Повредили чемодан при перелете: что делать?

Страхование багажа при перелете – зачем нужно оформлять?

Потеря или задержка багажа — неприятная ситуация, которая может произойти с каждым. Согласно исследованию швейцарской компании SITA, в 2018 году на каждую тысячу пассажиров пришлось 5,7 потерянных сумок. Нередко бывает и так, что багаж на месте, но вещи в чемоданах сильно пострадали.

Страхование багажа при перелёте позволяет получить компенсацию за утерю багажа, задержку его получения (более чем на шесть часов), а также за уничтожение багажа.

Кому стоит страховать багаж во время авиаперелёта?

Опытные путешественники и турагенты советуют оформлять страхование багажа при перелёте всем, ведь вероятность потери не зависит от того, как часто человек летает и насколько ценные вещи перевозит. Авиакомпании, конечно, несут ответственность за принятый на время перевозки багаж, но сумма компенсаций у них значительно меньше, чем у страховых компаний, поэтому оформленный полис — хорошая возможность получить дополнительную финансовую защиту.

Не стоит пренебрегать страхованием от потери багажа, если:

  • планируется авиаперелёт с одной или несколькими пересадками: именно во время пересадок чаще всего происходит путаница с багажом;
  • в багаж сдаётся дорогое спортивное снаряжение — для подводного плавания или альпинизма, сноуборд, горные лыжи, доска для сёрфинга и другое;
  • есть вероятность, что багаж может получить повреждения, несмотря на принятые меры безопасности (защитная упаковка и предупреждение перевозчика, что конкретному багажу нужны особые условия хранения).

В каких случаях будет предоставлена компенсация?

Страхование багажа от потери позволяет рассчитывать на получение компенсации при задержке выдачи багажа на 6 часов и более. Также компенсация возможна при гибели или утере всего багажа. Причины для этого могут быть следующие:

  • хищение багажа;
  • преднамеренные действия третьих лиц;
  • авария на коммунальных сетях и повреждение багажа водой;
  • стихийные бедствия;
  • взрыв, пожар, удар молнии;
  • нарушения во время погрузочно-разгрузочных работ;
  • авария с воздушно-транспортным средством;
  • ненадлежащие условия хранения.

Какие случаи не относятся к страховым?

Турист не может рассчитывать на получение компенсации по страховке в следующих ситуациях:

  • потеряна или повреждена ручная кладь;
  • потеряны или повреждены предметы, на которые не распространяется действие полиса: ценные бумаги, документы, драгоценные и полудрагоценные металлы или изделия из них, фото- и видеокамеры, оптические приборы, произведения искусства, растения и другие;
  • багаж был оформлен с нарушениями;
  • багаж задержан для досмотра или изъят компетентными органами;
  • повреждения произошли вследствие естественных свойств вещей (поэтому в багаж нежелательно сдавать хрупкие и скоропортящиеся предметы);
  • перевозчик не был предупреждён о необходимости соблюдать специальные условия хранения;
  • пассажир нарушил условия оплаты или упаковки багажа;
  • утрата или повреждение багажа произошли по вине пассажира, который намеренно нанёс вред, совершил правонарушение или находился в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.

Как действовать при наступлении страхового случая?

В аэропорту необходимо обратиться на стойку Lost&Found с паспортом, авиабилетом и отрывным талоном багажной бирки, составить документ, подтверждающий гибель, порчу или задержку багажа. Написать заявление в авиакомпанию для получения компенсации — не позднее 24 часов с момента наступления страхового случая.

Не позднее 30 дней с момента наступления страхового случая написать заявление в страховую компанию и приложить следующие документы или их заверенные копии:

  • паспорт;
  • страховой полис;
  • авиабилет;
  • багажная бирка;
  • акт, подтверждающий наступление страхового случая;
  • документ, подтверждающий получение компенсации от авиакомпании;
  • любые документы (чеки, квитанции), которые помогут определить размер ущерба.

Где купить страхование багажа при перелёте?

Страхование багажа — один из видов дополнительных рисков, которые можно добавить в страховой полис для путешествия. Купить страховой полис можно в одном из офисов Совкомбанк Страхование или онлайн на сайте, предварительно просчитав на калькуляторе стоимость.

Повреждение багажа: истории путешественников

Повреждение багажа: истории путешественников

Получали ли вы повреждённый багаж в аэропорту? Перекошенный раскрытый чемодан на ленте или ещё что похлеще? Что делать в такой ситуации, кому жаловаться, и как быть, если поломку заметили уже дома? Все эти вопросы мы задали путешественникам в наших соцсетях ВКонтакте, Facebook и Instagram и собрали полсотни историй. Давайте разберёмся по порядку.

Что делать, если багаж повредили

багаж в аэропорту

Куда идти, кому писать и звонить?

Если вы заметили места повреждения ещё на ленте, немедленно обратитесь к дежурному агенту по обслуживанию в зоне выдачи багажа либо к представителям авиакомпании в аэропорту. Они должны помочь в оформлении претензионного заявления.

Если же вы заметили повреждения уже вне воздушной гавани, не переживайте, вы всё ещё можете подать заявление. Позвоните в колл-центр аэропорта или авиакомпании, уточните, куда вы можете прислать ваше заявление и копии всех необходимых документов.

Какие документы должны быть на руках для подачи заявления?

  1. Авиабилет или его копия.
  2. Посадочный талон.
  3. Багажная бирка.
  4. Документ, удостоверяющий личность.
  5. Фотографии, если заявление подаёте удалённо.
  6. Чек на чемодан (спрашивают очень редко, но будьте готовы, что его могут спросить).

В течение какого срока можно подать заявление?

На внутренних рейсах претензию к перевозчику можно предъявить в течение шести месяцев, согласно ст. 126 Воздушного Кодекса РФ.

Указанный срок исчисляется следующим образом:

  1. О возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днём выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта.
  2. О возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки.
  3. О возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

На международных рейсах претензию можно подать, согласно ст. 127 Воздушного Кодекса РФ:

  1. При повреждении багажа (груза) — в течение 7 календарных дней со дня получения багажа и не позднее, чем через 14 календарных дней со дня получения груза.
  2. В случае задержки в доставке багажа или груза — в течение 21 календарного дня, с даты выдачи багажа или груза пассажиру.
  3. В случае утраты багажа или груза — в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения или со дня, когда оно должно было прибыть.

багажная лента в аэропорту

Истории путешественников о повреждённом багаже

Дело было во Внуково. В lost&found написал заявление, что повреждён багаж. Администратор составил протокол и сказал обязательно писать в авиакомпанию с номером протокола — они разберутся. Также админ извинился. Там была сумка а-ля челнок, которая не вынесла жестокого с ней обращения и порвалась. Но её замотали полиэтиленом. Ничего не пропало, поэтому не стал писать в а/к.

Толмачёво, Новосибирск. Сумка выехала на ленту в распахнутом виде — верхняя часть порвана, все личные вещи наружу. Ценностей не ехало, ничего не пропало. Писали заявление на компенсацию за испорченную довольно дорогую сумку. Ответом: а вы чек на неё покажите, а потом степень износа докажите документально.

Получали багаж с вырванным колесом в Ютэйре. Брали акт в аэропорту, потом писали в Ютэйр, приложили фото, вес и стоимость чемодана. Компенсировали из расчёта веса чемодана. Конечно, суммы не хватило на покупку нового такого же.

Летел со стыковкой в Амстердаме (KLM), на досмотре у чемодана срезали замок. Прилетел, написал претензию, обещали вернуть стоимость чемодана по чеку. Жду денег. Так что совет — никогда не выбрасывайте чеки о покупке чемоданов!

Летел как-то Катарами из Бангкока в Москву. Прилетел в Домодедово и обнаружил, что у моего чемодана сломана выдвижная ручка и колесо. При этом, отправлял через негабарит с наклейкой «Fragile». Подошёл к сотрудницам аэропорта в зоне получения багажа, они оформили всё, вызвали представителя авиакомпании и через 2 недели мне выплатили сумму, эквивалентную 100 долларам. Чемодан фирмы Samsonite стоил на самом деле 30 долларов и был куплен во Вьетнаме. Такой же чемодан в Москве стоил 120-150 долларов. Потом был случай с Трансаэро и тоже в Домодедово, но они выплатили всего 50 долларов за аналогичный чемодан, правда, там только ручка треснула, и я с этим чемоданом ещё пару раз катался, пока не купил новый. Ещё был случай, когда прилетел с Трансаэро из Москвы в Бангкок, и у чемодана было сломано колесо, но было некогда, и я просто уехал. Купил в Паттайе за 50 долларов новый чемодан.

На Мальте получал свой маленький American tourister, обнаружил, что оторвали застёжку на молнии, которая вставляется во встроенный замок на чемодане. Подошёл в baggage claim, составили акт повреждения (damage report). Потом была долгая переписка с AirMalta насчёт компенсации за данное повреждение, сначала они молчали. Потом я просто стал оставлять комментарии к их публикациям на Facebook, начали шевелиться и в результате выплатили 80€ в качестве компенсации. Но поначалу требовали прислать им на Мальту оригинал damage report. Я им задал резонный вопрос, а если почта потеряет моё письмо или ваши коллеги в офисе случайно потеряют его, что тогда?! Сошлись на скане данного документа, скане моей страницы загранпаспорта с данными и банковскими реквизитами. Деньги шли недели три примерно на счёт.
И даже когда уже сошлись на компенсации, авиакомпания опять начала валять дурака, мол, у меня реквизиты некорректные. Пришлось громко накричать и сразу же они разобрались с реквизитами и отправили деньги мне на счёт.
А вот как быть туристам которые не владеют иностранными языками, даже и не знаю. В результате всё заняло почти 3,5 месяца ожидания-общения.

В Ганновере получил помятый чемодан без ручки. Тут же обратился с жалобой на стойку Люфтганзы и получил на руки компенсацию.

Air Berlin по прилёту в Домодедово. Было отколото одно колесо у чемодана. Написал заявление сотрудникам у стойки информации в зале выдачи багажа (10 мин), и в течение пары-тройки недель получил деньги от авиакомпании, в целом, по довольно справедливому расчёту.

Получили в аэропорту Ростова чемодан без колеса, составили акт в аэропорту, затем я починил чемодан, написал заявление письмом в офис S7, где указал требование компенсировать ремонт и номер счёта в банке, приложил квитанцию за ремонт, акт. Через пару недель деньги пришли.

Несколько раз получали раздолбанные чемоданы без колёсиков, рваные с разбитыми внутренностями (сувениры, духи и т.д.) в авиакомпании KLM. Писали претензию, один раз возместили стоимость чемоданов с ваучером на 100 евро, в другой раз отказали в возмещении из-за не соблюдения процедуры, а именно: разбитый чемодан предъявили в аэропорту (в Испании), далее купили сразу новый (с этим было нельзя передвигаться), сказали, что этого будет достаточно, по прибытию домой (в Россию) пошли в отказ, нет чемодана — нет возмещения. Хотя документы на покупку предоставили. Якобы не правильно испанцы зарегистрировали факт.

Летела из Нью-Йорка в Питер через Париж (Шарль де Голль) Люфтганзой, по глупости положила подарочный айфон в багаж. По прилёту в Питер оказалось, что багаж не прилетел из Парижа. Авиакомпания уверяла, что в течение 3-5 дней вернут, вернули через неделю и без айфона. Сразу в Пулково написала заявление в полицию. Люфтганза возместила полную стоимость телефона по чеку в течение недели.

На пересадке в Гуанчжоу (рейс Москва-Манила, пересадка более 24 часов с получением багажа) выдали чемодан со сломанным колёсиком. Летели на China Southern Airlines. Но обратились не в компанию, а в окошко «Справка, жалобы» при выдаче неподалёку, попросили написать заявление о порче с указанием паспортных данных, сделали копию посадочного и сразу выдали новый чемодан. Чуть меньше литражом, но хорошего качества. Прекрасное обслуживание в аэропорту и авиакомпании.

Пусть багаж не теряется и не ломается. Но, если что, теперь вы знаете, как подать заявление и получить компенсацию.

Повреждённый багаж: что делать, куда бежать и надо ли паниковать? Наш опыт

Возвращались мы на днях самолётом из славного города Минска, что в красивейшей стране Беларуси. Приземлились в аэропорту города Симферополь, порадовались за наш аэропорт, как его модернизируют, расширяют. Настроение самое радостное и светлое. Было. Ровно до тех пор, пока не увидели на багажной ленте наш полураскрытый перекошенный чемодан. Вот те номер.

Повреждённый багаж: что делать?

Игорь аккуратно снял чемодан с ленты, попытался закрыть, но тщетно. Чтобы Вы понимали, чемодан не мягкий, сделан из прочного пластика, с металлическим ободом для большей жесткости.

Как и от чего его так перекосило — не понятно. Хорошо, что ничего бьющегося внутри не было. Ведь в Минск мы везли самый лучший крымский коньяк. Да мне представить-то страшно, что случилось бы с коньяком!

Что делать, если в аэропорту вернули повреждённый багаж

Первым делом, я попыталась найти кого-нибудь у стойки пропавшего багажа (Lost&Found). Никого не было, поэтому я подошла к первому же попавшемуся сотруднику аэропорта. Он и оказался нужным человеком.

Самый первый шаг, что нужно сделать: попросить работника аэропорта зафиксировать факт порчи багажа. Сделать это нужно в зале выдачи багажа — подойти к стойке Lost&Found.

Вместе с сотрудником мы осмотрели чемодан, и кроме перекошенного корпуса обнаружили пролом в корпусе чемодана на дне. Всё, долетался чемоданчик 🙁

Повреждённый багаж: что делать?

Огромный пролом вокруг колеса. Кидали чемодан, и он упал на колесо?

Повреждённый багаж: что делать?

На этом фото лучше видно, что пролом — сквозной.

Повреждённый багаж: что делать?

Внутри чемодана немного отошла оббивка. Под ней хорошо видно размеры разлома

Сотрудник аэропорта составил протокол в двух экземплярах. Один с моей подписью (багаж был зарегистрирован на меня) забрал себе, второй экземпляр со своей подписью отдал мне.

Второй шаг — нужно найти багажные бирки и посадочные талоны и, желательно, найти их все. Мы летели транзитом через Москву (Минск — Москва — Симферополь), но багаж зарегистрировали до Симферополя сразу в Минске. Итого 2 посадочных талона.

Повреждённый багаж: что делать?

Третий шаг — найти представителя авиакомпании. Из зала прилётов мы перешли в зал вылетов и легко нашли офис продажи билетов S7. Девушка в офисе созвонилась с представителем S7, который отправлял рейс, и, дабы не терять времени, распечатала нам форму претензии к S7.

Четвёртый шаг — составить претензию к авиакомпании. В претензии обязательно указать номер телефона, адрес. Сотрудник S7 порекомендовал оставить и email. Текст претензии можно выражать в свободной форме, хоть стихами. Важно указать все детали: от номера рейса до цвета и модели чемодана. И, конечно же, не забыть выразить свою претензию в денежной форме.

Повреждённый багаж: что делать?

Кроме разбитого чемодана к S7 у меня была ещё одна претензия — ужасно невкусная еда на борту, но об решила уже не писать.

Шаг пятый — сотрудник авиакомпании делает копии претензии, посадочных и факта повреждения багажа (бумажка, которую мы добыли в первом шаге). Штампует бумажки, расписывается, оставляет себе оригинал претензии и говорит «С вами свяжутся.»

Всё. Квест выполнен, но говорить о какой-то компенсации пока не приходится. Сначала в авиакомпании будут разбираться, когда разбили наш чемодан: при погрузке в Минске, при перегрузке в Домодедово или при выгрузке в Симферополе? Ведь если рейс был международный, то в силу вступают одни законы. Если местный, то работают другие законы.

В частности статья 119 Воздушного кодекса России в пункте о возмещении стоимости повреждённого багажа гласит:

за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза,принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза

Другими словами, если при сдаче багажа он не был застрахован (прямо на стойке регистрации), то можно рассчитывать на компенсацию 10$ за 1 кг веса чемодана. Наш чемоданчик весил 22.8 кг, но в претензии я скромно написала 6000 рублей (стоимость чемодана).

Что делать, если не сразу заметили, что багаж повреждён?

Если Вы заметили, что багаж повреждён лишь дома/в отеле, то всё равно можно подать заявление о порче багажа в авиакомпанию. Обычно заявление подаётся в срок до 3-х дней с момента рейса, но разные авиакомпании могут предоставлять разный коридор. Например, в Lufthansa можно подать заявление в течении 7 дней после прилёта. Но обязательно нужно доказательство, что багаж был испорчен именно в аэропорту.

Что делать, если имеется страховка к багажу?

Если Вы всё-таки не поскупились и застраховали багаж, то нужно выполнить указания из шага 1 и 2 — оформить факт порчи багажа у сотрудника аэропорта и найти все посадочные с багажными бирками. Дальше — звонить в страховую, говорить о случившемся и следовать указаниям. Позвонить в страховую нужно не позднее 3-х дней после оказии.

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

«Аэрофлот» сломал мне коляску, но вернул деньги за ремонт

Мы летели с дочкой из Санкт-Петербурга в Москву рейсом «Аэрофлота».

У трапа самолета я сдала детскую коляску, после приземления получила поврежденный багаж. У коляски был оторван бампер — передняя дуга, за которую ребенок держится или на которую кладет ноги во время прогулки. Без него коляской можно пользоваться, но лучше починить. Так я и сделала.

«Аэрофлот» возместил мне стоимость ремонта коляски в стопроцентном размере — 800 Р . В этой статье я расскажу, что нужно сделать, чтобы получить компенсацию.

Почему они платят

Одна из задач авиакомпании — довезти вас и ваш багаж в целости и сохранности. Если в дороге с багажом что-то случается, это вина и проблема авиакомпании, и она должна за это отвечать. Ответственность компании начинается в тот момент, когда она принимает ваш багаж — даже если это происходит у трапа самолета.

Есть случаи, когда компания не отвечает, — например, во время стихийного бедствия. Но если полет прошел нормально, а ваш багаж сильно повредился — добивайтесь компенсации, вы имеете на это право.

При повреждении коляски грузчики и персонал самолета ничем не помогут. Нужно идти на стойку «Лост-энд-фаунд», чтобы зарегистрировать порчу багажа. В моем случае — коляски. Сделать это нужно до выхода в город.

Коляска — это багаж, даже если вы не сдаете ее вместе с чемоданом, а отдаете только у трапа самолета.

Я обратилась к сотруднику за стойкой и написала претензию о порче багажа. Сотрудник помог подобрать верные формулировки. Еще он осмотрел и взвесил коляску, спросил название марки и модели, а потом составил акт о повреждении багажа — акт PIR .

Акт о повреждении — это важный документ. На нем указана информация о пассажире и багаже, а также контакты авиаперевозчика: номер телефона, электронная почта, фактический адрес и реферативный код. Последний нужен для того, чтобы потом связаться с авиакомпанией и узнать, как обстоят дела с вашей претензией и компенсацией.

Акт о повреждении сотрудник отдал мне. Без него компенсации не будет, потому что это главное доказательство того, что коляску сломали во время перелета, а не где-то еще.

Вообще нужно сохранить все документы, которые подтверждают, что вы действительно летели этим рейсом и с этим багажом: бирки, посадочные талоны и билеты.

Кроме акта, мне вручили бланк заявления-претензии и памятку о том, какие документы и куда отправлять, чтобы получить компенсацию за ремонт коляски. Я сняла багажные бирки и сохранила все документы. Впереди нас ждал еще один полет.

Сломанную коляску сначала нужно отремонтировать за свой счет и только потом направлять претензию и ждать денежную компенсацию. Без чека за ремонт авиакомпания ничего не заплатит.

Мы летели по России, бампер коляски оторвали в Москве. По прилете домой я написала в «Аэрофлот» гневное письмо с просьбой возместить ущерб — 3700 Р за новый бампер и работу по его установке. К письму я приложила фотографии сломанной коляски и багажной бирки.

Это была ошибка, я была на эмоциях.

Такие письма не помогут решить проблему. Гораздо лучше написать электронное сообщение с описанием ситуации и вопросами, например: «Мы летели 11 апреля 2017 года рейсом SU 43, в Москве получили поврежденный багаж. Подскажите, какие документы вам нужны для выплаты компенсации? Куда отправлять претензию: на электронную почту или фактический адрес?»

На свое гневное письмо я получила спокойный, содержательный ответ, что для компенсации нужны:

  1. Чек за ремонт или, если коляска не подлежит ремонту, чек на ее покупку.
  2. Оригинал багажной бирки.
  3. Оригинал акта о повреждении багажа PIR .
  4. Точный почтовый адрес с индексом или полные банковские реквизиты для перечисления денежной компенсации.

Выслать пакет документов нужно было почтой на московский адрес «Аэрофлота» или отнести в официальное представительство в другом городе.

Отремонтировать коляску сразу я не могла, потому что гостила в другом городе. Спустя 4 месяца я починила коляску за 800 Р . В мастерской я попросила чек и предупредила, что буду отправлять его в авиакомпанию. Мне выдали два чека: кассовый для авиакомпании и товарный для меня как гарантию на работу.

Если коляску сломали так, что ремонт не поможет

Если коляску или любой другой багаж повредили так, что он не подлежит ремонту, денежную компенсацию все равно можно получить. Для этого нужно проделать те же действия: зарегистрировать порчу багажа на стойке в аэропорту, получить акт и сохранить бирки.

Авиакомпании вместо чека на ремонт нужно отправить чек на покупку коляски или, если его нет, указать стоимость коляски, год покупки и марку. Еще нужно отправить ссылку на сайт, где продается аналогичная коляска, приложить фотографии повреждения или заключение о невозможности ремонта, чтобы доказать, что ремонт не поможет.

Если у вас дорогая коляска, например «Стокке» или «Бугабу», авиакомпания может отказаться компенсировать ее полную стоимость — 50 000 Р и больше. Тогда пишите гневные отзывы в соцсетях и грозите судом.

Если багаж повредили, когда вы летели по России, отправить претензию нужно в течение 6 месяцев, если рейс был международным — в течение 7 дней. Отсчет начинается со следующего дня после приземления.

Важно не перепутать претензию с актом о повреждении PIR , это разные документы. Акт PIR регистрирует порчу багажа, его составляет сотрудник аэропорта за стойкой «Лост-энд-фаунд». Претензию пишет и отправляет авиакомпании сам пассажир.

Выдержка из правил воздушных перевозок «Аэрофлота» о том, какие документы нужны для получения компенсации за испорченный багаж

Чтобы направить претензию, нужно заполнить бланк, выданный на стойке «Лост-энд-фаунд», приложить необходимые документы и отправить авиакомпании по почте или через официальное представительство в вашем городе. Где находятся представительства, можно узнать на сайте авиакомпании.

Если коляску сломали, когда вы летели на отдых за границу, имеет смысл обратиться в представительство авиакомпании прямо в аэропорту. Так вы точно успеете подать претензию и сможете рассчитывать на компенсацию.

Я отправила претензию и документы по фактическому адресу «Аэрофлота» в Москве обычным, не заказным, письмом. Так мне сказал сделать представитель авиакомпании.

Сейчас можно подать претензию прямо на сайте. Не знаю, как это работает, — я не пробовала.

В претензии я указала сумму, которую прошу вернуть за ремонт коляски — 800 Р , приложила чек из мастерской и акт о повреждении. Оригинал багажной бирки я потеряла. У меня сохранился только отрывной талон бирки, его я и отправила.

Еще к претензии я приложила две распечатанные на черно-белом принтере фотографии поврежденной коляски. На всякий случай.

Авиакомпания должна заплатить полную стоимость за утрату, недостачу и повреждение багажа. То есть вам возместят затраты на ремонт коляски или сумму, за которую вы ее купили, если коляска не подлежит ремонту. Сколько заплатит авиакомпания, определяется по чеку.

Если повреждения незначительные: коляску поцарапали, немного помяли или причинили другие мелкие повреждения, которые не влияют на ее нормальное использование, — то компенсации не будет.

Если старая коляска не подлежит ремонту, то авиакомпания может вычесть по 10% ее стоимости за каждый год использования этой коляски. Если такой пункт есть в правилах авиаперевозчика, на полную стоимость коляски можете не рассчитывать.

Допустим, вашей коляске 2 года. Вы купили ее за 70 000 Р . Во время полета ее сломали так, что она не подлежит ремонту. В претензии вы пишите дату покупки коляски — май 2016 года. Авиакомпания может вернуть вам сумму на 20% меньше, чем стоила коляска, — 56 000 Р .

Если определить стоимость багажа невозможно. Когда нет чека и определить стоимость коляски или другого багажа невозможно, например, если такие коляски больше не продаются, авиакомпания рассчитает стоимость компенсации по своим тарифам.

Например, у «Аэрофлота» для рейсов внутри страны максимальная компенсация за поломку коляски — 600 Р на 1 кг ее веса. То есть, если коляска весит 7 кг, максимальная компенсация будет 4200 Р .

Для международных рейсов компенсация за порчу багажа — 20 $ на 1 кг веса багажа. То есть сумма возмещения за коляску весом 7 кг составит 140 $, или 8700 Р .

Именно поэтому коляску взвешивают при осмотре и составлении акта о повреждении: ее вес прямо влияет на сумму, которую вам возместят в случае, если она серьезно поломается.

Мне повезло: коляску можно было отремонтировать, да еще и недорого. Компенсация за ремонт пришла в стопроцентном размере — 800 Р . Деньги я ждала около месяца.

Повредили чемодан при перелете: что делать?

Если вы готовитесь к путешествию на самолете, необходимо заранее предусмотреть все возможные ситуации и знать, что делать в каждой из них. В данной статье мы рассмотрим, какие действия стоит предпринять, если у вас повредили чемодан при перелете. Стоит отметить, что сумка без ручки или с расколотым корпусом – нередкое явление для любого аэропорта. По этой причине вопрос «в аэропорту сломали чемодан, что ?» не теряет своей актуальности уже долгое время.

Если вы выявили, что ваш чемодан повреждён, следует действовать по определенной схеме. Вам необходимо:

  1. Найти место с названием «Lost&Found», которое зачастую находится в том же помещении, что и лента для багажа. Отметим, что заполнить заявление об испорченном чемодане либо сумке требуется не позднее 7 дней после рейса, но лучше это сделать сразу, а при просрочке доставки груза заявление должно быть оформлено не позднее 21 дня. Причем это время считается со дня получения груза владельцу.
  2. У стойки «Lost&Found» пассажиру необходимо заполнить специальный документ, в котором должны быть указаны все повреждения и другие данные. Это талон, паспорт, посадочный талон и бирка от багажа, которые требуется предоставить работникам аэропорта. Отметим, что без этого списка документов заявление не принимается.
  3. После этого нужно обратиться в любую мастерскую для ремонта чемодана либо сумки. Если починку осуществить нельзя, можно взять документ, подтверждающий это.

в аэропорту сломали чемодан что делать

На основании всех этих документов авиакомпания принимает решение о возмещении нанесенного ущерба. В случае если ваш чемодан вскрыли с целью ограбления и из него пропали ценные вещи, алгоритм действий такой же. Пассажиру нужно предъявить все вышеперечисленные документы, однако в этом случае составляется акт о краже. После расследования компания возместит весь нанесенный ущерб. Также при краже пассажиру необходимо срочно обратиться в полицию, так как, чем быстрее начать поиск злоумышленников, тем выше вероятность найти пропавшие вещи. Отметим, что это правило действует на территории любой страны.

В случае если ваши вещи так и не были найдены в течение 3-х недель, необходимо согласовать с авиакомпанией дальнейшие действия либо дальше искать чемодан, либо получить компенсацию. Отметим, что, если сумка безвозвратно утеряна либо испорчена, авиакомпания должна возместить ущерб. Обычно это примерно 25 $ за 1 кг, причем стоимость вещей, которые находились внутри, не учитывается. К счастью, такие случаи встречаются крайне редко

Для чего нужно паковать багаж?

Производить упаковку багажа необходимо для того, чтобы защитить его от любых повреждений. Помимо этого, вещи внутри будут дополнительно защищены от деформации. Всем известно, что во время поездки с багажом может произойти все что угодно. Упаковка также является защитой от несанкционированного вскрытия, так как, если по периметру имеется пленка, вряд ли кто-то решится на вскрытие багажа. Во-первых, проделать это будет очень сложно, а, во-вторых, на то, чтобы вскрыть сумку, придется потратить уйму времени, а это рискованно. Исходя из этого, становится очевидно, что тщательная упаковка багажа важна, поэтому не стоит этим пренебрегать.

Отметим, что при регистрации на авиарейс чемодан примут, только если он будет надежно упакован. Однако в том случае, если чемодан закрывается на специальный кодовый замок, в дополнительной упаковке он не нуждается. Но такие варианты встречаются редко. В большинстве случаев людям приходится упаковывать свои сумки самостоятельно.

повредили чемодан при перелете

Как избежать нестандартных ситуаций?

В наше время в любом аэропорту предоставляют услугу упаковки багажа. Делается это с помощью пластиковой ленты. В этом случае вещи будут в сохранности, а чемодан целее. В разных аэропортах услуга стоит по-разному. Но в основном стоимость составляет 5 $. Конечно, можно защитить свой багаж и самому. Для этого необходимо несколько рулонов обычной продуктовой пленки и пару катушек скотча. Один рулон рекомендуется сразу отложить на обратный путь, а при помощи другого обернуть полностью чемодан и зафиксировать концы скотчем.

Есть также вариант экспресс-упаковки багажа. Он представляет собой упаковку с минимальными затратами. Для этого вместо пленки используются огромные мусорные мешки. Чемодан необходимо поместить в один мешок так, чтобы ножки оказались на дне пакета, а сама сумка была полностью погружена. Далее нужно выпустить воздух и туго затянуть пакет. После этого его надо обклеить скотчем и вырезать дырки для ручки и колес. Это очень надежная упаковка, причем стоит это очень дешево.

Также необходимо уменьшить вероятность того, что ваш багаж по ошибке отправится не в том направлении. Это может случиться в том случае, если на сумке остались любые бирки, оставшиеся после предыдущих поездок. Так как в этом случае существует вероятность того, что работник возьмёт в оборот старую бирку. Дабы избежать таких ситуаций, просто отрывайте их сразу же по прибытии на место.

повредили багаж в аэропорту

Есть еще два правила, которых стоит придерживаться. Они могут помочь в трудных ситуациях. Выглядят эти правила следующим образом:

  1. В обязательном порядке сохраните распечатку электронного билета. Это намного облегчит поиск в том случае, если багаж все же потерялся. И, конечно, не стоит выкидывать багажную квитанцию до момента получения клади. Потерять ее достаточно сложно, так как она приклеивается на паспорт в момент передачи вещей в багаж.
  2. Чтобы быстрее распознать, рекомендуется прикрепить сделанную вручную бирку, на которой указаны ваши инициалы и телефон. При желании можно указать скайп либо электронную почту. Также не навредит любая яркая деталь. Это может быть ленточка любого цвета. По этой примете хозяину самому будет легче узнать свою сумку.

Если вам повредили багаж в аэропорту при регистрации, необходимо обязательно составить акт, дабы неуклюжие работники понесли наказание.

Предъявить претензию, если сломали чемодан в аэропорту, имеет право любой, с кем случилась такая неприятность. Главное, тщательно его упаковывать дома, а также вещи, которые в нем находятся, дабы избежать подобной проблемы. Нет гарантии, что вам удастся восстановить справедливость, а вещь будет испорчена.

Что делать, если при перелете ваш багаж потеряли или повредили

Проблемы с багажом — страшный сон любого путешественника. Скайсканер рассказывает, как при перелете сохранить свой чемодан или рюкзак в целости, и что делать, если багаж все-таки задержали, потеряли или повредили.

Часто ли теряют багаж

По данным SITA (это ведущий разработчик телекоммуникационных и IT-решений для авиации), в 2018 году на каждую тысячу пассажиров пришлось 5,7 «проблемных» чемоданов:

  • 5 % багажа потеряли совсем,
  • 18 % повредили при перевозке,
  • 77 % доставили владельцам с задержкой.

Для сравнения в 2007 году на тысячу пассажиров приходилось около 19 чемоданов, которые прилетели позже срока, с повреждениями или потерялись.

В июне 2018 года вступила в силу резолюция ИАТА № 753, по которой авиакомпании должны повысить контроль за багажом. Теперь они обязаны отслеживать перемещение багажа в четырех точках: на регистрации, при погрузке в самолет, при прибытии в аэропорт пересадки и при выдаче обратно пассажиру. Похоже на трекинг посылки, когда легко проверить, на каком этапе пути к адресату она находится и когда придет. Так как контрольных точек стало больше, то багаж почти всегда прилетает без проблем, а если все же возникла заминка, то его легче найти.

7 советов, как сохранить багаж во время перелета

После того как вы зарегистрировались и сдали багаж, ваши вещи отправляются в багажное отделение. По лабиринту из конвейеров они приезжают к месту погрузки на рейс. Куда направить нужный багаж, автоматически определяют сканеры на конвейерах: они считывают штрихкоды с багажных бирок. Чтобы путешествие по багажному отделению, погрузка в самолет, выгрузка в аэропорту прилета и воссоединение с вами прошли гладко, следуйте нашим советам.

Как устроено багажное отделение в новом терминале B аэропорта Шереметьево — смотрите видео Сергея Доли.

Соберите багаж аккуратно

Укладывайте вещи в чемодан или рюкзак так, чтобы они не пострадали от падения. Хрупкие и острые предметы оберните одеждой или пузырчатой пленкой, чтобы они не разбились сами и не испортили вещи вокруг себя. Не набивайте сумку слишком туго, чтобы не порвалась ткань и не лопнула молния. Торчащие ремни и стропы лучше плотно прикрепить, чтобы они ни за что не зацепились на конвейере.

По поводу обмотки пленкой мнения различаются. С одной стороны, замотанный в пленку чемодан не пострадает от царапин, с другой, на ленте конвейера он может приклеиться к другой сумке. Еще закрытый пленкой чемодан легче перепутать — и его случайно может забрать другой пассажир.

Выберите яркий чемодан

Красный туристический рюкзак, чемодан с незабудками, полосатая сумка — чем необычнее багаж, тем меньше шансов, что его по ошибке прихватит другой пассажир.

Максим Пудовицкий:

«Летел однажды домой из отпуска. Забираю на ленте свой чемодан, а он весь поцарапанный. Мысленно обругал авиакомпанию, но претензий предъявлять не стал. Дома открываю — а там чужие вещи! Позвонил в аэропорт, они говорят: „Приезжайте, ваш чемодан здесь“. Потом еще рассказали, как кричал немец, чей чемодан я увез. Он на пересадку опаздывал».

Снимите с чемодана старые багажные бирки со штрихкодами

На стойке регистрации сотрудник авиакомпании приклеит на ваш рюкзак или чемодан багажную бирку. Если на сумке, кроме этого, сохранились бирки с прошлых перелетов, то автоматическая система сортировки может запутаться и отправить ваши вещи на дополнительную ручную проверку (а там и до опоздания на самолет недалеко) или на другой рейс. Чтобы все прошло гладко, перед сдачей в багаже снимите все бирки, оставшиеся с предыдущих рейсов.

Прикрепите бирку с именем и телефоном

Купите бирку, напишите на ней свое имя, телефон и имейл и прикрепите к ручке чемодана — тогда авиакомпании будет проще с вами связаться, если что-то пойдет не так. Заодно заведете стильный аксессуар, чтобы издалека замечать свой багаж на карусели.

Возьмите вещи первой необходимости в ручную кладь

Шанс не дождаться багажа мал, но он есть. Поэтому для надежности возьмите самые-самые нужные и ценные вещи в ручную кладь. Деньги, документы, драгоценности и жизненно необходимые лекарства — все это должно быть при себе. Зарядки для гаджетов тоже захватите в салон, чтобы не остаться без связи. Некоторые берут в ручную кладь смену одежды, носки и нижнее белье, а также теплую куртку, чтобы гарантированно не ждать такси в одной футболке на морозе.

Приходите на регистрацию заранее

Приезжайте в аэропорт за 3 часа до вылета международного рейса и за 2 часа до внутреннего. Чем позднее вы зарегистрируетесь и сдадите багаж, тем выше вероятность, что он не успеет добраться до самолета. Заложите еще больше времени, если везете что-то, что может вызвать подозрение у службы безопасности.

Антонина Захарова:

«Я иногда вожу в багаже пустую бензиновую горелку, и она через раз вызывает вопросы. В лучшем случае просят разобрать рюкзак при входе в аэропорт. Пару раз было, что я уже сдала рюкзак и иду в зону вылета, и тут меня вызывают в багажное отделение. Приходилось идти и показывать, что горелка вымыта и бензина внутри не осталось».

Если летите с пересадкой, зарегистрируйте багаж до конечного пункта

По статистике SITA, около половины всех случаев потери, задержки и порчи багажа происходит при пересадке.

Если летите с пересадкой по одному билету, то на чекине скажите, чтобы ваш багаж зарегистрировали до конечного пункта, без получения и повторной сдачи в промежуточном аэропорту. Это не даст стопроцентной гарантии, что сумка долетит вовремя, но, по крайней мере, вы избавитесь от лихорадочной беготни по незнакомому аэропорту стыковки.

Если летите с пересадкой по двум отдельным билетам или по одному, но багаж при пересадке все равно нужно получать (например, первый перелет — по России, второй — за границу), то выбирайте рейсы с пересадками не меньше трех часов.

Вложите в багаж GPS-трекер

GPS-трекер или GPS-маяк определяет местоположение объекта, к которому он прикреплен. Вы кладете в чемодан коробочку весом 60–100 граммов, в которую вставлена сим-карта, и она сообщает вам, где находится: посылает смски или передает координаты в приложение или веб-интерфейс по интернету.

Отчитываться такая штука может по запросу (например, когда вы посылаете смс с определенным текстом) или с интервалом, который обычно можно настроить, допустим, раз в 30–60 минут. Чем больше интервал, тем дольше продержится зарядка аккумулятора.

GPS-трекеру нужно быть на связи, так что стоит заранее подумать о сим-карте с дешевым роумингом. Как минимум нужно подключить подходящие опции для роуминга, либо подумать о сим-карте для путешествий вроде Drimsim или «Гудлайн», что особенно актуально, если вы хотите отслеживать багаж через интернет.

Легально ли в России использовать GPS-трекеры для багажа?

Некоторые GPS-трекеры относятся к специальным техническим средствам (СТС) для негласного получения информации. За их производство, покупку или продажу можно попасть под статью 138.1 Уголовного кодекса РФ, даже если вы не планировали ни за кем шпионить. Слышали историю про курганского фермера, на которого завели дело за заказанный в Китае GPS-трекер для коровы?

Какие именно трекеры считаются СТС и находятся вне закона? Сухим юридическим языком определение таких устройств сформулировано, например, в Постановлении правительства РФ от 16.04.2012 № 314. В переводе на человеческий, это гаджеты, которые умеют дистанционно и незаметно записывать фото, видео или аудио.

Как проверить, что GPS-трекер / маяк для багажа — законный?

1) Убедитесь, что GPS-трекер не закамуфлирован под другое устройство и в нем нет камеры и микрофона.

2) Удостоверьтесь, что багажный маяк разрешен к использованию в России. Если трекер произведен за границей, то модель должна значиться в едином реестре нотификаций — это полный список устройств, которые получили разрешение ФСБ на ввоз и вывоз с территории ЕАЭС (подробнее о нотификации на «Хабре»). Читайте, как разобраться с нотификациями и проверить законность GPS-трекера. Если ваш трекер есть в этом реестре, его можно без опаски заказывать из-за границы, в декларацию рекомендуем вписать номер нотификации. Учтите, что GPS-трекеров с «Алиэкспресса», как правило, в списке нотификаций нет.

Если трекер сделан в России, то проверить легальность можно по сертификату соответствия — спросите его у продавца или найдите сами в реестре Росаккредитации. Надежный магазин производитель GPS-трекеров в Москве — ГдеМои.

Что делать, если багаж потерялся при перелете

Если после перелета вы не нашли своего чемодана, еще не все потеряно.

Убедитесь, что ждете у нужной ленты выдачи багажа. После нескольких часов в самолете недолго забыть свое имя, а уж перепутать номер рейса можно на раз. На всякий случай перепроверьте, что ждете у правильной багажной карусели.

Горные лыжи, детские коляски, доски для серфинга и другой негабаритный и тяжелый багаж выдают отдельно. Это может быть стойка, специальное место в зоне выдачи багажа (в том числе закуток, где вещи лежат прямо на полу) или отдельная комната. Иногда негабаритный багаж складывают рядом с основной багажной лентой.

Большинство потерянных при перелете сумок возвращают пассажирам в течение 2 дней

Если чемодана нет, то не выходя из багажной зоны, идите к стойке Lost and Found. В зоне выдачи багажа найдите службу Розыска багажа (Lost and Found / Lost luggage / Baggage Claim). Если ее нет, подойдет представитель авиакомпании или сотрудник аэропорта, который отвечает за багаж. Ваш чемодан сначала попробуют найти и, если не получится, то предложат заполнить акт PIR — Property Irregularity Report — о неприбытии багажа.

Не уходите из зоны выдачи багажа, пока не заполните акт PIR. Иначе авиакомпания не будет нести ответственность за ваши вещи.

В акте PIR нужно будет указать:

  • ваши данные,
  • рейс и номер багажной бирки,
  • описание багажа: форма, цвет, материал, есть ли карманы, молнии, замки, ручки, колесики, потертости, наклейки,
  • детальное описание содержимого,
  • контакты и адрес, куда доставить багаж.

Акту PIR сразу присвоят номер и загрузят его в WorldTracer — международную систему отслеживания багажа. Теперь багаж будут автоматически искать по всем аэропортам, а вы сможете самостоятельно следить за перемещениями своих вещей. Один экземпляр акта вы оставляете в аэропорту, второй забираете с собой. Также у вас остается посадочный талон с багажной биркой.

Часто на стойке Lost and Found пассажирам, оставшимся без багажа, бесплатно выдают наборы с вещами первой необходимости: футболкой, зубной щеткой и пастой, бритвой, шампунем, расческой и дезодорантом. Другие вещи, без которых не обойтись, пока ищут ваш багаж, вы можете купить самостоятельно и потребовать за них компенсацию у авиакомпании.

Если багаж потерялся на международном перелете, уточните, нужно ли заполнять таможенную декларацию (спойлер: в России — обязательно).

На рейсах между странами багаж обязательно проходит таможню. Когда багаж прилетает вместе с вами, то вы идете в зеленый коридор, если декларировать нечего, или в красный, если будете заполнять декларацию и, возможно, платить пошлины.

В Россию без пошлин можно ввезти на самолете в сопровождаемом или несопровождаемом багаже товары общей стоимостью до 10000 евро и/или весом до 50 кг. На машине, поезде, корабле или пешком с 1 января 2019 года беспошлинный порог снизился до 500 евро и 25 кг (раньше был 1500 евро и 50 кг).

С задержанным багажом, который прилетает отдельно от вас, бывает по-разному. В большинстве случаев, если декларацию заполнять нужно, то вам об этом скажут и сразу дадут нужные бумаги. Иногда авиакомпания просит прислать данные по имейлу.

Если на потерянный багаж нужно заполнять таможенную декларацию, вас, скорее всего, предупредят в службе Lost and Found. Но надежнее перепроверить.

Но бывают и ситуации, когда на потерянный багаж нужно сразу заполнить декларацию, а вас могут и не предупредить. По российским правилам, прилетевший отдельно чемодан считается несопровождаемым багажом и подлежит обязательному декларированию. Если его не задекларировали, то таможенники считают, что при прилете в Россию пассажир уже ввез товаров в пределах беспошлинной нормы, поэтому все остальное подлежит выпуску с уплатой пошлины как за превышение — 30 % от стоимости, но не меньше 4 евро за килограмм.

Чтобы не пришлось «выкупать» свои носки и рубашки по 4 евро за килограмм, если ваш багаж потерялся на рейсе из-за границы, перед выходом из аэропорта в России заполните пассажирскую таможенную декларацию, в которой укажите весь багаж — оставшийся при вас (это называется «сопровождаемый) и потерянный («несопровождаемый»). Затем пройдите через «красный коридор», где на вашем экземпляре декларации таможенники поставят печать и дату. Если впоследствии окажется, что вы превысили беспошлинный порог, то вы заплатите пошлину только за разницу в весе или стоимости, а не за весь чемодан целиком.

Ждите, когда вам доставят найденный багаж. Обычно авиакомпания привозит багаж по указанному вами адресу. Иногда владельца просят приехать в аэропорт и забрать находку самостоятельно.

Купите вещи первой необходимости и сохраните чеки. Если вы прилетели в отпуск, а чемодан с нарядами, купальниками и шампунем где-то болтается, вы имеете право потребовать у авиакомпании компенсировать покупку вещей первой необходимости. Для этого сохраните чеки и позже, когда получите или окончательно убедитесь, что не получили багаж, приложите их к претензии.

В пределах какой суммы вам компенсируют расходы и какие вещи посчитают необходимыми, чаще решается индивидуально. Но может быть и прописано, хотя бы частично, в правилах авиакомпании, например, компенсация 100 % на предметы гигиены и 50 % на одежду.

Если багаж не найден в течение 21 дня, он считается потерянным и вы имеете право на компенсацию его стоимости. В этом случае или если багаж доставили с задержкой, напишите претензию в авиакомпанию по имейлу или обычным письмом. Точный порядок подачи претензии найдите на сайте авиакомпании или узнайте в службе поддержки. Российская авиакомпания обязана рассмотреть претензию и вынести решение в течение 30 дней.

В претензии укажите сумму ущерба, которую хотите взыскать. Если багаж доставили с задержкой, то подсчитайте, какие расходы вы из-за этого понесли, например, на покупку вещей первой необходимости. Если багаж утерян, прибавьте еще стоимость самого багажа, то есть чемодана или рюкзака и вещей в нем.

Стоимость багажа можно посчитать либо по чекам, либо на основе актуальной рыночной цены на ваши вещи или аналоги. Если вещь не новая, то из цены обычно вычитают стоимость износа — ориентировочно 10 % за каждый год. Если авиакомпания не согласна с вашей оценкой, вежливо, но твердо отстаивайте свою позицию.

Прикладывать к претензии копии или оригиналы документов, зависит от правил авиакомпании.

Багаж потерян (не найден 21 день)

Багаж доставлен с задержкой

Что делать, если багаж повредили при перелете

Если после перелета вы получили чемодан с вмятиной или детскую коляску без колеса, вы имеете право на компенсацию от авиакомпании.

Подойдите к стойке Lost & Found / Baggage Claim и зафиксируйте повреждения. Опишите сотрудникам ситуацию и вам предложат заполнить акт PIR о неисправностях багажа — это будет главное доказательство, что багаж повредили при перелете. Один экземпляр акта вы оставите в аэропорту, второй заберете с собой.

Сфотографируйте повреждения. Это не так важно, как получение акта PIR, но может помочь в отстаивании своих интересов перед авиакомпанией.

Сохраните посадочные талоны и багажные бирки, чтобы приложить их к претензии в авиакомпанию.

Подайте в авиакомпанию письменную претензию на компенсацию за поврежденный багаж. Лучше всего сделать это сразу после прилета в представительстве авиакомпании в аэропорту. Но если вам нужно время и спокойная обстановка, чтобы подсчитать сумму ущерба или вы спешите, можно сделать это позже по имейлу или обычным письмом — точный порядок подачи претензии узнайте в авиакомпании. Главное — не пропустите сроки. После международного перелета претензию нужно подать в течение семи дней.

Если багаж подлежит починке, то авиакомпания может предложать оплатить ремонт. Грязный багаж обычно рекомендуют сдать в химчистку, расходы на которую авиакомпания компенсирует. Вы имеете право отказаться и предложить свой вариант решения вопроса. В любом случае сохраняйте чеки, чтобы приложить их к претензии на компенсацию.

Права потребителя при повреждении/потере багажа при авиаперевозках

При авиаперевозках пассажиры нередко сталкиваются с потерей, повреждением багажа.

В зависимости от того, к какому виду относится воздушная перевозка: международная или внутренняя, зависит и размер ответственности авиакомпании за утерю/повреждение багажа.

Так, согласно российскому законодательству, которое применяется к внутренним авиаперелетам, в соответствии со ст. 118 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Кроме того, перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

Также перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок (утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. №82), если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа. Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Размер суммы, подлежащей возмещению, зависит от того, была ли объявлена пассажиром ценность багажа или нет.

Согласно ст.119 Воздушного кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

– при перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;

– при перевозке без объявления ценности, — в размере не более 600руб. за килограмм веса багажа или груза;

– за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

За утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.

За утрату/повреждение ручной клади при внутренних перевозках авиакомпания-перевозчик несет ответственность в размере, не превышающем 11 000 рублей.

В случае, если воздушная перевозка относится к международным, то в при определении границ ответственности авиакомпании за утерю багажа применяются нормы международного права.

В 2017 году Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию, которую, при разрешении данных споров, применяет около 120 стран мира.

Данной конвенцией установлен более высокий уровень ответственности авиаперевозчика за утрату и повреждение багажа.

Для установления границ ответственности в данной конвенции используется особая валюта «специальные права заимствования». Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют – доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Курс СПЗ публикуется ежедневно.

Как и в российском законодательстве в данной конвенции присутствует разделение багажа на багаж с объявленной ценностью и без таковой.

Согласно «Монреальской конвенции» ответственность авиаперевозчика за утрату/ повреждение багажа при осуществлении международной перевозки следующая:

– 17 специальных прав заимствования за килограмм утерянного груза, но не более 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира,

– в случае утраты багажа с объявленной ценностью – в пределах объявленной ценности, если только перевозчик не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.

Помимо стоимости утраченного, поврежденного багажа, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения морального вреда.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]