Фотографии Дворца Сан-Суси

Сан-Суси – «беззаботный» парк и дворец в Потсдаме

Красивейшим местом Германии по праву признан дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам, Земля Бранденбург). С 1990 года эта уникальная достопримечательность Германии входит в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Вся площадь комплекса Сан-Суси составляет 300 га. Это территория с холмами и низинами, в которых когда-то были болота. В парке есть много всего интересного, и гулять там – сплошное удовольствие. «Sans souci» с французского языка переводится как «без забот», и как раз такие ощущения появляются во время прогулки. А самая значимая постройка ансамбля Сан-Суси в Потсдаме – одноимённый дворец, служивший когда-то резиденцией королей Пруссии.

История появления ансамбля Сан-Суси

Процесс созидания Сан-Суси в Германии можно разделить на 2 основных этапа:

  1. Работы, начатые Фридрихом II Великом в 1745 году, и продолжавшиеся пару десятилетий.
  2. Реконструкция старых и строительство новых объектов под руководством Фридриха Вильгельма IV в 1840 -1860 годах.

В 1743 году, совершая деловую поездку, король заметил под Потсдамом просторную, очень живописную холмистую местность. Фридриху II она настолько понравилось, что он решил обустроить там летнюю резиденцию.

Сначала на пологом холме заложили террасы с виноградниками, которые стали своеобразным ядром всего комплекса. Позже, в 1745 году, на виноградном холме начали строить замок Сан-Суси – «скромный виноградарский домик», как отзывался о нём Фридрих II. Этот дворец строился как частный летний дом, где король мог бы читать любимые книги и рассматривать произведения искусства, философствовать и музицировать, поселить рядом любимых собак и лошадей.

Старый Фриц, как звали короля в народе, сам создавал большую часть эскизов будущего замка. Потом архитекторы разрабатывали по ним проекты и отправляли на утверждение королю.

Виноградарский домик был торжественно открыт в 1747 году, хотя к тому времени были готовы не все его залы.

Когда террасы с виноградниками и замок были полностью закончены, приступили к обустройству окрестностей: цветочные клумбы, газоны, клумбы с цветами и фруктовые сады.

При Фридрихе II в парке Сан-Суси появились Картинная галерея, Новый дворец, Чайный домик и многое другое.

Старый Фриц умер в 1786 году, и только в 1991 году его останки были перезахоронены в могилу, в парке Потсдама.

До 1840 года виноградарский домик почти всегда оставался пустым и постепенно приходил в упадок. Но когда на престол взошёл Фридрих Вильгельм IV, буквально боготворивший весь парк Сан-Суси в Потсдаме, он вместе со своей супругой поселился в замке.

Боковые флигели требовали ремонта, и новый король взялся проводить большую реконструкцию. Была задумка воссоздать первоначальный облик замка, но старые чертежи не сохранились. Восстановительные работы выполнялись очень талантливо, новое соединялось со старым гармонично и с высоким чувством стиля.

Строительство, начатое с приходом на трон Фридриха Вильгельма IV, длилось до 1860 года. За это время к парку Сан-Суси были присоединены новые земли, сооружён замок Шарлоттенхоф и вокруг него обустроен парк.

До 1873 года в Сан-Суси жила вдова Фридриха Вильгельма IV, после этого он ещё какой-то период принадлежал Гогенцоллернам.

В 1927 году во дворце начал работать музей, в него и в парк был открыт доступ посетителям. Сан-Суси стал первым в Германии дворцом-музеем.

Дворец Сан-Суси

Замок Сан-Суси в Потсдаме располагается на виноградном холме, с восточной стороны одноимённого парка. Хотя сейчас замок и признан центральным объектом всего ансамбля, строился он как дополнение к знаменитым виноградникам.

Мраморный зал

Летний дворец представляет собой длинное одноэтажное здание, в котором нет цокольного этажа. Благодаря такому решению, из помещений дворца удобно выходить прямо в сад. По центру здания расположен овальный павильон, а над ним – небольшой купол с надписью на своде Sans Souci. На фасаде, устремлённом к виноградникам, множество огромных стеклянных дверей, через которые в здание проникает солнечный свет. Между дверями установлены скульптуры, внешне напоминающие атлантов – это Вакх и его свита. Скульптур всего 36, почти все они сделаны из мрамора и тёплого песчаника.

Главное помещение замка Сан-Суси – это Мраморный зал, расположенный в центральном павильоне, под крышей-куполом. Сверху, в потолке, вырезано окно, похожее по форме на «глаз» в римском Пантеоне, а внутренний карниз поддерживают мощные колонны. В Мраморном зале установлены красивые статуи, символизирующие разнообразные сферы науки и искусства.

Мраморный зал

Очень богатое и красивое оформление имеет библиотека, стены которой оформлены резными деревянными панелями с золочением. Изящно украшен и концертный кабинет: там очень много картин и изваяний, создающих гармонично и стильно выдержанную композицию.

Во дворце Сан-Суси (Германия) и сейчас регулярно проходят выставки произведений живописи.

Что ещё посмотреть в парке Сан-Суси

Парк Сан-Суси в Потсдаме (Германия) – уникальное место, одно из самых привлекательных и живописных в стране. Здесь очень много водоёмов, цветущей растительности, также есть целая система фонтанов, самый большой из которых выпускает струю высотой 38 м. Вот наиболее значимые постройки в том порядке, в каком они располагаются по маршруту от центрального входа в парк.

  1. Ансамбль Фриденскирхе и сад Марли. Под алтарём храма Фриденскирхе оборудована усыпальница, где покоятся многие представители королевской династии. Сад Марли существовал ещё до появления Сан-Суси, а в 1845 он был полностью окультурен. Грот Нептуна
  2. Грот Нептуна. Это декоративное сооружение расположено у подножия виноградного холма. Грот декорирован симпатичным водопадом с несколькими каскадами, а также скульптурами царя морей и наяд.
  3. Картинная галерея. Здание стоит справа от замка Са-Суси. Это первый в Германии музей, где содержатся только произведения живописи. Выставка картин находится там и сейчас, главным образом это произведения итальянских художников Возрождения, а также фламандских и голландских мастеров барокко. Так как в здании очень хорошая акустика, то в нём часто организовывают концерты.
  4. Виноградная терраса. Через виноградные террасы проложена лестница из 132 степеней, соединяющая замок Сан-Суси с парком. В этой зоне парка много фонтанов, статуй, растительных насаждений. Справа от террас могила Фридриха Великого – её можно узнать по плите, на которой всегда лежит картофель. Это память жителей Германии о том, что именно этот король приучил их выращивать и употреблять в пищу картошку. Дом с драконами
  5. Дом с драконами. Изначально там размещались жилища виноградарей. Архитектурное решение дома стало отражением «китайской» моды того времени. В ХIX веке домик был переоборудован, сейчас в нём работает ресторанчик.
  6. Замок Новые палаты. Этот одноэтажный замок строился специально для королевских гостей.
  7. Оранжерейный дворец. Дворец был построен по велению Фридриха Вильгельма IV в качестве гостевого дома для царя Николая I и его супруги Шарлотты. Очень интересен зал Рафаэля, где размещались 47 отличных копий произведений этого мастера.
  8. Бельведер. С северной стороны парк Сан-Суси ограничен возвышенностью Клаусберг, на которой стоит Бельведер. Это двухэтажное сооружение с террасами и обзорной площадкой, откуда прекрасно виден практически весь живописный парк. Античный храм
  9. Античный храм и Храм дружбы. Две парных ротонды стоят к востоку от Нового дворца, симметрично относительно центральной аллеи. Храм дружбы выполнен в греческом стиле, его купол держится на 8-и колоннах. Он служит символом верности между любящими людьми. Античный храм является небольшой копией римского пантеона. До 1830 года он служил музеем монет и гемм, а позже там была обустроена усыпальница семейства Гогенцоллернов.
  10. Новый дворец. Трёхэтажный Новый дворец, украшенный множеством скульптур, возводился Фридрихом Великим для демонстрации мощи, силы и богатства Пруссии. Этот дворец король использовал только для работы. Напротив располагаются Триумфальные врата с колоннадой.
  11. Парк и дворец Шарлоттенхоф. На землях, приобретённых в 1826 году южнее парка Сан-Суси, Фридрих Вильгельм IV решил обустроить парк в английском стиле. За 3 года в парке Шарлоттенхоф был сооружён одноимённый замок, отличающийся строгой элегантной архитектурой и оформлением.
  12. Римские термы (купальни). Недалеко от замка Шарлоттенхоф, у озера, расположилась целая группа красивых построек, во внутреннем пространстве которых скрыт живописный сад. Чайный домик
  13. Чайный домик. Этот «китайский дом в Потсдаме считается одним из красивейших не только в Германии, но и в Европе. Дом имеет форму клеверного листка: 3 внутренних помещения, а между ними располагаются открытые веранды. В Чайном домике помещены собрания китайских и японских фарфоровых изделий.

Практическая информация

Найти парк и дворец Сан-Суси можно по такому адресу: Zur Historischen Mühle 14469 Потсдам, Бранденбург, Германия.

Посетить парк можно на протяжении всей недели, с 8:00 и до захода солнца.

Дворец Сан-Суси открыт все дни недели, кроме понедельника, в такое время:

  • апрель-октябрь с 10:00 до 18:00;
  • ноябрь-март с 10:00 до 17:00.

Что касается других зданий комплекса, то некоторые из них доступны для посещений только в летний сезон (апрель или май – октябрь). Посещения также могут быть ограничены и по каким-либо другим причинам. Подробную информацию всегда можно найти на официальном сайте www.spsg.de/en/palaces-gardens/object/sanssouci-park/.

Вход на территорию известного парка Германии абсолютно бесплатный, а за посещение дворцов, картинной галереи, выставок нужно платить. Цены разные (ожно узнать на официальном сайте), выгоднее всего покупать комбинированный билет «Sanssouci +».

«Sanssouci +» даёт право на осмотр всех открытых замков в парке Потсдама (в том числе и замка Сан-Суси) в один день. Цена полного комбинированного билета составляет 19 €, льготного – 14 €. В билете указывается время для входа в каждый конкретный объект, если оно будет упущено – позже пройти уже не получится.

Продаются билеты на официальном сайте, в кассах или центрах для посетителей (рядом с дворцом Сан-Суси и Новым дворцом). Сразу же можно купить талон за 3 €, дающий право делать фото интерьеров в замках парка Сан-Суси в Потсдаме.

В кассах и турцентрах можно бесплатно взять карту данного парка Германии на русском языке.

Полезные советы опытных туристов

  1. Самостоятельные путешественники должны учитывать, что в разгар туристического сезона во дворцы Сан-Суси и Новый по вторникам не допускают свободных посетителей. Этот день недели полностью расписан для групповых экскурсий, которые приезжают на туристических автобусах.
  2. Входить на территорию Сан-Суси (Потсдам) одинаково удобно с любой стороны, поскольку вдоль всей его территории лучом проложена центральная аллея (2,5 км), а от неё расходятся малые аллеи. Можно зайти в парк с востока и посетить дворец Сан-Суси, а потом по ухоженным дорожкам идти к Новому дворцу. Можно вначале побывать на холме Руиненберг, чтобы полюбоваться всем парком, а потом отправиться на прогулку по нему.
  3. Для знакомства со знаменитым ансамблем Сан-Суси в Германии желательно выделить хотя бы 2 дня: за 1 день тяжело всё посмотреть и сохранить информацию. Один день можно посвятить прогулке по парку, а на второй посетить замки и посмотреть их внутренний интерьер.
  4. Чтобы сполна оценить всю красоту самого известного парка Германии, лучше всего побывать в нём в тёплую пору года, когда цветут растения. Но в слишком жаркие дни, когда температура поднимается до +27°C и выше, гулять там нелегко: воздух не может свободно двигаться из-за множества деревьев и кустов, нет сквозняков, слишком жарко.

Прогулка по парку и дворцу Сан-Суси в Потсдаме.

Автор: Ирина Ковалёва

Обновлено: 14 Мар, 2019 Дворец Мирабель, расположенный в историческом центре Зальцбурга и считается…

Обновлено: 30 Июл, 2019 Европа-Парк в Германии считается самым большой и наиболее…

Дворец Кристиансборг – архитектурное сооружение, пропитанное историей, традициями и культурой Дании. Обязательно посетите…

Обновлено: 16 Май, 2018 Амалиенборг – королевский дворец в Копенгагене, который и сегодня…

Дворец Сан-Суси

Дворец Сан-Суси — резиденция короля Фридриха Великого, еще называют прусским Версалем. Он представляет собой синтез художественных направлений в европейской придворной и городской архитектуре XVIII в.

Дворец Сан-Суси (Schloss Sanssouci), фото Valerii Boldychev

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси (Schloss Sanssouci) в Потсдаме, состоящий из прекрасного дворца и чудесного по своей красоте парка, безусловно, является одним из красивейших мест в Германии. Благодаря своей уникальности в 1990 году он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

Красоту местности по достоинству оценил король Фридрих II Великий, когда в 1743 году путешествуя из Берлина в Потсдам, обратил внимание на живописный холм и открывающийся с него красивый вид на окрестности. Тогда и появилась у него идея основать здесь летнюю королевскую резиденцию, где он мог бы отдыхать душой, уединяться со своими мыслями, философствовать и заниматься музыкой.

Дворец Сан-Суси на фоне Виноградных террас, фото blacky_hs

Сначала на склонах холма появились террасы виноградников, а позже в 1745 году началось строительство дворца. Фридрих II принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве. Многие эскизы были созданы им лично, а готовые проекты обязательно должны были быть представлены для утверждение. Строительством руководил близкий друг короля архитектор Георг Ванцеслаус фон Кнобельсдорф.

Дворец Сан-Суси

Вакхи и вакханки на обращённой к югу садовой стороне дворца, фото John Spokes

Летний дворец Сан-Суси — длинное одноэтажное здание с овальным павильоном в центре, которое расположилось на холме. Его окна одновременно служат дверями. В центре дворца находится Мраморный зал с куполообразным потолком, в котором сделано круглое отверстие, напоминающее «глаз» в римском Пантеоне, и поддерживающими карниз колоннами. Скульптуры Мраморного зала символизируют Астрономию, Музыку, Живопись, Ваяние, Архитектуру.

Сетчатый павильон, фото thomas alan

Дворец Сан-Суси находится в окружении парка с древними дубами, каштанами, липами. По главной аллее можно попасть к ротондам с фонтанами и изящными скульптурами, которые словно замерли в танце. Покой и зелень ажурных беседок, кажется, приглашают провести время в тишине и уединение. Говорят, что сам великий Вольтер любил размышлять в тиши этих беседок, когда гостил в Сан-Суси.

В саду можно отыскать Грот Нептуна, где в центре расположилась скульптура самого Владыки морей в окружении наяд с кувшинками.

Картинная галерея

Возле летнего дворца находится Картинная галерея, которая считается одним из старейших музеев Германии. Произведения художников, собранные здесь, поражают воображение. Фридрих II лично покупал картины Тициана, Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера, Антуана Ватто. Так же там выставлены «Троица» Антониса Ван Дейка, «Фома Неверующий» Караваджо, «Четыре евангелиста» и «Святой Иероним» из мастерской Питера Пауля Рубенса.

Китайский чайный домик

Китайский чайный домик, фото R Igor

В тишине аллей сада спрятался миниатюрный, изящный как фарфоровая статуэтка, Китайский чайный домик, который словно по волшебству появляется перед взором.

Виноградные террасы и вишневый сад

Террасы, фото Valerio_D

Великолепные виноградные террасы ведут от дворца к центральному фонтану. Помимо виноградников в Сан-Суси был заложен также и вишневый сад. Со всего мира сюда привозили диковинные растения, которые прижились и чувствуют себя превосходно.

Новый дворец

Новый дворец, фото RThiele

Когда в 1763 году закончилась Семилетняя война, в Сан-Суси началось строительство Нового дворца – роскошного трехэтажного здания, где проходили пышные приемы и балы. Гостить в Сан-Суси любил и русский император Николай I, супруга которого была сестрой Фридриха II.

Гуляя по Сан-Суси, невольно ловишь себя на мысли, что такую красоту и великолепие могли создать только счастливые и влюбленные в жизнь люди. В Сан-Суси время летит незаметно, здесь можно бесконечно наслаждаться покоем и тишиной, великолепием природы и удивительными творениями рук человеческих. Жизнь здесь идет «без забот», ведь именно так переводится с французского название дворцово-паркового комплекса Сан-Суси, известного не только в Германии, но и во всем мире.

Сооружения в парке Сан-Суси

Дворец Шарлоттенхоф;
Оранжерейный дворец;
Новый дворец;
Картинная галерея;
Новые палаты;
Грот Нептуна;
Китайский чайный домик;
Храм дружбы;
Античный храм;
Портал с обелиском;
Ансамбль искусственных руин на горе Руиненберг;
Бельведер на горе Клаусберг;
Домик с драконами на горе Клаусберг;
Римские купальни;
Фриденскирхе.

Время работы дворца Сан-Суси

Открыт круглый год.
С апреля по октябрь: ВТ-ВС 10:00 — 18:00;
с ноября по март: ВТ-ВС 10:00 — 17:00.
ПН выходной.

Билеты

Полный билет — €12;
льготный — €8.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

„Прусский Версаль“. Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия

Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан – Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградные террасы Сан – Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».

Дворец Сан – Суси. Южный (садовый) фасад

Скульптура на верхней террасе

Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами.

Сетчатый павильон в дворце Сан – Суси

13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих Великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан – Суси.

7

Фридрих II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения от короля. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногласиям между архитекторами и королём.

Диана

Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан – Суси был дворцом «sans femmes» — без женщин.

В Сан – Суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в скупость.

Ещё до строительства дворца, Фридрих распорядился разместить на верхней террасе холма погребальную камеру, где должен был быть похоронен после смерти (изначально он хотел быть похороненым в Райнсберге). Как-то прогуливаясь по верхней террасе, Фридрих указал своему компаньону на строящуюся погребальную камеру, и пояснил «Только когда я буду здесь — я буду без забот». На дворце была размещена надпись «Sans, souci.» и уже потом никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха и возникла идея, что король якобы там собирался жить без забот и отдаваться развлечениям.

Могила Фридриха Великого

Фридрих Великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Фридрих пожелал быть похороненным в Сан – Суси и умер в Сан – Суси.Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан – Суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами.

Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан- Суси. Был предназначен для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили.

Новый Дворец

Самым большим помещением дворца является Мраморный зал, который имеет эллиптическую форму. Концертный кабинет дворца в Сан – Суси считается одним из самых красивых помещений эпохи немецкого рококо. Живопись, скульптура, прикладные искусства, представленные здесь, гармонично образуют единое целое.

Далекий Восток, так восхитивший Европу столетия назад, предстает в парке Сан-Суси разнообразием образов. Будто ниоткуда возникает Китайский чайный домик — миниатюрный, как фарфоровая статуэтка. Белая крыша в виде шатра, а над куполом под зонтиком сидит улыбающийся китайский мандарин. Так и хочется его поприветствовать.

Чайный домик в Сан – Суси

Китайский чайный домик был построен в 1745-1747 годах, и строительством его руководил сам архитектор Бюринг. Вокруг центрального зала расположены три кабинета, перемежающиеся тремя открытыми верандами, несущие колонны которых выполнены в виде пальмовых стволов. Экзотический эффект усиливают позолоченные скульптурные группы, установленные у стен кабинетов и на открытых верандах.

Фрагмент Китайского Чайного Домика

Внутри домика представлена коллекция китайского и японского фарфора. Центр комплекса Сан-Суси образовывал виноградник, а перед Новыми палатами располагался вишневый сад. Редкие деревья привозили сюда из разных диковинных стран.

Оранжерейный дворец (нем. Orangerieschloss, также Новая оранжерея) — здание в стиле итальянского ренессанса, построенное в 1851—1864 годах по указанию Фридриха Вильгельма IV в его резиденции Потсдаме у северной границы парка Сан – Суси. Проект Оранжерейного дворца был подготовлен по эскизам короля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Людвигом Фердинандом Гессе.

Виноградные террасы

Фонтан Сан – Суси

Знаменитые виды на сады в Сан – Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.

Виноградные терассы

Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир.

Виноградные террасы

Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.

Вид на Большой фонтан

Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли.

Венера и Меркурий

Главная аллея Сан – Суси (в отличие от Версаля) ведет не к монументальному зданию дворца, а к ротондам с фонтанами и скульптурами. Древние липы, дубы, красные каштаны окружают дворец, который историки впоследствии назвали «шедевром потсдамского рококо».

В одном из залов Оранжерейного дворца разместилась картинная галерея с копиями творений Рафаэля. Бывшие гостевые апартаменты и помещения для прислуги используются под музей и главным архивом земли Бранденбург, а в залах дворца проводят зиму кадки с экзотическими растениями из парка Сан – Суси.

архитектор Сан – Суси Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф

RUBENS, Pieter Pauwel The Holy Family with the Basket c. 1616. Picture Gallery, Potzdam-Sanssouci

Картина Адольфа фон Менцеля концерт в Сан-Суси. Фридрих Великий играет на поперечной флейте

Adolph-von-Menzel-Tafelrunde Адольф фон Менцель.Философы за столом короля Фридриха II.Круглый стол в Сан-Суси. 1850. Утеряна при пожаре в 1945 г.

Живописное зрелище представляет собой цветник перед Картинной галереей. От ротонды в виде веера отходят восемь дорожек, которые обрамлены по сторонам живой изгородью и деревьями, крона которых подстрижена в форме шара. Середину ротонды украшает бассейн с фонтаном. Перед живыми изгородями стоят восемь мраморных бюстов работы фламандского скульптора Ф. Дузарта. Почти все бюсты изображают членов правящего дома Оранских, поэтому и ротонду называют «оранской».

Ветряная мельница, появившаяся в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.

парк Сан – Суси, восстановленная мельница

При Фридрихе Вильгельме I, отце Фридриха Великого, в Потсдаме обосновались голландцы-эмигранты, закрепив за собой целый квартал. Голландец Ван дер Бош выстроил за городом ветряную мельницу в 1739 г. Когда спустя 5 лет началось строительство дворца Сан – Суси, король потребовал ее убрать. Хозяин мельницы подал в суд и выиграл тяжбу у короля! С тех пор мельница привычно вписалась в парковый пейзаж, подчеркивая сельскую идиллию Сан-Суси, и стала по мнению Фридриха украшением парка. В 1787-1791 гг. ее вновь отстроили.

В ходе боев за Потсдам в апреле 1945 года, здание дворца уцелело, но сгорела галерея с ветряной мельницей. В 1993 г. ее отстроили заново и оборудовали новым мельничным поставом.

В 1990 г. Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан – Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

Фотографии Дворца Сан-Суси

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

August 8th, 2016

Ветряная мельница, стоявшая в этой местности на холме ещё до постройки дворца, подчёркивала сельскую идиллию загородной резиденции и являлась, по мнению Фридриха, украшением Сан-Суси

Дворец Сан-Суси построен на вершине холма, и виноградники занимают центральное место в художественном оформлении дворцовой террасы. Небольшой одноэтажный дворец Фридрих Великий называл своим “маленьким виноградарским домиком”. Виноградники для прусского монарха символизировали, надо полагать, одновременно и поле для приложения его трудолюбия, и плоды его трудов.

Огромный пруд с простым, но высоким фонтаном тоже вполне отвечает духу простого и в то же время выдающегося правителя своей эпохи. За годы правления Фридриха Великого территория Пруссии увеличилась вдвое. Но не только территориальные приобретения сделали Фридриха Великим: придя к власти после смерти отца, король отменил пытки, ограничил цензуру в прессе, гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти, а также способствовал веротерпимости и образованию прусского населения (открыл в Берлине Академию наук и первую публичную библиотеку).

Эту лестницу весьма сложно застать без людей, прибывших сюда увидеть дворцово-парковый ансамбль, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На вершину холма ведут 132 ступени, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством виноградных террас

Одноэтажное главное здание с боковыми флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Благодаря многочисленным стеклянным дверям во внутренние помещения дворца проникает много света. Анфиладу комнат соединяет полуовальная центральная часть, которая слегка выдаётся своим куполом над плоской двускатной крышей.

По-французски Sans Souci означает “Без забот”: это название отражает не весёлое времяпрепровождение в загородном гнёздышке, а философское отношение короля к смерти. Ещё до строительства дворца Фридрих распорядился разместить на верхней террасе погребальную камеру, где следовало его похоронить. Как-то во время прогулки Фридрих указал своему компаньону на строящийся склеп и пояснил: “Только когда я буду здесь, я буду без забот”. Впоследствии, правда, никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха, что позволило интерпретировать название дворца так, будто король собирался жить здесь без забот и отдаваться развлечениям. Однако единственными развлечениями, которым предавался в Сан-Суси прусский монарх, были вечерние концерты, на которых он играл партию флейты и для которых нередко сам сочинял музыку.

Несмотря на то, что Фридрих Великий завещал похоронить себя в своём любимом Сан-Суси, его племянник и преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил завещания и похоронил его в Потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом, “королём-солдатом” Фридрихом Вильгельмом I. Спустя почти 160 лет в конце Второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, перед тем как Потсдамская гарнизонная церковь была разрушена бомбардировками союзников. Останки королей были помещены в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн в Баден-Вюртемберге. Завещание Фридриха Великого было выполнено лишь в 1991 году, ровно через 205 лет после его смерти. Останки Фридриха в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания в Сан-Суси, а само погребение состоялось ночью и в том месте, как указывал в своём завещании прусский король.

88 коринфских колонн в два ряда образуют крытую галерею с северной стороны дворца. В итоге по-деловому строгий фасад северной стороны резко отличается от игриво оформленной садовой стороны с его вакхами-атлантами и вакханками-кариатидами.

Историческая мельница была разрушена в ходе боёв за Потсдам в апреле 1945 года. А между тем, существует легенда о споре короля с местным мельником. Шум от работающих механизмов ветряка досаждал королю, и он решил выкупить мельницу, но мельник отказался. Король заявил, что нельзя прикрываться бумажками о собственности мог бы отнять мельницу своей монаршей волей, на что мельник ответил, что воспринял бы угрозу всерьёз, если бы в Берлине не было королевского суда. И Фридрих, который считал справедливое правосудие одной из основ своего государства, отступился.

Оранжерейный дворец в стиле итальянского ренессанса, построенный в 1851—1864 годах по указанию Фридриха Вильгельма IV у северной границы парка Сан-Суси. Проект Оранжерейного дворца был подготовлен по эскизам короля, который был большим поклонником Фридриха Великого и стремился во многом ему подражать. Ещё в 1832 году он попросил разрешения отца, короля Фридриха Вильгельма III, пользоваться дворцом Сан-Суси, хотя для него и его супруги Елизаветы Людовики Баварской был построен дворец Шарлоттенхоф рядом с парком Фридриха.

В одном из залов Оранжерейного дворца разместилась картинная галерея с копиями творений Рафаэля. В наше время бывшие гостевые апартаменты и помещения для прислуги используются под музей и главный архив земли Бранденбург, а в залах дворца зимуют кадки с экзотическими растениями из парка Сан-Суси.

У входа в Оранжерейный дворец стоит памятник как раз Фридриху Вильгельму IV. В личной жизни этот король практически повторил судьбу Фридриха Великого: брак его с баварской принцессой остался бездетным, а личный врач короля признавал, что ещё в юношеском возрасте диагностировал у наследника прусского трона импотенцию.

Домик с драконами на горе Клаусберг в парке Сан-Суси

Бельведер на горе Клаусберг. После строительства дворца король Фридрих II занялся преображением прилегающей территории. У северной границы парка Сан-Суси были разбиты сады. На южном склоне горы Клаусберг появился виноградник и плодовый сад, снабжавший королевский двор фруктами. Король планировал возвести здесь целый ряд зданий, но из всех проектов были реализованы только Бельведер и Домик с драконами. Помимо изначально декоративной функции в полном соответствии с названием сооружения из Бельведера открывался великолепный вид на парк, город и окрестности.

Длинная аллея приводит посетителей к Новому дворцу в стиле позднего барокко, построенному в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси и предназначенному для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили. Первое исключение – император Фридрих III, который во время своего 99-дневного правления переименовал дворец во Фридрихскрон и велел выкопать вокруг него ров. Не менее привязан был к этому зданию и последний император, Вильгельм II.

Строительство дворца началось в ознаменование окончания Семилетней войны. Военное счастье не раз изменяло Фридриху Великому на полях сражений, однако русская императрица Елизавета Петровна скончалась, на престол взошёл Пётр III, который, будучи герцогом Голштейн-Готторпским, боготворил Фридриха и немедленно заключил с ним сепаратный мир

Фасады Нового дворца богато украшены декоративными элементами и скульптурой

Коммуны – симметричные хозяйственные постройки напротив Нового дворца, выполненные в том же стиле, что и сам дворец, и соединённые между собой колоннадой. В 1896 году, при Вильгельме II, от Нового дворца к Коммунам проложили подземный ход, чтобы блюда с кухни попадали во дворец, минуя двор

Вид на Новый дворец со стороны Коммун

Римские купальни были построены в 1828—1840 годах к северо-востоку от дворца Шарлоттенхоф. Дома садовника и помощника садовника были возведены в итальянском загородном стиле, а римская купальня в стиле античной виллы дала название всему архитектурному ансамблю. Римская купальня, в которой никто никогда не купался, появилась из романтических фантазий влюблённого в Италию короля Фридриха Вильгельма IV.

Китайский чайный домик – это садовый павильон в парке Сан-Суси, построенный при Фридрихе Великом как украшение для его летней резиденции по эскизам самого короля. Павильон является ярким примером увлечения той эпохи изделиями в китайском стиле, смеси орнаментальных стилевых элементов рококо и восточноазиатских строительных форм. К круглому залу в центре сооружения примыкают три кабинета, которые разделены между собой открытыми верандами. Крыша выполнена в виде шатра. На куполе установлена фигура сидящего под зонтом китайского мандарина. Внутри домика представлена коллекция китайского и японского фарфора.

Неохваченными остались интереснейшие интерьеры королевского дворца, однако их я покажу в другом посте. Stay tuned!
Current Location: Дворец и парк Сан-Суси, Потсдам, Бранденбург, ГерманияБерлин, Германия

Дворец Сан-Суси в Потсдаме – одна из главных достопримечательностей Германии

Самая известная и роскошная достопримечательность в Германии – дворец Сан-Суси в Потсдаме. Эта жемчужина одноименного дворцово-паркового ансамбля эпохи Гогенцоллернов привлекает много туристов необычным внешним обликом и богатым окружением. Дворец и парк Сан-Суси состоят в списке всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря сочетанию архитектурного творчества, объединению разных художественных направлений и непревзойденному ландшафтному дизайну.

История создания дворца

Идею строительства дворца выдвинул Фридрих Великий в 1745 году, когда увидел необычайной красоты холм, путешествуя из Берлина в Постдам. По его замыслу, в загородном доме должна была быть гармония между человеком и окружающей природой.

Эскизы строения король создал лично, а воплотил их в жизнь архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф.

Подобные строения олицетворяли величие и могущество правителя, поэтому Фридрих Великий после каждой победной войны возводил новый замок — дворец Сан-Суси не был исключением и также был построен в честь победы в Семилетней войне.

Дом предназначался под бытовые нужды. В нем правитель проводил время сам, занимался музыкой, философствовал, восстанавливал силы после сражений и устраивал светские приемы. Женщины в этот дворец не допускались, для них отводились другие места. Торжественное открытие дворца состоялось в 1747 году.

Составляющие дворцово-паркового ансамбля

Территория дворца Сан-Суси тщательно продумана. Здесь есть все необходимое для комфортного времяпровождения и жизни. Составляющие дворцово-паркового ансамбля продуманы до мелочей и состоят из таких сооружений:

  • Ансамбль Фриденскирхе и сад Марли;
  • Мавзолей;
  • Грот Нептуна;
  • Картинная галерея;
  • дворец Сан-Суси и виноградные террасы;
  • могила Фридриха Великого;
  • Новые палаты;
  • Историческая мельница;
  • дворец «Оранжерея»;
  • Ботанический сад.
  • домик с драконами;
  • Бельведер;
  • Новый дворец, триумфальная арка с колоннадой и коммуны;
  • Античный храм и Храм дружбы;
  • парк Шарлоттенхоф;
  • дворец Шарлоттенхоф;
  • Римские термы;
  • Чайный домик.

Кроме памятников архитектуры, отдельное внимания заслуживают красивые аллеи, цветники и фонтаны парка. Наиболее благоприятное время для посещения – весенний и летний период, когда растения цветут и благоухают. Большинство объектов в парке Сан-Суси сохранились в нетронутом виде, а некоторые были модернизированы и улучшены.

Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси

Замок – основное сооружение парковой территории. Он выглядит элегантно и современно несмотря на то, что построен в XVIII веке. Дворец имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до деталей. Отделка выполнялась лучшими материалами – мрамором, позолотой, тканями, произведениями выдающихся скульпторов и художников.

Перестройки не испортили дворец — наоборот многие моменты были усовершенствованы по современным параметрам. Он соединяет в себе комплекс художественных направлений городской и придворной европейской архитектуры.

Поскольку дворец был не основным и выполнял функции частной резиденции, его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж с просторной террасой. Большинство дверей замка стеклянные, что обеспечивает внутри хорошее освещение.

Главное здание находится в центре комплекса и окружено картинной галереей справа и зданием Новых палат слева.

Фасад, который выходит к винограднику, украшают скульптурные изображения с пышными формами. На крыше расположены вазы. Южная сторона дворца оформлена более красочно в отличие от северной.

Важное место во дворце отведено вестибюлю (северная сторона) и мраморному залу (южная сторона). В западной части расположено пять комнат для гостей. На восточной стороне – королевские апартаменты, включающие зал аудиенций, концертный зал, спальню, кабинет, библиотеку и длинную галерею.

Украшение вестибюля — коринфские колонны. На потолке размещены живописные изображения богини Флоры. Пол выполнен из высококачественного мрамора. По всему замку отчетливо прослеживается стиль рококо, роскошь которого видна даже в мелочах.

Оранжерейный дворец

Это выдающийся памятник архитектуры, который расположен возле северной границы парка Сан-Суси и выделяется на фоне остальных строений. Дворец-оранжерея построен по эскизам короля в 1851-1854 годах и сохранился до наших дней. В здании прослеживается стиль итальянского ренессанса.

В помещениях дворца расположены картинная галерея с творениями известных художников и музей. В холодное время года в залах дворца зимуют экзотические растения.

Картинная галерея

Картинная галерея – один из старейших музеев Германии. Здесь собраны лучшие произведения всемирно известных художников: Тициана, Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера, Антуана Ватто. Король лично покупал произведения Антониса Ван Дейка, Караваджо, Питера Пауля Рубенса. Фридрих был истинным ценителем живописи, предпочитая итальянское и голландское искусство.

Роскошный интерьер галереи радует каждого туриста. В тон к украшенному орнаментами потолку на полу уложен мрамор. На стенах размещено много картин, позолоченные рамы которых плотно прилегают друг к другу. Однако не все полотна сохранились до наших дней: большая часть была утрачена во время войны.

Китайский чайный домик

Это украшение летней резиденции, садовый павильон в парке дворца, выполненный в китайском стиле с элементами рококо. Восточноазиатские строительные формы украшают здание со всех сторон, а крыша напоминает шатер. Снаружи домика размещено много позолоченных скульптур и фигур, созданных Бенкертом и Хеймюллером.

Внутри расположен круглый зал, который окружают три кабинета с открытыми верандами, где выставлена коллекция китайского и японского фарфора.

Виноградные террасы

Виноградники на южных склонах холмов в Потсдаме были посажены еще до строительства дворца. Виноградную лозу привезли из Франции, Португалии, Италии.

Для удобства и красоты виноградники разделены на 132 террасы в центре парка — такое же количество ступеней ведет на вершину в центральной части замка.

Парк Сан-Суси

Особого внимания заслуживает непревзойденной красоты парк — прекрасное дополнение царского дворца. Обустройство его окрестностей началось после того, как были разбиты виноградные террасы и построен дворец. В декоративном саду были разбиты зеленые газоны, древесные насаждения и цветочные клумбы.

Фридрих был поклонником простоты и универсальности, поэтому на ряду с декоративными растениями в саду высадили 3000 фруктовых деревьев. Кроме этого, в теплицах выращивались апельсины, бананы, персики, дыни и другие экзотические фрукты. Помимо растений, парк украшали статуи богинь Флоры и Помоны.

Через всю территорию парка, от обелиска на востоке к Новому дворцу на западе, проходит главная аллея длиной 2,5 километра, вдоль которой можно увидеть ротонды и фонтаны, окруженные мраморными скульптурами.

От главной аллеи отходит тысяча маленьких дорожек, ведущих в разные части парка.

Король вкладывал большие деньги в создание и обслуживание парка. Для поддержания в хорошем состоянии он нуждался в регулярном поливе. Система фонтанов также требовала применения новых технологий, но то время не хватало профессиональных знаний в данной области. Однако спустя несколько лет идеи короля воплотили в жизнь, и парк засиял величием и могуществом.

Сегодня все растения в парке рационально распределены. Кроме виноградников, посажен вишневый сад и сад экзотических фруктов. Растения чередуются со статуями и гипсовыми фигурами, что добавляет в экстерьер необычного колорита.

Информация для туриста

Во дворец Сан-Суси приезжают круглый год. Он работает 6 дней в неделю, кроме понедельника. В теплое время года, с апреля по октябрь, время посещения — с 10.00 до 18.00. Работа в зимнее время сокращается на час.

Вход во дворец стоит 12 евро, льготный билет – 8 евро. Разрешение, чтобы снимать видео и делать фото, обойдется в 3 евро.

Чтобы посетить все объекты парка Сан-Суси, следует приобрести единый билет стоимостью 19 евро или льготный за 14 евро, который действует на протяжении дня и дает доступ ко всем достопримечательностям дворца и парка.

Новый дворец работает по другому расписанию и доступен к посещению во все дни, кроме вторника. Время работы — с 10.00 до 18.00. Обзорные экскурсии проходят в 10.00, 12.00, 14.00 и 16.00.

Некоторые составляющие комплекса — дворцовая кухня, Историческая мельница, Китайский домик, оранжерея и картинная галерея — имеют сезонный график работы с выходным в понедельник. Их двери открыты с 10.00 до 18.00.

В выходные и праздничные дни доступны к посещению такие объекты парка, как Норманнская башня, женский флигель и бельведер. По вторникам на территории дворца проводятся экскурсии для путешественников в группах, поэтому самостоятельный осмотр дворца и территории можно сделать со среды по воскресенье.

Адрес дворца Са-Суси

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси находится по адресу: Потсдам, Maulbeerallee, 14469, Schloss Sanssouci. Официальный сайт: spsg.de.

Заключение

Комплекс Сан-Суси придется по душе ценителям средневекового искусства, исторических памятников и красивой природы. Ни один человек не останется равнодушным перед таким сочетанием величия и простоты. Каждый элемент дворца и сада поражает непревзойденной красотой.

Чтобы обойти и изучить всю территорию, одного дня недостаточно. Побывав здесь хотя бы раз, остается приятное послевкусие, положительные эмоции и восторг — любой турист непременно захочет вернуться. Поездка в комплекс — возможность прикоснуться к культуре и истории, шанс стать свидетелем величия прусских королей.

ru_travel

Дворец Сан-Суси (Shloss Sanssouci, от фр. sans souci — “без забот”) находится в немецком городе Потсдаме. Он был построен как личная загородная резиденция короля Пруссии Фридриха II (Великого, прозванного в народе “Старым Фрицем”), и воплощал его представления о месте, где можно жить в гармонии с природой, сочетая государственные дела с занятиями музыкой и философией. Дворец прекрасно вписан в окружающий парк и заслужил название “прусского Версаля”.

Снято в апреле 2017г:

Дворец был возведен возведён в 1745—47гг, чуть позже вокруг был разбит огромный парк. Это место должно было, по замыслу Фридриха Великого, выглядеть не помпезной и официальной королевской резиденцией, а прибежищем философа, где он мог бы окружить себя любимыми книгами, картинами и людьми. Фридрих очень любил это место, часто здесь жил, здесь же скончался в 1786г и завещал себя здесь похоронить.

Чаша Большого фонтана, окруженная статуями древнеримских богов, находится прямо напротив дворца:

Дворец расположен на холме над парком:

На террасах холма по приказу Фридриха Великого был разбит виноградник:

Увы, мы были здесь в апреле, корда лозы были еще голые. Летом сплошь увитый зеленью склон представляет собой великолепное зрелище
[ летнее фото из Сети ]

Как это ни странно, но здесь умудрялись выращивать и собирать урожай винограда и делать из него вино. В нишах за стеклянными ставнями растет инжир:

Вот и собственно дворец. Он невелик, в один этаж, и выглядит очень уютно и гармонично. И неудивительно – Фридрих строил его не для помпы, а для жизни:

Надпись Sans Souci (“без забот”) часто трактуют неправильно, полагая, что Фридрих хотел жить здесь в праздности, предаваясь только развлечениям. Это не так. Государственными делами он занимался везде и всегда. Оказаться “без забот” король имел в виду после смерти, завещая похоронить себя здесь.

По сторонам дворца, со стороны сада, стоят очень красивые сетчатые павильоны:

Вид от дворца на сад:

С противоположной, северной стороны дворца находится парадный двор, обрамленный полукруглыми колоннадами:

В промежутке между колоннадами открывается вид на просеку, заканчивающуюся холмом с искусственными “древнеримскими” руинами – популярный элемент парковой архитектуры в те времена:

План дворца. В центре прямоугольный вестибюль и овальный Мраморный зал. Справа от них личные покои Фридриха Великого, слева – гостевые комнаты для тез немногих, кто удостаивался чести жить в одном дворце с королем (интересно, что королева в их число, как правило, не входила, у неё был свой дворец – Шёнхаузен, под Берлином). Круглое помещение справа – библиотека.

Дворцовая кухня:

Дворец Сан-Суси имеет очень полезную и удобную особенность планировки – галереи, идущие вдоль северного фасада и выполняющие функции коридоров (см.план). Благодаря этому комнаты дворца можно сделать изолированными, попадать из одной в другую через коридор, а не проходить через анфиладу комнат (как это обычно бывало во дворцах той эпохи):

Кабинет Фридриха (его портрет – на стене над часами):

К кабинету и спальне примыкает библиотека:

Концертный зал. Король любил играть на музыкальных инструментах и даже сам написал немало музыкальных произведений:

Зал аудиенций:

Потолок Мраморного зала (использовался в т.ч. как столовая, для приемов и т.д.)

Гостевые комнаты:

“Цветочная” комната (она же комната Вольтера, который жил здесь 3 года):

Вопреки завещанию, Фридрих Великий после смерти был похоронен в гарнизонный церкви Потсдама. Во время Второй мировой войны гроб с его телом был оттуда изъят и до 1952г перевозился по Германии из одного места в другое. Только в 1991г (через 205 лет после смерти) последняя воля “Старого Фрица” наконец исполнилась – его прах был захоронен на террасе рядом с дворцом Сан-Суси:

На могильной плите лежат не цветы, а картофелины – в благодарность за то, что именно Фридрих Великий приучил немцев его выращивать и употреблять в пищу (как и в свое время в России, процесс этот шел трудно и медленно, и потребовал от властей многих усилий)

Рядом с дворцом находится Историческая мельница Сан-Суси.
Первая мельница на этом месте построена в 1739г, заменена новой в 1787—91гг, обросла многочисленными легендами из серии “Ленин и печник” “король и мельник”. Сгорела во время ВМВ, восстановлена в 1993г. Сейчас она является действующим памятником истории и техники:

Сан-Суси – личный дворец “Старого Фрица” (Потсдам).

Снято в апреле 2017г:

Дворец Сан-Суси был возведен возведён в 1745—47гг, чуть позже вокруг был разбит огромный парк. Это место должно было, по замыслу Фридриха Великого, выглядеть не помпезной и официальной королевской резиденцией, а прибежищем философа, где он мог бы окружить себя любимыми книгами, картинами и людьми. Фридрих очень любил это место, часто здесь жил, здесь же скончался в 1786г и завещал себя здесь похоронить.

Чаша Большого фонтана, окруженная статуями древнеримских богов, находится прямо напротив дворца:

Дворец расположен на холме над парком:

На террасах холма по приказу Фридриха Великого был разбит виноградник:

Увы, мы были здесь в апреле, корда лозы были еще голые. Летом сплошь увитый зеленью склон представляет собой великолепное зрелище:
[ летнее фото из Сети ]

Как это ни странно, но здесь умудрялись выращивать и собирать урожай винограда и делать из него вино. В нишах за стеклянными ставнями растет инжир:

Вот и собственно дворец. Он невелик, в один этаж, и выглядит очень уютно и гармонично. И неудивительно – Фридрих строил его не для помпы, а для жизни:

Надпись Sans Souci (“без забот”) часто трактуют неправильно, полагая, что Фридрих хотел жить здесь в праздности, предаваясь только развлечениям. Это не так. Государственными делами он занимался везде и всегда. Оказаться “без забот” король имел в виду после смерти, завещая похоронить себя здесь.

По сторонам дворца, со стороны сада, стоят очень красивые сетчатые павильоны:

Вид от дворца на сад:

С противоположной, северной стороны дворца находится парадный двор, обрамленный полукруглыми колоннадами:

В промежутке между колоннадами открывается вид на просеку, заканчивающуюся холмом с искусственными “древнеримскими” руинами – популярный элемент парковой архитектуры в те времена:

План дворца. В центре прямоугольный вестибюль и овальный Мраморный зал. Справа от них личные покои Фридриха Великого, слева – гостевые комнаты для тез немногих, кто удостаивался чести жить в одном дворце с королем (интересно, что королева в их число, как правило, не входила, у неё был свой дворец – Щенхаузен, под Берлином). Круглое помещение справа – библиотека.

Дворцовая кухня:

Дворец Сан-Суси имеет очень полезную и удобную особенность планировки – галереи, идущие вдоль северного фасада и выполняющие функции коридоров (см.план). Благодаря этому комнаты дворца можно сделать изолированными, попадать из одной в другую через коридор, а не проходить через анфиладу комнат (как это обычно бывало во дворцах той эпохи):

Кабинет Фридриха (его портрет – на стене над часами):

К кабинету и спальне примыкает библиотека:

Концертный зал. Король любил играть на музыкальных инструментах и даже сам написал немало музыкальных произведений:

Зал аудиенций:

Потолок Мраморного зала (использовался в т.ч. как столовая, для приемов и т.д.)

Гостевые комнаты:

“Цветочная” комната (она же “комната Вольтера”, который прожил здесь 3 года):

Вопреки завещанию, Фридрих Великий после смерти был похоронен в гарнизонный церкви Потсдама. Во время Второй мировой войны гроб с его телом был оттуда изъят и до 1952г перевозился по Германии из одного места в другое. Только в 1991г (через 205 лет после смерти) последняя воля “Старого Фрица” наконец исполнилась – его прах был захоронен на террасе рядом с дворцом Сан-Суси:

На могильной плите лежат не цветы, а картофелины – в благодарность за то, что именно Фридрих Великий приучил немцев его выращивать и употреблять в пищу (как и в свое время в России, процесс этот шел трудно и медленно, и потребовал от властей многих усилий)

Рядом с дворцом находится Историческая мельница Сан-Суси.
Первая мельница на этом месте построена в 1739г, заменена новой в 1787—91гг, обросла многочисленными легендами из серии “Ленин и печник” “король и мельник”. Сгорела в время ВМВ, восстановлена в 1993г. Сейчас она является действующим памятником истории и техники:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]