Фотографии Гостиного двора в Москве

«Наилучшее здание во всей Москве»

После большого пожара 1493 года, когда Иван III запретил держать лавки в Кремле, Зарядье стало центром московской торговли. Когда стало ясно, что ее нужно как-то регламентировать, на Ильинке и появился первый гостиный двор. МОСЛЕНТА решила поглубже познакомиться с историей знаменитого здания.

Торговать в Зарядье начали испокон веку, когда китайгородской стены еще не существовало, а после того, как после большого пожара 1493 года Иван III запретил держать лавки в Кремле, этот район стал центром московской торговли. Поначалу торговля стихийно шла в основном на «кресцах» — пересечениях улиц и переулков, но нужно было как-то ее регламентировать. Тогда-то на Ильинке и появился первый гостиный двор. МОСЛЕНТА решила поглубже познакомиться с этой традицией и историей московского Гостиного двора.

Избный сбор и амбарщина

Первые гостиные дворы на Руси появились в вольном граде Новгороде, который не случайно называли торговой республикой. Известно о существовании двух гостиных дворов — немецкого и готеского или готландского. Иноземные торговцы приезжали в них лишь два раза в год, строго на определенное время, зато эти дворы были целиком самоуправляемыми — новгородское правительство в их дела не вмешивались, а решал все выборный альдерман, с четырьмя ратманами.

По мере увеличения размеров российского государства и развития внутренней торговли, гостиные дворы стали появляться и в других городах. Это относится уже к XV – XVI векам, времени складывания и расширения единого русского государства. Название дворов, как не трудно догадаться, происходит от слова гость, которое в те времена имело несколько иное значение, нежели сейчас.

Гостями называли иногородних купцов, дабы отличать их от своих, доморощенных. Вспомните богатого гостя Садко из новгородского эпоса. Когда такой купец приезжал с товаром в другой город, ему нужно было где-то остановиться, складировать товар и получить место для торговли. В то же время, городским властям нужно было собрать с него таможенные пошлины. То есть, интерес был взаимным.

Гостиный двор в Саратове.

Гостевые дворы в XVI веке стали строить практически во всех крупных городах. Обычно это было просторное здание, с большим двором посередине. Там купцы имели возможность остановиться, разместить лошадей, складировать товар, там же они и торговали. В других местах останавливаться и торговать они не имели права, если только не имели в этом городе собственного отдельного здания.

Если купец торговал прямо с телеги, саней или корабля, тогда он платил специальный «поворотный» сбор. В остальных случаях он должен был останавливаться на гостином дворе и платить сразу несколько «поборов»: за проживание в гостевой избе — избный, за пользование складом амбарный или амбарщину, за аренду лавки — полавочный. Ренту собирали специальные государевы служители. Впрочем, плата была посильной — государство поощряло развитие внутренней и внешней торговли.

«Водки и всякие лекарства»

Московский гостиный двор появился где-то на рубеже XV – XVI веков, точная дата его возникновении не известна. Впервые о нем упоминает в своей книге «Записки о Московии» австрийский посланник Сигизмунд фон Герберштейн, который посещал столицу в 1517 и 1526 годах: «Недалеко от крепости есть большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».

Известно, что в 1638-1641 годах Гостиный двор, находившийся на Ильинке, был расширен и перестроен, однако очень быстро и он стал тесен, поскольку торговый оборот постоянно рос. В 1661-1665 годах двор еще расширили в сторону Варварки — теперь он занимал целый квартал между Ильинкой и Варваркой. Строительство проходило под смотрением богатого купца и думного дьяка Аверкия Кириллова, того самого, чьи шикарные палаты сохранились на правом берегу Москвы-реки на Барсеневской набережной.

Фасад Гостиного двора на Ильинке.

М. Шабельников / РИА Новости

До революции в нем располагалось Московское археологическое общество, а сейчас институт культурологи. Кириллов возглавлял Приказ большой казны, то есть руководил всей торговлей и промышленностью страны. Казнокрадом он слыл знатным, за что и был зарублен стрельцами во время бунта 1682 года. Приговор их был вполне определенным: «Великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил».

Новый гостиный двор был по отзывам иностранцев «наилучшим зданием во всей Москве». Известно, что его окружали высокие побеленные стены с воротами, над которыми стояла восьмиугольная башня с маленькими шатрами по бокам. Здание было богато украшено многоцветными изразцами, расписано яркими красками, а верх башни венчал позолоченный орел, весом более 20 пудов. Кстати, в Гостином дворе были не только лавки и склады товаров, но и первая в России аптека. В 1673 году «указал Великий Государь (Алексей Михайлович — прим. МОСЛЕНТЫ) продавать из нее спирты, водки и всякие лекарства всяких чинов людям по указной книге».

Более века Гостиный двор честно служил богу торговли Гермесу, но постепенно состарился. Возможно, и лиходейство Аверкия Кирилова при постройке сказалось. В 1777 году в докладе начальника ведавшего строительством в Москве и Санкт-Петербурге Каменного приказа Петра Никитича Кожина сказано, что в «Китае гостиной двор пришел в крайнюю ветхость, и все торги безпредельно стеснен», и что Каменным приказом в числе прочих «сочинен прожект», как «оной (Гостиный двор) с приумножением казенного дохода и пользой торговых людей выстроить». Идея была одобрена, но денег на строительство не нашли и проект лег на полку.

«Гостиный двор», 1916 год.

Изображение: Борис Кустодиев

В 1786 году московский главнокомандующий граф А. Я. Брюс докладывал Екатерине Второй, что Гостиный двор «. пришел в совершенную ветхость и угрожает разрушением и падением, как-то кирпич и белой камень из стен во многих местах уже выпадывает, а равно и крышка, стены и столбы начали обваливаться, отчего не токмо торгующие в магазейнах, но как оный двор положение имеет на четырех улицах, то проходящие и проезжающие подвергаются крайней опасности, а паче от находящихся на воротах башен, которыя совсем наклонились».

Брюса не услышали и 1 июля того же 1786 года после продолжительных дождей часть здания действительно рухнула. Разрушены были 15 лавок, погибли два торговца. Больших жертв удалось избежать случайно: дело в том, что разрушение произошло в послеобеденные часы, когда большинство горожан по старой русской традиции почивали. К тому же, здание разваливалось не моментально, а довольно медленно и некоторые торговцы даже успели спасти свои товары.

Два проекта

Теперь тянуть со строительством было уже невозможно, но денег по прежнему не было. Тогда Екатерина издала указ «Об отдаче каменного Гостиного двора городу для умножения доходов на разные нужды». Остатки здания и землю под ними продали с аукциона по частям, выручив за все это солидную сумму в 234 593 рубля 33 копейки. Получилось, что новое здание строилось на средства купцов-застройщиков, коллективной собственностью которых оно и стало, зато казна гораздо меньше тратилась на строительство.

В московской «Экспедиции архитектурных дел» зодчим С.А. Кариным был составлен проект и послан в Петербург, но оттуда прислали другой, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Гваренгием зделан». Чуть раньше Джакомо Кваренги создал торговые ряды на Красной площади, и видимо, Екатерина решила не нарушать архитектурного единства этого района.

Вид на Гостиный двор. 1887 год.

Проект Кваренги был великолепен, если бы не одно но: он не учел особенностей глинистого китайгородского грунта и резкого перепада высоты между Ильинкой и Варваркой, посему реализовать его в первоначальном виде было невозможно. Приехать и переделать проект по каким-то причинам итальянец тоже не мог. В итоге, дорабатывали его московские зодчие Семен Карин и Иван Селехов под общим руководством их великого учителя Матвея Федоровича Казакова.

Общая идея Кваренги была сохранена, но конструктивно здание было несколько изменено. Чтобы сгладить перепад высот, московские зодчие построили его уступами, а в некоторых местах отказались от коринфского ордерного решения в пользы тосканского. Так, полностью был переделан фасад, выходящий на Варварку.

В целом, Гостиный двор был создан в классических палладианских традициях, а в арочных пространствах между колонами располагались лавки. Всего, внутри и снаружи их было 760, а еще склады, конторы, магазины. Внутри периметра здания находился большой открытый двор. Очень удачной оказалась идея с закругленными углами, которые сглаживают ощущение тяжести здания и облегчают движение публики по тротуарам узких переулков Китай-города.

Строительство шло сложно, поскольку каждый купец-собственник выражал свои пожелания. К тому же, вскоре умерла императрица Екатерина, а Павел не выражал интереса к московским делам. Тем не менее, в 1805 году в несколько недостроенном виде Гостиный двор начал функционировать и честно принимал посетителей вплоть до пожара 1812 года.

Интерьер Гостиного Двора.

Алексей Гусев / Фотобанк Лори

Остатки сладки

Сильно пострадавший от огня двор был наскоро восстановлен сразу после войны, но в 1825 году ему вновь потребовался ремонт. Занимался этим знаменитый «восстановитель Москвы» Осип Иванович Бове. Собственно, тогда здание окончательно приобрело привычный нам облик, который жители Москвы лицезрели более полутора веков, то есть до середины девяностых. Кстати, здание было признано образцовым: Николай I приказал и в других городах строить Гостиные дворы по образцу московского. Тяга к армейскому порядку и всеобщей регламентации была у императора в крови.

Интересно, что уже через десять лет после окончание перестройки здание получило название Старый гостиный двор, поскольку рядом появилось здание с теми же функциями. Чтобы не путать, его называли Новым гостиным двором. Так и стоят они по сей день рядом, разделенные крохотным Рыбным переулком.

Гостиный двор был чрезвычайно популярен у москвичей и многолюден. Сюда не только ходили за покупками, но и просто приходили пообщаться, узнать городские новости. Существует легенда, что именно здесь появились первые в городе распродажи остатков товаров по сниженным ценам. Так ли это точно мы не знаем, но магазин с вывеской «Продажа остатков по самым дешевым ценам» там действительно был. Говорят, что выражение «остатки сладки» идет именно оттуда. Через некоторое время идея распродаж охватила уже все московские магазины, и для них даже было выделено специальное время — они начинались с Фомина воскресенья, то есть первого воскресенья после Пасхи.

После революции здание было немного перестроено внутри и приспособлено под различные конторы. В нем помещалось несчетное количество самых разнообразных государственных учреждений от научно-исследовательских лабораторий и издательств, до складов. А во время войны в глубоких подвалах даже сделали бомбоубежище.

Гостиный двор в Москве

В наши дни самое известное и большое торговое здание в Москве. Он служит не только украшением столицы и важным памятником ее истории, но так же современным торговым и бизнес центром. Архитектурное достояние, построенное на рубеже XVIII–XIX веков в стиле классицизма, расположено у Варварки и Ильинки — свидетелей рождения одной из наиболее интересных достопримечательностей Москвы.

После последней реконструкции, проведенной в 1990–2000-х годах, площадь здания, ставшего центром культурной и деловой жизни города, увеличилась до 82 000 кв.м.

Теперь оно занимает целый квартал. Исторический комплекс оборудовали системами климат-контроля и электронного управления. К Южному крылу были надстроены два этажа и мансарда, где поселились представительства и офисы известных компаний. В помещениях Гостиного двора располагаются рестораны, бары, магазины, кафе и косметические салоны. В амфитеатре, рассчитанном на 450 мест, устраиваются городские и государственные праздники, мероприятия для детей, концерты и встречи. В Гостином дворе проводятся престижные выставки (например, выставка кукол и весенние свадебные выставки), модные показы и летние балы выпускников.

Сердце комплекса — это Атриум, спрятанный под самым большим в Европе куполом. Просторный двор, занимающий 12 000 кв.м., огорожен лепными колоннами и оформлен гранитом.

Шопинг в стенах Гостиного двора столь же необычен и незабываем, сколь и его архитектура. Кажется, что вы прогуливаетесь по центральным улицам маленького европейского городка, полным ресторанчиков и магазинов, ларьков с мороженым и симпатичных лавок. А главное, для того, чтобы сменить атмосферу с шумной, полной людей Москвы, на уют старины, даже не приходится покидать городской центр.

Выставки в Гостином дворе

В историческом здании Гостиного двора, гармонично сочетающем очарование прошлого с достижениями современности, регулярно проводятся выставки, форумы, ярмарки продуктов и товаров народного потребления, экспозиции. Его выставочные площади обладают достаточной инфраструктурой для организации лучших мероприятий в Москве. Удобное расположение в центре столицы, недалеко от Красной площади и Кремля, делает Гостиный двор все более популярным, ставя его на один уровень с главными площадками Москвы — «Крокус-Экспо», ВВЦ, КВЦ «Сокольники» и центрами на Красной Пресне.

Год от года количество участников и гостей выставочно-ярмарочных мероприятий на Ильинке, 4 возрастает.

Здесь стали проводиться выставки недвижимости, туризма, кукол, неделя моды, экспозиции оружия, ярмарка современного искусства, «Мир кондитера», «Медово-яблочный Спас», дегустация продукции пивоварен и специализированные форумы, посвященные ландшафтной архитектуре, цветоводству, транспорту и профобразованию.

Выставка кукол

Выставка «Искусство куклы» уже не первый раз проводится в Гостином дворе.

Среди экспонатов, доступных публике, есть антикварные и шарнирные, театральные и художественные изделия, куклы, представляющие модную индустрию, и любимцы всего света — симпатичные мишки Тедди. В залах площадью 14 000 кв.м. можно встретить рукотворных актеров теневого театра родом с Востока, механических, интерьерных, мультипликационных кукол, друзей советского детства и уникальные старинные модели из собраний частных коллекционеров, которыми гордился бы любой музей.

Гости выставки, многие из которых давно стали завсегдатаями, участвуют в мастер-классах, создавая заготовки париков, голов, тел и одежды будущих кукол, общаются с мастерами-кукольниками, получая уникальные знания. Часть экспонатов, а также обучающую литературу по их созданию можно купить, частью только полюбоваться. «Искусство куклы» — это отличная возможность встретить единомышленников, приобрести уникальные елочные игрушки и сфотографироваться с диковинками, которые скоро вновь скроются за витринами серьезных коллекционеров. Экспозиция интересна посетителям любого возраста, но некоторые ее части, например «Голая коллекция», открыты только для тех, кто уже достиг совершеннолетия. Такие экспонаты размещаются в отдельном пространстве павильона с указателем «18+».

Неделя моды

«Moscow Fashion Week», Московская неделя моды, проходящая в Гостином дворе, является одной из ведущих площадок для развития модной индустрии России. Здесь собираются основоположники новых тенденций — трендсеттеры, редакторы «глянца», руководители всемирно известных домов моды. В течение шести дней тут формируются новые тенденции и находятся fashion-решения. В церемониях открытия принимают участие легенды мира гламура — например, Валентин Юдашкин, а на сцене, сменяя друг друга, блистают звезды — Алла Пугачева, Валерия, Яна Чурикова, Алла Вебер и многие другие.

На площадке Street Fashion Podium проходят не только интересные показы, но любой участник может пройтись модельной походкой по подиуму и сделать отличное фото. В еще одном популярном среди гостей уголке, на Fashion street, желающие знакомятся с новинками индустрии красоты и моды, общаются с представителями любимых брендов, участвуют в мастер-классах и слушают лекции от профессионалов. Каждый сезон Недели моды в Москве дает дорогу молодым российским дизайнерам и уделяет внимание чему-то новому. Уделяют особое внимаение и детской моде. Организаторы мероприятия подчеркивают, что мода доступна всем. Она выходит на улицу, перестав быть привилегией богатых и знаменитых.

Елка в Гостином дворе

Лучшая из традиций Гостиного двора в Москве — это ежегодный новогодний праздник для малышей и их родителей. В сказочных музыкальных представлениях, любимых детьми любого возраста, принимает участие около сотни артистов. Сцену украшают великолепные декорации, а театральные, цирковые и балетные номера дополняют 3D эффекты. Родители, не посещающие спектакли, могут дождаться своих детей в фойе и увидеть представление в прямом эфире на огромном экране. Каждый год Елка в Гостином дворе радует зрителей новыми программами.

Для встречи 2019 года было предложено путешествие в «Город Чудес» — место, где нет пределов волшебству и фантазии, а встреча 2020 года удивила музыкальным шоу с участием как театральных артистов, так и артистов балета и цирка. Праздник в Гостином дворе на Новый год 2022 пройдет с 25 декабря по 7 января.

Малышей всегда ждут викторины, конкурсы, отличные подарки и, конечно, самая пушистая елка в Москве.

Ёлка в Гостином дворе (видео)

История

Еще в XIV- XV веках Варварка и Ильинка, где располагается Гостиный дом в Москве, являлись частью Великого Посада — городской территории за пределами Кремля. В его сердце, находившемся у Москворецкого моста, собирались купцы со всех уголков Руси и из-за ее пределов. Тут, в торгово-ремесленном центре Москвы, разделенном на Верхние, Средние, Нижние ряды, работало множество лавок. После Большого пожара 1493 года купцы, выселенные с территории Кремля, стали вести свою деятельность на перекрестках торговых улиц — их называли «крестцы». В XVI веке на одном из них, Ильинском, появился первый Гостиный дом из дерева, где хранили товары и останавливались на постой купцы.

В 1535 году большая часть Посада оказалась на территории Китай-города. В те времена, при правлении Ивана Грозного, вместо деревянного здания соорудили более устойчивое, каменное. В XVI веке Гостиный дом пылал в огне, но уже к 1664 году был не только отремонтирован, но и улучшен. В дополнение к отстроенному старому зданию был возведен новый Гостиный двор. Вместе они занимали добрую часть квартала. В те дни торговый павильон был полон от зари до ночи, а чтобы добраться до нужного ряда (по виду продукции они делились на иконный и шапочный, восковой и медовый, ореховый, мясной, рыбный), приходилось активно работать локтями. Старые летописи помнят, что рынок ломился от яств, русских и заморских. Икра, стерлядь и осетры из Астрахани были свалены в огромные, многосотенные кучи. Здесь делились новостями и сплетнями, заключали контракты, узнавали о далекой заграничной жизни.

Вид на Гостиный двор с улицы Ильинка — панорама Google Maps

Небылица, что вполне может оказаться былью, рассказывает, что однажды вечером на пути торговца, устало бредущего домой после долгого трудового дня, встретился разносчик, мечтавший избавиться от последних крох изюма. Поддавшись на уговоры, купец приобрел остатки почти даром и подумал, что это отличная идея — избавляться от залежей по более низкой цене, привлекая покупателей. Вскоре он открыл новую лавку, где товары были нарасхват, а его гениальной задумке последовала вся торговая Москва. Неделя распродаж устраивалась раз в году. Она начиналась с Фомина воскресенья и длилась до следующего за Пасхой воскресенья. Акция действовала даже в модных дорогих магазинах на Кузнецком мосту.

К концу XVIII века императрица Екатерина, укрепляя экономику и развивая рыночные отношения, приняла решение о реорганизации Гостиного двора. Согласно указу «Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды» знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, приложивший руку не к одному шедевру Санкт-Петербурга, разработал проект перестройки здания. Его Гостиный двор сочетал рациональное использование пространства с привлекательным внешним видом. Углы строения были закруглены, дабы вписаться в узкие улицы, а широкий внутренний двор делился на две части при помощи поперечного корпуса. Украшениями служили арки, широкие лестницы и пилястры. Строительство стартовало в 1789 году и было окончено к 1805 году.

Во время сражений с Наполеоном, в 1812 году, пожар, заставивший пылать Москву, затронул и Гостиный двор. В 1830 году сильно поврежденное здание полностью восстановил по планам Кваренги архитектор Осип Бове. В XX веке комплекс служил для размещения контор большевиков и для защиты от разрушительных авиаударов Великой Отечественной войны.

Лишь к Миллениуму Гостиный двор вновь расцвел во всей своей прежней красе. Лучшие архитекторы, реставраторы и строители воссоздали его по старинным чертежам и фотографиям, вернув центру Москвы его яркую достопримечательность. В тонких чертах элитного торгово-делового комплекса, слывущего образцом красоты и изящности, можно отследить, как менялись эпохи и стили.

Как добраться до Гостиного двора в Москве

От центра Красной площади до Гостиного двора, расположенного на улице Ильинка, дом 4, всего 400 метров. Фасад здания смотрит на Ильинку, а его главный вход находится между Хрустальным и Рыбным переулками.

На метро

Ближайшие к Гостиному дому станции метро — «Площадь революции» и «Китай-город». Немного дальше (но по меркам столицы недалеко), придется пройти от станций «Театральная», «Лубянка» и «Охотный ряд». Если вы выйдете на «Площади Революции», двигайтесь по Богоявленскому переулку к улице Ильинка. На нее же вы попадете, выйдя из метро у «Китай-города».

Если вы не ориентируетесь в городе, не знаете, как лучше доехать или припарковать машину в центре города — смело заказывайте такси. Сейчас для этого достаточно любого мобильного приложения: Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi или Maxim. Одно из дополнительных удобств — вы сразу будете знать стоимость поездки (она определяется уже при заказе).

Путь от метро «Площадь революции» до Гостиного двора — Google Maps

Гостиный двор в Москве

Гостиный двор является памятником архитектуры, объектом культурного наследия России. Находится в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля и Красной площади. Его первоначальное предназначение – место для временного жилья купцов из других городов, хранения товаров и торговых лавок. Сегодня московский Гостиный двор считается самым престижным и большим торговым комплексом России, и одним из крупнейших европейских выставочных центров. Он расположен в квартале Китай-города, между улицами Ильинка и Варварка, а боковыми окнами смотрит на переулки Рыбный и Хрустальный.

История

Первые данные о Гостином дворе встречаются в работах историков еще в 15 веке. На том месте, где сейчас располагается нынешний Гостиный двор, стоял большой дом из дерева, обнесенный каменными стенами. Купцы, торговавшие в Кремле, там проживали и складывали свой запас товара. В исторических документах он именуется «двор господ купцов». Вот с него то и начинается история современного Гостиного двора. В те времена слово гость толковалось несколько по-иному, чем сейчас. Гостями называли иноземных купцов, торговавших в России. Отсюда и произошло название «Гостиный двор».

Шло время, торговля набирала обороты. В столицу ехало все больше купцов и ремесленников и из русских городов, и из заграницы. И при Иване Грозном деревянное здание Гостиного двора было перестроено в каменное. После пожара в Кремле был издан указ о запрете продажи товаров в Кремле и прилегающей территории, и купцы перенесли торговлю в Гостиный двор. В связи с этим, началась перестройка и расширение здания.

Руководство строительством было возложено на одного из богатейших купцов Москвы Аверкия Кириллова. Здание выглядело очень богато, было окружено высокими стенами с большими расписными воротами. Фасад был украшен изразцами, а на пике башни сидел позолоченный орел огромных размеров. Примечательным стало открытие в Гостином дворе первой аптеки в 1673 году. По мнению иноземных купцов, Гостиным двор был «красивейшим зданием Москвы».

В 17 веке этот старинный торговый центр насчитывал уже более 30 торговых рядов. Именно в это время произошло первое разделение товаров на группы, исходя из гигиенических и санитарных принципов. Об этом свидетельствуют названия торговых рядов: хрустальный, кафтанный, рыбный, медовый, иконный и т.д.

Строительство

Рыночные отношения развивались стремительными темпами, в столицу приезжало много иностранных купцов. И к концу 18 века снова стал вопрос о реконструкции здания. После продолжительного периода дождей одна из стен здания рухнула, разрушив часть торговых лавок. Крыша и башни были в аварийном состоянии. Екатерина Великая выступала за развитие торговых отношений в пределах империи, и понимала необходимость реконструкции Гостиного двора. Но средств на строительство не было.

В 1786 году Екатерина издала указ, в котором говорилось о продаже по частям старого здания и земли под ним купцам владельцам лавок. С условием, что они будут коллективными собственниками Гостиного двора. А вырученные средства шли на строительство нового торгового здания. Проект на строительство разработал зодчий Карин, но императрица одобрила проект Джакомо Кваренги, архитектора из Италии. И в 1789 году приступили к строительству. Проект Кваренги был продуман до малейших нюансов. Рационально организованная внутренняя структура помещения – планировалось более 700 лавок и просторный внутренний двор, который корпус делил на 2 части. По периметру здания шли арки и полуколонны, а аркады во дворах украшены богатыми пилястрами. Чтобы сгладить внешнюю громоздкость здания и разгрузить движение по узким улицам, на закругленных углах, по проекту, прописывались широкие лестницы.

Но итальянский архитектор не учел нюансов местности – глинистую почву и перепад высот между улицами Варварка и Ильинка. Поэтому проект пришлось дорабатывать российским зодчим. Возведение Гостиного двора закончилось в 1805 году. Он стал очень популярным общественным местом, здесь было много торговых лавок, конторы, трактиры. Многие посещали Гостиный двор просто, чтобы обменяться новостями. Считается, что скидки на остатки товара, которые столь популярны сейчас, начались именно в московском Гостином дворе. В 1923 году здание этого знаменитого московского торгового комплекс было переделано под конторы, а в период Великой Отечественной войны использовалось как бомбоубежища. В течение всего 20 века Гостиный двор медленно ветшал, и к 90-м годам вовсе пришел в упадок. Руководством столицы приняло решение о восстановлении исторического памятника.

Гостиный двор сегодня

Сегодня этот огромный особняк, площадью 82 тыс. м. кв., центр культурной и деловой жизни Москвы. Архитектурное решение Гостиного двора уникально. Художественные своды и лепные колонны, выполненные в стиле классицизма, трехъярусные галереи, большой амфитеатр удивляют своей роскошью москвичей и гостей столицы. Под куполом здания находится Атриум. Это огромный двор, мощенный гранитом, площадью 12 тыс. кв., крытый уникальным безопорным прозрачным покрытием. Здание Гостиного двора оборудовано современными европейскими системами климатологии, связи, сбора и вывода конденсата. В красивейшем помещении Атриума проводятся государственные и городские мероприятия, концерты, шоу, детские утренники. Уже традиционным стало ежегодное проведение новогоднего бала мэра.

Московский Гостиный двор является популярным выставочным центром Европы. Ежегодно здесь проводится Неделя Моды, с показом новых коллекций популярных модельеров. Есть интересный музейно-выставочный комплекс «Музей моды», который представляет одежду, обувь, и различные аксессуары 19 века. Из года в год в Гостином дворе проходят выставки Образование и карьера, Туризм и отдых, Православная Русь, Оружие и охота.

Как добраться

Гостиный двор расположен в самом сердце столицы, в непосредственной близости от Кремля, по улице Ильинка. Найти его очень просто – на московском метрополитене станция Площадь революции или же Китай-город находятся в 8 минутах ходьбы от Гостиного двора.

Гостиный двор

Здание Гостиного двора в Москве долгое время было образцом для аналогичных сооружений в других городах. Все там было выверено с аптекарской точность — например, расстояние между соседними колоннами точно соответствовало размеру одной лавки. А сегодня в Гостином дворе проходят деловые выставки, культурные мероприятия, концерты и показы коллекций модных домов.

Здание Гостиного двора занимает квартал между Ильинкой, Варваркой, Рыбным и Хрустальным переулками.

Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.

Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор — его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.

В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность. Ночью вся эта часть, запертая со всех сторон, представляла какой-то необъятный сундук с разными ценностями, охраняемый злыми рядскими собаками на блоках да сторожами. Но лишь только на небе занималась заря, и вставало солнце, как вся эта безлюдная и безмолвная местность вдруг растворялась тысячами лавок, закипала жизнью и движением. Длинной вереницей тянулись к рядам тяжело нагруженные возы от Урала, Крыма и Кавказа, куда глаз ни заглянет — всюду движение и кипучая деятельность: здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки — все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей.

Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.

. двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много икры.

Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.

Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.

Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов — итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.

В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.

Громадное здание Гостиного двора походило на исполинскую печь, из которой вырывались густые клубы дыма и языки пламени. Возможно было ходить лишь по наружной галерее, где находилось множество лавок. Тысячи солдат и каких-то оборванцев грабили лавки. Одни тащили на плечах тюки сукон и различных материй, другие катили перед собой бочки с вином и маслом, третьи таскали головы сахару и других продуктов… При этом страшном грабеже не было слышно криков; грабители работали молча, сосредоточенно. Слышались только треск пламени, стук разбиваемых у лавок дверей, грохот от падающих сводов. Пламя пожирало бесплатно сокровища Европы и Азии, накопленные здесь.

Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на Ильинке назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.

Гостиный двор как торговый центр Китай-города существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.

Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».

Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.

Проект был дерзким и смелым: не просто отремонтировать здание, но накрыть внутренний двор (атриум) стеклянным безопорным перекрытием площадью 12 000 м 2 . Конструкция настолько прочная, что по крыше можно ходить пешком и даже передвигаться на автомобиле. Автор конструкции — Нодар Канчели — архитектор, на имя которого из-за обрушения крыш «Трансвааля» и Басманного рынка брошена тень. Тем не менее это уникальный для Европы проект — самое большое по площади безопорное светопропускающее покрытие, снабженное системой таяния снегов и сбора конденсата.

Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.

Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка Жуков, будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.

Говорят, что. . Гостиный двор — родина русских распродаж. Пару веков назад по Ножевой линии шел безымянный купец. К нему подкатил разносчик с изюмом и сказал: «Возьмите остатки! Дешево отдам». Остатков было довольно много: 7 фунтов (около 3 кг). И купец запустил в своей лавке изюм под слоганом: «Остатки сладки!». Говорят, от покупателей отбоя не было. Тогда купеческая гильдия постановила проводить оптовую распродажу остатков товаров в так называемый Фомин понедельник — первый день после Пасхи .

. так как здание Гостиного двора имеет форму трапеции и украшено по периметру колоннадой, Ильинку называют улицей с самым большим количеством колонн .

. московские купцы славились своим чувством юмора. Иногда, сговорившись «краснить» или «зеленить», они разыгрывали покупателей. Когда человек спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним раскладывали красное или зеленое (в зависимости от договоренности), уверяя, что это и есть запрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее .

Гостиный двор в Москве на улице Ильинка, 4/Варварка, 3

Гостиный двор в городе Москве не один. Первый, называемый Старым, расположен в квартале, ограниченном улицами Варваркой и Ильинкой , а также переулками – Рыбным и Хрустальным . Новый же был построен напротив Старого на месте бывших Рыбных рядов со стороны Рыбного переулка.

История Старого Гостиного двора

Территория, где ныне размещен Старый Гостиный двор, являлась одним из главных торговых мест Москвы еще в XV столетии, когда эти места выбрали купцы, которые до этого торговали на территории московского Кремля.

Первые упоминая о Гостином дворе можно встретить в записках австрийского дипломата Сигизмунда фон Гербейштейна, который бывал в первопрестольной в 1517 и 1526 годах:

«Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».

Торговля росла, и Гостиный двор вновь стал тесен. Это привело к тому, что он вновь подвергся реконструкции в 1661-1665 годах, а его территория расширилась вплоть до улицы Варварки. Таким образом площадь торгового места увеличилась практически в два раза.

Следил за проведением строительных работ богатый и знатный купец Аверкий Степанович Кириллов, чьи палаты до сих пор стоят на Берсеневской набережной, 20.

В 1786 году граф Яков Александрович Брюс, бывший в ту пору московским главнокомандующим, делает доклад императрице Екатерине II о том, что Гостиный двор «пришел в совершенную ветхость и угрожает разрушением и падением» . Владычица согласилась с предложением о том, чтобы «здешний гостиный двор распродать по частям желающим с обязательством покупщиков, чтобы новый был выстроен таковым же квадратом» .

Сразу после великого повеления архитектор Семен Антонович Карин приступает к составлению проекта, который после завершения был отправлен на утверждение в Санкт-Петербург. Но навстречу уже везли другой план, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Джакомо Гваренгием зделан».

Проект итальянца частично изменили в ходе его привязки к местному сложному рельефу. Интересно, что назначенные следить за ходом строительства зодчие Карин и Иван Андреевич Селихов, а также руководивший ими Матвей Федорович Казаков, особых усердий в этом деле не выказывали, а потому будущие владельцы обустраивали свои места «весьма медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел; иные разрывши землю, так и оставляли её».

Начатое в 1791 году строительство (приводятся и другие данные – и 1790, и 1789) было завершено лишь к 1805. Во время пожара военного 1812 года здание значительно пострадало, и было восстановлено с достройкой некоторых частей фасада в период с 1825 по 1830 годы. Этот проект разрабатывал Осип Иванович Бове.

В 1903 году архитектор Семен Васильевич Барков (в других источниках указан Карл Карлович Гиппиус) перестраивает центральный ризалит со стороны Хрустального переулка и придает ему формы псевдоклассицизма.

Стоит отметить, что Старый Гостиный двор в Москве стал прототипом аналогичных построек в других российских городах, но, к сожалению, его изначальный облик был несколько нарушен из-за закладки большей части внутренних и наружных аркад бывшими владельцами лавок. Это привело к тому, что некогда единая галерея второго уровня была разбита на обособленные помещения.

В конце XX столетия Гостиный двор кроме реставрации, подвергся значительной реконструкции, после которой облик всего здания был изменен.

После этих работ над внутренним двором появился стеклянный купол, который явно изменил панораму всего района Китай-город. Кроме этого были надстроены два дополнительных этажа со стороны правого крыла здания. Галерея, выходившая на собор Василия Блаженного, была закрыта, что привело к утрате перспективного вида на него.

Во время проведенной реконструкции археологам было дано разрешение на проведения раскопок во внутреннем пространстве квартала. Благодаря этому, были найдены около 1000 сооружение, которые относились к различным историческим эпохам Москвы, а также иные археологические находки, которые сегодня представлены на обозрение в музее Старого Гостиного двора.

Пожалуй, самым примечательным стало обнаружение под бывшим купеческим домом постройки XVII века огромного клада, из которого исследователи извлекли 16 сосудов, выполненных из драгоценных металлов, а также россыпь из 95 тысяч российских серебряных монет и 335 талеров, отчеканенных, по всей вероятности, на монетных дворах нескольких стран Западной Европы.

Общая площадь Старого Гостиного двора, имеющего два адреса – улица Ильинка, 4 и Варварка, 3, составляет порядка 82 тысяч кв. метров, причем 12 тысяч из них приходится на внутренний двор.

История Нового Гостиного двора

Новый Гостиный двор расположен через дорогу от Старого в Рыбном переулке города Москвы. Его основная цель при возведении – предоставление услуг для организации оптовой торговли для купцов из других российских городов.

Здание подняли в период с 1838 по 1840 годы (правда, другие источники значительно расширяют этот срок – с 1835 по 1842) на месте стоявших здесь Рыбных рядов.

Строение в три этажа с устроенными антресолями и подвалами протянулось практически от улицы Варварки до здания бывшей биржи на Ильинке.

Простоту фасада оживляют три расположенных на нем ионических портика в «антах», расположенных на широких плоских ризалитах. Цокольный этаж достаточно высокий. Центральный объем завершается куполом. Окна второго, парадного, этажа несколько вытянуты вверх и заканчиваются полукружьем.

В 1890 году здание Нового Гостиного двора подверглось частичной перестройке, в ходе которой на главном фасаде добавили дополнительные оконные проемы, двери, а также устроили проездные арки.

uncle_pafnutiy

Старый Гостиный двор — старейший гостиный двор Москвы. Занимает квартал Китай-города между улицами Варваркой и Ильинкой и Хрустальным и Рыбным переулками. В 1990-е годы перестроен под торгово-выставочный комплекс.

Впервые Гостиный двор в Москве упоминается в книге австрийского посланника Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии», в которой он описывает посещение столицы в 1520-х годах:

“Недалеко от крепости есть большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары“.

Местность, где он расположен, стала центром московской торговли в XV веке, когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля.

Каменный Гостиный двор построили в 1640-х годах по указу Михаила Фёдоровича. Он был разделён на четыре двора: Старый, Новый, Соляной и Рыбный. В первых двух находились ряды с лавками и амбарами, в последних — лавки, шалаши и шалашные места. В 1661—1665 годах под руководством купца и думного дьяка Аверкия Кириллова двор расширили в сторону Варварки, построив новое здание на месте ранее размещавшихся лавок. Постройка занимала целый квартал между Ильинкой и Варваркой. Комплекс окружали высокие побелённые стены с воротами, над которыми стояла восьмиугольная башня. Её венчал медный, весом более 20 пудов, позолоченный орёл, а по бокам располагались маленькие шатрики. После перестройки Гостиный двор обрёл и дипломатическую функцию: в нём размещался Посольский приказ, в который приезжали послы зарубежных стран и иностранные купцы.

К концу XVIII века Гостиный двор обветшал. В 1786 году московский главнокомандующий граф Яков Брюс докладывал Екатерине II о его состоянии:

“…пришел в совершенную ветхость и угрожает разрушением и падением, как-то кирпич и белой камень из стен во многих местах уже выпадывает, а равно и крышка, стены и столбы начали обваливаться, отчего не токмо торгующие в магазейнах, но как оный двор положение имеет на четырех улицах, то проходящие и проезжающие подвергаются крайней опасности, а паче от находящихся на воротах башен, которыя совсем наклонились.”

В июле того же года после продолжительных дождей часть здания рухнула: были разрушены 15 лавок, погибли два торговца. Для сбора средств на строительство нового здания Екатерина издала указ «Об отдаче каменного Гостиного двора городу для умножения доходов на разные нужды». Помещения и землю продали с аукциона по частям в 1790-м, выручив 234 593 рубля 33 копейки. Проект нового Гостиного двора создал архитектор Джакомо Кваренги. Однако он не учёл особенности местности — глинистый грунт и уклон рельефа. В связи с этим зодчим Ивану Андреевичу Селехову и Семёну Антоновичу Карину под общим руководством Матвея Казакова пришлось отступить от первоначального замысла. Строительство было окончено в 1805 году. В новом комплексе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток, площадь корпусных строений составляла более 3880 квадратных саженей. Это было трёхэтажное здание в классических палладианских традициях, в арочных пространствах которого располагались лавки. Его углы были закруглены для облегчения движение людей по тротуарам узких переулков Китай-города. По периметру здания находились колонны и проездные арки: две выходили на Хрустальный переулок, две — на Рыбный и одна — на улицу Варварку. Внутренний двор был разделён на две части поперечным корпусом.

Во время московского пожара 1812 года, который начался с Гостиного двора, были разграблены лавки и повреждена бо́льшая часть комплекса. После освобождения города от французской армии началось восстановление строения под руководством архитектора Осипа Бове, которое завершилось в 1830-м. В 1838 году здание получило название Старый Гостиный двор, поскольку рядом построили торговый комплекс — Новый Гостиный двор.

Фото начало 20-х годов

В 1903 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса средняя часть комплекса в Хрустальном переулке была перестроена в стиле псевдоклассицизм. По другим данным, руководил строительством Семён Барков. Старый Гостиный двор послужил прототипом аналогичных зданий в некоторых городах, но его первоначальный облик был изменён после закладки владельцами лавок наружных и большинства внутренних аркад, а также разделения единой галереи второго этажа на отдельные помещения.

2.

фото 1996 г.
Постепенно Гостиный Двор ветшал и разрушался: проседал фундамент, появлялись трещины. В 1996 году началась его реставрация в соответствии с постановлением правительства Москвы от 26 июля 1994 года № 618, продлившаяся пять лет.

3.

На стройке работали археологи, исследовавшие культурный слой от Ильинки к Варварке. Им удалось обнаружить около двухсот сооружений XII—XVII веков: жилые и хозяйственные срубные постройки, водоотводы и колодцы. При расчистке глубокого бревенчатого подклета в ямах был найден клад, содержащий 16 серебряных сосудов, более 95 тысяч русских серебряных монет и 335 талеров, отчеканенных на монетных дворах Западной Европы. Они выставлены в археологическом музее Старого Гостиного двора.

Начатые работы выполнялись без тщательного обследования постройки из-за сжатых сроков. Изначально планировалось завершить реконструкцию к 850-летию Москвы. После обрушения нескольких арок во время строительства сроки сдвинули и заменили бригаду проектировщиков: работы передали Мастерской № 15 «Моспроекта-2», руководимой Сергеем Ткаченко.

В результате реконструкции были надстроены мансардные этажи, которые оборудовали под офисы. Куполообразная крыша изменила панораму Китай-города, открывающуюся с Большого Москворецкого моста, а галерея утратила вид на собор Василия Блаженного. Внутренний двор площадью 12 000 м² замостили гранитом и перекрыли светопрозрачной конструкцией. Над её созданием работал коллектив инженеров: В. А. Ильин, И. А. Шухнин, С. Ю. Ким, главные конструкторы Нодар Канчели и И. Г. Еремеев. По некоторым оценкам, после реконструкции памятник истории превратился в характерный для того периода «муляж».

Гостиный двор со стороны Ильинки
5.

С 2000 года Старый Гостиный двор находился под управлением частных компаний. В 2014 году 49 % комплекса выкупило ОАО «Премьер Инвест» во главе с бизнесменом Михаилом Михайловичем Хубутия. По состоянию на 2018 году Гостиный двор принадлежит городу и находится в управлении музейно-выставочного объединения «Манеж».

6.

7.

8.

9.

10.

Хрустальный переулок

11.

12.

Гостиный двор со стороны Рыбного переулка
13.

14.

фото 1981 г.

15.

16.

17.

18.

Гостиный двор со стороны Варварки
19.

20.

фото 80-е

21.

Использована информация из Википедии и старые фотографии с ресурса Retro View of Mankind’s Habitat

Новый Гостиный двор

Новый Гостиный двор расположен через дорогу от Старого в Рыбном переулке города Москвы.

Название Гостиного двора происходит от слова «гость», то есть купец, ведущий на Руси оптовую и иностранную торговлю и пользующийся многими привилегиями. Первый гостиный двор возник в Москве в начале XVI в., на так называемом Ильинском крестце – пересечении ул. Ильинка и Рыбного пер.

При Иване Грозном деревянное здание Гостиного двора было заменено каменным. Оно не раз горело в московских пожарах. При Алексее Михайловиче Гостиный двор разделился на Старый и Новый. Затем его разделили на четыре двора: Старый, Новый, Соляной и Рыбный.

Рыбный переулок первоначально в XVII в. назывался Введенским по стоявшей в нем церкви Введения Пресвятой Богородицы. В XVIII в. он стал Магистратским переулком – по находившемуся в нем Главному магистрату.

Затем получил название по располагавшемуся здесь в XVIII – нач. XIX вв. Общественному рыбному двору (Старым рыбным рядам).

План 1790 г. местности занимаемой Биржей и частью старого Гостиного двора.
13 – часть церкви Успения Богородицы
– переулок проезжий, называемый “вединской”

За зданием биржи по Введенскому переулку (ныне это Рыбный переулок) располагалась церковь Успения Божией Матери.
Из источника снимка: “. в начале 1869 г. был выработан проект, коим полагалось,на месте нахождения биржи и состоящей позади его принадлежавшей купеческому обществу земле, на которой существовала упраздненная не задолго перед тем церковь Успения Пресвятой Богородицы, возвести новое здание. “

После строительства Старого и Нового гостиных дворов переулок фактически стал проездом между фасадами этих зданий.

Новый гостиный двор заложен в 1838–40 гг. на месте снесенных Старых рыбных рядов (другие источники значительно расширяют этот срок – с 1835 по 1842) . В это время Московское купеческое общество, ввиду нехватки площадей в Старом гостином дворе, заказало строительство дополнительных мест для торговли.

На месте Старых рыбных рядов появилось трехэтажное здание с протяженным уличным фасадом, расположенным на довольно высоком цокольном этаже. Здание было построено в эпоху позднего классицизма.

Стены высокого цокольного этажа отделаны рустом.

Главный фасад расчленен тремя заглубленными ризалитами с ионическими портиками, между которыми расположены барельефы.

Торжественный характер постройке придают высокие окна парадного этажа.

В 1890 г. на главном фасаде Нового гостиного двора были пробиты дополнительные окна и двери, а также устроены проездные арки, что в целом существенно нарушило первоначальную классическую симметрию.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]