если изначально Гарнье обещали 29 миллионов франков, то потом сумму сократили до 15 миллионов. Ситуация менялась и в конечном итоге на театр было потрачено 36 миллиона франков.

«Гнездо» парижского бомонда

С момента открытия театр становится центром культурной жизни столицы. Парижане посещают роскошное заведение не только, чтобы послушать оперу. Здесь общались, заводили нужные знакомства, заключали выгодные сделки, демонстрировали меха и бриллианты.

Кроме представлений, в Опере Гарнье проводили бальные вечера, маскарады. Новый театр стал местом встреч «сливок» парижского общества.

Гранд-Опера: фасад и интерьеры

Если сделать подробный обзор всех помещений, лестниц, скульптур, то по объему получится немаленькая брошюра. Так что мы остановимся на описании самого основного.

Фасад

Каждый из четырех фасадов Оперы Гарнье имеет свое назначение.

Южный или центральный фасад смотрится очень торжественно. На нижнем уровне семь арок, которые украшают скульптурные композиции. Основной поток посетителей проходит в театр, через входы центрального фасада. Над арками расположена лоджия. Она декорирована барельефами с изображением античных масок и бюстами всемирно известных композиторов. Венчает здание большой медный купол зеленого цвета со скульптурой Аполлона.

Западный фасад

Западный фасад предназначался для императора. К входу проложены широкие пандусы, по ним правитель на карете мог подъехать прямо к дверям. У этого входа установлен памятник Шарлю Гарнье.

Восточный фасад служил входом для избранных зрителей, обладателей дорогого абонемента. В настоящее время в этой части театра работает ресторан.

Северный фасад предназначался для сотрудников, для доставки декораций. Особой роскошью эта часть здания не отличается.

Крыша

На крышу ведет винтовая лестница. Купол театра выглядит величественно. Он покрыт медью. На нем установлены скульптуры Поэзии и Гармонии, Аполлона и Пегаса.

Экскурсоводы предлагают тематическую экскурсию «Крыши Парижа», в нее входит посещение театра.

Парадная лестница

Эта лестница – один из самых роскошных элементов театра. Лестничный марш состоит из 32 белых мраморных ступеней. Для отделки использовали разноцветный мрамор. Для изготовления колонн использовали эшейонский камень, а для балюстрады – оникс. Сразу видно, на отделке не экономили.

Гранд-фойе

Место, где зрители проводят время в антракте. Помещение выглядит как дворцовый зал. Оно просторное, но окна и зеркала визуально еще больше увеличивают пространство. В интерьере использовали потолочные росписи, стены украшены медальонами.

Зрительный зал

Зал рассчитан на 2 000 зрителей. Планировка помещения напоминает подкову. Основные цвета – золотой и красный. На сцене одновременно могут находиться 450 актеров. Потолок зрительного зала был расписан Марком Шагалом в 1964 г.

Огромная люстра, весом 7 тонн, была изготовлена по эскизу Гарнье из бронзы. Плафоны для 340 светильников сделаны из хрусталя.

Танцевальное фойе

Изначально это помещение предназначалось для артистов, здесь они отдыхали, танцоры отрабатывали движения. С 1875 г. находиться в танцевальном фойе разрешили только танцовщицам. К этому времени это место стало чем-то вроде салона для избранных. Девушки могли познакомиться с состоятельными мужчинами. Показательны слова одного из директоров театра, сказанные после того, как балерины потребовали увеличить жалованье – «Дамы, у вас же есть Танцевальное фойе!».

Оформление этого помещения тоже скромным не назовешь. Огромные зеркала, картины, роскошная люстра.

Театральные подземелья

В подвале театра и сегодня находится резервуар, построенный Гарнье для сбора подземных вод. Здесь хранят большой объем воды на случай пожара. К резервуару ведет лестница, по ней спускаются работники. Они отвечают за состояние подвала.

Подземелья театра состоят из нескольких уровней и соединяются со знаменитыми катакомбами Парижа.

Это интересно. В 1907 г. меценат А. Кларк подарил театру граммофонные записи талантливых исполнителей и музыкантов. Правда, было одно условие – записи должны были спрятать на 100 лет. Кларк хотел, чтобы их услышали потомки. Записи спрятали в подвале театра и достали только в 2007 г., перезаписали на CD диски. Желание Кларка исполнилось, сегодня можно услышать голоса великих исполнителей, живших 100 лет назад.

Именно в этих подвалах, если верить городской легенде обитает Призрак Оперы.

История Призрака Оперы

В 1897 г. в подвале театра рабочие нашли небольшую комнату, в которой был скелет с деформированным черепом, а на его пальце было обручальное кольцо.

Так как огласки было избежать невозможно, то директор Оперы пригласил знакомого журналиста Г. Леру. Его попросили расследовать это дело и деликатно преподнести это происшествие публике. Журналист так увлекся этой историей, что вместо статьи написал роман. Опираясь на реальные факты, Леру сочинил мистический триллер о Призраке Оперы, который живет в подземелье и очень любит оперное пение.

В 1993 г. одна из сотрудниц Парижской Оперы, мадам де Вейль, написала статью о реальном человеке, который стал прототипом героя романа. Она утверждала, что разговаривала с потомками людей, которые работали на строительстве театра, и узнала интересные факты.

Когда строили театр, на стройке работал человек с изуродованным лицом, его звали Эрик. Раньше он был цирковым уродом и ездил по разным странам с труппой. Эрик увлекся архитектурой и во время поездок неплохо ее изучил.

Когда началось строительство Оперы, Эрик обратился к Гарнье, продемонстрировал свои знания и способности, попросил нанять его. Архитектор оценил профессиональные навыки мужчины и предложил должность своего помощника. Из-за внешности, официально Эрик числился каменщиком, но фактически выполнял совсем другую работу.

Он оборудовал для себя одно из подвальных помещений, где и жил. Эрик полюбил одну из хористок. Образ Призрака Оперы был придуман Эриком, чтобы не напугать девушку. Черный плащ, маска – элегантно и загадочно. Девушка ответила Эрику взаимностью и некоторое время жила с ним в подземелье. Любовная идиллия продлилась не долго, девушка ушла от Эрика. Мужчина умер от тоски, но перед этим замуровал свою комнату, чтобы его никто не нашел.

В отличие от героя романа, реальный Эрик был несчастным человеком и никому не причинял зла. Неизвестно насколько правдива история мадам де Вейль, но она все-таки более правдоподобна, чем фантазии о призраке-меломане.

В Опере действительно есть ложа № 5, которая зарезервирована за призраком. На ней даже есть табличка, на которой указано, что это ложа Призрака Оперы, но билеты в нее продают, как и в другие. Это одна из достопримечательностей театра.

Интересные факты

  • На крыше роскошного здания оперы Гарнье установлены ульи. Пчелы прекрасно себя чувствуют посреди мегаполиса, а их мед можно попробовать в ресторане театра.
  • На центральном фасаде была размещена скульптурная композиция Карпо «Танец». Это изваяние вызвало целую волну критики из-за обнаженных фигур. В 1868 г. вандалы облили скульптуру чернилами. Со временем камень не выдержал воздействия внешних факторов и стал разрушаться. Сегодня эту скульптуру можно увидеть в музее Орсе.
  • В 1896 г. во время представления сорвался один из противовесов огромной люстры, его вес составлял 700 кг. Началась ужасная паника, зрители пытались покинуть зал, никто не понимал, что происходит. В результате инцидента одна зрительница погибла, несколько театралов были травмированы.
  • В резервуаре для воды, расположенном в подвалах театра, водятся карпы. Их кормят сотрудники, работающие в этой части здания.
  • Роман Леру экранизировали 8 раз. По данным Википедии, первый фильм был снят в 1925 г. в эпоху немого кино, последняя экранизация – 2004 г. Все 8 фильмов называются одинаково – «Призрак Оперы».

Время работы

Экскурсии с осмотром здания проводятся ежедневно с 10.00 до 17.00.

В дни, когда есть утренние представления с 10.00 до 13.00.

Цены на билеты

Билеты можно приобрести на сайте Оперы Гарнье или в кассах. Лучше сделать это заранее, на некоторые премьеры билетов может не быть за год.

Стоимость билетов зависит от места от 25 евро до 200 евро.

Осмотр здания, без посещения представления – 11 евро.

Осмотр включает библиотеку-музей, парадную лестницу, Гранд-фойе, ротонду императора и еще несколько помещений.

Что посмотреть рядом

  • Галерея Лафайет работает с 1890-х годов. Самый известный торговый центр Парижа занимает здание, построенное в 1912 г. Под куполом здания расположены рестораны, в торговом центре более 300 магазинов самых известных брендов. Здесь можно купить все. В Галерее Лафайет проводят выставки и модные показы. Путешествие в столицу Франции редко обходится без посещения этого торгового центра. – один из самых крупных и известных музеев на планете. В стенах бывшей королевской резиденции, сегодня хранится более 300 000 уникальных экспонатов. Ежегодно Лувр посещают 9 миллионов человек. Самые интересные экспозиции – Египет, средневековье, Древняя Греция, итальянская живопись, голландская живопись. По отзывам туристов, даже недели мало, чтобы бегло ознакомиться с экспонатами этого музея. недавно отметил 850-летие. Сооружение является основной достопримечательностью французской столицы. Собор интересен архитектурой, историей. Здесь хранится Терновый венец – главная реликвия христианства. Если подняться на колокольню, то можно не только полюбоваться прекрасной панорамой города, но и увидеть вблизи знаменитые химеры Нотр-Дама.

На сцене Оперы Гарнье выступали самые знаменитые певцы и самые талантливые танцоры. Вечерами в театр съезжаются любители оперы и балета. А днем коридоры Гранд-Оперы заполняют многочисленные туристы, которые осматривают роскошные интерьеры, знакомятся с историей театра и слушают истории о Призраке Оперы.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru – международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]