Сотрудничество России и Аргентины было в центре внимания президентов двух стран на встрече в Кремле
Владимир Путин в Кремле принял президента Аргентины Альберто Фернандеса. Шла речь о вакцине «Спутник V». Как известно, Аргентина стала первой страной в Латинской Америке, которая не только зарегистрировала ее, но и стала производить. Главы государств обсуждали и новые совместные экономические возможности, особенно учитывая, что лидер Аргентины открыто заявляет о желании избавиться от зависимости и давления Соединенных Штатов.
Это первая зарубежная поездка президента Аргентины после того, как в конце прошлого года ему удалось добиться отсрочки выплат по долгам и предотвратить десятый по счету дефолта в истории страны. Теперь Буэнос-Айрес в поисках новых перспектив экономического развития. И примечательно, что этот поиск начинается с Москвы.
Столь теплое дружеское приветствие на фоне продолжающихся коронавирусных ограничений как бы подчеркивает и обоюдную заинтересованность в укреплении двусторонних взаимоотношений. Владимир Путин напомнил о том, что Аргентина первой в Западном полушарии зарегистрировала российскую вакцину «Спутник V».
«Сегодня первый контракт практически выполнен уже: из 20 миллионов доз почти 15 миллионов доставлено в Аргентину. Уже развернуто производство «Спутника V» на площадках в Аргентине — более шести миллионов [доз] уже произведено. Сейчас решается вопрос о регистрации «Спутника М» для вакцинации подростков от 12, по-моему, до 17 лет. И я хочу Вас поздравить с тем, что вы провели такую масштабную вакцинацию — почти 78% населения у вас привито, это очень хороший результат», — отметил президент России.
«В Аргентине очень ценят ту помощь, которую оказала Россия. Вы прислали вакцину и это очень важно для нас в борьбе с пандемией. Вакцин тогда не хватало, и Россия нас очень поддержала. Мы провели очень хорошую работу по вакцинации и результаты великолепные. Я лично получил две дозы сам и уже ревакцинировался «Спутником V», — сказал аргентинский лидер.
«Я тоже», — сказал Владимир Путин.
Бустерную дозу вакцины «Спутник Лайт» аргентинский президент получил в начале декабря.
На не менее успешное сотрудничество с Россией, отметил Альберто Фернандес, он рассчитывает и в экономике. И это несмотря на резкую критику со стороны оппозиции в самой Аргентине. В частности, даже министр иностранных дел страны предупреждал о риске испортить отношения с Вашингтоном из-за поездки в Москву. Отказаться от нее, по сообщениям некоторых СМИ, якобы призывали и представители американской администрации. Однако все это не поколебало убежденности Фернандеса в том, что корень многих экономических проблем Аргентины в чрезмерной зависимости от Соединенных Штатов.
«Наша страна сейчас сталкивается с непростой ситуацией, поскольку внешняя задолженность у нас серьезная и экономическая ситуация тоже непростая. Это из-за того, что с 90-х годов прошлого века Аргентина очень ориентировалась на США. Я выступаю за то, чтобы мы все-таки избавилась от зависимости от МВФ и от США, и нам следует открывать новые возможности, в том числе в сотрудничестве с Россией. Думаю, что Аргентина в какой-то степени может стать «входными воротами» для России в Латинскую Америку. Мы могли бы стать плацдармом для того, чтобы вы развивали сотрудничество со странами региона», — сказал Альберто Фернандес.
«Конечно, нам многое еще нужно сделать для того, чтобы продвинуть наше торгово-экономическое сотрудничество. За прошлый год у нас рост — в 1,5 раза. Это очень серьезный, высокий результат, хороший, темп хороший. У нас много хороших направлений сотрудничества», — сказал Владимир Путин.
Несколько недель назад министерства обороны наших стран подписали соглашения об обучении аргентинских военных в России. Также в декабре были заключены контракты на разработку месторождения лития в Южной Америке, за которое боролись сразу несколько крупных транснациональных корпораций. А аргентинские железные дороги приобретут несколько сотен пассажирских вагонов «Иволга».
«Российские компании готовы подключиться и к реализации других проектов в сфере железнодорожной инфраструктуры, поставок подвижного состава и техники. В свою очередь Росатом готов предложить помощь Аргентине в дальнейшем развитии ее энергетики. Видим значительный потенциал для расширения сотрудничества и в таких сферах как геологоразведка, сооружение и сервисное обслуживание энергетической и нефтегазовой инфраструктуры, возобновляемой энергетики, химической промышленности, машиностроения и в других областях», — сообщил Российский лидер.
«Мы можем вместе запустить производство не только вакцин, но и других продуктов при помощи российских инвестиций и технологий. Это позволит Аргентине обеспечить дальнейшую индустриализацию», — сказал президент Аргентины.
Президенты договорились в будущем продолжить предметный разговор о сотрудничестве. Такая возможность может представиться довольно скоро. И Владимир Путин, и Альберто Фернандес из Москвы отправляются в Пекин на церемонию открытия Олимпиады.
Российско-аргентинские отношения (справка)
В 1866 г. в Буэнос-Айресе учреждено нештатное консульство России. Дипломатические отношения между Россией и Аргентиной установлены 22 октября (3 ноября) 1885 г. (приостановлены после октября 1917 г., возобновлены в 1946 г.). Консульские отношения установлены 27 июня (9 июля) 1866 г. В декабре 1991 г. аргентинское правительство признало Россию в качестве государства-продолжателя СССР. В 2008 г. российско-аргентинские отношения обрели характер стратегического партнерства, с 2015 г. – всеобъемлющего стратегического партнерства.
Активно развивается политический диалог. В его основе – созвучность или близость позиций двух стран по основным международным проблемам. Россия и Аргентина выступают за их разрешение на принципах многосторонности, открытости, предсказуемости, верховенства международного права, укрепления центральной роли ООН в мировых делах.
Поддерживаются двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. Прошли три визита президентов России в Аргентину – в 2010 г., 2014 г. и 2018 г. 30 ноября – 1 января 2018 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин принял участие в саммите «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе и посетил Аргентину с официальным визитом.
Аргентинские лидеры посещали нашу страну в 1986 г., 1990 г., 1998 г., 2008 г., 2013 г. (для участия в саммите «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге), 2015 г. и в 2018 г. По итогам визита Президента М.Макри в Россию 22-23 января 2018 г. подписано Совместное заявление Российской Федерации и Аргентинской Республики о стратегическом внешнеполитическом диалоге. 26 июля 2018 г. прошла встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Аргентины М.Макри «на полях» саммита БРИКС в г. Йоханнесбурге (ЮАР).
В 1997, 2003, 2006 и 2013 гг. состоялись визиты министров иностранных дел России в Буэнос-Айрес. В 1994, 2000, 2004, 2006, 2008, 2011, 2014, 2016 и 2017 гг. – визиты министров иностранных дел Аргентины в Москву (нынешний мининдел Х.Фори приезжал в нашу страну в ноябре 2017 г.). Реализуется План межмидовских политконсультаций на 2016-2018 гг., которые проводятся на ежегодной основе, в том числе на уровне заместителей министров иностранных дел (очередной раунд состоялся в октябре 2017 г. в Буэнос-Айресе).
Налажены межпарламентские связи. В октябре 2017 г. «на полях» 137-ой Генассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге состоялись переговоры заместителя Председателя Совета Федерации Е.В.Бушмина с руководителем Сената Аргентины Ф.Пинедо. 24 октября 2018 г. была организована видеоконференция между группами дружбы верхних палат парламентов России и Аргентины. Делегации Совета Федерации (заместитель Председателя И.М.-С.Умаханов) и Государственной Думы (первый заместитель Председателя И.И.Мельников) приняли участие в Парламентском форуме и саммите председателей парламентов «Группы двадцати» (Буэнос-Айрес, 31 октября – 2 ноября 2018 г.) и провели двусторонние встречи с аргентинскими парламентариями.
Укрепляются контакты по линии различных министерств и ведомств. В декабре 2017 г. Буэнос-Айрес посетили Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев, а также российская делегация во главе с Министром экономики Российской Федерации М.С.Орешкиным (для участия в Министерской конференции ВТО). В июне 2017 г. с визитом в Москве находился главнокомандующий Сухопутными войсками Вооруженных Сил Аргентины Д.Суньер.
В марте 2018 г. в Аргентине с рабочим визитом находился заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В.Каламанов. В мае 2018 г. Россию с визитами посетили Министр науки, технологий и инновационного производства Аргентины Л.Бараньяо и Председатель Верховного суда Аргентины Р.Лоренцетти.
С ноября 2017 г. по апрель 2018 г. российские и аргентинские военные специалисты вели совместные поиски пропавшей аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан» с 44 членами экипажа на борту.
Аргентинцы регулярно участвуют в крупных международных мероприятиях, проводимых в России по линии правоохранительных структур, в том числе Московской конференции по международной безопасности, Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, Международном военно-техническом форуме «Армия», Петербургском международном юридическом форуме и др.
Аргентина является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России в Латинской Америке. По данным ФТС России, товарооборот между двумя странами в 2017 г. составил 890,8 млн. долл. США (рост – 5,2%), в т.ч. российский экспорт – 211,4 млн. долл. США (рост 29,7%), импорт – 679,4 млн. долл. США (сократился на 0,7 %).
В январе-ноябре 2018 г. объем взаимной торговли увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 36,1 % и составил 1,12 млрд долл. США, российский экспорт вырос на 78,2% до 363,7 млн долл. США (за счет увеличения поставок нефтепродуктов), а импорт из Аргентины – на 22,2 % до 759,2 млн долл. США (ввиду роста закупок ряда сельскохозяйственной продукции).
В российском экспорте в Аргентину доминируют поставки энергоносителей, минеральных удобрений, продукции химической промышленности, металлов; в структуре импорта – фрукты (яблоки и груши), мясо КРС, арахис, табак, молочные продукты, вино, соя.
Проводятся заседания Межправительственной Российско-Аргентинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (председатель Российской части МПК – Руководитель Россельхознадзора С.А.Данкверт, Аргентинской – первый заммининдел по международным экономическим вопросам О.Рейсер). 13-е заседание МПК состоялось 7 – 8 февраля 2018 г. в Москве.
Аргентинские представители ежегодно принимают участие в работе Петербургского международного экономического форума. В рамках ПМЭФ-2018 был проведен региональный консультативный форум «Деловой двадцатки» (тема: «Цифровизация – двигатель роста и инклюзивного развития»).
В России действует Совет предпринимателей Россия-Аргентина, объединяющий представителей российского бизнеса, заинтересованных в наращивании связей с Аргентиной (руководитель – Генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А.Гурьев). В Аргентине успешно функционирует его аналог – Совет предпринимателей Аргентина-Россия. В ноябре 2017 г. состоялась российская бизнес-миссия в Буэнос-Айрес. На ротационной основе организуются форумы советов предпринимателей (последний прошел 29 ноября 2018 г. в Буэнос-Айресе, предыдущий – в июне 2018 г. в Москве).
В настоящее время ведется проработка ряда крупных совместных инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры (ж/д сеть, портовое хозяйство), разведки и разработки полезных ископаемых (природный газ, литий), гидроэнергетики, использования атомной энергии в мирных целях.
Между двумя странами наработана солидная договорно-правовая база.
В число наиболее значимых входят соглашения об основах отношений между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой (1998 г.), о правовой помощи по гражданским делам (2000 г.), о военно-техническом сотрудничестве (2004 г.), о безвизовых поездках по общегражданским паспортам (2009 г.), межгосударственные договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о выдаче и о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (2014 г.), о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (2014 г.), межправсоглашение о взаимной защите секретной информации в сфере ВТС (2015 г.) и др.
Поддерживаются прямые связи регионов России с аргентинскими провинциями. Действуют соглашения о побратимстве между г.Москвой и г.Буэнос-Айресом (1990 г.), г.Можайском и г.Обера (1999 г.), г.Санкт-Петербургом и г.Мар-дель-Плата (2009 г.), г.Санкт-Петербургом и г.Буэнос-Айресом (2010 г.). 25 сентября 2017 г. в Буэнос-Айресе был открыт «Сквер Российской Федерации», 23 января 2018 г. – «Сквер Аргентинской Республики» в Москве.
Расширяется информационное присутствие России в Аргентине.
С октября 2014 г. на территории страны ведет эфирное вещание на испанском языке российский телеканал «RT».
В рамках укрепления гуманитарных и образовательных связей в 2018 г. в Аргентине были проведены документальная выставка «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение», фотоэкспозиция Русского географического общества «Самая красивая страна», а также выставка фотоматериалов из архивов Российского этнографического музея Санкт-Петербурга «Другие границы. Фотографируя далекий восток». К Чемпионату мира по футболу в России в апреле 2018 г. в аргентинской столице был открыт «Дом болельщика».
Аргентина стала «второй Родиной» для десятков тысяч переселенцев из нашей страны, ассоциирующих себя с русским языком и культурой. Действует Координационный совет соотечественников (КСС). При поддержке мэрии Буэнос-Айреса в мае 2018 г. по улицам аргентинской столицы вновь прошел «Бессмертный полк» (проводится третий год подряд, в 2018 г. в нем приняло участие 150 человек). Ежегодно, с 2009 г. в Буэнос-Айресе силами соотечественников проводится Фестиваль славянской культуры «Матушка Русь» (испанское название – «Буэнос-Айрес приветствует Россию»). Состоявшийся 3 июня 2018 г. Фестиваль посетило 50 тыс. человек, при поддержке Минкультуры России на нем выступила русская народная певица, заслуженная артистка России Т.Петрова в сопровождении секстета балалаечников Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П.Осипова.
На 2018/2019 учебный год аргентинцам предоставлено 30 государственных стипендий (квота в 2017-2018 учебном году – 29 мест).
Межправительственные соглашения России с Аргентиной
Правительство Российской Федерации и Правительство Аргентинской Республики, далее именуемые Сторонами,
руководствуясь желанием упростить взаимные поездки граждан своих государств и содействовать развитию двусторонних отношений,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Граждане государства одной Стороны, являющиеся владельцами действительных паспортов (за исключением дипломатических, служебных и официальных паспортов), дающих право на пересечение границы (далее – паспорта), могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории государства другой Стороны без виз не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней (начиная с даты первого въезда).
Граждане государства одной Стороны, намеревающиеся пребывать на территории государства другой Стороны более 90 дней либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу в соответствии с законодательством государства въезда.
Статья 2
Граждане государства одной Стороны, въезжающие на территорию государства другой Стороны в соответствии с настоящим Соглашением, обязаны соблюдать законы и правила государства въезда.
Статья 3
Стороны незамедлительно информируют друг друга по дипломатическим каналам об изменениях законодательства своего государства, касающегося режима въезда, пребывания и выезда иностранных граждан.
Статья 4
Каждая из Сторон сохраняет за собой право отказать во въезде или ограничить срок пребывания на территории своего государства гражданам государства другой Стороны, если они рассматриваются как нежелательные либо цели их въезда не соответствуют заявленным.
Статья 5
Граждане государства одной из Сторон, паспорта которых были испорчены, утеряны или похищены на территории государства другой Стороны, незамедлительно уведомляют об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение государства своего гражданства, а также компетентные органы государства пребывания.
Дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданства таких граждан выдает им новые паспорта либо временные документы, удостоверяющие личность и дающие право на возвращение в государство своего гражданства. В таких случаях граждане государства каждой из Сторон выезжают без визы.
Статья 6
Каждая из Сторон может по соображениям государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения полностью или частично приостановить применение настоящего Соглашения. При этом другая Сторона информируется о таком решении, равно как и о решении об отмене такого приостановления, по дипломатическим каналам за 72 часа до его вступления в силу.
Статья 7
Граждане государства одной Стороны, которые не имеют возможности вследствие обстоятельств непреодолимой силы покинуть территорию государства другой Стороны в срок, указанный в абзаце первом статьи 1 настоящего Соглашения, что может быть удостоверено документально или достоверно подтверждено иным способом, могут обратиться за разрешением на продление срока пребывания в этом государстве на период, необходимый для выезда с его территории, согласно законодательству государства въезда.
Статья 8
Стороны обменяются образцами паспортов в течение 30 дней с даты подписания настоящего Соглашения обеими Сторонами.
Если одна из Сторон введет новые паспорта или внесет изменения в действующие паспорта, она проинформирует другую Сторону об этих изменениях по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до их вступления в силу, предоставив образцы новых или измененных паспортов.
Статья 9
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения по взаимному согласию Сторон путем заключения соглашения в форме обмена нотами.
Статья 10
Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Статья 11
Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и действует до истечения 90 дней с даты письменного уведомления по дипломатическим каналам одной Стороной другой Стороны о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения.
Совершено в г.Буэнос-Айресе 11 марта 2009 года и в г.Москве 18 марта 2009 года в двух экземплярах, каждый на русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
“Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам” (подписан в г. Москве 20.11.2000)
– желая развивать и углублять правовое сотрудничество по гражданским, торговым, трудовым и административным делам и содействовать, таким образом, развитию двусторонних отношений на основе принципов уважения национального суверенитета, равноправия и взаимных интересов,
– исходя из убеждения, что настоящий Договор будет способствовать равноправному положению граждан Договаривающихся Сторон и постоянно проживающих на их территориях лиц, а также свободному доступу к юридическим процедурам двух стран для защиты их прав и интересов,
– договорились о нижеследующем:
ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ
Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь по гражданским, торговым, трудовым и административным делам.
Для целей настоящего Договора под административными делами понимается обжалование действий должностных лиц и решений государственных органов в судах.
Под компетентным органом понимается орган, к компетенции которого, согласно национальному законодательству, относятся соответствующие гражданские, торговые, трудовые или административные дела, предусмотренные настоящим Договором.
Правовая помощь оказывается по запросам, которые направляются через центральные органы Договаривающихся Сторон, каковыми являются: для Российской Федерации – Министерство юстиции Российской Федерации, для Аргентинской Республики – Министерство иностранных дел, международной торговли и культа.
Без ущерба для вышесказанного запросы, в случае необходимости, могут направляться также по дипломатическим каналам.
Граждане и лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны, пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны правовой защитой на тех же условиях, что и граждане и лица, постоянно проживающие на территории этой Договаривающейся Стороны.
Положения настоящей статьи относятся также и к юридическим лицам, действующим на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.
Не требуется какого-либо поручительства или залога, как бы они ни назывались, по причине гражданства другой Договаривающейся Стороны или постоянного проживания лица на ее территории.
Положения настоящей статьи относятся также и к юридическим лицам, действующим на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Каждая Договаривающаяся Сторона направляет компетентным органам другой Договаривающейся Стороны в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Договора, запросы по гражданским, торговым, трудовым или административным делам, когда их предметом являются:
a) вручение документов, таких, как вызовы в суд, запросы, судебные повестки, извещения и другая информация;
b) получение показаний и доказательств.
Запросы должны содержать:
a) наименование и адрес запрашивающего компетентного органа;
b) описание дела с указанием цели и характера судебного разбирательства, фамилии и имени (отчества) и адреса сторон, а для юридических лиц – их наименования и юридического адреса;
c) копии иска и постановления, предписывающего направление запроса;
d) фамилию, имя (отчество) и адрес (наименование и юридический адрес) представителя заинтересованной стороны (сторон) в запрашиваемой Договаривающейся Стороне в случае наличия такового;
e) предмет направления запроса с указанием фамилии, имени (отчества) и адреса лица, в отношении которого направлен запрос, а для юридических лиц – наименования и юридического адреса;
f) срок исполнения запроса, который может составлять не более шести месяцев. Этот срок может продлеваться компетентными органами запрашиваемой Договаривающейся Стороны при наличии достаточно веских оснований для его продления. Данное продление, а также его основания будут доводиться до сведения компетентных органов запрашивающей Договаривающейся Стороны;
g) описание способов или особых процедур, посредством которых необходимо исполнить запрос в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
h) любую иную информацию, способствующую выполнению запроса.
В случае направления запроса о получении доказательств и показаний запрос также должен содержать:
a) описание дела, способствующее получению доказательств и показаний;
b) фамилии, имена (отчества) и адреса свидетелей или других лиц, а также наименования и юридические адреса юридических лиц;
c) перечень вопросов и необходимые документы.
Исполнение запросов производится компетентным органом запрашиваемой Договаривающейся Стороны, и в нем может быть отказано лишь в том случае, если запрашиваемое действие по своему характеру противоречит основам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны, а также угрожает ее безопасности или суверенитету.
Компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны должен быть правомочен в рассмотрении вопросов, которые могут возникнуть в связи с исполнением запроса. Если этот орган некомпетентен исполнить направленный ему запрос, он пересылает документы и материалы дела компетентному органу своей Договаривающейся Стороны и сообщает об этом запрашивающей Договаривающейся Стороне, направляя информацию через свой центральный орган центральному органу запрашивающей Договаривающейся Стороны.
Запросы и сопровождающая их документация должны представляться на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны с приложением заверенного перевода на язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган запрашивающей Договаривающейся Стороны может запросить у компетентного органа запрашиваемой Договаривающейся Стороны информацию о месте и дате осуществления действий, связанных с выполнением его запроса, с тем, чтобы его представителям, заинтересованным сторонам и их представителям было разрешено присутствовать при этом и осуществлять действия, разрешенные законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Такая информация должна быть направлена заблаговременно по каналам, предусмотренным в статье 2 настоящего Договора.
Компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны, исполняющий запрос, применяет законодательство этой Договаривающейся Стороны в отношении запрошенных действий.
По просьбе компетентного органа запрашивающей Договаривающейся Стороны компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны может применять специальные процедуры и осуществлять дополнительные действия по исполнению запроса в соответствии с законодательством запрашивающей Договаривающейся Стороны, если это не противоречит основам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
При исполнении запросов компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет процессуальные меры принуждения, предусмотренные законодательством этой Договаривающейся Стороны.
Документы об исполнении запроса направляются по каналам, указанным в статье 2 настоящего Договора.
В случае, когда запрос не исполнен полностью или частично, об этом факте, а также о причинах, вызвавших невыполнение, компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны незамедлительно сообщает компетентному органу запрашивающей Договаривающейся Стороны по каналам, указанным в статье 2 настоящего Договора.
Исполнение запроса не влечет за собой возмещения каких-либо расходов, за исключением тех случаев, когда запрашиваются доказательства, требующие дополнительных расходов или привлечения специалистов с целью участия в его исполнении. В таких случаях в запросе необходимо указать данные о лице или учреждении на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны, которое осуществит оплату расходов и причитающихся гонораров.
Если данные о местожительстве лица, которому необходимо вручить документы или которое вызывается в суд, являются неполными или неточными, компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны принимает необходимые меры для исполнения запроса. С этой целью он может также запросить у компетентного органа запрашивающей Договаривающейся Стороны дополнительные данные в соответствии со статьей 2 настоящего Договора, которые позволили бы идентифицировать указанное лицо и его местонахождение.
Исполнение запроса не требует обязательного участия заинтересованной стороны.
ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ
Положения настоящей главы применяются к взаимному признанию и исполнению судебных и арбитражных решений по гражданским, торговым, трудовым и административным делам, вынесенных на территории Договаривающихся Сторон. Эти положения равным образом могут быть применимы к приговорам по уголовным делам в части возмещения ущерба.
Просьба о признании и исполнении судебных и арбитражных решений передается компетентными органами в виде запроса и способом, указанным в статье 2 настоящего Договора.
Судебные и арбитражные решения, упомянутые в статье 18 настоящего Договора, признаются и исполняются на территории Договаривающихся Сторон, если:
a) они оформлены с соблюдением всех правил, необходимых для признания их имеющими законную силу на территории той Договаривающейся Стороны, где они были вынесены;
b) они и прилагаемые к ним документы переведены на официальный язык Договаривающейся Стороны, в которой запрашивается их признание и исполнение;
c) они вынесены компетентным судебным или арбитражным органом;
d) сторона, в отношении которой необходимо исполнить решение, была надлежащим образом вызвана в суд и имела возможность осуществить свое право на защиту;
e) решение вступило в законную силу и подлежит исполнению на территории государства его вынесения;
f) решение не противоречит основам законодательства Договаривающейся Стороны, в которой запрашивается его признание или исполнение.
Сторона, которая на суде ссылается на судебное или арбитражное решение одной из Договаривающихся Сторон, предоставляет заверенную копию этого решения в соответствии с требованиями статьи 20 настоящего Договора.
Судебное или арбитражное решение не будет признано и исполнено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны, если оно противоречит решению, вынесенному ранее или одновременно в результате процесса между теми же сторонами о том же предмете и по тем же фактам.
Если по каким-либо причинам судебное или арбитражное решение не может быть исполнено полностью, то компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны может согласиться на его частичное исполнение, если его об этом попросит заинтересованная сторона.
Процессуальные вопросы, включая компетенцию соответствующих юридических органов, касательно признания и исполнения судебных и арбитражных решений, регулируются законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ
Официальные документы, изданные одной Договаривающейся Стороной, имеют на территории другой Договаривающейся Стороны равную доказательную силу с ее официальными документами.
Документы, исходящие от судебных или иных государственных органов одной Договаривающейся Стороны, а также нотариальные акты и документы, удостоверяющие их юридическую силу, дату и достоверность подписи или соответствие оригиналу, полученные по дипломатическим или консульским каналам или от центрального органа, освобождаются от какой-либо легализации, апостилирования или выполнения других аналогичных формальностей при их предъявлении на территории другой Договаривающейся Стороны.
Каждая Договаривающаяся Сторона направляет по запросу другой Договаривающейся Стороне по дипломатическим каналам или через консульские учреждения и исключительно для официальных целей свидетельства или удостоверения актов гражданского состояния без какой-либо оплаты.
Договаривающиеся Стороны в целях правового сотрудничества и в тех случаях, когда это не противоречит основам их законодательства, предоставляют друг другу информацию по гражданским, торговым, трудовым и административным вопросам, а также по вопросам международного частного права без какой-либо оплаты.
Договаривающаяся Сторона, предоставляющая информацию о толковании и применении ее правовых норм, не несет ответственности за высказанное по этим вопросам мнение. Договаривающаяся Сторона, получившая эту информацию, не обязана применять нормы иностранного законодательства, содержащиеся в полученном ответе.
КОНСУЛЬТАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ
Договаривающиеся Стороны будут проводить по взаимной договоренности консультации в целях содействия применению настоящего Договора.
В случае возникновения разногласий относительно толкования, применения или исполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны будут разрешать их путем проведения дипломатических переговоров.
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении тридцати (30) дней с даты обмена ратификационными грамотами.
Настоящий Договор заключен на неопределенный срок, и его действие может быть прекращено в любой момент любой из Договаривающихся Сторон путем уведомления об этом в письменной форме по дипломатическим каналам. Действие настоящего Договора прекращается по истечении ста восьмидесяти (180) дней с даты направления такого уведомления.
Совершено в Москве 20 ноября 2000 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Судебная практика и законодательство — “Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам” (подписан в г. Москве 20.11.2000)
4. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.
5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.
Межправительственные соглашения России с Аргентиной
Дипломатические отношения между Россией и Аргентиной установлены 22 октября 1885 года (приостановлены после октября 1917 года, возобновлены в 1946 году). В. РИА Новости, 03.02.2022
Дипломатические отношения между Россией и Аргентиной установлены 22 октября 1885 года (приостановлены после октября 1917 года, возобновлены в 1946 году). В декабре 1991 года аргентинское правительство признало Россию в качестве государства-продолжателя СССР.В 2008 году российско-аргентинские отношения обрели характер стратегического партнерства, с 2015 года – всеобъемлющего стратегического партнерства.Между двумя странами наработана солидная договорно-правовая база. В число наиболее значимых входят соглашения об основах отношений между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой (1998), о безвизовых поездках по общегражданским паспортам, о военно-техническом сотрудничестве, правовой помощи по гражданским делам и др.Активно развивается политический диалог. Президенты Аргентины посещали Россию в 1986 (Рауль Альфонсин), 1990 и 1998 (Карлос Менем), 2008, 2013 и 2015 годах (Кристина Фернандес де Киршнер), в 2018 году (Маурисио Макри).Президенты России посещали Аргентину трижды – в 2010 (Дмитрий Медведев), 2014 и 2018 годах (Владимир Путин).21 октября 2015 года в режиме телемоста состоялась беседа Владимира Путина с президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер. Телемост был приурочен к 130-летию установления российско-аргентинских дипломатических отношений. 5 сентября 2016 года на полях саммита “Группы двадцати” в Ханчжоу (Китай) состоялась первая встреча Владимира Путина с президентом Аргентинской Республики Маурисио Макри. 23 января 2018 года Маурисио Макри посетил Россию с официальным визитом. В ходе переговоров на высшем уровне состоялся обмен мнениями по вопросам развития партнерства двух стран в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, а также по актуальным темам международной повестки дня. 26 июля 2018 года Владимир Путин и Маурисио Макри провели встречу “на полях” саммита БРИКС в Йоханнесбурге (ЮАР). Главы государств обсудили перспективы двустороннего сотрудничества, в том числе в вопросах модернизации железнодорожной отрасли Аргентины. 1 декабря 2018 года президент России Владимир Путин принял участие в саммите “Группы двадцати” в Буэнос-Айресе. 2 декабря во дворце Каса-Росада состоялись переговоры Владимира Путина с президентом Аргентинской Республики Маурисио Макри. В ходе встречи на высшем уровне обсуждались состояние и пути дальнейшего наращивания российско-аргентинского стратегического партнерства.4 июня 2021 года президент Аргентины Альберто Фернандес принял участие в пленарной сессии Петербургского международного экономического форума. Регулярный характер носят встречи глав внешнеполитических ведомств. В 1997, 2003, 2006 и 2013 годах состоялись визиты министров иностранных дел России в Буэнос-Айрес. В 1994, 2000, 2004, 2006, 2008, 2011, 2014, 2016 и 2017 годах – визиты министров иностранных дел Аргентины в Москву.30 октября 2021 года в Риме (Италия) “на полях” форума “Группы двадцати” состоялась краткая встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с министром иностранных дел Аргентины Сантьяго Андресом Кафьеро. Происходит обмен мнениями на уровне заместителей министра и руководителей профильных департаментов.Развиваются межпарламентские связи. В июле 2015 года Россию посетил бывший вице-президент, председатель Сената Национального конгресса Аргентины Амадо Буду. 11-13 ноября 2015 года с ответным визитом в Буэнос-Айресе находилась председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Состоялись встречи с президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер, председателем Палаты депутатов Национального конгресса Хулианом Андресом Домингесом и вице-президентом, председателем Сената Национального конгресса Амадо Буду. В ноябре 2018 года делегация Совета Федерации во главе с заместителем председателя Совета Федерации Ильясом Умахановым посетила Буэнос-Айрес, где приняла участие в Парламентском форуме и Встрече председателей парламентов государств “Группы двадцати”. 10 декабря 2019 года председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев принял участие в качестве специального представителя президента России в церемонии инаугурации президента Аргентины Альберто Фернандеса.В ходе визита Константин Косачев провел встречу с министром иностранных дел и культа Аргентины Фелипе Карлосом Сола. Состоялась беседа с вице-президентом и председателем Сената Национального Конгресса Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер.Поддерживаются регулярные контакты между министерствами и ведомствами двух стран.Аргентина является одним из наших старейших торгово-экономических партнеров в Латинской Америке. Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на эту сферу сотрудничества: в 2020 году внешнеторговый оборот России и Аргентины составил 903,0 миллиона долларов (в 2019 году – 1,15 миллиарда долларов), в том числе российский экспорт – 94,4 миллиона долларов и импорт – 808,7 миллиона долларов.По итогам января-ноября 2021 года оборот взаимной торговли России и Аргентины составил 1,278 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт – 374,4 миллиона долларов и импорт – 904,0 миллиона долларов.В структуре российского экспорта в Аргентину доминируют поставки продукции химической промышленности, в структуре импорта – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Эффективно действует механизм Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.В мае 2019 года в Буэнос-Айресе состоялось XIV заседание межправительственной Российско-Аргентинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. 17 сентября 2020 года в онлайн-формате прошла встреча сопредседателей межправкомиссии.Среди ключевых проектов сотрудничества – модернизация железнодорожной отрасли Аргентины, поставки минеральных удобрений на аргентинский рынок.В декабре 2021 года в Буэнос-Айресе с визитом находилась российская делегация бизнесменов под руководством РФПИ. Членов российской бизнес-миссии принял президент Аргентины Альберто Фернандес. Также состоялись встречи с министрами экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, иностранных дел и другими членами правительства.В рамках визита прошли встречи между представителями деловых кругов России и Аргентины, посвященные укреплению сотрудничества и обсуждению совместных проектов в ряде отраслей (здравоохранение, сельское хозяйство, финансы, транспорт.С российской стороны в работе бизнес-миссии приняли участие представители “Совкомбанка”, ведущих компаний в сфере IT, банковского и добывающего сектора, оптической индустрии, возобновляемой энергетики и других секторов.Аргентина одной из первых стран в мире зарегистрировала российскую вакцину “Спутник V” в декабре 2020 года. Национальное управление по контролю за лекарственными средствами, продуктами питания и медицинскими технологиями (ANMAT) одобрило вакцину на основе российских данных без дополнительных клинических исследований на территории Аргентины. “Спутник V” стал одной из ключевых вакцин, которые применялись в стране в ходе кампании вакцинации населения, что помогло снизить заболеваемость коронавирусом в 35 раз в течение четырех месяцев.В июне 2021 года президенты России и Аргентины Владимир Путин и Альберто Фернандес в режиме видеоконференции дали старт запуску производства российской вакцины “Спутник V” в Аргентине. В декабре 2021 года Аргентинская республика одобрила применение однокомпонентной вакцины “Спутник Лайт” в качестве самостоятельного препарата и бустирующей инъекции. Аргентинская молодежь проявляет интерес к получению российского образования: Россия ежегодно предоставляет Аргентине государственные учебные стипендии. Наиболее популярными являются инженерные дисциплины и политические науки, международные отношения, менеджмент, туризм, журналистика, а также краткосрочные курсы русского языка. С 2014 году в сети государственного цифрового телевидения Аргентины ведется круглосуточное вещание испаноязычной версии телеканала RT – Russia Today.Аргентина стала “второй Родиной” для значительного числа переселенцев из России. На аргентинской земле живут десятки тысяч человек, ассоциирующих себя с русским языком и культурой. Действует координационный совет соотечественников. В Буэнос-Айресе проводится фестиваль славянской культуры “Матушка Русь”.25 сентября 2017 года состоялась торжественная церемония открытия Площади Российской Федерации в Буэнос-Айресе в районе Бельграно. 24 января 2018 года в Москве рядом с посольством Аргентины на Житной улице был открыт сквер Аргентинской Республики. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Межправительственные соглашения России с Аргентиной
Дипломатические отношения между СССР и Аргентиной были установлены 6 июня 1946 года. В декабре 1991 года Российская Федерация была признана правопреемницей СССР Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже-ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. – СПб.: Наука, 1999. – С. 57..
Двусторонние отношения с приходом к власти правительства президента Карлоса Менема развиваются по восходящей линии.
С целью расширения торгово-экономических связей между Россией и Аргентиной была создана Межправительственная российско-аргентинская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В мае 1993 года в Москве состоялось ее первое заседание, в ходе которого было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (вступило в силу 14 марта 1995 г.) Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 84..
Вопросы российско-аргентинского сотрудничества были подняты на состоявшейся в конце 1997 года в Буэнос-Айресе встрече руководства палаты депутатов Национального конгресса Аргентины с делегацией деловых кругов России. Как заявил депутат парламента Эрман Гонсалес, на встрече были обсуждены вопросы комплексного подхода к кооперации и сотрудничеству между двумя странами Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 75.. На первом, межгосударственном, межправительственном уровне проблем рассматривались вопросы торговли и экономики, функционирования межбанковской системы в обоих государствах, специфики эмиграции в Аргентину и другие аспекты, нуждающиеся в правительственной и государственной поддержке. Второй уровень — общение между людьми, более динамичное развитие культурного сотрудничества. Основой для него, сказал депутат, стала подписанная недавно программа научных и культурных обменов между Российской Федерацией и Аргентиной. В частности, предусматривается организация выставок и экспозиций в Буэнос-Айресе из коллекций всемирно известных российских музеев. Финансовую помощь в их организации обещают оказать предприниматели России. Наконец, на встрече в парламенте были обсуждены проблемы непосредственного сотрудничества между предпринимательскими структурами Аргентины и отдельными российскими регионами.
Аргентинская сторона проявила большой интерес к развитию кооперации в добыче, переработке и транспортировке нефти, жилищном и офисном бизнесе, сказал глава делегации, президент акционерного общества «Региональное развитие» Алексей Коломейчук Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 76.. Есть у аргентинцев интерес к осуществлению совместных проектов в сфере гидроэнергетики, строительстве, а также к импортированию из России машиностроительной продукции, станков и оборудования, обмену технологиями. В этой связи планируется в ближайшее время поездка группы аргентинских предпринимателей в Новосибирский филиал Академии наук России.
Контакты в министерстве иностранных дел и культа Аргентины неоднократно подчеркивали, что двусторонние политические отношения находятся в настоящее время на подъеме и их состояние можно считать «превосходным». Так, директор департамента Центральной и Восточной Европы аргентинского МИД Висенте Эспече Хиль отмечал, что политические отношения между Россией и Аргентиной плодотворно развиваются уже более века и в настоящее время имеют новое содержание с учетом современных международных отношений, изменения роли Организации Объединенных Наций, укрепления демократических ценностей, уважения прав человека и национальных меньшинств. Руководство Аргентины, сказал Висенте Эспече Хиль, с огромной симпатией и интересом наблюдает за глубокими эволюционными процессами, происходящими в России, и желает россиянам успешно преодолеть неизбежные на переходном этапе трудности Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. – М.: ЗАО Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1999. – С. 174..
Новый этап в отношениях России с Латинской Америкой — государственный визит в Москву президента Аргентины Карлоса Саудд Менема, который состоялся 24 – 28 июня 1998 года. Он стал первым госвизитом из стран Латиноамериканского региона.
Накануне визита был подготовлен ряд крупных документов. В первую очередь было заключено базовое соглашение об основах отношений, которое станет своего рода Хартией сотрудничества России и Аргентины с прицелом на XXI век. Оно, в частности, предусматривает поддержание регулярного диалога на уровне политического руководства по основным вопросам двусторонних и международных отношений. Документ предусматривает также, что стороны будут содействовать контактам на различных уровнях, в том числе проведению ежегодных политических консультаций между министерствами иностранных дел, обменам между законодательными и исполнительными органами обоих государств, встречам представителей различных государственных и частных организаций в целях наращивания двустороннего сотрудничества.
Соглашение предусматривает, кроме того, поддержку деятельности уже имеющихся и создание по мере необходимости и по взаимной договоренности новых смешанных комиссий и других постоянных и специальных органов по сотрудничеству в различных областях, в том числе экономики, охраны окружающей среды, культуры и науки. Стороны заявили о своей твердой приверженности режиму нераспространения ядерного оружия и подтвердили свои обязательства в рамках группы стран-поставщиков ядерных материалов и технологий.
Соглашение, помимо этого, предусматривает поощрение инициатив, направленных на расширение контактов между СНГ и Группой Рио, а также Южноамериканским общим рынком («Меркосур»). Кроме того, стороны будут поддерживать деятельность МВФ, МБРР и других международных организаций, добиваясь максимального использования возможностей мирового сообщества для ускорения своих экономических реформ и окончательного урегулирования проблемы внешней задолженности. Стороны также договорились осуществлять обмен опытом в области проведения в обеих странах внутренних преобразований. В Соглашении также говорится о договоренности поддерживать отношения в военной области в рамках соглашений, подписанных между двумя странами.
В документе отмечается, что два государства в своих отношениях будут руководствоваться положениями Устава ООН и стремиться к укреплению дружбы и сотрудничества между ними. Стороны обязуются во взаимоотношениях друг с другом решать любые разногласия мирными средствами на основе принципов и положений Устава ООН и международного права Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже-ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. – СПб.: Наука, 1999. – С. 217 – 219..
По итогам переговоров в присутствии Бориса Ельцина и Карлоса Менема были подписаны Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о воздушном сообщении и программы обменов в области культуры и образовании между двумя странами на 1998 – 1999 годы. Подписаны Соглашения о сотрудничестве между министерствами внутренних дел России и Аргентины и между правительствами РФ и Аргентинской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
В рамках визита состоялась встреча министров внутренних дел России и Аргентины Сергея Степашина и Карлоса Корача, которые договорились о конкретном взаимодействии в борьбе с наркомафией и экономической преступностью. Ими был подписан ряд международных договоров, в том числе и соглашение о сотрудничестве между МВД двух стран. Аргентина — одно из первых государств в Латинской Америке, с которым подписано полномасштабное соглашение, предусматривающее взаимную работу по борьбе со всеми видами организованной преступности Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 89 – 90..
Одновременно были подписаны договоры в сфере сельского хозяйства, предусматривающие вопросы карантина животных, программы научно-технического сотрудничества, в области мирного использования атомной энергии. Было подписано также соглашение о воздушном сообщении, которое предусматривает полеты в Южную Америку не одного авиаперевозчика, а нескольких авиакомпаний.
Воздушный мост между Москвой и Буэнос-Айресом был задействован в 1983 году, но до настоящего времени полеты «Аэрофлота» выполнялись на основании административного разрешения министерства труда и социального обеспечения Аргентины и договоренности авиационных властей двух стран. Теперь же создана надежная правовая база для дальнейшего развития отношений в области гражданской авиации, что представляет собой крупный шаг для расширения сотрудничества между Россией и Аргентиной.
Одновременно состоялась встреча заместителей министров иностранных дел РФ и Аргентины Георгия Мамедова и Андреев Сиснероса, на которой были обсуждены перспективы развития двусторонних связей. Георгий Мамедов и Андрее Сиснерос отметили важность согласованных шагов по продвижению взаимовыгодного сотрудничества в передовых и высокотехнологичных отраслях, в инвестиционной сфере, энергетике, привлечению к нему предпринимательских и региональных структур двух стран в целях максимального увеличения объемов взаимной торговли, достижения ее большей сбалансированности.
При обсуждении проблем мировой политики особое внимание было уделено вопросам разоружения, прежде всего опасным последствиям проведения Индией и Пакистаном серии ядерных подземных испытаний. Стороны высказались за свертывание этими странами своих ядерных программ и их скорейшее безусловное присоединение к договорам о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. На встрече было подчеркнуто, что имеются объективные предпосылки для конструктивного взаимодействия двух стран в процессе формирования нового многополюсного миропорядка.
«Россия рассматривает Аргентину как важнейшего партнера в Латинской Америке и в качестве самостоятельного экономического и политического центра в многополярном мире». Так заявил премьер-министр РФ Сергей Кириенко во время встречи с Карлосом Менемом Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 91..
Итоги проведенных переговоров и встреч, а также результаты работы межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству позволят поступательно развивать наши отношения, которые находятся на высоком уровне, заявил Карлос Менем, выступая перед журналистами в московском отеле «Мэриот». Он выразил готовность Аргентины оказывать содействие России в любой области.
Отвечая на вопрос о возможностях сотрудничества в международной области, Карлос Менем отметил с благодарностью поддержку Россией аргентинской позиции по вопросу Мальвинских островов. Он также указал на близость позиций двух стран по проблеме реформирования ООН Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 78..
Многие собеседники, как аргентинцы, так и россияне, подчеркивали, что, как ни с одной другой латиноамериканской страной, наши деловые связи с Аргентиной развиваются успешно и имеют давние корни. Такого мнения придерживается, в частности, президент Российской академии сельскохозяйственных наук Геннадий Романенко, подписавший недавно в Буэнос-Айресе соглашение о сотрудничестве с Национальным институтом технологии сельского хозяйства Аргентины. Уже в течение нескольких лет российские ученые успешно проводят исследования в Аргентине. Селекционные работы особенно эффективны в зимний период, когда Россию покрывает снег, а на аргентинской земле мы можем получать высокопродуктивные сорта кукурузы, подсолнечника, других культур. Себестоимость селекционного материала на аргентинских полях в несколько раз ниже, а сам он намного качественнее, чем аналогичный материал, выращенный в фитотронах и теплицах в России.
По словам президента Российской академии, ценность сотрудничества с Аргентиной заключается и в том, что она располагает зонами, похожими по климатическим условиям на российские. На территории Аргентины российские специалисты и ученые могут изучать сорта, пригодные для всей России. С этой целью предполагается арендовать у аргентинцев несколько гектаров земли для проведения исследовательских работ. Соглашение предусматривает также сотрудничество двух стран в сфере овцеводства. Россия в свое время завезла из Австралии тонкорунных овец, обновила свой генетический материал. Но мясное овцеводство в России пока остается отсталой отраслью, в то время как Аргентинцы достигли здесь больших успехов Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 79 – 80.
Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20.11.2000
– желая развивать и углублять правовое сотрудничество по гражданским, торговым, трудовым и административным делам и содействовать, таким образом, развитию двусторонних отношений на основе принципов уважения национального суверенитета, равноправия и взаимных интересов,
– исходя из убеждения, что настоящий Договор будет способствовать равноправному положению граждан Договаривающихся Сторон и постоянно проживающих на их территориях лиц, а также свободному доступу к юридическим процедурам двух стран для защиты их прав и интересов,
– договорились о нижеследующем:
Глава I. ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ
Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь по гражданским, торговым, трудовым и административным делам.
Для целей настоящего Договора под административными делами понимается обжалование действий должностных лиц и решений государственных органов в судах.
Под компетентным органом понимается орган, к компетенции которого, согласно национальному законодательству, относятся соответствующие гражданские, торговые, трудовые или административные дела, предусмотренные настоящим Договором.
Глава II. НАПРАВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ
Правовая помощь оказывается по запросам, которые направляются через центральные органы Договаривающихся Сторон, каковыми являются: для Российской Федерации – Министерство юстиции Российской Федерации, для Аргентинской Республики – Министерство иностранных дел, международной торговли и культа.
Без ущерба для вышесказанного запросы, в случае необходимости, могут направляться также по дипломатическим каналам.
Глава III. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
Граждане и лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны, пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны правовой защитой на тех же условиях, что и граждане и лица, постоянно проживающие на территории этой Договаривающейся Стороны.
Положения настоящей статьи относятся также и к юридическим лицам, действующим на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.
Не требуется какого-либо поручительства или залога, как бы они не назывались, по причине гражданства другой Договаривающейся Стороны или постоянного проживания лица на ее территории.
Положения настоящей статьи относятся также и к юридическим лицам, действующим на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством.
Глава IV. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Каждая Договаривающаяся Сторона направляет компетентным органам другой Договаривающейся Стороны в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Договора, запросы по гражданским, торговым, трудовым или административным делам, когда их предметом являются:
a) вручение документов, таких, как вызовы в суд, запросы, судебные повестки, извещения и другая информация;
b) получение показаний и доказательств.
Запросы должны содержать:
a) наименование и адрес запрашивающего компетентного органа;
b) описание дела с указанием цели и характера судебного разбирательства, фамилии и имени (отчества) и адреса сторон, а для юридических лиц – их наименования и юридического адреса;
c) копии иска и постановления, предписывающего направление запроса;
d) фамилию, имя (отчество) и адрес (наименование и юридический адрес) представителя заинтересованной стороны (сторон) в запрашиваемой Договаривающейся Стороне в случае наличия такового;
е) предмет направления запроса c указанием фамилии, имени (отчества) и адреса лица, в отношении которого направлен запрос, а для юридических лиц – наименования и юридического адреса;
f) срок исполнения запроса, который может составлять не более шести месяцев. Этот срок может продлеваться компетентными органами запрашиваемой Договаривающейся Стороны при наличии достаточно веских оснований для его продления. Данное продление, а также его основания будут доводиться до сведения компетентных органов запрашивающей Договаривающейся Стороны;
g) описание способов или особых процедур, посредством которых необходимо исполнить запрос в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
h) любую иную информацию, способствующую выполнению запроса.
В случае направления запроса о получении доказательств и показаний запрос также должен содержать:
a) описание дела, способствующее получению доказательств и показаний;
b) фамилии, имена (отчества) и адреса свидетелей или других лиц, а также наименования и юридические адреса юридических лиц;
c) перечень вопросов и необходимые документы.
Исполнение запросов производится компетентным органом запрашиваемой Договаривающейся Стороны, и в нем может быть отказано лишь в том случае, если запрашиваемое действие по своему характеру противоречит основам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны, а также угрожает ее безопасности или суверенитету.
Компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны должен быть правомочен в рассмотрении вопросов, которые могут возникнуть в связи с исполнением запроса. Если этот орган некомпетентен исполнить направленный ему запрос, он пересылает документы и материалы дела компетентному органу своей Договаривающейся Стороны и сообщает об этом запрашивающей Договаривающейся Стороне, направляя информацию через свой центральный орган центральному органу запрашивающей Договаривающейся Стороны.
Запросы и сопровождающая их документация должны представляться на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны с приложением заверенного перевода на язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган запрашивающей Договаривающейся Стороны может запросить у компетентного органа запрашиваемой Договаривающейся Стороны информацию о месте и дате осуществления действий, связанных с выполнением его запроса, с тем, чтобы его представителям, заинтересованным сторонам и их представителям было разрешено присутствовать при этом и осуществлять действия, разрешенные законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Такая информация должна быть направлена заблаговременно по каналам, предусмотренным в статье 2 настоящего Договора.
Компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны, исполняющий запрос, применяет законодательство этой Договаривающейся Стороны в отношении запрошенных действий.
По просьбе компетентного органа запрашивающей Договаривающейся Стороны компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны может применять специальные процедуры и осуществлять дополнительные действия по исполнению запроса в соответствии с законодательством запрашивающей Договаривающейся Стороны, если это не противоречит основам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
При исполнении запросов компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет процессуальные меры принуждения, предусмотренные законодательством этой Договаривающейся Стороны.
Документы об исполнении запроса направляются по каналам, указанным в статье 2 настоящего Договора.
В случае, когда запрос не исполнен полностью или частично, об этом факте, а также о причинах, вызвавших невыполнение, компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны незамедлительно сообщает компетентному органу запрашивающей Договаривающейся Стороны по каналам, указанным в статье 2 настоящего Договора.
Исполнение запроса не влечет за собой возмещения каких-либо расходов, за исключением тех случаев, когда запрашиваются доказательства, требующие дополнительных расходов или привлечения специалистов с целью участия в его исполнении. В таких случаях в запросе необходимо указать данные о лице или учреждении на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны, которое осуществит оплату расходов и причитающихся гонораров.
Если данные о местожительстве лица, которому необходимо вручить документы или которое вызывается в суд, являются неполными или неточными, компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны принимает необходимые меры для исполнения запроса. С этой целью он может также запросить у компетентного органа запрашивающей Договаривающейся Стороны дополнительные данные в соответствии со статьей 2 настоящего Договора, которые позволили бы идентифицировать указанное лицо и его местонахождение.
Исполнение запроса не требует обязательного участия заинтересованной стороны.
Глава V. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ
И АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ
Положения настоящей главы применяются к взаимному признанию и исполнению судебных и арбитражных решений по гражданским, торговым, трудовым и административным делам, вынесенных на территории Договаривающихся Сторон. Эти положения равным образом могут быть применимы к приговорам по уголовным делам в части возмещения ущерба.
Просьба о признании и исполнении судебных и арбитражных решений передается компетентными органами в виде запроса и способом, указанным в статье 2 настоящего Договора.
Судебные и арбитражные решения, упомянутые в статье 18 настоящего Договора, признаются и исполняются на территории Договаривающихся Сторон, если:
a) они оформлены с соблюдением всех правил, необходимых для признания их имеющими законную силу на территории той Договаривающейся Стороны, где они были вынесены;
b) они и прилагаемые к ним документы переведены на официальный язык Договаривающейся Стороны, в которой запрашивается их признание и исполнение;
c) они вынесены компетентным судебным или арбитражным органом;
d) сторона, в отношении которой необходимо исполнить решение, была надлежащим образом вызвана в суд и имела возможность осуществить свое право на защиту;
e) решение вступило в законную силу и подлежит исполнению на территории государства его вынесения;
f) решение не противоречит основам законодательства Договаривающейся Стороны, в которой запрашивается его признание или исполнение.
Сторона, которая на суде ссылается на судебное или арбитражное решение одной из Договаривающихся Сторон, предоставляет заверенную копию этого решения в соответствии с требованиями статьи 20 настоящего Договора.
Судебное или арбитражное решение не будет признано и исполнено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны, если оно противоречит решению, вынесенному ранее или одновременно в результате процесса между теми же сторонами о том же предмете и по тем же фактам.
Если по каким-либо причинам судебное или арбитражное решение не может быть исполнено полностью, то компетентный орган запрашиваемой Договаривающейся Стороны может согласиться на его частичное исполнение, если его об этом попросит заинтересованная сторона.
Процессуальные вопросы, включая компетенцию соответствующих юридических органов, касательно признания и исполнения судебных и арбитражных решений, регулируются законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Глава VI. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ
Официальные документы, изданные одной Договаривающейся Стороной, имеют на территории другой Договаривающейся Стороны равную доказательную силу с ее официальными документами.
Документы, исходящие от судебных или иных государственных органов одной Договаривающейся Стороны, а также нотариальные акты и документы, удостоверяющие их юридическую силу, дату и достоверность подписи или соответствие оригиналу, полученные по дипломатическим или консульским каналам или от центрального органа, освобождаются от какой-либо легализации, апостилирования или выполнения других аналогичных формальностей при их предъявлении на территории другой Договаривающейся Стороны.
Каждая Договаривающаяся Сторона направляет по запросу другой Договаривающейся Стороне по дипломатическим каналам или через консульские учреждения и исключительно для официальных целей свидетельства или удостоверения актов гражданского состояния без какой-либо оплаты.
Глава VII. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Договаривающиеся Стороны в целях правового сотрудничества и в тех случаях, когда это не противоречит основам их законодательства, предоставляют друг другу информацию по гражданским, торговым, трудовым и административным вопросам, а также по вопросам международного частного права без какой-либо оплаты.
Договаривающаяся Сторона, предоставляющая информацию о толковании и применении ее правовых норм, не несет ответственности за высказанное по этим вопросам мнение. Договаривающаяся Сторона, получившая эту информацию, не обязана применять нормы иностранного законодательства, содержащиеся в полученном ответе.
Глава VIII. КОНСУЛЬТАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ
Договаривающиеся Стороны будут проводить по взаимной договоренности консультации в целях содействия применению настоящего Договора.
В случае возникновения разногласий относительно толкования, применения или исполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны будут разрешать их путем проведения дипломатических переговоров.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении тридцати (30) дней с даты обмена ратификационными грамотами.
Настоящий Договор заключен на неопределенный срок, и его действие может быть прекращено в любой момент любой из Договаривающихся Сторон путем уведомления об этом в письменной форме по дипломатическим каналам. Действие настоящего Договора прекращается по истечении ста восьмидесяти (180) дней с даты направления такого уведомления.
Совершено в Москве 20 ноября 2000 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.