5 миграционных кризисов последних лет
Миграция населения является отражением экономических и геополитических процессов, которые происходят в регионе и в отдельной стране.
Люди покидают свое место жительства по самым разным причинам – это могут быть как вооруженные конфликты, так и экономическая нестабильность в стране.
Зачастую массовая миграция приводит к настоящим кризисам, когда принимающая сторона не может справиться с наплывом мигрантов в страну.
Ниже мы расскажем о 5 миграционных кризисах последних лет.
Миграционный кризис ЕС
Европейский миграционный кризис возник осенью 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.
Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. С января по сентябрь 2015 года в государствах — членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище.
Всего за 2015 год в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 миллиона беженцев и нелегальных мигрантов. Для сравнения, в 2014 году их было зарегистрировано около 280 000. Термин «кризис» по отношению к беженцам и мигрантам впервые был использован в апреле 2015 года, когда в Средиземном море произошла серия морских катастроф.
В течение короткого времени (13, 16, 19 и 20 апреля) по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки. За 2015 год в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов, всего с 2000 года число погибших составило около 22 000 человек.
Причиной миграции эксперты называли войну в Сирии и нестабильность в Южном Средиземноморье и на Большом Ближнем Востоке.
Большая часть мигрантов приходилась на Германию, что вызывало обеспокоенность политиков и экспертов относительно того, что миграционный кризис приведет к ухудшению отношений между странами внутри Европы. Мнения относительно беженцев разделились. Кто-то призывал оказывать им посильную помощь, кто-то настаивал на том, чтобы решать вопрос более радикально – не допускать въезда или высылать из страны уже прибывших мигрантов.
Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 года 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль. Венгрия, как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строила заборы на границе с Хорватией и Сербией.
В Болгарии появились нелегальные «народные дружины», которые устраивали охоту на мигрантов. Приток беженцев и мигрантов стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из Евросоюза.
В конце 2015 году вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако, мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путём.
Турция требует от ЕС значительно увеличить финансирование, выделяемое на содержание лагерей сирийских беженцев на своей территории. Чтобы приостановить поток беженцев в Европу, ЕС планирует создание лагерей для приёма беженцев в африканских странах.
Сумма затрат на такое решение, по прогнозам может составить 20 млрд евро. Также проводятся мероприятия по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов, укреплению береговой охраны.
Украина и Россия
Вооруженный конфликт на Юго-востоке Украины также привел к массовой миграции населения.
По данным Росстата, с начала вооруженного конфликта в Донбассе с Украины в Россию переехало более 600 тыс. человек. Самая большая волна миграции пришлась на 2015–2016 годы.
Украина лидирует по показателю международной миграции в РФ с 2014 года.
По данным Росстата, с 2014 по 2017 год общее число прибывших в Россию украинцев составило 638,2 тыс. человек. При этом речь идет именно о долгосрочной миграции.
Первое место Украина занимает и по уровню миграционного прироста (абсолютная разница между числом прибывших на какую-либо территорию и выбывших с нее за определенное время).
Миграционный прирост населения Российской Федерации за счет жителей соседнего государства за 2014–2017 годы составил около 400 тыс. человек. Самые высокие показатели можно было наблюдать в 2015 и 2016 годах (146,1 и 118,8 тыс. человек соответственно).
По данным ООН, только с апреля 2014 года по конец марта 2015-го в результате боевых действий в Донбассе было убито свыше 6 тыс. человек. В общей сложности за всё время конфликта погибло более 10 тыс. человек.
В связи с этим, именно вооруженный конфликт является основной причиной миграции населения в Россию.
Однако это не единственная причина. Социально-экономические проблемы в стране также оказывают влияние на миграцию. Экономика Украины переживает не лучшие времена, промышленность находится в состоянии упадка.
С 2014 года страна потеряла 38% ВВП. При этом, по данным Международного валютного фонда, размер теневого сектора в структуре экономики Украины сейчас достигает 45% ВВП. В стране растет безработица, что тоже подталкивает население искать лучшей жизни в соседних странах.
К слову, украинцы едут за лучшей жизнью не только в нашу страну, но также в Польшу, Чехию и страны ЕС.
Рохинджа и Мьянма
Кризис беженцев рохинджа относится к массовой миграции тысяч людей народа рохинджа из Мьянмы и Бангладеш в 2015 году, прозванных международными средствами информации «людьми в лодках».
Почти все, кто бежал, отправились в страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд, на шатких лодках через воды Малаккского пролива и Андаманского моря.
По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 25000 человек были переправлены торговцами людьми на лодках с января по март 2015 года.
Согласно заявлениям, во время переправы, примерно 100 человек погибли в Индонезии, 200 в Малайзии и 10 в Таиланде, после того, как работорговцы оставили их в море.
В октябре 2015 года исследователи из Международной Инициативы по Борьбе с Преступностью Лондонского университета королевы Марии опубликовали отчёт, составленный на основе раскрытых правительственных документов, свидетельствующий об увеличении «изоляции, случайной резни, ограничений на передвижение» по отношению к народу рохинджа.
Исследователи предполагают, что правительство Мьянмы является заключительной стадией организованного геноцида рохинджа, и призывают международное сообщество исправить ситуацию как таковую.
Народ рохинджа — это мусульманское меньшинство, проживающее в штате Ракхайн, ранее известном как Аракан. Люди рохинджа считаются «лицами без гражданства», так как правительство Мьянмы отказывается признавать их в качестве одной из этнических групп страны.
По этой причине рохинджа не имеют правовой защиты от правительства Мьянмы. Они считаются просто беженцами из Бангладеш и сталкиваются с сильной враждебностью в стране: их часто описывают как самых преследуемых людей в мире.
Чтобы избежать тяжёлой ситуации в Мьянме, рохинджа пытаются незаконно въехать в страны Юго-Восточной Азии, прося гуманитарную поддержку со стороны потенциальных принимающих стран.
Ограничения на народ рохинджа налагаются на брак, планирование семьи, трудоустройство, образование, выбор вероисповедования и свободу передвижения.
Такая дискриминация объясняется их этническим происхождением. Население Мьянмы вынуждено терпеть все растущую нищету: более 78 % семей живут за чертой бедности. Это также послужило тому, что напряжённость между рохинджа и другими религиозными группами вылилась в конфликт.
США и мигранты из Мексики
Уже в течение многих лет проблема нелегальной иммиграции для США стоит очень остро. Каждую ночь американо-мексиканскую границу пересекают сотни непрошеных гостей. Их частично отлавливают и возвращают на родину, однако поток мигрантов не иссякает.
Одним из первых шагов Дональда Трампа после инаугурации стал указ об охране государственной границы. Отгородиться стеной от соседнего государства было одним из ключевых предвыборных обещаний Трампа.
Количество пограничников на рубеже с Мексикой при Обаме увеличилось на 14 процентов. Сегодня на мексиканско-американской границе служит более 17,6 тысячи из 20,5 тысячи пограничников США.
Поток нелегалов из Мексики уменьшился в четыре раза. Но полностью перекрыть границу не удается.
Мексиканские беженцы едут в США по экономическим соображениям. На родине они могут заработать существенно меньше, чем в США, даже работая нелегально. Однако нелегально пересекают границу с США не только мигранты из Мексики. Значительная часть беженцев – выходцы из бедных латиноамериканских стран, которые едут не только за лучшей жизнью, но и бегут от политических репрессий и насилия в своих странах.
В этом контексте стоит упомянуть караваны мигрантов – многолюдные неорганизованные марши крестьян, работников плантаций, подростков, спасающихся от нищеты и преступности, из стран Центральной Америки к южным границам США.
Караваны состоят из людей, которые бежали от бандитского насилия, бедности и политических репрессий из Северного треугольника Центральной Америки, из караванов от границы Гватемала-Мексика до границы Мексики-США.
В предыдущие годы также было мелкие несвязанные караваны и большой неофициальный караван в конце 2018 года.
По некоторым оценкам, нелегально границу между Мексикой и США пересекает порядка 500 тысяч человек ежегодно.
Турция и мигранты из Сирии
16 марта 2016 года было подписано соглашение между ЕС и Турция относительно содержания беженцев из Сирии в лагерях Турции. Цель этого соглашения была одна: сдержать наплыв беженцев из стран Ближнего Востока в Европу.
Беженцы из Сирии стремились уехать из страны в поисках более спокойной и безопасной жизни. А вот отношения между ЕС и Турцией оказались под угрозой.
Согласно данным ООН, Турция приняла 2 900 000 беженцев. По данным самой Турции, это число значительно выше – 3 500 000 человек.
При этом на протяжении всего действия соглашения с ЕС Турция не раз угрожала разорвать соглашение, так как ЕС не платит оговоренную сумму денег на содержание беженцев. Кроме того, соглашение о визовом режиме для граждан Турции так и не было выполнено, несмотря на обещания ЕС. Важный вопрос, по которому ЕС и Турция не могли достичь соглашения, заключался в том, что стороны по-разному видели то, как должны использоваться деньги, выделяемые ЕС.
Турция не раз оказывала давление на ЕС, при этом планируя направить деньги на нужды беженцев, в то время как Европа задерживала денежные переводы, так как все финансы стран-участниц блока строго мониторятся властями ЕС.
По мнению некоторых экспертов, значительная часть денег была потрачена на международные организации по правам человека, соответственно, меньше денег ушло на непосредственные нужды беженцев.
В рамках соглашения Турции пообещали финансовую помощь в размере 6 млрд евро на финансирование проектов для сирийских беженцев. Согласно данным Еврокомиссии, 3 млрд были переведены Турции на покрытие затрат на образование полумиллиона сирийских детей.
При этом, Турция заявила, что получила лишь 1.86 млрд евро.
Начиная с 2016 года, благодаря соглашению с Турцией, число нелегальных мигрантов в Европе резко сократилось.
Согласно данным Еврокомиссии, число беженцев, прибывающих в Европу из Турции через Грецию, упало на 97%.
При этом, нелегальных мигрантов из Греции отправляют назад в Турцию, а легальные мигранты остаются.
При этом, отмечается, что беженцы в Турции не имеют официального статуса беженцев, в связи с чем условия их жизни не соответствуют международным стандартам. Согласно некоторым данным, в Турции под защитой находятся 3,5 млн сирийских беженцев, что дает им право на доступ к медицине и образованию.
Семьи получают денежную помочь в случае, если отправляют детей в школу.
Одной из важных проблем для сирийских беженцев остается проблема получения работы. Около 20 000 имеют разрешение на работу, в то время как по меньшей мере 800 000 работают нелегально, среди них есть также несовершеннолетние.
Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2022 году
Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.
Причины ухудшения миграционной ситуации
Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.
Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.
Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.
Этому также способствовало:
- расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
- отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
- наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
- обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
- упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.
Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:
- нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
- отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
- дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
- нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.
Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2019 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.
Численность и динамика роста миграционного потока
По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.
Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.
Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.
С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.
Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.
Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.
О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.
В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.
Пройдите социологический опрос!
Правовым подспорьем кризиса, возникшего в Европе в 2015 году, можно считать два международных соглашения, подписанных большинством европейских государств. Первым из них является Шенгенское соглашение, упрощающее (в реальности практически ликвидирующее) паспортно-визовый контроль между границами стран-подписантов указанного соглашения. В их число вошли 26 стран Европы, 22 из которых представляют Европейский союз. Пограничный контроль устанавливался лишь на границах сформированной зоны, за который должны отвечать пограничные страны. Такой режим устанавливался не только для жителей стран, подписавших соглашение, но и для всех, кто находится на их территории, в том числе и для беженцев из Африки и Ближнего Востока.
Второй документ – это Дублинский регламент (Регламент Дублин III № 604/2013), утвержденный в 2013 году и устанавливающий ответственность стран-подписантов за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища для беженцев. Данный документ нацелен на быстрое определение страны, которая должна рассматривать такое заявление и непосредственно принимать мигранта.
По установленному общему правилу, ответственным государством признается первая страна – член ЕС, которую посетил беженец – именно там он должен подать прошение об убежище и сдать отпечатки пальцев. Если он покидает указанную страну, другие члены ЕС могут депортировать его обратно – в первую страну, которую он посетил.
Такие условия Дублинского регламента вызвали волну критики, особенно со стороны стран ЕС, которые являлись пограничными для шенгенской зоны. Они считают, что правила регламента возлагают на них слишком большой груз ответственности за лиц, стремящихся попасть в Евросоюз по статусу беженца.
Например, по данным ОЭСР, доля Венгрии в общем объеме посетивших ЕС беженцев с 1% в 2014 году выросла до 13% в первом полугодии 2015 года. Куда правильнее было бы разработать справедливую систему распределения, тем более что основная масса эмигрантов стремится попасть в центр ЕС, а не в приграничные и менее благополучные страны.
Отдельные европейские политики утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса являются не сами мигранты, а отсутствие солидарности в вопросах их распределения между странами Евросоюза. Мол, некоторые государства берут на себя незаслуженно больше ответственности, что в итоге становится угрозой для Шенгенского соглашения и раскалывает Евросоюз изнутри.
В это же время многие страны, в том числе вся Вишеградская группа (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) радикально настроены против приема на своей территории беженцев и бойкотируют требования руководства ЕС по расселению.
Перспективы
Очевидно, что миграционный кризис создает огромный дискомфорт для граждан стран Евросоюза, оказывая негативное влияние на общественную, политическую и социальную сферы жизни. Руководство ЕС находится в поисках наиболее гуманных путей разрешения возникшего кризиса, и некоторые меры уже предпринимаются, как в рамках отдельных стран, так и в рамках всей Европы.
В частности, проблема миграции в Европе в 2019 году может быть решена за счет:
- Возведения лагерей для эмигрантов за пределами Евросоюза. Подобный опыт уже есть, в частности, лагеря в Ливане и Турции. В 2015 году Турция в обмен на 3 млрд евро приняла на себя обязанность обустроить депортированных из Греции беженцев. Похожие проекты европейцы планируют реализовать и в африканских странах, однако единого мнения и позиции в части решения миграционного кризиса пока нет.
- Введения пограничного контроля внутри Шенгенской зоны. Правила Шенгена позволяют временно восстанавливать внутренний пограничный контроль, что и сделали 8 стран ЕС. Испания и Венгрия, чтобы сдержать нелегалов, занялись построением заборов на своих границах. Болгарские добровольцы оказывают самостоятельное, «народное» противодействие эмигрантам. Мигрантов также относят к числу главных причин, по которым произошел Brexit.
- Военное вмешательство. Армии НАТО и России оказывают военную помощь во многих странах, на территории которых происходят конфликты, в частности, с ИГИЛ. Наиболее ярким примером является Сирия. Если военные операции будут близки к завершению, это позволит переселенцам возвращаться на родину.
Заключение
Миграционный кризис, длящийся на протяжении последних трех лет, оказывает существенное негативное влияние на политическую и экономическую ситуацию в Европе. Отсутствие солидарности в вопросах распределения мигрантов лишь усугубляет проблему и раскалывает ЕС. В такой ситуации страны-члены обязаны выработать единую стратегию преодоления кризиса – в противном случае его усугубление будет угрожать уже существованию Евросоюза.
Мигранты в Европе: миграционный кризис в 2022 году
Миграционные потоки способны изменить национальную, религиозную и демографическую ситуацию в мире. Человечество знает множество примеров массового переселения людей, вызванного историческими, экономическими и военно-политическими событиями. К ним можно отнести и испанскую реконкисту, и освоение американских земель, и революцию в России, и Вторую мировую войну. 21 век не стал исключением. Напряженная ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, в Азии и Африке вызвала европейский миграционный кризис, последствия которого отразятся на экономике и социальной стабильности многих государств.
Причины миграционного кризиса в Европе
Благодаря развитию информационных технологий современные мигранты хорошо осведомлены о расстановке политических и экономических сил в мире. Именно поэтому стабильность, развитость и социальная защищенность европейских стран сделала их весьма привлекательными для переселенцев из неблагополучных регионов.
Выходцы с Востока, Азии и Африканского континента бегут в благополучные страны Европейского союза, спасаясь от:
- Открытых военных действий;
- Нищеты;
- Разрухи;
- Социального неравенства;
- Политических и религиозных конфликтов.
Миграцию в ЕС нельзя назвать исключительным явлением. За все время своего существования Евросоюз принял сотни тысяч мигрантов из разных стран мира. Однако ему удавалось контролировать потоки приезжих, решая за их счет свои внутренние проблемы, вызванные:
- Общим старением населения;
- Нехваткой профессиональных кадров;
- Ухудшением демографической ситуации;
- Дороговизны рабочей силы.
Военные события в Сирии послужили толчком к развитию новой неконтролируемой миграционной волны, захлестнувшей страны в Западной Европе. Воспользовавшись ситуацией, в них хлынул поток не только сирийских беженцев, спасающих свои жизни, но и тех, кто решил улучшить свой материальный и социальный статус за счет гарантий европейских стран.
Германия, открыв перед мигрантами двери Евросоюза, спровоцировала миграционный кризис, который вылился в неконтролируемое движение людей с Востока на Запад. Наплыв беженцев превысил все расчетные показатели и уже давно переступил порог в два миллиона человек. Большинство из них проходит через Европу транзитом, стремясь добраться именно до благополучной Германии, где их ждет социальная и финансовая поддержка.
Кроме того, усвоив уроки Второй мировой войны, Германия изо всех сил стремится избежать обвинений в нацизме. В результате немцы проявляют чудеса лояльности, принимая на своей территории до 40% всех беженцев.
Последствия европейского миграционного кризиса
Многие политики сегодня характеризуют миграционный кризис, как начало заката Европы. Слабо регулируемые миграционные потоки из мусульманских стран способны снести европейские ценности. Последствия кризиса не смогут обойти ни одну из стран Союза.
Многие государства оказались не готовыми принять на своей территории многочисленных беженцев из Сирии и других регионов Африки и Азии. Они закрыли свои границы перед переселенцами, вызвав недовольство Германии. Понять политику этих стран несложно. Таким жестким образом они пытаются оградиться от тех негативных последствий, которые несут в себе проблемы миграции.
В первую очередь нужно отметить очевидное ухудшение общей ситуации в Евросоюзе, связанное со следующими причинами:
- Нелегалы. Наряду с переселенцами, получившими статус беженцев и социальную защиту от государства, в котором были приняты, Европу наводнили приезжие, нелегально перешедшие границу. Количество таких людей слабо поддается анализу и может вовсе не участвовать в общей статистике мигрантов. Тем не менее, также, как и легальные переселенцы, они нуждаются в жизненных ресурсах, получить которые могут лишь криминальным путем.
- Демографический перекос. Традиционно европейцы предпочитают иметь 1-2 детей, что в последние десятилетия приводит к старению и сокращению численности населения. Беженцы с Востока и Африканского континента отличаются обширными семьями. В результате бурной рождаемости уже через несколько лет в Европе доля мигрантов может сравняться с количеством коренного населения.
- Рынок труда. Большое количество вновь прибывшего трудоспособного населения позволяет крупным корпорациям существенно снижать средний уровень зарплат по стране. Для мигрантов даже небольшие зарплаты считаются хорошим доходом, позволяющим закрепиться на новой территории и обеспечить свои семьи. Коренное же население, привыкшее к определенному уровню доходов, выражает недовольство сложившейся ситуацией. Кроме того, мигранты с удовольствием занимают рабочие места, ранее принадлежавшие европейцам.
- Безопасность. Эмигрантский кризис в ЕС обернулся для многих стран проблемами криминального характера. Резко вырос уровень преступности. Во многих городах жители боятся выходить на улицу в темное время суток. Средства массовой информации многократно сотрясали новости о случаях изнасилований и разбоя со стороны лиц «африканской или азиатской» национальности. Усилились беспорядки в районах расположения лагерей беженцев. Жители многих стран активно протестуют против подобного соседства. Нередко такие акции выливаются в открытое противостояние с участием полицейских сил.
- Криминал. Во многих странах мигрантами, особенно их нелегальной частью, заинтересовались криминальные структуры. Они используют проблемы беженцев, попавших в сложную ситуацию, в своих целях. Будучи бесправными, мигранты невольно становятся орудиями преступного мира. Их используют в качестве наркокурьеров, проституток, продают в рабство или используют для незаконной трансплантации органов.
Объяснение причин миграционных процессов в Европе
Последствия транснациональной миграции западной Европы могут оказаться для нее весьма плачевными. Но почему же люди, бегущие от войны и экономических проблем, не оседают в соседних государствах, не довольствуются жизнью в Турции или Иордании, а стремятся любым способом добраться до благополучной Германии, Англии или Швеции?
Главными причинами интереса со стороны беженцев к европейским странам являются:
- Мирная обстановка;
- Высокий уровень жизни;
- Социальные гарантии;
- Легкость пересечения границ ЕС;
- Наличие Шенгенской зоны.
После того, как мигранты ступили на землю одной из стран Евросоюза, сдержать их движение практически невозможно. Именно поэтому некоторые из стран внесли предложение об отмене или сокращении зоны Шенген. Так, например, в Австрии, Словении, Италии правительство приняло решение о временном закрытии границ и отмене свободного въезда.
Причинами же, по которым люди решились на переезд из родных мест, превратившись в беженцев, стали:
- Военные действия в Сирии, Ираке, Афганистане;
- Утрата веры в возможность политического урегулирования конфликтов;
- Демографический взрыв в Африке и на Ближнем Востоке, истощивший экономические ресурсы стран;
- Отсутствие на родине мигрантов перспектив по стабилизации социальной и экономической ситуации;
- Сокращение финансирования со стороны ЕС лагерей для беженцев в Турции и Иордании;
- Открытие более безопасных путей миграции в Европу;
- Желание поправить материальное положение в стабильных и развитых европейских странах.
Основные маршруты миграции беженцев в Европе
По сведениям европейских миграционных служб, переселенцы во время кризиса прибывали в ЕС различными способами:
- Официально по туристическим поводам;
- По фальшивым разрешениям;
- С помощью нелегальных путей пересечения границы.
При этом основным направлением миграционных потоков эмигрантов оставалась Германия. Расположение этой страны в центре Европы заставляло беженцев создавать миграционные пути, идущие через несколько государств. В результате сложилось несколько устойчивых маршрутов движения:
- Из северной части Африки в Испанию, а затем через Францию в Италию.
- Из Ливии в Италию.
- Из Турции через границы Греции и Болгарии на Балканский полуостров. И по нему через Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Албанию и Македонию в направлении Словении и Венгрии.
Морские пути, которыми пользовались нелегальные переселенцы, оказались небезопасными. По данным статистики в 2015 году, когда кризис беженцев достиг своего количественного пика, в Средиземных водах утонуло свыше 3 тысяч человек.
Конечным пунктом массового движения мигрантов являлись Германия, Австрия и Швеция. Столкнувшись с неконтролируемым наплывом беженцев, Германия попробовала вернуть их часть в страны ЕС, ставшие первыми на пути движения мигрантов, пообещав им выплатить средства на содержание лагерей. Однако Италия отказалась принимать беженцев обратно на свою территорию, заявив, что закроет не только морские, но и воздушные ворота страны.
В результате на сегодняшний день наибольшее количество беженцев оказалось сосредоточено в Турции и Греции, что вызвало большое недовольство со стороны местных жителей, особенно после того, как Еврокомиссия существенно урезала средства на содержание лагерей для беженцев.
Миграция в западной Европе
Традиционно миграция в Западной Европе вызывалась желанием переселенцев повысить свой материально-экономический статус. Широкий рынок труда, высокие зарплаты и социальные льготы привлекали специалистов из других регионов. Мигранты легко ассимилировались с местным населением, перенимали язык и культуру приютившей их страны.
Ситуация изменилась во время событий 2015 года, когда в ЕС хлынул поток переселенцев из африканских и азиатских стран. Политика лояльности и открытости вызвала миграционный кризис в Германии, что не могло не отразиться на экономической ситуации и в других странах Западной Европы.
Карта беженцев наглядно показывает, что миграционные потоки устремляются из слаборазвитых, переживающих экономический и социальный спад государств, в благополучные европейские регионы. В результате происходит:
- Неконтролируемый прирост населения за счет высокой рождаемости выходцев из Африки и Ближнего Востока;
- Насаждение чуждых европейцам культур и ценностей;
- Нарастание социальной напряженности в обществе.
Сегодняшняя миграция в Западной Европе отличается объединением сразу нескольких потоков в единое мощное движение. Основу его составляют:
- Легальные приезжие;
- Нелегальные экономические переселенцы;
- Политические и военные беженцы.
Такой состав объясняет пестрый этнический и национальный состав мигрантов. Европу наводнили сирийцы, афганцы, ливийцы, египтяне, албанцы и пакистанцы. При этом, важно, что основная часть переселенцев изначально нацелена на въезд в страны Западной Европы, поскольку, в отличие от своих предков, бегущих от опасности, куда глаза глядят, хорошо проинформированы со стороны СМИ и этнических диаспор о расстановке сил и сложившейся ситуации в Европе.
Миграция в Восточной Европе
Движение населения в Восточноевропейских странах носит, в основном, характер внутренней миграции. Чаще всего она связана со временным перемещением трудовых кадров из одного региона в другой с целью заработка. При этом мигранты не стремятся обрывать свою связь с родиной.
Миграция из Восточной Европы нередко носит этнический характер. Так, после распада Советского Союза и открытия границ, из стран СНГ массово уезжали этнические немцы и евреи, на территорию Крыма вернулись выселенные во время Второй мировой войны татары. Большое количество переселенцев из Средней Азии и Казахстана приняла Россия.
И сегодня поток мигрантов с постсоветского пространства не ослабевает, а набирает силу. В последние годы к нему присоединились беженцы из Украины, которых с Россией и Польшей сближают языковые, религиозные и родственные связи.
Обычным для Восточной Европы стал выезд жителей на работу к западным соседям:
- Жители Польши выезжают на сезонные работы в Германию, Францию, Швецию, Австрию, Италию;
- Чехи занимают рабочие места в Австрии, Баварии;
- Россияне едут на заработки в Финляндию;
- Болгары получают доходы от работы в Греции;
- Украинцы обосновались в Португалии.
Миграция в Восточной Европе имеет свои отличительные черты:
- Региональность. В восточную часть Европы чаще всего мигрируют жители соседних территорий. Этому способствует культурная и географическая близость стран. В Чехию приезжают поляки, украинцы, болгары. В Венгрии работу ищут румыны.
- Временный характер. Трудовые мигранты действуют по схеме пограничной, маятниковой, челночной или сезонной миграции. Они приезжают на короткий срок, зарабатывают деньги и возвращаются обратно на родину.
- Стремление мигрантов приспособить возможности более благополучных регионов под свои нужды. Зарабатывают они в одной стране, а жить и тратить деньги предпочитают в другой.
Многие страны Восточной Европы, такие как Прибалтийские Литва, Латвия и Эстония, очень благосклонно относятся к наплыву мигрантов из Украины, считая, что они помогут поддержать экономику и сдвинуть демографический баланс в этих стремительно стареющих странах.
Количество мигрантов в Европе по странам
По сведениям Организации Объединенных наций, международные миграционные процессы достигли такого уровня, что сегодня вряд ли в мире найдется страна, в которой нет приезжих жителей. Наибольшее количество переселенцев приходится на развитые европейские страны и Россию:
Страна | Количество мигрантов, млн.чел | Отношение к общему населению, % |
Германия | 12 | 14,5 |
Россия | 11,6 | 14,9 |
Великобритания | 8,2 | 13,5 |
Франция | 7,8 | 12,1 |
Испания | 5,8 | 12,7 |
Италия | 5,7 | 9,7 |
Украина | 4,8 | 9,8 |
Казахстан | 3,5 | 20 |
Швеция | 1,6 | 16,8 |
Бельгия | 1,4 | 16,3 |
Греция | 1,2 | 11,3 |
Белоруссия | 1,0 | 11,0 |
Страны ЕС традиционно привлекают переселенцев своими экономическими благами, уровнем образования и медицины, высокими пенсионными пособиями. В России же мигранты ищут политической стабильности и мирной обстановки.
Где в Европе меньше всего мигрантов
В отличие от высоких показателей, которых достигла миграция в Средней Европе, страны Восточной ее части, в силу разных причин, приняли на своих территориях минимальное количество переселенцев.
Достаточно жесткой миграционной политики придерживаются Латвия, Литва и Эстония. Не могут похвастаться наплывом переселенцев Молдова, Болгария, Словакия, Финляндия и Кипр. В каждой из этих стран живут от 100 до 200 тысяч мигрантов.
Не стремятся беженцы попасть в небогатые страны с неразвитой инфраструктурой Балканского полуострова. По данным на 2018 год на их территории нашли приют:
- В Боснии и Герцеговине – 37 тысяч;
- В Албании – 50 тысяч;
- В Черногории – 70 тысяч.
Некоторые политики все чаще высказывают мнение о том, что причиной миграционного кризиса стал не массовый наплыв выходцев из Азии и Африки, а неумение стран Евросоюза договориться между собой о грамотном и равномерном распределении приезжих по своим территориям и обеспечении их необходимыми для жизни средствами. В результате основной удар на себя приняла Центральная Европа, а такие страны, как Польша, Словакия, Чехия и Венгрия, входящие в Вишеградскую группу, вовсе отказались открыть свои границы для беженцев.
На сегодняшний день именно эта четверка противостоит большинству либерально настроенных европейских собратьев. Брюссель неоднократно угрожал им введением санкций, но лидеры этих стран отвергают обвинения в нацизме и открыто заявляют, что не желают видеть на своей территории беженцев-мусульман. Они опасаются, что имеют дело не с людьми, бежавшими от личных жизненных трагедий, а с продуманной политикой бесшумного захвата территорий и образования на них мусульманского общества.
Участники Вишеградской группы подчеркивают, что готовы принимать у себя мигрантов, но только если они придерживаются христианской веры и близки их народам по духу, культуре, традициям и крови.
Несмотря на свою анти-либеральную позицию во время кризиса 2015 года эти страны приютили в своих границах:
- Польша – 600 тысяч;
- Венгрия – 450 тысяч;
- Чехия – 405 тысяч;
- Словакия – 235 тысяч.
На сегодняшний день к мнению стран-оппозиционеров начинают склоняться Греция, Италия, Дания, Австрия. Столкнувшись с последствиями от наплыва новых жителей, они начинают осознавать ту опасность, которую несут с собой мигранты из мусульманских стран в отношении безопасности и экономической стабильности Европы.
Следует подчеркнуть, что миграционные процессы носят повсеместный исторический характер. Их невозможно искусственно остановить. Изменение политической и экономической ситуации в мире всегда будет заставлять людей покидать родных места и перевозить семьи в более благополучные для жизни регионы. Главное, чтобы новые жители в приютивших их странах не разрушали экономику и не подрывали общественные основы, а способствовали росту уровня жизни и стабилизации политической ситуации в мире.
Мигранты в Европе: количество и статистика за 2022-2022 года
Многочисленные мигранты в Европе давно стали предметом обсуждения как учёных — социологов, экономистов, — так и обыкновенных людей. Почему в последние пять-шесть лет количество приезжих возросло в разы? Какие меры принимают власти государств, где пытаются разместиться беженцы и трудовые мигранты? Насколько актуальна проблема переселения народов для граждан РФ, и ищут ли сами россияне счастья за рубежом? Давайте ознакомимся с фактами и мнениями экспертов и попробуем представить, что будет происходить в мире в ближайшие годы, и почему люди так ищут куда проще мигрировать и где легче получить гражданство.
Причины массовых миграций в страны Европы
Во все времена причины миграции одни и те же. Во-первых, люди уезжают из отсталых государств в более развитые, стремясь получить доходное рабочее место, приобрести недвижимость, получить качественное образование и дать его своим детям.
Во-вторых, целые семьи ищут за рубежом политического убежища, эвакуируются из зон военных действий. Чтобы достоверно установить, помыслы какого рода в большей степени движут «путешественниками» на сегодняшний день, стоит сначала узнать, из каких стран уезжают десятки тысяч человек.
Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2022 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах на законных правах. Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.
По свидетельству социологов и демографов, а также сотрудников правоохранительных органов, мигранты ЕС это чаще всего бывшие граждане:
- Сомали; ;
- Нигерии;
- Гамбии;
- Ирана;
- Пакистана;
- Косово;
- Мали;
- Афганистана;
- Эритреи;
- Сирии;
- многочисленных государств Чёрной Африки (более 30 стран, расположенных южнее пустыни Сахара).
Итак, кризис мигрантов в Европе возник потому, что на всех вышеперечисленных территориях сложились тяжёлые условия. Некоторые страны, такие, как Афганистан и Нигерия, во всех смыслах удалены друг от друга, поэтому люди уезжают оттуда по разным причинам. А вот Иран и Пакистан, например, замешаны в одном военном конфликте. Рассмотрим наиболее яркие примеры «неблагополучных» государств, откуда люди уезжают по разным причинам, даже в поисках простого получения гражданства в Европе.
В этой стране начиная с 1988 года, не прекращаясь, идёт гражданская война. К тому же здесь орудуют печально известные группировки сомалийских пиратов — подобным промыслом у берегов занимается более 1 000 человек. Эти и некоторые другие факторы делают Сомали одним из самых опасных мест в мире.
Косово
В далёком 1999 году территория Косово подверглась бомбардировкам со стороны НАТО, и с тех пор порядок в стране так и не установили. Согласно данным фонда помощи «Мать Тереза», 46% взрослых граждан живёт в нищете, не имея возможности тратить более 1–1,4 € в сутки. В итоге из Косово стало ежемесячно выезжать порядка 30 000 человек.
Афганистан
Уже 30 лет массовые миграции граждан из Афганистана — обычное дело, но в последние два года беженцев стало намного больше. По статистике, каждый четвёртый гражданин государства живёт за рубежом или хотя бы раз пытался переехать. А виной всему вооружённые столкновения и нищета: чистая вода доступна только 23% жителей.
Сирия, Иран и Ирак
Новости из этих горячих точек оказываются на экранах телевизоров ежедневно. Пока власти стран пытаются навести порядок и не задеть интересы Китая, Индии, США и Саудовской Аравии, не менее 4 миллионов одних только сирийцев покинуло родину; и ещё 7,8 миллиона пока что живут в стране, но уже потеряли кров.
Нигерия
Граждане этой страны всерьёз опасаются за свои жизнь и здоровье из-за боевиков ИГИЛ. На северо-востоке страны действует лагерь для беженцев, и там ежедневно умирает от недоедания до 30 человек. Всего дожидаются помощи 24 000 жителей Нигерии — и, естественно, некоторые пытаются действовать своими силами.
Гамбия
Президент принимает всё более и более жёсткие законы, и обстановка накаляется — в 2022 году в стране произошла попытка государственного переворота. Население же работает в основном в аграрной сфере, не имея возможности получать образование. Как результат — высокий уровень преступности и массовые переезды.
Сколько мигрантов ищут новый дом в ЕС?
Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2022 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах на законных правах. Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.
И несмотря на то, что в 2022 году на границах государств вынужденно появились дополнительные заграждения, в том числе стены и заборы с колючей проволокой, самые хитроумные и находчивые из беженцев находят новые маршруты обхода. На данный момент выделяют восемь основных путей.
Маршрут | Количество беженцев (на начало 2022 года) |
---|---|
Западно-Средиземноморский: из Северной Африки на Пиренейский полуостров | 7164 |
Центрально-Средиземноморский: из Ливии к берегам Мальты | 153946 |
Маршрут из Египта, Турции, Греции, Италии через Алупию и Калабрию | Точных сведений нет |
Албанско-греческий | 8932 |
Западно-Балканский: из восточных стран (Пакистана, Алжира) к границам Турции с Болгарией и Грецией | 764038 |
Восточно-Средиземноморский: из сирийских и афганских территорий и из Сомали к греческой, болгарской, турецкой границам | 885386 |
Маршрут из бывших республик СССР к восточным границам Евросоюза | 1920 |
Арктический: по северу России к Норвегии и Финляндии | 6000 |
Вышеперечисленные данные описывают основные направления миграции из восточных и африканских стран, однако тысячи людей уезжают и из Российской Федерации. Согласно данным аналитической компании Stratfor, в 2022 г. были зафиксированы рекордные показатели: в поисках лучшей жизни страну покинуло порядка 350 000 человек. Для сравнения: с 1997 по 2013 г. за год из государства не уезжало более 250 000 россиян.
Вероятные сценарии развития событий
Даже не будучи экспертом, можно легко понять, что число мигрантов в Евросоюзе в ближайшем будущем не уменьшится. Поэтому вполне возможно, что в развитых странах наступит демографический кризис. Сейчас в Европе на одну семью приходится в среднем 1,7 ребёнка, зато эти дети в большинстве случаев хорошо обеспечены, получают отличное образование и готовы только на квалифицированный труд.
Мигранты же согласны взять на себя «грязную» работу, и, при условии, что этот труд будет хорошо оплачиваться, в Европе к 2022 году может разместиться до 40 миллионов иностранцев. Засилье беженцев приведёт к конфликтам на национальной почве, накалу обстановки и ещё большему снижению рождаемости среди коренного населения.
Недооценивать демографические проблемы нельзя, однако насколько успешно они решены, можно будет в полной мере судить только к 2040-м и даже 2050-м. А вот повышение уровня преступности — это актуальная проблема миграции в Европе в 2022 году.
По данным немецких СМИ, количество правонарушений, совершённых иностранными гражданами, выросло на 40% по сравнению с предыдущим полугодием (нынешними зимой и весной).
Вышеперечисленные факторы, естественно, вызывают недовольство граждан Евросоюза — и оно изливается на правительство. Так, большинство немцев уже высказалось против излишне либеральной политики Ангелы Меркель. Выходит, что беженцы — косвенная причина политических изменений и рокировок в развитых государствах.
Финансовая угроза: насколько всё серьёзно
Ещё одна проблема, связанная с кочевьем населения, — подрыв экономики. С одной стороны, мигранты согласны работать на низкооплачиваемых должностях, с другой — требуют уважительного отношения к своему труду. Так, в Германии приезжие, узнав, что коренному населению ежедневно выплачивают 360 € в качестве пособия по безработице, требуют социальной помощи и для своих семей.
И всё же, какими бы серьёзными ни были заявления экспертов, появление на континенте сотен тысяч беженцев вряд ли приведёт к масштабному дефолту. Некоторые политологи утверждают, что наплыв приезжих может даже поспособствовать развалу ЕС. Но тем, кто опасается за устойчивость Еврозоны, следует вспомнить о печальном опыте Греции.
Начавшись в 2010 году, долговой кризис государства затянулся до сего дня. Впрочем, эта масштабная «неисправность» хотя и подкосила экономику Евросоюза, но не привела ни к понижению уровня жизни в развитых странах, ни даже к выходу Греции из ЕС. Засилье мигрантов тем более не представляет такой серьёзной экономической и социальной угрозы, как банкротство развитого государства.
Европу может накрыть новый миграционный кризис
Европа стоит на пороге нового миграционного кризиса: на фоне теплой погоды выходцы из стран Африки начали снова штурмовать европейские границы, в основном, с моря. Торговцы людьми за $1800 готовы доставить любого беженца из Ливии до самой близко расположенной части Европы — острова Лампедуза, сообщают европейские СМИ. Принятый в ЕС в прошлом году «миграционный пакт» оказался неэффективен, считают эксперты.
Более 2000 человек достигли южного итальянского острова Лампедуза на лодках всего за шесть последних дней, сообщает ВВС. Теплая погода способствует прибытию в Европу новой волны мигрантов. В основном это выходцы из Ливии, уточняет издание.
«В этом году до берегов Италии уже добрались почти 13 тыс. человек, что в три раза больше, чем за аналогичный период 2020 года», — отмечается в статье.
Итальянское правительство в очередной раз бьет тревогу, призывая своих партнеров по ЕС к солидарности, а министр внутренних дел требует провести «структурные изменения» в управлении мигрантами внутри евроблока. «Пока это все остается без внимания. Более того, Австрия, например, уже исключила возможность приема мигрантов, недавно прибывших с Лампедузы, — отмечает ВВС.
Беженцы живут в лагере под охраной полиции. Большинство из прибывших ходят босиком и используют все, что могут найти, чтобы укрыться от солнца. Лагерь рассчитан всего на 300 человек.
Хидая Ахмед из Нигерии рассказала, что заплатила контрабандистам 8000 ливийских динаров ($1800) за трехдневный переход на Лампедузу на лодке.
Другая женщина — Шантлин из Камеруна — говорит, что не собиралась покидать Ливию, где у нее был ресторан, но грабители пришли к ней домой, обокрали и изнасиловали, ранили в руку. «Пусть говорят, что я попала сюда незаконным путем. Но если они спросят меня и услышат мою историю, они поймут мою боль».
Лампедузу называют «воротами в Европу», Население острова, насчитывающее около шести тысяч человек, сначала терпеливо принимало беженцев. Теперь отношение к ним изменилось.
В разгар миграционного кризиса в ЕС в 2015 году на берег этого итальянского острова высадилось около 20 тыс. человек.
«Когда буксир привозит еще одну группу мигрантов, поднятых поблизости, представитель местной власти Атиллио Люсия, выкрикивает оскорбления и ругательства. «Я хочу, чтобы лагерь мигрантов был немедленно закрыт и была введена военно-морская блокада, чтобы они не могли получить доступ к острову», — цитирует издание местного жителя.
По данным итальянской разведки, 50-70 тыс. человек могут находиться на берегах Ливии в ожидании аналогичного «путешествия».
Рекорд 2015 года по наплыву мигрантов в Италию и в целом в ЕС может быть побит в этом году, не исключает BBC.
Не хотели делиться суверенитетом
Европа приняла «Новый пакт о миграции и убежище» (New Pact on Migration and Asylum) в сентябре 2020 года. В соответствии с пактом, страны, принимающие мигрантов по определенной квоте, получают дотации из общеевропейского бюджета. Были усилены морские и сухопутные границы. Ряд европейских стран под разными предлогами отказываются следовать этому механизму. А Великобритания даже использовала проблему мигрантов как один из весомых поводов для выхода из ЕС.
По данным ООН (2019 год) в мире было 26 млн беженцев.
В 2019 году, по данным Еврокомиссии, на европейском рынке труда было занято 8,8 млн граждан, не являющихся гражданами ЕС.
За этот период в ЕС прибыло 2,2 млн мигрантов. Данные за 2020 год пока не обнародованы. Всего в Евросоюзе проживает почти 450 млн человек.
«Ситуация с миграцией в Европе выглядит сегодня даже более критично, чем 5-6 лет назад. Это результат нарастания кризиса в странах африканского и азиатского континентов. Ограничения передвижения, введенные странами ЕС в связи с пандемией, могут затормозить очередную волну миграции, но не перекрыть ее», — заявил член комитета Госдумы РФ по международным делам Сергей Железняк.
Депутат считает, что введенная ранее система мер с обязательными квотами для стран-членов ЕС по приему беженцев не сработала.
Европа слишком долго тянула с подготовкой системного общеевропейского подхода к проблеме мигрантов и это негативно отражается на ее решении, считает научный сотрудник департамента международных отношений НИУ ВШЭ Георгий Кутырев.
«Долгое время страны-члены ЕС считали это направление нежелательным, поскольку политика миграции — классическая область, относящаяся к компетенциям национального суверенитета. Общеевропейская миграционная политика означает денационализацию, передачу части суверенитета в наднациональные органы Евросоюза. Не все страны готовы на это пойти», — говорит Кутырев.
Снижают эффективность единой миграционной политики и желание самих мигрантов любой ценой оказаться в привлекательных для них странах. Это Германия, Швеция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Франция. В данных государствах скапливается в итоге большая часть беженцев. «В тоже время есть категория транзитных стран, как на территории ЕС, так и за его пределами. В их числе Италия, Венгрия, Греция, Болгария, Сербия, Македония, Турция. Правительства этих стран пытаются сдержать поток мигрантов и развернуть его в обратном направлении, но на это требуются дополнительные средства», — говорит Кутырев, добавляя, что Еврокомиссии сложно сбалансировать интересы разных стран ЕС.
Ассимиляция вместо интеграции
Хотя бы частично проблему избыточного наплыва мигрантов можно решить за счет ужесточения фильтрации, отмечает преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин. Необходимо четко отделить беженцев, пострадавших на родине от войны и насилия, жертв тоталитарных режимов от трудовых мигрантов, ищущих лучшей доли. «Эта непростая проблема, поскольку мигранты прибывают в ЕС часто без документов и трудно даже определить, из какой они страны», — говорит он.
При этом европейская бюрократия нередко тоже извлекает выгоду из этой проблемы. «Европа с ее высоким уровнем толерантности и социальных гарантий тем не менее берет к себе под видом беженцев, вынужденных покинуть родину по форс-мажорным обстоятельствам, самых обыкновенных трудовых мигрантов. Правда, потом некоторые из них, если не многие, живут на пособия и не планируют работать», — заметил Асмятуллин.
Он напоминает, что высылка беженцев противоречит нескольким правовым актам, действующим в ЕС и защищающим права граждан на свободу передвижения. «Поэтому рассчитывать на кардинальные изменения проблемы мигрантов в ближайшее время не приходится», — уверен эксперт.
«Остановить полностью беженцев из Африки и Азии Европе не удастся ни собственными силами, ни даже с помощью участия институтов ООН», — согласен депутат Железняк.
Кутырев из НИУ ВШЭ говорит, что практических решений данной проблемы не существует, проблема миграции для ЕС – хроническая. Ее нельзя окончательно решить.
Однако ЕС будет вынужден искать пути решения, поскольку от этого во многом зависит успешность дальнейшего функционирования общеевропейского дома. «Да, возможно, мы увидим новый рекорд по притоку мигрантов в Европу», — не исключает Кутырев из НИУ ВШЭ.
Выбор невелик, считают эксперты. Либо Европу и еще ряд стран, в которых наступила «демографическая осень» (когда количество пожилых и детей одинаково и неизменно), смоет молодой волной из Африки. «Либо Европе нужно будет провести реальную интеграцию мигрантов в свою среду, так чтобы они могли принимать европейскую идентичность и даже ассимилироваться», — добавляет Кутырев.
Новая волна. Как Европа пытается решить миграционный кризис
В конце недели страны Евросоюза соберутся на саммит, где попробуют договориться о том, что делать с массовой миграцией. Одним из вариантов может стать финансовая помощь странам, откуда едут беженцы. Деньги помогли бы бедным государствам создать условия, при которых жители перестанут стремиться к эмиграции
Миграционный кризис длится в Европе несколько лет, но только теперь он стал по-настоящему ключевым вопросом для будущего Евросоюза (ЕС). Цифры свидетельствуют: пик кризиса пройден. Он пришелся на 2015–2016 годы, а сейчас наблюдается явный спад переселенческой волны.
Спустя два года после пика кризиса миграция наконец стала внутриполитической проблемой. В Германии, Австрии и Италии значительно укрепились антимигрантские партии, а их представители пришли к власти. Новая власть намерена по-новому решать проблему переселенцев.
Когда началось большое переселение
Нынешнюю волну миграции нельзя назвать первой. Предыдущее переселение народов произошло во время Второй мировой войны. Военнопленные и гражданские интернированные, депортированные и эвакуированные, остарбайтеры и беженцы, перемещенные лица и политические эмигранты были обычным делом для сороковых годов прошлого века.
Адольф Гитлер намеревался обогатить Третий рейх переселением в страну миллионов этнических германцев. Он также планировал «систематизировать» население прочих территорий, которые будут работать на немцев: речь шла об этнических чистках, массовых убийствах, насильственных переселениях и создании национальных анклавов.
Несмотря на завершение войны, разделение мигрантов на категории продолжалось довольно долго. Фактически оно длилось до нынешнего миграционного кризиса, когда стремления к свободе в одних странах, государственное насилие в других, гражданские войны в третьих и отчаянное экономическое положение в четвертых вызвали массовое бегство людей из постоянных мест проживания.
Характерная для сороковых годов «война» терминов ушла в прошлое. Теперь перемещения принято называть одним словом — «миграция».
Возможно, в этом отчасти заключается проблема современного европейского переселенческого «цунами». Страны первого приема иностранцев не хотят видеть в таких людях ни политических эмигрантов, ни беженцев от вооруженных конфликтов, ни экономических переселенцев. Слишком много приехало людей, слишком велика нагрузка на социальные службы и государственные структуры, чтобы разбираться с терминологией.
Как реагирует Европа
Миграция разделила Европу. На сегодняшний день можно выделить четыре группы стран, каждая из которых занимает особую позицию по этому вопросу.
Одни члены Европейского союза придерживаются демократического подхода и по-прежнему считают, что свобода передвижения — это фундаментальная ценность современного мира. В соответствии с этим такие страны убеждены, что должны ответственно действовать в отношении людей, ищущих лучшей доли. К этим странам относятся самые богатые в Евросоюзе Германия и Франция. Их позицию в общем и целом разделяют Испания и Португалия.
Другие считают, что с них довольно, они «напринимались», а Европа от приезжих трещит по швам. Это диаметрально противоположное мнение характерно для не самых богатых государств — Италии, Греции и бывших стран соцлагеря.
Но в этой группе есть различия. Если Италия и Греция апеллируют к европейским структурам с просьбой разрешить создавшуюся ситуацию и ждут саммитов, подобных тому, что пройдет в Брюсселе на этой неделе, то Венгрия или Польша действуют иначе. Они самостоятельно строят заграждения и принимают национальные законы, которые идут серьезным образом вразрез с политикой ЕС.
Третья группа не затронута проблемой напрямую. Такие государства призывают выработать разумные правила, среди которых квоты для приема мигрантов каждым из членов ЕС.
Здесь активны европейские «карлики», такие как Люксембург в центре Европы или Норвегия на севере. Они понимают, что им не придется принимать слишком много. Впрочем, даже в этих странах уже успела поселиться существенная доля мигрантов.
Наконец, четвертые отмалчиваются, понимая, что не являются целью современной миграции. Их экономическое положение, культурные и политические отношения не кажутся людям из Сирии, Ливии, Афганистана или Нигерии привлекательными. К этой группе можно отнести Румынию.
Что изменилось
С января по сентябрь 2015 года в государствах, входящих в ЕС, зарегистрировали более 700 000 людей, ищущих убежище. Всего за 2015 год в Евросоюз прибыло, по разным оценкам, от 1 млн до 1,8 млн беженцев и нелегальных мигрантов. Для сравнения: в 2014 году их было около 280 000 человек.
С 1 января по 12 ноября 2017 года в Европу въехало в общей сложности 157 020 мигрантов и беженцев. Все это не радует Италию, которая первой принимает основную массу людей, пересекающих Средиземное море в поисках новой родины. По данным Международной организации по миграции (МОМ), входящей в структуру ООН, Италии достается почти 75% всего потока беженцев, следующих в Европу.
На фоне новых тенденций европейцам вспоминаются старые драмы. Италия и Мальта в середине июня отказались принять судно Aquarius, которое спасло 629 человек.
Для людей, помнящих историю, такое решение выглядело повтором событий 1939 года, когда лайнер «Сент-Луис» безуспешно пытался спасти от Гитлера 930 еврейских беженцев. Корабль так и не получил возможности войти в порты США и вернулся назад в Европу.
В итоге мигрантов разделили европейские страны: почти 300 пассажиров того «плавания обреченных» высадились в Великобритании, более двухсот — во Франции, остальные попали в Бельгию и Нидерланды. Словно в продолжение той истории в 2018 году Испания протянула беженцам руку помощи и приняла Aquarius.
Новые стены между странами
Недоумение европейцев вызывает политика венгерского премьер-министра Виктора Орбана. Осенью 2015 года он распорядился установить заграждения на пути пеших мигрантов с юга материка.
Страны ЕС впечатлились кольцами колючей проволоки, которыми обычно огораживают тюремные зоны. И это была та самая Венгрия, которая в 1989 году «не заметила», как сотни граждан ГДР, приехавших в страну, стали переходить венгеро-австрийскую границу, чтобы бежать от опостылевшего социализма, а потом «заметила» их и вообще демонтировала пограничные заграждения.
Тот исход стал прологом к падению Берлинской стены и объединению Европы. Теперь же Венгрия сама сооружает стены в Европе, избавившейся от границ и таможенного контроля. Ни Германия, ни Франция не могут согласиться с такой политикой Орбана.
На общеевропейском саммите 28–29 июня в Брюсселе руководителям стран ЕС будет о чем поговорить. Способны ли они принять всех устраивающее решение? Каким может это решение быть?
Вариант решения: залить все деньгами
В последнее время звучит несколько предложений: установление квот для стран Европейского союза, равномерное распределение прибывших по всем членам ЕС; продолжение финансовой помощи Турции как государству первой линии приема мигрантов, но лежащее за пределами ЕС; создание лагерей для приема тех, кто может рассчитывать на европейскую помощь в государствах-транзитерах.
Вполне вероятно и изменение Дублинского соглашения от 1990 года. Этот документ возлагает ответственность за рассмотрение вопроса о предоставлении убежища на страну, чью границу изначально пересек беженец при въезде в Евросоюз.
Еще один метод — финансовая помощь странам Северной Африки, среди которых Алжир, Египет, Ливия, Тунис, Нигер и Марокко, в обмен на сдерживание притока беженцев в ЕС. Эффективная помощь этим странам в налаживании экономики и установлении политической стабильности интересна в первую очередь Франции, для которой многие страны Африки являются бывшими колониями.
Впрочем, выиграть от подъема африканских стран могут все: в теории, если местная экономика не будет выдавливать людей на обочину, местным жителям не придется бежать в Европу в поисках лучшей жизни.
Другое дело — меры в отношении сирийских или афганских беженцев, чье будущее на родине под угрозой и выгоду от поддержки которых можно будет ощутить только по прошествии многих лет. Судя по всему, вопрос денежной помощи Сирии или Афганистану на повестке сейчас не стоит.
Почему решения не существует
Так или иначе брюссельский саммит не сможет устранить главную причину современной миграции: Европа живет лучше, чем третий мир. В условиях развития транспортных коммуникаций и стремительных информационных обменов неизбежно растет массовое желание лучше жить. В таких условиях Европа еще долго будет магнитом, притягивающим людей со всего мира.
Пример европейского устройства социальных и политических институтов вдохновляет все новые и новые сотни тысяч людей собираться в дорогу.
Что ждет континент после столь значительных трансформаций? Миграция всегда затрагивает три стороны: самого мигранта; государство, которое его отпускает, и государство, которое его принимает. Мигрантам придется менять всю привычную жизнь: учить новый язык, обретать непривычную профессию, вливаться в жизнь по новым правилам.
Государству, которое отпустило мигранта, нужно думать о собственной экономике и социальной стабильности. Если такое государство хочет продолжать существовать, то ему придется останавливать войны.
Ну а государству, которое принимает мигранта, то есть современной Европе, нужно много и упорно работать, чтобы прибывшие стали его подлинными гражданами, получили шанс стать счастливее и использовали его по назначению.
Миграционный цунами в Европейском союзе
Европу захлестнула огромная волна мигрантов. По некоторым оценкам, приток мигрантов и беженцев достигает 500 тыс. человек. Размеры и одномоментный характер этой волны вызвали неоднозначную реакцию в мире. Некоторые, обращаясь к опыту Римской империи, восприняли миграционный кризис в ЕС как начало конца европейской цивилизации. Другие узрели в этом кризисе своеобразное наказание, расплату за исторические преступления западноевропейских держав, в том числе колонизацию и эксплуатацию народов Африки, Азии и Южной Америки. И, наконец, для третьих нынешняя ситуация с мигрантами стала проявлением неэффективности европейских институтов и организационных структур, созданных для регулирования и контроля над миграционными потоками, символом провала политики «управляемой миграции».
Для современной науки, однако, миграционный кризис в Европе не явился неожиданным. По мнению многих специалистов, он представляет собой кумулятивный эффект взаимодействия целого ряда факторов: мирового экономического кризиса; углубления бедности и социального неравенства во многих странах и, как следствие, обострения соперничества элит и политической ситуации в целом; последствий разрушений, а также материальных и человеческих потерь, вызванных гражданскими войнами и этническими конфликтами, и криминализации обстановки в странах, их переживших. Триггером же наблюдаемого «миграционного цунами» в ЕС послужили тяжелые потери Сирии в затянувшейся войне, угрозы сирийской государственности со стороны коалиции стран НАТО, успешное продвижение «Исламского государства» и террор, развязанный им на захваченных территориях.
Подобные всплески межконтинентальной миграции имели место и в недавнем историческом прошлом Европы, когда западноевропейские державы привлекали огромное число неевропейцев из своих колоний для пополнения армий и прифронтовой рабочей силы для возведения фортификационных сооружений.
Среди причин массового межконтинентального перемещения людей можно упомянуть мировые войны, Великую депрессию и деколонизацию. Например, в 1949 году приток переселенцев из получившей политическую независимость Индонезии в Нидерланды составил свыше 150 тыс. человек. Деколонизация португальских колоний в Африке в 1973–1974 годах (Мозамбик, Ангола, , Гвинея Биссау и Сан Томе и Принсипи), к примеру, спровоцировала перемещение из Африки в Европу свыше 400 тыс. человек (как португальцев по происхождению, так и представителей других групп), в результате чего численность населения Португалии увеличилось на 6% (Emmer, Peter C. & Leo Lucassen. Migration from the Colonies to Western Europe since 1800/EGO European History Online).
В чем же особенность текущего миграционного кризиса в Европе?
Одной из отличительных черт этого кризиса является слияние нескольких миграционных потоков — легальной и нелегальной экономической миграции и беженцев — в один мощный поток. Отсюда и такой пестрый состав: сирийцы, египтяне, ливийцы, нигерийцы, афганцы, пакистанцы и другие. Важно отметить, что доля беженцев из Сирии в общем потоке мигрантов составляет лишь 29–30%. Это наводит на мысль о том, что наблюдаемая миграционная волна носит спланированный, а не спонтанный характер. Насколько такие подозрения оправданы, покажет дальнейшее развитие событий.
, из сообщений СМИ явствует, что основная масса мигрантов изначально была нацелена на наиболее развитые страны Западной Европы. Это свидетельствует о достаточно высокой степени их информированности об условиях жизни, качестве и щедрости поддержки, оказываемой мигрантам и беженцам в той или иной стране ЕС. Современные мигранты, в отличие от своих предшественников, не бегут куда глаза глядят, спасаясь от опасности, а действуют, исходя из информации, черпаемой не только из СМИ, но также из формальных и неформальных информационных сетей этнических диаспор, возникших благодаря распространению интернета и средств мобильной связи.
, хотя контрабанда товаров и людей как разновидность криминальной деятельности возникла задолго до сегодняшнего дня, масштаб притока людей в ЕС, организованность транспортировки и обеспечение нелегальных мигрантов поддельными документами — все это говорит о наличии мирового теневого рынка транспортных и других услуг по обслуживанию нужд мигрантов и беженцев.
Следует заметить, что надежных данных о доходах международной организованной преступности на трансконтинентальных перевозках нелегальных мигрантов, к сожалению, нет, однако если исходить из фактов, собранных журналистами, неправительственными организациями и добровольцами, то преступники заработали немало. Принимая на веру информацию, полученную от беженцев, о том, что место в лодке стоит около 800 долл., доход нелегальных перевозчиков от транспортировки 500 тыс. беженцев и мигрантов через Средиземноморское море в Европу должен составить примерно 400 млн долл.
Текущий миграционный кризис в Европе имеет зловещий оттенок, хотя это также не является новым. Достаточно вспомнить принудительные массовые перемещения людей в ходе двух мировых войн ХХ века. Дело в том, что хаос, вызванный текущим миграционным кризисом в Европе, создает благоприятные возможности для проникновения террористических групп в страны ЕС и повышает риск терактов. По сообщению The Daily Express от 10 сентября 2015 года, на территорию ЕС уже просочились четыре тысячи боевиков «Исламского государства».
До сих пор ЕС, в целом, удавалось контролировать ситуацию, предотвращая перерастание латентного недовольства в открытые протесты. Не последнюю роль в этом играют пропаганда, образование и щедрая поддержка беженцев и мигрантов в большинстве стран ЕС. Теракты могут стать катализатором пресловутого «столкновения цивилизаций», обострив напряженность между местным и пришлым населением.
Внезапное появление нескольких сотен тысяч беженцев и мигрантов у границ Европы, непрерывность миграционного потока, несмотря на ужесточение миграционных режимов в принимающих странах, вызывает подозрение, что дирижирует этим процессом. Учитывая ресурсную базу «Исламского государства», можно предположить, что террористы могли профинансировать часть беженцев, чтобы облегчить проникновение в страны Европы и дестабилизировать в них обстановку. Для «Исламского государства» чем больше хаос, тем легче будет осуществить задуманную операцию.
Но высказываются и другие предположения. В частности, подозрение падает на Турцию, Саудовскую Аравию, Катар и некоторых других участников антисирийской коалиции, заинтересованных в активизации военных действий против режима Асада.
Сейчас в прессе очень много панических статей, заявляющих о конце Европы. В этой связи хотелось бы заметить, что изменения в населении европейских стран и так уже заметны. Растет удельный вес смешанных браков и тех, кого американская статистика квалифицирует как «Others» («другие»), не белые, не черные, не азиаты, не испаноговорящие, а метисы и мулаты. Удельный вес новых граждан, родившихся за рубежом, в общей численности населения страны в 2001–2012 годах возросло с 13,8% до 16,2% в Австрии, с 10,8% до 15,2% в Бельгии, с 6,4% до 11% в Исландии, с 9,2% до 16,3% в Ирландии, с 7% до 12,2% в Норвегии (OECD. International Migration Outlook 2014/OECD, Paris 2014, pp. 362–363). В этой связи особых переживаний в Европе не наблюдается, особенно если этнические диаспоры ведут себя сдержанно, а общественная (политическая и ) система препятствует распространению открытой дискриминации по расовой, национальной, этнической и конфессиональной принадлежности.
В США, например, автономия практически исключает возникновение сепаратистских движений, основанных на националистических сантиментах. Конечно, программ, включая, например, прием на работу, доступ к ресурсам, образование, здравоохранение Но на политическую мобилизацию уходят десятилетия. Не секрет, что в некоторых странах экстремистские силы создают свои неправительственные организации, прикрываясь гуманитарными или социальными лозунгами. Ресурсы для финансирования своей деятельности они или получают извне, или собирают среди той части местного населения, которая симпатизирует их целям. Можно, например, сослаться на опыт ирландской диаспоры США, которая на протяжении десятилетий спонсировала Ирландскую армию национального освобождения, совершавшую теракты на территории Великобритании.
И, наконец, риторический вопрос: а кто есть европейцы? С точки зрения археологии, антропологии и истории современная европейская цивилизация была построена на базе достижений предшествующих цивилизаций — греческой и римской, которые, в свою очередь, черпали знания, идеи и культурные ценности из египетской, месопотамской и других древних цивилизаций Востока. С точки зрения генетики значительная часть европейцев — это потомки кочевых скотоводческих племен, переселившихся в доисторические времена из Северной, Восточной и некоторых районов Центральной Африки и смешавшихся с племенами, населявшими территорию Европы. Значительная часть европейского населения несет на себе отпечаток доисторических племен Месопотамии, Индии и Северной Азии.
может возразить, заявив, что именно европейцы создали институциональную систему, которая доказала свое превосходство над другими, обеспечив впечатляющий рост благосостояния европейских народов. Беженцы же и мигранты из бедных и отсталых регионов мира, вместо того чтобы копировать опыт европейцев и усовершенствовать свои и политические системы, пытаются заполучить все блага, созданные трудом европейцев, не приложив никаких усилий. Более того, эти люди, получая блага от европейцев, отторгают европейские ценности и пытаются установить свои собственные правила игры, создавая и расширяя свои уклады (гетто) в европейских городах.
На мой взгляд, было бы недальновидно отрицать, что такой проблемы не существует. Интеграция мигрантов и беженцев — это непростая задача, и ее не решить раздачей социальных пособий и/или предоставлением работы. Самосегрегация (добровольное отделение расовой, этнической или религиозной группы от остального общества) — это социальный механизм защиты, в том числе и от ассимиляции. Интеграция мигрантов и беженцев в общество принимающей страны требует кропотливой и ежедневной работы от представителей властей, понимания нужд и мотивов поведения людей, их культурных привычек и представлений об окружающем мире, знания групповой психологии и многого другое. Вместе с тем необходимо проводить разъяснительную работу и среди местного населения принимающих стран, используя СМИ, образовательные учреждения и другие средства коммуникации.
Принимая во внимание тот факт, что международная миграция будет только возрастать в свете различий в демографических процессах в развитых и развивающихся странах, принимающие страны должны способствовать созданию эффективного миграционного режима — как на национальном и региональном, так и на глобальном уровнях.
Что касается беженцев, то здесь вызовы намного серьезней. Угроза массового исхода людей из районов, охваченных длительными внутри- и межгосударственными конфликтами, к сожалению, не снижается. Более того, по сравнению с 2013 годом интенсивность некоторых конфликтов возросла (например, в Сирии и Южном Судане), как и число вооруженных конфликтов. В 2014–2015 годах в мире действовали 35 вооруженных конфликтов, которые привели к потере 214 тыс. жизней.
На мой взгляд, практика насильственного свержения политических режимов, неугодных тем или иным третьим странам, провоцирует — как показал опыт последних лет — раскол международного сообщества и гонку вооружений и может в конечном счете привести к третьей мировой войне.
Необходимо также обратить внимание на еще один источник опасности массового исхода людей. Процессы деградации окружающей среды в некоторых экологических зонах приобрели необратимый характер, вызывая массовую миграцию людей. Особенно это касается некоторых районов Африки и Азии. Численность вынужденных переселенцев, так называемых «экологических беженцев», достигла в мире в 2012 году свыше 32 млн человек. Опустынивание и растущий дефицит пресной воды угрожают жизнедеятельности 200 млн человек. Международные механизмы, созданные для торможения этих процессов, не говоря уже о мерах восстановительного характера, в большинстве бедных стран фактически не работают.
К сожалению, современные политики в большинстве стран страдают стратегической близорукостью. Одни упорно игнорируют предупреждения ученых и полагают, что, проводя политику устойчивого развития на своем пятачке, они спасают планету. Другие или не в состоянии ( дефицита средств) предпринять эффективные меры по защите окружающей среды, или сознательно отказываются от этого. Частный бизнес, движимый соображениями немедленной прибыли, всячески сопротивляется внедрению новых технологий, способных изменить ситуацию, опасения, что вырастут издержки.
А раз так, нам всем надо готовиться к многомиллионным межконтинентальным потокам отчаявшихся людей из районов природных катастроф в Европу, Америку, Австралию и Россию, располагающей огромной и малозаселенной территорией. Готовы ли мы к такому повороту вещей?
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.