В чем отличия международных и национальных водительских прав?

В чем отличия международных и национальных водительских прав?

III. Выдача российских национальных и международных

24. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

25. Российские национальные и международные водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах подтверждают наличие права на управление транспортными средствами следующих категорий и входящих в них подкатегорий:

а) категория “A” – мотоциклы;

б) категория “B” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “A”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов, автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

в) категория “C” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, автомобили категории “C”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

г) категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

д) категория “BE” – автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, автомобили категории “B”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

е) категория “CE” – автомобили категории “C”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

ж) категория “DE” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочлененные автобусы;

з) категория “Tm” – трамваи;

и) категория “Tb” – троллейбусы;

к) категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

л) подкатегория “A1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

м) подкатегория “B1” – трициклы и квадрициклы;

н) подкатегория “C1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов, автомобили подкатегории “C1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

о) подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

п) подкатегория “C1E” – автомобили подкатегории “C1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов;

р) подкатегория “D1E” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.

26. Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.

27. Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Российское национальное водительское удостоверение, выданное до введения в действие настоящих Правил, действительно до истечения указанного в нем срока. Если срок действия такого водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

28. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

29. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:

а) при истечении срока действия водительского удостоверения;

б) при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца;

в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;

г) при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения;

д) при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством;

е) при волеизъявлении заявителя до истечения срока действия водительского удостоверения.

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

30. Для выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения заявителем предоставляются следующие документы:

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) медицинское заключение. В случаях, предусмотренных подпунктами “б” – “г” и “е” пункта 29 настоящих Правил и подпункта “д” настоящего пункта, медицинское заключение предоставляется по желанию заявителя;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.03.2017 N 326, от 20.12.2019 N 1734)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) российское национальное водительское удостоверение (при его наличии);

д) дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные Министерством иностранных дел Российской Федерации, – в случае, когда заявителями являются сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и члены их семей, сотрудники международных организаций и их представительств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и члены их семей;

(пп. “д” введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

е) документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины, – для лиц, имеющих в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации льготу по уплате государственной пошлины.

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

31. При выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение.

При этом в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством в новое российское национальное водительское удостоверение вносятся отметки, подтверждающие наличие права управления тех категорий и подкатегорий транспортных средств, которые определены медицинским заключением.

32. В случае выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами “б” – “г” и “е” пункта 29 настоящих Правил, ранее установленный срок действия водительского удостоверения не меняется.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.02.2016 N 65, от 23.03.2017 N 326)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления заявителем медицинского заключения российское национальное водительское удостоверение взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами “б” – “г” и “е” пункта 29 настоящих Правил, выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

33. Международное водительское удостоверение выдается на основании российского национального водительского удостоверения без сдачи экзаменов.

Международное водительское удостоверение выдается на 3 года, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения, на основании которого оно было выдано.

34. Для выдачи международного водительского удостоверения заявителем представляются следующие документы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 65;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) российское национальное водительское удостоверение;

д) фотография размером 35 x 45 мм, выполненная в черно-белом или цветном изображении на матовой бумаге;

е) документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины, – для лиц, имеющих в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации льготу по уплате государственной пошлины.

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

35. Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:

а) если истек срок действия водительского удостоверения;

б) если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;

в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;

г) если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выдано с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2016 N 65)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) если поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;

е) если выдано новое водительское удостоверение;

ж) если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством;

з) при поступлении сведений о смерти владельца водительского удостоверения.

(пп. “з” введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

36. В случае аннулирования российского национального водительского удостоверения выданное на его основании российское международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию.

37. Лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания к управлению транспортным средством, в соответствующих графах российского национального и международного водительского удостоверения проставляются отметки об условиях, при соблюдении которых такие лица допускаются к управлению транспортным средством.

Российские национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными при условии соблюдения указанных в них ограничений.

Чем отличаются международные права от российских

Для управления автотранспортными средствами на территории России водителю достаточно иметь розово-голубую карточку – удостоверение. На ней указан минимальный необходимый набор сведений о владельце и категориях транспортных средств, которыми он может управлять.

Для поездки за границу такого национального документа часто будет уже не достаточно. Если путешественник отправляется в страну, не участвующую в Венской Конвенции 1968 года, то он должен заранее получить международное водительское удостоверение. Этого можно не делать, если иностранец не планирует садиться за руль своего или арендного авто.

Эта статья расскажет, в чем основное отличие водительского удостоверения от международного водительского, а так же, как и при каких условиях можно пользоваться каждым из документов.

права на капоте

Внешнее отличие международных и национальных прав

Национальные российские права и международное водительское удостоверение (Далее МВУ) это два разных и одновременно неразделимых документа. Основой для МВУ выступают именно национальные права. До 2011 года выдавался документ старого образца, с марта 2011 года на руки водителям выдаются новые розово-голубые пластиковые карточки с указанием:

  1. Фамилии, имени и отчества владельца,
  2. Дата и регион выдачи удостоверения,
  3. Окончания срока действия прав,
  4. Дата и место рождения владельца,
  5. Категории транспортных средств, которыми может управлять автомобилист,
  6. Наименование органа ГИБДД, выдавшего документ,
  7. Серия и номер документа.

Все данные вносятся на русском языке и дублируются на латинице. Исключение – наименование документа. «Водительское удостоверение» написано только на русском языке.

Если национальные права это маленькая пластиковая карточка, размером не больше банковской, то документ международного стандарта это настоящая раскладывающаяся книжечка. В документе размером А6 продублированы все данные, указанные в стандартном национальном документе. Однако есть существенное различие: все сведения переводятся на 11 разных языков. Таким образом, понять содержание документа смогут в любой стране мира.

Национальные права придется предъявлять в любой стране мира, где иностранец управляет автомобилем. МВУ предъявляются лишь в тех государствах, которые не ратифицировали Венскую Конвенцию о дорожном движении. В соответствии с ней, на территории всех стран-участниц достаточно национальных прав.

Внимание! Не стоит путать Венскую и Женевскую Конвенции. Женевская Конвенция не предусматривала признания национальных удостоверений единого образца на территории иностранных государств. Не все подписавшие страны затем ратифицировали Венский акт. Яркий пример – Турция. В этом курортном регионе предъявление МВУ обязательно, хотя Женевскую Конвенцию государство ратифицировало.

дорожная полиция Европы

Особенности оформления каждого вида удостоверений

Эти два документа тесно взаимосвязаны. Получить международные права может ли тот, кто предварительно оформил национальный документ. Для получения национальных прав гражданин должен:

  • Пройти медицинскую комиссию и убедиться, что может управлять машиной по состоянию здоровья.
  • Пройти обучение в автошколе. Необходимо прослушать обязательное количество часов теории и проехать часы за рулем по автодрому и по городу.
  • Оплатить пошлину за сдачу экзамена.
  • Сдать экзамены в ГИБДД по теории и городскому вождению.
  • Оплатить пошлину за получение прав.
  • Подать документы на получение прав.
  • Получить готовое удостоверение.

Так как МВУ получает человек с национальным удостоверением, для него этот список существенно сокращен:

  1. Не требуется сдавать экзамены по теории и практике городского вождения.
  2. Нет необходимости проходить медосмотр.

Внимание! Требование о предоставлении справки на медосмотр было упразднено в 2015 году.

Перечень документов намного короче:

  • заявление на выдачу международного удостоверения,
  • национальный паспорт,
  • водительское удостоверение.

Получение каждого типа удостоверений необходимо оплачивать госпошлину, однако ее размер рознится. Национальная карточка обойдется в 2000 рублей, а международное в 1600. Каждое из них можно заказать через портал госуслуг.

Пользователям, оплачивающим пошлину через портал, предоставляется 30% скидка на оплату пошлины.

Отличия по сроку оформления и действия

Национальные права выдаются сроком на 10 лет. Исключения делаются для иностранных граждан, проживающих в России законно на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание. В таком случае удостоверение выдается на период до конца ВНЖ или РВП с последующей заменой при смене статуса.

российские права

Срок действия МВУ прямо связан с национальными правами, так как получить их может только готовый водитель. Международное водительское удостоверение выдается максимум на 3 года. Этот срок может быть еще меньше, если до окончания действия национальных прав осталось меньше 3 лет.

Отличается и срок оформления. Международные права можно получить буквально за день, если лично явиться в ближайшее МРЭО. Чуть дольше займет оформление через госуслуги. Здесь можно выбрать ближайшее время и останется лишь на следующий день явиться в выбранное отделение ГИБДД для получения готового документа.

Замена водительских удостоверений

Насколько отличается порядок получения, так же отличается и замена удостоверений по истечении срока их действия. Для замены национальных прав не потребуется снова проходить обучение, а вот медкомиссии избежать не удастся. В остальном пакет документов будет не большим:

  1. Паспорт,
  2. Заявление на замену водительских прав,
  3. Старое удостоверение,
  4. 2 новые фотографии 3 на 4 см,
  5. Медицинская справка, квитанция об уплате госпошлины.

Внимание! Предоставление квитанции об уплате госпошлины не обязательно. Сотрудники ГИБДД имеют возможность самостоятельно запросить ее в казначействе. Однако, если есть возможность документ об оплате желательно прилагать. Это сэкономит время инспектора и заявителя.

Международные права заменяются ровно в том же порядке как выдавались впервые. Даже размер госпошлины остается прежним.

разворот МВУ

Разница в использовании удостоверения

Едва ли не самый животрепещущий вопрос в этом контексте о том, можно ли управлять машиной только по международным правам.

Внимание! Международное удостоверение не может использоваться отдельно от национальных водительских прав. Поэтому выезжая за границу в МВУ нельзя оставлять обычные права дома.

В России предъявлять международное удостоверение нет никакой необходимости. Достаточно обычной карточки на русском языке. Более того использовать МВУ в качестве альтернативы национальным правам нельзя. Так как они являются, по сути, лишь переводом обычного документа, предъявлять их инспектору смысла нет.

Он попросит обычные права и если их не окажется, то он составит протокол о нарушении КоАП по ст. 12.3. Но это лишь в случае, если права на само деле есть и просто оставлены дома. Гораздо хуже обстоят дела, если водитель лишен права управления транспортным средством и нарушает этот запрет. Остановленный для проверки документов водитель может попытаться предъявить МВУ вместо оригинала национальных прав. Скорее всего, инспектор решит проверить может ли задержанный водить машину. Сверка с базой данных займет минуту. Если окажется что водитель сел за руль после лишения, то ответственность будет уже по ст. 12.7 КоАП.

За границей МВУ так же предъявляется в комплекте с национальным удостоверением. Если россиянин находится не в стране пописавшей Венскую Конвенцию о дорожном движении, то использование международных прав обязательно. С МВУ он может управлять своей машиной, или арендовать транспорт в прокате. При остановке для проверки доку ментов так же предъявляются оба документа.

Итак, национальные и международные права не идентичны. Они отличаются как внешне, так и по порядку использования. И если путешественник направляется в одну из стран, где требуется МВУ, то национальное удостоверение обязательно берется с собой.

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (495) 980-97-90 доб. 228 (МСК), +7 (812) 449-45-96 доб. 575 (СПБ)

В чем отличие международных водительских прав от обычного автоудостоверения

Отличие международных водительских прав от обычных

Международные водительские права (МВП) и национальные автоудостоверения (НАУ) представляют собой официальные документы, закрепляющие за гражданином специальное право на управление транспортным средством (ТС). МВП позволяют беспрепятственно путешествовать за рулем по зарубежью как на своем, так и на арендованном автомобиле. При этом многие страны национальные российские права также считают законными. Чтобы понять, когда нужен тот или иной документ, рассмотрим подробнее регулирующие данный вопрос нормы и то, чем отличаются международные водительские права от обычных.

Международные конвенции о дорожном движении

Основными соглашениями, которые устанавливают особенности передвижения автомобилистов на территориях иностранных государств, являются Конвенции о дорожном движении, заключенные 19.09.1949 в Женеве и 08.11.1968 в Вене. Страны, их подписавшие, обязаны в полной мере соблюдать на своей территории оговоренные в документах условия, признавая действительными соответствующие виды водительских удостоверений.

Венская конвенция признает любые НАУ и МВП, выданные в установленном законом порядке для управления определенной категорией ТС и соответствующие требованиям соглашения (ст. 41 Конвенции). Российские внутренние права, выдаваемые с 2011 года, полностью соответствуют международным стандартам.

Участниками Венского международного договора являются 75 государств, однако ратифицировали его (признали действительным внутри страны) только 36. Такая ситуация создает конфликты с представителями полиции, которые в некоторых случаях, увидев отличие водительского удостоверения от международного водительского документа, задерживают путешественника.

Такие действия незаконны по меркам международного права, однако доказывать иностранному инспектору свою правоту чаще всего бесполезно, ведь он руководствуется исключительно указаниями своего начальства. Поэтому, собираясь посетить другое государство, передвигаться в котором планируете на машине, обязательно изучите список стран-участниц и оговорки их участия в Конвенции на портале договоров ООН .

Женевское соглашение подписали 96 участников, ратифицировали только 19 стран. Межгосударственным договором признаются исключительно МВП, вместе с которыми надо иметь при себе и национальное водительское удостоверение. Страны-участницы Женевской конвенции и условия их сотрудничества перечислены на официальном ресурсе ООН .

Для управления автомобилем в государствах, не подписавших международные соглашения о дорожном движении, потребуется сдача экзамена по вождению согласно установленным в этих странах правилам. Езда без документов чревата серьезными штрафами, а в некоторых случаях и арестами. Особенности поездок, в том числе и на ТС, по зарубежью указаны для каждой отдельной территории на сайте Консульского департамента МИД России , в разделе «Информация для выезжающих за границу».

Особенности международных и национальных удостоверений

На сегодняшний день в РФ и за границей легальными признаются следующие виды прав:

  • национальные (внутренние) нового образца;
  • национальные (внутренние) старого образца (получены до 2011 года);
  • международные.

Документы различны по форме, а также степени их действительности на территории России и зарубежья. Говоря о том, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного автоудостоверения нового образца, следует отметить появление в последнем с 2011 года нумерации, полностью соответствующей требованиям Венской конвенции, и дополнительных наименований категорий ТС.

Важное отличие международных водительских прав

Удостоверение старого формата до окончания его срока действия является действительным и может законно использоваться водителем. При этом, учитывая несоответствие образца документа международным стандартам, необходимо за границей иметь в наличии заверенный нотариусом перевод прав и МВП. Передвижение на автомобиле в государствах дальнего зарубежья только со старыми правами незаконно.

Права старого образца

Старые права

Международное водительское удостоверение является отдельным документом, подтверждающим право вождения, исключительно вне пределов Российской Федерации. Являясь, по сути, заверенным государством переводом НАУ, оно подлежит аннулированию в случае признания российских прав недействительными (п. 36 р. 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»).

Узнайте подробнее о порядке оформления и нюансах их использования международного водительского удостоверения .

Международное водительское удостоверение отличается от обычного

Отличия внутренних и международных водительских удостоверений

Удостоверения водителя, используемые внутри Российской Федерации и за ее пределами, имеют ряд существенных отличий, влияющих как на область их применения, так и на процедуру оформления документов. Различными являются также содержание и внешний вид прав.

Представленная ниже таблица показывает сравнительные характеристики того, чем отличается национальное водительское удостоверение от международного по внешним признакам.

Внутренние права нового образцаВнутренние права старого образцаМеждународные права
✓ Пластиковая карта размером 85,6х54 мм, с округлыми углами
✓ Защитная фоновая сетка с цветовым переходом, на лицевой и оборотной стороне
✓ Надпись «Водительское удостоверение» на русском языке сиреневого цвета
✓ Слева знак «RUS» над цифровым цветным фото (21х30 мм)
✓ Данные водителя, дата выдачи и окончания действия, орган ГИБДД, номер и подпись на лицевой стороне указаны в строгом соответствии с Венской конвенцией
✓ Поле (10х42 мм) на оборотной стороне слева, с машиночитаемым штрих-кодом
✓ Справа, внизу оборота, красные 4 цифры серии и 6 номера
✓ Таблица на оборотной стороне с данными о категориях (16 наименований)
Приказ МВД от 19.02.1999 №120 предусматривает равное действие в РФ двух разных бланков НАУ.
Бланк №1:
✓ Ламинированный документ на специальной бумаге, размером 148х105мм, с водяными знаками «RUS» по всему периметру
✓ Сверху надпись на русском и французском «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» и «PERMIS DE CONDUIRE»
✓ В правом нижнем углу цветное фото 30х40 мм
✓ Бланк покрыт розовой защитной сеткой
Бланк №2:
✓ Ламинированный документ с защитной сеткой, на специальной синтетической бумаге розового цвета, размером 85х55 мм
✓ Реквизиты и текстовая информация на лицевой стороне заполняются на компьютере, также нанесена надпись «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» и «PERMIS DE CONDUIRE»
✓ В центре шестигранный штамп с аббревиатурой «ГИБДД», содержащий код автоматизированной системы
✓ На оборотной стороне расшифровка категорий ТС
✓ Бумажная книжка формата А6, размером 148х105 мм (серая обложка, сложенная в 3 листа). Внутри 4 белых листа перевода с французского, прошитых по сгибу
✓ На первом листе обложки (лицевая сторона) надпись золотыми буквами «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ)», ниже красная эмблема«RUS»
✓ Красными цифрами и латинскими буквами указана серия и номер
✓ Все остальные надписи о действительности, дате выдачи и номере НАУ сделаны латинскими буквами и арабскими цифрами
✓ Внизу подпись должностного лица и круглая печать
✓ Третий лист обложки (внутренняя страница) содержит данные водителя и категории ТС (овальные печати), прописанные латинскими буквами
✓ Справа находится матовое фото в черно-белом или цветном варианте (35х45 мм), заверенное круглой печатью. Под ним отметка на французском «Signature du titulaire» для подписи владельца

Различия МВП И НАУ по иным характеристикам

Существенным нюансом применения внутренних российских автоудостоверений и международных является их действительность касаемо управления ТС на территории нашей страны либо за рубежом. Кроме того, МВП приобретаются гораздо проще и быстрее национальных удостоверений. В таблице рассмотрены отличия по процедурным вопросам и особенностям использования.

Отличительные признакиВнутренние права нового образцаВнутренние права старого образцаМеждународные права
1. Сдача экзаменов для полученияВ установленном порядке сдаются теоретические (электронное тестирование по билетам) и практические квалификационные экзамены (на автодроме и в условиях уличного движения)Не выдаются с 2011 года, действуют до окончания срока автоматическиСдача квалификационных экзаменов не требуется
2. Необходимость медицинского заключения при полученииПредоставляется в обязательном случаеПредоставляется при замене на новое НАУ, оформляемое на 10 летНе предоставляется
3. Сроки выдачи с момента подачи обращенияДо 30 рабочих днейНе выдаются с 2011 годаДо 1 часа
4. Право управления ТС за пределами РФВ странах, подписавших Венскую конвенциюВ странах, подписавших Венскую и Женевскую конвенции, только совместно с МВП и переводомВ странах, подписавших Венскую и Женевскую конвенции, при предъявлении НАУ
5. Право управления ТС на территории РоссииВождение на законных основанияхВождение на законных основанияхВодить автомобиль запрещено
6. Требования международных стандартовСоответствуютНе соответствуютСоответствуют
7. Страховые выплаты при ДТП за границейВыплат не будетВыплат не будетВыплачиваются всегда при наличии страховки
8. Получение визыЗатруднительно для некоторых странНе оформятОформят в установленном порядке

Рассмотрев, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений, следует уделить внимание срокам их действительности.

Сроки действия международных и национальных автоудостоверений

Период действия водительских прав установлен в разделе 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и предусматривает для МВП три года, для НАУ – десять лет.

Международные выдаются на основании национальных удостоверений, но не более чем на их срок действия. Замена межнационального документа также возможна только в период действительности национального водительского удостоверения.

При замене НАУ любого образца ранее установленный в правах срок не изменяется. При этом если предоставляется медицинская справка, то права выдаются вновь на десять лет (п. 32 р. 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097). Действие российских прав и МВП прекращается при наступлении определенных законом случаев:

  1. закончился срок;
  2. изменилась личная информация автовладельца;
  3. права сильно повреждены, и невозможно распознать указанную в них информацию;
  4. водительское удостоверение украдено либо потеряно;
  5. автоправа получены на основании подложных документов;
  6. есть медицинские противопоказания.

МВУ и обычные права

Можно ли международными правами заменить национальные

Согласно ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», международное удостоверение не позволяет российским гражданам передвигаться на машине по территории РФ. В нашей стране право управлять транспортным средством предоставляют исключительно национальные автоправа, как нового, так и старого образца. При предъявлении по требованию инспектора ГИБДД только МВП в отношении автовладельца будет составлен протокол об админнарушении и вынесено предупреждение либо штраф в 500 рублей (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Обратная ситуация возможна в государстве, подписавшем только Женевское соглашение, например в США, когда НАУ без международных автоправ не признается действительным. Американский полицейский за езду без водительского удостоверения может оштрафовать на 250 долларов, а при сопротивлении применить арест на срок до 6 месяцев. Поэтому, выбирая, брать с собой в загранпоездку на машине международное водительское удостоверение или национальное, пусть и нового образца, необходимо учесть все нюансы межгосударственных договоров и особенности страны, которую планируется посетить.

Замена водительского удостоверения и получение МВУ: Видео

Д.А. Дружинин

Апрель 2017 – . Юрист миграционного портала 100migrantov.ru.
В 2017 году Решением государственной экзаменационной комиссии была присвоена квалификация «магистр».
С 2013 года Работа в сфере защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства в судах и ФМС России.

Международные и национальные водительские права: в чем особенности и отличия

Международные и обычные права

Собираясь в автомобильное путешествие за пределы России, любой здравомыслящий водитель задумается о наличии водительских прав, действительных в других странах. Таким документом является международное водительское удостоверение (МВУ), выдаваемое водителям на основании национального. Но далеко не всегда наличие МВУ является обязательным, а отсутствие – наказуемым. А могут ли такие права заменить обычные? Полезно знать, чем отличаются международные водительские права от обычных и как их нужно применять на практике.

Законодательная база

Национальным водительским удостоверением считаются документы, дающие возможность управлять транспортным средством, выданные государством гражданской принадлежности их получателя и действительные на его территории.

Общих унифицированных правил выдачи прав, позволяющих управлять автомобилем в пределах страны проживания, международными нормами не предусмотрено. Данный вопрос решается на уровне национального законодательства в каждой стране отдельно.

В России, например, порядок и формат получения водительского удостоверения установлен Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.199, нормами постановления Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014, а также приказом МВД № 365 от 13.05.2009.

Однако, несмотря на отсутствие единых международных правил выдачи прав, международными договорами, участниками которых является и Россия, установлены единые стандарты их оформления. В частности, приложением 6 к Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, установлен внешний вид и содержание национальных прав стран-участниц соглашения. Более того, положениями конвенции также определены главные условия оформления документов интернационального образца, а приложением 7 определен их внешний вид.

Обратим внимание, что помимо Венской существует также Женевская конвенция о дорожном движении от 19.09.1949. Страны-подписанты данного документа вводят некоторые отличия в части использования водителями международных прав; речь об этом пойдет позже.

Особенности и различия документов

Права как национального, так и международного образца, выполняют единую функцию – подтверждают наличие у их владельца права на управление автомобилем, сдачу им необходимых экзаменов и выполнение других установленных законом требований. Выдачей и тех и других удостоверений занимаются территориальные подразделения ГИБДД. Но МВУ и национальные права имеют множество отличий, касающихся формы и содержания, правил выдачи, условий применения и иных значимых аспектов.

Первое отличие водительского удостоверения от международного водительского документа касается внешнего вида и содержания. Права отличаются по материалу, из которого они изготовлены, составу обязательных реквизитов, входящей в них информации, размерам. Для наглядности предлагаем рассмотреть отличия в виде таблицы.

НациональноеМеждународное
Материал изготовленияпластик (приложение № 1 к приказу МВД № 365 от 13.05.2009)бумага (приложение № 7 к Венской конвенции о дорожном движении)
Размеры85,6 х 54 мм, с закругленными краями148 х 105 мм (книжка формата А6)
ЗаполнениеИсключительно печатноеКак печатное, так и от руки
Язык заполненияРусский с латинским дублированиемРусский, английский, испанский, французский и иные
Указание стран, в которых действительноДопустимо, но не обязательно
Указание на другие водительские удостоверенияДата и номер национальных прав
Ограничения в вождении конкретными транспортными средствами+
Ограничения в вождении на территории конкретных стран+
Иные условия, ограничивающие использование+
Использование знаков, считываемых электронными средствами+
Единая международная форма+
Наличие печатей+

Процедурные особенности

К слову, отличаются водительские права международного образца от национальных не только внешними аспектами, но и тем, как выдаются, сроками действия, условиями применения за пределами России.

Процедурные вопросы и особенности использования водительских удостоверений в 2019 году предлагаем рассмотреть в виде таблицы.

НациональноеМеждународное
Необходимость прохождения обучения в автошколе+
Сдача теоретических и практических экзаменов+
Медицинские заключения+
Документы для получения● заявление,
● паспорт,
● медицинская справка,
● документ об обучении в автошколе,
● квитанция об уплате госпошлины.
● заявление,
● паспорт,
● национальные права,
● фотография 35 х 45мм,
● квитанция об уплате госпошлины.
Госпошлина2000 рублей1600 рублей (1120 рублей при оплате через сайт Госуслуги)
Возможность использования в России+
Возможность использования за рубежомЧастично+
Возможность полученияДля некоторых категорий – с 16 летТолько с 18 лет

Таким образом, можем сделать промежуточный вывод: процедура получения международного удостоверения водителя гораздо более простая, чем процедура оформления национальных прав. В отличие от последних, МВУ оформляется в течение нескольких часов лишь при предъявлении национального водительского документа и иных имеющихся на руках бумаг – право на их получение дает обычное удостоверение. Интересно, что за изготовление МВУ взимается и меньшая госпошлина: даже обычная замена национальных прав обходится дороже.

Обратим внимание и на другие отличия.

Срок действия

Срок действия международного и национального удостоверений – одно из главных отличий. Так, согласно ч. 6 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения», российские национальные права выдаются водителям на срок 10 лет. В случае их порчи, утери или истечения срока действия гражданин нуждается в замене водительских прав.

Согласно ч. 8 ст. 25 указанного закона, водительские документы международного образца на управление транспортным средством действуют на протяжении 3 лет с момента их выдачи, но не дольше, чем действительно национальное удостоверение.

Использование за пределами России

Международные права

Правила использования международных водительских прав регламентированы положениями Женевской и Венской конвенции о дорожном движении. По сути, все страны-подписанты Венской конвенции, в число которых входит Россия, признают водительские удостоверения, выданные другими странами-подписантами. Среди них Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Украина, Финляндия и множество других.

Таким образом, для пользования автомобилем на их территории владельцу российского удостоверения достаточно иметь обычные национальные права – получать документ международного образца не обязательно. Обратим внимание, что международные права также действуют в странах-подписантах Венской конвенции, поэтому выбирать, какое удостоверение использовать – международное или национальное – должен сам водитель.

Важно: МВУ действительно только при предъявлении с ним национальных прав.

На территории стран-подписантов Женевской конвенции действуют только международные права, поэтому для их посещения на автомобиле они обязательны. В число таких стран входят Турция, Нидерланды, Мальта, Исландия, Австрия и другие.

Заменяют ли удостоверения друг друга

Вопреки сложившемуся стереотипу, международные и национальные удостоверения – не взаимозаменяемые документы. Первые, например, согласно п. 8 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» вообще не могут использоваться в России и признаются недействительными для вождения транспортных средств. По сути, такие удостоверения используются лишь в качестве дополнения к правам государственного образца и недействительны без них. Поэтому, отправляясь в путешествие за границу, не стоит оставлять национальное удостоверение дома.

В заключение

Международные права – документ, являющийся дополнением к национальным правам. Эти документы имеют множество отличий, касающихся формы, содержания, правил их получения и применения. МВУ действительны и могут/должны использоваться на территории стран, которые являются участниками Венской и Женевской конвенций. Но при этом международные водительские удостоверения не могут использоваться на территории стран, которые их выдают.

Чем отличаются международные водительские права от национальных

Если 20 лет назад о вождении транспортного средства за рубежом можно было только мечтать, сегодня это доступно для любого желающего. Для этого необязательно покидать пределы страны на собственной машине, поскольку зарубежные компании предоставляют иностранцам возможность взять в аренду автомобиль. Россияне, планирующие сесть за руль авто за границей, интересуются, чем отличаются международные водительские права от обычных. Выясним существующую разницу.

Законодательная база, определяющая формат водительского удостоверения

Разница между МВУ и национальными правами

Водительские права национального образца – документ, позволяющий управлять транспортными средствами определенных категорий. Такое удостоверение выдается соответствующими государственными органами страны, подданным которой является получатель, и действительно на ее территории.

Порядок оформления и формат удостоверения в России предусмотрен:

    (утверждены постановлением Правительства РФ №1090 от 23 октября 1993 года); ; .

Дорожное движение на территории других государств регулируется двумя Конвенциями:

  • Венской, принятой 8 ноября 1968 года и подписанной 75 странами (договор ратифицировали 36 государств);
  • Женевской (от 19 сентября 1949 года), которую подписали 96, а ратифицировали 19 стран.

Венская конвенция признает любое международное водительское удостоверение или национальное при условии, что оно выдано в предусмотренном национальным законодательством порядке для управления определенной категорией транспорта и соответствует статье 41 данного международного соглашения. Права, которые стали выдавать в России после 2011 года, подходят под эти стандарты.

В странах, ратифицировавших Женевских договор, кроме международного удостоверения, водители обязаны иметь при себе национальные права.

Особенности и различия международных и национальных прав

Действующее законодательство Российской Федерации разрешает отечественным автомобилистам использовать на территории страны и за ее пределами национальные права таких образцов:

  • нового (выдаются с 2011 года),
  • старого,
  • международного.

В новых документах, которые стали получать водители с 2011 года, появилась нумерация и дополнительные наименования транспорта, что полностью соответствует требованиям Венской конвенции. Удостоверение выглядит так:

Образец национальных водительских прав России

Замена старых прав на новые не предусмотрена действующим законодательством, поэтому их можно использовать до завершения срока действия. Чтобы использовать удостоверение за пределами территории Российской Федерации, их владельцы обязаны иметь при себе нотариально заверенный перевод такого удостоверения и международные водительские права. Водительский документ старого образца выглядит так:

Водительское удостоверение РФ старого образца

Международное водительское удостоверение

МВУ – документ, подтверждающий право управления транспортными средствами исключительно за пределами Российской Федерации. Пунктом 36 раздела 3 постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» предусмотрено, что в случае признания национального удостоверения недействительным, международный документ аннулируется. Образец удостоверения утвержден

Чтобы узнать, чем отличаются водительские права международного образца от национальных, ознакомьтесь с таблицей.

ПараметрыНациональные праваМеждународный документ
Внешний видкарта из пластика; бумажная книжка.бумажная книжка размером 148 на 105 мм (формата А6)
Количество листовотсутствуют3 листа
Защита от подделкиголографическая сетка;
созданный особым способом переход цветов; штрихкод
печати круглой и овальной формы
Способ заполненияна компьютерена компьютере;
от руки
Язык заполнениярусский (надписи дублируются латинскими буквами)русский, английский, французский, испанский и другие
Размер госпошлины3 тысячи рублей (пластик)1600 рублей
Выплата страховкичерез страховой полиспри наличии полиса государства, на территории которого произошло ДТП
Указание страны использованияотсутствуетдопускается, но необязательно
Ссылка на другие документыотсутствуетномер и дата национального удостоверения

МВУ и НВУ: процедурные особенностиУ водителей есть возможность сократить размер бюджетного платежа за получение международных прав в период с 1 января 2022 года по 1 января 2022 года: оплата госпошлины через портал Госуслуги позволяет сэкономить 30% от суммы.

Международное и национальное удостоверения водителя отличаются не только внешним видом, но и порядком выдачи, сроком действия и перечнем необходимых для получения документов.

Читайте подробнее, как происходит получение международного водительского удостоверения.

Ниже приведены отличия.

ДействияНациональное удостоверениеМВУ
Сдача экзаменовТребуетсяНе требуется
Срок изготовления документаНе более 30 днейНе более часа
Срок действия10 лет3 года
Необходимость прохождения обучения· получение первичного документа;
· получение новой категории;
· завершение срока наказания, запрещающего использование ТС
Не требуется

Срок действия водительского удостоверения определен в Федеральном законе от 15 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ. Так, в части 6 статьи 25 данного законодательного акта указано, что национальное удостоверение выдается сроком на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами. В части 8 статьи 25 определен срок действия МВУ.

Международные права выдаются на три года, но их срок действия не превышает период использования НВУ.

Существует также разница в требованиях относительно возраста заявителя. Удостоверение национального образца для управления мопедом или скутером можно получить в 16 лет, что касается МВУ, то оно выдается только лицам достигшим 18-летнего возраста.

Несколько отличается и перечень необходимых для предъявления в подразделение ГИБДД документов. Для получения НВУ понадобится:

  • заявление,
  • гражданский паспорт,
  • медицинская справка (не во всех случаях),
  • документальное подтверждение прохождения обучения в автошколе,
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Желающим получить международное удостоверение не нужно подтверждать прохождение обучения и предъявлять документ о состоянии здоровья. Вместо этого им придется предоставить национальные права и фотографию размером 35 на 45 мм.

Страны, в которых необходимо использовать МВУ

Государства, подписавшие Венскую конвенцию, позволяют использовать на своей территории любые национальные водительские удостоверения, которые соответствуют требованиям, указанным в данном соглашении. Российские права, выданные после 2011 года, подходят под эти стандарты, поэтому чтобы сесть за руль на территории этих стран, международное удостоверение не понадобится.

При поездке в государства-участники Женевской конвенции необходимо иметь МВУ и национальное удостоверение водителя, так как без последнего интернациональные права считаются недействительными.

Узнайте детальнее, в каких странах нужны международные водительские права.

Заменяют ли МВУ и НВУ друг друга

Международное водительское удостоверение и права национального образца — не взаимозаменяемые документы.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, МВУ не могут использоваться на территории Российской Федерации.

В странах, где их наличие обязательно, международные права считаются действительными только при предъявлении национального удостоверения.

Заключение

Международное водительское удостоверение – документ, дающий право управлять транспортными средствами на территории ряда зарубежных государств. Водители, которые впервые отправляются в поездку на собственном авто или планируют арендовать транспорт за границей, должны знать, в чем отличие водительского удостоверения от международного и в каких государствах садиться за руль без МВУ запрещено. Это позволит избежать возникновения недоразумений с местными властями.

В чем разница между национальными и международными правами и что лучше

Существует две разновидности прав: национальное удостоверение и международное. Основное отличие между ними кроется уже в самом названии – одни позволяют свободно передвигаться по территории РФ, другие – во всех странах мира. Международное, или национальное водительское удостоверение – что выбрать для передвижения за границей, в России и в странах СНГ?

Очень важно помнить, что процедуры получения, стоимость, расстановка пунктов у двух типов этого документа – различны. Более того, есть отличия и в процедуре получения. Все водители, которые имеют национальные права, но при этом хотят поехать за рубеж, должны знать, как выглядит удостоверение международного стандарта и какие процедуры следует пройти, чтобы получить его.

Национальное удостоверение и обычные водительские права

Национальное водительское удостоверение

Несколько слов о национальных правах. Во-первых, они действуют исключительно на территории нашей страны. Во-вторых, с их получением никогда не возникает сложностей, ведь их выдают практически во всех отделениях ГИБДД всех более или менее крупных городов. Иногда взаимодействие между гражданином и органом усложняется тем, что арестованы права были в одном городе, а он заявляет об их возврате в другом.

Стандартные права включают о водителе такие данные:

  • фамилия, имя и отчество;
  • порядковый номер и серия;
  • фотография;
  • место, дата рождения и адрес;
  • допустимые транспортные категории;
  • дата выдачи.

Все указанные данные на русском языке в двух формах: кириллическими символами и латиницей (транслитерация).

Стандартные права вручаются только после того, как он сдаёт все необходимые экзамены и оплачивает государственную пошлину. Пошлина – 500 руб., если водитель желает права в бумажной форме и 2000 рублей, если в пластиковой.

Особенности визуального вида национальных водительских прав

Международное водительское удостоверение

Основная задача этого документа – служить удостоверением того, что владелец документа имеет законное право управлять транспортом на территории Российской Федерации.

Если речь идёт о международных правах, то этот документ имеет несколько иной смысл и способ применения. Если в РФ допускается езда только с одними правами – национальными, напоминающими по форме банковскую карту, то за границей помимо обычных прав следует предъявить международные.

Международные и национальные права не могут взаимно исключаться! Ездить по России с международным удостоверением запрещено, если у водителя нет обычных, национальных. Стандартный документ – более значимый, именно он удостоверяет право на управление транспортом.

Поэтому перед водителем не стоит выбор: какое водительское удостоверение лучше, национальное или международное, так как одно без другого невозможно.

Существует три документа, которые полностью описывают требуемый формат прав в России и регламентируют их применение:

  1. Постановление правительства № 1097 от 24 июня 2014.
  2. ПДД.
  3. Приказы различных институтов, в частности, Министерства внутренних дел.

Чтобы понять, как выглядят национальные водительские права как выглядят международное удостоверение и почему именно так, следует обратиться к более старому типу документов. Визуальный вид подразумевает приблизительно те же стандарты, что и стандартный документ, позволяющий водителям передвигаться по дорогам 20-30 лет тому назад. Существуют, конечно, некоторые изменения, дополнения, но основная суть осталась прежней. Изменения коснулись цвета удостоверения, локации знаков защиты, пунктов и пр.

На сегодняшний день в стране утверждено новое поколение национальных удостоверений, которые одобрены на международном уровне Венской конвенцией.

Международные водительские права

У национального водительского удостоверения имеются такие признаки:

  • документ представляет собой изделие из твёрдого пластика;
  • на левой стороне карточки расположена красная эмблема «RUS» овальной формы, символизирующая государство, в котором эти права являются удостоверяющим документом;
  • список из пунктов, в котором раскрыта информация о владельце документа;
  • на обратной стороне имеется штрих-код и таблица с допустимыми к вождению категориями, датами их открытия и закрытия;
  • серия удостоверения и их номер;
  • сокращения и примечания (расположены под таблицей категорий);
  • подпись и фотография.

Права также содержат информацию, отпечатанную латиницей. В международных правах всё очень похоже, однако, имеется также перевод на французский язык.

Что представляют собой международные водительские права?

Международные права (МВУ) – документ выполняющий иные функции, по-другому выглядящий и требующий иных процедур. Задача – соответствовать международному стандарту. Разберёмся подробнее.

Разница между двумя удостоверениями заключается, прежде всего, в удобстве – работники дорожной инспекции за границей обучаются распознаванию специальных видов документов.

Внешняя сторона содержит:

  1. Наименование органа и дата выдачи.
  2. Срок действия.
  3. Номер и серия.
  4. Государство, в котором владелец прав является гражданином.

Обратная сторона содержит перечень государств, на территории которых документ будет иметь юридическую силу.

Международные права

Международные права – это дополнение, лицензия, расширяющая возможности основного документа. МВУ не содержит даже имени водителя, а привязано к национальным оно лишь серией и номером документа.

Далеко не все страны требуют от российских граждан именно международный стандарт прав. Есть страны (преимущественно – СНГ), где подходит обычный стандарт. Например, законодательство Армении и Грузии позволяет ездить в пределах государства, пользуясь обычными удостоверениями. Очень часто, в некоторых странах, сотрудники требуют МВУ. Это может означать, что сотрудник либо плохо подкован в законах, либо требует взятку.

При получении МВУ, следует оплачивать государственную пошлину – 1600 рублей. Габариты международных прав несколько больше, чем у стандартных.

МВУ отпечатаны на двух языках: русском и французском. Документ содержит специальные печати овальной формы. Фотографии международного удостоверения также больше по размеру, их отмечают специальными печатями.

Внешний вид этого документ предусматривает такие особенности:

  • права оформляются в виде книжки, а не карточки;
  • сверху документа отмечается золотистым цветов наименование государство, в котором было выдано удостоверение;
  • четыре листа внутри брошюры имеют перевод с французского языка и транслитерацию русских слов;
  • под золотистым названием государства указана эмблема «RUS»;
  • по центру указано наименование удостоверения, серия и номер;
  • возле отметок с названиями допустимых категорий располагается матовый снимок водителя.

Международные права отпечатаны на двух языках: русском и французском. Документ содержит специальные печати овальной формы. Таким образом отмечены категории транспорта, которыми водитель имеет право управлять. Фотографии международного удостоверения также больше по размеру, причём здесь их отмечают специальными печатями.

Национальные и международные водительские права: важные отличия

Водительские права

Как мы увидели, различия между двумя различными видами водительских прав, довольно значительны.

Отметим семь критериев, по которым следует оценивать различия между документами:

  1. Типовые различия.
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Комплект необходимых документов.
  4. Порядок получения.
  5. Обучение.
  6. Размер наказаний за нарушения.
  7. Стоимость.

Рассмотрим детальнее каждый из критериев.

Типовые различия между удостоверениями оформим в виде специальной таблицы:

Тип отличияНациональные права РоссииМеждународные права
Функциональность и задачи документаПозволяют управлять транспортом на территории РФПозволяют водить транспорт за пределами РФ
Внешний видДва типа:

· пластик (карточка 5,4х6,6 см.);

· особые глубокие градиенты цветов;

· штамп «ГИБДД» и код системы, охраняемый законодательством;

Благодаря новым изменениям в законодательстве, с 1.01.18 до 1.01.19 есть возможность получить скидку 30% на оформление госпошлины. Для этого следует оформить заявку на получение водительского удостоверения через сайт Госуслуг.

Скидка распространяется на оформление как национальных, так и международных прав.

Прохождение медицинской комиссии

Существует много ситуаций, при которых водителю следует поменять права: вышел срок их действия, требуется замена или обмен на более новые, права вернули после ареста и др. (причин по которой водительские права могут аннулировать существует множество и все они прописаны российским законодательством и теорией государства и права ТГП). Каждый такой раз водителю нужно действовать согласно одной процедуре – проходить медицинскую комиссию.

В этом вопросе также имеют место значительные отличия для двух типов документов. При получении, восстановлении или возврате НВУ РФ необходимость сдавать медицинский бланк является обязательной. При получении дополнения к правам в виде МВУ, справка не требуется.

При получении документа стандартного типа медицинскую справку необходимо предоставлять, если речь идёт о смене персональных данных водителя, например, имени или фамилии.

Также эта процедура является обязательной, если:

  • водитель открывает ещё одну категорию;
  • имеет место утрата удостоверения;
  • водителю нужен дубликат.

Медицинская справка

МВУ, будучи скорее дополнением к уже имеющемуся документу, создаётся на основании уже отмеченных в национальных правах данных. Таким образом, само наличие МВУ подразумевает прохождение медицинской комиссии.

Если водитель желает открыть ещё одну категорию вождения, но его медицинская справка всё ещё актуальна, новую получать не следует. Все медицинские справки имеют срок действия – 1 год. Продлить их можно путём прохождения повторной комиссии.

Комплект необходимых документов

Для получения НВУ и МВУ, требуются комплекты документации, которые различаются между собой.

Для стандартных прав нужно:

  1. Паспорт гражданина и свидетельство о рождении.
  2. Предыдущие НВУ, если таковые есть.
  3. Медицинская справка, если таковая есть и ею срок не истёк.
  4. Сертификат о прохождении экзаменов (если таковой требуется).
  5. Фотография.

Для того чтобы получить долгожданное удостоверение необходимо подготовить комплект соответствующих документов. После того как работником ГИБДД проверены все документы, он проверяет соотношение их содержимого с заявлением водителя. После этого, если всё в норме, начинается процесс создания документа и занесение информации в базу. Процесс, который так или иначе предшествует получению документа.

  1. НВУ.
  2. Паспорт гражданина.
  3. Заграничный паспорт.
  4. Фотография.

Что касается оформления визы, то в случае со стандартным удостоверением, она требуется, с международным – нет.

Порядок получения

Оформление визы и загранпаспорта

Порядок получения обоих видов прав довольно похож, однако разница имеется. Ярким примером являются штрафы: если штрафные квитанции не оплачены, то шансов получить новые права нет, независимо от их типа.

В порядке получения есть различия, прежде всего в вопросах взаимосвязи с визами.

Например, для получения международного документа требуется:

  • оформление визы;
  • заграничного паспорта;
  • справка о несудимости (не всегда);
  • прочие документальные тонкости, требуемые для выезда в другое государство.

Стандартные права этого не требуют, ведь позволяют передвигаться по РФ. Однако исключением, разумеется, являются случаи, когда водитель планирует посещать страны, присутствующие в Женевской Конвенции.

Сдача экзаменов – процедура, требующая немало времени, очень порой утомительная для водителей, вовсе не требуется для получения МВУ.

Национальные права изготавливают около 30 дней, а международные – менее одного часа.

Различия в обучении

Обучение на права

Обучение – основа вождения, неотъемлемый процесс, через который, так или иначе, должны пройти все водители, которые либо получают права впервые, либо открывают новую категорию. Что касается обучения, то разница также велика.

При получении стандартных прав, автошкола имеет большое значение и является необходимым требованием, если:

  1. Впервые оформляется удостоверение.
  2. Открывается новая категория.
  3. Арест подошёл к концу.

В случае с МВУ обучение не требуется, как и прохождение соответствующих экзаменов. Документ будет выдаваться на основании основных прав.

Наказание за нарушение

Все виды наказаний, в частности, за нарушения ПДД, всегда установлены чётко в соответствии с законодательством страны, в которой закон был нарушен.

  • несоблюдение правил на дороге;
  • незнание норм алкоголя в крови (в каждой стране – свой стандарт);
  • незнание поводов для ареста (в США, например, поводом для ареста зачастую является то, что в России наказывается штрафом).

Водители должны помнить, что перед посещением других стран, очень важно понимать зарубежные правила дорожного движения, так как степень наказания за их нарушения в другом государстве сильно отличается от российских. Большинство проблем на дороге происходит именно из-за незнания законов.

Важным также является положение руля. Особо внимательными следует быть в странах с праворульным движением, например, в Британии или Японии. Статистика показывает, что большая часть туристов-нарушителей и мигрантов приехали именно из «леворульных» стран. Хорошая юридическая подкованность может значить очень много даже для туристов, которые приехали в страну всего на несколько дней.

Примеров проблем из-за незнания законов других стран – множество, начиная с мужчины, который не включил поворотник, начав сближение с автомобилем, и заплатил более 500 евро штрафа и женщины, которую арестовали за то, что её ребёнок не был пристегнут и не находился в детском автокресле.

Стоимость обучения

Цена получения водительского удостоверения включает в себя четыре важные составляющие:

  1. Государственную пошлину за изготовление.
  2. Госпошлину за прохождения экзаменов.
  3. Медицинская комиссия.
  4. Фотографирование.

Государственная пошлина при оформлении национальных прав (социальный платёж) составляет 2000 рублей (пластик) или 500 рублей (бумага); за оформление международного документа пошлина составит 1600 рублей.

В чем отличия международных и национальных водительских прав?

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей. Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость. Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Международные и национальные водительские права

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский. Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Получение международных прав

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Поездка за границу

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов. Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

В день обращения открываются все имеющиеся категории и оформляется удостоверение.

Применение за границей

Национальные права за границей требуются в любом случае. Следует учесть, что в ряде государств, входящих в Венскую конвенцию, в которых для управления машиной международные права не нужны, сдача автомобиля в прокат осуществляется только на основании этого документа. Есть и другие ограничения, поэтому лучше иметь с собой оба типа удостоверения.

Вопрос о том, какой именно документ – международное водительское удостоверение или национальное – выбрать, не имеет смысла. Международные права, как уже сказано, невозможно получить, не имея водительского удостоверения, выданного в стране гражданства.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]