Что такое процесс репатриации в РФ. Лишение права на репатриацию

Репатриация валютной выручки: что изменилось

С 2019 года российские власти взяли курс на либерализацию валютного контроля в части обязанностей резидентов по репатриации валютной выручки. Для начала разберемся, о каких обязанностях идет речь, а потом поговорим, что в них изменилось.

Что такое репатриация? Обязанности резидентов в сфере ВЭД

Исходя из ст.19 ФЗ-173, у российских экспортеров и импортеров товаров/работ/услуг/результатов интеллектуальной деятельности есть 2 блока обязанностей:

  • учет контракта в банке;
  • репатриация выручки.

Поговорим подробнее про каждый из блоков.

Учет контракта в банке

Российские резиденты при заключении ВЭД-контрактов и договоров займа с иностранцами обязаны в общем случае:

  • сообщить в обслуживающий российский банк о сроках исполнения нерезидентами обязательств по договору
  • и зарегистрировать в этом банке данный договор («поставить на учет»).

Постановка на учет — это формальное требование, которое банк исполняет самостоятельно по факту предъявления ему договора. Оно означает, что банк будет в рамках особенной процедуры отслеживать все операции по данному договору и следить за своевременностью исполнения сторонами своих обязательств. Каких-либо дополнительных действий от резидента не требуется.

На учет ставятся не все контракты, а только крупные:

  • экспортный контракт (контракт, по которому, например, товары поставляются из России, а денежные средства идут в Россию) ставится на учет, если его сумма превышает 6 млн рублей,
  • а импортный контракт (контракт, по которому, например, товары поставляются в Россию, а средства идут из России) — если его сумма превышает 3 млн. рублей.
  • договор займа (вне зависимости от направленности первичного потока денежных средств — «входящие» и «исходящие» в/из России займы) — если его сумма превышает 3 млн рублей.

Репатриация выручки. Как было раньше

После регистрации контракта в банке резидент ранее был вправе производить расчеты со своим иностранным контрагентом только с использованием счета в том банке, который произвел учет контракта. На этот же счет резидент должен был вернуть выручку по контракту.

Пример 1. ООО «А» заключен экспортный контракт (например, договор оказания услуг или поставки товара) с нерезидентом — ABC Inc. (поставщик товара/услуг). Согласно договору, ABC Inc. обязан оплатить предмет договора в течение 5 рабочих дней после исполнения ООО «А» своих обязательств по договору. Именно на ООО «А» валютное законодательство и возлагает обязанность получить на счет в российском банке оплату от ABC Inc. в сроки, установленные договором.

Пример 2. ООО «А» заключен контракт на импорт (например, договор лицензирования иностранного ПО или договор подряда) с нерезидентом — ABC Inc. (лицензиар / подрядчик). По договору ООО «А» выплатила аванс 50% от суммы договора до исполнения ABC Inc. своих обязательств. Впоследствии ABC Inc. отказался от исполнения договора в одностороннем порядке. На ООО «А» возлагается обязанность вернуть на счет в российском банке аванс, уплаченный ранее в адрес ABC Inc., причем в установленные договором сроки.

Пример 3. ООО «А» предоставил в кредит денежные средства иностранцу — ABC Inc. Согласно договору, ABC Inc. обязан вернуть основную сумму долга по истечение 5 лет. ООО «А» должен обеспечить получение от ABC Inc. основной суммы долга в пределах срока, установленного договором для возврата займа.

При этом базовое правило до 01.07.2021 года обязывало большинство резидентов возвращать выручку именно в денежной форме. Провести встречный зачет по ВЭД-контрактам изначально можно было только для очень ограниченного круга пользователей (страховщики, отрасль рыболовства и проч.), а зачесть «исходящий» заем можно было только к «входящему» в Россию займу и никак иначе. Обращаем ваше внимание, что требование о репатриации по займам с 31 июля 2020 года относится также к контрактам, заключенным физическими лицами — резидентами РФ.

Глобальные изменения 2020-2021 гг. — как отменяли репатриацию

По-настоящему революционные законы были приняты в 2019 и 2021 году.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ вступил в силу 1.01.2020 года. Он касался контрактов в рублях и ввел 2 основополагающие нормы.

1. Закон полностью отменил обязанность резидентов по возврату выручки, полученной от нерезидентов, на свои счета в РФ (см. Пример 1 выше), если такой доход был получен по «рублевому несырьевому контракту».

То есть, с 1 января 2020 года можно без штрафов не возвращать деньги в Россию, если:

  • в контракте обязательства номинированы в рублях;
  • валюта оплаты — тоже рубли;
  • договор не является кредитным;
  • договор не связан с поставкой ограниченного перечня сырьевых товаров (минеральные продукты, уголь, нефть, газ, медь, а также иные виды сырья).

2) Закон установил для «сырьевиков» поэтапную отмену обязанности по репатриации выручки, полученной по «рублевым контрактам», освобождая их полностью от обязанностей по репатриации к 2024 году.

Федеральный закон от 28.06.2021 N 223-ФЗ вступил в силу почти мгновенно — с 01.07.2021 года.

Закон освобождает от репатриации большинство ВЭД-контрактов в иностранной валюте — назовем их «инвалютными несырьевыми». Вне зависимости от даты заключения самого контракта, причитающуюся по нему выручку после 1 июля можно оставить за рубежом, если она планируется по ВЭД-контракту:

  • предметом которого не является поставка сырья;
  • при этом договор не является кредитным;
  • вне зависимости от иных факторов, включая валюту контракта.

Недавно был опубликован еще один законопроект, который предназначен для освобождения сырьевых контрактов от репатриации. Во-первых, планируется ускорить поэтапную отмену репатриации по рублевым сырьевым контрактам (пп. Б выше) до полной отмены к 2023 году. Во-вторых, проект предлагает поэтапное освобождение от репатриации и для инвалютных сырьевых контрактов до полного освобождения к 2024 году.

То есть в настоящий момент правила репатриации действуют только:

  • в отношении сырьевых контрактов (с учетом поэтапной отмены)
  • и кредитных договоров (полностью и вне зависимости от валюты),
  • а также платежей, поставка по которым не состоялась.

Принятые и предлагаемые изменения не касаются обязанностей резидентов, иллюстрированных в Примерах 2 и 3 выше (т.е. импортёры все еще должны вернуть в РФ уплаченный аванс за неисполненные контрагентом обязательства, а займодавцы — обеспечить возврат займов, выданных нерезидентам).

Кнут и пряник — усиление мер контроля при либерализации законодательства

Старое. Революция никак не затронула отчетность по учету контрактов (см. выше).

Переходное. Революция никак не затронула саму обязанность резидентов обеспечить оплату контрактов от своих контрагентов — просто теперь эта оплата в большинстве случаев может осуществляться на счета, открытые в банках вне России.

При этом ФНС РФ разъяснила (Письмо от 10.08.2020 N ВД-4-17/12881@), что помимо денежной оплаты теперь допускается прекращение обязательств по контракту через зачет встречного требования, уступку требования иному лицу, новацию и др. неденежные способы (но только для контрактов, по которым требования о репатриации выручки были отменены).

Новое. В дополнение к этому 223-ФЗ ввел новую форму отчетности резидентов — теперь уже перед ЦБ РФ.

Резиденты-экспортеры, попавшие в специальный перечень ЦБ РФ, обязаны предоставлять в ЦБ РФ информацию об исполнении нерезидентами их обязательств по контракту (путем денежной оплаты или иного способа прекращения обязательств), а также об активах/обязательствах самих резидентов по контрактам с нерезидентами.

Перечня обязанных резидентов пока нет, равно как и нет четкого понимания о потенциальных кандидатах на попадание в этот перечень — он будет разработан ЦБ РФ и опубликован на его официальном сайте, вместе с порядком предоставления таких отчётов. Предположительно, это будет аналог профессиональных участников ВЭД, список которых также анонсирован, но пока не разработан (однако пока прямых свидетельств этому нет).

Для электронного взаимодействия между резидентами, госорганами и органами/агентами валютного контроля (банки, ФНС РФ, ЦБ РФ и др.) была разработана система «Одно окно» на базе платформы «Мой экспорт» Российского экспортного центра. Доступ к ней добровольный и бесплатный. Система помогает резидентам предоставить нескольким ведомствам одновременно необходимые документы для валютного контроля, получения разрешительной документации (лицензии, сертификации и т.п.) и иных целей.

Штрафы, риски и ответственность

Штрафы за непостановку на учет и неподачу документов в банк

В эту категорию попадают, в частности, действия:

  • непредставление в банк форм учета и отчетности по валютным операциям;
  • непредставление подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций,

Наказываются (если просрочка составила более 90 дней):

  • ФЛ — до 3 000 рублей;
  • должностные лица — до 5 000 рублей;
  • ЮЛ — до 50 000 рублей.

Штрафы за нерепатриацию

В эту категорию попадают:

  • нерепатриация выручки на счет в Россию в отношении любого кредитного контракта;
  • нерепатриация авансов, уплаченных нерезидентам за неисполненную поставку;
  • нерепатриация выручки в отношении сырьевого ВЭД-контракта в рублях на сумму >200 000 рублей (по лимитам и до полного освобождения к 2024 году, если не будут приняты послабления);
  • нерепатриация выручки в отношении сырьевого ВЭД-контракта в иностранной валюте на сумму >200 000 рублей в эквиваленте (если не будут приняты послабления);
  • невыполнение обязанности по исполнению / прекращению обязательств по ВЭД-контракту.
  • ФЛ — за все нарушения, кроме нерепатриации авансов и невыполнения обязанности по исполнению контракта. Предупреждением либо штрафом 1/150 ключевой ставки от суммы зачисленных не в срок средств, за каждый день просрочки репатриации и/или штрафом от 5% до 30% от суммы нерепатриированных средств в зависимости от вида и валюты договора.
  • Должностные лица — за все нарушения. Штраф до 30 000 рублей.
  • ИП и ЮЛ — за все нарушения. Предупреждением либо штрафом 1/150 ключевой ставки от суммы зачисленных не в срок средств, за каждый день просрочки репатриации и/или штрафом от 5% до 30% от суммы нерепатриированных средств в зависимости от вида и валюты договора или средств, причитающихся резиденту от нерезидента (если обязанность по репатриации отменена).

Отдельно стоит упомянуть, что ИП и ЮЛ также могут быть привлечены к ответственности в размере от 75 до 100% от суммы незачисленных на счета (в РФ или за рубежом) средств по контракту, если их сумма превысит 100 млн. рублей (по всем валютным операциям с нерезидентом в течение года) и такое нарушение не будет иметь признаков уголовного преступления.

Уголовная ответственность

В эту категорию попадают:

  • нерепатриация выручки в отношении тех же видов контрактов и случаев, что и указаны выше, кроме нерепатриации по договорам займа;
  • действия, если сумма невозвращенной выручки превышает 100 млн рублей и ранее резидент уже был привлечен к административной ответственности.
  • уголовным штрафом до 500 000 рублей / в размере дохода за период до 3 лет;
  • принудительными работами до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет.

При совершении преступления в особо крупном размере (более 150 млн рублей) наказание — лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 1 млн рублей / в размере дохода за период до 5 лет.

Кроме того

Также напоминаем, что при открытии банковского счета или счета в иных финансовых организациях вне России резиденты обязаны сообщить о таком открытии (закрытии / изменений реквизитов счета) и предоставлять в российские налоговые органы данные об оборотах по счету. Эти положения закона не менялись.

Для физических лиц:

  • обязанность сообщить об открытии (закрытии / изменении реквизитов) счета — не позднее 1 месяца с даты соответствующего события (штраф до 5 000 рублей);
  • обязанность отчитаться об оборотах по счету — до 1 июня года, следующего за отчетным (штраф до 3 000 рублей).

Для юридических лиц / ИП:

  • обязанность сообщить об открытии (закрытии / изменении реквизитов) счета — не позднее 1 месяца с даты соответствующего события (штраф для ИП до 50 000 рублей, для ЮЛ — до 1 млн рублей);
  • обязанность отчитаться об оборотах по счету — ежеквартально в 30-дневный срок после окончания отчётного квартала (штраф для ИП до 5 000 рублей, для ЮЛ — до 50 000 рублей).

С 1 октября 2021 года, следуя за развитием технического прогресса, для резидентов вводится дополнительная обязанность по предоставлению аналогичной отчетности в отношении электронных кошельков и аналогичных платежных инструментов, открытых в иностранных платежных системах.

Так, физические лица подают отчет об оборотах по кошельку до 1 июня года, следующего за отчетным, а ЮЛ и ИП — ежеквартально в 30-дневный срок после окончания отчётного квартала.

Штрафы за нарушения составляют:

  • штраф 75-100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием электронных средств платежа — за запрещенные валютные операции (ИП/ЮЛ/ФЛ);
  • штраф 20-40% от суммы зачисленных на кошелек средств — за непредставление отчетов (ИП/ЮЛ/ФЛ).
  • штраф до 3 000 рублей (ФЛ) / до 50 000 рублей (ЮЛ/ИП) в зависимости от количества дней просрочки предоставления отчетов.

На пути к прекрасному

Сложно переоценить значение произведенной революции. С 2021 года экспортеры объективно смогут увереннее себя чувствовать на международном рынке, получать выручку на любой удобный счет и распоряжаться средствами в рамках установленного законодательства. Кроме того, резиденты смогут свободнее использовать иные способы прекращения обязательств по договору, помимо стандартного денежного исполнения (зачетом, цессией и др.), которые часто на практике являются более оптимальными и теперь не несут в себе рисков применения колоссальных штрафных санкций (до 100% от суммы).

Однако если где-то вводят послабления, то взамен будут применены и ужесточения контроля. Международные сделки сопряжены с обязанностями по подаче огромного количества отчетности, что делает их совершенно прозрачными и контролируемыми для ЦБ РФ, налоговых органов и иных агентов валютного контроля.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Репатриация валютной выручки: сроки, возврат иностранной валюты

20.01.2022

Из этой статьи вы узнаете:

Для отечественных компаний, специализирующихся на внешнеэкономической деятельности, обязательным условием является исполнение определенных требований, установленных государством. Одна из таких обязанностей — возвращение на территорию страны иностранного эквивалента денежных средств, поступающих на счет в рамках реализации сделок с зарубежными партнерами. Правила регулирования, действующие для всех без исключения субъектов рынка, позволяют поддерживать экономический баланс, который, как известно, далеко не всегда оказывается устойчивым в современных реалиях. В ближайшее время вряд ли будут отменять существующий порядок, поэтому стоит детально разобраться в том, что такое репатриация валютной выручки, как это работает, и какие сроки возврата валюты по экспортным договорам и контрактам определены законодательными нормами.

Общее представление

Итак, репатриировать денежные средства — обязательная к исполнению задача резидентов, получающих доходы в инвалюте в результате участия в международных сделках. Стоит сразу подчеркнуть, что процедура применяется не только к зарубежным, но и к национальным деньгам, и представляет особую значимость с точки зрения поддержания объема материальных благ внутри государства. Основополагающий принцип — исключение ситуаций, когда субъекты экономики, занимающиеся внешней торговлей, оставляют выручку в стране, где зарегистрирован контрагент. Отток ресурсов за рубеж должен компенсироваться поступлением соразмерной денежной компенсации — правила, определяющие данный порядок, закреплены в рамках положений статьи 19 Федерального Закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященной вопросам валютного контроля и регулирования.

Репатриировать деньги нужно в двух случаях. Первую категорию правоотношений составляют ситуации, когда на основании принятых договорных обязательств резиденты осуществляют передачу нерезидентам товарно-материальных ценностей, информационных данных или прав интеллектуальной собственности, а также оказывают различного рода услуги, выполняют работы. Вторая группа — ненадлежащее исполнение условий договора, при котором местные компании переводят оплату контрагентам за планируемый импорт, однако сделка в конечном счете оказывается несовершенной, то есть соразмерная компенсация в виде материальных благ не поступает на территорию РФ. Подобный блок правоотношений представляет особую значимость с точки зрения обеспечения валютного контроля, поскольку зачастую включает в себя прецеденты финансового мошенничества.

Как происходит

В рамках процесса задействуется три стороны: участники ВЭД, а также банковская организация, в которой обслуживается компания, являющаяся резидентом. При заключении соглашения местные фирмы и предприниматели обязаны уведомить уполномоченный банк о его аспектах, в первую очередь — о максимально возможных сроках, в течение которых денежные средства должны поступить на расчетный счет, либо временном периоде, отведенном на ввоз на территорию страны ТМЦ, выполнение согласованных работ или оказание услуг.

В соответствии с инструкцией Центрального Банка РФ №181-И с марта 2018 года было принято решение об отмене ранее обязательного к оформлению паспорта сделки. Сегодня вместо этого достаточно поставить внешнеэкономический договор на учет, руководствуясь стандартным регламентом.

В ситуациях, когда иностранный контрагент не исполняет репатриационные обязательства, задачей резидента становится обеспечение поступления на расчетный счет страхового возмещения, покрывающего риски невыплаты. Важно учесть, что репатриация денежных средств в иностранной валюте — это обязательное условие, которое должно быть исполнено в отведенные законом сроки. В отдельных случаях обязанность может быть переведена на иное юридическое лицо — фактора, в пользу которого уступается право дальнейшего истребования по договору ВЭД. При этом факт поступления денег будет основанием для уведомления субъекта, уступившего правомочия, в течение пяти рабочих дней.

Когда не требуется

Возвращение валютной выручки на территорию РФ — общее правило, для которого предусмотрены определенные исключения. Избежать процедуры по зачислению инвалюты на расчетный счет в одном из национальных банков можно при наличии следующих обстоятельств:

  • Средства, поступающие на реквизиты, оформленные в зарубежной финансовой организации, предназначены для исполнения обязательств кредитного или долгового характера, бенефициарами которых выступают иностранные правительственные агенты, либо резиденты стран, являющихся членами ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
  • Финансовые ресурсы направляются на строительство объектов, располагающихся на территории другой страны, при условии, что цикл возведения еще не подошел к завершению.
  • Основанием для получения является проведение выставочных, спортивных или других мероприятий, организуемых за рубежом, а сами деньги необходимы для обеспечения связанных процессов.
  • Выручка поступает в качестве взаимозачета по агентским обязательствам, возникающим в рамках рыбного, газового или транспортного сотрудничества, а также на основе перестрахования.
  • Денежные средства переводятся на счета логистических компаний, работающих за пределами Российской Федерации.

В какие сроки осуществляется репатриация

Исходя из положений, закрепленных в рамках первого пункта статьи 19 регламентирующего федерального закона, временной промежуток определяется условиями заключенного внешнеэкономического контракта. Подобная формулировка, имеющая достаточно обтекаемый и размытый характер, обуславливается индивидуальностью правоотношений в различных сегментах бизнеса. Договоры могут предусматривать как единовременную, так и дифференцированную оплату, погашение задолженности по факту доставки, или же перечисление денег авансовым платежом. В связи с этим при оформлении документов стоит уделить особое внимание пунктам, касающимся контроля за сроками репатриации — возврата валютной выручки по экспортным и импортным операциям — чтобы обеспечить достаточный запас времени для исполнения законодательных требований.

Ответственность за нарушения

Несоблюдение закона, как и в любом другом случае, является основанием для применения в отношении виновных субъектов соразмерных санкций, предусмотренных не только административным, но и уголовным законодательством. В первом случае речь идет о положениях статьи 15.25 (ч.4, ч.5) КоАП, во втором — о ст. 193 УК РФ.

В качестве меры наказания используются штрафы, возможность привлечения к принудительным работам на срок до 48 месяцев, а также до 5 лет лишения свободы — при условии, что преступное деяние характеризуется особо крупным размером, то есть сумма не репатриированных денежных средств превысила пороговую отметку в 45 млн рублей. Крупными считаются преступные деяния, в которых фигурируют значения от 9 миллионов. Стоит отметить, что Министерством финансов, реализующим курс по смягчению норм законодательства, рассматривает возможность исключения из действующей нормативно-правовой базы ст. 193 УК, с последующим разнесением ее состава на основе квалифицирующих признаков, характерных для статей 159, 171, 174 и 196 Уголовного кодекса.

Штрафы

Штрафные санкции, предусмотренные законодателем, действительно могут считаться суровыми. Например, случаются ситуации, когда товар, планировавшийся к ввозу на территорию РФ, оказывается не доставленным. Подобное нарушение правил репатриации в валютном контроле — это основание для назначения денежного взыскания, сумма которого варьируется в диапазоне 3-30% от размера платежа, переведенного зарубежному контрагенту.

Впрочем, ранее аналогичная мера предусматривала наказание величиной от 75 до 100%, так что изменения, принятые в 2020 году, в какой-то мере облегчили жизнь участникам ВЭД. Сегодня максимальное значение остается актуальным только для тех случаев, когда суммарная недоимка за год превышает 100 миллионов рублей.

Рекомендации по минимизации рисков

Чтобы свести к минимуму вероятность применения административных, и тем более уголовных мер наказания, следует с особым вниманием подойти к вопросам подготовки контрактов ВЭД и соблюдения законодательных норм в данной сфере.

В первую очередь важно грамотно и всесторонне проверять потенциальных контрагентов, с которыми планируется заключение договора на импорт или экспорт товаров, оказание услуг или выполнение работ. Среди зарубежных предпринимателей компаний точно так же встречается немалое количество мошенников и подставных фирм, единственной целью которых является обогащение за счет совершения противоправных действий.

Одним из инструментов проверки являются реестры юридических лиц, которые ведутся уполномоченными ведомствами иностранных государств. Так, например, в Китае существует сайт службы контроля и регулирования рынка, где собрана достаточно подробная информация о каждом зарегистрированном субъекте, что особенно актуально на фоне роста количества заключаемых российским бизнесом импортных сделок. Впрочем, чтобы полностью убедиться в надежности контрагента, лучше всего организовать личную встречу на выездной территории, оценить производственные условия и проверить качество предлагаемой продукции. Подобные меры предосторожности отнюдь не чрезмерны, поскольку в будущем они могут оказаться веским доводом для суда, разбирающего дело о нарушении правил репатриации валютных средств.

Еще один, не менее важный аспект — грамотное составление контракта ВЭД, отражающего обязанности и права каждой из сторон, а также ответственность, наступающую в случае их неисполнения. Грамотно составленное соглашение обеспечивает юридическую защиту интересов резидента, и также учитывается контролирующими органами, ответственными за проверку соблюдения действующих репатриационных правил. Для отдельных сделок стоит рассмотреть возможность получения банковских гарантий, исключающих нарушение финансовой дисциплины.

Один из вариантов, решающий большинство вопросов, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности — расчетно-кассовое обслуживание в МОРСКОМ БАНКЕ (АО). Команда квалифицированных специалистов всегда готова прийти на помощь и найти оптимальный подход для удовлетворения потребностей бизнеса любого масштаба и профиля. Помимо сопровождения ВЭД, в спектр оказываемых услуг также входят подключение зарплатных проектов и эквайринга, оформление международных корпоративных карт, удаленное управление расчетным счетом через мобильный клиент, а также другие опции, необходимые для повышения эффективности и рентабельности компании.

Новые требования по договорам займа с нерезидентами

Обновление законодательных норм, принятое в 2018 году, принесло очередные изменения условий репатриации валютных средств, перечисляемых в адрес зарубежных контрагентов. В соответствии с установленным порядком, заключаемое соглашение должно содержать указание на сроки возврата — в противном случае уполномоченные банки не имеют права принимать его к учету и проводить какие-либо операции. Обязанностью заемщика является своевременный возврат, что также становится предметом проверки со стороны финансовых учреждений. При выявлении нарушений информация передается в ЦБ.

Репатриация валюты, полученной по контрактам ВЭД

В 2021 году вступили в силу законодательные акты, которые смягчают процедуру возврата выручки по внешнеэкономическим сделкам для предприятий, занимающихся экспортной деятельностью, не связанной с поставками сырья или энергетических ресурсов.

Поправки, закрепленные в Федеральном законе № 265-ФЗ от 2 августа 2019 года , предполагают поэтапную отмену этого обязательства по контрактам, реализуемым в российских рублях, а правки, утвержденные Федеральным Законом № 223-ФЗ от 28.06.2021г. отменяют с 1 июля 2021г. обязанность ряду российских экспортеров получать от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту. Выручку допустимо зачислять на счета зарубежных банков.

Что делать, если не соблюдаются требования о репатриации валюты

Несоблюдение зарубежными контрагентами контрактных обязательств, хоть и редко, но все же встречаются в регулярной практике ВЭД. В подобных ситуациях для бизнеса важно обезопасить себя от потенциальных санкций, не дожидаясь фактического запуска административного делопроизводства. Следует позаботиться о наличии материалов доказательной базы, свидетельствующих о проведении предварительной проверки поставщика, а сразу по истечении срока исполнения договора — самостоятельно инициировать претензионный или судебный процесс, ориентированный на восстановление правового статус-кво.

В качестве одного из возможных решений стоит рассмотреть отправку в Торгово-промышленную палату государства, на территории которого зарегистрирован контрагент, официального запроса, содержащего общую характеристику сложившейся ситуации, и просьбу оказать содействие в ее разрешении. Данную инициативу также следует зафиксировать, чтобы в дальнейшем использовать в рамках разбирательства как аргумент в собственную защиту. Как показывает практика, активность резидентов, направленная на обеспечение требований законодательства, выступает важным критерием для общей оценки, и позволяет избежать серьезных санкций в случае вынужденных нарушений.

Помощь по делам о репатриации

Участникам ВЭД, не обладающим достаточным практическим опытом работы в данном сегменте, рекомендуется заранее позаботиться о наличии грамотного юридического сопровождения. Квалифицированные специалисты помогут свести к минимуму риск несоблюдения регламента, а также в кратчайшие сроки реализуют базовые протоколы, защищающие интересы резидентов, оказавшихся в сложной правовой ситуации.

Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк

Возвращаясь к рассмотрению договоров займа, стоит упомянуть, что существуют исключения, позволяющие избежать возврата денежных средств. Подобный перечень действовал и раньше, но не был актуален для сделок, связанных с кредитованием. Так, например, ситуации, когда компания сначала предоставляет ссуду, а затем оформляет собственный заем, получая от контрагента перевод на расчетный банковский счет, квалифицируются как зачет взаимных обязательств, что формально исключает определение состава нарушения. Аналогичным образом действует страховка, которая автоматически погашает задолженность при неисполнении нерезидентом условий договора по импорту.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что такое репатриация резидентами прибыли в виде иностранной и валюты РФ, и как это контролируется законодательными нормами. Необходимость применения этого инструмента по-прежнему остается темой для дискуссии в рамках научной доктрины, однако до тех пор, пока правила остаются актуальными — стоит ответственно относиться к их соблюдению.

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ – это…

Репатриация иностранной валюты – это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает два аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ. Сюда же относятся возврат займов и авансов по невыполненным поставкам.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

О правилах совершения валютных операций подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности валютного обращения в РФ.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того, что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь, это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. В 2021 году наблюдаются тенденции послабления в сфере валютного регулирования. В статью 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ внесены поправки, отражающие курс на поэтапную отмену репатриации. Изменения касаются величины доли средств, которую участники ВЭД вправе «оставить» за рубежом — теперь она выросла до 30%. Предыдущаяцифра составляла 10%. В будущем планируется еще большее увеличение этого лимита — до 100% к 2024 году. Правда, мера действует лишь при соблюдении следующих условий:

  • расчеты по контрактам осуществляются в валюте РФ;
  • объект сделок — определенные сырьевые товары, перечисленные в п. 4 ст. 2 закона № 265-ФЗ.

Также российским организациям теперь предоставляется право не получать от иностранных партнеров денежные средства, а вместо этого проводить зачет встречных обязательств. Взаимозачет не попадает под требование репатриации. Эта мера значительно снижает риск нарушения валютного контроля. Перечень товаров и услуг, в отношении которых действует поправка, определен законодательно.

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшей либерализации валютного законодательства РФ в данном вопросе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами

Репатриация средств — это возврат денег из других государств на родину.

Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.

Пример употребления на «Секрете»

«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».

Наказание

Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:

Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.

Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:

  • Если в рублях, то от 3% до 10% неполученной суммы.
  • Если в иностранной валюте или речь идёт о договоре займа с нерезидентом (независимо от валюты платежа), штраф составит от 5% до 30% неполученной суммы.
  1. Если сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту) не превышает 200 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то ответственность отсутствует вовсе.

Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Практика

Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.

Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.

Что изменилось на практике за последние годы:

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.

Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.

Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.

Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.

До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.

Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.

Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.

Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.

Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.

Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.

С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.

Критика

Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».

В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.

На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.

При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.

Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.

Репатриация валюты: как избежать штрафа?

Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?

Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за не репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за не репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Репатриация в РФ в 2022 году

Латинское слово repatrians (репатриант) переводится как ‘возвращающийся на родину’. Это те люди, которые попали в плен, были беженцами или еще по каким-то причинам оказались за пределами своей страны и имеющие право вернуться.

Что такое репатриация в России

Репатриация в РФ — это возвращение на родину тех, кто через своих предков связан с Россией. Но в законодательстве Российской Федерации есть правила, которые регулируют возможность стать репатриантом. Государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы возвращались соотечественники трудоспособные, которые могут внести свой вклад в экономику.

В 2006 году президентом был подписан закон о добровольно переселяющихся в Россию соотечественниках. В нем отдается предпочтение квалифицированным специалистам в той или иной отрасли. С 2012 года закон этот стал бессрочным, т. е. теперь возвращение соотечественников из-за рубежа — систематическая процедура.

Диаграмма репатриантов в РФ

Особенности российского закона

Закон о репатриации был принят для того, чтобы дать стимул соотечественникам покинуть места проживания вне исторической родины. Для этого предусмотрены гарантии и некоторые привилегии.

  1. Компенсируются те затраты, которые репатриант понес при возвращении.
  2. Государство предоставляет средства на первоначальное обустройство.
  3. Деньги, внесенные в качестве госпошлины, возвращаются.
  4. В течение шести месяцев, пока переселенец не найдет работу в РФ, выплачивается каждый месяц пособие.

Кроме того, провоз багажа осуществляется беспошлинно:

  • На семью из трех человек — контейнер весом в пять тонн.
  • Если в семье больше трех человек, положено два контейнера по пять тонн.
  • Можно провезти один легковой автомобиль, не оплачивая таможенного сбора.

Получение российского гражданства репатриантами является приоритетом у соответствующих государственных служб и проводится в ускоренном порядке.

Условия для переселения

В категорию репатриантов входят лица трудоспособные, владеющие какой-либо нужной в России специальностью и обладающие достаточным опытом в своем деле. Репатриации не подлежат пенсионеры, а также те, кто владеет специальностью, не связанной непосредственно с экономикой и развитием технологий (учителя гуманитарного профиля, например).

Обязательное условие — иммигрант должен хорошо знать русский язык. Воспользоваться возможностью репатриации в Россию могут следующие лица:

  • По каким-либо причинам оказавшиеся за рубежом граждане России.
  • Те, кто родился в СССР или России, а также их потомки.
  • Люди, имевшие гражданство Советского Союза и теперь проживающие в странах, которые были некогда его частью (независимо от того, имеют ли они гражданство этой страны).

Для репатриантов нет возможности выбрать территорию проживания в России по своему усмотрению. Вся страна была разбита на три категории:

  • Приграничная зона.
  • Местности, где экономическая, демографическая ситуация стабильна.
  • Регионы малозаселенные, участвующие в инвестиционных проектах и требующие привлечения специалистов и дополнительных рабочих рук.

В регионах первых двух категорий расселение репатриантов практически не ведется. Тенденция последних лет такова, что переселяющимся соотечественникам определяют малонаселенные территории с суровым климатом.

Но при этом всегда есть возможность поселиться в Центральной России, где в сельской местности численность населения резко сокращается и можно поднимать сельское хозяйство.

При этом репатриант вполне может рассчитывать на государственную поддержку. К примеру, подъемные в настоящее время увеличены до 240 тыс. рублей (ранее было 120 тыс.). Дополнительные меры предусматривают каждому члену семьи по 120 тыс. рублей.

Программа переселения соотечественников

Эта программа дает шанс быстро получить гражданство Российской Федерации. Получение этого статуса для обычного человека — довольно трудоемкий процесс, требующий непрерывного проживания на территории страны в течение пяти лет. А получение гражданства может занять и восемь лет.

Чтобы ускорить процесс, надо принять участие в программе переселения соотечественников. Все зависит от того, насколько сам переселенец готов быстро мигрировать в Россию. Но в любом случае получение гражданства возможно в течение 9–12 месяцев.

Принимающие участие в программе переселения проходят несколько этапов:

Этапы программы репатриации

  1. Подача заявления.
  2. После рассмотрения заявления и пакета документов в случае положительного решения выдается свидетельство репатрианта.
  3. Репатриант выезжает в Россию, становится в подразделении МВД на миграционный учет.
  4. Оформляется временный вид на жительство и регистрация по месту жительства.
  5. Составляется заявление на принятие гражданства РФ.
  6. Получение гражданства, присяга и выдача паспорта. После этого репатриант становится полноценным жителем России.

Что касается территорий расселения, то по данной программе правительством приняты определенные квоты для каждого региона. В то же время их руководство на местах вправе само решать, принять переселенцев или нет, в зависимости от реальных потребностей.

Определены приоритетные и неприоритетные области расселения. Приоритетные — это регионы, где есть демографические проблемы: Дальневосточные районы, Сибирь, Магаданская область, Камчатка, Сахалин.

Тем, кто решит принять участие в программе, поселиться в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области невозможно. Если человек живет в зарубежной стране и имеет более-менее хорошие условия жизни, стоит задуматься о том, надо ли получать помощь от Отечества, если они ухудшатся.

Из каких стран репатриируют в Россию

Если супруга или супруг отказывается переселяться, репатриация невозможна, если не последует письменное заявление об отказе со стороны нежелающего ехать. Принять участие в программе могут жители следующих стран:

  • Казахстана;
  • Беларуси;
  • Армении;
  • Азербайджана;
  • Молдовы;
  • Киргизии;
  • Украины;
  • Таджикистана.

Жители Донбасса (неподконтрольных территорий) будут проходить процедуру репатриации как граждане Украины.

Подробнее о репатриации в Россию в видео.

Процедура принятия

Если гражданин желает вернуться в Россию, ему нужно будет подать следующие документы:

Что представляет собой процесс репатриации в РФ

Еще несколько лет назад репатриация трактовалась исключительно как намерение народов еврейской национальности и немцев, которые успели ассимилироваться в иностранное общество, вернуться на исконную родину. По отношению к России это понятие стало применимо впервые в 2006 году, когда был обнародован проект по переселению граждан, имеющих российские корни, обратно в Российскую Федерацию. Таким образом, на сегодняшний день кандидаты, отвечающие требованиям государственной программы, могут получить гражданство РФ в очень короткие сроки, подав ходатайство на статус репатрианта.

Что такое процесс переселения

Миграционные процессы – явление, уходящее своими истоками в далекое прошлое. И если в давние времена оно определялось внешними факторами и не подлежало контролю, то сегодня политика всех стран в мире направлена на упорядочивание этого процесса.

Переселение граждан можно подразделить на внутреннее и внешнее. Отличие одного от другого заключается в том, покидают мигранты пределы своего государства или остаются на его территории. И в том, и в другом случае процесс может происходить добровольно или вынужденно.

Если переселенцы самостоятельно принимают решение покинуть место проживания, то чаще всего это происходит по экономическим причинам – отсутствие работы или возможности реализовать себя в профессиональной сфере. Вынужденные мигранты переезжают по причинам, которые от них не зависят: спасаясь от эпидемий, чрезвычайных ситуаций, военных действий.

Начинать процесс смены места проживания лучше всего с изучения того, как проходит процесс и что сулит вам будущее переселение.

Репатриация – разбираемся с понятием

Для начала будет правильным разобраться, что такое репатриация. Если перевести данный термин буквально, то мы получим «возврат на родину». Отсюда следует, что данный процесс дает возможность бывшим гражданам страны или их потомкам вернуться в свои исконно родные земли.

Действующие на сегодняшний момент законодательства всех стран подробно описывают, как проходит процедура репатриации, какие условия необходимо выполнить и кто относится к потенциальным кандидатам.

Основанием для создания подобной программы в России стала необходимость привлечения трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов. Начиная с 2012 года, данный проект стал бессрочным.

Итак, репатриировать – это значит предоставить «право на возвращение», что является ключевым понятием в международной юриспруденции. Подтверждение тому можно найти во Всеобщей декларации прав человека и Международном соглашении о политических и гражданских правах.

Кого принято называть репатриантами

Следующее, что требует разъяснения, – кто такой репатриант. Данное понятие чаще всего применяется по отношению к лицам, которые оказались за пределами своего государства в принудительном порядке. Обычно это беженцы, военнопленные и прочие мигранты.

При этом процесс возвращения их на родину подразумевает не только переезд, но и восстановление всех их гражданских прав и обязанностей. Само собой разумеется, что репатриированный гражданин получает всевозможную поддержку со стороны государства на всех этапах процесса. Главное преимущество, которое дает ему возвращение в родные края, это ускоренная процедура обретения гражданства.

Российское законодательство о репатриантах и Правительственная программа

Впервые о репатриации в России заговорили в 2006 году. Предпосылкой для принятия закона стала реформа процедуры получения российского гражданства, которая достигла критической точки в вопросе бюрократизма. Было решено, что репатрианты должны получить приоритет в присвоении им гражданского статуса, что, в свою очередь, положительно скажется на экономике страны и демографической ситуации.

Поскольку бывшие граждане РСФСР никаких заявлений о выходе из гражданства не писали и оказались за пределами родины вынужденно, проще всего оказалось изменить законодательство: было решено, что репатриантам будет предоставлена возможность не «получать», а «восстанавливать» свое гражданство.

В разных странах программы репатриации носят различные названия с национальными оттенками:

  • в Израиле – Алия;
  • в Армении – Еркир;
  • в Польше – репатриация репрессированных польских граждан;
  • в Казахстане – Нурлы кош;

Государственная программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников часто называется короче: программа «Соотечественник» или Программа переселения соотечественников.

Кто может попасть в категорию репатриантов

Итак, говоря о Российской Федерации, под термином «репатриация» мы подразумеваем процедуру возвращения на родину соотечественников, которые в силу разных причин оказались за границей. Чтобы понять, кто такой репатриант, сначала выясним, кого российское законодательство называет соотечественниками:

  • граждан, некогда пребывавших в гражданстве СССР и проживающих сегодня на территории бывших советских республик;
  • граждан РФ, которые проживают в иных государствах;
  • лиц, которые эмигрировали из Российской империи, России во времена Февральской революции и РСФСР, получили гражданство других стран или остались апатридами.

Чтобы стать участником программы, придется документально доказать свою принадлежность к одной из перечисленных категорий. Занимается всеми вопросами отдел репатриации при Управлении по вопросам миграции МВД РФ.

На какие привилегии могут рассчитывать репатрианты

С целью стимулирования интереса граждан к участию в Программе правительством был разработан целый ряд мер содействия переселенцам на каждом из этапов их адаптации в новых условиях. К числу основных мер поддержки относятся:

  • единовременная выплата при переезде, выплачиваемая на каждого члена семьи;
  • ежемесячное пособие в течение первого полугодия проживания на новом месте;
  • компенсация транспортных расходов для перевозки вещей и самих участников Программы;
  • предоставление временного жилья; ;
  • содействие в трудоустройстве;
  • частичная компенсацию на строительство дома;
  • отмена пошлины при отправке багажа и таможенного сбора при ввозе автомобиля;
  • ускоренная процедура получения гражданства РФ.

Для получения финансовой и материальной поддержки участники проекта должны доказать, что имеют основания для подачи ходатайства. Не стоит забывать, что участники Программы также ограничены в выборе региона проживания: новым местом жительства может стать только та область или край РФ, которые заявили о своем желании принять переселенцев. Каждый участник программы также обязан подтвердить свободное владение русским языком и отсутствие у него судимостей.

Основания для лишения права на репатриацию

Даже при соответствии всем требованиям, но при наличии определенных обстоятельств, права на репатриацию могут лишить. К основным причинам отказа можно отнести:

  • наличие судимостей за рубежом или на территории РФ;
  • действия или личные убеждения заявителя, которые несут угрозу существующему конституционному строю РФ или жизни ее граждан;
  • наличие фактов депортации из Российской Федерации в прошлом;
  • выявление факта предоставления недостоверных сведений или поддельных документов;
  • несоответствие кандидата ни одной из перечисленных категорий лиц, которые могут принимать участие в Программе;
  • факт незаконного пересечения заявителем российской границы.

Иными словами, чтобы получить возможность вернуться на родину, заявителю необходимо убедиться, что он соответствует всем требованиям Программы, может подтвердить это документально и согласен со всеми условиями, которые ему предстоит выполнить.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]