Закон Московской области № 236/2021-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год»
Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год (далее – земельные участки).
Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки
Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3−9 настоящего Закона.
Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов
1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:
1) в границах города, микрорайона, квартала в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа;
2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных) в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается в размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)
Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):
1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);
2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под строительство гаражей для собственных нужд, устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.
Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.
Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:
1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;
2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.
Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых коммунальных отходов
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых коммунальных отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых коммунальных отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами
Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых коммунальных отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:
1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
2) на землях иных категорий в размере 2,40 рубля за квадратный метр.
Статья 9. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли
1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 3,03 рубля за квадратный метр.
2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Правила аренды земельного участка в 2022 году
от 16 июля 2009 г. N 582
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА,
УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ,
НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 489,
от 19.08.2011 N 697, от 26.10.2011 N 868, от 14.01.2014 N 23,
от 30.10.2014 N 1120, от 05.05.2017 N 531, от 21.12.2018 N 1622,
от 20.02.2020 N 185, от 07.09.2020 N 1369, от 06.12.2021 N 2204,
от 22.12.2021 N 2396, от 29.12.2021 N 2552)
1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2020 N 185)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее – земельные участки), в расчете на год (далее – арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее – федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее – торги);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
(пп. “г” в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;
б) утратил силу с 1 марта 2015 года. – Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) 0,6 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
земельного участка, предназначенного для размещения зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование организаций средств массовой информации, учрежденных юридическими лицами, которые созданы Российской Федерацией и (или) органами государственной власти Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 N 2204)
(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;
земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах “а” – “в” пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;
(пп. “г” в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) 2 процентов в отношении:
земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах “а” – “г” настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.
(пп. “д” в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
(см. текст в предыдущей редакции)
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2011 N 697, от 22.02.2014 N 133)
(см. текст в предыдущей редакции)
гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;
объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;
сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 N 489)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 868)
объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее – Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 868, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2014 N 23)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
5(1). В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
5(2). Размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного назначения, строительство и эксплуатация которых осуществляются за счет средств федерального бюджета в целях реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, а также национальных проектов, может устанавливаться Правительством Российской Федерации на основании предложений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
(п. 5(2) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2021 N 2396)
6. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 – 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение указанных условий. В этом случае предусмотренное абзацем первым настоящего пункта положение об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не применяется.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120; в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2552)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.
12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Правила аренды земельного участка в 2022 году
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства Москвы от 13 октября 2020 г. N 1698-ПП “О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП”
Обзор документа
Постановление Правительства Москвы от 13 октября 2020 г. N 1698-ПП “О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП”
В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 “О правовых актах города Москвы” Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП “О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве” (в редакции постановлений Правительства Москвы от 17 октября 2006 г. N 806-ПП, от 28 августа 2007 г. N 741-ПП, от 11 сентября 2007 г. N 796-ПП, от 10 июня 2008 г. N 494-ПП, от 28 октября 2008 г. N 1010-ПП, от 27 января 2009 г. N 46-ПП, от 24 марта 2009 г. N 222-ПП, от 30 июня 2009 г. N 643-ПП, от 1 декабря 2009 г. N 1325-ПП, от 16 июня 2011 г. N 276-ПП, от 25 апреля 2012 г. N 190-ПП, от 21 мая 2012 г. N 229-ПП, от 18 июля 2012 г. N 344-ПП, от 10 сентября 2012 г. N 477-ПП, от 18 июня 2013 г. N 387-ПП, от 10 октября 2013 г. N 664-ПП, от 17 апреля 2014 г. N 194-ПП, от 27 августа 2014 г. N 490-ПП, от 23 декабря 2014 г. N 805-ПП, от 24 февраля 2015 г. N 68-ПП, от 17 июня 2015 г. N 367-ПП, от 28 августа 2015 г. N 554-ПП, от 24 ноября 2015 г. N 769-ПП, от 29 марта 2016 г. N 114-ПП, от 15 июня 2016 г. N 325-ПП, от 6 сентября 2016 г. N 555-ПП, от 24 января 2017 г. N 10-ПП, от 5 апреля 2017 г. N 169-ПП, от 30 июня 2017 г. N 400-ПП, от 1 августа 2017 г. N 499-ПП, от 20 марта 2018 г. N 196-ПП, от 5 июня 2018 г. N 519-ПП, от 19 июня 2018 г. N 586-ПП, от 16 октября 2018 г. N 1260-ПП, от 18 декабря 2018 г. N 1591-ПП, от 9 апреля 2019 г. N 335-ПП, от 10 июля 2019 г. N 866-ПП, от 6 августа 2019 г. N 1012-ПП, от 6 августа 2019 г. N 1013-ПП, от 31 декабря 2019 г. N 1874-ПП, от 10 апреля 2020 г. N 362-ПП, от 28 апреля 2020 г. N 467-ПП, от 24 августа 2020 г. N 1348-ПП, от 25 августа 2020 г. N 1352-ПП):
1.1. Пункт 7 постановления изложить в следующей редакции:
“7. Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, расположенных в пределах внутренних границ Третьего транспортного кольца города Москвы и предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 “О землепользовании в городе Москве”, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 6 к настоящему постановлению.
Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца города Москвы и предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 “О землепользовании в городе Москве”, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и ставки арендной платы в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца города Москвы и предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих строительство (реконструкцию) жилого здания, гостиницы (иных объектов, одним из которых является гостиница, а остальные объекты, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять на земельном участке, включены в приложение 4 к настоящему постановлению), при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 “О землепользовании в городе Москве”, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 6 к настоящему постановлению.
Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, за второй и последующий годы аренды арендная плата устанавливается в порядке, предусмотренном пунктами 3.2.3-3.2.8 настоящего постановления.
Если иное не установлено настоящим постановлением, срок действия договора аренды земельного участка, предусмотренного настоящим пунктом, составляет 6 лет.
На основании обращения арендатора земельного участка ему предоставляется рассрочка по оплате арендной платы за первый год срока аренды земельного участка сроком до 6 лет, но не более чем до даты ввода в установленном порядке объекта в эксплуатацию.
Арендная плата за первый год срока аренды земельного участка, подлежащая уплате в рассрочку, вносится ежеквартально равными платежами.
На весь срок действия рассрочки ежеквартально начисляются проценты в размере действующей ключевой ставки Банка России на неуплаченную сумму арендной платы за первый год срока аренды.”.
1.2. Постановление дополнить пунктом 7(2) в следующей редакции:
“7(2). В случае если суммарная поэтажная площадь объектов капитального строительства, планируемых к размещению в рамках реализации одного масштабного инвестиционного проекта, составляет не менее одного миллиона квадратных метров, то, если иное не установлено настоящим постановлением, арендная плата за первый год срока аренды земельных участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 “О землепользовании в городе Москве”, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления, устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего постановления.
Если иное не предусмотрено настоящим постановлением, за второй и последующий годы аренды и до даты выдачи разрешения на строительство арендная плата устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.
С даты выдачи разрешения на строительство арендная плата устанавливается:
– в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка за первый и второй год срока строительства;
– в размере 3 процентов от кадастровой стоимости земельного участка за третий год срока строительства;
– в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка за четвертый год срока строительства;
– в размере 7 процентов от кадастровой стоимости земельного участка за пятый год срока строительства;
– в размере 8 процентов от кадастровой стоимости земельного участка за шестой год срока строительства;
– в размере 10 процентов от кадастровой стоимости земельного участка за седьмой и последующий годы срока строительства и до даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке.
Если иное не установлено настоящим постановлением, договор аренды земельного участка, предусмотренный настоящим пунктом, заключается на срок до 10 лет.
На основании обращения арендатора земельного участка ему предоставляется отсрочка по оплате арендной платы за первый год срока аренды земельного участка до даты выдачи разрешения на строительство, но не более чем на 4 года.
На основании обращения арендатора земельного участка ему предоставляется рассрочка по оплате арендной платы за первый год срока аренды земельного участка сроком до 6 лет, но не более чем до даты окончания срока действия договора аренды.
Арендная плата за первый год срока аренды земельного участка, подлежащая уплате в рассрочку, вносится ежеквартально равными платежами.
На весь срок действия отсрочки и рассрочки ежеквартально начисляются проценты в размере действующей ключевой ставки Банка России на неуплаченную сумму арендной платы за первый год срока аренды.”.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Обзор документа
Установлено, что прежний порядок установления арендной платы за землю за первый год срока аренды действует в отношении участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, расположенных в пределах внутренних границ Третьего транспортного кольца г. Москвы. Такой же порядок действует в отношении земельных участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестпроектов, предусматривающих строительство (реконструкцию) жилого здания, гостиницы.
Для участков, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца и предоставленных для тех же целях, арендная плата за первый год срока аренды рассчитывается в сумме арендной платы, устанавливаемой в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, и ставки арендной платы в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Для масштабных инвестпроектов, суммарная поэтажная площадь объектов капстроительства которых составляется не менее 1 млн квадратных метров, арендная плата за первый год аренды устанавливается в том же порядке. За второй и последующие годы аренды и до выдачи разрешения на строительство арендная плата устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. С даты выдачи разрешения на строительство арендная плата устанавливается в следующих размерах: 1,5 процента от кадастровой стоимости участка за первый и второй год срока строительства; 3 процента от кадастровой стоимости – за третий год; 5 процентов – за четвертый год; 7 процентов за пятый год; 8 процентов – за шестой год; 10 процентов – за седьмой и последующий годы срока строительства и до даты ввода в эксплуатацию объекта. В этом случае договор аренды может заключаться на срок до 10 лет.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25
Автор
Ольга Антошина
главный методолог аудиторской компании ООО АК «Аудит-ЭЛ», налоговый консультант, сертифицированный бухгалтер-практик SIP/SIPA, бизнес-тренер по программам МБА, аттестованный преподаватель ИПБ России, к. э. н., доцент
С 1 января 2022 года вступает в силу совсем не новый бухгалтерский стандарт, утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н, «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”».
В данной статье мы рассмотрим порядок бухгалтерского учета операций, связанных с договором аренды у арендатора. Сразу отметим, что учет со стороны арендатора никак не зависит от учета данных операций со стороны арендодателя. И по большому счету арендатору всё равно как арендодатель классифицирует у себя объект учета аренды.
Задача арендатора отразить или не отразить (в случае, оговоренном в Стандарте), операции с арендованным имуществом.
Начнем с того, кто имеет право не применять новые правила учета. В случае если договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору, отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа и предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду, а так же:
*️⃣ срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
*️⃣ рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;
*️⃣ арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (прошу не путать с упрощенной системой налогообложения и внимательно прочитать статью 6 закона «О бухгалтерском учете»).
Тогда арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.
При этом, обратите внимание, что срок аренды, не превышающий 12 месяцев, считается не только по договору аренды, но и исходя из фактических условий и намерений самой компании! Вспоминаем ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» п.6 требование приоритета содержания перед формой.
Под условие «срок аренды не более 12 месяцев» не попадают договоры, которые заключены на 11 месяцев и которые продлевают несколько раз, чтобы избежать госрегистрации (п. 2 ст. 651 ГК).
По новым правилам срок аренды считается с учетом возможностей и намерений сторон его изменять (п. 9 ФСБУ 25/2018). В итоге общий срок с учетом продлений превысит 12 месяцев. Срок аренды для целей бухгалтерского учета рассчитывается исходя из сроков и условий, установленных договором аренды (включая периоды, не предусматривающие арендных платежей). При этом учитываются возможности сторон изменять указанные сроки и условия и намерения реализации таких возможностей.
Срок аренды пересматривается в случае наступления событий, изменяющих допущения, которые использовались при первоначальном определении срока аренды (при предыдущем пересмотре срока аренды). Связанные с таким пересмотром корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений. Течение срока аренды начинается с даты предоставления предмета аренды.
Кроме того, ФСБУ 25/2018 не применяется при предоставлении в аренду участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены и объектов концессионного соглашения.
Мы исключили тех, кто имеет право не применять ФСБУ 25/2018 и, следовательно, дальше не читать данный материал.
А вот кто не попал в группу исключения, тот продолжает работать далее.
Арендатор признает предмет аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде.
Право пользования активом (далее ППА) признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость права пользования активом включает:
*️⃣ величину первоначальной оценки обязательства по аренде (Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 76 «Прочие расчеты с дебиторами и кредиторами» /Арендное обязательство);
*️⃣ арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 76 «Прочие расчеты с дебиторами и кредиторами /Авансы выданные (62/Авансы выданные);
*️⃣ затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях Д Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» (23, 70, др. счета);
*️⃣ величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды (Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 96 «Оценочные обязательства»).
Фактическая стоимость ППА изменяется в следующих случаях:
*️⃣ переоценка ППА. Это возможно, когда предмет лизинга по характеру использования относится к группе ОС, по которой вы приняли решение о проведении переоценки (п. 16 ФСБУ 25/2018);
*️⃣ пересмотр стоимость, например при изменении условий договора лизинга (п. 21 ФСБУ 25/2018). При изменении арендных (лизинговых) платежей в результате мер, принимаемых в связи с коронавирусом, следует учитывать документ МСФО “Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)” (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 05.10.2020 N 226н) и документ МСФО “Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19, действующие после 30 июня 2021 года (Поправка к МСФО (IFRS) 16)” (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 20.08.2021 N 112н).
После формирования первоначальной стоимости ППА, оно переводится на счет 01 «Основные средства», и начинает амортизироваться в общеустановленном порядке ( Дебет 01 «Основные средства»/ППА Кредит 08 «Капитальные вложения», Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств»/ППА).
Срок полезного использования права пользования активом не должен превышать срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности на предмет аренды.
Обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.
Приведенная стоимость будущих арендных платежей определяется путем дисконтирования их номинальных величин. Дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. При этом негарантированной ликвидационной стоимостью предмета аренды считается предполагаемая справедливая стоимость предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды, за вычетом суммы, подлежащей оплате (получению) в связи с гарантиями выкупа предмета аренды по окончании срока аренды.
В случае если ставка дисконтирования не может быть определена, применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды.
Для решения этой непростой задачи лучше воспользоваться Рекомендацией БМЦ Р-65/15 «Ставка дисконтирования», где на примерах очень подробно расписано, какие показатели необходимо использовать.
Величина начисляемых процентов определяется как произведение обязательства по аренде на начало периода, за который начисляются проценты, и процентной ставки, определенной в соответствии с пунктом 15 ФСБУ 25/2018. Периодичность начисления процентов выбирается арендатором в зависимости от периодичности арендных платежей и от наступления отчетных дат (Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 76 «Прочие расчеты с дебиторами и кредиторами»/проценты).
При полном или частичном прекращении договора аренды балансовая стоимость права пользования активом и обязательства по аренде списываются в соответствующей части. Образовавшаяся при этом разница признается в качестве дохода или расхода в составе прибыли (убытка).
При переходе на новый порядок учета аренды можно воспользоваться Рекомендацией БМЦ Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25/2018», поскольку там обобщена практика перехода на новый стандарт.
Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
✅ 20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:
*️⃣ удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;
*️⃣ оформление и получение электронных подписей;
*️⃣ подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;
*️⃣ надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;
*️⃣ решения для маркировки и прослеживаемости товаров;
*️⃣ проверка контрагентов.
Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?
Изменения в сфере оформления недвижимости, которые будут действовать с 01.01.2022 так или иначе коснуться всех без исключения граждан, имеющих объекты недвижимости.
1. Впервые, во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, не зависимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране.
2. Физическим лицам не нужно будет сдавать декларации 3-НДФЛ при продаже недорогой недвижимости.
Сегодня при продаже дома, земельного участка, квартиры или другой недвижимости, которая была в собственности меньше минимального срока владения (3 года), продавец обязан задекларировать полученный доход и сдать декларацию по форме 3-НДФЛ.
С нового года можно не отражать доходы от продажи имущества, которая была в собственности меньше данного срока владения, если доходы от продажи полностью покрываются имущественным вычетом в:
- 1 млн. руб. – при продаже жилых домов, квартир, комнат, садовых домов, земельных участков (долей в перечисленной недвижимости);
- 250 тыс. руб. – при продаже иных объектов недвижимости (например, гаража).
Простым языком, если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, то и обязанности по уплате НДФЛ нет. При этом, в соответствиис Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» при определении доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности меньше минимального срока владения, нужно обращать внимание на кадастровую стоимость продаваемого объекта. Так как если продается объект недвижимости, приобретенный после 01.01.2016 года, и сумма дохода от его продажи меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то доход от продажи принимается равным умноженной на коэффициент 0,7 кадастровой стоимости недвижимости.
Например, в 2021 году Вы за 1 млн. руб. продали квартиру, которая досталась по наследству в этом же году. Кадастровая стоимость квартиры на 01.01.2021 – 2,5 млн руб. При расчете налога Вы можете применить имущественный вычет в 1 млн руб.. Налогооблагаемая сумма дохода составила 750 000 руб. (2 500 000 руб. x 0,7 – 1 000 000 руб.). Таким образом, несмотря на то что квартира была продана за 1 млн руб., декларацию подать нужно, так как полученный вычет не смог покрыть доход, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости с применением понижающего коэффициента 0,7.
3. Будет расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (Далее – ЕГРН).
С 01.01.2022 года начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющим государственный кадастровый учет объекта недвижимости (уникальный номер в реестре саморегулируемой организации и ее наименование, СНИЛС, номера и даты заключения договоров на выполнение работ, дату их завершения). Заказав выписку из ЕГРН, вы увидите кто проводил кадастровые работы.
А с 01.02.2022, в соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 № 148-ФЗ, будут вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признается аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также непригодным для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН.
4. Земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета с 01.03.2022.
Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены из ЕГРН, в соответствии с предусмотренным порядком ведения ЕГРН.
Что делать, если Ваш участок имеет статус «временный»? Ответ читайте в нашей статье: «Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 года».
5. Размеры машино-мест изменятся.
Вступает в силу норма о снятии ограничения по размеру машино-места: отменяется максимально допустимый размер машино-места и определяется минимально допустимый размер – 5,3 на 2,5 метра.
6. Будет разрешено строительство жилья на сельскохозяйственных землях.
С 01.03.2022 разрешат строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства. Построить можно будет один дом размером не более 500 кв.м., соблюдая при этом площадь застройки – не более 0,25 % территории. Регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 01.03.2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено.
7. Изменятся правила пользования жилыми помещениями.
Для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность о немедленном сообщении о неисправностях жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем.
Как по новым правилам отражать в учете земельный участок, арендуемый у государства?
Российская организация (арендатор) берет в аренду на 57 лет земельный участок (ЗУ) у Департамента имущественных отношений субъекта РФ. Как отражать в бухгалтерском учете организации стоимость арендованного земельного участка (на балансе или за балансом) в связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2020 “Основные средства”?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.
По общему правилу стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а стоимость права пользования участком на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.
Если же Арендатор может применять упрощенный порядок учета (в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018), то он может не признавать право пользования земельным участком в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.
Обоснование вывода:
С 1 января 2022 года обязательными к применению являются:
– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 “Основные средства”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 6/2020);
– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 26/2020).
Согласно п. 4 ФСБУ 6/2020, в качестве основного средства отражается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:
а) имеет материально-вещественную форму;
б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
Новый стандарт по учету основных средств ФСБУ 6/2020 не устанавливает особого порядка учета объектов основных средств (ОС), предназначенных для сдачи в аренду, или являющихся предметом аренды. В то же время п. 7 ФСБУ 6/2020 поясняет, что особенности бухгалтерского учета ОС, являющихся предметом договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, регулируются ФСБУ 25/2018.
Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 “Аренда”, введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н. Основные положения ФСБУ 25/2018 совпадают с МСФО (IFRS) 16 “Аренда”. ФСБУ 25/2018 применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование.
Согласно п. 2 ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды” арендные взаимоотношения в целях бухгалтерского учета возникают в случаях, когда имущество арендодателя предоставляется за плату во временное пользование арендатору. Таким образом, у арендатора возникает право пользования имуществом арендодателя в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение. Дополнительно в п. 5 ФСБУ 25/2018 указано, что объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:
1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);
3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
Исходя из заданного нам вопроса, в анализируемой ситуации выполняются все условия классификации земельного участка как объекта учета аренды, приведенные в п. 5 ФСБУ 25/2018.
Таким образом, Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.
В общем случае согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату получения предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также – ППА) одновременно с обязательством по аренде (далее также – ОПА). Исключения сделаны только для малоценных объектов стоимостью до 300 000 руб., краткосрочных (менее года) договоров, а также организаций, имеющих право на ведение упрощенного учета.
Арендатор может применять упрощенный порядок учета в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018 (при выполнении условий, установленных п. 12 ФСБУ 25/2018):
а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;
в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – упрощенные способы учета).
В анализируемой ситуации срок аренды заведомо превышает 12 месяцев. О том, выполняется ли одно из остальных условий, Арендатору следует сделать вывод самостоятельно.
В случае, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, Арендатор может не признавать право пользования ЗУ в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в бухгалтерском учете.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что в рассматриваемом случае исключения неприменимы, соответственно, Организации необходимо отразить в учете и ППА, и ОПА.
Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость ППА включает:
а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;
б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;
в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;
г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.
Согласно п. 14 ФСБУ 25/2018, обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.
В п. 10 ФСБУ 25/2018 указано, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. Схожие по характеру объекты при аренде – это основные средства. Собственные основные средства в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 01. Значит, право пользования Арендатору целесообразно тоже учитывать на счете 01. Для этого следует использовать отдельный субсчет к счету 01 “Право пользования активом”. Также рекомендуем открыть отдельный субсчет к счету 08 и назвать его, например, “Вложения в право пользования” и к счету 02 “Амортизация права пользования”.
Бухгалтерские проводки по признанию ППА могут выглядеть следующим образом:
Дебет 08, субсчет “Вложения в ППА”, Кредит 76, субсчет “Обязательство по аренде”
– получен в аренду земельный участок, определено ОПА в первоначальной оценке;
Дебет 01, субсчет “Право пользования активом”, Кредит 08, субсчет “Вложения в ППА”
– признано ППА по сформированной фактической стоимости.
Отметим, что в общем случае после признания ППА амортизируется. Пункт 17 ФСБУ 25/2018 устанавливает, что стоимость ППА не погашается посредством амортизации, если схожие по характеру использования активы не амортизируются. Поскольку стоимость земельных участков не амортизируется, то и право пользования рассматриваемым ЗУ не амортизируется.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020 в качестве основного средства отражается в первую очередь материально-вещественный актив, но не право на его использование.
Из анализа положений ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 следует вывод о том, что при признании в качестве внеоборотных активов Организации собственные и арендованные ОС подлежат обособленному представлению в ее бухгалтерском балансе: собственное имущество как основные средства, а арендованное имущество – как “права пользования активом”.
Таким образом, в анализируемой ситуации стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а право пользования активом на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет у арендатора по ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года;
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет на забалансовых счетах;
– Вопрос: Учет арендуемого организацией земельного участка в соответствии с ФСБУ 25/2018 при условии, что в договоре аренды установлено целевое использование данного земельного участка (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
3 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть
Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
- Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
- Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
- Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Как проверить статус участка?
Определить статус земельного участка можно следующим образом:
- через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
- через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
- получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.
Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».