Преимущества финского образования

Финская школа — та, в которую хочется вернуться

Ученики этой небольшой северной страны год за годом показывают высокие результаты в международном исследовании качества образования PISA. И хотя азиатам они все же уступают, финская система образования уже не раз признавалась одной из лучших в мире.

Так давайте же познакомимся с ней поближе!

Образование в Финляндии полностью бесплатное, частных школ практически нет, потому что содержать их невыгодно. Да и зачем, если качество образования везде одинаково высокое.

Обязательное школьное образование составляют нижняя (alakoulu) и верхняя (yläkoulu) ступени. Нижняя — что-то вроде начальной школы и учатся там 1-6 классы, верхняя — аналог средней школы, где обучаются с 7 по 9 класс.

Обучение начинается в августе и длится 190 учебных дней. Для сравнения в России при шестидневной учебной неделе с одним выходным днем получается 204 учебных дня.

Каникулы в Финляндии делятся на:

  • Осенние — 1 неделя в октябре;
  • Рождественские — 2 недели в декабре-январе;
  • Зимние — 1 неделя в феврале;
  • Пасхальные — 4 дня на Пасху;
  • Летние — июнь-июль.

Как мы и говорили, обучение полностью бесплатное, учеников обеспечивают всем необходимым: книгами, тетрадками и даже канцелярией. И все это хранится в школе, поэтому детям не нужно таскать огромные портфели. Учатся школьники с понедельника по пятницу. Уроки обычно начинаются в 8-9 утра и длятся 45 минут.

Школьная неделя состоит из 20 учебных часов в начальной школе и 30 часов в 9 классе. Сами классы небольшие, обычно около 20 учеников.

Тут финским школьникам повезло, работу на дом почти не задают. В школе царит атмосфера свободы и комфорта. Формы нет, на переменах можно выходить на улице, по школе разрешено ходить хоть в носках (в смысле, без обуви). В некоторых школах есть отдельные классы для учащихся, которые проявляют особые таланты. Например, в музыке или рисовании. Обычно в такие классы проводится отдельный отбор.

Оценки в виде баллов в жизни финских школьников появляются только с 12 лет или с 6 класса. Вместо стандартной оценки преподаватели стараются оставлять комментарий за урок, где указывают, что конкретно получилось у ученика, а с чем справиться не удалось. Цель оценивания – стимулировать обучение, развивать у учащихся навык самооценки, самостоятельное мышление и ответственное отношение к учебе.

В Финляндии все учителя имеют магистерское образование. Отбор строгий, зато к преподаванию допускаются только по-настоящему заинтересованные специалисты. И их не заставляют обучать согласно стандартам, а наоборот, мотивируют разрабатывать и тестировать с учениками нестандартные подходы к образованию.

2 раза в год родителям сообщают о достижениях ученика, а с 6 класса преподаватели уже начинают ставить оценки школьникам: от 4 до 10 баллов.

В классах ученики делают очень много самостоятельной работы. Преподаватель в школе не стоит у доски 70% времени, рассказывая материал. Здесь актуален принцип брать знания, а не пассивно слушать. А еще в финских школах можно отвлечься от урока и заняться своими делами. Важно при этом не мешать другим и помнить, что вас могут оставить после уроков 😀

В Финляндии это обычная практика. Непослушных учеников может ждать разговор с классным руководителем или дополнительные пару часов в школе. Если школьник не освоил предмет, его могут оставить на второй год и это считается нормальным. Многие школьники в старших классах растягивают обучение от 2 до 4 лет. И никто из этого не делает трагедию.

Обязательных экзаменов и тестов в средней школе не проводят. Финны любят говорить: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». И судя по результатам их школьников, подход работает на все 100%. Финнам важно выпустить из школы полноценную личность, которая без препятствий может функционировать в социуме. Например, им преподают знания о кредитах, ипотеках, налогах, кадастровых платежах и прочее.

Чтобы закончить школу и получить сертификат об окончании средней школы, ученики должны подтвердить знания. Для положительной оценки нужно усвоить не меньше, чем 2/3 материала. Если с первого раза не получилось, зачет можно сдать повторно.

После школы дети могут получить образование второй ступени, — это гимназии/лицеи и профессиональные учебные заведения. В гимназии преподают те же дисциплины, что и в средней школе, но уже более углублённо. Обучение завершается сдачей экзамена на право поступления в высшее учебное заведение. Длится обучение в гимназии от 2 до 4 лет, — тут все зависит от возможностей и желании самого обучающегося.

С 7 класса ученик в Финляндии может сам определять последовательность изучения курсов, правда помогает ему тьютор.

А еще одной из сильных сторон финнов можно назвать равенство всех школ: не важно, где находится школа — в столичном регионе Хельсинки или в Оулу, качество образование, отношение к ученикам и условия, в которых они обучаются, будут одинаковыми. Система школьного образования в Финляндии полностью финансируется государством, никаких сборов на новые занавески или «на охрану» тут нет.

О дороге школьников государство тоже позаботилось. Если путь от дома ученика до школы больше 5 км, то предоставляется транспорт. Это может быть школьный автобус или даже такси.

Но главной «силой» финского образования исследователь Паси Сальберг называет то, что в Финляндии никто сильно не переживает по поводу мест в мировых рейтингах и всяких тестах. Они идут своим путем и стараются дать детям по-настоящему качественные знания, которые они успешно применят в жизни.

Как думаете, может в российских школах ученикам тоже всего лишь не хватает свободы и грамотного подхода?

P.S. Подписывайтесь на наш Telegram-канал об онлайн-образовании, там вы сможете найти множество полезных и бесплатных плюшек.

masterok

Сейчас в интернете бродят споры о том, была ли советская система образования лучше современной или все же современная намного круче и эффективнее с ее ЕГЭ. Однако, наблюдая за детьми, молодым поколением понимаешь, что не может и образование каким бы оно не было на тот момент хорошим и эффективным оставаться на месте. И тут уже вопрос даже не на уровне “плюс предмет, минус предмет”, “сдавать ЕГЭ” или что то другое, тут уже вопрос в самих принципах образования.

То, что придумали в Финляндии не является каким то прорывным или фантастикой. Все это постепенно уже напрашивается и напрашивается. У меня ребенок в 5 лет знает смартфон и компьютер лучше жены, а на вопросы которые он задает бывает трудно и самому ответить. Может быть в школе многим детям уже просто скучно и не интересно учиться т.к. окружающий мир сильно ускорился? Или все же до этого еще далеко и классические формы образования совсем не изжили себя?

Посмотрите, что финны пытаются внедрить уже наверное с 2015 года .

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.

Глава Департамента образования Хельсинки заявил, что потребности сегодняшних учеников в знаниях сегодня сильно изменились, поэтому стало невозможно обучать их по старомодным методикам. Теперь вместо уроков общей истории и математики, географии и физики, а также литературы финские школьники будут получать знания о различных явлениях и событиях в междисциплинарной форме.

К примеру, основные события Второй мировой будут изучаться как с исторической, так и с географической, и математической точки зрения. А взяв курс «Основы работы в ресторане/кафе» школьники смогут получше разобраться в микро — и макроэкономике, попрактиковаться в устном речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми.

Новая система будет введена во всех школах Финляндии примерно к 2020 году, а участвовать в ней будут только старшеклассники. Они должны будут самостоятельно выбрать, какую тему они хотят пройти, исходя из того, чем они хотят заниматься во взрослой жизни. Им не придётся задаваться вопросами: «А зачем я учу этот предмет?» или «Пригодятся ли мне эти знания в будущем?».
Изменится и формат построения общения учителя с учениками. Планируется, что ученики станут работать в небольших группах, обсуждая заданную тему с товарищами и с учителем. Кроме того, учителя разных предметов будут тесно взаимодействовать друг с другом, ведь для успешного обучения детей им понадобятся знания в самых различных областях.

Помимо этого в Финляндии с 2017 года ученикам разрешили почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов школьного образования в Финляндии:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.

Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:
-обеды;
-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.
Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:
Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе.

Финские школы: мифы в международной прессе, особенности контекста и новые технологии

Вместо предисловия: Электронная промышленность, леса, машиностроение — ключевые статьи экспорта Финляндии. Тем не менее образование – еще одна сфера, которая, пожалуй, даже шире известна простым смертным, в силу своей B2C направленности и благодаря многочисленным публикация в прессе, электронных медиа и упоминаниям в родительских чатах, сопровождающихся обычно чем-то в духе «и когда у нас все так будет» или «наши-то так точно не сделают» — в зависимости от степени оптимистичности родителя. В статье, расскажу о том, что по факту происходит в школах Финляндии и с системой среднего образования. Без деталей и постараюсь по делу.

Ключевые выводы:

1. Для таких стран, как Казахстан или Россия, экспорт образовательной системы общеобразовательных школ практически невозможен и нерелевантен на национальном уровне, хотя возможна реаппликация отдельных программ и элементов в рамках как государственных, так и частных инициатив.

2. Наиболее экспортабелен и универсален финский опыт в сфере развития «кросс-предметных навыков» детей и наделения школ полномочиями в модификации программы.

3. На протяжении последнего десятка лет наблюдается постепенное падение уровня финских школьников относительно международных конкурентов, что признает финское руководство. Новые учебные программы, призванные вернуть Финляндии статус «лидера в образовании» запущены только во второй половине 2016 года, поэтому говорить о их результативности еще очень и очень рано.

Про Финляндию, которая не Казахстан. Да и не Россия.

Начинайте с географии и демографии. Говоря о том, насколько переносим опыт чего бы то ни было – один из первых вопросов, который стоит себе задать – а чем отличаются страны, города, люди – те, чей опыт мы берем и те, кто его использует. Специфика Финляндии, как страны, весьма примечательна:

— Маленькое население. Всего в стране 5.5 миллионов человек, причем живут они концентированно на юге, на очень небольшой территории.
— Крайне гомогенное население. 89% населения – это этнические финны, 5.5% — шведы. Проблемы с различными религиозными течениями и верованиями тоже по сути нет.
— Незначительная разница в доходах населения.
— По статистике 2008 года, 1/3 школ – меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более.

А теперь сравните это со средним количеством в 336 учеников на школу в Казахстане, разнообразным по этническому составу населением, которое значительно разнится в зависимости от области и существенно отличается по уровню дохода.

Вполне резонно предположить, что уже это одно ограничивает возможность полного переноса финской системы в наши реалии, хотя и не говорит о том, что нельзя использовать отдельные ее элементы в изоляции, встраивая в национальные планы.

Откуда растут ноги «финской системы образования» периода лидерства в PISA

Из 1980-1990-ых годов, по большей части. Основные изменения, привнесенные в тот момент:

— Одинаковая школьная программа и бесплатные для всех школы.
— Качественно обученные преподаватели в начальной школе.
— Степень «преподавателя» открывала двери не только для работы в школе, но и в государственном и частном секторе, что снимала лимиты профессии и позволяла расти дальше.
— Развитие культуры доверия преподавателям.

Результатом этого периода стало лидерство Финляндии в рейтинге PISA – сначала в 2000, потом 2003, 2006 и позиции в топ 5 в другие периоды. В 2013 году в Business Insider появилась другая статья. Про то, что сейчас Финляндия – только 12-ая в списке. И про то, что с этим делать.

Сложности финских школ

“Неожиданное положение в качестве глобального образовательного лидера и образца для подражания отвлекли Финляндию от фокуса на постоянном совершенствовании и обновлении. Некоторые утверждают, что сосредоточенность на объяснении прошлых успехов для тысяч туристов и сферы образовании отвлекли финов от разработки собственной системы. Другие говорят, что популярность PISA стимулировала другие страны изменить свои учебные программы. Эти страны взяли вопросы PISA и начали формировать уроки на основе этих вопросов, что подняло средний уровень ответов» — так объяснил ситуацию Паси Салберг на презентации результатов PISA.

Если кратко, основными сложностями текущей системы являются:

— Низкий интерес к науке у школьников. 65% учеников показали плохие результаты по этому направлению. 2/3 из них – мальчики.
— Большая разница в успехах мальчиков и девочек. Девочки, в целом, показывают значительно лучшие результаты (примечание автора: долго пыталась понять – почему и чем грозит – но не поняла.
— Минимальная в абсолютах, но растущая, относительно прошлых лет, разница между школами.
— Отсутствие мотивации у успевающих детей. В Финляндии – своя уравниловка и большой фокус на то, чтобы никто не остался позади. К сожалению, это приводит к тому, что талантливым ребятам в школе может быть очень и очень скучно.

Свежие реформы. Совсем свежие.

«Я все еще верю в нашу систему образования» — говорит министр образования и культуры Финляндии и готовит план реформ. Те, что касаются 1-6 классов – были представлены в августе 2016. Программы для 7-9 классов – по плану в 2017, 2018, 2019.

Что в них сохраняется:

— равный доступ к образованию для всех
— значительный фокус на обучение педагогов
— ответственность и свобода на уровне отдельных школ и районов

Что меняется:

— Добавление кросс-дисциплинарного модуля в обязательную программу. В рамках него ребята решают задачи, которые не относятся исключительно в одному предмету, а дают возможность применить разные знания. Интересно, что именно по этому поводу министерство образования и культуры даже выпустило отдельный релиз, полностью посвященный мысли «нет, мы не отказываемся от предметов в школе, мы просто добавляем кросс-дисциплинарный модуль. Медиа-ресурсы, которые говорят про отмену предметов в финских школах – неправы».
— Введение тьютора для каждой школы. Задача тьютора – помогать с использованием новых педагогических практик и продвигать использование новых цифровых технологий.
— LUMA-программа, с задачей стимулирования изучения математики и естественных наук, начиная с детского сада и до университетского уровня. Фокус в программе делается на обучение на конкретных жизненных примерах и в естественной среде (природа, предприятие и тп).
— Multiliteracy (знание нескольких языков) для возможности изучения предметов на этих языках

Вместо послесловия:

Финская система, однозначно входит в топ и я ни в коей степени не хочу преуменьшать ее значимость, однако, пытаясь переложить ее на местные реалии – всегда стоит задавать себе 2 вопроса:

1. А на сколько эти вещи релевантны в моей среде?
2. А те ли это вещи, которые вывели Финляндию в лидеры?

Преимущества финского образования

Финляндия – лидер по качеству образования, чьи вузовские дипломы котируются во всем мире. Поэтому другие страны, обеспокоенные состоянием своей системы образования, внимательно присматриваются, что именно внедряют в жизнь финские коллеги, что можно у них позаимствовать. А качественная бесплатная подготовка специалистов в вузах побуждает молодых иностранцев, в том числе и россиян, стремиться получить образование в Финляндии.

Особенности финского образования

Финны разрушили привычную систему школьного образования. Основной постулат – необходимость получать знания в междисциплинарной форме. Например, изучая курс «Организация туризма», учащиеся знакомятся с элементами микро- и макроэкономики, говорят на иностранных языках, учатся общаться. Образование максимально приближено к жизни. Школьники не задаются вопросом: «Зачем запоминать то, что никогда не пригодится?», поскольку им преподают только то, что понадобится обязательно. Чтобы узнать, какова жизнь в Финляндии и каково ее образование, можно посетить тематические русскоязычные сайты, где эмигранты делятся своим опытом.

Тому, что финское образование лучшее в мире, способствуют выработанные финнами принципы.

Равенство, но не уравниловка

В Финляндии не делят школы на элитные, «продвинутые» и обычные. Практически все они государственные, финансируются по потребностям.

Каждый предмет считается важным, нет профильных классов с углубленным изучением какой-либо дисциплины. Единственным исключением являются группы для работы с детьми, одаренными в музыке, живописи, спорте.

Социальный статус родителей администрацию школы и педагогов не интересует. Даже вопросы об этом запрещены.

Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.

Учителя – наставники. Если педагог выделяет «любимчиков» и «изгоев», его увольняют. Преподаватели дорожат профессией, так как она хорошо оплачивается. А вот трудовые договоры с ними перезаключаются ежегодно.

Интересно соотношение прав учащегося и педагога. Дети в разговоре с социальным работником жалуются на взрослых, в том числе родителей и учителей, порой предвзято. Когда обсуждают плюсы и минусы финского образования, этот факт приводят в качестве последнего.

Почему финская система образования лучшая в мире: Видео

Бесплатность

Детей не только бесплатно учат, но и кормят, возят на экскурсии, проводят внеклассные мероприятия, при необходимости доставляют до школы и обратно. За учебники, канцелярию и даже планшеты платит школа. О сборах с родителей на какие бы то ни было цели здесь не может быть и речи.

Индивидуальный подход

Педагог учитывает особенности каждого ученика и подстраивает учебный процесс под него: выбирает учебники, дает упражнения, которые соответствуют умственным способностям школьника. Оцениваются работы тоже по разным критериям.

Кроме обычных уроков есть поддерживающее обучение неуспевающих (что-то вроде репетиторства), а также коррекционное — когда не устраивает поведение ребенка или надо «подтянуть» неродной язык. Со всем этим справляются те же учителя.

Подготовка к жизни

Экзамены как таковые в финских школах отсутствуют. Учителю разрешается на свое усмотрение проводить контрольные и проверочные работы. Есть единственный обязательный тест при окончании школы. К нему специально не готовятся.

Не преподают то, что в реальной жизни конкретному ребенку не пригодится, например, не учат вычислять на логарифмической линейке, не призывают досконально знать таблицу Менделеева. А пользоваться компьютером, банковской картой, создавать свой сайт в интернете, высчитывать кэшбэк на скидочный товар – с ранних лет.

Доверительные отношения

Доверяют учителям, исключив проверки, избавив от многочисленных отчетов. Образовательная программа в стране единая, есть общие рекомендации, в соответствии с которыми педагоги выстраивают свою личную.

Доверяют детям: нет тотального контроля, на уроках не заставляют заниматься чем-то одним всему классу. Ученик – это личность, которая сама знает, что для нее полезнее.

Добровольность

Ребенка не заставляют учиться, если он не хочет или не может. Усилия, конечно, педагоги предпринимают, но в «тяжелых» случаях просто ориентируют на рабочую профессию, тем более что в стране всякий труд почетен и достойно оплачивается. Задача школы – понять, на каком поприще человек принесет максимальную пользу себе и государству. Профориентация – забота «учителя будущего», имеющегося в штате каждой школы.

Разумеется, контроль за обучением присутствует. Пропуск уроков, например, наказывается дополнительными заданиями. Вызовы родителей к директору для разбора поведения ребенка не практикуются. Не успевает ученик – останется на второй год. Это не считается позором и сенсацией.

Самостоятельность

В детях воспитывают самостоятельность, т.к. считают, что это единственно возможное средство помочь им построить успешную жизнь. Отсюда отсутствие излишней опеки, поощрение тех, кто мыслит, а не заучивает, сам ищет нужную информацию, используя все имеющиеся ресурсы и гаджеты. По той же причине педагоги не вмешиваются в конфликты детей. Они сами должны найти взаимопонимание, если нужно, отстоять свои права.

Перечисленные принципы подвергаются и критике, но результаты их внедрения говорят сами за себя.

Структура

Многоступенчатая система образования в Финляндии включает дошкольную подготовку, общеобразовательную, среднюю специальную и высшую.

Дошкольное обучение

Дети до 5 лет получают дошкольное образование. Правильнее назвать «воспитание», потому что основная задача сотрудников – уход за детьми. Детсады платные. Размер взноса рассчитывается исходя из дохода родителей.

Чем младше группа, тем меньше воспитанников и больше работников. Если в населенном пункте не хватает мест в садиках, родителям платят пособие из казны.

В 6 лет детей переводят в подготовительную группу (при садике или школе). Туда бесплатно ходят и те ребята, которые не посещали детсад.

Общеобразовательная школа

Она дает среднее образование. Учатся 9 или 10 лет. Родители контролируют успехи детей в едином электронном журнале. При отсутствии дневников (так как домашних заданий, как правило, тоже нет) им ежемесячно передается табель с оценками ребенка. Ученикам оценки сообщаются устно.

Учебный год длится с середины августа до середины мая. Есть и каникулы. Рабочая неделя – 5 дней. В две смены школы не работают.

Такого же режима придерживается школа при посольстве в Финляндии, хотя учебные планы и принципы преподавания здесь полностью соответствуют общероссийским.

Начальный уровень

С 7 до 13 лет дети обучаются в начальной школе. В первом-втором классах проходят родной язык, чтение, математику, природоведение. Обязательны физзанятия. Финская школа – это и обучение творчеству: пению, игре на музыкальных инструментах, лепке, рисованию. Позднее прибавляются остальные предметы, включая два иностранных языка.

Верхняя ступень

Старшая школа начинается с 7 класса. Если в начальной дети учились в одном классе с одним учителем, то теперь каждый педагог ведет отдельный предмет, практикуется кабинетная система. В штате учебного заведения есть помощники учителя.

После 9 класса общеобразовательная ступень заканчивается. «Сверхплановый» десятый класс для тех, кто хочет углубить свои знания. Выпускники продолжают образование на новой ступени либо идут трудиться. Профессиональный выбор они делают в период учебы в школе, тогда же знакомятся с будущей специальностью.

Лицеи и колледжи

Согласно итоговому тесту, девятиклассники поступают в колледж (те, что послабее), где обучаются рабочим специальностям, или лицей, совершенствуясь в выбранных дисциплинах. В первых большее внимание уделяется практическим навыкам и умениям, во вторых – теории. Но после окончания тех и других молодые люди могут учиться в вузах.

Высшее образование

Высшее образование в Финляндии – это университеты и институты прикладных наук (политехнические). Процесс обучения современный, качественный, дающий выпускникам уверенность в своей востребованности на рынке труда.

Первые ориентированы на приобретение практических знаний и навыков во всех отраслях экономики, управления, социальной сфере. Даже по местоположению приближены к конкретному региону. Выпускникам помогают начать работу по приобретенной специальности.

Университеты дают академические знания в области естественных и гуманитарных наук, технологии. Программа обучения двухэтапная: три года готовят бакалавров, еще два – магистров. Есть предрасположенность к научной деятельности – предлагают продолжение обучения в течение двух лет и по окончании выдают диплом лиценциата (кандидата наук). Чтобы стать доктором наук, надо поступить в докторантуру, четыре года проучиться в ней и защитить диссертацию. Магистратура доступна и выпускникам институтов, только прежде им предстоит три года посвятить работе по специальности и год готовиться к поступлению.

В вузах бесплатно учатся свои и иностранные граждане.

Популярные учебные заведения

В стране полсотни вузов, лидирует среди которых столичный Хельсинкский университет. Здесь 11 факультетов, 35 тыс. студентов, 2 тыс. из которых – иностранцы. Очень ценится медицинский факультет. Один из научных центров вуза – Александровский институт – занимается изучением России. Отличный профессорский и преподавательский состав, развитая инфраструктура. Преподавание на английском только для магистрантов и докторантов.

Другие университеты менее «населенные». В Аалто 20 тыс. студентов, 2 тыс. – иностранцы. 390 профессоров. Научные центры оснащены отличным оборудованием. Школа бизнеса (бакалавриат) обучает на английском.

В главном вузе г. Турку свыше 19 тыс. студентов, из них 3,5 тыс. – иностранцы, 7 факультетов. Глубоко изучают биотехнологии, астрономию, всё, что связано с компьютерами, а также медицину, право, экономику, социальные и прочие науки.

На русском языке читают ряд предметов в университете прикладных наук Миккели, в том числе в бакалавриате.

Как поступить в университет

Выбрав вуз, следует внимательно изучить правила приема иностранных абитуриентов. Пока еще обучение в Финляндии для русских студентов бесплатно.

Заявление и документы можно послать электронной почтой. Инструкции приведены на сайтах университетов и институтов. Так, копия аттестата об окончании средней школы должна быть переведена на финский; обязателен сертификат о сдаче международного экзамена по английскому языку; требуется рассказать, почему отдано предпочтение именно этому вузу (на английском языке).

Если документы удовлетворили администрацию, высылается приглашение пройти вступительные испытания, которое является основанием для выдачи визы. Для набора российских абитуриентов из некоторых учебных заведений в Россию приезжают приграничные приёмные комиссии.

Зачисленные в вуз подают документы на получение студенческой визы. Понадобятся также:

  • загранпаспорт;
  • фотографии 47 х 36 мм;
  • сообщение о зачислении в число студентов;
  • аттестат об окончании общеобразовательной школы в России;
  • банковское подтверждение наличия средств для проживания за границей;
  • медицинская страховка (полис);
  • для несовершеннолетних требуется разрешение от родителей на выезд в Финляндию.

Студентам-иностранцам ежегодно предстоит регистрироваться в полиции по месту жительства.

Стоимость финского образования для иностранцев

Несмотря на декларированную бесплатность образования, стоимость обучения складывается из расходов на жилье, пропитание, оплату дополнительных занятий, профсоюзные взносы. Платными являются учебники и пособия. Стипендии не выплачиваются. Подработки для очников во время семестров разрешены, но не более 20-25 часов в неделю.

Жить можно в общежитии, но количество мест ограничено, приходится снимать комнату. Разброс цен на жилье, как везде, большой – 100-400 евро в месяц в зависимости от города и качества квартир.

На учебники и взносы уйдет порядка 100 евро. Продукты питания дороги.

Преимущества обучения в Финляндии для россиян

Молодые россияне стремятся учиться здесь, так как уверены, что заработанный упорным трудом диплом здешнего университета или института поможет найти работу в Финляндии и других европейских странах.

Что еще привлекает?

  • Возможность не оплачивать обучение.
  • Близость к границам России, транспортная доступность.
  • Возможность обучаться на английском языке.
  • Перспектива подтянуть финский и шведский.
  • Жить в спокойной благоустроенной стране.

Хорошее образование – лучший капитал, не теряющий ценности во времена экономических потрясений. Дипломы финских высших учебных заведений – гарантия успешного трудоустройства и быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Основные плюсы и минусы финской системы образования

Финское образование – одно из самых широко обсуждаемых в мире. Это некий феномен, поскольку школьники проводят в учебных заведениях чрезвычайно мало времени, занимая лидирующие позиции среди читающих и эрудированных подростков мира. Но стали они таковыми далеко не путём долгой зубрёжки и часовыми занятиями за партой.

Что представляет собой финская система образования?

Для того, чтобы иметь малейшее представление о школе в Финляндии, стоит знать, что учебный год в ней длится 10 месяцев, с августа по май. Занятия проводятся по будним дням, с некоторым сокращением по пятницам, в дневные часы. Каникулами служат 4-5 дней в осенний период, пара недель на Рождество и одна неделя на Пасху.

На первый взгляд кажется, что расписание достаточно укомплектованное и свободного времени не должно оставаться много. Но это совершенно ошибочно. Рассматривая план учебных занятий ближе, можно заметить, что они насыщены спортивными тренировками, кружками по мастерству и рукоделию и прочим другим, интересующим подростка.

В Финляндии существует два уровня обучения: нижний, с первого по шестой класс, и верхний, с седьмого по девятый. Десятый класс является дополнительным, вовсе необязательным, служащим для того, чтобы улучшить свои отметки. После этого ребёнок может продолжить обучение в лицее или колледже, согласно его специализации и профессии.

Основные плюсы

Как и любая система образования, финская имеет собственный ряд недостатков и преимуществ. Главными из плюсов являются:

  • Равенство между школами. Это означает, что если учреждения государственного типа, то они спонсируются все одинаково и не существует классового разделения на учреждения «богатые» и «бедные». До некоторых пор в Финляндии существовал закон, запрещающий родителям выбирать заведение для ребёнка. Нужно было отдавать его в ближайшую по месту жительства. С недавних пор запрет был снят, но большинство мам и пап всё еще отдает своё чадо в ту школу, которая поблизости, так как это удобнее, а уровень образования не будет отличаться от той, другом конце города. Это не значит, что не существует школ частного типа, но чаще всего они не востребованы. В них нуждаются те дети, которые сознательно делают уклон в какую- либо специальность, будь он языковой или математический.
  • Равенство между учениками. Финское управление не классифицирует детей на сильных и слабых, здоровых и больных, позволяя им учиться в одном классе. Поэтому часто можно встретить за одной партой ученика на инвалидной коляске и отстающего подростка. Все они свободно адаптируются в социуме и, общаясь со сверстниками, интегрируются в общество. Разница между одаренными детьми и с замедленным развитием в этой стране чрезвычайно мала.
  • Равенство между родителями. Во всех учебных заведениях категорически запрещены всяческие анкеты и программы, позволяющие узнать место работы родителя ребёнка. На это руководство смотрит в последнюю очередь, отдавая приоритетное значение самому ученику.
  • Отсутствие денежных сборов. Государственная школа предоставляет ребёнку всё: от ручки для письма до проезда в школьном автобусе. Родители при этом не платят ни копейки за учебные пособия, ноутбуки, обеды, внеклассные мероприятия, среди которых экскурсии и музеи, транспорт, подвозящий ребёнка до школы и дома, если он живет дальше двух километров от места обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику. Учителя в Финляндии не оценивают класс как единый организм, где все, как клетки, подобны друг другу. Наоборот, педагог готовит каждого ребёнка в силу его способностей. Так, каждый получает на проверочных работах разноуровневые задания, соответствующие его знаниям. Это касается и домашних заданий.
  • К тому же, финский учитель свободно может остаться с отстающим после занятий для дополнительного объяснения материала. То, что у нас чаще всего называется репетиторством и проводится за отдельную плату, там ведётся бесплатно и даже поощряется.
  • Применимость к реальной жизни. В классах учат тому, что действительно важно: то, как высчитывать банковский процент, составлять резюме или портфолио для работы, уметь платить по квартирным счетам или создать план местности. Ненужные вещи отсеиваются, а остается то, что важно во взрослой жизни.
  • Самовоспитание и добровольность. Педагоги уверены, что получать знания будет тот, кто хочет их получать. Своеобразная русская поговорка «насильно мил не будешь» действует безотказно и ненужные для подростка предметы убираются из расписания.
  • Остаться на второй год в школе также не позорно. Никто ученика не торопит с выбором профессии, а дополнительный год поможет повысить уровень знаний и оценок.

Основные минусы

Кроме ряда положительных сторон, финское образование, естественно, имеет негативные стороны:

  • Некоторые считают, что такой метод обучения не даёт развиваться отстающим ученикам. Ведь если ты не справился с заданием, чуть сложнее твоего обычного – ничего страшного, завтра вернёшься к старому. Это не дает шансов попробовать сделать это лучше и подняться на больший уровень.
  • Отсутствие субординации между учеником и учителем может быть некомфортным для некоторых педагогов, так как подростковый возраст и юношеский максимализм даёт о себе знать в виде необдуманных оскорблений в сторону взрослого.
  • Контракт с педагогами заключается всего на один год, поэтому иногда могут попасться разношерстные кадры. Некоторые могут быть недостаточно квалифицированными или неумеющими обучать детей должным способом.

Как бы то ни было, итогами образования могут служить только факты. Финские подростки не тратят множество часов на зубрёжку, свои нервы и нервы близких на подготовку к экзаменам, а наслаждаются неповторимым временем детства, успевая при этом качественно учиться. Хорошо это или плохо каждый решает для себя, но всё же поучиться у финской системы образования несомненно есть чему.

Принципы финского образования

Принципы финского образования считают одними из лучших в мире. Данную методику уже начинают осваивать в странах Европейского союза. Система стоит на 7 основах. Каждая из них описана в данной статье, рассмотрены все преимущества и недостатки.

Школьное образование в Финляндии

В результате международных исследований, финские учреждения показали самый высокий уровень знаний. Дети – самые читающие на планете, занимают ведущие места по естественным наукам и математике. Интересно, что мало времени уходит на учебу, а результаты показывают одни из лучших.

Среднее образование в Финляндии имеет две степени:

  • нижняя – 1-6 класс;
  • верхняя – 7-9 класс.

В 10 классе ученики имеют возможность улучшить свои оценки, навыки и умения. После этого они переходят в профессиональный колледж или лицей. Для русской системы– это привычные 11-12 года.

Основные принципы

Финская модель образования имеет много особенностей и отличий. Это обусловлено принципами, которые разработали финны.

Все равны

Школы в Финляндии не разделяют на простые или элитные. В одной из больших учреждений страны учится около 1000 человек. Наименьшее количество ребят – 11. Все они имеют одинаковые условия, оборудование, возможности, финансирование.

Учитывая принцип равенства, здесь действует система «от детского сада до университета».

Еще недавно финнам было запрещено выбирать общеобразовательное заведение. Сейчас такие запреты уже не действуют.

Общеобразовательные учебные заведения

Преимущественно школы являются государственными. В стране только десяток действующих частных заведений. Их отличием в том, что родители вносят оплату, за повышенное внимание к ребенку.

Педагоги применяют такие практики:

Популярна Вальдорфская школа. В частных учреждениях преподавание осуществляется на английском, немецком, французком.

Учебные дисциплины

Обучение в ущерб одному или другому предмету неприемлемо. Например, не принято считать, что математика важнее искусства. Исключение – при создании классов с талантливыми детьми могут учитывать склонности к музыке, спорту.

Родители

Система образования в Финляндии учитывает интересы родителей. При оформлении малыша не берут во внимание социальный статус и профессию родственников. Учителя не имеют права требовать такую информацию.

Учащиеся

Учеников не разделяют на группы по способностям и талантам. Их не относят к плохим или хорошим – сравнение недопустимо. Каждый является особенным и учится со всеми. Это также касается людей с инвалидностью.

В обычной школе могут быть классы для учащихся с патологиями слуха, зрения. Финны способствуют максимальной адаптации малышей и подростков в обществе.

Педагоги

Права и отношение между учителями также являются равными. Нет чрезмерно хорошего отношения к определенному классу или ученику. Если учитель нарушает порядки, с ним автоматически расторгают контракт.

Педагоги должны выполнять свою работу. В трудовом коллективе соблюдается равенство.

Взрослых и детей

Обучение ребенка в Финляндии обусловлено равными правами с учителями, родителями. С первого года всем объясняют их права и обязанности по отношению к школе. Это стимулирует привыкание мам и пап к тому, что малыш стал самостоятельным.

Его нельзя обижать морально и физически. Социальные работники строго смотрят за соблюдением обязанностей взрослых.

Унижение ребят педагогами наказуемо законодательством. Особенность сотрудничества – составление контракта для учителей на 1 учебный год. Возможность продления есть, но только при хорошем выполнении работы.

Платно или нет

Получение и преподавание знаний в государственных учреждениях является бесплатным. Также оплату не вносят за таки услуги:

  • обеды;
  • экскурсии, музеи, творческую деятельность;
  • транспорт, который обеспечивает приезд на уроки и обратно домой;
  • учебники, канцелярия, гаджеты (специальные планшеты, ноутбуки).

Категорически запрещено проводить финансовые сборы на разные цели.

Особенный план обучения

Финское образование лучшее в мире и это также связано с индивидуальным планом для каждого. Каждый учащийся имеет свой набор учебников, заданий. Для каждого возраста составляют домашнее задание, классные работы и определяют время на их выполнения.

На одном уроке в кабинете каждый делает разные упражнения.

Оценивание является индивидуальным. Если ученик не справился со сложным заданием, в следующий раз он получит задачу попроще.

Польза

Польза обусловлена уникальностью разных видов обучения.

  1. Поддержка тех, кто отстает в учебе. В России этим приходиться заниматься репетиторам. В Финляндии такая деятельность не является популярной. Школьные преподаватели самостоятельно занимаются с отстающими во внеклассное время.
  2. Коррекция обучения. На это влияет проблемы с общим усвоением материалов. Такие трудности связаны с индивидуальными способностями каждого.
Взаимодоверие

Особенности школы в Финляндии обусловлены доверием между учителем и учеником. Здесь никого не принуждают к учебному процессу, не жалуются родителям.

Ребенок четко понимает, что он обязан выполнить свое задание. В противном случае свободного времени будет мало, поскольку придется учиться после уроков.

Свобода выбора

Знания получает тот, кто имеет желание. Учителя стараются заинтересовать каждого, но если он этого не хочет, то никто не будет принуждать. Не все могут быть учеными или профессорами. Индекс образования в Финляндии обусловлен тем, что каждая профессия является ценной.

Специальные тесты и беседы помогают определить склонности каждого к определенному предмету. Процесс не строгий, но халатно относиться к нему нельзя. Школьный режим контролируется.

Пропущенные уроки ученики наверстывают внеклассное время. Если ребенок не выполняет задания, не слушает учителя – он просто не перейдет в следующий класс.

Самостоятельность

Самостоятельность – это главное, чему должна научить финская школа. Получение знаний направлено на успешную, самостоятельную жизнь в будущем, максимальную адаптацию в обществе. Поэтому принципы финского образования направлены на развитие мышления.

Новые темы не обсуждаются на уроках, поскольку вся информация есть в книгах. Очень важно не заучивать формулы, а уметь использовать знания на практике. Оценивается умение пользования научным текстом, интернетом, справочниками.

В конфликты между учащимися педагоги не вмешиваются. Это является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному решению проблем. Ребенок должен учиться отстаивать свое мнение, уметь постоять за себя.

Во всех общеобразовательных учреждениях принцип обучения одинаковый, но организовывают везде по-разному.

Плюсы и минусы

Плюсы и минусы финской системы образования известны во всем мире. Основные преимущества.

  1. Равность. Нет элитных учреждений, которые отличаются системой преподавания. Каждый свободно может выбрать заведение, не зависимо от места проживания. Частные не пользуются спросом. Их выбирают, когда необходимо изучить определенный предмет.
  2. Детей не разделяют по уровню знаний, состоянию здоровья или социальному статусу.
  3. На процесс учебы не влияет профессия родителей.
  4. Государственные школы бесплатные, обеспечивают всем необходимым.
  5. Все получают задания в меру своих способностей.
  6. При необходимости педагог может уделить ученику время после уроков.
  • отсутствие стремления к улучшению знаний;
  • нет субординации между учащимися и педагогами;
  • контракт с учителем заключается на год.

Методы преподавания в финских школах популярны и известны во всем мире. Они показывают высокую результативность.

Главная цель – самостоятельность, индивидуальность, адаптация подростков в социуме. Ведь все, что от них требуется – стремление к новым открытиям и достижениям.

«Учиться меньше, да лучше»: секреты финского образования

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

О «финском образовательном чуде» заговорили в начале 2000-х годов, когда небольшая страна Суоми выбилась на первые строчки рейтинга международной программы по оценке достижений учащихся PISA. Финские школьники учатся не более четырех часов в день, не занимаются с репетиторами, много играют, гуляют и почти не тратят время на домашнее задание. Как им удается мало учиться и много уметь? Разбираемся вместе с Натальей Громовой, педагогом из России, работающим в Финляндии, и финской мамой Еленой Аникушиной.

Равенство, возведённое в культ

В школах Финляндии обязательное базовое образование рассчитано на девять лет: шесть классов начальной школы и три — младшей средней. Каждый ребенок с семи лет, независимо от его способностей, места жительства, достатка родителей, имеет возможность получить качественное основное образование совершенно бесплатно. Учебники, тетради, канцелярские принадлежности и питание в школе обеспечивает государство.

Главный принцип финской школы — равенство и социальная справедливость: нет учебных заведений престижных и непрестижных, учеников талантливых и отстающих, предметов важных и неважных. И столичные школы, и школы в отдаленных деревушках одинаково финансируются. Не приветствуется и углубленное изучение отдельных предметов в ущерб другим. Музыка, физкультура, искусство так же важны, как математика, язык и чтение, потому что задача школы — воспитать гармоничную личность.

В Финляндии не принято сравнивать учеников в классе между собой. Это избавляет детей от стресса и множества проблем с самооценкой на выходе.

Наталья Громова:

«Перманентное сравнение себя со всеми, своего ребенка со всеми, — нездоровая вещь. В Финляндии есть понимание ценности и уникальности каждого человека».

Елена Аникушина:

«В Финляндии нет культа „быстрее, выше, сильнее“. Никто не будет рассказывать, сколько кружков ребенок посещает, чтобы всех переплюнуть. У финнов вообще не принято публично хвалить или критиковать. Обратную связь по учебе дают лично родителям и ребенку».

Финны стараются максимально интегрировать в общество особенных детей. Страна знаменита своей системой инклюзии, коррекционной педагогикой.

Наталья Громова:

«Дети, которые нуждаются в специальной поддержке, не выключены из общего учебного процесса. Если у ребенка в связи с каким-то заболеванием плохо идут две-три дисциплины, а остальные — нормально, то на эти две-три дисциплины ему назначают коррекционную поддержку».

Такую поддержку оказывает учитель, который специализируется на коррекционном обучении — одном из самых важных направлений педагогики в Финляндии.

Педагог — это звучит гордо

Профессия учителя в Финляндии считается одной из самых престижных. Чтобы работать педагогом, обязательно нужно иметь высшее образование: в садике достаточно диплома бакалавра, учителям начальной и средней школы потребуется степень магистра. Конкурс на педагогический факультет финских вузов — от 15 человек на место. На работу в школу из-за высокой конкуренции попадают только 30 процентов выпускников. Средняя зарплата учителей в стране — 2500—3000 евро.

В финских школах нет строгой отчетности и обязательной аттестации. Педагоги сами выбирают методику преподавания и учебники — государственный стандарт служит лишь ориентиром.

Наталья Громова:

«В ходе образовательных реформ, начиная с 1970-х годов, учителям существенно повысили зарплату, и статус профессии вырос в глазах общества. На педагогические факультеты финских университетов из-за высокого конкурса попадают самые способные и замотивированные студенты, что автоматически повышает качество преподавания. На рабочем месте тоже щадящие условия: мало контроля и много возможностей для самореализации».

Нагрузка учителей позволяет им оставаться в ресурсе и не выгорать: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в день учитель средней школы проводит в среднем четыре урока продолжительностью 45 минут.

Цель школы — счастливый ребёнок

Комфорт учащихся высоко ценится в финских школах. А фундаментом образовательной системы служит позитивная педагогика.

Наталья Громова:

«Согласно позитивной педагогике ребенок является центром и главной ценностью образовательного процесса, и он должен получать от него положительные эмоции. Стресс снижает познавательный интерес, уровень внимания и объем памяти. Учебу стараются сделать более интерактивной, добавить общения и игры, чтобы обеспечить вовлеченность. А вот стрессогенные контрольные работы на оценку в первых классах начальной школы, когда у ребенка еще не сформировалась самооценка, не используют».

Первые три года в финских школах вообще нет оценок, затем еще три года ученикам дают обратную связь в устной форме. Привычные баллы появляются только с седьмого по девятый класс. За ошибки школьников никто не ругает: дети в начальной школе, например, пишут простым карандашом, чтобы по необходимости самостоятельно править грамматику.

Нет в школах Финляндии и школьной формы, на уроки можно ходить в чем удобно.

Елена Аникушкина:

«Я видела сама, как у сына в школе девочка приходила на занятия в костюме единорога, а еще одна была в пижаме — это нормально».

Каждую перемену ученики обязательно выходят на улицу, в любую погоду, чтобы проветриться и выплеснуть энергию. Остаться в классе нельзя. Считается, что ребенок и так чересчур много сидит, а нужно подвигаться, подышать. Если погода плохая, дети просто собираются на крыльце.

В Финляндии нагрузка домашними заданиями в школе самая низкая в мире: ученики редко тратят на нее больше получаса в день. Это даже вызывает беспокойство переехавших в Финляндию русских родителей. Но Наталья Громова считает, что нагрузка в школах исходит из концепции здоровой и гармоничной личности:

«Наибольшая нагрузка дается в старшей школе и лицее, куда дети идут уже по своему желанию. Если ребенку тяжело давались школьные предметы, после девятого класса он уйдет в колледж, получит рабочую специальность и будет при этом самодостаточен и не травмирован».

Несмотря на высокий статус уровня образования, финны не останавливаются в своих экспериментах. Так, в 2016 году началась новая, уже пятая, реформа образования. Ее суть — в феномено-ориентированном обучении: дети изучают не абстрактные теории, а конкретные явления реальной жизни. Они исследуют различные феномены в группах и самостоятельно, а учитель лишь направляет процесс. Внедрение методики пока идет, а критиков уже очень много. Но финская образовательная система никогда не боялась критики. Напротив, анализировать и выбирать лучшее — это ее сильная сторона.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]